Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Организационно-педагогические механизмы социализации личности в молодежных организациях Турции в XX веке

Автореферат по педагогике на тему «Организационно-педагогические механизмы социализации личности в молодежных организациях Турции в XX веке», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Качире Ильхан
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Казань
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Организационно-педагогические механизмы социализации личности в молодежных организациях Турции в XX веке», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Организационно-педагогические механизмы социализации личности в молодежных организациях Турции в XX веке"

На правах рукописи

КАЧИРЕИЛЬХАН

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ТУРЦИИ В XX ВЕКЕ

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

КАЗАНЬ 2004

Работа выполнена на кафедре педагогики естественно-математических факультетов Казанского государственного педагогического университета

Научный руководитель

Заслуженный работник высшей школы РФ, Заслуженный деятель науки РТ, доктор педагогических наук, профессор Габдуллин Габдельхан Габдуллович

Официальные

доктор педагогических наук, профессор Шакиров Роберт Вафнч;

оппоненты:

кандидат педагогических наук, Галиуллина Фарида Шамилевна

Ведущая организация

Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО

Зашита состоится 21 сентября 2004 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.078.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования при Казанском государственном педагогическом университете по адресу: 420021, г.Казань, ул. Межлаука, д. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке педагогического университета.

Автореферат разослан « ЛО » (Яб^ШИЩЬ»_2004г.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук,

профессор

Р. А. Валеева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования: Все проблемы, с которыми мы сталкиваемся, связаны с человеческим фактором, начинаются с человека и разрешаются им. Поэтому, для любой общественной системы и общественного порядка образование - самое необходимое и действенное средство достижения прогресса.

В материальном и нравственном плане воспитание и обучение можно рассматривать как благо для каждой личности, для народа и страны в целом. Они являются одним из основных факторов, развивающих человеческие качества. В индивидуальном плане человек развивает с помощью воспитания и обучения свои врожденные индивидуальные способности, в то же время старается адаптироваться к нормам и культурным ценностям общества.

Социальные идеи, идеалы, ценности и отношения, возникающие и проявляющиеся при адаптации человека в обществе, формируют его мировоззрение. Только при высоком уровне развития индивид старается сам оценивать себя, выражать свои идеи, веру, отношение к чему-нибудь. Самооценка личностью своих идей и действий - важный этап, к которому обязательно приходится прибегать при адаптации в обществе, при социализации.

В индустриальный период развития общества проблемы, которые окружали индивидов и общественные системы, менялись медленно, и были достаточно предсказуемы. Общественное развитие и стабильность обеспечивалась за счет использования традиционных, механизмов общественных отношений. А современное общество меняется очень быстро. При этом возникают проблемы, которые раньше не встречались и не имели места в общественной жизни. Новые проблемы требуют новых решений. При усложнении социальных систем роли и функции человека изменяются и заметно расширяются.

Но цивилизация и общественная жизнь взаимосвязаны. Люди вынуждены жить в тех системах, которые ими же созданы. Изоляция от общества, от общественной жизни, от коллектива препятствует развитию человека. Человек может стать личностью, только развивая свои индивидуальные способности в процессе социализации, хотя это и болезненный процесс, как для индивида, так и для общества. Эти два типа существования — индивидуализация и социализация, отличные по своей природе, вынуждены уживаться и дополнять друг друга.

Период молодости - самый сложный и противоречивый этап человеческой жизни. Основными характерными особенностями - этого периода являются:

а) неумение молодого человека справляться с противоречиями, связанными своими желаниями и влияниями внешней среды;

б) экономическая и моральная зависимость от родителей;

в) стремление решать конфликты, связанные с отделением от семьи, сексуальными и другими проблемами.

Личность в этот период сохраняет свои детские привычки и в то же время находится в поисках планов на будущее. В этот переходный период поиска свободы и свободных отношений юноша находится под влиянием своих мечтаний, увлечений, идеализма и ценностной группы сверстников. Он нуждается в самоутверждении в группе или группах, существующих в обществе, желает, чтобы его и его группу воспринимали, уважали, чтобы ему доверяли, давали возможность свободно мыслить и принимать решения, чтобы ему ничего не навязывали, не противостояли его устремлениям и начинаниям. Период молодости характеризуется неуравновешенными отношениями, которые выражаются в нерешительности, неуверенности, поисках среды обитания и т.д.

Молодой человек находится в условиях больших изменений - и умственных, и чувственных, и физиологических. Он вынужден адаптироваться к нормам, обычаям и культуре общества.

Турецкое общество нельзя считать «нецивилизованным» в современном понятии, нетрадиционным в значении аграрного. Идет переход от «традиционного аграрного» к современному индустриальному обществу, и можно заметить особенности обеих укладов одновременно. В условиях индустриализации общества усилилась миграция населения из сельских мест в города, изменились формы и области труда, появились новые профессии. Наряду с преобразованиями в производственных миграционных сферах изменилась и структура семьи.

Современная молодежь в сравнении с предыдущими поколениями более образована, более самоуверена и в определенном смысле более социализирована. Но в таких вопросах, как забота о других, знание своих прав и обязанностей, молодые люди неопытны и довольно безграмотны.

Школа, которая в социализации и индивидуализации занимает второе место после семьи, играет большую роль в жизни ребенка. Влияние семьи на ребенка со вступлением в этап молодости в определенной мере уменьшается или, если говорить точнее, становится скорее руководящим, чем практическим. Таким образом, школа остается единственным учреждением на которое возложена ответственность за формирование личности.

Однако основная функция школы нередко сводится только к обучению, передаче знаний учащимся по образовательным программам и некоторых форм отношений и привычек в соответствии с этими программами. Следовательно, только в школе невозможно осуществить полноценную социализацию молодежи. Поэтому большую роль в социализации личности приобретают молодежные организации.

Анализ трудов, связанных с молодежными проблемами Турции, свидетельствует, что большинство из них затрагивают социально-культурные, психологические, экономические вопросы, связанные с воспитанием, проведением свободного времени и т.д.

Этим проблемам в Турции посвящены такие работы, как "Народные дома" (Qeien А., 1990), "Наша система воспитания" (Kaya Y.K., 1982), "Новый взгляд на нашу систему воспитания и поиск моделей в воспитании" (Kaya Y.K., 1984), "Национальная молодежная организация Турции" (ТМС Tejkilat, 1970), "Молодежь и проблема объединения" (Gürsöy Н, В., 1975), "Сегодняшняя молодежь в турецком обществе" (Köknel О., 1970), "Радикальные течения в Турции" (Landau J. М., 1977), "Студенческие восстания" (Ki^lali А. Т., 1974), "Особенности развития молодежного движения в Турции" (Шахназаров О.Л., 1981), "Политическая борьба в Турции, (50-80-е годы)" (Данилов В.И., 1985) и др.

Однако еще нет специальных трудов о самоопределении молодежи, о формировании личности молодого человека в общественных объединениях, о молодежных центрах, организациях, объединениях, об их деятельности. Не изучены механизмы социализации личности в молодежных организациях Турции. Следовательно, возникает противоречие между необходимостью активизации процесса социализации турецкой молодежи и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по исследованию потенциальных возможностей молодежных организаций в социализации личности

Проблема нашего исследования состоит в изучении того, как в Турции молодежные организации воздействуют на социализацию личности, каким образом можно направить это воздействие посредством организационно-педагогических механизмов. Исходя из этого, мы определили тему исследования: «Организационно-педагогические механизмы социализации личности в молодежных организациях Турции в XX веке».

Цель исследования: выявить особенности процесса социализации личности в молодежных организациях Турции в XX веке и проследить диалектику регулирования данного процесса посредством организационно-педагогических механизмов.

Объектом исследования является процесс социализации личности в молодежных организациях Турции в XX веке.

Предмет исследования: организационно-педагогические механизмы регулирования уровня социализации личности в молодежных организациях Турции.

Перед собой мы поставили следующие задачи исследования:

1. Изучить и дать теоретический анализ молодежной политики государства, найти оптимальное соотношение индивидуализации и социализации при такой политике.

2. Выявить особенности и противоречия в развитии молодежных организаций Турции в XX веке.

3. Проследить изменения в процессах социализации личности при использовании организационно-педагогических механизмов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выявлено значение молодежных организаций в Турецкой Республике, как важного звена основных макро и микрофакторов социализации подрастающего поколения;

- определены основные формы государственных и общественных молодежных объединений Турции, функционирующих в XX веке, как микрофакторы социализации личности (молодежные центры, молодежные лагеря, спортивные школы, шахматно-шашечные клубы, фольклорные клубы, центры кредитования и др.)

- установлены тенденции развития молодежных организаций Турции: рост численности молодежных объединений и расширение охвата ими все большего количества молодежи с начала XX века и до конца столетия; усиление в молодежных организациях досуговой работы среди подростков, юношей за счет сужения в них политической деятельности; заметное укрепление связей молодежных организаций с религиозными учениями и культовыми учреждениями;

- раскрыто содержание деятельности молодежных организаций, действовавших в Турции в течение XX века по разрешению социальных проблем юношества: исследование молодежных проблем, социально - политическое просвещение молодежи, учебно-поисковая деятельность, спортивная работа, художественная самодеятельность, социальная поддержка молодых людей;

- определены механизмы социализации личности в молодежных организациях: социально-психологические (подражание, эмпатия, идентификация, рефлексия), социально-педагогические (стихийные, институциональные, стилизованные, межличностные), организационно- педагогические (групповое целеполагание, персональное поручение, стимулирование, взаимоконтроль, субординация, и координация);

- выявлены приоритетные качества личности как критерии ее социализированности: толератность, совместимость, общительность, взаимоуважение, взаимопомощь, активность, целеустремленность, самостоятельность, конкурентноспособность, ответственность, уважение к старшим, веротерпимость.

