автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Ориентация на творческую самореализацию педагога-музыканта как условие его профессионального совершенствования
- Автор научной работы
- Буренина, Анна Иосифовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1995
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Буренина, Анна Иосифовна, 1995 год
Введение.
Глава 1 Творческая самореализация педагогов-музыкантов в сфере искусства и в педагогической деятельности.
1.1 Профессионально-личностная направленность преподавателя художественного цикла предметов на творческую самореализацию. Л
1.2. Внутренняя сопричастность педагогов-музыкантов процессу творческого поиска технологий приобщения детей к художественному творчеству.
1.3. Педагог-музыкант дошкольного учреждения: его основные профессиональные функции и цели повышения квалификации.
1.4. Основные положения и методика исследования. .,29"
Глава II Направленность системы повышения квалификации на подготовку педагогов-музыкантов к творческой самореализации.
2.1.Диагностика уровня развития профессионализма педагогов-музыкантов.
2.2.Профессиональные потребности педагогов-музыкантов в творческом развитии и условия их реализации в системе ПК.
Глава III Формирование готовности педагога-музыканта к творческой самореализации. (
3.1. Создание психолого-педагогических условий для творческой самореализации педагогов на курсовых занятиях.
3.2 Ориентация на профессионально-личностную самореализацию педагога-музыканта в условиях его экспериментального обучения в системе ПК
Введение диссертации по педагогике, на тему "Ориентация на творческую самореализацию педагога-музыканта как условие его профессионального совершенствования"
Смена парадигмы образования в современных условиях проявляется прежде всего в ориентации всей системы образования на развитие свободного диалога человека с миром, культурой, с исторической эпохой, на овладение приемами общения на основе творческой самореализации личности.
В системе дошкольного воспитания, где закладываются основы формирования гуманистически направленной личности, осуществляется интеллектуальное, эмоционально-художественное, нравственное развитие ребенка (средствами музыки, пластики, изобразительной деятельности и др.), особенно остро ощущается потребность в творческих специалистах, подготовка которых осуществляется как в специальных учебных заведениях, так и в системе повышения квалификации.
В настоящее время появились новые программы (Л.А. Венге-ра, Д. И. Воробьевой и др), синтезирующие наиболее прогрессивные идеи российских педагогов-гуманистов (К.Д.Ушинского,Л.Н.Толстого) , а также передовую педагогическую мысль зарубежных исследователей. Успех реализации этих программ зависит от того, насколько педагог сможет стать соавтором этих идей, насколько он подготовлен к сотрудничеству, сотворчеству с ребенком. В связи с этим проблема поиска технологий, позволяющих ориентировать мышление педагога на цели и задачи, значимые для развития личности ребенка, а также на новое содержание, к отбору которого причастен сам педагог-воспитатель, является актуальным для подготовки и повышения квалификации специалистов (Н. Я. Михайленко и Н.А.Короткова).
Существующий опыт исследования постбазового образования педагогов свидетельствует о том, что современная система повышения квалификации обладает значительным потенциалом в области профессиональной подготовки учителя -воспитателя (В.Г.Онушкин, С. Г.Вершловский, Ю.Н.Кулюткин, В. Ю.Кричевский, Е.П.Тонконогая, Г.С. Сухобская и др.).
Поиск путей и эффективных методик совершенствования профессионализма педагогов привел к разработке новых технологий, связанных с ориентацией учителя на самообразование, самосовершенствование, на выявление его внутренних потребностей и стимулов к обучению и развитию своего творческого потенциала. (Н. Н. Лобанова, Т. Г. Браже, А. Е. Марон. Е. А. Соколовская, и др.)
Существенным фактором самореализации педагога-музыканта в профессии является осознание себя как творческой личности.
Как показали результаты многих исследований, рефлексивные процессы в личностно-профессиональном развитии педагога определяет его готовность к творческой самореализации, к дальнейшему самосовершенствованию. (Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, А. А. Бизяе-ва, 3. К. Туркина, Л. П. Дуганова, Л. С. Страхова и др.).
Вместе с тем, система повышения квалификации не реализует еще в полной мере современные психологические идеи развития творческого потенциала личности, особенно в плане дальнейшего педагогического осмысления и разработки на их основе конкретных технологий.
Цель исследования- разработка и апробация системы повышения квалификации педагогов-музыкантов дошкольных учреждений, ориентирующей специалистов на творческую самореализацию в профессии.
Объект исследования - процесс повышения квалификации педагогов искусства.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия, стимулирующие процесс творческой самореализации педагога-музыканта в профессии.
