Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Обогащение духовного опыта студента в культурно-динамической среде колледжа

Автореферат по педагогике на тему «Обогащение духовного опыта студента в культурно-динамической среде колледжа», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Еренкова, Наталья Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Оренбург
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Обогащение духовного опыта студента в культурно-динамической среде колледжа», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Обогащение духовного опыта студента в культурно-динамической среде колледжа"

На правах рукописи

ЕРЕНКОВА Наталья Владимировна

ОБОГАЩЕНИЕ ДУХОВНОГО ОПЫТА СТУДЕНТА В КУЛЬТУРО-ДИНАМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ КОЛЛЕДЖА

13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

г я ноя т

Оренбург 2013

005540338

Работа выполнена на кафедре общей педагогики ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Русакова Татьяна Геннадьевна, доктор педагогических наук, профессор

Соловцова Ирина Афанасьевна, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», профессор кафедры педагогики

Игнатова Валентина Владимировна,

доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Сибирский

государственный технологический

университет», заведующий кафедрой психологии и педагогики

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Оренбургский

государственный университет»

Защита состоится 18 декабря в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 212.180.01 по присуждению учёной степени доктора педагогических наук по специальностям 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.08 - теория и методика профессионального образования ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» по адресу: Оренбург, ул. Советская,19, ауд. 333.

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет».

Текст автореферата размещён на сайте ВАК www.vak2.ed.gov.ru $ ноября 2013 г.

Автореферат разослан^/ ноября 2013г.

Учёный секретарь диссертационного совета доктор педагогических наук, профессор

С.С. Коровин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования обусловлена современными тенденциями развития общества, которые глубоко затронули не только социально-экономическую, но и духовно-нравственную сферу, что сместило социально-культурные ценности в сторону получения прагматических результатов. Переориентировка с идеологических на материально-экономические ценности, потребление материальных благ, которые влекут за собой кризис культуры, социальные потрясения, которые затрагивают духовную сферу личности человека. Духовность, духовный опыт личности -неотъемлемые признаки культуры человека. Последняя, как «мера человеческого в человеке», возникает и развивается путём накопления духовного опыта - опыта нахождения смысла жизни и умения жить в соответствии с ним, определять перспективу духовного роста личности.

Анализ основополагающих документов в сфере образования федерального и регионального уровня позволяет сделать вывод о том, что перед педагогикой стоит социально значимая проблема воспитания духовности личности как одного из важных факторов преодоления духовного кризиса: в Национальной доктрине образования проблема духовного возрождения России рассматривается как основа развития общества и напрямую связана со стратегическими целями образования; потребность в духовном развитии юношества и молодёжи нашла отражение в Государственной программе «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020 годы: «в молодёжной среде... происходит деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха»; ряд Областных целевых программ Министерства образования Оренбургской области («Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области», «Молодёжь Оренбуржья» на 2011-2015 годы) направлен на формирование у молодёжи толерантности и уважения к представителям других народов, религий, культур, их традициям и духовно-нравственным ценностям, на возрождение истинных духовных ценностей российского народа.

Исследование эмпирической базы показало, что современные студенты колледжа не в полной мере понимают значимость духовного саморазвития (положительный ответ дали 12% опрошенных), недостаточно осознают роль духовного опыта в развитии человека (42%). Испытывают потребность в постижении смысла назначения своей жизни 14%, только 32% респондентов понимают духовность как основную глубинную силу человеческой индивидуальности, движущую человека к предельному состоянию эволюции, к совершенству. Объективными показателями духовного неблагополучия в студенческой среде служат проявления алкогольной и наркотической зависимости, рост суицидального поведения, подмена духовного идеала таблоидами или полное его отсутствие.

В педагогике констатируется недостаточная изученность теоретических вопросов становления духовного опыта личности в образовательном процессе (В.В. Игнатова,

B.B. Сериков, E.B. Субботский), не исследована роль образовательной среды в становлении и обогащении духовного опыта студента, не выявлена специфика взаимодействия субъектов образовательного процесса. Сложность педагогического содействия обогащению духовного опыта студента колледжа состоит в том, что необходимо обеспечить не прямое управление, но педагогическую организацию среды, обладающей культуро-динамическими характеристиками.

Степень научной разработанности проблемы. В педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки для разработки педагогических условий обогащения духовного опыта студента: проведены исследования в области воспитания духовности школьников (Т.И. Власова, С.Г. Дехаль, Ю.В. Самойлова, И.А. Соловцова), разработана проблема становления духовного опыта личности на разных этапах возрастного развития (Т.Г. Русакова), изучены воспитательные системы формирования целостной личности (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, В.Г. Бочарова,

C.B. Кульневич); проведены исследования в области теории деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Г.И. Щукина) и формирования культуры деятельности (А.Н. Ксенофонтова), в том числе педагогической (Л.Б. Соколова); разработаны концепции развития личности (Л.И. Анцыферова, A.C. Гаязов, Э.В. Ильенков, В.А. Сластёнин, Н.Ф. Талызина, В.Г. Рындак, А.И. Щетинская) и её духовного потенциала в воспитательном процессе (В.В. Игнатова); имеются работы, раскрывающие особенности духовного развития личности в подростковом и юношеском возрасте, связанного с духовными (нематериальными) видами деятельности - самопознанием (А.Н. Леонтьев), рефлексией (И.С. Кон,

B.И. Слободчиков), интеллектуальным и художественным творчеством (С.М. Каргапольцев, Н.Е. Коробкина, Л.Н. Куликова); показана роль среды в формировании личности (P.A. Кассина, Ю.С. Мануйлов).

В последние годы проблема духовного становления личности на разных этапах онтогенетического развития всё чаще становится предметом диссертационных исследований: изучены психология духовности (Ильичёва И.М., 2003), психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов (Горбачёв А.Л., 2009), духовность личности (сущностные признаки, структура и особенности проявления у студентов) (Чхиквадзе Т.В., 2011), роль духовного опыта в осознании человеком смысла жизни (Челнокова Е.В., 2011), духовное развитие личности как фактор формирования национальной и гражданской идентичности (Чурин В.В., 2011), развитие духовности студентов коммуникативных специальностей в образовательном процессе вуза (Андреева А.В„ 2011), духовно-нравственное становление личности студента во внеучебной деятельности (Садыкова

C.А., 2012).

Вместе с тем данные тенденции не получили должного теоретического осмысления в аспекте проблемы обогащения духовного опыта студента в условиях культуро-динамической среды образовательного учреждения. Сложность и неоднозначность проблемного поля современного образования позволили вскрыть ряд

противоречий между:.

- объективной потребностью общества в духовно богатой личности и недостаточной направленностью современной системы образования на воспитание духовности студента;

- стремлением студента колледжа к культурной, социальной, личностной и духовной самоактуализации и недостаточной реализацией педагогического потенциала культуро-динамической среды образовательного учреждения;

- потребностью педагогической практики в научно-методическом обеспечении процесса обогащения духовного опыта студента колледжа и недостаточной теоретико-методологической разработанностью проблемы в педагогической науке.

Обозначенные противоречия позволили выявить проблему исследования: каковы содержание, условия, методы, формы обогащения духовного опыта студента в культуро-динамической среде колледжа?

Актуальность исследования, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической теории и практике, выявленные противоречия обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Обогащение духовного опыта студента в культуро-динамической среде колледжа».

Цель исследования: обосновать организационно-педагогические условия обогащения духовного опыта студента в культуро-динамической среде колледжа.

Объект исследования: культуро-динамическая среда колледжа.

Предмет исследования: культуро-динамическая среда колледжа как фактор обогащения духовного опыта студента.

Гипотеза исследования: культуро-динамическая среда колледжа, обладающая возможностями углубления духовного взаимодействия субъектов образовательного процесса, становится фактором обогащения духовного опыта студента, ценностного приращения личностно-значимых смыслов, этических, эстетических, нравственных, духовных норм при соблюдении комплекса организационно-педагогических условий:

- внесение в содержание образования понятий «духовный опыт студента», «обогащение духовного опыта», ориентирующих студента на развитие мотивов духовно-практической деятельности;

- использование диалоговых технологий, обеспечивающих субъектную позицию студента в обогащении духовного опыта;

актуализация воспитательных, коммуникативных и рефлексивных возможностей среды колледжа в моделировании процесса обогащения духовного опыта студента.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Раскрыть содержание понятия «обогащение духовного опыта студента» в контексте психолого-возрастных особенностей развития личности.

