автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Образовательная концепция В. В. Розанова
- Автор научной работы
- Крикунов, Александр Евгеньевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Елец
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Крикунов, Александр Евгеньевич, 1999 год
Введение.
Раздел 1. Школа и философия образования в России в конце XIX-начале XX веков.
Раздел 2. Жизненный путь, особенности мировоззрения и основные темы творчества В. В. Розанова.
Раздел 3. Проблема взаимодействия культур в образовательной концепцииВ. В. Розанова.
Раздел 4. Эволюция педагогических идей в поздних публикациях
В.В.Розанова по вопросам образования.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Образовательная концепция В. В. Розанова"
Актуальность исследования обусловлена необходимостью переосмысления феномена образования в изменившихся социальных и экономических условиях, преодоления отчуждения между культурой, наукой и образованием, укрепления связи образования с истоками национальной культуры.
Как показывает анализ современного состояния российского образования, многочисленные реформы последних лет все еще не принесли желаемых результатов. Внедрение неопробированных на практике теоретических идей, проводившееся без учета культурно-исторических особенностей народа, до предела обострило противоречия, длительное время накапливавшиеся в образовании:
- между постоянно возникающими новыми ценностями общества - и отсутствием сформировавшихся представлений об адекватных им целях образования;
- между осознанием потребности философского осмысления сущности человека, многомерности его бытия - и традиционной ориентацией образования на картину мира, в которую не включен человек;
- между пониманием взаимозависимости государства и образования - и несогласованностью реформ в государстве и образовании.
Указанные противоречия во многом связаны с ощущающимся сегодня недостатком фундаментальных знаний об образовании как историко-культурном феномене. Попыткой преодолеть этот недостаток является ведущаяся современными исследователями (Н.Г.Алексеевым, Е.П.Белозерцевым, Б.Л.Вульфсоном, Б.С.Гершунским, В.В.Краевским, В.В.Кумариным, И.Я.Лернером, Н.Д.Никандровым, Н.С.Розовым, В.Д.Шадриковым, В.С.Швыревым, Г.П.Щедровицким и др.) дискуссия по вопросам философии образования, под которой можно понимать размышления о человеке и мире, в котором он живет, его духовно нравственном становлении, об образовании как феномене, системе, процессе, о путях и средствах преодоления противоречий (Е.П.Белозерцев).
В этом контексте большое значение имеет проблема национального образования. Различные ее аспекты освещаются современными учеными: Е.П.Белозерцевым, Г.Н.Волковым, И.Ф.Гончаровым, В.А.Кобылянским, В.Ю.Троицким, В.К.Шаповаловым и др. В их работах прослеживается мысль о необходимости организации школы на основе культуры и традиций своего народа с использованием опыта народной педагогики.
Актуальным при этом является использование историко-педагогического опыта и обращение к наследию русской педагогики, прежде всего XIX - начала XX века, когда существовали проблемы, во многом сходные с современными. Так же как и сегодня ощущалась необходимость выяснения глубинных основ образования, построения его целостной философии. Широко обсуждались и проблемы взаимосвязи образования с национальной культурой (можно отметить идеи, высказанные К.С.Аксаковым, В.Г.Белинским, В.И.Водовозовым, П.Ф.Каптеревым, И.В.Киреевским, Д.И.Менделеевым, Н.И.Пироговым, В.А.Рачинским, В.Н.Сорокой-Росинским, В.Я.Стоюниным, Л.Н.Толстым, К.Д.Ушинским, А.С.Хомяковым, С.Т.Шацким и др.). Однако многие появившиеся тогда идеи и концепции оказались невостребованными и забытыми. Только сегодня педагогическая наука вновь обращается к их анализу и интерпретации.
Одним из представителей общественно-педагогического движения России конца XIX - начала XX века, работы которого лишь в последнее время стали привлекать внимание педагогической общественности, является В.В.Розанов (1856 - 1918 гг.), интересующий нас прежде всего как автор оригинальной образовательной концепции, в которой отразились потребности и проблемы российской школы конца XIX - начала XX века, а также парадоксальность и противоречивость личности автора концепции. Изучение педагогического наследия В.В.Розанова не только дополняет наши представления о русской фило-софско-педагогической мысли, но и позволяет обогатить современную педагогику целым рядом идей и положений.
Имя В.В.Розанова в дореволюционный период было известно прежде всего благодаря его публикациям по проблемам религии, семьи и пола. Прижизненная публицистика активно обсуждала его философские идеи (Н.А.Бердяев, В.П.Буренин, М.О.Меньшиков, Д.С.Мережковский, Н.Минский, Н.К.Михайловкий, Г.А.Сергеевич, В.С.Соловьев, П.Б.Струве, С.Н.Трубецкой, Ф.Э.Шперк и др.) и особенности литературного творчества (А.Л.Волынский, Б.А.Грифцов, В.Полонский, Н.Н.Страхов, В.Б.Шкловский и др.). Позднее изучение биографии и творческого наследия В.В.Розанова продолжалось в среде русской эмиграции (З.Н.Гиппиус, Э.Ф.Голлербах, В.В.Зеньковский, В.Н.Ильин. А.М.Ремизов, Л.Шестов, А.В.Штаммлер и др.). В 20-х годах XX века в России появляется ряд публикаций о Розанове (Э.Ф.Голлербах, В.Б.Шкловский и др.), но в дальнейшем он лишь изредка упоминается на страницах работ по истории русской философии конца XIX - начала XX века. Явный рост интереса к литературно-философскому наследию и личности В.В.Розанова наблюдается в России только с конца 80-х годов (А.В.Гулыга, А.Н.Николюкин, С.Н.Носов, В.Г.Сукач, В.А.Фатеев, В.Н.Щербаков и др.).