Теоретическое значение данного исследования заключается в том, что использование историко-генетического метода позволяет проследить связь между общественным развитием, молодежными организациями, воспитанием личности в них, дает представление о тенденциях исторического развития молодежного движения в Турции в XX веке, а также об особенностях государственной молодежной политики и ее влияния на отдельную личность.

Практическая значимость исследования заключается в возможности целенаправленного использования воспитательного потенциала молодежных организаций в моральном, духовном, религиозном воспитании молодого поколения; в раскрытии условий для успешного протекания данного процесса; в определении основных путей развития молодежных организаций Турции, методов государственного контроля над ними. Материалы диссертации могут использоваться при разработке программ, курсов лекций и специальных семинаров для студентов высших и средних учебных заведений; в работе различных учреждений, таких как Министерство образования, Министерство по делам молодежи, комитеты по делам молодежи Турции и в других странах.

Достоверность исследования обеспечена теоретической обоснованностью представленной в диссертации проблемы, использованием статистических данных различных учреждений, взаимодополняющих методов исследования, сочетанием качественного и количественного анализа использованных материалов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Историческая взаимосвязь молодежного движения в Турции и молодежной политики государства, взаимосвязь развития молодежных и общественно - политических организаций.

2. Обусловленность социализации личности молодых людей в Турции деятельностью государственных общественных молодежных организаций.

3. Социально-психологические, социально-педагогические и организационно-педагогические механизмы социализации личности в молодежных организаций Турции.

4. Приоритетные качества личности как результат ее социализации: толерантность, совместимость, целеустремленность, самостоя-

телыюсть, ответственность, конкурентоспособность, веротерпимость и др.

Методологической основой исследования являются положения диалектики, социологии и теории познания о роли активности личности в процессе овладения знаниями, социальным опытом (Афанасьев В.Г., Омаров А.Н., Шахназаров О.Л., Гекальп 3., Юлгенер С, Билгисе-вен А.К., Кышлалы А.Т., Ландау Ж.М.)

Методы исследования: теоретический анализ состояния проблемы, педагогико-психологическое наблюдение, монографическое исследование, историко-генетический анализ социальных явлений, сравнительно-сопоставительный метод, обобщение.

Этапы исследования:

Первый этап: 1999-2000 гг. - аспектуалыюе определение состояния проблемы в теории и практике путем изучения исторической, социологической, психологической, политической, религиозной и другой литературы, изданных в Турции, России в других странах.

Второй этап: 2000-2002 гг. - теоретическое осмысление проблемы в целом, определение исходных позиций в исторической зависимости, оформление общих рамок будущего исследования.

Третий этап: 2003-2004 гг. - оформление материалов исследования в виде диссертации.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяются объект, предмет, цель, задачи исследования, формулируется проблема, доказывается ее новизна, теоретическая и практическая значимость, характеризуются методология, основные этапы исследования, представляются основные защищаемые положения.

Первая глава «Становление и развитие молодежных организаций в Турции в XX веке» состоит из трех частей: 1.1. «Государственная молодежная политика в Турецкой Республике»; 1.2. «История становления и развития государственных и общественных молодежных организаций в Турции в XX веке»; 1.3. «Тенденции и противоречия в развитии молодежных организаций Турции в XX веке».

В начале первой главы проанализирована молодежная политика Турецкой Республики, важнейшей частью которой является деятельность по созданию новых рабочих мест для молодежи, подготовка среды, где молодые люди могли бы реализовать свои индивидуальные способности, осуществление религиозного государственного образова-

ния, которое охраняло бы молодежь от вредных привычек и остановило бы нравственный кризис людей молодых. В ее основе лежат идеи Кемаля Ататюрка.

Мустафа Кемаль Ататюрк и его Народно-Республиканская партия сыграли определяющую роль в создании современного турецкого государства, а кемализм был объявлен официальной идеологией Турции. Идеология кемализма давала чувствовать себя востребованным, нужным во всех областях жизни (в политике, экономике, культуре и др.). Основное же влияние эта идология оказала на образовательные учреждения и молодежь.

Рассматривая с разных сторон образование, М.К. Ататюрк определил его методы таким образом: «Основной метод, который будет применяться при воспитании и образовании, это сделать знания еще одним украшением для человека, средством влияния на него, сделать практической вещью, которая обеспечила бы успех более в материальной жизни, нежели в духовной сфере». В программе, обнародованной в Милли Меджлисе Риса Нуром 9 мая 1920 года, говорится: Наша цель в образовании - сделать воспитание, которое мы даем нашим детям, религиозным и национальным во всех смыслах, поднять его до такого высокого уровня, который обеспечит успех в жизненной борьбе, который дает характеру уверенность и инициативность, обеспечивающие поиск опоры в себе, который пробудит в детях продуктивную идею и сознание» ("Правительство и программы" Оа^Ь 1988).

Турецкая Республика с первых дней своего рождения и становления придавала огромное значение молодежи, считая ее гарантом будущего, готовила необходимую среду для лучшего самовоспитания молодежи. Молодежные центры и организации и есть та среда, которая создана государством. Они играют важную роль и в развитии индивидуальных способностей молодых людей, знакомя их с общественными нормами, ценностями, верой; и в обеспечении гармонии между ними.

В государстве действуют учреждения образования и для не имевших по разным причинам возможности воспользоваться организованным образованием, и для рано порвавших с ним, не желающих сразу развиваться в профессиональном плане. Обучение здесь может быть кратковременным и долгосрочным. Имеются также служебные семинары, частные образовательные курсы и др.

Как определено специальной Комиссией по проблемам молодежи и спорта при государственной службе планирования, госслужбы в основном ориентированы на школьную молодежь. Для подготовки квалифицированных кадров в области технологий, промышленности, сельского хозяйства, обслуживания и других секторов государство под

разными названиями учредило профессиональные, технические и ана-толийско-технические лицеи.

В 1994-1995 учебном году, например, в 2624 профессиональных и технических лицеях обучались 897779 учащихся, в этих заведениях работали 64700 учителей. Большинство профессиональных лицеев ведут совместную работу с фабриками, учащимся дана возможность 2 дня в неделю обучаться в лицее и 3 дня трудиться на фабрике. Сегодняшние профессиональные школы может быть, и соответствуют требованиям первой промышленной революции, но они явно уже не отвечают запросам второй промышленной революции, и все более должны ориентироваться на запросы частных компаний, акционерных обществ, коммерческих структур.

Одним из видов профессиональных лицеев являются лицеи имам-хатибов. С помощью этих лицеев государство, с одной стороны, удовлетворяет нравственные религиозные потребности населения, с другой стороны, готовит таких необходимых для народа религиозных деятелей, как имамы, хатибы, знатоки Корана. В 1994-1995 учебном году в 448 лицеях имам-хатибов учились 173678 учащихся. Продолжительность обучения - 4 года. Желающие продолжить обучение могут поступать на теологический факультет университета. В стране с помощью различных курсов Корана обеспечивается знание молодежью священного писания.

Отношение Турецкого государства к религии, как было отмечено в 1946 году премьер-министром Реджепом Пекером, определяется во многом как «противоядие» против коммунизма или как лекарство, которое спасет молодежь от морального кризиса.

В первые годы жизни Турецкой Республики с молодежью занимались народные дома. Они были организованы по примеру народного образования Советской России и молодежных объединений фашистской Италии. Основная цель народных домов - распространение, развитие, внедрение в массы новой идеологии. Другая цель - формирование среды, где молодежь могла бы взаимно действовать друг с другом в соответствии со своими интересами и способностями. Молодежные клубы в народных домах работали по таким секторам, как язык и литература, художественное творчество, игры, спорт, социальная помощь, история и музеи и т.д.

Сегодня в Турции одним из основных органов в системе государственной власти по работе с молодежью является Министерство молодежи и спорта, в ведении которого находятся различные молодежные организации. Их можно квалифицировать таким образом: 1) службы молодежных исследований; 2) справочные и консультаци-

онные службы; 3) по народным играм; 4) конкурсы по турецкой национальной музыке; 5) международная деятельность; 6) молодежные клубы по различным видам спорта; 7) службы трудоустройства и др.

Каждая из вышеназванных групп молодежных организаций ведет деятельность согласно своему названию. Службы молодежной солидарности помогают молодежи в социальных, психологических вопросах, в борьбе против негативных привычек. Молодежные лагеря, например, своей деятельностью обеспечивают молодежи возможность хорошо отдохнуть в свободное время, а также знакомиться с историческими и туристическими достопримечательностями своей страны.

Основная цель всех молодежных организаций - с одной стороны, участвовать в формировании и развитии индивидуальных способностей молодых людей, обучая их общественным нормам, ценностям, культуре, осуществить их интеграцию с обществом; с другой стороны, помочь молодежи проводить этот период жизни с наименьшими потерями и уменьшить количество нерешенных молодежных проблем до минимума.

