автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Образование этнически культурной личности школьника в педагогическом процессе
- Автор научной работы
- Матвеева, Надежда Александровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Матвеева, Надежда Александровна, 2001 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I.
Теоретические основы образования этнически культурной личности школьника.
Теоретико-методологический анализ проблемы этнической культуры в образовании.
Этническая культура школьника.
Сущностное единство этнопедагогики и педагоги.
ГЛАВА II.
Образование этнически культурной личности в школе.
2.1. Анализ возможностей учебных программ в образовании этнически культурной личности школьника
Экспериментальная программа. «Народное творчество и фольклор» и развитие этнокультурных качеств учащихся в творческой образовательной и досуговой деятельности.
Нравственно-образовательный потенциал уроков народного творчества и фольклора.
Анализ влияния опытной работы в педагогическом процессе на образование этнически культурной личности школьника.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Образование этнически культурной личности школьника в педагогическом процессе"
Актуальность: настоящее исследование посвящено теоретическим и практическим вопросам образования школьников на основе русской традиционной народной культуры, в системе которой заложены нравственные принципы народной педагогики, составляющие ценности народного воспитания, органически входящие в общечеловеческую педагогическую культуру. Отражением этих принципов служит этнокультурное творчество народа, сохранившееся в пословицах и поговорках, в сказках, былинах, песнях, легендах, играх, хороводах, традиционных народных праздниках — в фольклоре (народной мудрости) русского народа, в ходе этногенеза каждый народ создаёт собственную систему воспитания, эффективность которой заключена в природосообразности и способности сохранять в интересах саморазвития этническую среду. Как самоорганизующаяся педагогическая система, этническая культура, отвечающая потребностям нации, развивается на основе взаимодействия народной и ордодоминантной культуры, а также в результате влияния на это взаимодействие маргинальных и промежуточных явлений в системе общей культуры. Этническая педагогика уходит своими корнями в далекое прошлое, сохраняет в себе опыт многих поколений, но она обращена и в будущее, так как использует этнокультурный опыт для организации жизни современных поколений, воспитывая их на лучших традициях своего народа. Нет таких вопросов воспитания, которые не отражены в этнокультуре. К.Д.Ушинский показал, что в различных жанрах народного творчества, особенно в сказках, имеются оригинальные педагогические идеи: «Это первые и блестящие попытки. народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». (Ушинский К.Д. Собр.соч. М.-Л., 1949, Т.6, с.ЗОО).
Образование этнически культурной личности не может быть не ориентировано на воспитание и обучение учащегося как носителя традиций и обычаев духовной культуры народа. Сложившаяся общественно-политическая и экономическая ситуация в современном российском демократическом обществе более всего отразилась на важнейших культурных и социальных институтах: таких как школа, семья. Необходимостью становится обращение в отечественном образовании к этнокультурным традициям в организации учебно-воспитательного процесса школьников. Использование этнокультурных возможностей в педагогическом процессе способствует развитию личности на духовно-нравственной основе человеческих ценностей с учетом национальных традиций и идеалов. Духовность, нравственность в основе образования этнической культуры школьника невозможна без определения себя как части своего народа, своей культуры.
В педагогической теории и практике советского периода образовательный фактор русской этнокультуры в формировании личности практически не исследовался, в этой связи актуальным становится исследование народной педагогики и ее влияния на образование этнически культурной личности школьника.
Источниками исследования явились идеи К.Д.Ушинского о роли народного духа, народного творчества и педагогики для гармонического развития личности, о роли национальной культуры, фольклора в просвещении русского народа. Общефилософские идеи влияния фольклора на этническую культуру народа, на ее своеобразие и самобытность (Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский, J1. Н. Гумилев, И.А.Ильин, И.В.Киреевский, В. О. Ключевский, И. С. Кон, М.В.Ломоносов, Д. С. Лихачев, В. В. Розанов, В. С. Соловьев, Г. И. Успенский). Философские идеи, рассматривающие культуру как многозначную категорию (Ю.В.Бромлей, М.С.Каган, П.М.Китаев, А.С.Мыльников).
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
Исследования национального характера народа (Д. С. Лихачев, В.И.Калугин, К. Касьянова). Положения о принципиальном единстве народных культур (М. М. Громыко, С.Н.Иконникова, М.Мид). Положения о культуре как источнике формирования содержания образования (И. Я. Лернер, Б.Т.Лихачев, П. Н. Милюков, М. И. Скаткин). Положения о развитии культуры личности: в общем плане (М.А.Верб, А.С.Шаров), о коммуникативной культуре (Б.С.Круглов, А. В. Мудрик). о культуре деятельности (М. С. Каган, Э.И.Комарова, Н.Р.Ставская). Психолого-педагогические исследования в области развития личности в процессе художественной деятельности (JI. И. Божович, Л.С.Выготский, С.И.Гессен, Д.Б. Эльконин). Исследования о раскрытия музыкальных, творческих способностей (Б. М. Теплов, В. Н. Мясищев). По вопросам этнофилологии (А. Н. Афанасьев, Э. О. Бондаренко, М. М. Громыко, В. И. Даль, В. Я. Пропп, Б. А. Рыбаков, А. Д. Чертков), о воспитательном потенциале этнокультуры и народной педагогики (Г. С. Виноградов, Г. Н. Волков, Ю. А. Рудь). о традиционном воспитании (И. С. Кон). Об опыте народного воспитания и его гуманистических традициях (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К.Д.Ушинский, В.Г. Белинский, JI.H. Толстой, В. А. Сухомлинский). о ценностных ориентациях как интегрированных личностностных образованиях (Т.К. Ахаян, З.И. Васильева, К.Д.Радина, А.П.Тряпицына). о едином педагогическом процессе и системном познании (С.И.Гессен, И.Ф. Гончаров, В.Б.Ежеленко, П.Ф.Каптерев, А.Г.Козлова, А.С.Макаренко, Н.Ф. Радионова, А.С.Роботова).
