Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Ориентация старшеклассников на творческую деятельность

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Даниленко, Любовь Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 СПб
Год защиты
 1997
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Ориентация старшеклассников на творческую деятельность», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Даниленко, Любовь Владимировна, 1997 год

Страницы

ВВЕДЕНИЕ . 4

ГЛАВА 1. Ориентация старшеклассников на творческую деятельность как проблема исследования . И

1.1. Проблема творчества в философской литературе 11

1.2. Характеристика основных направлений психологии творчества . 20щ 1.3. Междисциплинарный подход к исследованию проблемы развития творческих способностей . 30-42 1.4. Ориентация на творческую деятельность как педагогическая проблема . 42

ГЛАВА 2. Диагностика ориентации старшеклассников на творческую деятельность в педагогической Ф гимназии . 55

2.1. Критерии и методика диагностики. 57

2.2. Изучение и анализ ориентации старшеклассников на творческую деятельность. 71

ГЛАВА 3. Процесс ориентации старшеклассников на творческую деятельность (на материале педагогической лаборатории) . 96

3.1. Основной замысел исследования. Его этапы, база, организация . 96

3.2. Конструирование процесса познания старшеклассниками феномена творчества . 106

3.3. Организация творческой деятельности старшеклассников на занятиях педагогической лаборатории . 122

3.4. Индивидуализация ориентации старшеклассников на творческую деятельность .144

Введение диссертации по педагогике, на тему "Ориентация старшеклассников на творческую деятельность"

Актуальность исследования обусловлена необходимостью в развивающихся условиях воспитания творческой личности.

Основной задачей общеобразовательных учреждений долгое время считалась передача учащимся необходимых знаний, умений и навыков. При условии стабильности функционирования общества существующая система образования гарантировала каждому его члену возможность самоопределения. Прогрессирующая, в последнее время, динамичность сложившейся ситуации в обществе формирует потребность в иных, чем только запас знаний, умений и навыков, потенциалах личности. Прежде всего это способность адекватно реагировать на изменяющиеся условия и активизировать необходимые для достижения продуктивного результата потенциалы. В наибольшей степени этими способностями обладает творческая личность.

Особую значимость приобретает умение творческой личности ставить и решать новые проблемы, находить оригинальные подходы к их решению, выражающиеся в самостоятельности, необычности, нестандартности, ее способность к критическому анализу обстоятельств, к переносу идей из одной области в другие конкретные условия, способность находиться в постоянном поиске более высоких целей, продуктивных способов и средств деятельности.

Теории способностей и проблемам творческих способностей посвящены работы ряда психологов (Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Лук, Я.А.Пономарев, А.М.Матюшкин, Г.А.Глотова). С целью определения механизма творческого процесса и возможностей управления им, учеными-психологами исследуются проблемы сознательного и бессознательного, интуитивного и логического в процессе творчества (Ф.Полян, И.П.Калошина, Г.С.Альтшуллер, А.Н.Леонтьев, А.В.Брушлинский, Л.И.Анциферова, К.А.Славская).

Главной категорией теории творчества выступает творческая деятельность. В процессе творческой деятельности появляется новый продукт, реализуются творческие способности личности и происходит развитие самого субъекта творчества. Для анализа результатов творчества необходимы четкое определение критериев. Вопрос о критериях и признаках творчества рассматривается учеными-философами (Р.М.Персианов, А.Т.Шумилин, С.С.Гольдентрихт, Л.А.Пьянова. И.И.Фурсин,

A.Г.Спиркрн, Л.В.Яценко, Г.А.Давыдов, Г.С.Батищев и др.).

Одной из наиболее острых в теории творчества остается проблема подходов к нему. Общепризнанными в разные периоды нашего столетия были - междисциплинарный подход (П.К.Энгельмейер), деятельностный (А.Н.Леонтьев), системный (Я.А.Пономарев). Последнее десятилетие наибольшую актуальность приобретает культурологический подход, который позволяет исследовать различные явления социальной жизни с позиции культуры (В.С.Библер, А.П.Валицкая, В.Н.Орлов, К.В.Романов,

B.В.Селиванов). Основной идеей культурологического подхода выступает аксиологическая идея уникальности человеческой жизни, ценностного отношения к человеку.

Так К.Маркс утверждал, что развитие сознания индивида происходит именно в процессе присвоения культуры, освоения форм культуры, выступающих как моменты духовной истории человека (114). Гуманистический смысл творчества ГЛ.Буш видит в том, что не человеческая субъективность существует для создания предметов и явлений культуры, а наоборот - вся культура, все результаты человеческого творчества предназначены для развития человеческой субъективности (32).

