Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде

Автореферат по педагогике на тему «Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Кипкеева, Зухра Салиховна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Владикавказ
Год защиты
 2011
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде"

На правах рукописи

КИПКЕЕВА ЗУХРА САЛИХОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Специальность: 13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования

2 6 ЯНВ2С12

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Владикавказ-2012

005007854

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор

Накохова Рида Рашидовна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Ромаева Наталья Борисовна, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт»; кандидат педагогических наук, доцент Кобесашвили Наили Левановна, ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский горнометаллургический институт (СКГТУ)»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Ставропольский

государственный университет»

Защита диссертации состоится «_» 2012 г. в_час на

заседании диссертационного совета Д212.248.03 приФГБОУВПО «СевероОсетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова» по адресу: 362025, PCO - Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46, корпус 4, ауд. 1

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке СевероОсетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова

Автореферат разослан «_»______ 2012 г.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современная российская ситуация приводит к деформации национальных отношений, что необычайно актуализирует проблему формирования этнической идентичности личности. Соединяя в себе интересы, чувства и чаяния народа, этническая идентичность является одним из факторов гуманизации межличностного и межнационального общения.

Между тем, в ряде исследований отмечается, что этническая самоидентификация у многих народов, живущих в России, либо негативная, либо конфликтная. Люди, не принимающие своей этнической идентичности, испытывают дискомфорт и напряжение. Без положительного отношения к собственной этнической идентичности невозможно формирование патриотизма, толерантности к другим этносам, эффективное межэтническое взаимодействие.

Создавшиеся условия выдвигают на первый план вопрос формирования позитивной идентичности, толерантности, уважения ко всем этносам и их культурам, религиозным конфессиям, необходимости их мирного сосуществования.

Поскольку именно в детстве закладываются основы отношений к своей собственной и к другим этническим группам, особую значимость приобретает изучение закономерностей развития этнической идентичности в школьном возрасте. Очевидный интерес в этом плане представляет младший школьный возраст, когда, согласно Э. Эриксону, происходит идентификация личности. Это относится и к этнической идентификации, результатом которой выступает этническая идентичность.

Мультикультурное образование - это образование, создающее равные для всех этносов возможности реализации своих культурных потребностей, приобщающее молодежь к культурным и нравственным ценностям других стран и рядом живущих народов. Именно посредством него реализуется в полной мере принцип диалога и взаимодействия культур (Ю.Ю.Бочарова, А.И.Куропятник, Г.В.Палаткина, С.Ф.Петрова, А.В.Шафикова и др.). Мультикультурное образование формирует мультикультурную личность, признающую культурный плюрализм и активно содействующую ему, стремящуюся защищать национально-культурное многообразие. Обращение к народной педагогике - важнейшему источнику духовно-нравственной культуры, детерминанту формирования этнической идентичности подрастающего поколения - необходимый шаг в создавшейся ситуации.

Степень разработанности проблемы. В отечественной и мировой науке накоплен значительный опыт теоретического осмысления и проведения разноплановых экспериментальных исследований этнической и межэтнической проблематики.

Выдающийся вклад в теорию этнического воспитания и образования внесли П.П. Блонский, В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.

Вопросы включения в содержание школьного образования идей и опыта народной педагогики рассматривались в трудах И.А. Арабова, Г.А. Арутюнян, Ш.М.-Х. Арсалиева, В.Ф. Афанасьева, Л.С. Балкаровой, Х.Х.Боташевой, Г.Н. Волкова, М.Б.

Гуртуевой, В.М. Джашакуева, А.Э. Измайлова, P.P. Накоховой, Ф.И. Омаровой, Т.В. Поштаревой, К.Б. Семенова, Е.Е. Хатаева, З.Б. Цаллаговой, С.Р. Чеджемова, С.М. Ша-карян и др. В своих работах авторы указывают о потребности использования идей и опыта народной педагогики в воспитании подрастающего поколения, о ее богатых приемах и методах эстетического, нравственного, трудового, физического и умственного воспитания детей, об использовании идей народной педагогики в школе.

Большой вклад в осознание роли национального самосознания в личностном развитии подрастающих поколений внесли труды Я.А. Коменского, A.C. Макаренко,

B.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского. Психолого-педагогические основы изучения и формирования этнической идентичности и межэтнической толерантности, в современных российских условиях разрабатываются в исследованиях А.Г. Асмолова,

C.К. Бондыревой, B.C. Кукушина, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефапенко и др. При этом, в современных отечественных психолого-педагогических исследованиях, особенно большое внимание уделяется личностному и субъектному развитию в образовательной среде (А.Г. Асмолов, A.A. Деркач, И.А. Зимняя, A.A. Реан, В.И. Слободчиков, A.C. Чернышев, И.С. Якиманская и др.).

Разным аспектам имплицитной концепции воспитания этнофоров Карачаево-Черкесии посвящены диссертационные исследования Ф.В. Абаевой, М.Ю. Айбазо-вой, И.А. Арабова, М.Б. Байчоровой, X. Х.-М. Батчаевой, М.Б. Гуртуевой, Г.Ю. Нагорной, P.P. Накоховой и др. Однако в них не рассматривались вопросы формирования этнической идентичности младших школьников в мультикультурной образовательной среде.

Анализ научной литературы и образовательной практики позволил выделить ряд объективно сложившихся противоречий между:

- требованиями, предъявляемыми современным обществом к формированию у подрастающих поколений этнической идентичности, и существующим уровнем ее сформированности;

- значимостью формирования этнической идентичности, отвечающей современным требованиям к личности и ее жизнедеятельности в мультикультурном социуме, и недостаточной разработанностью теоретико-методологической основы в педагогической науке;

-необходимостью воспитания подрастающего поколения в контексте мультикуль-турности современного общества и недостаточной разработанностью специфики формирования этого процесса в условиях мультикультурной образовательной среды;

- известными исследованиями в психолого-педагогической науке контингента учащихся младшего школьного возраста, организации педагогического процесса в общеобразовательной школе и малоизученной роли данных образовательных факторов в формировании этнической идентичности в мультикультурной образовательной среде.

С учетом этих противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия формирования этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде Карачаево-Черкесии?

Цель исследования - выявить педагогические условия формирования этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде средствами этнокультурного наследия народов.

Объект исследования — процесс формирования этнической идентичности младших школьников.

Предмет исследования — педагогические условия формирования этнической идентичности младших школьников в мультикультурной образовательной среде средствами этнокультурного наследия народов Карачаево-Черкесской республики.

Гипотеза исследования: процесс формирования позитивной этнической идентичности у детей младшего школьного возраста может быть существенно оптимизирован, если:

• этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии является детерминантой формирования их этнической идентичности;

• модель формирования этнической идентичности младших школьников в мультикультурной образовательной среде будет ориентирована на личность, признающую культурный плюрализм и активно содействующую ему, стремящуюся защищать национально-культурное многообразие в соответствии с мулътикультурными ценностями;

• в качестве основных направлений формирования этнической идентичности в мультикультурной образовательной среде рассматривать системно сорганизованное формирование таких ключевых компонентов этнической идентичности, как когнитивный, эмотивный, конативный, креативный;

• педагогическая модель строится на базе практико-ориентированных образовательных технологий, включающих в содержание образовательного процесса знания об особенностях языка, традиций, фольклора, культуры этноса школьника.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:

1. Осуществить анализ литературы по проблеме формирования этнической идентичности в контексте современных философских, культурологических, психологических, этнических и педагогических концепций.

2. Выявить специфику формирования этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде.

3. Разработать модель формирования этнической идентичности младших школьников в мультикультурной образовательной среде.

4. Определить и экспериментально обосновать педагогические условия формирования этнической идентичности у младших школьников через авторскую программу «Этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии».

Методологическую основу исследования составили: аксиологический и личностно-деятельностный подходы к формированию личности в мультикультурной образовательной среде; культурологический подход, рассматривающий этническую культуру как органическую часть общечеловеческой культуры, раскрывающий куль-

турообразующую, культуротворческую и культуросохраняющую функции образования; деятельностный подход, который определил построение формирующего эксперимента с учетом этнического контекста развития системы образования; положение о духовно-нравственных качествах как диалектическом единстве социального и индивидуального, общего и единичного, об этнокультуре народов как компонентах духовной культуры и этнической идентичности, о приоритетности формирования общественного сознания на основе национальных и общечеловеческих ценностей, культуры межнациональных отношений в целях формирования позитивной этнической идентичности в мультикультурной среде.

