Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические идеи художников (как источник совершенствования курса истории педагогики)

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические идеи художников (как источник совершенствования курса истории педагогики)», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Ележоев, Мурат Леонидович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Педагогические идеи художников (как источник совершенствования курса истории педагогики)"

РОССИЙСКИЙ ОРДША ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОС7ДАРСГГЕ2ШЩЗ ПВДАГОГНЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КИШИ А.И.ГЕРЦЕНА

На правах рукописи

ЕНЕВОЕВ НУРАТ ЛЕОНИДОИГЧ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ аУДОЕНИЕОВ (жав есточяез совораевствозЕЯия курса истерии педагогики)

13.00.01 - теория я история педагогики

автореферат

диссертация на соискание ученой степони кандидата педвгопгческях каук

Санкт-Петербург 1832

Работа шшадиэиа на еафедра о&цаЯ падагогяхв Воссгйс&ого ордена Трудового Красного Заамоим государстаавного педагога-ческога университета ей.А.Й.Герцене.

Научный рукоиодите^г. - доктор кодагогичосызк псу&.

профессор В.Ф.Радаизаоаа

Офоцнвдыше оппоненты - доктор нсхусствозсдшша. содуг-иЗ

научный сатрудшж С.Н.Даличдь - кандидат педагогическая и аул, профессор Б.Г.Еуцоиао

Вадуцая организации - Поморский госудгуэстпсшыЯ подагога-

чаашй ушшерсвтет в». Н. В.Ломоносова

Защита состоится 'Я ^РЛ^ГЛ 1392 года в часоа во заседания споцна&нзированного совета Д.113.05.03 по защита диссертаций иа соиск шиш ученей стаашш доктора вауа ера Российском ордена Трудового. Красного Зианевн государственный педагогическом университет© ннаим ¿.И.Герцена ( 131100, Санкт-Петербург» ааб.р.Койки,48, корпус 11» ауд.32 ). -

С диссертацией ко&но озаажоюгтьса в фувдаишстядыюй библиотеки РГПУ шюин А.И.Герцена.

Автореферат разослан .4 ____ 1992 с.-

УчаныЯ секретарь специализированного совета

Е.И.Казакова

ОЕ2ЛЯ КДРЛСТЕРКСгККД РАБОТЫ

Дзсеэртаазя поевшиезда проблеме вспо2ьзово!шэ педагоги ~ чзсжях идей яудогсжхов а аодгетовзе учителей изобразительного зсвусстпв.

Актуальность вссдсдоаания обусловлена рядом прачки. Псобходюгосзд яачеетвопного обиогдошш систока обра-ааи»я. ориентации сЬ ва раскрытие творческих потенциал он поломав требует сущестзегашх изменений в откоеоиии подаго-гоа к сваей деятельности. В свази с этим значение отисгенмс к своей ¡храфсссвов&яыюй деятельности учвтолей изсбрг.?нтоаь~ ею го искусства, предаете в иамбодьпеЯ стелал;! обращенного к тзорчэетау, трудно ггерэоцеггать. в руксх подагога-худоаяика находятся удявятелЬ:шЯ шетрукёнт воздействия, которай способен пробуждать непосредственно ттярчемжиа напала палепезю. Однгзо, ассдедаватедьские дашше коназизЕзт, что з совремзн-низ усвоваах дагеко ' не все студенты факультетов иаобраза-тазьаого всхусстаа («да) хотят Быть учатеяяхн, ке у всех есть пагозктшшнаа установка пз педагогячвекуэ доатоздюсть. Еорадко это егкэ&по с отряцвтегьнкл отаовеннсм к педагога-чистой науке, иаосозвеянем ее часты» обгцочагог.оческоЯ кухь-тура, поумением пидегть обгзв я особенное в развития подато-паш ж изо5раллтсльяого аелусства.

л

В то Ев срамя студентам ФНН ггатересао все то. что связано с дюйма зу&о&шков: вх творчество, событаа нх &ячио& в ойаественноа жнзвя, подагогпческва деятельность. Во, как показывает кияте^ учабшхх планов я прографи, .связь коаду зна-чтом для студентов с содерзоимен педагогически днецхплии вырахова достаточно слабо, педагогические вдев художников практически но вкюзчены в процесс подготовки будущих учителей.

В ясторю* искусство существует нонадо врквх примеров, подтверавдавчих, что среди художников бихк валахолвпиио вос-шетатехя, которое хмшга обвяряук. пвдягогячвеху® практику, шгогочкехегашх ученяко». Еекоторыа из мастеров оставят богатое ямтаратуриое я теоретические наелвдяв, явська. дневна-кя, запкеа рмв!, «гемограюш шгетутияшаа, в также сам* про-^■»^»дпцяи искусства, » дшторнж мсяою пвиаияят». ядок.