Разный смысл вкладывают в понятие "культура" А.В.Соколов, Я.Щепаньский, В.С.Библер, С.З.Ешин, А.А.Заворыкин, В.А.Конев, А.И.Арнольдов, Н.С.Злобин, В.М.Мажуев и др. Наиболее интересным нам кажется определение культуры как меры и способа "реализации сущностных сил социального субъекта в его деятельности и создании продукта как результата этой деятельности", данное Л.Н.Коганом. В данном случае деятельность понимается как отношение человека к миру, в ходе которого формируется , проявляется и развивается его сущность. В связи с чем творческая деятельность может быть рассмотрена как деятельность по преобразованию окружающей действительности с целью ее усовершенствования или создания чего-либо нового, что определяет творческое отношение человека к миру. В процессе такой деятельности человек раскрывает творческие силы. При этом, творческие способности выступают одновременно и как результат человеческой деятельности, и как ее предпосылка (114). Культура может быть представлена как единство сущностных сил человека (в том числе творческих) и самой человеческой деятельности (в том числе творческой).

Нам кажется целесообразным обращение к такому понятию как культурный уровень. В связи с проблемой творчества, культурный уровень человека понимается как мера использования и реализации субъектом заложенного в нем природой творческого потенциала. Следовательно, предоставляя человеку возможность свободного выбора деятельности, мы решаем задачу не только реализации и развития творческих сил человека, но и повышения его культурного уровня.

Мы придерживаемся взгляда на творческую личность как субъекта культуры, который способен воспринять накопленный обществом творческий продукт и благодаря развитию и реализации своих творческих способностей, наиболее полно обогатить общество. Источником развития личности Л.П.Буева считает диалектику способностей и потребностей, рассматривая их как "ядро личности", как ось, вокруг которой группируются основные личностные качества.

Организация процесса становления творческой личности с позиций культурологического подхода служит одним из оптимально возможных вариантов объективации взаимосвязи между культурой и творчеством.

Проблема становления и развития творческой личности, задача наиболее полной реализации ее творческих способностей приобретают особую актуальность и привлекают пристальное внимание ученых-исследователей. Они по-разному подходят к решению данной проблемы: делают акцент на развитие интеллектуальных качеств (Р.Крачфилд, Е.Пол Торранс, Э де Боно, Л.С.Выготский, Л.С.Коршунова и другие); развитие творческих способностей через активизацию творческого процесса (А.Ф.Осборн, Е.А.Александров, Г.Я.Буш, Д.Пойа, Ф.Цвики, Дж.Гордон, Г.С.Альтшуллер, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Лук, В.И.Андреев, Е.Н.Кабанова-Меллер); изучают условия, детерминирующие развитие творческих способностей личности (Р.Штайнер, К.Роджерс, А.Нейлл, П.Петерсон, С.Френе, В.А.Моляко, А.Матейко).

Выявленная неравномерность реализации компонентов, обуславливающих развитие творческих способностей, послужила подтверждением необходимости обращения к проблеме становления творческой личности в процессе воспитательного и образовательного диалога. Комплексный подход предполагает создание условий для формирования ценностного отношения личности к творчеству, включение личности в специально организованную творческую деятельность и осуществление индивидуального подхода к воспитанию творческой личности.

В этой связи возникает необходимость выявления механизма формирования ценностного отношения личности к творчеству, определения содержательного компонента творческой деятельности, поиска путей индивидуализации воспитания творческой личности.

Школьный период жизнедеятельности человека следует считать основным звеном процесса становления его личности как творческой. В этот период приобретается опыт творческой деятельности, происходит осознание собственной творческой индивидуальности и формируется возможный путь реализации творческих способностей. От того насколько удачно еложится первоначальное творческое самоопределение будет зависеть возможность творчества в будущей профессиональной деятельности.

Среди педагогических исследований особую значимость имеют работы ученых, в которых учебно-познавательная деятельность по педагогическим дисциплинам рассматривается как процесс решения учебных задач, определяется классификация задач по уровню субъективной и объективной трудности для учащихся, содержатся способы и приемы организации учебно-творческой деятельности учащихся, обосновывается педагогическая целесообразность использования в учебном процессе деловых игр (Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская, В.И.Загвязинский, И.Ю.Алексашина, А.П.Тряпицына, Е.И.Казакова, Е.С.Заир-Бек, Н.В.Седова). Проблемы актуализации творческого потенциала личности, развития ее творческой индивидуальности в процессе обучения исследуются И.А.Колесниковой, Р.У.Богдановой, Н.И.Пилюгиной.

Выполнение исследования в русле концепции З.И.Васильевой, раскрывающей нравственно-ценностные аспекты ориентации, представляется нам возможностью осуществления комплексного подхода к воспитанию творческой личности. Этим обуславливается выбор темы диссертации "Ориентация старшеклассников на творческую деятельность (на материале педагогической лаборатории)".

Объект исследования - творческая деятельность старшеклассников в педагогической лаборатории.

Предмет исследования - ориентация старшеклассников на творческую деятельность.