Объект исследования,: учебно-воспитательный педагогический процесс в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования: уроки фольклора и народного творчества, внеурочные формы на фольклорном содержании как факторы и средства образования этнически культурной личности.
Цель исследования: выявление условий использования образовательных возможностей русской этнокультуры в учебной и во внеучебной деятельности учащихся.
В соответствии с поставленной целью была выдвинута гипотеза исследования: образование этнически культурной личности школьника может происходить при условии включения каждого учащегося в активную фольклорную деятельность, в познание художественного и смыслового содержания народной культуры на уроках фольклора, факультативах, на занятиях в фольклорных коллективах, кружках, в фольклорных формах традиционных народных праздников.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
Изучить научно-педагогическую и специальную научную литературу по исследуемой проблеме.
Определить сущность понятия этнически культурная личность.
Провести анализ практики современной школы по формированию этнически культурной личности.
Раскрыть возможности образовательного потенциала русской народной педагогики.
Дать развернутую характеристику образовательных возможностей уроков фольклора и народного творчества в условиях средней общеобразовательной школы.
Описать в исследовании опытные методики и обобщить результаты опытной работы по формированию этнически культурной личности школьника средствами уроков фольклора, факультативов, кружковой работы на этнокультурном содержании.
Раскрыть системные потенциалы педагогического процесса, влияющие на образование этнически культурной личности.
Методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, методологической литературы по исследуемой проблеме, анализ, сравнение и классификация разнообразных источников по этнокультуре; педагогическое наблюдение, изучение, анализ передового опыта работы по дисциплинам этнокультурного цикла в современном образовании (наблюдение, интервьюирование, анкетирование); самоанализ многолетнего опыта работы в качестве руководителя фольклорного коллектива, коллектива народной сказки, а также в качестве учителя фольклора общеобразовательной школы; анализ реализации авторской программы «Народное творчество и фольклор»; обобщение результатов изучения уровня этнической культуры учащихся средней школы; констатирующий эксперимент; преобразующий эксперимент, направленный на формирование интереса учащихся к этнической культуре средствами русского фольклора.
Основные этапы исследования:
I этап (1995-1996г.г.). Проводился анализ психолого-педагогической, философской, этнографической литературы, изучалась педагогическая литература по проблеме исследования, были сформулированы цель, задачи исследования, определены объект, предмет, гипотеза и методы исследования.
II этап (1996-1997г.г.). Изучались отношение и степень подготовки учителей-предметников, а также степень готовности учащихся к изучению фольклорных форм народной культуры в педагогическом процессе общеобразовательной школы.
III этап (1997-1998 г.г.).Осваивалась авторская программа и уточнялась система средств организации учебного процесса по подготовке учащихся средней школы к восприятию и изучению фольклорных форм народной культуры. Осуществлялся формирующий эксперимент, на почве которого научно обосновывался и апробировался авторский курс программы. Использовались методы исследования: педагогическое наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок.
IV этап (1998-2000 г.г.). Систематизировались результаты исследования, уточнялись теоретические и экспериментальные данные, формулировались выводы, рекомендации, разрабатывались методики. Продолжалась опытно-экспериментальная работа по уточнению результативности разработанных педагогических условий образования этнически культурной личности школьника.
База исследования: в 1986 г. в Доме Ученых в Лесном была организована Студия эстетического воспитания для дошкольников. Параллельно шла экспериментальная работа в подростковых клубах Калининского района «Весна» и «Космос». Накопленный педагогический опыт и трехлетняя практика позволили продолжить исследование в данном направлении с 1989 года в школе № 90 Выборгского района. Экспериментальная работа проводилась на базе фольклорного ансамбля. Параллельно работа велась в начальных классах выравнивания школы №62 Выборгского района. Успешная экспериментальная работа позволила ввести в учебный план факультативный предмет «фольклор и народное творчество» и работу кружка, с 1995 года экспериментальная работа осуществлялась на базе школы № 486 Выборгского района города Санкт-Петербурга. в основе экспериментальной работы использовалась авторская программа «Народное творчество и фольклор» с первого по восьмой класс. Проведение экспериментальной работы осуществлялось совместно с учителем музыки школы № 486 Э.Э.Асановой.
Научная новизна исследования:
Теоретически обоснованы и экспериментально проверены и обоснованы педагогические условия, способствующие развитию этнически культурной личности через изучение традиционной народной культуры и ее фольклорных форм в целостном процессе образовательно-творческой деятельности учащихся.
Разработана система критериев развития этнически культурной личности школьника, включающая образование положительно-устойчивого отношения к русской народной культуре и ее создателю — русскому народу; проявление эмоционально-положительной реакции на своеобразие и красоту русской национальной культуры; использование национальных элементов в творческой деятельности; бережное отношение к языку русского народа.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программно-методического обеспечения, способствующего образованию этнически культурной личности школьника (авторская программа «Народное творчество и фольклор», дидактические и практические пособия, методические рекомендации, терминологический словарь по народному творчеству и фольклору).
Материалы исследования могут быть использованы учителями фольклора, преподавателями этнопедагогики в системе дополнительного образования.
Достоверность полученных результатов обеспечена поэтапным проведением экспериментальной работы на основе выявленных педагогических условий, обеспечивающих развитие этнически культурной личности школьника в едином педагогическом процессе на основе образовательно-творческой деятельности учащихся.
На защиту выносятся следующие положения:
Общедоступность, универсальность, нравственная и эмоциональная привлекательность народной культуры позволяют использовать ее образовательные возможности в процессе становления этнически культурной личности школьника.
В качестве метода образования этнически культурной личности нами рассматривается включение каждого ученика в активную фольклорную деятельность в разных формах реализации педагогического процесса в школе. Ведущей формой образования этнически культурной личности школьника рассматривается урок. Именно урок позволяет осуществлять систематическую и целенаправленную деятельность по формированию и образованию этнически культурной личности школьника.
Образование этнически культурной личности предполагает включение в учебно-воспитательный процесс школы такие нетрадиционные (по содержанию) формы образовательной деятельности учащихся как: уроки фольклора 1-8 классы; кружок «Театр народной сказки» 1-7 классы; спецкурс «В мире русского романса» 7-8 классы; фольклорный кружок «Мосточки новые» 1-8 классы.
