автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Нравственное воспитание во взглядах Мир Сайида Али Хамадони
- Автор научной работы
- Абдурахимов, Кудратулло
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Душанбе
- Год защиты
- 1995
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Нравственное воспитание во взглядах Мир Сайида Али Хамадони"
(
На правах рукописи
^ АБДУРАХИМОВ КУДРАТУЛЛО
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВЗГЛЯДАХ МИР САЙИДА АЛИ ХАМАДОНИ
13.00.01—Теория »1 история педагогики
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание 'ученой .степени кандидата педагогических наук
Душанбе —1095
Работа выполнена на кафедре педагогики ' Курган-Тюбннского государственного университета.
Научный руководитель—кандидат педагогических наук, доцент МИРЗОЕВ Л. М.
Официальные оппоненты — доктор педагогических наук, АФЗА-
лов X. с.
кандидат педагогических паук, профессор РАХИМОВ Б. Р.
Ведущее учреждение — Таджикский научно-исследовательский институт педагогических'наук.
| Зашита состоится « » июня 1995 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета К. 065.02.01 в Душанбинском государственном педагогическом университете им. К. Джураева (734003, г. Душанбе, проспект Рудаки, 121).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке педагогического университета.
Автореферат разослан « » 1095 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, доцент
И. ТУПАЙЛО
ОБиАЯ ХШПГЕНКГИКЛ РЛБСШ
.В I9SS годг исполняется GOO-локо со лил ротденяя волдкого кнслптзля, известного тч&юго,, Çnroee-i'r-t теолога, призншшого ?адн;ясю>-персядспого длтерето£:гР обладателя орпгнналышх идей I,li:p Ccílnxa Ала Хшгадонц.-,
Мир Са.":1д Алл Х&чалонл известен ¡г.яру кап веллппЗ ïais науки и рсультурн,» Нахо^етэ мавзолея Хскедшга яа дртзнз'Г •земле Хатлона укрепляет лшъбу па только яародсз.дяэх гоеудар» ста - Тадансютана и Ирана,, но и есег пзрсояэичнш: народов* Бесценное наследие, мыслителя по одням подсчётам прзашгаэт 30, по друга: 90 научных трудов,, Следует отметить, что ara произведения налисазш на двуг. язккаг - пврспдсЕОм и-арабской»
В сводя пооязвелокяях Хамацони наряду a йклософсгаиа, соя?.-адк'о-политкчеекпми осветил п вопроса, нравственного воспнтаапя с учётом особенностей я пспхологяи нврссяэтанггнародоз.
На современно?» отапе» s период становления'ковш: обществен- ■ iras отполет? а Республики Тадг-игпстсл, проблема- нравственного воспитания приобретает особо г,а.~поэ значение. В процесса развития л обновления иапионалыюй лультуря, совокупность правил я норм поведения в казни человека приобретает осоЗув роль. В связи с этим, эти педагогические аспект-н воспитания, основанные на идеях в;:дне*тдх представителей педагогической'мнели народа, представляют особую значимость.
Очевидно, что будущее общество во многой зависит от уровня воспитанности молодого поколения. Особенно з связи со сло-ш>-шзЯся.обцеотЕенно-полпгачесгоЗ обстановкой наией республика, которая приобрела независимость и сувергнитет, воспитании национального самосознания п самоопределения, приобретают особоо значение, В соответствии с зги.!, система воспитания додана быть тесно связана с национальной историей к ншпокалзно-лулзтуршд; штследием, которая составляет основ? национального самосознания' и сетоопредплен::.'!.
Суипость BocraiTaiiiM долгшз бить основана на нракствонне ! пяборо, свободе яячтата, mimaran самоцот'ести езотупэго порока, ого сашутпогтдбнии, чвд способствует гдусЧжоо ясчг» «ло т"".г,:х. o'inof пс'лгогпчпско,'; .*дльтур'.т.
Для претворения з -мз-з пол т-т о ~окцепаяя •*Нйщо!:ал»:«оГ: скол? ?ад-!к:стг.!т" г-озгигаз? нообхс'яяиость учёта р лостлт.пта; тгагпц.С сссого «оргда» !!еглгггипес::эд мислъ тад-tscanoro ка-одз,
Е37Срая шогве года служила путсьодатслел: воспитания, очень сла-_ Со раэрайотааа в педагогической науке, Поггсзд исследование §?о> го вопроса лредста&шгет ос обув значниость.
" ■ Исходя из актуальности данной проблемы шши было научно обоо-псыта réiia ксследоваддя "Нравственное т-осгатагае во шг.ищдх ' Игр'.СйГада Али Хгададояд", труды которого шлеэт Солшое значение з -tJopúzposaiCH к развитии ссареиенлой цолодёчш.
' '/.IWÁl До сих пор надчно-гнтеоагурцоо
тЕсриесгзо. великого ¿колигеля Хамадони не было обьоктоа специаль-jüs исследований тоды'ксювс педагогов. Отдельные статьи и иауъте зеглзлозащв ©¡ев? философское о.атоше. Так, например, Ы.Сулго-ези з дзеевртацаи "Правда о чат золе о Хазрати Лиардкои" (I&75) лгеладезал ггсрчестао Хамадони с гочна зрения философии. : "Б последа с года тапэдюскхе учоше представила некоторые ргшон щбдэдистичаскае сайотн, посвяцёшше изучаемой проблема;' Среда EZ2. ."toas аэ "Захарат-^л-мулук" Р.Асозода а Х.Асозсдд (IbS2>» "йиолал фддусия8 А. Кучкарова (1у&3) , "Аврода Sarros13 Х;Асозода «Мухтасарп ТБЬряха Хатлон" Ы.Азиза (1922)е
cojpí Хаиадояи" Л.Султолэза (1993), "Банда к-аз аштан доргд хабар" Ешон Хочи Сайядгона (IS93) с другие.