Однако историографический анализ показывает, что, несмотря на достаточную изученность творческой деятельности В.В.Розанова в целом, его фило-софско-педагогические идеи до настоящего времени не подвергались целостному систематическому рассмотрению, не осуществлен их анализ во взаимосвязи с особенностями личности Розанова, основными событиями его биографии, развитием религиозно-философских представлений. На наш взгляд, это определяется несколькими причинами: отсутствием серьезного отклика на педагогические идеи В.В.Розанова со стороны современников; относительно небольшим объемом педагогических работ В.В.Розанова по отношению к его литературным и философским сочинениям; их публицистическим характером, сложностью структуры, нечеткостью и противоречивостью содержащихся в них формулировок.
Основываясь на этих положениях, можно заключить, что перед педагогикой стоит задача систематизации отдельных философско-педагогических взглядов В.В.Розанова и воссоздание на этой основе его целостной образовательной концепции.
С учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы источники возникновения, основные идеи и особенности эволюции образовательной концепции В.В.Розанова?
Решение этой проблемы и составляет цель исследования.
Данная исследовательская работа выполнена в контексте идей и положений о национальном образовании в России, разрабатываемых заслуженным деятелем науки РФ, доктором педагогических наук, профессором Е.П.Белозерцевым.
Объект исследования: творческое наследие В.В.Розанова в контексте русской культуры второй половины XIX - начала XX века.
Предмет исследования: философско-педагогические идеи В.В.Розанова.
Задачи исследования:
1. Определить историко-педагогические предпосылки возникновения образовательной концепции В.В.Розанова.
2. Дать характеристику факторов, повлиявших на формирование мировоззрения и педагогических взглядов В.В.Розанова.
3. Выявить и систематизировать основные идеи образовательной концепции В.В.Розанова.
Хронологические рамки исследования - вторая половина XIX - начало XX века, период жизни и деятельности В.В.Розанова.
Методологической основой исследования послужили: аксиологический подход, в соответствии с которым человек рассматривается как высшая ценность общества; цивилизационный подход, предполагающий изучение образования в качестве одной из составляющих культуры и цивилизации; представления о значимости исторического опыта для решения современных задач.
Основными методами исследования выступили: изучение, анализ и систематизация источников, логико-теоретический анализ изучаемой литературы, сопоставление философско-педагогических идей В.В.Розанова и особенностей его личности и биографии; обобщение и систематизация полученных результатов.
Источники исследования: публикации В.В.Розанова по вопросам образования, его литературные сочинения; архивные материалы, связанные с педагогической деятельностью В.В.Розанова; воспоминания о нем; публицистические и научные работы русских и советских авторов, занимавшихся исследованием философского, литературного и педагогического наследия В.В.Розанова; диссертации, монографии и статьи, затрагивающие проблемы развития российского образования в исследуемый период.
Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе (1996 - 1997 гг.) проводился анализ философской, педагогической и исторической литературы, рассматривалась степень изученности темы, определялись цель, объект, предмет, задачи и методы исследования.
На втором этапе ( 1997 - 1998 гг.) осуществлялось изучение философско-педагогических идей В.В.Розанова, анализировался накопленный материал, формировалась основная часть текста.
На третьем этапе (1998-1999 гг.) обобщались и систематизировались результаты исследования, формировались основные теоретические выводы, завершалась работа над текстом диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
•Исследование образовательной ситуации, сложившейся в России в конце XIX - начале XX века, показало: школа этого времени не удовлетворяла растущим потребностям социального и экономического развития страны; при этом правительство проводило политику ограничения общественной инициативы в деле развития образования, допуская ее только в рамках начальной школы, в значительной мере финансируемой общественными организациями. Это во многом являлось причиной возникновения авторских образовательных концепций, лишь незначительная часть которых нашла практическое применение.
•Педагогические воззрения В.В.Розанова явились отражением его мировоззренческой позиции, которая неоднократно менялась под влиянием событий жизни и творческой биографии. Основными факторами, определившими становление и развитие мировоззренческих взглядов В.В.Розанова, были: условия социума России конца XIX - начала XX века, особенности личности, обстановка в семье, потребность в финансовом благополучии и экономической независимости, литературная деятельность и личные взаимоотношения с различными представителями интеллигенции.
•Источниками образовательной концепции В.В.Розанова выступили: славянофильство как направление в русской философской мысли; сформировавшиеся на его основе представления о характере европейской культуры; практика российского образования и личный педагогический опыт В.В.Розанова.
•Образовательная концепция В.В.Розанова представляет собой результат осмысления феномена образования в контексте взаимодействия западноевропейской и русской культур. Это привело В.В.Розанова к идеям и принципам, которые в соединении с представлением о цели образования как укоренении человека в культурной среде составляют основу концепции:
- идея обязательного непосредственного взаимодействия человека с культурой в процессе образования и принцип индивидуальности;
- идея необходимости максимального удлинения "образовывающих впечатлений" и "принцип целости";
- идея недопустимости совмещения в образовании элементов разнородных культур и принцип единства типа.
•Ретроспективный анализ образовательной концепции В.В.Розанова показывает, что за годы его жизни идеи концепции изменялись, причем в некоторых случаях возникали явные противоречия. Главный результат эволюции состоял в постепенной переориентации от разработки вариантов адаптации школы к эклектичной европейской культуре до признания образовательной ценности оригинальной русской культуры и поддержки традиционной модели реального образования.
Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что на основе литературы и документальных источников осуществлен системный анализ педагогического наследия В.В.Розанова; его педагогические идеи представлены в виде целостной образовательной концепции, изучены источники, факторы и условия ее формирования, взаимосвязь с особенностями личности В.В.Розанова и событиями его биографии; уточнено положение работ В.В.Розанова по вопросам образования в структуре его творчества; образовательная концепция В.В.Розанова представлена как явление в педагогической культуре России конца XIX - начала XX века.
