Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Основные тенденции развития социальной педагогики в России

Автореферат по педагогике на тему «Основные тенденции развития социальной педагогики в России», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Клепикова, Елена Юрьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2006
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Основные тенденции развития социальной педагогики в России», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Основные тенденции развития социальной педагогики в России"

На правах рукописи

Клепикова Елена Юрьевна

Основные тенденции развития социальной педагогики в России (вторая половина XIX - начало XX вв.)

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 2006

Работа выполнена на кафедре педагогики высшей школы факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета

Научный руководитель: 1

доктор педагогических наук, профессор

Мудрик Анатолий Викторович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор

Плохова Маргарита Григорьевна

кандидат педагогических наук, Кулешова Ирина Владимировна

Ведущая организация: Костромской государственный университет

Защита состоится 18 декабря 2006 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.11 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 127051, Москва, Малый Сухаревский переулок, д.6

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МШУ по адресу: 119992, Москва, ул. Малая Пироговская, д,1.

Автореферат разослан« » _2006 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Артамонова Е.И.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Особенности экономического и социокультурного развития России в конце XIX - начале XX веков, изменения в духовной сфере состояния российского общества в этот период стали толчком и . средой развития педагогической мысли, не только предопределили появление разнообразных педагогических идей и концепций, но и возникновение особого направления, получившего название социальная педагогика.

Изучение литературы позволяет сделать вывод о том, что в исследованиях по истории педагогики второй половины XIX и начала XX веков весьма подробно охарактеризованы просвещение и обучение (С.Ф.Егоров, Г.Я.Жураковский и др.), учебно-воспитательная работ в передовых школах (Н. С.Зенченко, H.H.Кузьмин, М.Б.Михайлова), проблемы воспитания и обучения в трудах Л.Н.Толстого и К.Д.Ушинского (В.Д.Иванов, Р.Т.Костылев, В. А.Лир, В.А.Неровных, Н.Я.Сиротов).

Большое внимание уделено исследованию педагогических взглядов выдающихся русских ученых В.П.Вахтерова, К. Н.Вентцеля, П.П.Блонского

(Ф. Ф.Королев), Н.Ф.Бунакова и Н.В. Шелгунова

(К.А.Асеев, В.В.Морозенко, Т.С.Просветова,

В.Д.Соловьев), В. И.Водовозова (B.C.Аранский,

В.Я.Мунипов), Н.А.Корфа и П.Ф.Лесгафта (Л.П.Михайлова, М.Н.Сободзинская).

В то же время возникновение, становление и развитие социальной педагогики на рубеже веков изучено явно недостаточно, хотя соответствующим проблемам и посвящены работы И.Н.Андреевой, Н.Ф.Басова,

В.М.Басовой, Т.С.Просветовой, Т.А.Ромм и др. В частности недостаточно изучены социально-педагогические аспекты концепций выдающихся русских педагогов рассматриваемого периода, остались не проясненными тенденции развития социального воспитания как сферы социальной практики и социальной педагогики как сферы отрасли знания. 1

В то же время на современном этапе социальная педагогика и история социальной педагогики развиваются как отрасли знания и как учебные предметы. Это привело к рассмотрению и углублению историко-педагогических исследований по соответствующей проблематике, в которых, однако, далеко не всегда принимается в расчет це-

лостный историко-педагогический процесс и преемственность теоретико-методологического компонента в развитии социально-педагогического знания.

Наличие данного противоречия и обусловило выбор темы исследования:

«Основные тенденции развития социальной педагогики в России (вторая половина XIX - начало XX вв.)», проблема которого была сформулирована следующим образом: каковы предпосылки возникновения социальной педагогики в России и основные тенденции ее становления во второй половине XIX - начале XX вв.?

Ее решение стало цель» нашего исследования.

Объект исследования - социальная педагогика России конца XIX - начала XX вв,

Предмет исследования - основные концепции социальной педагогики в России на рубеже XIX и XX веков.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить' следующие задачи:

.1. Выявить и охарактеризовать социальные и теоретические предпосылки возникновения социальной педагогики .

2. Определить и систематизировать основные направления развития и концепции социальной педагогики в России рассматриваемого исторического периода.

3. Определить основные тенденции развития социально-педагогической практики в России в рассматриваемый исторический период.

Методологической основой исследования послужило использование ведущих общенаучных принципов (историзма, диалектического развития социальных процессов, целостности и непротиворечивости оценки выявленных фактов и обстоятельств); исследование опиралось на труды ученых-педагогов, психологов, философов, историков, посвященные проблемам воспитания, образования, развития и совершенствования личности,

В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ историко-педагогической, мемуарной литературы; сравнительно-исторический анализ источников; историко-структурный подход, выявляющий системообразующие компоненты изучаемых направлений и течений; метод контент-анализа при работе со справочной литературой.

Источников»* база исследования включает в себя: официальные документы, регламентировавшие деятельность государственных учебных заведений в рассматриваемый исторический период; дореволюционные исследования ве-

дущих российских педагогов в сфере социальной педагогики; современные работы по истории и теории социальной педагогики в России; философскую и педагогическую литературу? учебники по педагогике и истории педагогики, справочные издания (педагогические энциклопедии и словари), периодику и публицистику второй половины XIX - начала XX вв.; в работе были исполь зованы архивные материалы.

Научная новизна исследования заключаются в:

- анализе социальных условий в России второй половины XIX - начала XX вв. как основного фактора появления новых форм социального воспитания и возникновения отечественных разработок в области социальной педагогики;

систематизации и анализе социально-педагогических аспектов концепций ведущих ученых;

- выявлении основных тенденций развития социальной педагогики' в России в рассматриваемый исторический период.

Теоретическая значимость состоит в:

- классификации и анализе ведущих направлений социальной педагогики в России рассматриваемого исторического периода в свете философско-социальных представлений их создателей;

- определении взаимоотношения социального и элементов религиозного воспитания, практиковавшихся в России на рубеже XIX - XX вв. в учебных заведениях и внешкольных структурах;

- систематизации и анализе деятельности различных типов центров социального воспитания, существовавших в России на рубеже XIX - XX вв.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и основные положения, полученные в результате исследования, могут-найти применение при разработке различных программ организации школьного и внешкольного социального воспитания. Они могут быть использованы как основа новых подходов к структурированию и разработке содержания учебного материала по курсу «история социальной педагогики», при разработке специальных курсов для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей, а также в процессе подготовки и переподготовки социальных педагогов и социальных работников.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается его теоретико-методологической основой - аксиологическим, культуро-

логическим и антропологическим подходами, разнообразием исполь зованных источников и материалов, а так же соответствием методов исследования поставленным задачам.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Теоретической основой отечественных научно-педагогических подходов к общественному воспитанию, оказавших серьезное влияние на развитие социальной педагогики в России во второй половине XIX - начале XX веков, первоначально послужили различные западные философские теории: некоторые социальные и антропологические концепции философии Просвещения, руссоизм и религиозно-мистический сентиментализм. Впоследствии эти подходы в соединении с некоторыми положениями философии позитивизма, а также элементами православного учения о воспитании детей и подростков заметным образом повлияли на различные социально-педагогические концепции, появившиеся в России во второй половине XXX - начале XX вв. Также некоторое воздействие на появление этих концепций оказала идея национального подхода к общественному воспитанию.

2. Во второй половине XIX в. в России можно выделить три основных направления в развитии социальной педагогики: либеральное, консервативное и радикально-революционное, представленные различными отечественными мыслителями и педагогами.