2. Выявить педагогический потенциал культуро-динамической среды колледжа в обогащении духовного опыта студента.

3. Сконструировать структурно-процессуальную модель обогащения духовного опыта студента в культуро-динамической среде колледжа и апробировать в опытно-поисковой работе.

4. Разработать научно-методическое сопровождение процесса обогащения духовного опыта студента в культуро-динамической среде колледжа.

Методологическую базу исследования составил интегративно-культурологический подход, обеспечивающий целостность и системность взаимодействия культурологического, личностно ориентированного, аксиологического и деятельностного подходов к процессу обогащения духовного опыта студента в культуро-динамической среде колледжа.

Теоретической основой исследования явились:

- на философском уровне: философские идеи, связанные с религиозными (H.A. Бердяев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, С.А. Рачинский, В.Ю. Троицкий, А. Уминский, В. Франкл, Э. Фромм), экзистенциальными (С. Кьеркегор, X. Плеснер, К. Ясперс), антропологическими (В.Г. Федотова, Н.В. Шелковая), социальными (Р.Ф. Лифшиц), аксиологическими (Н. Гартман, Т. де Шарден, М. Шелер) концепциями духовности человека;

- на общенаучном уровне: труды о парадигмах исследования духовного опыта (С.Б. Токарева); о синергетическом характере обогащения духовного опыта (E.H. Князева, C.B. Кульневич); теория диалогического общения и общения как обмена духовными ценностями (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М.С. Каган, В.М. Межуев); психологические теории духовного развития личности (Л.С. Выготский И.С. Кон, Д.А. Леонтьев, A.B. Мудрик, Л.А. Регуш, В.И. Слободчиков, Э. Шпрангер); положения педагогической теории воспитания духовности (Т.Н. Власова);

- на конкретно-научном уровне: концепция педагогического содействия становлению духовного опыта личности Т.Г. Русаковой; концептуальные основы создания ценностно-смысловой ситуации в воспитательном процессе (И.А. Соловцова); концепция духовно-творческого становления личности в образовательном процессе (В.В. Игнатова); идеи формирования ценностной системы личности (В.П. Бездухов, H.H. Никитина, Е.С. Сироткина); концепции личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); концептуальные положения теории воспитания духовности в различных видах культуры (Е.И. Артамонова); педагогические установки на значимость искусства в духовном обогащении личности (Б.Т. Лихачев, В.В. Медушевский, Б.П. Юсов); изучение образовательной среды (A.M. Анохин, Е.П. Белозерцев, Г.Б. Корнетов, Ю.С. Мануйлов, Т.В. Менг, В.А. Ясвин).

Эмпирическая база исследования: Опытно-поисковая работа проводилась на базе ГБОУ СПО «Оренбургский областной художественный колледж», ГБОУ СПО «Оренбургский музыкальный колледж им. М. и Л. Ростроповичей», ГБОУ СПО «Оренбургский колледж статистики, экономики и информатики»; всего в экспериментальной работе участвовали 135 студентов и 55 преподавателей.

Констатирующий эксперимент реализован на выборке 190 человек (135 студентов 1-2-х курсов средних профессиональных образовательных учреждений, обеспечивающих углубленную подготовку по профессиональным программам и 55 преподавателям колледжей).

Формирующий эксперимент проводился в ГБОУ СПО «Оренбургский областной художественный колледж» на выборке 72 человек (42 студента вторых курсов и 30 преподавателей колледжа).

Исследование проводилось с 2009 по 2013 гг. и включало несколько этапов, на каждом из которых, исходя из поставленных задач, применялись соответствующие методы исследования.

На первом, подготовительном этапе (2009-2010 гг.) изучалось состояние проблемы исследования; были сформулированы объект, предмет, цель, исследовательские задачи; сформирована общая структура работы; определена программа опытно-экспериментальной работы. Основные методы исследования, применяемые на данном этапе: теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ философской, психологической и педагогической литературы; осмысление, анализ и обобщение педагогического опыта; наблюдение, беседа, анкетирование, построение гипотез, прогнозирование.

Второй этап (2010-2012 гг.) был посвящен разработке методики проведения констатирующего эксперимента; обоснованию уровней, критериев и показателей, условий обогащения духовного опыта студента; экспериментальной проверке эффективности модели культуро-динамической среды колледжа. Основные методы исследования: беседа, анкетирование, опрос, целенаправленное педагогическое наблюдение, констатирующий эксперимент, анализ продуктов деятельности, формирующий эксперимент, количественный и качественный анализ результатов эксперимента, теоретическое моделирование.

Третий, заключительный этап (2012-2013 гг.) был посвящен анализу, обобщению и интерпретации результатов эксперимента, формулировке выводов, оформлению материалов диссертационного исследования. Основные методы исследования: анализ, обобщение и систематизация материалов, методы математической обработки результатов исследования.

Научная новизна результатов исследования:

уточнено понятие «духовный опыт студента колледжа» на основе определения его как интегративного качества личности, включения в содержание понятия смыслов, этических, эстетических, нравственных, духовных норм;

- выявлен педагогический потенциал культуро-динамической среды колледжа как совокупность воспитательных, коммуникативных и рефлексивных возможностей, реализуемых в процессе обогащения духовного опыта студента;

- сконструирована структурно-процессуальная модель обогащения духовного опыта студента в культуро-динамической среде колледжа;

- обоснованы организационно-педагогические условия обогащения духовного

опыта студента колледжа (включение в содержание образования понятия «духовный опыт студента колледжа»; использование диалоговых технологий; актуализация воспитательных, коммуникативных и рефлексивных возможностей среды колледжа в моделировании процесса обогащения духовного опыта студента).

Теоретическая значимость результатов исследования:

- раскрыты научные представления о совокупности внутренних и внешних связей критериальных показателей духовного опыта студента колледжа: мотивационный (наличие интересов и склонностей, наличие мотивов и устремлений); когнитивный (знания о духовных ценностях общества и личности, знание о необходимости наличия духовного идеала); деятельностный (способность к самоопределению, способствующему духовному росту личности); выявлены уровни сформированности духовного опыта студента колледжа (высокий, средний, достаточный, низкий), вносящие вклад в педагогическую теорию духовного воспитания личности;

- аргументированы положения о культуро-динамической среде колледжа, обладающей возможностью использования воспитательных ресурсов (наличие воспитательных программ с учетом этических, эстетических, нравственных, духовных норм межличностного взаимодействия и саморазвития, использование витагенного опыта студентов колледжа с опорой на культурно-историческое наследие); коммуникативных (диалоговые формы взаимодействия, углубляющие знания о духовных ценностях общества,); рефлексивных (деятельность по самоисследованию и самокоррекции), которые уточняют педагогические теории о педагогическом потенциале образовательной среды;

- перспективность использования научно обоснованных принципов обогащения духовного опыта студента (культуросообразности, единства и гармонизации рационального и эмоционального, самоактуализации, ценностного самоопределения личности, обретения смысла и активной позиции, непрерывности и целостности образовательного процесса) углубляет теорию педагогического моделирования процессов обогащения духовного опыта обучающихся.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что:

- предложены критерии (мотивационный, когнитивный, деятельностный) и уровневые показатели (высокий, средний, достаточный, низкий) сформированности духовного опыта студента;

разработаны диагностические параметры инструментария изучения сформированности духовного опыта студента колледжа (тест «Жизненных ценностей личности» (Must-тест) П.Н. Иванова, Е.Ф. Колобовой; мини-сочинения «В чем для меня смысл жизни?»; методика «Жизненные цели» Э. Дисл, Р. Райан в модификации Н.В. Клюевой и В.И. Чиркова; тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щурковой; анкета «Направленность личности» (по И.Ф. Исаеву); методика С.М. Петровой «Пословицы»; тест М. Рокича (RVS - Rokeach Value Survay); методика выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении Г.С. Никифорова, В.К. Васильева, C.B. Фирсовой; анкета «Насколько Вы

способны на саморазвитие» Н.Г. Пешковой), позволяющие проектировать систему отслеживания результативности эксперимента;

- разработаны практические занятия, внеаудиторные мероприятия в рамках семинаров-дискуссий, раскрывающих значение обогащения духовного опыта, стимулирующих положительную мотивацию к овладению способами духовно-практической деятельности;

- разработана программа заседаний «круглого стола», направленная на овладение студентами способов духовного саморазвития, включающая темы «Мои духовные ценности», «Духовные ценности культуры в жизни современного человека», «Национальные особенности духовной культуры человека», «Духовная культура Оренбуржья»; «Программа духовно-нравственного воспитания студентов ГБОУ СПО «Оренбургский областной художественный колледж», «Программа адаптации студентов-первокурсников»;

- предложена программа спецкурса для преподавателей «Человек и духовная культура» по реализации процесса обогащения духовного опыта студента, целью которого явилась актуализация знаний педагогов о сущности и педагогических условиях процесса обогащения духовного опыта.