Практическая значимость исследования состоит в том, что охарактеризованные в нем педагогические идеи В.В.Розанова могут быть использованы при разработке образовательных концепций в современных условиях, а также при формировании историко-педагогического образования, создании учебных пособий по истории российской школы и педагогики конца - начала века, организации спецкурсов по педагогике изучаемого периода в педагогических вузах.
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, опирающихся на системный, аксиологический и цивилизационный подходы, применением методов, адекватных объекту, предмету и задачам исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ЕГПИ, на занятиях аспирантского семинара. Внедрение результатов исследования осуществлялось путем их публикации, а также использования в лекциях по курсу "Философия и история образования", читаемых на различных факультетах ЕГПИ, в деятельности лаборатории "Культурно-образовательная среда Липецкой области" Инстута усовершенствования учителей.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Основные результаты исследования заключаются в осуществлении систематического анализа философско-педагогических взглядов В.В.Розанова, которые представлены в виде целостной образовательной концепции, определении предпосылок, источников, факторов и условий ее формирования, установлении степени обусловленности философско-педагогических идей В.В.Розанова особенностями его личности и творческой биографии.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Видный русский писатель и публицист конца XIX - начала XX века В.В.Розанов может рассматриваться и как представитель общественно-педагогического движения, поскольку одним из аспектов его творчества была работа над проблемами философии образования. В силу своей оригинальности и недостаточной проработанности концепция образования В.В.Розанова не получила признания в отечественной дореволюционной педагогике. Сегодня, когда перед нами вновь стоит проблема нехватки фундаментальных знаний об образовании и становится все более актуальным обращение к идеям русской педагогики конца XIX - начала XX века, педагогическое наследие В.В.Розанова приобретает все большее значение. Однако его образовательная концепция, несмотря на отдельные предпринимавшиеся в этом направлении попытки, систематическому исследованию до сих пор не подвергалась.
2. Возникновению в России в середине XIX века общественно-педагогического движения способствовала неспособность правительства разрешить кризисную ситуацию в образовании, вызванную резким несоответствием между ростом потребности в образовании среди широких слоев населения России, с одной стороны, и стремлением правительств ограничить этот рост с целью предотвращения изменений в социальной структуре общества, с другой. Вся политика правительства в области образования носила в течение исследуемого периода ограничительный характер, что, в частности, выражалось в ограничении прав автономии учебных заведений всех уровней, проведении в жизнь принципа сословности, распространении классического образования, поощрении работы церкви по организации элементарных школ, усилении политического надзора над школой и регламентацией процесса обучения в ней. Общественность уже в 50-х - 60-х годах демонстрирует готовность принять участие в организаци российского образования, что вызывает резкое противодействие со стороны становящегося все более консервативным правительства. Как показало исследование, влияние общественности было значительным только в рамках начальной школы, поскольку последняя в значительной мере финансировалась общественными организациями. В то же время шло активное обсуждение теоретических проблем образования, создавались новые авторские образовательные концепции. В ряду последних может быть рассмотрена и образовательная концепция В.В.Розанова, в полной мере отразившая потребности и проблемы российского образования, практика которого является одним из источников ее формирования.
3. Мировоззренческая позиция В.В.Розанова, обусловившая становление и развитие его педагогических взглядов, в значительной степени обусловлена внешними обстоятельствами его жизни и творческой биографии. Наиболее значительные педагогические работы В.В.Розанова - статьи "Сумерки просвещения", "Афоризмы и наблюдения" и "Три главные принципа образования", в которых изложены основные идеи и принципы его концепции, были написаны в начале 90-х годов XIX века и отразили консервативные убеждения, которых в тот момент придерживался В.В.Розанов, сформировавшееся на их основе отрицательное отношение к европейской культуре и идеализированные представления о русской истории и православной церкви. В дальнейшем его мировоззрение будет неоднократно меняться, что вызовет и соответствующие изменения педагогических взглядов.
4. К числу источников образовательной концепции В.В.Розанова необходимо отнести и его личный педагогический опыт, накопленный за годы работы в провинциальных гимназиях. Сформировавшиеся еще под влиянием тяжелой семейной обстановки в детстве, сложностей в собственной семейной жизни и литературных неудач такие качества характера, как внутренняя сосредоточенность, склонность к самоанализу, неуравновешенность, привели к тому, что В.В.Розанов оказался совершенно неприспособленным к педагогической профессии, к которой к тому же не испытывал склонности. Все это привело к возникновению конфликта с образованием, что заставляло В.В.Розанова более остро воспринимать недостатки в организации российской школы, критика которой составляет значительную часть его педагогических работ.
5. Педагогические идеи и принципы В.В.Розанова базируются на его культурологических представлениях. Целью образования, по В.В.Розанову, должно быть укоренение человека в культурной среде, то есть внутреннее принятие им ценностей какай-либо из культур. Понимая под культурой систему стереотипов поведения и мышления, построенную на базе определенной идеологии, он считал главной отличительной чертой современной ему европейской культуры ее эклектичность, то есть совмещение элементов трех в разное время существовавших в Европе культур: культуры античной древности, средневековой христианской культуры и основанной на научном познании культуры Нового времени. Еклектичности культуры соответствует эклектичность классического образования, которое, несмотря на свое название, одновременно предлагает учащимся три разнородные системы ценностей, соответствующие трем указанным выше культурам. Ложность этого подхода, с точки зрения В.В.Розанова, и определяет кризисное состояние европейского образования и европейского общества. Культуру России В.В.Розанов рассматривает как идентичную западноевропейской.
