Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Троян, Инна Игоревна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Уссурийск
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Троян, Инна Игоревна, 1999 год

Введение.

Глава 1. Социальные предпосылки и теоретические основы педагогических идей русского Просвещения.

1.1. Влияние эпохи Просвещения на формирование педагогических взглядов русских мыслителей второй половины XVIII века.

1.2. Дворцовая идеология в области воспитания.

Выводы по главе.

Глава 2. Семейное воспитание в Российском обществе во второй половине XVIII века.

2.1. Крестьянские традиции семейного воспитания.

2.2. Воспитание в дворянских семьях.

Выводы по главе.

Глава 3. Просветители второй половины XVIII века о воспитании детей в семье.

3.1. Общие вопросы воспитания.

3.2. Содержание семейного воспитания в педагогическом наследии просветителей второй половины XVIII века.

3.3. Условия семейного воспитания.

Выводы по главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогическая мысль России второй половины XVIII века о воспитании детей в семье"

В общественном укладе России семья всегда занимала первостепенное место, так как от её благополучия зависело и воспроизводство населения, и рост материального благополучия страны, и сохранность культуры, и психическое состояние человека.

В современной экономической и социально-культурной ситуации, характеризующейся нестабильностью, человек является не только свидетелем, но и участником противоречий, неразрешённость которых заводит в тупик и человека, и семью, и общество. Сегодня, с одной стороны, возрождаются гуманистические традиции, обостряется интерес к человеку, растёт потребность в образованности и культуре, возрождается национальный патриотизм и самосознание, с другой - имеет место пропаганда агрессивности и насилия, образовательный нигилизм; эрозия традиционных ценностей, отчуждение ребёнка от своей собственной страны. Такое положение сказывается на жизнедеятельности семьи и настоятельно требует создания наиболее благоприятных условий и выбора адекватных средств научно-обоснованного нравственного, физического, умственного, трудового, патриотического воспитания ребёнка в семье.

В разные годы вышло множество законов, указов, постановлений, ведомственных актов: «Декларация прав ребёнка» (1959), которая провозглашала обеспечение детям счастливого детства путём пользования всеми правами и свободами; «Кодекс о браке и семье РСФСР» (1969); «Семейный Кодекс Российской Федерации» (1992), нацеленный на защиту интересов детей, под которыми понимаются их нормальные условия жизни и воспитания именно в семье как оптимальной среде для гармоничного развития ребёнка; Федеральная комплексная программа «Дети России» (1993), выполнение которой призвано создать условия для нормальной жизни детей, находящихся в настоящее время в особо трудных условиях, обеспечить им социальную защиту. Проблема выживания и защиты, полноценного развития детей признана приоритетной «Национальной доктриной образования в Российской Федерации» (2000), обозначившей задачу поддержки семьи в её усилиях по воспитанию ребёнка как одну из важнейших и наиболее значимых в возрождении традиционных ценностей Российского общества.

Вопросы семьи и семейного воспитания во все времена были в поле зрения общественных деятелей, философов, педагогов: Вл.Мономах, Ф.Прокопович, Пётр I, Екатерина II, А.Радищев, К.Ушинский, П.Лесгафт, В.Ключевский, Н.Крупская, С.Шацкий. А.Макаренко, В.Сухомлинский и мн. др. И сегодня эта тема освещается достаточно широко в работах известных социологов (И.Бестужев-Лада, С.Голод, М.Мацковский, А.Харчев и др.), психологов (Р.Ильин, С.Ковалёв, Я.Коломинский, И.Кон, А.Петровский, И.Шилов, Е. Шорохов»^ педагогов (Ю.Азаров, Т.Афанасьева, И.Гончаров,

И.Гребенников, И.Дементьева, Р.Капралова, А.Миноваров, Л.Панкова, О.Пинт, А.Роботова, Л.Спиваковский, В.Титаренко и др.)

Интерес к семье, к вопросам семейного воспитания сегодня определяется большим количеством проблем, присущих современной семье: нуклеаризация семьи, падение рождаемости, рост числа неполных семей, снижение воспитательного потенциала семьи. А именно семья должна стать тем убежищем, в котором ребенок может почувствовать себя защищенным и спокойным в условиях сложного и противоречивого развития современного общества.

О воспитательном влиянии семьи на ребёнка написано огромное количество литературы. В последние годы появилось немало рецептурных, переводных источников, рекомендации и советы, помогающие избрать правильный путь воспитания (Б.Спок, П.Лич, Делла Торре, А.Фромм и др.)

В современных условиях развития России на пути создания гражданского общества особую актуальность приобретают изучение и анализ отечественного культурного наследия, в том числе и педагогической мысли. Для организации полноценной помощи семье может быть использован опыт семейного воспитания, сложившийся на ранних стадиях развития российского государства. Анализ и переосмысление педагогической мысли по вопросам семейного воспитания может помочь в организации деятельности по корректировке взаимодействия современной семьи и других воспитательных институтов и закреплению статуса семьи как основного института социализации личности. Объективный взгляд на историю семейного воспитания в России может способствовать определению перспектив дальнейшего развития и совершенствования воспитательного процесса. Возможна разработка новых подходов к решению проблемы преодоления встречающегося в современном обществе разрыва между теорией и практикой воспитания путем изучения закономерностей функционирования исторически сложившихся семейных традиций (З.И.Равкин).

Прогрессивное развитие современной семейной педагогики невозможно без органичного включения осмысленного опыта прошлого, ибо только исторический, ретроспективный подход обеспечивает глубокое и всестороннее понимание научной проблемы, позволяет яснее осознать её место в структуре данной науки, развитие её ведущих идей, их историческую логику и диалектическую взаимосвязь. С точки зрения современной методологии необходимо воссоздать целостный исторический процесс развития педагогический науки ликвидировав «белые пятна», а с точки зрения современной педагогической практики, важно обнаружить в прошлом опыте такие ценные идеи и рекомендации, которые были бы насущны и плодотворны для решения сегодняшних проблем (В.В.Краевский).

Особый интерес в этом отношении представляет эпоха Просвещения в России, когда была ситуация столь созвучная современной: смена строя, возрождение национального патриотизма и самосознания, обращение к Европе за советом и помощью. Это был XVIII век.

Восемнадцатый век - век немалых свершений в сфере образования, эпоха создания государственной системы профессиональных и общеобразовательных школ, Академии наук, Университета, принятие важнейших законодательных документов по вопросам образования и воспитания; это век, для которого были характерны серьёзные противоречия: с одной стороны - это век «просвещённого абсолютизма», а с другой - век массовой неграмотности простого народа.

Обращение к России XVIII в. позволяет соотнести проблемы воспитания, в частности, воспитания в семье, с современностью и определить перспективы развития и совершенствования воспитательного процесса с учётом накопленного опыта и сложившихся в век Просвещения педагогическими взглядами общественных деятелей, писателей, педагогов.

Русское просвещение сделало шаг вперёд к формированию новой культуры в целом и во взглядах на воспитание ребёнка. В России достаточно широко были известны сочинения сторонников нового воспитания (Д.Локк, Ж.Руссо, Вольтер, Д.Дидро, Г.Гельвеций и др.), пришедшие из Европы. Екатерина II восприняла от французских просветителей идею об изоляции детей от испорченного традициями общества, идею об энциклопедическом характере образования, идею о создании специальных учебных заведений. А русские просветители привлекли внимание к проблеме воспитания гражданина-патриота, созидателя великой России.