схшзашшв с воспат&шзвм пагоаеаа. О&пвяо, прз ¡мж! акаиости подагсгнчискиг идей худшшиков а образовтгям учхгталей изобразительного искусства спил эти идеи с поаацяй ойщиЗ аадаго-гикн о^а но рассматривались. Ксслсдовстала сед&гога'Ч'асйого творчества худошшхоа обычно огрыга^ишагись либо вс^гсрааЭ методов худогостие:пшго обучения (3.0. Госготдез), ^лбо обрй-цодись к педагогической деятельности отдельных худогыкхоа аш систем художественного воспат&зшв (В • * - Ддагв ни а, Т.В.Лдоксэдва, Э.Ы.Бшгэтни, П.А.Дггатргюва, И.К.Еугурахоз, О.Л.Ласкоаская, В.Н.Ногева. А.Н.Сатинов, З.И.йаязчева).

Учитывая тооратичосьув неразработанность а прлктячосауа значимость проблемы, связанной с вссяадовввяеи педагогического наследия мастеров изобразительного исаусстаа и еэгыаг-ностяки его нсвользоваашг в подготовка студонтаз 4Ш, ш ся-родзлвли тему накаго цссд&довштя: "Ведагогачес&ва вдев худохняков (каа источпкз. сов8раашггвпяпнва курса ясторвя пв-дагогяви)*.

Ц о а ь нсследоводша - определить ведуано подагогнчесхиа идеи художников н разработать пути «я использования в подготовке учителей изобразительного искусства.

Объект исследования - творчасхоа ндсаадма худса-никое.

Предмет исследования - педагогические вдев худса-шхов кск источник совераонствованыя курса историк вод агогики в общей система подготовки учителей взобразитвлыюго искусства.

Гипотеза исследования: педагогические адея художников, рассмотренные в историческом аспекте и свстем&тм-аиуовшвые во определенным критерия*, становятся заишн источником совериенствовяиот курса всхорни педагогика, если

ОШ:

- находя? свое отражение в обцей' системе педагогической подготовки;

- вхлдоаэтся в курс истории педагогики по принципу дополнительности к основным идеям классической педагогики;.

- излагается синхронно с идеями педагогов-классиков;

- являются актуальными для будущих учителей нзобраактольяого искусства.

Задача исследования:

1. Отобрать а систематизировать подагогачосвио идеи худож-шшю.

2. Проанализировать ревенне проблемы отношений между учителем в учеником в педагогическом творчестве художников.

3. Разработать и ути использования педагогического наследия художников в подготосад учителей изобразительного искусства.

4. Создать в апробироЬвть на факультете изобразительного искусства новый курс с включением педагогических идей худох-каков.

Источники исследования: теоретическое и литературное наследие иасэгеров мзебразитеяьного искусства; искусствоведческие исследсвгшиа, посвященное педагогической деятельности художников ¡ив частично ее рассматривающие; произведения изобразительного искусства, позволяющие судить об отнесениях учителя и ученика; философские работы, обращенные к проблемам отноиенлй учителя в ученика в изобразительном искусство; работы психологов в педагогов, в которых рассматривавши проблемы отнесений учятедн и ученика в системах организованного воспитанна; работ!» ^ьрубегяш педагогов ы психологов по вопросам отноаениЯ учйтадя и ученика.

Источником иссядяовашш такхе стал собственный учебный, творческий а педагогический опыт в качестве художника, учителе кзобразжгвхьвого искусства в исследователя гафодрц педагогики РПХУ им.А. И.Герцена.

Освоввве этапы и организации исследование..На первом этапе (1889-1890) ».соответствии с поставленной цель© была разработана программа исследовании, предполагаю» гш последовательное реяение обозначенной проблемы. Анализировался категориальный аппарат, уточнялась понятия: "педагогическая идея", "художник", "творчество художника", "отновониа между учителем и учеником", проводился шюгаз теоретического и литературного наследия художников с целью вычленения ведагогических ндой. Также была проаодена предварительная диагностика на факультете изобразительного искусства РПГУ им.А.И.Герцена с целью виявлоима отновониа студентов к педагогике *пх учебному предмету.