В конце первой главы рассмотрена деятельность таких молодежных групп, как хиппи (хэви метал, панки и др.), гомосексуалисты, наркоманы, которые зародились в Америке и Англии, а затем появились в среде турецкой молодежи. Подобные течения влияют на турецкую молодежь разрушительно. Но самое жесткое и разрушительное влияние осуществляют такие идеологические течения, как националисты, социалисты и исламисты.

В Турции преобладают два вида национализма. Первый -сформированный Мустафой Кемалем Ататюрком современный национализм: приобретение турками национального мышления и использование его во благо возрождения национального самосознания. Позже они разделились на разные фракции: анатолийцы, туркисты (расисты и туранисты), религиозники (великовосточники, нурджу) и др. Правые (современные и традиционные националисты) в основном разделились на два крыла - националисты и исламисты.

После 70-х годов XX века замечается усиление влияния на молодежь националистического течения. Националистическая молодежь 70-х годов, которая возникла как вид реакционного течения против коммунистов и социалистов, начавших свое непрерывное развитие с 1908 года и еще более усиливших свое влияние в стране после II мировой войны, смогла вскоре удержаться от террора, который является методом их предшественников (коммунистов).

Левые - социалистические и коммунистические движения получили возможность развития после того, как на повестку дня вместе с

деградацией веры и ценностей, в 20-х годах пришла материалистическая философия. Переход к многопартийному политическому режиму в 90-х годах, распространение либеральных течений, ускорение урбанизации и индустриализации оказали влияние на развитие левых сил. Социалистическое течение, в основном воспринятое рабочими и молодежью, подразделялось также на разные фракции.

Положение новых левых и правых в 80-х годах проявилось в стране таким образом: процессы радикализации, с которыми мы встречаемся и среди новых левых, и среди правых, родились из-за того, что вместо решения противоречий в мире социальных систем, которые они представляют с точки зрения их основной философии, и создания на высоком уровне интеграции с действительностью, они пытались решить все это путем формирования «разгневанного большинства».

Исламское направление - это движение, опирающееся на повторное освоение в качестве жизненного смысла исламской религии, которая имеет в Турции долгую историю и в определенный период управляла турецким обществом. Основной источник этого течения составляли Коран и сунны (деяния и изречения пророка Мухам меда). В то же время важное влияние на народ оказали и взгляды религиозных деятелей и мыслителей, толкующих указанные источники в соответствии с условиями современности. После преобразований в высших эшелонах власти 28 февраля 1997 года развитие исламского движения несколько замедлилось. Оказалось, что и среди молодежи, и среди взрослых идейное разногласие более полезны, нежели вредны, потому что рассмотрение проблем, событий с различных сторон обеспечивало более лучшее их решение.

Если рассматривать молодежное движение в Турции в целом, то заметим, что в нем все больше усваиваются идеология и жизненный порядок Запада. К сожалению, желание быть похожим на Запад открыло путь исчезновению национального самосознания у народа.

Вторая глава «Организация жизнедеятельности молодежных организаций как фактор социального воспитания личности в современном обществе» состоит из трех частей: 11.1. «Соотношение социализации и индивидуализации личности»; 11.2. «Условия реализации воспитательного потенциала молодежных организаций»; И.З. «Механизмы влияния молодежных организаций на формирование личности».

У каждого индивида имеются две своеобразные стороны. Одна из них - его физиологическая половая природа и психологическое состояние души, другая же - его социальная природа. Каждый индивид живет в сообществах и социальных организациях. Несмотря на то, что большинство индивидов растут и воспитываются в одинаковой соци-

ально-культурной среде, индивидуальные особенности у них различны. Индивид ответственен как перед собой, так и перед обществом. Возможность осуществления ответственности индивида перед обществом напрямую соотносится с социально-культурным воспитанием личности, приобретаемым в обществе. Как каждое общество отдает своим гражданам свою культурную индивидуальность, так и каждый индивид, с одной стороны, выбирает это общественное и культурное содержание по себе, выбранное обрабатывает, оценивает, индивидуализирует; с другой стороны, служит изменению и развитию общественной культуры. Как общественный строй формирует и направляет развитие индивидов, так и индивиды влияют на развитие общественной жизни.

Значит, как важна для индивида социализация и индивидуализация, в такой же мере важна для общества социализация и индивидуализация индивида. Что означают социализация и индивидуализация, формирующие личность в целом? Социализация - процесс подготовки человека к полноценному общественному бытию. Она включает в себя нравственную подготовку, усвоение знаний и ценностей, норм и принципов жизни в обществе.

Этот процесс начинается сразу после рождения человека и продолжается всю жизнь, постепенно достигая, в соответствии с освоением индивидуумом существующих в обществе ценностей, веры, форм поведения, которые пользуются спросом в группе, куда индивид входит в детстве и юности - в самое действенное время социализации.

А индивидуальность - это «естество человека». Для развития индивидуальности необходимо создать соответствующие условия, где сама личность проявит определенные свойства. Индивидуальные проявления личности начинаются прежде всего с сознания его свободы -свободы мышления в частности. Поэтому следует говорить о взаимообусловленных, смежных понятиях. Личность - система социальной деятельности человека, и индивидуальность - форма выражения личности и стиль ее деятельности.

Один из основных факторов, формирующих и развивающих личность, - социализация, осуществляется главным образом в различных видах социально-организованной деятельности, а индивидуализация - в основном в процессе духовного саморазвития, творчества и в разнообразных типах общения. Личность является центром пересечения соотносительных процессов социализации и индивидуализации, результатом взаимодействия противоречивых сторон этих процессов. Личность объединяет и интегрирует их.

Таким образом, социализация и индивидуализация условно представляют собой два относительно автономных процесса, обеспечивающие становление целостной личности и выражающиеся в диалектическом единстве. В одном из них доминируют норма и общественная направленность, в другом - творчество и индивидуальная активность.

Турецкая Республика отстала перед западной цивилизацией, поэтому она использовала в области промышленности и технологий их возможности. В то же время в стране старались внушать народу, и особенно молодежи, новую идеологию - кемализм. К сожалению, когда учебно-воспитательные учреждения и СМИ в социальной структуре государства придают больше значения социализации ради введения новой идеологии, развитие индивидуальных способностей молодых людей в большинстве своем остается на втором плане.

Во второй части второй главы рассмотрены условия реализации воспитательного потенциала молодежных организаций, влияющих на становление личности. В нашей стране молодежные организации, объединения, даже молодежные центры не сумели составить положительное мнение в памяти народа. Народ воспринимает такого типа организации с опаской, некоторые семьи даже стараются держать своих детей подальше от этих организаций, так как вместо того, чтобы стать центрами культуры, искусства и спорта, молодежные центры часто преследуют политические цели. Политические деятели не редко используют эти организации для реализации своих целей.

В странах западного мира объединения молодежи рассматриваются как естественная необходимость. Если молодежь не объединяется, то где она может самоутвердиться? Где будет формироваться достойная личность? Где будут решаться проблемы, которые не по силам семье и школе? Где можно научиться самостоятельно мыслить и уважать мнение других? Где юноша без проверки, без контроля будет постигать, положительное и отрицательное влияние свободы мысли? В молодежных организациях юноша проходит все эти этапы, формирует необходимые для себя и для общества, в котором он живет, эталоны отношений, поведения и позиции.

В конце XX века в Турции молодежные организации, созданные государством или частной инициативой, стали помогать молодежи в деятельности, связанной с культурой и искусством, спортом, с проживанием, стипендиями и в других вопросах. Среди них выделяются два типа объединений: 1) организованные государством, действующие под его руководством и контролируемые государством; 2) организованные

частной инициативой, действующие под их руководством и в то же время контролируемые государством.

Охватываемые этими двумя типами молодежные организации, это - молодежные лагеря, молодежные центры, спортивные школы, фольклорные клубы, центры кредитования молодежи и др. Было задумано сделать их главной целью развития детей и молодежи с физической, моральной, интеллектуальной и социальной стороны, воспитать их преданными принципам революции Ататюрка личностями, которые могут гармонично трудиться на государственном и международном уровне, и участвовать в развитии страны.

Однако различия между применяемыми программами, методами обучения и народными традициями и обычаями привели к большим трудностям на стадии осуществления. Из-за этого, несмотря на положительный рост, желаемый уровень социализации не достигается.

Несмотря на положительные сдвиги в Турции за последние годы в этом направлении, контроль со стороны государства за деятельностью молодежных организаций недостаточен.

В последней части второй главы проанализированы методы и механизмы, используемые в формировании и развитии личности молодого человека.

Был сделан вывод о том, что используемые в молодежных организациях воспитательные механизмы должны изменяться в зависимости от вида организации (службы солидарности и консультаций, семинары, сборы и др.), от индивидуальной способности молодого человека, от его социального и психологического состояния, от идеологической структуры учреждения, сформировавшего организацию, от технических возможностей организации и особенно от места и времени.

Когда в молодежных организациях воспитательные механизмы будут реализовывать программы, которые приведут молодого человека из пассивного и активного состояния, и будут работать в направлении его способностей и желаний, только тогда усилится социализация и индивидуализация молодого человека, и вместе с тем, это принесет социальную стабильность в обществе.

Основные выводы исследования:

1. Молодежные организации Турции в основном формировались в середине XX века, но тогда социализация молодежи и контроль со стороны государства над молодежью были еще слабыми. Однако молодежное движение в Турции в основном развивалось по образцу стран Запада, без учета особенностей общественно- политического развития страны.

