автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Обогащение игрового опыта детей III года жизни посредством занятий
- Автор научной работы
- Усенко, Лилия Валерьяновна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Бишкек
- Год защиты
- 1993
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Обогащение игрового опыта детей III года жизни посредством занятий"
1 ол
ШЖТйРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КИРГИЗСКОЙ 1ЕШЕЛШ ШРГНЗСЮ® ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЙ
На правая тд?воп»;е<ч
УСЕНКО Лплея Валерьяновна
ОБОГАЩЕНИЕ ИГРОВОГО ОШГГА ДЕТЕЙ Ш ГОДА ШЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ЗДНЯ1ИЙ
13.00.01 - Теория п история подзгогпхп
Лвгорофэра?
диссвр?вцин на соискание ученой степени кандидата подагогвческнх наун
БИШКЕК 1993
Работа выполнена в Кыргызском институте образования Министерства образования Кыргызской Республики.
Научный руководитель - доктор психологических1 Наук>
... ... ....... доцент ПалаГина. Н.Н.
Официальные оппоненты ' - доктор педагогических наук, о профессор Рахимова М.Р.
' .-'кандидат педагогических йау1с у
...... . .....'. 'доцент. Абрыкррймова М. Д./
Ведущее учреждение V, -Ошский .государственный.
университет-
Защита достоится «Ж* 1993 г. в " Уц " часов на заседании специализированного совета Д 13.93.£7 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктор^ наук при Кыргызском институте образования по адресу: 720000, г.Бишкек, проспект"Эркин-дик"г25: ______.". ..л -.'.л • ... . .
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке института-
Автореферат разослан " 1уЛ 0уС]л)\ 1993 г.
• Ученый секретарь —, • пециализированного совета, <\>'— ()
кандидат педагогических наук оУ . Щ.\Л\ / Д.А.Айылчиева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Изменение 'политических и социально-экономических условий развития нашего общества выдвинуло на передний план новые требования к системе образования в целом и ее начальному звену - дошкольному воспитанию. Целью преобразований в сложившейся педагогической практике является создание условий для развития многообразных типов дошкольных учрездений, ориентированных на максимальное удовлетворение запросов родителей то обучению и воспитанию детей.
Основные направления деятельности дошкольного учреждения лк>-бого типа: защита ребенка от всех форм физического и психического насилия; удовлетворение потребности в эмоциональном общении; •обеспечение развития творческих способностей и интересов; получение- квалифицированной помощи и коррекции возможных недостатков развития.
Одной из важнейших проблем совершенствования учебно-воспита-тедьного процесса в альтернационых воспитательных системах является создание модели управления процессом развития личности ребенка. Непосредственно это связано с формированием деятельности в основных ее видах. Для детей раннего и младшего дошкольного возрастов наиболее активной самостоятельной деятельностью является игра.
В области педагогики и психологии дошкольного воспитания проведены глубокие исследования природы, становления и развития игры (В.Н.Аванесова, Р.И.Жуковская, А.И.Леонтьев, В.Я.Михайленко, С.Л.Новоселова, Н.С.Дантина, Ф.И.Фрадкина, Д.Б.Элькошш и др.).
Однако традиционная система руководства фор-шровапием игровой деятельности вступила в противоречие с изменившимися потребностями общества. Причины этого не только в сложившейся практике, но и в недостаточной разработанности теории игры в раннем возрасте. Установка на то, что генетически первичной формой яв-■ ляется стаетно-ролевая игра (Д.Б,Эльконин), стала определенной, помехой в исследовании предмётйой и свжетно-отобразительной ее фор*»
Одним из основных научных направлений становится поиск новых подходов в обогащении детокой де цельности.
Актуальность исследования определяется как социальными задачами гуманизации руководства развитием детей, так и логикой научных исследований по проблема игры.
Объектом исследования являются дети Ш года жизни в условиях дошкольных учреждений.. .
Предметом' исследования являются педагогические условия обогащения игрового опыта детей на основе содержания и методики организации занятий.'- ■ ...... • . ..
Цель. Выявить эффективные условия обогащения игрового опыта детей посредством занятий;', определить новые подходы в руководстве игрой .и., экспериментально доказать их эффективность.
' В основу положена" гипотеза.: завяш как йсточпяк вовюся специально организованных впечатлений служат обогащению игрового опыта детей при условии направленного отбора их содержания, оборудования и организации детской деятельности. .