Теоретическую основу исследования составили: фундаментальные положения, идеи, концепции, представленные в трудах по проблемам гуманизации образования Е.В. Бокдаревской, А.В.Петровского, В.Н. Турченко, E.H. Шиянова и др.; теории образовательного процесса В.В.Давыдова, JI.C. Выготского, Л.В. Занковой, Д.Б. Элько-нина; ведущие теоретические положения гуманистической и возрастной психологии - Л.И. Божович, JI.C. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Н.Е. Щурко-ва и др; концепции этнопедагогической культуры (Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов, И.Ф. Исаев, В.А. Николаев, В.А. Сластенин и др). Мы опирались на идеи и концепции педагогики и психологии этноса (В.Г. Афанасьев, И.А. Арабов, Г.Н. Волков, A.M. Га-шимов, М.Б. Гуртуева, В.Г. Крысько, З.Г. Нигматов, Э.Н. Саракуев, Я.И. Ханбиков, В.К. Шаповалов, И.А. Шоров); генезиса культуры (А.И. Арнольдов, А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, B.C. Библер, Л.Н. Гумилев, М.С. Каган, Н.И. Конрад, Р.Г. Подольный, и др); проблемы межпоколенных отношений (С.М. Арутюнян, А. Алиев, В. Дильтей, О. Конт, X. Ортега Гассет, O.A. Осипова, Т. Пар-сонс, Г. Рюмелин, И.В. Суханов и др); культуры и ценностных ориентации народов Северного Кавказа (Е.П. Алексеева, А.И. Караева, З.К. Каргиева, И.И. Маремшаова, P.P. Накохова, В.П. Невская, Р.К. Ортабаева, Я.С. Смирнова, E.H. Студенецкая, И.М. Шаманов, К.И. Чомаев, K.M. Текеев, Ф.С. Эфендиеев и др); этносоциологические и социально-психологические концепции этнической идентичности (Ю.В. Бромлей, Е.М. Галкина, Р.Ш. Джарылгасинова, Л.М. Дробижева, В.И. Козлов, И.С. Кон, В.Г. Левкович, Н.Г. Панкова, В.Ф. Петренко, В.В. Пименов, Б.Ф. Поршнев, О.Л. Романова, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, И.И. Чеснокова и др).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов, включающий логико-исторический, педагогический анализ различных аспектов исследуемой проблемы; сравнительный анализ и обобщение педагогических, этнографических, исторических и иных источников, документов и литературы; анализ результатов и продуктов образовательной деятельности; методы опроса (интервьюирование, анкетирование, тестирование), наблюдение, беседы, обобщение и описание материалов исследования; педагогический эксперимент, количественный и качественный анализы продуктов деятельности учащихся, экспертиза независимых экспертов, специальные методики.

Опытно-экспериментальную базу исследования составили: МОУ СОШ № 6 г. Карачаевск; МОУ СОШ а. Инжич-Чукун; МОУ СОШ а. Хумара; МОУ СОШ а. Икон -Хал. Исследованием было охвачено 162учащихся.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2005 по 2011 годы и включало четыре взаимосвязанных этапа:

Первый этап (2005 - 2006) - поисковый. Дана оценка историографии и современного состояния феноменологии этнической идентичности в теории и на практике, осуществлен теоретический анализ философской, социологической, этнологической, психологической и педагогической литературы, разработан научный аппарат исследования.

Второй этап (2007- 2008) -констатирующий. Изучались когнитивный, конативный, креативный, эмотивный компоненты этнической идентичности младших школьников в мультикультурной образовательной среде. Разрабатывалась программа формирования этнической идентичности в младшем школьном возрасте в условиях мультикультурной образовательной среды.

Третий этап (2008 - 2009) - формирующий. Уточнялась, обогащалась и подвергалась эмпирической проверке гипотеза исследования, определялась педагогическая результативность программы формирования этнической идентичности в младшем школьном возрасте «Этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии».

Четвертый этап (2010-2011г) - обобщающий. Анализировались и обобщались полученные результаты, было осуществлено литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования: доказана возможность формирования этнической идентичности в младшем школьном возрасте средствами этнокультуры в мультикультурной среде; дополнено и обосновано понятие «позитивная этническая идентичность», которое рассматривается как осознание принадлежности к своему этносу, отождествления себя с ним, ценностное отношение к своей культуре, истории, традициям, чувство национальной гордости, мотивированное поведение, основанное на этнических ценностях, способность к ценностному самоопределению и взаимодействию с другими этносами в мультикультурной среде; выделены, описаны и дополнены структурные компоненты этнической идентичности (когнитивный, эмотивный, конативный, креативный); доказано, что формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде Карачаево-Черкесии может быть оптимизировано за счет специального комплекса педагогических условий и средств, реализуемых в рамках авторской программы, основанной на системной педагогической модели формирования исследуемого феномена.

Теоретическая значимость: систематизированы и обобщены существующие теоретико-методологические подходы к изучению и формированию этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде; в научный оборот введен теоретически обоснованный компонент этнической идентичности-креативный, включающий в себя приобщение к культуре, искусству народа, осознание себя в мире культуры, творческую продуктивную деятельность по интериоризации и экстериоризации этнических ценностей; разработана системная педагогическая модель формирования этнической идентичности у учащихся младшего школьного возраста, учитывающая общеобразовательные и этнопедагогические условия ее

формирования; определены оптимальные условия, средства, формы и методы формирования этнической идентичности в мультикультурной образовательной среде.

Практическая значимость исследования. Разработанные эмпирические положения и выводы существенно обогащают процесс формирования этнической идентичности у младших школьников: создана и прошла опытную проверку экспериментальная программа формирования этнической идентичности у младших школьников «Этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии», предусматривающая как адекватную и позитивную этническую идентичность, так и высокую межэтническую толерантность, признающую культурный плюрализм и учитывающую национально-культурное многообразие в соответствии с мультикультур-ными ценностями; данная программа может найти применение в образовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования по построению системы этнического воспитания школьников и формирования позитивной этнической идентичности; результаты диссертационного исследования могут быть также использованы при организации образовательного процесса в национальных регионах с целью формирования этнической идентичности в мультикультурной образовательной среде.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечиваются целостным подходом к решению проблемы; методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, связанных с системным, деятельностно-личностным, этно-культурологическим подходами; применением методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; непротиворечивостью гипотезы и сформулированных задач; наличием многообразного фактического материала исследования, почерпнутого как из научно-методических источников, так и из образовательной практики; всесторонним анализом собранного материала, отражающим этнопедагогическое наследие народов Карачаево-Черкесии; корректной организацией опытно-экспериментальной работы; органическим соединением исследовательской работы и практической деятельности диссертанта.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии, являясь детерминантом формирования этнической идентичности, обеспечивает процесс передачи духовных ценностей, социального опыта от одного поколения к другому; фиксируя новое идеальное состояние человека и общества, способствует формированию позитивной этнической идентичности младшего школьника — абазина, карачаевца, ногайца, черкеса в мультикультурной среде.

2.Этническая идентичность — результат когнитивно-эмоционального процесса, осознания себя представителем этноса, отождествления себя с ним и обособления от других этносов. Позитивная этническая идентичность - осознание принадлежности к своему этносу, отождествления себя с ним, ценностное отношение к культуре, истории, традициям, чувство национальной гордости, формирование мотивацион-ного поведения, основанного на этнических ценностях, способность к ценностному самоопределению и взаимодействию с другими этносами в мультикультурной среде народов Карачаево-Черкесии.

3. В структуре формирования этнической идентичности младших школьников выделены следующие компоненты: когнитивный, эмотивный, конативный, креативный.

