Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Белых, Наталья Михайловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Белых, Наталья Михайловна, 1998 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ШКОЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА И ОТРАЖЕНИЕ В НИХ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

§ 1. Становление и развитие отечественной начальной школы пореформенной России.

§ 2. Место церковноприходской школы в развитии начального образования

Выводы

ГЛАВА И. УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЦЕРКОВНОПРИХОДСКОЙ ШКОЛЕ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

§ 1. Содержание обучения и воспитания детей в церковноприходской школе

§ 2. Методы и формы учебно-воспитательной работы в церковноприходской школе

§ 3. Опыт работы авторской школы С.А.Рачинского

Выводы

Введение диссертации по педагогике, на тему "Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века"

Закон об образовании, принятый в нашей стране в 90-е годы, предусматривает многообразное развитие народного образования: школы государственные, школы, открываемые общественными организациями и частными лицами.

В своем развитии оно должно опираться на живую историю, культуру, духовные традиции, исторический опыт взаимодействия и взаимопонимания российских народов.

В задачи русского образования входит укрепление в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации: родина, семья, родной язык, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом.

Изучение народных традиций воспитания сказывается не только наиболее интересным, но и наиболее плодотворным в истории педагогики (11, 24).

Такой подход к демократическому решению школьного обучения и воспитания диктует потребность выработки стандартов содержания образования, умелого регулирования со стороны государства учебно-воспитательным процессом разных типов школ. Об этом высказывают и пишут в педагогической печати видные ученые - педагоги и психологи -Г.Н. Волков, В.П. Зинченко, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, Ю.А. Рудь, В.Д. Шадриков, теоретики в области начального образования С.П. Баранов, Н.В. Виноградова, В.Г. Горецкий, А.Н. Джуринский, А.Е. Дмитриев, М.Р. Львов, Н.Н. Светловская, Ю.П. Сокольников.

Остро обсуждается и вопрос о роли церкви в нравственном воспитании детей. Сегодня, когда Русская Православная Церковь вновь получила возможность заняться религиозным воспитанием детей, перед ней вновь получила возможность заняться религиозным воспитанием детей, перед ней встала огромная задача: раскрыть богатейшую сокровищницу церковной жизни во всей полноте и красоте. В общеобразовательных школах возникают кружки по изучению Священного Писания, открываются частные, воскресные и православные религиозные школы, где дети, особенно младшего школьного возраста, приобщаются к христианской морали, развивают духовные и общечеловеческие нормы поведения.

В деятельности церковных школ имеются немалые трудности. Отсутствует необходимая учебная литература, нет подготовленных педагогических кадров для работы созданных воскресных школ. Эти трудности усугубляются еще и тем, что накопленный значительный опыт работы церковноприходских школ России до революции 1917 года, в советский период и в настоящее время мало изучен, хотя в нем, было много интересного, полезного. Сейчас нам необходимо осмыслить и обобщить духовный опыт русского народа, опирающийся на традиции русской школы. Именно с этих позиций нужно шире взглянуть на педагогическое наследие дореволюционной России, подвижников-просветителей, исследовать их роль в создании народной сельской школы, основанной на семейных и национальных традициях русского народа.

В дореволюционной России церковных школ, особенно начальных, насчитывалось до 46% общего количества всех начальных школ в стране. В.Ф. ДавыденКо, Н.И. Ильминский, К.П. Победоносцев, С.И. Миропольский, С.А. Рачинский - далеко неполный перечень педагогических и общественных деятелей, внесших большой вклад в развитие церковных школ. А авторская школа в селе Татево Смоленской губернии профессора С.А. Рачинского была одной из лучших сельских начальных школ России второй половины XIX века.

Поэтому, назрела острая необходимость и потребность в исто-рико-педагогическом анализе и целостном научном освещении процесса обучения и воспитания детей младшего школьного возраста в церковноприходской школе России, с тем, чтобы этот опыт использовать в современных церковных воскресных школах.