Концепции социального воспитания, предложенные известными отечественными педагогами, принадлежавшими к различным вышеуказанным направлениям (К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, В.Я Стоюнин, П.Н.Игнатьев, митрополит Макарий (Невский) и др.}, отражали общее направление развития, социальной педагогики в России в рассматрит ваемый исторический период. Вместе с тем, каждый из них в своих работах наиболее полно осветил отдельные аспекты социального воспитания (его национальный характер, психолого-педагогические основы, взаимоотношения государства и общества в осуществлении социального воспитания в учебных заведениях т.п.).

3. Основными тенденциями . развития социального воспитания в России в рассматриваемый исторический период являлись:

- резкое увеличение числа учебных заведений различных типов, являвшихся центрами социального воспитания ;

- появление и постоянное расширение с начала XX в. сети различных учреждений внешкольного воспитания : детских клубов, площадок, скаутских отрядов и т.п.;

- постоянная и устойчивая конкуренция консервативных (направленных на сохранение существующего политического порядка) и либеральных социально-педагогических идей в содержании социального воспитания, причем либеральное направление имело место, в основном, в негосударственных учебных заведениях и внешкольных центрах социального воспитания;

- постепенное снижение роли религиозной составляющей социального воспитания, вызванное изменениями в настроениях большей части образованного общества.

Структура диссертации определяется логикой исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы из 158 источников.

Во введении обоснованы актуальность выбранной темы, определены проблема, предмет, объект, цель, задачи, методология и методы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе "Предпосылки возникновения социальной педагогики в России второй половины XIX - начала XX вв. " определены основные понятия исследования; раскрыты исторические и философско-педагогические предпосылки, определившие возникновение социальной педагогики в России, à также определены основные социально-экономические, социально-политические и социокультурные факторы, обусловившие основные направления развития социальной педагогики в нашей стране во второй половине XIX - начале XX вв.

Во второй главе "Теория и практика общественного воспитания в Российской империи во второй половине XIX - начале XX вв. " рассмотрены концепции общественного воспитания в учебных заведениях, выдвинутые известными отечественными педагогами в рассматриваемый исторический период, а также проанализированы основные подходы к внешкольному общественному воспитанию, практиковавшиеся в России на рубеже XIX - XX вв.

В заключении обобщены результаты исследования и приведены основные выводы по работе, подтверждающие положения вынесенные на защиту.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Особенности социально-экономической ситуации, сложившейся в России во второй половине XIX - начале XX вв., потребовали от государства обновления народного образования, что стало одним из важнейших аспектов государственной политики в этот исторический период. Успехи народного образования в 70-х - 80-х годах XIX века были связаны с реформами 60-х годов и обусловленным ими развитием общественно-педагогического движения. Одним из проявлений названного процесса стало зарождение и становление социальной педагогики и социального воспитания.

Изучение историко-педагогической литературы позволило сделать вывод о том, что в общественно-педагогическом движении 60-х годов историки выделяют несколько направлений. Наиболее известны классификации В.З.Смирнова (по политическому признаку), П.А.Лебедева (по богатству идей), С.Ф.Егорова (по общественно-политической ориентации), Т.В.Самсоновой (по факторам социализации человека, принятым в современной социальной педагогике). Целенаправленное изучение широкого круга источников позволило нам выделить следующие направления в отечественной социальной педагогике исследуемого периода: либеральное, радикальное и консервативное. Эти направления, подробно рассмотренные в диссертации, будут охарактеризованы ниже, ибо предварительно необходимо остановиться, с одной стороны, на основном понятии исследования - социальная педагогика, а с другой, на факторах, обусловивших ее появление в изучаемый исторический период.

Анализ литературы показал, что в отечественной педагогике не существует однозначного толкования понятия «социальная педагогика», что связано, в первую очередь, с различным видением субъектов социального воспитания. В настоящей работе за основу берется понимание социального воспитания и социальной педагогики, предложенные А.В.Мудриком, поскольку они позволяют избежать излишнего сужения и излишнего расширения этих понятий.

В диссертационном исследовании обосновывается предположение о том, что повышение интереса к социальному воспитанию и появление специальных работ в этой области, имевшее место в России (равно как и на Западе) со второй половины XIX столетия, было вызвано, в первую очередь, значительными изменениями в социальных

условиях жизни и снижением роли семейного воспитания, происходившими в развитых странах в этот исторический период.

При изучении основных факторов, влиявших на эволюцию. общественного воспитания в современной отечественной научно-педагогической литературе используются различные подходы. В настоящей работе используется традиционный для истории отечественной педагогики подход, который предусматривает комплексный анализ основных социально-экономических, социально-политических и социокультурных факторов, определявших особенности различных сложных социально-педагогических явлений.

В результате исследования было установлено, что на становление социальной педагогики в России во второй половине XIX - начале XX вв. существенное влияние оказали социально-экономические факторы, к числу которых можно отнести: сохранение значительного количества сельских общин с их традиционным подходом к воспитанию; увеличение числа промышленных рабочих и служащих в городах, чьи дети обучались в различных типах образовательных учреждений; снижение роли традиционной патриархальной семьи в быстро развивающихся городах; постепенное вовлечение женщин в общественное производство .

Ведущими социально-политическими факторами, влиявшими на становление и развитие социальной педагогики в России рассматриваемого исторического периода, являлись : формирование у учащихся государственных учебных заведений соответствующего "сословного" мировоззрения; так называемая "русификация" народного образования, проводившаяся в некоторых национальных окраинах империи вплоть до 1905 г.; конкуренция светского и церков-но-приходского начального образования; деятельность различных внешкольных негосударственных центров общественного воспитания, направленность которых часто не совпадала с официальной.

В свою очередь, основными социокультурными факторами, влиявшими на особенности социальной педагогики в России в рассматриваемый исторический период были: доминирование официальной идеологии в государственных учебных заведениях; либеральная направленность мировоззрения значительной части русской интеллигенции; традиционные этические представления о социальной жизни, присущие основной части населения и связанные с православной моралью.

Необходимо отметить, что вое светские подходы к общественному воспитанию, равно как официально-государственные, так и предлагаемые отдельными исследователями, имели в своей основе определенные философ-ско-антропологические представления.

В основу понимания задач общественного воспитания, предложенного радикальными демократами в конце 50-х - начале 60-х гг. XIX в. (Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский и др.) легли некоторые представления философии Просвещения и германских философов-материалистов (Я.Молешотт, Л.Фейербах), объединенные с идеями о подготовке борцов против социальной несправедливости . Позднее в Россию проникли и марксистские идеи о целях и задачах социального воспитания, однако наиболее полное развитие они получили уже в послереволюционный период. И, наконец, во второй половине XIX в. в России происходил определенный ренессанс чисто православной педагогики, в том числе и в области общественного воспитания, что нашло отражение в работах известных педагогов-священнослужителей.

Таким образом, можно выделить несколько основных теоретических подходов к общественному воспитанию, которые оказали серьезное влияние на развитие социальной педагогики в России второй половины XIX - начала XX вв. К ним относятся:

антрополого-педагогическая теория философии Просвещения, впоследствии во многом нашедшая отражение в позитивистско-либеральном подходе к общественному воспитанию, когда внешнее педагогическое воздействие считалось доминирующим фактором формирования человеческой личности;

- руссоистское понимание задач воспитания, в том числе и общественного, заметно повлиявшее на возникновение теории свободного воспитания;

- идея приоритета национального воспитания над общечеловеческим, как наиболее эффективного способа подготовки к социальной жизни в собственной стране;

- православное учение о воспитании, в том числе и о воспитании в общественных учебных заведениях.

