автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогическая система святителя Тихона Задонского
- Автор научной работы
- Иванов, Александр Викторович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Елец
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Педагогическая система святителя Тихона Задонского"
па правах рукописи
Иванов Александр Викторович
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО
Специальность 13.00.01 - общая педагогика
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Елец2000
Работа выполнена на кафедре педагогики Елецкого государственного педагогического института
Научный руководитель:
заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор Белозерцев Е.П.
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук,
профессор Пашков А.Г. кандидат исторических наук, доцент Дорофеева Т.В.
Ведущая организация: Московский государственный
диссертационного совета К 113.53.02 в Елецком государственном педагогическом институте по адресу: 399740, г. Елец, ул. Ленина, д.91, ауд.
С диссертацией можно ознакомиться в научном отделе библиотеки Елецкого государственного педагогического института по адресу: 399740, г. Елец, ул. Коммунаров, д.38.
Автореферат разослан 2000г.
педагогический университет.
Защита состоится «24» июня
часов на заседании
№3.
Ученый секретарь диссертационного совета
Общая характеристика работы.
Актуальность исследования. Обращение к духовному наследию отечественных мыслителей прошлого позволяет, с учетом исторической перспективы, предложить решения целого ряда проблем современной педагогики. Одна из них - обновление российской школы, которое сегодня проявляется в большом разнообразии педагогических подходов, моделей, школьных технологий. К сожалению, процесс этого обновления страдает определенной спорадичностью - новации интегрируются в школьную жизнь частностями, по отдельности, вне связи с исторически сложившейся культурно-образовательной средой, понимаемой как совокупность различных условий, в которых люди живут, учатся, трудятся. Редким, в этом смысле, исключением является «Образовательная доктрина РФ», которая представляет собой попытку системного подхода к организации образования.
На наш взгляд, избежать вышеуказанных несоответствий возможно благодаря обращению к православным педагогическим традициям, необходимость опоры на которые была осознана в трудах H.A. Жуковского, К.Д. Ушинского, H.PI. Пирогова, С.А. Рачинского, К.Н. Победоносцева, В.В. Розанова, И.А. Ильина, A.C. Хомякова, прот. В.В. Зеньковского, С.С. Куломзиной.
Однако в нынешней историко-культурной ситуации обращение к традициям православного образования осложняется еще не сложившимся современным опытом диалога «Церкви» и «школы». Накопление этого опыта происходит в работах целого ряда современных философов, психологов, педагогов: Е.П. Белозерцева, И.Ф. Гончарова, О.В. Долженко, И.Ф. Исаева, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, Н.С. Розова, В.А. Сластенина, JI.B. Суровой, В.Ю Троицкого, В.Д. Шадрикова и др. Появление этих работ было вызвано никак не ностальгическими переживаниями, а именно осознанием насущной необходимости освоения православных педагогических традиций как концентрирующих образцов, стереотипов педагогической деятельности, которые, благодаря длительной временной передачи от поколения к поколению, обрели некий надвременной характер.
В настоящее время попытка осмысления традиций российской педагогики происходит по линии многочисленных конференций, организованных как Русской Православной Церковью (всероссийские -Международные Рождественские образовательные чтения (Москва), региональные — Рождественские чтения (Елец), медико-педагогические конференции (Воронеж, Елец, Задонск), Феофановские чтения (Орел) и т.д.), так и светскими структурами (конференции, посвященные творчеству К.Д. Ушинского (Курск, Белгород, Борисоглебск), творчеству И.А. Бунина, В.В. Розанова (Елец) и др.).
Православные педагогические традиции изучаются в историко-педагогическом (Н.А.Белканов, Е.П.Белозерцев, В.П.Кузовлев, В.Н.Мезинов), литературно-краеведческом (Г.П.Климова, С.В.Краснова) и философско-методологическом (В.И.Коротких) аспектах в Елецком государственном педагогическом институте, а также в функционирующей на его базе лаборатории Липецкого областного института усовершенствования учителей «Культурно-образовательная среда Липецкой области».
Такой внутрирегиональный исследовательский интерес к педагогическому наследию православия далеко не случаен. Елецко-орловско-липецкая земля прославлена целым сонмом известных имен, среди которых святитель Феофан Затворник, преподобные Силуан Афонский и Нектарий Оптинский, протоиерей Сергий Булгаков, Н..Я. Данилевский, В.В. Розанов, И.А. Бунин, М.М. Пришвин и многие другие духовные лица, философы, писатели, педагоги, чье творческое наследие в последние годы становится предметом историко-педагогического изучения и исследования.
Наш исследовательский интерес направлен на раскрытие присущего православию педагогического потенциала и выяснение его теоретических и прикладных возможностей. В центре исследовательского внимания -святоотеческие труды (творения святителей, преподобных, праведных и т.д.), которые содержат в себе как разработки богословских догматов, так и исследования в области педагогики, психологии, искусства, истории.
Особую значимость, как для диалога «Церкви» и «школы», так и для развития культурно-образовательной среды Ельца, на наш взгляд,
представляет освоение педагогического наследия святителя Тихона Задонского (1724 - 1783 гг.). Святитель Тихон вступил на Воронежско-Елецкую кафедру уже обладая довольно значительным (более 10 лет) опытом педагогической и воспитательно-административной деятельности в Новгородской и Тверской семинариях. Пристальное внимание святителя Тихона к вопросам воспитания обнаруживается во все время управления им епархией, а также в годы пребывания на покое в Задонском монастыре.
Именно как педагог — пастырь, наставник, воспитатель - святитель Тихон воспринимается большинством исследователей его жизнедеятельности (архимандрит Иоанн (Маслов), епископ Евгений (Болховитинов), протоиерей Т.Донецкий, А.Клименко, П.Кратиров, Е.Поселянин). Педагогичность святителя Тихона Задонского стала предметом внимания и изучения богословов, философов, писателей, педагогов (Ф.М. Достоевский, В.В. Розанов, протоиерей Г.Флоровский, протоиерей В.Зеньковский).
Практически на каждой странице письма, распоряжения или какого-нибудь крупного богословского труда святителя Тихона мы встречаемся с мировоззренчески обоснованными мыслями, разработками педагогического характера, в явном виде обладающими значительным практическим потенциалом. Причем их взаимосвязь между собой настолько основательна, что позволяет гипотетически утверждать наличие педагогической системы в наследии святителя Тихона Задонского.
Освоение педагогического наследия святителя Тихона Задонского осложняется отсутствием в современной исследовательской литературе устоявшихся представлений о том, как следует «переводить» на язык светской педагогики религиозно-философские рассуждения, что отмечается в работах Н.А.Белканова, О.В.Долженко, Т.В. Петраковой, В.А.Разумного, И.И.Сулимы. Но уже сегодня имеются исследования, в которых предпринята попытка введения в научно-педагогический оборот идей и взглядов таких мыслителей России, как святитель Филарет (Дроздов) (митрополит Иоанн (Снычев)), святитель Феофан Затворник (архимандрит Георгий (Тертышников), Н.А.Белканов), С.А.Рачинский (М.Б.Багге), Н.И.Ильминский (Н.А.Спасский), В.В.Розанов
(А.Е.Крикунов), что демонстрирует востребованность и продуктивность религиозно-философского знания для современной педагогической науки.
С учетом вышеизложенного мы выбрали следующую формулировку темы диссертационного исследования: «Педагогическая система свт. Тихона Задонского».
Проблема исследования: являет ли педагогическое наследие святителя Тихона Задонского, взятое в контексте православных педагогических традиций, самобытную педагогическую систему?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - православные педагогические традиции.
Предмет исследования — педагогическое наследие святителя Тихона Задонского.
В соответствии с проблемой, целью, предметом исследования поставлены следующие задачи исследования:
1. Описать предпосылки и условия формирования педагогической системы свт. Тихона Задонского.
2. Выявить сущность педагогической системы свт. Тихона Задонского.
3. Раскрыть прикладное значение и показать реальный опыт практического освоения педагогического наследия святителя Тихона Задонского.
Методологическая основа исследования: биографо-хронологический подход к изучению персоналий, предполагающий зависимость взглядов изучаемого автора от контекста эпохи и личностно-биографических особенностей; антропологический подход, опирающийся на христианское вероучение; системный подход; положение о трех формах познания мира - науке, религии, искусстве — их взаимодействии и взаимообогащении; рассмотрение исторического опыта в качестве возможного основания для решения проблем современности.