Таким образом, образовались противоречия между потребностью изучения деятельности церковных школ дореволюционной России, их использованием воскресными школами, создаваемыми в настоящее время при церквях. Важно, чтобы юному россиянину были доступны православные традиции в постижении гуманитарных дисциплин, в том числе латыни, греческого и церковнославянского языков, давно забытых школой, традиции изучения естественных наук в тесной связи с проблемами экологии и краеведения. Православной педагогике есть чем дополнить и обогатить эстетическое воспитание, трудовое и физическое развитие школьников. А главное - помочь нашей системе образования отыскать пути к духовному, нравственному возрождению молодого поколения.

Особенно это касается изучения и оценки церковноприходских школ второй половины XIX века. Именно в этот период появилась в своем самобытном виде русская народная школа, а также целая плеяда выдающихся педагогов-теоретиков, общественных деятелей школы, учителей-практиков, которые своим самоотверженным трудом прославили нашу отечественную педагогику. Вторая половина XIX века характеризуется усиленным развитием и ростом церковных школ. В это время началась разработка и обоснование теоретических основ обучения и воспитания в церковноприходской школе.

Первой наиболее крупной и обобщающей работой в этой области стало пособие В.Ф.Давыденко, "Церковноприходская школа", изданное в г.Харькове в 1903 году.

В нем изложены все вопросы работы в церковноприходской школе, следовательно, она представляет интерес для нашего исследования. Важное значение для анализа данного типа начальной школы, а именно, церковных школ имеют работы обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, священников И. Корсунского, М.Макаревского, В.Невского, К.А. Рождествен: ского, П. Смирнова, П.Н. Спасского.1

Данная тема в современной историко-педагогической наука, мало исследована. А в советское время считалось нецелесообразным ее изучать, так как существовали идеологические запреты, требовавшие критического рассмотрения этого опыта. Этим отличаются работы П.А. Лебедева, А.В. Ососкова, В.З. Смирнова. И только в монографии И.А. Соловкова дается наиболее объективная оценка церковным школам. ,

Проведенный анализ литературы позволил нам сделать вывод о том, что специальных исследований по проблеме не проводилось.

Этим и объясняется выбор темы исследования: "Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века".

Проблема исследования: каковы основные особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России в свете школьных реформ второй половины XIX века, место церковноприходской школы в России второй половины XIX века.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

1 Отчества названных священников в источниках не обнаружены.

Объектом исследования является церковноприходская школа России второй половины XIX века, ее место в развитии начального образования указанного периода.

Предметом исследования является процесс обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века, основанный на православной педагогике.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования выдвигаются следующие задачи.

1. Охарактеризовать школьную реформу в области начального образования в России второй половины XIX в. и показать место церковноприходской школы в этой реформе.

2. Раскрыть особенности организации церковноприходской школы в России второй половины XIX века и на основе анализа показать их влияние на специфику обучения и воспитания детей.

3. Проанализировать опыт авторской школы профессора С.А.Рачинского по обучению и воспитанию сельских школьников -прообраза церковной школы России второй половины XIX в.

4. Дать рекомендации работникам современных воскресных школ при церквях по обучению и воспитанию детей.

Методологической основой исследования являются теоретические положения о человеке как высшей ценности общества, о религии как форме общественного сознания, о развитии всеобщей связи явлений, предметов действительности. Исследование опиралось на принципы единства логического и исторического, системности, последовательности, научности, объективности в изучении исторического прошлого.

Для исследования указанной темы использовались следующие методы: сравнительно-исторический, историко-ретроспективный, методы изучения документов, критическое осмысление и обобщение литературных и публицистических источников, анализ и систематизация выявленных исторических фактов. В ходе исследования проанализировано около 30 источников (архивы г.Москвы, г.Загорска, г.Липецка, г.Тамбова).