А огкосательно седагогнчаскях каслай Мир С&йида Asi Хшадона щу&зшшзяа е ISS3 row статьи в газете "Хаткой® А.Мирзовзй в X¿EapoTosa ®Учеб;ю-го0алтагелыше ьшелн Хшадоии", ■Г.Ибргшаг»-в2а1храг-?.гн.;улук" Хааадоня и некоторые ero пьдагогичосжао лгвази"., аогерие а общем влаае освйщагзг педагогические ¿.тот . Хащдокы*:
'.'Б соседша о кайл государствах - Лакисгане, Афганистане л Кргао татш ездиши, учёншя как доктор Иухзшад Хасан, Халкд ¿Z!¿¿jí Ха-<шд, доктор Сайад Абдурахш:ш Хаиадо.та, профессор Аг^од Izzsa 1с;ш h дрзглмл „ проведены яауч:ше исследования, поевлййи-is/a ¿вучешяв. творческого пути Сайлда Ала .''.аиздояя. псслсд-годд.' юг;: олублакованы такие книги гсак "Чях::л Асрор" и Хгаа-_Идаг.када Хасаяа (Jíaaái¿a3an-Qaw!cm¡, I&93), "дяэнь, васлс-íS!s;h поэзия 1йр CáiUiss Ала Хамадонк" доктора-¡.'.ухамаада ¡"лёз £1^91), "Сслора Ачда" .Хазрати Дл-лри Кябар СаК;:д Али Хашдоыи" Rfi'isop&.CaSaSBi- Айдурав«онд Хаьздош:, "Сакпа ¡¡.охз Хшадоп" г.
Jísóap. Сайад- Ала Зайадонг" Лхкада -Хасша (1ьУ2)
2 ДйУГДч?,'.
Надо ответить, что указанные работы осседаот .una разлитл/е стороны биографии и поэзии Хамадош»
Анализируя суг.ествувдуо литературу, мн пришли к выводу„ что дидактические восггтагелыша сторо:ш творчества вэлякого мыслителя Боотэпа !'.лр Ся^ида Алл лачглош: требупт специального но-следования.
Нравственно-этические шеля этого мудрого учёного о друкбо п сотрудничестве, о справедливости я правдивости, о нравственной частота и дсброто, простота г. искреякооти, особенно на данном этапе развития Тадтпхгсгаш, :з.?8эт. ва-лоо значение в дело воспитания молодого поколения я явдштся средством оздоровления нравственности п духовного обогащения общества.'
Объектом нсследсва-ся является, научный анализ произведет»? Мир СаЛнда Алн Хамадоки теждх воспитательный характер, деятельность школа л семьи в попользовали! творчества мыслителя.
Д^елис-ток з'сслдловагэд является внявлзкг.е взглядов, истоков становления педагопгчэс::оЯ :лнслп в произведениях Мир Сайпда Али Хагладокк.
т!б.ть исследования состоит в опредэлч;а:и степени значимости нравственло-Еэсплтательных кнелей в наследии учёного, пх систематизация, раскрятяе путей п связей таорчества Хаиадонк с современной прагамкоД воспитания. Г остова диссертационного исследования полосе ш прлнцллн развития духовного гнра личности, рования нравственного облика о учетом тоП я ^явственной атмосТе-ри, которая мочет благоприятно воздеЯсию-вать на воспитание подрастающего пок^че-ия,.
Характер пробча.:н исследования определил гипотезу: удушение состойся ''равствегагого воспитания учалю!?ся колодЗ-м мотет бить достигнуто при определвшярата наследия ;.:нслптеле2 народа в обогацепш духовного кипа личности; в решении воепктатолынгг задач, в обеспечении единства, целенаправленности, с1:стк.-.атп«-нб'стп росгл'?ате."ьг:о.'! деятельности гтдлы я сымп при использовании педагогических идеЕ "j'P Са^ода Ллц Хамадонл.
.gyp^:; лсс^е^о^':»^ В соответствии с предает ом, целш я гипотезо'; ::сследове;пя определены следующие задач:::
1. /зу-сть педагогические :.шслл ?>';:□ СаГгвда Алл Хаг.тдонп, посвягл!!::шс нравственному а семо"пог.!у восп;:?йн:гз тодрас?шаг;его поколения.
2. Сс^сспть пут:: у. педагогических нде? Хаг/ядога с современно" практикой восгсгатя.
3. Раскрыть слслшу <Торм и методов правотЕекюго восшта-•шя основанной на педагогическом наследил мыслителя.
4; Разработать регамеядацша дая уч::телзЗ и родителей по использовании педагогическое идей Млр СаЛ.чда Аля Хамадокз в нравственном воспитании подрастающего похолендя.
Методологической осноы?й усследоваодд явились основополага-пдае идеи общественЕих деятелей, учёных -педагогов, психологов, философов, о необходимости изучена педагогического наследия проплого, в тоы числе Мир Сайида Ада Хаыадони; материала законодательного органа Республ&ки Тавшшстан од отношении к наследив прошлого.
Основные методам^ исследование явились теоретический анализ произведем Ь'лр Са^ида Али Зшздони, трудов учёнкх различных стран яоевадённнх философским, педагогическим и психологическим адеяи 1'ар Сайяда Али Хамадояи; сравнение и сисгеыатизапия полученных данных, обобщение передового огшта работа кафедр аедато-гики вузов по изучена» и использованию педагогического наследия прошлого в упаЗцо-Еосгатательной работе; педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование» устный и письменный опроси студентов, учителей, опытная работа«.
Исследование проводилось р три этапа:
Перший этап (1950-1991хт.) имел поисково-просветительский характер. На данном этапе изучалось состояние проблемы исследования, на основе анатиза философских, педагогических и психологических мыслей '¿ир Сайида Али Хаиадонн составлялся план,, определялись цели, предает, задачи, объект, гипотеза, ыетода иссяе-дсвашш;
Руорай этзд (1^с2-Г953гг.) характеризовался проведением опытней работе среди учащихся ихол 1". студентов вузов до нравственному ьоспитания, на основе нзучеяил произведений Мир Сайида Али Дамадэни;
Ь частности, опытные путём била организовала воспитательная работа среди учацихся по проблеме созйше.чсгвоЕа^ш воспитательно* работы на основе *гэни и творческой деятельности Мир СгЛида Ала ч'-аыгадд е сколах И 3,6,¡2 города Гурган-Тюбе, й а,49 гохтарсксго райог.а-.
Трета"; этап (1294г.) заключался в анализа получению: даяпн^ обработке и обобщении результатов исследования я разработка яраэ-тачесяя рекомендация.
ц&учца^ нов:;з»а псолекощущ состоят в выявления, сясгемато-. зации л обосновали педагогичезля идеЗ Хвмадоня о нравственном и семейной воспитания; выделений личностных качеств, оказывающих существенное вляянпе на развитее скольяякоа; показана условия взаикоде2стпяя взрослых и детеЯ в процесса воспзтаннл; обоснована возг.!охяосгь организация нравственного воспитания в современно' пколэ на идеях п творчестве Хшадогот.
Достоверности лсследова-пщ обеспечена опорой на няучяуя методология, реализации комплекса методов доследования; анализом педагогических идей '-'гр Сайида Али Хааадонк* апробапдеЗ результатов исследования в практике общеобразовательных школ Хаг.тон-ской области, в педагогическом угаверситёте и на курсах повкшэ-Ш!я кваля^икатш учителей области.