Этнически культурная личность рассматривается нами как интегральное личностное образование, включающее в себя: необходимые знания о культуре своего народа; этнические культурные потребности; этнические культурные идеалы, традиции, культурные интересы, образовательные способности; эмоциональную отзывчивость к красоте, добру, истине народной культуры.
В качестве условия, способствующего развитию этнически культурной личности школьника, рассматриваются: осознание своей принадлежности к определенному этносу, его уникальности; признание культурных ценностей и традиций, прав на существование и сохранность культуры своего народа; стремление к познанию своего этноса, выявлению присущих ему особенностей, поиск и сохранение тех из них, которые следует сберечь в процессе эволюции; чувство дружбы и единства между народами страны проживания; озабоченность судьбами «малой родины», «большой родины», ноосферы; содействие расширению культурных контактов своей нации с другими народами; знание родного языка, языка страны проживания, языков других народов; доброжелательность во взаимоотношениях с представителями других народностей.
Апробация и внедрение результатов осуществлялись путем публикаций, защиты в СПб. ГУПМ авторской программы «Народное творчество и фольклор» для общеобразовательной школы, в выступлениях с концертно-лекционными программами на методических объединениях, заседаниях, семинарах, конференциях в школах Санкт-Петербурга и области, других городов: Ляды, Новгород, Плюсса, Псков, Челябинск; через участие в конференции на международном фестивале «Музыкальная культура Санкт-Петербурга» в Балтийском Международном Фестивальном Центре (1995г.) и на международном фестивале Электронных искусств в Санкт-Петербурге в 1996г. Апробация авторской программы также осуществлялась на семинарских занятиях в Ренваль-институте, в Хельсинкском университете, в Сибелиус-Академии /Toolonkatu, 28. Helsinki/, в Александери-институте /Laivanvarustajankatu, 9 d 47/, где были прочитаны лекции на тему «Круглый год», о русской народной культуре и педагогике.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Список использованной литературы включает 237 источников.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы:
К педагогическим условиям, имеющим позитивный характер, в которых влияние фольклорных форм народной культуры влияет на образование этнически культурной личности, относятся: организованная учебная деятельность восприятия фольклорных форм народной культуры в педагогическом процессе (уроки, факультативные курсы, авторская программа «Фольклор и народное творчество»). Реализация разработанной программы связана и со своеобразием структурно-композиционного построения урока, на котором активно и широко используются фольклорные формы русского народа, где основными признаками выступают синкретизм и интегративный характер, а также насыщенность наглядными средствами, дидактическими материалами, большое разнообразие творческих видов деятельности: запись и прослушивание аудио — и видеокассет, детские сочинения и рисунки, оформление фотоальбомов и фотостендов, творческие задания, олимпиады, конкурсы на фольклорные темы. организованная внеурочная фольклорная деятельность («Театр народной сказки», фольклорный коллектив «Мосточки новые») с использованием фольклорных форм народной культуры: самостоятельное шитье концертного варианта народного костюма, школьные концертные выступления, участие в фольклорных фестивалях, постоянные выступления на районных, городских, областных фольклорных и гражданских праздниках, на районных и городских конференциях, постоянное участие в конкурсных программах, выступление по заявкам администраций различных организаций, выступление с шефскими концертами перед детьми инвалидами, ветеранами войны и труда, встреча и выступление перед гостями из Америки, Финляндии. интеграция урочной и внеурочной деятельности в форме специального курса «В мире русского романса» для учащихся 8-х классов, в котором происходит формирование знаний и представлений о постоянном развитии направлений народной культуры, составляющих и определяющих стиль эпохи — её национальное отличие, что способствует непрерывности в образовании этнически культурной личности.
Фольклорные формы народной культуры в современном школьном образовании мало задействованы и имеют менее действенное влияние на образование этнически культурной личности.
Результаты специально организованного педагогического эксперимента на базе школы №486 Выборгского района г. Санкт-Петербурга позволяют сделать общий вывод о том, что предложенная в использовании программа «Народное творчество и фольклор» на основе фольклорных форм русской народной культуры является достаточно эффективной в педагогическом процессе образования этнически культурной личности школьника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Введение фольклорных форм народной культуры в систему школьного образования показывает её положительное воздействие на образование этнически культурной личности в педагогическом процессе, а также положительное воздействие на многие стороны жизни и воспитания детей в школе и семье. Несмотря на многолетнее забвение фольклорных форм народной культуры, педагогическая практика подтвердила возможность её пробуждения и развития в условиях современного образования. Фольклорные формы народной культуры характеризуются: общедоступностью, универсальностью, экономической доступностью, эмоциональной привлекательностью. Однако в практическом педагогическом опыте и в педагогической теории преобладает ориентация на классический тип культуры, что не способствует приятию транслируемых ценностей фольклорных форм народной культуры.
В теории и практике современных систем образования использование сущностных форм этнопедагогики в едином педагогическом процессе позволяет особо выявить высокую эффективность её воздействия на формирование этнически культурной личности школьника. Фольклорные формы народной культуры и народной педагогики (этнопедагогики) выявили их полезность на уроках интеграции при освоении школьниками других предметных дисциплин.
Личностное этнически культурное образование школьника происходит с включением его фольклорной деятельности в педагогический процесс, в образовательную среду.
В исследовании нашло подтверждение то, что образование этнически культурной личности школьника происходит при условии включения фольклорной деятельности школьников во все виды, формы и этапы школьного образовательного процесса — учебные, внеучебные, досуговые. Это позволяет учащимся приобретать необходимый запас нравственных знаний, способствует формированию нравственных и эмоциональных отношений. Существующий и возникший на базе школы № 486 Выборгского района города Санкт-Петербурга ансамбль «Мосточки новые» является преемником и хранителем традиций русской народной культуры, педагогических принципов, этики и морали народа, где участники в своей фольклорной деятельности осваивают категории красоты, добра, истины. Выступления ансамбля, несущие народную культуру и фольклор, воспринимаются с большим интересом всеми группами населения и особенно родителями. Фольклорная деятельность детей выступает как важный фактор формирования каждой личности в процессе репетиций и выступлений.