В качестве источников исследования использованы опубликованные и неопубликованные документальные материалы по вопросам образования, истории педагогики, правительственной политики, не введенные в научный оборот документы из архивов Синода; фундаментальные издания обер-прокурора, отчеты и малоизвестные мемуары духовенства, неопубликованные доверительные письма к друзьям (С.А.Рачинский). Важной базой исследования стали архивные материалы Центральных и областных архивов страны: Центрального государственного исторического архива г.Москвы, Государственного архива Липецкой области и Государственного архива Тамбовской области, архив духовной академии и семинарии г.Загорска, а также документы Рукописного отдела Российской Национальной библиотеки. Всего автором были изучены материалы 33 фондов в 3-х архивах. Особую группу составили статистические источники, учебные пособия для церковных школ. Интересный фактический материал взят из периодической печати, издававшейся во второй половине XIX века: "Народное образование", "Орловские Епархиальные ведомости", "Тамбовские Епархиальные ведомости", "Церковноприходская школа" и другие.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в обеспечении историко-педагогическими знаниями процесса становления и развития теории церковной школы в России второй половины XIX века, в раскрытии возможностей изучения теоретических подходов к особенностям организации церковноприходской школы и их влияния на специфику обучения и воспитания детей; в том, что переосмыслены и впервые введены в научный оборот печатные источники и архивные материалы, содержащие информацию о положительном опыте развития церковноприходской школы России второй половины XIX века; на их основе выявлены знания о содержании предметов обучения и воспитания в ней, внедрении форм и методов учебно-воспитательной работы в данной школе с учетом названного, воссоздано в целостном виде место церковноприходской школы в развитии начального образования.

Практическая значимость исследования обусловлена получением ценных данных и представлений для историко-педагогической науки о развитии церковноприходской школы России второй половины XIX века, а также особенностей обучения и воспитания детей в церковной школе разных губерний России второй половины XIX века.

Проведенное исследование раскрыло возможность использования содержащихся в диссертации теоретических положений, выводов и обобщений при чтении курса истории педагогики, спецкурсов на факультете начальных классов в Елецком педагогическом институте, а также при подготовке учителей начальных классов в педагогических училищах, педколледжах, на курсах усовершенствования учителей в Липецкой области. Анализ содержания учебно-воспитательной работы на примере церковноприходской школы России второй половины XIX века, позволяет расширить общеобразовательную программу и творчески использовать данный опыт при подготовке учителей для воскресных, церковных школ и православных гимназий.

Использование материалов данного исследования расширяет представление студентов о становлении и развитии церковной школы в центральных губерниях России второй половины XIX века.

Диссертационная работа состояла из следующих этапов:

1. (1994-1995 г.) - изучение литературы по теме исследования, выявление основной проблемы, разработка теоретических основ исследования.

2. (1996-1997 г.) - выявление архивных материалов, их анализ, систематизация и обобщение, определение структуры и логики изложения диссертации.

3. (1997-1998 г.) - уточнение отдельных положений исследования, определение основного содержания и оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Церковноприходская школа России второй половины XIX в. создавалась на принципах добровольности народа (школы грамоты), школьной реформы второй половины XIX в. Ее становление и развитие поддерживалось и царским правительством и Св. Синодом. Вот почему к концу XIX в. церковных школ, особенно в сельской местности России, насчитывалось около 46% от всех начальных школ.

2. Обучение и воспитание детей в церковноприходской школе России второй половины XIX в. осуществлялось на основе православной педагогики. Этим и объясняется их отличие от других типов начальных школ (земской, "образцовых" народных училищ МНП); по содержанию методов, принципов обучения. Имелись свои учебные книги и руководства. В исследовании показаны положительные и теневые стороны этого обучения и воспитания. Даны рекомендации учителям современных церковных воскресных школ с учетом положительного опыта, накопленного церковноприходскими школами

России второй половины XIX в.

3. Изучение опыта обучения и воспитания детей младшего школьного возраста в церковноприходской сельской школе показывает, что в них удачно сочеталось обучение с нравственным, эстетическим воспитанием, с привитием учащимся общечеловеческих христианских заповедей: "не убий" другого, помоги бедному, уважай родителей, помогай им, когда они будут старыми, неси людям христианскую мораль. Это особенно видно при описании и анализе в отдельном параграфе опыта обучения и воспитания детей в авторской школе С.А.Рачинского.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологическим подходом, опирающимся на положения о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности; совокупностью методов исследования, адекватных поставленным задачам; разноообразием использованных историко-педагогических и архивных источников.

Внедрение и апробация результатов исследования осуществлялись при чтении лекций по истории педагогики, проведении спецкурса на факультете начальных классов МПГУ и ЕГПИ. Итоги исследования сообщались в докладах на научных конференциях в г. Липецке и г. Ельце в 1994, 1995, 1996 гг.

