автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические факторы развития духовно-нравственного потенциала подростков в период социальной реформации
- Автор научной работы
- Цыганова, Елена Владимировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Якутск
- Год защиты
- 2008
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Педагогические факторы развития духовно-нравственного потенциала подростков в период социальной реформации"
На правах рукописи
Цыганова Елена Владимировна
Педагогические факторы развития духовно-нравственного потенциала подростков в период социальной реформации
Специальность 13 00 01 - общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Якутск - 2008
003164768
Работа выполнена на кафедре профессиональной педагогики, психологии и управления образованием педагогического института ФАО ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М К Аммосова»
Научный руководитель
доктор педагогических наук, профессор Аманбаева Людмила Ивановна
Официальные оппоненты
доктор педагогических наук, профессор Вяземский Евгений Евгеньевич, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г Москва
кандидат педагогических наук Голованов Владислав Алексеевич, МОУ СОШ №33 - центр эстетического образования, демократической культуры и здоровья им Л А Колосовой, г Якутск
Ведущая организация
ФАО ГОУ ВПО «Саха государственная педагогическая академия»
Защита состоится « // у>ищр*й2008 г в часов на заседании
диссертационного совета Д 212 306 02 при ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М К Аммосова» по адресу 677891, г Якутск ул Белинского, 58
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Якутского государственного университета имени М К Аммосова
Авторефераг разослан
Ученый секретарь
диссертационного совета ( 1 ^ Петрова С М
Общая характеристика исследования
Актуальность исследования. В последнее время значительно усилился педагогический интерес к нравственной проблематике И этот факт не случаен В результате социально-экономических, политических и культурных преобразований в обществе происходят необратимые изменения, которые оказывают существенное влияние на молодое поколение Отсутствие четких нравственных ориентиров, снижение уровня духовной культуры—все это реальность, которая окружает современных подростков Нынешнее молодое поколение воспитывается в принципиально иных условиях, нежели прежнее
Современного человека, беря во внимание его потребности, приоритеты, интересы, можно охарактеризовать как «Человек-масса», так как он не требует от себя многого, не стремится к самосовершенствованию, предпочитает не усложнять жизнь, делает акцент на материальную сторону жизни, не чувствует внутренней потребности в высоких эстетических ценностях и тем более в следовании им Ему чужда высокая дисциплина духа, требовательность к себе Человек перестал думать о своем духовном обогащении, стал игнорировать нравственную сущность своих поступков Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план
В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять Именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения как самой личности, так и всего общества
Развитие нравственной и духовной культуры как одного из атрибутов общественного бытия предполагает осмысление различных аспектов духовного потенциала, то есть тех социальных и духовных источников, возможностей, резервов и средств деятельности, которые обеспечивают прогресс личности и общества Смысл и цели общественного развития, в конечном счете, состоят в расширении возможностей каждого человека реализовать свои устремления и вести здоровую, полноценную, творческую жизнь
Проблема заключается в том, что у подрастающего поколения отсутствует ориентация на непрерывное духовно-нравственное развитие Это вызывает необходимость переосмыслить деятельность, отношения, имеющиеся образцы и нравственные нормы поведения современного школьника подросткового возраста, в связи с чем появляется необходимость ориентации подростка еще в условиях школы на развитие нравственных качеств в сфере его учебной деятельности
Поскольку фундаментом становления личности современного молодого человека является его духовно-нравственная зрелость, то основанием моделирования учебно-воспитательного процесса в школе должна стать активизация школьников — растущего поколения на выявление и развитие их духовно-нравственного потенциала
Тема выявления, развития и реализации духовного потенциала является крайне важной в практическом и идейно-теоретическом отношениях Человеческий потенциал только отчасти представляет собой нечто данное человеку от рождения - в значительной мере он формируется, развивается в процессах социализации и воспитания личности
Обращение к опыту духовно-нравственного воспитания не является новым для педагогической науки Проблема духовности во всем ее многообразии имеет давнюю традицию Значительный вклад в теорию духовного становления и развития человека, его высших психических функций внесли психологи Л С Выготский, Б Г Ананьев, В В Давыдов, В Н Мясищев, С Л Рубинштейн, А Н Леонтьев, Д Б Эльконин и другие Идея развития личности в духовно-нравственном плане рассматривалась в классических трудах теоретиков и практиков отечественной педагогики К Д Ушинского, А С Макаренко, В А Сухомлинского, С Т Шацкого, а также в исследованиях зарубежных ученых (В Франк, Э Фромм) и других
Проблеме нравственного воспитания посвящены исследования В А Блюмкина, Н П Буевой, В П Зинченко, И Ф Харламова, А В Мудрик, ГН Филонова, А И Шемшуриной, А А Лопатиной, И С Марьенко, М Г Яновской, И Ф Кудрявцева и других
Мы опирались также на исследования, в которых рассматривались морально-философские (О Г Дробницкий, В И Мурашов, В Ф Шаповалов, Е М Махаров, НН Кожевников), социокультурные (ТИ Заславская, В К Левашов, В И Пантин), психолого-педагогические (В М Коротов, Б Т Лихачев, Л И Новикова, В А Сластенин, Н Е Щуркова) аспекты проблемы
Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в современном теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним, оно вскрывает новые противоречия между
ориентацией общества на нравственно активную и устойчивую личность и ростом проявлений аморализма в социальной среде,
объективной потребностью динамично изменяющегося общества в нравственно воспитанных людях и неразработанностью педагогических основ и методических рекомендаций по эффективной организации нравственного воспитания учащихся подросткового возраста,
потребностью общества в духовном оздоровлении на основе укрепления преемственности поколений в традиционных ценностях и утратой школьным образованием функции духовно-культурного просвещения,
растущей потребностью образовательно-воспитательной практики в новых подходах к проблемам духовно-нравственного развития и ограниченностью круга последних в значительно изменившихся социальных условиях
Таким образом, социальная актуальность и педагогическая значимость проблемы развития духовно-нравственного потенциала подростков очевидны Данной проблеме все больше и больше уделяется внимание в среде ученых и практиков В исследованиях прошлого века с 90-х годов и по настоящее время
особое внимание обращается на тенденции, которые обнаружились в результате трансформации социокультурных характеристик российского общества и оказывают негативное влияние на духовно-нравственное воспитание подростков Ознакомление с теорией и практикой нравственного воспитания, особенно в период изменяющихся условий, показывает, что имеются пробелы в поиске конкретных путей, форм и методов духовно-нравственного воспитания школьников, с учетом их психолого-педагогических возрастных особенностей Это, главным образом, и определило выбор темы диссертационного исследования «Педагогические факторы развития духовно-нравственного потенциала подростков в период социальной реформации».