2. Если в период общественных конфликтов, кризисов и неурядиц молодежь страны рассматривается как решающий фактор, в обычное время их проблемы остаются нередко во втором плане.

3. Отсутствие единства целей в системе «школа-семья-среда», в социализации и индивидуализации молодого человека отрицательно влияет на развитие личности молодого человека и на деятельность молодежных организаций.

4. Первые молодежные организации в Турции возникли 30-х годах XX века в виде «народных домов». Народные дома были средой, где молодые люди самореализовывались, проверяли себя и приобретали жизненный опыт. Тогда народные дома в Турции стали действовать по примеру народного образования Советской России и молодежных объединений фашистской Италии и в результате политических конфликтов они были запрещены.

5. Традиционно организация деятельности молодежных организаций в Турции больше направлена на удовлетворение запросов молодежи, а не на развитие их личностных качеств, молодые люди часто являются только слушателями или зрителями.

6. В конце XX века деятельность молодежных учреждений, созданных частной инициативой, вышла на передний план в результате недостаточности структур, берущих начало от государственной образовательной системы и в количественном, и в качественном отношении. Несомненно, что качество молодежно-ориентированной учебно-воспитательной деятельности в таких учреждениях выше, чем в государственных.

7. С середины XX века в развитии молодежных организаций Турции обозначились такие тенденции, как рост их численности, усиление внимания к досуговой деятельности, к организации свободного времени молодых людей, снятие ограничений их политической деятельности, усиление связей молодежных организаций с культовыми учреждениями.

8. Основными направлениями деятельности молодежных организаций, действующих в Турции в XX веке, явились: социально-политическое просвещение, образование, учебно-поисковая и спортивная работа, художественная самодеятельность, социальная поддержка молодых людей и др.

9. Организационно-педагогические механизмы социализации молодежи в молодежных организациях Турции объединяют широкий спектр последовательно и одновременно протекающих процессов. Это социально-психологические механизмы (подражание, эмпатия, идентификация, рефлекция), социально-педагогические механизмы (сти-

хийные, институциональные, стилизованные, межличностные) и собственно организационно-педагогические механизмы (целеполагание, поручение, стимулирование, взаимоконтроль, субординация и координация).

10. В ходе социализации личности подростков и юношей в мо-додежных организациях происходит приобретение ими таких важных и приоритетных качеств социализированной личности, как толерантность, активность, ответственность, конкурентоспособность, уважение к старшим, веротерпимость и др.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях соискателя:

1. Практическое применение учебных программ в общеобразо-вательныхучебныхзаведенияхТурецкой Республики. UTT Universitesi st: 1997.-c.184.

2. Влияние на личность групповых занятий, осуществляемых в начальных школах в свободное время. // Ya^adtkça Egitim Dergisi.-ll Kaam 1998.-№:104.-с.11-14.

3. Как ой должна быть образовательная система Турции в XXI веке.// YasadikçaEgitim Degisi.-ll Nisan 1999.-N» 109 c.34-39.

4. Молодежные выступления бунты и кризисы в социальной структуре, (на основе материалов, примеров Турции.) //Yeni Tûrkiye Derjisi. Aralik-Ocak-Çubat 2000.-№:27.-c.216-221.

5. Фундаментализм и Понятие личности в Исламе, (на основе материалов, примеров Турции.) //Yeni Bizim Aile Deigisi.-2000.-№:7.-с.29-34.

Тир. 100

Подписано в печать 29.07.04 Усл. печ. л. 1,0

Зак. 158-04

Лаборатория офсетной печати Казгоспедуниверситета 420015, г. Казань, ул. Пушкина, 31

ц ч*85 S*

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Качире Ильхан, 2004 год

Введение.

Глава I. Становление и развитие моледежных организаций в Турции в XX веке.

1.1. Государственная молодежная политика в Турецкой Республике.

1.2.История становления и развития государственных и общественных молодежных организаций в Турции.

1.3.Тенденции и противоречия в развитии молодежных организаций Турции в XX веке.

Выводы по главе 1.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Организационно-педагогические механизмы социализации личности в молодежных организациях Турции в XX веке"

Диссертация посвящена использованию воспитательных восможнос-тей организационно-педагогических механизмов социализации личности в молодежных организациях Турции.

Актуальность исследования: Все проблемы, с которыми мы сталкиваемся, связаны с человеческим фактором, начинаются с человека и разрешаются им. Поэтому, для любой общественной системы и общественного порядка образование - самое необходимое и действенное средство достижения прогресса.

В материальном и нравственном плане воспитание и обучение можно рассматривать как благо для каждой личности, для народа и страны в целом. Они являются одним из основных факторов, развивающих человеческие качества. В индивидуальном плане человек развивает с помощью воспитания и обучения свои врожденные индивидуальные способности, в то же время старается адаптироваться к нормам и культурным ценностям общества.

Социальные идеи, идеалы, ценности и отношения, возникающие и проявляющиеся при адаптации человека в обществе, формируют его мировоззрение. Только при высоком уровне развития индивид старается сам оценивать себя, выражать свои идеи, веру, отношение к чему-нибудь. Самооценка личностью своих идей и действий — важный этап, к которому обязательно приходится прибегать при адаптации в обществе, при социализации.

В индустриальный период развития общества проблемы, которые окружали индивидов и общественные системы, менялись медленно, и были достаточно предсказуемы. Общественное развитие и стабильность обеспечивалась за счет использования традиционных механизмов общественных отношений. А современное общество меняется очень быстро. При этом возникают проблемы, которые раньше не встречались и не имели места в общественной жизни. Новые проблемы требуют новых решений.

При усложнении социальных систем роли и функции человека изменяются и заметно расширяются.

Но цивилизация и общественная жизнь взаимосвязаны. Люди вынуждены жить в тех системах, которые ими же созданы. Изоляция от общества, от общественной жизни, от коллектива препятствует развитию человека. Человек может стать личностью, только развивая свои индивидуальные способности в процессе социализации, хотя это и болезненный процесс, как для индивида, так и для общества. Эти два типа существования - индивидуализация и социализация, отличные по своей природе, вынуждены уживаться и дополнять друг друга.

Период молодости - самый сложный и противоречивый этап человеческой жизни. Основными характерными особенностями этого периода являются: "а) неумение молодого человека справляться с противоречиями, связанными своими желаниями и влияниями внешней среды; б) экономическая и моральная зависимость от родителей; в) стремление решать конфликты, связанные с отделением от семьи, сексуальными и другими проблемами". (91; С.372)

Личность в этот период сохраняет свои детские привычки и в то же время находится в поисках планов на будущее. В этот переходный период поиска свободы и свободных отношений юноша находится под влиянием своих мечтаний, увлечений, идеализма и ценностной группы сверстников. Он нуждается в самоутверждении в группе или группах, существующих в обществе, желает, чтобы его и его группу воспринимали, уважали, чтобы ему доверяли, давали возможность свободно мыслить и принимать решения, чтобы ему ничего не навязывали, не противостояли его устремлениям и начинаниям. Период молодости характеризуется неуравновешенными отношениями, которые выражаются в нерешительности, неуверенности, поисках среды обитания и т.д. *

Молодой человек находится в условиях больших изменений - и умственных, и чувственных, и физиологических. Он вынужден адаптироваться к нормам, обычаям и культуре общества. *

Турецкое общество нельзя считать «нецивилизованным» в современном понятии, нетрадиционным в значении аграрного. Идет переход от «традиционного аграрного» к современному индустриальному обществу, и можно заметить особенности обеих укладов одновременно. В условиях индустриализации общества усилилась миграция населения из сельских мест в города, изменились формы и области труда, появились новые профессии. Наряду с преобразованиями в производственных миграционных сферах изменилась и структура семьи.

Современная молодежь в сравнении с предыдущими поколениями более образована, более самоуверена л в определенном смысле более социализирована. Но в таких вопросах, как забота о других, знание своих прав и обязанностей, молодые люди неопытны и довольно безграмотны.

Школа, которая в социализации и индивидуализации занимает второе место после семьи, играет большую роль в жизни ребенка. Влияние семьи на ребенка со вступлением в этап молодости в определенной мере уменьшается или, если говорить точнее, становится скорее руководящим, чем практическим. Таким образом, школа остается единственным учреждением на которое возложена ответственность за формирование личности.

Однако основная функция школы нередко сводится только к обучению, передаче знаний учащимся по образовательным программам и некоторых форм отношений и привычек в соответствии с этими программами. Следовательно, только в школе невозможно осуществить полноценную социализацию молодежи. Поэтому большую роль в социализации личности приобретают молодежные организации.

Анализ трудов, связанных с молодежными проблемами Турции, свидетельствует, что большинство из них затрагивают социально-культурные, психологические, экономические вопросы, связанные с воспитанием, проведением свободного времени и т.д.

Этим проблемам в Турции посвящены такие работы, как "Народные дома" (Се$еп А., 1990), "Наша система воспитания" (Kaya Y.K., 1982),

Новый взгляд на нашу систему воспитания и поиск моделей в воспитании" (Kaya Y.K., 1984), "Национальная молодежная организация Турции" (ТМС Te§kilat, 1970), "Молодежь и проблема объединения" (Gtirsoy Н, В., 1975), "Сегодняшняя молодежь в турецком обществе" (Koknel О., 1970), "Радикальные течения в Турции" (Landau J. М., 1977), "Студенческие восстания" (Ki§lali А. Т., 1974), "Особенности развития молодежного движения в Турции" (Шахназаров OJL, 1981), "Политическая борьба в Турции, (50-80-е годы)" (Данилов В.И., 1985) и др.