на. втором атаке есследоааашз (1230-13S1J apoaosasss aisa-4мз связей падагогечао*аа идой лэдавнакез с разяатаая теории и практики кдес«:чаской свдагогты. Eta разработан а прочитан новый курс со асторт педагогика для студсатдаз <¡'.'¿1. аклкчавщий цодагсгичсскка здаа аудовиаяоа. S кроц-ассс чтсика курса прозедвыа диагностика, позаолшецад Саксиров&ть изменения в педагогичасной позшцкз студеатса. Силы разраСотахш варианты испаяьзсщокги: педагогичвских идай. худошшхов а условиях окольной практики студентов. Разуаьтвта арактичьского кспользовиша аадагопгчвсхих идей худотмягт а процесса код-готовки учителей изобразительного искусства ша проанализированы.

На третьем этапа пссгодоаплаа (1331-1392) прозззадса анализ подученных теоретических н практачосхнх дшшых, уточнены основные теоретические подохэнаа, сформуларов хшы выводы, оформяены материалы исследования.

Я а у ч на с в о в я з а л в теоретическая значимость Есследогшшш состоят в тога, что:

- определены основные источники педагогических ид ой худоа-икков; разработан целостный подход а их выявления и систематизации; доказано существование обцшгедагогичесхах идей в творческом наел едка художников;

- рассмотрены ведуцие вед&гогачесхнс вдея художников, связанные с проблемой отношений между учктелеи в учеником, охарактеризован» Мастерская в Академия как своеобразные формы непосредственных отношений в изобразительном вехусстве, а Трактат и Копировании как формы опосредованных отноаеняй; впервые описано Ученичество как качественная характеристик а аед агогиче схих отноиений;

- установлена взаимосвязь педагогического наслади» художников с обцш развитием теории и практики воспитания, обоснованы возможности вжлвчения этого наследия в, процесс подготовки учителей изобразительного искусства;

- предложен новый подход к построению педагогических курсов, основанный на включении педагогического наследия специалистов тех областей науки и искусства, которые наиболее близки студентам, вызывают аолохм-гельну» эмоциоаальну» реакцию и актуальны дли них;

- создан и опий курс ветеран подагогнка для ФИИ, осноишишй на принципах синхронности нзвокення педагогической истории.

Практическая значимость исслодо-вашш состоит в том, что в нем:

- предложен подход к конструирование и реализации курса истории педагогики ва основе использования педагогических идей худошшпов;

- представлены прялоЕсния, которые могут служить источником ссвервенствования различных паправгэняй педагогической подготовки учителей изобразительного искусства.

Ва защиту выносятся следующие пояояеяяа:

1. Педагогическое наследие художников существует как часть <С творческого наследия кудоаншво&; оно богато ндегхи, иного-

аспектио; источниками, которые позволяют описать это наследие, являются результаты эстетического, научного и педагоги-

« ■ ■

чоежого творчества мастеров изобразительного искусства.

2. Развитие педагогических идей художников соотносится с развитием обчей встор^м педагогики, отражает динамику обвдз-культурнык процессов воспитания, по изолировано от них.

3. Наиболее существенным обцепедагогическии наследием худок-иккоз является комплекс идей, связанный с проблемой отнозе-нкй иазду учителем я учеником. В изобразительное искусстве выработаны свецкфические формы отношений: Трактат а Зопиро-ванве как форкя опосредованных отноээянй; Мастерская а Академия как формы непосредственных отновений, имеюцие различии в целях (учебных и проязводствешшх), организации учебного процесса, в особенностях позиции учителя н ученика, качественной характеристикой этих отношений является ученичество.

4. Педагогические идея худокников существенно обогацают куре истории педагогики ва ФИИ, если они включается в этот курс по прюодшу синхронности, дополнительности а личностной зна-чакости для студентов.

До«т-о»врность в обоснован-

но с г ь основных положений и выводов исследования об-уелоашаяв четкость» теоретических позиций, формирован*» ко-торвх способствовал анализ педагогических адов жудохихкой с® фикософскаи, яскусстиаведчосяан я ввдагогвчесясч» урэазиа, ■»_.

текли рассмохрокка кх в историческое ассагте; иксгсаокззт-костьи иссдодоааяшл, которое 0с7ч,й<ггвяя£0сь однозреи^шо &а творотичоскои и мстодмчоскс»« уровни; Боэяоааюстье использования резработаилых подходов в различных подагогвчгс&их с*с-томах (скола, вуз, институт усоверосшствазгаши учктедай, аиезкольные учреждения), разшош категориями педагогов {tipa-□одаоатеяи вуза, учитеаа, методисты).