Объект исследования - процесс нравственного воспитания учащихся подросткового возраста в общеобразовательной школе
Предмет исследования - педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективность развития духовного и нравственного потенциала подростков в процессе их обучения и воспитания в школе
Цель исследования - определить основные педагогические условия деятельности школы по развитию нравственного и духовного потенциала подростков в период реформации российского общества
Гипотеза исследования основана на том, что развитие духовно-нравственного потенциала подростков в новых социальных условиях будет более успешным, если в учебно-воспитательном процессе реализовать следующие педагогические подходы
усиление индивидуализации и дифференциации воспитания, обеспечивающего достаточно высокий уровень готовности к усвоению моральных норм и опыта нравственного поведения,
организация нравственно-ориентированной деятельности, которая способствует развитию этической рефлексии подростков и, как следствие этого, развивает их коммуникативные навыки,
активизация в обучении и воспитании подростков процессов самосовершенствования и самоуправления как проявление потребности в самовыражении
Для достижения поставленной цели диссертационного исследования и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
1 Обозначить категории духовности и нравственности в философско-педагогическом контексте
2 Провести анализ духовной ситуации текущего времени с целью выявления ее актуального значения для развития нравственного потенциала школьников
3 Обосновать педагогические факторы, обеспечивающие эффективность развития духовно-нравственного потенциала подростков
4 Экспериментально проверить комплекс педагогических факторов с целью определения их действенности на школьников в нравственном отношении и разработать научно-практические рекомендации по исследуемой проблеме
Методологическую основу исследования составили концепции духовно-нравственного развития детей исторически сложившихся систем воспитания личности (К Д Ушинский, В А Сухомлинский, А С Макаренко), общетеоретические основы формирования личности (Л С Выготский, Б Г Ананьев, Л И Божович и др ), положения теории деятельности (А Н Леонтьев, С Л Рубинштейн), личностно-ориентированные технологии воспитания (Д М Гришин, В В Сериков, Л Ю Сироткин, И С Якиманская), идеи саморазвития личности (ГА Цукерман, БМ Мастеров, В И Андреев, ЛН Куликова), основные идеи теории нравственного воспитания (В А Блюмкин, О С Богданова, А И Шемшурина, О Г Дробницкий, А В Мудрик, И Ф Харламов, В П Зинченко и другие), философские идеи о роли духовно-ценностного потенциала человека в его личностном развитии (В С Соловьев, П А Сорокин, И А Ильин, Э Фромм), созвучные идеям о социальном преобразовании российского общества
Методы исследования: анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, обобщение опыта педагогической деятельности, наблюдение; беседа, педагогический эксперимент, анкетирование, тренинги личностного роста, анализ деятельности школьников с диагностической направленностью
Экспериментальная база исследования - школа № 31 г Якутска В ходе педагогического эксперимента было охвачено 212 учащихся пятых, шестых, седьмых классов
Исследование проводилось в три основных этапа. На первом этапе (2003-2004 гг) осуществлялся теоретический анализ проблемы, проводилось изучение и обобщение массового и передового опыта, выявлялись социально-педагогические противоречия в морали и нравственном воспитании учащихся подросткового возраста Определялась рабочая гипотеза На втором этапе (2004-2006 гг) разрабатывалась программа и конкретизировалась гипотеза исследования, реализовался экспериментально-программный материал, проверялись и уточнялись педагогические условия эффективной организации работы по выявлению и развитию духовно-нравственного потенциала подростков
На третьем этапе (2006-2007 гг) осуществлялись обработка и обобщение результатов эксперимента, формулировались и проверялись выводы и результаты исследования, уточнялись отдельные теоретические положения, оформлялась диссертация, внедрялись в практику результаты и рекомендации исследования На защиту представлены:
1 Духовно-нравственное воспитание подростков связано с приобщением личности к духовным потребностям, культурным ценностям, их усвоением, т е накоплением собственного духовного багажа Под духовным развитием понимается осмысление личностью своего предназначения в жизни, стремление к постоянному нравственному совершенствованию В этом заключается потенциальный смысл духовности и нравственности
2 Моральное несовершенство личности, особенно в подростковом возрасте, определяется не столько условиями среды, сколько недостатком воспитания, неразвитостью адаптивных возможностей самой личности (по выражению Л С Выготского, недостатком «приспособительных связей») В нравственном становлении подростков очень важен моральный образец, формируемый в обществе Этим определяется необходимость стимулирования и развития таких потенциальных возможностей подростков, как общение, самоутверждение и самовыражение, в процессе которого происходит накопление собственного нравственного опыта
3 Развитие основных духовно-нравственных потенций подростков в условиях реформации общества обеспечивается факторами, активизирующими позитивно-оценочный моральный выбор и направляющими на действенное применение нравственных знаний и убеждений, укрепляющими эмоционально-волевую сферу
Научная новизна исследования:
предпринята попытка осмысления основ духовно-нравственного воспитания с позиции изменившейся социокультурной ситуации, в результате чего обоснован характер педагогической деятельности школы по развитию нравственного и духовного потенциала подростков,
определены и проверены факторы развития нравственных возможностей подростков, учитывающие особенности социальной среды и акцентирующие внимание на формирование созидательного морального опыта
Теоретическая значимость исследования заключается в аналитическом обосновании педагогических факторов развития духовно-нравственных возможностей подростков с учетом особенностей российской общественной реформы, что создает предпосылки для расширения научного знания
Практическая значимость исследования проявляется в опытной реализации педагогических факторов развития духовно-нравственного потенциала подростков, во внедрении в воспитательный процесс школы интеллектуально-игровых форм, формирующих созидательный моральный опыт, а также в разработке и внедрении научно-практических рекомендаций по итогам исследования
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются теоретическим анализом научной проблемы, а также особенностей общественного развития, выделением приоритетных подходов в развитии духовно-нравственного потенциала подростков, опытно-экспериментальной проверкой, анализом и обобщением полученных показателей и итогов работы, использованием адекватных содержанию и характеру исследования научных методов
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены в публикациях автора на межрегиональной, межвузовской, университетской научно-практической конференциях «Государство, право, общество современное состояние и
проблемы развития» (Хабаровск, 2004), «Актуальные вопросы образовательного процесса в средних и высших учебных заведениях Республики Саха (Якутия)» (Якутск, 2006), «Совершенствование качества довузовской подготовки и профессиональной ориентации» (Якутск, 2007), на аспирантских чтениях
Структура и основное содержание диссертация. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений, в которых содержатся материалы экспериментальной работы
Основное содержание диссертации
Во введении обоснована актуальность выбранной темы в современных социально-экономических условиях, определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методологические основы исследования, его этапы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, раскрыты основные положения, выносимые на защиту, приведены данные по апробации и внедрению результатов исследовательской деятельности
В первой главе «Духовно-нравственное воспитание подростков как социально-педагогическая проблема» определены методологические ориентиры исследования, раскрыты категории духовности и нравственности в философско-педагогическом контексте, проведен анализ духовной ситуации на современном этапе, выявлены психолого-педагогические предпосылки развития духовного потенциала подростков как основы воспитания их нравственности
В ходе исследования определено, что нравственное воспитание человека начинается с усвоения и приобщения его к духовным ценностям и потребностям В процессе инкультурации ребенок переводит усвоенный нравственный опыт в личностный план, превращает в содержание собственных взглядов, в свой духовный арсенал Таким образом, духовное развитие - есть преодоление себя «вчерашнего» в процессе обновления и восхождения к своим идеалам, ценностям и реализации их на своем жизненном пути Духовное развитие обнаруживается не только в стремлении человека к совершенствованию себя в нравственном плане, но и в осмыслении личностью своего предназначения в жизни
Развитие духовно-нравственного потенциала подростка, как нам представляется, происходит следующим образом Обратимся к следующему рисунку (см рис 1)
Для школьника создаются определенные педагогические условия, суть которых мы раскроем несколько позднее, в результате чего подросток через приобщение к духовным ценностям и потребностям, в созданной педагогом среде, получает возможность для раскрытия и развития своего духовно-нравственного потенциала
Необходимо отметить, что духовное развитие человека является результатом и важнейшим аспектом социализации личности, т е постепенного и мотивированного включения ее в общественную жизнь Это процесс сложный, многофакторный и противоречивый Он включает следующие аспекты
Рис 1
- раскрытие духовных потенций личности (интеллекта, памяти, мышления, воображения, восприятия и тд), формирование ценностных ориентаций, т е выбор человеком определенных моральных, эстетических и других духовных ценностей в качестве идеалов, норм, приоритетов, определяющих его жизненную позицию,
-формирование и развитие духовных потребностей как основы целостной внутренней психической жизни человека, отражающейся в его действиях Духовные потребности проявляются в желании личности приобщиться к культуре, к основным ценностям общества, к созидающей и активной деятельности В то же время духовные потребности стимулируют внутреннюю жизнь личности, ее эмоциональный мир, сознание, создают психологическое напряжение, которое побуждает к социальной активности,
-приобщение к духовным ценностям, их усвоение Приобщаясь к ценностям культуры, личность активно усваивает их и реализует в своей жизнедеятельности,
- формирование системы духовных ценностей
Таким образом, можно сделать вывод, что духовность—это степень усвоения личностью духовных ценностей, свойство развитого сознания человека, выраженное в его интеллектуальном, творческом и этическом потенциалах
В данной работе мы обращаем внимание на развитие духовного потенциала подростков, главным образом, среднего школьного возраста, так как именно в этом возрасте складываются основные черты зрелой личности, формируются стержневые социально-психологические качества и механизмы регуляции поведения Молодому человеку, а именно подростку, свойственно стремление к самопознанию, к самосовершенствованию, но часто эти стремления остаются в зачаточном состоянии. Они имеются лишь в потенциале У ребенка есть силы и возможности для созидания, но эти силы и возможности не получили толчка к развитию, еще не раскрылись Потенциальность означает, что переход к более высокому уровню развития доступен любому человеку Мы считаем подростковый возраст особенно благоприятным для развития духовно-нравственного потенциала При этом мы исходим из следующих положений
подросток становится автономной личностью Он уже обладает определенной самостоятельностью, достаточно развитыми навыками самообслуживания, социальной, общественной и учебной жизни Школьником уже усвоены основные социальные нормы