- полученные данные могут быть использованы педагогическими работниками при разработке программ и технологий создания культуро-динамической среды образовательных учреждений, создании условий для обогащения духовного опыта студента.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена: непротиворечивостью и корректностью исходных теоретико-методологических позиций, в основу которых положен интегративно-культурологический подход, объединяющий культурологический, личностно ориентированный, аксиологический и деятельностный подходы; использованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логике; количественным и качественным анализом теоретических источников и результатов опытно-поисковой работы; статистической значимостью и выверенностью экспериментальных данных, с использованием статистического критерия «хи - квадрат» К. Пирсона, полученных в ходе опытно-поисковой работы.

Апробация исследования и внедрение его результатов. Основные теоретические идеи и результаты исследования представлены и получили одобрение на международных, российских, межвузовских научных и научно-практических конференциях в Тамбове (2011 г.), Красноярске (2010-2011 гг.), Пскове (2009 г.), Казани (2013 г.), Оренбурге (2005-2009 гг.), Волгограде (2013 г.), Краснодаре (2013 г.); обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедр общей педагогики и художественно-эстетического воспитания, педсоветах и методических объединениях в ГБОУ СПО «Оренбургский областной художественный колледж»; разработанные автором учебное пособие, программа спецкурса и методические рекомендации нашли применение в образовательном процессе художественного колледжа г. Оренбурга.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Духовный опыт студента колледжа как интегративное качество личности, основанное на стремлении субъекта к овладению духовными смыслами и нормами поведения (этическими, эстетическими, нравственными), проявляется в осознании необходимости построения собственной системы духовных ценностей и целей духовно-практической деятельности, определяющих перспективу духовного роста личности. Мотивационный (наличие интересов и склонностей, наличие мотивов и устремлений), когнитивный (знания о духовных ценностях общества и личности, знание о необходимости наличия духовного идеала), деятельностный (способность к самоопределению, способствующему духовному росту личности) компоненты духовного опыта студента обогащаются в процессе духовного взаимодействия с Произведениями Культуры (непосредственного или опосредованного), носителями духовных ценностей в процессе переосмысления духовно-нравственных мотивов личности, выбора способов самостоятельной духовно-практической деятельности в ситуациях неопределенности.

2. Культуро-динамическая среда колледжа - это среда, обладающая педагогическим потенциалом: воспитательным (наличие воспитательных программ с учётом этических, эстетических, нравственных, духовных норм межличностного взаимодействия и саморазвития, использование витагенного опыта студентов колледжа с опорой на культурно-историческое наследие); коммуникативным (диалоговые формы взаимодействия, углубляющие знания о духовных ценностях общества); рефлексивным (деятельность по самоисследованию и самокоррекции). Культуро-динамическая среда обладает инструментальной (педагогический инструмент изучения условий, средств, методов, особенностей обогащения духовного опыта студента), пространственной (пространство, где признаки культуры репрезентируются в признаки образования и духовного развития личности) и факторной (совокупность условий включения студента в духовно-практическую деятельность) функциями.

3. Структурно-процессуальная модель обогащения духовного опыта студента в культуро-динамической среде колледжа базируется на интегративно-культурологическом подходе, определяемом культурологическим, личностно ориентированным, аксиологическим, деятельностным подходами; принципах культуросообразности, единства и гармонизации рационального и эмоционального, самоактуализации, ценностного самоопределения личности, обретения смысла и активной позиции, непрерывности и целостности образовательного процесса (инвариантная часть); вариативная часть модели включает мотивационно-целевой, когнитивно-рефлексивный и операционально-деятельностный этапы, на каждом из которых формулируется цель, отбираются содержание, методы, формы и отслеживается результат обогащения духовного опыта. Усложнение и развитие деятельности на каждом этапе составляет педагогический смысл культуро-

динамической среды; обеспечивает обогащение и рефлексивную интеграцию компонентов духовного опыта студента колледжа.

4. Организационно-педагогическими .условиями, обогащения духовного опыта студента в культуро-динамической среде колледжа выступают: внесение в содержание образования понятий «духовный опыт студента», «обогащение духовного опыта», ориентирующих студента на развитие мотивов духовно-практической деятельности; использование диалоговых технологий, обеспечивающих субъектную позицию студента в обогащении духовного опыта; актуализация воспитательных, коммуникативных и рефлексивных возможностей среды колледжа в моделировании процесса обогащения духовного опыта студента.

5. Критериями эффективности комплекса организационно-педагогических условий обогащения духовного опыта студента в культуро-динамической среде колледжа, обеспечивающих сохранение целостности, полноты образовательного процесса, его целенаправленности и эффективности, являются приращение знаний о духовных ценностях общества и личности, духовных идеалах, формирование у студентов мотивации построения собственной системы духовных ценностей, определяющих перспективу духовного роста личности.

Лнчный вклад автора состоит в осуществлении теоретического анализа процесса обогащения духовного опыта студента в культуро-динамической среде колледжа и положений педагогического исследования (выявлен педагогический потенциал культуро-динамической среды колледжа в исследуемом процессе; определены этапы обогащения духовного опыта студента; обоснованы организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность исследуемого процесса); проведении опытно-поисковой работы по исследуемой проблеме и систематизации полученных результатов; подготовке и издании программ, методических рекомендаций, научных статей в сборниках, материалах участия в научно-практических конференциях различного уровня.

Структура исследования. Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования и включает в себя введение, две главы (шесть параграфов), заключение, список используемой литературы (215 источников, в том числе на иностранном языке - 9), приложения. Изложение материала проиллюстрировано таблицами, диаграммами, рисунками.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определен научный аппарат (проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи), выделены основные этапы и методы исследования, раскрыта научная новизна, уточнена теоретическая и практическая значимость исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретическое обоснование проблемы обогащения духовного опыта студента в культуро-динамической среде колледжа» на основе анализа научной литературы определены методологические подходы к исследованию проблемы, рассмотрены ключевые понятия, выбрано рабочее определение понятия

«обогащение духовного опыта студента», обоснованы критерии и показатели, выделены и охарактеризованы этапы исследуемого процесса, выявлены возможности образовательной среды для обогащения духовного опыта студента.

Во второй главе «Опытно-понсковая работа по обогащению духовного опыта студента в культуро-динамнческой среде колледжа» изложена логика, организация и содержание опытно-поисковой работы, описан инструментарий психолого-педагогической диагностики исследуемого феномена, методика реализации организационно-педагогических условий, которые обеспечивали эффективность процесса обогащения духовного опыта студента в культуро-динамической среде колледжа, представлена динамика результатов исследуемого феномена.

