Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогическая концепция Джозефа Нифа

Автореферат по педагогике на тему «Педагогическая концепция Джозефа Нифа», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Гуляихина, Евгения Сергеевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Волгоград
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогическая концепция Джозефа Нифа», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Педагогическая концепция Джозефа Нифа"

На правах рукописи

ГУЛЯИХИНА Евгения Сергеевна

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЖОЗЕФА НИФА

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Волгоград — 2013

о 5 СЕН 2013

005532510

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет».

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

Савин Михаил Викторович.

Официальные оппоненты: Митина Анна Мееровна, доктор педагогических наук, профессор (ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет», зав. кафедрой иностранных языков);

Жуланов Александр Владимирович, кандидат педагогических наук (ФГКОУ ВПО «Волгоградская академия МВД РФ», ст. преподаватель кафедры криминалистики).

Ведущая организация - ГБОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования».

Защита состоится 27 сентября в 13.00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.027.02 в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете по адресу: 400066, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

Текст автореферата размещен на официальном сайте Волгофадского государственного социально-педагогического университета: ИПр://\у\¥\у. vspu.ru 4 июля 2013 г.

Автореферат разослан 23 августа 2013 г.

Ученый секретарь у / /¿^

диссертационного совета { ^У ^^' ■ А. А. Глебов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Развитие системы образования в России обусловлено необходимостью его модернизации и формирования инновационных технологий воспитания и обучения. Государственная политика в области образования основывается на принципах гуманизма, общедоступности, свободы, плюрализма, уважения к правам и свободам человека. В ней сделан акцент на приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности и любви к Родине, а также на адаптацию школьного образования к уровню развития и подготовки ученика. Данные принципы отечественного образования были сформулированы еще в трудах великих педагогов и просветителей прошлого (Я. Коменского, И. Песталоцци, А. Гумбольдта и др.). Обращение к их творческому наследию позволяет более глубоко осмысливать функциональное значение данных принципов.

Обозначенные векторы функционирования российской системы образования обусловливают продолжение разработки в отечественной педагогической науке вопросов, диалектически связанных не только с гуманистическими и демократическими основами обучения и воспитания, но и со сложившимися национальными культурными традициями. Намеченные российскими общественными и государственными деятелями ориентиры имеют свои глубокие исторические корни. Гуманизм, демократизм и адаптивность образования составляют фундаментальные ценностно-смысловые установки творческого наследия американского просветителя Фрэнсиса Джозефа Николаса Нифа (Francis Joseph Nicholas Neef; 1770-1854), по праву считающегося одним из родоначальников демократического направления в педагогической мысли Соединенных Штатов Америки.

Несмотря на теоретическую и практическую значимость концепции Дж. Нифа, ее значительную роль в эволюции американской системы школьного образования, педагогическая теория и деятельность американского педагога не изучались в отечественной науке до настоящего момента. Американский просветитель является автором научного труда «Эскиз плана и метода образования» (1808 г.), который в настоящее время признан первой работой по методике воспитания и обучения, написанной на английском языке в США. Наследие педагога представляет собой либеральное направление американской педагогики тех лет и имеет значительный научный потенциал в контексте демократизации целей, форм и методов школьного воспитания и обучения, исследование которых представляется востребованным для развития современной системы отечественного образования.

Вместе с тем имеется явное сходство исторических процессов общественно-экономического и социально-политического развития российско-

го общества XXI в. и молодого американского социума конца XVIII -середины XIX в.:

- формирование рыночной экономики, глубинные изменения в формах производства и значительная социальная дифференциация;

- трансформация политической организации общества, генезис институтов гражданского общества;

- мультикультурность и поликонфессионалыюсть обществ;

- необходимость модернизации образования, его гуманизации и демократизации, перевода школы на инновационные рельсы.

Степень разработанности проблемы. В диссертационном исследовании был использован широкий круг работ, посвященных изучению актуальных аспектов эволюции европейской и американской педагогической мысли рассматриваемого периода. Их историографический анализ свидетельствует о том, что многие вопросы по оценке педагогического наследия Дж. Нифа остаются дискуссионными. Его изучением занималась целая плеяда выдающихся американских исследователей-педагогов. К их числу относятся У. Монро, К. Сильбер, Дж. Гютек, Ч. Хакенсмит, Д. Же-дан. Исследуя педагогическую деятельность Дж. Нифа, они пытались найти ответы на ряд вопросов, актуальных для американской истории педагогики. Насколько творчески Дж. Нифом были развиты идеи Песталоц-ци? Является ли он талантливым имитатором деятельности своего учителя или педагогом-исследователем, внесшим существенный вклад в развитие его концепции школьного образования? Какие социокультурные факторы детерминировали отличия педагогической концепции американского просветителя от теории образования Песталоцци? Некоторая часть американских исследователей (К. Сильбер, Ч. Хакенсмит) склоняется к мнению, что Дж. Ниф не внес ничего принципиально нового в эволюцию педагогической системы своего учителя и был всего лишь его «удлиненной тенью». Другие авторитетные ученые (Дж. Гютек, Д. Жедан) убеждены в том, что деятельность ученика Песталоцци была инновационной, поскольку он сумел существенно изменить педагогическую систему своего учителя в процессе ее внедрения в образовательное пространство США.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что в отечественной педагогике существует значительное количество научных трудов по историко-педагогической тематике рассматриваемого периода (Б.М. Бим-Бад, Н.Е. Воробьев, Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, Г.Б. Корнетов, З.А. Малькова, В.М. Монахов, Н.Д. Никандров и др.). Среди них исследования, посвященные развитию американской школы (И.С. Бесса-рабова, Н.Е. Воробьев, Н.М. Воскресенская, Г.Д. Дмитриев, B.C. Леднев, В.Г. Разумовский, B.C. Цетлин и др.), генезису идей мультикультурного образования (В.П. Борисенко, А.Н. Джуринский, В.В. Макаев и др.). Кро-

ме того, в современных западных исследованиях представлена целостная картина генезиса системы школьного образования в США XVIII - XIX вв. (Дж. Бэнкс, В. Бойд, В. Британ, Т. Хэйкс, Е. Мидвинтер и др.).

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена рядом объективных противоречий, свойственных российской педагогике и системе школьного образования, между:

- потребностью систематизации исторического опыта по гуманизации и демократизации школьного образования и отсутствием целостного научного знания по этой проблеме, неполнотой знаний о вкладе американского просветителя Дж. Нифа в ее решение;

- необходимостью дальнейшего развития в российской школе принципов общедоступности, свободы, любви к Родине, уважения к правам и свободам человека, которые рассматривались также и Дж. Нифом как основы образовательного процесса, и недостаточной изученностью его работ по данной проблематике;

-требованием светского характера государственных образовательных программ и малоизученностью научно-методического подхода Дж. Ниф к решению схожих проблем в поликонфессиональной и социокультурной среде американского социума;

- современной тенденцией к изучению зарубежного историко-педагогического опыта и отсутствием отечественных исследований, посвященных концепции Дж. Нифа.

Все вышеперечисленное позволило определить проблему исследования, которая заключается в выявлении исторнко-педагогической обусловленности становления и развития педагогической концепции Дж. Нифа. Учитывая актуальность исследования педагогической концепции Дж. Нифа и очевидную недостаточность ее изученности в отечественной педагогической науке, мы избрали тему исследования - «Педагогическая концепция Джозефа Нифа».

Объект исследования - развитие педагогической теории и системы школьного образования в Западной Европе и США конца XVIII - первой половины XIX в.

Предмет исследования - педагогическая концепция Дж. Нифа.

Объект и предмет обусловили цель данного исследования - определить сущность и историческое значение педагогической концепции Дж. Нифа.

Задачи исследования были сформулированы в соответствии с объектом, предметом и целью:

1) определить общественно-исторические факторы и детерминанты генезиса педагогической концепции Дж. Нифа;

2) выявить идейно-теоретические истоки педагогической концепции американского педагога-просветителя;

3) охарактеризовать концептуальную основу процесса воспитания в системе школьного образования американского педагога;

4) осуществить анализ сущностных характеристик и особенностей процесса обучения, организованного Дж. Нифом в американских школах.

Источниковая база исследования. В диссертационном исследовании было использовано пять групп историко-педагогических источников.