Однако еще нет специальных трудов о самоопределении молодежи, о формировании личности молодого человека в общественных объединениях, о молодежных центрах, организациях, объединениях, об их деятельности. Не изучены механизмы социализации личности в молодежных организациях Турции. Следовательно, возникает противоречие между необходимостью активизации процесса социализации турецкой молодежи и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по исследованию потенциальных возможностей молодежных организаций в социализации личности.

Проблема нашего исследования состоит в изучении того, как в Турции молодежные организации воздействуют на социализацию личности, каким образом можно направить это воздействие посредством организационно-педагогических механизмов. Исходя из этого, мы определили тему исследования: «Организационно-педагогические механизмы социализации личности в молодежных организациях Турции в XX веке».

Цель исследования: выявить особенности процесса социализации личности в молодежных организациях Турции в XX веке и проследить диалектику регулирования данного процесса посредством организационно-педагогических механизмов.

Объектом исследования является процесс социализации личности в молодежных организациях Турции в XX веке.

Предмет исследования: организационно-педагогические механизмы регулирования уровня социализации личности в молодежных организациях Турции.

Перед собой мы поставили следующие задачи исследования:

1. Изучить и дать теоретический анализ молодежной политики государства, найти оптимальное соотношение индивидуализации и социализации при такой политике.

2. Выявить особенности и противоречия в развитии молодежных организаций Турции в XX веке.

3. Проследить изменения в процессах социализации личности при использовании организационно-педагогических механизмов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• выявлено значение молодежных организаций в Турецкой Республике, как важного звена основных макро и микрофакторов социализации подрастающего поколения;

• определены основные формы государственных и общественных молодежных объединений Турции, функционирующих в XX веке, как микрофакторы социализации личности (молодежные центры, молодежные лагеря, спортивные школы, шахматно-шашечные клубы, фольклорные клубы, центры кредитования и др.)

• установлены тенденции развития молодежных организаций Турции: рост численности молодежных объединений и расширение охвата ими все большего количества молодежи с начала XX века и до конца столетия; усиление' в молодежных организациях досуговой работы среди подростков, юношей за счет сужения в них политической деятельности; заметное укрепление связей молодежных организаций с религиозными учениями и культовыми учреждениями;

• раскрыто содержание деятельности молодежных организаций, действовавших в Турции в течение XX века по разрешению социальных проблем юношества: исследование молодежных проблем, социально — политическое просвещение молодежи, учебно-поисковая деятельность, спортивная работа, художественная самодеятельность, социальная поддержка молодых людей;

• определены механизмы социализации личности в молодежных организациях: социально-психологические (подражание, эмпатия, идентификация, рефлексия), социально-педагогические (стихийные, институциональные, стилизованные, межличностные), организационно-педагогические (групповое целеполагание, персональное поручение, стимулирование, взаимоконтроль, субординация, и координация);

• выявлены приоритетные качества личности как критерии ее социализированности: толерантность, совместимость, общительность, взаимоуважение, взаимопомощь, активность, целеустремленность, самостоятельность, конкурентноспособность, ответственность, уважение к старшим, веротерпимость.

Теоретическое значение данного исследования заключается в том, что использование историко-генетического метода позволяет-проследить связь между общественным развитием, молодежными организациями, воспитанием личности в них, дает представление о тенденциях исторического развития молодежного движения в Турции в XX веке, а также об особенностях государственной молодежной политики и ее влияния на отдельную личность.

Практическая значимость исследования заключается в возможности целенаправленного использования воспитательного потенциала молодежных организаций в моральном, духовном, религиозном воспитании молодого поколения; в раскрытии условий для успешного протекания данного процесса; в определении основных путей развития молодежных организаций Турции, методов государственного контроля над ними. Материалы диссертации могут использоваться при разработке программ, курсов лекций и специальных семинаров для студентов высших и средних учебных заведений; в работе различных учреждений, таких как Министерство образования, Министерство по делам молодежи, комитеты по делам молодежи Турции и в других странах.

Достоверность исследования обеспечена теоретической обоснованностью представленной в диссертации проблемы, использованием статистических данных различных учреждений, взаимодополняющих методов исследования, сочетанием качественного и количественного анализа использованных материалов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Историческая взаимосвязь молодежного движения в Турции и молодежной политики государства, взаимосвязь развития молодежных и общественно - политических организаций.

2. Обусловленность социализации личности молодых людей в Турции деятельностью государственных общественных молодежных организаций.

3. Социально-психологические, социально-педагогические и организационно-педагогические механизмы социализации личности в молодежных организаций Турции. •

4. Приоритетные качества личности как результат ее социализации: толерантность, совместимость, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, конкурентоспособность, веротерпимость и др. Методологической основой исследования являются положения диалектики, социологии и теории познания о роли активности личности в процессе овладения знаниями, социальным опытом (Афанасьев В.Г., Омаров А.Н., Шахназаров O.JL, Гекальп 3., Юлгенер С,, Билгисевен А.К., Кышлалы А.Т., Ландау Ж.М.)

Методы исследования: теоретический анализ состояния проблемы, педагогико-психологическое наблюдение, монографическое исследование, историко-генетический анализ социальных явлений, сравнительно-сопоставительный метод, обобщение.

Этапы исследования:

Первый этап: 1999-2000 гт. - аспектуальное определение состояния проблемы в теории и практике путем изучения исторической, социологической, психологической, политической, религиозной и другой литературы, изданных в Турции, России в других странах.

Второй этап: 2000-2002 гг. - теоретическое осмысление проблемы в целом, определение исходных позиций в исторической зависимости, оформление общих рамок будущего исследования.

Третий этап: 2003-2004 гг. - оформление материалов исследования в виде диссертации.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Заключение

Молодая Турецкая республика, созданная после ухода с исторической сцены Османской империи, заняла свое место среди других государств мира с новой идеологией и системой под предводительством Мустафы Кемалья Ататюрка. Эта новая идеология глубоко повлияла на экономику страны, на общественную жизнь и культуру. По осуществленным в то время революциям и программам экономического развития видим, что молодая Турецкая Республика во всех областях страны реализовала этап новой реструктуризации и подъема.

К сожалению, лидеры, занявшие место Мустафы Кемаля Ататюрка после его ухода, действовали не так успешно и допускали ошибки в понимании и применении новой идеологии.

К тому же, это был период, когда влияние различных идеологий на страны мира усилилось. Это было то время, когда Германия и Италия взяли курс на фашизм, Россия - на социализм и коммунизм, а Англию и США охватило стремление развивать капитализм.

Старания государств мира, после Второй мировой войны, управлять миром с двух полюсов оказали влияние на многие страны. Молодая Турецкая Республика выступила против советской оккупации и вошла в близкую по идеологии группу НАТО, управляемую, в основном, США.

В результате ошибок государственных лидеров в применении новой идеологии, влияния других идеологий на страну и перехода к демократии - в политическом плане, появилась радикальная реструктуризация. Ошибки политических деятелей, тяга народа к старому, в тоже время, действия в стране других идеологий привели молодежь - самую влиятельную и взволнованную, а также бессознательную часть общества - к отрицательному разделению на различные лагеря.

Под наблюдением и контролем Народно-республиканской партии (НРП) появились такие молодежные организации как "Союз левой Демократической молодежи", "Национальная студенческая федерация

Турции"; под наблюдением и контролем Партии Справедливости -"Общество свободной молодежи"; под наблюдением и контролем Партии национального благополучия - "Общество лицеистов"; под наблюдением и ft контролем Националистической партии - "Коммандос", "Общество идеологической молодежи"». (2; С. 118-119)

Вследствие отрицательного противостояния и вооруженных конфликтов этих организаций и других причин, вооруженные силы страны с мыслью, что страна выходит из-под контроля, разь десять лет проводили «балансировку». После прихода к власти вооруженных сил, 12 сентября 1980 года, все имеющиеся в стране молодежные организации закрылись и их деятельность приостанавилась. Политическим партиям запрещалось создавать, поддерживать и финансировать какие бы то ни было молодежные организации.

В конце 1983 года военное правительство приняло программу образования и работы с молодежью. В этой программе речь идет об улучшении образования и воспитания молодежи, о полезном проведении их свободного времени, о принятии призыва для этого. В этой программе внимание привлекает одно: для спасения молодежи от хаоса, в котором она оказалась, в учебных заведениях в обязательном порядке вводится и поддерживается государством урок религии.

Как ни странно, в феврале 1997 года, с мыслью, что теряется секуляризованность государства, вооруженные силы снова почувствовали необходимость "балансировки". Но на этот раз все обошлось без смены правительства.

Ситуация внутри общественно-политических сил в сегодняшней

Турции в полной мере отражает противостояние между сторонниками ланцизма и ислама». (11; С.49)

Более семидесяти лет молодая Турецкая Республика ищет свое предназначение. «Это страна западная или восточно-исламская? Куда относится Турция - к Европе или Ближнему Востоку? Или является центром ч

Туркистана (тюркских народов)? Ответ кемалистов был - европейская и западная, ответ, имеющий религиозные корни - исламская и ближневосточная, ответ националистов - порская». (169; С.43)

Такое положение в стране невольно оказало сильное влияние на его народ и в особенности на молодежь.