6. Представления о цели образования вместе с идеями и принципами составляют основу образовательной концепции В.В.Розанова:
- идея обязательного непосредственного взаимодействия человека с культурой в процессе образования нашла отражение в принципе индивидуальности, который требует такой организации системы образования, которая обеспечивала бы сохранение индивидуальности ученика и учебного материала, то есть предусматривала бы отказ от массовых форм обучения и использования в школе учебной литературы, представляющей собой переработку первоисточников;
- идея необходимости максимального удлинения "образовывающих впечатлений" легла в основу "принципа целости", связывавшимся у В.В.Розанова с представлениями о продолжительном взаимодействии ученика с относительно большим по объему материалом как главном условии успешного сознательного усвоения его содержания;
- идея недопустимости совмещения в образовании элементов разнородных культур привела В.В.Розанова к принципу единства типа, согласно которому каждая конкретная школа должна использовать в обучении материал только одной из европейских культур, полностью исключив элементы двух других, поскольку несовместимость ценностей разнородных культур делает невозможным их одновременное усвоение.
7. В.В.Розановым был предложен и проект системы образования, отражающий его идеи и принципы. Розанов попытался распределить культуры, элементы которых совмещены в традиционной классической школе, по различным типам учебных заведений, в параллельном существовании которых заключается идея вариативности образования. Особенностями предложенного им проекта являются: ограничение влияния государства на развитие и функционирование школы; широкое привлечение церкви к организации учебных заведений всех уровней; неравномерное распределение культур по ступеням образования, в чем можно видеть отражение субъективного отношения В.В.Розанова к каждой из культур; сословный характер распределения учеников по различным типам школ; исключение научного знания о природе и человеке из структуры общего образования как не имеющего воспитательного значения.
8. Во второй половине 90-х годов центром размышлений В.В.Розанова становятся проблемы по преимуществу уже только российского образования, которое он анализирует с точки зрения соответствия своим педагогическим идеям. Сами идеи также подвергаются определенной трансформации. В.В.Розанов высказывает точку зрения, согласно которой классицизм чужероден для русского народа; основой национальной школы в России должно стать изучение своей оригинальной культуры. Благодаря ориентации на потребности народа и его национальный характер, такая школа дает единственную возможность воспитать из детей настоящих граждан своей страны. Переход к идее о необходимости переориентации российского образования на изучение национальной культуры и национальной истории является интегральным моментом исследуемого периода педагогического творчества В.В.Розанова.
9. В начале XX века педагогические воззрения В.В.Розанова продолжают эволюционировать. Теперь он демонстрирует решительное неприятие классического образования в условиях России . При этом его предложения становятся более традиционными. Фактически В.В.Розанов выступает как сторонник идеи реального образования, которое, по его мысли, должно совершенно вытеснить классическое. Розанов обращается и к проблемам христианского образования, важность которого, несмотря на ошибки в организации, постоянно подчеркивает. Мы можем заключить, что В.В.Розанов не прекращал размышлений над проблемами образования, несмотря на го, что педагогика уже не выступает в качестве основной темы его творчества.
Таким образом, В.В.Розанов одним из первых в России предпринял попытку создания системы принципов, характеризующих взаимодействие культуры и образования, вплотную приблизившись к построению целостной философии образования. Этот опыт, после критической оценки достижений и неудач может быть использован и сегодня для построения новых образовательных концепций. В анализе концепции В.В.Розанова применительно к потребностям современного образования мы видим перспективы дальнейшего изучения его философско-педагогических идей .
Заключение.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Крикунов, Александр Евгеньевич, Елец
1. Айхенвальд Ю.И. Рец. на. кн.: Розанов В.В. Сумерки просвещения. Литературные очерки. Религия и культура // Вопросы философии и психологии. 1900. Кн. II (52). Отд. И. С. 176-186.
2. Аксаков Н.П. Свобода, любовь, вера (По поводу толков о терпимости и нетерпимости) // Русская беседа. 1895. № 1. С. 6-18; № 2. - С. 22-30; № 3. -С. 29-50; № 7. - С. 33-77; № 8. - С. 36-57.
3. Аксаков Н.П. Христианство "пассивное" и "активное" (По поводу фельетонов В.В.Розанова) // Русский труд. 1898. № 1. С.36-42.
4. Алешинцев И. История гимназического образования в России (XVIII и XIX век). Спб., 1912.-346 с.
5. Алешинцев И. Сословный вопрос и политика в истории наших гимназий в XIX веке.-Спб., 1908. 187 с.
6. Ан С.С. Философские основания русской педагогической мысли конца XIX начала XX вв (историко-философский анализ). Дисс. докт. пед. наук. -Екатеринбург, 1994. - 263 с.
7. Анисов М.И. Источники изучения истории педагогики в России. -М.,1991,- 196 с.
8. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. -М., 1987. -559 с.
9. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX века / Сост. П.А.Лебедев. - М.,1990. - 605 с.
10. Ю.Афанасьев Н.И. Современники. Альбом биографий. Т.1. Спб.,1909. -С. 242-244.11 .Ахаян Т.К. Педагогические очерки к построению курса "История образования". Спб., 1996. - 71 с.
11. Ашешов Н.Г1. Из жизни и литературы. В.В.Розанов // Образование. 1904. №4. -С.61-70.13.б/и. Рец. на ст.: Розанов В.В. Сумерки просвещения // Странник. 1893. №9. С. 175-180.
12. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы. М.,1995. - С. 31-56.
13. Белый А. (Бугаев Б.Н.) Отцы и дети русского символизма // Весы. 1906. №1,-С. 67-71.
14. Белый А. (Бугаев Б.Н.) В.В.Розанов // Белый А. Начало века. -М.,1990. С. 467-482.