1. Оригинальные труды Дж. Нифа, которые могут быть разделены на несколько категорий:

а) философское сочинение: монография «Эскиз плана и метода образования, основанный на исследовании человеческих способностей и естественной причины, подходящий для свободных граждан и всех мыслящих существ. Джозеф Ниф, прежний соратник Песталоцци по его школе в окрестностях Берна в Швейцарии» ("Sketch of a Plan and Method of Education founded on an Analysis of the Human Faculties and Natural Reason, Suitable for the Offspring of a Free People, and for all Rational Beings. By Joseph Neef (formerly a Coadjutor of Pestalozzi, at his School near Berne, in Switzerland"));

б) педагогические труды: «Метод рационального обучения детей искусствам письма и чтения» ("Method of instructing children rationally in the arts of writing and reading"); «Логика Кондильяка, переведенная Джозефом Нифом в качестве иллюстрации плана образования, разработанного в его школе около Филадельфии» ("Logic of Condillac, translated by Joseph Neef as an illustration of the plan of education established at his school near Philadelphia").

2. Биографические описания педагогической деятельности Дж. Нифа: У.Ч. Хакенсмит «Биография Джозефа Нифа, просветителя Огайо, 1809-1854» (W. Charles Hackensmith "Biography of Joseph Neef, Educator in the Ohio Valley, 1809-1854"); Дж. Ли Потек «Джозеф Ниф: американизация песталоццианизма» (Gerald Lee Gutek "Joseph Neef: the Americanization of Pestalozzianism").

3. Критические описания научно-педагогической концепции Дж. Нифа: Д. Жедан «Джозеф Ниф: имитатор или инноватор?» (D. Jedan "Joseph Neef: Innovator or Imitator?"); У.С. Монро «Джозеф Ниф и песталоццианизм в Америке» (W.S. Monroe "Joseph Neef and Pestalozzianism in America").

4. Исследования, посвященные вопросам эволюции системы школьного образования Западной Европы и США конца XVIII - середины XIX в.:

а) российские педагогические труды - Е.В. Андреева «Оуэн. Новая Гармония», К.Д. Ушинский «Школьные реформы в Северной Америке», Б.М. Бим-Бад «Очерки по истории и методологии педагогики», Г.Б. Корнетов «История образования и педагогической мысли» и др.;

б) -зарубежные педагогические работы: С. Джонсон «Стародавние школы и учебники» (С. Johnson "Old-time schools and schoolbooks"); Ф. Эби и Ч. Арровуд «Развитие современного образования» (F. Eby, Ch. Arrowood "The development of modern education"); С.Д. Гардетте «Песталоцци в Америке» (C.D. Gardette "Pestalozzi in America"); M. Рудди «Песталоцци и движение в Освего» (М. Ruddy "Pestalozzi and the Oswego movement") и др.

5. Отечественные и зарубежные социально-исторические труды по истории США:

г) отечественные социально-исторические исследования: А.Н. Азимов «История США: освоение Северной Америки», Э.А. Иванян «История США» и др.;

б) зарубежные социально-исторические исследования: Дж. Луквуд «Движение Новой Гармонии» (G. Lockwood "The New Harmony movement"); Дж.А. Гарати «Американская нация: история Соединенных Штатов» (J.Ar. Garraty "The American Nation: A history of the United States") и др.

Представленная источниковая база позволяет полностью решить задачи диссертационного исследования.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют принципы системного подхода к анализу педагогических феноменов (Ю.К. Ба-банский, Н.М. Борытко, B.C. Ильин, Н.К. Сергеев и др.), которые дали возможность провести концептуальный анализ педагогического наследия Дж. Нифа; фундаментальные исследования по общей методологии педагогики и истории педагогики И.Н. Андреева, Е.В. Бережнова, Е.В. Бондарев-ской, Б.С. Гершунского, Ю.П. Истратова, В.В. Краевского, З.А. Малькова, A.M. Новикова, Н.Д. Никандрова и др.; научные труды по методологии научного познания в области педагогики Б.М. Бим-Бада, MB. Богуславского, Н.В. Бордовской, В.Г. Бочаровой, Г.Х. Валеева, Н.Е. Воробьева, В.И. Гине-цинского, А.Я. Данилюка, А.Н. Джуринского, В.И. Журавлева, В.И. Загвя-зинского, И.А. Колесниковой, Г.Б. Корнетова, A.B. Овчинникова, В.Г. Пря-никовой, З.И. Равкина и др. Содержащиеся в научных трудах методологические подходы дали возможность структурировать общетеоретический контур историко-педагогической методологии исследования концепции Дж. Нифа, выявить системообразующие связи его педагогического процесса, а также решить проблемы методологического характера, возникшие в процессе исследования.

Теоретические основы диссертационного исследования были разработаны, исходя из идей гуманизации, демократизации и адаптивности школьного образования.

Этапы исследования. Исследование проводилось в 2010-2013 гт. и состояло из трех этапов.

На первом этапе (2010-2011 гг.) осуществлен анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблемам деятельности Дж. Нифа

в сфере образования и выявлены основные подходы к оценке его педагогического наследия. На этом этапе были сформированы общие принципы исследования и его источниковая база, определены исходные методологические положения, конкретные научные проблемы, цель и задачи работы.

На втором этапе (2011-2012 гг.) посредством анализа исторического материала с применением метода реконструкции осуществлялось комплексное изучение сущностных основ педагогической концепции Дж. Нифа.

Третий этап (2012-2013 гг.) был посвящен синтезу и обобщению полученных данных, дополнительному научному обоснованию основных положений исследования, апробации его результатов и оформлению диссертации.

В процессе диссертационного исследования были применены следующие группы методов:

- на первом этапе - аналитический метод - выделение онтологических оснований и гносеологических особенностей педагогической концепции Дж. Нифа; контент-анализ, обеспечивающий количественную и качественную оценку информации, имеющейся в тексте источника; системный метод, заключающийся в подходе к педагогической концепции Дж. Нифа как к целостной системе логически взаимосвязанных теоретико-методологических положений;

- на втором этапе - историко-генетический метод, позволивший раскрыть особенности генезиса и эволюции педагогической концепции Дж. Нифа; метод исторической реконструкции, позволивший восстановить целостную картину прошлого на основе косвенных источников и выявленных исторических закономерностей;

- на третьем этапе - метод историко-педагогической дескрипции -«добывание» фактов, точное воспроизведение исторических событий педагогической деятельности Дж. Нифа; монографический метод был использован для изучения отдельных сторон педагогической концепции американского просветителя с целью выявления в ней нового и прогрессивного.

Хронологические рамки исследования охватывают период педагогической деятельности Дж. Нифа конца XVIII - середины XIX в., эпоху революционных событий в Европе и фундаментальных политических и общественно-экономических трансформаций в США.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Общественно-историческими предпосылками генезиса педагогической концепции Дж. Нифа являлись идеи эпохи позднего Просвещения, система школьного образования Песталоцци, республиканские ценности, идеалы «джексоновской демократии», идеология американского прагматизма, а также острая потребность в квалифицированных и обра-

зованных кадрах, вызванная промышленным переворогом. Развитие системы школьного образования США культурно-исторически обусловлено общественно-историческими противоречиями: в политическом отношении - между централизацией и децентрализацией управления образованием со стороны институтов государственной власти; в социально-экономическом - между низшими и высшими классами американского общества; в культурном-между представителями различных национальных культур; в религиозном - между разными религиозными конфессиями. Ответом на исторические вызовы послужило педагогическое творчество выдающегося учителя европейского происхождения в аспекте приложения его неопесталоццианского учения к проблематике гуманизации и демократизации американской школы. Кросс-культурный период эволюции американского общества создал принципиально новые предпосылки для формирования инновационной системы школьного образования и развития педагогической мысли. С переездом Дж. Нифа в США и выходом в свет его книги «Эскиз плана и метода образования...» в этой стране начался процесс генезиса научной педагогической мысли демократической направленности.

2. Теоретическими истоками генезиса педагогической концепции Дж. Нифа выступили натурализм Ж.-Ж. Руссо, принципы сенсуализма Э. Кондильяка, эпистемология Дж. Локка, философия номинализма Дж. Беркли и научные подходы его учителя И.Г. Песталоцци. Становление системы концептуальных взглядов американского просветителя проходило в процессе его критики идей философов и богословов, придерживающихся концепции воспоминания «врожденных идей», в числе которых были Г. Мор, Дж. Гленвиль, Р. Декарт и Р. Саут. Дж. Ниф стал первым педагогом, теоретически обосновавшим новую и радикальную для Нового Света начала XIX в. педагогическую теорию природосообразного образования, базирующуюся на принципах рационализма, наивного реализма, прагматизма и республиканских идеалах. Концепцию Дж. Нифа можно свести к пяти фундаментальным положениям: воспитание и обучение ребенка должно вестись, исходя из закономерностей и особенностей его естественного развития; поскольку принципы разума являются основой познания и нравственного поведения человека, то целью обучения школьника должно быть опытное достижение истины, а его воспитания - формирование рационально обоснованной системы нравственных ценностей; школьное образование должно строиться на основе лично воспринятой детьми при помощи своих органов чувств окружающей реальности - системы феноменов материальной и общественной жизни; школьную систему воспитания и обучения необходимо выстраивать так, чтобы наилучшим образом подготовить ученика к успешной общественно полезной

деятельности во взрослой жизни; организация процесса воспитания и обучения ребенка должна вестись в форме «школьной республики», при которой он обладает практически таким же общественно-правовым статусом, как и его учителя.