1. Молодежные организации Турции в основном формировались в середине XX века, но тогда социализация молодежи и контроль со стороны государства над молодежью были еще слабыми. Однако молодежное движение в Турции в основном развивалось по образцу стран Запада, без учета особенностей общественно- политического развития страны.

2. Если в период общественных конфликтов, кризисов и неурядиц молодежь страны рассматривается как решающий фактор, в обычное время их проблемы остаются нередко во втором плане.

3. Отсутствие единства целей в системе «школа-семья-среда», в социализации и индивидуализации молодого человека отрицательно влияет на развитие личности молодого человека и на деятельность молодежных организаций.

4. Первые молодежные организации в Турции возникли 30-х годах XX века в виде «народных домов». Народные дома были средой, где молодые люди самореализовывались, проверяли себя и приобретали жизненный опыт. Тогда народные дома в Турции стали действовать по примеру народного образования Советской России и молодежных объединений фашистской Италии и в результате политических конфликтов они были запрещены.

5. Традиционно организация деятельности молодежных организаций в Турции больше направлена на удовлетворение запросов молодежи, а не на развитие их личностных качеств, молодые люди часто являются только слушателями или зрителями.

6. В конце XX века деятельность молодежных учреждений, созданных частной инициативой, вышла на передний план в результате недостаточности структур, берущих начало от государственной образовательной системы и в количественном, и в качественном отношении.

Несомненно, что качество молодежно-ориентированной учебно-воспитательной деятельности в таких учреждениях выше, чем в государственных.

7. С середины XX века в развитии молодежных организаций Турции обозначились такие тенденции, как рост их численности, усиление внимания к досуговой деятельности, к организации свободного времени молодых людей, снятие ограничений их политической деятельности, усиление связей молодежных организаций с культовыми учреждениями.

8. Основными направлениями деятельности молодежных организаций, действующих в Турции в XX веке, явились: социально-политическое просвещение, образование, учебно-поисковая и спортивная работа, художественная самодеятельность, социальная поддержка молодых людей и ДР

9. Организационно-педагогические механизмы социализации молодежи в молодежных организациях Турции объединяют широкий спектр последовательно и одновременно протекающих процессов. Это социально-психологические механизмы (подражание, эмпатия, идентификация, рефлекция), социально-педагогические механизмы (стихийные, институциональные, стилизованные, межличностные) и собственно организационно-педагогические механизмы (целеполагание, поручение, стимулирование, взаимоконтроль, субординация и координация).

10. В ходе социализации личности подростков и юношей в молодежных организациях происходит приобретение ими таких важных и приоритетных качеств социализированной личности, как толерантность, активность, ответственность, конкурентоспособность, уважение к старшим, веротерпимость и др.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Качире Ильхан, Казань

1. Антонова Л.Г. Педагогический дневник и личность учителя,- М.: Изд-во "Наука", 1998.

2. Бадаев А.А. и Др. Турецкая Республика.- М.: Изд-во "Наука", 1990.

3. Бобнева Н.И. Социальные нормы и регуляция поведения.- М.: Изд-во "Наука", 1988.

4. Бородаенко Л.А. О понятии адаптации,- Человек и общество, вып.У.-Л: Изд-во ЛГУ, 1980.- С. 18-21.

5. Дадашов Т.П. Просвещение в Турции в Новейшее Время (1923- 1960).-М.: Изд-во" Наука", 1972.

6. Далилов В.И. Грядет ли "Великий Туран"? И Наш Современник. 1995.- No: 2.-С. 163-172.

7. Далилов В.И. Политическая борьба в Турции. (50-е -80-х ) годы.- М.: Изд-во" Наука", 1985.

8. Далилов В.И. Турция 80-х: от военного режима до ограниченной демократии.- М.: Изд-во" Наука", 1991.

9. Заманова Э.Э. "Националистическая интерпретация культурного и отношение к духовным ценностям запада в Современной Турции" Турция: История и Современность. Сборник Статей.- М.: Изд-во "Наука", 1988. С.-189-195.

10. Ю.Зденка Весела. "Ислам в Турции в Конце 70-х Начала 80-х годов" Мусульманские Страны Религия и Политика (70 - 80 годы).- М.: Изд-во "Наука", 1991.

11. Н.ЬСиреев Н.Г."Атаки на секулеризм, Турция" И Азия и Африка Сегодня "Журнал".- 1997.- No: 4.- С. 44-51.

12. Коротец И.Д. Словарь Справочник "Человек и Общесво".- Ростов на Дону.: Изд-во "Феникс", 1996.

13. Крылова А.А. Психология.- М.: Изд-во "Проспект", 1999.

14. Н.Нигматов З.Г. и Хузиахметов А.Н. Курс лекций по педагогика.- Казань:

15. Изд-во "Матбугат йорты", 2001.

16. Родугина А.А. Психология и педагогика.- М.: Изд-во "Центр", 2000.

17. Серебрякова М.Н. "Рост национального и общественного сознания турок в годы национально-освободительной борьбы и образования Турецкой Республики (1918-1923)." // Этнокультурные Процессы в Странах Зарубежной Азии XX. Век. М.: 1991. С. 5-28.

18. Серебрякова М.Н. "Традиционные социальные институты в жизни современной Турции." // Этнокультурные Процессы Способы Взаимодействия. СПБ.: 1993.- С. 169-190.

19. Старченков Г.И. Победный марш исламистов.// Новое Время "Журнал". 1995 No: 14.- С. 33-35.

20. Старченков Г.И. Агория лаицизма? Турция // Азия и Африка Сегодня "Журнал". 1996.- No: 11.- С. 28-31.

21. Старченков Г.И. Ислам обретает второе дыхание в Турции // Азия и Африка Сегодня "Журнал". 1994.- No: 2.-С. 35-41.

22. Фадеева И.JI. "Ислам и культурная политика правящих кругов Турции 6080-х годов." Ислам и- социальные структуры стран Ближнего и Среднего Востока.- М.: Изд-во, "Наука".- 1990.- С.192-205.

23. Фадеева И.Л.Традиционализм и модернизация.// Азия и Африка Сегодня "Журнал". 1994.- No: 2.-С 42-48.

24. Харламов И.Ф. Педагогика.- М.: Изд-во"Юристь", 1997.

25. Хузиахметов А.Н. Формирование личности школьника: проблемы социализации и индивидуализации.- Казань: Изд-во "Дело", 1997.

26. Хузиахметов А.Н. Воспитание личности школьника.- Казань: Изд-во "Матбугат йорты", 2000.

27. Хузиахметов А.Н. Социализация и индивидуализация личности школьника.- Казань: Изд-во "Дом Печати", 1998.

28. Шахназаров O.JI. Особенности развития молодёжного движения в Турции. ( 60-е 70-е ), годы. Диссертация на Соискание Ученой Степени Кандидата Исторических Наук.-М.: 1981. '

29. Adivar Н. Е. Turk'iin Ate§le imtihani.- Istanbul: Maarif Yay., 1962.

30. Akar R. " Altin Nesil Projesi"// Arti Haber Haftalik Aktualite Dergisi, 24-30 Ocak 1998.- S. 44-53. *

31. Akseymen N. "Sosyalist Genglik Orgutunun Kurulu§u Uzerine."// Emek Dergisi. No: 21, (§ubat 1970).- S.13-17.

32. Akyol A. Once ve SonraEgitim.- Istanbul: MEB Yay., 1987.

33. Alkan C. Egitim Teknolojisi.- Ankara: A$ama Matbacilik Yay., 1984.

34. Altug H. ve Dr. Ogrenci Hareketlerinin Bilimsel Yonden Ara§tinlmasi.-Istanbul: Maarif Yay., 1970.

35. Arkona? S. Grup ili§kileri.- Istanbul: Alfa Yay., 1993.

36. Ataturk5uluk. (Haz. Genelkurmay Ba§kanligi). Atatiirk'tin Gorii§ ve Diderek-tifleri.- istanbul: MEB Yay., 1988.

37. Atav N. "§ahsiyetin Geli§mesinde Aile ve £evresinin, ve Ailedeki Gerginliklerin Etkileri."// Ankara Universitesi Siyasal Bil. Fak. Dergisi.- 1955.-Cilt: 10 No: 4.-S. 134-149.

38. Aydin M. " Din Egitimi Sil Ba§tan."// Aksiyon Dergisi.-2000.- No: 273.- S. 3239.

39. Aydin M. " Kiilturel sureklilik, Degi§me ve Egitim" Egitim Sosyolojisi. Se?me Yazilar.- Ankara: ilksan Matbuasi Yay., 1987.