Гипотеза исследования:
Мы исходим из предположения, что эффективность повышения квалификации педагогов искусства обусловлена прежде всего их ориентацией на творческую самореализацию в профессии, а также сформированным профессиональным умением находить способы полноценного приобщения детей к искусству. В основу концепции исследования положена идея о том, что профессионализм педагога в сфере искусства связан не только с его знаниями методики обучения детей, но и с особенностями его самореализации в этой сфере как личности и как профессионала. Мы исходили из того, что как личность и индивидуальность педагог прежде всего сам получает удовлетворение от искусства и только при этом условии он может стремиться передать это чувство детям. Однако нахождение способов приобщения ребенка к искусству требует способности отреф-лексировать собственное эстетическое переживание и найти способы, педагогические приемы, чтобы вызвать аналогичное состояние у ребенка.
Мы полагали, что развитие профессиональной рефлексии педагогов-музыкантов в значительной степени зависит от условий обучения в системе ПК, которые должны ьхлючать 2 основных этапа: выработка установки на собственную творческую активность (эмоционально-личностный компонент); ориентация на педагогические цели: вызвать эмоциональный отклик у детей, передать им знания, стимулировать их творческие проявления и др.
Мы определили следующие задачи исследования: - проанализировать существующее состояние повьления квалификации педагогов-музыкантов дошкольных учреждений;
- исследовать специфику личностно-профессиональной самореализации педагогов искусства;
- разработать принципы, содержание, формы и психолого-педагогические условия организации повышения квалификации, обеспечивающие ориентацию педагогов-музыкантов на творческую самореализацию в профессии;
- апробировать экспериментальную модель обучения педагогов-музыкантов в системе ПК, ориентирующую их на творческую самореализацию в профессии и разработать показатели оценки эффективности этой деятельности.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы:анализ литературы по проблеме исследования, изучение документации кабинетов музыки и дошкольного воспитания ИУУ;ретроспективный анализ собственной работы в качестве преподавателя кафедры дошкольного воспитания ЛО ИУУ; методы опроса ( анкетирование, интервьюирование, беседы); наблюдение (включенное и лонгитюдное); видеозапись практических занятий, деловых игр, метод самооценки и экспертных оценок, монографическое изучение деятельности педагогов-музыкантов дошкольных учреждений.
В констатирующем эксперименте приняли участие 920 педагогов, в обучающем - 250 педагогов-музыкантов дошкольных учреждений. Методологической основой исследования явилась:
- концепции педагогов-гуманистов (А.Маслоу, К.Роджерса, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого и др.);
- теория непрерывного образования (А.П. Владиславлев, С. Г.Верш-ловский,А.В. Даринский,Ю.Н.Кулюткин, В.Г.Онушкин и др.) ;
- концепция личностно-деятельностного подхода к подготовке и повышению квалификации учителей (Н. В. Кузьмина, В. А. Сласте-нин,Г.С.Сухобская, А.П.Тонконогая, А.И.Щербаков и др.);
- при разработке конкретных вопросов мы исходили из концепции дифференциации и индивидуализации в системе повышения квалификации учителей (Т. Г.Браже, И. П. Глинская. Н. Н. Лобанова, А. Е. Ма
- 7 рон, Е.А. Соколовская,Э.К.Туркина и др.);
- теория творческой деятельности (Б.Г.Ананьев,Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, Д.Н.Узнадзе и др.);
- теория эстетического воспитания (Д.Б.Кабалевский, Б.М.Йеменский, Н.А.Ветлугина);
- теория музыкознания - (П.Е.Незнайкинский, В.В.Медушевский, Л.А.Мазель и др.).
На первом этапе (1991- 1993 г.г.) проводилось теоретическое осмысление проблемы: изучалась философско-эстетическая, психолого-педагогическая, искусствоведческая, музыковедческая и методическая литература. Осуществлялось эмпирическое накопление материала на основе изучения состояния повышения квалификации педагогов-музыкантов дошкольных учреждений в различных ИУУ России. практики музыкального воспитания в детских садах, музыкально-педагогической подготовки специалистов в высших и средних учебных заведениях Санкт-Петербурга.
Намечен план работы и определены методы исследования. Разработана концептуальная модель показателей продуктивности творческого самовыражения в профессиональной деятельности, на основании которой была создана методика исследования степени готовности педагога к самореализации в процессе курсовой подготовки и в практике работы. Разработана система деловых игр с учетом специфики деятельности педагогов-музыкантов дошкольных учреждений.