3. Принципы либерализма и прагматизма являются одними из основополагающих в этическом компоненте философии образования Дж. Нифа, которыми он заменил патернализм и романтическую сентиментальность педагогической системы Песталоцци, адаптированной им к американской социокультурной почве. Этическая система Дж. Нифа стала производной от гуманистических и республиканских ценностей, а не от религиозной ортодоксии. Его нравственные убеждения способствовали развитию системы школьного образования на этической основе, которая была обусловлена паттернами американской культурной жизни. В процессе переноса педагогической теории и практики со всеми идеями и концептуальными принципами на новую образовательную почву песталоццианизм получил специфические американские свойства: формирование лидерских качеств, готовности к деятельному преодолению жизненных трудностей, активной гражданской позиции, религиозной толерантности, прагматизма и приверженности республиканским идеалам. Разработанная Дж. Нифом теория этического образования была одним из инструментов этой трансформации. Исходя из своих нравственных убеждений, проблему соотношения принципов «аристократизма» и «демократизма)) в организации школьного образования американский гуманист решал в пользу последнего.

4. Дж. Ниф успешно адаптировал систему методов обучения Песталоцци к местным социокультурным реалиям США. Свой главный труд «Эскиз плана и метода образования...» американский просветитель посвятил проблеме совершенствования педагогического метода своего учителя. Отвергнув традиционную методику преподавания грамматики, вер-бализм и схоластику и признав ощущения в качестве основного источника знания, Дж. Ниф организовал процесс обучения, который был основан на трех основных составляющих (числе, форме и языке). Выступая против «тирании методов обучения», американский педагог развил на гуманистической основе методы школьного образования Песталоцци. Дж. Ниф был сторонником группового обучения, поскольку оно не только способствовало социализации ребенка, но и было более эффективным. Им интегрированы в образовательный процесс «комитеты», в которых ученики работали вместе, выбирая объект изучения согласно своим интересам. Данный метод является одним из первых предшественников метода проектов, который позднее был популяризирован У. Килпатриком. Необходимым компонентом образования «свободных граждан школьной республи-

ки» Дж. Ниф сделал самооборону и военную подготовку. Несмотря на некоторые недостатки системы школьного обучения, созданной американским педагогом (например, из списка учебных предметов им были исключены история и иностранные языки - как недостойные для траты на них времени), она имела инновационный характер для того времени.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что впервые в отечественной историко-педагогической науке осуществлено специальное исследование педагогического наследия Дж. Нифа. Выявлена система общественно-исторических предпосылок генезиса педагогической концепции Дж. Нифа и определены ее теоретические истоки. В диссертации дана характеристика концептуальных основ и места воспитательного процесса в педагогической системе Дж. Нифа. Предложены теоретические положения об адаптации и совершенствовании песталоцци-анской системы обучения школьников в Новом Свете, позволяющие выявить особенности концептуального подхода американского просветителя. Уточнена источниковая база исследования концепции Дж. Нифа в контексте определения оригинальности его педагогических подходов к решению проблем школьного образования. Введена новая персоналия в фактологию отечественной историко-педагогической науки, дополнено представление об эволюции западноевропейской и американской педагогической мысли представленного периода.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что расширена источниковая база для дальнейшего изучения эволюции педагогической теории в Европе и США последней четверти XVIII -середины XIX в. Сформулированные в диссертации положения, характеризующие педагогическую концепцию Дж. Нифа, углубляют современные знания о сущности обучения и воспитания школьников. Выявленные общественно-экономические, социально-политические, социокультурные и общественно-педагогические факторы генезиса концепции американского просветителя, ее идейно-теоретические истоки, результаты анализа инновационных характеристик воспитательного и учебного процесса оказывают влияние на оценку исследуемого периода в истории зарубежной школьной педагогики. Теоретические положения и выводы позволяют более глубоко осмыслить процессы гуманизации, демократизации и адаптации, проходящие в российской школе. Реконструированные в диссертации технологии воспитания и обучения могут быть использованы в исследованиях, ориентированных на решение проблем модернизации и перевода на инновационные рельсы российской школьной системы образования.

Достоверность результатов исследования обусловлена правильным выбором системы теоретико-методологических принципов, научных методов, адекватных поставленным в исследовании задачам, а также широ-

кой источниковой базой: использованием оригинальных трудов Дж. Нифа, привлечением авторитетных зарубежных историко-педагогических исследований творческого наследия Дж. Нифа (Wm. Monroe, G.L. Gutek, Ch.Wm. Hackensmith и др.); аргументированностью теоретических выводов и их соответствием представлениям, сложившимся в современной историко-педагогической эпистеме; использованием последних достижений в области теории и истории педагогики, философии образования и культурологии; сопоставлением сделанных выводов с современными концепциями исторической науки.

Практическая ценность результатов исследования обусловлена возможностью использования его выводов при разработке методики воспитания и обучения современных школьников на ведущих принципах педагогической концепции Дж. Нифа с учетом особенностей российского социокультурного пространства. Проведенное монографическое исследование будет способствовать повышению как профессионально-педагогической, так и общекультурной компетенции школьного учителя. Представленные в диссертационном исследовании источниковые материалы и теоретические положения могут быть использованы при подготовке лекций, учебных материалов, спецкурсов, магистерских диссертаций в педагогических вузах и классических университетах, а также в практической деятельности учителей средней общеобразовательной школы при решении проблем по научной организации педагогического процесса.

Апробация результатов исследования была осуществлена автором при организации образовательного процесса в ГАОУ СПО «Волгоградский социально-педагогический колледж» (2010-2011 гг.), ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» (2011—2013 гг.). Материалы исследования публиковались в форме статей и тезисов (14 публикаций); обсуждались на международных научно-практических конференциях: «Молодая наука стран СНГ: вопросы теории и практики» (Волгоград, 2010), «Актуальные вопросы развития общества: экономика, право, социология и философия» (Волгоград, 2011), «Экономика и право в современном мире» (Волгоград, 2012), «Актуальные вопросы развития общественных наук: экономика, право, педагогика, социология» (Волгоград, 2012), «Приднепровские социально-гуманитарные чтения» (Украина, Бердянск, 2012), «Современные проблемы развития общественных наук и пути их решения» (Волгоград, 2012), «Современная экономика и управление: альтернативы и инновации» (Волгоград, 2012).

Внедрение результатов исследования в педагогическую практику было осуществлено в ходе работы автора преподавателем в Волгоградском государственном медицинском университете, при разработке и реализации рабочих программ по повышению педагогического мастерства его сотруд-

ников, посредством чтения лекций и проведения семинаров для студентов Волгоградского государственного социально-педагогического университета и Волгоградского государственного университета.

Личный вклад соискателя состоит в формировании источниковой базы исследования и научном анализе оригинальных трудов Дж. Нифа. Впервые осуществлены перевод и историко-педагогический анализ основной педагогической работы Дж. Нифа «Эскиз плана и метода образования...». Были представлены не известные для российской педагогической общественности научные работы Дж. Нифа. Личный вклад также заключается в непосредственном участии в получении исходных историко-педагогических данных. Была проведена дескрипция педагогических взглядов Дж. Нифа с использованием современного понятийно-категориального аппарата. Автором подготовлено 14 публикаций по теме выполненной работы.

Объем и структура диссертации. Текст работы (192 с.) состоит из введения (15 е.), двух глав (1-я - 74 с. и 2-я — 68 с. соответственно), включающих четыре параграфа, заключения (8 с.) и списка литературы (180 наименований).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Первая глава «Социально-исторические аспекты становления педагогической концепции Дж. Нифа» состоит из двух параграфов. В главе осуществлен анализ теоретико-методологических основ становления педагогической теории Дж. Нифа, который предваряется исследованием историко-биографических обстоятельств эволюции его философских, общественно-политических и социальных воззрений как доминантных факторов просветительской деятельности педагога и развития педагогической концепции.

В первом параграфе первой главы «Социокультурные детерминанты становления педагогической концепции Дж. Нифа» был воссоздан историко-культурный контекст становления представленной педагогической концепции в широком спектре социокультурного многообразия и исторической конкретики, выявлены наиболее значимые историко-культурные обстоятельства генезиса научной мысли в Америке и ведущие тенденции духовного становления американского социума.