В заключении сформулированы основные выводы исследования, подтверждающие гипотезу и основные положения, выносимые на защиту, намечены перспективы дальнейшей работы над проблемой.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Содержание понятия «духовный опыт студента колледжа». Решение исследовательских задач потребовало раскрытия сложившейся в науке системы представлений о понятии «духовность». Духовность является ядром культуры (Августин, С.С. Аверинцев, Аристотель, Д.С. Лихачёв, А.Ф. Лосев, Платон, B.C. Соловьёв) и выступает «определённым хранилищем, а то и фабрикой» (по образному выражению Д. А. Леонтьева) ценностей и смыслов жизни. Духовность является механизмом саморазвития личности (И.А. Соловцева) и обнаруживается в обращённости человека к высшим ценностям, к идеалу, в сознательной устремлённости к совершенству в процессе культурного развития, в накоплении и реализации духовного опыта. Трактовка понятия «духовный опыт личности» в исследовании опирается на современное нерелигиозное понимание духовности как понятия, обобщённо отражающего ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, противоположные эмпирическому («материальному», «природному») существованию человека или, по меньшей мере, отличные от него (Б.М. Бим-Бад, Т.Н. Власова). Теоретический анализ (В.П. Бездухов, В.П. Зинченко, В.А. Лекторский, В. Франкл) позволил раскрыть духовный опыт личности как совокупность личностно-смысловых образований, включающих ценностные ориентации и интенции на абсолютные ценности, культурные потребности, знания и представления о культурных и духовных ценностях и стремление к нравственным поступкам. Духовный опыт студента колледжа - интегративное качество личности, основанное на стремлении субъекта к приращению духовных смыслов и норм (этических, эстетических, нравственных), которое проявляется в осознании необходимости построения собственной системы духовных ценностей, мотивов и целей духовно-практической деятельности, определяющих перспективу духовного роста личности.

В диссертационном исследовании доказано, что наибольшее значение процесс формирования духовного опыта личности приобретает в юношеском возрасте,

характеризующемся устремлённостью в будущее, активным постижением социального мира, формированием гражданской позиции (Л.И. Божович, И.С. Кон, A.B. Мудрик, Е.А. Шумилин), и правомерным будет использование термина «обогащение». Обогащение духовного опыта как «привнесение в пространство «Я» того, что увеличивает его ценность» (В.В. Игнатова) в образовательном процессе колледжа представляет собой совокупность процессов духовного взаимодействия с Произведениями Культуры (непосредственного или опосредованного), носителями духовных ценностей, переосмысления духовно-нравственных мотивов личности, самостоятельный выбор духовно-практической деятельности. В процессе обогащения духовного опыта у студента колледжа происходит расширение и углубление знаний о духовных ценностях общества и личности, представлений о духовном идеале, изменение интересов и мотивов духовно-практической деятельности, влияющих на способность выбора способов духовного роста личности.

Педагогический потенциал культуро-динамической среды колледжа. Кулътуро-динамическая среда - это ценностно-смысловое пространство духовного развития студента, обладающее действенным педагогическим потенциалом в совокупности воспитательных, коммуникативных и рефлексивных возможностей. В образовательном процессе культуро-динамическая среда выполняет ряд функций. Культуро-динамическая среда обладает инструментальной (педагогический инструмент изучения условий, средств, методов, особенностей обогащения духовного опыта студента), пространственной (пространство, где признаки культуры репрезентируются в признаки образования и духовного развития личности) и факторной (совокупность условий включения студента в духовно-практическую деятельность) функциями. Структурными компонентами культуро-динамической среды колледжа, придающими ей культурное содержание и динамический характер, являются:

- пространственно-предметный, который включает физическое окружение, социально-культурные объекты, связанные с созданием и распространением культурных ценностей; предметно-пространственное окружение, вводящее студента в мир культурно-эстетических и художественных ценностей, и отношений;

- содержательно-методический, включающий человеческие факторы, программу обогащения духовного опыта студента, формы и методы реализации программы обогащения духовного опыта студента;

коммуникационно-организационный компонент, обеспечивающий диалогичность творчески-созидательного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Динамичная совокупность структурных компонентов культуро-динамической среды колледжа влияет на её воспитательные (наличие воспитательных программ с учетом этических, эстетических, нравственных, духовных норм межличностного взаимодействия и саморазвития, использование витагенного опыта студентов колледжа с опорой на культурно-историческое наследие), коммуникативные

(диалоговые формы взаимодействия, углубляющие знания о духовных ценностях общества) и рефлексивные возможности (деятельность по самоисследованию и самокоррекции), что составляет педагогический потенциал купътуро-динамической среды колледжа.

Структурно-процессуальная модель обогащения духовного опыта студента в культуро-динамическон среде колледжа отражает динамику приращения студентом духовных ценностей человеческой культуры. На основе интегративно-культурологического подхода были сформулированы принципы обогащения духовного опыта студента: культуросообразности, единства и гармонизации рационального и эмоционального, самоактуализации, ценностного самоопределения личности, обретения смысла и активной позиции, непрерывности и целостности образовательного процесса. Структурно-процессуальная модель ориентирована на конкретную цель - обогащение духовного опыта студента в культуро-динамической среде колледжа. Результатом данного процесса является ценностное приращение его структурных компонентов - мотивационного, когнитивного и деятельностного. Мотивационный компонент духовного опыта студента мы рассматриваем с точки зрения направленности личности, т.к. направленность является одним из важных компонентов структуры личности (Л.С. Рубинштейн). Мотивационный компонент духовного опыта студента включает систему интересов и склонностей, мотивов и стремлений личности студента, побуждающих его к духовно-практической деятельности. Когнитивный компонент духовного опыта студента мы определяем как совокупность знаний о духовных ценностях общества и личности, о духовном идеале, которые проявляются в стремлении к познанию и использованию примеров и образцов духовных поступков для самопознания и саморазвития.

В рамках нашего исследования деятельностный компонент является необходимым проявлением способности к самоопределению, способствующему духовному росту личности. Динамика обогащения духовного опыта студента определяется выбором способов духовного роста личности, основанных на знаниях духовного саморазвития и проявлениях духовно-практической деятельности.

В диссертации разработано содержание процесса обогащения духовного опыта студента, которое включает: взаимодействие с объектами и субъектами социально-культурного окружения, в результате которого у студента возникает стремление к духовному обогащению личности (мотивационно-целевой этап); возникновение собственной программы духовного обогащения на основе приобретенных знаний и умений способов духовного обогащения (когнитивно-рефлексивный этап); реализацию программы духовного обогащения, в которой формируется опыт духовного саморазвития (операционально-деятельностный этап).

Эффективность процесса обогащения духовного опыта студента колледжа обеспечивается переходом от традиционно сложившейся, инструктивной, личностно-отчужденной, однонаправленной модели обучения к активному взаимодействию студента с преподавателем, объединенному общим предметом обсуждения и учиты-

_15_

Цель: Обогатить духовный опыт студента колледжа

Интегративно-культурологический подход

Культу роло- Личностно Аксиологический Деятельностный

гическнн ориентированным понимание становление и

организация учет закономер- человека как развитие

образователь- ностей природ- высшей ценности; личности в

ного процесса ного и социо- ценностное духовно-

в контексте культурного раз- самоопределение практическои

культуры вития личности личности деятельности

Принципы:

культуросообразности, единства и гармонизации рационального

и эмоционального, самоактуализации, ценностного самоопределения личности, обретения смысла и активной

позиции, непрерывности и целостности образовательного процесса

Педагогический потенциал культуро-дииамической среды колледжа

Воспитательные возможности: наличие воспитательных программ с учетом этических, эстетических, нравственных, духовных норм межличностного взаимодействия и саморазвития, использование витагенного опыта студентов колледжа с опорой на культуоно-истооическое наследие

Коммуникативные возможности: (диалоговые формы взаимодействия, углубляющие знания о духовных ценностях общества

Рефлексивные возможности:

деятельность по самоисследованию и самокоррекции

Этапы влияния культуро-динамической среды колледжа на обогащение духовного опыта студента

Этапы

Культуро-динамическая среда

Критерии и показатели духовного опыта студента

мотивацион-но-целевой

Студент взаимодействует с объектами и субъектами социально-культурного ___ окружения__

Результат: возникает стремление к духовному обогащению личности

Мотивационнын

система интересов и склонностей, мотивов и стремлений, побуждающих к духовно-практической деятельности

2

когнитивно-рефлексивный

Студент - автор собственной программы

духовного обогащения___

Результат: приобретает знания и умения обогащения духовного опыта

Когнитивный

знания о духовных ценностях общества и личности, о духовном идеале, необходимые для самопознания и саморазвития

Операционально-деятельно-стный

Студент - субъект (деятель) реализации

программы духовного обогащения_

Результат: формируется опыт духовного саморазвития

Деятельностный

проявление способности к включению в различные виды деятельности, способствующей духовному росту личности

Методы: сократическая беседа, художественное общение; проблемное изложение материала; диалог; полилог

Формы аудиторной и внеаудиторной деятельности: лекция; семинар дискуссия; учебная дискуссия; «круглый стол»; воспитательные ситуации; конференция; неделя искусств; «музейные понедельники»; посещение выставок, творческие встречи с деятелями культуры, представителями религий

Результат: студент, обладающий опытом духовного обогащения

Рис. 1. Структурі ю-процессуаты ш модель обогащения духовного опыта студента в культуро-динамической среде колледжа

вающему индивидуальные особенности каждого из субъектов. Такой переход способны обеспечить формы диалоговой технологии: семинар-дискуссия; учебная дискуссия; создание воспитательных ситуаций (И.А. Соловцова); «круглый стол»; эвристические беседы.