Доказано, что образование этнически культурной личности школьника происходит при условии достижения единства основных видов деятельности и взаимодействия школьников — в учебном познании, культуротворческой деятельности, в педагогически организованном досуге. Единство педагогического процесса достигается целостностью фольклорной деятельности школьников, когда этнокультурные ценности, осваиваемые в учебном познании переходят и закрепляются во внеурочных формах и в различных видах и типах творческого самовыражения.
Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили сущностно формирующую значимость опоры на принципы народной культуры, фольклорные формы народной педагогики в организации образовательного процесса. Идеи, принципы народной педагогики, подтвержденные временем, живут и проповедуют в веках доброту, красоту, истину.
Фольклорная деятельность учащихся позволяет осуществлять их участие в традиционных народных праздниках по календарному циклу в школе, районе, городе, области. Регулярные выступления перед ветеранами войны и труда, а также в больницах — госпиталях и интернатах для больных детей становятся нравственно и эстетически формирующей средой для артистов и для зрителей, слушателей, вызывая положительные эмоциональные этнически нравственные переживания.
Уроки интеграции по экспериментальной программе подтвердили возможность использования методов этнопедагогики для углубленного освоения и прослеживания внутренних связей с другими предметами школьного образования.
Результаты опытной работы по освоению знаний традиционной народной культуры и участие в разнообразных формах фольклорной деятельности подтвердили формирующие возможности организованного образовательного процесса школы по развитию творческих способностей детей. Занятия народной культурой и фольклором обеспечивают положительные эмоции и оказывают сопутствующее нравственные влияния на отношения детей и родителей, в педагогический процесс были введены фольклорные формы народной культуры, сохранившие и несущие в себе лучшие воспитательные функции народной педагогики (этнопедагогики), выделены и определены формирующие особенности фольклорных форм русской народной культуры, обеспечивающие образование этнически культурной личности школьника. Народная педагогика (этнопедагогика) формирует этнически культурную личность школьника в едином педагогическом процессе средствами народной культуры, её фольклорными формами, когда школьник первоначально их изучает, затем «присваивает», далее репродуцирует.
Результатами опытно-экспериментальной работы и исследования стали реализация методов и разработка методик проведения уроков, факультативных курсов, кружковой работы, определение форм и методов в учебно-воспитательном процессе школы, методических советов и рекомендаций по использованию содержания, которые могут быть использованы в образовании педагогических учебных заведений в курсах методики воспитания.
В результате проведенного исследования было доказано, что образование этнически культурной личности школьника происходит в активной фольклорной деятельности учащихся, в познании художественного смыслового содержания народной культуры на специальных уроках-факультативах, на занятиях в фольклорном коллективе и в формах традиционных народных праздников во внеурочной педагогической деятельности. Основным результатом опытно-экспериментальной работы стало стремление школьников к познанию духовной жизни народа, народной культуры, содержащей в себе нравственные и эстетические основы красоты, добра, истины, стремление к овладению ценным фольклорным материалом, формирующим мировоззрение и нравственное отношение к культуре своего народа.
В опытно-экспериментальной работе было подтверждено, что школьник, в педагогическом процессе знакомясь с фольклором через соприкосновение с песнями, потешками, прибаутками, пословицами, поговорками, со считалками, дразнилками, закличками, играми, познает окружающий мир, развивается физически и духовно, овладевает родным языком, осваивает навыки музыкального и танцевального творчества. Осваивая творческую школу исполнения традиционных народных песен, сказок, хороводов, русских романсов, участвуя творчески в традиционных народных праздниках, современный школьник становится ценителем и хранителем духовной культуры народа, его традиций. Педагогическая преобразующая деятельность в организованной образовательной среде, усиливает влияние фольклорных форм и содержания народной культуры, активизирует фольклорную деятельность учащихся средствами, методами, формами работы, способствующими непрерывному росту фольклорных знаний учащихся, потребности познания и участия в фольклорной деятельности, ведущими к образованию этнически культурной личности школьника.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Матвеева, Надежда Александровна, Санкт-Петербург
1. Алимбеков А. Формирование у будущих учителей готовностик этническому воспитанию младших школьников на прогрессивных традициях народной педагогики: Автореф дис. канд.пед.наук: 13.00.01. — М., 1990. — 18 с.
2. Апышев Б. Народные традиции и их использование в трудовом воспитании старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед.наук: 13.00.01. — М., 1974. — 18 с.
3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. — Казань, 1988.- 237с.
4. Апресян Р. Постижение добра.- М.: Молодая гвардия, 1986.- 207с.
5. Аркин Е.А. Родителям о воспитании. Воспитание ребенка в семье от года до зрелости. Издание 2-е. — М.: Министерство Просвещения РСФСР, 1957. —348 с.
6. Арсалиев Шавада Мадов-Хаджиевич. Этнопедагогика чеченцев: Автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01. — М., 1999. 33 с.
7. Арутюнян В.Х. Идеи воспитания в армянских народных сказках: Автореф. дис. канд.пед.наук: 13.00.01. — Ереван, 1962. — 20 с.
8. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. — М., 1990. — с. 64-67.
9. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология в конструи-ровании миров. — М.; Воронеж, «МОДЭКС», 1996. — 796 с.
10. Асов А.И. Атланты, арии, славяне. История и вера. — М., 1999.— 312с.
11. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. -М., 1994. -793с.
12. Афанасьева А.Б. Праздники русского народного календаря. — СПб, 1996. — 30с.
13. Ахаян Т.К. Исследования аксиологических проблем воспитания учащихся. (научная школа — материал к спецкурсу). — СПБ., 1999. — 97с.
14. Базанов В.Г. От фольклора к народной книге: Монография. Изд. 2-е. — Л.:Худ. Лит., 1984. —344с.