На втором этапе (1994 г.) использовался комплекс методов, повышающих достоверность результатов. Массовое анкетирование и интревьюирование дало обширный материал, характеризующий отношение педагогов к своей профессиональной деятельности и сферу их потребностей и запросов в области повышения квалификации. Проведена личная опытно-поисковая работа автора в качестве преподавателя кафедры дошкольного воспитания ЛОИУУ. Осуществлялось длительное наблюдение за педагогами-музыкантами в процессе педагогической практики и в курсовой подготовке с целью выявления изменений их мотивационной сферы; применялся метод ситуационных испытаний.
Сопоставительный анализ полученных данных привел к разработке логико-дидактической модели учебного процесса повышения квалификации педагогов-музыкантов дошкольных учреждений, а также модели психологической подготовки к творческой самореализации.
На третьем этапе (1994-1995г.г.) осуществлялись опытная проверка и внедрение в практику работы ИУУ экспериментальной модели учебного процесса повышения квалификации, а также диагности-ко-развивающих методик (опросников, деловых игр).Эффективность предлагаемой методики проверялась в базовых ИУУ путем оценки ее экспертными судьями, в роли которых выступали сотрудники кафедр и заведующие кабинетами ( музыки, дошкольного воспитания). Этот этап был связан с обобщением и систематизацией полученных в ходе всего исследования результатов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
1. Раскрыта сущность профессиональной-личностной самореализации педагога искусства, которая отражена в гипотезе.
2. Впервые выделены ведущие компоненты профессиональной деятельности педагогов-музыкантов дошкольных учреждений и обоснованы подходы к совершенствованию их профессионализма с позиции творческой самореализации в профессии.
3. Определены принципы построения многоступенчатой модели повышения квалификации педагогов-музыкантов на основе их творческой самореализации и осуществлен отбор содержания и форм профессионального обучения на каждой ступени.
4. Теоретически обоснованы и экспериментально апробированы модели подготовки педагога-музыканта к творческой самореализации и диагностика уровней готовности к творчеству.
5. Выявлены типологические особенности творческих проявлений педагогов-музыкантов в профессиональной деятельности.
Практическая ценность проведенного исследования - разработано:
1) комплекс диагностических программ уровней готовности педагогов -музыкантов к творческой самореализации (компьютерная игра-опросник,ролевые игры и др);
2) методика обучения педагогов приемам релаксации и профессиональной рефлексии как необходимым фазам творческого процесса;
3) многовариантные учебно-тематическоие планы повышения квалификации данной категории специалистов, представляющие практический интерес и для других ИУУ.
Разработаны и внедрены в практику ИУУ методы работы с педагогами-музыкантами с использованием элементов музыкотерапии и актерского тренинга, стимулирующих их творческое развитие.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Теоретико-методологический анализ сущности творческой самореализации педагогов-музыкантов в профессии.
2. Педагогические технологии приобщения ребенка к искусству на основе психологического механизма сотворчества.
3. Принципы построения системы непрерывного повышения квалификации педагогов-музыкантов, способствующей профессиональному росту педагогов и организационно-содержательные модели поэтап
- 10 ной подготовки педагога к творчеству.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в ходе экспериментальной работы на базе Ленинградского ОИУУ, Университета Педагогического мастерства г. Санкт-Петербурга» Карельского научно-методического центра, Ханты-мансийского, Мурманского, Калининградского , Новокузнеко-го, Нефте-юганского, Новороссийского, Вологодского ИПКУ.
Разработанные методические рекомендации, учебно-тематические планы курсовой подготовки педагогов-музыкантов дошкольных учреждений, учебно-методический видеофильм "Ритмическая гимнастика для дошкольников", диагностические методики к проведению аттестации педагогических кадров дошкольных учреждений и другие экспериментальные материалы широко используются в различных институтах усовершенствования учителей Российской Федерации.
Основные положения и результаты исследования представлены на научно-практической межрегиональной конференции по проблемам эстетического воспитания дошкольников (Санкт-Петербург,1991 г.), на областной научно-практической конференции "Психическое и физическое здоровье ребенка"( Санкт-Петербург, 1994г.), на международном симпозиуме по проблемам развития ребенка-дошкольника ( Санкт-Петербург, 1995 г.).
По теме исследования опубликовано 6 работ. Результаты исследования использовались автором при чтении лекций, проведении семинарских и практических занятий, деловых игр, консультаций, методической учебы педагогов-музыкантов дошкольных учреждений, руководящих работников образования Санкт-Петербурга. Ленинградской области и других городов Российской Федерации.
- И
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
7.Результаты исследования показали, что усиление внимания педагогов на рефлексивных процессах (самоанализ результатов своей профессиональной деятельности,осознание ее достоинств, выявление факторов, влияющих на ее продуктивность и факторов, препятствующих творческому развитию) помогает им давать более адекватные самооценки и более объективно оценивать других, видеть перспективы своего развития и выбирать пути для самосовершенствования.