40. Ba§aran t. E. Egitim Yonetimi.- Ankara: GUI Yay., 1993.

41. Ba§gil A.F. Genglerle Ba§ba§a.- istanbul: Yagmur Yay., 1960.

42. Ba§goz I. Turkiye'nin Egitim Qikmazi ve Atatiirk.- Ankara: TC. KUltur Bakanligi Yay., 1995.

43. Baymur F. Amerika Birle§ik Devletlerin'de Ortaogretim.- Ankara: Maarif Basimevi Yay., 1959.

44. Baymur F. Lise ve Denge Okullara Devam Eden Ogrencilerin Problemleri.-Ankara: MEGSB Yay., 1961.

45. Bayramoglu A. "F. Gulen ve Cemaati".// Yeni Yuzyil Gazetesi.- 26/08/1995.

46. Becker H. Marriage and the Family.- Boston: DC. Сотр., 1940.

47. Bilgiseven A. K. Egitim Sosyolojisi.- istanbul: Filiz Kitabevi Yay., 1992.

48. Bilgiseven A. K. Milli Egitim Stratejimiz Nasil Olmalidir?.- istanbul: TDAV. Yay., 1986.

49. Bilgiseven A. K. "Ziya Gokalp ve iktisat Soslojisi".// Sosyoloji Konferanslan. istanbul: 1978.-No: 5.- S.67-126.

50. Bilhan S. Egitim Felsefesi Kavram Qozumlemesi.- Ankara: Ankara Uni. Egitim Bilimleri Fak. Yay., 1991.

51. Binba?ioglu C. Turkiye Egitim Bilimleri Tarihi.- Istanbul: MEB. Yay., 1995.51 .Bolay S. H. Egitimden Dogan Gen9lik Problemleri.- Istanbul: iSAV. Yay., 1987.

52. Bolay S. H. Turkiye'de Ruh?u ve Maddeci Gorii§ Mticadelesi.- Istanbul; Der. Yay., 1967.

53. Bucak E.B. Turkiye Egitim Politikalan ve Siyasi Parti Odulleri.- Ankara: Adim Yay., 1993.

54. BursaliogIu Z. Egitim Idaresi.- Istanbul; Maarif Basimevi Yay., 1967.55.<^akir R. Ayet ve Slogan.- Istanbul: Metis Yay., 1990.56.£am E. Siyaset Bilimine Giri§.- Istanbul: Der. Yay., 1987.

55. Cemal M. Kavgamiz.- Istanbul: Kayihan Yay., 1979.

56. Charles M.H. Personality.- New York: The Ronald Press Company., 1950.

57. Cicioglu H. Turkiye Cumhuriyeti'nde Ilk ve OrtaQgretim.- Ankara: Ankara Uni. Egitim Bilimleri Yay., 1985.64.<^ivi S. Gen9lik Olaylari ve Ki§isel Ozellikleri, Uluslararasi Terorizm ve Gen9lik.- Ankara: Milli Egitim Basimevi. Yay., 1987.

58. Coplow T. The Elementary Sociology.- New York: The Ronald Press Company., 1965.

59. Dagh N. ve AktOrk B. Hukiimetler ve Programlari. I. Cilt. (1920-1960).-Ankara: TBMM. Basimevi Yay., 1988.

60. Darendelioglu 1. Turkiye'de Milliyet9ilik Hareketleri (1920-1970).- Istanbul: Toker Yay., 1977. *

61. Demirel О. ve Un К. Egitim Terimleri Sozcugu.- Ankara: Kadioglu Matbuasi Yay., 1987.

62. Devlet Planlama Te§kilati. "12-24 Ya§ Gen9lik Hakkmda Rapor."- Ankara: DTP. Yay., 1983.

63. Dogan H. Turk Egitim Sisteminin Degerlendirilmesi.- Istanbul: Talim ve Terbiye Dairesi Yay., No: 17.- 1972.

64. Dogru A. Sosyal Bunalim ve Degi§me.- Istanbul: Tima§ Yay., 1987.

65. Dursun D. "Muslumanlar Siyasetin Neresinde".// Yeni Zemin Dergisi. 1993.-No: 105.- S. 12-15.

66. Ebul-ala M. ( Qqv: Toksan I. ) islam ve Muassir Nizamlara Gore iktisadi Prensibler.- istanbul: Kayihan Yay., 1968.

67. Ek§i A. " £agda§ Bir Toplumda Ki§ilik Geli§imi".// Yaratici Toplumda £agda§ Egitim. 1990.- No:l.- S. 223-241.

68. Engels F. Anti Diihring.- Ankara: Sol Yay., 1995.

69. Engels F. Utopik Sosyalizm ve Bilimsel Sosyalizm.- istanbul: Sol Yay., 1970.

70. Erdogan I. (^agda§ Egitim Sistemleri.- istanbul: Sistem Yay., 1998.

71. Erdogan L. Ku9uk Diinyam.- istanbul: Ad Yay., 1994.

72. Ergin N.O. Tiirk Muarif Tarihi.- istanbul: MaarifYay., 1968.

73. Ergiil M. Gen?lik Sorunlan.- izmir: Sanat Koop. Yay., 1986.

74. Ergiin M. Egitim Sosyolojisine Giri§.- Ankara: Ocak Yay., 1994.

75. Erikson H.E. Insamn Sekiz (^agi.- Ankara: Birey ve Toplum Yay., 1984.

76. Erkal E.M. Sosyoloji. VI. Basim.- istanbul: Der. Yay., 1995.

77. Fay K. Tiirkiye'deki Koy Enstitiileri.- Ankara: imece Yay., 1962.

78. Fidan N. Okulda Ogrenme ve Ogretme.- Ankara: Alkim Kitap9ilik Yay., 1985.

79. Gen9likNe Diyor?// Sabah Gazetesi. 15 Mayis 1978.

80. Gen9lik ve Spor Hizmetleri.- Ankara: Ba§bakanlik Yay., 1989.

81. Geray C. Halkegitimi.- Ankara: Ankara Cni. SBF. Yay., 1987.

82. G6kalp Z. ( Haz. Kaplan M. ) Turklugiin Esaslan. istanbul: Milli Egitim Basimevi Yay., 1970.

83. G6k9e B. Ortaogretim Gen9leginin Beklenti ve Sorunlan.- Ankara: MEGSB Yay., 1984.

84. Gok9e В. Sosyal ve Kiilturel Degi§melerde Genslik, Gen5ligin Egitim Sorunlari.- Ankara: TED. Yay., 1988.

85. G6k9e B. Toplmnsal Bilimlerde Ara§tirma.- Ankara: Yava§ Yay., 1992.

86. G6kmen H. ve Dr. Ytiksekogretim Ogrencilerinin Serbest Zaman Etkinlikleri ve Kendilerini Ger5ekle§tirme Diizeyleri.- Ankara: MEGSB Yay., 1985.

87. G6mleksiz M. "Demokratik Bir Afisindan Hacettepe Uni. Egitim Faktiltesi Ogretim Elemanlarin ve Ogrencilerin Davrani§lanmn Degerlendirilmesi".- H.U. Sosyal Bilimler Enstitiisi (Master Tezi.) Ankara: 1988.

88. Grafiklerle Din Egitim Okullan ( 1951-1970 ).- Ankara: MEBDIEGM. Yay., 1970.

89. Gulen M.F. (^oguk Terbiyesi.- Istanbul: Zaman Yay., 2000.

90. Guner A. Tarikatlar.- istanbul: Milliyet Yay., 1988.

91. Giirses H.B. ve Giirses F. Dunya'da ve Tiirkiye'de Gen5lik.- istanbul: Toplumsal Donii§um Yay., 1997.

92. Giirsoy B. "Genglik ve Orgutlenme Sorunu.'V/ like Dergisi. 1975.- No: 14.- S. 917.

93. Guven? B. islam ve Toplum.- istanbul: Remzi Kitabevi Yay., 1979.

94. Haupt G. ve Domunt P. Osmanli imparatorlugun'da Sosyalist Hareketler.-istanbul: Der. Yay., 1977.

95. Hesap^ioglu M. Ogretim like ve Yontemleri.- istanbul: Beta Basim Yay., 1994.

96. Heyet. "12-24 Ya§ Gen5lerin Sosya-Ekonomik Sorunlari."- Ankara: MEGSB Yay., 1986.

97. Hirose H. Japonya'da Gen^lik.- istanbul: TED Yay., 1988.

98. Hiiseyin M. Modernizm'in islam Diinyasina Giri§i.- istanbul: insan Yay., 1986.106.ilhan A. Hangi Sag?.- istanbul: Sol Yay., 1980.107. imam Nevevi. ( £ev. Ozkes i. J Riyaz'us Salihin.- 2. Cilt, Hadis No: 311.-istanbul: islamoglu Yay., 1991.

99. Jacgues A. (£ev. Guner A.O.) Kapitalizm, Marksizm ve islam.- istanbul: Turk-Kiiltur Yay., 1975. *

100. James F.A. Contibutions to the Understanding of Adalescense.- New York: The Ronald Press Company., 1968.

101. Jargen M. Bel9ika'da Gen5lik.- Ankara: TED Yay., 1988.1.l .Kabakli A. "Batila§ma Degil, £agda§.7/ Buytik Turkiye Dergisi. 1970.-No:14.- S. 29-37.

102. Kalkinma Plani. II. Be§ Yil. (1968-1972 ).

103. Kandemir F. Resmi Tarih.- Cilt No: 6.- istanbul: Der. Yay., 1974.

104. Kaplan i. Tiirkiye'de Milli Egitim idolojisi.- istanbul: Ileti§im Yay., 1999.

105. Kaptan S. Bilimsel Ara§tirma ve Gozlem Teknikleri.- Ankara: Rehber Yay.,1989.

106. Karabulut M. N. ve Poturnak "Ogretimde Mevcud Egitim Politikalan ile Uygulamanin Bugunkii Durumu ve Degerlendirilmesi."// Tiirkiye'de Egitim Politikasi. 1990.-No: 5.- S. 45-124.

