автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Нравственное воспитание подростков в полиэтничной среде школы
- Автор научной работы
- Мустафаева, Аида Рафиковна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Махачкала
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Нравственное воспитание подростков в полиэтничной среде школы"
На правах рукописи
МУСТАФАЕВА Аида Рафиковна
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ В ПОЛИЭТНИЧНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
7 НОЯ 2013
005537117
Махачкала 2013
005537117
Работа выполнена на кафедре общей и теоретической педагогики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент
Керимова Аида Вагабовна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» Нюдюрмагомедов Аббулахад Нюдюрмагомедович; кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» Раджабова Раисат Валиевна
Ведущее учреждение - ГУ ДПО «Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров»
Защита диссертации состоится «29» ноября 2013г. в Ю00 часов на заседании Диссертационного совета Д. 212.05.051.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук при ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» по адресу: 367003, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Ярагского, 57.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» по адресу: 367003. г. Махачкала, ул. М.Ярагского, 57.
Автореферат выставлен на сайте ВАК Министерства образования и тнауки Российской Федерации http://vak.ed.gov.ru и на сайте ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» www.dgpu.ru. 29 октября 2013 г.
Автореферат разослан «29» октября 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук профессор Ш. Мирзоев Ш.А.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Реформы, проводимые в России в последние годы развития общества, изменили общественное мнение о качестве образования и воспитания молодежи. Современное общество идет по пути поиска многими россиянами своей национальной особенности, культурной идентичности, сопровождающихся надеждами, сомнениями, ожиданиями, связанными со свободой развития человеческих возможностей и способностей. В связи с этим общество требует от образования тесного взаимодействия с другими институтами общественного воспитания поиска путей улучшения нравов, уважения к менталитету и нормам социальной жизни своего народа, открытости взаимоотношений между представителями разных народов страны. Это требование выражено в официальных документах государства об образовании, в которых одной из основных задач школы определено сохранение, защита и развитие национальных культурных традиций и норм социальной жизни.
Известно, что многонациональное, полиэтничное общество играет ключевую роль в воспитании молодежи с использованием вековых нравственных традиций, что является надежным противодействием разрушительным силам национализма и массовой разъединительной культуры. Но в связи с трудной и противоречивой политической, экономической и культурной обстановкой в стране в эпоху социальных перемен проблема использования духовно-нравственного потенциала народных традиций в общественном воспитании осложняется рядом негативных факторов. В числе основных факторов выступают экономическая и социальная нестабильность общественного развития. Но более существенное влияние на молодежь имеет социокультурный фактор, связанный с ценностно-нормативной неопределенностью, ухудшением общей культуры и нарушением адаптационных возможностей. Традиционные духовно-нравственные ценности девальвируются и вытесняются групповыми интересами и желаниями, разрушается система нравственных норм социальной жизни, наблюдается хаос мнений по отношению к новым ценностям жизни. В этих условиях молодой человек теряет привычные ориентации, чувство опоры на свои традиционные корни, утрачивает связи с обществом. Усиливается риск социальной дезориентации, бездуховной жизни, потери духовной связи со своим народом, непонимания культурных различий и норм межэтнического взаимодействия.
Но эта проблема настолько сложна, что постоянно привлекала внимания исследователей. В известных в педагогической теории исследованиях выявлены сущность и специфика разных аспектов проблемы духовно нравственного воспитания молодежи.
Так широкое признание получили идеи и результаты исследований в аспекте воспитания молодежи как «человека мира», основанных на идеях мира, безопасности, межнационального сотрудничества, взаимного доверия и общенациональных духовно-нравственных ценностей (Г.Д.Дмитриев, М.В.
Кабатченко, Г.Б.Корнетов, В.Н.Цатуров и др.). Одним из вариаций такого подхода к решению проблемы гуманного воспитания можно считать идеи педагогики ненасилия, разрабатываемые В.И Валеевым, Г.Н.Волковым, А.Н. Нюдюрмагомедовым, Т.Н.Петровой, В.А.Ситаровым, Я.И.Ханбиковой и др.
Во многих педагогических исследованиях (Г.Н.Волков, З.Т.Гасанов, А.М.Магомедов, В.В.Макаев, Ш.А.Мирзоев, Л.Л.Супрунова и др.) возможности качественного улучшения нравов молодежи связывают с облагораживанием поликультурной социальной среды.
Для решения проблемы межнациональных отношений среди молодежи строят и региональные программы разработки национального компонента содержания образования, использования в воспитании детей специфики этнического сознания, народных традиций и обычаев, потенциала этнопедаго-гики (A.A.Агаев, Б.Ш.Алиева, И.А.Арабов, Л.М.Дробижева, Г.И.Магомедов Т.Г.Саидов, 3.Я.Якубов и др.)
Психологические особенности данной проблемы раскрываются в трудах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, A.A. Бодалева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Г.Е.Залесского, И.С.Кона:, А.НЛеонтьева, А.В.Петровского, К.К. Платонова, С.Л.Рубишптейна и других ученых. В частности в этих исследованиях раскрываются особенности нравственного воспитания подростков в разных этнических группах.
Целостный, интегративный подход как изучение нравственной позиции молодежи встречается в исследованиях В.А. Арамавичюте, В.Г. Алексеевой, Л.Б. Волченко, С.Л. Копотева, H.H. Крылова, Э.Ю. Мартишаускене, Г.И. Ру-мыниной, В.В. Хахалевой, Р.Г. Яновского и других.
Несмотря на широту педагогических исследований, и предпринимаемых социальных мер по оздоровлению социального поведения детей и молодежи, в практике социальной жизни они предпочитают образцы поведения, насаждаемые массовой культурой. Анализ научных исследований и практики духовно-нравственного поведения молодежи позволяет выделить рад актуальных противоречий в подходах к формированию межэтничных взаимоотношений в социальной жизни детей и молодежи:
- в этнопедагогических исследованиях предлагают возвращения к традициям социальной жизни народов, а в обществе идут интенсивные этноре-лятивистские процессы, которые делают такой возврат невозможным;
- принципы единого образовательного пространства во всех регионах России требуют единых нравственных ценностей, а социальная жизнь в регионах невозможна без учета специфики традиционной жизни отдельных народов, проживающих на разных территориях;
- при явной актуальности проблем поликультурного воспитания еще не разработаны средства и методическое обеспечение интеграции специфических особенностей традиционной социальной жизни этносов в общенациональные духовно-нравственные ценности.
Актуальность решения этих социальных и педагогических проблем стала основанием выбора темы исследования: «Нравственное воспитание подростков в полиэтничной среде школы».
Объект исследования - процесс нравственного воспитания подростков.
Предмет исследования - формирование нравственных взаимоотношений подростков в полиэтничной среде школы.
Целью исследования является выявление и обоснование педагогических условий нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде школы.
Гипотеза исследования. Формирование нравственных взаимоотношений подростков в полиэтничной среде школы будет эффективным, если:
- будет выявлен характер отношения педагогов и подростков к нравственным ценностям полиэтничной школьной среды;
- существенные связи компонентов межэтнического взаимодействия подростков будут выявлены в модели и программе духовно-нравственного воспитания.
- будут выявлены педагогические условия тренинга нравственных взаимоотношений подростков в технологиях имитации традиций социальной жизни этносов;
- для оценки позитивных изменений в нравственной позиции подростков будут использованы адекватные критерии мониторинга.
В соответствии с целью и гипотетическими положениями сформулированы следующие задачи исследования:
1. Теоретическое обоснование сущности и характера духовно- нравственных отношений школьников в полиэтничной среде.