15. Белинский В.Г. Избр. Пед.соч /Под ред. Медынского. — М.- Л.: Академия пед. наук РСФСР, 1948. — 280 с.
16. Бердяев Н.А. Судьба России. — М., 1990. — 256 с.
17. Бешимов Д. Народные традиции в нравственном воспитании школьников старших классов /на материалах Киргизии/: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — Казань, 1975. — 20 с.
18. Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. — М., 1996.— 136 с.
19. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — М.; Воронеж: НПОt1. МОДЭК», 1995. —352 с.1416с.S
20. Борев Ю.Б. «Критика современных буржуазных эстетических концепций». — М., 1977. — С.60-61.
21. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. — 412 с.
22. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. — 272 с.
23. Булгаковский Д., Пинчук Г. Песни, загадки, пословицы, обряды, приме>ты, предрассудки, поверья и местный словарь: — СПб., 1890. — 300 с.
24. Былины. —М.,— 1954. — 189 с.
25. Быт великорусских крестьян — землепашцев. Описание материалов этнографического бюро князя В.Н.Тенишева. (На примере Владимирской губернии.). — СПБ.: Европейский Дом, 1993. — 472 с.
26. Васильева ЗХ Единство воспитания и обучения школьников.- Л., 1980.—36 с.
27. Васильева З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности.—Л., 1973. -134 с.а
28. Василыдова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики.- Хабаровск, 1989-142 с.
29. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1987. — 1987 с.
30. Введение в методику педагогического исследования. Сост.Л.И.Даргевичене.- СПб., 1997.— 112 с
31. Верб М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников. Л, 1980.— 80 с.
32. Вернадский Г.В. Киевская Русь. — М., 1996. — 448 с.
33. I 37. Владимир Яковлевич Пропп. Русская сказка (Собрание трудов В.Я.1.
34. Проппа.) Научная редакция, комментарии Ю.С.Рассказова. —- М.: «Лабиринт», 2000.— 416 с.
35. Власова М. Новая АБЕВЕГА русских суеверий. — СПб., 1995. — 383 с.
36. Водовозов В.И. Новая русская литература. СПБ., 1878. — 213с.
37. Водовозов В.И. Изб. Пед. соч. — М.: Педагогика, 1986. — 480 с.
38. Возраждая Традиции России (из опыта работы гимназии № 61) часть 2. — СПб, 1994. — 108 с.
39. Волков Г.Н. Этнопедагогика.- Чебоксары, 1974. — 376 с.
40. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Ж-л «Вестник Московского университета». 1991. № 4.
41. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.— 341 с.
42. Вульфов Б.З., Иванов В.Д.Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. Учебное пособие. — М.: УРАО, 1997. — 288 с.
43. Галина Ивановна Щукина: труды и дни.- СПБ., 1997.— 335 с.а
44. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 1,2. Репринтное издание. — М.: ИНДРИК, 2000. — 308 с.
45. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — Баку, 1970.— 18 с.
46. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: «Школа-Пресс», 1995. — 448 с.
47. Герцен А.И. Избранные сочинения. — Москва: «Художественная литература», 1987, —539 с.
48. Глазами этнографов. /Ответственный редактор академик Ю.В.Бромлей. — М.: Наука. 1982. —272 с.
49. Гончаров И.Ф. Воспитание русскости. — СПб: Экстерн, №8, 1994.
50. Гончаров И.Ф. Духовное сердце грядущей России.// Народное образование, №4, 1994.з 54. Гордин А. Слово о народной педагогике.// Воспитание школьников, 1967,3 №4, С. 7-13.
51. Громыко М.М. Мир русской деревни. — М.: Мол.гвардия, 1991. — 446 с
52. Грушко Е.А. Словарь славянской мифологии. — Н.Новгород, 1995. — 368с.
53. Гумилев J1.H. в поисках вымышленного царства. — М., 1992. — 318 с.
54. Гумилёв J1.H. Древняя Русь и Великая Степь. — М.: Товарищество, 1992. —511 с.
55. Гургуева М.Б. Идеи воспитания в балкарском фольклоре и их отражение в практической деятельности народа: Автореф.дис. . канд.пед.наук: 13.00.01. —Баку, 1969. —20 с.
56. Гусев В.Е. Фольклоризм как фактор становления национальных культур славянских народов// Формирование национальных культур в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. — М., 1977. — С. 127-135.
57. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. — М.: Педагогика, 1988. — 134 с.0 62. Даль В.И. Пословицы русского народа. Сборник. — М. 1957. — 991 с.
58. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа.-СПб, 1996.— 480 с.
59. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурныеи политические отношения славянского мира к германо-романскому. — СПб, 1995. —С.341.
60. Данилова Г.В. Влияние массовой культуры на просесс самоопределения старшеклассников. Дис. канд.пед.наук. — СПБ., 1997.— 298 с.
61. Данилова И.Л. Формирование нравственных отношений школьниковв многонациональной школе. Дис. канд.пед.наук. — СПБ., 1991.— 200 с.
62. Даутова О.Б. Становление самосознания учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности. Автореф. дис. канд. пед. наук. — СПБ., 1998. —25 с.
63. Дибиров М.А. Народные средства физического воспитания народов Нагорного Дагестана и их педагогическое значение. — Л., — 21 с.
64. Ежеленко В.Б. Новая педагогика. Теория и методика педагогического процесса: Учебное пособие.— СПб., 1999.— 246с.
65. Ежеленко В.Б. Методы воспитания в педагогическом процессе. — СПб, 1992. — 119 с.
66. Ежеленко В.Б. Методообразующая сущность структуры педагогического процесса.—Ленинград, 1991. — 51 с.
67. Еманова Т.В. Педагогические основы музыкального образования учащихся с учетом этнических особенностей региона: Автореф. дис. . канд.пед.наук: 13.00.01. — Владикавказ, 1988. — 26 с.
68. Житие Аввакума и другие его сочинения. М.: Советская Россия, 1991. — 368с.