Наиболее выдающимися представителями эпохи Просвещения в России второй половины XVIII века были А.Ф.Бестужев, И.И.Бецкой, Е.Р.Дашкова, В.В.Крестинин, Ф.В.Кречетов, Н.Г.Курганов, Н.И.Новиков, А.А.Прокопович-Антонский, А.Н.Радищев, М.М.Снегирёв, П.А.Сохацкий, Е.Б.Сырейщиков, Г.Н.Теплов, Д.И.Фонвизин и многие другие. Произведения этих просветителей вошли в золотой фонд отечественной педагогической науки. В их работах немаловажное место занимают вопросы семейного воспитания. Основной целью обучения и воспитания, которую авторы выделяли в своих работах, стало «приготовление детей в пользу Отечества». Основными направлениями в воспитании детей были физическое, эстетическое, нравственное, патриотическое, умственное, трудовое. Исключительна при этом была роль семьи, где закладывался фундамент нравственности, а пример родителей составлял основу воспитания. К наиболее известным работам просветителей относятся сочинения Н.И.Новикова «О воспитании и наставлении детей», Г.Н.Теплова «Наставление сыну», И.И.Бецкого «Устав воспитания двухсот благородных девиц.», А.Н.Радищева «Беседа о том, что есть сын Отечества», П.А.Сохацкого «Слово о главной цели воспитания», А.Ф.Бестужева «О воспитании» и многие другие. Труды просветителей XVIII века, проблемы, которые они поднимали, актуальны и по сей день.

Восемнадцатый век, в частности его вторая половина, годы правления Екатерины II, привлекал всегда внимание исследователей. В работах известных педагогов прошлого (М.И.Демков, П.Ф.Каптерев и др.) и современности (Т.К.Ахаян, Е.Н.Медынский, А.И.Пискунов, З.И.Равкин, Л.А.Степашко, М.Ф.Шабаева и др.) освещаются принципиальные вопросы воспитания и образования в России в обозначенный период. Педагогические взгляды отдельных мыслителей эпохи Просвещения стали предметом изучения таких исследователей как Т.В.Артемьева, В.К.Ббровникова, П.Н.Берков, И.А.Деревцов, А.С.Лаппо-Данилевский, Л.И.Майков, Н.Л.Пушкарёва, О.Г.Чайковская, В.И.Чернышёв, И.В.Чувашёв и мн. др. Однако значительно реже изучаются проблемные вопросы, авторы в своих работах главным образом рассматривают историю образовательных учреждений, педагогические взгляды того или иного просветителя. Педагогическая наука продолжает отдавать приоритет школе в воспитании ребёнка, недооценивая, на наш взгляд, значение семьи, в которой происходит «очеловечивание» младенца (Каган М.С.). Вопросы семейного воспитания не явились предметом исследования у названных авторов. Недостаточная изученность и неразработанность проблем семейного воспитания эпохи Просвещения, в частности второй половины XVIII в., делает необходимым осмысление педагогических идей, заключённых в трудах российских просветителей по вопросам семейного воспитания.

Всё вышеизложенное актуализирует историко-педагогическое исследование проблемы воспитания детей в семье и обусловливает необходимость осмысления педагогических воззрений просветителей второй половины XVIII в. по вопросам семейного воспитания. В основе диссертационного исследования - осмысление социокультурного и педагогического опыта второй половины XVIII в. и определение его значения для решения вопросов семейного воспитания на современном этапе.

Объект исследования - теория и практика семейного воспитания эпохи Просвещения в России второй половины XVIII века.

Предмет исследования - педагогические взгляды просветителей второй половины XVIII в. на вопросы воспитания детей в семье.

Цель исследования - систематизировать педагогические взгляды просветителей второй половины XVIII в. по вопросам воспитания детей в семье в контексте культурно-исторических условий того периода и определить значение теоретического и практического опыта для современных поисков в области семейного воспитания.

Объект, предмет, проблема и цель исследования обусловили его задачи:

1. Выявить социокультурные условия, определившие общественный интерес к проблемам семейного воспитания в России.

2. Раскрыть содержание понятия «воспитание» в контексте эпохи Просвещения.

3. Дать анализ опыта семейного воспитания в эпоху второй половины XVIII века.

4. Выявить, систематизировать, сопоставить позиции русских педагогов- просветителей по вопросам воспитания в семье.

5. Определить значение теоретического и практического решения проблем семейного воспитания в эпоху Просвещения в России второй половины XVIII века для современности.

Хронологические рамки исследования - вторая половина XVIII века. Фактический материал в своей массе естественным образом группируется в рамках 1760-1800-х гг., т.е. периода правления Екатерины II, когда пробуждается русское общественное самосознание, закладываются традиции русской общественной критической мысли (П.Н.Милюков), когда проявляется интерес к человеку и его воспитанию, когда закладываются теоретические основы педагогической науки.

Методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения о функционировании общества, его групп в конкретно-исторических условиях и общефилософские представления об исторической оценке развития и взаимосвязи общества и социальных явлений, о соотношении общественного и индивидуального сознания, о единстве человека и общества, о семье как микромодели социума, концепция самоценности человеческой личности в общественном развитии.

При организации и проведении данного исследования мы опирались на принцип историзма в анализе педагогических идей и описании педагогической действительности, на цивилизационный подход к познанию всемирно историко-педагогического процесса (Г.Б.Корнетов), на положения о рассмотрении педагогических идей, явлений в социо-культурном контексте (Л.С.Геллерштгейн, О.Е.Кошелева).

В исследовании использован комплекс общенаучных и исторических методов: сравнительно-сопоставительный (анализ, синтез, аналогия, актуализация, систематизация), историко-структурный (выявление основных структурообразующих и системообразующих компонентов изучаемого педагогического явления), конструктивно-генетический (формирование позитивных, актуальных для современной теории и практики семейного воспитания выводов на основе изучения и анализа педагогических идей воспитания детей в семье второй половины XVIII века).

Источники исследования. При организации и проведении исследования использовался обширный круг различных материалов. Для изучения государственной политики правительства Екатерины II в сфере воспитания явились важными источниками материалы Полного собрания законов Российской империи. Анализ состояния педагогической мысли в России второй половины XVIII века был осуществлен на основе изучения трудов просветителей данного периода. Для выявления особенностей воспитания детей в дворянской и крестьянской семье основными источниками послужили исторические работы исследователей XVIII века, литература этого времени как художественная, так и нравоучительная, эпистолярная, мемуарная. Источниками исследования также явились диссертации, монографии, публикации (педагогические, исторические, социологические и др.) по теме исследования.

Защищаемые положения:

1. Вторая половина XVIII в. положила начало педагогическому движению, начатому сверху и явилась плодотворным этапом в разработке проблем воспитания. Правительство Екатерины II видело необходимость реформирования общества не только через экономические преобразования, но и через воспитание нового человека.

2. Процесс европеизации России второй половины XVIII в. имел не только отрицательную сторону, но и выступил стимулом для сохранения самобытности внутреннего развития страны и становления педагогической мысли.

3. Формирование педагогических взглядов просветителей России шло под влиянием мировоззренческой концепции Просвещения Западной Европы и русского просветительства XVII-XVIII вв и определялось гуманистическим подходом к целям, содержанию и средствам воспитания.