Цель исследования - выявление условий и конструирование процесса ориентации старшеклассников на творческую деятельность при изучении курса "Введение в педагогическое творчество".

Гипотеза исследования. Мы полагаем, что ориентация старшеклассников на творческую деятельность, с целью наиболее полной реализации творческих способностей личности, будет эффективна при условии включения каждого учащегося в специально организованную творческую деятельность, которая предполагает:

- гуманистическую направленность творческой деятельности;

- обеспечение старшеклассников знаниями о сущности основных категорий творческой деятельности, составляющих предмет исследования проблем творчества;

- свободный выбор старшеклассниками собственной творческой деятельности при проектировании и конструировании творческого процесса;

- удовлетворение потребностей старшеклассников в самореализации творческих способностей.

- обеспечение индивидуального пути ориентации старшеклассников на творческую деятельность.

В процессуальном плане исследование включает несколько этапов:

I этап: Изучение творческих способностей учащихся.

II этап: Введение в теорию творчества.

III этап: Реальная творческая деятельность

IV этап: Прогнозирование творческих аспектов будущей деятельности.

Задачи исследования:

1. Путем анализа философской и психолого-педагогической литературы определить основные походы к исследованию проблем творческой деятельности.

2. Раскрыть сущность ориентации старшеклассников на творческую деятельность.

3. Определить критерии и показатели ориентации на творческую деятельность и обозначить комплекс методик по ее изучению.

4. Изучить особенности ориентации старшеклассников на творческую деятельность.

5. Сконструировать процесс ориентации старшеклассников на творческую деятельность при изучении курса "Введение в педагогическое творчество" и выявить оптимальные условия ее эффективности при организации работы педагогической лаборатории. Методы исследования:

-теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;

-моделирование ориентации на творческую деятельность как устойчивой личностной характеристики и процесса ее формирования;

-диагностико-формирующий эксперимент по изучению и конструированию ориентации старшеклассников на творческую деятельность;

-комплексная методика по изучению творческой деятельности и ориентации старшеклассников на творческую деятельность: включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы; анализ продуктов творческой деятельности старшеклассников;

-монографическое изучение старшеклассников экспериментальных групп.

База исследования: Педагогическая гимназия №227 Санкт-Петербурга - ассоциированный член Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. В эксперименте приняли участие 113 учащихся старших классов с разным профильным направлением, 14 преподавателей старших классов по различным учебным дисциплинам.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном исследовании рассматривается один из возможных подходов к воспитанию творческой личности. Достигнуть обозначенную цель, на наш взгляд, можно путем формирования у учащихся ориентации на творческую деятельность. Ориентация на творческую деятельность как устойчивое личностное образование должна обеспечить максимально полную реализацию творческих способностей человека.

В ходе исследования подтвердились основные положения гипотезы и были сделаны выводы, составляющие основу проектирования процесса ориентации на творческую деятельность:

- процесс ориентации на творческую деятельность может быть рассмотрен как процесс восхождения личности к ценностям общества со свойственными ему структурой, этапами, закономерностями и механизмом;

- ориентация на творческую деятельность может быть сконструирована на базе таких образовательных единиц как класс (другая одновозра-стная группа), группа классов (младшие, средние, старшие), школа; основное различие при этом будет состоять в его содержательном наполнении;

- исходной базой проектирования содержательной стороны процесса ориентации должны быть результаты комплексного диагностического исследования;

- ориентация на творческую деятельность будет эффективна в системе гуманистической педагогики, строящейся на принципах уважения к личности ученика, оптимистичного отношения и сотворчества и при допущении оптимальной свободы.

ОЭР по конструированию процесса ориентации старшеклассников на творческую деятельность предполагала - конструирование процесса познания феномена творчества, организацию творческой деятельности старшеклассников на занятиях педагогической лаборатории, индивидуализацию ориентации на творческую деятельность.

В результате экспериментальной работы была доказана возможность формирования ориентации старшеклассников на творческую деятельность при соблюдении следующих условий.

1. В основе процесса ориентации лежит формирование ценностного отношения к творчеству, предполагающее открытие человеком для себя смысла творческой деятельности.

2. Направленность на реализацию творческого аспекта деятельности формируется путем включения каждого старшеклассника в специально организованную творческую деятельность.

3. Процесс ориентации на творческую деятельность характеризуется индивидуализацией в соответствии с особенностями каждого старшеклассника (уровня развития творческих способностей, самооценки, мотивов) которая осуществляется в двух направлениях - индивидуальный подход к каждому в процессе работы с классом и непосредственная индивидуальная работа во время консультаций.

4. Акцент сделан на индивидуальное творчество на том основании, что именно в нем в полной мере раскрываются и реализуются творческие способности личности.

Гипотетическое предположение о возможности формирования у старшеклассников ориентации на творческую деятельность при условии включения каждого учащегося в специально организованную деятельность подтвердилось результатами эксперимента.

