Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Освоение музыкально-теоретических понятий в процессе подготовки учителя начальных классов

Автореферат по педагогике на тему «Освоение музыкально-теоретических понятий в процессе подготовки учителя начальных классов», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Козлов, Николай Иванович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1993
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Освоение музыкально-теоретических понятий в процессе подготовки учителя начальных классов"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Специализированный совет К 113.25.02

На правах рукописи

КОЗЛОВ Николай Иванович

ОСВОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Специальность 13.00.01 - теория и иотория педагогики

Авторе фа р а т диосертации на ооиснаниэ ученой степени кандидата пвдагогичеоких наук

Москва - 19<33

1 .3

Работе выполнена в Московском государственном открытом педагогической институте.

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор РАПАЦКАЯ Людмила Александровна

Официальные оппоненты; доктор педагогических наук МУЦМАХЕР Виталий Исаакович кандидат педагогических наук ГРЬВУЛЙНА Антонина Петровна

Ведущее "учрелдение: Саратовский государственный педагогический институт

Защита состоятся "/У" СШ/и,-. 1995 г. в /7 часов на заседании специализированного совета К 113.25.02 по зашито диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 - теория к историк недаго-гикя в Московском государственном открытом педагогическом институте по адресу: Мооква, ул. Верхняя Радищевская, 16/18.

С диссертацией можно ознакомиться к библиотеке МГ01Ш.

Автореферая разослан " ^ " ^ 1995 г.

Ученый секретарь у, /> /У^/гС^—.

апецйалйзяроБанного ВДармодехши

г к

ОБЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность ксолсдованяя. На сохраненном этапе пород высшей школой стонг задачи качественного изменения систем» подготовка яедагогичосл1Х кадров. Характерной чертой специалиста должны стать такие его про^есоиональнье показатели, как уаенне диагностировать и самостоятельно проектировать процесс ¡эстетического образования и воспитания школьников, соотносить реальные условия обучения с выдвигаемыми падачаыл и перспективами художественного разлития учащихся, знать мегодкчоокне системы и осознанно использовать имеющийся опыт в собственной педагогической деятельности.

К настоящем,у времени накоплен определенный научный материал, состаиляьздий основу эстетической подготовки учителя в система высаего педагогического образованна. В радо работ исследовались проблемы музыкально-педагогического образования: организация учеокого процесса (Х.Ы. Дебелая, Е.Ф. Карпова, л.А. Сокольская); особенности формирования музыкальных способностей (Р.Н. Гркибов-ская, В.'Л. Муцмахер); обоснование профессионально значимых музыкальных знаний и умений (O.A. Апраксина, Л,Г. Арчгг.никова, U.K. Белова, ГЛ. Цшин); формирование худохестзенноЯ и методической кулътури (Л.А. Рапацкая, Э.Б, Абдуллин). научно-исследовательских работ посзадзк вопросам изучения частных методик в вузе (O.A. Апраксина, 'I.A. Ветлугяча,'Д.Б. Кабалевский я др.).

Определенное внимание уделялось и подготовке к самостоятельной ыузнкально-ледагогической деятолънооти учителя начальных классов. Таи, напримерs З.Т. Сергесз исследозал вопрос активизация интереса к эотетяческоыу воспитанию иладиих школьников у студентов педагогического (факультета; Н.М. Нопыыова - проблему формирования профессиональной готовности студентов факультета начальник классов к зстэгическоиу воспитанию младших школьников в процессе основкии дисциплин общественно-политического, психо-лого-подаготческого, художественного циклов; Н.И. Фатеева -зозможноети формирования у студентов профессиональных уыаиий по эстетическому воспитанию школьников; О.Б. Булгакова - подготовку студентов к -эстетическому воспитанию сельских мдадмих акольни-ков в аспекте Фориирования инициативы; Л. Ахкадуддяем - вопросы эстетического воспитания учителя начальных классов в системе внеиего педагогического образовал.«; U.H. Воселонокзя - зститичео-коо воспитлнке в скстоиз подгото?кя студентов кедагогич'ккик

институтов; Г.М. Неотеренко - вопросы художественного воспитания студентов факультетов начальных классов с дополнительной профессией "Музыка"; Т.Н. Годованец - музыкально-педагогическую подготовку учителя начальных классов к работе в иалокошиектной ¡а коле.