В соответствии о поставленной целью и сформулированной гипотезой определены следующие задачи исследования.
1. Проанализировать состояние проблемы взаимосвязи игры и занятий в психолого-педагогической литературе. Определить содержание понятия игровой "опыт',''составные его компоненты'и конкретные проявления у детей Ш года жизни.
2. Проанализировать с учетом компонентов игрового опыта реальный уровень игры в условиях работы с детый по традиционным программам и методикам. .
3. Исследовать педагогические возможности программных занятий в обогащении игрового опыта детей.
4. Выявить педагогические условия обогащения игрового опыта по-■ сродством .занятий; определить программное, содержание занятий
о включением игровых задач; разработать методические приемы.. организации игровой деятельности детей на материале занятий; . .раскрыть.особенности создания предаетной игровой среды.
Методологической основой исследования явились теоретические положения псяхолого-педагогической науки: о ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка, в обогащении детской жизни ¡Д.С.Выготский, A.B.Запорожец); о формировании общих механизмов деятельности раньше-ах конкретных проявлений (В.В.Даввдов); о ... развитии игры через обогащение игрового опыта'детей (С.Л.Новосе-иова); о комплексном подходе в организации учебно-воспитательного процесса:{В.М.Корот0в, Л•®«Гордйн, И.С.Марьенко).
Методы исследование: I) теоретический анализ психолого-педа-логической литературы, действующих прогршм и методик; 2) анкетирование педагогов; 3} констатирующие наблюдения и анализ игры
детей по элементам игрового опыта; 4) формирующий эксперимент; 5) математическая обработка данных. ■
, /ручная" новизнаВпервые выявлено содержание пошлин игровой опыт и его компоненты применительно в. раннему возрасту; исследа-®9ны педагогические условия обогащения, игрового .опыта посредст-ч ,.врм- занятий; дается анализ игры, по, элементам игрового опнта.
Теоретическое значений'..исследования состоит в том,, что оно', раскрывает новые аспекты развивающего обучения, обогащает теорию •' и методику руководства формированием игры, дает новые подходы к 'анализу игровой деятельности с учетом компонентов игрового опыта. • ■ Практическое значение. Разработаны методические подходы к совершенствованию занятий и приемы косвенного руководства форлиро-. ■вашем игры детей Ш года жизни, что вошло составной частью в разработку республиканских концепций и программ дошкольного воспитания. Созданы оригинальные конспекты занятий: с переходом в-игру и на их основе проблемные семинары и аудиторные практикумы для • слушателей курсов повышенна квалификации.'
Достоверность результатов диссертационного исследования оо'ес-печивается применением методов, адекватных поставленным задачам; достаточной продолжительностью и положительными. результатами эксперимента; . согласованностью полученных выводов с результатами ряда других исследований в русле проблемы диссертации. ' На ззп.ртгу выносятся следующие положения:
1,- Конкретизация содержания игрового опыта детей Ш года еизни в таких компонентах как игровое отношение к предмету, ¿владение словесными источниками сшета, освоение и обобщение игрового
■ . действия, детализация сшета.
2. Система занятий как специфический источник обогащения игрового опыта в виде организованных и словесно выраженных впечатле-
.- нии. • . , '
• 3. Педагогические условия обогащения игрового опыта: включение -игровых задач в программное -содеряаше занятий; система.методических приемов, формирующих'компоненты игрового опыта; создание игровой среды, позволяющей кавдому ребенку повторить - станет замятий на игрушках разной степени обобщенности образа. : Аппобатат л внедрение 'Результатов исследования проводилиоь: ,в циклах дакцдЁ, гробленных семинаров ж аудиторных практикумов з спзтемй Есзи0&Е?л '1сЕал.':Т;И1гац1Ш дошкольных работников республи- ' и.выступлениях на всесоюзной научно-практической
- ----- :__________ • - 6 - ________i_________
конференции по вопросам развития и воспитания детей раннего возраста (г. Мооква, 1982), на всесоюзном семинаре по проблемам.игры (г.'Иваново, 1990), республиканских педчтениях (г. Бишкек, 1989), зональных конференциях в Иссык-Кульской и Ошской областях, Республиканском слете творчески работающих дошкольников (г. Бишкек, 1990). Показательные занятия с переходом в игру демонстрировались'в'базовых детских учреждениях г. Бишкека:- Jé Л 38, 47,, 51,. 60, ÍI6, 178 .я ."Ус 3 V. Чолпон-Аты. '
■ Структура. Диссертация состоит из введения, двух глав-, заключения, приложения. Рукопись содержит стр., 10 таблиц, библиографию из 137 наименований.
: ' ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во введении обосновывается актуальность теми, определяются объект и предает, цели и задачи исследования,' формулируется гипотеза, раскрывается научная новизна и практическая значимость работы, освещаются методология и методы исследования. *
Пепвая глава "Анализ современного состояния теории и практики вопроса" содержит исследование взаимосвязи игры и обучения, в.истории науки, характеристику понятия игровой опит, состояние игрового опыта детей в традиционных условиях и потенциальные возможности программных занятий для обогащения опыта.
. I. Игра и обучение в раннем возрасте выступает как единая, не многоаспектная проблема. Ведущие теоретики психолого-педаго-гической-науки .(2-2.Руссо, К.Д.Ушинский,..Н.Пиаже, Ф.Фребель, . Й.Гюнтессоря, A.B.Запорожец) подчеркивают самоценность детства и приоритет игры как формы детской активности. Однако, утвер-адение о.том,_ что ребенок учится играя, приводило к попыткам насыщать игру дидактическими задачами и материалом, игра пре- . вращалась в дидактическое упражнение. Ценным результатом такого подхода является разработка игровой среды, дидактических материалов и ввделение особого вида дидактических игр (Ф.Фребель, Л.Монтессори, Е.И,1вхеева, А.П.Усова). _______ ............
Исследования богатейших воспитательных возможностей сюжет-*ой игры (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин) поставили задачу разра-5отки методики руководства ее' формированием. Исходными*для научного поиска в этой направлении были идеи Л.С.Выготского о том, сто в развитии ребенка определяющую роль играет социальное наследование, общение со взрослым как носителем социального опыта.
.Однако обучающая роль взрослого понималась в ряде случаев блишком прямолинейно. Предлагалось проводить специальные занятия для разучивания определенных сюжетов в виде цепочки действий обучающие игры (В.М.Аванесова, Р.И.Дуковская, Н.С.Пантина, Н.Я.Михай-ленко, Н.А.Короткова и др.).
V. Более широкое воздействие на ребенка осуществляет комплексный метод руководства формированием игры (Е.В.Зворыгина), т.е. сочетание наблюдений реальных событий, охающей игры, создание игровой среды с игрушками разной степени обобщенности образа и побуждение к самостоятельной игра через проблемные игровые ситуации. Ценным результатом такого подхода явилась разработка сюжетов игр и атрибутов к ним, создание условных и символических игрушек.
• Однако система разучивания конфетных сюжетов не соответствует, на наш взгляд, современным представлениям о развитии психики через овладение общими механизмами деятельности (В.В.Давьщов), ..
Более продуктивным нам предстзвляется третий подход к проблеме - использование занятий как источника новых впечатлений для ребенка, которые обогащают и направляют игру (А.П.Усова, Н.М.Крылова, В.Т.Иванова/Е. С .Слепович). ..
Реализация подхода к занятиям как источнику развития игры сдерживается отсутствием характеристики конкретного содержания . игрового опыта ребенка как основного механизма развития самостоятельной игры. '
П. Дальнейшее'теоретическое исследование было направлено на определение содержания понятия игровой опыт применительно к детям Ш года жизни.
С.Л.Новоселова, Е.В.Зворыгина, вводя понятие'игровой опыт, характеризуют его как умение ребенка использовать игрушки разной степени обобщенности образа: реалистические, условные и символи- -ческие. По исследованиям других авторов в содержание игрового опыта можно вклшить такие компоненты как обобщение и схематизация '.реального действия до уровня условного, моделирование социальных отношений (Д.Б.Эльконин); логическое развитие цепочки действий (Ф.И.Фрадкина); отношение игрового действия в слове, сложение скаутов, ролевое взаимодействие с партнером (Н.Я.Михайленко); игровое отношение к предметам,.овладение источниками сюжетов, детализация спкета (Н»Н.Палагина),
. Игровой рпыт можно определить как комплекс общих умений', обео-
- 8 - " ---------
печпва'ощюс создание адекватной модели реальной действительности условными (игровкма сродства.®» Нами были выделены четыре основных компонента игрового опыта и их конкретные проявления в игре детей Ш года жизни. -
Компоненты игрового опы^ Конкретные их проявления
1. Игровое отношение к пред-
• . метам ' • " • -- ■ -
2, Овладение источниками сюжетов'
3. Овладение игровым действием, его обобщение и схематизация
4. Детализация сюжета
Придание предмету пикетных значе--ний. Одушевление предмета.