Показателями могут служить: понимание старшеклассниками сущности категорий творчества (творческие способности, творческое мышление, творческая личность); понимание ценности осуществления творческого подхода к деятельности; интерес к творческой деятельности; потребность в реализации творческих способностей, в совершенствовании собственного творческого процесса и в обмене результатами творчества; осознание мотивов творческой деятельности; сформированность объективной самооценки; активность в творческой деятельности; умение генерировать идеи, ставить и решать новые проблемы; прогнозирование творческих аспектов будущей деятельности.

Уровень ориентации старшеклассников экспериментальных групп на творческую деятельность в целом возрос по всем четырем критериям, но не равнозначно: максимально выросли показатели познавательно -мировоззренческого, ценностного и прогностического компонентов, несколько меньше отмечен рост деятельно-оценочного и мотивационно-поведенческого компонентов ориентации. Очевидно, тенденция к их росту проявится, когда старшеклассники включаться в самостоятельное творчество в реальной деятельности и в процессе овладения будущей профессией.

В результате ОЭР возрос интерес учащихся к проблемам творчества, стремление совершенствоваться в творческом процессе, познать себя, оценить свои творческие возможности в предполагаемой сфере деятельности.

НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. Обоснован собственный подход к исследованию проблем творческой деятельности. Творчество мы рассматриваем как деятельность, в результате которой рождается нечто качественно новое. Результат творчества может состоять в создании какого-либо продукта и в развитии самой личности.

2. Определена сущность ориентации на творческую деятельность как интегративного личностного образования, обуславливающего творческий подход к любой деятельности, в процессе которой реализуются творческие способности человека.

3. Разработана структура данного личностного качества, включающая следующие компоненты: познавательно-мировоззренческий, деятельно-оценочный, мотивационно-поведенческий, ценностный, прогностический.

4. Доказана возможность осуществления комплексного подхода к развитию творческой личности, подтверждением чего служит компонентный состав ориентации, затрагивающий разные ее стороны (область представлений, жизненных ценностей, мотивов, мышление, поведение, деятельность) и результаты формирующего эксперимента.

5. Выделены основные критерии и показатели ориентации на творческую деятельность, позволяющие глубоко изучить данное личностное образование.

6. Изучены особенности ориентации старшеклассников на творческую деятельность по трем направлениям: отношение старшеклассников к творческой деятельности, представления о феномене творчества, уровень развития творческих способностей учащихся.

7. Выявлены оптимальные условия эффективности ориентации старшеклассников на творческую деятельность. К ним относится организация деятельности педагогической лаборатории на принципах гуманистической педагогики, строящейся на уважении к личности ученика, оптимистичного отношения и сотворчества и при допущении оптимальной свободы.

8. Сконструирован процесс ориентации старшеклассников на творческую деятельность при изучении курса "Введение в педагогическое творчество". Он включает следующие этапы: 1) Изучение творческих способностей учащихся; 2) Введение в теорию творчества; 3) Реальная творческая деятельность; 4) Прогнозирование творческих аспектов будущей деятельности.

9. Углублены знания о возможных путях индивидуализации ориентации на творчество за счет разработки технологии применения ситуаций выбора и обоснования целесообразности творческого проекта как формы индивидуализации.

10. Результатами эксперимента доказана возможность формирования ориентации на творческую деятельность в процессе учебно-воспитательной деятельности.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:

- выработана стратегия диагностики ориентации на творческую деятельность, предполагающая определенную логику изучения данного качества, разработку и целевой отбор методик для изучения ориентации и соответствующее представление результатов диагностики;

- разработаны типы и отдельные виды творческих задач различного целевого и ситуативного назначения;

- определено содержание и методика организации процесса познания старшеклассниками феномена творчества при изучении курса "Введение в педагогическое творчество";

- материалы исследования могут быть использованы преподавателями дисциплин психолого-педагогического блока в школах с педагогическими классами.

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ основных положений и выводов исследования обусловлены междисциплинарной научно-теоретической базой; комплексным подходом к исследованию проблем творчества; использованием методов, адекватных целям и задачам исследования; качественным и количественным анализом результатов исследования; достаточно широкой базой апробации и внедрения основных положений исследования в педагогическую практику.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Даниленко, Любовь Владимировна, СПб

1. Абрамова И. Г. Игротехнические приемы (Рекомендации для организации игровых занятий в школе). СПб.: Образование, 1992. - 44 с.

2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. 335 с.

3. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики: Пер. с франц./Под ред. И.В. Погребысского. М.: Советское радио, 1970. - 152 с.

4. Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования. СПб.: Образование, 1995. - 225 с.

5. Альтшуллер Г.С. Сборник задач и упражнений по методике изобретательства, Баку: Гянджлик, 1970. - 30 с.

6. Альтшуллер Г.С., Селюцкий А.Б. Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи. Петрозаводск: Карелия, 1980. - 224 с.

7. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университет, 1990. - 500 с.

8. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань, 1988. - 238с.

9. Арно А., Николь П. Логика, или Искусство мыслить: Пер. с франц. В. Гайдамака. М.: Наука, 1991. - 413 с.

10. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М.: 1990.

11. Астахов А. И. Воспитание творчеством. М.: Просвещение, 1986. -157 с.

12. Батищев Г.С. Диалектика и смысл творчества (Диалектика рефлексивной деятельности и научное познание). Ростов-на-Дону, 1983.

13. Батракова С.Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащегося. Ярославль, изд-во Ярославского пед. ун-та, 1982.

14. Батракова И.С. Формирование коллективизма как ценностной ориентации комсомольцев-старшеклассников в классном коллективе.

15. Дисс. к. пед. н. ЛГПИ., 1985. - 269с.

16. Безклубенко С.Д. Грани творческого метода. Киев: Мистецтво, 1986.

17. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991.- 176 с.

18. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Книга, 1991. - 445 с.

19. Берков В.Ф. Вопрос как форма мысли. Минск: Изд-во БГУ, 1972. -135 с.

20. Берн£Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. - 420 с.

21. Бернштейн С.М. О природе научного творчества /По зарубежным • материалам/ Вопросы философии, 1966 №6 - с. 46-51.

22. Библер B.C. Мышление как творчество /Введение в логику мысленного диалога/. М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

23. Битинас Б. Процесс воспитания. Приобщение к ценностям. Вильнюс, 1997. - 72с.

24. Блох М.А. Творчество в науке и технике. Пг 1920.

25. Богданова Р. У. Формирование творческой индивидуальности школьников в учебно-познавательной деятельности: Дис. .канд. пед. наук. СПб, 1992. - 187 с.

26. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.; Знание, 1981. - 96 с.

27. Богоявленская Б.Д. Метод исследования уровней интеллектуальной активности/Вопросы психологии, 1971 -№1 с.144-146.

28. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд. Ростовского ун-та, 1983.

29. Бодалев А.А. О психологических основах воспитания личности. -Вопросы психологии. 1986 №1.

30. Большая советсткая энциклопедия. / Под ред. Прохорова A.M. М.: Совет, энциклопедия, 1970.

31. Боно Эд. де Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении: Пер.с англ. /Под ред. О.К.Тихомирова. М.: Прогресс, 1976. - 143 с.

32. Бочкина Н.В. Самостоятельность личности школьника /системно-структурный анализ/. Д.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1991. - 85 с.

33. Брушлинский А. В. Мышление: процесс, деятельность, общение. -М.: Наука, 1982. 387 с.

34. Бунге М. Интуиция и наука: Пер. с англ. Е.И.Пальского. М.: Прогресс, 1967. - 187 с.

35. Буш Г.Я. Методологические основы научного управления изобретательством. Рига: Лиесма, 1974. - 167 с.

36. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1990.- 187 с.

37. Валицкая А.П., Мосолова Л.М. Мировая художественная культура: научно-педагогические и учебно-методические материалы. Л., 1991.

38. Валицкая А.П. Современная стратегия образования: варианты выбора.// Педагогика, 1997 №2, 3-8 с.

39. Васильева З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности: Дис. .докт. пед. наук. Л., 1973.

40. Васильева З.И. Теория и методика нравственного воспитания учащихся в учебно-воспитательном процессе школы и подготовка к нему будущих учителей в вузе: Программа курса по педагогике. СПб., 1996.-23 с.

41. Васильева З.И. Целостное построение воспитания в процессе обучения //Профилирование школ: разработка учебных планов/ Материалы международного семинара. СПб.: Образование, 1996. - с. 70 - 83.

42. Введение в научное исследование по педагогике. /Сост. В.И.Журавлев М.: Б.И., 1983.

43. Вершловский С.Г., Лесохина Л.Н. Профессиональная деятельность молодого учителя: (социально-педагогический аспект). М.: 1972.

44. Волков И.Б. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1982. - 84 с.

45. Вопросы теории и истории психологии. / Под ред. Лурия А.Р., Ярошевский М.Г. Собр. соч. в 6-ти т., т. 1. М.: Педагогика, 1982. - 488с.

46. Выготский JT. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1991. 90 с.

47. Габидуллина Э.Р. Параметры установки как критерии творческой деятельности. Автореф. дисс. Тбилиси, 1992.

48. Галин A.JT. Личность и творчество. Новосибирск, 1989.

49. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика. Методология.

50. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. // Психология мышления. -М.: Прогресс, 1965. П. 433-457.

51. Гимназические стандарты Петербурга. СПб.: Комитет по образованию, 1993. - 143 с.

52. Гиндилис Н.Л. О необходимости взаимодействия историко-научного и психологического подходов при исследовании творчества //Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества. М.: Наука, 1990. - с.37- 45.

53. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. /Учебное пособие/ СПб.: изд-во СПб университета, 1992. - 154 с.

54. Глазман М.С. Научное творчество как диалог. М.: Научное творчество, 1969. - 221 с.

55. Глассер У. Школа без неудачников: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. - 184 с.

56. Глотова Г.Н. Творческая одаренность личности проблемы и методы исследования. - Екатеринбург, 1992.

57. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т., т. 1.: Пер с фр. М.: Мир, 1992.-496 с. т.2-376 с.

58. Гольдентрихт С.С., Пьянова Л.А. К вопросу об общей теории творчества.// Вестник МГУ./ Философия: 1983. №7.

59. Гоноболин Ф.Н. Психология педагогических способностей //Способности и интересы: Сб. науч. тр. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.

60. Горнфельд А. Г. Пути творчества. Пг., 1922.

61. Гуманизация учебно-воспитательного процесса. Сборник. Бийск, 1994.

62. Гуревич С.Ю. Ориентация старшеклассников на творчество в процессе изучения педагогики. Дис. к. пед. н., СПб., 1994. - 188 с.

63. Диалектика и теория творчества /Под ред. С.С. Гольдентрихта, A.M. Коршунова и др. -М.; МГУ, 1987. 198с.

64. Диалектика творческой деятельности: Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж, 1989. - 140 с.

65. Добровольская Н.А. Формирование обобщенных умений по ре- •шению некоторых классов творческих задач: Автореф. дис.канд.пед. наук. М., 1979. - 18 с.

66. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.

67. Дудецкий А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. -Смоленск., 1974. 153 с.

68. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М., 1919.

69. Дьяченко О.М. Воображение школьника. М.: Знание, 1986. - 36 с.

70. Дышлевый П.С., Яценко Л.В. Регуляция творческой деятельности: (философско-методологические проблемы). Воронеж, 1986.

71. Ешин С.З. Очерки марксистско-ленинской теории культуры. -Минск, 1974.

72. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. -М.: Педагогика, 1987.- 159 с.

73. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. /Вопросы психологии, 1993 №2.

74. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. / Очерки российских психологов. М.: Тривола, 1994. - 304 с.

75. Злобин Н.С. Некоторые методологические проблемы исследования культуры. / В сб. Проблемы теории культуры. М., 1977.

76. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. - 32 с.

77. Из опыта гуманизации образования в Петербургской школе. СПб: СПбГУПМ, 1993. - 101 с.

78. Изучение личности школьника учителем /Под ред. Васильевой З.И. и др. М.: Педагогика, 1991. - 135 с.

79. Ильин B.C. Формирование личности школьника (Целостный процесс). М.: 1984.

80. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, - 464 с.

81. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей, М.: Изд-во корпорации "Логос", 1994. 208 с.

82. Интуиция, логика, творчество / Отв. ред. М.И.Панов. М.: Наука, 1987.- 176 с.

83. Искусство и творческая деятельность. /Сборник. Киев: Наукова думка, 1979.

84. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968.-288 с.

85. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л.: ЛГПИ, 1989. - 45 с.

86. Казакова Е.И. Формирование ориентации на профессию учителя у студентов младших курсов педагогического института в ходе практики: Дис. канд. пед. наук., Л., 1986.

87. Казакова Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход). Дис. . д. пед. н., СПб., 1995.-320 с.

88. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. -М.:МГУ, 1983. 168 с.

89. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. М.: НИИ ВШ, 1977. - 64 с.

90. Капиани Н.В. Творчество как сущность активности психики и какоснова ее развития. Дисс. канд. псих, н., Тбилиси, 1989.

91. Кирьякова А. В. Ориентация школьников на социально значимые ценности: Дис. докт. пед. наук. СПб., - 1991.

92. Коган Л .Н. Всестороннее развитие личности и культура. М.: Знание, 1981. -63 с.

93. Козлов А.В. Ориентация учащихся профильных классов школы-комплекса на познание как нравственную ценность. Автореф. дисс., -СПб.: 1993. 13с.

94. Колесникова И. А. Теоретико-методологические основы современного процесса воспитания: Учебное пособие к спецкурсу. Л.: ЛГШ, 1988.-83 с.

95. Колесникова И.А. Противоречия в использовании методов воспитания учителями общеобразовательных предметов (сотрудничество педагогов и учащихся как педагогическое явление). Л.: 1989. - с. 62-70.

96. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: МГУ, 1979.- 144 с.

97. Кочетова А.А. Взаимосвязь ответственного и творческого отношения подростков к деятельности: Дис. канд. пед. наук., Л., 1990. -210 с.

98. Кузьмина З.В. Исследование особенностей самооценки личности в условиях успеха и неудачи: Автореф. дис. канд. псих, наук., М., 1973. - 18 с.