Апто.бадия результатов лдследоваялд осуществлялась путем публикации материалов исследования в газетах и журналах, в хода чнетуплешй ;?а областно? п республиканской конференциях, но-свяцёгсшх 6£0-летип со дня рэздеяия Г.Тир "Сайида Али Хаыадсни, • заступлений среди учителей - слушателей гсугсов повышения кпа-жгитти Хатлонско" области, на ка^едро педагогика фргаэ-Твблнского госуниверситета жена Носира "усрава, а также среди родителей, населеш"' города Курган-ТюбР и Болгарского района.
На зачртт вннодетсн очдстшив основные положения:
1.- Основные направления нравственного воспитания личности с точки зрения-Хамздоня;
2, Необходимость нгавст-венчого воспитания учащихся на примере произведений Мир Сайида Али ЗСшадозп.
3, Система <?ор:л и методов эффективного использования педагогического наследия Мир СаГгэда Алл .'Самадони в деле нравственного воспитания пголышков.
4. Педагогические условия и возможности изучения педагогпчес-ксго наследия ¡Лир СаЯдда /ли Хамздони и включения его в прогре1!-ку школьного обучения,
Птэтугупя диссетгггагш .Ллссеотяция состоит пэ введения, гоух глав, зактвченля п списка исгользоз&нной литературы.
ОСНОВНОЕ СОИЕРШИЕ РАБОТЫ .
Во введения обосновывается актуальность темы исследования,, определяются степени ео изученности, объект, предает, формируется цель, гипотеза в задачи исследования, указывается методологические основы, научная новизна в теоретико-практическая зн&-чтостъ, излагается этапы в ыетоди исследования, полсяения, ва-носаьше на защиту, дашше об апробадпа результатов работа.
Первая глава - "ДсхЗрыз человеческие качества в творчестве Мир Сайида Али Ха&гадони" - состоит из шести параграфов.
-1. шрвш параграфе - "Характеристика нравственной среда в период еезнд и деятельности Itap Сайвда Али Хакадокн" - анализируется политическая и культурная обстановка НУ века, причина сОлияснил Хамадояи с религиовнан течением - суфизмом, который влияя на культурную обстановку того времени и на формирование религиозны взглядов сеыого Хамадощи
Па этому поводу Хакадоаи писал: "Три раза путепествоаал с Востока на Запад. Встретился с 1400 известкшя связями предск&-вателдаа, у каздого что-то позаимствовал, а такге в одной соб-рашш встретился о 400 святши предсказателями, кагдай из Eoiopis воспевал вда Ёсэвшиего, сотворившего каздого, и ото принесло шге иного еольэи%*
Соодально-политаческая обстановка, сложившаяся £ то вреал в Малой Азии, правела к тш7, чго в исламской религии возшш-да плюрализм а свободоиь'слаоу
Наряду с развитием культуры к& Среднем и Бяяквем Востоке представители первоначального ислама одорировали целостное л законченное реЛЕгиозно-фалософское течение суфиаи, которой оказнЕает огроиноо влияние на мир а просвещение наряду с другими школен в геченнячш средневековья;
В продессе анализа литературы ввявлепо влиягае первоначальной теории су*изаа на развитие идеологии, праг.ствеяности и скшальяо-полатачеспсй кисла. В рассматруваецнС период суфяга в области теории, иатерил н просвещения предлагал-учение, направленное против сущности ортодоксального понятая ислама и g'jregy; го*де цучччгл-.о» мировоззрение.
"L"ais.;ao аз "'^к:рат-ул-уулукя//Соста,-
В социальной сфере основы нравственного воопитачля су Листов "'*' была направлен« против религиозной, идеолопи ислцла, пто явлл- . лось своего рода массовым протестом народа против политика правительства. *. .
В области г-.ораля суфкстн пропагандировали. дрбвнсйшо .града- • цил наших предков, основанные' на доброте,- доброярангл л яа оо- . пове учения исламской религии включили в ¡юные соцвальпо-подяти-ческие ц моральные ценности таию понятия,как очщцешз'дтнз сердца. '•
Суфизм подготовил почву для развития мистического маровоз- : зрения, нравственных прйпщ:иов, духовного сове;5пвнстш я гума- : • низка, а такчэ поставил вопрос о Сййоооэ'яайа- человека.'. ■■'*'• Несмотря на то, что су С лстн по отлотэтзз к иатшу составдя-от своего рода оппозиции, они действовала, в раинах оАяцпаиноЗ ... религия и использовали её в целях выражения мистического сшс- • ла бытия. ' ' ~ .
■ Нраветеэнная атмосфера эпохи, в которой ■чил а творил Кир '.. Сайид Али Хсмздони, привела кзозникковенпЬ плпраллгыа в' со- •.• знании верущях, что стало причиной возникновения к развития '. новых религиозных течений. Вся эта сшпальям атаосфе'раока- .; зала большое влияние на мировоззрение л мышление Мир Сайвда Аля Хамадоии, ■ . , .
. М.Азлзя в книге "Краткая история Хатлонаи' отм0чаот:"В Мова- ,' роуняа^ре в этот период наравне с 'Наинбшучя" особое.развитие получило я кубрагие, которое возникло в начала Ш века з Хорезме и было нг. Звано именем, ого основошлоянлка-На^гяддина-ал-К^б-. ра (1145-3225). Одно!! из крупных ветвей, этого "течения являлась . "Хамадония-аляя", основоположником-которой' был Мир Сайпд Ала Хамадони".^ '...•■■.•..-, '
Дватды путешествуя по Каширу, .Постоянно промгая со споп.мл 700 учениками я сподвижниками мэ Хймадоча, "Хамадоян сумел приобщить к мусулпькаггетву-народа Пакистана, Еаигяадайа* Катара," Индаи, Ери-Ланка, Китая и распространял, учешю Зубрштя. -
Слева и паежэдие »того регакого ше'лктоля, философа, теолога и поэта бистро распространяется ороди народов Еостоет з егшзкггея ях. достЛягаем; •. ', -
Кар СаЯэд Ат Хамадояа. посредством своих нравоучений 'хотв.1 --воспитать добрыЗ нрав у -и 'об®ос«ра и предосторота
Ку О'?. ЗЛПДВЯНЛЙ'Д помыслов» -'•'■*'.