Необходимо отметить, что подобные подходы достаточно редко воплощались во всей своей полноте в конкретных воспитательных концепциях, возникавших в России в рассматриваемый исторический период. Скорее можно говорить об их доминировании или преобладании в тех или иных концепциях, которые, впрочем, обычно включали в себя и элементы иных философских и антропологических

теорий. Кроме того, возникновение реальных концепций общественного воспитания было обусловлено общими социально-экономическими и социально-политическими факторами, характеризующими состояние социума. Вместе с тем, можно выявить несколько основных направлений социальной педагогики, декларировавшихся и фактически существовавших в России во второй половине XIX - начале XX ВВ.

С конца 50-х гг. XIX в. идея реформирования общественного воспитания (главным образом, в учебных заведениях) в контексте общих либеральных преобразований стала весьма актуальной для всего русского образованного общества. Впервые обратил на это внимание Н.И.Пирогов в известной статье "Вопросы жизни". Он предлагал построить все общественное воспитание на новых началах, где приоритет■отдавался формированию общечеловеческих качеств, а не профессиональных навыков. Впоследствии подобный подход, который можно условно назвать либеральным, присутствовал в работах различных педагогов и, в некоторые периоды, в деятельности Министерства народного просвещения. С другой стороны, ряд консервативно настроенных государственных деятелей, в первую очередь Д.А.Толстой и, особенно,

К.П.Победоносцев, проводили такую воспитательную политику в государственных учебных заведениях, которая дложна была препятствовать развитию либеральных настроений в обществе и была направлена на сохранение в стране существующих порядков. Это достигалось, в том числе, сословным подходом к образованию. В свою очередь, ряд радикально настроенных общественных деятелей (Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский и H.A.Добролюбов) отстаивали позицию, согласно которой собственно социальное воспитание должно было отступить на второй план, а формирование мировоззрения у человека обеспечивалось бы изучением естественных (реальных) наук и "борьбой" за справедливое социальное переустройство общества.

Таким образом, во второй половине XIX столетия можно выделить три основных направления в социальной педагогике:

- либеральное с учетом всех его государственных и общественных концепций и их особенностей (Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, H.A.Милютин и др.);

- радикально-революционное (Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов и др.);

- консервативное религиозно-государственническое (Д.А.Толстой, К.П.Победоносцев и др.).

Мы специально не стали выделять особым разделом православное общественное воспитание, поскольку оно, с одной стороны, разделяло многие ценности консервативного направления, а с другой, - стояло несколько обособленно и скорее являлось лишь частью социального воспитания в целом, чем его специфическим самостоятельным направлением.

В диссертации рассматриваются концепции социального воспитания в учебных заведениях, предложенные известными отечественными педагогами второй половины XIX начала XX вв. К.Д.Ушинским, В.Я.Стоюниным, П.Ф.Каптеревым, митрополитом Московским Макарием (Невский) и предпоследним министром народного просвещения Н.П.Игнатьевым. Каждый из них в своих работах наиболее полно отразил одну из сторон социального воспитания и предложил инновационные для своего времени формы и методы подобной деятельности (это подробно раскрывается в диссертации).

Так, К.Д.Ушинский, вслед за A.C.Хомяковым, считал, что начало формирования человеческой личности лежит в семейном воспитании, а воспитание общественное должно быть неразрывно связано с первым. Однако и оно крайне важно, поскольку именно в общественных учреждениях происходит основная подготовка детей к жизни в социуме. И такое общественное воспитание обязательно должно иметь национальный характер. Последнее объяснялось несколькими причинами, в том числе и тем, что формирование ""национального" мировосприятия будет весьма способствовать успешной жизни в условиях русского социума. Достичь этого предполагалось выбором соответствующего содержания образования, особенно в начальной школе.

Вопросы устройства и реформирования отечественной школы и общественного воспитания в целом привлекали внимание многих педагогов второй половины XIX в. К их числу можно отнести В.Я.Стоюнина, который попытался определить основные принципы управления учебными заведениями со стороны государства и общества. Он исходил из убеждения, что в идеальном случае основная обязанность государства состоит в том, чтобы "охранять" свободное формирование личности учащихся, что будет закреплено соответствующими демократическими законами. В этом случае и самому государству выгодно опираться на поддержку общественности, поскольку их интересы в об-

ласти социального воспитания детей совпадают. Принципы общественного воспитания в сфере "укрепления гражданского чувства", могут быть едиными и соответствовать интересам как государства, так и общества.

П. Ф.Каптерев одним из первых в России подробно анализировал процесс социализации (хотя сам термин не использовался) детей и подростков в семье и в учебных заведениях. Ученый отмечал, что формирование человеческой личности происходит внутри общества и обусловлено, главным образом (на 9/10, по его мнению), особенностями этого общества. П.Ф.Каптерев, вследствие своих либерально-демократических убеждений, полагал, что влияние государства в этом процессе лишь поверхностно, а основное влияние на становление человеческой личности оказывает общество, сначала в лице родственников и ближайшего окружения семьи, а затем и более широкого круга лиц, или, говоря языком современной социальной педагогики, агёнтов социализации.

П.Ф.Каптерев также подчеркивал необходимость тесного единства и преемственности воспитания семейного и общественного. Однако в школе ребенок сталкивается с необходимостью находиться в большом детском коллективе . Именно этот коллектив может оказать куда большее влияние, чем учителя и даже семья. Исходя из этого, П.Ф.Каптерев полагал, что главная задача школы не обучить ребенка каким-либо наукам, а научить его жить в коллективе, поскольку все будущее внешкольное существование человека также будет проходить в различных коллективах.

Главная заслуга П.Н.Игнатьева, министра народного просвещения в 1915 - 1916 гг., состояла в попытке широкой реализации различных подходов к воспитанию в школе в масштабах всего государства. По его указаниям к воспитательному процессу в учебных заведения в различных формах стали привлекать ся общественные силы: родительские комитеты и различные общественные организации. Педагогам рекомендовалось использовать и различные формы внешкольного воспитания, в первую очередь трудового. Все это, по мысли реформаторов, должно было максимально приблизить выпускников к реалиям взрослой жизни и выработать у них важнейшие качества, в том числе инициативность и личную независимость. Однако в условиях начавшегося в стране политического брожения подобные формы воспитания зачастую приобретали политическую и антигосударственную направленность, что по-

служило одной из причин сворачивания реформ и отставки самого Игнатьева.

Иной подход к общественному воспитанию в школах нашел отражение в педагогических работах некоторых педагогов-священников . Одним из них был Макарий, закончивший свое служение в 1917 г. на кафедре митрополита Московского, В своих проповедях и статьях он подчеркивал некоторые негативные аспекты школьного общественного воспитания. Макарий отмечал, что нравственная атмосфера, сложившаяся во многих школах, зачастую не отвечает требованиям христианской зтики и может негативно влиять на формирование личности учащихся. Он обвинял в этом педагогов и рекомендовал родителям тщательнее выбирать учебное заведение и контролировать посещавшего его ребенка. С другой стороны, Макарий признавал, что правильно поставленная и основанная на христианских ценностях воспитательная работа в школе может положительно воздействовать даже на тех детей, которые, не получили соответствующего-семейного воспитания .

, С конца XIX в. в связи с ростом городского населения (его средних и низших социальных слоев) в России стали появляться первые внешкольные детские и подростковые организации, по преимуществу негосударственные, и число их постоянно росло. Можно выделить две основные группы подобных организаций.