В то же время анализ научной литературы по вопросам подготовки учителя начальных классов к самостоятельной музыкально-педагогической деятельности подтверждает, что здесь имеется ряд нерешенных проблем. Не стали предметом специального изучения методологические и методические основы формирования музыкально-теоретических понятий в процессе профессиональной подготовки ' ' учителя начальных классов. Не определены содержание, объем и условия, позволяющие формировать понятийный аппарат в условиях факультета начальных классов (ФНК) педагогического вуза.

Анализ учебно-методической документации ФНК педвуза, личные многолетние наблюдения за процессом музыкально-педагогической подготовки учителя начальных классов позволяют сделать вывод о той, что освоение музыкально-теоретических понятий носкп формальный характер. Одной из причин является то, что музыковедческие и методические знания не составляют единую интеграгквнув основу музыкально-педагогической подготовки учителя. Музыковедческие термины и понятия остаются зачастую неосознанными и не выполняют должной функции в профессиональной деятельности педагога. Традиционно понятия вводятся на логическом уровне и рассчитаны на запоминание, механическое заучивание, но не на практическое использование. Именно это, на паи взгляд, является одной из причин недостаточного осмысления студентами ведущих идей и концепций передовой музыкально-педагогической науки.

Данное исследование поовящено обоснованию путей и средств оовоения музыкально-теоретических понятий в профессиональной иод-готовке учителя начальных класоов на ФНК педвузов. Под музыкально-теоретическими понятиями мы понимаем понятия, способствующие выявлению общих м инд"Бидуально-конкретных особенностей музыки как искуоотва, специфики кодирования и раскодирования художественного содеожания в процессе педагогической коммуникации. Выделение музыкально-теоретических понятий, профессионально значимых для учителя начальных классов, и выявление педагогических условий, их формирования на ФНК педвузов определило проблему исследования, Рзшение ее предполагает теоретическое и экспериментальное обоснование возможностей преодоления имеющихся в настоящее время

противоречий между требованиями к учители начальных классов и содержанием его муз:жально-теоретичсской подготовки.

Известно, что природа и сущность музыки как искусства "интонируемого смысла" (Б.В. Асафьев) обусловливают необходимость развития способностей, музыкального слуха в их эмоционально-образной направленности. Центральные положением интонационного учения, разрабатываемого в отечественной каукз, является понимание интонирования как проявления музыкальной мысли, а музыкальных интонаций - как категории, связанной с мышлением (Б.В. Асафьев, М.Г. Арановский, Е. Орлова я др.).

Реиение задач слышания и осознания музыки, переживание ее казненного содорканин возможно благодаря обобщенным нузыкально-теоретическии понятиям. Понятия способствуют наиболее глубокому проникновению в суть явлений музыкального искусства и составляют основу эмоционально-образного и логического мышления в их взаимо* связи (Т.Е. Вендроаа, Д.Б. Кабалевский, Б.В. Цедушввский). Понятийный аппарат призван развивать эдзикальное шшленив, связывающее звук с его кизнеиныд проявлением и содержанием. Отсюда вполне закономерно выделение музыкально-теоретических понятий, обладающих интонационной обобщенностью, в процессе подготовки педагога-музыканта.

В условиях педагогического образования у будущих специалистов необходимо сформировать музыкально-теоретические понятия, способствующие пониманию специфики музыки как зада искусстве и составляющие базу для процесса формирования музыкальной культуры школьников.

Выделение музыкально-теоретических понятии, профессионально значимых для учителя начальных классов, и обоснование педагогических условий их освоения в педвузе определило цель исследования.

Объект исследования - профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов и музыки к самостоятельной музыкально-педагогическоИ деятельности.

Предмет исследования - процесс освоения музыкально-теоретических понятий в условиях специальной я методической подготовки зтудэнтов Ж,

3 основу исследования положена гипотеза, согласно которой лузыкально-т«оретичсская подготовка студектои т гНК может оыть эффективной, если в учебио-йоспртотельноа процессе педагогического »уза реализуется следу^зие условии:

ч

- объем, логика и методы освоения музыкально-теоретических понятий должны отражать целостное представление о музыке как интонационном искусстве;

- содержание музыкально-теоретической подготовки обусловлено профессионально-педагогической направленность» обучения студснтоз педвуза;

- ведудее место дол:хны занимать понятия, обладающие обще-эстетическиы и педагогическим потенциалом в их взаимосвязи.

Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели нами выдвинуты следующие задачи;

1. Обосновать философско-астетические к психолого-педаго-гкческие предпосылки проблемы освоения музыкально-теоретических понятий в'процессе музыкально-педагогической подготовки студентов ФНК.

2. Выявить профессионально необходимый объем музыкально-теоретических понятий, составляющих одну из основ музыкально-педагогической подготовки будущего учителя начальных классов.

3. Определить логику освоения музыкально-теоретических понятий в учебном процессе на ФНК педвуза.

Создать экспериментальную программу учебного курса, реализация которой обеспечивала бы полноценное освоение музыкально-теоретических понятий студентами ФНК.

5. Реализовать данную программу курса в типичных для педагогического вуза условиях и оценить результаты экспериментального обучения.

Обосновывая теоретические предпосылки исследования, мы опирались прежде всего на данные разработанности проблемы формирования музыкально-теоретических понятий в философии, педагогике, психологии, а также в конкретных исследованиях музыковедческой, методической науки, теории художественной.деятельности, что и составляет методологическую основу работы.

В соответствии с характером поставленных нами задач были попользованы следующие методы исследования:

- теоретический анализ филооофоко-зса'втичеокой, психолого-педагогической и специальной музыководчеокой литературы;

- анализ учебных планов, програни, специальных методических пособий для студентов црдвуэов;

- педагогическое наблюдение за процессом работы уп телей-практиков о целью определения профессионально значимого объема

и уровня сформированности музыкально-теоретических понятий;

- целенаправленное наблюдение за процессом вузовской подготовки студентов; разработка, проведение и анализ учебных занятий; протоколирование занятий, отражающих изменения в ыуэьн-кально-педагогической подготовке будущих учителей начальных классов;

- изучение самостоятельной деятельности обучаемых, анкетирование студентов в ходе педагогической практики;

- анализ и обобщение материала, полученного в результате наблюдений, изучение опыта работы учителей и'огудентов-вндуск-пиков факультета, формирование выводов;

- осуществление педагогичеокого эксперимента;

- обработка результатов эксперимента и разработка методических рекомендаций.

Организация исследования. Опытио-зкспер^центальиая работа проводилась в три этапа,

Первый этап (1984-198? гг.) - теоретический анализ научной, научно-методической литературы; анкетирование учителей и студентов о целью прогнозирования и уточнения необходимого объема профессионально значимых музцкально-таоретическях понятий (поисковый эксперимент охватил более 500 учителей-практиков и :>оо студентов 1-4 курсов ФНК).

Второй этап (1987-1989 гг.) - разработка экспериментальной программы учебного курса на основе вцделенного объема профессионально значимых для учителя начальных классов музнкг-льно-тчора-тических понятий и выявленной логики их усвоения, определение педагогических условий опытного обучения.

Третий этап (1989-1991 гг.) - опытно-эксперииентмьное обучение студентов ФНК Читинского государственного педагогического институте по разработанной програиие курса "Методике музыкального воспитания с основали музыковедения"; проверка результатов обучонности в ходе педагогической практики в начальных вколих г. Читы; создание методических рекомендаций для отуденто.ч, преподавателей ФНК и учителей; внедрение разработанной программ в массовуо практику; оформление результатов исследования и определение перспектив дЕльнеЯнеЯ разработки проблею».

Научная новизна и теоретическа . зкачгшость заключается а том, что проблема освоения музыкально-теоретических понятий студентами ФНК впервые явилась предметом специальном ¡-.-зубная.

В результате прозеденного исследования: . - раскрыта специфика процесса освоения музыкально-теоретических понятий в условиях специальной музыкальной подготовки будущих учителей; они формируются''в онтогенезе покомпонентно -скачала происходят становление интонационной стороны муэыкаль- ■ ного искусства» значительно позке - аналитической;

- выявлен объем профессионально »значимых музыкально-теоретических понятий и педагогические''условия их формирования;

- разработана «'экспериментально проверена методика, направленная на-эффективное усвоение музыкально-теоретических понятий студентами;

- создана и реализована программа курса "Методика музыкального воспитания с основами музыковедения" (рекомендована для внедрения на ФНК педвузов ГК НО СССР, 199Гг.).