4. Педагогическая модель формирования этнической идентичности в мультикуль-турной образовательной среде включает теоретическое и практическое обучение. Первый вид обучения реализуется в процессе учебных занятий по программам регионального компонента (изучение родного языка, родной литературы); факультативные занятия; методы: дискуссионные, игровые, социально-творческие, частично-поисковые, проектные. Практическое обучение — внеклассные занятия — экскурсии, встречи, конкурсы, КВН, фестивали, утренники, театральные представления, творческие проекты, семейные проекты, праздники, народные обрядовые представления, фольклорные представления. Методы народной педагогики: воспитание словом, воспитание искусством, воспитание игрой, воспитание общественным мнением, воспитание трудом.

5. Педагогическими условиями эффективного формирования этнической идентичности у младших школьников являются: создание атмосферы толерантности и эмпа-тии в мультикультурной образовательной среде учащихся и родителей; приобщение к народной педагогике (изучение и сохранение культуры, традиций, фольклора своего народа); организация творческой продуктивной деятельности младших школьников по экстериоризации этнических ценностей; организация продуктивного взаимодействия родителей, представителей других этносов, общественных организаций в процессе формирования этнической идентичиости младших щкольников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Изложенные в диссертации положения проверялись и показали свою научную состоятельность в учебно-воспитательном процессе ряда школ Карачаево-Черкесии. Материалы исследования и результаты опытно -экспериментальной работы были заслушаны и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики и педтехнологий ГОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет» и кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»; докладывались на II всероссийской научно-практической конференции « Образование - наука -технология» (Майкоп, 2007) и межрегиональных научных сессиях «Алиевские чтения; Научная сессия» (Карачаевск 2006, 2007), в межвузовских научно - практических конференциях «Развитие личности в поликультурной образовательной среде» (Черкесск 2010); «Проблемы развития личности в полиэтнокультурном пространстве многоуровневой системы образования» (Карачаевск, 2011).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (219 наименований) и приложений.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, характеризуется степень разработанности проблемы. Определяются объект, предмет, цель диссертации, формулируются гипотеза и задачи исследования, методологические и теоретические основы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Этническая идентичность как научная проблема: теоретическое осмысление и возможности формирования в мультикультурной образовательной среде» рассмотрены исходные теоретико-методологические позиции исследуемой проблемы; определен понятийный аппарат исследования; раскрыты понятия «этнос», «национальность», «нация», «этническое самосознание», «этническая идентичность», «мультикультурная образовательная среда»; приведена модель структуры этнической идентичности личности в рамках построения системной педагогической модели формирования этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде.

Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил заключить: «мультикультурная образовательная среда» является важной характеристикой образовательного процесса, обусловленной фундаментальными процессами, происходящими в обществе, отражает значимость ценностей народов и создает условия для диалога менталыгостей, культур на основе гармонии, интеграции и человеческого отношения. Наиболее перспективной образовательной стратегией в этнически неоднородной среде является концепция мультикультурного образования, которое отвечает не только интересам этноса, но и является средой, где можно формировать позитивную этническую идентичность у младших школьников, формировать у них умение жить в гармонии с другими народами и нациями, выработать стремление к саморазвитию и самообразованию, к обогащению своего духовного и морального статуса современного человека (Г.В. Палаткина).

Ключевым фактором интеграции младших школьников в этническую культуру в процессе формирования этнической идентичности в условиях разнообразия и многомерности социальных явлений выступает образовательная среда. В концептуальных подходах к рассмотрению среды исследуются вопросы ее педагогиза-ции, учета возрастных особенностей учащихся с целью организации оптимального взаимодействия среды и личности (Л.П. Буева, В.Г. Бочарова, Б.З.Вульфов, Г.С. Костюк, Б.Т. Лихачев, Л.И. Новиков, C.B. Тарасов, Д.И. Фельдштейн, В.А. Ясвин и др).

Мультикультурная образовательная среда должна быть ориентирована на формирование у младших школьников позитивной этнической идентичности, которая способствует пониманию, уважению других культур, умению жить в мире и согласии с ними, в условиях мультикультурного мира. (Е.В. Бондаревская, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова).

Особое место в ряду исследований идентичности занимает антропологическая школа «Культура и личность», представителями которой являются Ф. Боас, Р. Бенедикт, М. Мид. Анализируя культуру, Ф.Боас рассматривает ее как совокупность моделей поведения, которые человек усваивает в процессе взросления и принятия им своей культурной роли. По существу, здесь речь идет об этнической идентичности и этническом самосознании. Развивая идеи культурного развития личности, Р.Бенедикт предполагала необыкновенную податливость человеческой природы: социальное и культурное окружение фактически лепит из личности все, что ей угодно, личность становится как бы частью культуры.

В диссертации используется понятие «позитивная этническая идентичность», которая «характерна для большинства людей и представляет собой такой баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее как условие самостоятельного и стабильного существования этнической группы и как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире» (Г.У. Солдатова). Принимая и дополняя данное понятие, мы считаем, что «позитивная этническая идентичность» — осознание принадлежности к своему этносу, отождествления себя с ним, ценностное отношение к культуре, истории, традициям, чувство национальной гордости, формирование мотивацион-ного поведения, основанного на этнических ценностях, способность к ценностному самоопределению и взаимодействию с другими этносами в мультикультурной среде народов Карачаево-Черкесии.

Используя аксиологический подход, разработанный в трудах А.Г. Здравомыслова, В.Б. Ольшанского, E.H. Шиянова, В.А. Ядова и других, и анализ феномена этнической идентичности в трудах А.Х.Гаджиева, JI.M. Дробижевой, Т.Г. Стефаненко, А. Тэшфела, Г.Г. Шпета и др., мы установили, что этническая идентичность является структурным диспозиционным образованием. В структурной иерархии диспозиций личности она занимает высший уровень, раскрывает вовлеченность этнофора в социальную жизнь и культурную практику этнической группы (использование языка, конфессиональная принадлежность, участие в социальных и политических организациях, поддержание культурных традиций).

На основе содержательного анализа категории этнической идентичности (А.Х.Гаджиева, JIM. Дробижевой, Т.Г. Стефаненко) нами определена структура данного феномена, включающая такие компоненты, как когнитивный, эмотивный, поведенческий (конативный). В процессе теоретического анализа мы доказали, что нужно добавить еще один компонент - креативный, так как позитивные эстетические и нравственные переживания, выступая индикатором определенных поведенческих (конатив-ных) реакций в этнической идентичности младшего школьника, способствуют развитию творческой активности, креативности субъекта, его ценностного самоопределения при формировании этнической идентичности в мультикультурной среде.

Когнитивный компонент - знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков. Его сущность в структуре этнической идентичности младшего школьного возраста был выделен на основе анализа исследований Б.Г. Ананьева, JT.C. Выготского, В.В. Давыдова, A.B. Петровского, E.H. Шиянова, Д.Б. Эльконина, E.JI. Яковлевой и других и представлен как ненасыщаемая потребность познания нового, в бескорыстном искании истины. Являясь «аксиологической пружиной» (E.H. Шиянов), позитивная этническая идентичность выступает логическим центром мировоззренческой системы и поэтому является основой ценностно-аналитической и творческо-поисковой работы сознания.

Сущность эшотивного компонента (оценка качеств собственной этнической группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства) определена на основе работ С.Л.Рубинштейна, указывающего, что данный компонент этнической идентично-

сти формирует отношение к собственной группе, отношение к членству в ней, к миру духовных и нравственных ценностей своего народа в форме непосредственного переживания.

Анализ работ Л.И.Божович, С.Каган, А.Н.Леонтьева, В.С.Мухиной, Л.М. Дроби-жевой и других при рассмотрении конативного компонента этнической идентичности (проявление себя членом определенного этноса, вовлеченность в его социальную жизнь, «построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях») показал, что в их понимании важным содержанием личности является система доминирующих мотивов поведения, выражающая внутреннюю основу её отношения к действительности в различных этноконтактных ситуациях.

Рассматривая в своих исследованиях творчество Б.Н.Шиянов отмечают, что всякий конкретный вид творчества представляет проявления актуализирующейся (творящей самое себя) личности. При рассмотрении креативного компонента мы исходили из общего понимания сензитивности младшего школьника к творчеству, восприятию культуры, искусства, фольклора своего народа, осознание себя в мире культуры, творческой продуктивной деятельности по экстериоризации этнических ценностей.