69. Забылин М. Собр. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Репринтное воспр. Издания 1880 года. — М.: Принтшоп, 1990. —705 с.
70. Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века, в 2 т. Т. 1. М., 1952. — 712с.
71. Избранные произведения венгерских мыслителей: Конец XVIII — середина XIX вв. Сост. М.А. Хевеши. — М., 1965. 389с.
72. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. — 252 с.
73. Иконникова С.Н. Человек и духовно-культурные основы возрождения России. СПб.: Изд. СПбского университета, 1996.-288 с.
74. Ильин И.А. Собр. соч. в 10 т. — М.: Русская книга, 1993. — Т.2. 496 с.
75. Ильин И.А. Одинокий художник. — М., 1993. — 348с.
76. Исаев А.А. Прогрессивные традиции народной педагогики в идейно-нравственном воспитании учащихся в школах Киргизии в годы В.О. вой ны /1941-1945/: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — Казань, — 1990. —20 с.
77. Искаков Т.К. Идеи и практика воспитания в башкирской народной педагогике /дооктябрьский период/: Автореф. дис. канд.пед. наук: 13.00.011. Л., 1981 —20 с.
78. История эстетической мысли: в 6-и т. Т.1. М., 1985. — 463с.
79. Кабатченко А.П., Лебедев Г.Т. Интернациональное и патриотическое воспитание учащихся. -М.: Высшая школа, 1987.— 318 с.
80. Казакова Е.И. Педагогика успеха. СПб, 1996. — 58 с.
81. Каган М.С. Эстетика как философская наука. — СПб, Петрополис, 1977.544 с.
82. Каган М.С. Философия культуры. — СПб., 1996.- 414 с.
83. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников. — Л., 1990. — 33 с
84. Калугин В.И. Струны рокотаху.: Очерки о русском фольклоре. — М.: Современник, 1989. — 623 с.
85. Каптерев П.Ф. История русской педагогики.-СПб, 1910.-540с.
86. Касьянова К. О русском национальном характере. — М.: Институт национальной модели экономики, 1994. — 367 с.
87. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979. — 288 с.1.
88. Кирьянова А.В. ориентация школьников на социально значимые ценности. Автореф. дис.док.пед.наук.- Л., 1991. — 35с.
89. Китаев П.М. Культура: человеческое измерение (По материалам исследований в СССР в период 70-80 годов) — СПб: Изд-во С.-Петербургского университета., 1997. — 138 с.
90. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. — М.: Мысль, 1993. Кн. 1. — 572 с.
91. Кожинов В.В. История Руси и русского Слова. Современный взгляд. — М.: «ЧАРЛИ», 1997. — 528 с.
92. Козлова А.Г. Этнопедагогика (на основах педагогики ненасилия), методические рекомендации. — СПб.: «VERBA MAGISTRI», 1998. — 32 с.
93. Колесникова И.А. Теоретико-методологические основы современного процесса воспитания: Учебное пособие к спецкурсу.- Л.: ЛГПИ, 1988 — 82 с.
94. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. /Под ред. А.А.Красновского. М.: Учпедгиз Мин-ва проев. СССР, 1995. — 651 с.
95. Кон И.С. Психология ранней юности. Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989.— 292 с.
96. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. — 270 с.
97. Кон И.С. Социология личности. — М., 1967. — 383 с.
98. Кон И.С. к проблеме национального характера// История и психология. — М., 1971. С. 122- 158.
99. Константинов Н.А и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. — 5-е изд. доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1982. — 447 с.
100. Кузнецова Л.А. Гармоничное развитие личности младшего школьника. — М.:Просвещение, 1988. -224 с.
101. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследова-ния.Л.:ЛГУ, 1980. -Юс.
102. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника. // Психологические особенности личности школьника. — М.: 1983. —С. 26-28.
103. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. — М., 1978. — 171 с.
104. Кыдыралиев К. Проблемы воспитания в киргизских сказках. — Фрунзе: Мектеп, 1979. — 126 с.
105. Лазаускене Я.Ю. Использование сказок для воспитания детейв литовской крестьянской семье /конец XIX в. — нач. XX в./: Автореф. дис. канд.пед.наук: 13.00.01. — Вильнюс, 1972. — 24 с.
106. Леонтьев К.Н. Избранное. — М.; Московский рабочий, 1993. — 400 с.
107. Леонтьев К.Н. Наш современник. (Серия «Русь многоликая», кн. 1). — СПб.: Изд. Чернышёва, 1993. — 464 с.
108. Лернер И.Я. Качества знаний и их источники // Новые исследования в педагогических науках. № 2 (30). — М., 1977.
109. Лернер И.Я. Качества знаний учащихся, какими они должны быть. — М.: Знание, 1987 —47 с.
110. Лихачев Б.Т. О критериях оценки нравственного воспитания школьников.// Советская педагогика, 1981, №11, с.45 — 50.
111. Лихачёв Б.Т. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, Юрайт, 1998. — 464 с.
112. Лихачев Д.С. Великое наследие. — М., 1975. — 365с.
113. Лихачев Д.С. Заметки о русском. — М., 1981, — с. 23 — 29
114. Ломоносов М.В. Полн. собр.соч.: в 10 т. Т.6. М.-Л., 1952. — 690с.
115. Ломоносов М.В. Избранные произведения. -Л, 1986. — 560 с.
116. Лосский Н.О. Характер русского народа. — М.: Ключ, 1990. Кн.1. — 62 с. Кн.2. — 90 с.
117. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. — СПб, 1994.- 415 с.
118. Лук А.Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1978. -144 с.
119. Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. — Л.: ЛГПИ. 1979. — Дисс. на соиск. Ученой степени канд.пед. наук. — 198 с.
120. Макаренко А.С. Книга для родителей. — Л.: Лениздат, 1981. — 320 с.
121. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. — М, 1980.-182 с.
122. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. — М.:Педагогика, 1981. — 192с.
123. Масару Ибука. После трёх уже поздно. — М.: РУССЛИТ, 1992. — 80 с.
124. Мид М. Культура и мир детства. — М.: Наука, 1988. — 429 с.
125. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры, в 3 т. Т. 2, ч.2. Искусство школа просвещение. — М.: «Прогресс-Культура», 1994.- 496с.
126. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. — Махачкала, 1986. — 171 с.
127. Моль Абраам. Социодинамика культуры. — М.: Прогресс, 1973. — 406 с.
128. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. — М.: Просвещение, 1990. — 191 с.
129. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время» / Серия «Педагогика и психология». — М.: Знание, 1991, №3. — 80 с.
130. Мухамбаева А.Х. Национальные обычаи и традиции казахского народа и их влияние на воспитание детей и молодежи: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — М., 1974. — 27 с.
131. Мыльников А.С. Народы Центральной Европы: формирование национального самосознания. XVIII-XIX вв. — СПб, Петрополис, 1997. — 176 с.
132. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. — М.; Воронеж, «МОДЭК», 1998. — 363 с.
133. Наметоков Ю.К. Адыгейская народная педагогика о воспитании детей // Сборник статей. — Майкоп: Адыгейская обл. типография, 1957. — 216 с.
134. Народные русские легегды А.Н.Афанасьева.- Новосибирск, 190. — 270с.
135. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной школы. — М.: Академия, 1996. — 136 с.
136. Неженец Н.И. Поэзия народных традиций. — М.: Наука, 1988. — 208 с.
137. Некрасова М.А. Народное искусство, как часть культуры. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — 344 с.
138. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
139. Никифоровский М.Я. Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах. — Витебск, 1897. —50 с.
140. Николаев В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: Автореф. д. пед.наук: 13.00.01. — Москва, 1998. — 28 с.
141. Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! О развитии творческих способностей учащихся. — М,: Просвещение, 1988. — 128 с.
142. Орлова А.П. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в учебно-воспитательной работе школ Белоруссии /1917 — 1941 гг./: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. — М., 1982. — 20 с.
143. Ормонов Т. Педагогические воззрения древних киргизов /по эпосу «Ма-нас»/: Автореф. дис. канд. пед.наук: 13.00.01. — Казань, 1972. — 24 с.
144. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССРс древнейших времен до конца ХУ11 в. /Под ред. Э.Д.Днепрова. — М.: Педагогика, 1989. — 480 с.
145. Педагогическая энциклопедия /в 4-х т./ /Гл. ред. И.А.Каиров. М.: Советская энциклопедия, 1964. — Т.З. — 880 с.
146. Песни русских поэтов: Сборник в 2-х т. — J1.: Сов. Писатель, 1988. — Т. 1. —664 с.
147. Песталоцци Г. Избр.пед.соч. /Под ред. Е.Н.Медынского. — М. — JI.: Академия пед. наук РСФСР, 1948. — 280 с.
148. Петровский А.В. Быть личностью. — М.: Педагогика, 1990. — 112 с.
149. Перфильевская Д.И. Нравственное воспитание детей в семье. -Минск: Народная Асвета, 1972. — 134 с.
150. Пидкасистый П.И. Педагогика. — М.: Рос.Пед.Агентство, 1996. — 602 с.
151. Пирлиев К. Народная педагогика и современность: Мет. Указания. /Под ред. Г.Г.Ершовой. — Ашхабад: ТГУ, 1988. — 69 с.
152. Плюхин В.Х. Творчество у истоков гражданственности. — М.: Просвещение, 1989.— 123 с.
153. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские/ Историческое наследие. СПб, 1994. — 388 с.
154. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — М., 2000. — 333с.
155. Пыпин А. Народничество. Статья первая. — Вестник Европы, 1884, № 1.
156. Радина К.Д. Эмоциональные ориентиры как психолого-педагогческие основания теории и практики воспитания.- СПб., 1999. — 100 с.
157. Радионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. — Л., 1989. — 84 с.
158. Расчетина С.А. Цели и методы индивидуального подхода к подростку в воспитательном процессе.- Л., 1988.- 86 с.
159. Рахимов X. Прогрессивные традиции таджикского народа как средство подготовки старшеклассников к семейной жизни: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — Алма — Ата, — 1990. —20 с.
160. Рахманов Я. Вопросы женского просвещения в узбекском народном творчестве. Ташкент: Книжн. Изд-во, 1977. 50 с.
161. Роботова А.С. Художественно-образное познание педагогических явлений: педагогика и литература. — СПб, 1996. — 54 с.
162. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. -М.: Наука, 1981. — 208 с.
163. Розанов В.В. Сумерки просвещения. — М.: Педагогика, 1990. — 624 с.
164. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности,- М.: МГУ, 1981. -184 с.
165. Рудь Ю.А. Методологические и теоретические проблемы изучения народной педагогики: Автореф. дис. канд.пед.наук. 13.00.01. — М., 1980. — 20 с.
166. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. — М.: Наука, 1995. —624 с.
167. Русские философы (конец XIX — середина XX века): Антология. — М.: Кн.палата, 1993. —368 с.
168. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. — М.: 190. —607 с.
169. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия /Сост. Ю.Г. Круг-лов. — 2-е изд. дораб. — Л.: Просвещение, 1987. — 655 с.
170. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия. — СПБ., 1993. —639с.
171. Русское народное поэтическое творчество. Т.2. Книга 2. Очерки по истории русского народного поэтического творчества второй половины XIX — начала XX века. — М. — Л.: Академия Наук СССР, — 1956. — 515 с.
172. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII — XI11 вв. — М.: Наука, 1993, —592 с.
173. Рыгзынов С.Р. Воспитание подростков в семье и школе на народных трудовых традициях /на материале Агинского Бурятского нац. Округа Читинской обл./: Автореф. дис. . канд. пед.наук: 13.00.01. — М., 1975. — 32 с.
174. Сейсембаев К. Роль казахской народной педагогики в подготовке в семье детей дошкольного возраста к обучению: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. —Алма-Ата, 1973. —20 с.
175. Сенигов И. Народные воззрения на учение и воспитание. — СПб., 1896.