у подростка кардинально изменяется самосознание, у него возникает особый интимный личностный мир, который становится предметом его пристального интереса Этот интерес к собственным интимным переживаниям ведет, с одной стороны, к самоуглублению и самоанализу, а с другой — к потребности принятия, поддержки и одобрения этого внутреннего мира (те в принятии себя как личности) другими людьми Работа подростка по поиску самотождественности предполагает взаимодействие, общение, коммуникацию с окружающими
С учетом того, что подростковый возраст - это период развития и становления личностных черт человека, особое значение в этом периоде жизни ребенка придается процессу социализации Но проблема заключается в том, что в настоящее время, наряду с позитивными факторами социализации личности, существует и ряд негативных факторов, которые препятствуют развитию духовного потенциала подростка, а значит и осуществлению духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения
Изучение теоретических источников в области социологии, философии, психологии и педагогики позволило установить факторы, которые оказывают воздействие на развитие нравственности подростков в условиях реформации российского социума
Итак, к группе негативных факторов следует отнести
- отсутствие объединяющей государственной идеологии,
- формирование во многом чуждой российскому менталитету молодежной субкультуры, подрывающей фундамент традиционной воспитательной системы общества,
- пагубное влияние на сознание подростков средств массовой информации,
- рост криминализации социума и распространение девиантных форм поведения,
- снижение роли общества в воспитании подрастающего поколения вследствие ухудшения нравственно-психологической атмосферы в самом обществе,
- ослабление непреходящих педагогических ценностей, достижений исторического опыта воспитания,
- актуализация проблемы обеспечения социальной, психо-физиологической, духовно-нравственной безопасности подрастающего поколения, преодоления аморальных средств ее социализации
К группе позитивных факторов относятся
- возрождение национального и этнического самосознания, религиозных традиций народов в общероссийском масштабе,
- ярко проявляющаяся тенденция к диалогу культур на принципах толерантности в межэтнических и межконфессиональных отношениях в российском обществе,
- возрастание влияния микро- и мезосоциальной среды на нравственную социализацию личности,
- формирование в обществе поколений людей, адаптированных к деятельности и социальным отношениям, морали транзитивного общества,
- рост активности населения в направлении выбора легитимных видов деятельности и отношений, в частности, через систему отечественного образования, гуманистическая направленность которого усилилась под влиянием деидеологизации общества (т е ликвидации идеологического пресса со стороны однопартийной государственной власти на образование и воспитание человека)
Убежденность в преобладании позитивных факторов над негативными в их воздействии на нравственное развитие подростков настраивает нас на оптимистическую оценку перспектив этого процесса с учетом и тех неучтенных нами позитивных тенденций, которые проявляются в различных сферах нашей жизни Общество, которое понимает причины социокультурного отставания и видит возможные пути преодоления противоречий развития, уже делает шаг вперед в создании высокого потенциала духовной культуры подрастающего поколения Под потенциалом понимается наличие средств, которые могут быть использованы для достижения определенной цели или решения какой-либо задачи
В реализации нравственного потенциала подростков мы опираемся на следующие положения
1 Психологически обоснованной и педагогически оправданной является установка на формирование у подростков нравственных конструктов, занимающих доминирующее положение в структуре личности и определяющих их собственный моральный опыт
2 Распространенными способами нравственного воспитания подростков являются организация групповой деятельности на основе сотрудничества и сотворчества, активизация межличностного взаимодействия подростков, которое направлено на решение этических проблем, умение принимать нравственно оправданное решение в разнообразных ситуациях деятельности и общения
3 В процессе разнообразной воспитательной деятельности с подростками формируются компоненты структуры поступка (морального выбора) и определяется стратегия и тактика нравственного поведения
В этот период жизни ребенка учителя, психологи, родители должны особенно внимательно наблюдать за детьми, заниматься их развитием и воспитанием Мы уверены, что в каждом ребенке скрыты богатейшие возможности, которые могут позволить ему преодолеть любые трудности, пережив при этом радость свободной и осмысленной жизни, и которые, однако, так часто остаются нераскрытыми При этом беспокоит не то, что нынешнее поколение слабее или хуже старшего, а то, что оно слабее и хуже, чем могло бы быть, те потенциал у подрастающего поколения имеется, но его необходимо постоянно развивать А развивать потенциал подростка можно лишь, включая его в разные виды педагогической деятельности
В связи с этим, одним из условий развития духовного потенциала подростков является формирование коммуникативных навыков школьников По мнению психологов, основой общей культуры личности являются именно коммуникативные навыки Они помогают создать внутренний мир человека Психологи отмечают, что большая часть подростков в результате так называемого попутного общения (через средства массовой коммуникации, семью, сверстников, традиционное школьное обучение) не создают своего индивидуального стиля поведения как меры связи с людьми, природой, самим собой При попутном общении человек усваивает лишь то, что связано с текущими потребностями и интересами, поэтому его результаты отрывочны и бессистемны Необходимо специально организованное обучение детей общению
Специальные занятия по культуре общения способствуют не только развитию познавательных и творческих возможностей школьников, но и формированию у подростков критического отношения к своей собственной речи Развитие культуры речи школьников - есть неотъемлемая составляющая духовного воспитания
Стремление подростка к самораскрытию своих возможностей, качеств укрепляется благодаря их участию в ролевых играх Таким образом, следующим условием, раскрывающим духовный потенциал школьников, является организация такой деятельности, в которой подросток бы себя проявил Такой деятельностью становится игра В игре подростки могут выразить свою потребность в активном, действенном самоутверждении Замечено, что нравственное воспитание подростков осуществляется эффективней в ходе организации разнообразных социально-ориентированных игр с нравственным содержанием, которые способствуют развитию этической рефлексии подростков Не случайно игра занимает особое место в социокультурной жизни человека и общества Игровая деятельность образует культурное пространство, в котором ее участники свободно развиваются В игре присутствуют элементы дискурса -жесты, мимика, различные символы и предметы, что делает игру не только привлекательной, но и дедуктивной в плане полифонического развития нравственного сознания, приобретения нравственных качеств, усвоения
моральных норм и поступков В играх реализуются индивидуальные потребности и способности Игры обостряют личностные проявления и особенности подростков Они выступают как формы поведения, подчиненного определённым правилам
В подростковом возрасте из-за небольшого жизненного опыта молодые люди еще не умеют быстро и объективно оценить ту или иную жизненную проблему, у них еще не сформировалось умение разрешать конфликтные ситуации Как раз этому подростков и нужно учить Постановка и проигрывание ситуаций с нравственными коллизиями, формирующих умение эффективно разрешать конфликтообразующие ситуации, способствуют социализации личности подростка, а значит, и развитию у него культуры мышления, умения сделать нравственный выбор Эпизоды и ситуации с нравственными коллизиями предполагают разрешение моральных противоречий Проигрывание эпизодов с нравственными коллизиями способствует развитию духовно-нравственных качеств подростков Нравственный конфликт подразумевает выбор между двумя дилеммами долг и безответственность, добро и зло, сострадание и черствость, участие и безразличие, идейность и пустота души и тд У человека всегда есть выбор, и задача образования заключается в том, чтобы дать правильную ориентацию, способствующую развитию и раскрытию сущностных сил индивидуума Способность принимать адекватные решения в конфликтных ситуациях является одной из основ нравственного развития личности подростка Истинная педагогика начинается с помощи человеку в разрешении трудностей не приспособиться к обстоятельствам, а разрешить противоречие
Таким образом, развитие коммуникативных навыков школьников, вовлечение подростков в социально-ориентированные игры с нравственной направленностью, постановка и проигрывание ситуаций с нравственными коллизиями - все эти предпосылки в совокупности выступают как средство формирования морального сознания и приобретения нравственного опыта
Рассмотрение особенностей духовно-нравственного воспитания имеет принципиальное значение для организации всей воспитательной работы Они являются основанием для планирования и реализации педагогического процесса, регулирования его целевых, содержательных, процедурных и организационных сторон
Во второй главе «Организация развития духовно-нравственного потенциала подростков» раскрыто содержание опытно-экспериментальной проверки основных положений организационно-педагогического обеспечения рассматриваемого процесса, реализованы ведущие направления и педагогические факторы, обеспечивающие эффективность духовно-нравственного воспитания и развития духовного потенциала подростков
Опытно-экспериментальная работа предусматривала три этапа поисково-теоретический, опытный и заключительный Каждому этапу соответствовали определенная цель, задачи и направления деятельности, взаимосвязанные с логикой и целевыми установками всего исследования
Поисково-теоретический этап был связан с изучением начального состояния предмета для дальнейшего его преобразования, с уточнением содержания основных положений экспериментальной программы, утверждением плана образовательной деятельности, с выбором адекватных форм, методов и приемов развития духовно-нравственного потенциала школьников
Результаты констатирующей диагностики, выявляющий уровень нравственной воспитанности подростков позволили установить, что представления подростков о нормах нравственности отличаются расплывчатостью Большинство школьников в экспериментальной (51%) и в контрольной (56%) группах в ситуациях нравственного выбора оперировали преимущественно эгоистическими побуждениями Учащиеся не отличались чуткостью, внимательностью, приветливостью в отношениях друг с другом Нравственная самооценка школьников была преимущественно завышенной, отмечены случаи, когда подростки с излишней самокритичностью относились к своей персоне, процент подростков с адекватной самооценкой был небольшой Нравственная оценка подростками своих сверстников была нейтральной (65%), доброжелательной (15%) и недоброжелательной (20%) От подростков в классе можно было услышать недобрые шутки, неуместные комментарии в адрес одноклассников, т е в отношении друг к другу у подростков наблюдалась, если применять терминологию, принятую в психологии, косвенная агрессия Иными словами, подростки проявляли агрессию, которая окольными путями направлена на другого человека (насмешки, злые реплики) Учителя, работающие с детьми, осознавали необходимость работы в направлении духовно-нравственного воспитания, выделяли его значимость
Таким образом, в свете вышесказанного мы пришли к пониманию необходимости специальной организации педагогической работы, которая была бы направлена на раскрытие и развитие духовно-нравственного потенциала школьников подросткового возраста
В ходе осуществления опытного этапа нами была разработана и интегрирована в практику учебно-воспитательного процесса серия занятий «Уроки морали» Основные цели и задачи соответствовали тем требованиям, которые мы поставили в ходе эксперимента.