4. Семейное воспитание просветителями России второй половины XVIII в. рассматривается как часть общественного, но как часть самая существенная и важная для формирования «истинного сына Отечества», а семья как источник, условие, средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в постановке проблемы, в специальном изучении и анализе семейного воспитания-второй половины XVIII века как педагогического феномена и вытекает из темы и поставленных задач:

-определены новые стороны общественно-педагогического процесса в России второй половины XVIII в. в связи с политикой Екатерины II;

- определены социокультурные истоки и теоретические основы воспитательных идей русского просвещения;

- раскрыто содержание понятия «воспитание» в контексте эпохи Просвещения, которому просветители придавали исторический и национальный характер, рассматривая его наряду с такими понятиями, как «образование» и «обучение»;

-раскрыты сущность и характер феномена «семейное воспитание» в российской действительности второй половины XVIII в. и в педагогических воззрениях общественных деятелей и педагогов данного периода;

- выявлены зависимость семейного воспитания от культурно-педагогических традиций, специфика семейного уклада в дворянской и крестьянской семье и раскрыт механизм функционирования и передачи патриархальных традиций в семье;

- выявлены, проанализированы, сопоставлены и систематизированы идеи просветителей данного периода по вопросам целеполагания, содержания и условий успешного воспитания детей в семье;

- определено значение решения проблем семейного воспитания в эпоху Просвещения для общеметодологических и теоретических подходов в рассмотрении и оценке теории и практики воспитания и для преодоления кризиса семьи на современном этапе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические выводы и практический материал диссертации позволят обогатить содержание курсов «Семейная педагогика и домашнее воспитание», «Философия и история образования», «Детство в истории культуры» и т.д. Материалы исследования помогут более глубокой разработке педагогических курсов в вузе и послужат основой для проведения спецкурса и спецсеминара, для подготовки учебных пособий историко-педагогического характера, написания курсовых, дипломных работ и рефератов и т.д. В педагогических университетах, институтах, колледжах результаты диссертации могут быть использованы для развития и повышения уровня педагогического мышления студентов. Применение результатов позволит совершенствовать профессиональную подготовку педагогов. Материалы исследования помогут в реализации историографического подхода к проблеме семейного воспитания при проведении научного исследования, направленного на выявление позитивного по вопросам воспитания детей в семье во второй половине XVIII в. и на совершенствование практики семейного воспитания сегодня.

Достоверность исследования обеспечивается:

- методологическим подходом, опирающимся на общефилософские положения о самоценности человеческой личности в общественном развитии, о законах функционирования общества и отдельных групп в конкретно-исторических условиях, о семье как микромодели социума;

- значительным объемом использованных педагогических, исторических, культурологических и других материалов;

- применением комплексного метода исследования, адекватного, его задачам, целям, логике.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры педагогики Уссурийского государственного педагогического института, на научно-практической конференции (г.Уссурийск, апрель 1998 г.), на Вишняковских чтениях в БФ ЛГОУ (г.Бокситогорск, апрель 2000 г.). Апробация и внедрение полученных в ходе исследования результатов осуществлялись через публикации в печати. Материалы исследования использовались в преподавании курса "Философия и история образования" в УГПИ, ЛГОУ.

Структура и объём работы: диссертация состоит из введения, трёх глав (семи параграфов), заключения, списка использованной литературы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по главе.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что русские просветители второй половины XVIII в. веря во всесилие просвещения в деле общественного преобразования, были убеждены, что существующее в обществе беззаконие, несправедливость зависят от уровня образованности и культуры людей. Поэтому все, без исключения, отводили воспитанию главенствующую роль; считали, что путём именно воспитания можно переделать любого человека независимо от его сословной принадлежности. Основу воспитания видели в формировании высокообразованного, высоконравственного, трудолюбивого, физически здорового человека, который своей активной деятельностью будет содействовать развитию государства.

Таким образом, проблема человека, проблема личности становится той центральной, вокруг которой ведутся дискуссии, споры. Эта тема интересовала представителей буквально всех отраслей человеческих знаний.

Анализ историко-педагогических источников доказывает, что именно XVIII в. утвердил человека как великую ценность мира; именно XVIII в. утверждает новую концепцию человека, новое решение проблемы личности. Человек перестаёт быть источником греховности. Он - активно действующая личность, ценная сама по себе. Больше всего ценился человек за «услуги Отечеству», когда именно общественная польза, ум, храбрость могли возвести человека на одну из самых высоких ступеней социальной лестницы. Тогда же стала обнаруживаться и другая истина: богатство человека не в его общественном положении, не в социальной принадлежности к господствующему классу, а в его личности. Впервые во второй половине XVIII в. человек был представлен как сложный и противоречивый организм, как процесс борьбы внутренних и внешних качеств, соотношение которых делало его личностью.

Среди факторов формирования личности выступают: наследственность, среда, воспитание. Воспитание рассматривалось просветителями с широких социальных позиций. Процесс воспитания представлял интерес не только для родителей, но и для общества. Каждый человек с момента появления на свет оказывается не только в семье, а в атмосфере, созданной поколениями людей. Таким образом, на формирование личности влияет среда, в которой она развивается. Семья, в свою очередь, является именно той микросредой, в которой закладывается фундамент личности. Несмотря на то, что все просветители второй половины XVIII в. были сторонниками общественного воспитания, семье отводили основную роль в этом процессе.

Семья, как один из феноменов социальной жизни, является самым долговечным «учреждением», т.к. она выступает источником самой высокой сферы жизни человека - патриотизма, любви к своему Отечеству, чувства Родины. Именно в семье можно сохранить, по мнению просветителей, любовь к родителям; воспитать все те добродетели, которые необходимы для семейного счастья и счастья вообще. Реальные надежды по применению в жизнь своих педагогических идей просветители связывали с семьёй, а воспитание в ней представляли как основную общественную обязанность родителей. Впервые в отечественной педагогике, именно во второй половине XVIII в., выдвигается идея об обязанностях и гражданском долге родителей в процессе воспитания детей.

Родители должны воспитывать нравственно, физически, умственно развитого ребёнка, т.к. это отвечало основной цели воспитания - формирование всесторонне развитой личности. Исходя их цели семейного воспитания, просветители того периода раскрыли его содержание. Большинство педагогов, следуя общественной идеологии, на первое место выдвигали нравственное воспитание, ставя его в прямую зависимость от физического и трудового. Мысль о приоритете умственного воспитания (Н.И.Новиков); разработка вопросов эстетического воспитания была, на наш взгляд, наиболее прогрессивной.

Для успешного семейного воспитания необходимо было соблюдение следующих условий:

- авторитет родителей;

- межличностные отношения (супружеские, родители и дети);

- единство требований родителей к детям; ■ *

- режим жизни, распорядок семейного уклада;

- педагогическая образованность родителей, их просвещённость.

В заключение, следует отметить, что именно во второй половине XVIII в. положено начало разработки таких педагогических идей, как идея гуманизма и идея национального воспитания. Наличие первой объяснялось общей идеологией эпохи Просвещения, вторая, на наш взгляд, получив широкое освещение в работах просветителей, появилась на фоне повального увлечения иностранным. Мыслители того периода отстаивали основную мысль: национальное воспитание должно начинаться в семье, именно семья в силах с первых дней жизни ребёнка воспитать в нем любовь к родному, прекрасному, доброму и т.д.

Заключение

Проведенное нами исследование дает основание утверждать, что период второй половины XVIII в. представляется плодотворным этапом для разработки проблем семейного воспитания.

Именно в этот период было положено начало педагогическому движению, начатому сверху. Правительство Екатерины II не только осознавало необходимость реформирования общества, но и понимало, что экономическими преобразованиями решить социально - экономические задачи невозможно, нужен новый человек - верноподанный, полезный обществу, преданный государственной власти, образованный. Процесс европеизации, охвативший все сферы жизни России того периода, наряду с отрицательным влиянием (чрезмерное увлечение части русского общества западноевропейскими образцами) сыграл и свою положительную роль: он стимулировал самобытное внутреннее развитие общества. Просветители второй половины XVIII в. пытались переосмыслить идеи западноевропейских мыслителей, выделить главное, найти закономерное, пытались адаптировать их к российским условиям жизни. Русское Просвещение сделало шаг вперед во взглядах на национальную культуру и на воспитание человека, осознавая нужность широкого образования и сохранения национальных традиций в нравственном формировании "истинного сына Отечества". Проблема человека, проблема личности становится в рассматриваемый период центральной, вокруг которой ведутся дискуссии, споры.

Именно XVIII век утверждает человека как великую ценность мира, утверждает новую концепцию человека, новое решение проблемы личности. Человек становится активно действующей личностью, самоценной по себе. Богатство человека не в его общественном положении, не в социальной принадлежности к господствующему классу, а в его личности.