Апробация результат, od иссяадонаавя осуществлялась через участие в научных конференциях (г.Ленинград, 1990 р.; г.Горно-Алтайск, 1991 г.); на заседаннах кафедры обцой педагогике, проблемной яабораторив по нравственному воспитанию, аспирантских семинарах; через работу со студентами РГПУ нм А. И. Горцана (курс "История педагогики*); через исследовательскую работу студентов- {згощено более 20 курсовых работ).

Структура диссертации. Диссертации состоит из введения, трех глав, заклачгаша, списка катера-туры в приаоханкй.

осаоваок содержание работы

Во в в а д е н и-и обоснована актуальность проблемы, определены цель, объект, предмет, задачи исследования, сфор-куаирова!« исходные рабочие гипотезы, раскрыты источники исследования, цзлохпни этапы исследования, положения, выносимые на эадиту, пути апробации и внедрения подученных результатов.

В пер в-о й главе "Общая характеристика педагогического наследии худохнихов" определяется место педагогического наследии худохников в структуре их творческого наследия, проводится исторический анализ результатов их творчества как источников педагогических идей.

Обращение к структуре творческого наследия худохников потребовало уточнения основных понятий исследования. К их числу Ыым отвесешг- "педагогическая идея", "художник", "творчество", "творчество художника"'...

О£г,«усотре5птольпоо значение слопа "ндея" (от гроч. idea - представление. понятно о Benin» воображение предмета) поз-сояпло определить "«доз г.одагогическув" как авторскую мысль, отрахагвдв оьределенкыа взгляды на воспитание, педагогичос-кйв идеалы, определенные педагогические ценности. Понятно "худохккк", трактуемое обычно достаточно сирого, било эах-ргоЕоно за специалистом, иасторо:«, работающем в области изобразительного искусства.

Всхаейаей характеристикой дгатеаьности худозника является творчество. По общему определена» "творчество" есть деятельность человека, направленная на создание ногшх духовных в кзтгриалышх це.таостса. В своп очередь "творчество худох-1шка" обычно понимается как создание ни иот.их эстетических ценностей. Но поскольку творческая дептельность худогкиков многоаспектна в нз ограничивается регхаки эстетического, се иозно рассматривать как слогное сочетание эстетической, научной н педагогической дэлтельиости. Эстетическая творческая деятельность, направленная на создание произведений искусства, является в большинстве случаев ведущей , я определяющей для худохниха. Педагогическая ость практическая и теоретическая работа в области целенаправленного воспитанна. Научная вклвчеет в себя различные виды исследовательской деа-тольпости, в том числе в в области педагогики.

Такнн образом, в работ« подчеркивается, что если рассматривать творческую деятельность художников как совокупность трех видов творчества, то и само творческое наследие художников не, есть паление только художественной культуры, как обычно принято его понимать. Творческое наследие худох-няков - это сочетание их эстетического наследия, научного и педагогического наследия, которые находится в глубокой взаимосвязи друг с другом.

Анализ научных работ, посвшзенных педагогическому нссло-дкн» художников показал, что педагогическое наследие худодна-ков достаточно разнообразно и неоднородно, так как в большинстве случаев педагогические идеи мастеров искусства но были в состава целостной системы воспитания. Обычно педагогическая еде» худоаниаоэ видог&лксь в вяде отдчдьнкх .-гаж>ча-1ШЙ, зисхадаг &нва, совромглняяеая», кидожвх

записей иди кудиазствшшгх оврагов, то есгь вйгвдвгяга в хснтекста худоаеетваыши., научных идя матодачаскйа ралзгаз доний кастора.

Специфическая область истораа подогогшш, связанная с худогестаепньи воспитанном, представлена сравштты:*» иэ-большш количеством монографий. Отличительное черта отечественных работ заключается в тон, что она в основном выполииш aa материалaa русского искусства. Для вокплоксного исторического анализа педагогических идой худолнихов дашшк работ недостаточно. В связи с этим >ш обратились к первоисточником педагогической шел» худохннков. О качестве таких источников рассматривалась результаты творческой деятельности художнв-коз: проаззо«ения искусства, в тон числе и литературная, ка." результаты эстетического творчества; трактаты кок результата научного таорчоства; учошаш как результаты педагогического творчества.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА .по отлогашш к зргггела выполпиит достаточно много функций. Среди них выделяются тахко, sex "эстетическая", "информационная", "аосдитывага^ая", "потребительская*, "Функция дснахного эквивалента". В диссертация в&имашго сосредоточено на произведениях искусства, в которых воспитывавшая функция оказывается ярко выраженной. Их автора сознательно усиливали данную функцию, используя определеныуо тематику, . жанры, а тnitro способы их представления. Так создавали свои картины многие китайские мастера, английский художник У.Хогарт (1697-1764), русский живописец П.Д.Федотов (1815-1652).