Использование диалоговых технологий осуществлялось при включении содержательных аспектов духовного опыта личности в образовательные программы гуманитарного цикла, обеспечивая непосредственное и активное участие студентов колледжа в обогащении своего духовного опыта в процессе взаимодействия с преподавательским и студенческим коллективами в культуро-динамической среде колледжа.

Результативный блок модели включает анализ динамики процесса обогащения духовного опыта студента по когнитивному, мотивационному, деятельностному критериям и соответственным показателям.

Для получения эмпирической базы данных были проведены исследования в ГБОУ СПО «Оренбургский областной художественный колледж», ГБОУ СПО «Оренбургский музыкальный колледж им. М. и Л. Ростроповичей», ГБОУ СПО «Оренбургский колледж статистики, экономики и информатики». На основе корреляции данных, полученных в результате теоретического анализа и экспериментальной работы, были выделены уровни сформированности духовного опыта студента колледжа-, высокий, средний, достаточный, низкий.

Студент, духовный опыт которого соответствует высокому уровню, использует знания как средство восхождения к своей целостности, стремится к познанию и использованию примеров и образцов духовных поступков (реальных людей, событий, исторических фактов) для саморазвития; имеет духовные идеалы; проявляет интерес и склонность к духовно-практической деятельности; мотивы и устремления духовно-практической деятельности носят внутренний характер; «духовный труд» определяет надситуативным ценностным выбором; владеет способами достижения поставленных целей, не противоречащими духовным ценностям человечества; проявляет волевое усилие для полного отказа от эгоцентрической установки; строит планы саморазвития; определяет перспективу своего духовного роста; регулирует свое настроение, состояние и отношение к окружающим. Этот уровень определяется наличием ценностных ориентации, убеждений, направленности на духовно-практическую деятельность, устремленностью к духовным ценностям.

Для студента со средним уровнем сформированности духовного опыта характерны обобщенные знания о духовных ценностях человечества. Студент проявляет интерес и стремится больше узнать о духовных ценностях, которые способствуют саморазвитию личности, узнаёт о духовных идеалах; проявляет познавательную направленность к содержанию собственного опыта, к духовно-практической деятельности, ценности обретают форму «знаемых» мотивов (Ф. Василюк), но правилами поведения ещё не являются, а опираются на ситуативный выбор; способы достижения поставленных целей развиваются по логике социальной

нормативности и социальных ожиданий, студент имеет опыт самостоятельной постановки цели духовного саморазвития, знает, как регулировать своё настроение, отношение к окружающим, но не всегда умеет это соотносить с конкретной ситуацией. Данный уровень характеризуется стремлением к духовному саморазвитию, которое проявляется в открытости к переменам и новому жизненному и духовному опыту.

Студент с достаточным уровнем характеризуется тем, что знаний примеров и образцов духовных поступков недостаточно для того, чтобы активно саморазвиваться и самореализовываться, ценности формируются на основе переживаний социального характера (социального приспособления), нормы и правила поведения в обществе определяют ценностный выбор (исходя из эмоционально опыта); мотивы поведения развиваются по логике реагирования на стимул, опираются на выработанные стереотипы в выборе мотивов и стремлений; студент имеет недостаточный опыт самостоятельной постановки цели духовного саморазвития; саморазвитие рассматривает с позиции «самости», подвержен влиянию внешних и внутренних факторов, что затрудняет процесс саморазвития личности. Данный уровень характеризуется проявлением собственных переживаний, обусловленных мнением окружающих, что не позволяет самостоятельно строить планы саморазвития и определять перспективу своего духовного роста.

Для студента с низким уровнем сформированности духовного опыта знание примеров и образцов духовных поступков носит фрагментарный характер, индивид проявляет удовлетворенность имеющимся опытом, стремление к познанию отсутствует; студент стремится к удовлетворению потребностей, не предполагающих духовных усилий; логика удовлетворения потребностей линейная, преобладают переживания гедонистического типа, связанные с ожиданием переживания удовольствия; пассивно участвует в различных мероприятиях, выполняет только то, что попросят; отношение к окружающим характеризуются нестабильностью, обусловлено воздействием внешних факторов, что не способствует саморазвитию и волевым проявлениям личности. Данный уровень характеризуется поведением, который психологи характеризуют как леность - в чистом ли виде или в виде несамостоятельности, пассивности, инертности, нерешительности.

В художественном колледже были созданы экспериментальная группа в количестве 20 человек (далее ЭГ) и контрольная группа в количестве 22 человек (далее КГ). Студенты ЭГ и КГ в начале эксперимента не имели статистически значимых различий по уровню сформированности духовного опыта, количеству юношей и девушек, составу преподавателей, работающих в этих группах.

Диагностика сформированности духовного опыта студента проводилась при помощи тест-опросов. При исследовании знаний студентов о духовности мы получили следующие результаты: духовность - это качество, присущее человеку, способ его существования, который соответствует внутренней направленности на высшие ценности (12%); феномен сохранения преемственности поколений, позитивных тенденций в развитии человека (42%); основная глубинная сила человеческой

индивидуальности (32%); потребность в постижении смысла назначения своей жизни .(14%). На вопрос «Кто для Вас является идеалом?» мы получили следующие ответы студентов: родственники (30%); вымышленный персонаж (30%); человек с положительными чертами характера (15%). Также идеалом студенты считают природу, себя, образ «из телевизора». Полученный результат говорит о том, что конкретной культурной, исторической личности, которую можно было бы назвать своим идеалом, у студентов нет. При выявлении знаний о способах обогащения духовного опыта были получены следующие результаты: более 55% студентов отметили влияние семьи; 30% студентов делают акцент на литературные, музыкальные, изобразительные произведения искусства; 15% респондентов указали на важность религиозного просвещения и соблюдение традиций.

Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, позволили сделать вывод о том, что уровень сформированное™ духовного опыта студента недостаточно высок, так как в образовательном процессе колледжа работа по формированию духовного опыта студента ведётся эпизодично, бессистемно. Полученные данные продемонстрировали необходимость организации целенаправленного процесса обогащения духовного опыта студента.

Формирующий эксперимент заключался в реализации обоснованных организационно-педагогических условий.

Реализация первого организационно-педагогического условия - внесение в содержание образования понятий «духовный опыт студента», «обогащение духовного опыта», ориентирующих студента на развитие мотивов духовно-практической деятельности, была направлена на раскрытие преподавателям и студентам сущности данных понятий, выявлением отличительных составляющих духовного опыта, таких как культура, позитивизм восприятия себя и мира, потребность духовного взаимодействия, развитие рефлексии по отношению к духовным ценностям человечества и др. Реализации данного условия способствовали тренинговые занятия; построение альтернативных графиков жизни (Л.И. Анцыферова), игровое мыследействие (В.В. Сериков). Для преподавателей колледжа была проведена методическая работа (педагогические советы, методические семинары) по вопросам воспитания духовной культуры студента колледжа, которая внесла изменения в характер взаимоотношений субъектов образовательного процесса, выводя их на уровень эффективного сотрудничества.