Методология диссертации обусловила использование следующих методов исследования - теоретический анализ источников, характеризующих процесс формирования педагогического наследия святителя Тихона Задонского в контексте эпохи; симфонико-педагогический анализ наследия святителя Тихона Задонского; индивидуальное авторское осмысление с использованием элементов
экзегезы результатов источниковедческого и контекстуального анализа текстов; системный анализ педагогических взглядов святителя Тихона Задонского; метод включенного наблюдения за современной реализацией православных педагогических традиций; историко-культурный анализ образовательных явлений России;.
Источники исследования: труды святителя Тихона Задонского педагогического, догматико-нравственного и мистически-богословского характера, его письма, инструкции, распоряжения; житийная литература; публицистические и научные работы авторов, занимавшихся изучением пастырско-педагогической деятельности святителя Тихона Задонского и анализом его литературного наследия; публикации по религиозно-философской и педагогической проблематике; практический опыт работы «Православной гимназии в честь свт. Тихона Задонского» г. Ельца.
Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (1996 — 1998 гг.): осмысление творческого наследия святителя Тихона Задонского, формулировка и определение степени изученности темы исследования.
Второй этап (1998 - 1999 гг.): определение теоретико-методологических оснований исследования, анализ и систематизация изученного материала.
Третий этап (1999 - 2000 гг.): обобщение и систематизация итогов исследования, апробация и внедрение полученных результатов, оформление текста диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
• Педагогическое наследие святителя Тихона Задонского сохраняет православные педагогические традиции и содержит в себе сформулированные применительно к секуляризованному обществу идеи, понятия, проблемы, что способствует организации и развитию диалога светской и религиозной педагогических традиций.
• В педагогическом наследии святителя Тихона Задонского положения, относящиеся к пониманию человека, цели воспитания, педагогической деятельности и субъектов педагогической деятельности, объединенные принципом сотериологизма (от греч. асотт|р1а — спасение),
который предполагает их ориентацию на спасение души, образуют педагогическую систему - совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих возможность практического построения образовательного процесса.
• Педагогическая система святителя Тихона Задонского основывается на православной антропологии, которая характерна целостным подходом к человеку, определением в нем иерархических отношений между духовным и биосоциальным, постулированием цели жизни и по аналогии с ней — цели воспитания, что обеспечивает значимость педагогической системы святителя Тихона Задонского для современной педагогической науки и школы.
• Педагогическая система свт. Тихона Задонского в современной социокультурной ситуации служит вариантом практической организации образования, о чем свидетельствует опыт работы Православной гимназии в честь свт. Тихона Задонского г. Ельца.
Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что проведен анализ историко-культурных и личностно-биографических условий и факторов формирования педагогического наследия святителя Тихона Задонского; определено, адекватно предмету исследования, понятие «педагогическая система», и, согласно этому определению, выявлена педагогическая система в наследии святителя Тихона Задонского; показана возможность использования религиозно-философских работ святителя Тихона Задонского в качестве источника педагогического знания.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в преподавании философии и истории образования, истории педагогики, истории религий, спецкурсов, связанных с вопросами православных педагогических традиций, в определении путей создания школьной образовательной системы на основе идей, содержащихся в педагогическом наследии святителя Тихона Задонского.
Достоверность результатов исследования обеспечена следованием выбранной методологии исследования, использованием методов исследования, адекватных его объекту, предмету и задачам,
хронологическим и содержательным разнообразием выбранных для анализа текстов святителя Тихона Задонского.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ЕГПИ, в работе аспирантского семинара, а также на круглых столах по вопросам образования в провинции и проблемам освоения святоотеческого наследия. Внедрение результатов исследования осуществлялось путем их использования в лекционных курсах «Введение в педагогическую профессию», курсов по выбору «Образ и смысл русской школы» и «Святоотеческая педагогика», читаемых на различных факультетах ЕГГШ, в организации работы «Православной гимназии в честь святителя Тихона Задонского» г. Ельца, в деятельности лаборатории «Культурно-образовательная среда Липецкой области» Института усовершенствования учителей, в работе Отдела по катехизации и образованию епархиального управления Воронежско-Липецкой епархии, на Первых и Вторых Рождественских чтениях в Ельце, а также неоднократных встречах-семинарах с педагогической общественностью Ельца, Липецкой и Воронежской областей.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во введеппи обоснована актуальность темы, сформулированы проблема, цель, объект, предмет исследования, описаны его методологические основы и методы, определены положения, выносимые на защиту, охарактеризована научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе — «Историко-культурные и религиозно-философские основания педагогической системы святителя Тихона Задонского» -реконструированы биографический и историко-культурный контексты появления и развития педагогических взглядов святителя Тихона Задонского, охарактеризованы предпосылки и условия формирования педагогической системы святителя, описаны основные положения православной антропологии как основания педагогической системы святителя Тихона, и для последней обнаружен системообразующий принцип.
Во второй главе - «Единство Церкви и школы в педагогическом наследии святителя Тихона Задонского» - определены концептуальные основания возможного применения педагогической системы святителя Тихона в образовательной практике, раскрыто понятие Церкви как воспитательной среды и указаны возможности единения Церкви и школы в современной историко-культурной ситуации, проанализировано особое понимание наставничества в педагогическом наследии святителя Тихона и описан реальный опыт построения образовательного процесса на идеях и принципах, содержащихся в педагогическом наследии святителя.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его выводы, намечены перспективы дальнейшей работы.
Основное содержание работы.
Освоение педагогического наследия свт. Тихона Задонского непосредственно связано с изучением тех факторов, которые сыграли решающую роль в формировании этого наследия и в становлении свт. Тихона как пастыря-педагога. Реконструкция историко-культурной ситуации, в которой проходила жизнедеятельность святителя в качестве ведущей тенденции указанного формирования, демонстрирует особый характер взаимоотношений между Церковью и государством, который ярко проявился в рассматриваемую эпоху.
Начиная с петровских времен в России наблюдается некое раздвоение жизни между двумя условными центрами — церковным и мирским. Государство решительно избавляется от гнета церковной идеологии, Церковь - от претензий на власть и, стало быть, формальной ответственности за судьбы Отечества. Это обстоятельство и обусловило бурное развитие двух типов культур - церковного, с его «неотмирностью» и светского - секуляризованного, внешне совершенно не зависимого от церковного сознания (В.Зеньковский).
Новая, секуляризованная культура, приносит и свой идеал воспитания. Если ранее российское воспитание пыталось балансировать между образами ветхозаветной и евангельской педагогики, чаще всего сохраняя крен в сторону первой, то новая эпоха, вдохновленная новой
и
философией, утверждает гуманитарный идеал воспитания. От головы до пят он является «ребенком» Западной Европы в эпоху Возрождения и внешне даже созвучен евангельскому стремлению в первую очередь к воспитанию, а не ко многознанию, обученности. Но исходные данные у новой педагогики иные: она опирается на «уважение к правам ребенка и свободе личности», представляя, в лучшем случае, надбытийному в мире самому разобраться с надбытийном в человеке, педагогическая мысль ограничивает свою деятельность областью природного и естественного -«натурального» - признавая себя в них всемогущей (П.Милюков).
Таким образом, к числу ведущих факторов, повлиявших на формирование педагогического наследия свт. Тихона Задонского, следует отнести, с одной стороны, неожиданно появившуюся, но долго вызревавшую свободу, с другой - тягу к просвещению, диктуемую временем.
В соответствии со сложностью и антиномичностью эпохи складывался и жизненный путь святителя Тихона. Несмотря на природные дарования и огромное усердие, отмечаемое большинством исследователей его жизни, святитель проучился в семинарии по не зависящим от него причинам 14 лет, выйдя оттуда уже не юношей, но мужем тридцати лет, обладавшим не только багажом довольно обширных семинарских знаний, но и опытом педагогической работы, поскольку будущему архипастырю уже до окончания семинарии было поручено преподавание греческого языка. Очевидно, такое сочетание роли ученика и учителя, а, значит, и понимание смысла деятельности обоих, способствовало развитию педагогической рефлексии, что, естественным образом, сказывалось на качестве образования семинаристов.