Дж. Ниф родился 6 декабря 1770 г. в Сульце (Эльзас) во Франции и получил образование в иезуитской римско-католической школе. Будучи уроженцем двуязычной провинции, Дж. Ниф изучал одновременно немецкий и французский языки. Впоследствии начинающий педагог преподавал языки в школе И.Г. Песталоцци. В конце XVIII в., вдохновленный лозунгами французской революции «Свобода, равенство и братство», Дж. Ниф пре-

рвал свое обучение и добровольно в 1791 г. присоединился к армии Наполеона, являясь убежденным республиканцем и патриотичным французом. Дослужившись до звания лейтенанта, но получив тяжелое ранение в битве при Арколе (Италия, 1796 г.), он ушел в отставку.

В данный период внедрение идей И.Г. Песталоцци в образовательные системы проводилось по всей Европе и Америке преподавателями школ и поклонниками его педагогического таланта, которые непосредственно увидели реализацию данной системы методов обучения и воспитания. Так, И.Г. Фихте способствовал развитию идей швейцарского педагога, подчеркнув их важность в своих обращениях к немецкой нации в 1808 г. В Пруссии ряд отдельных элементов этого обучения нашел свое отражение в реформе образования 1809 г.

Дж. Ниф получил первый педагогический опыт достаточно поздно (ему к тому времени уже было 30 лет), в 1801 г., когда он начал работать учителем гимнастики в швейцарской школе, расположенной в г. Бургдорф. В ней он познакомился с Песталоцци и начал изучать его педагогическую систему.

Американские исследователи педагогической деятельности Дж. Нифа придают большое значение его сотрудничеству с У. Маклуром (William Madure), который предложил педагогу основать песталоццианскую школу в США. Это связано с тем, что оба американских просветителя стремились не только «механически» распространить теорию Песталоцци, но и привнести свои идеи в этот метод, адаптировав и улучшив его. Дж. Ниф, исходя из принципа рационализма, видел в нем инструмент, который будет эмансипировать человека и повышать уровень его умственных способностей.

Дж. Ниф принял приглашение американского просветителя и в 1806 г. с семьей переехал в Филадельфию. Начавшаяся в США промышленная революция требовала для успешного развития хозяйственной жизни квалифицированных кадров, но граждане страны и вновь прибывающие эмигранты в массе своей были малограмотными. Такое положение делало особенно острым вопрос о модернизации и реформировании школьного образования, которое должно было отвечать требованиям общественно-исторического прогресса. Развитие системы образования в США в конце XVIII - начале XIX в. определялось двумя альтернативными тенденциями: с одной стороны, стремлением к централизации в образовании, вызванной попытками федеральных чиновников усилить свой контроль за развитием американской школы и ее постепенной стандартизацией, с другой - тягой к децентрализации, сопряженной с дестандартизацией системы образования. Другая исторически сложившаяся особенность как системы образования США, так и американской педагогической мысли - доминирующая религиозность. Поэтому светская или синкретическая педагогическая теория, особенно в XIX - начале XX в., получает очень слабое раз-

витие. Острый интерес к проблемам развития образования в Новом Свете был вызван необходимостью обеспечить экономику страны собственными специалистами, отстоять свою самостоятельность и обеспечить формирование национальных факторов в духовно-интеллектуальной сфере жизнедеятельности. Поэтому политическими элитами приветствовались тесные связи с прогрессивным европейским образованием, перенесение на собственную почву рациональных принципов познания и новейших достижений научно-технической мысли. Нужда в таких связях была вызвана и тем, что интеллектуальные отношения с Англией были прерваны и кадровый состав многих колледжей был ослаблен политическим противостоянием. На этом фоне возникла идея приглашать из-за рубежа прогрессивных педагогов, зарекомендовавших себя с лучшей стороны.

Спустя два года после прибытия в США Дж. Ниф заканчивает свой педагогический труд «Эскиз плана и метода образования, основанного на исследовании человеческих способностей и естественной причины, подходящей для свободных граждан и всех мыслящих существ (Джозеф Ниф, прежний соратник Песталоцци по его школе в окрестностях Берна в Швейцарии)». Эта работа считается первым педагогическим трудом, написанным на английском языке в Соединенных Штатах. Вторая книга «Логика Кондильяка, переведена Джозефом Нифом в качестве иллюстрации плана образования, разработанного в его школе в Филадельфии» была опубликована в 1809 г. Третья работа американского педагога имеет название «Метод рационального обучения детей искусствам письма и чтения» (1813 г.). В этой книге он развивает идеи об обучении детей чтению и письму, изложенные в его «Эскизе...». В предисловии автор пишет, что право решать, хорош план или плох, принадлежит тем, кто применяет его на практике, и именно для них приводит свои инструкции.

В 1809 г. Дж. Ниф открыл свою школу в Филадельфии, известность которой в скором времени распространилась далеко за пределы Пенсильвании. Однако она успешно просуществовала чуть более трех лет и в 1813 г. была переведена в небольшой американский городок Виладж Грин. Здесь Дж. Ниф продолжал следовать методу обучения Песталоцци и совершенствовать его. Обучение и воспитание детей шло вне какой-либо определенной религиозной системы, что послужило основанием для критики учения Песталоцци. Дж. Нифа обвиняли также в использовании «плохого» дидактического метода. По-видимому, это было связано с тем, что для американской социокультурной среды начала XIX в. его педагогические взгляды шли вразрез со сложившимися традициями и обычаями. В результате у Дж. Нифа появилась значительная группа оппонентов, активно выступающая против введения метода Песталоцци в образовательной системе США.

В 1815 г. Дж. Ниф перевел свою школу в г. Луисвилль (штат Кентукки). Но и в нем она не сумела достичь своего расцвета, как на это рассчитывал талантливый педагог. В итоге ему пришлось отказаться от своего великого начинания. Дж. Ниф оставил педагогическую деятельность в 1821 г. и купил ферму, на которой жил до 1826 г., пока Р. Оуэн не пригласил его в коммуну «Новая Гармония» в штате Индиана для развития в ней школьной системы на новых принципах.

Дж. Ниф был назначен управлять «высшей школой», в которую было зачислено около 200 учеников в возрасте от 5 до 12 лет. Как педагог, он направил свои усилия на процесс реального школьного образования, в отличие от далеко глядящих теоретиков Р. Оуэна и У. Маклура. Как республиканец, расположенный к индивидуализму, Дж. Ниф считал, что люди, образованные рационально, могут создать рациональное общество. Однако он отклонил «социальные искусственности», которые порождала частная собственность, и полагал, что общественная собственность будет восстанавливать естественное равенство людей. В отличие от социалистов-утопистов Новой Гармонии, руководители американских публичных школ X. Манн (Н. Mann) и Г. Барнард (Н. Barnard) заручились поддержкой предпринимателей в интересах всеобщего народного образования. Считая, что богатство производится путем применения социального интеллекта и эксплуатации природных ресурсов, X. Манн убеждал бизнесменов в том, что инвестиции в общее образование повысят социальный интеллект и материальный достаток. Комиссар просвещения США начала XX в. У.Т. Хар-рис (William Т. Harris), верный защитник альянса общественных школ с корпоративной промышленностью, четко различал эти две концепции народного образования. Критикуя усилия Р. Оуэна поддержать на законодательном уровне общие школы в штате Индиана, Т. Харрис явно предпочитал стратегию X. Манна и Г. Барнарда.

Во втором параграфе первой главы «Идейно-теоретические основы педагогической концепции Дж. Нифа» дана характеристика теоретических истоков генезиса педагогической концепции американского педагога.

Философские течения эпохи Просвещения оказали глубокое влияние на формирование педагогической концепции Дж. Нифа. Восприняв принципы сенсуализма благодаря философским работам Э.Б. Кондильяка (Etienne Bonnot de Condillac), американский педагог полагал, что процесс познания окружающего мира осуществляется разумом на основе чувственного опыта. Следуя сенсуалистской психологии обучения, получившей развитие в бихевиоризме, Кондильяк определял ощущения как связь между органами чувств и мозгом. Его эпистемология имела некоторые общие основания с теорией концептуализации Песталоцци. Швейцарский педагог подчеркивал, что ощущение является единственно верной основой

обучения человека, поскольку это единственная истинная основа человеческого познания. Несмотря на то, что Кондильяк, Песталоцци и Ниф могут быть по-разному классифицированы по идейному содержанию своих концепций: как эмпирики, сенсуалисты или приверженцы реализма, все же последнее обозначение является наиболее подходящим. Такое заключение вытекает из того, что они признавали существование естественной объективной реальности, предоставляющей человеку паттерны или ре-гулятивы, которые он может обнаружить в результате внимательного наблюдения. Дж. Ниф избегал преждевременного введения для школьников абстрактных устных определений, потому что такие обобщения, удаленные от непосредственного опыта, могут быть ошибочно произведенными абстракциями.