Анализ исследований отечественных и зарубежных авторов, касающихся проблемы личностно развивающего потенциала культуры этноса (В. Вундта, Г. Вернера, Л.С. Выготского, В.В. Виноградова, А. Боннара, В.М. Жирмунского, Б.С. Лихачева, В.А. Сухомлинского, К. Юнга и др.), позволил определить, что этнокультура народа - это рефлексируемый срез человеческого опыта, он живет и сохраняется в «текстах культуры», которые фиксируют смыслы, ценности и идеалы человеческого бытия. Развитые формы человеческого самосознания и этнической идентичности, вырабатывая идеальные представления о сущем и должном, опредмечиваются в фольклоре, эпосах и традициях народов Карачаево-Черкесии. Их интериоризация младшими школьниками способствует развитию таких регуляторов поведения, которые изменяют их отношение к миру, другим людям, самому себе и формируют позитивную этническую идентичность.

Как формы самосознания и средства формирования духовного мира человека, народная культура является неотъемлемой, органической частью общественного производства и воспроизводства жизни социально-культурного организма в целом, важнейшим условием социализации личности и формирования этнической идентичности. Аккумулируя исторически выработанные человечеством всеобщие способы деятельности, и, являясь аксиологическим и семантическим пространством целостного человеческого существования, этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии содержит в себе бесконечное множество смыслов и экзистенций, которые актуализируются в новой культурной ситуации в форме индивидуального «авторского» построения картины мира и человека. «Встречаясь» с текстом культуры, младший школьник целостным образом проявляет свою сущность, которая разворачивается и объективизируется в процессе диалога. Возможности этнокультуры в оптимизации процессов социальной интеграции и индивидуализации младших школьников определяются их ценностно-ориентационным, идентификационным и самореализационным потенциалами.

В рамках теоретического анализа формирования этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной этнической среде была разработана педагогиче-

екая модель (рис. 1). Ее созданию предшествовала теоретическая проработка материалов (И.А. Арабов, Г.Н. Волков, A.M. Гашимов, М.Б. Гуртуева, В.Г. Крысько, З.Г. Нигматов, Э.Н. Саракуев, Я.И. Шаповалов, И.А. Шоров и др.), необходимых для аргументации ее концептуального замысла и определения этапов. В модели отражено развитие когнитивной, эмотивной, конативной и креативной сферы личности младшего школьника в условиях системы развивающего обучения при формировании этнической идентичности; она построена на базе пракгико-ориентированных педагогических технологий, включающих в содержание учебно-воспитательного процесса по программам регионального компонента родной язык и родную литературу.

Факультативные занятия, в содержание которых входят изучение культуры, традиций и фольклора своего парода; проведение конкурсов, КВНов, фестивалей, утренников, творческих и семейных проектов, праздников, народных обрядовых и фольклорных представлений, ролевых игр, творческих мастерских народных промыслов народов Карачаево-Черкесии былы направлены на формирование этнической идентичности в мультикультурной среде.

Теоретический анализ специфики формирования этнической идентичности в мультикультурной среде у младших школьников позволил определить те личностные особенности младшего школьника, которые способствуют освоению этнокультуры, как важного фактора социализации и формирования этнической идентичности: новая внутренняя позиция, потребность в познании, способность к эмоциональной идентификации с другими значимыми людьми, огромные резервы творческого потенциала.

Критериями сформированное™ этнической идентичности у младших школьников по структурным компонентам (когнитивный, конативный, эмотивный, креативный) в процессе интериоризации и экстериоризации этнопедагогического наследия народов Карачаево-Черкесии выступили: осознание себя в мире культуры и принадлежности к своему этносу; принятие этнических норм жизнедеятельности своего этноса, социума; творческая продуктивная деятельность по экстериоризации этнических ценностей; социальное поведение, основанное на формировании собственной системы отношений к этническим нормам; ощущение незыблемости своих этнических особенностей, привязанность к своей этнической культуре и этнической общности рядом живущих народов. Основными факторами, влияющими на формирование этнической идентичности, на наш взгляд, являются: особенности этнической социализации в семье, школе и ближайшем социальном окружении; особенности этноконтактной среды, прежде всего ее гетерогенность (гомогенность); использование в воспитании и образовании этнокультурного потенциала народов.

Во второй главе «Этиопедагогические условия формирования этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде Карачаево-Черкесии» определен личностноразвивающий потенциал этнокультурного наследия народов Карачаево-Черкесии при формировании этнической идентичности в младшем школьном возрасте, показаны результаты опытно-экспериментальной работы по представленной модели формирования этнической идентичности с помощью авторского факультативного курса «Этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии» в мультикультурной образовательной среде.

«Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной среде»

I

Цель: формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной среде

Задачи: Создание атмосферы толерантности, принятия, уважения и утверждения культурных различий в группе; взаимоотношения между учащимися и их общение на основе уважения, взаимопонимания, вызывая взаимный интерес к национальной культуре друг друга

Поинципы (Ьоомиюования этнической идентичности в мультикультурной образовательной соеде

Принцип гуманизма Принцип культуросообразности Принцип целостности Принцип толерантности Принцип признания ценностей культур народов

Содержание образования по формированию этнической идентичности в мультикультурной образовательной среде: изучения родного языка, литературы и культуры своего народа, приобщение к истории, литературе и культуре, рядом живущих народов.

±

Педагогические условия + -

- создание атмосферы толерантности и эмпатии в мультикультурной образовательной среде учащихся и родителей

- приобщение к народной педагогике (изучение и сохранение культуры, традиций, фольклора своего народа)

- организация твсртесксй продуктивной деятельности младших школьников по эксгериоризации этнических ценностей;

• организация продуктивного взаимодействия родителей, представителей других этносов, общественных организаций в процессе формирования этнической идентичности младших щкольников.

Средства

Демонстрационные Аудиовизуальные Информационные Средства народной педагогики Устное народное творчество Народный фольклор народные ремесла Горский этикет Музыкальный фольклор Декоративно - прикладное искусство

Формы |

Учебные занятия по -у- Конкурсы КВН Фестивали Праздники. Театрализованные

программам (региональный Утренники Инсценировки представления

компонент) Творческие проекты Народные обрядовые представления

Факультативные занятия Семейные проекты Фольклорные представления

Экскурсии

Общепедагогнческне методы Дискуссионные. Игровые. Социально -творческие. Частично — поисковые. Проектные. Методы народной педагогики Воспитание словом. Воспитание искусством. Воспитание игрой Воспитание общественным мнением. Воспитание трудом

Критерии сформированности этнической идентичности в мультикультурной образовательной среде

когнитивныи

эмотивныи

конативныи

креативный

Позитивная этническая идентичность: осознание принадлежности к своему этносу, ценностное отношение, чувство любви к своему народу, к его культуре, чувство национальной гордости, поведение, основанное на этнических ценностях; креативность, способность к ценностному самоопределению.

Рис.1 Модель формирования этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной среде.

Этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии выполняет важнейшие функции в системе «личность-общество», обеспечивая процесс наследования, передачу духовных ценностей и социального опыта от одного поколения к другому. Фиксируя новое идеальное состояние человека и общества, оно «охраняет» культуру в целом как надличностное явление, задает жизненные ценности и идеалы (как личностные, так и общественные), способствует транслированию духовности, субьектности личности, выступает специфическим средством познания мира и человека и содержит в себе ценностно-ориентационные доминанты формирования этнической идентичности, составляющие основу и специфику национально-культурной ментальное™.

Социализирующие, идентифицирующие и личностноразвивающие потенциалы этнокультурного наследия народов Карачаево-Черкесии максимально полно обнаруживают себя в процессе активного усвоения младшими школьниками ценностей, норм, идеалов, образов, составляющих духовную суть этой сферы человеческого бытия. В этом случае социализация выступает одновременно и как процесс интеграции личности в культуру и социум, и как способ индивидуализации, самореализации и этнической идентификации.