Преподавание в новгородской семинарии стало первым шагом святителя на его пути к учительству. В дальнейшем он развивал и накапливал свой педагогический опыт, занимая должность инспектора Новгородской семинарии и ректора Тверской семинарии, развивая систему образования Воронежско-Елецкой епархии через открытие славянских и латинских школ и возобновление деятельности Воронежской духовной семинарии, которая вскоре стала просветительским центром епархии, а
также, находясь на покое в Задонском Богородицком мужском монастыре, наставляя всех приходивших к нему за советом и помощью.
Параллельно с процессом накопления педагогического опыта происходит формирование литературного наследия святителя Тихона Задонского, которое, несмотря на религиозно-философский характер, обусловленный преобладанием трудов богословского (догматико-нравственного и мистического) содержания с прибавлением сюда писем, инструкций и распоряжений святителя, ведущей своей характеристикой имеет неотъемлемую и приоритетную педагогичность. В век популярных умозрительных философских рассуждений, очень редко связанных с реальной жизнью, святитель Тихон стремился не к сухому схоластическому богословию, но главной своей задачей считал наставление, назидание, исправление тех, кому был адресован его труд.
Во многом такое стремление святителя Тихона было обусловлено тем знанием человека, которое он почерпнул из знакомства с творениями Отцов Древней Церкви, среди которых следует особо выделить Иоанна Златоустого. Это было не просто формальное знакомство: православная антропология — учение православной Церкви о человеке, смысле его жизни и назначении — стала основанием педагогической системы святителя Тихона Задонского, под которой мы понимаем совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих возможность практического построения образовательного процесса, имеющих своим источником педагогическое наследие святителя Тихона.
Антропологическое обоснование педагогики, с одной стороны -веяние времени, поскольку антропологические мотивы ясно звучат в «просвещенческой» педагогике, в частности у Ж.-Ж. Руссо, с другой -следование традиции Церкви, которая, несмотря на утверждение теоцентричности мироустройства, в педагогике утверждает необходимость антропоцентричности, возводя человека до «образа Божия».
В педагогике идея примата в человеке духовного над биосоциальным, не отрицая необходимости развития последнего, первоочередные свои заботы направляет на духовное совершенствование, выстраивая тем самым иерархию:
• воспитание духовное;
• воспитание интеллектуальное;
• воспитание физическое.
Последние два пункта хорошо знакомы светской педагогике, что обеспечивает на этом уровне возможность диалога между светской и православной традициями воспитания. Но иерархическое первенство в этой триаде духовного воспитания заставляет иначе взглянуть и на интеллектуальное, и на физическое совершенствование человека, чему способствуют содержащиеся в православной антропологии знания о назначении человека, о цели его жизни, которую святитель Тихон Задонский формулирует как спасение души.
Непривычная для секуляризованного миропонимания аксиоматичность бытийного целеполагания в православной традиции переносится на целеполагание в педагогике, на основании чего мы можем утверждать, что цель воспитания в педагогическом наследии святителя Тихона Задонского — спасение души; цель, обладающая универсальностью, проявляющейся в абсолютности и «неотмирности» при одновременной привязанности к реалиям жизни.
Такая формулировка цели воспитания соответствует принципу сотериологизма, предполагающего ориентацию исследуемых объектов на спасение души и являющегося для педагогического наследия святителя Тихона Задонского системообразующим, т.е. призванным обеспечивать и сохранять указанную в выше приведенном нами определении педагогической системы взаимосвязь между элементами системы, важнейшими из которых в педагогическом наследии святителя Тихона Задонского являются:
• человек;
• цель воспитания;
• педагогическая деятельность, субъекты педагогической деятельности.
Прикладной потенциал указанных элементов реализуется посредством идеи сотериологической обусловленности организуемого образовательного процесса.
Гносеологическая обоснованность педагогической системы свт. Тихона Задонского проявляется в характере познавательных процессов,
конечной целью которых признается не просто знание объективного мира, но, вытекающее из этого знания, познание Бога - Богопознание. Среди трех форм этого познания две - рациональная и эмпирическая - хорошо знакомы светской педагогике. Третья же форма - супранатуральная - во всей своей полноте проявляется в особой воспитательной среде, которая необходима для реализации педагогической системы святителя Тихона.
Традиционно воспитательная среда трактуется как совокупность различных условий, в которых люди живут, учатся и трудятся, как атмосфера, в которой дышит, живет и развивается человек (Е.П. Белозерцев). Средой реализации педагогической системы святителя Тихона Задонского является Церковь, теологически трактуемая как Богочеловеческий организм и внешне представляющая из себя некий целостный духовный социум, не ограниченный временными, географическими и количественными рамками.
При рассмотрении педагогического аспекта воззрений свт. Тихона Задонского, относящихся к его учению о Церкви, наиболее важным является теологический принцип, который был сформулирован еще в первые века существования христианства: вне Церкви нет спасения (salus extra ecclesiam non est).
Исходя из того, что спасение души одновременно является не только целью жизни христианина, но и целью воспитания в православной педагогике, можно заключить, что пребывание внутри церковной ограды является обязательным условием достижения цели воспитания, а идея Церкви как воспитательной среды представляется необходимой при практической организации образования, поскольку формальное использование методов, средств, технологий святоотеческой педагогики без церковного основания не обеспечит желаемого внутреннего и внешнего совершенствования, и уж тем более - достижения спасения души.
В педагогическом плане Церковь, в первую очередь, является особой средой таинственного, благодатного воздействия на человека, местом сообщения ему в таинствах Церкви помощи Духа Святого. Нам нет необходимости знать, что происходит во время осуществления непостижимого союза души ребенка со Христом, поскольку мера этого
процесса лежит далеко за пределами человеческого сознания, хотя в процессе указанного нами единения свою роль играет и разумная часть естества ребенка. Православное воспитание стремится уйти лишь от внешне-интеллектуального усвоения норм религиозной жизни. Святитель Тихон Задонский указывает на необходимость того, чтобы ребенок в отношении к собственной религиозной жизни знал основное, самое необходимое, но это знание должно иметь место не только в его сознании, а, главным образом, в сердце.
Среди особых воспитательных факторов и средств, которыми обладает Церковь, в педагогическом наследии святителя Тихона Задонского называются богослужение, вера, молитва, пост, чтение Св. Писания, покаяние, церковные таинства. Раскрытие их педагогического аспекта происходит согласно вышеописанной воспитательной триады.
Педагогическая система свт. Тихона Задонского предъявляет особые требования к наставникам - родителям, пастырям Церкви, учителям. В педагогическом наследии святителя Тихона подробно раскрываются «должности» родителей и пастырей. «Должность» же учителя, по мнению задонского архипастыря, находит свой образ и смысл на стыке понимания семьи и Церкви. Таким образом, все наставники действуют в одном направлении, ведут ребенка к одной цели, используя для этого разнообразные средства и организуя взаимодейстзие с ребенком с различных исходных позиций.
Особое понимание наставничества как явления в первую очередь духовного, роли и места наставника в жизни ребенка позволяет утверждать, что одной из ведущих характеристик наставника в святоотеческой педагогике является «воцерковленность», т.е. степень освоения наставником духовно-нравственной воспитательной среды, которую являет нам Церковь.
Важным шагом в освоении наследия святителя Тихона Задонского и в приобщении к святоотеческим традициям воспитания следует считать опыт «Православной гимназиии в честь свт. Тихона Задонского» г. Ельца, образовательный процесс в которой строится на описанных выше идеях, содержащихся в педагогическом наследии святителя Тихона и соответствующих им принципах:
• идее примата в человеке духовного над биосоциальным -антропологическом принципе. предполагающем организацию педагогических воздействий в соответствии с тем знанием о человеке, которым обладает православная антропология;
• идее сотериологической обусловленности образовательного процесса - принципе сотериологизма. приписывающем построение образовательного процесса, а также отдельных его элементов в соответствии со святоотеческой целью воспитания - спасение души:
• идее Церкви как воспитательной среды - принципе литургичности. связанном с обязательным воспитанием в лоне Церкви, с использованием всей полноты ее воспитательных средств, с организацией ритма школьной жизни в соответствии с богослужебным календарем.
Современная социокультурная ситуация естественно предполагает определенные коррективы в применении этих идей на практике, некоторую их трансформацию, адаптацию к региональным особенностям без изменения сути, и, наряду с этим, наталкивает на необходимость приведения в соответствие им того опыта, который за прошедшие два столетия со времени формирования педагогического наследия святителя Тихона Задонского накопила педагогика. Четырехлетний опыт работы Православной гимназии в Ельце демонстрирует возможность практического применения педагогической системы святителя Тихона, а также возможные пути сочетания двух традиций воспитания -религиозной и светской, единения Церкви и школы.