Структуры, нацеленные, в первую очередь, на внутреннюю деятельность детских коллективов, связанную с формированием позитивных качеств у их членов и их профессиональную подготовку. К подобным организациям можно отнести летние детские "колонии", детские клубы и. детские площадки. Социально-педагогическая теория деятельности ' подобных организаций разрабатывалась С.Т.Шацким, Н.Я.Казимировым, А.У.Зеленко, Л.Г.Шлегер и

др.

Объединения и отряды, в которых общественное воспитание было связано не только с внутренней, но и с активной внешней деятельностью: оказаниями различных видов помощи государству, органам местного самоуправления и отдельным лицам. В некоторых из них осуществлялась и допризывная военная подготовка. К ним можно причислить скаутские и подобные им отряды; группы "трудовой помощи" появившиеся в годы первой мировой войны с целью поддержки фронта; структуры, занимавшиеся различными видами общественно-полезной и благотворительной деятельности; структуры по изучению и охране

природы ("Майские птицы" и др.). Разработками социально-педагогических концепций деятельности таких структур занимались О.И.Пантюхов, А.Михайлова, В.С.Преображенский, Э.П.Цитович, И.И.Жуков и др.

Деятельность детских внешкольных организаций, относящихся к первой группе, наиболее полное отражение получила в работах С.Т.Шацкого - теоретика и практика в сфере работы детских клубов и колоний.

В основе его педагогической концепции в сфере внешкольного общественного воспитания лежало предположение, согласно которому в современных городских условиях ни школа, ни родители оказываются не в состоянии обеспечить должное воспитание своим детям. В такой ситуации на детей начинает оказывать мощное влияние, зачастую негативное, "улица", т.е. стихийная социализация происходит в неблагоприятных условиях. С целью предотвращения подобного развития событий С.Т.Шацким предлагалось создавать в городах широкую сеть детских внешкольных учреждений, которые должны были взять на себя функция социального воспитания, в том числе и профилактического, городских детей из семей с невысокими доходами. Шацкий предлагал выявить детскую индивидуальность, истинные интересы ребенка, во многом скрытые и нивелированные последствиями стихийной "уличной" социализации. Для этой цели необходимо вовлекать детей в разные виды физического труда. Сам процесс такого труда, по мнению Шацкого, стимулировал появление различных мотивировок к продолжению и усложнению работы: от самых низших, чисто подражательных, до высших, альтруистических, когда дети получали удовлетворение от того, что изготовленные ими вещи могут приносить пользу другим людям. При этом если работа имеет коллективный характер, у детей вырабатываются и коллективистские навыки. На практике эти положения были реализованы в созданных Шацким детских клубах и летних колониях.

Деятельность скаутских и близких к ним организаций ставила своей задачей, прежде всего, формирование у воспитанников таких качеств, как уважение к общепринятым религиозным ценностям, патриотизм, альтруизм, трудолюбие, уважительное отношение к другим людям и т.п. Профилактика асоциального поведения здесь играла меньшую роль, чем в детских клубах и колониях. В начале XX в. подобные структуры, в свою очередь, разделились на два основных направления. Первое из них было связано с обязательной военной подготовкой, формирова-

нием некоторых воинских качеств, полувоенной дисциплиной . К таким структурам можно отне сти отряды мпотеш-ных", часть скаутских отрядов и некоторые другие организации. Как правило, они пользовались поддержкой официальных властей. Второе течение в скаутизме и близких к нему структурах, идеологами которого стали либерально и "антимилитаристски" настроенные педагоги (А.Михайлова, И. Н.Жуков и др.) отвергали обязательную военную подготовку как насилие над детьми. Они ставили в основу воспитания развитие у детей демократических гражданских качеств, уважения к нуждающимся в поддержке, любви к природе и т.п.

Особое место среди детских организаций заняли появившиеся в годы Первой мировой войны различные отряды ""трудовой помощи", подростковые благотворительные общества и т.п. Не ставя воспитание своей основной задачей (ей была разного рода поддержка государства и нуждающихся), эти организации, тем не менее, проводили и важную воспитательную работу связанную с формированием патриотизма, трудолюбия и альтруизма. В последние годы существования Российской империи стали возникать различные детские религиозные, политические, национальные и иные организации. Однако расцвет их деятельности пришелся уже на первые послереволюционные годы.

Таким образом, проведенное исследование в основном решило поставленные задачи, ибо в результате его были выявлены и подробно охарактеризованы социальные и теоретико-методологические предпосылки возникновения социальной педагогики в России во второй половине XIX - начале XX веков; систематизированы основные направления развития социальной педагогики (либеральное, радикальное, консервативное); проанализированы, социально-педагогические аспекты теорий крупных отечественных педагогов изучаемого периода; представлены концепции, разработанные в русле социальной педагогики; показана взаимосвязь становления социальной педагогики и развития социального воспитания в рассматриваемый исторический период.

Выполненное исследование не претендует на полное решение поставленной в нем проблемы. В дальнейшем изучении нуждается широкий круг вопросов: эволюция социально-педагогических идей в трудах педагогов-теоретиков и их воплощение в работе педагогов-практиков в связи с изменениями, произошедшими в России . после 1917 года; взаимовлияние социально-

педагогических идей российских, европейских и американских теоретиков изучаемого периода и др.

Основные положения настоящей диссертации нашли отражение в следующих публикациях: .

1. Клепикова Е -Ю. Государственные подходы к внешкольному воспитанию учащихся в годы Первой мировой войны // Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: Вып, 24 - М.: МПГУ''- МОСПИ, 2006. - С. 124-125 (0,12 п.л.)

2. Клепикова Е .Ю. Общественное воспитание в трудах религиозных педагогов конца XIX - начала XX вв. // Актуальные проблемы современного начального образования: Материалы научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета начальных -классов. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2006. - С. 39М2 (0,2 П.л.)

3. Клепикова Е ,Ю. К.П.Победоносцев о ' задачах воспитания в начальных народных школах // П]ЗЬблемы педагогического образования. Сборник научных, .статей: Вып. 24 - М.: МПГУ - МОСПИ, 2006.'""- С. 114-115 (0,12 п.л.)

Подл, к печ. 17.05,2006 Объем 1 п.л. Заказ №. 144 Тир 100 экз.

Типография МИГУ

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Клепикова, Елена Юрьевна, 2006 год

Введение.

Глава 1. Предпосылки возникновения социальной педагогики в России второй половины XIX - начала XX вв.

1.1 Социальные предпосылки возникновения социальной педагогики

1.2 Теоретические предпосылки возникновения социальной педагогики.

Глава 2. Теория и практика общественного воспитания в Российской империи во второй половине XIX - начале XX вв.

2.1 Социально-педагогические аспекты концепций выдающихся представителей отечественной педагогики второй половины XIX - начала XX вв.

2.2 Социально-педагогическая характеристика практики общественного воспитания в России на рубеже XIX - XX вв.

2.2.1 Государственная политика в сфере социального воспитания в учебных заведениях

2.2.2 Основные подходы к внешкольному социальному воспитанию, возникшие в России на рубеже XIX -XX вв.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Основные тенденции развития социальной педагогики в России"

Актуальность темы исследования. Особенности экономического и социокультурного развития России в конце XIX - начале XX веков, изменения в духовной сфере состояния российского общества в этот период стали толчком и средой развития педагогической мысли, не только предопределили появление разнообразных педагогических идей и концепций, но и возникновение особого направления, получившего название социальная педагогика.

Изучение литературы позволяет сделать вывод о том, что в исследованиях по истории педагогики второй половины XIX и начала XX веков весьма подробно охарактеризованы просвещение и обучение (С.Ф.Егоров, Г.Я.Жураковский и др.), учебно-воспитательная работ в передовых школах (Н.С.Зенченко, Н.Н.Кузьмин,

М.Б.Михайлова), проблемы воспитания и обучения в трудах Л.Н.Толстого и К.Д.Ушинского (В.Д.Иванов, Р.Т.Костылев, В.А.Лир, В.А.Неровных, Н.Я.Сиротов).