176. Семенов В. Одушевление воспитательного процесса.// Воспитание школьников. 1990. № 5. — С. 9.
177. Славяне и скандинавы: Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1986,- 416 с.
178. Сикевич З.Ф. Молодежная культура: «за» и «против». — JL: Лениздат, 1990. —206 с.
179. Сибирская живая старина. // Народная педагогика, Выпуск 1. Иркутск 1926.
180. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. — М., 1991. — 181с.
181. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности.— М., 1989. —352 с.
182. Сиповский В.Д. Родная старина. — Нижний Новгород., 1993. — 255 с.
183. Скаткин М.Н. Функции методологических исследований в развитии педагогической науки //Совр. Педагогика. — 1976. № 10.
184. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: книга для учителей и воспитателей. — М.: Просвещение, 1980. — 144 с.
185. Соболев А. Детские игры и песни. — Владимир, 1915. — 48 с.
186. Собрание народных песен П.В. Киреевского. — Тула, 1986. — 462 с.
187. Ставская Н.Р., Комарова Э.И. Булычев И.И. к проблеме соотношения категорий «культуры» и «деятельности» // Сб. научных тр. Культура как целостное явление. Проблемы и методология изучения /Отв. Ред. Е.Я.Зазерский. — Л.: 1983.
188. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973. — 272 с.
189. Сявавко Е.И. Украинская народная педагогика в её историческом развитии: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — Киев, 1974. — 35 с.
190. Татищев В.Н. История Российская. T.l. М. — Л, 1962. — 500с.
191. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. — М.- Л., Академия пед.наук, 1947. — 335 с.
192. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: 1961. — 536 с.
193. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий.
194. М.; Воронеж, НОДЭК, 1998. — 539 с.
195. Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре.- Смоленск, 2000. — 624с.
196. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т. 86. — М., 1937. —С.106.
197. Толстой Лев Николаевич. Путь жизни. — М.: Республика, 1993. — 431 с.
198. Тряпицина А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л., 1989. — 91с.
199. Успенский Г.И. Собр.соч. в 9 т. Т.9. — М.: Гослитиздат, 1957. — 820 с.
200. Ушинский К.Д. Детский мир и хрестоматия. — СПб., ТИТ «Комета», 1994. —352 с.
201. Ушинский К.Д. Пед.соч. — М.: Педагогика, 1948. — Т. 2. — 492с.
202. Ушинский К.Д. Собр. соч. /Под ред. A.M. Еголина. — Т.2. — М. — Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — 655 с.
203. Ушинский К.Д. Собр.соч. — М.-Л.: Педагогика, 1948. — Т.2. —496с.
204. Ушинский К.Д. Пед.соч. В.6 т. — М.: Педагогика, 1988. — Т.1. — 416с.
205. Ушинский К.Д. Пед.соч. В.6 т. — М.: Педагогика, 1988. — Т.2 — 496с.
206. Фольклорный театр /Сост., вступ. Статья, предисл. к текстам и коммент. А.Ф.Некрыловой и Н.И. Савушкиной. — М.: Современник, 1988. — 476 с.
207. Фомина С.И. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики мари в экологическом воспитании младших школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. — М., 1990. — 20 с.
208. Франц, Мария-Луиза фон. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке. Перевод с английского. — СПб.: Б.С.К., 1998. — 360 с.
209. Фрезер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом завете: Пер. с англ. — 2-е изд., испр.
210. М.: Политиздат, 1989. — 542 с.
211. Ханбиков Я.И. к определению предмета народной педагогики. /Научная конференция Казанского пед. ин-та за 1961 год. Казань, 1962. — С.28.
212. Ханбиков Я.И. История развития педагогической мысли татарского народа. — Казань: КПИ, 1975. — 162 с.
213. Хинтибидзе А.Ф. Идея воспитания в грузинском народном творчестве: Автореф. дис. . докт. пед. наук: 13.00.01. — Тбилиси, 1967, — 46 с.
214. Хомяков А.С. Соч. в 2 т. Т. 1. Работы по историософии. — М.: Медиум, 1994. —590 с.
215. Хороводные и игровые песни Сибири /Сост. Ф.Ф.Болонев, М.Н.Мельников. — Новосибирск: Наука, 1985. — 246 с.
216. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание — СПб.: Алетейя, 2000. — 240 с.
217. Христова E.J1. Народная педагогика: историографические и теоретико-методологические проблемы: Автореф. дис. канд. пед.наук: 13.00.01. — М., 1988. —24 с.
218. Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь: Сб. статей.-СПБ., 1998.— 196 с.
219. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. Л., 1986. — С.40.224. 224.111акарян С.М. Идеи нравственного воспитания в русской народной педагогике: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. — Ставрополь, 1988. —20 с.
220. Шварцман К.А. Проблемы нравственного воспитания.// Знание, 1987, № 3.
221. Шмерлинг С.Б. Традиции семьи. — Свердловск, 1988. — 320 с.
222. Шаров А.С. Формирование ценностных ориентации и поведение личности. — Омск:Ом ГПУ, 1993.- 91с.
223. Шоров И.А. Народные детские игры в системе физического воспитания адыгов //Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского института. — Майкоп. Адыгейская областная типография, 1968. — 399 с.
224. Щеглов П.В. Отраженные в небе мифы земли. — М, 1986. — 112 с.
225. Щербо А.Б. Красота воспитывает человека. — Киев, 1977. — 104 с.
226. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебом процессе.- М.: Просвещение, 1986.— 144 с.
227. Щуркова Н.Г. Система воспитания нравственных отношений современ ного школьника. Автореф. дис. докт.пед.наук. — М., 1988. — 37 с.
228. Эльконин Д.Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
229. Энциклопедия обрядов и обычаев. — СПБ., 1996. — 560 с.
230. Этнография Детства. Традиционные формы воспитания детейи подростков у народов Передней и Южной Азии. /Под ред. И.С.Кона. М.: Наука, 1983. — 192 с.
231. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детейи подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии. — М.: Наука, 1988. — 189 с.
232. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. — М., 1976. — 64 с.