Общие итоги работы.
• Проведенное исследование участвует в диалоге между светской и святоотеческой педагогикой. Одним из вариантов православных педагогических традиций является наследие свт.Тихона Задонского. Введение в эту традицию и актуализация ее позитивного педагогического содержания требует «перевода» на язык светской педагогики религиозно-философских рассуждений свт.Тихона и использования в этих целях следующих ключевых слов: идея, принцип, педагогическая система, элементы системы. системообразующий принцип. субъекты педагогической деятельности, антропологический подход.
• Использование педагогического наследия сит.Тихона Задонского в современной образовательной практике возможно при опоре па содержащиеся в этом наследии идеях примата в человеке духовного над биосоциальным, сотериологической обусловленности образовательного процесса. Церкви как воспитательной среды и соответствующих этим идеям антропологическом принципе, принципах сотериологизма и литургичности.
•Единение школы и Церкви в педагогической системе свт.Тихона Задонского осуществляется как благодаря антропологической обоснованности педагогической системы святителя, гак и через наличие в Церкви как субъекта педагогической деятельности особых воспитательных факторов и средств, таких как вера, молитва, пост, богослужение, церковные таинства.
•Педагогическая система свт.Тихона Задонского предъявляет особые требования к наставникам - родителям, пастырям Церкви, учителям. Особое понимание наставничества как явления в первую очередь духовного, роли и места наставника в жизни ребенка позволяет утверждать, что одной из ведущих профессиональных педагогических характеристик в святоотеческой педагогике является «воцерковленность», т.е. степень освоения наставником духовно-нравственной воспитательной среды, которую являет нам Церковь.
•Педагогическая система свт.Тихона Задонского в современной социокультурной ситуации является возможным вариантом практической организации образования, о чем свидетельствует опыт работы Православной гимназии в честь свт.Тихона Задоис.сого г. Ельца и других православно ориентированных образовательных учреждений России.
• Перспективы дальнейшего изучения педагогического наследия свт.Тихона Задонского и использования этого наследия в практике образовательной деятельности связаны с уточнением и развитием методологии исследования православных педагогических традиций, поиском языка диалога «Церкви» и «школы», работой по определению места святоотеческой педагогики в целом и наследия свт.Тихона Задонского в частности в содержании учебных планов подготовки специалистов-религиоведов.
Основное содержание диссертации отражено в следующих
публикациях :
1. Педагогическая система святителя Тихона Задонского // Aima mater. Вестник высшей школы. 1998. № 10. - С.43-50.
2. О новом курсе и состоянии педагогической науки («Круглый стол» в ЕГПИ) // Aima mater. Вестник высшей школы. 1998. №11.- С.26-27.
3. Образование в провинции: проблемы, подходы, решения. Круглый стол журнала «Педагогика» в Елецком госпедиституте. // Педагогика. № 7. -
4. Свет миру (педагогическое наследие святителя Тихона Задонского) // Педагогическое краеведение Липецкой области. Учеб. пособие. Под. ред. В.П. Кузовлева и Е.П. Белозерцева. -Елец, 1999. -С.148-155.
5. Опыт православного воспитания (на примере работы «Православной гимназии в честь свт. Тихона Задонского» г. Ельца) // Педагогическое краеведение Липецкой области. Учеб. пособие. Под. ред. В.П. Кузовлева и Е.П. Белозерцева. -Елец, 1999. -С.565-573.
6. «Всмотримся, вникнем, сотворим...» (круглый стол по проблемем освоения святоотеческого наследия в «Православной гимназии в честь свт. Тихона Задонского» г. Ельца) // Народное образование. 2000. №1. —
С.49-50.
С.204.
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Иванов, Александр Викторович, 2000 год
Введение.
Глава 1. Историко-культурные и религиозно-философские основания педагогической системы святителя Тихона Задонского.
§1,1 Биографический и историко-культурный контексты формирования педагогического наследия святителя Тихона
Задонского.
§1.2 Антропология как основание педагогической системы святителя Тихона Задонвк0Г& ^?;.-.П:.
§1.3 Сотериологизм - -системообразующий принцип педагогического наследия святителя Тихона Задонского.
Глава 2. Единство Церкви и школы в педагогическом наследии святителя Тихона Задонского.
§2.1 Церковь как воспитательная среда.
§2.2 Наставник в педагогическом наследии святителя Тихона
Задонского.
§2.3 Опыт построения образовательного процесса на идеях святителя Тихона Задонского.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогическая система святителя Тихона Задонского"
Актуальность исследования.
Обращение к духовному наследию отечественных мыслителей прошлого позволяет, с учетом исторической перспективы, предложить решения целого ряда проблем современной педагогики. Одна из них — обновление российской школы, которое сегодня проявляется в большом разнообразии педагогических подходов, моделей, школьных технологий. К сожалению, процесс этого обновления страдает определенной спорадичностью - новации интегрируются в школьную жизнь частностями, по отдельности, вне связи с исторически сложившейся культурно-образовательной средой, понимаемой как совокупность различных условий, в которых люди живут, учатся, трудятся. Редким, в этом смысле, исключением является «Образовательная доктрина РФ», которая представляет собой попытку системного подхода к организации образования.
Кроме того, предлагаемые варианты решения указанной проблемы представляют в большинстве своем попытки проекции на наше общество, на нашу образовательную систему уже готовых, в основном западных педагогических концепций и методик. В современном процессе вестернизации России, в предлагаемых педагогических концепциях и технологиях есть свои плюсы и минусы, но эти педагогические инновации не находят в России необходимого культурно-исторического и мировоззренческого основания. Совершенно особенное мировосприятие, веками возраставшее в наших предках, невозможно просто взять и заменить другим в умах и сердцах целого народа.
На наш взгляд, избежать вышеуказанных несоответствий возможно благодаря обращению к православным педагогическим традициям, необходимость опоры на которые была осознана в трудах H.A. Жуковского, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, С.А. Рачинского, К.Н. Победоносцева, В.В. Розанова, И.А. Ильина, A.C. Хомякова, прот. В.В. Зеньковского, С.С. Куломзиной. (181; 136; 151; 138; 152; 185; 64; 108)
Так, в частности, К.Д. Ушинский писал, что воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ (182, с.82). Исходя из этого естественно предположить наличие определенной, постоянной во времени этнодоминанты как фундаментального связующего элемента между народом и происходящими в нем социо-культурными процессами, в том числе педагогическими.
По словам В.Шаповалова, у всех современных культур «.ценностно-смысловое ядро сложилось под мощным воздействием религиозных направлений, чаще всего одной из мировых религий. Для России такой религией стало православное христианство. Многообразное значение православия, его воздействие на все стороны русской жизни позволяет говорить о нем как об этнокультурной доминанте русской истории.»(183, с.184). Христианство «.дало небывалый расцвет человеческих культурных сил во всех областях: искусство, наука, социальная среда, семья - все подверглось оплодотворяющему действию христианства» (64, с Л 2). Православие создало нового, внутреннецелостного человека, в корне изменило миропонимание, что явилось причиной в дальнейшем появлению мнений типа «все страны граничат друг с другом, а Россия с Богом», дало повод говорить всему миру феномене русской души, русского сердца. Для российской же педагогики христианство стало не только этнокультурной доминантой, но и в первую очередь основанием, на котором в течении семи веков строилось педагогическое здание.
Таким образом, можно заключить, что основанием для российского миропонимания и культуры является христианство, а значит возможно его рассмотрение в качестве основы для развития современной педагогической науки.
Сама по себе религия, по сравнению с философией, в отношении к педагогике занимает более выгодную позицию поскольку педагогике «в сущности нужно не философское, а религиозное обоснование, т.е. связывание с целостной жизнью» (65, с.32). Педагогика, привитая к религиозному корню, благодаря догматико-канонической стабильности, заведомо избавлена от множества антиномий, неопределенностей и несуразиц, связанных с обоснованием цели и принципов воспитания, разработкой и иерархичным выстраиванием ведущих категорий и т.д.
Православное христианство предлагает нам целостный взгляд на человека, воспитательно-образовательную среду и особенности ее организации, специфику взаимодействия в схемах типа «Бог — человек», «человек - человек», «человек - окружающая среда» и т.д. педагогической составляющей учения Церкви о спасении души.