Для реализации модели «Формирование этнической идентичности младшего школьника в мультикультурной среде» был подготовлен и апробирован факультативный курс «Этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии», в рамках которого разработаны программы «Этнокультура абазин», «Этнокультура карачаевцев», «Этнокультура ногайцев», «Этнокультура черкесов», позволяющие каждому коренному этносу изучать свой язык, свою культуру, историю, традиции, обычаи и т.д. Данный курс предусматривал развитие этнической идентичности: когнитивного, эмотивного, конативного, креативного компонентов, основанных на гуманистической парадигме образования, ориентированных на восстановление культурообразующей и личностно развивающей функций. Целью создания каждой из программ «Этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии» являлось осуществление социализации личности младшего школьника через освоение ценностей национальной культуры, формирование этнической идентичности для самовыражения и реализации своих творческих возможностей.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в школах Карачаево-Черкесии в течение 4 лет. В качестве контингента испытуемых выступили учащиеся начальных классов в количестве 162 человек, 82 человека в ЭГ и 80 человек в КГ каждого этноса коренных народов Карачаево-Черкесии. Экспериментальную базу исследования составили общеобразовательные школы: МОУ СОШ № 6 г. Карачаевск - карачаевцы - ЭК - 22ч., КГ - 20ч.; МОУ СОШ а. Инжич-Чукун - абазины - ЭГ - 20ч.; КГ - 20ч; МОУ СОШ а. Хумара - черкесы ЭГ - 20ч.; КГ - 20ч; МОУ СОШ а. Икон - Халк-ногайцы - ЭГ-20ч., КГ - 20ч.

В русле поставленных задач была разработана программа формирования этнической идентичности младших школьников посредством освоения этнокультурного наследия в мультикультурной образовательной среде.

На констатирующем этапе эксперимента в соответствии с программой исследования проводился подбор методик и методов формирования этнической идентично-

сти, было проведено пилотажное исследование, направленное на диагностику сформированное™ этнической идентичности младших школьников и выявление факторов, влияющих на данный процесс.

Результаты проведенной работы позволили определить подходы к разработке программы факультативного курса для младших школьников «Этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии». Направленность курса на формирование этнической идентичности младших школьников предполагала организацию специальной работы по развитию когнитивного, эмотивного, конативного и креативного компонентов этнической идентичности, что потребовало постановки и решения ряда исследовательских задач, сгруппированных следующим образом.

Задачи формирования когнитивного компонента этнической идентичности.

Решение задач этой группы способствовало развитию представлений о своем народе на основе расширения их кругозора, осмысления истории, традиций, обрядов, содержания эпических произведений, сказок, пословиц, поговорок. В данную группу входят следующие частные задачи: знакомство детей с историей и культурой своего народа, с содержанием сказок, эпоса, пословиц; расширение круга представлений детей, углубление их художественного восприятия через этнокультуру; формирование умения осмысливать содержание традиций, обычаев, эпических и фольклорных произведений; формирование осознания принадлежности к своему этносу через этнокультуру своего народа.

Задачи формирования эмотивного компонента этнической идентичности.

При решении задач этой группы мы исходили из положения о том, что эмоциональная вовлеченность человека в деятельность всегда опосредована когнитивными и волевыми процессами, а также из понимания эмоций, как производных и производительных. Позитивные эстетические и нравственные переживания имеют адаптивную функцию, они связаны с потребностями человека, выполняют функции оценки и побуждения, в них представлено соответствие поведения человека и испытываемых им воздействий его основным потребностям, интересам и ценностям. Исходя из этого, развитие эмотивного компонента этнической идентичности осуществлялось посредством решения следующих задач: воспитание любви к своему народу и его культуре; развитие интереса детей к истории и культуре своего и рядом живущих народов; формирование ценностного отношения детей к образам героев сказок, эпосов через механизмы идентификации, принятия и освоения социальных ролей; воспитание эмпатии посредством идентификации с национальными героями своего и другого народа

Задачи формирования конативного компонента этнической идентичности.

Данная группа включала в себя задачи, решение которых способствовало: формированию систем поведения, основанных на этнических ценностях; построению системы отношений и действий в этногруппе; формированию конструктивных поведенческих моделей, основанных на переносе детьми осознанных норм поведения в повседневное общение.

Задачи формирования креативного компонента этнической идентичности.

Стимулирование творческой активности младших школьников на создание продуктов деятельности через народное прикладное искусство, фольклор; формиро-

вание потребности в творческой самореализации; развитие творческой активности младших школьников в учебном процессе путем развития механизма сдвига мотива на цель, направленного на освоение этнокультуры своего народа.

На формирующем этапе эксперимента проводилась опытно-экспериментальная работа, основанная на реализации модели формирования этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной среде в процессе освоения этнокультуры. Исследовательский поиск при этом шел в двух направлениях: разрабатывалась модель формирования этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной среде средствами народной культуры и апробировалась программа факультативного курса «Этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии».

Собранный в результате эксперимента материал был проанализирован в соответствии с критериями (1 уровень - низкий, 2 уровень - средний, 3 уровень - высокий), которые позволили проследить динамику этнической идентичности в процессе освоения школьниками культурологических знаний на примере респондентов карачаевского этноса.

Первый уровень. До внедрения программы оформившегося интереса к этническим корням у учеников не было. Он существовал в виде потенциальной возможности и пока не оказывал действенного влияния на нравственное воспитание и развитие ученика.Ученики первых и вторых (на начало учебного года) классов характеризуются безразличием к исследованию идентичности, отсутствием интереса к проблемам этнических корней и членства в этнической группе. Дети имеют о своей этнической принадлежности конкретные или обобщенные представления, воплощающиеся в поведении, нравственные нормы, заложенные генетически (архетипы) и знания от родителей и родных. «Первой стадии соответствуют два подвида идентичности, - пишет Т.Г. Стефаненко, - диффузная, когда индивиды просто не интересуются своей этнической принадлежностью и не задумываются о ней, и предварительная, когда индивиды принимают (всасывают) позитивные этнические аттюды родителей и других взрослых и поэтому не проявляют предпочтения по отношению к группе большинства».

Для получения информации об этнической идентичности младших школьников (первый уровень) были поставлены задачи: познакомить с историей, культурой карачаевского этноса, проследить отношение ребенка к своему этносу; изучить народные карачаевские сказки и эпосы, выяснить понимание детьми как самого произведения, так и мотивов поступков героев; определить отношение к своей этнической карачаевской группе через героев сказок и к их поступкам в соответствии с традициями народа. Степень сформированное™ этнической идентичности определялась путем выявления персонализации, методами наблюдения за поведением младшего школьника за интересом, который он проявлял к истории и культуре своего этноса, а также в изучении потребности в творческой деятельности. Об особенностях осознаваемой учеником принадлежности к своему этносу, об интересе и значимости для него членства в этнической группе мы судили по результатам бесед, проводившихся с детьми после проигрывания национальных обрядов, традиций или народных сказок. Полученные данные, характеризующие осознанное и произвольно выражаемое детьми отношение к этносу, к поведению героя сказок или эпическому герою, мы сопоставляли

с отношением, которое выражалось непроизвольно в поведении, а также обнаруживались с помощью других методов.

Второй уровень — во втором (конец учебного года) и третьем классах учащиеся проявляли интерес к своему «Л» и его месту в социуме. Данный уровень характеризуется исследованием своей идентичности, стремлением понять значение этнично-сти в собственной жизни. Собственный опыт, значимые события в жизни этнической группы, внедрение экспериментальной программы стимулировали этническое пробуждение.

Происходящий интенсивный процесс погружения в культуру своего народа осуществлялся через такие виды деятельности, как чтение, беседы, инсценировки обрядов, обычаев, проигрывание национальных праздников, посещение этнографического музея и активное участие в событиях культурной жизни (встречи с героями карачаевцами, семейные проекты «Мое генеалогическое древо», «Какие традиции в моей семье» и т.д.). Кроме того, использовались этнопедагогические методы, методы игры и др. В игре впечатления ребенка, его отношение к изображаемому герою обнаруживались в его действиях, поведении, мимике, движениях, эмоциях, т.е. выражались более непосредственно, чем при речевой форме выражения, какой является пересказ. Проигрывание ролей, экскурсии, встречи с представителями старшего поколения, в частности с героями Великой Отечественной войны и героями труда и т.д., формировали чувство гордости, значимости принадлежности к своей этнической группе.

При анализе детских пересказов мы обращали внимание на наличие в них интереса к истории своего этноса, умение оценивать личностные качества или отдельные поступки героев народных сказок или эпических героев (морально-волевые, эмоциональные, интеллектуальные и нравственные). Устные пересказы протоколировались.