Практическая значимость заключается в том, что исследование направлено на совершенствование специальной музыкальной подготовки учителей начальных классов, дающей возмоапость с-Зязать учебный процесс з вузе с практической деятельностью учителя.. Разработанная программа и методика обеспечивают целенаправленную музыкально-теоретическую подготовку студентов, что способствует практической реализации требований гуманизации и гуманитаризации выоией школы.

Материалы исследования используются в учебно-воспитательном процессе педагогического института, в переподготовке учительских кадров в системе ИУУ, а такие при корректировке программ по курсу "Методика музыкального Боепитания" в педагогических, цузы-. кально-педагогическах, музыкальных училищах. - :

Достоверность результатов диссертации обеспечивается методологической обоснованностью и исходными теоретическими позициями, использованием методов исследования, адекватных задачам; подтверждается данными констатирующего эксперимента, которым было охвачено бол^е 500 учигелей-прашиков и 500 студентов ФНК педвуза, проверкой отдельных результатов исследования в ходе проведения .секционных и практических занятий в ЙУУ Читы, Москвы, Улан-Удэ; длительными наблюдениями и личным опытом преподавания, а тякасе данными ошшю-зкеперименталыюго обучения более 360 студентов, оценкой их знаний лроподаввуелями педвузов и учителями. ЙКСЙ.

Апробация результатов исследования осуществлялась на иея-

зузовской научной конференции по проблемам-профессиональной подготовки учителя (Чита, 1991 г.), на региональной научно-практической конференция "Гуманизация образования: дети, искусство, культура" (Чита, 1992 г.); на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Читинского педагогического института [1987-1920 гг.) ¡1 публикации-в журнале "Музыка в школе". Мате-зкалы и результаты исследования используются в учсбно-зоспита-гелыюм процессе Читинского пединститута, Восточно-Сибирского института культуры г. Улан-Удэ (музыкально-педагогическое отде-юнио), педагогических училищах Читинской области, а такие при )рганизации научно-исследовательской работы студентов ФПЕАНО ЧГПП,

На защиту выносятся следуквде положения;

- освоение иузыкально-теоретичеоэдх понятий является осноао-юлагающей составной частью музыкально-педагогической подготовки учителя начальных классов;

- эффективность освоения музыкально-теоретических понятий

! студентов ОКК обеспечивается целенаправленным развитием янто-{ационио-образного, конструктивно-языкового и педагогического шыления в их взаимосвязи;

- сформированный в разных видах деятельности худокоственно-(Г.чностный опыт постижения музыкального иокусотза составляет юнову педагогического осмысления музыкально-теоретических пеня™ :нй будущим специалистам.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, ¡вух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении содержится обоснование выбора темы, доказывает-¡я ее актуальность; определяйте» объект, -предмет а меходологи-[еская основа исследования, форшфувтея цель, задачи, выдвигает-¡я гипотеза; определяются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; характеризуется ее структура.

В первой главе "Философоко-эстстцчесш? и психолого-псдаго-■ические предпосылки формирования теоретических понятий" раскричится теоретические основы формирования музнкально-теоретичес-:их понятий, обосновывается их роль в развитии профессионального :ышления будущего учителя начальных классов.

Во. второй главе "Описание к анализ огштно-оксперпиентальчой оботи но тест исследования" рнпрабог-'н.ч педагогические условия : иетодика рориирозания цуг>нкалыю-теср-5гичоскях понята;'.; прог.нв-

лизироввны и описаны возможности ов реализации в типичных для вуза условиях, представлены результаты опыхно-эксперимента'льного обучения.

В заключении сформулированы основные выводы проведенного исследования и намечены пути дальнейшей разработки проблемы.

В приложении даны результаты анкетирования учителей-практиков, студентов ФНК Читинского педагогического.института.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Изучение философской, психологической, педагогической, музыковедческой литературы, а также анализ результатов выявления уровня профессиональной подготовки учителей-практиков и будущих учителей начальных классов к самостоятельной музыкально-педагогической деятельности побудили нас исследовать проблему оовоеиия музыкально-теоретических понятий в условиях ФНК педвуза.

Диализ философской литературы показал, что категория поня- . тин является универсальной для современной науки, изучающей процессы мышления (A.B. Брувшшский, С.С. Гусев, П.В. Копнин, A.C. Никифоров, М.М. Розенталь, Г.Л. Тульчинский и др.).