Однако в нынешней историко-культурной ситуации обращение к традициям православного образования осложняется еще не сложившимся современным опытом диалога «Церкви» и «школы». Накопление этого опыта происходит в работах целого ряда современных философов, психологов, педагогов: Е.П. Белозерцева, И.Ф. Гончарова, О.В. Долженко, И.Ф. Исаева, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, Н.С. Розова, В.А. Сластенина, Л.В. Суровой, В.Ю Троицкого, В.Д. Шадриковаи др.(14; 45; 58; 81; 110; 123; 153; 161; 169;
177; 186). Появление этих работ было вызвано никак не ностальгическими переживаниями, а именно осознанием насущной необходимости освоения православных педагогических традиций как концентрирующих образцов, стереотипов педагогической деятельности, которые, благодаря длительной временной передачи от поколения к поколению, обрели некий надвременной характер.
В настоящее время попытка осмысления традиций российской педагогики происходит по линии многочисленных конференций, организованных как Русской Православной Церковью (всероссийские -Международные Рождественские образовательные чтения (Москва), региональные - Рождественские чтения (Елец), медико-педагогические конференции (Воронеж, Елец, Задонск), Феофановские чтения (Орел) и т.д.), так и светскими структурами (конференции, посвященные творчеству К.Д. Ушинского (Курск, Белгород, Борисоглебск), творчеству И,А. Бунина, В.В. Розанова (Елец) и др.).
Православные педагогические традиции изучаются в историко-педагогическом (Н.А.Белканов, Е.П.Белозерцев, В.П.Кузовлев, В.Н.Мезинов) (11; 14; 107; 117), литературно-краеведческом (Г.П.Климова, С.В.Краснова) (99; 104) и философско-методологическом (В.И.Коротких) (103) аспектах в Елецком государственном педагогическом институте, а также в функционирующей на его базе лаборатории Липецкого областного института усовершенствования учителей «Культурно-образовательная среда Липецкой области».
Такой внутрирегиональный исследовательский интерес к педагогическому наследию православия далеко не случаен. Елецко-орловско-липецкая земля прославлена целым сонмом известных имен, среди которых святитель Феофан Затворник, преподобные Силуан
Афонский и Нектарий Оптинский, протоиерей Сергий Булгаков, Н.Я, Данилевский, В.В. Розанов, И.А. Бунин, М.М, Пришвин и многие другие духовные лица, философы, писатели, педагоги, чье творческое наследие в последние годы становится предметом историко-педагогического изучения и исследования.
Наш исследовательский интерес направлен на раскрытие присущего православию педагогического потенциала и выяснение его теоретических и прикладных возможностей. В центре исследовательского внимания - святоотеческие труды (творения святителей, преподобных, праведных и т.д.), которые содержат в себе как разработки богословских догматов, так и исследования в области педагогики, психологии, искусства, истории.
Особую значимость, как для диалога «Церкви» и «школы», так и для развития культурно-образовательной среды Ельца, на наш взгляд, представляет освоение педагогического наследия святителя Тихона Задонского (1724 - 1783 гг.). Святитель Тихон вступил на Воронежско-Елецкую кафедру уже обладая довольно значительным (более 10 лет) опытом педагогической и воспитательно-административной деятельности в Новгородской и Тверской семинариях. Пристальное внимание святителя Тихона к вопросам воспитания обнаруживается во все время управления им епархией, а также в годы пребывания на покое в Задонском монастыре.
Именно как педагог - пастырь, наставник, воспитатель -святитель Тихон воспринимается большинством исследователей его жизнедеятельности (архимандрит Иоанн (Маслов), епископ Евгений (Болховитинов), протоиерей Т.Донецкий, А.Клименко, П.Кратиров, Е.Поселянин). Педагогичность святителя Тихона Задонского стала предметом внимания и изучения богословов, философов, писателей, педагогов (Ф.М. Достоевский, В.В. Розанов, протоиерей Г.Флоровский, протоиерей В.Зеньковский).
Практически на каждой странице письма, распоряжения или какого-нибудь крупного богословского труда святителя Тихона мы встречаемся с мировоззренчески обоснованными мыслями, разработками педагогического характера, в явном виде обладающими значительным практическим потенциалом. Причем их взаимосвязь между собой настолько основательна, что позволяет гипотетически утверждать наличие педагогической системы в наследии святителя Тихона Задонского.
Освоение педагогического наследия святителя Тихона Задонского осложняется отсутствием в современной исследовательской литературе устоявшихся представлений о том, как следует «переводить» на язык светской педагогики религиозно-философские рассуждения, что отмечается в работах Н.А.Белканова, О.В.Долженко, Т.В. Петраковой, В.А.Разумного, И.И.Сулимы. Но уже сегодня имеются исследования, в которых предпринята попытка введения в научно-педагогический оборот идей и взглядов таких мыслителей России, как святитель Феофан Затворник (архимандрит Георгий (Тертышников), Н.А.Белканов) (40; 11), С.А.Рачинский (М.Б.Багге) (9), Н.И.Ильминский (H.A.Спасский) (167), В.В.Розанов (Е.Ю.Санкевич, А.Е.Крикунов) (157; 106), что демонстрирует востребованность и продуктивность религиозно-философского знания для современной педагогической науки.
С учетом вышеизложенного мы выбрали следующую формулировку темы диссертационного исследования: «Педагогическая система свт. Тихона Задонского».
Проблема исследования: являет ли педагогическое наследие святителя Тихона Задонского, взятое в контексте православных педагогических традиций,'самобытную педагогическую систему?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - православные педагогические традиции.
Предмет исследования - педагогическое наследие святителя Тихона Задонского.
В соответствии с проблемой, целью, предметом исследования поставлены следующие задачи исследования;
1. Описать предпосылки и условия формирования педагогической системы свт. Тихона Задонского,
2. Выявить сущность педагогической системы свт. Тихона Задонского.
3. Раскрыть прикладное значение и показать реальный опыт практического освоения педагогического наследия святителя Тихона Задонского.
Методологическая основа исследования: биографо-хронологический подход к изучению персоналий, предполагающий зависимость взглядов изучаемого автора от контекста эпохи и личностно-биографических особенностей; антропологический подход, опирающийся на христианское вероучение; системный подход; положение о трех формах познания мира - науке, религии, искусстве -их взаимодействии и взаимообогащении; рассмотрение исторического опыта в качестве возможного основания для решения проблем современности.
Методология диссертации обусловила использование следующих методов исследования - теоретический анализ источников, характеризующих процесс формирования педагогического наследия святителя Тихона Задонского в контексте эпохи; симфонико-педагогический анализ наследия святителя Тихона Задонского; индивидуальное авторское осмысление с использованием элементов экзегезы результатов источниковедческого и контекстуального анализа текстов; системный анализ педагогических взглядов святителя Тихона Задонского; метод включенного наблюдения за современной реализацией православных педагогических традиций; историко-культурный анализ образовательных явлений России;.
Источники исследования: труды святителя Тихона Задонского педагогического, догматико-нравственного и мистически-богословского характера, его письма, инструкции, распоряжения; житийная литература; публицистические и научные работы авторов, занимавшихся изучением пастырско-педагогической деятельности святителя Тихона Задонского и анализом его литературного наследия; публикации по религиозно-философской и педагогической проблематике; практический опыт работы «Православной гимназии в честь свт. Тихона Задонского» г. Ельца.
Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (1996 - 1998 гг.): осмысление творческого наследия святителя Тихона Задонского, формулировка и определение степени изученности темы исследования.
Второй этап (1998 - 1999 гг.): определение теоретико-методологических оснований исследования, анализ и систематизация изученного материала.
Третий этап (1999 - 2000 гг.): обобщение и систематизация итогов исследования, апробация и внедрение полученных результатов, оформление текста диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
• Педагогическое наследие святителя Тихона Задонского сохраняет православные педагогические традиции и содержит в себе сформулированные применительно к секуляризованному обществу идеи, понятия, проблемы, что способствует организации и развитию диалога светской и религиозной педагогических традиций.
• В педагогическом наследии святителя Тихона Задонского положения, относящиеся к пониманию человека, цели воспитания, педагогической деятельности и субъектов педагогической деятельности, объединенные принципом еотериологизма (от греч. асоттрСа - спасение), который предполагает их ориентацию на спасение души, образуют педагогическую систему - совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих возможность практического построения образовательного процесса.