Реализация второго организационно-педагогического условия - использование диалоговых технологий, обеспечивающих субъектную позицию студента в обогащении духовного опыта, была направлена на углубление знаний о духовных ценностях общества и духовном опыте личности в диалоговых формах взаимодействия; создание ситуаций общения и коммуникации, способствующих самоисследованию и самокоррекции; организации совместной духовно-практической деятельности субъектов образовательного процесса по созданию этой среды и взаимодействию с ней («Программа духовно-нравственного воспитания студентов

ГБОУ СПО «Оренбургский областной художественный колледж», «Программа адаптации студентов-первокурсников», спецкурс для преподавателей «Человек и духовная культура»). -

Реализация третьего организационно-педагогического условия - актуализация воспитательных, коммуникативных и рефлексивных возможностей среды колледжа в моделировании процесса обогащения духовного опыта студента, осуществлялась в три этапа. Переосмыслению духовно-нравственных мотивов личности студента на мотивационно-целевом этапе способствовали диалоговые технологии: учебные дискуссии, которые обеспечили возможность восприятия студентами новых знаний по проблеме духовности, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности; семинары-дискуссии («Мои духовные ценности», «Духовные ценности культуры в жизни современного человека», «Национальные особенности духовной культуры человека», «Духовная культура Оренбуржья»); «круглый стол» («Диалог культур», «Клубок ассоциаций»), эвристические беседы, анализ проблемных ситуаций. На когнитивно-рефлексивном этапе было организовано взаимодействие студентов с носителями духовных ценностей. Опосредованное духовное взаимодействие происходило в процессе художественного общения с произведениями искусства - при посещении концертов, театральных постановок, музеев, выставочных залов и др.; непосредственное - в процессе эвристических бесед; создания воспитательных ситуаций; анализа проблемных ситуаций духовно-творческого характера; на встречах с людьми, которых принято называть духовно богатыми: представителями творческих профессий, духовенства, интеллектуальной элиты города. Выбор способов духовно-практической деятельности, способствующей духовному росту личности, на операционально-деятелъностном этапе реализовывался в процессе знакомства с биографиями известных личностей Оренбуржья, с духовным и культурно-историческим наследием региона. В исследовании обосновано, что обогащению духовного опыта студента способствовало участие студентов колледжа в акциях, таких как «Ночь музеев», «Библионочь» и др.

Заключительный этап опытно-поисковой работы ставил своей целью подведение итогов и анализ результативности исследуемого процесса. Данные, полученные на основе использования комплекса психолого-педагогических методик, показали динамику формирования духовного опыта студентов. Количественная оценка результатов педагогического эксперимента проводилась с использованием метода процентного соотношения студентов, находящихся на том или ином уровне сформированности духовного опыта на диагностическом (ДЭ) и контрольном (КЭ) этапах эксперимента.

Данные, полученные в ходе итоговой оценки, свидетельствуют о положительной динамике уровней сформированности духовного опыта студента. Если в начале эксперимента для большинства студентов в экспериментальной группе был характерен достаточный уровень сформированности духовного опыта (40,83%), то в конце формирующего эксперимента — средний - 45%. Повысилось количество студентов с

высоким уровнем (с 10,83% до 20,83%). В контрольной группе значительной положительной динамики не выявлено. Высокий уровень возрос лишь на 0,76%. Средний уровень сформированности духовного опыта студента повысился на 4,55%, а достаточный возрос на 1,52%. Низкий уровень в обеих группах изменился в положительную сторону: в контрольном группе на 6,82%, в экспериментальной на 14,17%. В экспериментальном исследовании проверка гипотезы осуществлялась с помощью статистического критерия согласия «хи-квадрат» К. Пирсона, использование которого позволяет проверить, существуют ли значимые различия, изменения в уровнях контрольной и экспериментальной групп. По расчетам Хнабл меньше критического значения, что доказывает преимущество альтернативной гипотезы против нулевой.

Таблица 1

Динамика уровней сформированности духовного опыта студента колледжа

Уровни Группы Высокий Средний Достаточный Низкий

ДЭ КЭ ДЭ КЭ ДЭ КЭ ДЭ КЭ

ЭГ 10,83% 20,83%. 32,5% 45% ~~1 40,83% 32,5 % 15,83% 1,67%

КГ 8,33% 9,09 % 34% 38% 41,67% 43,18% 15,91% 9,09%

Таким образом, полученные в ходе опытно-поисковой работы результаты свидетельствуют об эффективности обоснованной модели культуро-динамической среды колледжа по обогащению духовного опыта студента. Положительная динамика результатов проведенного исследования даёт основания считать, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Уточнено, что духовный опыт студента колледжа, как интегративное качество личности, основывается на стремлении субъекта к приращению духовных смыслов и норм (этических, эстетических, нравственных) и определяется во взаимосвязи мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов, которые отражают направленность познания и переживания, содержание духовных знаний, владение способами духовно-практической деятельности. Обогащение духовного опыта студента представлено как процесс накопления, обработки и присвоения информации, ведущий к ценностному приращению личностно-значимых смыслов и значений. Такое приращение основывается на целевых установках на саморазвитие в духовно-практической деятельности, знании духовных ценностей культуры и способов духовного творчества, ведущего к созданию этих ценностей, владении способами духовно-практической деятельности.

2. Доказано, что культуро-динамическая среда колледжа обладает возможностью использования воспитательных ресурсов (наличие воспитательных программ с учетом этических, эстетических, нравственных, духовных норм межличностного взаимодействия и саморазвития, использование витагенного опыта

студентов колледжа ' с опорой на культурно-историческое наследие); коммуникативных (диалоговые формы взаимодействия, углубляющие знания о духовных ценностях общества,) и рефлексивных (деятельность по самоисследованию и самокоррекции).

3. Разработана и внедрена в образовательный процесс колледжа структурно-процессуальная модель, в которой отражены инвариантная часть, включающая целевые установки, интегративно-культурологический подход и принципы педагогической деятельности, и вариативная, отражающая содержание поэтапного процесса обогащения духовного опыта студента: мотивационно-целевой (взаимодействие с объектами и субъектами социально-культурного окружения, в результате которого у студента возникает стремление к духовному обогащению личности); когнитивно-рефлексивный (возникновение собственной программы духовного обогащения на основе приобретенных знаний и умений способов духовного обогащения); операционально-деятельностный (реализация программы духовного обогащения, в которой формируется опыт духовного саморазвития); на каждом этапе формулируется цель, отбираются содержание, методы, формы и отслеживается результат становления духовного опыта студента.

4. Обосновано, что обогащение духовного опыта студента в культуро-динамической среде колледжа происходит достаточно результативно при создании организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность реализации ее структурно-процессуальной модели (внесение в содержание образования понятий «духовный опыт студента», «обогащение духовного опыта», ориентирующих студента на развитие мотивов духовно-практической деятельности; использование диалоговых технологий, обеспечивающих субъектную позицию студента в обогащении духовного опыта; актуализация воспитательных, коммуникативных и рефлексивных возможностей среды колледжа, которые придают ей культуро-динамический характер). Разработано научно-методическое сопровождение исследуемого процесса, позволяющее корректировать педагогическую деятельность при соотнесении содержания духовного и жизненного опыта студента.

5. Выявлены возможные педагогические риски, знание и учёт которых позволяют избежать ошибок в процессе обогащения духовного опыта студента: непринятие преподавателем инициатив студента может снизить положительную мотивацию обогащения духовного опыта; отсутствие субъект-субъектных отношений в педагогическом общении приведет к формированию личностно-отчужденной, однонаправленной модели образования; отсутствие консенсуса внутри преподавательского состава в использовании форм, методов, средств воспитания может не привести к достижению планируемого результата.

В условиях внедрения стандартов 3-го поколения в образовательной среде колледжа необходима непрерывная корректировка содержания, форм, методов обогащения духовного опыта студента, более детальное рассмотрение его

структурных компонентов, уточнение механизмов функционирования культуро-динамической среды колледжа. Полученные данные могут быть использованы педагогическими работниками при разработке программ , и технологий организации культуро-динамической среды образовательного учреждения для обогащения духовного опыта студента.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:

1. Еренкова, Н.В. Педагогические условия обогащения духовного опыта студента художественного колледжа / Н.В. Еренкова // Образование и саморазвитие. Казань, 2013. — № 1 (35). - С. 161-166. (Реестр ВАК Мннобрнауки РФ).

2. Еренкова, Н.В. Модель обогащения духовного опыта студента в культуро-динамической среде колледжа / Н.В. Еренкова II Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2013. - № 2 (23). — С. 94-98. (Реестр ВАК Мннобрнауки РФ).

3. Еренкова, Н.В. Педагогический потенциал культуро-динамической среды колледжа в формировании духовного опыта студента / Т.Г. Русакова, Н.В. Еренкова // Историческая и социально-образовательная мысль. - Краснодар, 2013. - № 4 (20). - С.114-117. (Реестр ВАК Мннобрнауки РФ).