Понятия являются формой отражения мира на ступени познания, связанной с применением языка, формой обобщония при восприятии и анализе предметов и явлений. Каждая наука оперирует определенными понятиями, в которых концентрируются накапливаемые знания.

В психологии проблема мышления нашла отражение в фундаментальных исследованиях Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, A.A. Смирнова, С.А. Рубинштейна и др.

Выготский Л.С. считал, что истинное мышление воегда понятийно, так как мышление в понятиях приводит к вокрытио глубоких связей, лежащих в основе деятельности, к упорядочении восприятия мира с помощью набрасываемой на него "сетки логических отношений".

На материале фундаментальных исследований доказано, что "образ мира", т.е. упорядоченная оистема знаний человека об окружающих его предметах, о оебе к других явлениях действительности, формируется на оонове избирательного отношения-действующего субъекта. Лаке элементарный познавательный скг начинается но инициативе субъекта, детарнинируется его внутренними установками, целями и намерениями.

В ходе исследования проблемы мы уделили должное внимание

вопросам развития обргшшго мышления. Образ включает результаты теоретического осмысления действительности через овладение общественно-историческим опытом, представленным в системе понятий, где он выступает в кристаллизованном, "снятом" виде. Образ и понятие дают обобщенные знания о действительности, которые выражаются не только вербальными формами. Этим и объясняется разница в содержании и механизме обобщения. .

В эстетической деятельности мы имеем дело о познанием особого рода: о познанием в чувственных образах, передаваемых посредством образа, в образной форме.

Таким образом, в науке аппаратом познавательной деятельности является понятийное мышление, в мркусстве - э*о аппарат образно-чувотвенных форы, художественно-образных представлений. В реальном процессе мышления одновременно присутствует как "образная", так и "понятийная" логика.

Выяснить существо музыкального мышления, как подчеркивает М.Г. Арановский, можно лишь исходя из тех функций," которые оно выполняет в качестве мыслительного аппарата, обеспечивающего разновидности музыкальной деятельности. Таких разновидностей три: создание музыки (продуцирование), восприятие, исполнение. Согласно такому подходу музыкальное мышление предстает как единение следующих ооновных видов человеческой деятельности: отражение (обобщение, оценка и преобразование дейотвйтельности сознанием композитора), созидание и общение.

Изучение музыковедческой литературы позволило уотановить, что сущность родства всех видов музыкальной деятельности -в механизме художественного отражения жизни, в интонации, где образное мышление занимает важное место (Б.В. Аоафьев, В.В. Ме-душевокий, Е. Назайкинский, Е.А. Ручьевская, Л.Н. Сохор и др.). При анализе теоретических подходов к выявлению сущности музыкально-теоретических понятий и их роли в развитии музыкального мышления выявилось, что семантически музыкальное мышление отличается от других видов мышления и, прежде всего, языкового, но, исследуя оловеснне суждения о музыке, мы наталкиваемся на их родство и общие качества.

Ведущая роль в развитии музыкального мышления принадлежит такому виду деятельности, как восприятие о последующим анали- . зон, сложному эмоционалыю-интеллектуальноиу процессу, в котором музыкально-теоретические понятия занимают определенное место.

В,В- Модушевский определяет его как "восприятие-мысление", чм наиболее полно отражает суть познания и оценки произведений музыкального искусства.

Развитие восприятия-мышления в интонационно-образном значении ведет к. интонационным обобщениям.'В результате интонационных обобщений возникают интонационные понятия, которые формируются при направленности восприятия ¡¡а чувственно-образное содержание средств музыкальной выразительности. Такой подход не только развивает художественно-образное мышление индивида, но и. способствует преодолению формализма в .усвоении ни музыкально-теоретических понятий, Только после развития интонационных ощущений - "оттенков" выразительных средств музыки коки о перейти к се аналитическому рассмотрению, изучению мелодической, ритмической и т.п. грамматик и способов графической фиксации. Здесь неизбежно оперирование такими музыкально-теоретическими понятиями, как "такт", "тактовой черта", "размер" и т.п. Следовательно, рациональное постижение особенностей музыки как искусства про- . тскает в деятельности, опосредованной личньм опытом, откладывающейся в навыках этой деятельности, способствуя развитию слуха, способностей, совершенствуя восприятие-мышление и эстетический вкус индивида. Согласно утверздешш В,В„ Медушевокого, формирование теоретических понятий но долмно гасить воображение, а, напротив, призвано "раскачивать" интуицию. Поэтому вся система основных словесных понятий должна соответствовать системности интонационных о&оощеиийе