Богатым источником педагогических идей, как показало на-

nfSJViiicZiirutf

uu исследование, является литературные, созданные художниками. К ях числу отнесены поэтические тексты китайского худох-нака i века Ван Вэя, стихотворные рцсс&ле тобризского юшиа^приста 16 века Садиг-бек Афаара, литературное творчество мастеров Возрождения - Леонардо да Винчи <1452-1519), Ммкеяапдхехо (1475-1564), В.Челлиих (150&-1571), Дж.Вазарж (1511-1574), поэзия английского художника У.Блейка (1757-1827) и блестяцая проза французского живописца Э.Фро-мантена (1820-1676), философско-худохествешша произведения

П.З.Рэгям (1074-1347'), аатебвог|жфя«шсгша попаста К. С.Петрова-£озкааа {1373-1330).

алячиш ТРЛгТДТН, рассад*ривеаиаа в диссертация как ис-точавк подагогячэслая адей. супостзстк» оСогсчпот казе ародстаогоикв о педагогическом «йсаидиа яудааямков. В года исследования установлено» что сдоыо рашше из сохрашигЕвзса трактатоа баян созданы а Индии. Сродя пик особо иидоля'этеа трактат "Читрлдаапакна" ("Характерные черти гашопися"), яп-¿якпяДсы с<ю6понисм кудокестЕещюго опыта ююгнх поколений индийская художников. Пирокое распространенно как форма яз-£огения научных вдой трактат получил » средневековом Китао. !1з большого чясла трактатов китайских художников переведены а особой азвестнистьа пользуется "Запася о классификации старой 2ПООШ1СЯ" са Ха (5 в.), "Беседы о хивопнеи" Па-тао (1330-1717), коллективный хруд вескблькма поколений мастеров "Слово о дявописа вз Сада с горчичное зерно' (1679-1810). Е1 проблемам госшгганаа на стран; ц&г саоак проазаоденнй обрачаа-са кеяхсдскай каллмграф конца 15 - начала 13 века Султан-Али в калзиграф конца 16 века Еази-Дхнед. Итогом творотаческоЭ кыски дрегнерускнх иконописцев стали трактаты И.Владимирова а С.Уаакова, написашше ими в 17 веко, а дкительииЗ опыт ви-заятвДскгах мастеров отргхеа в трактате начала 18 века "Еркн-ная".

Значительным увеличением числа трактатов худохников характеризуется эпоха Возрождения. В диссертации изложены основные-педагогические аспекты научных трудов Ч.Чеининн (род.ок.1370), Леонардо да Виычн, Д.Ддрера (1471-1528). 17 век представлен работами Рубенса (1577-1640). Зандрарта (1606-1688), И.Лебрела (1619-1630), а начало 18 веха знаме-шиыи трактатом Роке де Пяда (1635-1709) "Понятяе о совер-. пенном хивописце". Интересные педагогические взгляды обнаружены в трактатах английских мастеров 18 века - "Анализе красоты" У.Хогарта в "Речах" Дк.Рейнольдса (1723-1792). В России создателями научной литература были такие известные мастера, как П.П.Чистяков (1832-1019), В.В.Кандинский (18861944), В.Д.Фаворский (1888-1964), В.0.Волков, Б.Н.ВемеяскнЯ. В . трактатах названных художников взлохшш различные педаго-

гичасйЕа идеи: с ировсхвешна« o&siikc учнтагэ в о

хораатар® isx ctkcechïlG, с формаа в с&ссо&вх es оо;ик?стиоз дает«-:ы1 ости . о тахвохогкв обучешш и другиа. в развали: зтх алой арас&гярять&тса олрсдаесиааа дащздвка. обусловленная одобоггегосгаая saos в- вультур, s тсорахя худоюш-