4. Еренкова, Н.В. Кризис духовных ценностей в образовательном процессе I Н.В. Еренкова // Перспектива: сб. ст. молодых учёных. — Псков: Изд-во ПГПИ им. Кирова, 2009. —№2, —С. 69-73.

5. Еренкова, Н.В. Духовный опыт личности: структура и уровни сформированности / Н.В. Еренкова // Научно-практ, альманах аспирантского сообщества. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2012. - Вып. VII. — С. 20-22.

6. Еренкова, Н.В. Педагогические факторы обогащения духовного опыта студента колледжа / Н.В. Еренкова // Современные тенденции в науке: новый взгляд: сб. науч. тр. по материалам Междунар. заоч. науч.-практ. конф. — Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2011. — С.61-65.

7. Еренкова, Н.В. Факторы обогащения духовного опыта студента колледжа / Н.В. Еренкова // Инновационные технологии в образовании: теория и практика: монография. — Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. - Кн. 4. — С.138-141.

8. Еренкова, Н.В. Кризис духовных ценностей в современном образовании / Н.В. Еренкова // Межвузовская научная конференция-семинар молодых учёных по результатам исследований в области психологии, педагогики и социологии: сб. тр. — Красноярск: Научно-инновационный центр, 2009. - Ч. 1. — С.84-87.

9. Еренкова, Н.В. Программа духовно-нравственного воспитания студентов ГОУ СПО «Оренбургский областной художественный колледж» I Н.В. Еренкова. -Оренбург: ГБУ РЦРО, 2010. — 15 с.

10. Еренкова, Н.В. Программа развития воспитательной деятельности ГОУ СПО «Оренбургский областной художественный колледж» на 2010-2015 гг. / Н.В. Еренкова. - Оренбург: ГБУ РЦРО, 2010. — 20 с.

11. Еренкова, Н.В. Программа адаптации студентов-первокурсников ГБОУ СПО «Оренбургский областной художественный колледж» / Н.В. Еренкова. - Оренбург: ГБУ РЦРО, 2012. —Юс.

Отпечатано в типографии «ОренПечать» О.Г.Р.Н. 312565810300101 Формат 60x84 1/16. Бумага офисная. Усл. печ. л. 1.43 Тираж 100 экз. Заказ 111 г. Оренбург, ул. Советская, 27, офис 214

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Еренкова, Наталья Владимировна, Оренбург

04201453988

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

ОБОГАЩЕНИЕ ДУХОВНОГО ОПЫТА СТУДЕНТА В КУЛЬТУРО-ДИНАМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ КОЛЛЕДЖА

На правах рукописи

ЕРЕ1ПСОВА Наталья Владимировна

13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Т.Г. Русакова

Оренбург 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ ДУХОВНОГО ОПЫТА СТУДЕНТА В КУЛЬТУРО-ДИНАМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ КОЛЛЕДЖА................................................................................................................17

1.1 «Обогащение духовного опыта студента» как педагогическая категория.....17

1.2 Культуро-динамическая среда как фактор обогащения духовного опыта студента колледжа.......................................................................................................43

1.3 Структурно-процессуальная модель обогащения духовного опыта студента в

культуро-динамической среде колледжа..................................................................60

Выводы по первой главе.............................................................................................75

Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ ДУХОВНОГО ОПЫТА СТУДЕНТА В КУЛЬТУРО-ДИНАМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ КОЛЛЕДЖА 77

2.1 Диагностика сформированное™ духовного опыта студентов колледжа.......77

2.2 Реализация структурно-процессуальной модели обогащения духовного опыта студента в культуро-динамической среде колледжа.............................................100

2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы..............................................128

Выводы по второй главе...........................................................................................137

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................139

ЛИТЕРАТУРА...........................................................................................................142

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена современными тенденциями развития общества, которые глубоко затронули не только социально-экономическую, но и духовно-нравственную сферу, что сместило социально-культурные ценности в сторону получения прагматических результатов. Переориентировка с идеологических на материально-экономические ценности, потребление материальных благ влекут за собой кризис культуры, социальные потрясения, которые затрагивают духовную сферу личности человека. Духовный опыт личности, духовность - неотъемлемые признаки культуры человека. Последняя, как «мера человеческого в человеке», возникает и развивается путём накопления духовного опыта - опыта нахождения смысла жизни и умения жить в соответствии с ним, определять перспективу духовного роста личности.

Анализ основополагающих документов в сфере образования федерального и регионального уровня позволяет сделать вывод о том, что перед педагогикой стоит социально значимая проблема воспитания духовности личности как одного из важных факторов преодоления духовного кризиса: в Национальной доктрине образования проблема духовного возрождения России рассматривается как основа развития общества и напрямую связана со стратегическими целями образования; потребность в духовном развитии юношества и молодёжи нашла отражение в Государственной программе «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020 годы: «в молодёжной среде... происходит деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха»; ряд Областных целевых программ Министерства образования Оренбургской области («Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области», «Молодёжь Оренбуржья» на 2011-2015 годы) направлен на формирование у молодёжи толерантности и уважения к представителям других народов, религий, культур, их традициям и духовно-нравственным ценностям, на возрождение истинных духовных ценностей

российского народа.

Исследование эмпирической базы показало, что современные студенты колледжа не в полной мере понимают значимость духовного саморазвития (положительный ответ дали 12% опрошенных), недостаточно осознают роль духовного опыта в развитии человека (42%). Испытывают потребность в постижении смысла назначения своей жизни (14%), только 32% респондентов понимают духовность как основную глубинную силу человеческой индивидуальности, движущую человека к предельному состоянию эволюции, к совершенству. Объективными показателями духовного неблагополучия в студенческой среде служат проявления алкогольной и наркотической зависимости, рост суицидального поведения, подмена духовного идеала таблоидами или полное его отсутствие.

В педагогике констатируется недостаточная изученность теоретических вопросов становления духовного опыта личности в образовательном процессе (В.В. Игнатова, В.В. Сериков, Е.В. Субботский), не исследована роль образовательной среды в становлении и обогащении духовного опыта студента, не выявлена специфика взаимодействия субъектов образовательного процесса. Сложность педагогического содействия обогащению духовного опыта студента колледжа состоит в том, что необходимо обеспечить не прямое управление, но и педагогическую организацию среды, обладающей культуро-динамическими характеристиками.

В педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки для разработки педагогических условий обогащения духовного опыта студента: проведены исследования в области воспитания духовности школьников (Т.И. Власова, С.Г. Дехаль, Ю.В. Самойлова, И.А. Соловцова), разработана проблема становления духовного опыта личности на разных этапах возрастного развития (Т.Г. Русакова), изучены воспитательные системы формирования целостной личности (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, В.Г. Бочарова, C.B. Кульневич); проведены исследования в области теории деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,

Г.И. Щукина) и формирования культуры деятельности (А.Н. Ксенофонтова), в том числе педагогической (Л.Б. Соколова); разработаны концепции развития личности (Л.И. Анцыферова, A.C. Гаязов, Э.В. Ильенков, В.А. Сластёнин, Н.Ф. Талызина, В.Г. Рындак, А.И. Щетинская) и её духовного потенциала в воспитательном процессе (В.В. Игнатова); имеются работы, раскрывающие особенности духовного развития личности в подростковом и юношеском возрасте, связанного с духовными (нематериальными) видами деятельности -самопознанием (А.Н. Леонтьев), рефлексией (И.С. Кон, В.И. Слободчиков), интеллектуальным и художественным творчеством (С.М. Каргапольцев, Н.Е. Коробкина, Л.Н. Куликова); показана роль среды в формировании личности (P.A. Кассина, Ю.С. Мануйлов).

В последние годы проблема духовного становления личности на разных этапах онтогенетического развития всё чаще становится предметом диссертационных исследований: изучены психология духовности (Ильичёва И.М., 2003), психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов (Горбачёв А.Л., 2009), духовность личности (сущностные признаки, структура и особенности проявления у студентов) (Чхиквадзе Т.В., 2011), роль духовного опыта в осознании человеком смысла жизни (Челнокова Е.В., 2011), духовное развитие личности как фактор формирования национальной и гражданской идентичности (Чурин В.В., 2011), развитие духовности студентов коммуникативных специальностей в образовательном процессе вуза (Андреева A.B., 2011), духовно-нравственное становление личности студента во внеучебной деятельности (Садыкова С.А., 2012).