«Уроки морали» - это практический курс по развитию духовно-нравственных потенций подростков, рассчитанный на творческий процесс познания детьми нравственных норм Занятия ведутся в увлекательной форме Они эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены игрой, творчеством, деятельностью, упражнениями, педагогическими задачами Все это сочетается с необходимым чувством меры, без морализирующего воздействия на школьников Учитель побуждает ребенка постигнуть и почувствовать важность человеческих отношений, определить свою моральную позицию в различных жизненных ситуациях, поупражняться в нравственном выборе собственного поведения Все усилия педагога направлены на опосредованное включение ребенка с помощью различных методических приемов в мир духовно-нравственных категорий
Цель курса - развитие потенциала школьников с позиций нравственной сферы Практическая задача нашей учебно-исследовательской работы через беседы, ситуации, ролевые игры, занятия — ввести учащихся в «мир морали», создать условия для становления у них осознанного отношения и поведения Именно с осознанности своей позиции, своей оценки, своего поведенческого шага начинается культура человека как стиль его мышления, поведения, действия
Задания, используемые нами в ходе занятий, вырабатывают у подростков понимание общности некоторых проблем, а совместное решение этих проблем во время игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, которые соответствуют их полу, возрасту и социальному статусу
Итак, задачи курса «Уроки морали»
1 Формировать у учащихся навыки нравственного поведения в повседневной жизни,
2 Развивать умение осуществлять самоконтроль за своим эмоциональным состоянием в ходе общения,
3 Учить видеть свои недостатки и уметь их исправить, избавляться от других дурных привычек и способствовать формированию полезных,
4 Развивать у школьников навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, учителями, родителями и другими окружающими людьми,
5 Вырабатывать умение «быть в мире с собой»,
6 Воспитывать интерес к окружающим людям,
7 Раскрывать творческие способности и воображение в процессе игрового общения
Основные формы обучения детей развивающие игры (игры-драмагизации, сюжетно-ролевые игры), наблюдение, анализ заданных ситуаций, рассказы учителя и рассказы детей, сочинение историй, беседы, мини-конкурсы, игры-соревнования
Разработанная нами серия уроков нацелена на формирование у подростков способности к осмыслению собственных поступков, стремления к нравственной самооценке, потребности в этической рефлексии
Что касается специальных методик в логике духовно-нравственных занятий с детьми, то они позволяют фиксировать процесс развития нравственных знаний детей, опыта поведения, эмоциональных реакций на состояние другого человека и степень продвижения или изменения в ценностных ориентациях личности Этому служат такие методики, как «духовный дифференциал», «продолжи предложение», «творческий рассказ», «мой выбор», педагогические задачи и т д В качестве методик изучения могут быть использованы игры, также включенные в канву нравственных занятий
На заключительном этапе исследования были проведены «срезы», целью которых являлось установление результатов после проведенной работы с учащимися экспериментального класса
Основным методом для оценки эффективности педагогической работы, проведенной со школьниками, стал анализ знаний и качеств личности подростков среднего школьного возраста Сравнивались полученные на начальном и заключительном срезах данные по критериям
- нравственные знания и ценностные ориентации;
- направленность нравственного выбора в повседневных и конфликтных ситуациях (соотнесение альтруистических и эгоистических побуждений);
- самореализация (выражена, не выражена, отдельные попытки);
- уровень моральной осознанности.
Полученные характеристики уровня духовно-нравственного развития школьников на заключительном этапе опытно-экспериментальной работы не позволяют судить о больших изменениях, произошедших в сознании подростков после проведенной с ними педагогической работы. В исследовании нашла отражение проблема многофакторности влияний, воздействующих на ребенка. Необходимо брать во внимание внешние факторы, которые оказывают влияние на подростков - среда, школа, семья, а также и внутренние - жизненный опыт, уже накопленный школьниками, внутренние установки, мотивы, меняющееся самосознание ребенка. Все это затрудняет разработку научной диагностики содержания духовно-нравственного развития учащихся. Мы не можем говорить о больших сдвигах и изменениях в личности подростков за сравнительно небольшой период времени, в течение которого проводилась педагогическая работа. Нельзя забывать, что нравственное воспитание не дает сиюминутного результата, так как это очень сложный, многоэтапный и многофакторный процесс, результаты которого проявляются не сразу, а с течением времени. Мы можем говорить лишь о том, что в подростковом коллективе, благодаря организованным занятиям по развитию духовно-нравственного потенциала школьников, постепенно накапливается опыт нравственных взаимоотношений, формируется привычка морального самоконтроля в общении, предотвращении конфликтных ситуаций. Кроме того, подростки становятся более доброжелательными, быстрее и легче находят выход из конфликтных ситуаций, лучше себя ведут, меньше спорят с учителями.
В результате наших занятий у школьников наблюдаются подвижки в развитии коммуникативных навыков, атакже средств эмоционального самовыражения (см. диаграмму 1).
до эксперимента
□ положительная эмоциональная реакция
ш нейтральная эмоциональная реакция
□ отрицательная эмоциональная реакция
после эксперимента
3 положительная эмоциональная реакция
1 нейтральная эмоциональная реакция □ отрицательная эмоциональная реакция
Диаграмма 1. Показатели уровней эмоциональных реакций подростков экспериментальной группы (в%)
По данным диаграмм, видно, как постепенно возрастает желание отойти от проявления подростками негативных эмоциональных реакций, прослеживается стремление школьников разрешить коллизионные ситуации мирным путем
Проведенные исследования показали, что в результате целенаправленной педагогической работы с детьми по развитию их потенциала повышаются показатели творческой активности и самооценка
Изменения в духовном развитии проявлялись также в том, что учащиеся продемонстрировали
1 Осведомленность о нравственных представлениях,
2 Проявление большей самостоятельности на пути решения нравственных проблем,
3 Стремление учитывать и прогнозировать последствия своих поступков,
4 Позитивную нравственную направленность личности,
5 Устойчивость этической рефлексии,
6 Повышение уровня моральной осознанности
Основные показатели положительной динамики проведенной воспитательной работы отражены в таблице
Таблица 1
Данные об уровнях развития духовно-нравственного потенциала подростков
Критерии нравственного развития подростков Характеристики уровня развития личности Количество учащихся в %
ДО эксперимента после эксперимента
Уровень нравственных знаний (осведомленность) Слабая осведомленность 67 56
Удовлетворительная 23 27
Хорошая 10 17
Моральная направленность личности (устремленность) Негативная 62 52
Малоустойчивая 26 34
Устойчивая 12 14
Уровень моральной осознанности Малоосознанный 59 55
Фрагментарный 34 37
Высокий 7 8
Как видно из таблицы, наш личный вклад в развитие духовно-нравственного потенциала подростков наиболее зримо прослеживается в повышении моральной осведомленности учащихся К концу опытно-экспериментальной работы значительно увеличилось количество детей с удовлетворительным уровнем нравственных знаний и, соответственно, уменьшилось количество учащихся со слабой нравственной осведомленностью Примечательно, что наибольшие изменения наблюдаются на низком уровне за счет перехода подростков на более высокие уровни Рассмотрим внимательнее данные положительные изменения
Результаты исследования развития нравственной осведомленности подростков экспериментальной группы (в %)
Диаграмма 2. а - слабая нравственная осведомленность учащихся; Ь - удовлетворительная нравственная осведомленность; с - хорошая нравственная осведомленность
Все вышеуказанные явления можно обозначить в совокупности как нравственный опыт, который получен подростками в результате проведенной педагогической работы. Опыт нравственного поведения, по нашему мнению, может быть с достаточным основанием назван доминирующим конструктом нравственно воспитанной личности. В нравственном опыте находят концентрированное выражение сформированность морального сознания, знания о нравственных качествах и моральных нормах и способность принимать решение в ситуациях морального выбора (разрешать конфликтообразующие эпизоды с нравственными коллизиями).