Метод беседы преследовал двоякую цель: выявить понимание ребенком своей этнической принадлежности, ее значение в жизни и получить прямые ответы, выражающие осознанное отношение ученика к нормам, традициям и обычаям своего народа. После игр, пересказов, бесед детям предлагалось составить собственный сюжет сказки, проиграть тот или иной запомнившийся обряд, нарисовать сюжеты сказок и эпосов. Кроме того, были организованы конкурсы на знание народных пословиц, поговорок, поделок из пластилина по мотивам народных сказок, КВНы, праздники народных традиций и обрядов.

Для изучения процесса идентификации младших школьников с героями народных сказок, эпоса мы определяли, что дети привносят в содержание прочитанных эпосов, сказок, легенд, когда им предлагается составить собственное произведение.

В ходе опытно-экспериментальной работы с помощью специально разработанных диагностических методик (анкеты для изучения мотивационно-ценностного отношения к своему этносу; опросники для исследования этнической идентичности, с целью изучения когнитивного компонента; цветоассоциативный тест В.Н.Мясищева; «Методика Дж.Финни», измеряющая выраженность этнической идентичности, экспериментальные игры; анализ характеров героев; беседы для изучения эмотивного компонента; диагностика невербальной креативности; изучение продуктов деятельности детей (рисование, сочинение стихов, лепка, конструирование) для изучения

креативного компонента; фиксирование конативного компонента методами наблюдения, беседы, проектного метода, оценками независимых экспертов и т.д.) прослеживалась устойчивая, положительная динамика сформированное™ уровня у младших школьников: промежуточный срез показал изменения структур этнической идентичности: когнитивного компонента в ЭГ и КГ соответственно на 24% и 14%; конативного-на 18% и 9,1%; креативного - на 15% и-6%; данные эмотивного компонента по сравнению с первым уровнем снизились в ЭГ и КГ на 3%; в результате внедрения экспериментальной программы по формированию этнической идентичности младшие школьники приходили к более глубокому пониманию и оценке своей этничности.

Для третьего уровня - третий (конец учебного года) и четвертый классы - характерно ясное, четкое и устойчивое ощущение незыблемости своих этнических особенностей, привязанность к этнической культуре этнической общности. Это стадия реализованного этнического «Я», ее фиксировали методами ЦТО В.Н. Мясищева, методами интервьюирования, проигрыванием ролей.

У учащихся ЭГ карачаевского этноса в период изучения факультативного курса «Этнокультура карачаевского народа» была обнаружена уверенность в своей этнической идентичности и ее значении для жизни. По данным эксперимента, определенные изменения претерпели (в сравнении со второй стадией) все компоненты этнической идентичности.

На заключительном этапе эксперимента был произведен анализ результатов опытно-экспериментальной работы, обобщены полученные данные, сформулированы выводы: у учащихся начальных классов ЭГ карачаевского этноса наблюдалась устойчивая положительная динамика по всем структурным компонентам формирования этнической идентичности.

Соотнесение уровней сформированное™ этнической идентичности в ЭГ и КГ, полученных в результате формирующего эксперимента (таблица 1), свидетельствует об эффективности избранной стратегии формирования этнической идентичности младших школьников средствами этнокультуры своего народа.

Таблица 1

Показатели уровней развития компонентов этнической идентичности у младших школьников-карачаевцев (г. Карачаевск, КГ — 20 чел.; ЭГ — 22 чел.) (в%)

Уровни Эмотивный Когнитивный Конативный Креативный

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Низкий 41 45 17 21 22 24,5 34 40

Средний 38 42 22 46 31,1 42,5 40 55

Высокий 40 39 39,7 79 43 77 47 69

Анализ результатов проведенного эксперимента показал его эффективность, позволил зафиксировать позитивные изменения в формировании этнической идентичности у младших школьников карачаевского этноса в мультикультурной образовательной среде. В процессе формирующего эксперимента в ЭГ имела место устой-

чивая динамика с тенденцией к росту всех компонентов этнической идентичности. Наблюдается высокая корреляция между эмотивным и когнитивным компонентами: (г = 0,265), эмотивным и конативным (г = 0,281), эмотивным и креативным (г = 0,278), в то время как в КГ таких корреляций не наблюдается. Кроме того, в ЭГ было установлено, что количественные показателей эмоционального компонента оказались (в сравнении с показателями других компонентов) низкими. Подобная разница объясняется тем, что по мере взросления у младших школьников эмоции становятся осознанными и связаны с интеллектуальными процессами.

Для определения уровня сформированное™ компонентов этнической идентичности у младших школьников в начале, ходе и по завершению формирующего эксперимента проводилось диагностическое обследование испытуемых ЭГ и КГ каждого этноса (таблица 2).

Таблица 2

Показатели сформированное™ этнической идентичности у младших школьников коренных этносов Карачаево-Черкесии (в %)

Показатели Абазины Карачаевцы Ногайцы Черкесы

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Значимость принадлежности к своему этносу (эмотивный компонент) 71 47 70,9 41 72,2 46 79 40

Значимость и знание родного языка (когн.компонент) 77,4 48 79 40 69,3 44 79,7 53

Взаимоотношения с другими, поведение (конативный компонент) 68 44 77 43 65,5 36 59,8 31,2

Творческость, приобщение к своей культуре (креативный компонент) 83,5 56,5 68,8 47 78 42 81,7 48,3

Экспериментальные данные позволили сделать вывод: положительная динамика конативного, когнитивного и креативного компонентов усиливается по мере взросления ребенка, в ЭГ за счет мероприятий, проводимых в ходе формирующего эксперимента и разработанного факультативного курса «Этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии». Учащиеся все чаще интересовались своими корнями, генеалогическим древом, добывали дополнительную информацию об интересных моментах, этапах истории своего этноса, проявляли интерес к знаменитым этнофорам своей эт-ногруппы; добиваются от себя необходимых поступков, результатов работы. У них стало ярко выражено активное, устойчивое отношение к этническим нормам, ценностям, активное творческое приобщение к своей культуре, способность к ценностному самоопределению, позитивное взаимодействие с другими представителями культур народов Карачаево-Черкесии.

В заключении обобщены результаты проведенного исследования и излагаются основные выводы:

1 .Теоретический анализ исследования, раскрывающий психолого-педагогический аспект проблемы этнической идентичности, позволил обосновать, что этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии, являясь детерминантом формирования этнической идентичности, обеспечивает процесс передачи духовных ценностей, социального опыта от одного поколения к другому.

2.Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикуль-турной образовательной среде Карачаево-Черкесии оптимизировано за счет специального комплекса педагогических условий и средств, реализуемых в рамках авторской программы, основанной на системной педагогической модели формирования этнической идентичности у младших школьников;

3. Выделенные в структуре формирования этнической идентичности младших школьников компоненты: когнитивный, эмотивный, конагивный. креативный - нашли отражение в разработанной модели и авторской программе факультативного курса «Этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии», предусматривающей развитие данных компонентов этнической идентичности.

4. Педагогическая модель формирования этнической идентичности в мульти-культурной образовательной среде реализуется в процессе учебных занятий по программам регионального компонента (изучение родного языка, родной литературы), в факультативных занятиях, элективных курсах, внеклассных занятиях (экскурсии, встречи, конкурсы, КВНы, фестивали, утренники, театральные представления, творческие и семейные проекты, праздники, народные обрядовые представления, фольклорные представления).

5. К педагогическим условиям эффективного формирования этнической идентичности у младших школьников относятся: создание атмосферы толерантности в мультикультурной среде учащихся и родителей; формирование интереса к своей культуре, языку, традициям народов, приобщение к народной культуре; использование личностноразвивающего, ценностно-ориентационного и этноидентификацион-ного потенциала народной культуры, которая обеспечивает гармоничное становление личности ребенка в мультикультурной образовательной среде; стимулирование творческой активности младших школьников в освоении духовной культуры народов Карачаево-Черкесии;

В то же время результаты исследования показали, что проблема формирования этнической идентичности младшим школьным возрастом не ограничивается, так как ее решение предполагает исследование и в других звеньях общеобразовательной школы.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

1.Кипкеева З.С. Роль воспитания детей на обычаях и традициях народов КЧР// Алиевские чтения: Материалы I межрегиональной научной сессии.-Карачаевск: КЧГУ, 2006.-С.71-74.