еи,

У*Е£ЗИЕИ - результат ведагсгнчосайго тмг«зст»а - пеизо-

иощцхжкга KcnsoqeuBo педагогвческих в&а£ ïjyiQSBEsos s практика ьссеттаниа. Исторан всауссзаш - глсг^жй всточаже аиаиня сЗ згчгтешх-судогнгхех в кис учшгс&вх - bossossst проследить сотхи "генеалогические" csxaa г.тдду мастерам:*, равгьво ощутить ср^аокорыость птач ока вечность аз цедагогв-часккх Багдада», декларявуеэтг s трактатах' в црсзгзвсдеынах искусства. Вадогхд.«--час2 пад&гога;«-цухезшиызси, ьосшзтггтсхош цегггa KOiCJSSisJiii меггеров 6ия£ A.Bepposcbo {1435-1488}, г местарсгай которого учкяясь Гкраьидайо, Есттич&алн» Перуджа-ио, Я&оппр^о да Еатк, Лорыщо дв Вред»; егжгья Happaччя -саздагасв Е&аоислой агадешш (15SS). ч ибох~с- зшакатгтой аз иарвых ахада;гнк, в ае® аашошлЕсь Гккдо Векя, Доирлуккпо. ГЪерчиао; г. . иастарсвой 5^6<аксл восдвтивагкyi. Йан Дс&а в Свейдерс; учааккахи русского педагога-грдазашка В .П. Чистякова Pensa, Серсз, Суриков, Емъяаь, Борасов-1?7-сатов, б|жгьг Васнецова; у В-Л.Сороза (1SS5 -1311) учмхксь Ветров-Бодкип, Нузкаца», Серьев, ван, Брывоб? ISibssob в т.д. Изучение названных юсог щсгшвш позвошо зсфгшЕроветъ различные фоцш) организации отшшвннй ыеаду ?®та1ем в. ута-нкеом, которые существует s искусство.

ïasmt образом, в результате тесреткчас^сгх» г&глвза било . установлено*,' . что существует богатое педагогическое наследие художников, разнообразное по всточшвксм и именам, которое-является важно? составлявшей их творческого несходна. Это наследие вироко представлен© падагогкчесвикв нкеамн, Боторкз затрагивает различные проблемы воспитании.(не только методв-чесове, но в обдепедагогические). Ведущее педагогические адак худсеащко» связаны с проблемой итвогаивЯ между учителей и учеником. Ваибодее целостно эта проблема освежена s трудах художников Возрождены;.

а о агорой г л а о в "ХГра&асмы отмсякншЗ учитоая з учзмака а падпгогячэсжои васлвдпи зддокнккоз" амаЕиз'лруягг-сз различнее лспаята дазтоЯ проблемы, взяогениыо а трудах постеров Яозроздеккя » сыяолягштса особенности раз ли и щх форм опосредояашшх а нспос родственник атиованвЗ о ах исторанос -ком pu:» сити я, определяется качественны» характеристик» этих отноаошсЯ.

Исслодуя проблему опюпсяяЭ в кедагогячосхом наследия худоашмеов Возрождения, мы неходили из того, что эта отиозо-цяя есть определении^ тип связи учителя я ученика, предложа-сввцяА ях взаимное злвялио друг иа друга, взаимное воздействие, «зменеино я обогадсииа (Т.Е.Конникова, 3.И.Васильева, а.Г.Казакина, Т.В.Нальковсхаа. И. 4>. Родионова, С.Л.Расчетяна а другие). Понимая так отноаення, мы рассматривали их под разными углами зрения: с позиции цедя, ради которой они роа-зазуитса; содержания, яа котором они строятся; способов, Форм п условий HZ осуществления.

Художники Возрождения выдвинула целый ряд интересных педагогических адеД, в центре которих - осознание необходимее-та целенаправленного воспитания человека. В соответствии • с вовой целью яскусства - уподобление через искусство человека Богу, ставяляс& в вовне цедя обучения ху^охниха. На первой месте было всесторовнее развитие ого личности, суждения. В содержание образованна помимо специальных худохествеиных наук широко включался гуманитарный цикл, а также ряд точных яаук, активное развитие которых происходило в ртот период. Высокие требования предъявлялись. к хичвостя учителя. Его мастерство, это непременное условие,-должно было сочетаться с готовностью передать свои звания ученику похыосты», ничего " яе скрывая. Личность ученика такха находилась в поле зрения мастеров Возрождения. Способностей, по ях миев&в, для начала занятий искусством ечэ недостаточно, необходимо обратить внимание на текперакоят, телосложение мальчика, "знамения при рождении". Опираясь яа природные задатки, надо воспитать в будущем художнике трудолюбие, усердие, . нравственность, человечность, умение бить приятным в общении.

Изучение педагогических яде* художников - Возрождения возводило сделать вывод, -что охнааенмя между учителем в уче-

ыиео» » маобрааига в шпн искусство строгшсь в различима формах; Еира&ох&шаю на ¡яжтшвивя тысячелетий, «да яавыз-еос вряо вроаашаа в дакцу» эаоху. Осйовом формагш ояосредо-ваняык откоаоажб нвхнг гшплш в учешом валяется Трштл в йопкроЕаиаа, фораамк .авпосрадспмтиму отмоиопкй - Мастерская п Академяя. Дале® в дисссртацвд водро&ю авмигзяигетса вазввшюа Скгргш отиоютисй, особое аашша кеашясе вас-терекой в ^е^шак.