Большое внимание уделено исследованию педагогических взглядов выдающихся русских ученых В.П.Вахтерова, К.Н.Вентцеля, П.П.Блонского

Ф.Ф.Королев), Н.Ф.Бунакова и Н.В.Шелгунова (К.А.Асеев, В.В.Морозенко, Т.С.Просветова, В.Д.Соловьев),

В.И.Водовозова (В.С.Аранский, В.Я.Мунипов), Н.А.Корфа и П.Ф.Лесгафта (Л.П.Михайлова, М.Н.Сободзинская).

В то же время возникновение, становление и развитие социальной педагогики на рубеже веков изучено явно недостаточно, хотя соответствующим проблемам и посвящены работы И.Н.Андреевой, Н.Ф.Басова, В.М.Басовой,

Т.С.Просветовой, Т.А.Ромм и др. В частности недостаточно изучены социально-педагогические аспекты концепций выдающихся русских педагогов рассматриваемого периода, остались не проясненными тенденции развития социального воспитания как сферы социальной практики и социальной педагогики как сферы отрасли знания.

В то же время на современном этапе социальная педагогика и история социальной педагогики развиваются как отрасли знания и как учебные предметы. Это привело к рассмотрению и углублению историко-педагогических исследований по соответствующей проблематике, в которых, однако, далеко не всегда принимается в расчет целостный историко-педагогический процесс и преемственность теоретико-методологического компонента в развитии социально-педагогического знания.

Наличие данного противоречия и обусловило выбор темы исследования:

Основные тенденции развития социальной педагогики в России (вторая половина XIX - начало XX вв.)», проблема которого была сформулирована следующим образом: каковы предпосылки возникновения социальной педагогики в России и основные тенденции ее становления во второй половине XIX - начале XX вв.?

Ее решение стало целью нашего исследования.

Объект исследования - социальная педагогика России конца XIX - начала XX веков.

Предмет исследования - основные концепции социальной педагогики в России на рубеже XIX и XX веков.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Выявить и охарактеризовать социальные и теоретические предпосылки возникновения социальной педагогики.

2. Определить и систематизировать основные направления развития и концепции социальной педагогики в России рассматриваемого исторического периода.

3. Определить основные тенденции развития социального воспитания в России в рассматриваемый исторический период.

Методологической основой исследования послужило использование ведущих общенаучных принципов (принципы историзма, диалектического развития социальных процессов, целостности и непротиворечивости оценки выявленных фактов и обстоятельств).

Наше исследование опиралось на труды ученых-педагогов, психологов, философов, историков, посвященные проблемам воспитания, образования, развития и совершенствования личности.

В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ историко-педагогической, мемуарной литературы; сравнительно-исторический анализ источников; историко-структурный подход, выявляющий системообразующие компоненты изучаемых направлений и течений; метод контент-анализа при работе со справочной литературой.

Хронологические рамки исследования выбраны с учетом возникновения в России во второй половине XIX столетия принципиально новых социально-экономических и социально-политических обстоятельств: бурное развитие капиталистических отношений; постепенное снижение (преимущественно в крупных городах) роли традиционного семейного воспитания и необходимость выработки новых форм общественного воспитания с их научно-педагогическим обоснованием. Окончание рассматриваемого исторического этапа было обусловлено возникновением в России после революции 1917 г. принципиально новых подходов к социальному воспитанию, отрицавших существовавшие в дореволюционной период социальной педагогики.

Источниковая база исследования включает в себя: официальные документы, регламентировавшие деятельность государственных учебных заведений в рассматриваемый исторический период; дореволюционные исследования ведущих российских педагогов в сфере социального воспитания; современные работы по истории и теории социального воспитания в России; философская и педагогическая литература. В работе были использованы различные архивные материалы.

Организация исследования включала в себя следующие этапы:

1. На первом этапе (2000 - 2001 гг.) анализировалась степень изученности проблемы, проводились рассмотрение и оценка значимости различных источников применительно к теме исследования, определялись основные задачи диссертационного исследования и проводилась разработка его теоретических основ.

2. На втором этапе (2001 - 2003 гг.) производились изучение, систематизация и анализ источников и архивных материалов, была разработана структура диссертации и логика изложения диссертационных материалов.

3. На третьем этапе (2002 - 2004 гг.) были доработаны и уточнены ведущие положения диссертационного исследования. Полученная информация и выводы по работе были систематизированы и оформлены в соответствии с требованиями к диссертации

Научная новизна исследования заключаются в: анализе социальных условий в России второй половины XIX - начала XX вв. как основного фактора появления новых форм социального воспитания и возникновения отечественных разработок в области социальной педагогики;

- систематизации и анализе социально-педагогических аспектов концепций ведущих ученых;

- выявлении основных тенденций развития социальной педагогики в России в рассматриваемый исторический период.

Теоретическая значимость состоит в: классификации и анализе ведущих направлений социальной педагогики в России рассматриваемого исторического периода в свете философско-социальных представлений их создателей; определении взаимоотношения социального и элементов религиозного воспитания, практиковавшихся в России на рубеже XIX - XX вв. в учебных заведениях и внешкольных структурах;

- систематизации и анализе деятельности различных типов центров социального воспитания, существовавших в России на рубеже XIX - XX вв.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и основные положения, полученные в результате исследования, могут найти применение при разработке различных программ организации школьного и внешкольного социального воспитания. Они могут быть использованы как основа новых подходов к структурированию и разработке содержания учебного материала по курсу «история социальной педагогики», при разработке специальных курсов для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей, а также в процессе подготовки и переподготовки социальных педагогов и социальных работников.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается его теоретико-методологической основой - аксиологическим, культурологическим и антропологическим подходами, разнообразием использованных источников и материалов, а так же соответствием методов исследования поставленным задачам.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Теоретической основой отечественных научно-педагогических подходов к общественному воспитанию, оказавших серьезное влияние на развитие социальной педагогики в России во второй половине XIX - начале XX веков, первоначально послужили различные западные философские теории: некоторые социальные и антропологические концепции философии Просвещения, руссоизм и религиозно-мистический сентиментализм. Впоследствии эти подходы в соединении с некоторыми положениями философии позитивизма, а также элементами православного учения о воспитании детей и подростков заметным образом повлияли на различные социально-педагогические концепции, появившиеся в России во второй половине XIX - начале XX вв. Также некоторое воздействие на появление этих концепций оказала идея национального подхода к общественному воспитанию.

2. Во второй половине XIX в. в России можно выделить три основных направления в развитии социальной педагогики: либеральное, консервативное и радикальнореволюционное, представленные различными отечественными мыслителями и педагогами.

Концепции социального воспитания, предложенные известными отечественными педагогами, принадлежавшими к различным вышеуказанным направлениям (К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, В.Я Стоюнин, П.Н.Игнатьев, митрополит Макарий (Невский) и др.), отражали общее направление развития социальной педагогики в России в рассматриваемый исторический период. Вместе с тем, каждый из них в своих работах наиболее полно осветил отдельные аспекты социального воспитания (его национальный характер, психолого-педагогические основы, взаимоотношения государства и общества в осуществлении социального воспитания в учебных заведениях т.п.).