2.Выявление и оценка характера отношений педагогов и подростков к нравственным ценностям полиэтничной среды.
3. Моделирование новой полиэтничной среды и разработка программы формирования нравственных взаимоотношений подростков в этой среде.
4. Выявление и экспериментальное обоснование педагогических условий нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде школы.
Методологической основой исследовании являются: основные принципы этнопедагогики (И.А.Арабов, Г.Н.Волков, З.Т.Гасанов, Г. Тайчи-нов и др.), теория и модели межкультурной коммуникации (М. Беннет, З.Т. Гасанов, А.П. Садохин, Л.Л.Супрунова и др.), концепции использования особенностей национального сознания в образовании (В .Г. Алексеева, Г.Д. Дмитриев, Э.Г Исаева, Г.И. Кислова, А.Н.Нюдюрмагомедов, В.Н. Цатуров и др.), теории организации социокультурной среды (Ф. Зимбордо, A.M. Магомедов, В. Тишков, А.Фернхейм и др.), психологические особенности сознания подростков (В.Г.Дорохина, Л.И.Воробьева, И.С. Кон, В.А.Петровский, А.А.Реан, Д.И.Фелдштейн и др).
При проведении исследования был применен комплекс методов, соответствующих исследовательским задачам:
- изучение и анализ философской, педагогической, этнографической и этнопедагогической литературы;
- изучение и обобщение передового педагогического опыта;
- социологические методы (наблюдение, беседа, дискуссия, тестирование, интервью);
- педагогический эксперимент;
- математическая обработка результатов исследования.
- имитационный тренинг социокультурной жизни
- многолетнее монографическое исследование проблемы в работе автора.
Исследование осуществлялось в четыре этапа.
На первом этапе исследования (2008 — 2009г) изучалась философская, социологическая, психологическая, педагогическая литература по проблеме исследования, анализировался опыт работы ряда школьных учреждений, органов народного образования; разрабатывались исходные теоретические положения. В результате была определена теоретическая позиция, разработана концептуальная модель формирования нравственных качеств (на примере полиэтничного региона Дагестана).
Одновременно проводился констатирующий эксперимент, позволивший выявить наиболее типичные недостатки, проблемы, а также эффективные методы работы школ по взаимодействию с семьями, использованию социальными педагогами народных обычаев и традиций в семейном социуме.
На втором этапе (2010г.) была разработана модель и программа духовно-нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде. На этом этапе были разработаны тренинги традиционной социальной жизни народов Дагестана для эксперимента.
На третьем этапе (2010 — 2011г) осуществлялась практическая реализация опытно-экспериментальной работы на базе СОШ №5, № 33, № 26 г. Махачкалы Мискинджинской сельской средней школе Докузпаринского района, в процессе которой практически проверялась научная состоятельность гипотезы, выявлялись условия эффективности процесса нравственного воспитания школьников в полиэтничной среде школы.
На четвертом этапе (2011-2012 гг.) подводились итоги, анализировались полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты, осуществлялась проверка некоторых положений исследования, а также внедрение результатов в практику работы школ.
Научная новизна исследования:
1. Доказано, что естественное стремление подростков к групповой консолидации можно продуктивно использовать в их взаимопонимании и взаимной поддержке в межэтничной школьной среде.
2. На основе существенных связей компонентов в модели нравственного воспитания в полиэтничной среде составлена и реализована программа формирования межэтнических взаимоотношений подростков.
3. Выявлены эффективные условия нравственного воспитания подростков и их готовности к межэтническому взаимодействию в полиэтничной среде.
4. Доказано, что формирование готовности учащихся к межэтническому взаимодействию возможно только основе твердой этнической идентичности и способности подростков в достойном представлении и защите ценностей традиционной жизни своего народа в общении с представителями других этносов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что этнические нравственные ценности определены как основа формирования межэтнических взаимоотношений; установлена аналогия между групповой солидарностью подростков и характером их взаимоотношений в полиэтничной среде; разработаны типы педагогических ситуаций, позволяющих раскрывать воспитательный потенциал нравственных ценностей в учебных дисциплинах гуманитарного цикла; разработаны критерии оценки и формы мониторинга процесса становления нравственной позиции подростков в полиэтничных группах учащихся.
Практическая значимость исследования состоит в использовании методических рекомендаций по исследованию народных нравственных традиций во взаимоотношениях подростков в полиэтнической среде школы. Разработанные и апробированные в работе тренинги подростков в имитационных событиях традиционной социальной жизни помогут классным руководителям, учителям, и организаторам внеучебной деятельности в повышении качества воспитательной работы в подростковых классах
Рекомендации могут быть использованы в процессе подготовки учащихся высших и средних педагогических учебных заведений с целью воспитания межэтнических отношений и межкультурной коммуникации. Работа содержит большой объём информации по использованию народных традиций в формировании региональной образовательно-воспитательной системы в Республике Дагестан.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлена тем, что автор руководствовался научными методами, теориями и концепциями, адекватными предмету исследования. В эмпирической части работы использованы тренинги-аналоги веками испытанных форм событий традиционной социальной жизни народов Дагестана. Практические рекомендации проверены и одобрены в школах.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования проводились на ежегодных отчетах на кафедре, выступлениях автора на заседаниях методических объединений учителей школ, на районных и республиканских семинарах, конференциях, педагогических чтениях. Автор участвовал и выступал с докладами на Международной конференции (Таганрог 2010), пяти Всероссийских конференциях (Москва, 2008, 2009, 2010 и Махачкала, 2009) и трех межвузовских конференциях (Махачкала, 2008, 2009, 2010).
Основные научные положения исследования обнародованы в опубликованных двадцати четырех статьях автора.
На защиту выносится следующие положения:
1. Нравственный потенциал традиционных событий социальной жизни и культуры народов Дагестана, на основе которых разработаны тренинги взаимоотношений подростков в полиэтничной среде школы.
2. Модель нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде школы, раскрывающая существенные связи компонентов: взаимодействия педагогов, учащихся и этнических нравственных ценностей, методологических основ и принципов, цели и задач, методов, технологий и условий организации полиэтничной среды и критериев оценки результатов.
3. Программа формирования нравственных взаимоотношений подростков в полиэтничной среде школы, включающая:
- приобщение подростков к нравственным ценностям традиционной самобытной жизни своего этноса.
- тренинг подростков в нормах нравственных отношений в полиэтнич-ных группах.
- использование ситуаций традиционной социальной жизни на уроках по предметам гуманитарного цикла;
- дискуссии подростков по проблемам этнорелятивизма в этнических нравственных традициях и их взаимодействии с ценностями массовой культуры;
- формы сотрудничества с институтами общественного воспитания (семья, молодежные и культурные центры, советы ветеранов).
4. Критерии оценки уровня сформированное™ нравственных взаимоотношений подростков в полиэтничной среде: этническая и гражданская идентичность; способность к презентации и защите нравственных ценностей своего этноса в своем поведении; способность в построении своего толерантного поведения в отношениях с представителями иных этносов в школьной среде; готовность к освоению форм социальной жизни в полиэтничной среде.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются цель, объект, предмет и задачи, выдвигается гипотеза, описываются методологические основы и методы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, выдвигаются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации и внедрении результатов исследования.
В первой главе «Методологические основы нравственного воспитания в полиэтничном регионе» характеризуются научно-педагогические
основы нравственного воспитания, описаны структура, содержание и процедуры модели формирования межэтнических отношений подростков в поли-этничной среде и раскрывается специфика нравственного воспитания подростков на нравственных ценностях и в традиционной социальной жизни этноса.