1 ИузаУар Лзизй. "уг-тасара та-ьрпхи >атлоя,-157Я<й}, „а.74;
Во втором параграф«-"Восплтыи-.о хулиуде соседках» у зч&да-са Еа врдыврв дачкссти tep Са2здь ¿га le^offii* - оЗосковша. необходимость воспитания культуры поведение пхоль;:пко2 на при-ыора личности /Ладони в процессе изучения его биографии,, Злз-цошшЗ пугь Хамадогт способствует zo; .-оыи-щ» cdsi.e-izh поло~ питольного опита школьников. Особо выделено такое качество, кш: уменио внимательно слуыать своих собеседшшов, что означало уьй-ссннв к собеседнику и являлось одним из Еазишх качеств культуру ойзоякя цтаду ладьии. Качества гуиа;шз;ла, обаятельности, отзиг-чнвостп(. уьагеная s старшие и наставникам били присуди Хсиадоня.
Зти высокие нравствешшо качества личности Хамадони, jeu: наглядное средство воздействует не только на соэншше и чувства учздзхся, но и на их мквлежш, способствуй? самообразовании ист-г.*зьоспьгта:^ш пкольников. Аоэтоиу воспитание ка примере жизни и деятельности Хамэдонн является действешгш средства: воспать-иая молодого поколения.
Етротьш параграфе - "Т.'яр Са1ад Али Хшадони о воспитании, праведности к правдивости„ о правде и справедливости" - раскрывается сущность этих качеств пропагандируемы: Хааадони в произведениях "Аврэдя С'ат^ая", *"Ислот(оти cytzirf, "Рисолаи Мин^о^ул-орз^дн", "Захисег-ул-иулук", "Рисолаи йутутиа" в т,д„ По ут~ ворздеык» Хамадонн нравственнее качества является не наследствен-кшл, поэтсед варьирование поведения, обогадеппе и очпядашо да-ровного кира шадого человека является возиэтниг и нуеква Длл гтого, отвечает Хааадони, заедай» кто хочет изменить своё поведение, до-ткен сопоставить его с поведением, характеров и еЗнчаач других лвде?, Ташл образов в бер;.шровалии нразствеа-mz шчеств он болызое аначикио придает ыетсдагг сравнения £ сопоставления.
Необходимо отызтдть, что в учениях Хамадсял вопроса нравст-^едшото Еэсшгаппя рассматривается в таено:' связи с его лич-jeaa набледсчиаш и киэне'ша оштс:.:, отра-аат психологическое ц духовное сэогояшо человека. Своя всспитателк-шв идеи Хама-додд: пропагандирует через религии и *илоосхТские мысли, что яв-лглооь в его влоху иаалучзпЕ.! истодом вотдеРствия ка сознание молодого псюлоная. Метод использован m Хал:адони различные ïr.'%iuaHÛ я притч в обосгозакак своиз нравоучений отличался от гатодзв лспользуешлсшсиш ьцдгэЕдгпся учёлгли и {гиыстедядо гак Сгедл, XoJ::?, Кпыол и другие:.
j;!;"., nan'îiv'n';, ч углзттси rrop-n'ü ^^ ы'яс'зячгггйгс ¡tnarozicrv-т/ч гггего.г" "э n^awvresrrfí Árriaxoirí о плата слг.*кс: гг других л^горл-тссг-лг лп<г:озто'/, об ¡?x nutta, яов>уюжи, ргхскягашш пог'::;.чгс>лс'1 того порпод-а п .лпг'Тол р';:'.г,;1згй'чгл"'л по rrr 'i'r.r-,Tr.30i,,L,:.',î тз язсгг.'.тл.".::;!
Г п<з?п-"~тэм Rtjparjvtfi ~ 'jnbtn /ел 2лчядояя о пояптпдх z^vmr.rr*. и г.е5рота « кг-досирддя" -- í í" -'с шлется, tío по
ГР'.Ч'.'ет "ааидояи лепокок вспои дру-ба, г;г'л.;глс.м, доброта,
лг.^рлнп бхтогвзр'педьнсеть гг.зесб«тпз?ггл счгстлигоЗ ттг» •г: чглсэ«ка, его блпгогголгггп. Поэ~г# стя пон.ггг;:я тал capono '"•r.-rn'Hj ri к "о'.'.з sc до "г..тг Закадож; i; гс: а в "Захара?-:?--
'.'r,cr."r,a "гл-адо.'ш гвлячтсм пртсг'Г-т.п-'Л :: оприадЛЕТгЛ парь, " к..-re "За^мрат-у-С"." лсглдспя празаглег правителе.! я по-т/лос^рд!» г. спрясоздивостл. Усгтй'. ярапатолаЗ прясгагас? нчрсд к аглсвегегса» « спрзг.едхигссг.:» гукагдзяу п доброго, 6es-о 5яд)»ест:5 г. другим исэт»' качествам.
Во цззя."!:.т!10гоеят ке-ду япдкс: Хакадота требует от ггл-д;го чолезехп доброт олзтелы-ости, гггхдвостя п уветеяля к .vr»-яоетио Ь сроке трудах утвортдлл, что аредго.гзт трсбов/ткл п .-пут;» человек зре~до эссго делте:; б?'?ъ тробоватольчпя л г с >i.:c;/ry себз, что мотпт позволить ссбо, долтга считать это до.*у-поле:;:пл и .то сглосеягв к другим. Tcî слодг* он тробует, чтоб» г-^т1:'; прссветг&пой (образовгапС) человек бая ггригерот для
По yTEPp^tcMia :-iît«uotst яггдзй человек долхек ~он?ратлг,:~ г-»тг ся-г.: плетут?. и пссгушз других дтаеЗ, бтгь "
соблгп!гь соСствезлс? дгзтонпствэ. Лостоянсг^.о :! пьтэгглрг человека в оЗгтгстго .заятегг ьо от ¡:аследста«::пд: •ï-irroroR г. богатств, i о? гукпк??'!? и гуманности»
/ccrorat ™ своих кроизпгу.'мп: дгугбу» доброт:-', '.'.этдг'.л.гг.. • т/сгст? ц други* дсбрно «exosoveersw r.wc.T".
,] s 'ix.i '.о О"::" ,
."■'лр ".:5го xoi) : >..",;, ,:: 'л. ; "'.,.'.'
Тар у:; г fr х о » = " . .
л-\р r.?.vï, 6с;" 7: v.... "".:'.. '••.т.""