3. Основными тенденциями развития социального воспитания в России в рассматриваемый исторический период являлись: резкое увеличение числа учебных заведений различных типов, являвшихся центрами социального воспитания;

- появление и постоянное расширение с начала XX в. сети различных учреждений внешкольного воспитания: детских клубов, площадок, скаутских отрядов и т.п.; постоянная и устойчивая конкуренция консервативных (направленных на сохранение существующего политического порядка) и либеральных социально-педагогических идей в содержании социального воспитания, причем либеральное направление имело место, в основном, в негосударственных учебных заведениях и внешкольных центрах социального воспитания; постепенное снижение роли религиозной составляющей социального воспитания, вызванное изменениями в настроениях большей части образованного общества.

Структура диссертации определяется логикой исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы из 158 источников.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изменение форм и методов общественного воспитания и возникновение социальной педагогики как самостоятельного раздела педагогической науки, происходившее в Европе и Северной Америке во второй половине XIX в., затронуло и Россию. Однако этот сложный социально-педагогический процесс в нашей стране имел свои особенности, связанные со специфическими условиями социальной жизни России. В последние годы в нашей появилось определенное количество работ, посвященных истории социальной педагогики в дореволюционной России. Однако, до сих пор не существует однозначных определений важнейших понятий социальной педагогики, а, следовательно, и общепринятого толкования самого предмета этой науки. Подобное положение дел приводит к различным подходам к истории социальной педагогики. Ряд авторов сводят ее к истории развития образования в России в целом, зачем-то включая сюда и семейное воспитание (Ю.В.Василькова, Т.А.Василькова, М.А.Галагузова и др.). Другие в своих работах, напротив, основной упор делают на историю педагогики социальной работы, причем, главным образом, в отношении нуждающихся детей и подростков (В.Г.Бочарова, Л.Е.Никитина, Е.В.Смирнова и др.). На наш взгляд, подобные подходы страдают или излишним расширением функций социальной педагогики или их неоправданным сужением.

В настоящем исследовании социальное воспитание в России было рассмотрено с позиций его осуществления, как в учебных заведениях, так и в различных внешкольных детских и подростковых организациях, причем в ряде случаев последние выполняли определенную функцию профилактической социальной поддержки. Изучение основных подходов в сфере теории и практики социального воспитания в Российской империи в рассматриваемый исторический период позволяет сделать следующие выводы:

1. Возникновение в России в XVIII столетии светских научно-педагогических подходов к общественному воспитанию первоначально было обусловлено влиянием различных западных философских теорий. К ним, в первую очередь, следует отнести некоторые социальные и антропологические концепции философии Просвещения, руссоизм и религиозно-мистический сентиментализм. Впоследствии эти подходы, соответствующим образом адаптированные к изменившимся социальным условиям и объединенные с некоторыми положениями философии позитивизма, а также элементами православного учения о воспитании, заметным образом повлияли на различные концепции социального воспитания, появившиеся в России во второй половине XIX - начале XX вв. Также определенное воздействие на появление этих концепций оказала идея национального подхода к общественному воспитанию.

Следует отметить, что почти все концепции социального воспитания, появившиеся в России в рассматриваемый исторический период, базировались не на каком-либо одном четко выраженном философском учении, а на их различных комбинациях, хотя зачастую доминирование одного из подобных учений просматривалось достаточно ясно.

Особое место в возникновении концепций социальной педагогики, предлагаемых в начале XX столетия педагогами-социалистами, заняло марксистское учение. Однако практическая реализация социалистических подходов к общественному воспитанию началась только после 1917 г. и в настоящей работе рассмотрено не было.

2. Начиная со второй половины XIX в. в России можно выделить три основных направления подходов к социальному воспитанию: либеральное, консервативное и радикально-революционное, которые были представлены различными отечественными мыслителями и педагогами. Так, во второй половине XIX века к наиболее известным представителям либерального направления можно отнести таких педагогов как Н.И.Пирогов, П.Ф.Каптерев, В.Я.Стоюнин и, отчасти, К.Д.Ушинский. В свою очередь, наиболее яркими представителями консервативного (в позитивном, а не обскурантском понимании этого термина) направления в подходах к общественному воспитанию стали

К.П.Победоносцев, С.Рачинский а также такие представители духовенства, как Феофан Затворник, Амвросий (Ключарев), Иоанн Кронштадский и Макарий Невский. К самым известным сторонникам радикально-демократического направления в общественном воспитании традиционно следует отнести Д.И.Писарева,

Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова. В начале XX столетия в стране ведущее положение занял либеральный подход к общественному воспитанию, которой, в свою очередь, стал подразделяться на несколько направлений, связанных, в первую очередь, с предполагаемыми объектами социального воспитания: учащиеся государственных учебных заведений, дети из бедных слоев городского населения, подростки, совершившие антисоциальные поступки и т.п. Необходимо отметить, что сторонником подобного подхода к социальному воспитанию в государственных учебных заведениях являлись и некоторые руководители Министерства народного просвещения. Наиболее заметным из них стал предпоследний царский министр народного просвещения П.Н.Игнатьев, попытавшийся в 1915-1916 г. провести значительные либеральные преобразования всей учебно-воспитательной деятельности российских начальных и средних образовательных учреждений.

3. Развитие инновационных подходов к социальному воспитанию, происходившее в России во второй половине XIX - начале XX вв., было во многом обусловлено изменениями в социальной жизни страны. Можно выделить группы основных социально-экономических, социально-политических и социокультурных факторов, оказавших прямое и косвенное воздействие на развитие общественного воспитания в России в рассматриваемый исторический период. В свою очередь, анализ этих факторов позволяет сделать выводы о ведущих тенденциях, характеризовавших исследуемое явление в нашей стране во второй половине XIX - начале XX вв. К таким тенденциям в работе отнесены:

- значительное увеличение числа учебных заведений различных типов, которые стали основными центрами общественного воспитания учащихся детей и подростков;

- появление и с начала XX в. постоянное расширение сети различных учреждений внешкольного воспитания: детских клубов, площадок, скаутских отрядов и иных учреждений подобного рода; инвариантная конкуренция консервативной (направленной на сохранение существующего политического порядка) официальной и либеральной общественной направленности социального воспитания, причем последнее имело место, в основном, в негосударственных учебных заведениях и внешкольных центрах социального воспитания. постепенное снижение роли религиозной составляющей социального воспитания, вызванное изменениями в настроениях значительной части российской интеллигенции.

Несмотря на появление в последние годы все новых работ по истории социальной педагогики в России эта тема является столь многогранной, что требует новых исследований.

Выполненное исследование не претендует на полное решение поставленной в нем проблемы. В дальнейшем изучении нуждается широкий круг вопросов: эволюция социально-педагогических идей в трудах педагогов-теоретиков и их воплощение в работе педагогов-практиков в связи с изменениями, произошедшими в России после 1917 года; взаимовлияние социально-педагогических идей российских, европейских и американских теоретиков изучаемого периода и др.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Клепикова, Елена Юрьевна, Москва

1. Агулина С. В. Становление и развитие воспитательно-благотворительных учреждений для детей в России (середина X1. - начало XX вв.). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. - М.,1996.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.,1997. - 37 6 с.

3. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. М.,2000. - 176 с.

4. Андреева И.Н. Философия и история образования. М.Д999. 191 с.

5. Андреева И.Н., Буторина Г.С., Васильева З.И. и др. История образования и педагогической мысли за рубюежом и в России. М.,2001. - 416 с.

6. Арсеньев Н. Духовные традиции русской семьи. // Воспитание и образование. 1998. - №3. - С.23-28.

7. Архиепископ Амвросий (Ключарев). О семейном счастии и христианском воспитании. М.,1997. - 124 с.

8. Басова В.М. История социальной работы и педагогики в России. Кострома, 1999. - 90 с.