Нравственное воспитание, нравственность, мораль имеют как общефилософское, так и обыденно-практическое объяснение и применение. Анализ научных исследований позволяет представить нравственное воспитание как устойчивую систему с установившимися компонентами, существенными, связями между ними и сложившимся опытом людей по его осуществлению.
Однако из-за сложности природы самой нравственности единого подхода ученых-педагогов к раскрытию понятия «нравственное» пока не сложилось, и остаются разные позиции в оценке его сущностных характеристик. В работе выделены и характеризуются позиции, более близкие предмету исследования. Так нравственность рассматривают как «форму общественного сознания» (философия), «способ организации социальной жизни людей» (социология), «регулятор поведения человека», «нравственные ценности человечества» (этика), «посредник между умом и совестью человека» (В.Г. Алексеева), «внутренние духовные качества человека» (С.И.Ожегов) «границы свободы поведения человека» (Б.Т.Лихачев).
Считают, что мораль и нравственность регулируют поведение человека во всех сферах общественной жизни, и прежде всего в личных, семейных, внутригрупповых и межэтнических отношениях. Нравственные нормы действительно существуют как некие абстрактные предписания, которые человек должен соблюдать в своем поведении, но проявляются они в повседневной жизни в форме привычек или оценок общественного мнения.
Так нравственность, связанная с социальными условиями жизни отдельных народов, принято называть обыденным уровнем нравственного сознания, и может быть представлена такими структурными компонентами, как обычаи, традиции, нормы и оценки. Этот уровень нравственного сознания особенно наблюдается в традиционных обществах с сохранившимися нравственными принципами, обычаями, ритуалами повседневной самобытной жизни.
В современной образовательной практике не в полной мере используется духовно-нравственный потенциал этой самобытной жизни разных народов как ресурса формирования нравственной культуры подрастающих поколений. Обращение к этнической культуре как к средству нравственного воспитания носит фрагментарный и несистемный характер, что не только снижает эффективность воспитательного процесса, но и блокирует диалог между учащимися - представителями различных этнических общностей. В связи эт-норелятивистскими тенденциями в этнической культуре, которые совершенно изменили традиции жизни современных людей по сравнению с жизнью предков, возникла угроза нравственной деградации. Сегодня электронные СМИ, телевидение, телефоны, Интернет, книги, периодика навязывают мо-
лодежи чуждую для нашего традиционного общества массовую культуру. В этих условиях актуальность проблемы возрождения нравственности и культуры каждого народа должна вестись комплексно, в нее должны включиться профильные министерства, религиозные деятели, школы, вузы, общественные организации, семья.
Но этнические традиции жизни сегодня в условиях массового смешивания этносов и переселения горских народов на равнину не могут существовать изолированно. Они утверждаются и поддерживают себя в специфическом способе соотношения с культурой других народов, в постоянном сравнении и диалоге с ними. Диалог культур возможен как по горизонтали, где общение, взаимовлияние, взаимопроникновение происходит в одном временном пространстве, так и по вертикали, где прошлое служит основой для настоящего и ориентиром для будущего.
В таком процессе межнациональных отношений у людей возникает необходимость уважения себя и себе подобных, умение понять себя через представителей других народов, приобщения к ценностям другой культуры и приобщение другого к своим ценностям. Значит, для сохранения истинно непреходящих духовно-нравственных ценностей традиционной жизни этноса необходим как диалог со своими традициями, так и с культурными феноменами иных народов, с которыми контактирует современная молодежь.
Проблема нравственного воспитания детей в полиэтничном обществе имеет как бы два взаимосвязанных аспекта своего решения: сохранять и развивать сущностные черты этнического менталитета и, одновременно, создать в образовательных учреждениях концепцию культурного синтеза и интеграции детей в единую российскую нацию, как народа единого государства, в котором живут разные дружественные народы. В связи с этим предметом исследования определено формирование нравственных взаимоотношений в полиэтничной среде на основе традиционных норм этнической социальной жизни с учетом специфики возрастных особенностей подростков.
Обобщая теоретические положения о подростковом возрасте как открытом этапе социализации, и состояние практики отношений подростков к этнической культуре и традициям самобытной социальной жизни этносов, в работе сформулирован ряд концептуальных положений, как ориентиров эмпирической части исследования:
1. Полиэтничную позицию подростков можно позитивно изменить при активном воспроизводстве, импровизации традиционных событий социальной жизни этносов и их межкультурных контактов.
2. Эффективность импровизации межэтнического опьгга подростков будет позитивно ими принята, если давать им возможность сравнивать и оценивать этнические нравственные нормы с позиций представителей разных этносов.
3. Подростки без особых возражений могут принять образ представителя своего народа в форме стереотипов, принятых взрослыми.
4. У подростков актуальны методы когнитивного изучения необычного, неожиданного из жизни других народов.
5. Подросткам свойственно самим включаться в социальные отношения, только их внимание надо направлять на нравственные ценности в культуре своего и других народов.
6. Естественное стремление подростков к групповой консолидации можно использовать во взаимопонимании и взаимной поддержке в полиэт-ничных группах, что повышает толерантность межэтнических взаимоотношений.
Выявленные теоретические основы нравственного воспитания, этнических ценностей социокультурной традиционной жизни и специфика нравственного становления подростков послужили основой разработки модели нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде. Кроме того, при разработке модели использованы основные положения «Концепции духовно-нравственного воспитания гражданина России». Для отражения специфики полиэтнической среды в условиях Республики Дагестан проанализированы: возможности использования народных традиций в воспитании школьников (З.Я. Якубов), теория и методика воспитания культуры межнационального общения (Г.Т. Гасанов) принципы разработки содержания учебного курса «Культура и традиции народов Дагестана» (Ш.А. Мирзоев, Т.Г. Саидов и др.), возможности синтеза нравственных ценностей в многокультурной молодежной среде, (А.Н. Нюдюрмагомедов, М.Г. Ахмедова, К.И. Хаджиалиев и З.Я. Якубов), психологические особенности формирования национального сознания в условиях поликультурной среды (Г.И. Кислова, В.Н. Цатурова).
С учетом всех описанных позиций нами была разработана педагогическая модель (схема 1.) нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде.
Эта модель является теоретическим представлением обо всем процессе исследования, на основе которого была разработана программа формирования нравственных взаимоотношений подростков в полиэтничной образовательной среде школы.
Если мы признаем право граждан на этническую идентичность, то надо признать и право на адекватное поведение и национальный характер. Значит, в программе нравственного воспитания в полиэтничной среде школ многонационального Дагестана необходимо учитывать механизмы взаимодействия культурных ценностей разных народов. Видимо, для дагестанских народов такая работа немного облегчается в связи с тем, что менталитет и характер многих народов, проживающих в трудных горных условиях, имеют много тождественных элементов и характеристик.
1. Концепция духовно-нравственного воспитания
2. Этнопедагогика
3. Синтез нравственных ценностей
4. Национальное сознание
5. Межкультурная коммуникация
Цель и задачи.
Воспитательный идеал гражданина России.
- высокая нравственность
- ответственность за судьбу страны
- компетентность в труде.
Принципы
I -
народности, приоритета традиций, почитания взрослых, социального партнёрства, интегрировагаго-сги программ технологий.
Процесс нравственного взаимодействия
Полиэтническая
межкультурная коммуникация.