15. Беляев В.И. Педагогическая концепция С.Т.Шацкого: эволюция идей, принципов и целей.: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1998. - 32 с.
16. Бенуа А. Мои воспоминания. Т. 2. М.,1990. - С. 288-296.
17. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыт по психологии войны и национализма. М.,1918. - 305 с.
18. Бердяев Н.А. О новом религиозном сознании // Вопросы жизни. 1905. №9. С. 147-188.
19. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. -Париж, 1949.-364 с.
20. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX века. Лекции по педагогической антропологии и философии образования. М., 1994. - 112 с.
21. Бим-Бад Б.М. Идея педагогической антропологии в России // Педагогика. 1990. №9.-С. 102-110.
22. Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики образования // Педагогика. 1994. № 5. С. 3-10.
23. Богданович А.И. Юродствующая литература. "О любви" Меньшикова. "Сумерки просвещения" В.Розанова // Мир Божий. 1899. № 4. С. 1-18. Подп.: А.Б.
24. Василий Розанов: pro et contra. Т. 1-2. Спб.: РХГИ, 1995. - а) Т. 1.: 512 е.; б) Т. 2.: 576 с.
25. В.В.Розанов. Материалы к биографии / Публикация Т.В.Померанской // Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII -XX вв. Выпуск первый. М.: Студия "ТРИТЭ" - "Российский архив", 1991. -С. 249-463.
26. Вернадский В.Н. Живое вещество. М.,1978 г. - 452 с.
27. Вессель Н.Х. Очерки об общем образовании и системе образования в России. М.: Педагогика, 1959. - 428 с.
28. Вигидов А.Г. Средняя общеобразовательная школа в пореформенной России и ее место в политике самодержавия. Автореферат док. ист. наук. -М., 1952. -35 с.
29. Волжский (Глинка А.С.) Мистический пантеизм В.Розанова // Новый путь. 1904. №2.-С. 28-67.
30. Галактионов А.А., Никандров Г1.Ф. Русская философия IX XX вв. -Л.,1989.-426 с.
31. Ганелин III.И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в. М.: Учпедгиз, 1954. - 304 с.
32. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998.-608 с.
33. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.,1995. -448 с.
34. Гиппиус З.Н. Воспоминания о религиозно-философских собраниях // Наше наследие. 1990. № 4. С. 67-78.
35. Гиппиус З.Н. Задумчивый странник (О В.В.Розанове) // Окно (Париж). 1924. № 3. С. 271-336.
36. Гиппиус З.Н. Литераторы и литература // Русская мысль. 1912 № 5. -С. 29-31.
37. Говоруха-Отрок Ю.Н. Нечто о русской некультурности (По поводу статьи г.Розанова "Сумерки просвещения") // Московские ведомости. 1893. 18 ! февр. Подп.: Ю.Николаев.
38. Гоголевский А.В. Очерки истории русского либерализма XIX начала XX века. - Спб., 1996. - 155 с.
39. Голлербах Э.Ф. В.В.Розанов. Жизнь и творчество. Пгд.: Полярная звезда, 1922 г. - 110 с.
40. ГоллербахЭ.Ф. Влад. Соловьев и Розанов // Стрелец. Пгд. 1922.№ 3. -С. 124-143.
41. Голлербах Э.Ф. История одной переписки (Влад.Соловьев Розанов) //Сполохи. Берлин. 1922. № 13. - С. 19-28.
42. Голубинский Е.Е. История русской церкви. М.,1901. - Т. 1. - 487 с.
43. Гофштеттер И.А. В плену философско-теологической путаницы (О Розанове, Гегеле, Шестове) // Путь (Париж). 1931. № 28. С. 87-100.
44. Грибовский В.М. Литературное духоборчество // Книжки "Недели". 1899. №5.-С. 183-194.
45. Григорьян Б.Т. Философская антропология. М.,1982. - 125 с.
46. Грифцов В. Три мыслителя: В.Розанов, Д.Мережковский, Л.Шестов. -М.,1911.-245 с.
47. Гроссман Л.П. Пучь Достоевского. Л.: Брокгауз - Ефрон, 1924. - 236с.
48. Гулыга А. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995. - 308 с. 51 .Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Книга, 1991. - 574 с. 52.Дарский Д.С. Розанов-человек // Вестник РХД (Париж). №122. 1997.1. С. 139-158.
49. Деков В.Т. Религия и духовная культура общества: проблема взаимодействия. М.,1989. - 163 с.
50. Демков М.И. История русской педагогики. Т. 1.- М.,1909. 416 с.
51. Демков М.И. Очерки по истории русской педагогики. М.,1917. - 144с.
52. Днепров Э.Д. Школа в России во второй половине XIX в. // Советская педагогика. 1975. № 9. С. 113-125.
53. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М.: Интер-пракс, 1994. -284 с.
54. Добролюбов В.А. Ложь гг. Энгельгардта и В.Розанова о Н.А.Добролюбове, Н.Г.Чернышевском и духовенстве. Спб.1902. - 170 с.
55. Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания личности в наследии русских философов конца XIX -начала XX вв. М.,1994. - 140 с.
56. Дорошевич В.М. За день. Нечто о пуговицах и о школе (статья известного философа г.Розанова) // Россия. 1901. 24 июня.
57. Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX в. -М.,1987.- 163 с.
58. Ельницкий К.В. Русские педагоги второй половины XIX столетия. -Пг.,1915. -310 с.
59. Емельянов Б.В. Очерки русской философии начала XX в. Екатеринбург, 1992,- 100 с.
60. Ерофеев В. Великий Розанов глазами эксцентрика // Зеркала. Альманах. М., 1989.-С. 32-45.