Количество игровых сюжетов. Игра по образцу взрослого
- по текущим впечатлениям,
- по впечатлениям простого опыта,
- по словесным сообщениям,
- по сюжетной картине,
- по содержанию подвижных игр.
Количество игровых действий. Перенос действия на' другие игрушки.
Действия с условными игрушками п преда етами-заме ст ителями. Символические действия без предметов.
Логическая цепочка действий, соединение элементов разных сюжетов. Включение литературных фрагментов. Варьирование действий с учетом особенностей персонажа. Мимика, эмоции, выразительные движения. -
Словесные средства выразительности: реплики, звукоподражания, словесные обращения к игрушке-персонажу.
"Изображение роли-образа. Ввделение особой позиции игрушки, •диалог с нею.
Ш. Анализ игровой деят ел ьностя д е -р в й с учетом компонентов игрового опыта проведен по ютериалам наблюдений в дошкольных учреждениях (232 протокола) I анкетирования на курсах повышения квалификаций (148 воспятате-1вй из всех, регионов республики). Исследование показало, что образец воспитателя в обучающих играх является основным источником 1гры детей. В соответствии о программой и имеющимися наборами 1трибутов дети (73$) проигрывают в основном 3-4 сикета, выполняя 1-6 условных действий. Играют преимущественно молча, стает выра-
• -9 -
жают действиями без словесных- обращений к игрушке и эмоционального общения, с нею. Мнимая игровая ситуация обозначена схематически, без детализации и на отображает характерных особенностей персонажей. Игра не стала для детей способом активного отображения действительности.
. -ч 1У. Дальнейшее теоретическое исследование было направлено . на анализ возможностей занятий, предусмотренных программой дет- . ского сада, в обогащении игрового опыта детей. Бшги выбраны занятия по развитию речи и подвижные игры; их отличает насыщенность сюжетами, образами и действиями, которые могут существенно обогатить игру;
* Отмечено, что литературные и фольклорные 'сюжеты выражены словесно и использование их в игре будет способствовать развитию умения строить игру по словесным источникам. В них выражено присущее народной педагогике одушевление предметов, под влиянием которого у детей развивается игровое отношение к предметному миру.
Велики возможности занятий в обогащении опыта ребенка новыми игровыми действиями. Программная тематика'включает большой набор разнообразных бытовых действий, которые были мало знакомы или-вообще не знакомы ребенку. Фольклорные персонажи зерно толкут, мелют, муку сметают, тесто меяст, пироги пекут, садятся верхом на козла и т.д. - городской ребенок ничего подобного не видел,; этих действий нет в его опыте, они могут войти в игру через занятия, войти потому, что описаны'ярко, художественно и вызывают желание повторить, смоделировать их игровыми средствами.'
• Органично вплетается в занятия обобщение и перенос действия на новые объекты. Колобок поет свою песенку то зайцу, то волку, то медведю. В теремок стучат звери один за другим, один за другим персонажи тянут репку. Повторы действия .помогают его обобщению.
; Существенны возможности занятий в освоении такого сложного .компонента игрового опыта, как -детализация сюжета. Повтор последовательно стй- событий по' тексту может стать основой усвоения логической цепочки .действий в игре,. Эмоциональная насыщенность, .". яркость и. выразительность описаний стимулируют овладение выразительными. средствами игры, .. . . -
.;. В произведениях для детей отчетливо показана вариативность ■ действия, с учетом специфики персонажа и-вариативность целей, : значений при одинаковом рисунке действия. Повествование насыце*
: --------- -ю- ^ - ----------- ---------
но словесными обращениями и диалогами персонажей, что дает материал для разЕИтия сложшх словесных.форм воображения.и игры.. —-Подвижные игры с сюжетным содержанием оживляют представления ребенка-о птичке, эайце, водке,., сгимулщуют.создание роли-образа.
В работе с сюжетными картинами предполагается вос<?оздапие образа в слове и затем его изображение в. игре. Образец ролевого . поведения дан в статике, а изобразить его надо'в динамике." Ребен-- -ку4открывается новнй источник-игры,-Ларина. Предусмотренные .■-: программой занятия создают потенциальные возможности обогащения-игрового опыта детей в его основных компрнептах. . ..