Методы и средства
Среда
Условия
Связь с другими унциями
- тренинги
- импровизации
- драматизации
- диалоги, акции
- конкурсы
- встречи, фестивали
- социальное закаливание
- когнитивный
- эмоциональный
- поведенческий
- коммуникативный
- ответственности
- целостный
- выявление потенциала полиэтничной среды
- подготовка адекватных средств -тренинговые
- ситуации предметные
- эмоциональные
Результат
- семья
- культурные ценгры
- молодежные центры
- культурно-посвятительные
учреждения СМИ.
- низкий
- средний
- достаточный
- высокий
- идентичность со своими народом
- ответственность за судьбу народа, страны
- способность к толерантному общению
- позиция гразеданипа России.
Схема 1. Модель нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде
Программа формирования нравственных взаимоотношений подростков в полиэтничной среде школы, включает следующие направлен™ работы:
- приобщение подростков к нравственным ценностям традиционной самобытной жизни своего этноса.
- тренинг подростков в нормах нравственных отношений в полиэтнич-ных группах.
- использование ситуаций традиционной социальной жизни на уроках по предметам гуманитарного цикла;
- дискуссии подростков по проблемам этнорелятивизма в этнических нравственных традициях и их взаимодействия с ценностями массовой культуры.
- формы сотрудничества с институтами общественного воспитания (семья, молодежные и культурные центры, советы ветеранов).
Для реализации целей каждого направления работы предложены разные формы и технологии межэтнического взаимодействия учащихся- подростков. Более продуктивными для этого определены следующие формы мероприятий: мужской годекан, истоки-презентации, женщины у родника, культура пищи народа, фестиваль культур, конкурс «Национальная музыка и танцы», конкурс знатоков народного этикета, тренинг межэтнического общения, защита проектов « Этническое эсперанто», состязание «Что говорим и что понимаем», выставка «Декоративно-прикладное искусство народов Дагестана» и др.
Основными механизмами нравственного влияния предлагаемых в программе средств воспитания выделены: этническое разнообразие способов оценки межличностных отношений, моделирование ситуаций традиционной жизни народов, стимулирование и поддержка любых инициатив по межэтническому сотрудничеству, межкультурные диалоги, презентация этнического этикета, самопрезентация в проектах этнических стереотипов и межэтнического согласия.
В качестве методов организации деятельности, выявления и оценки результатов использованы: наблюдение, моделирование полиэтнических ситуаций общественной жизни, использование средств визуализации, видеосъемки проводимых мероприятий, фотографирование объектов социальных взаимоотношений разных народов, экспертные оценки учителей, родителей, тестирование учащихся по позитивным изменениям их нравственных отношений и поведения, презентация обычаев, обрядов и ритуалов традиционного этнического поведения и характера, использование исторических описаний исследователей, проекты учащихся по межнациональному согласию и сотрудничеству.
В качестве критериев оценки результатов влияния условий реализации программы на уровень нравственности подростков в полиэтничной среде определены: знание нравственных принципов, правил и норм поведения своего и других народов Дагестана и прав человека; этническая и гражданская идентичность; способность к презентации и защите нравственных ценностей сво-
его этноса в своем поведении; способность в построении своего толерантного поведения в отношениях с представителями иных этносов в школьной среде; готовность к освоению форм социальной жизни в полиэтничной среде.
Организация процесса воспитания нравственных качеств у подростков средствами технологий воссоздания установок традиционной самобытной жизни и культуры в полиэтничном пространстве школы нами была построена и обоснована экспериментально. Для этого проведен эксперимент с охватом более 224 учащихся 7-9 классах в школе-гимназии № 5, № 33,№ 26 г. Махачкалы и Мискинджинской сельской средней школе Докузпаринского района.
Целю эксперимента было выявление и обоснование педагогических условий эффективной реализации программы нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде.
Реализация этой цели осуществлялась через решение следующих конкретных задач:
1. Выявление исходного состояния уровня нравственных взаимоотношений подростков в полиэтничной среде посредством тестирования.
2. Разработка средств, технологий и форм воспитательного процесса, содержание и способы, организации которых идентичны нравственным взаимоотношениям самобытной жизни разных этносов Дагестана.
3. Выбор условий эксперимента и подготовка учителей, воспитателей, родителей и работников внешкольных учреждений к организации эксперимента.
4. Организация самого процесса эксперимента по разработанной программе и сбор эмпирического материала.
5. Анализ результатов эксперимента и формулировка обобщенных
научных положений о закономерной зависимости толерантных нравственных качеств подростков от условий эксперимента.
Для эксперимента были выбраны школы разного статуса и полиэтнич-ного состава учащихся: инновационная школа-гимназия, обычная общеобразовательная городская школа и сельская школа с однонациональным контингентом учащихся. Мы предполагали, что такой репрезентативный отбор позволит обеспечить чистоту результатов эксперимента. В этих школах были отобраны контрольные и экспериментальные классы. Отличие воспитательной работы в них состояло в том, что в контрольных классах выполняли требования образовательных стандартов и пользовались известными методиками воспитательной работы, а в экспериментальных классах работа была организована по предложенной нами программе нравственного воспитания в полиэтничной среде.
Для выявления динамики развития нравственных качеств подростков, как представителей разных народов Дагестана, в полиэтничной среде был составлен еще один тест, который сопровождался соответствующей инструкцией для учащихся. В ней говорилось, что каждый человек живет среди других людей разных национальностей и должен уметь их понимать и жить в
согласии с ними. Для этого человеку нужно знать их традиции и принятые в обыденной жизни нормы взаимоотношений. Учащимся предлагалось высказать свое мнение о типичных правилах общежития, распространенных в по-лиэтничных городах и районах республики. В тест были вложены четыре праметра отношений подростков к взаимодействию в социальной среде: этнические ценности, аналогичность нравственных норм, межэтничное взаимодействие и свой вариант предпочтения. Сравнительные результаты тестирования на начало и конец эксперимента даны в таблице 1.
Таблица 1
Динамика развития нравственных отношений подростков
в разных этничных средах за период эксперимента
Характер нравственных отношений Межэтничная среда
Город (54) Село (48) всего (102)
нач. коп % нач. кон. % нач. кон. %
1. Культурные нормы 28 46 85,1 26 36 75,0 54 82 80,4
2. Этнические нормы 17 34 63,0 28 40 83,3 45 74 72,5
3. Идентичные традиции 32 46 85,1 21 28 58,3 53 74 72,5
4. Межотничные отношения 24 50 92,6 16 34 70,8 40 84 82,3
5. Средний показатель 81,5 70,8 76,9
Сравнительный анализ численных показателей, приведенных в данной таблице, показывает, что нравственный потенциал подростков от разных народов Дагестана на исследованном контингенте довольно невелик и составляет всего 47,5%. Предпочтение межэтническим отношениям отдают всего 39,2 % опрошенных подростков.
В целях подготовки учителей и классных руководителей с условиями, материалами и технологиями эксперимента был организован семинар, на котором обсуждались результаты тестирования и разработанные материалы по социально имитирующим тренингам и методикам их проведения. Такая работа помогла настроить педагогов на серьезное отношение к эксперименту и заинтересовать их в ожидаемых результатах.
Формирующая часть эксперимента шла по основным направлениям, обозначенным в программе нравственного воспитания подростков в полиэт-ничной среде.