99. Культура. Деятельность. Человек. / Сборник. Усть-Каменогорск, -1990.

100. Культура. Творчество. Человек. / Сборник. М.: Мол. гв., 1970.

101. Кулюткин Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий. -М., 1979.

102. Кулюткин Ю.Н., Сухобокая Г.С. Развитие творческого мышления школьников. Л.: Знание, 1967. - 38 с.

103. Лапочкина Л.И. Формирование ориентации на профессию учителя у учащихся педучилищ: Дис. . канд. пед. наук. Л., 1990, 198 с.

104. Левшин Л.А. Логика педагогического процесса. М.: 1980. - 96с.

105. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, - 1977. - 304 с.

106. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. - 444с.

107. Лузина Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. Ташкент: Фан, 1986. -95 с.

108. Лук А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей: Научно-аналит. обзор. М.: ИН ИОН, 1979. - 37 с.

109. Лук А.Н. Мотивация научного творчества: Обзор американской и западноевропейской литературы. М.: ИН ИОН., 1980. - 25 с.

110. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978.-127 с.

111. Малахов В.А. Культура и человеческая целостность. Киев, 1984.

112. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42.

113. Матейко А. Условия творческого труда: Пер. с польского. М.: Мир, 1970. - 303 с.

114. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208 с.

115. Методика организации воспитательного процесса /Сост. С.А.Расчетина, Т. К. Александрова и др. СПб.: Образование, 1992. -60 с.

116. Методические рекомендации по изучению самооценки школьников и студентов /Сост. Л.М. Дубовый и др. Пенза.: Б.И., 1989. - 35 с.

117. Моляко В, А. Психология творческой деятельности. Киев.: Знание, 1978.-47 с.

118. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат /Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской М.: Педагогика, 1990. - 104 с.

119. Научное творчество /Под ред. С.Р.Микулинского, М.Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969. - 446 с.

120. Недельская М.В. Творческая личность: реальность и идеальные перспективы. Изд-во Иркутского университета, 1993. - 200 с.

121. Нехаев В.И. О движущих силах творчества: Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1971. - 20 с.

122. Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. - 280 с.

123. Нургалиева Г.К. Психолого-педагогические основы системы ценностного ориентирования личности. Автореф. дисс., Алма-Аты: АГУ им. Абая, 1993. - 51с.

124. Обучение и развитие /Под ред. JI.B. Занкова. М.: Педагогика, 1975. -440 с.

125. Овчинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. М.: Высшая школа, 1984. -87 с.

126. Огурцов А.П. Междисциплинарные исследования творчества: итоги, поиски, перспективы //Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества /Под ред. В.В. Давыдова. М.: Наука, 1990. - с. 23-43.

127. Павлов B.C. Формирование творческого воображения учащихся в обучении: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Киев, 1973. 18 с.

128. Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе в школе. / Для учителей, СПб., 1993.

129. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек. М.: Знание, 1993. - 185с.

130. Петербургская школа. Теория и практика формирования многовариативной образовательной системы. /Под. ред. О.Е. Лебедева. -СПб.: ЦПИ, 1994.-99с.

131. Петровский А.Б. Роль фантазии в развитии личности. М.: Знание, 1961.-47 с.

132. Пилюгина Н.И. Становление творческой индивидуальности учителя в условиях обучения в вузе. Дис. к. пед. н., СПб., 1994. - 178с.

133. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -252 с.

134. ПойаД. Как решать задачу: Пер. с англ. / Под ред. Гайдука. М.: Учпедгиз, 1961. - 107 с.

135. Полонский В.П. Познание и творчество. Л., 1934.

136. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-352 с.

137. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. - 280 с.

138. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса. М.: 1983.

139. Посталюк Н.К. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект. Казань: КГУ, 1989. - 206 с.

140. Поташник М.М. Как оптимизировать процесс воспитания. М.: Знание, 1984. - 80 с.

141. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987. - 78 с.

142. Проблемы научного творчества в современной психологии /Под ред. М.Г.Ярошевского. М.: Наука, 1971. - 334 с.

143. Программы и материалы по курсам истории МХК, философии и педагогики культуры. /Вып. VI, СПб: СПбГУПМ, 1996. 79 с.

144. Психодиагностика: теория и практика: Пер. с нем. / Ред. Н.Ф.Талызина. М.: Прогресс, 1986. - 207 с.

145. Психология мышления: Сб. переводов с нем. и англ. / Под ред. А.М.Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. - 532 с.

146. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др. М.: Наука, 1990.-222 с.

147. Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. - М.: Политиздат, 1967. - 371 с.

148. Радионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. -Л., 1989.-60 с.

149. Развитие и диагностика способностей. / Отв. ред. Дружинин В.Н. -М.: Наука, 1991.

150. Развитие творческой активности школьников / Под ред. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. - 155 с.

151. Райнов Т.Н. Теория творчества (контекст творчества культурных ценностей). Харьков, 1914.