9. Бахрушин С.В. Малолетние нищие и бродяги в Москве. // Антология социальной работы. Под ред. М.В.Фирсова.

10. Т.2. М.,1995. - С.305-322.

11. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX вв. - М.,1990. - С.501-504.

12. Блинов В.И. Развитие образования в России в XVIII -начале XX вв. под влиянием изменений во взглядах на цели воспитания. М,2001. - 224 с.

13. Бочарова В. Г. Социальная педагогика. М., 1994. 265 с.

14. Белых Н.М. Особенности воспитания и обучения в церковно-приходской школе России второй половины XIX в. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. М.,1998.

15. Бердяев Н.И. История и смысл русского коммунима. -М. , 1990. 186 с.

16. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. - М.,1990. - С.501-504.

17. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. М.,1998.- 456 с.

18. Блинов В.И. Развитие образования в России в XVIII -начале XX вв. под влиянием изменений во взглядах на цели воспитания. М.,2001. - 224 с.

19. Богуславский М.В. История теории. // Социокинетика . . . С.12-40.

20. Булкин А.П. Генезис основных понятий отечественной педагогики (XVIII в. начало XX в.). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, д.п.н. - М,2002.

21. Бутиков Г.П., Ариарский М.А. Сохранение и обогащение национально-культурных традиций россиян. // Педагогика.- 1998. №7. - С.54-62.

22. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Соцальная педагогика. М.,2000. - 440 с.

23. Вахтерев В. П. Тяжба между общим и профессиональным образованием. // Вахтерев В.П. Избранные педагогические сочинения. М.,1986. - с.257-272.

24. Всемирная история в 10-ти Т.Т. Т.VI. - М., 1959. -849 с.

25. Всемирная история в 10-ти Т.Т. Т.VII. - М.,1960. -819 с.

26. Галагузова М.А., Галгузова Ю.Н. Социальная педагогика. М.,1999. - 240 с.

27. Гиляровский В.А. Москва и москвичи. М.,1981. - 634 с.

28. Гончарова С.Б. Эволюция культурно-воспитательного идеала в русской педагогике XVIII XIX вв. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. - Ростов-на-Дону,2001.

29. Гурьянова М.П. Воспитательная направленность социальной работы. // Педагогика. 1997. - №6. - С. 2431.

30. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М., 1994. -198 с.

31. Давыдов Ю.В. Избранное. М.,1985. - 506 с.

32. Добролюбов Н.А. Новый кодекс русской практической мудрости. Ефим Дымман. // Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. М.,1986. - С.150-157.

33. Добролюбов Н.А. О значении авторитета в воспитании. // Там же. С.30-48.

34. Добролюбов Н.А. Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым. // Там же. С.96-105.

35. Дьюи Д. Школа и общество. М.,1924. - 208 с.

36. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогическонго исследования. М.,1995. - 155 с.

37. Запорожец В.Н. Формирование готвности студентов педвузов к социально-педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. Магнитогорск,2001.

38. Захарченко Е.Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная среда. // Педагогика. 1999. - №3. -С.69-73.

39. Иеромонах Серафим (Роуз). Православие и религия будущего. М.,1997. - 67 с.

40. Исаев И.Ф., Шиянов Е.А. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А.Сластенина. // Известия РАО. 2000. - №3. - С. 4558.

41. История дошкольной педагогики в России. Хрестоматия. Под ред. С.Ф.Егорова. М.,1987. 432 с.

42. История педагогики и образования. Под ред. А. И. Пискунова. М.,2001. - 512 с.

43. История социальной педагогики. Хрестоматия. Под ред. М.А.Галагузовой. М.,2000. - 231 с.

44. Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей. // Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. -М.,1982. С. 232-257.

45. Каптерев П.Ф. Педагогическая психология. // П.Ф.Каптерев о семейном воспитании. Сост. И.Н.Андреева.- М.,2000. С.41-48.

46. Карамзин Н.М. О древней и новой России. В ее политическом и гражданском отношениях. // Алферов А., Грузинский Д. Русская литература XVIII в. . С.487-494.

47. Катков М.Н. Собрание передовых статей "Московских ведомостей" за 1873 г. М.,1897.

48. Киршенштейнер Г. Школа будущего школа работы. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.,1981.- С.477-484.

49. Колесов Д.В. Человек и толпа. М.-Воронеж, 2001. -464 с.

50. Кони А.Ф. Задачи трудовой помощи. // Трудовая помощь. 1897. - №1. - С.44-50.

51. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического прогресса.1. М., 1994. 34 с.

52. Кравченко А.И. Социология. М.,2002. - 416 с.

53. Краткий педагогический словарь. Коломна,1999. 100 с.

54. Клушина Н.П. Социальная педагогика. Учебно-методическое пособие. Ставрополь,1996. - 63 с.

55. Крылова С. А. Роль земства в развитии уездной начальной школы на рубеже XIX XX вв. // Начальная школа. - 1996. - №5. - С.52-53.

56. Ктиторов С.Н. История Армавира (досоветский период: 1839 1918). - Армавир,2002. - 384 с.

57. Кудинов В.А. Скаутский метод: Русский скаутизм. // Социокинетика . 4.2. С.19-24.

58. Кудинов В.А. Факторы развития детских объединений. // Социокинетика . 4.1. С.41-54.

59. Кузнецова Т. В. Россия в мировом культурно-историческом контексте: Паадигма народности. М.,1999. - 286 с.

60. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X начало XX века). - М.,1998. -584 с.

61. Леванова Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком. М.,2001. - 224 с.

62. Лексикон социальной работы. Под ред. С.М.Кибардина, С.И.Михайлова и О.М.Чернышовой. Вологда,2001. - 296 с.

63. Лихачев Б. Т. Социология воспиатния и образования. -Рязань,1999. 287 с.

64. Лосский Н.О. История русской философии. М.,1991. -312 с.

65. Лутанский В.Т., Васильева Л.И. Социальная, социально-педагогическая работа: проблемы, задачи и ситуации. СПб.,1995. - 264 с.

66. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, д.п.н. М.,1998.

67. Макарий (Невский), митрополит Московский. Избранные слова, речи, беседы поучения. М.,1996. 267 с.

68. Медведков А.П. Краткая история педагогики в ее культурно-историческом освещении. СПб.,1914. - 328 с.

69. Меньшиков В.М., Сластенин В. А. Российская школа в контексте европейского образования (историко-теоретический анализ). Курск,1999. - 176 с.

70. Мельников В. П. Социальная деятельность земских и городских органов самоуправления России. // Российский журнал социальной работы. 1996. - №2/4. - С.14-24.

71. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х томах. Т.2. - 4.2. - М.,1994. - 496 с.

72. Минюкова С. А. Вопросы воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX начала XX в. // Педагогика. - 1999. - №7. - С.93-97.

73. Минюкова С. А. Проблемы принципов воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX начала XX вв. Автореф дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. - М.,1999.

74. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. СПб.,2000. 4.2. - 402 с.

75. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М. ,1997. 365 с.

76. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М. , 2001. 320 с.

77. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М., 1997. -96 с.

78. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.,2002. - 184 с.

79. Наказ (Екатерины II для комиссии по составлению нового Уложения). // Алферов А., Грузинский Д. Русская литература XVIII в. Хрестоматия. М.,1918. - С.164-173.

80. Наторп П. Социальная педагогика. СПб.,1911. - 310 с.

81. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. // Педагогика. 1998. - №3. - С.3-10.

82. Никитин В. А. Начала социальной педагогики. М. , 1998. 72 с.