В педагогической концепции американского просветителя нашли свое отражение как сенсуализм Д. Кондильяка, так и эпистемология Дж. Локка, утверждающего, что знания являются результатом опыта. Педагог вслед за Локком четко сформулировал один из рационалистических подходов к проблеме оснований научного познания, заключающийся в превосходстве опыта как единственного надежного источника научных знаний. Дж. Ниф стремился к тому, чтобы его ученики стали рационалистами, которые будут собирать доказательства, основанные на собственных наблюдениях, а не принимать утверждения с чужих слов. Наиболее ярко рационализм нашел свое отражение в этическом аспекте его педагогической концепции, затмив патернализм и романтический сентиментализм Песталоцци. Он следовал убеждению никогда не навязывать догматические или авторитарные своды этических заповедей и полагал, что ученики могут познать, осмыслить этику, основания которой можно вывести из универсального нравственного закона, присущего Вселенной, и руководствоваться ею. Задачей учителя в этом процессе является стимулирование учащихся к обнаружению интуитивно понятных природных моральных истин.

В научной литературе без должного внимания осталась роль республиканских принципов в модернизации Дж. Нифом теории своего учителя. Они выступают одними из определяющих доминант его педагогической теории и практики. Американский педагог изложил в «Эскизе плана и метода образования» и попытался осуществить идею самоуправляемой школьной республики в г. Фолз Шаулкилль и Новой Гармонии. Конституцию школьной республики он начал с устава, гласившего: «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой». В ней были указаны неотъемлемые права и неизменные обязанности, выведенные из естественных прав и свобод человека. Любой ученик, обвиняющийся в нарушении конституции школы, мог пользоваться свободой и защищаться от обвинителя. Если жюри, состоящее из педагогов и его одноклассников, признава-

ло обвиняемого невиновным, то обвинитель обязан был претерпеть такое же наказание, которое получил бы обвиняемый в случае его осуждения.

Вторая глава «Развитие и реализация педагогической теории Дж. Ни-фа в системе школьного образования США в первой половине XIX в.» состоит из двух параграфов. В главе исследуется процесс развития и реализации идейно-теоретических положений американского педагога, выраженных в республиканских и этических идеалах, а также в его практической педагогической деятельности.

В первом параграфе второй главы «Сущностные основы процесса воспитания в педагогической теории Дж. Нифа» показаны основные теоретические положения педагогической концепции американского педагога относительно принципов процесса воспитания.

Определяя школу как конституционную республику с самоуправлением, педагогическая концепция Дж. Нифа явно отличалась от теории Пе-сталоцци, который применил принципы патерналистской доброжелательности к политической и гражданской жизни. Швейцарский педагог полагал, что как домашний круг регулируется любящими родителями, так и в более широком социальном контексте будут править доброжелательные губернаторы. Дж. Ниф видел верхние и нижние классы «запертыми» в конфликте, заключающемся в паразитическом использовании ничего не производящими высшими классами результатов труда рабочих и крестьян. В Новой Гармонии Дж. Ниф присоединился к группе самоназванных республиканцев, которые составляли оппозицию ее основателю и считали его деспотом.

В своих взглядах на гражданство Дж. Ниф быстро адаптировался к эгалитаризму и с гордостью называл себя «провинциалом», поскольку такой социальный статус позволял не делать классовых различий между аристократами и рабами. Дж. Ниф создал модель воспитания гражданина, которая основывалась на принципе самоуправления, природосообразном образовании и формировании республиканской гражданской позиции. Он признавал моральными ценностями то, что было связано с социальными обязательствами человека, решая этическую проблему в контексте результатов действий, совершенных им. Педагог утверждал, что его моральная система базируется на одном неоспоримом факте: каждое чувствующее существо стремится избежать вреда.

Дж. Ниф полагал, что этический компонент воспитания должен включать в себя мораль без догматического идеологического влияния. Несколько раз во время своей педагогической деятельности в Соединенных Штатах он был обвинен в атеистическом развращении молодежи. Весь его образовательный эксперимент в Новой Гармонии подвергся критике как источник безбожия. В трактате «Эскиз плана и метода образования...» Дж. Ниф вы-

разил мысль, что все религиозные системы состоят из двух частей — догмы и морали. Педагог полагал, что его школа не будет участвовать в док-тринальной полемике, а научит общей морали, которая в согласии со всеми религиями. Его ученики принадлежали к разным конфессиям, и их родители желали, чтобы они были обучены в рамках конкретной догмы. Поэтому Дж. Ниф решил быть беспристрастным и не вмешиваться в вопросы религиозной доктрины. Педагог был убежден, что, несмотря на док-тринальные и ритуальные различия, все религиозные конфессии отражают общую мораль, которая универсальна для людей всего мира. Так как все мировые религии смотрели «на хорошего, полезного, благотворного, добродетельного человека как на украшение для общества», педагог намеревался изучать этические аспекты в процессе образования с точки зрения общечеловеческой морали, которая вплетена во все стороны жизни общества. Таким образом, универсальная этическая система воспитания была им создана без доктринальных наслоений.

Дж. Ниф предлагал компромисс для разных конфессий - принятие учения «общего христианства». Его этическое учение перешло границы протестантского и католического христианства и включало элементы восточных религиозных и этических систем. Как и философы XVIII в., он считал, что различные этические кодексы, являющиеся частями великих мировых религий, на самом деле отражали естественную мораль, общую для всех людей в силу их рационального характера.

При построении этической основы школьного образования Дж. Ниф опирался на семь постулатов. Он признавал то, что, во-первых, Творец существует; во-вторых, жизнь человека идет благодаря удовлетворению его потребностей; в-третьих, права человека вытекают из его естественных потребностей; в-четвертых, существует общая человеческая природа, которая лежит в основе универсальных потребностей человека; в-пятых, удовлетворение потребностей индивида ставит его в зависимость от других людей; в-шестых, человек обладает личными правами и обязанностями; в-седьмых, каждый человек имеет свои законные обязанности. Исходя из этих фундаментальных принципов, Дж. Ниф построил свою систему нравственного воспитания. Так, вместо того, чтобы спрашивать школьников (как это обычно делали большинство преподавателей катехизиса): «Что есть Бог?», он задавал сначала гораздо более простой вопрос: «Есть ли у вас руки?». Система вопросов была разработана им для того, чтобы каждый ученик осознал свое отличие от других. После установления своих персональных отличий и факта существования великого «неизвестного дарителя» школьники проводили дальнейшее изучение и делали новые открытия. Они приходили к выводу, что раз у человека есть тело и ум, зна-

чит, будут и потребности, поэтому Бог дал человеку неоспоримое право удовлетворять эти потребности.

Во втором параграфе второй главы «Процесс обучения в педагогической теории Дж. Нифа» установлено, что, отвергнув традиционную грамматику, вербализм и схоластику в процессе обучения, Дж. Ниф адаптировал специальный метод начального образования Песталоцци к условиям Нового Света и применил его на практике в своих школах.

Отказ Дж. Нифа от преимуществ словесных методов в обучении, характерных для школ XIX в., обусловлен двумя факторами: первым является натурализм Ж.-Ж. Руссо, на котором основывалась методика преподавания Песталоцци; вторым выступает эмпиризм Кондильяка, который был частью научного наследия века Просвещения. Охватывая много различных аспектов педагогической теории, Песталоцци разработал систематическую философию образования. Его методика обучения и воспитания строилась на основе двух взаимосвязанных этапов, на первом из которых доминировал общий метод и на втором — специальный метод. В отличие от психологического и физического подавления учащихся в традиционной школе XVIII в., общий метод способствовал созданию эмоциональной атмосферы безопасности образовательного процесса. Наследующем этапе обучения можно было использовать специальный метод Песталоцци. Его теоретические основания заключаются в следующих положениях: 1) поскольку знания получаются в результате чувственного восприятия, то обучение должно начинаться со знакомых предметов, находящихся в ближайшем окружении ребенка; 2) обучение должно способствовать постепенному природному развитию ребенка. Дж. Ниф следовал этим принципам и настаивал на том, что природосообразное образование должно начинаться с конкретных объектов, а не с абстрактных идей или механических правил. Творчески применяя песталоццианский метод обучения форме предмета, американский педагог использовал упражнения, которые были разработаны в целях последовательного развития навыков измерения, рисования и письма. Дж. Ниф и Песталоцци связывали упражнения в письме с изучением языка, особенно с чтением, которое соединяло элемент формы со звуком или языком. Хотя американский просветитель принял определение Песталоцци звука (или языка) в качестве третьего элементарного дидактического предмета, но его метод обучения языку формировался также под влиянием Кондильяка. Дж. Ниф считал, что люди развивают силу речи, способы создания четких звуков в сообщении своих идей. Как и Кондильяк, который полагал, что концептуальная деятельность человека возникла из сочетания сенсорных потенциалов, он предположил, что речь обязательно зависит от тренировки формирования точных ощущений.