Приобщение подростков к нормам нравственной культуры, народного этикета и обычаям традиционной культуры шло в рамках учебных дисциплин «Культура и традиции народов Дагестана», история, литература, технология, музыка, изобразительное искусство и ОБЖ и внеклассной работы. Только в известных учебниках, изданных на русском языке и одинаковых для учащихся любой национальности, мы предлагали материал по нравственной культуре каждого народа, в том числе и малочисленных народов, еще не имеющих письменность. К каждому уроку по заданию учителя представители разных народов Дагестана готовили материал по обычаям и традициям своего народа и выступали с докладами по ним, обсуждали ситуации из традиционной социальной жизни разных народов. Каждая тема этого предмета
становился поликультурным диалогом представителей разных народов, которые обязательно оказывались в каждом классе городской школы.
Знакомство с историческими событиями и традициями семьи разных народов проводили в ходе посещения музеев, в частности музея «Дагестанский аул». В сельской местности ученикам поручали записывать рассказы старожилов села о нравственных заповедях, святынях и особых случаях примирения людей в случаях конфликтов. Такие записи воспоминаний, собранные в сельских школах, использовали в городских школах как средств знакомства подростков с традициями своего народа, полученных из уст очевидцев. Параллельно с этим устраивали встречи с аксакалами и ветеранами труда и войны, религиозными алимами.
Отработка у подростков умений межэтнического взаимодействия проходила в групповых тренингах, имитирующих события традиционной социальной жизни народов Дагестана. При этом в городских школах в каждой группе оказывались представители более шести народов. В сельской местности роль представителей других народов приходилось играть учащимся по выбору. Это, конечно была имитация. В формирующей части эксперимента были проведены: презентация народа «Ватан», конкурс эрудитов этики «Звездный час вежливости», ролевые игры «Мужской годекан» и «У родника», импровизированная игра «Культура пищи народов Дагестана», фестиваль «Куклы в национальной одежде народов Дагестана», конкурс национальных танцев «Лезгинка», фольклорные экспромты. В подготовке, проведении и оценке эффективности этих мероприятий участвовали классные руководители и учителя школы, родители, работники молодежных центров и внешкольных воспитательных учреждений.
В описании хода эксперимента, как и предполагали, мониторинг проводился по нескольким методикам, параметрам и критериям. В соответствии с этим оценим и обсудим полученные в ходе эксперимента результаты.
Их обобщение привело нас к научным закономерностям о механизмах существенных связей между технологиями традиционной социальной жизни народов и динамикой становления нравственного поведения подростков.
Одновременно результаты показывают эффективность использованных методик и созданных условий взаимодействия подростков в полиэтничной среде. Сравнительный анализ показателей позитивных изменений в отношениях подростков в межетничной среде позволяет выявить следующие механизмы динамики этих изменений. Как в городе (межэтничная среда), так и в селе проведенная целенаправленная работа по приобщению подростков к этническим традиционным нравственным нормам значительно изменила их нравственную позицию, что в итоговом виде повысилось на 29,4% (76,947,5).
Если оценивать результаты в сравнении их в городе и села, то выясняется следующая картина. Так в городе средний показатель по всем четырем критериям повысился на 34,8% (81,5-46,7), а в селе (мононациональная среда) этот рост составил 26,0% (71,8-45,8). Такое различие мы и предполагали,
поскольку учащиеся городских школ живут в полиэтничной среде, а в селе мы их знакомили с особенностями этой среды и ориентировали в том, как себя вести, оказавшись в условиях взаимодействия с представителями других этносов Дагестана или граждан других регионов России. Причиной высокого роста этого показателя мы считаем более гуманные взаимоотношения между людьми, характерные социокультурной среде села. Это подтверждает и показатель роста отношений подростков к этническим отношениям, который составил 83,3%, в то время, когда в городе он даже после эксперимента оказался равным 63,0%.
Анализ отношений городских и сельских школьников по культурным номам показывает различие в 10,1% в пользу межэтничной среды. Это, естественно, зависит от условий эксперимента. Но кроме условий эксперимента, по нашему мнению, на этот показатель повлияла и культурная среда и разностороннее общение подростков. В городе намного больше информационных факторов, чем в селе. Сравнение позитивных изменений в отношениях подростков к нравственным взаимоотношениям по всем четырем критериям показывает, что оно заметно выделяется по межэтническим отношениям (82,3%). На этом основании можно утверждать, что гипотетическое представление работы оправдалось.
Для более глубокой характеристики позитивного влияния условий эксперимента на толерантный характер взаимоотношений подростков в полиэтничной среде приведем сравнительные данные по контрольным и экспериментальным классам в городских школах. Результаты тестирования приведены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительные изменения в нравственных отношениях подростков
в контрольных и экспериментальных классах
Характер нравственных отношений Показатели позитивных изменений
Конт рольные (54) Экспериментальные (54)
нач. кон. % нач. кон. % % роста
1. Культурные нормы 26 36 18,5 28 46 33,4 14,9
2. Этнические нормы 20 28 14,9 17 34 31,5 16,6
3. Идентичные традиции 30 38 14,8_ 32 46 25,9 11,1
4. Межэтничные отношения 25 35 18,5 24 50 48,2 29,7
5. Средний показатель 16,6 34,7 18,1
Сравнительный анализ численных показателей позитивных изменений в отношениях подростков к нравственным ценностям в этнической среде показывает, что в условиях эксперимента количество подростков, позитивно оценивших этнические нравственные ценности по четырем существенным признакам в экспериментальных классах возросло на 18,1% больше чем в контрольных (34,7% против 16,6%).
Кроме общей позиции участников эксперимента в мониторинге результатов оценены:, проекты учащихся по этнокультурным событиям, собранный материал по событиям социальной жизни этносов, активность подростков в
ролевых тренингах, отзывы классных руководителей, учителей и родителей, оценки жюри по каждому тренингу и отзывы самих подростков. Эти характеристики подробно описаны в диссертации.
Результаты эксперимента с учетом влияния этих факторов могут иметь некоторые погрешности, но значительное позитивное изменение показателей можно считать последствием влияния на учащихся условий эксперимента.
На основе обобщения результатов эксперимента в работе выявлены и представлены эффективные условия формирования взаимоотношений подростков в полиэтничной среде. Реализация этих условий требует от организаторов полиэтничной среды дополнительных усилий, в связи с чем, в работе даны методические рекомендации для классных руководителей.
Обобщение материалов исследования позволяет делать следующие выводы:
1. Обобщение основных положений разных концепций этнокультурного взаимодействия показывает, что его основой все исследователи считают этнические нравственные ценности.
2. Естественное стремление подростков к групповой консолидации можно продуктивно использовать в их взаимопонимании и взаимной поддержке, что повышает толерантность межэтнических отношений.
3. Импровизация межэтнического опыта подростков будет ими позитивно принята, если дать им возможность сравнивать и оценивать этнические нравственные нормы с позиции представителей разных этносов.
4. Нравственное воспитание в полиэтничной среде можно эффективно строить только на основе объективных данных об отношении педагогов и учащихся к нравственным нормам традиционной жизни народа.
5. Для эффективной организации нравственного воспитания в полиэтничной среде школы нужна комплексная программа, включающая:
- приобщение подростков к нравственным ценностям традиционной самобытной жизни своего этноса.
-знакомство подростков с непреходящими нравственными ценностями мировой культуры.
- тренинг подростков в нормах нравственных отношений в полиэтнич-ных группах.
- дискуссионное обсуждение проблем этнорелятивизма в этнических нравственных традициях и их взаимодействия с ценностями массовой культуры.
- сотрудничество с институтами общественного воспитания (семья, молодежные и культурные центры, советы ветеранов)
6. Формирование готовности подростков к межэтническому взаимодействию проходит более эффективно в тренингах, ролевых играх, имитирующих события традиционной социальной жизни этносов.