Развитие восприятия основных, элементов музыки в их интонационном значении дает возможность для наблюдения за драматургией, жизнью художественных оорззов в произведении. Понятие "развитие музыки", предложенное Б.В. Асафьевым в связи о особенностями восприятии временной организации музыки, получило широкое распространение как в психология восприятия музыки, так и при анализе музыкальных произведений. Как показал анализ практики, в современной системе музыкального воспитания в общеобразовательной школе понятие "разниу.ад 'музыки" приобретает фундаментальное анзчони».

Изучение 4'йлоскфеко-.1са-етичеок1>п, пси/олого-пед а готической, музыковедческой литератур;: в ьеяегсте проблемы позволило установить логику формирования куз1:капы:а~'.:еорйТИчс?ск11>: понятий.

Результаты исолодова1 нн показали, что интокяциоянан тесрип

но нашла еще долкного места в подготовке педагогических кадров, в развитии музыкального мышления будущих специалистов. Причем, аналитическая деятельность должна быть "встроенной" в- интонационную и подчиняться ее смыслу, в противном, мы будем иметь, как считает В.В. Медушевокий, не только ущербное музыкальное • мышление, но и недостаточное развитие интеллектуальной способности индивида.

Теоретическое осмысление исследуемой проблемы позволяет утверждать: музыкально-теоретические понятия представляют систему обобщенных представлений о сущности и специфике музыкального искусства и призваны способствовать развитию восприятия музыки и осознанию ее как части жизни,- возможности глубоко перепивать ее содержание. Процесс освоения музыкально-теоретических понятий, протекающий в разных видах деятельности, есть оонова осмысления самостоятельных действий будущих специалистов, направленных на развитие музыкальной культуры своих воспитанников.

Изучение педагогического опыта -по формированию музыкальной культуры младших школьников показало, что учителя начальных классов недостаточно подготовлены к самостоятельной музыкально-педагогической деятельности. Анализ результатов наблюдения за деятельностью учителей-практиков позволил выявить три основные группы профессиональных трудностей, возникающих при подготовке и проведении уроков'музыки. К наиболее значимым среди них мы отнесли вопросы, связанные о проблемой формирования у педагога • музыкально-теоретических понятий. Б диссертации приводятся данные о том, что многие учителя не имеют четкого представления о специфике музыкального искусства, особенностях развития восприятия-мышления учащихся младших классов.

Результаты выявления уровня подготовки студентов на ФНК в аспекте проблемы, анализ учебио-ыетодической документации позволили установить» что одним из основных недостатков вузовокой музыкально—педагогической подготовки учителя начальных классов является отсутствие целостной систзиы развития музыкальной и профессиональной культуры будущего педагога. Это доказывается следующим?

. ~ музыкально-теоретические понятия механически перенесены из содержания программ для подготовки учителя музыки на музы- -кально-подагогических факультетах и отделениях;

- отсутствует логика освоения понятий;

- лег разделов в программной содержании курса по методике музыкального воспитания, рассматривающих психологические проблемы развития восприятия-мышления, а также основных видов музыкальной деятельности.

Анализ изучения педагогического опыта и состояния вузов-окой подготовки специалистов о точки зрения проблемы подтвердил необходимость развития музыкальности студентов с первых дней их обучения в институте, использованием при этой разных форм деятельности, дающих возможность формировать у обучаемых способность к музыкальному переживании. Б.И. Теплов подчеркивал: для того, чтобы эмоционально переживать музыку, нужно прежде всего научиться воспринимать музыкальную ткань произведения. •Следовательно, музыкальность предполагает достаточно тонкое, дифференцированное восприятие, слышание музыки.

С учетом выявленных недостатков в музыкально-педагогической подготовке учителей начальных классов была разработана программа экспериментального обучения. Выбор содержания обучения обоонован следующими положениями:

I. В практической деятельности учителя начальных классов общепризнанным источником и средством воспитательного и обучающего воздействия на учащихся является содержание музыкального произведения как результат целостного взаимодействия оредсгв музыкальной выразительности, основывающийся на свойстве определенным художественным способом отражать явления объективной действительности.