Опыт нравственного поведения представляет собой совокупный показатель, который определялся с помощью всех использованных в эксперименте диагностических (констатирующих) методик.
Бесспорно, занятия по развитию духовно-нравственного потенциала нужно строить с учетом возрастных психологических особенностей детей. Учитывая, что у подростков особенно развита потребность быть заметным в коллективе, необходимо показать им, как изменения в лучшую сторону, хорошая дисциплина и учеба воспринимаются товарищами, педагогами, помогают занять достойное место в коллективе. В этом возрасте особенно важно укрепить веру школьника в себя, выработать у них чувство самоуважения, чему и способствовали наши уроки, посвященные духовности и нравственности. Учителю следует объяснить подросткам, к каким положительным изменениям в знаниях, в расширении кругозора, в повышении общей культуры ведут также и самостоятельные занятия, прочитать выдержки из книг о выдающихся деятелях культуры, о том, как они с детских лет работали над собой. Убеждая ребят словом, учитель, таким образом, добъется успеха в педагогическом общении.
Самым существенным в организации духовно-нравственного воспитания является умение учителя «видеть» отношения, наблюдать за поведением детей, выявляя в нем скрытый нравственный смысл. Отношение проявляется во взгляде,
в реплике, в поступке, в мимике, жесте и эмоции Личность учителя постоянно действует на нравственность школьника Педагог воспитывает обучаемого прежде всего серьезной подготовкой к разговору, мастерским его проведением, высокой культурой поведения, аккуратной одеждой, чистотой речи, своевременным началом и концом занятия, готовностью задержаться и объяснить непонятное Ценится и манера поведения самого учителя, его доброжелательность, искренность, такт в отношении с окружающими людьми
Таким образом, для развития духовно-нравственного потенциала подростка важна не только деятельность самого воспитанника, но и личность учителя Ученик может стать субъектом духовного воспитания, если его познавательная деятельность нравственно ориентирована, а различные ситуации, в которых он оказывается действующим лицом, постоянно разрешаются в соответствии с принципами морали
В заключении диссертации изложены результаты проведенного исследования, подтвердившие правомерность выдвинутой гипотезы
1 Обозначены ключевые понятия, связанные с процессом духовно-нравственного воспитания подростков Духовность заключается в освоении высших ценностей, в приближении к идеалу, в формировании духовных потребностей В педагогике и педагогической психологии потребности понимаются как устойчивые образования, оказывающие на конкретную деятельность «мотивообразующее» воздействие Таким образом, личностные ценности и потребности оказываются неразличимы Формирование и развитие духовных потребностей как основы целостной внутренней психической жизни человека является одним из главных аспектов духовного воспитания
2 Проведен анализ современной духовной ситуации, в которой находится подрастающее поколение, и определена специфика нравственного воспитания детей К негативным обстоятельствам российской социокультурной ситуации относятся снижение роли общества в воспитании подрастающего поколения и ухудшение нравственно-психологической атмосферы в самом обществе, ослабление функций школы в ее воспитательном влиянии на детей, пагубное влияние на сознание подростков средств массовой информации, рост криминализации социума и др Это далеко неполный перечень обстоятельств отрицательно повлиявших на духовную ситуацию в социуме Однако в обществе постепенно происходят и позитивные сдвиги возрождение национального и этнического самосознания, религиозных традиций народов, стремление к диалогу культур и религий на принципах толерантности, возрастание влияния микро- и мезосоциальной среды на нравственную социализацию личности, усиление гуманистической направленности отечественного образования под влиянием деидеологизации общества
Главная особенность духовно-нравственного воспитания подростков в данной социальной ситуации заключается в необходимости педагогически организованной деятельности, активизирующей практическое закрепление моральных знаний, суждений, взглядов и убеждений
3 Обоснованы педагогические факторы, обеспечивающие эффективность духовно-нравственного развития подростков
1) развитие коммуникативных навыков школьников посредством реализации потенции в общении,
2) вовлечение подростков в интеллектуально-игровую деятельность с нравственной направленностью,
3) постановка и проигрывание ситуаций с нравственными коллизиями
Данные педагогические условия выступают как средство формирования
морального сознания и приобретения нравственного опыта
4 Экспериментально установлено, что в результате педагогической работы со школьниками у подростков проявляется большая самостоятельность при решении нравственных проблем, отмечено стремление к нравственно-ориентированной самореализации, к этической рефлексии, к духовному личностному развитию
Обобщая результаты проведенного нами исследования, следует еще раз подчеркнуть необходимость целостного рассмотрения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в современных условиях российского общества В центре наших исследований была личность подростка и методы ее развития средствами психолого-педагогических воздействий Проведенное исследование не исчерпывает всей полноты имеющихся педагогических аспектов рассмотрения неоднозначной, многогранной и сложной проблемы духовно-нравственного воспитания подростков среднего школьного возраста Полученные нами в ходе работы выводы и результаты свидетельствуют о необходимости в дальнейшем разработки педагогических основ развития духовно-нравственного потенциала школьников подросткового возраста, создания педагогических условий для актуализации нравственного опыта учащихся
Основные положения исследования отражены в следующих публикациях автора.
1. Цыганова Е.В. Психолого-педагогические возможности для развития духовного потенциала подростков в условиях кризиса российского общества /Е.В. Цыганова //Вестник Московского государственного областного университета. - 2007. - №2. - С. 135-137.
2 Цыганова Е В. Культура поведения как педагогическая проблема /Е В Цыганова //Государство, право, общество современное состояние и проблемы развития материалы региональной науч -практ конференции -Хабаровск Изд-во ХДЮИ, 2005 -С 215-218
3 Цыганова Е В Роль языкового образования в развитии культуры личности школьника /Е В Цыганова //Общедидактические и лингво-методические проблемы в образовательных учреждениях Якутии материалы науч - пед конференции - Якутск Изд-во ЯГУ, 2006 - С 48-50
4 Цыганова Е В Развитие духовного потенциала школьников посредством языкового образования /ЕВ Цыганова //Вестник Якутского государственного университета -2006 -№3 -С 148-151
Подписано в печать 06 02 08 Формат 60x84/16 Услпл 1,25 Печать трафаретная Гарнитура «Тайме» Тираж 100 экз
Отпечатано в редакционно-издательском отделе ГУ «Республиканский информационно-маркетинговый центр» г Якутск, пер Энергетиков 2а, тел 21-56-42, тел/факс 21-56-75 c-mail gunmsffimail ru Изд лиц, № 000079 от 18 11 99
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Цыганова, Елена Владимировна, 2008 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Духовно-нравственное воспитание подростков как социально-педагогическая,проблема.
1.1. Категории духовности и нравственности в философско-педагогическом контексте.
1.2. Анализ особенностей духовной ситуации современного российского общества.
1.3. Психолого-педагогические факторы развития духовного потенциала подростков как основы воспитания их нравственности.
Выводы по I главе.
ГЛАВА II. Организация развития духовно - нравственного потенциала подростков.
2.1. Организация и содержание экспериментально-педагогического исследования.
2.2. Педагогическая работа по развитию духовно-нравственного потенциала подростков.
2.3. Результаты экспериментального исследования.
Выводы по II главе
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические факторы развития духовно-нравственного потенциала подростков в период социальной реформации"
Актуальность исследования. В последнее время значительно усилился педагогический интерес к нравственной проблематике. И этот факт не случаен. В результате социально-экономических, политических и культурных преобразований в обществе происходят необратимые изменения, которые оказывают существенное влияние на молодое поколение. Отсутствие чётких нравственных ориентиров, снижение уровня духовной культуры — всё это реальность, которая окружает современных подростков. Нынешнее молодое поколение воспитывается в принципиально иных условиях, нежели прежнее.
Современного человека, беря во внимание его потребности, приоритеты, интересы, можно охарактеризовать как «Человек-масса»: он не требует от себя многого, не стремится к самосовершенствованию, предпочитает не усложнять жизнь, делает акцент на материальную сторону жизни, не чувствует внутренней потребности в высоких духовно-нравственных ценностях и тем более в следовании им. Ему чужда высокая дисциплина духа, требовательность к себе. Человек перестал думать, о своем духовном обогащении, стал игнорировать нравственную сущность своих поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план.
В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять. Именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения как самой личности, так и всего общества.
Духовная жизнь человека придает природному человеческому бытию социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее. Развитие нравственной и духовной культуры как одного из атрибутов общественного-бытия предполагает осмысление различных аспектов духовного потенциала, то есть тех социальных и духовных источников, возможностей, резервов* и средств деятельности, которые обеспечивают прогресс личности и общества. Смысл и цели общественного развития, в конечном счете, состоят в расширении возможностей каждого человека реализовать свои устремления и вести здоровую, полноценную, творческую жизнь. При таком подходе человек рассматривается не только как фактор социального развития, но и как"главный субъект, пользующийся его результатами.