7. Программа нравственного воспитания подростков в поиэничной среде должна стать составной частью внеучебной деятельности подростков,
принятой в новых стандартах общего образования обязательной частью работы школы.
8. Готовность учащихся к межэтническому взаимодействию можно строить только на основе твердой этнической идентичности и способности подростков в достойном представлении и защите ценностей традиционной жизни своего народа.
6. Программа нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде школы должна включать и систему работы по раскрытию и реализации воспитательного потенциала учебных предметов:
7.Нравственное воспитание подростков в полиэтничной среде требует четкого налаживания связей с общественными институтами воспитания (семья, молодежные и культурные центры, советы ветеранов).
8. Для объективной оценки результатов реализации программы нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде школы нужен комплекс различных взаимно контролируемых форм мониторинга.
9. Эффективными условиями нравственного воспитания подростков в полиэтнической среде школы являются:
- выявление характера отношений педагогов и учащихся к значимости возрождения традиционных форм социальной жизни этносов в современном обществе.
- разработка программы нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде школы.
- разработка и реализация технологий формирования нравственных взаимоотношений подростков в полиэтничной среде школы.
Основное содержание диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:
1. Мустафаева А.Р. Исторические предпосылки и проблемы формирования нравственных качеств в поликонфессиональных регионах. // Научно-теоретический журнал университета: Ученые записки университета имени Л.П. Лесгафта №5 5(75) - Санк-Петербург, 2011. - С.89-93 (Входит в перечень рекомендованных журналов ВАК РФ) (0,25 п.л.)
2. Мустафаева А.Р. Формирование нравственной культуры личности. II Вестник университета. Государственный университет управления, 2011, №13 - С.94-96 (Входит в перечень рекомендованных журналов ВАК РФ) (0,1 пл.)
3. Мустафаева А.Р. Инновационные подходы к нравственному воспитанию младших школьников // Известия южного федерального университета. Ростов-на Дону, 2010, №3 - С. 109-114. (Входит в перечень рекомендованных журналов ВАК РФ) (0,3 п.л.)
4. Мустафаева А.Р. Теоретические основы нравственного воспитания в современной социокультурной ситуации. // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Сборник научных трудов. Махачкала: АЛЕФ, 2009.- Вып. 5. -С.207- 212. (0,3 п.л.)
5. Мустафаева А.Р.; Брачно-семейные традиции и особенности их формирования. // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Сборник научных трудов. Махачкала: АЛЕФ, 2009.- Вып. 5. - С.192-195. (0,2 пл.)
6. Мустафаева А.Р. Семья как социально-нравственная категория. // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Сборник научных трудов.- Махачкала: АЛЕФ, 2009. Вып. 5. - С.195- 207. (0,1 п.л.)
7. Мустафаева А.Р. Роль семьи в формировании нравственной культуры личности. // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Сборник научных трудов.- Махачкала: АЛЕФ, 2009. Вып. 3. - С. 66- 71 (0,3 п.л.)
8. Мустафаева А.Р. Ценности воспитания в современной семье. //Актуальные вопросы современной науки: Материалы VII-я Международная Интернет - конференция (Тагонрог,31 января 2010г.)-М.: Издательство «Спутник+», 2010. - С 323-327. (0,3 п.л.) . .
9. Мустафаева А.Р. Мораль и нравственность в традиционных сельских обществах. Дагестана. // Актуальные проблемы современной науки и образования:Всероссийская научно-практическая конференция. Сборник статей-Дербент: Социально педагогический институт, 2010.-С. 9-13. (0,3 п.л.).
10. Мустафаева А.Р. Проблема формирования нравственных качеств в поликонфессиональных регионах. // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Сборник научных трудов. - Махачкала: АЛЕФ, 2010- Вып 9. - С 83-88. (0,3 п.л.).
11. Мустафаева А.Р. Основные пути и условия формирования нравственного воспитания личности.// Научно-теоретический журнал Вестник Социально-педагогического института. - Дербент 2010г.- №1 - С.36-39(0,3 п.л.).
12. Мустафаева А.Р. Проблемы социализации молодежи в современном российском обществе. //Актуальные проблемы социализации детей и молодежи: Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции 10-11 декабря 2009 .- Махачкала: Алеф,2010. - С.193-197(0,3 п.л.).
13. Мустафаева А.Р. Теоретические основы нравственного воспитания личности. Научно-теоретический журнал ВЕСТНИК Социально- педагогического института,- г. Дербент, 2011, №1. - С.32-33(0,2 п.л.).
14. Мустафаева А.Р. Керимова A.B. Формирование нравственных качеств в многонациональной семье Дагестана. //Стратегический план развития системы «школа- вуз» в условиях изменений». Вып. 1.: Материалы 2-ой региональной научно практической конференции / Под. ред. проф. A.A. Цахае-вой. - Махачкала: АЛЕФ. 2008. - С.45-56. (0,7 п.л., авт. 0,1 п.л.)
15. Мустафаева А.Р., Керимова А.В.Особенности социализации детей в семье в условиях современного Дагестана.// Преемственность семьи и социальных институтов в формировании толерантного сознания: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 14 мая 2008 г. М.: Излк-тельский центр СМУР «Academa», 2008. - С. 358-368. (0,7 п.л., авт. 0,1 п.л.)
16. Мустафаева А.Р., Керимова A.B. Педагогические технологии образовательного процесса в поликультурной среде // Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- М.: Издательский центр СМУР «Аса-dema», 2008. - С.199- 216. (1 п.л., авт.0,1 п.л.)
17. Мустафаева А.Р., Керимова A.B. Семья как пространство нравственности. Семья: проблемы, традиции, новации. Том 1 Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Издательский центр СМУР «Academa», 2008. - С. 182-192. (0,8 п.л., авт. 0,1 п.л.)
18. Мустафаева А.Р., Керимова A.B. Особенности семейного воспитания в современных условиях РД. «Педагогические науки» №6 (33). - М., 2008. - С.11-17. (0,4 пл., авт. 0,1 п.л.)
19. Мустафаева А.Р., Керимова A.B. Семейное воспитание как основной фактор становления нравственной основы личности. // Известия педагогического университета. Азербайджанский государственный педагогический университет. - Баку, 2009. - № 2. - С.ЗЗЗ- 340. (0,4 пл., авт. ОД п.л.)
20. Мустафаева А.Р., Керимова A.B. Семья как социальный институт формирования личности ребенка. // Профилактика социальных отклонений : достижение и перспективы: Материалы Всероссийской научно- практической конференции 30-31 марта Москва Принт - М., 2009,-С.212-220.
21. Мустафаева А.Р., Керимова A.B. Семейные традиции и обычаи как основа нравственного воспитания детей. // Преемственность инновационных технологий в системе «Детский сад-школа вуз»: Материалы Всероссийской научно- практической конференции 10-11 марта Махачкала: АЛЕФ, 2009. -С. 369-375. (0,4 пл., авт. 0,1 п.л.)
22.. Мустафаева А.Р., Гасанова Д.И Проблемы социализации молодежи в современном российском обществе. // Актуальные проблемы социализации детей и молодежи: Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции 10-11 декабря 2009г. Махачкала: АЛЕФ, 2010. -С. 193-197. (0,2 пл., авт. 0,1 п.л.)
23. Мустафаева А.Р., Керимова A.B. Возрастные особенности нравственного воспитания и пути формирования нравственности в подростковом возрасте.// Гуманизация общего и специального образования в современных условиях: перспективы и достижения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2010г. - С. 47-53. (0,2 пл., авт. 0,1 п.л.)