Вторая глава "Педагогические условия обогащения игроврго опыта детей посредством занятий" включает. материалы экспериментальной работы, проведеппой'в 1989-1991 гг. :В эксперименте участвовали дети от 2-х до 3,5 лет в количестве.^ в экспериментальных группах и 125 - в контрольных. '.
Зксперклоптмыше- занятия отличались, тем,. что. традиционное программное содержание их дополнялось задачами по обогащешпо игрового опыта детей. Изложение темы сопровождалось одушевлением персонажей и демонстрацией их действий в условном изображешш и заканчивалось игрой по сюжету занятия.
Дети овладевали умением строить игру по словесным источникам, усваивали новые действия и повторяли их ¡¡а разных игрушках и предметах-заместителях, которые "тоже так хотят". Особое внимание. уделялось_развитшо умения детей детализировать сюжеты. Для этого использовались повторы логической цепочки действий, демон- • страция характерных особенностей и специфических действий персо- -. нажей, изображение альтернативной позиции персопаяа и.диалога о
ним, организация ролевогоповедениядетбй (ем-.- таблицу).-----------
Система занятий и методических приемов' по обогащению игрового опыта .
Компоненты игрового опыта | Темы занятий' \ [Доминирующие методические пшгемн
I ! 2 ! Я
.1.. Игровое отношение к предмету "Репка", "Курочка-Ряба", "'"Мячик" ----......... Одушевление персона--яей,-игровые действия и разговор с ними •
2» Овладение источниками сюжетов по сло- ."Игрушки".'"Зайка", "Теремок", "Пошел котик на торжок...", "Кошка"; Проигрывание рассказа, игра по схеме сюкетаг личностное
г-И -
!
ввсным рассказал или картине
картина "Кошка с кбтя-трш"
включение, варьирование сюжета,использование литературных фрагментов в игре
3. Овладение новыми игровыми действиями, их обобщение и схематизация
"Ладушка", "Беке, Мекэ," Игровые позторы дей-Кеке жана муйуздуу те- ствий персонажей,пеке" , "Колобок", 'так- ренос действий на г ин бала", "Чып-чыпалак", другие игрушки,в тем "Кардам бердим" числе условные и сим-
' . .. волические
4. Детализация сюжета цепочкой • действий, выразительными сред-стЕами,диалогом|
"Усатый-полосатый", "Кисонька-Мурысенька", "Ай, качи-качи-качи", "Баю-бай", "Вот и лвди опят..,", "Травка-Му- . ревка со сна поднялась", "Коенок", "Кукла Катя заболела", "Постираем кукле платье", "Искупает« куклу Таню"; "Поезд", Подвижные игры: "Воробышки и автомобиль", "Наседка и цыплята", "Волк и зайцы"•■
Повторы логической цепочки действий; передача мимики, эмоций, выразительных движений; варьирование действий с учетом специфики персонажей; демонстрация особой альтернативной позиции игрушки, диалог с нею, передаче роли-об&аза
Реализации поставленных задач способствовала определенная организация игровой среды. С одной стороны, обеспечивалось обобщение игровых действий., схематизация их и перенос на другие игрушки; о другой стороны - детализация действия выразительными средствами. Атрибуты использовались вариативно, реалистическая игрушка сменялась условной ила предметами-заместителями и наоборот, Это достигалось съемными деталями выразительной внешности персонажей. Дети проигрывали содержание занятий разными средствами, количество которых бшо достаточным, чтобы каждый ребенок мог одновременно проиграть общий сшет.
Показателем зйгвективности организации занятий с данными условиями явилось обогащение игрового опыта., Игра детей экспериментальной группы отличалась прежде всего разнообразием сюжетов, которые; создавались как модель литературных произведений или событий сегодняшнего и прошлых дней. Количество сикетсв возросло от 4 до 23, количество связанных действий от 4 до .18. Ихра у каждого была инициативной и самобытной. Это обеспечивалось умениями ребенка смоделировать ешэт любыми игровыми средства?.® (предметными и символическими), перенести игровые действия на другие (в том числе з условные) игрушки и в разнообразные уело-
вия. Ценным элемента« игрового опыта было умение перенести на язык игры словесные сюхаты, включить в игру-фрагменты сказок потршек, мультфильмов. Этим достигается высокий уровень игрового моделирования действительности, когда ребенок владеет и образным, и словесным, и наглядно-действенным материалом впечатлений.' Игра становится отображением лизни. -
.: Показательна также динамика'развития игрового действия..: По. ■ мбро обогащения опыта детей действие (становилось и более обобщен-нш (о чем.свидетельствует легкость переноса на другие игрушки), и в то же время, более. детализированным, Ребенок выполняет це~ -почку действий, связанных логикой сюжета, сопровождает и?: выразительны),® движениями, эмоцией, передачей специфических действий персонажей, словесными обращениями к игрушке, потешками и пеоен-ками для нее, всем своим поведение« выражает роль-образ. Многие, дети экспериментальной группы показали такое сложное умение, как изображение особой позиции игрушки (ее несогласие, капризы, просьбы) и диалог с нею» Это показатель перехода к игре режиссерского типа, высокий уровень игровых умений.