Жизнь показывает, что такие социальные институты, как семья, школа,, техникум, вуз помогают человеку определить свой жизненный путь, сформировать богатый духовный мир. Не последняя роль в решении данной задачи отводится' учителю. Эффективность решения всех этих проблем кроется, на наш взгляд, не столько в содержании обучения, сколько в качественном воспитании, ядром которого должны стать духовно-нравственные ценности.
Проблема заключается в том, что у подрастающего поколения отсутствует ориентация, на непрерывное духовно-нравственное развитие. Это вызывает необходимость переосмыслить деятельность, отношения, имеющиеся образцы, и нравственные нормы поведения современного школьника подросткового возраста, в связи, с чем появляется необходимость ориентации подростка еще в условиях школы, на развитие нравственных качеств в сфере его учебной деятельности.
Поскольку фундаментом становления личности современного молодого человека является его духовно-нравственная зрелость, то основанием моделирования учебно-воспитательного процесса в школе должна стать активизация школьников, — растущего поколения на выявление и развитие их духовно-нравственного потенциала.
Тема выявления, развития,и реализации духовного потенциала является крайне важной в практическом и идейно-теоретическом отношениях. Человеческий потенциал только отчасти представляет собой нечто данное человеку от рождения - в значительной мере он* развивается в процессах социализации личности.
Обращение к опыту духовно-нравственного воспитания не является новым для педагогической науки. Проблема духовности во всем ее многообразии имеет давнюю традицию. Значительный вклад в теорию духовного становления и развития человека, его высших психических функций внесли психологи Л.С. Выготский-[21], Б.Р. Ананьев [4], B.Bi Давыдов [29], В.Н. Мясищев [85], С.Л. Рубинштейн [106], А.Н. Леонтьев [62], Д.Б. Эльконин [150] и другие. Идея развития личности в духовно-нравственном плане рассматривалась в классических трудах теоретиков и практиков отечественной педагогики К.Д. Ушинского [128],
A.C. Макаренко [73], В.А. Сухомлинского [121], С.Т. Шацкого [144], а также в исследованиях зарубежных ученых (В. Франк [132], Э. Фромм [137]) и других.
Проблеме нравственного воспитания посвящены исследования
B.А. Блюмкина [13], Н.П. Буевой [39], В.П. Зинченко [44], И.Ф. Харламова [138], A.B. Мудрик [81], Г.Н. Филонова [130], А.И. Шемшуриной [146], г
Л.Д. Кудрявцева [56] и других.
Мы опирались также на- исследования, в. которых рассматривались морально-философские (О.Г. Дробницкий [35], В.й: Мурашов [84], В.Ф. Шаповалов [143], Е.М. Махаров [77], H.H. Кожевников [50]), социо-культурные (Т.И. Заславская [42], В.К. Левашов [60], В.И. Пантин [92]), психолого-педагогические (В.М. Коротов [52], Б.Т. Лихачев [66], Л.И. Новикова [87]; В.А. Сластенин [114], Н.Е. Щуркова [149]) аспекты проблемы.
Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в современном теоретическом осмыслении ее методологических основ, разработке целостного подхода к ним, оно вскрывает новые противоречия между:
- ориентацией общества на нравственно активную и устойчивую личность и ростом проявлений аморализма в социальной среде;
- объективной потребностью динамично изменяющегося общества в нравственно воспитанных людях и неразработанностью педагогических основ и методических рекомендаций по эффективной организации нравственного воспитания учащихся подросткового возраста;
- потребностью общества* в духовном оздоровлении на основе укрепления преемственности поколений в традиционных ценностях и утратой школьным образованием функции духовно-культурного просвещения;
- растущей потребностью образовательно-воспитательной практики в новых подходах к проблемам духовно-нравственного развития и ограниченностью круга последних в значительно изменившихся социальных условиях.
Таким образом, социальная актуальность и педагогическая значимость проблемы развития духовно-нравственного потенциала подростков очевидны. Данной проблеме все- больше и больше уделяется внимание в среде ученых и практиков. В исследованиях прошлого века с 90-х годов и по настоящее время особое внимание обращается на тенденции^ которые обнаружились в результате трансформации социокультурных характеристик российского общества и оказывают негативное влияние на духовно-нравственное воспитание подростков. Ознакомление с теорией и практикой нравственного воспитания, особенно/ в период изменяющихся условий, показывает, что имеются пробелы в поиске конкретных путей, форм и методов духовно-нравственного воспитания школьников, с учетом их психолого-педагогических возрастных особенностей. Это, главным образом, и определило выбор темы диссертационного исследования «Педагогические факторы развития духовно-нравственного потенциала подростков в период социальнойреформации».
Объект исследования-- процесс нравственного воспитания учащихся подросткового возраста в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективность развития духовного и нравственного потенциала подростков в процессе их обучения и воспитания в школе.
Цель исследования - определить основные педагогические условия деятельности школы по развитию нравственного и духовного потенциала подростков в период реформации российского общества.
Гипотеза исследования основана на том, что развитие духовно-нравственного потенциала подростков в новых социальных условиях будет более успешным, если в учебно-воспитательном процессе реализовать следующие педагогические подходы:
- усиление индивидуализации и дифференциации воспитания, обеспечивающего достаточно высокий уровень готовности к усвоению моральных норм и опыта нравственного поведения;
- организация нравственно-ориентированной деятельности, которая способствует развитию этической рефлексии подростков и, как следствие этого, развивает их коммуникативные навыки;
- активизация в обучении и воспитании подростков процессов самосовершенствования и самоуправления как проявление потребности в самовыражении.
Для достижения поставленной цели диссертационного исследования и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
1. Обозначить категории духовности и нравственности в философско-педагогическом контексте.
2. Провести анализ духовной ситуации текущего времени с целью выявления её актуального значения для развития нравственного потенциала школьников.
3. Обосновать педагогические факторы, обеспечивающие эффективность развития духовно-нравственного потенциала подростков.
4. Экспериментально проверить комплекс педагогических факторов с целью определения их действенности на школьников в нравственном отношении и разработать научно-практические рекомендации по исследуемой проблеме.
Методологическую основу исследования составили концепции духовно-нравственного развития детей исторически сложившихся систем воспитания личности (К.Д. Ушинский, В.А: Сухомлинский, A.C. Макаренко); общетеоретические основы формирования личности (JI.G. Выготский, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович и др.); положения теории деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); личностно-ориентированные технологии воспитания (Д.М. Гришин, В.В. Сериков, Л.Ю. Сироткин, И.С. Якиманская); идеи саморазвития личности (Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров, В.И. Андреев, Л.Н. Куликова); основные идеи теории нравственного воспитания (В.А. Блюмкин, О.С. Богданова, А.И. Шемшурина, О.Г. Дробницкий, A.B. Мудрик, И.Ф. Харламов, В.П. Зинченко и другие); философские-идеи о роли духовно-ценностного потенциала человека в его личностном развитии (B.C. Соловьев, П.А. Сорокин, И.А. Ильин, Э. Фромм), созвучные идеям о социальном преобразовании российского общества.
Методы исследования: анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы; обобщение опыта педагогической деятельности; наблюдение; беседа; педагогический эксперимент, анкетирование; тренинги личностного роста; анализ деятельности школьников с диагностической направленностью.
Экспериментальная база исследования - школа № 31 г. Якутска. В ходе педагогического эксперимента было охвачено 212 учащихся пятых, шестых, седьмых классов.
Исследование проводилось в три основных этапа.
На первом этапе (2003-2004 гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы, проводилось изучение и обобщение массового и передового опыта, выявлялись социально-педагогические противоречия в морали и нравственном воспитании учащихся'подросткового возраста. Определялась рабочая гипотеза.
На втором этапе (2004-2006 гг.) разрабатывалась программа и конкретизировалась гипотеза исследования, реализовался экспериментально-программный материал, проверялись и уточнялись педагогические условия эффективной организации работы по выявлению и развитию духовно-нравственного потенциала подростков.
На третьем этапе (2006-2007 гг.) осуществлялись обработка и обобщение результатов эксперимента, формулировались и проверялись выводы и результаты исследования, уточнялись отдельные теоретические положения, оформлялась диссертация, внедрялись в практику результаты и рекомендации исследования.
На защиту представлены:
1. Духовно-нравственное воспитание подростков связано с(приобщением личности к духовным потребностям, культурным ценностям, их усвоением, т.е. накоплением собственного духовного багажа. Под духовным развитием понимается осмысление личностью своего предназначения в жизни, стремление к постоянному нравственному совершенствованию. В этом заключается потенциальный смысл духовности и нравственности.