. •• Дар ду олау- нем ыоро do каое гарду fjócd,
7jxp' кй iiópo ран^а доред, ро^атаж бисер бод: •В подстрочнш переводе это означает: С тем, кто поступает с тобой плохо, будь добр, а ты щё .больше возвысигася. Не думай о других.плохо, ecjra хочешь себе добра..Не обгнай других, если . гочеыъ, чтрйи тебя не обидшш, на пренебрегай капелькой, есла
• • тв ¿влафь;Ь$рсшов' líope.-'
• • Mesne сделать вывод, что Е-ф'Гективное использование педагогических ¡ьаелей ".¿ü¡pСа&да Am' Хамадаян.в совршеннш: условиях способствует. Ьоспкганвз молодого поколения в духе гуманизма, милосердия, патриотазиа';
-В. сятйи 'шраГраЬе. - ."Взгляда Мкр Сайида Али Хаыадо'на о порядочности и благонравии" - .утверждается, что ость три вещи, еоб-. лвдая' мзторые 'йахякй человек-достигнет подданного счастья, а в практике ладей у .кого, она отсутствуй, они будут несчастнши п vez жизнь покажется ничтожней.- К вин он относит: , I. Зоадернакпе от- плохих.поступков не достойных человека. 2'; Умение стойко и .терпеливо переносить все тяготы яизни. .. -3, В тру.щшх условиях нзшсуметь не терять самообладания, свои ££клн ег поступки не направлять во. вред отдельные личностям "и обществу; . _ • '
... Хамадони. в »aire ,н2ахираа'-ул-иулук" уназывает, что человек .состоит из тз-ух начал - тела и ду?а. Таинство и соответствие ". их делает егс доброте лаг ельнкы и счадашвш, а деятельность -успеяно^; Глав'нрё,'.что делает человека известным.и общвприз- • наанку это его добрее отнояенае к людям и достойное пове-. деняе., .. V ',
По утверэдению:Гшадсни душ достижения нравственного со- . ; . вергеяства. человек.дояу.ен воздераивкться от отрицательных празствешшзс кйчестй к в. своей деятельности - быть призером .дляJ0TVS, Надо от4;ётчть,: -что 'здесь "шадош, как чуткий к'
• егштн1й5 'воспитатель, призшает каждого к самовоспитании. Он ; весок» больдачного' игш'ера. хля убедительности га
прИЕоадтся ккьгоадследа^е/сказадия из ¡кианк' зиаке'ниткх 'людей,'. " •"•"• Хаыадони-л глк ¿ыслитель, .гумачкег и катркбт,''добродетелт^-ЦяА' и свобор.олабивк?.,. .придает первостепенное значеняе пробле-. . '-.ко Е^йьствеаяого ¡?roi:3>:" и ловэдкзи, честолюбие,
"лестыжхъ, клевйта щ: сквб^пвс^Рйё» лото. з. . ■
войн? считает причиной бедстая а арагвдясй-общества. По ого.шнй ни» условием освобождения человека ст всего этого является прзг-» ствешая деятельность человека и красота дая человека.
Согласно утвврадения Хеиадонц» вся яяаяь, духовно-нравственная деятельность человека опирается па ого полноценное сознание и здоровий ЗМ» .
В учении ХааадоЕЯ нравственность человека ставится на первкй план и играет ведуща роль з воспитании а. фАрг/лроваяия яичноота.
В пестс-л параграфе - "Пропаганда справедлшзости и благода/ь . штя, великодушия а цгэлростл^ до^рота .п 'удскзатворЭшюоти,, саботу о бедннх, аемощяих я саротаж^яокаяаяа роль "Рйсолгш фдаусия" в формировании 'личящвтя д . '
Мир Сайид Али 2акадонй в, Дойярц "Ьропаведения, з, кккой-то иерз» показал пути обогащения духовного ляяяовги» кпавогас'шогэ < . облита и рать развитая мировоззрения, деятельности человека а тсгл 'сачгш-ввйо.ахлад в разработгф вопроса $р]даровйШ1 всесто- ' роннэ развитой латаоогн!• . . <: ; • "'Л;.
Исходя этого)) одйдзязш ейясгшо ющрЦ®шпя- ярсвотвепно- ■
• го ученая йыадони» •. л •'■■••'.->"" у
По утверэдвшга -Хамодоя - дбадГ 'яЬяоввка Захшасгся по э праз-'ностя я сытости, а.з.позаеапн чаловауготвй а шра. Так как соз» панне человечества ярам®»;' а позяаша'.ш» 'у'
ра, яизни человека в цблра -.^.эзрЕка^ёо'гетэ тай-.Й с^ато-. духовное, Поэтому-ся отведя?.... . ■ ■ слг^но.зтав1гедйта йаафш-^вайзек.в ясраед'бзоеа ;йт»'
• Форлирувтся'каж-ануЕрёяно, эдлГдогЭД;Чояош:■ поагвшарг'апггй радостность й язобилао» неочаотьд 'а*-зС5»&а«Яь'1-: йсвЬуолйг в
ты аязни и в процесса у у-';.
В данном параграф© осЬб^1 шакашо уделено; аяаяпзу идей дош о сущности доброделталгносК! Ж д0ррав, г^б?о.'о казнсшом', ) уровне' нарбдэ, оказания ям ктаая-'а'.ищэ всхоргво~,;
валид и подачек, ^юстрознкп ггпстоз аяомй,; поспата^гл-слабда:, . беспомощных а нинощкых, прсгшвы?п': Н£а!<т»,'о.!сз^}тазс, проведен всоти а ¿раьдРФоотя». '0орк$в 'дрёлйэ тазщ: пвдостой:йс51''1звловбз^"ь качествах, кал внсокоы<Зрло й сб^'аейвпо, .Лояа;я обмаа, .яёгсзго» тво ичванливость а ' '.■•'":•-. . • ■ ! • . ■ ; ■'•' г-V
В параграф такав показана роль я пестр "Рпоолйя. в лормироЕаши* нра±отвешпк начвсго человека;^ дута, 'очвдош*' нрава человека' от всег тгёдбстаткоз. ■ - ■ ; ■ >
JiH'ASí:;. kFi:co.ic.u Куддусз.яге с^дс-хсдгсто?et- с vr.:-.. что "ir-.v-îit, cvpz.zuis;; i. oeoü;¡ ггии^одегш:: сгхзг« гоглг'еггле }¡¿i г::;•;■ ot'oposb* дгвделъкосш человека, J; яро »до rcsro на развлтг'о мпр>» воозргн;ш лачносга, на {«ркяроаишй »"сзпг-л !Г';.апо?во,пгк? качест« íí сойедьшиго
На odioso анзедглохакиого, осреда&ши слэдусзде- яаг.р*и.Л£::->-.' ярлаэучзкай Хакздоквг бл^дил-ояшссть к со^угютало во оглопк-к&э к бодда» нагадай it с::рота\:с еааятг угпотёкккз:, nrcreiirt арззгуяхк: раскуакгикоя« прец^ыюсть света зло?с.:, cerr-e"! • îbpa&asooîï, и ур^де» дскрзш;сзть s до'гссвдлд,
Пс топко Хаиадона для: '.оргардагкия эткх гачссгв, -до i\t враза?с.Е. доjízsk aun, виил.го'* члл:? г. сг.рогс-.огс::, . •гойохвосте, свраводюшог-п: '.»'soar,, v*;,»
В Esparpsjo тагло sitMaanpyBic* где»: ¿¿жадокп oö уяраьлгйг еяоой отразив il ^сотЕoiiiü?.; с':гг.лл;:;.::с.'.. гг-олшл^пеа ^^есг"-« ~ íast огиояэнкЯ с праадталгаа,, сбяодитсл^лтост:: и доГ^телвтельнх-ïk. Он прпзыв&й не допускать проступков в ctc::r д2?стял.«сс на л^отроть иа иору^ипоо, xas па просто о ядц д^ггль дело, Ушкао uL'âparb spysoîî, но утомлять свсшж стр&стс.-:*. г. чугств^к-х-тг. то-здидош правду е Он пасая, что я дсмо цусулхг.ьддна нельзя соаер>~ гллть прастучга лсдостоЯаях человека.