' В сравнении с этим контрольная группа существенно не измени-* лась. В игровом опыте большинства детей (81%) было не более 3-х-4-х сюжетов из 3-6 действий, перенос на новые объекта выполнялся ограниченно. Словесные обращения* к игрушке наблвдаяпсь только у 105? детей, диалога с игрушкой не появились. Сюжеты почти но .. выходили за пределы показанных в специально организованных обучающих'играх: угощение/ лечение, купание,'укладывание. Образец
воспитателя оставался главным источником игры.f ■--......... •'
. Количественные показатели развития игровых умений. -.--■— - ' по итогам эксперимента : - ■ .....--т--
Количество игрового ¡Количество и % детей, освоивших игровое
опыта I • " •• ' умдготе-' - ~...........-..........
¡Контрольные груп-!Экспериментальные ¡пн. Всего 1?.5 де- 'группа. Всего 96 де-
— - •••*- ■ г ..........: .....—I . -. ■ та а- -- '■--■•--
¡Начало на-'.Конец на-Шачало на- ¡Конец на-' _ [бдвдений |блвдений | блзедений |блвденвй.
I 1813 1 4 Í 5 16,1 7
Р,- \ К
I. Развитие игрового
отношения к пред- . : доету, придание - - . •
ему сюжетных зна- • „ • 'i
чений 25 2056 50 405? 24 25í5 96 I0QÍ -
_I • ?2 13!4!5!617!8!9
П. Овладение игровым действием. его схематиза- • ция и обобщение*, пере- нос на другие игрушки разной отепени обоб-. ¡ценности:.
а) реалистические; 106 86$ 95 76$ 91 95$ 96 100$
б) условные; 37 80$. 50 : 40$ 36 30# 96 100$
,в) символические действия' ' ' • ' '
без предметов ... . 12 10% 22 13% 8 В% 44 46$
Ш. Детализация игрового •
• действия
1. Логическая цепочка ' действий ; 125 10055 125 100$ 96 100$ , 96. 100$
2. Меадометия, звУкопо- ^ ^ ^ дражашм 93 74$ НО 88$ 89 93$ 89 93%
3. Выразительность:дейст- ^ ' •
вия, мимика, эмоций . 13 105? 22 ЗВ% 10 10% 90 94$ _
4. Словесные средства: ' '' . . ■ реплики, вопросы 9 1% 13 10$ 8 8% 96 100$
5. Варьирование действий ' . . о тчетсм специфики
персонажей , 12 10$ 12 10$ 7 7$ 76 80$
6. Выделение особой позиции игрушки, диалог с .
нею ... - - - - - • 3 3$ 36 30%
7. Включение фрагментов ' литературных сюжетов - - - - - 57 59$
8. Соединение элементов . различных сюжетов - _ - - - 44 46%
9. Ролевое поведение, > , роль-образ" - - - - - - 48 50$
Заключение. Проведенное исследование показало новые аспекты взаимосвязи игры и занятий в раннем возрасте. Наряду с имеющимися тенденциями насыщать игру дидактическим материалом и обучать детей определенным игровым сюжетам, эффективным оказалось использование содержания и организации занятий для обогащения игрового опыта детей.
Материалы современных исследований позволяют определить содержание понятия- игровой опыт как комплекс общих умений» обеспечивающих создание адекватной модели реальной действительности условными (игровыми) -средствами. .