2. Моральное несовершенство личности, особенно- в подростковом возрасте, определяется не столько условиями среды, сколько недостатком воспитания, неразвитостью адаптивных возможностей самой личности (по выражению Л.С. Выготского, недостатком «приспособительных связей»). В нравственном становлении подростков очень важен моральный образец, формируемый в обществе. Этим определяется необходимость стимулирования и развития таких потенциальных возможностей подростков, как общение, самоутверждение и самовыражение, в процессе которого происходит накопление собственного нравственного опыта.
3. Развитие основных духовно-нравственных потенций подростков в условиях реформации общества обеспечивается факторами, активизирующими позитивно-оценочный моральный выбор и направляющими на действенное применение нравственных знаний и-убеждений, укрепляющими эмоционально-волевую сферу.
Научная новизна исследования:
- предпринята попытка осмысления основ духовно-нравственного воспитания с позиции изменившейся социокультурной ситуации, в результате чего обоснован характер педагогической деятельности школы по развитию нравственного и духовного потенциала подростков;
- определены и проверены факторы развития нравственных возможностей подростков, учитывающие особенности социальной среды и акцентирующие внимание на формирование созидательного морального опыта.
Теоретическая значимость исследования заключается в аналитическом обосновании педагогических факторов развития духовно-нравственных возможностей подростков с учетом особенностей российской общественной реформы, что создает предпосылки для расширения научного знания.
Практическая значимость исследования проявляется в опытной реализации педагогических факторов развития духовно-нравственного - потенциала подростков, во внедрении в воспитательный процесс школы интеллектуально-игровых форм, формирующих созидательный моральный опыт," а также в разработке и внедрении научно-практических рекомендаций по итогам исследования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются теоретическим анализом научной проблемы, а также особенностей общественного развития, выделением приоритетных подходов в развитии духовно-нравственного потенциала подростков, опытно-экспериментальной проверкой, анализом и обобщением полученных показателей и итогов работы, использованием адекватных содержанию и характеру исследования научных методов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены в публикациях автора на межрегиональной, межвузовской, университетской научно-практических конференциях: «Государство, право, общество: современное состояние и проблемы развития» (Хабаровск, 2004), «Актуальные вопросы образовательного процесса в средних и высших учебных заведениях Республики Саха (Якутия)» (Якутск, 2006), «Совершенствование качества довузовской подготовки и профессиональной ориентации» (Якутск, 2007), на аспирантских чтениях.
Структура и основное содержание диссертация. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений, в которых содержатся материалы экспериментальной работы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по второй главе
Вывод первый. Педагогическая работа по развитию духовности и нравственности школьников - процесс сложный, многоаспектный и многокомпонентный. С учетом этого, исследование духовно-нравственных показателей проводилось методом наблюдения, бесед, интервью, диспутов. Кроме того, применялась методика неоконченных предложений, методики - «Счастье», «Выбор, «Пять качеств» и другие.
Вывод второй. Названные методики позволили оценить следующие содержательные характеристики компонентов духовно-нравственной деятельности:
• духовно-нравственные целеполагания, ценности, убеждения, мотивы и смыслы, которыми руководствуются учащиеся;
• этические знания, умения, способности, связанные с усвоением и применением нравственных норм;
• самопознание и осознание (контроль и оценка) своих и чужих нравственных действий, поступков;
• коррекция своих действий и поступков;
• прогнозирование своих и чужих последствий нравственных действий и поступков, нравственного выбора.
Окончательные суждения об уровне развития духовно-нравственного потенциала личности и ее составляющих было сделано путем сопоставления данных по всем имеющимся в нашем распоряжении методикам.
Вывод третий. Воспитательный процесс в рамках нашего эксперимента представлял собой включение подростка в адекватную целостную духовно-нравственную деятельность, в которой происходило определение нравственных форм, принципов и правил; регулирование духовно-нравственных взаимоотношений; рефлексия своих нравственных достоинств и недостатков; коррекция своих действий, эмоциональных переживаний, личностных особенностей.
Вывод четвертый. Данный педагогический процесс немыслим без создания адекватной системы контроля и оценки качества духовно-нравственного развития учащихся, позволяющей судить о развивающем эффекте воспитательного эксперимента. Методика контроля и оценки уровня духовно-нравственного развития базировалась на системе духовно-нравственных заданий, а способ решений этих (духовно-нравственных) заданий указывал на уровень сформированности того или иного компонента нравственного развития личности подростка. Результаты эксперимента показали, что такой контроль позволяет не только прослеживать наращивание духовно-нравственных знаний, но и фиксировать развитие способов духовно-нравственной работы,, структуры ее отдельных компонентов и деятельности в целом.
Вывод пятый. Анализ особенностей выполнения учащимися специально разработанной системы заданий (задач) привел к выводу о влиянии экспериментальной программы на духовно-нравственное мировоззрение детей младшего подросткового возраста. Данные изменения обнаруживали себя: в повышении уровня нравственных знаний учащихся, в утверждении у школьников позитивной нравственной^ направленности и моральной осознанности. В результате наших занятий у подростков наблюдаются позитивные изменения в развитии коммуникативных навыков, средств эмоционального самовыражения, повышаются показатели творческой активности, учащиеся проявляют самостоятельность на пути решения нравственных проблем, устойчивость этической рефлексии.
Таким образом, во второй главе, согласно целям и задачам диссертационного исследования, нами были раскрыты возможности педагогической работы на развитие духовно-нравственного потенциала школьников младшего подросткового возраста.
114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие духовно-нравственного потенциала личности способствует становлению ценностно-смысловой сферы сознания человека. Оно предполагает внутренние изменения в личности: её ценностях, потребностях, мотивов, интересах, установках, позициях, смыслах. Формируется позитивная «Я-концепция», устанавливаются интегративные связи между основными личностными сферами: ценностно-мотивационной, эмоционально-волевой и деятельностно-поведенческой. В результате этого, человек обретает целостность, способность к осознанному выбору, становится самостоятельным, устойчивым по отношению к негативным влияниям. Иными словами, благодаря развитию духовно-нравственного потенциала складываются личностные структуры сознания воспитанника, в результате чего, у него изменяются не объективные условия жизни, а субъективное переживание этой жизни, а значит — изменяется его жизнь. Для подростков чрезвычайно значимым является их ощущение жизни, собственный внутренний мир интимных переживаний и его выражение в общении со сверстниками. При этом надо помнить, что подростки самолюбивы и обидчивы, не всегда умеют сдерживаться. Малейшая несправедг ливость к ним может вызвать протест в форме грубости, резкости, дерзости. Все это, конечно, в какой-то мере затрудняет педагогическую работу по развитию нравственности и духовности школьника. Но с другой стороны, именно в этом возрасте появляются более благоприятные условия для педагогической работы с подростками, так как у них формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу, складываются основы нравственности. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотиваЦионные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию - это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Именно поэтому у подростков значительно расширяется круг общения с людьми, они включаются в работу различных кружков, секций, вступая в более тесные и многочисленные контакты. Часто, не признавая необходимости нравственного саморазвития, подростки в то же время проявляют повышенное внимание к этому вопросу: у них появляется интерес к своему внутреннему миру, растет самосознание, возникает стремление к самооценке. Все это способствует успешному формированию нравственных понятий, выработке моральной направленности, повышению уровня моральной осознанности, на критериях которых и основывается духовно-нравственное развитие личности подростка.
В основе развития духовно-нравственного потенциала личности лежит принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное с использованием принципов развивающего обучения. Роль учителя в развитии духовного потенциала личности школьника отличается от традиционной роли педагога как носителя знаний. Перед ним стоит иная задача: не передать знания, а раскрыть собственные возможности ученика. Учитель, помогая подростку проявлять свою уникальность в школьной жизни, способствует тому, что жизнь ученика благодаря этому наполняется новым смыслом.
Основными линиями работы по развитию духовно-нравственного потенциала личности с подростками является расширение репертуара средств эмоционального самовыражения, овладение коммуникативными навыками и умением ставить и решать проблемы. Освоение коммуникативных умений и навыков осуществляется на основе эмоциональной поддержки другого человека, на основе построения помогающих отношений. Педагог, ведущий занятия по развитию духовных потенций школьников, выступает как носитель определенных ценностей - ценностей психологической безопасности и поддержки в общении. Эти ценности усваиваются детьми и становятся их собственными ценностями.
В этом возрасте по-прежнему богатые возможности для личностного развития детей несет в себе игра. Однако здесь речь уже идет не об играх-развлечениях, а о ролевых играх. Такие игры необходимо включать в учебно-воспитательный процесс в школе наряду с обычными занятиями.