107. Karasar N. Bilimsel Ara§tirma Yontemi.- Ankara: Ara§tirma Egitim Dani§malik Ltd.Yay., 1982.

108. Karayegen i. "8 Yil Hedefleri Tutmadi."// Zaman Gazetesi.- 28 §ubat 2001.

109. Kaya Y.K. insan Yeti§tirme Diizenimiz.- Ankara: Hacettepe Uni. Egitim Fak. Yay., 1984.

110. Ki§lali A.T. Ogrenci Ayaklanmalari.- Ankara: Bilgi Yay., 1974.

111. K6ker L. Modernle§me, Kemalizm ve Demokrasi.- istanbul: lleti§im Yay.,1990.

112. K6knel 6. "Gen?lik ^aginda Kiz ve Erkek Arkada§ligi.7/1. Milli Gen?lik Yili Konferansi. 1985.-No: 1.- S. 19-23.

113. K6knel 6. Ki§ilik.- istanbul: Altin Kitaplar Yay., 1985.

114. K6knel 0. Tiirk Toplumu'nda Bugiiniin Gen5ligi.- istanbul: Bozak Basimevi Yay., 1970.

115. K6ni H. Terorizm ve Gen9lik.- Ankara: MEGSB. Yay., 1987.

116. Ku5ukahmet L. Ogretim like ve Yontemleri.- Ankara: Gazi Egitim Fak. Yay., 1989.

117. Kuran A. B. inkilap Tarihimiz ve ittihad Terakki. istanbul: Maarif Yay., 1948.

118. Kutub S. ( Qev. Be§er H.) islam'i Etiidler.- istanbul: Kadioglu Matbuasi Yay., 1967.

119. Lenin. I. V. Marksizm ve Gen<?lik.- istanbul: Koral Yay., 1977.

120. Levent E. "21. Yuzyili Kar§ilarken Milli Egitimde Yeni Strateji."// Gazi Uni. Egitim Fak. Dergisi. 1988.-No:l.- S. 1-15.

121. Mardin " Sosyal Yapimiz ve Ogrenci Eylemleri."// Milliyet Gazetesi.- 4 Ocak 1975.-S. 8-13.

122. Mardin "Turk Toplumun Bunalimi ve Degerleri."// Milliyet Gazetesi.- 7 Ocak 1976.- S. 7-8.

123. Mardin "Yonth and Violence in Turkey."// Euopean Journal of Sociology. 1978.-No: 2.-S. 229-256.

124. Mardin Siyasal ve Sosyal Bilimler. (Makaler II).- istanbul: ileti§im Yay., 1997.

125. Marx K. Engels F. and Lenin V.i. On Scientific Communizm.- Moscow: Progress Publishers, 1967.

126. Marx K. Selected Writings.- Oxford: Oxford Uni. Press., 1977.

127. Marx K. Toplumsal Simflar ve Simf Cati§masi.- istanbul: SBFD Yay., 1968.

128. Meri9 U. Genyligin Yeti§mesinde Aile ve Egitim Miiesseleri, Gen?lik Meseleleri.- istanbul: Aydinlar Ocagi Yay., 1988.

129. Milli Egitim Bakanligi. 1994 But<?e Konu§masi.- Ankara: MEB. Yay., 1994.

130. Milli Egitim istatistikleri. Yaygm Egitim. (1994-1995 ).- Ankara: DiE. Yay., 1997.

131. Milli Egitim Sistemimiz'de Orgiin ve Yaygm Egitim Kurumlan.- istanbul: TUSIAD. Yay., 1990.

132. Milli Egitim §urasi. Hazirlik Dokiimani.- Ankara: MEB Yay., 1988.143 .Morgan C. (Qev. Anci H. ve Dr.) Psikolojiye Giri§ Ders Kitabi.- Ankara: Hacettepe Uni. Psikoloji B61. Yay., 1989.

133. Parla T. Turkiye'deki Anayasalar.- istanbul: ileti§im Yay., 1991.

134. Robert F.W. "The Study Of The Personality In The Family Setting."// Sociall Force. 1950.-No: 13.- S. 56-75.152.§ahim T. Siyasi Katilim ve Baski Gruplan.- Ankara: Makro Ltd. §ti. Yay., 1994.

135. SakaogluN. Cumhuriyet Donemi Egitim Tarihi.- istanbul: ileti§im Yay., 1992.

136. Sayin "£agda§ Egitimde Ama9 ve Yontem:"// Yaratici Toplumda £agda§ Egitim. 1990.-No:l.- S.25-36.155.§ehsuvaroglu L. Kavgamiz.- istanbul: Kayihan Yay., 1979.156.§ener S. Turkiye'de Gen9lik Olayi.- istanbul: Tima§ Yay., 1991.

137. Sezgin O. U9iincu Neslin Egitimi.- Ankara: TDV. Yay., 1991.

138. Stanfeld S. Social Psychology.- New York: The Ronald Press Company., 1950.

139. Stanger R. Psychology of Personality.- New York: Hill Brook Camp., 1937.

140. Tan H. Psikolojik Dam§ma ve Rehberlik.- Istanbul: MEB Yay., 1992.

141. TC. Milli Egitim Bakanligi. TBMM. 1995 But9e Raporu.(20 Ocak 1994).-Ankara: MEB Yay., 1994.

142. TC. Ba§bakanlik Gen9lik Spor Genel Mudurliigu. Ulusal Gen9lik Kamplan 2000.- Ankara: GSGM Yay., 2000.

143. TC. Milli Egitim Bakanligi. 9. Milli Egitim §urasi (24-7-1974).- istanbul: MEB Yay., 1991.

144. TC. Milli Egitim Bakanligi. Haftalik Ders Programi.- Ankara: MEB Yay., 1987.

145. ТС. Milli Egitim Bakanligi. Ortaogretimin Yeniden Diizenlemesi ve Resim Semineri.- Ankara: MEB Yay., 1990.

146. TC.GSGM. Gen<?lik Hizmetleri Daire Ba§kanligi. 1999 Faaliyet ve Cali§malari.- Ankara: GSGM Yay., 1999.

147. TC.GSGM. Genflik Hizmetleri Daire Ba§kanligi. Ulusal ve Uluslararasi Genslik Kamplan 2001 Tamtim Kitapsigi.- Ankara: GSGM Yay., 2001.

148. Tezcan M. Bo§ Zamanlar Sosyolojisi.- Ankara: TED Yay., 1982.

149. Tibi B. (Qev. Kabak9ioglu S.) Bogazin iki Yakasi.- istanbul: Dogan Yay., 2000.

150. Tolon B. £agda§la§ma Siirecinde Gen9lerin Ekonomik Durumu.- Ankara: TED Yay., 1988.

151. Tugrul Y. "Youth and Modernization Process in Turkey."- (Doktora Tezi) Boston: Boston Uni. Yay., 1974.

152. Turan i. Siyasal Sistem ve Siyasal Davrani§.- istanbul: Der. Yay., 1986.

153. Turgut H. "F. Giilen ve Okullan."// Yeni Yuzyil Gazetesi.- 15-01 1998 / 04-021998.- S.ll-15.

154. TurgutH. "F.Gulenle Roportaj."// Sabah Gazetesi.- 21 Ocak 1997.- S.21.

155. Turhan M. Ktiltur Degi§meleri.- istanbul: Marmara Uni. ilahiyat Fak. Yay., 1994.

156. Tiirkdogan O. Sosyal §iddet ve Tiirkiye Ger9egi.- istanbul: Tima§ Yay., 1996.

157. Tiirkdogan O. "Osmanli Kimligi Uzerine."// Turk Diinyasi Tarih Dergisi. 1996.-No: 110.-S. 6-13.

158. Turkiye Bilimsel ve Teknik Ara§tirma Kurumu. 1990 Faaliyet Raporu.-Ankara: TUBITAK Yay., 1991.

159. Turkiye Cumhuriyeti Anayasasi. Yasa No: 2709, Kabul Tarihi: 7- Kasim 1982. Resmi Gazete Yaym Tarihi, ( 9-11-1982 ) Sayi No: 17863.

160. Tiirkiye Milli Gen5lik Te§kilati. XVI. Donem (^ali§ma Raporu.- istanbul: TMGT.Yay., 1970. ^

161. Ulken H.Z. Egitim Felsefesi.- istanbul: Der Yay., 1967.

162. Van§ F. Ergen'in Geli§imine Etki Eden Kiilturel Faktorler.- Ankara: Ankara Uni. Egitim Fak. Yay., 1968.

163. Yalmas M. Turkiye'de Terorist Hareketleri.- Ankara: MEGSB. Yay., 1987.

164. Yorukoglu A. (Heyet), "12-24 Ya§ Gen9lerin Sosyo-Ekonomik Sorunlari."-Ankara: GHFDB. Yay., 1986.

165. Y6rukoglu A. Gen$lik gagi.- Istanbul: Ozgur Yay., 1998.

166. Yucel H.A. Milli Egitimle Ilgili Soylev ve Deme?ler.- Ankara: Kulttir Bakanligi Yay., 1993.

167. Yucel H.A. "Turkiye'de Ortadgretim."// Mualimler Birligi Mecmuasi. Yil: 1.-Ankara: Kultur Bakanligi Yay., 1994.- No: 4.- S. 45-62.

168. Yuksek Ogretim Kanunu.TC Resmi Gazete, No: 17506. (6-11-1981).

169. Zaim S. Ortak Pazar ve Turkiye.- Istanbul: Ulku Ocaklan Birligi Yay., 1970.