61. Жураковский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. М.: Педагогика, 1978. - 160 с.
62. Измайлов А.А. Вифлием или Голгофа? (В.В.Розанов и "неудавшееся христианство") // Новое слово. 1911. № 10. С. 34-38.
63. Иловайский Д.И. О некоторых явлениях в столичной печати // Московские ведомости. 1893. 3 марта.
64. Иоанн Кронштадский. Против г. Розанова, сотрудника газеты "Новое время" // Вече. 1908. 17 авг.
65. Каллаш М.А. О Розанове. Париж, 1928. - 89 с.
66. Камоско Л.В. Политика правительства в области среднего образования в 60-е 70-е годы XIX века.: Автореферат. канд. ист. наук. - М.,1970. - 20 с.
67. Капнист П.А. Классицизм как необходимая основа гимназического образования. М.,1891. - 139 с.
68. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. Пг.,1915. - 441 с.
69. Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогии и ее главнейшие периоды // Педагогика. 1922. № 3. С. 66-79.
70. Киреев А.А. Рец. на кн.: Розанов В.В. "Сумерки просвещения" // Новое время. 1899. - 24 марта.
71. Киреева У.Т. Профессионально-педагогическая подготовка XIX начала XX вв. Автореф. канд. пед. наук. - М.,1990. - 16 с.
72. Катков М.Н. Наша учебная реформа. М.,1890.- 120 с.
73. Кларин В.М. Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX начала XX вв. - М., 1996. - 124 с.
74. Клоссовский А. Материалы к вопросу о постановке среднего образования в России. Одесса, 1904. - 52 с.
75. Кнорринг Н.Н. Розанов и "Новое время" //Звено (Париж). 1927. №6. -С. 336-367.
76. Ковалевский П.И. Национализм и национальное воспитание в России. Спб., 1912.-394 с.
77. Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. М.: Просвещение, 1953. -441 с.
78. Кувакин В.А. Религиозная философия в России. Начало XX в. М.: Мысль, 1980. -310 с.
79. Кудрявцев П.П. К вопросу об отношении христианства и язычества // Труды Киевской Духовной академии. 1903. № 5. С. 30-78.
80. Латынина А.Н. "Во мне происходит разложение литературы" (В.В.Розанов и его место в литературной борьбе эпохи) // Вопросы литературы. 1975. №2.-С. 169-205.
81. Лившиц Я.Б. В.В.Розанов и Религиозно-философское общество // Речь. 1914.28 янв.
82. Лосев А.Ф. В поисках смысла (В творческой мастерской) // Вопросы литературы. 1985. № 10. С. 224-225.
83. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.,1988. - 364 с.
84. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М.: Политиздат, 1991. - 525 с.
85. Лосский И.О. История русской философии. М., 1991. - 560 с.
86. Луначарский А.А. "В мире неясного, где Хаос шевелится" // Правда. 1905. №7.-С. 241-252.
87. Малышевский А.Ф. Новое о жизни и педагогических взглядах
88. B.В.Розанова // Педагогика. 1993. №2.
89. Мамонтов О.Н. Новые материалы к биографии М.М.Пришвина // Русская литература. 1986. №2.-С. 175-185.
90. ЮО.Медведков А.П. Краткий исторический обзор хода работ по реформе средней школы Министерства Народного Просвещения с 1871 года. Пг., 1915.-221 с.
91. Медынский Е.Н. История русской педагогики. М., 1939. - 462 с.
92. Меньшиков М.О. Сырые мысли // Новое время. 1914. 9 марта.
93. Мережковский Д.С. Новый Вавилон // Мир искусства. 1903. № 3.1. C. 171-180.
94. Ми люков II. II. Очерки по истории русской культуры. Т. 2, ч. 2. М.: Изд. группа "Прогресс - Культура", 1994. - 496 с.
95. Миропольский С.И. Очерки истории церковно-приходской школы от первого ее возникновения до настоящего времени. Вып. 1-3. - Спб.,1894 -1895.-416 с.
96. Михайловский Н.К. Последние сочинения. Т. 1.- Спб.,1905. С. 194214.
97. Мочульский К.В. Заметки о Розанове // Русская речь. 1992. № 5. С. 31 -38.
98. Мусин-Пушкин А.А. Некоторые общие соображения по вопросу о задачах низшего, среднего и всеобщего образования. Спб., 1914. - 87 с.
99. Народная школа: Педагогический сборник. Новгород, 1914. - 267 с.
100. Народное образование и педагогическая мысль России кануна и начала империализма: Сб. научн. гр. / Под ред. Э.Д.Днепрова. М.,1980. - 294 с.111 .Николюкин А.Н. Голгофа Василия Розанова. М.: Русский путь, 1998.-504 с.
101. Носов С.Н. В.В.Розанов. Эстетика свободы. Cn6.:Logos, Дюссельдорф: Голубой всадник, 1993. - 408 с.
102. Острогорский А.Н. Образование и воспитание // Острогорский А.Н. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1985. - 352 с.
103. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 2-я половина XIX в. / Под ред. А.И.Пискунова. М., 1976. - 600 с.
104. Очерки по истории русской журналистики / Под ред. К.М.Петрова. Т. 2. Л.: Наука, 1965.-334 с.
105. Педагогическая подготовка учителя-филолога. / Под. ред. Белозерце-ва Е.П.-М.,1996. 104 с.
106. Перцов П.П. Литературные воспоминания. 1890-1902. М., Л.: Academia, 1933. - 322 с.
107. Нильский П.М. Затуманенный мир. Рига, 1929. - С. 99-108.
108. Письма В.В.Розанова к Э.Голлербаху. Берлин: Изд. Е.А.Гуткова, 1922.- 128 с.