• Педагогическая система святителя Тихона Задонского основывается на православной антропологии, которая характерна целостным подходом к человеку, определением в нем иерархических отношений между духовным и биосоциальным, постулированием цели жизни и по аналогии с ней - цели воспитания, что обеспечивает значимость педагогической системы святителя Тихона Задонского для современной педагогической науки и школы.
• Педагогическая система свт. Тихона Задонского в современной социокультурной ситуации служит вариантом практической организации образования, о чем свидетельствует опыт работы Православной гимназии в честь свт. Тихона Задонского г. Ельца.
Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что проведен анализ историко-культурных и личностнобиографических условий и факторов формирования педагогического наследия святителя Тихона Задонского; определено, адекватно предмету исследования, понятие «педагогическая система», и, согласно этому определению, выявлена педагогическая система в наследии святителя Тихона Задонского; показана возможность использования религиозно-философских работ святителя Тихона Задонского в качестве источника педагогического знания.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в преподавании философии и истории образования, истории педагогики, истории религий, спецкурсов, связанных с вопросами православных педагогических традиций, в определении путей создания школьной образовательной системы на основе идей, содержащихся в педагогическом наследии святителя Тихона Задонского.
Достоверность результатов исследования обеспечена следованием выбранной методологии исследования, использованием методов исследования, адекватных его объекту, предмету и задачам, хронологическим и содержательным разнообразием выбранных для анализа текстов святителя Тихона Задонского.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ЕГПИ, в работе аспирантского семинара, а также на круглых столах по вопросам образования в провинции и проблемам освоения святоотеческого наследия. Внедрение результатов исследования осуществлялось путем их использования в лекционных курсах «Введение в педагогическую профессию», курсов по выбору «Образ и смысл русской школы» и «Святоотеческая педагогика», читаемых на различных факультетах ЕГПИ, в организации работы
Православной гимназии в честь святителя Тихона Задонского» г. Ельца, в деятельности лаборатории «Культурно-образовательная среда Липецкой области» Института усовершенствования учителей, в работе Отдела по катехизации и образованию епархиального управления Воронежско-Липецкой епархии, на Первых и Вторых Рождественских чтениях в Ельце, а также неоднократных встречах-семинарах с педагогической общественностью.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Заключение.
Подводя итоги проведенного исследования, в первую очередь следует сказать о том, что оно участвует в диалоге между светской и святоотеческой педагогикой. Педагогическое наследие свт. Тихона Задонского является одним из вариантов православных педагогических традиций. Вхождение в эту традицию и актуализация ее позитивного педагогического потенциала, раскрытие характерного мировоззренческой обоснованностью содержания педагогики святых Отцов требует «перевода» на язык светской педагогики религиозно-философских рассуждений. Для педагогического наследия свт Тихона Задонского в этих целях нами были востребованы такие ключевые слова и словосочетания как идея, принцип, педагогическая система, эллементы системы, системообразующий принцип, субъекты педагогической деятельности, антропологический подход, использование которых призвано, в частности, способствовать развитию вышеназванного диалога.
Из проведенной работы следует, что внедрение педагогического наследия святителя Тихона Задонского в современной образовательной практике возможно при опоре на содержащиеся в этом наследии идеи примата в человеке духовного над биосоциальным, сотериологической обусловленности образовательного процесса, Церкви как воспитательной среды и соответствующих этим идеям антропологическом принципе, принципах сотериологизма и литургичности.
Перечисленные идеи и принципы находят свое концептуальное обоснование в богатейшей педагогической традиции православной Церкви, что в свою очередь актуализирует вопрос о необходимости обнаружения возмонных путей объединения усилий Церкви и школы в деле воспитания. В педагогической системе святителя Тихона Задонского единение школы и Церкви осуществляется как благодаря антропологической обоснованности педагогической системы святителя, так и через наличие в Церкви особых воспитательных факторов и средств, таких как вера, молитва, пост, богослужение, церковные таинства, смысл и необходимость которых широко раскрываются в трудах задонского архипастыря.
Педагогическая система свт. Тихона Задонского предъявляет особые требования к наставникам - родителям, пастырям Церкви, учителям. Особое понимание наставничества как явления в первую очередь духовного, роли и места наставника в жизни ребенка позволяет утверждать, что одной из ведущих профессиональных педагогических характеристик в святоотеческой педагогике является «воцерковленность», т.е. степень освоения наставником духовно-нравственной воспитательной среды, которую являет нам Церковь.
Результаты практического освоения педагогического наследия свт.Тихона показывают, что педагогическая система свт. Тихона Задонского в современной социо-культурной ситуации является возможным вариантом практической организации образования. Одно из свидетельств тому - опыт работы Православной гимназии в честь свт. Тихона Задонского г. Ельца.
Перспективы дальнейшего изучения педагогического наследия святителя Тихона Задонского и использования этого наследия в практике образовательной деятельности связаны с уточнением и развитием методологии исследования православных педагогических традиций, поиском языка диалога «Церкви» и «школы», расширенным (в масштабах России) изучением опыта практического освоения традиций православной педагогики, а также работой по определению места святоотеческой педагогики в целом и наследия свт Тихона Задонского в частности в содержании учебных планов подготовки специалистов религиоведов.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Иванов, Александр Викторович, Елец
1. Алексеев М.Н. Эмпирическое и теоретическое в педагогике // Советская педагогика, 1972, №6, С. 106-113.
2. Алипий, архим., Исайя, архим. Догматическое богословие. Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. - 220 с.
3. Андрианова Перетц В.П. Человек и учительной литературе Древней Руси //ТОДРЛ. - Л.: Наука, 1972. - С. 38-68.
4. Антоний, Митрополит Сурожский. Беседы о вере и Церкви. М.: Итербук, 1991.-318 с.
5. Аристотель. Метафизика // Сочинения. В 4-х тт. - М.: Мысль, 1976. Т.1-317 с.
6. Артемий Владимиров, священник. О рождении и воспитании ребенка. // Свет православия. Христианский собеседник. 1997. -Вьш. 26 - 27.-С. 32.
7. Артемий Владимиров, священник. Учебник жизни. М.: Изд. Православного братства Св. Филарета, Митрополита Московского, 1998. -190 с.
8. Барышева Н.В. Организационно-педагогическая система развития физической культуры личности. Автореф.дисс. канд. пед. наук. -М.,1999. -18 с.
9. Багте М.Б. Школа С.А.Рачинского как педагогическая система.: Автореф. дис. канд. пед. наук. СП6ГУ,1999. - 17 с.
10. Белозерцев Е.П. Педагогическая подготовка учителя филолога (Идеология. Содержание. Технология.). - М.: Валент. 1996. -102 с.
11. Белозерцев Е.П. О смысле, содержании и результатах русского образования //Русская школа// Духовно-нравственные проблемы воспитания. М.: Русское слово, 1996. - 224 с.
12. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы. Волгоград, 2000. -309 с.
13. Белых H.H. Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1998. 16 с.
14. Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1999.-37 с.
15. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х тт. - М.: Искусство, 1994.
16. Бецкой Й.И. Устав императорского Шляхетного Сухопутного кадетского корпуса. Спб., 1776. - 75 с.
17. БиблейскиЙ богословский словарь (под ред. В.Михайловского). -М.: изд-во Свято-Владимирского Братства, 1995
18. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. -Брюссель: Жизнь с Богом, 1988.
19. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические произведения. В 2-х тт. - М.: Педагогика, 1979.
20. Болотов B.B. Собрание церковно-исторических трудов. Т.1. М.: Маргис, 1999. - 584 с.
21. Большой словарь иностранных слов. М.: ЮНВЕС, 1998.
22. Боришанская М.М. Основные тенденции развития школы и педагогической мысли Западной Европы XIII XIV вв. - Автореф. дис. канд. нед. наук. - М., 1998. - 20 с.
23. Братусь B.C. Начала христианской психологии, М., 1995 г. -236 с.
24. Булычев Б.Е. Детская музыкальная школа как современная педагогическая система и пути ее совершенствования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.,1999. - 17 с.
25. Валеева P.A. Воспитательная система видного польского педагога-гуманиста Януша Корчака: Автореферат дис. канд. пед. наук. ~ Казань, 1982 -16 с.
26. Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости: Опыт изложения православной аскетики. В 4-х тт. - Н.Новгород: Изд -во имя св. князя Александра Невского, 1998.
27. Василий (Родзянко), епископ. Теория распада вселенной и вера Отцов. М.: Православный паломник, 19%. -237 с.