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Список литературы включает 214 источников.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы

Заслуга педагога С.А.Рачинского в том, что он создал школу, отвечавшую требованиям времени, учитывавшую особенности крестьянского быта. Дети не отрывались от земли-кормилицы. В школе велось обучение культуре земледелия, у детей развивался интерес к народным промыслам. С.А.Рачинский раскрыл роль учителя в индивидуальном воспитании и обучении ребенка с учетом его природных задатков и способностей, показал значение непрерывного учебно-воспитательного процесса в сельской школе, его влияние на учителей, учащихся и крестьян, на развитие сел и деревень, расположенных недалеко от школ. Он создал сельскую школу - школу духовности. Русский педагог внес огромный вклад в общечеловеческую культуру, его педагогическое и научное наследие представляет большую ценность. Духовное наследие С.А.Рачинского призвано сыграть значительную роль в возрождении нравственной культуры русского народа, которая сейчас к нам возвращается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что во второй половине XIX века в России усиливается процесс становления начального образования и педагогики начальной школы. Это носило разносторонний характер. Как отмечал видный представитель педагогических наук Н.В.Чехов, оно осуществлялось разными путями: многообразием начальных школ в соотношении разных взглядов на задачи, формы и методы начального обучения (122).

Среди земских начальных школ, "образцовых" народных училищ Министерства народного просвещения - важнейшую роль во второй половине XIX века играли церковноприходские школы. К концу XIX века церковных школ в России насчитывалось около 46,5% от всех народных школ. Это давало им возможность не только обучать и воспитывать детей младшего возраста, особенно в сельской местности, но и создавать свою педагогику и методику начального обучения. К сожалению, как показано в нашем исследовании в советской историко-педагогической литературе обучение и воспитание в церковных школах и церковная педагогика показана лишь в черных красках, что не соответствует действительности.

Однако, архивные и литературные источники доказывают, что в этих школах было много положительного: они хранили опыт обучения и воспитания детей на древнерусских традициях, что подтверждается выбором предметов изучаемых в данных школах: русский язык, церковнославянский язык, русско-славянская литература, гражданская и отечественная история; они были доступны для всех сословий и позволяли всем получить начальное образование; на первом месте по значимости стояло религиозно-нравственное воспитание; дети воспитывались в духе христианской морали, их учили быть добрыми, кроткими, отзывчивыми, справедливыми, честными, терпеливыми; в церковных школах важное место занимало патриотическое воспитание: любовь к Отечеству, к православию, славянской культуре. В этих школах изучали историю Отечества, детей убеждали в том, что слепое подражание иностранцам в верованиях, обычаях, языке, одежде есть унижение для русского человека; огромное внимание обращалось на то, чтобы учащиеся с любовью относились к родителям и родным людям, уважали старших; дети приобщались к отечественной музыке, пению. Они знали нотную грамоту, могли петь "с листа", все учащиеся пели в церковном хоре; серьезные требования предъявлялись к нравственным и умственным качествам учителя; он должен был быть справедливым, правдивым, терпеливым, твердым по характеру, последовательным в своих действиях, обязательно любить детей, добросовестно относиться к своим обязанностям, любить Отечество и русский народ.

Теоретики церковной педагогики, такие как В.Ф. Давыденко, Н.И. Ильминский, С.И. Миропольский, К.П. Победоносцев, С.А. Рачинский, Д.И. Тихомиров стремились в своих педагогических сочинениях, в практическом опыте по обучению и воспитанию ставить конкретные цели и задачи, определять содержание обучения, методы и формы учебно-воспитательной работы. Об этом, как мы показали во второй главе, сказано в пособии В.Ф. Давыденко "Церковноприходская школа", в книгах С.А. Рачинского "Сельская школа", "Из жизни в с.Татеве" в учебных книгах Богоявленского и Одинцова, в "Краткой истории жизни Господа нашего Иисуса Христа", в книгах для внеклассного чтения, как, например, "Училище благочестия, или примеры христианских добродетелей, выбранные из жизни святых (СПб., 1903 г.).

Теоретические основы обучения и воспитания в церновно-приходской школе, их становление осуществлялись на традициях народной педагогики, традициях православия, корнями которой являлась Византийская культура, богатейший опыт церковных школ до Татаро-Монгольского нашествия, школ Киевской Руси, школ вольного Новгорода.