109. Г1ищун С.В. Социальная философия В.В.Розанова Владивосток, 1993.- 152 с.
110. Пищун В.К., Пищун С.В. "Религия жизни" В.Розанова.- Владивосток, 1994.-208 с.
111. Платонов О.А. Русская цивилизация. М., 1995. - 224 с.
112. Победоносцев К.Г1. Воспитание характера в школе. Спб., 1990.117с.
113. Поссе В.А. В.В.Розанов // Журнал для всех. 1916. № 10-11. С. 12431252.
114. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. М.: Новая школа, 1995. - 96 с.
115. Равкин З.И. Современные проблемы историко-педагогических исследований // Педагогика. 1994. № 1. С. 89-96.
116. Рачинский С.А. Сельская школа. Спб., 1898. - 243 с.
117. Ремизов A.M. В розовом блеске. Нью-Йорк: издательство им. Чехова,1952. - 419 с.
118. Ремизов A.M. Кукха: розановы письма. Нью-Йорк: Серебрянный век, 1978. - 119 с.
119. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902. Спб., 1902. - 735 с.
120. Рождественский С.В. Очерки по истории систем народного образования в России в конце XVIII XIX в. Т. 1. - М.,1912. - 630 с.
121. Розанов В.В. Ангел Иеговы у евреев (Истоки Израиля). Спб., 1914.24.
122. Розанов В.В. Апокалипсическая секта (Хлысты и скопцы). -Спб.,1914.-24 с.
123. Розанов В.В. Библейская поэзия. Спб., 1912. - 39 с.
124. Розанов В.В. В мире неясного и нерешенного / Под общ. ред. А.Н.Николюкина. М.Республика, 1995. - 462 с.
125. Розанов В.В. Война 1914 года и русское возрождение. Пг., 1915.238 с.
126. Розанов В.В. В соседстве Содома (Истоки Израиля). Спб., 1914.20 с.
127. Розанов В.В. В темных религиозных лучах / Под общ. ред. А.Н.Николюкина. М.: Республика - 476 с.
128. Розанов В.В. В чаду войны. Пг., М., 1916. - 61 с.
129. Розанов В.В. Декаденты. Критический этюд. Спб., 1904. - 24 с.
130. Розанов В.В. Европа и евреи Спб., 1914. - 38 с.
131. Розанов В.В. Когда начальство ушло.1905 1906 гг. - Спб., 1910.431 с.
132. Розанов В.В. Красота в природе и ее смысл. М., 1895. - 83 с.
133. Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М.Достоевского / Под общ. ред. А.Н.Николюкина. М.: Республика, 1996. - 702 с.
134. Розанов В.В. Л.Толстой и русская церковь. Спб., 1912. - 23 с.
135. Розанов В.В. Место христианства в истории. Речь по поводу 900-летия крещения русского народа на публичном акте Елецкой гимназии 1 октября 1888 г.-М., 1890.-40 с.
136. Розанов В.В. Мимолетное / Под общ. ред. А.Н.Николюкина.- М.: Республика, 1997. 669 с.
137. Розанов В.В. Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови. Спб.,1914.-302 с.
138. Розанов В.В. Около церковных стен / Под общ. ред. А.Н.Николюкина. М.: Республика, 1995. - 558 с.
139. Розанов В.В. О писательстве и писателях / Под общ. ред. А.Н.Николюкина. М.: Республика, 1995. - 734 с.
140. Розанов В.В. О подразумеваемом смысле нашей монархии. Спб., 1912.-23 с.
141. Розанов В.В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного здания. М., 1886. - 738 с.
142. Розанов В.В. О себе и жизни своей / Сост., пред., комм. В.Г.Сукача. -М.: Московский рабочий, 1990. 867 с.
143. Розанов В.В. Ослабнувший фетиш (Психологические основы русской революции). Спб., 1906. - 24 с.
144. Розанов В.В. Природа и история Спб., 1900. - 272 с.
145. Розанов В.В. Религия и культура Спб., 1899. - 265 с.
146. Розанов В.В. Семейный вопрос в России. Т. 1-2. Спб., 1903. - Т. 1. -312 е.; Т. 2.-516 с.
147. Розанов В.В. Среди художников / Общ. ред., сост. и вступ. ст. А.Н.Николюкина. М.: Республика, 1994. -494 с.
148. Розанов В.В. Сумерки просвещения / Сост. В.Н.Щербаков. М.: Педагогика, 1990. - 622 с.
149. Розанов В.В. Уединенное / Сост., вступ. ст., комм., библиогр. А.Н.Николюкин. М.: Политиздат, 1990. - 542 с.
150. Розанов В.В. Важная комиссия // Новое время. 1900. 7 янв.
151. Розанов В.В. Женское медицинское образование в России // Новое время. 1900. 19 апр.
152. Розанов В.В. Забота о детях // Новое время. 1900. 27 февр.
153. Розанов В.В. Заметки о важнейших течениях русской философской мысли, в связи с нашей переводной литературой по философии // Вопросы философии и психологии. 1890. № 3. Огд. II. С. 1-36.
154. Розанов В.В. Из жизни, исканий и наблюдений студенчества // Вешние воды. 1914. Т. 4; 1915. Т. 5-12; 1916. Т. 13-17.
155. Розанов В.В. К студентам. Маленький фельетон // Молодая Русь. Сб. ст.-Пг., 1916.
156. Розанов В.В. На экзамене учениц школы г-жи Исаченко-Соколовой // Вешние воды. 1916. Т. 16-17.171 .Розанов В.В. Не нужно давать амнистию эмигрантам // Богословский вестник. 1913. № 11. С. 644-650.
157. Розанов В.В. Несколько замечаний по поводу студенческих беспорядков // Русское обозрение. 1898. № 1. С.411-420.