2. Кипкеева З.С.Приемы воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеству школьников в учебной деятельности.//Образование — наука — технология: Материалы II всероссийской научно-практической конференции. - Майкоп: АГУ, 2007.-С.53-55.

3. Кипкеева З.С Нравственное воспитание младших школьников средствами этнокультуры//Алиевские чтения: Материалы II межрегиональной научной сессии.-Карачаевск: КЧГУ 2007,- С.79-82.

4. Кипкеева З.С. Развитие личности в этносоциокультурной среде// Научно-практическая конференция//Развитие личности в поликультурной образовательной среде: Материалы межвузовской научно-практической конференции,- Черкесск: КЧИПКРО, 2010,- С. 65-69

5. Кипкеева З.С. Динамика сформированное™ этнической идентичное™ младшего школьника// Вестник РУДН. Серия психология и педагогика - 2011. - № 4.-С.69-75.

6. Кипкеева З.С. Формирование этнической идентичности в младшем школьном возрасте//Проблемы развития личности в полиэтнокультурном пространстве многоуровневой системы образования: Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Карачаевск: КЧГУ, 2011.- С. 123-129

7. Кипкеева З.С Мультикультурная образовательная среда как фактор формирования этнической идентичности у младших школьников//Вестник Волгоградского института бизнеса. -2011. -№ 5(8). - С.34-41.

8. Кипкеева З.С. Структура этнической идентичности/ЯТроблемы развития личности в полиэтнокультурном пространстве многоуровневой системы образования: Материалы межвузовской научно-практической конференции.-Карачаевск: КЧГУ,

2011.-С.130-137.

9. Кипкеева З.С. Этнокультура народов Карачаево-Черкесии: Учебное пособие. -Карачаевск: КЧГУ, 2011. -23 с.

Подписано в печать 10.01.2012. Усл. п.-л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ № 18. Издательство Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова, 362025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кипкеева, Зухра Салиховна, Владикавказ

61 12-13/602

ГОУ ВПО «СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. К.Л. ХЕТАГУРОВА»

Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде

Специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

На правах рукописи

Кипкеева Зухра Салиховна

д.п.н., проф. Накохова Р.Р..

Научный руководитель:

Владикавказ - 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК НАУЧНАЯ 16

ПРОБЛЕМА: ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ В

МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

1Л. Теоретические основы исследования этнической идентичности в 16 контексте психолого — педагогических наук

1.2. Структура этнической идентичности личности в 42 мультикультурной среде

1.3. Специфика формирования этнической идентичности у младших 63 школьников в мультикультурной образовательной среде

Выводы 88

ГЛАВА II. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 89

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ

2.1 .Личностноразвивающий потенциал этнокультурного наследия 89

народовКарачаево-Черкесии

2.2.Реализация опытно - экспериментальной программы - 111 «Этнокультура народов Карачаево-Черкесии» в мультикультурной образовательной среде

2.3.Динамика сформированное™ этнической идентичности младшего 138 школьника в мультикультурной образовательной среде

Выводы 170

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 171

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 180

ПРИЛОЖЕНИЕ 194

ВВЕДЕНИЕ

Проблема гуманизации образования имеет многовековую историю и сохраняет актуальность в педагогической науке и практике. Современная российская ситуация приводит к деформации национальных отношений, что необычайно актуализирует проблему формирования этнической идентичности личности. Соединяя в себе интересы, чувства и чаяния народа, этническая идентичность является одним из факторов гуманизации межличностного и межнационального общения.

Между тем, в ряде исследований отмечается, что этническая самоидентификация у многих народов, живущих в России, либо негативная, либо конфликтная. Люди, не принимающие своей этнической идентичности, испытывают дискомфорт и напряжение. Без положительного отношения к собственной этнической идентичности невозможно формирование патриотизма, толерантности к другим этносам, эффективное межэтническое взаимодействие.

Проблема межнационального взаимодействия и толерантности стоят остро не только в России, но и в любой стране, независимо от ее экономического и социального уровня развития, так как в мире практически не существует моноэтничных государств. В этой связи идеи мультикультурного образования сегодня необычайно актуализируются.

Создавшиеся условия выдвигают на первый план вопрос формирования позитивной идентичности, толерантности, уважения ко всем этносам и их культурам, религиозным конфессиям, необходимости их мирного сосуществования.

Поскольку именно в детстве закладываются основы отношений к своей собственной и к другим этническим группам, особую значимость приобретает изучение закономерностей развития этнической идентичности в школьном возрасте. Очевидный интерес в этом плане представляет младший школьный возраст, когда, согласно Э.Эриксону, происходит идентификация личности.

Это относится и к этнической идентификации, результатом которой выступает этническая идентичность.

Мультикультурное образование - это образование, создающее равные для всех этносов возможности реализации своих культурных потребностей, приобщающее молодежь к культурным и нравственным ценностям других стран и рядом живущих народов. Именно в мультикультурном образовании реализуется в полной мере принцип диалога и взаимодействия культур (Ю.Ю. Бочарова, А.И. Куропятник, Г.В. Палаткина, С.Ф. Петрова, A.B. Шафикова и др.). Мультикультурное образование формирует мультикультурную личность, признающую культурный плюрализм и активно содействующую ему, стремящуюся защищать национально-культурное многообразие.

Одним из главных вопросов, к решению которых нужно подойти сегодня со всей ответственностью, является вопрос о том, как относиться к наследию прошлого, что сохранить как преемственную основу и передавать младшему поколению. Обращение к народной педагогике - важнейшему источнику духовно-нравственной культуры и детерминанту формирования этнической идентичности подрастающего поколения - необходимый шаг в создавшейся ситуации.

Степень разработанности проблемы. В отечественной и мировой науке накоплен значительный опыт теоретического осмысления и разноплановых экспериментальных исследований межэтнической и этнической проблематики.

Выдающийся вклад в теорию этнического воспитания и образования внесли К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, В.И. Водовозов, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и др.

Вопросы включения в содержание образования в школе идей и опыта народной педагогики и использования их в педагогическом процессе рассматривались в трудах И.А. Арабова, Г.А. Арутюнян, Ш.М.-Х. Арсалиева, В.Ф. Афанасьева, Л.С. Балкаровой, Х.Х. Боташевой, М.Б. Гуртуевой, В.М. Джашакуева, Г.Н. Волкова, Ф.И. Омаровой, P.P. Накоховой, А.Э. Измайлова,

К.Б. Семенова, С.М. Шакарян и др. В своих работах авторы указывают о потребности использования идей и опыта народной педагогики в воспитании подрастающего поколения, о ее богатых приемах и методах эстетического, нравственного, трудового, физического, умственного воспитания детей, об использовании идей народной педагогики в школе. Большой вклад в осознание роли национального самосознания в личностном развитии подрастающих поколений внесли труды Я.А. Коменского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского.

Психолого-педагогические основы изучения и формирования этнической идентичности и межэтнической толерантности, в современных российских условиях разрабатываются в исследованиях А.Г. Асмолова, С.К. Бондыревой, B.C. Кукушина, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко и др.

При этом, в современных отечественных психолого - педагогических исследованиях, особенно большое внимание уделяется личностному и субъектному развитию в образовательной среде (А.Г. Асмолов, A.A. Деркач, И.А. Зимняя, A.A. Реан, В.И. Слободчиков, A.C. Чернышев, И.С. Якиманская и др.).

Разным аспектам имплицитной концепции воспитания этнофоров Карачаево-Черкесии посвящены диссертационные исследования Ф.В. Абаевой, М.Ю. Айбазовой, И.А. Арабова, М.Б.Байчоровой, Х.Х.-М. Батчаевой, М.Б. Гуртуевой, Г.Ю. Нагорной, P.P. Накоховой и др., в которых, наряду с описанием народных традиций, выявлены оптимальные условия использования идей и опыта этнопедагогики в воспитании подрастающих поколений.