Гуманизм, человеколюбие, уважение к личности ребенка, проповедь перед богом все равны, стремление жить не только для себя, но и для ближних, как учил Иисус Христос - вот основа православной педагогики.

Конечно, как и в других типах начальных школ рассматриваемого периода (земских, "образцовых" начальных школ Министерства народного просвещения) были и теневые стороны: господство догматического обучения, оторванность обучения от жизни и т.п.

Но в основе своей церковные школы сыграли важную роль в осуществлении задач охвата детей в борьбе с неграмотностью, особенно в сельской местности. А такие вопросы как формирование личности учащихся, особенно в части православного воспитания, привития любви к Отечеству, своему народу нравственного воспитания к воздержанию от разврата, обмана, человеконенавистничества, стяжательства - церковные школы - образец осуществления воспитывающего обучения.

Опыт церковных школ мало изучен. И наше исследование не претендует на исчерпывающее описание всесторонней деятельности их в воспитании и обучении детей, подготовке учительских кадров, сочетания нравственного воспитания с эстетическим, православия с народными традициями, анализа содержания учебных книг и пособий, использования этого опыта в современных церковных школах - труд исследователей следующих десятилетий. Но и то, что нами осуществлено, хотелось бы надеяться, принесет большую пользу в деятельности современных воскресных церковных школ, да и не только их. Настало время изучения деятельности церковных школ в учительских духовных семинариях, в педагогических колледжах, педучилищах на факультетах начальных классов. Об этом говорит наш спецкурс, к которому студенты относятся положительно.

Сформулируем советы учителям и работникам современных воскресных школ при церквях по обучению и воспитанию детей младшего школьного возраста.

1. При подготовке программ и учебных пособий по отечественной истории педагогики для совершенствования подготовки учителей начальных классов пересмотреть негативную оценку деятельности церковных школ, так как в этих школах занимались не только обучением и воспитанием детей, но и особое внимание обращалось на нравственное и эстетическое воспитание, и, как показало наше исследование, в них было много положительного.

2. В педагогических колледжах и на факультетах начальных классов рекомендуется, исходя из нашего опыта, ввести спецкурс (спецсеминар), связанный с углубленным изучением земских школ, «образцовых» училищ министерства народного просвещения и церковноприходских школ в России второй половины XIX века.

3. При разработке учебных планов и программ в современных воскресных школах учитывать накопленный опыт деятельности церковноприходских школ в России второй половины XIX века.

Целесообразно изучить опыт нравственного и музыкально-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в церковноприходских школах, где эти стороны формирования личности, особенно в сельской местности, играли очень большую роль.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Белых, Наталья Михайловна, Москва

1. Анастасиев А.И. Народная школа. Настольная справочная книга. - М., 1915 г.-621 с.

2. Андреев Е.Н. Государственная система школ. СПб., М., 1898. -32 с.

3. Баранов А. Г. Краткое руководство к преподаванию по "Русскому букварю", СПб., 1887. -16 с.

4. Баранов А.Г. Книга для классного чтения. СПб., Д.Д. Полу-бояринов, 1895. - 174 с.

5. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М., Просвещение, 1981.- 143 с.

6. Баранов С.П. Педагогика. Изд.2, перераб. М., Просвещение, 1987.- 386 с.

7. Богоявленский Ф. Практическое руководство к обучению грамоте по звуковому методу. -М., 1872. -28 с.

8. Белокопытов Н.А. Руководство для народных училищ, ЦПШ. -Харьков, 1898. 55 с.

9. Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового Завета (канонические). Чикаго, 1990. - 292 с.

10. Ванчаков A.M. Заметки о начальной церковной школе. Изд. 2 СПб., 1908 г. -С.85.

11. Волков Г.Н. Этнопедагогика, Чебоксары. 1974. 375 с.

12. Горбов Н.М. С.А.Рачинский. -СПб., 1903. 43 с.

13. Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы. М., 1900. - С.57.

14. Давыденко В.Ф. Церковноприходская школа. Харьков, 1903. -492 с.

15. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. Учебное пособие.16