- 2. Сродства музыкальной выразительности относительно содержания функционируют как оиотеыа, отруктура которой инвариантна для всех типов музыкальных произведений.

5, В оЬнове воех видов музыкальной деятельности лежат законы музыкального вооприятия-мьшлония,

1». Оононой развития музыкального мышления становятся выделенные, музыковедческой наукой закономерности, понятия.

5, Формирование музыкально-теоретических понятий необходимо рассматривать как процаос, имеющий опродолупню логику. .

6, Выделенные закономерности продуцирования музыкального искусства должны совпадать с закономерностями восприятия и музыкального дшйаэнйя.

Данные положения определяют практичеокув целесообразнойь экспериментальной программы формирования музикально-теоретичес-

х понятий в процессе подготовка будущего учителя начальных ассов к самостоятельной муэыкально-педагогкчеокой деятельности.

Организация экспериментального обучения по предложенной ограмме предусматривала три этапа: подготовительный (формиро-ние обцей музыкальной культуры студентов); музыковедческий армирование понятийного аппарата); собственно методическая ¡¡готовка (формирование музыкально-теоретических понятий как ¡они готовности к самостоятельной музыкально-педагогической стельности).

Задачей подготовительного этапа экспериментального обуче-1 являлось развитие музыкальных способностей студснтзз, необ-химых для будущей музыкально-педагогической деятельности.

Основу обучения составляла реализация трех основополагающих южений, способствующих развитию восприйтия-мышлэния сгуден-I и создающих предпосылки для дальнейшего освоения музыкально-фетичеоких понятий. Это овладение интонационно-образным нзы-1 музыкальной выразительности и формирование соответствующих (бщеиий; анализ и синтез музыкального двикения, особенностей ¡новления и развития художественного образа, драматургии продления; осознание "временного", "процессуального" начала и |лиз и синтез становления музыкальной формы, соотношения фор-и содержания.

Развитие музыкальных способностей предполагало накопление онационно-образкого опыта слышания и понимания содержания ыкального произведения, усвоение основных музыкально-теорети-ких понятий, необходимых для осмысления явлений музыкальной ствительности.

Основным видом деятельности студентов на данном этапе явля-ь восприятие музыки с последующим анализом. Осознание содер-ельной основы музыкальной формы, сформированность определен-музыкально-теоретических понятий, развитие отдельных про-сиональио необходимых умений создало предпосылки для дальней-э восприятия музыковедческого и собственно методического раз-5в курса, который мы определили как "Методика музыкального питания с основами музыковедения"** ,

эограмш педагогических институтов. Методика музыкального )спитания с основами музыковедения: Для специальности "Педа->гика и методика начального обучения" /Сост. Козлов Н.й. -С НО СССР, 1991. - 26 с.

Второй этап обучения предполагал теоретическое осшсление и обобщение накопленного опыта. Новизна выдвигаемых задач исходила из ранее приобретенных знаний и навыков художественной деятельности. Изложение иузыковедчоского материала требоаадо тщательного отбора кузыкзльных произведений, ибо любое форш-пук ¡цееся поштае в музыковедении рождено двумя сторонаш познания художественной л научной, выступавших во взаикоезяаи. Создание ситуаций, когда теоретический материал в ходе лекции преподносится в контексте с интонационным строем произведения, способствовало активизация низменного опыта, интеллектуальных возможностей студентов.

Основной задачей третьего этапа обучения (собственно методическая подготовка) язлялооь формирование музыкально-педагогического мышления студентов на основа интеграции философских, психолого-педагогических, музыковедческих и методических знаний С учетом уровни развития музыкальности студентов й их музыковедческой образованности были откорректированы объои и организация работы на собственно методической ступени экспериментального обучения. Рассматривая содержание учебно-методического материала через призму практически освоенных ими основных музыкально-теоретических понятий, студенты получили возможность целостно воспринимать процесс развития музыкальной культуры младших школьников, осознавать роль педагогического руководства в любой его части, на кавдоы этапе. Особое внимание в процесса работы уделялось уыеки» самостоятельно прогнозировать развитие музыкальной культуры илодикх школьников: видеть и обосновывать логику учебно-воспитательного процесса, выбирать оптимальные формы, методы, виды деятельности на уроках и во внеурочное время, оценивать разные концепции массового музыкального воспитании, в том чиолз и действующ.« программу, предложенную Д.Б. Кабалевским.