28. Владимир, митрополит Киевский и Галицкий. Азбука православного воспитания: пастырские беседы с родителями и детьми. М., 1997. -160 с.
29. Волкова Л.С. Организационно-педагогическая система развитая компьютерной культуры педагога. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М.Д999. -18 с.
30. Вопросы методологии и методики педагогических исследований. Томск, ТГУ, 1974, 212 с.
31. Воробьев Г.В. Проблемы методов исследования в педагогике. Советская педагогика. 1980, №6. С. 67-75.
32. Воронов А. Ф.И. Янкович де-Мириево или народные училища в России при Екатерине II. СПб.: 1858.
33. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М.: Педагогическое общество России, 1999.
34. Воспитание детей // Отечник №2. М.: Сестричество во имя прпмц. Великой кн. Елизаветы, 1997. - 96 с.
35. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти тт. //Под ред. М.Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1984.
36. Гагаев П.А. Размышления о судьбах русской школы. Педагогика, 1998, №6, С. 10-15.
37. Гармаев Анатолий, священник. Этапы нравственного развития ребенка // Свет православия: Христианский собеседник. Изд-во Макариев Решенской обители. - 1998 - Вып.43. - 128 с.
38. Георгий (Тертышников), архимандрит. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М.: Сретенский монастырь, 1999. - 569 с.
39. Георгий Флоровский, протоиерей. Догмат и история//Сост. Холмогоров Е. М.: Изд. Свято-Владимирского Братства, 1998. -487 с.
40. Гербарт И. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1940.-292 с.
41. Гессен С.И. Основы педагогики. Берлин, 1923. - 419 с.
42. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию//Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995.-415 с.
43. Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб.: Аксиома, 1995. -176 с.
44. Григорий Палама, святитель. Омилии (Беседы). В 3-х чч.: Пер с греч. - М.: Паломник, 1993.
45. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVIII веков. М.: МГУ, 1990. - 228 с.51 .Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. Курс лекций// Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. М.: 1997.-120 с.
46. Дамаскин Иоанн, святой. Точное изложение православной веры. -М.: братство свт. Алексия; Ростов на - Дону: Приазовский край, 1992.-456 с.
47. Дернов А.А.(прот).Методика Закона Божия. Чтения по Закону Божию. Об истинно-христианском воспитании. СПб.: изд-е Я.Башмакова, 1913. 550 с.
48. Джуринский А.Н. История педагогики. М.: ВЛАДОС, 1999.
49. Дидро Д. План университета или школы публичного преподавания для всех наук для Российского правительства. В 10-ти тт. - М.: ОГИЗ. - 1947. - Т.Х. - С. 263-371.
50. Долженко О.В. Очеркй по философии образования. М.: ПРОМО-Медиа, 1995. -240 с.
51. Дьюи Д. Введение в философию воспитания. М., 1921. - 63 с.
52. Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. М.: «Русский Двор», Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1995. -416 с.
53. Журавлев В,И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. -168 с.
54. Ивлева М.М. Психолого-педагогическая система контроля и коррекции техники выполнения сложнокоординационныхупражнений художественной гимнастики. Автореф. дисс. канд. пед. наук.-М.Д999. -18 с.
55. Илларион (Алфеев),' иеромон. Жизнь и учение св. Григория Богослова//Кругицкое Патриаршее Подворье. М.: 1998.71 .Илларион (Алфеев), иеромон. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание//Крушцкое Патриаршее Подворье. -М: 1998.
56. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония. По творениям святителя Тихона Задонского. М.: Самшит, 1996. - 1180 с.
57. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М.: Мир Отечества, 1993. - 523 с.
58. Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Русь Соборная. СПб.: «Царское дело», 1995. - 248 с.
59. Иоанн (Шаховской), архиепископ Сан Францисский. Избранное // Сост. Линник Ю. - Петрозаводск: Святой остров, 1992. - 575 с.
60. Иоанн (Экономцев), архимандрит. Православие, как первооснова и оправдание русской культуры // Рождественские чтения. М., 1998. -С. 24-36.
61. Иоанн Златоуст, святитель. Собрание творений. В 12-ти тт. - М.:1. Златоуст, 1998.
62. Иоанн Кронштадтский. Христианская философия. М.: Республика, 1992.-212 с.
63. Иоанн Мейендорф, протопресвитер. Православие и современный мир. Минск: Лучи Софии, 1995. -111 с.
64. Иосиф Волоцкий. Просветитель. М. - М.: Изд. Спасо -Преображенского Валаамского монастыря, 1993. - 375 с.
65. Исаак Сирин. О Божественных тайнах и духовной жизни. М., 1999.-289с.
66. История Русской Церкви. в 8-ми тт. - М.1998. - т.8.
67. История педагогики. Часть 2. С XVII до середины XX в.: Учебное пособие для педагогических университетов// Под. ред. академика РАО А.И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 1997
68. Иустин (Попович), архимандрит. Толкование на первое соборное послание святого Апостола Иоанна Богослова. М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1998. - 169 с.
69. К.Д. Ушинский и русская школа. М.: Роман-газета, 1994. -191 с.
70. Каледа Г. Домашняя Церковь. — М.: Зачатьевский монастырь, 1997, -257 с.
71. Каллист, епископ Диоклейский. Через творение к Творцу: Пер. с англ. М.: Внешторгиздат, 1998. -960 с.
72. Каменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих// избранные педагогические сочинения. В 2-х тт. - М.: Педагогика, 1982. - Т2. - С. 285 - 496.
73. Кант И. Критика чистого разума//Пер. с нем. Н. Лосского. Мн.: Литература, 1998. - 960 с.
74. Кантор Й.М. Понятийно терминологическая система педагогики. М., Педагогика, 1980. -158 с.
75. Карташев AB. Вселенские соборы,- М.:Республика, 1994. 542 с.
76. Кершенштейнер Г. Избранные сочинения. М., 1915. - 322 с.
77. Кибардин Н. Система педагогики блаженного Августина. М.: изд-во Башмачникова, 1912.-140с.
78. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы. М.: Паломник, 1996. ~ 449 с.
79. Кларин В.М., Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX-XX вв. М.1996
80. Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. М.: «Путь», 1994.-320 с.
81. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы. М., 1996. - 449 с.
82. Клименюк A.B. Методология и методика педагогического исследования. Киев, КГПИ. 1988, 98 с.
83. Климова Г.П. Православная культура в жизни и творчестве наших замляков// Педагогическое краеведение Липецкой области. Учеб. пособие под ред. В.П. Кузовлева и Е.П. Белозерцева. Елец 1999. -с.143-148.
84. Ключевский В.О. Два воспитания // Сочинения. В 9-ти тт. - М.: Мысль, 1990.-С. 5-28.
85. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 3. М,: Мысль, 1995.
86. Кожевников В.А. Мысли об изучении святоотеческих творений. -М.: «Религиозно-философская библиотека», 1912.
87. Коротких В.И. «Несчастное сознание»: исторический образ или феноменологическая структура?//Собор (альманах по религиоведению). Елец., 1999. - с. 105-114
88. Краснова C.B. Российская национальная гордость, взращенная Елецкой педагогической нивой// Педагогическое краеведение Липецкой области. Учеб. пособие под ред. В.П. Кузовлева и Е.П. Белозерцева. Елец, 1999. - с.171-210.
89. Красота спасет мир. Программа//сост. Т.В.Лазарева. М., 1998. -36с.
90. Крикунов А.Е. В.В.Розанов: педагог и философ// Педагогическое краеведение Липецкой области. Учеб. пособие под ред. В.П. Кузовлева и Е.П. Белозерцева. Елец, 1999. - с.220-241.
91. Кузовлев В.П. Российская национальная городость, взращенная Елецкой педагогической нивой// Педагогическое краеведение Липецкой области. Учеб. пособие под ред. В.П. Кузовлева и Е.П. Белозерцева. Елец, 1999. - с.171-210.
92. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. М., 1996
93. Кузьмин А.Н. Система психолого-педагогического формирования специальных свойств личности слушателей учебных заведений (подразделений) МВД РФ. Автореф. дисс. канд. пед. наук.-М.,1999. -18 с.
94. Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Юрайт, 1998. -464 с.
95. Лосский В.Н Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Правда, 1991. - 622 с.
96. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991. - 460 с.
97. Лука (ВойноЯсенецкий), архиепископ. Дух, душа, тело. М.: Православный Свято - Тихоновский Богословский институт, 1997. -137 с.