24. Мустафаева А.Р., Керимова A.B. Духовно - нравственное воспитание детей и молодежи как актуальная проблема современности. Международная научно-практическая конференция «Проблемы воспитания личности молодого человека в образовательном процессе»г. М., 2013. - №1.-С.239-241(0,1 пл., авт. 0,7 пл.)
Подписано в печать 10.09.2013г. Формат 60x84i/16. Печать ризографнзя. Бумага офсетная. Гарнитура «Тайме». Усл. п. л. 10. Тираж 500 экз.
Г/ alsph
Отпечатано в типографии АЛЕФ, ИП Овчинников М.А. 367000, РД, г.Махачкала, ул. С.Стальского 50 Тел.: +7-903-477-55-64, +7-988-2000-164 E-mail: alefgraf@mail.ru
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Мустафаева, Аида Рафиковна, Махачкала
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ В ПОЛИЭТНИЧНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
На правах рукописи
МУСТАФАЕВА
Аида Рафиковна
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель -
кандидат педагогических наук, профессор А.В. Керимова
МАХАЧКАЛА-2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПОЛИЭТНИЧНОМ РЕГИОНЕ......................12
1.1. Нравственное воспитание в поликультурной среде как научно-педагогическая проблема .........................................................12
1.2. Специфика нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде ......................................................................................37
1.3 Модель формирования нравственных отношений подростков в полиэтничной среде школы ............................................................55
Выводы по первой главе ......................................................69
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ПОЛИЭТНИЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ...................................71
2.1 Программа и средства нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде .......................................................................71
2.2 Технологии формирования нравственных взаимоотношений подростков в полиэтничной среде школы..................................................91
2.3 Анализ результатов эксперимента и рекомендации по организации нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде .............111
Выводы по второй главе.........................................................131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ...........................................
134 140 .160
ВВЕДЕНИЕ
Реформы, проводимые в России в последние годы развития общества, изменили общественное мнение о качестве образования и воспитания молодежи. Современное общество идет по пути поиска многими россиянами своей национальной особенности, культурной идентичности, сопровождающихся надеждами, сомнениями, ожиданиями, связанными со свободой развития человеческих возможностей и способностей. В связи с этим общество требует от образования тесного взаимодействия с другими институтами общественного воспитания, поиска путей улучшения нравов, уважения к менталитету и нормам социальной жизни своего народа, открытости взаимоотношений между представителями разных народов страны. Это требование выражено в официальных документах государства об образовании, в которых одной из основных задач школы определены сохранение, защита и развитие национальных культурных традиций и норм социальной жизни.
Известно, что многонациональное, полиэтничное общество играет ключевую роль в воспитании молодежи с использованием вековых нравственных традиций, что является надежным противодействием разрушительным силам национализма и массовой разъединительной культуры. Но в связи с трудной и противоречивой политической, экономической и культурной обстановкой в стране в эпоху социальных перемен проблема использования духовно-нравственного потенциала народных традиций в общественном воспитании осложняется рядом негативных факторов. В числе основных факторов выступают экономическая и социальная нестабильность общественного развития. Но более существенное влияние на молодежь имеет социокультурный фактор, связанный с ценностно-нормативной неопределенностью, ухудшением общей культуры и нарушением адаптационных возможностей. Традиционные духовно-нравственные ценности девальвируются и вытесняются групповыми интересами, разрушается система нравственных норм социальной жизни, наблюдается хаос мнений по отношению к новым ценностям жизни. В этих условиях молодой человек теряет привычные ориента-
ции, чувство опоры на свои традиционные корни, утрачивает связи с обществом. Усиливается риск социальной дезориентации, бездуховной жизни, потери духовной связи со своим народом, непонимания культурных различий и норм межэтнического взаимодействия.
Но эта проблема настолько сложна, что постоянно привлекала внимания исследователей. В известных в педагогической теории исследованиях выявлены сущность и специфика разных аспектов проблемы духовно нравственного воспитания молодежи.
Так широкое признание получили идеи и результаты исследований в аспекте воспитания молодежи как «человека мира», основанных на идеях мира, безопасности, межнационального сотрудничества, взаимного доверия и общенациональных духовно-нравственных ценностях (Г.Д. Дмитриев, М.В.Кабатченко, Г.Б.Корнетов, В.Н.Цатуров и др.). Одним из вариаций такого подхода к решению проблемы гуманного воспитания можно считать идеи педагогики ненасилия, разрабатываемые В.И Валеевым, Г.Н. Волковым, А.Н.Нюдюрмагомедовым, Т.Н.Петровой, В.А.Ситаровым, Я.И. Ханбиковой и др.
Во многих педагогических исследованиях (Г.Н.Волков, З.Т.Гасанов, А.М.Магомедов, В.В.Макаев, Ш.А.Мирзоев, Л.Л.Супрунова и др.) возможности качественного улучшения нравов молодежи связывают с облагораживанием поликультурной социальной среды.
Для решения проблемы межнациональных отношений среди молодежи строят и региональные программы разработки национального компонента содержания образования, использования специфики этнического сознания, народных традиций и обычаев, потенциала этнопедагогики (А.Г.Агаев, Б.Ш. Алиева, И.А.Арабов, Л.М.Дробижева, Г.И.Магомедов, Т.Г.Саидов, З.Я. Якубов и др.)
Психологические особенности данной проблемы раскрываются в трудах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, A.A. Бодалева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Г.Е.Залесского, И.С.Кона, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, К.К. Пла-
тонова, С.Л.Рубинштейна и других ученых. В частности в этих исследованиях раскрываются особенности нравственного воспитания подростков в разных этнических группах.
Целостный, интегративный подход как изучение нравственной позиции молодежи встречается в исследованиях В.А. Арамавичюте, В.Г. Алексеевой, Л.Б. Волченко, С.Л. Копотева, H.H. Крылова, Э.Ю. Мартишаускене, Г.И. Ру-мыниной, В.В. Хахалевой, Р.Г. Яновского и других.
Несмотря на широту педагогических исследований и предпринимаемых социальных мер по оздоровлению социального поведения детей и молодежи, в практике социальной жизни они предпочитают образцы поведения, насаждаемые массовой культурой. Анализ научных исследований и практики духовно-нравственного поведения молодежи позволяет выделить рад актуальных противоречий в подходах к формированию межэтнических взаимоотношений в социальной жизни детей и молодежи:
- в этнопедагогических исследованиях предлагают возвращения к традициям социальной жизни народов, а в обществе идут интенсивные этноре-лятивистские процессы, которые делают такой возврат невозможным;
- принципы единого образовательного пространства во всех регионах России требуют и единых нравственных ценностей, а социальная жизнь в регионах невозможна без учета специфики традиционной жизни отдельных народов, проживающих на разных территориях;
- при явной актуальности проблем поликультурного воспитания еще не разработаны средства и методическое обеспечение интеграции специфических особенностей традиционной социальной жизни этносов в общенациональные духовно-нравственные ценности.
Актуальность решения этих социальных и педагогических проблем стала основанием выбора темы исследования «Нравственное воспитание подростков в полиэтничной среде школы».
Объект исследования - процесс нравственного воспитания подростков.
Предмет исследования - формирование нравственных взаимоотношений подростков в полиэтничной среде школы.
Целью исследования является выявление и обоснование педагогических условий нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде школы.