Дж. Ниф выражал неприятие того, что считал искусственным содержанием обычного школьного образования. Как и Ж.-Ж. Руссо, педагог полагал. что близнецы давления, вербализм и авторитаризм, в целях соответствия искусственным моделям разлагающегося общества, репрессировали природные эмоции ребенка. Дж. Ниф был одним из первых сторонников научного и профессионального учебного плана американской школы. Поскольку человек не может быть рационально образованным, не зная иностранного языка, то изучение последнего должно начинаться с того момента, когда ученик освоит родной язык. Педагог выступай против классического доминирования в системе образования таких языков, как греческий и латинский. Он говорил, что предпочел «рациональное образование» овладению ненужными и непрактичными древними языками, поскольку их изучение на протяжении 6-10 лет - пустая трата времени, которое должно отводиться более утилитарным предметам.

Дж. Ниф считал, что природная среда является наиболее эффективным средством для преподавания естественных наук. Американский педагог следовал практике Песталоцци - проводить частые экскурсии на природу для того, чтобы учащиеся могли непосредственно наблюдать природные явления и собирать растения, животных, минералы и образцы других объектов изучения. Он исходил из того, что процесс усвоения учениками естествознания должен быть динамичным, а не простым накоплением информации. Дж. Ниф знал о трансформациях ранней индустриализации, которые облегчали жизнь человека, поэтому неотъемлемой частью изучения естественных наук в его школе являлось наблюдение учениками процесса обработки сырья, прежде чем оно станет готовой продукцией.

Демократическая позиция американского педагога ясно прослеживалась в преподавании естественных наук. Его ученики сами определялись в группы в соответствии со своими интересами. Тот, у кого был интерес к минералам, стал минералогом школы; тот, кто интересовался овощами - ботаником; тот, кто интересовался животными - зоологом. В определенное время весь класс проводил исследование природного явления, а в другое время ученики посещали специальные занятия в своих группах. Периодически результаты работы отдельных учащихся и групп минералогов, ботаников и зоологов доводились до сведения других учащихся, выступающих в качестве «целого комитета». Посредством групповых дискуссий ученики классифицировали объекты, которые они собрали на своих экскурсиях. Каждый из них обладал одним голосом в определении надлежащей классификации, и Дж. Ниф говорил, что, хотя он и учитель, у него тоже естъ только один голос. После классификации растений и животных коллекции хранились в кабинете естествознания.

Дж. Ниф не включал историю как формальный предмет в учебный план. Считая невозможным для учеников рассуждать о народах и нациях, удаленных от них во времени и пространстве, он предостерегал от преподавания исторических фактов и интерпретаций детям, которые не в состоянии судить о таких вопросах.

В отличие от многих педагогов первой трети XIX в., Дж. Ниф включил физические и военные тренировки в программу обучения своей школы. Его физическая образовательная программа была направлена на достижение целей, которые были очень похожи нате, которые ставил Песталоцци. Он считал, что последовательные физические упражнения соответствуют естественной склонности ребенка к активности. Что касается военной подготовки, то Дж. Ниф был настоящим реалистом. Он признавал, что некоторые идеалистические противники могут выступить против включения военных учений в рациональный образовательный проект. На это педагог отвечал, что такая наивная концепция подразумевает мир, каким он должен быть, а не каков он в реальности. Американский просветитель был отлично знаком с европейской политикой поддержания больших регулярных армий и считал, что постоянные военные заведения пагубно влияют на свободу граждан. Отвергая концепцию регулярной армии и флота для Соединенных Штатов, он принял американский идеал гражданина-солдата. Если европейские деспоты сделали бы попытку уничтожить американский республиканизм, то нация свободных граждан-солдат смогла бы сформироваться и отразить любого агрессора во имя собственной самообороны.

Учебный план, описанный Дж. Нифом в «Эскизе плана и метода образования. ..», отличался от программы обычной американской начальной школы, в которой основное время отводилось обучению чтению, письму и религии. Он был больше, чем просто прямое тиражирование педагогического плана Песталоцци. В нем присутствовали акценты, которые однозначно принадлежали американскому педагогу, и такой учебный план предполагал образование, разработанное для будущих граждан республики.

В заключении диссертации обобщены основные результаты исследования и сформулированы выводы, акцентируется значимость педагогического наследия Дж. Нифа для отечественной педагогической науки. Проведенное исследование историко-педагогической и теоретико-методологической сущности педагогической концепции Дж. Нифа показало, что проблема исследования решена в рамках, определенных его предметом, целью и задачами. Полученные теоретические выводы отражены в положениях, выносимых на защиту. Особо значимым результатом диссертационного исследования является вывод о том, что в педагогическом наследии Дж. Нифа нашли свое освещение многие проблемы педагогической действительности рассматриваемого периода (конца XVIII - первой грети XIX в.), со-

звучные современности. Среди них связь школы с жизнью, совершенствование методов, средств и форм обучения и воспитания, категории нравственного и этического воспитания, религиозного воспитания, вопросы методики преподавания отдельных дисциплин. Перспективы исследования педагогики Дж. Нифа связаны с изучением особенностей ее влияния на развитие американской школы.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

Статьи, в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России

1. Гуляихина, Е.С. Философия школьного образования Джозефа Нифа / Е.С. Гуляихина, Е.С. Садовников // Экономические и гуманитарные исследования регионов. -2012. -№2. - С. 45-49 (0,3 п.л.).

2. Гуляихина, Е.С. Эпистемологические аспекты философии школьного образования Джозефа Нифа / Е.С. Гуляихина // Письма в Эмиссия.Оф-флайн (The Emissia.Oflline Letters): электрон, науч. журнал. - Декабрь 2012, ART 1916. - СПб., 2012. - URL: http://www.emissia.org/ofiline/2012/1916. htm. -№ гос. регистрации 0421100031. ISSN 1997-8588 (0,5 п.л.).

3. Гуляихина, Е.С. Американское просвещение в начале XIX века: концепция школьного образования Джозефа Нифа и проблемы ее реализации / Е.С. Гуляихина, С.А. Линченко // Вести. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 4, Ист. -2012. -№ 2 (22). - С. 38-44 (0,6 п.л.).

Статьи в сборниках научных трудов и материалов научных конференций и других научных изданиях

4. Гуляихина, Е.С. Система образования Джозефа Нифа: решение проблемы развития креативных способностей учащихся / Е.С. Гуляихина // Молодая наука стран СНГ: вопросы теории и практики: сб. науч. ст. по итогам междунар. науч.-практ. конф. г. Волгоград, 25-26 окт. 2010 г. - Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2010. - С. 68-72 (0,3 п.л.).

5. Гуляихина, Е.С. Вклад Джозефа Нифа в развитие народного образования США / Е.С. Гуляихина // Актуальные вопросы развития общества: экономика, право, социология и философия: сб. науч. ст. по итогам междунар. конф. г. Волгоград, 29-30 сент. 2011 г.: в 2 ч. - Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2011. -Ч. II. - С. 75-79 (0,3 п.л.).

6. Гуляихина, Е.С. Принцип всеобщего права на образование в педагогической концепции Джозефа Нифа / Е.С. Гуляихина // Экономика и право в современном мире: сб. науч. ст. по итогам междунар. конф. г. Волго-

град, 30-31 янв. 2012 г. - Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2012. - С. 72-76 (0,3 п.л.).

7. Гуляихина, Е.С. У истоков народного образования в США: педагогическая деятельность Джозефа Нифа / Е.С. Гуляихина // Педагогика и просвещение. - 2012. -№1(5). - С. 61-67 (0,6 п.л.).

8. Гуляихина, Е.С. Американское школьное образование в начале XIX века: принцип рационализма в педагогической системе Джозефа Нифа / Е.С. Гуляихина // Культура. Образование. Наука: сб. науч. тр. - Вып. II: Воспитание учащихся на традициях русской истории, философии и культуры. - М: Планета, 2012. - С. 90-94 (0,3 пл.).

9. Гуляихина, Е.С. Социокультурные аспекты эволюции педагогической теории Джозефа Нифа / Е.С. Гуляихина // Актуальные вопросы развития общественных наук: экономика, право, педагогика, социология: сб. науч. ст. по итогам междунар. конф. г. Волгоград, 28-29 мая 2012 г. - Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2012. - С. 45-51 (0,3 п.л.).