Вместе с тем данные тенденции не получили должного теоретического осмысления в аспекте проблемы обогащения духовного опыта студента в условиях культуро-динамической среды образовательного учреждения. Сложность и неоднозначность проблемного поля современного образования позволили вскрыть ряд противоречий между:

- объективной потребностью общества в духовно богатой личности и

недостаточной направленностью современной системы образования на воспитание духовности студента;

- стремлением студента колледжа к культурной, социальной, личностной и духовной самоактуализации и недостаточной реализацией педагогического потенциала культуро-динамической среды образовательного учреждения;

- потребностью педагогической практики в научно-методическом обеспечении процесса обогащения духовного опыта студента колледжа и недостаточной теоретико-методологической разработанностью проблемы в педагогической науке.

Обозначенные противоречия позволили выявить проблему исследования: каковы содержание, условия, методы, формы обогащения духовного опыта студента в культуро-динамической среде колледжа?

Актуальность исследования, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической теории и практике, выявленные противоречия обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Обогащение духовного опыта студента в культуро-динамической среде колледжа».

Цель исследования: обосновать организационно-педагогические условия обогащения духовного опыта студента в культуро-динамической среде колледжа.

Объект исследования: культуро-динамическая среда колледжа.

Предмет исследования: культуро-динамическая среда колледжа как фактор обогащения духовного опыта студента.

Гипотеза исследования: культуро-динамическая среда колледжа, обладающая возможностями углубления духовного взаимодействия субъектов образовательного процесса, становится фактором обогащения духовного опыта студента, ценностного приращения личностно-значимых смыслов, этических, эстетических, нравственных, духовных норм при соблюдении комплекса организационно-педагогических условий:

- внесение в содержание образования понятий «духовный опыт студента», «обогащение духовного опыта», ориентирующих студента на развитие мотивов

духовно-практической деятельности;

- использование диалоговых технологий, обеспечивающих субъектную позицию студента в обогащении духовного опыта;

- актуализация воспитательных, коммуникативных и рефлексивных возможностей среды колледжа в моделировании процесса обогащения духовного опыта студента.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Раскрыть содержание понятия «обогащение духовного опыта студента» в контексте психолого-возрастных особенностей развития личности.

2. Выявить педагогический потенциал культуро-динамической среды колледжа в обогащении духовного опыта студента.

3. Сконструировать структурно-процессуальную модель обогащения духовного опыта студента в культуро-динамической среде колледжа и апробировать в опытно-поисковой работе.

4. Разработать научно-методическое сопровождение процесса обогащения духовного опыта студента в культуро-динамической среде колледжа.

Методологическую базу исследования составил интегративно-культурологический подход, обеспечивающий целостность и системность взаимодействия культурологического, личностно ориентированного, аксиологического и деятельностного подходов к процессу обогащения духовного опыта студента в культуро-динамической среде колледжа.

Теоретической основой исследования явились:

— на философском уровне: философские идеи, связанные с религиозными (H.A. Бердяев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, И.О. Лосский, С.А. Рачинский, В.Ю. Троицкий, А. Уминский, В. Франкл, Э. Фромм), экзистенциальными (С. Кьеркегор, X. Плеснер, К. Ясперс), антропологическими (В.Г. Федотова, Н.В. Шелковая), социальными (Р.Ф. Лифшиц), аксиологическими (Н. Гартман, Т. де Шарден, М. Шелер) концепциями духовности человека;

— на общенаучном уровне: труды о парадигмах исследования духовного

опыта (С.Б. Токарева); о синергетичееком характере обогащения духовного опыта (E.H. Князева, C.B. Кульневич); теория диалогического общения и общения как обмена духовными ценностями (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М.С. Каган, В.М. Межуев); психологические теории духовного развития личности (JI.C. Выготский И.С. Кон, Д.А. Леонтьев, A.B. Мудрик, JI.A. Регуш, В.И. Слободчиков, Э. Шпрангер); положения педагогической теории воспитания духовности (Т.Н. Власова);

— на конкретно-научном уровне: концепция педагогического содействия становлению духовного опыта личности Т.Г. Русаковой; концептуальные основы создания ценностно-смысловой ситуации в воспитательном процессе (И.А. Соловцова); концепция духовно-творческого становления личности в образовательном процессе (В.В. Игнатова); идеи формирования ценностной системы личности (В.П. Бездухов, H.H. Никитина, Е.С. Сироткина); концепции личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); концептуальные положения теории воспитания духовности в различных видах культуры (Е.И. Артамонова); педагогические установки на значимость искусства в духовном обогащении личности (Б.Т. Лихачев, В.В. Медушевский, Б.П. Юсов); изучение образовательной среды (A.M. Анохин, Е.П. Белозерцев, Г.Б. Корнетов, Ю.С. Мануйлов, Т.В. Менг, В.А. Левин).

Эмпирическая база исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на базе ГБОУ СПО «Оренбургский областной художественный колледж», ГБОУ СПО «Оренбургский музыкальный колледж им. М. и Л. Ростроповичей», ГБОУ СПО «Оренбургский колледж статистики, экономики и информатики»; всего в экспериментальной работе участвовали 135 студентов и 55 преподавателей. Констатирующий эксперимент реализован на выборке 190 человек (135 студентов 1-2-х курсов средних профессиональных образовательных учреждений, обеспечивающих углубленную подготовку по профессиональным программам и 55 преподавателям колледжей).

Формирующий эксперимент проводился в ГБОУ СПО «Оренбургский областной художественный колледж» на выборке 72 человек (42 студента

вторых курсов и 30 преподавателей колледжа).

Исследование проводилось с 2009 по 2013 гг. и включало несколько этапов, на каждом из которых, исходя из поставленных задач, применялись соответствующие методы исследования.

На первом, подготовительном этапе (2009-2010 гг.) изучалось состояние проблемы исследования; были сформулированы объект, предмет, цель, исследовательские задачи; сформирована общая структура работы; определена программа опытно-экспериментальной работы. Основные методы исследования, применяемые на данном этапе: теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ философской, психологической и педагогической литературы; осмысление, анализ и обобщение педагогического опыта; наблюдение, беседа, анкетирование, построение гипотез, прогнозирование.

Второй этап (2010-2012 гг.) был посвящен разработке методики проведения констатирующего эксперимента; обоснованию уровней, критериев и показателей, условий обогащения духовного опыта студента; экспериментальной проверке эффективности модели культуро-динамической среды колледжа. Основные методы исследования: беседа, анкетирование, опрос, целенаправленное педагогическое наблюдение, констатирующий эксперимент, анализ продуктов деятельности, формирующий эксперимент, количественный и качественный анализ результатов эксперимента, теоретическое моделирование.

Третий, заключительный этап (2012-2013 гг.) был посвящен анализу, обобщению и интерпретации результатов эксперимента, формулировке выводов, оформлению материалов диссертационного исследования. Основные методы исследования: анализ, обобщение и систематизация материалов, методы математической обработки результатов исследования.

Научная новизна результатов исследования:

уточнено понятие «духовный опыт студента колледжа» на основе определения его как интегративного качества личности, включения в содержание понятия смыслов, этических, эстетических, нравственных, духовных норм;

- выявлен педагогический потенциал культуро-динамической среды колледжа как совокупность воспитательных, коммуникативных и рефлексивных возможностей, реализуемых в процессе обогащения духовного опыта студента;

сконструирована структурно-процессуальная модель обогащения духовного опыта студента в культуро-динамической среде колледжа;

обоснованы организационно-педагогические условия обогащения духовного опыта студента колледжа (включение в содержание образования понятия «духовный опыт студента колледжа»; использование диалоговых технологий; актуализация воспитательных, коммуникативных и рефлексивных возможностей среды колледжа в моделировании процесса обогащения духовного опыта студента).

Теоретическая значимость результатов исследования:

- раскрыты научные представления о совокупности внутренних и внешних связей критериальных показателей духовного опыта студента колледжа: мотивационный (наличие интересов и склонностей, наличие мотивов и устремлений); когнитивный (знания о духовных ценн