98. Лукманова P.P. основные тенденции развития школы и педагогической мысли Западной Европы в XI XIII вв. - Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1989. - 20 с.
99. Маккавейский Н. Из истории воспитания в России. Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого/ Труды Киевской Духовной Академии, 1904, №6, С. 124 172.
100. Мальцев А.П., прот. Основания педагогики. Изд. 3-е, испр. и доп. Варшава, 1901. -240 с.
101. Мезинов В.Н. Мир детства в творчестве М.М.Пришвина// Педагогическое краеведение Липецкой области. Учеб. пособие под ред. В.П. Кузовлева и Е.П. Белозерцева. Елец, 1999. - с.403-409.
102. Меньшиков В.М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. М.: Народное образование, 1995. - 136 с.
103. Милюков П. Очерки по истории русской культуры. В 3-х тт. М.: Прогресс; ред. газеты «Труд», 1994 - 1995.
104. Митрополит Евгений (Болховитинов). Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. М.: «Русский Двор», Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1995.-416 с.
105. Монро П., проф. История педагогики. Часть П. Новое время. Пер. с англ. М.В. Райх, под ред. Н.Д. Виноградова. -М.: 1911.
106. Могилевич Б.Р. Педагогическая система формирования учебно-речевой деятельности студентов. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М.,1999, -18 с.
107. Никандров Н.Д. Русское православие и российская национальная идея. М.: Просветитель, 1999. - 8-23 с.
108. О христианском воспитании детей//Троицкий благовестник. -1991.-№12.
109. О цели воспитания и образования. Сборник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М„ 1913.
110. О цели образования. Статьи Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, В.И. Несмелова, А. Коменского, К.Д. Ушинского. (Религиозно-философская библиотека. Вып. 8-й), 1913.
111. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка// РАН; Российский фонд культуры. М.: АЗЪ, 1996.
112. Осипов А.И. Путь разума в поисках Истины. (Основное богословие). М.: Изд. Братства во имя Князя Александра Невского, 1999.-384 с.
113. Панасюк В. П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.,1999. - 17 с.
114. Педагогическая антропология: Учебное пособие//Составитель Б.М. Бим Бад. - М.: УРАО, 1998. - 576 с.
115. Педагогическая энциклопедия в 4-х тт. М.: Советская энциклопедия, 1964.
116. Пестов Н.Е. Православное воспитание детей. — СПб.: «Сатисъ», 1999.
117. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. -В 2-х кн. СПб.: Сатисъ, 1999.
118. Петракова Т.Н. Духовно-нравственное воспитание личности в современном мире. М., 1999. -49 с.
119. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед.вузов. М.: педагогическое общество России, 1998, - 640 с.
120. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогию!. 1985. -496 с.
121. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Петрозаводск: АО «Фолиум», 1996
122. Победоносцев К.Н. Новая школа. М.: Мысль, 1993. Т.2. - 528 с.
123. Подласый И.П. Педагогика: В 2-х кн. М.: ВЛАДОС, 1999. Т. -2. -256 с.
124. Полный церковно-славянский словарь// сост. Прот. Г.Дьяченко// изд-й отдел Московского Патриархата. М.: 1993г.
125. Полозков Ю.П. Христианская культура и духовные подвижники елецкой земли//История и культура Ельца и елецкого уезда// Материалы краеведческой конференции; вып.2. Елец, 1994. - 89 с.
126. Полонский В.М. Стуктура результата педагогических исследований. Педагогика, 1998, №7, - С.26 -31.
127. Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. «Золотой век» Екатерины и образование// Педагогика, 1999, №1, С.69.
128. Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. Масонство и просвещение в России второй половины XVIII начала XIX в. - Педагогика, 1998, №8, С. 85-92.
129. Пономарегосо В.А. Психология духовности. М.: ИЧП «Кзд-во Магистр», 1998.
130. Попов Л.А, Воспитательный потенциал религии // Педагогика. -1992. №7-8.- С. 28-32.
131. Поселянин Е.П. Очерки из истории русской церковной и духовной жизни в XVIII в. М.: «Талант», 1998. - 345 с.
132. Поселянин Е.П. Русская Церковь и русские подвижники 18-го века.-СПб., 1905.-250 с.
133. Проекш церковно-приходских школ в царствование Екатерины II// «Странник», 1882, №12, С.581.
134. Разумный М.Б. Примеры программ воскресных школ для обучения детей на приходе. М., 1897 г. - 176 с.
135. Рачинский O.A. Сельская школа, СПб. 1890. - 371 с.
136. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. -620с.
137. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. М., 1993. -190с.
138. Русская православно-ориентированная школа // Составитель С.Ф. Иванова. -М.: Паломник, 1999. -255 с.
139. Русская школа. Проблемы и задачи. Всероссийская конференция по насущным вопросам русской национальной школы. Вып. Щ. -М.: Роман-газета, 1994.
140. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании//Педагогические сочинения. В 2-х тт. - М.: Педагогика, 1981.
141. Санкевич Е.Ю. Духовно-педагогические основы возрастания семьи и личности в философском наследии В.В. Розанова . Лвтореф. дисс. канд. пед. наук.//Липецк, 1999. 18 с.
142. Святитель Василий Великий. // Троицкий благовестите. 1991. -№29.
143. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования. М., педагогика, 1989. 219 с.
144. Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр. 1994. - №6.
145. Сластенин В .А,, Исаев И.Ф. и др. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.
146. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа - пресс, 1995. - 384 с.
147. Смолич И.К. История русской Церкви (1700 1917), ч. 1. - М.: изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996.
148. Современный философский словарь//под общ. ред. д.ф.н. профессора В.Е. Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. - Лондон, Франктфурт-на-Майне, Люксембург, Москва, Минск// «ПАНПРИНТ», 1998.
149. Соколов П. А. История педагогических систем. Пг., 1916. -708 с.
150. Соловьев С.М. Собр. соч. в 3-х томах. Т. 1. Ростов н/Д.: «Феникс», 1997.
151. Спасский H.A. Духовные основы педагогического наследия Н.И. Ильминского.// Автореф.дисс. канд. пед. наук. М., 1998 г. 1S с.
152. Сулима И.И. Философская герменевтика и образование. — Педагогика, 1999, №1, С. 36 43.
153. Сурова Л.В. Православная школа сегодня. М.: Изд. Владимирской епархии, 1996. - 495 с.
154. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. В 2-х юн. Т. I. - Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.-244 с.
155. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. В 2-х кн. Т. П. - Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. -359 с.
156. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. В 2-х кн. Т. Ш. - Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.-420 с.
157. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. В 2-х кн. Т. IV. - Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.-387 с.
158. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. В 2-х кн. T.V. - Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.-345 с.
159. Тихон (Емельянов), игум. Духовное наследие свят. Тихона, еп Воронежского. ЖМП, 1984, №5, С. 16 - 24.
160. Тиллоев X. Педагогическая система подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.,1999. - 18 с.
161. Троицкий В.Ю. Пути русской школы. М.: Свет Отечества, 1994. -96 с.
162. Трубецкой E.H. Избранное. M.: Канон, 1995. -480 с.
163. Тупицын О.В. Верую и исповедую. М.: Лествица, 1997. - 192 с.
164. Ученье и учитель. Педагогические заметки. М.: Изд. К.П. Победоносцева, 2-е, 1901.
165. Ушинский К.Д. и русская школа: Беседы о великом педагоге // Под общей редакцией Белозерцева Е.П. М.: Роман - газета, 1994. -192с.
166. Ушинский К.Д., Человек как предмет воспитания//Собрание сочинений. В 11-ти тт. - М.: АПН РСФСР, 1948. - Т.8. - С.11 -679.
167. Философия образования. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. -288 с.
168. Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. М.: Аграф, 1998.
169. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж: YMCA -PRESS, 1983.
170. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М., 1999. -200с.
171. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2-х тт. -М.: Педагогика, 1980.
172. Шестун Е. Православная педагогика. С.: Самарский информационный концерн, 1998. - 576 с.
173. Шкуринов П.С. Философия России XVIII в. М.: Высшая школа, 1992.
174. Шкляр А.Х. Педагогическая система производственного обучения в условиях непрерывной многоуровневой подготовки в высшем техническом училище. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М.,1999. -18 с.
175. Яннарас X. Вера Церкви. Введение в православное богословие. -М.: Центр по изучению религий, 1992. 428 с.