152. Расчетина С.А. Цели и методы индивидуального подхода к подростку в воспитательном процессе. Л., 1988. - 520 с.

153. Ребеко Т.А. Методологический анализ исследования творчества (70-80г.г.). Автореф. . канд. псих. н. М.: Инст. псих., 1986.

154. Регуш JI.A. Прогностическая способность учителя и ее диагностика. -Л.: ЛГПИ, 1989.-76 с.

155. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество: Проблемы индивидуализации в ее социально-философском смысле. М.: 1984.

156. Резерв успеха творчество / Под ред. Г.Нойера, В.Калвейта, Х.Клейна: Пер. с нем. - М.: Педагогика, 1989. -120 с.

157. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. М.: Прогресс, 1990. - 191 с.

158. Розет И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретические исследования. Минск: Университет, 1977. - 339с.

159. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия, в 2-х т., т. 1, 1993.

160. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М.: Педагогика, 1989.

161. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АНН СССР, 1958.- 147 с.

162. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986.

163. Седова Н.В. Школа становится гимназией. СПб, 1995. - 55 с.

164. Селюцкий А.Б., Слугин Г.И. Вдохновение по заказу. Петрозаводск: Карелия, 1977. - 176 с.

165. Семенов И.Н. Психология рефлексии в организации творческого процесса. Автореф. канд. псих. н. АН СССР. М., 1991.

166. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач. // Вопросы психологии, 1982 -№1- с. 99-104.

167. Симоновский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 1996. 188 с.

168. Сластенин В. А., Тамарин В.Э. Учебно-познавательные задачи и задания по теоретико-методологическим основам педагогики; Учебно-методическое пособие. М.: Прометей, 1990.-65 с.

169. Современная развивающаяся школа. /Сборник. СПб., 1997., 171 с.

170. Современные проблемы теории творчества. / Сборник. М.: НПО Поиск, 1992.

171. Соколов Э.В. Понятие сущности и основные функции культуры. JI.: ЛГИК, 1990.-83 с.

172. Соловейчик С. Воспитание по Иванову. М.: Педагогика, 1989. -352с.

173. Старшинина С.В. Ориентация старшеклассников на профессию учителя. Дисс. к. пед. н. ЛГПИ.:1986, - 237с.

174. Страхов И. В. Психология творческого вдохновения // Ученые записки Саратовского пединститута, 1962. вып. 36.

175. Струценко Л.А. Ориентация студентов на инновационную деятельность в развивающейся школе /при изучении пед. дисциплин в педвузе/. Автореф. дисс., СПб., 1995. - 19 с.

176. Сухомлинский В. А. Избранные произведения: В 5-ти т. Киев: Рад. школа, 1979.

177. Творчество и свобода. / Сборник. Воронеж, 1994.

178. Теория. Практика. Киев: Вища школа, 1986, - 197 с.

179. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. М.: Педагогика,

180. Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. М.: Просвещение, 1966. -304 с.

181. Титова Е.В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания.: кн. для учителей. М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

182. Тихомиров O.K. Психология исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975. - 253 с.

183. Тряпицына А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников: Дис. .докт. пед. наук. -Л., 1991.

184. Управление творческим мышлением и воображением. / Метод, реко-менд. МГПИ, 1992.

185. Учебная деятельность и творческое мышление: Тезисы докладов. -Уфа Москва, 1985.

186. Философский словарь. / Под ред. Фролов И.Т., М.: Политиздат, -1986.-590 с.

187. Философский энциклопедический словарь / Ред. Ф.И. Ильичев. -М., 1983.

188. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: в 2-х т., М.: Наука, 1986. -786 с.

189. Христофоров С. В. Школьный творческий разновозрастной клуб и его роль в подготовке подростков и старшеклассников к педагогической деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., 1989.18 с.

190. Шалютин С.М. О сущности творческой деятельности. Курган 1978.

191. Шамота Н.З. О свободе творчества. М.: Худ. лит., 1966.

192. Шардаков М.Н. Очерки психологии школьника. М., 1955.

193. Шмордин В.Н. Школа: от конечного результата к творческому поиску. - М.: Просвещение, - 1991.

194. Шумакова Н.Б. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды. /Вопросы психологии, 1986 №1, с. 5360.

195. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989.- 143 с.

196. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969.-240 с.

197. Щербова Т.А. Возникновение и развитие принципа культуросооб-разности в немецкой педагогике первой половины XIX века (И.Ф.Гербарт, А.Дистерверг). Дис. . канд. пед. наук, СПб, 1996.

198. Энгельмейер П.К. Теория творчества. СПб., 1910.

199. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972. -216 с.

200. Юркевич B.C. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. М.: Знание, 1986.

201. Ядов В.А. Становление личности: общественное и индивидуальное. // Социологические исследования, 1985. №3.