КаСТВИЖДа швх форгеа вбпосредствешшя ©твагенжй учитель и - ашюпа особи» своссбок передачи худваешешва

влжпв, в котором задача обучввяа всжусстпу взобршти дсктуотсл ср&кхичёсйнаа В мастерские учвнаа вбетно

прашлокалсп Я&я вшпыиенва еоаьвях по объему юга количеству заказов; ох обычно получая достаточно взвествый мастер, атз-акай придипяяа г обцоство. Это способствовало тому, что молодые издм етразвавсь & каиу» тех как. «огхв в процессе совместного г^.ятодкежаа работ итогом/ чаучхгсы н. В свою очергдь мастер реаав с ппнпдщ" учшшкоз опрвдголешша творчаох*о эа-дачк. Основа огаовщгай кахду учителей в уч.вшкок в мастере -вв."д^д^гати'г^-ь в самом начало обучения м сохранялись щюк-тяггесхн до его опшаш. Эавераеняем обучош о&шю слуге-жо досповевве учввосж определенного урезая'. мастерства, когда ученик начинал ксхштиз&ть ощвшв, что ему узка нечему учиться у мастера. Далее кх опкявяш ногак развкватьса но двум ншршиеаш: либо ученик становятся независима* от учителя художником, жвбо становился сотруднике« его мастерской, то есть равным. Это изменение еошагьцзгс качества не всегда озвачахо шивув автодажню. Учитель одв дояго ног помогать своему бшяаф учету £ получения работа, устройстве извк, семьи. В ходе исследования установлено, что Кастерс-кав г г- форма отноваиий уходят своими ксторичаскикв корнями в глубокую древность, ямеа ъ различные» авохи в у разных ху-дажников специфические особенности.

дкддвма как форме непосредственных отвомений кахду учи-тедем к учеником рожает прежде всего познавательные задачи. 2 Академии дрюикадяая цель {выполшмшеучебных картян, науч-иит трудов и т.д.) выступает как средство обучения, я эта* ома отличается" от Кастерохой. Дая ¿кадвмин характерно вахв-

ч1-о опзряйотвакцх яготреии с^уж-.тя. гргаяц учгбиэго ярочсс-са, сэстс51!» аоезрсаиЛ. научности кшодоо обучеивя. Ксторкз раэвнтаа схядокамосаах отиозаквЯ э диссертация рассматрагш-1.-НД ва српигзрак дудагсстсаикиз стхол дрелиоД Гре'им, э ' тон •осла знаменитой авагы античного живописца "акфмаа; созданной а 10 веко ввтсйской йкадешт якэопвсн; «шогочисзшишх ехадимнЯ, аозншших на всходе Оозрсзденви а Итомш, а затем а других европеИс&мх странах, о той чясде а в России.

Еиикатедьноа изучение педагогического наследия худозия-коа вывело вас ва формулмроваиш» идея ""учсмячестоа".

ТЧШИЧЕСТЕО хая качественная характеристика отаоязиий ¡гахду учителем а учеником определяется расанроннем задач практического овладения мастерством учитала до задач духовной преемстоекноств. Вступая в контакт, ученик осоаяв&т, что учитель является проводником в духовное, я это накладывает определенный отпечаток на ах откоааниз: почтительность, уза-салка я т.д. Ученичество не мкеет »чаяих-го определенных ара-пеякиж границ в ногат продолжаться до конца вязни учителя. В работе подчеркивается, что в своем идеале а Пасторская в Академия величают черты Ученичества.

Такпм образом, гньлиз педагогичосдогонпсхрдиа художников показал, что в история изобразительного искусства проблема стнозений учителя в ученика резалась по-разному. Однахо при всем многообразии реаений достаточно, четко обозначается два основных подхода: Мастерехая в Академия. Это позволяет осмысливать проблему отнопекий на новом об^епедагогическом уровне а /пет иирокие возможности для ее включения в педагогические курсы.

Третья глава "Опыт использования педагогического наследия художников в подготовке 'учителей изобразительного искусства" анализируется обаде направления использования педагогических идей художников в подготовке учителе'! изобразительного искусства; подробно раскрывается содержание - курса истории педагогики, вклвчашцего история педагогаческсй мысли худохников; анализируется результат, полученные в ходе чтения нового курса.