Однако некоторые аспекты формирования этнической идентичности младших школьников в мультикультурной образовательной среде остаются недостаточно изученными. Анализ научной литературы и образовательной практики позволил выделить ряд объективно сложившихся противоречий между:

-требованиями, предъявляемыми современным обществом к

формированию у подрастающих поколений этнической идентичности, и существующим уровнем ее сформированности;

- значимостью формирования этнической идентичности, отвечающей современным требованиям к личности и ее жизнедеятельности в мультикультурном социуме, и недостаточной разработанностью теоретико-методологической основы в педагогической науке;

- необходимостью воспитания подрастающего поколения в контексте мультикультурности современного общества и недостаточной разработанностью специфики формирования этого процесса в условиях мультикультурной образовательной среды;

- известными исследованиями в психолого-педагогической науке контингента учащихся младшего школьного возраста, организации педагогического процесса в общеобразовательной школе и малоизученной роли данных образовательных факторов в формировании этнической идентичности в мультикультурной образовательной среде.

С учетом этих противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия формирования этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде Карачаево-Черкесии?

Цель исследования - выявить педагогические условия формирования этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде средствами этнокультурного наследия народов.

Объект исследования - этническая идентичность младших школьников.

Предмет исследования — процесс формирования этнической идентичности младших школьников в мультикультурной образовательной среде средствами этнокультурного наследия народов Карачаево-Черкесии.

Гипотеза исследования: процесс формирования позитивной этнической идентичности у детей младшего школьного возраста может быть

существенно оптимизирован, если:

¡.Этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии является детерминантой формирования их этнической идентичности;

2. Формирование этнической идентичности младших школьников в мультикультурной образовательной среде ориентировано на личность, признающую культурный плюрализм и активно содействующую ему, стремящуюся защищать национально-культурное многообразие в соответствии с мультикультурными ценностями;

3.В качестве основных направлений формирования этнической идентичности в мультикультурной образовательной среде рассматривать системно сорганизованное формирование таких ключевых компонентов этнической идентичности, как когнитивный, эмотивный, конативный, креативный.

4. Педагогическая модель строится на базе практико-ориентированных образовательных технологий, включающих в содержание образовательного процесса знания об особенностях языка, традиций, фольклора, культуры этноса школьника.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:

1. Осуществление анализа литературы по проблеме формирования этнической идентичности в контексте современных философских, культурологических, психологических, этнических и педагогических концепций.

2. Выявление специфики формирования этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде.

3. Разработка модели формирования этнической идентичности младших школьников в мультикультурной образовательной среде.

4. Определение и экспериментальное обоснование педагогических условий формирования этнической идентичности у младших школьников через авторскую программу «Этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии».

Методологическую основу исследования составили:

аксиологический и личностно-деятельностный подходы к формированию личности в мультикультурной образовательной среде;

- культурологический подход, рассматривающий этническую культуру как органическую часть общечеловеческой культуры, раскрывающий культурообразующую, культуротворческую и культуросохраняющую функции образования;

деятельностный подход, который определил построение формирующего эксперимента с учетом этнического контекста развития системы образования;

- положение о духовно-нравственных качествах как диалектическом единстве социального и индивидуального, общего и единичного, об этнокультуре народов как компонентах духовной культуры и этнической идентичности, о приоритетности формирования общественного сознания на основе национальных и общечеловеческих ценностей, культуры межнациональных отношений в целях формирования позитивной этнической идентичности в мультикультурной среде.

Теоретическую основу исследования составили: фундаментальные положения, идеи, концепции, представленные в трудах по проблемам гуманизации образования Е.В. Бондаревской, А.В.Петровского, В.Н. Турченко, E.H. Шиянова и др.; теории образовательного процесса В.В. Давыдова, JI.C. Выготского, JI.B. Занковой, Д.Б. Эльконина и др.; концепция образования как культурного процесса (Е.В. Бондаревская); ведущие теоретические положения гуманистической и возрастной психологии - Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Н.Е. Щуркова и др.; концепции этнопедагогической культуры (Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов, И.Ф. Исаев, В.А. Николаев, В.А. Сластенин и др.).

В своей работе мы опирались на идеи и концепции педагогики и психологии этноса (В.Г. Афанасьев, И.А. Арабов, Г.Н. Волков, A.M. Гашимов, М.Б. Гуртуева, В.Г. Крысько, З.Г. Нигматов, Э.Н. Саракуев, Я.И.

Ханбиков, B.K. Шаповалов, И. А. Шоров); генезиса культуры (А.И. Арнольдов, А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, B.C. Библер, Л.Н. Гумилев, М.С. Каган, H.H. Конрад, Р.Г. Подольный, и др.); проблемы межпоколенных отношений - (С.М. Арутюнян, А. Алиев, В. Дильтей, О. Конт, X. Ортега Гассет, O.A. Осипова, Т. Парсонс, Г. Рюмелин, И.В. Сухановидр.); культуры и ценностных ориентаций народов Северного Кавказа (Е.П. Алексеева, А.И. Караева, З.К. Каргиева, И.И. Маремшаова, P.P. Накохова, В.П. Невская, Р.К. Ортабаева, Я.С. Смирнова, E.H. Студенецкая, И.М. Шаманов, К.И. Чомаев, K.M. Текеев, Ф.С. Эфендиеевидр.); этносоциологические и социально-психологические концепции этнической идентичности (Ю.В. Бромлей. Е.М. Галкина, Р.Ш. Джарылгасинова, Л.М. Дробижева, В.И. Козлов, И.С. Кон, В.Г. Левкович, Н.Г. Панкова, В.Ф. Петренко, В.В. Пименов, Б.Ф. Поршнев, О.Л. Романова, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, И.И. Чеснокова и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использован комплекс взаимодополняющих методов, включающий логико-исторический, педагогический анализ различных аспектов исследуемой проблемы; сравнительный анализ и обобщение педагогических, этнографических, исторических и иных источников, документов и литературы; анализ результатов и продуктов образовательной деятельности; методы опроса (интервьюирование, анкетирование, тестирование), наблюдение, беседы, обобщение и описание материалов исследования; педагогический эксперимент, количественный и качественный анализы продуктов деятельности учащихся, экспертиза независимых экспертов, специальные методики.

Опытно-экспериментальную базу исследования составили общеобразовательные школы: МСОШ № 6 г.Карачаевска; МСОШ а. Инжич-Чукун; МСОШ а. Хумара; МСОШ а. Икон - Халк. Исследованием было охвачено 162 учащихся.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (2005 - 2006) - поисковый. На этом этапе была дана оценка историографии современного состояния феноменологии этнической идентичности в теории и на практике, осуществлен теоретический анализ философской, социологической, этнологической, психологической и педагогической литературы, разработан научный аппарат исследования.

Второй этап (2007 - 2008) - констатирующий. На данном этапе проводилось изучение когнитивного, конативного, креативного, эмотивного компонентов этнической идентичности младших школьников в мультикультурной образовательной среде. Разрабатывалась программа формирования этнической идентичности в младшем школьном возрасте в условиях мультикультурной образовательной среды.

Третий этап (2008 - 2009) - формирующий. На данном этапе была уточнена, обогащена и подвергнута эмпирической проверке гипотеза исследования, определялась педагогическая результативность программы формирования этнической идентичности в младшем школьном возрасте «Этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии».

Четвертый этап (2010-2011 г) - обобщающий. На этом этапе анализировались и обобщались полученные результаты, было осуществлено литературное оформление диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна:

- доказана возможность формирования этнической идентичности в младшем школьном возрасте средствами этнокультуры в мультикультурной среде;

дополнено и обосновано понятие «позитивная этническая идентичность», которое рассматривается как осознание принадлежности к своему этносу, отождествления себя с ним, ценностное отношение к своей культуре, истории, традициям, чувство национальной гордости, мотивированное поведение, основанное на этнических ценностях, способность к ценностному самоопределению и взаимодействию с другими

этносами в мультикультурной среде;

- выделены, описаны и дополнены структурные компоненты этнической идентичности (когнитивный, эмотивный, конативный, креативный);

- доказано, что формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде Карачаево-Черкесии может быть оптимизировано за счет специального комплекса педагогических условий и средств, реализуемых в рамках авторской программы, основанной на системной педагогической модели формирования исследуемого феномена.

Теоретическая значимость исследования закл