Такиа оЗразоя, Хамадони с "Рксолаи фотгегя" стрелялся залр»-surs деятельность ладей к добрым десги, как 6s убеждая их ::о os-юшатьоя тунаядсгвш, боть -OepirtajnjKMn, не додусгсть гастэтлтсль» on:r.t ожазьтлгь паддзраед кукдаса&юя ц т.д. Эта pcnpoœ г.здрс-е--но анализируются о точка зрбккя их дедагоглческол полесообраало: -та, оффеетжнос ясгользьваяие идей кадоч гсло? сьтргп. íírvr-КТО роль s нравственном лозютшиш пог!раст1Ь*т.го г.экел«{.;>,.
Во ^торрй глп?о - '"Осяознае валршзшшк лраьстгрргс-сс:-..".:-,-го воспитания s творчеств?» .fe Здоцдопи", учг.яязг.- слс-ло:. пеотввшо-по.татичезгоо состояло рил^'С^лкС; Zj'iz> ESOÚWIOÍIKK ооцезлъг. от гр^стьскиого -г-л-лсл.; 3 vpr^aiüwvo spoviaocïоклля ^cpp-aas^jï -»у л;. .г. с Пр^члпа siiÄi-ä^sroH в îa:, что ¡гао.то Ор^тс/е/.х:■ •. (ЮШр.) {»ОЛСЬ CÍÍ.S V».C/»4 C<1Í?1: ПГ^Пг-Жи i..." ч ч. ;uyw-. ' •'.
61 ïi-'сггл'л долгеП orí);: ravon,;. ■•> .
;л.го!: стад: î:,'uсврс»ги-';и Осиротсл.:д»;л ;'о:л —л->-но u годэтсае:^ ".о n С и .
Тгсби внесстз дате'! as морального кризиса, родителя догдш стре-кться через нравственное воспиталао pesais а другчэ вося,'*» зателыгаэ задача. В зтоа больгую помсць ем может оказать аовоо~
дневноз ::слолъзовагпе босцо:иого наследия подагсгачссиоЗ мислл народа»
Нервы.! параграф пссвяцэя проблшз уважения ;г всжатая гелей, старик к наставников, что ярко выражено з sro лреп:^.*« ¡1«сасс "Зазират-улмлулугс", "Рйсолш ¡^ддасяя", 'T.teEjo^Js-ops-•р::п" 0 "Тазалмг' я друга:. Еодробшй анализ даЗтся кгзчезен? произведет;» по дшиодгу юпросу "Зз^ярат^ул-^лук",
Воспитательные я врарсгвшппге идеи, которые Хаыедонн ааягг?« от в своих произведениях,, на сааоы деле мечта я надз^здац иагь п потребность народа» По ынепго шеллтвля,, увапекко а яо™иыггм родителе!! - это ведение бога п долг детей п дояяно яеия ватз>-пяться беслриуослоЕно,- Из материалов прессы,, тзловидзняя, рзда© а г.:~:п;х набдэдсннА, нам известно, -гго з пездедезо года етэгетя легзало лржероз» гагда дота устрад^гет родителей з дсуэ, дая кргстаралых, чтобшз сбрсмошяа себя габозема,, Жмазетз
выступая протав тагах поступков .подчЗрпшгЗо т:с ммора yoxrîïï оказнват^сгыоо больное уважение, ярачаной ®тсаз являйся сЯ страдания и мученпп, леренесёшшз сю з поряод редзш'л я зсс:">-таяия ребёшеаг Поэтому нагори он отвода? ссмоа гетокоо прозой Бочктки ерввагл наделен а отец.' Согласна ученйя .Та?,:пдс;?л0 "атднй наследник должен уветать родителе.'} но только прл я» ki>> но и сохранять о них валять п послз 'смерти» лсманагь добрзд словом, исполнять as завогн, уважать зх друзгЗь
Чувство уважения к родителям Уамадокя сгаззит bkeo црропого тропа,
3 воспитании одчу из гл^бнюс ролей он отводит олову s болк-о всего опирается на пого; Мяолатель хорово использует метод образцового идеального прзыера,. й тс:? *сгдэ я из тлят вешал: стремясь прЕблпззть тсоротичеазао унсла з sssissï 7,олгем кзздого человека ктя скатает ^зезптольпез
отновепяо к своему наставнику, уч!й№гэ» neendtasvra п втаргг^у по возрасту. Взшгоотноавшя мехту а умиагеся
ли строиться на зпайгопош'.мэгга»
сс:;ово "зы-еутсазаляого проаэдяяа ошт^ля работа» 0«стиг:?"> кая BcajwooT.ioaemirsi учителе? а учешков об^есбразогатолтиг
• икоя,;студентов и. преподаважегеЗ Курган-ТоЗинского государственного унавероетета, которая рагл полсш'Л1 елк-шо результаты и под-
• робно освещена ,в даосертадш. По'утверзденлз Хакздони, в продес-■ се.востшшшг датеЗ.в'духеуважения к родителя.! и учителям у
' учшдехоя формируется личный 'опит! п пасни; по пх применению в . пршстачзско2 деятельности в лроцессе обдекия-дпуг с другом. эта. ашоле ХдааДошг. не утратила своей актуальности и в наше врешг,\Взр0слно и дети во.взаикоотношеЕдях-иеаду собоЗ иогут широко использовать рекомендации Хемадовц, что оказет суце-ожваявуп Ьсиацъ а' usa и. рсаеиик шагах хов&шкеав.