158. Розанов В.В. Нравственное воздействие закона Божия в гимназиях // Новое время. 1900. 21 марта.
159. Розанов В.В. О бесплатных народных читальнях // Новое время. 1900. 26 мая.
160. Розанов В.В. О борьбе с Западом в связи с литературной деятельностью одного из славянофилов (Н. Страхов) // Вопросы философии и психологии. 1890. №4. Отд. II. С. 27-64.
161. Розанов В.В. О концентрической системе школ // Новое время. 1900. 25 янв.
162. Розанов В.В. О национальной школе // Новое время. 1900. 28 янв.
163. Розанов В.В. Предмет и его тень // Новое время. 1900. 29 марта.
164. Розанов В.В. Предметная система в школе // Новое время. 1900. 6февр.
165. Розанов В.В. Психика и быт студенчества // Новый путь. 1904. № 14,- № 1. С. 209-235; № 2. - С. 94-111;№ 3. - С. 121-134.181 .Розанов В.В. Свобода и вера // Русский вестник. 1894. №. 1. С. 265285.
166. Розанов В.В. Столетие колыбели русского просвещения // Новый путь. 1903. №3,-С. 234-238.
167. Розанов В.В. Труд и художество // Новое время. 1900. 18 марта.
168. Розанов В.В. Удлинение учебного урока // Новое время. 1900. 15янв.
169. Розанов В.В. Умственные течения в России за 25 лет // Новое время.- 1900. 21 марта.
170. Розанов В.В. Университет в образовании писателей // Новое время. 1900. 28 мая.
171. Розанов В.В. Университет и наука // Новый путь. 1903. № 2. С. 210-214.
172. Розанова Т.В. Воспоминания об отце В.В.Розанове и всей семье // Новый журнал (Нью-Йорк). 1975. № 121 С. 164-177; 1976. № 124. - С. 219235.
173. Романова JI.A. Цели и средства духовного воспитания личности в педагогической концепции В.В.Зеньковского.: Дисс. канд. пед. наук. Владимир, 1996. - 175 с.
174. Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. М.: Русское слово, 1996. - 224 с.191 .Селивачев А. Психология юдофильства // Русская мысль. 1917. № 2. Отд. II. С. 46-94.
175. Семенкин Н.С. Философия богоискательства. Критика религиозно-философских идей софиологов. М.: Политиздат, 1986. - 175 с.
176. Смирнов В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX в.-М., 1954.-312 с.
177. Соловьев B.C. Конец спора // Вестник Европы. 1894. № 7. С. 286312.
178. Соловьев B.C. Спор о справедливости // Вестник Европы. 1894. № 4.- С. 785-797.
179. Соловьев Е.А. Рец.: Розанов В.В. Литературные очерки. Сумерки просвещения. Заметка о Пушкине // Жизнь. 1899. № 9. С. 295-301.
180. Спасовский М.М. В.В.Розанов в последние годы жизни: Среди неопубликованных писем и рукописей. Нью-Йорк, 1968. - 172 с.
181. Спасовский М.М. В.В.Розанов личность и творчество // Возрождение (Париж). 1960. № 108. - С. 40-53.
182. Страницы истории отечественной педагогики. Сб. ст. М., 1996. - 96с.
183. Страхов Н.Н. Рец. на кн.: Розанов В.В. О понимании // Журнал министерства народного просвещения. 1889. № 9. С. 124-131.
184. Суслова А.П. Годы близости с Достоевским. М., 1928. - 194.
185. Сущность брака. Обмен мнений между Н.П.Аксаковым, Мирянином, В.В.Розановым, Рцы (И.Ф.Романовым), протоиереем Александром У-ским и С.Ф.Шараповым, с приложением статьи свящ. М.И.Спасовского. М., 1901.- 199 с.
186. Тареев М.М. Христианство и религия В.В.Розанова // Богословский вестник. 1907. № 12. С. 627-665.
187. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. Т. 1. М., 1974.-534 с.
188. Фатеев В.А. В.В.Розанов.Жизнь. Творчество. Личность. Л., 1991.368 с.
189. Философия образования: "Круглый стол" журнала "Педагогика" // Педагогика. 1995. С. 3-28.
190. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы (материалы заочного "Круглого стола") // Вопросы философии. 1995. № 11. -С. 3-33.
191. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Опыт православной традиции в двенадцати письмах. М.: Путь, 1914.-812с.
192. Форш О. Ворон. Л., 1934. - 148 с.
193. Ховин В.Р. Не угодно-ли-с?! Силует В.В.Розанова. Пг., 1916. - 30 с. 211 .Ховин В.Р. На одну тему (Не угодно-ли-с? Розанов и Маяковский).1. Пг., 1921.-С. 3-80.
194. Чарнолусский В. Основные вопросы организации школы в России. -Спб., 1909.- 131 с.
195. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. -М.: Логос, 1993. 184 с.
196. Швакова Э.В. Д.И.Менделеев педагог и общественный деятель второй половины XIX - начала XX в. в России.: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Петрозаводск, 1997. - 16 с.
197. Шевелев А.Н. Общественно-педагогическое движение как фактор формирования государственной образовательной политики России 60-х 80-х годов XIX века (на материалах начального и среднего общего образования). Дисс. канд. пед. наук. - Спб., 1996. - 284. с.
198. Шестаков Д.П. Рец. на кн.: Розанов В.В. Сумерки просвещения. Религия и культура // Торгово-промышленная газета. Литер, при лож. 1899. № 8. -С.4.
199. Шкловский В.Б. Розанов. Пг., 1921. - 56 с.
200. Штаммлер А.В. В.В.Розанов // Русская религиозно-философская мысль XX века. Питтсбург, 1975. - С. 306-316.