10. Гуляихина, Е.С. Внедрение идей И.Г. Песталоцци в школьное образование США первой трети XIX в.: просветительская деятельность Джозефа Нифа / Е.С. Гуляихина // Приднепровские социально-гуманитарные чтения: материалы Бердянской сессии I Всеукраинской науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Бердянск, 22 сент. 2012 г.): в 5 ч. - Днепропетровск: TOB «1нноващя», 2012. - Ч. 3. - С. 44-47 (0,3 п.л.).

11. Гуляихина, Е.С. Проектирование Джозефом Нифом развивающей познавательной среды в американской школе / Е.С. Гуляихина // Грани познания: электрон, науч.-образоват. жури. ВГПУ- 2012. - № 4 (18). - URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1354859588.pdf (0,4 п.л.).

12. Гуляихина, Е.С. Идеи И.Г. Песталоцци в Новом Свете: совершенствование Дж. Нифом метода природосообразного образования / Е.С. Гуляихина // Современные проблемы развития общественных наук и пути их решения: сб. науч. ст. по итогам междунар. конф. г. Волгоград, 27— 28 сент. 2012 г. - Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2012.-С. 14-18 (0,3 п.л.).

13. Гуляихина, Е.С. Развитие американской школы в первой трети XIX в.: реализация демократических идеалов Дж. Нифа в учебно-воспитательном процессе / Е.С. Гуляихина // Педагогика и просвещение: электрон, науч. журн. -2012. - № 1. - URL: http://e-notabene.ru/pp/ article_70.html (0,9 п.л.).

14. Гуляихина, Е.С. «Школьная республика» Дж. Нифа как инновационная форма организации и управления учебным заведением / Е.С. Гуляихина // Современная экономика и управление: альтернативы и инновации: сб. науч. ст. но итогам междунар. конф. г. Волгоград, 28-29 нояб. 2012 г. -Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2012. - С. 79-83 (0,3 п.л.).

Общий объем публикаций автора составил 5,7 п.л.

ГУЛЯИХИНА Евгения Сергеевна

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЖОЗЕФА НИФА

А вторе ферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Подписано к- печати 01.07.13. Формат 60x84/16. Бум. офс. Гарнитура Times. Усл. печ. л. 1,4. Уч.-изд. л. 1,5. Тираж 110 экз. Заказ^ЬО

Издательство ВГСПУ «Перемена» Типография Издательства ВГСПУ «Перемена» 400066, Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 27

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Гуляихина, Евгения Сергеевна, Волгоград

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

На правах рукописи

04201363341

ГУЛЯИХИНА Евгения Сергеевна

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЖОЗЕФА НИФА

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: д.п.н., проф.

Савин Михаил Викторович

Волгоград -2013

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Глава I. Социально-исторические аспекты становления педагогической концепции Дж. Нифа.............................................................................................18

1.1. Социокультурные детерминанты становления педагогической концепции Дж. Нифа ...............................................................................................................18

1.2. Идейно-теоретические основы педагогической концепции Дж. Нифа ... 52

Выводы по первой главе......................................................................................92

Глава II. Развитие и реализация педагогической теории Дж. Нифа в системе школьного образования США в первой половине XIX в.................................96

2.1. Сущностные основы процесса воспитания в педагогической теории

Дж. Нифа ...............................................................................................................96

2.2. Процесс обучения в педагогической теории Дж. Нифа...........................129

Выводы по второй главе.....................................................................................164

Заключение...........................................................................................................169

Список использованной литературы................................................................177

Введение

Развитие системы образования в России обусловлено необходимостью его модернизации и формирования инновационных технологий воспитания и обучения. Государственная политика в области образования основывается на принципах гуманизма, общедоступности, свободы, плюрализма, уважения к _ правам и свободам человека. В ней сделан акцент на приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности и любви к Родине, а также на адаптацию школьного образования к уровню развития и подготовки ученика. Данные принципы отечественного образования были сформулированы еще в трудах великих педагогов и просветителей прошлого (Я. Коменского, И. Песталоцци, А. Гумбольдта и др.). Обращение к их творческому наследию позволяет более глубоко осмысливать функциональное значение данных принципов.

Обозначенные векторы функционирования российской системы образования обусловливают продолжение разработки в отечественной педагогической науке вопросов, диалектически связанных не только с гуманистическими и демократическими основами обучения и воспитания, но и со сложившимися национальными культурными традициями. Намеченные российскими общественными и государственными деятелями ориентиры имеют свои глубокие исторические корни. Гуманизм, демократизм и адаптивность образования составляют фундаментальные ценностно-смысловые установки творческого наследия американского просветителя Фрэнсиса Джозефа Николаса Нифа (Francis Joseph Nicholas Neef; 1770-1854), по праву считающегося одним из родоначальников демократического направления в педагогической мысли Соединенных Штатов Америки.

Несмотря на теоретическую и практическую значимость концепции Дж. Нифа, ее значительную роль в эволюции американской системы школьного образования, педагогическая теория и деятельность американского педагога не изучались в отечественной науке до настоящего

момента. Американский просветитель является автором научного труда . «Эскиз плана и метода образования» (1808 г.), который в настоящее время признан первой работой по методике воспитания и обучения, написанной на английском языке в США. Наследие педагога представляет собой либеральное направление американской педагогики тех лет и имеет значительный научный потенциал в контексте демократизации целей, форм и методов школьного воспитания и обучения, исследование которых представляется востребованным для развития современной системы отечественного образования.

Вместе с тем имеется явное сходство исторических процессов общественно-экономического и социально-политического развития российского общества XXI в. и молодого американского социума конца XVIII -середины XIX в.:

- формирование рыночной экономики, глубинные изменения в формах производства и значительная социальная дифференциация;

- трансформация политической организации общества, генезис институтов гражданского общества;

- мультикультурность и поликонфессиональность обществ;

- необходимость модернизации образования, его гуманизации и демократизации, перевода школы на инновационные рельсы.

Степень разработанности проблемы. В диссертационном исследовании был использован широкий круг работ, посвященных изучению актуальных аспектов эволюции европейской и американской педагогической мысли рассматриваемого периода. Их историографический анализ свидетельствует о том, что многие вопросы по оценке педагогического наследия Дж. Нифа остаются дискуссионными. Его изучением занималась целая плеяда выдающихся американских исследователей-педагогов. К их числу относятся У. Монро, К. Сильбер, Дж. Гютек, Ч. Хакенсмит, Д. Жедан. Исследуя педагогическую деятельность Дж. Нифа, они пытались найти ответы на ряд вопросов, актуальных для американской истории педагогики.

Насколько творчески Дж. Нифом были развиты идеи Песталоцци? Является ли он талантливым имитатором деятельности своего учителя или педагогом-исследователем, внесшим существенный вклад в развитие его концепции школьного образования? Какие социокультурные факторы детерминировали отличия педагогической концепции американского просветителя от теории образования Песталоцци? Некоторая часть американских исследователей (К. Сильбер, Ч. Хакенсмит) склоняется к мнению, что Дж. Ниф не внес ничего принципиально нового в эволюцию педагогической системы своего учителя и был всего лишь его «удлиненной тенью». Другие авторитетные ученые (Дж. Потек, Д. Жедан) убеждены в том, что деятельность ученика Песталоцци была инновационной, поскольку он сумел существенно изменить педагогическую систему своего учителя в процессе ее внедрения в образовательное пространство США.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что в отечественной педагогике существует значительное количество научных трудов по историко-педагогической тематике рассматриваемого периода (Б.М. Бим-Бад, Н.Е. Воробьев, Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, Г.Б. Корнетов, З.А. Малькова, В.М. Монахов, Н.Д. Никандров и др.). Среди них исследования, посвященные развитию американской школы (И.С. Бессарабова, Н.Е. Воробьев, Н.М. Воскресенская, Г.Д. Дмитриев, B.C. Леднев, В.Г. Разумовский, B.C. Цетлин и др.), генезису идей мультикультурного образования (В.П. Борисенко, А.Н. Джуринский, В.В. Макаев и др.). Кроме того, в современных западных исследованиях представлена целостная картина генезиса системы школьного образования в США XVIII - XIX вв. (Дж. Бэнкс, В. Бойд, В. Британ, Т. Хэйкс, Е. Мидвинтер и др.).

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена рядом объективных противоречий, свойственных российской педагогике и системе школьного образования, между:

- потребностью систематизации исторического опыта по гуманизации и демократизации школьного образования и отсутствием целостного научного знания по этой проблеме, неполнотой знаний о вкладе американского просветителя Дж. Нифа в ее решение;

- необходимостью дальнейшего развития в российской школе принципов общедоступности, свободы, любви к Родине, уважения к правам и свободам человека, которые рассматривались также и Дж. Нифом как основы образовательного процесса, и недостаточной изученностью его работ по данной проблематике;

- требованием светского характера государственных образовательных программ и малоизученностью научно-методического подхода Дж. Ниф к решению схожих проблем в поликонфессиональной и социокультурной среде американского социума;

- современной тенденцией к изучению зарубежного историко-педаго-гического опыта и отсутствием отечественных исследований, посвященных концепции Дж. Нифа.