Выдвинутая в диссертации идея о влиянии знаний психологических механизмов творческой деятельности на актуализацию моти-вационной сферы педагога и на совершенствование его рефлексивных способностей реализовалась в разработке многоступенчатой системы подготовки педагогов-музыкантов в течение 4 лет и более.
Как показал эксперимент, личностное развитие и совершенствование художественно-творческих способностей является основой саморелизации педагога-музыканта в профессии, так как способствует достижению им удовлетворенности как от самого процесса занятия искусством, так и от успешных результатов в приобщении ребенка к этому искусству.
8.Эффективность экспериментального обучения проявилась также в ориентации педагогов-музыкантов на различную по характеру творческих проявлений самореализацию в профессии ( в зависимости от индивидуальных, личностных и профессиональных качеств, базовой подготовки специалистов и т.д.). Эти типологические характеристики особенностей профессиональной деятельности были условно нами названы:"Пунктуальный исполнитель", "Педагог-импровизатор", "Свободный художник" и "Неутомимый исследователь".
Умение видеть перспективы своего профессионального совершенствования, возможности творческого самовыражения - как на уровне исполнительской музыкально-педагогической деятельности и далее в самостоятельной разработке методов и приемов взаимодействия с детьми, педагогической импровизации, так и (если есть специальные склонности и способности) на уровне художественно-творческой и исследовательской деятельности - ориентирует педагогов-музыкантов на их дальнейшее самообразование и развитие.
На основе технологий, интегрирующих в себе достижения современной психологии, музыкознания, педагогики искусства, способствующих успешной профессионально-личностной самореализации специалистов, в дальнейшем могут быть разработаны программы и методики обучения преподавателей эстетического цикла предметов различных направлений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные цели образования во всем мире, приобретающие ярко выраженную гуманистическую направленность, особенно обостряют значимость приобщения детей к искусству, особенно с раннего возраста, как наиболее сензитивного периода для развития творческого потенциала личности ребенка, его способностей.
Искусство, как наиболее богатая и интимная для человека духовная культура, требует, как известно, особых механизмов его трансляции, специально подготовленной категорией специалистов -педагогических "посредников", помогающих ребенку ( а иногда и взрослому) найти свой путь в мир искусства.
Роль таких посредников- педагогов - чрезвычайно плодотворна, так как они могут помочь человеку достаточно рано открыть двери в мир прекрасного и приобщиться к нему, а могут и закрыть ее навсегда.
Анализ существующей системы повышения квалификации специалистов данной категории, исследование готовности педагогов-музыкантов к творческой самореализации в профессии и результаты обучающего эксперимента позволили сделать следующие выводы:
1.Высокая степень удовлетворенности педагогов-музыкантов дошкольных учреждений своей профессией, их стремление к постоянному самосовершенствованию, к реализации своих способностей свидетельствуют о наличии потенциальных возможностей в повышении квалификации специалистов данной категории, в их профессионально-личностном росте.
2. Ориентация обучения педагогов-музыкантов в системе ПК на совершенствование прежде всего их частнометодических умений, на овладение слушателями курсов конкретными технологиями образования детей (включая и специальный репертуар, рекомендованный для работы с дошкольниками) мало способствует развитию профессионализма педагогов как в музыкальном исполнительстве, так и в области общей культуры.
В результате такой однонаправленности содержания обучения (непосредственно на ребенка), отмечается тенденция у большинства специалистов в постепенном снижении их музыкального исполнительского уровня, в возникновении вербальных трудностей,психологических "барьеров" и комплексов, проявляющихся в ситуациях общения с коллегами, а также в публичных выступлениях( на конференциях, методических объединениях).
Указанные проблемы часто являются не до конца осознанными самими педагогами и проявляются в их нежелании демонстрировать свой опыт, а также в запросах при обучении прежде всего в овладении новым практическим материалом для работы с детьми и в меньшей степени для развития своего собственного профессионального и культурного уровня как педагогов искусства.
При исследовании ориентации специалистов в формах и содержании обучения в системе ПК выявлено также их стремление к занятиям такой деятельностью,которая привлекательна и интересна не только в узко профессиональном плане, но и с точки зрения их художественно-творческого, а также духовного и физического совершенствования . Этим можно объяснить тот факт, что желание заниматься ритмической пластикой на проблемном семинаре выразили большинство слушателей.
3.Проведенное нами экспериментальное обучение, основанное на усилении внимания к творческой самореализации педагога в процессе его профессионального совершенствования, подтвердило особую значимость личностной включенности педагога-музыканта на всех этапах ПК, стимулирующих его творческие проявления в разнообразных видах художественно-педагогической и учебной дея-тельностях и влияющих не только на профессиональное, но и на личностное развитие специалистов.