. Анализ состояния-игровой деятельности ."детей с позиций основных компонентов игрового опыта показал» что в большинстве случаев игра в дошкольных учреждениях отроится по образцу воспитателя, дети осваивают 3-4 программных 'сювзта, выражая их через 4-6 условных действий, играют молча 'и невыразительно. Резервом обогащения игры являются словесные источники'оюштовиз. хсоторкх • чамбо-пев зпачдаяши ччпянугся занятия, дагащие робанку" новые впечатления в обобщенном, систематизированном и опшеоно выражением- виде;. "). ■..;.. ..'..•
Экспериментальная работа показала, 430 занятия становятся '. • средством обогащения игрового опыта детей при определенных педагогических условиях. ■ ... ,9 . •
Условие первое. Программное содержание, занятий с детьми 3-го, года жизни должно разрабатываться с в к л ю ч- е н и е м и г - ■ р. о в н х з а а ч, Конкретные_игровые задачи определяются в ■ соответствия с хоракхерпотакаш текп занятой я логикой обогащения игрошяч) опита. Целесообразно вцделкть 4 блока г.а.цач: I) развитие игрового отпопшшя к предметам, одушевление их и использование в неспецяфтгчбсюпг значениях; 2) обогащение источников сюжетов игра, овладение словесными источник тля; 3) овладение повн-ки ягровши действия,и, -их обобщение, схемаглзадая и перенос на. геругко объекты; -1) детализация сюявта: логическое продолжение -действий; варьировашю юс с учетом специфика персонажа? шшика, эмоции; создание роли-образа; выделение' особой позиции игрушки
гт ,та?лог с ибя. • - - - ......• .....• '......
Названию апдзмл не сияоапн с казеш-то определенным игровым гйтвгом, они оарала»!- - обдав компоненты умения ах'рать» .-• — -
Второе условие - Система мет и ч е с к и х . : I р л д м о з по обогащению игрового опыта детей» Наиболее зффел-лиапм ;;з гош Т) одуаевлешю шдаш и хфолзвольвпз'игровш деЯ-' 5твяя о ною, ра:;гозор о? имени игрушэк, гмеявдхся в группе. 5) Моделирование впечатлений игровыми средства®,■ построение ■ игр«, ю содержанию ила по схема литературного ешэта, по сюжетным кар-' :инс:д,.,3)_3гмеаа рзашстдаесдах.щ'рушек- условнкда.и.,с1ШЕОляче-„Г «шли с'целью схематизации усвоенных действий; обобщение итрово-., 'о действия лутем переноса его в пространство грушга и на другие., [ерсонаяи. -1) Организация перехода, от игровых уллюстра.тившх деД-" твна на занятиях к самостоятельно^,игре детей "через создайка, гровнх ситуаций, Побуждение выразить роль-обра?) в виде подрана,-
ния персонажем или подвижной игры. 5) Варьирование действий с учетом специфических особенностей персонажа. Изображение особой позиции игрушки-персонажа со своими страхами, капризами, желаниями. Включение детей в диалог с игрушкой, (детализация сюжета).
Третье условие -ооздание игровой среды, позволяющей демонстрировать одушевление игрушки, выражение пер-оонажа и в реалистической и в условной форме, замещение его нейтральными предметами, Количество игрушек-персонажей и предметов-заместителей достаточное для участия каждого ребенка группы в изображении сюжета. ,''...
В целом эксперимент вполне подтвердил гипотезу о том,, что занятия как источник новых и специально организованных впечатлений могут служить обогащению игрового опыта детей при условии ' направленного отбора их содержания, оборудования и организации детской деятельности.. ' ' .
Результаты исследования должны войти в содержание концепции дошкольного воспитания,- программы работы с детьми третьего го- . да жизни, методические рекомендации по их реализации. Дальнейшим' направлением научнего поиска по обогащению игрового опыта'де.тей должно стать исследование возможностей занятий по другим разделам программы и в других возрастных группах.
По теме диооертацаи опубликованы следующие работы:
1. работа о педагогическими кадрами по совершенствованию обуче-
, Ния детей' 2-3 года , жизни //В помощь работникам дошкольных уч~. ревдений* - Фрунзе: Мектеп, I9Q6. - С. 60-87.
2. Руководство игровой деятельностью детей //Игра в группах раннего возраста. - Фрунзе, 1987< - 0.. 29-40. <
3. Приемы формирования игры у детей раннего возраста. - Мектеп, 1989. - 20 С.
4» Игра на основе занятий. - Фрунзе: Мектеп, 1990. - 20 с. (в со. авторстве), .......-
5« Приема формирования оюжетно-отобразителькой игры (в производстве) . - 40 о. ' '