Гипотеза исследования. Формирование нравственных взаимоотношений подростков в полиэтничной среде школы будет эффективным, если:
- будет выявлен характер отношения педагогов и подростков к нравственным ценностям полиэтничной школьной среды;
- существенные связи компонентов межэтнического взаимодействия подростков будут выявлены в модели и программе духовно-нравственного воспитания;
- будут выявлены педагогические условия тренинга нравственных взаимоотношений подростков в технологиях имитации традиций социальной жизни этносов;
-для оценки позитивных изменений в нравственной позиции подростков будут использованы адекватные критерии мониторинга.
В соответствии с целью и гипотетическими положениями сформулированы следующие задачи исследования:
1. Теоретическое обоснование сущности и характера духовно-нравственных отношений школьников в полиэтничной среде.
2.Выявление и оценка характера отношений педагогов и подростков к нравственным ценностям полиэтничной среды.
3. Моделирование новой полиэтничной среды и разработка программы формирования нравственных взаимоотношений подростков в этой среде.
4. Выявление и экспериментальное обоснование педагогических условий нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде школы.
Методологической основой исследовании являются: основные принципы этнопедагогики (И.А.Арабов, Г.Н.Волков, З.Т.Гасанов, Г. Тайчи-нов и др.), теория и модели межкультурной коммуникации (М. Беннет, З.Т.
Гасанов, А.П. Садохин, Л.Л.Супрунова и др.), концепции использования особенностей национального сознания в образовании (В.Г. Алексеева, Г.Д. Дмитриев, Э.Г Исаева, Г.И. Кислова, А.Н.Нюдюрмагомедов, В.Н. Цатуров и др.), теории организации социокультурной среды (Ф. Зимбордо, A.M. Магомедов, В. Тишков, А.Фернхейм и др.), психологические особенности сознания подростков (В.Г.Дорохина, Л.И.Воробьева, И.С. Кон, В.А. Петровский, A.A. Реан, Д.И.Фелдштейн и др.).
При проведении исследования был применен комплекс методов, соответствующих исследовательским задачам:
- изучение и анализ философской, педагогической, этнографической и этнопедагогической литературы;
- изучение и обобщение передового педагогического опыта;
- социологические методы (наблюдение, беседа, дискуссия тестирование, интервью);
- педагогический эксперимент;
- математическая обработка результатов исследования.
- имитационный тренинг социокультурной жизни
-многолетнее монографическое исследование проблемы в работе автора.
Исследование осуществлялось в четыре этапа.
На первом этапе исследования (2008 - 2009 г.) изучалась философская, социологическая, психологическая, педагогическая литература по проблеме исследования, анализировался опыт работы ряда школьных учреждений, органов народного образования; разрабатывались исходные теоретические положения. В результате была определена теоретическая позиция, разработана концептуальная модель формирования нравственных качеств (на примере полиэтничного региона Дагестана).
Одновременно проводился констатирующий эксперимент, позволивший выявить наиболее типичные недостатки, проблемы, а также эффективные методы работы школ по взаимодействию с семьями, использованию со-
циальными педагогами народных обычаев и традиций в семейном социуме.
На втором этапе (2010 г.) была разработана модель и программа духовно-нравственного воспитания подростков в полиэтнической среде. На этом этапе были разработаны тренинги традиционной социальной жизни народов Дагестана для эксперимента.
На третьем этапе (2011 — 2012г) осуществлялась практическая реализация опытно-экспериментальной работы на базе СОШ №5, № 33, № 26 г. Махачкалы и Мискинджинской сельской средней школе Докузпаринского района , в процессе которой практически проверялась научная состоятельность гипотезы, выявлялись условия эффективности процесса нравственного воспитания школьников в полиэтничной среде школы
На четвертом этапе (2012-2013 гг.) подводились итоги, анализировались полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты, осуществлялась проверка некоторых положений исследования, а также внедрение результатов в практику работы школ.
Научная новизна исследования
1. Доказано, что естественное стремление подростков к групповой консолидации можно продуктивно использовать в их взаимопонимании и взаимной поддержке в межэтнической школьной среде.
2. На основе существенных связей компонентов в модели нравственного воспитания в полиэтничной среде составлена и реализована программа формирования межэтнических взаимоотношений подростков.
3. Выявлены эффективные условия нравственного воспитания подростков и готовности к межэтническому взаимодействию в полиэтничной среде.
4. Доказано, что формирование готовности учащихся к межэтническому взаимодействию возможно только основе твердой этнической идентичности и способности подростков в достойном представлении и защите ценностей традиционной жизни своего народа в общении с представителями других этносов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что этнические нравственные ценности определены как основа формирования межэтнических взаимоотношений; установлена аналогия между групповой солидарностью подростков и характером их взаимоотношений в полиэтничной среде; разработаны типы педагогических ситуаций, позволяющих раскрывать воспитательный потенциал нравственных ценностей в учебных дисциплинах гуманитарного цикла; разработаны критерии оценки и формы мониторинга процесса становления нравственной позиции подростков в полиэтничных группах учащихся.
Практическая значимость исследования состоит в использовании методических рекомендаций по исследованию народных нравственных традиций во взаимоотношениях подростков в полиэтнической среде школы. Разработанные и апробированные в работе тренинги подростков в имитационных событиях традиционной социальной жизни помогут классным руководителям, учителям, и организаторам внеучебной деятельности в повышении качества воспитательной работы в подростковых классах
Рекомендации могут быть использованы в процессе подготовки учащихся высших и средних педагогических учебных заведений с целью воспитания межэтнических отношений и межкультурной коммуникации. Работа содержит большой объём информации по использованию народных традиций в формировании региональной образовательно-воспитательной системы в Республике Дагестан.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлена тем, что автор руководствовался научными методами, теориями и концепциями, адекватными предмету исследования. В эмпирической части работы использованы тренинги-аналоги веками испытанных форм событий традиционной социальной жизни народов Дагестана. Практические рекомендации проверены и одобрены в школах.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования проводились на ежегодных отчетах на кафедре, выступлениях автора на заседа-
ниях методических объединений учителей школ, на районных и республиканских семинарах, конференциях, педагогических чтениях. Автор участвовал и выступал с докладами на Международной конференции (Таганрог 2010), пяти Всероссийских конференции (Москва, 2008, 2009, 2010 и Махачкала, 2009) и трех межвузовских конференциях (Махачкала, 2008, 2009, 2010).
Основные научные положения исследования обнародованы в опубликованных двадцати четырех статьях автора.
Защищаемые положения исследования.
1. Нравственный потенциал традиционных событий социальной жизни и культуры народов Дагестана, на основе которых разработаны тренинги взаимоотношений подростков в полиэтничной среде школы.
2. Модель нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде школы, раскрывающий существенные связи компонентов: взаимодействия педагогов, учащихся и этнических нравственных ценностей, методологических основ и принципов, цели и задач, методов, технологий и условий организации полиэтничной среды и критериев оценки результатов.
3. Программа формирования нравственных взаимоотношений подростков в полиэтничной среде школы, включающая:
- приобщение подростков к нравственным ценностям традиционной самобытной жизни своего этноса.
- тренинг подростков в нормах нравственных отношений в полиэтнич-ных группах.
- использование ситуаций традиционной социальной жизни на уроках по предметам гуманитарного цикла;
- дискуссии подростков по проблемам этнорелятивизма в этнических нравственных традициях и их взаимодействии с ценностями массовой культуры.
- формы сотрудничества с институтами общественного воспитания (семья, молодежные и культурные центры, советы ветеранов).
4. Критерии оценки уровня сформированности нравственных взаимоотношений подростков в полиэтничной среде: этн