Дворцовая идеология Екатерины II была направлена на воспитание новой породы людей" путем полной изоляции ребенка от влияния семьи, т.к. невежественные родители не могут воспитать гражданина, в котором нуждается общество, семья с ее пороками только портила детей. Отдавая предпочтение общественному воспитанию, официальная педагогическая мысль на семью смотрела как на препятствие. Просветители же исходили из положения о том, что именно семья является для ребенка первым обществом, где он приобретает опыт совместного проживания и совместной деятельности, где формируются отношения личности к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, где происходит процесс приобщения детей к социальным ценностям.

Процесс зарождения, формирования и развития педагогических идей русских просветителей был обусловлен всей социально - культурной и педагогической действительностью, которая была неоднозначной. Противоречивость и двойственность социальной, культурной ситуации сказалась и на характере семейного воспитания: дворяне, став просвещенной частью общества, несли в себе новое начало, а крестьяне сохраняли патриархальные устои домостроительства, традиционные особенности быта и воспитания.

Воспитание детей крестьян и провинциального дворянства проходило в многодетной, многопоколенной семье. И единым требованием было уважение, почитание, беспрекословное послушание родителям. Воспитание в крестьянской семье - это сама жизнь, отсутствие специальных педагогических намерений, обучающих действий. В крестьянской семье процесс воспитания существенно не отличался от реальной жизнедеятельности семьи, т.е. образа жизни. Именно крестьянские семьи сохранили веками складывающиеся патриархальные отношения и характерный уклад семейной жизни и воспитания. И, по мнению просветителей, только крестьянские дети обладают высокими национальными чертами русского человека - спокойный характер, умение владеть собой, благоразумие, ясный ум, дисциплина и т.д.

Устойчивость крестьянской семьи к нововведениям того времени объяснялась наличием и соблюдением определенных традиций в области воспитания. Основными составляющими традиций семейного воспитания явились: домашние охранительные ритуалы, совместная с взрослыми деятельность, организация автономной трудовой детской деятельности, использование в педагогическом процессе семиотических средств и т.д. На развитие же воспитательных традиций, в свою очередь, оказывали влияние следующие факторы: внутрисемейные отношения, православие, устное народное творчество, труд и другие.

Воспитание же детей в дворянской семье с самого рождения ребенка было отдано в руки многочисленных нянек и иностранных учителей - гувернеров, которые были далеки от педагогической деятельности. Жизнь детей шла отдельно от жизни родителей, многочисленные воспитатели (няни, гувернеры, родители, старшие братья и сестры, бабушки, дедушки) предъявляли к ним самые разнообразные требования, что влекло за собой формирование негативных качеств личности: непослушание, лживость, приспособленчество, лицемерие и др. Дворянская семья с ее взаимоотношениями представляла образец поведения как преднамеренного, так и посредством явных требований следовать тем нормам, которые осознавались в данном микросоциуме.

Просветители второй половины XVIII в. России, веря во всесилие просвещения в деле преобразования общества, были уверены, что существующее беззаконие, несправедливость зависят от образованности и культуры воспитания людей. Это была общая идеология эпохи Просвещения. Поэтому мыслители отводили воспитанию главенствующую роль, а в деле воспитания подрастающего поколения немаловажное место занимала семья.

Именно во второй половине XVIII в. получает свое гражданское право само понятие "воспитание". Прежде всего, оно прозвучало в таких документах, как " Генеральный план московского воспитательного дома" (1763) и "Устав народных училищ в российской империи" (1780), а также в работах просветителей, которые пытаются вскрыть его сущность, рассматривая зачастую его с таким понятием, как " образование ", но постоянно подчеркивая отличия воспитания от обучения. Именно разработка сущности самого понятия воспитание" в XVIII в. позволила включить его в словарь российской академии в 1806 году.

Воспитание рассматривалось просветителями с широких социальных позиций. Каждый человек с момента появления на свет оказывался не просто в семье, а в атмосфере, созданной поколениями людей. Семья является именно той микросредой, в которой закладывается фундамент личности. Впервые в отечественной педагогике выдвигается идея об обязанностях и гражданском долге родителей в воспитании детей.

Разрабатывая вопросы содержания воспитания, мыслители обстоятельно показывают, в чем должно состоять физическое развитие ребенка, какие душевные добродетели должно воспитывать и зачем образовывать ум ребенка. Однако нет единой позиции в определении приоритета содержательного компонента семейного воспитания при выстраивании иерархии целей и задач, в то время как большинство педагогов, следуя общественной идеологии, на первое место выдвигали нравственное воспитание, ставя его в прямую зависимость от физического и трудового.

Просветители исследуемого периода не ограничивались лишь декларациями о должном и нужном, о возможном и необходимом. Они сделали удачную попытку обозначить условия успешного воспитания детей в семье, прекрасно осознавая, что именно семья с существующими в ней взаимоотношениями между родителями и детьми - первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического, физического, патриотического воспитания. Для успешного семейного воспитания необходимо было соблюдение следующих условий:

- авторитет родителей;

- межличностные отношения (супружеские, родители и дети)

- единство требований родителей к детям;

- режим жизни, распорядок семейного уклада;

- педагогическая образованность родителей, их просвещенность.

Наряду с вышеперечисленными идеями по вопросам семейного воспитания просветители исследуемого периода выдвинули мысли, которые явились, на наш взгляд, наиболее прогрессивными для того времени: умственное воспитание детей, объединение нравственного и трудового воспитания, отказ от наказаний; мысли о необходимости улучшения женского воспитания.

Подводя итог взглядам просветителей на условия успешного семейного воспитания, следует подчеркнуть, что они в своих работах обозначили очень важную проблему для современных исследователей: проблему типологии взаимоотношений родителей и детей. Не занимаясь классификацией этой типологии, они выделили такие отношения, как авторитарные, имевшие место в старой патриархальной семье, отношения излишней опеки, замеченной ими в некоторых дворянских семьях, и, наконец, они говорили о тех отношениях, которые в каждой семье должны основываться на уважении друг друга. Сегодня мы эти отношения назвали бы демократическими или отношениями сотрудничества. Заслугой просветителей является их попытка развеять миф о том, что страх и угроза наказаний являются гарантией покоя и порядка в семье.

В период современного социального взрыва, бурных национальных конфликтов, развития национального самосознания вступает в действие принцип исторического последствия, с помощью которого следует выделить наиболее актуальное в педагогическом наследии просветителей второй половины XVIII в. России. Прежде всего, ценным, на наш взгляд, для современной системы воспитания являются принципы воспитания: гуманизм, демократизм, народность и другие. Теоретический и практический интерес вызывает постановка такой цели, как воспитание гражданина, патриота с высокой нравственностью, трудолюбием и т.д. Современным является обращение просветителей к личности, ее достоинству. Гуманизм русских мыслителей проявился не только в общих положениях просветительской программы, а конкретизировался индивидуальным подходом. Актуальным является то, что просветители стремились синтезироваться с мировой культурой и при этом не только сохранить, но и обогатить национальное начало. Особенно актуальной на сегодняшний день звучит мысль о том, что нравственная основа ребенка формируется именно в семье с ее благоприятной атмосферой. Отношения между родителями и детьми должны строиться на основах уважения старших, взаимопонимании, любви. Именно семья является той средой, в которой крепнет тело, питается разум, обогащаются нравы. Вся ответственность за воспитание подрастающего поколения должна ложиться на родителей.

Проведенное нами исследование не исчерпывает всего многообразия проблем, связанных с изучением педагогических идей эпохи Просвещения России о воспитании детей в семье во второй половине XVIII в. В связи с этим намечается потребность в продолжении изучения вопросов семейного воспитания в данном направлении. Переосмысления и анализа, на наш взгляд, требуют такие проблемы, как дальнейшее развитие педагогических идей по вопросам семейного воспитания, изучение смены парадигмы в семейной педагогике России конца XVIII начала XIX в.; изучение взаимовлияния русского и зарубежного опыта семейного воспитания во второй половине XVIII в.; русская религиозная педагогика о семейном воспитании ребенка; изучение домашнего воспитания в дворянских семьях в период второй половины XVIII в.