Разработанная концепция повышения квалификации дает основу для построения вариативных моделей организации процесса обучения на курсах в ИУУ, которые сочетают в себе как содержательные и процессуальные характеристики, так и диагностики профессионального развития педагогов искусства.
4.Экспериментальная технология обучения педагогов-музыкантов базировалась на целостном психологическом механизме, в структуре которого были выделены 4 фазы: "Релаксационная", "Творческая", "Рефлексивная" и "Оценочная". Акцентирование внимание на этих фазах в процессе обучения позволили педагогам осознать собственные художественно-творческие особенности и возможности, а также овладеть способами достижения эффекта в приобщении детей к искусству.
Исследование свидетельствует, что акцентирование внимания на релаксационной и рефлексивной фазах обучения создает, с одной стороны, условия психологического комфорта и свободы профессионально-личностных проявлений, с другой стороны - обеспечивает дальнейшее творческое развитие личности педагога.
5. Апробация экспериментальной технологии была проведена на основе музыкально-ритмической деятельности так как, с одной стороны, в движениях наглядно проявляется протекание основных психических процессов(сенсомоторных, волевых,эмоциональных, мыслительных) и с достаточной степенью достоверности можно оценивать как процесс, так и результат творческой деятельности; с другой стороны, занятия ритмикой являются наиболее предпочтительными и для самих педагогов-музыкантов.
Экспериментальное обучение (на основе музыкально-ритмической деятельности) дало возможность:
- обучить педагогов-музыкантов приемам релаксации, "вхождения" в образ, овладеть способами вызывать этот состояние по отношению к себе и к другим средствами ритмики;
- совершенствовать рефлексивные умения, которые наиболее успешно были реализованы в процессе музыкально-ритмических движений, так как формирование и коррекция "образа себя", изменение привычных стереотипов происходит наиболее успешно при условии воздействия музыки и движений как наиболее мощных средств психофизиологической регуляции, способствующих психологическому раскрепощению человека через освоение собственного тела как выразительного инструмента.
В ходе обучающего эксперимента были найдены оригинальные методы и приемы творческого взаимодействия педагога с детьми в процессе занятий ритмикой, которые отражены в разработанной нами методике "Ритмическая мозаика".
6.Экспериментальная технология совершенствования профессионализма педагогов-музыкантов позволяет им находить собственные способы творческого взаимодействия с ребенком в любом виде художественной деятельности ( не только в процессе занятий ритмическими движениями, но и при обучении детей пению, музицированию и т. д.).
Ориентация педагогов на поиск собственных, оригинальных методов приобщения детей к искусству усиливает воспитательный эффект в отношении детей, а также дает возможность педагогу более полно реализовать свою творческую индивидуальность, свои способности и профессионализм.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Буренина, Анна Иосифовна, Санкт-Петербург
1.Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе образования: Учебное пособие для преподавателей, читающих спецкурс, аспирантов, слушателей ФПК.-М.1990.-188 с.
2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.:Просвещение, 1983. - 112 с.
3. Агапова 0.В. Особенности профессиональной подготовки учителя в системе повышения квалификации к развитию творческих способностей детей в начальной школе: Автореф.дис. канд. пед. наук. РАО ИОВ.СПб., 1992.- 16 с.
4. Азаров Ю. Б. Искусство воспитывать. М. ,1985.- 448 с.
5. Актуальные проблемы психолого-педагогической подготовки студентов: Сб. научн. тр. /Редкол. С. Н. Батракова, отв. ред. и др. "Ярославль, 1990. 105 с.
6. Алиев Ю. Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Автореф. дис. д-ра пед. наук АПН СССР. НИИ общ.проблем воспитания. М.,1987.- 32 с.
7. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы//Ученые записки ЛГУ им.Жданова, 265. Вып. 16. Психология. - Л., 1959.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.:Изд-во Ле-нингр.ун-та, 1969. - 399 с.
9. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся систе-мы//Психология формирования и развития личности. М, 1981.-С. 3-19.
10. Анцыферова Л. И. Методологические проблемы психологии развития.
11. Принцип развития в психологии. М.1981 - С.3-20.
12. Апраксина O.A. Методика развития музыкального восприятия: Уч. пособие. М. :МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. - 61 с.
13. Апраксина O.A.Современные требования к учителю-музыканту и задачи музыкально-педагогических факультетов. // Музыка в школе. 1983. N1. - с. 30-35.
14. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Кн. для учителя. - М., 1984. - 111 с.
15. Арчажникова Л.Г. Теоретиечские основы профессионально-педагогической подготовки учителей музыки: Дис. . доктора пед. наук. М., 1986. - 264 с.
16. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. Л., 1973. - 144 с.
17. Балаев A.A. Активные методы обучения.- М.: Профиздат, 1986. -96 с.
18. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. 352 с.
19. Васин Е.А. Творческая личность художника. М: Знание, 1988.- 64 с. (Новое в жизни, в науке и технике, сер. "Эстетика""; N3)
20. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,1986.- 420 с.
21. Бернстайн Л. Музыка всем /Пер. с англ. В. Н. Чемберджи: Вступ. ст. и общ. ред. Е.Ф. Бронфин. - М. - 1978. - 261. с.
22. Бернштейн H.A. 0 ловкости и ее развитии.- М.:Физкультура и спорт.,1991.- 288 с. с ил.
23. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М: Педагогика, 1989. - 192 с.
24. Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига, 1989. - 304 с.
25. Бодалев A.A. Личность и общение. М.,1983. 272 с. 30.
26. Васильева Т.В. Повышение квалификации учителей при разработке концепции школы: Материалы к конфереции"Соиально-педагогические и психологические проблемы обновления школы'УПод ред. В. Г. Онушкина., СПб., С. 29-30.
27. Вершловский С. Г. Воспитание активной личности. -М.,1981.-143 с
28. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М., 1987. - 184 с.
29. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка М., Просвещение, 1968, 414 стр.
30. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. -М: Просвещение, 1981. 240 е.,нот.- (Б-ка воспитателя дет.сада). Ветлугина H.A. Общие вопросы художественного творчества ребенка.- В кн.: Художественное творечетво и ребенок. ,М., 1972.
31. Ветлугина H.A., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983. - 255 с.
32. Владиславлев А. П. Непрерывное образование. Проблемы и перспективы. М., 1978. - 75 с.
33. Возрастная и педагогичеекая психология: Учебн. пособие для пед. ин-тов / Под ред. А.В.Петровского. М., 1979. - 288 с.
34. Воробьева Д. И. Гармония: Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. СПб.,ЛОИУУ,1995. 78 с.: ил.
35. Выготский Л. С. Психология искусства / Под ред. М.Г.Ярошевско-го. М., 1987. - 344 с.
36. Выготский Л.С. Собр. соч. : в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под пед. В.В.Давыдова. - М., 1982.- 504 с. - Т.3.
37. Проблемы развития психики / Под ред. А.М.Матюшкина М. 1983367 с.
38. Гиппиус C.B. Гимнастика чувств С.- М. "Искусство".,1967,296 с.
39. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике ипсихологии: Пер. с англ.- М.:Прогресс, 1976. 496 с.
40. Горюнова Л.В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. 1988. -N2. С. 7-17.
41. Дзержинская И. Л. Способность восприятия музыки у дошкольников. //Развитие художественных способностей/Сб. статей.
42. М.1959.-С.177-208.(Известия АПН РСФСР.-Вып. 100).
43. Дифференциация и индивидуализация обучения учителей в системе повышения квалификации: Метод, рек. для ИУУ / Сост.К.3. Зари-пов. Л.: АПН СССР, 1989. - 54 с.
44. Додонов Б.И. Эмоция ка^ценность. М. 1978. - 272 с.
45. Дуганова Л.П. Групповая работа как условие формирования профессиональной самооценки учителя в системе повышения квалификации: Дис. . канд. пед. наук. НИИ НОВ. - СПб, 1992. - 265 с.
46. Елканов С. Б.Профессиональное самовоспитание учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение. 1986. - 143 с.
47. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982. - 160 с.
48. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987. - 160 с.
49. Захарова А. В., Боцманова М.Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности//Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982. -с. 152-163.
50. Деловые игры как способ диагностики и совершенствования профессиональной деятельности учителей музыки: Метод, рек. Сост. Э. К. Туркина; под ред. Т.Г.Браже; АПН СССР, НИИ 00В.-Л . 1990. 44 с.
51. Знаменская И. А., Ройтенштейн М.И. Моделирование в музыкальной педагогике // Обучение и воспитание учителей музыки на музыкально-педагогическом факультете пединститута, Куйбйшев,1980. с. 15-28.
52. Иванова Е.В. Развитие профессионально-педагогической направленности учителя в области освоения изобразительного искусства: Дис. . канд. пед. наук., Л., 1988.198 с.
53. Ильина Г.А. К вопросу о формировании музыкальных представлений у дошкольников.//Вопросы психологии. 1959.- С.74-75.
54. Использование видеосредств в процессе активного обучения в ИУУ: Методические рекомендации для преподавателей и методистов ИУУ.ИПК.- СПб., 1993.,31 с.