Определенный вклад в развитии духовно-нравственного потенциала личности вносит педагогическая деятельность, в ходе которой воспитуемый оказывается в ситуации нравственного выбора. Нравственный конфликт подразумевает выбор между двумя дилеммами: долг и безответственность, добро и зло, сострадание и черствость, участие и безразличие, идейность и пустота души и т.д. У человека всегда есть выбор, и задача образования заключается в том, чтобы дать правильную ориентацию, способствующую развитию и раскрытию сущностных сил индивидуума. Способность принимать адекватные решения в конфликтных ситуациях является одной из основ нравственного развития личности подростка. Истинная педагогика начинается с помощи человеку в разрешении трудностей: не приспособиться к обстоятельствам, а разрешить противоречие.
Проведенное исследование убедило нас в том, что одна из главных задач педагога - сознательное и целенаправленное формирование взаимоотношений детей в процессе деятельности. Их нравственное развитие во многом зависит от того, как складываются эти взаимоотношения именно в школе. Проведенная нами педагогическая работа, нацеленная на развитие духовных потенций подростков, оказала влияние на школьников 5-7х классов. Наши занятия способствовали постепенному накоплению школьниками опыта нравственных взаимоотношений, формированию у них привычки морального самоконтроля в общении, выработке этической культуры. После проведенной нами серии уроков, которые включали в себя и ролевые игры, и ситуации, и беседы и мини-конкурсы, школьники осознали необходимость приобщения к нравственной культуре. В разработанной серии занятий «Уроки морали» основной акцент был сделан на создание гуманного стиля взаимоотношений педагогов, детей, родителей. Опытно-экспериментальным путем была доказана выдвинутая нами на начало эксперимента гипотеза.
Итак, изложим результаты проведенного исследования, подтвердившие правомерность выдвинутой гипотезы:
1. Обозначены ключевые понятия, связанные с процессом духовно-нравственного воспитания подростков. Духовность заключается в освоении высших ценностей, в приближении к идеалу, в формировании духовных потребностей. В педагогике и педагогической психологии потребности понимаются как устойчивые образования, оказывающие на конкретную деятельность «мотивообразующее» воздействие. Таким образом, личностные ценности и потребности оказываются неразличимы. Формирование и развитие духовных потребностей как основы целостной внутренней психической жизни человека является одним из главных аспектов духовного воспитания.
2. Проведен анализ современной духовной ситуации, в которой находится подрастающее поколение и определена специфика нравственного воспитания детей. К негативным обстоятельствам российской социокультурной ситуации относятся: снижение роли общества в воспитании подрастающего поколения; ухудшение нравственно-психологической атмосферы в самом обществе; ослабление функций школы в её воспитательном влиянии на детей; пагубное влияние на сознание подростков средств массовой информации; рост криминализации социума и т.д. Это далеко неполный перечень обстоятельств, отрицательно повлиявших на духовную ситуацию в социуме. Однако, в обществе постепенно происходят и позитивные сдвиги: возрождение национального и этнического самосознания, религиозных традиций народов; стремление к диалогу культур и религий на принципах толерантности; возрастание влияния микро- и мезосоциальной среды на нравственную социализацию личности; усиление гуманистической направленности отечественного образования под влиянием деи-деологизации общества.
3. Главная особенность духовно-нравственного воспитания подростков в данной социальной ситуации заключается в необходимости педагогически организованной деятельности, активизирующей практическое закрепление моральных знаний, суждений, взглядов и убеждений.
4. Обоснованы педагогические факторы, обеспечивающие эффективность духовно-нравственного развития подростков:
1) развитие коммуникативных навыков школьников;
2) вовлечение подростков в социально-ориентированные игры с нравственной направленностью;
3) постановка и проигрывание ситуаций с нравственными коллизиями.
Данные педагогические факторы выступают как средство формирования морального сознания и приобретения нравственного опыта.
4. Экспериментально установлено, что в результате педагогической работы со школьниками у подростков проявляется большая самостоятельность при решении нравственных проблем, отмечено стремление к нравственно-ориентированной самореализации, к этической рефлексии, к духовному личностному развитию.
Обобщая результаты проведенного нами исследования, следует еще раз подчеркнуть необходимость целостного рассмотрения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в современных условиях российского общества. В центре наших исследований была личность младшего подростка и методы её развития средствами психолого-педагогических воздействий. Проведенное исследование не исчерпывает всей полноты имеющихся педагогических аспектов рассмотрения неоднозначной, многогранной и сложной проблемы духовно-нравственного воспитания подростков среднего школьного возраста. Полученные нами в ходе работы выводы и результаты свидетельствуют о необходимости в дальнейшем разработки педагогических основ развития духовно-нравственного потенциала школьников подросткового возраста, создания педагогических условий для актуализации нравственного опыта учащихся.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Цыганова, Елена Владимировна, Якутск
1. Аболин Л.М., Валиахметов Х.Х. Духовно-нравственное развитие личности в учебно-событийной деятельности. Казань: Карпол, 2002. -230 с.
2. Аманбаева Л.И. Нравственно-гражданское воспитание школьников в современном сельском социуме: метод, пособие. Якутск: Изд-во Якут, ун-та, 2001. - 56 с.
3. Ананьев Б.Г. Избр. псих, тр.: т.1 / Сост. В.П. Лиснекова. М.: Педагогика, 1980.-230 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2001.-282 с.
5. Андреев В.И. Педагогическая этика: Инновационный курс для нравственного саморазвития. Казань: Центр инновацион. технол., 2003. -272 с.
6. Ахвердова О. Духовность как основа высшего образования // Высшее образование в России. 2006. - № 4. - С. 81-84.
7. Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование // Педагогика. -2003. -№ 8. С. 35-41.
8. Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитательной работе с подростком. -М.: Знание, 1988. 32 с.
9. Бердяев H.A. О человеке, его свободе и духовности: Избр. тр.; под ред. Л.И. Новиковой, И.Н. Сиземской. М.: Флинта, 1999. - 312 с.
10. Бердяев H.A. Философия нравственности / Сост. предисл. и примеч. Л.В. Полякова. -М.: ИМА-пресс, 1990. 288 с.
11. Березовская Т.В'. Игра как средство самопознания старших школьников: Дис. канд. пед. наук. Якутск, 1999. - 158 с.
12. Блимготова А.Р. Учить культуре речи // Школа духовности. 2001. -№ 3. - С. 67-71.
13. Блюмкин В.А., Гумницкий Г.Н., Цырлина Т.В. Нравственное воспитание (Философско-этические основы). — Воронеж: Изд-во Воронеж, унта, 1990.- 141 с.
14. Богданова О.С., Катаева Л.И., Шемшурина А.И. О нравственном воспитании подростков: В помощь классным руководителям IV-VIII кл. -М.: Просвещение, 1979. 111 с.
15. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.-463 с.
16. Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания // Педагогика. 2007. - № 3. - С. 3-14.
17. Ботвинова А.Б. Феномен духовности и высшее образование // Высшее образование в России. 2004. -№ 5. - С. 157-161.
18. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1968.-268 с.
19. Выготский Л.С. Педагогическая психология; примеч. и послесл. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 533 с.
20. Габдрахманов Н.Г. Школьные традиции как средство нравственного воспитания подростков в условиях обновления общего образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1997. - 19 с.
21. Гавриленко Д.А. Дисциплина, мораль, право; под ред. Л.Л. Попова. — Минск: Наука и техника, 1983. 136 с.
22. Гарифуллина P.C. Нравственное воспитание подростков в детских творческих объединениях: Дис. канд. пед. наук. Казань, 2003. — 247 с.
23. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века = The philosophy of education for the XXI century: В поисках практ.-ориентир. образоват. концепций. — М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
24. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию; отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. -М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
25. Гришин Д.М., Колдунов Я.И. Руководство самовоспитанием школьников: В помощь классному руководителю и воспитателю. 2-е изд., пе-рераб. -М.: Просвещение, 1975. - 176 с.
26. Гроф С. Духовный кризис: Статьи и исследования / Пер. с англ. Д.М. Прошуниной. М.: МТМ, 1995. - 256 с.
27. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М: Педагогика, 1986.-56 с.
28. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.). Тенденции и социологическое осмысление. СПб, 2000. - С. 315.
29. Добрынин Н.Ф. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1965. -294 с.
30. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 году // Российская газета. 29.07.04. - № 160.
31. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2002-2003 годы / Под общ. ред. проф. С.Н. Бобылева. М., 2003. -С. 87-88.
32. Долгунов B.C. Педагогические основы повышения личностного потенциала школьника: Дис. канд. пед. наук. Якутск, 1999. - 167 с.
33. Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избр. тр. / О.Г. Дробницкий. -М.: Гардарики, 2002. 520 с.
34. Духовность // Психология: словарь.- 2-е изд. М.: Политиздат, 1990. -С. 112.37.