Именно сегодня, когда нам навязывают новый образ жизни, не имеющий аналогов в истории России, необходимо обратиться к прошлому, вспомнить, что национальная, религиозная и культурная терпимость России позволили ей сохранить свою индивидуальность.

В потоке иностранных педагогических систем, теорий, концепций должен действовать принцип взаимообмена, обогащения, выбора, а не слепого подражания.

167

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Троян, Инна Игоревна, Уссурийск

1.П. Семейная педагогика. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1985. -238 с.

2. Александров В.А. Типология русской крестьянской семьи в эпоху феодализма //История СССР,-1981.- №3. С.78-97.

3. Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (18-первая пол. 19 в.). М.: Наука, 1985.-271 с.

4. Антология педагогической мысли России XVIII века/Сост. И.А.Соловков. М.: Педагогика, 1985.- 480 с.

5. Артемова Е.Ю. Культура и быт России последней трети 18 века в записках французских путешественников. Диссертация на соискание учёной степени к. ист. н. М.,1990. - 320 с.

6. Артемьева Т.В. История метафизики в России 18 века. С-П.: Изд-во Алтея, 1996. - 318 с.

7. Артемьева Т.В. Философия и Просвещение 18 века в России /Философские науки,-1990 .- №2. С. 130-132.

8. Арцимович Я. Современная семья и её воспитательная функция. Диссертация на соискание ученой степени к. философ, н. М.,1990. -178 с.

9. Афанасьев В.Ф. Педагогические идеи в якутском народном творчестве. Якутск, 1961'. -114 с.

10. Багизбаева М. Н.И.Новиков и фольклор (пословицы, поговорки в творчестве Новикова): Автореф. дисс. канд. филол. наук. М.,1965. -15 с.

11. Барсов А.А. Семейный смех и его польза (25 басен). Муром, 1913. -52 с.

12. Барсов А.А. Скорбные мотивы (очерки из провинциальной жизни). -Муромов,1913. 15 с.

13. Беликов Д.Н. Первые русские крестьяне-насельники Томского края и разные особенности в условиях их жизни и быта (общий очерк за 17 и 18 век).-Томск, 1898.

14. Беляев Н. Крестьяне на Руси. Исследование о постепенном изменении значения крестьянства в Русском обществе. М.,1860. - 170 с.

15. Берков П.Н. История русской журналистики 18 века. M.-JI.: Изд-во Академии Наук СССР, 1952. - 572 с.

16. Бестужев-Лада И.В. Содержание и структура категории "образ жизни" //Общественные науки. -1981. №2. - С.

17. Бецкой И.И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества, конфирмованное её императорским величеством 1764 года марта 12. Спб.,1764. - 11 с.

18. Бецкой И.И. Генеральный план Императорского воспитательного дома в Москве. Спб,1764-1767. - 3 ч. -34 с.

19. Бецкой И.И. Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до их юношества. Спб.,1768. - 56 с.

20. Бецкой И.И. Устав воспитания 200 благородных девиц. СПб.: при Имп. АН, 1768.- 68с.

21. Бобровникова В.К. Педагогические идеи А.Н.Радищева //Советская педагогика.-1949,-№8. С.23-33.

22. Богатырева Н.С. Изображение крестьянства в русской драматургии второй половины 18 века. Диссертация на соискание ученой степени к. филолог, н. М.,1969. - 305с.

23. Богданович И.Ф. Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель, 1957. - 257 с.

24. Болдырев А.И. Проблема человека в русской философии 18 века. -М.: МГУ, 1986. -120 с.

25. Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. М.: Современник, 1986. - 766 с.

26. Борисова Е.В. Традиции воспитания детей в крестьянской семье в России 1861-1917. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н.-М.,1997.- 155 с.

27. Брук Я.В. У истоков русского жанра 18 века. М.: Искусство, 1990.265 с.

28. Будзько А.С. Педагогические идеи Новикова Н.И. (1744-1818). Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. JI.,1953. - 687 с.

29. Бунаков Н.Ф. Сельская школа и народная жизнь. Спб.,1906. - 229 с.

30. Валицкая А.П. Русская эстетика 18 века. М.: Искусство, 1983. - 238 с.

31. Васильева Э.К. Семья и её функции. М.: Статистика, 1975. - 181 с.

32. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. Свердловск: Изд-во Урал. Унив-та,1991 - 592 с.

33. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926. - 30 с.

34. Водовозов В. Очерки из русской истории 18 века. Спб.,1882.-548 с.

35. Войцехович М.В. Из прошлого русской школы (реформа семьи и школы при Екатерине П). Спб.: тип. Мин-ва Внут. дел, 1908. - 60 с.

36. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989. -334 с.

37. Воронов А.С. Ф.И.Янкович-де-Мирево, или народные училища в России при императрице Екатерине П. Спб., 1858. - 168 с.

38. Воспитание детей как физическое, так и нравоучительное, описанное господином де Мезою. М.-Г., Спб.,1780. - 128 с.

39. Воспоминания Анны Евдокимовны Лабзиной //Приложение к Русской старине. Т.З. - 1903. - №1. - С.3-32.

40. Геллерштейн Л.С.,Кошелева О.Е. Педагогика в контексте древнерусской культуры //Советская педагогика. 1983. - №8. - С.94-101.

41. Герасимова И.А. Структура семьи. М.:Статистика,1976. -168 с.

42. Глебова-Стрешнева Е.П. По воспоминаниям внучки её Натальи Петровны Бреверн //Русский архив. -1895. Кн.1. - Вып.1. - С.91-104.

43. Голод С.И. Стабильность семьи. Социологический и демографический аспекты. Ленинград, 1984. - 135 с.

44. Греков Б.Д. Краткий очерк истории русского крестьянства. М.,1958.-230 с.

45. Громаковская Н.А. Н.И.Новиков и проблемы семейного воспитания в русской педагогической журналистике//Вопросы обучения и воспитания. Ч.1.- М., 1973. С. 119-137.

46. Громыко М.М. Традиционные формы поведения и формы общения русских крестьян 19 века. М.,1986. - 278 с.

47. Даведьянова Н.С. Становление и развитие естественно-научной теории семейного воспитания в России кон. 19- нач.20 вв. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. Владимир,1995.-254 с.

48. Дашкова Е.Р. Записки Дашковой Е.Р.- Лондон, 1859. Репринтное воспроизведение. М.: Наука, 1990. - 511 с.

49. Дашкова Е.Р. Литературные сочинения. М.: Правда, 1990. - 368 с.

50. Деларю Ф.М. Краткий очерк состояния воспитания в России в конце прошлого и начале нынешнего столетия. Тифлис, 1872. - 70 с.

51. Дементьева И.Ф. Современная российская семья: трудности и надежды // Педагогика. -1996. -№6. С.30-35.

52. Демков М.И. История русской педагогики. М.,1913. - 302 с.

53. Деревцов И.А. Педагогические идеи А.Н.Радищева. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. М.,1952. - 255 с.

54. Реале Дж., Ансери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.З. Новое время. ТООТК "Петрополис", 1996. - 736 с.

55. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М.,1998.-268 с.

56. Дикарева А.В. Развитие прогрессивных идей нравственного воспитания в педагогике второй половины 18 века. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. Гомель,1983. - 207с.

57. Добрусин Д.Л. Педагогические взгляды Н.И.Новикова (1744-1818). Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. М.,1959. - 306 с.

58. Долг чадолюбивых родителей к детям (сочинение Соломона Феофила де Меца, медицинского доктора, перевод с французского). М.: тип. при театре у Х.К., 1793. -144 с.

59. Домострой. Ярославль, 1991.-143 с.

60. Дынник М.А. История философии. Т1. М., 1957. - 718 с.

61. Екатерина Великая. Наставление к воспитанию внуков. М.: Фонд им. И.Д. Сытина , 1994,- 111с.

62. Екатерина П. Зиписки. Спб.: А.С.Суворин, 1907.- 748 с.

63. Жураковский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России: (очерки) /Под ред. Э.Д.Днепрова. М.,1978. -160 с.

64. Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. 4.1. М., 1908.-672 с.

65. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.: Изд-во С.-П. Унив-та,1995. - 338 с.

66. Записки Л.А.Травина //Труды Псковского Археологического общества. -1913-1914. Вып.10. - С.25-129.

67. Зеньковский В.В. История русской философии. Ленинград,1991.Т.1,4.1.- 221 с.

68. Зуева Е.А. Русская купеческая семья в Сибири кон. 18 перв.пол.19 в. Диссертация на соискание учёной степени к. ист. н. - Новосибирск,1992.-307 с.

69. Из Воепомиианмм А.п^тепс^; Станички U5 иатоти ^питашя fe России в Конце прошлого ьекс // Руйсюхя 14КОА01,- ^Щ-ТЯ' Кк- 1

70. Избранные произведения русских мыслителей второй половины 18 века. М.: Госполитиздат, 1952. -Т.1.-711 с.

71. Измайлов В.В. О русском старинном воспитании //Патриот. 1804. -№2. - С.3-9.

72. Исаев И. А. История государства и права России. М., 1994.- 447 с.

73. История России 19-20 вв /Под ред. М.М.Шумилова, 5-е издание. -Спб., Издательский дом Нева, 1997. 608 с.

74. История воспитания и образования в России 18 века. 4.2. Материалы для самостоятельного изучения/Сост. Д.И.Латышина. М.: Изд-во Российский открытый унив-т,1992. - 136 с.

75. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. -М.: Книга, Т.1. 15-18 вв.,1976. 301 с.

76. История крестьянства России с древнейших времен до 1917 г (крестьянство периода позднего феодализма сер. 17-1861 г). М.: Наука, 1993.- Т.З. 664 с.

77. История педагогики. 4.2. 17-20 вв /Под. ред. А.И.Пискунова. М.: ТЦ "Сфера", 1997.-304 с.

78. История России с древнейших времен до конца 20 века /отв. ред. А.Н.Сахаров. М., 1997. - 538 с.

79. Каленова Э.И. Философская и социологическая проблематика в журналах Новикова Н.И.: Автореф. диссер. канд. филос. наук. -М.,1977.-24 с.

80. Каменский А.Б. Под сенью Екатерины: вт. пол. 18 века. Спб.: Лениздат, 1992. -447 с.

81. Каменский З.А. Философские идеи русского Просвещения. М.,1971.

82. Каптерев П.Ф. Времена Екатерины П. Государственная педагогика //Педагогика. 1994. - №1. - С.60-75.

83. Каптерев П.Ф. Время Екатерины П. Государственная педагогика //Педагогика. 1993. - №6. - С.73-85.

84. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. 2-е изд. Петроград, 1915.- 746 с.

85. Каптерев П.Ф. Общественная педагогика во времена Екатерины II //Педагогика. 1994. - №2. - С.67-81.

86. Каптерев П.Ф. Первоначальное воспитание //Педагогика. 1997.- №3.- С.62-73.

87. Каптерев П.Ф. Теоретическая педагогика петровской эпохи и вообще первой половины 18 века/Педагогика. 1993. - №5. - С.66-81.

88. Кириченко О.В. Традиции православной религиозности у русских дворян 18 столетия. Диссертация на соискание учёной степени к.сит.н. М.,1997.-290 с.

89. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда, 1990. - 624 с.

90. Ключевский В.О. Курс русской истории. 4.5. М.: Соцэкгиз, 1937. -596 с.

91. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Т.9. Материалы разных лет /Под ред. В.Л.Янина. М.: Мысль, 1990. - 525 с.

92. Книга для чтения по новой истории 1640-1870 /Под ред. Н.Е.Овчаренко. М.,1987. - 206 с.

93. Козлов В.Т. Грани российской государственности. М.: Знание,1992.-64 с.

94. Козыро Л.А. Русская нравоописательная проза поел. трет. 18 века. Диссертация на соискание ученой степени к.филолог.н. М.,1975. -187 с.

95. Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива.- М.: Наука,1988. 269 с.

96. Константинов В.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. М.: Учпедгиз,1953. - 272 с.

97. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции иперспективы.- М.,1993.-135с.

98. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М.,1994. - 256 с.

99. Королева К.П. Семейное воспитание и школа в России в мемуарной и художественной литературе (сер.19-нач.20вв). М.: АО "Капитал и культура", 1994. - 160 с.

100. Косвен М.О. Семейная община и патронимия. М.: Наука, 1963 -219 с.

101. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в 16-17 столетии. М.: Республика, 1992. - 303 с.

102. Кошкина Е.А. Русская педагогическая терминология первой четверти 18 века. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н.-Архангельск,1997. 205 с.

103. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога исследователя. - Самара: Изд-во Самарского ГПИ,1994. -165 с.

104. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры 18 века. М.: Просвещение, 1987. - 319 с.

105. Краснобаев Б.И. Русская культура 18 века. Предмет и задачи изучения //История СССР. 1976. - №6. - С.29-46.

106. Краткий очерк истории философии/Под ред. М.Т.Иовчука. М.: Мысль,1981. -927 с.

107. Краткое домашнее нравственное воспитание для детей всякого состояния (перевод с нем.яз. С.Орлов). М.,1787. - 56 с.

108. Крестинин В.В. Об употреблении над детьми мужескаго пола власти родительския и власти учительския, по старинному воспитанию Двинскаго народа //Новые ежемесячные сочинения. 1790. - 4.2. - окт. - С.27-44.

109. Кузьмин А.Г. Русское просветительство 18 века //Вопросы истории. -1978.-№1.-С.106-125.

110. Куликова И.Д. Русская комедия 80-90-х годов 18 века (жанр, конфликт, характер). Диссертация на соискание ученой степени к. филол. н. -М., 1990. 177 с.

111. Курочкина И.Н Взаимодействие этикета, обычаев и традиций в русском обществе второй половины 18 века. Диссертация на соискание учёной степени к. ист. н. М.,1997. - 149 с.

112. Лапо-Данилевский А.С. И.И.Бецкой и его система воспитания. -Спб.,1904.-61 с.

113. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (10-20вв): Уч. пос. М.: Изд-во Дом "Форум", 1998. - 584 с.

114. Литвинцева В.Т. Философия и история образования. Уссурийск, 1998.- 123 с.

115. Личман Б.В. История России с древнейших времен до второй половины 19 века. Екатеринбург, 1994. - 304 с.

116. Лозинская Л.Я. Во главе двух академий. М.: Наука, 1983. - 144 с.1 16 Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. - 476 с.

117. Лотман Ю.М. Пути развития русской просветительной прозы 18 века. В кн.: Проблемы русского Просвещения в литературе 18 века. -М.-Л., 1961.-272 с.

118. Майков П.М. И.И.Бецкой. Опыт его биографии. Спб., 1904. - 474с.

119. Майков П.М. Письма И.И.Бецкого к императрице Екатерине II //Русская старина. 1896. - №11. - С.381-420.

120. Макаров Н.Д. Семья и формирование ценностных ориентаций подростка. Диссертация на соискание ученой степени к. филос. н. -М.,1980. 199 с.

121. Макогоненко Г.П. А.Н.Радищев и его время. М.-Л.: ГИХЛД956. -774с.

122. Макогоненко Г.П. Денис Иванович Фонвизин (1745-1792).- М.-Л.: Искусство,! 950. 171 с.

123. Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин творческий путь. M.-J1.,1%1. -443 с.

124. Макогоненко Г.П. Николай Иванович Новиков и русское Просвещение 18 века. М.-Л.: ГИХЛ, 1952.-543 с.

125. Малюк О.П. Этические воззрения Радищева А.Н. Диссертация на соискание учёной степени к. филол. наук. Львов, 1963. - 338 с.

126. Марковичева Е.В. Традиции семейного воспитания в Древней Руси 913 вв. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. Орел, 1997. -171с.