Анализ планов и программ ФИН показал, что педагогическое наследие художников занимает незначительное место в курсах

Факвдьтотз. Ни ви&аявха два иеяр&авешт есдользосвага ивсх~ два с процессе водготогкв учятвлсЗ изобразительного кскусе -тв&: фрагментарное в сасгвиатвчасаов. Ссдаркслаеы первого направление стала спецкурсы по вхаору , отделите «»"рт £ курсе педагогики шш вэдгодвжв, соецншдовд» тмщаотгя две првх-твхн в вхолэ. Свстек&твчаское псиодьзсваая» на ящцоля в соэ-дыши коэого курса встйрао педагогах», елггорий в^хдаааэт пег-дагогичасака еден худонпакоэ. .

ГлавнсЗ задачей курса бива попытка соркситврсзсп. вето-рае вадагогшсюЗ вцгхе в вршшя м сосярс.тги® студентов СИИ, а через это возбудить ех шгтарве с педегогачсдез-твшосш. создать» предпосылки длл вового & кой втаогешш, а т&кхо оосазв» студентам под новым угдоа зршгз сака творчество щвшков, как педагогическое насеедка.

. Из суцествужцмх подходов к лостроевю курса был взят за оси оду тот. в которое рассматривается авторские педагогвчес-кхе системы в историческом аспекте. Соотнесение этих систем с ва£дешшкв пеяагопгавехжмв вдвимн художников показало, <зтс существует опуцаияим СИНХРОННОСТЬ в рвзкгаа взгедов педагогов в худаашакав стран._ Это дало основание в качестве ведущей вдев курса обозначить вдев сяьхронвьстн мзло-«мм педагогических взглядов, снсш!, щшиздотщит одной здоха.

В каждой из злах вдев худикшшов отбирг^лсь яо принципу доваянйткньаостн. ДругаВ* словака, обчеаедагсгичесхже вдев кхассвчесжой истории педагогики били дополнены вдеямх худах-никав. наиболее созвучными томиесвм, по^с^шащш об-Вве направление развития теоряв я практики воспитания. Прв этом среди~асех педагогических пробке», котарае дохши была рассматриваться ва лекциях, : особое внимание сделалось проблеме осиоаший, развитии ид ев Ученичества, Ивстерсюй, Академии.

В результат« был выстроен курс, состояний из 7 разделов: Воспитание в Древнем мире, Средневековое воспнхакке, педагогические взгляды Возрождения, Педагогика 17 века, Педагогике Просведенмя, ПедагоЬжа 19 века, Современные педагогические системы.

Тсг.ия сйра^ря. яэгаспгтеслаз ряСт*э по ясяоаьаовемк»

TSOP*JÍJC3tOrO ИССЛСДПЯ E7íaS!"KS03 DQÍMftJB, что я* подагогм-«юсжкв пдоа íjorjrr з&пзть аагяоэ моего s процессе подготовки учителей изобразительного нскусстаа, способствовать як o6qa-встораческоиу а ' обзекультуржжу поккикякв подагогичоскик процессов, Формировать полозютодьно« откойеняа к педагогическое давтольноста. Для этого необходимо, чтобы педагогические пдои органически включались о систему подготовки студентов. в ах практику, з другие яурсн, читоемао на факультете, а такхе о самостоятельную работу студентов и в • аеобкодикие для все специальные учебюга пособив.

В эаклпчеппв диссертация подводятся итоги проведенного асследованно, подтверхдаотся правомерность выдвинутых гкпотез, опредедоатся проблеяи, которые требуют дальнейшего изучения. -

3 пралозоааах' пехез^з ílu синхронические тоб-¿&UU по зпокся, вкязчдз^ка ньиня Блдакг^якся подагогоп-zy-дозников» классиков истории педагогики, пыдахтцихся деятелей наука и искусства эпохи и ochosuux исторических событий; список русскоязычной литературы по первоисточникам педагогической кисли худохвхкоп; тематическое плапЕразакне нового курса истории педагогшш.

Осношшв полОкеана исследования отрахекы з следующих публикациях: . *

1. Об использовании педагогических идей художников: в подготовка учителей изобразительного искусства.-- В*сб.: Гуканн-таризация образованна. Теоретяко-ке^рдяческое обеспечение учебно-воспитательного процесса в шебдах нового типа. Тезисы . .ааучыо-практнческоВ конференции. - Л.: ДГШ1 им. Д.И.Герцена,

1990.- С.71-73. - •

2. Худознихи Возрохдсшш о воспитании творческой личности

В сб.: Проблем» истории педагогики а современность_ Горно-Алтайск, 1991. ч.1.- С.180-183.

3. Мастера искусства о поспитакиа. Средине века. Возрохде-нме. (Методические рекомендации).- СПб: Образование, 1992.84 е..