Анализ результатов опытно-экспериыентальиого обучения показал, что педагогическое осиислепио музыкознания на методическом уровне дает возможность включать сфоршрованный понятиШшй аппарат в.определенную деятельность, развивать ыузыкально-педо-гогнчасксе шшеиг.о будущих специалистов.

Зое студенты опытиэго курса узпедно справилась с задачами педзгогаческои практики. Основная шассл схуденюв, ироседаих оттю-зкспэрииР'Нтпдьио« .обучение, иакда ¡¡уяньа' участвовать в

работе спецкурса л спецсеминаре, рассматривающих актуальные проблемы развития музыкальной культуры школьников на современно« этапе, самостоятельно пополняла знания по вопросам истории музыки, музыкальной литераиуры.

Должный уровень сформированноем необходимых музыкально-теоретических понятий, умение оперировать ими, достаточно творческое отношение к подбору музыкального материала, к выбору форм и методов обучения у студентов экспериментального курса отмечали преподаватели института, учителя начальных классов к учителя музыки, осуществляющие методическое руководство во время педагогической практики.

Возможность дальнейаей разработки.проблем ыы видим в необходимости конкретного определения содержания такого личностного качества у учителя начальных классов как музыкальность с выделением в профеосиограиме показателей его сформированное?«, уточнение« роли учебных дисциплин я видов деятельности в процессе его формирования. Не стало еще предметом специального исследования и выделение общеэстетнчеоккх обобщенных понятий и освоение их в процессе подготовки учителя.

В заключении подводится итоги проделанной исследовательской )аботы, что позволило сделать следукщие выводы:

1. Учитывая, что музыкально-теоретические понятия формируется на достаточно высокой ступени развития музыкальных способ-гостей и интеллектуальных возможностей личности, их формировании ;олжен предшествовать сложный процесс развития музыкальности,

| основе которого лежит единение художественного и научного на-:ала. Рациональное постижение произведения искусства может про-екать только в деятельности, опосредованной личным опытом, и, ак результат, откладываться в навыках этой деятельности.

2. В процессе формирования музыкально-теоретических поня-

ий ведущее место должны занимать проблемы развития интонацион- . ого осмысления музыкального искусства, а учение об интонирование ак специфике музыкального мышления является центральный.

3. Выделенный объем профессионально значимых для учителя ачальных классов муаыкально-тсоретических понятий Представляет эбой три взаимосвязанных группы. Усвоение понятий первой группы ает возможность воспринимать произведения музыкального искусст-

з как художественно-образное отражение шра. Понятия такого род$ >зника®т как результат чувственно-образных обобщений (аналогично

эмпирически:») л призваны развивать интонационное восприятие-мыален/.з. Понятия второй группы, связаннее с изучением келодм4 ческой, метроритмической и т.д. грамматик, способствует осозш; нию аналиткко-гракмату.ческой стороны музыкально!: формы. Особе!-ностыо иокнтта третьей группу является их педагогическое осшй лений (на методическом уровне) в соответствии с.целями и задачами музыкального воспитания младших школьников.

Оо'обц&одая и абстрагирующая роль понятий повышает их оо'щеэстетичеокую значимость, позволяет увидеть как общие свойства многих видов искусств, так и их отличительные свойства.

По теме исследования опубликованы работы:

1. Программы педагогических институтов. Методика музыкаль лого воспитания с основами музыковедения: Для специальности "Педагогика и методика начального обучения" /Сост. Козлов 11.И. ГК ¡¡О СССР, 1991. - 26 с.

2. Работа по развитию музыкального мышления студентов начального факультета: Соьерцюнствосанис профессиональной подготовки по специальности: учитель начальных классов и учитель русского языка и литературы. - Чита, 199I. - С. 59-62.

3. Методические рекомендации по разделу курса "Методика музыкального воспитания" // Сост. Козлов II.И. - Чита, 1968. -30 с.

. 4. В единстве теории и практики // Музыка в аколе. - 1985. К; 3. - С. 7-9.

5. Логика томагизш // Музыка в школе. - 1987. - й? 2, -С. Ц-13.

6, 0 "грех китах" и о многом другом // Музыка в школе. -1990. - (.5 2. - С. 50-31.

Размножено на ротапринт«; 100 '¿£3., в Типограф» "РОТа,40", Шсницкач, >15. Заказ•200.'

ч