Все вышеперечисленное позволило определить проблему исследования, которая заключается в выявлении историко-педагогической обусловленности становления и развития педагогической концепции Дж. Нифа. Учитывая актуальность исследования педагогической концепции Дж. Нифа и очевидную недостаточность ее изученности в отечественной педагогической науке, мы избрали тему исследования - «Педагогическая концепция Джозефа Нифа».

Объект исследования - развитие педагогической теории и системы -школьного образования в Западной Европе и США конца XVIII - первой половины XIX в.

Предмет исследования - педагогическая концепция Дж. Нифа.

Объект и предмет обусловили цель данного исследования - определить сущность и историческое значение педагогической концепции Дж. Нифа.

Задачи исследования были сформулированы в соответствии с объектом, предметом и целыо:

1) определить общественно-исторические факторы и детерминанты генезиса педагогической концепции Дж. Нифа;

2) выявить идейно-теоретические истоки педагогической концепции американского педагога-просветителя;

3) охарактеризовать концептуальную основу процесса воспитания в системе школьного образования американского педагога;

4) осуществить анализ сущностных характеристик и особенностей процесса обучения, организованного Дж. Нифом в американских школах.

Источииковая база исследования. В диссертационном исследовании было использовано пять групп историко-педагогических источников.

1. Оригинальные труды Дж. Нифа, которые могут быть разделены на несколько категорий:

а) философское сочинение: монография «Эскиз плана и метода образования, основанный на исследовании человеческих способностей и естественной причины, подходящий для свободных граждан и всех мыслящих существ. Джозеф Ниф, прежний соратник Песталоцци по его школе в окрестностях Берна в Швейцарии» ("Sketch of a Plan and Method of Education founded on an Analysis of the Human Faculties and Natural Reason, Suitable for the Offspring of a Free People, and for all Rational Beings. By Joseph Neef (formerly a Coadjutor of Pestalozzi, at his School near Berne, in Switzerland"));

б) педагогические труды: «Метод рационального обучения детей искусствам письма и чтения» ("Method of instructing children rationally in the arts of writing and reading"); «Логика Кондильяка, переведенная Джозефом Нифом в качестве иллюстрации плана образования, разработанного в его школе около Филадельфии» ("Logic of Condillac, translated by Joseph Neef as an illustration of the plan of education established at his school near Philadelphia").

2. Биографические описания педагогической деятельности Дэ/с. Ни-фа: У.4. Хакенсмит «Биография Джозефа Нифа, просветителя Огайо, 18091854» (W. Charles Hackensmith "Biography of Joseph Neef, Educator in the Ohio Valley, 1809-1854"); Дж. Ли Потек «Джозеф Ниф: американизация песталоццианизма» (Gerald Lee Gutek "Joseph Neef: the Americanization of Pestalozzianism").

3. Критические описания научно-педагогической концепции Дж. Нифа: Д. Жедан «Джозеф Ниф: имитатор или инноватор?» (D. Jedan "Joseph Neef: Innovator or Imitator?"); У.С. Монро «Джозеф Ниф и песталоццианизм в Америке» (W.S. Monroe "Joseph Neef and Pestalozzianism in America").

4. Исследования, посвягценные вопросам эволюции системы школьного образования Западной Европы и США конца XVIII - середины XIX в.:

а) российские педагогические труды — Е.В. Андреева «Оуэн. Новая Гармония», К.Д. Ушинский «Школьные реформы в Северной Америке», Б.М. Бим-Бад «Очерки по истории и методологии педагогики», Г.Б. Корнетов «История образования и педагогической мысли» и др.;

б) зарубежные педагогические работы: С. Джонсон «Стародавние школы и учебники» (С. Johnson "Old-time schools and schoolbooks"); Ф. Эби и Ч. Арровуд «Развитие современного образования» (F. Eby, Ch. Arrowood "The development of modern education"); С.Д. Гардетте «Песталоцци в Америке» (C.D. Gardette "Pestalozzi in America"); M. Рудди «Песталоцци и движение в Освего» (М. Ruddy "Pestalozzi and the Oswego movement") и др.

5. Отечественные и зарубежные социально-исторические труды по истории США:

а) отечественные социально-исторические исследования: А.Н. Азимов . «История США: освоение Северной Америки», Э.А. Иванян «История США» и др.;

б) зарубежные социально-исторические исследования: Дж. Луквуд «Движение Новой Гармонии» (G. Lockwood "The New Harmony movement");

Дж.А. Гарати «Американская нация: история Соединенных Штатов» (J.Ar. Garraty "The American Nation: A history of the United States") и др.

Представленная источниковая база позволяет полностью решить задачи диссертационного исследования.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют принципы системного подхода к анализу педагогических феноменов (Ю.К. Бабанский, Н.М. Борытко, B.C. Ильин, Н.К. Сергеев и др.), которые дали возможность провести концептуальный анализ педагогического наследия Дж. Нифа; фундаментальные исследования по общей методологии педагогики и истории педагогики И.Н. Андреева, Е.В. Бережнова, Е.В. Бондаревской, Б.С. Гершунского, Ю.П. Истратова, В.В. Краёвского, З.А. Малькова, A.M. Новикова, Н.Д. Никандрова и др.; научные труды по методологии научного познания в области педагогики Б.М. Бим-Бада, М.В. Богуславского, Н.В. Бордовской, В.Г. Бочаровой, Г.Х. Валеева, Н.Е. Воробьева, В.И. Гинецинского, А.Я. Данилюка, А.Н. Джуринского, В.И. Журавлева, В.И. Загвязинского, И.А. Колесниковой, Г.Б. Корнетова, A.B. Овчинникова, В.Г. Пряниковой, З.И. Равкина и др. Содержащиеся в научных трудах методологические подходы дали возможность структурировать общетеоретический контур историко-педагогической методологии исследования концепции Дж. Нифа, выявить системообразующие связи его педагогического процесса, а также решить проблемы методологического характера, возникшие в процессе исследования.

Теоретические основы диссертационного исследования были -разработаны, исходя из идей гуманизации, демократизации и адаптивности школьного образования.

Этапы исследования. Исследование проводилось в 2010-2013 гг. и состояло из трех этапов.

На первом этапе (2010-2011 гг.) осуществлен анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблемам деятельности Дж. Нифа в

сфере образования и выявлены основные подходы к оценке его педагогического наследия. На этом этапе были сформированы общие принципы исследования и его источниковая база, определены исходные методологические положения, конкретные научные проблемы, цель и задачи работы.

На втором этапе (2011-2012 гг.) посредством анализа исторического материала с применением метода реконструкции осуществлялось ' комплексное изучение сущностных основ педагогической концепции Дж. Нифа.

Третий этап (2012-2013 гг.) был посвящен синтезу и обобщению ' полученных данных, дополнительному научному обоснованию основных положений исследования, апробации его результатов и оформлению диссертации.

В процессе диссертационного исследования были применены следующие группы методов:

- на первом этапе - аналитический метод - выделение онтологических оснований и гносеологических особенностей педагогической концепции Дж. Нифа; контент-анализ, обеспечивающий количественную и качественную оценку информации, имеющейся в тексте источника; . системный метод, заключающийся в подходе к педагогической концепции Дж. Нифа как к целостной системе логически взаимосвязанных теоретико-методологических положений;

- на втором этапе - историко-генетический метод, позволивший раскрыть особенности генезиса и эволюции педагогической концепции Дж. Нифа; метод исторической реконструкции, позволивший восстановить целостную картину прошлого на основе косвенных источников и выявленных исторических закономерностей;

- на третьем этапе - метод историко-педагогической дескрипции -«добывание» фактов, точное воспроизведение исторических событий педагогической деятельности Дж. Нифа; монографический метод был

использован для изучения отдельных сторон педагогической концепции американского просветителя с целыо выявления в ней нового и прогрессивного.

Хронологические рамки исследования охватывают период педагогической деятельности Дж. Нифа конца XVIII - середины XIX в., эпоху революционных событий в Европе и фундаментальных политических и общественно-экономических трансформаций в США.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Общественно-историческими предпосылками генезиса

педагогической концепции Дж. Нифа являлись идеи эпохи позднего Просвещения, система школьного образования Песталоцци, республиканские ценности, идеалы «джексоновской демократии», идеология американского прагматизма, а также острая потребность в квалифицированных и образованных кадрах, вызванная промышленным переворотом. Развитие системы школьного образования США культурно-исторически обусловлено ' общественно-историческими противоречиями: в политическом отношении - между централизацией и децентрализацией управления образованием с