Во вгорогл параграфе - "Взаимодействие му~а и яены, как ка' глдцдий пример в Еоошгазшы детей". - рассматривается основное ■его адса по прсбД£.:зсс^о5дой кизил,' направленные на укрепление
■ семья, павкзоиао куяьщи л^ улучзгзядя-взаакЬогношенаВ мезду ыу~ ' есм и eeiipfl, •щидозмшнцэ idí ъ вЬспцтаюш оказггоает пояожй-
тельноовоадаЕсЗэде iia оовреазнцуЬ голод&гь; По утверждении Ха-кадояи бУтггсемьяшшЬу ив^звюв дояог 'так как перед гдадаы че~ . soaomii р&гйв^-содагь cmí»j ;аоЬ!шкаг® шогочиолегивв проб-хащ .йшсшчЦзвэд вадав^фЕосо- к • психологического характера. На шадщ удзЗхой сеае£яоз cta^ibe. G цедш предупрежден '". ют морал^лохю^Ьарншг Хорога от* имени пророка Еадвнгает пра-, . вила бра^Ь^егаиад -• хакзРИвоя. сохранения п укрепления семьп * как Пророксгсцтает, что ют, rio se-
.. taлшоего вадшенпя л богатства
■ юшаяdáíb ¿ёЗЕ^Шгвфск&енгь
По'мноваа"'-вваимоотеошений мэа-. да.«?*«« а :к№СЙ друйбн/ взапмовони-
¡»j v - '
Дляешь условий: Ií обаегша» .2-,' 3»' -оовмейгою^.-усилия,
' 4; :обео22ЯШШ&иьв-'Б, ,о0учзЕле».-б.-.разделение, 7. воспитание. Соглгсно псрдхту: уодешз во взаимоотношениях .методу супруга. ми Хаиадшш гл^йз® jiora отводят- Доброте, пзакмоувасщтю и.добре«? нршзу",' Оз'.счлiaer»; что'хоашшздаб сексйшо коурзздицн кол-Ио-уотрашхть- еллой вношш в щдро&щ: pm¡, терпений.: к рааъяс-■ "'ионием. Вторш уолотш, видалутш ■ "Хьмйдоии, ${вляется ~ трсбс-
Хамадоии вдячииа* в семье 'дол-son бить главоЗ э'рвщашш всех сеывйньх проблем. Третье условие для еоадвгая, -беак'- 'его; одвйотсвое .ведение дошяиего ко-
зяйства и воспитания дето?. ЧетвЗртоо - это обеспеченность,, а пятое - обучение. По мнения Хаыадсни» каяддй человек допел приобщить к знаниям члексэ своей сегьп и предупреждать возшз» нне последствия прэнебрезенля гс знающа»
Всесторонние знания нушш но только для поашэния нрезстагя-ной культуры супругов,, но и для обучения и' воспитания детеЭ*0
Такой постановка вопроса Хамздана, даёт возможность родителям, во-первых, повысить уровень культуру вваЕмоотношеянЭ, го® вторнх0 взять под контроль вса работу по обучении н вссплтениз детей, создать необходимые условия дяя формирования у наг нргэ-ственнюс качеств, Соблюдение шаоукаванннг условий супругами йт хс.з!го7л:г,сть;
а) полное тю обеспечить несбходшув духовнс-нразстасппуз ат>-мосферу в семье;
б) повысить уровень культура взаимоотношений йежду членил
семьи;
в) создать необходаве условия для нравственного вомвианиа детей, формировать н развивать у ваз добры® челезепйсгаэ зггкег®
ва„
В твтьем параграфе - ."Али Хгйэдона "О правам детей" ша "Все» питаний детей - осно&чой долг родителей" - подчЗркпвавтея, что. проблема нравственного всспитаняя детей во все' времена стагагааз самой ввяней. Поэтому особое место в сеыейнси воспитания Хг^глз™ да уделяет воспитанию.короля, "и ото счатайт .одной из сснсксп обязанностей родителе!, ' ■„ "
Хвмэдоян с целю подтаерзденкя своах кнелоз от шгпз Лбз райра рассказывает, что однаяд» к .Прорек прзп2л человек а спр-з-от:"0, пророк, кому сделать добро?"*Пророй ответил:"Свое5 еаже-рк I! свое(.ту отцу". Человек-сказал:"У ыеня на* оета к'из*врй"г ■. Пророк ответил: "Делай добро свои явтлм, тая гап я? .ебязея рода»' телгм, так и обязал своиа Двхяи", Такгзг образса Хстадст стггрэ-• отся объяснить родителе, ах долг перед- дотемк в сблготи гогпитания и исполнения семеЗяйзс обязанностей» .
О этой дельзэ Хшадонп путём испольтснакгя сказаний, ссзетс-з п нравоучений воздействовал на соаначао родителей; Б свсгг гсг»' хаэывониях о воспитании и подгогозка-детей к.аигна сл пппт-СДД родителей учитывать нз.воэр-стнуэ ссобанлссл!, природ? -
По мгояав Хаиадоня родители в- перауэ дчерэдз обязана дзтз ребенку хорозеэ имя.
С достижением шестилетнего возраста обучать его добрьт.: нравам, о семя дет отделить ребЗнка от родителей, сестёр и братьев и до тринадцати лет обучать слукениь богу и наукам, 'Тормлровагь в его сознания устоЗчшшо взгляды 2 веру, в шестнадцать лет , •достойно женить - издать saiiy».
Отец? завершая выполнение своих обязанностей, дат ей застить, что свой долг перед двтши выполнил,, В дальнейшем, они дол-лп! отроись щ(знь самостоятельно» быть справедтавдаи, лэбигь своих детей- и поступать с шшп, как поступал юс отец, а если нозно, so а душе его«
Как бидно лз вдаепзложенпого, проблемы воспитания детей в семье Хамадони разделяет на oraiai и с учётом возрастных особенностей определяет конкретные задача воспитания.
По утверждения Хамадони» когда ребёнок появляется на свет, он абсолютно тает; Его чаоти характера (хорошие пли плохпе) формируются под влиянием родителей и окружающих его людей„
Яше родителей, их вера становятся впоследствии языком и верой детейо
В формировании личности ведущую роль Хамадони отводил восш-■ганив( в »той вопросе он намного опередил своих современников. С его точки зрения вахнгм условием поглощенного воспитания к образования детей является хороший учитель к его совместная работа с сеыь8£. По его ишепив.нравственноз Боепитание детей в ссмьо во иногоа еависит от уровня псйхолого-пэдвгогичес-вх знаний самих родиталаЗ.