55. Интегрироанная программа полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств/Научный руководитель Б.П.Юсов. -М.:АПН НИИХ Художественного воспит.,1991-102 с.
56. Кабалевский Д.Б.Воспитание ума и сердца: Кн. для учтеля /Сост. В.И.Викторов. М., 1981. - 192 с.
57. Кабалевский Д.Б. Дорогие мои друзья. М.1979. - 191 55 с.
58. Кабалевский Д. Б. Каждый класс хор? // Музыка в школе. - 1983. N 3. - С. 11-23.
59. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? 2-е изд.-М., 1986. 214 с.
60. Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. М. 1986. 192 с.
61. Каган М.Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе// Музыка в школе. 1987. - N 4. - С.28-32
62. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979. - 138 с.
63. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении, 1987.- 190 с.
64. Кнебель М. 0. Поэзия педагогики. М., 1976. - 527 с.
65. Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психического воздействия // Вопросы психологии. - 1987. - N 31. С. 41-49.
66. Культурологический подход к преподаванию и проблемы повышения функциональной грамотности педагогов в области гуманитарной культуры:Сборник материалов научно-практической конференции. , часть П. /под ред. Т. Г. Браже., СПб., 1994., 146 с.
67. Кон И.С. Открытие "Я". М.,Политиздат, 1978. - 394 с.
68. Кон И.С. Социология личности. М.,1967. - 384 с.
69. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся: (проект) /В.В.Алексеева, Л.В.Горюнова, И. Г. Дынова и др.; Под рук. Б. М.Йеменского //Искусство в школе. Рязань. - 1991. - N1. - С. 8- 15.
70. Красная Е. В. Взаимосвязь информационной и функциональной структур деятельности воспитателей детского сада на разных этапах профессионализации: Автореф.дис.канд.псих. наук. СПб., 1995.-19 с.
71. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя.Л., 1967.
72. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.:Просвещение, 1985. 128 с. - (Биб-ка руководителя веч. и заочн. средн. образовав шк.).
73. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г.С.Индивидуальные различия деятельности взрослых учащихся. М.:Педагогика, 1971. - 111 с.
74. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г.С. Исследование понзнавательной деятельности учащихся вечерней школы. М.: Педагогика, 1977.-152 с.
75. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге.: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. - 127 с.
76. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М. 1981.
77. Липкина А.И.Рыбак Л. А. Критичость и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1968. - 141 с.
78. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. М: Сов.композитор,1978.352 с.
79. Менегетти А. Музыка души. Введение в музыкотерапию.
80. Сост.Е.В.Романова, Т.И.Сытько. С.-Пб.: ИПЦ "Паллада", 1992. -86 с.
81. Максимов В.Н. Анализ ситуации художественного восприятия./ Восприятие музыки: Сб. статей / Ред.-сост. В.Н.Максимов. М.: Музыка, 1980. - С.54-91.
82. Максимова В. Н. Формирование профессионально-педагогических умений при подготовке и повышении квалификации учителя. СПб. ,1994. -85 с.
83. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности// Вопросы психологии. 1982. - N 4 -С.5-7.
84. Медушевский В. В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки// Восприятие музыки: Сб. статей / Ред.-сост. В. Н. Максимов. М: Музыка, 1980. С. 178-195.
85. Медушевский В. В. 0 закономерностях и средствах воздействия музыки. М., 1978. - 253 с.
86. М,Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности М., 1981. - 96 с.
87. Михайленко Н.Я.,Короткова H.A. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. М., 1993. - 72 с.
88. J36. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат/ Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М: Педагогика, 1990. -104 с.
89. Наз. айкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки: Сб.статей / Ред. -сост. В. Н. Максимов. М.-1980. - С. 91-110.
90. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. -4-е издание. М. Музыка, 1982. - 300 с.
91. Неменский Б.М. Мудрость красоты: 0 проблемах эстетического воспитания: Кн.для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М.1987. - 255 с.
92. Онушкин В.Г., Кулюткин Ю.Н. Образование взрослых как предмет исследования// Сов. педагогика. 1981.- N6. - С.86-94.91.0строменский В. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев., 1975.
93. Петрушин В.И. Моделирование эмоций средствами музыки.//Вопросы психологии. 1988, N5, - СЛ41-144.
94. ЭЗ.Подалкq Г.Н. Учитель, музыка и дети. Киев, 1982. - 144 с.
95. Пиличяускас A.A. Познание музыки как педагогическая проблема// Музыка в школе. 1989. - N1. - С. 6-11.
96. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.,1976. - 303 с.
97. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.,Просвещение. ,1987.- 192 с.