127. Марковская Н.Г. Место семьи в системе ценностных ориентаций личности. Диссертация на соискание ученой степени к. социол. н. -М.,1989. 193 с.

128. Матюша И.К. Педагогические взгляды Д.И. Фонвизина. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. Кременец,1957. - 249 с.

129. Мацковский М.С. Социология семьи. М.: Наука, 1989. - 112 с.

130. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989.-1 12 с.

131. Медынский Е.Н. История русской педагогики: до Вел. Окт. Соц. революции. М.: Учпедгиз,1938. - 512 с.

132. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В Зт. Т.1- М.: Прогресс, 1993.-528 с. -Т.2.-415 с. Т.-480 с.

133. Миненко Н.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири 18-пер. пол.19в. Диссертация на соискание учёной степени д. ист. н.-Новосибирск,1978. 346 с.

134. Миноваров А.К. Педагогические условия повышения эффективности семейного воспитания. Ташкент, 1989. - 109 с.

135. Минц С.С. Социальная психология российского дворянства поел, трет. 18 перв. пол. 19вв. В освещении источников мемуарного характера. Диссертация на соискание учёной степени к. ист. н.1. М.,1981.- 245 с.

136. Михневич В. Русская женщина 18 столетия (исторические этюды).-Киев.: тип. Чоколова, 1895. 402 с.

137. Молчанова Г.П. Педагогические идеи А.Н.Радищева первого просветителя революционера. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. - М.,1954. - 227 с.

138. Моряков В.И. Из истории эволюции общественно-политических взглядов представителей конца 18 века. М.,1981. - 223 с.

139. Моряков В.И. Русское просветительство второй половины 18 века (из истории общественно-политической жизни России). М.: Изд-во МГУ, 1994. - 215 с.

140. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М.,1995. -270с.

141. Наказ Императрицы Екатерины 11 данный Комиссии о сочинении Проекта Нового Уложения /Под ред. Н.Д. Чучелина. Спб., 1907.-174с.

142. Наставление от отца дочерям (перевод с франц.яз. на российский яз. Н.Загоровский). М.:тип. Новикова, 1784.- 111 с.

143. Некоторые характеристики философии эпохи Просвещения. М., 1989.-128 с.

144. Новейшее физическое воспитание (перевод с дозволения Московской цензуры. Василий Борисов). М.: В унив. тип. у Ридигера и Клаудии, 1800.-224 с.

145. Новиков Н.И. "Кошелек", сатирический журнал Новикова 1774 (перепечатка). М.: А.Афанасьев, 1858. - 141 с.

146. Новиков Н.И. и его современники. Избр. сочинения/Под ред. И.В.Малышева. М.,1961. - 535 с.

147. Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия //Прибавление к Московским ведомостям. 1783. - №88. - С.345-347.

148. Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия //Прибавление к Московским ведомостям. 1783. -Мб, -С.345-347

149. Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей дляраспространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия

150. Прибавление к Московским ведомостям. 1783. - №92. - С.361-364. iAQa. МовисобЦ-.Ц. О боепитании И цс^та&лснии Эе~<г{а . //Прибавление.,. -\Ц%ъ.-л/"2.-С. 5-8.

151. Новиков Н.И. О нравственном воспитании детей //Прибавление к Московским ведомостям. 1783. - №82. - С.321-324 р ъъ-56j50a■ ЦоЬикоЬЦ.Ц. 0-Ьоспито|чиии нрстрйЛ<?НИИ. //Приерм^ние i-1 1о->. п-Чг^-.

152. Новиков Н.И. Продолжение фамильного разговора //Прибавление к

153. Московским ведомостям. 1784. - №93. - С.705-712.

154. Новиков Н.И. Сатирические журналы Новикова. "Трутень" 17691770. "Пустомеля" 1770. "Живописец" 1772-1773. "Кошелек" 1774. (тексты).- M.-JL: Изд-во Академии наук СССР, 1951. -616 с.

155. Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 57000 слов.-Екатеринбург: Весть, 1984. 800 с.

156. Омельченко О.А. Становление абсолютной монархии в России.: Учебное пособие. М.: ВЮЗИ,1986. - 91 с.

157. Орлов В.И. Русские просветители 1770-1800-х годов.- М.: Литгиз,1953. 541 с.

158. Орлов В.Н. Русские просветители 1790-1800-х годов. М.,1953. -542с.

159. Орлова А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания //Советская педагогика. -1989. №7. - С. 106-111.

160. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (18в.-перв.пол.19в.) /Отв.ред. М.Ф.Шабаева.- М.:Педагогика,1973.-608 с.

161. Очерки русской культуры 18 века: Ч.З: Наука. Общественная мысль /Под ред. Б.А.Рыбакова. М.: МГУ,1988,- 400с.

162. Павленко Н. Екатерина Великая //Родина. 1996. - №2. - С.51-55.

163. Павленко Н.И. Нравы русского общества в Екатерининскую эпоху.1. Архангельск,!912.-158 с.

164. Павлова К.Н. Комедия Фонвизина Д.И. "Бригадир". Диссертация на соискание ученой степени к.филол .н. М.,1955. - 229 с.

165. Пантелеева J1.T. С любовью к родному краю. -Мурманск, 1988.-120 с.

166. Пантелеева J1.T., Лявданский Э.К. Храни огонь родного очага.-Мурманск: МГПИ, 1993.-118 с.

167. Педагогическая энциклопедия. Т.З. М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1966. - 880 с.

168. Педагогический словарь. Т.2. М.,1960. - 766 с.

169. Петров Ю.П. Образ жизни семьи и система образования //Социалистический образ жизни и проблема образования. -Свердловск,1985. -С.41-49.

170. Пискунов А.И. О проблематике историко-педагогических исследований на современном этапе //Советская педагогика.-1964.-№5.С.99-104.

171. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.- М.: Просвещение, 1981 .-528с.

172. Платонов С.Ф. О времени и мерах прикрепления крестьян //Архив истории труда в России. Кн.З. -М.,1922.

173. Полное собрание законов Российской империи. Т. 15. Спб. -1830. -№11444. -С.912-915.

174. Полозова Т.Д. Семья как социокультурный фактор //Советская педагогика. -1989. -№10. -С. 142-144.

175. Полушкин А.Ф. Памятная книга //Русский архив. -1898. -Кн.2,вып.6. -С. 177-205.

176. Посошков И.Г. Завещание отеческое. Спб.: Изд-во Е.М.Прилежаева, 1893 .-338с.

177. Пресняков А.Е. Судьбы крестьян в России и задачи их изучения //Архив истории труда в России. Кн.1. -М.,1922.

178. Проблемы русского просвещения в литературе 18 века /Отв. Ред.

179. П.Н.Берков. -М.-Л., 1961.-272с.

180. Прокопович-Антонский А.А. .0 воспитании. Сочинение

181. A.Прокоповича-Антонского. -М.: Университетская типография, 1818.-74с.

182. Протасов А .Я. (1742-1799) Дневные записки А.Я.Протасова о воспитания великаго князя Алексея Павловича. Спб.: тип.

183. B.И.Грацианского, 1880. -15с.

184. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. М.: Новая школа, 1994.-96с.

185. Путеводитель юношества, или наставление отца к сыну с приобщением краткого сочинения под заглавием: Чувствительность (перевод с фр.).- М.: тип. Комп.типографич.,1786.-132с.

186. Пушкарев Л.Н. Духовный мир русского крестьянина по пословицам 17-18вв.- М.:Наука, 1994.-192с.

187. Пушкарева Н.Л. Мир чувств русской женщины в 18 столетии //Этнографическое обозрение. -1996. -№4. -С. 17-31.

188. Равкин З.И. Вопросы изучения всемирного историко-педагогического процесса //Советская педагогика. -1986. -№5. -С.53-59.

189. Равкин З.И. История педагогики и современность //Советская педагогика. -1988. -№7. -С. 102-109.