83. Никитина JI.E. Развитие социальной педагогики в России. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, д.п.н.1. М. ,2001.

84. Никитина JI.E. Развитие социальной педагогики в России: историко-педагогический анализ. М.,2001. - 52 с.

85. Никитина JI.E. Социальная педагогика: вопросы теории и практики. Ярославль,2001. - 438 с.

86. Новикова Л.И. Педагогические идеи Е.К.Ильина. (Опыт современного прочтения). // Педагогика. 2001. - №10. -С. 62-68.

87. Овчинников А.В. О научных подходах к изучению истории просвещения. Педагогика. - 2001. - №2. - С. 6670.

88. Одоевский В.Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами. // Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. . С.115-121.

89. Опыты православной педагогики. Сост. Стрижев А.,Фомин С. М.,1993. - 138 с.

90. Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917). М.,1985. - 352 с.

91. Оуэн Р. Опыты об образовании человеческого характера. // Педагогические идеи Роберта Оуэна. М.,1940. С.163-258.

92. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX вв. Под ред. Э.П. Днепрова, С.Ф.Егорова, Ф.Г.Паначина и др. - М.,1991. - 448 с.

93. Парыгин Б.Д. Соцальная психология: Проблемы методологии, истории и теории. СПб.,1999. - 312 с.

94. Педагогическая деятельность О.Иоанна Кронштадского. б/а. // Опыты православной педагогики. М.,1993.1. С.95-110.

95. Пирогов Н. И. Вопросы жизни. // Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.,1985. - С. 2956.

96. Писарев Д. И. Реалисты. // Писарев Д. И. Избранные педагогические сочинения. М.,1984. - С.272-292.

97. Писарев Д.И. Школа и жизнь. // Там же. . С.214-236.

98. Победоносцев К. П. Народное просвещение. // Опыты православной педагогики . С.32-38.

99. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. М.,1995. - 96 с.

100. Решетников О.В. Скаутский метод: "вечный двигатель личностного развития подростка. // Социокинетика . 4.2. С.30-38.

101. Ромм Т. А. Становление и развитие социальной педагогики в России в начале XX века. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. К.П.Н. М.,1995.

102. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. М.,1999. - 672 с.

103. Русская интеллигенция: История и судьба. Под ред. Д.С.Лихачева. М.,1999. - 432 с.

104. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М.,2001. - 336 с.

105. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: опыт исследования. М.,1986. - 109 с.

106. Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. Екатеринбург,1995. - 165 с.

107. Семченко А. В. Социально-педагогические взгляды С.Т.Шацкого. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. -М. . 1995.

108. Сергеев А. С. Социально-педагогическая деятельность современных христианских приходов. Авторф. дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. М.,1998.

109. Сиземская И.Н. Мировоззрение как ценность образования: С.И.Гессен, В.В.Зеньковский, Е.К.Ильин. // Педагогика. 2001. - №1. - С.63-68.

110. Сиземская И.Н. С.И.Гессен: "Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным". // Педагогика. 2002. - №4. - С.44-50.

111. Сиземская И.Н., Новикова Л.И. К.П.Победоносцев: школа и общество. // Педагогика. 1999. - №3. - С. 8085.

112. Сиземская И.Н.,Новикова Л.И. Проблемы современного воспитания в философском контексте. // Педагогика. 1998. №7. - С.14-20.

113. Синюшина И.В. Развитие реального образования в России в XIX начале XX вв. Автореф. Дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. - М.,2000.

114. Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия. // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт.1. М.;Тула,1993. С.265-270.

115. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М.,2001. - 480 с.

116. Словарь-справочник по социальной работе. Под ред. Е.И.Холостовой М.,1997. - 346 с.

117. Слово о полку Игореве. // Хрестоматия по древней русской литературе. Сост. Н.К.Гудзий. М.,1973. - С. 6276.

118. Смирнова Е.В. Социально-педагогические аспекты благотоворительной деятельности в Ставропольской губернии конца XIX начала XX вв. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. - Ставрополь, 2002.

119. Соболева Е.А. Регионализация процесса подготовки социального педагога. // Социально-педагогическая работа: история и современность. Армавир,1999. - С. 3034.

120. Советский энциклопедческий словарь. М.,1981. 1560 с.

121. Соловьева М.Ф. Земская начальная школа во второй половине XIX начале XX вв. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. - М.,1998.

122. Социальная педагогика. Под ред. В.А.Никитина. -М. , 1999. 326 с.12 6. Социальная педагогика: книга для чтения. Под ред. С.А.Галагузовой. М.,1999. - 240 с.

123. Социальная философия. Под ред. В.Н.Лавриненко. М.,1995. 240 с.

124. Социокинетика: книга о социальном движении в детской среде. В 2-х ч. Сост. и ред. Т.В.Трухачева,

125. A.Г.Кирпичник. М.,2000. - 4.1. - 240 с.

126. Спирина В. И. Основные направления и особенности исторического развития социальной работы в Кубанском регионе. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, д.пед.н. -М. , 2000.

127. Спирина В.И., Галустова К.Р. Становление социально-педагогической работы на Кубани. // Социально-педагогическая работа: история и современность. Армавир,1999. С.8-13.

128. Степашко Л. А. Философия и история образования. М.,1999. 268 с.

129. Стоюнин В. Я. Заметки о русской школе. // Стоюнин

130. B. Я. Избранные педагогические сочинения. М.,1991.1. C. 141-198.

131. Тебиев Б.К. На рубеже веков. Правительтственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в России конца XIX начала XX вв. - М.,1996. - 256 с.

132. Терумова Н. Земство и политика. // Родина. 1993. - №5-6. - с.104.

133. Троцкий Л.Д. Пирогов. // Троцкий Л.Д. Политические силуэты. М.,1990. - С.187-199.

134. Трухачева Т.В. Периодизация детского движения в России. // Социокинетика . С.86-109.

135. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании. // Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. М.,1968. - С.271-284.

136. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. // Максакова В. И. Педагогическая антропология. М.,2001. - С.76-196.

137. Федоров В.А. Крестьянские школы грамотности в России в XIX в. // Педагогика. 2000. - №10. - С.80-86.

138. Филиппова Л.В. Философские основы теории и практики социальной педагогики. Автореф. дисс. на соиск уч. степ, д.ф.н. Н.Новгород,1993.

139. Филонов Г.Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции. Педагогика. - 1994. - №6.1. С. 12-16.

140. Философский словарь. М.,1991. - 560 с.

141. Харчев А.Г. Социология воспитания. М.,1990. - 222 с.

142. Христофорова Н.В. Российские гимназии XVIII XX вв. - М.,2001. - 184 с.

143. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Киев, 1991. 600 с.14 6. Цирульников A.M. Из тайных архивов русской школы. -М.,1992. 152 с.

144. Шацкий С.Т. Что такое клуб? // Там же. . С.202-205.

145. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. М.2001. - 208 с.

146. Шестун Евгений, священник. Православная педагогика. - Самара,1998. - 603 с.

147. Шумигорский Е. Ведомость учреждений Императрицы Марии. // Антология социальной работы. Под ред. М.В.Фирсова. Т.1. - М.,1994. - С.143-153.

148. Энциклопедический социологический словарь. Под ред. В.Г.Осипова. М.1995. - 645 с.

149. Ядвиршис JT.A. Профессиональная подготовка учителя к социально-педагогической деятельности. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, д.п.н. Брянск,2001.

150. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб.,1998. - 639 с.1. Архивные документы

151. Российский государственный исторический архив (РГИА), ф.733, оп.207, д.40., л.3-4.

152. Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-1547, оп.1, д.105, л.124-125.