98. Психологические проблемы самообразования учителей: Сб. научн. тр./ Редкол.: Г.С.Сухобская ( отв.ред.) и др. М.Изд. АПН СССР, 1986.
99. Ражников В. Г. Резервы музыкальной педагогики. М.:Знание, 1987. - 96 с.
100. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. - Т. 1 - 485 с. - Т. 2. - 322 с.
101. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения.-М.,1971. -206 с.
102. Сохор А. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия// Вопросы социологии и эстетики музыки.- Т.1. -Л,1980. С.213-234.
103. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве: Работа актера над собой/ Собр.соч.: в 8 т. Т.1-3. - м.,1954-1955.
104. Страхова Л. С.Индивидуализация обучения на курсах повышения квалификации как фактор развития потребности учителя в профессионально-личностном росте: Автореф. дис. . канд. пед. наук. .СПб. ,1993.-21 С.
105. Сухомлинский В. А. Избр. произв.: В 5 т. Т. 4.- Киев, 198.-670 с.
106. Тамарин В.Э. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педагогического вуза: в 2 ч. Владимир,1972. Ч. 1 - 210 с. - 4.2. - 204 с.
107. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования: Уч. пособие по курсу "Педагогика" / ГМПИ им. Гнесиных. -М., 1986. 48 С.
108. Тарасов Г.С. Психологические особенности музыкального восприятия школьников // Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства. М.1987. - С.48-57.
109. Теоретические основы непрерывного образования / Под ред. В. Г. Онушкина. М. ,1987. - 208 с.
110. Теплов Б.М. Избр. труды: в 2 т. Т. 2 - М.: Педагогика, 1985. - 360 с.
111. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Избр. тр.: в 2 т. Т. 1. - С. 42-223. 60.
112. Терентьева H.A. Целостный подход к музыкальному образованию и воспитанию// Педагогика. 1992, N 102.- С.55 -60.
113. НЗ.Туркина Э.К. Совершенствование профессионального мастерства учителей музыки : Метод, реком., Л.АПН СССР, НИИ НОВ, 1987. - 42 с.
114. И4.Туркина Э.К. Изучение профессионального мастерства учителей музыки :Метод.реком. Л., АНП СССР НИИ НОВ, 1988 - 24 с.
115. Туркина Э.К. Роль диалоговых форм обучения учителей музыки. НИИ НОВ,Л., 1986 34 с.
116. Туркина Э.К. Деловые игры как способ диагностики и совершенствования профессиональной деятельности учителей: Метод, реком. Л.,АПН СССР, 1990 - 44 с.
117. Философская энциклопедия. Т.4 М., - 1980. - 591 с.
118. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987- 224 с. - (Психологическая наука - школе).
119. Фильденкрайз М. Осознавание через движение. М. ,1994,191 с.
120. Харькин В.Н.Педагогическая импровизация: теория и методика. М.:NB Магистр,1992.- 159 с.
121. Хелус 3. Понимаете ли вы ученика: Кн. для учителя / Пер. с чешского Т.А.Касвин. Просвещение, 1987. - 158 с.
122. Цыпин Г.Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М, 1988. - 384 с.
123. Челышева Т.В. Теоретические основы музыкально-педагогической подготовки учителя начальных классов музыки в условиях педагогических училищ: дис. . канд. пед. наук. -М., 1992. 175 с.
124. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М. ,1977.-142 с.
125. Шток К. Система Жака Далькроза. Л. - М. ,1924, - 143 с.
126. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.:Просвещение, 1986. - 144 с.
127. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. ,197. - 304 с.
128. Яворский Б.Л. Избранные статьи. М.,1976. - 670 с.
129. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М:Искусство, 1964. - 86 с.
130. Яконюк В.Л. 0 профессиональной мотивации педагога-музыканта// Музыка в школе. 1988. - N 2- С.24-26.
131. Яконюк В.Л. Профессиональная ориентация студентов музыкально-педагогического факультета на индивидуальных занятиях//Му-зыка в школе. 1983. - N4 - С.26-28.
132. De Charms R. Motivation enhancement in education.- V.1.-N.Y. :Akaddemic Press,1984. P. 275 - 310.
133. Erikson E.N.Childhood and society. N.Y.:1963,310 p.
134. George L.Posner. Field Experiense: A Guid to Reflectivie Teaching. London. N.-Y. and L.,1985,270 p.
135. Rogers C.R. Client centered therapy. Boston, 1951, 273 p.
136. Rogers C.Freedom to learn: a view of what education might becom . Colombus, Ohio, 1969, 178 p.
137. Rosenberg M. Society and the adolescent self-image. N.Y.Prinseton Univ. Press, 1965, 326 p.