190. Равкин З.И. К вопросу о методологии и методике проблемных исследований по истории советской школы //Советская педагогика. -1965. -№2. -С.3-14.

191. Равкин З.И. Логическое и историческое в проблемных исследованиях по истории советской школы и педагогики //Советская педагогика. -1970. -№9. -С.94-102.

192. Равкин З.И. С позиции научного историзма //Советская педагогика. -1991. -№4. -С.3-8.

193. Равкин З.И. Современные проблемы историко-педагогическихисследований //Советская педагогика. -1994. -№4. -с.3-8.

194. Радищев А.Н. Полное собрание сочинений: В 2т.-М.-Л.:Изд-во Академии Наук СССР, 1938,-т. 1 .-503с.,т.2.-632с.

195. Рачинский С.А. Сельская школа. М.,1891.-217с.

196. Рогов Н.Е. Атлас истории культуры России конца 17- нач.20в.-М.: Круг, 1993.-767с.

197. Рождественская Р.Л. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории отечественной педагогики 11-20вв. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. Белгород, 1997.- 208с.

198. Романова Г. Екатерина II о воспитании наследников престола //Воспитание школьников.-1995.-№6.-С.53-56.

199. Сарсенбаева Т.У. Национальные традиции семейного воспитания /Советская педагогика.-1984.-№9.С.26-31

200. Сборник пословиц А.И.Богданова //Пословицы и поговорки, загадки в рукописных сборниках 18-20вв. М.-Л.,1961. -С.65-118.

201. Семевский В.И. Домашний быт и нравы крестьян во второй половине 18 века //Устои,-1882.-№ 1 -С.90-132, №2-С.62-109.

202. Семейный кодекс Российской Федерации. Родители и дети : права и ответственность друг перед другом. -М.,1996. -160. (Библиотечка Российской газеты. Вып.№4).

203. Семья в русской классической литературе (кон.18-нач.19вв.). -М.,1994. -27с.

204. Семья православного христианина/Сост. А.Рождественский. Спб.,1902. 592 с.

205. Скитский Б.В. Очерки быта русской провинции во второй половине 18 века. Владикавказ, 1927. - 67 с.

206. Сырцов В.Н., Гончаров И.Ф., Гончарова Т.И. Русской школе -русскую культуру: Пособие для создателей русской школы. С.-П.:1. Изд-во ЛОПИ,1996. 63 с.

207. Соловьев С.М. Об истории новой России. М.: Просвещение, 1993.559 с.

208. Соловьев С.М. Общедоступные чтения о русской истории. М.: Республика, 1992. - 350с.

209. Сочинения Д.И.Фонвизина. Полное собрание оригинальных произведений. Спб.,1893. - 653 с.

210. Спицын Н.П., Печерский М.С., Чарный Б.М. Семья: тысячи проблем воспитания. Пермь: Кн. Изд-во,1988. - 186 с.

211. Стенник Ю.В. Русское просвещение 18 века в трудах зарубежных славистов последних лет /Русская литература.-1988.- №4. С.214-225.

212. Степашко J1.A. Историзм как принцип современного научного познания. Гуманистическая традиция в педагогике: Сб. науч. трудов //Управление в образовании: теория, практика, перспективы. -Хабаровск: ХГПУ,1996.

213. Степашко J1.A. Философия и история образования. Хабаровск: Изд-во ХГПУД998. - 4.1. - 81 е., 4.2. - 108 с.

214. Сто лет назад (из записок Д.П.Рунича) //Русская старина. -1896. -№11. С.281-319.

215. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1991.- 368 с.

216. Стоюнин В.Я. Наша семья и её исторические судьбы //Вестник Европы. -1884. -№1. С. 16-73.

217. Татищев В.Н. Духовная моему сыну. Тексты Духовной и Увещания. Спб.,1896. - 84 с.

218. Теплов Г.Н. Наставления сыну. М.:3нание,1990.- 64 с.

219. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.,1987. -352 с.

220. Титков Е.В. Государственная политика Российской империи в сфере образования во вт. пол. 18 века: Автореф. дис. докт. ист. наук. -Нижний Новгород, 1999. 54 с.

221. Толстой J1.H. Педагогические статьи. М.,1911. - 407 с.

222. Торбин М. Радищев о воспитании и образовании //Советская педагогика.-1939,- №11-12,- С. 103-112.

223. Трифильев Е. Николай Иванович Новиков как педагог. Харьков, 1 896,- 22 с.

224. Троицкий С.М. Россия в 18 веке. М.,1982".- 254с.

225. Трушин Н.А. Общественно-педагогическая деятельность Новикова и его педагогические воззрения. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. М.,1954.- 472 с.

226. Указы Всепресветлейшей Державнейшей, Великия Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, самодержицы Всероссийской.-Спб., 1764-1776.

227. Уткина Н.Ф. Русская мысль в век Просвещения. М.: Наука, 1991. -280 с.

228. Фонвизин Д.И. Избранные сочинения и письма. -М: Госиздат, 1947. -298 с.

229. Фонвизин Д.И. Собрание сочинений: В 2т.- М.-Л. Гослитиздат, 1959.-Т.1.- 631 с.

230. Харчев А.Г. Семья как объект философского и социологического исследования. Ленинград, 1974. -149 с.

231. Харчев А.Г.Социология воспитания. М.,1990. - 222 с.

232. Хрущова А.Г. Воспоминания крепостной старушки //Русский архив. -1901. -Кн.1,вып.4,-С.529-544.

233. Чайковская О.Г. Воспитание "новой породы" людей (об одном социальном эксперименте 18 века) //Социологические исследования.- 1987. №2. - С.121-135.

234. Черепнин JI.B. Отечественные историки 18-20 вв. М, 1984.-344 с.

235. Черная JI.A. Проблемы человеческой личности в русской общественной мысли вт.пол.17 нач. 18 века: Автореф. дисс. канд. ист. наук. - М.,1980. - 26 с.

236. Чернышев В. Педагогические взгляды Радищева. Спб.,1907. - 23 с.

237. Чувашев И.В. А.Н.Радищев о воспитании в семье //Семья и школа. -1949.-№8.-С.4-8.

238. Чувашев И.В. Новиков Н.И. //Советская педагогика.-1944.- №5-6.-С.30-37.

239. Чувашев И.В. Очерки по истории дошкольного воспитания в России. -М.: Учпедгиз,1955.-370 с.

240. Чувашев И.В. Педагогические идеи в русской художественной литературе //Советская педагогика.-1944.- №7. С.47-53.

241. Чувашев И.В. Семейное воспитание С.Т.Аксакова в детские годы (1791-1859) //Дошкольное воспитание. -1946. №4. - С.29-37.

242. Ч£чулин Н.Д. Русское провинциальное общество во второй половине 18 века. Спб., тип. В.С.Балашова, 1889. - 115 с.

243. Шапиро A.JT. Историография с древнейших времен по 18 век. JI: Изд-во Ленинградского Университета, 1982. - 237 с.

244. Щекина С.Г. Воспитание в поморской семье 18 -19 в. Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. Архангельск, 1995. - 241 с.

245. Щербатов М.М. О повреждении нравов в России. М.: Наука, 1983.175 с.

246. Щипанов И.Я. Общественно-политические и философские взгляды Радищева (1749-1802). М, 1950. -31 с.

247. Щипанов И.Я. Философия русского Просвещения. Вт. пол. 18 века. -М.-.МГУ, 1971.- 285 с.

248. Этнография русского крестьянства Сибири 17 сер. 19 вв. /Отв. ред. В.А.Александров. - М.:Наука, 1981. -269 с.

249. Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов (1717) /Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Вел. Окт. Соц. револ.) /Под ред. Ш.И.Ганелина. М.:Г1росвещение,1974.- С.49-51.

250. Янкович Ф.И. Правила для учащихся в народных училищах, изданные по высочайшему повелению царственнейшей императрицы Екатерины II. Спб.: Тип. А.Н.,1782. - 24 с.