Хвыадояя, бил сторонником соблядогля режима дня в процессе обучения и воепптаяия js рекомендовал родителям выделять ь"с;.*.я как для отдыха, так и 'для игры,, В процессе обучения он предлагает использовать игровые моменты. Значимость идей Хаыадо:и в области воспитания, прежде всего заключается в том, что он опирается на интересы и индивидуальные особенности ребёнка.
С цель» обеспечения едшппг нравственных требований в отношении воспита'шя детей в семье, повнпекия качества обуче^гя, формирования нравственных качает, Хакадони предлагает родителям И-учителя:; спираться на передозой педагогичеспы опыт и бкть примеров для своих воспитанников.
В заключения диссертации сделанн следующие вывода: I„Изучение произведении великих мыслителей прошлого содеЗ-ствует формированию нравственной и духовной культура подрао-таодего поколения»
20 Изучение научно-литературных произведений Мир Сайида Али Хамадони, расширяет миропонимание и мышление молодого поколения о природных и общественных явлениях, совершенствует и обогащает их значил о вселенной, о духовно-нравственных понятиях, о нормах взаимоотношений и езду лвдши, что имеет большое значение в настоящее время»
3. Нравственное воспитание подрастающего поколанияв в современных условиях требует изучения с.раннего возраста литературного наследия классиков таджикской литературы, нравоучений, соблюдения традиций и обычаев народа благодаря которым формируется и развивается поведение каждого человека, обогащается
и считается его духовный мир,
4. Изучение научно-литературного насладил 'top СаЗидд кп Хамадони да' т возможность и создает условия для формирования
и развития у молодёжи таких положительных качеств» как правдивость, справедливость, гуманизм, искренность, доорота, чисто- . плотность, уважение и почитание старших и других, тем самш • закладывать основу нравственного развития» 4 t *
Результаты исследования дат возможность предложить некоторые рекомендации по организации нравственного воспатшшп
I. В программе изучения курса истории'педагогики следует ■выделить время на изучений педагогических мыслей top Сайида Али Хамадони. Особое внимание уделить изучении произведения "Захират-ул-мулук". * ■
'¿» Б курс педагогики'в разделы,. посвядёняне нравственному, эстетическому, семейгоыу воспитанию вклвчагь педагогические идеи Хамадони. . •
3. В целях культурного развития будущего учителя в программах курса таТ'-ккскоА классической литературы, истории тадетл-ского народа, истории тадглксксй философии, истории религия, культурологии выделить время на изучэниэ жизни и деятельности Млр.^айда Axt Хамадони. .
4. В вузах Республики Таджикистан необходимо ввести отдельный icypc (спецкурс или спецсеминар) под кззвааеа "История развития педагогической мысли таджикского народа? Наряду с другг-
- -
ид ьшслателащ изучать педагогические вдел Мир Сайлда Алв Хама-дона.
5? С целю лавкленая качества учебно-воспитательной работы то оддах, яоторзв внрагена в педагогике и в педагогических ка-слздкяг прошлого следу от объединить в едкнуа систему, обепечх-садчув дмзшый. уровень нравственного воспитания подрастающего показэнля на кецеоиельной основа;
6г В средшж ввокзх организовать факулътатквные занятия,, , круявз» кдуби,. по кзученхэ творчества Хемздога под названием в1шгдонш:ош1яо
7; Для использоваядя б воепатательных целях нравоучений прошлого необходимо подготовить методическое пособие б помочь ксгсснкл рукоБоддтедгзл, где по каядой. тема конкретно указать сдстег.!у использования Еедагогпческого наследия прошлого, с выделом ел идей нравственного воспитания.
8, В книгу чтения для начальных классов с целью воздействия па форкирсванае. нравственного сознания нладппх школьников ввес-?н квучеяае отршкю из произведений Хамадога.
9i Практиковать проведение читательских конференций п педагогических чтепдй для родителей, особенно для молодых семей, по пзучазшо гзследая Хвмадони о сеиейно» воспитании,
10.* О цальо обогещенил духовного млра молодёжи, на основе прснзЕЗДОшШ Хеьгадош подготовить цикл телековзлл, инсценировок, орпшшгвага дх передачу па радко и телевидению.
IT? Яая Хеаздони следует увековечить в названиях улиц, про-спектоз, вкол и учабных заведений;
ОСПСВШЕ ШОШЗИдаСЕРГАр! ОТР/леиы в СЩШУ1Х
чтешщш авторам
1.' Псдарогпческие.и психологические идея Ха\:адопа/3 естник Академии Наук Республийн 'Таджикистан,is94, Л I, с.43-45,
2. Ыар' Сайэд Алл Зааадшш о сеиейнкх отноз ендях//..'а- -¡'Лат, 1954, й 3,4, c'.60-S4i
3. Нравственные киста - воспитание в творчестве М;:р'.С.лЛ!да Адз Хеиедона /Материалы научной конференция, иосвяцёгшо* gs0-лзтиз со дал роздекая Шр CaJinxa Али Ха\адонн/.-Кургач-Тюба:
"ГУ, I9S4,c.7-li;
4; Восшшшо культур-- поведения па щкшере личности Хам допл ./Катсригла научной кзп^ерекаиа, посвякённоЭ 680-летив со До! рс^декияКдр Сс£схз ICS4,
е7!2-Г?с
- 2Ï -
5. Прсйлся» згетепш а пзпкгоа о шагайза jSz*x&*
in Д?агор:'.а."1 паугяоЗ Еогфорзгсиа, ■63&»П5к-э "С®
раздетая !Ьр СгЗакч Ara
ßi Нрзатгаеаноэ гсишсязэ а жегэ ES^csT -iföj)
СоЗяда Ляг Хсэдоет /''.lîejria.Tj accrrsXTrc !
680-лэтеэ со да рогхешш Глр Csüsn&a "¿z^-z—J! .^¡srsn-TzV ^: I7,IS940e.33-39;
. 7» Map Сайяд Ала о cocina? есслз^тгз /iSassjaaa
катаной пон&ерояцпа, scsiräSsseä CSO-гшгя со дяя рсэдггаг Нар Сайдяа Дгя 2^адсва/.-фргая-®Е0в:1У,I994,,gÍ4<M5%
8¿ Па'итлчссгдо зоспатснзв п правит пкхмейая страасЗ Дь» гориалы пзутнсй ¡¡анбэрэкгЕЗ, пссглг-кесЛ 680«\Ястеэ со лая pos« деппя Мяр СеЗяда Ала