автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические идеи художников (как источник совершенствования курса истории педагогики)
- Автор научной работы
- Елесоев, Мурат Леонидович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Педагогические идеи художников (как источник совершенствования курса истории педагогики)"
РОССИЙСКИЙ ОРДЕЙЛ ТРУДСЕОГО КРЛСПОГО ЗНАМЕПН Г0С7ДйРСП32ШЫа ЙЕЯДГОПГШСКИЯ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.И.ГЕРЦЕНА
Ra правах рукописи
ЕСЕГОЕЗ ЙУРЛТ ЛЕОНИДОВИЧ
пкдагогическиё идеи ггдсшмков
<оея источник соаврзанствоасиля курса истории педагогики)
13.00.01 - теораа а ясторая педагогики
АВТОРЕФЕРАТ
диссертация кв соискание ученой стопапи кандидата педагогически* каук
Сзапяг-В®тербург 1832
Работа гшлагкеао ка лгфэдре оСщай педагогики £сасаЯскаго ордена Трудового Красного Заькаия гоегдарстееиаог® вадагога-чоского уыиварснтето кш.А.Н.Горцана.
Иеуч1шй руководи голь - дохтор аодах-опгоэс&ях вауг,
профессор й.О.Гадгкшжш
Официавькыа оппоненты - доктор цсяусствозодвивг, содучгй
иаучиый сотрудшак. С.Н.&одгоаь - кандидат падатогичос&их иоуъ, профессор В.Г.Еуценао
Ведущая организация - ПоыорсгшЗ государсуизшагй падагогс-
чаский зшшерсэтет од. И.О.Лоиоиосоаа
Зацнта состоится....................года в .. чесоз ва
заседаний спаци авизированного созета Д.113.05.03 по зацепе диссертаций ца совскшне учаной ставедш доктора иаув пря Российском ордена Трудового Красного Зшзмевн государстъвниси педагогическом университете ккака А.И.Гарцеиа ( 131186, Санкт-Пэтврбург, ваб.р.Ной£в,48, корпус 11, вуд.32 )-
С диссертацией нюзно ознакомиться а фундаментальной библиотека РГП7 вмени ¿.Н.Герцена.
Двгорсфорат разослал ....1 ........... 1992 с.-
Ученый секретарь, специализированного совета
Е.И.Казакоиа
оезйя sápaar ггаотш pawtu
Двссерхвцва посаячоиа прсолвко использовании педогога-ч»с*ях аде а худогшягсз в подготовке jmaresefl изобразительного bcs7cctbb.
Актуальность исследования обусловлена рндоя причин. Необходимость. качестпеакого о&ноплеиив системы обрв-заяаааа. оряеггтацжя сЬ вв раскгатгиз творчзсках потенциален; чазовоза трабует сэчвствэтшж изийквяйй а отноавнии педагогов к своей деятельности. В связи с зтяи значение отновеннс & сгоеЯ про$ессаовш!Ьяоа деятельпостя учнтгеяей изобразите!ь-Евго искусства, предмета в наябохьгей степени обращенного r творчеству, трудко в«з»эаценкть. В рузах пздагсга-зудогвяка находится удшштелышй инструмент воздействия, котсрий способен пробуждать непосредственно таорчвскв& пачаяа человека. Однсно, йссгодовгигегьсква даяние hohüshijewt, что j соэрзмен-asa условиях далеко '. вв асе егтдвггты £в£у*ьтетов кзобрагг»-тедьвого искусства (ФИН) хотят быть учитеггшн, не у sees есть саееепдоажышя установка на паяш-огшгасху» деятельность. Евродно это езяэ&ао с отрицательным стясвая вея s педагога-Щ&СЯО& ыаува, ваосозвавися ео часть© седочзлокоческой культура, пвунемаем вздеть с£г;оэ я особепноа в разватан йадего-пзса я иасЗразвтааьаого исзусства.
-О
В то se врехд студентам нвтересяо все то, что связано с кмеиама яу£сжшгков - ах творчество, события ах ккчно& я ойгдаствекноа гвзвв, педагогическая ясятахьиость. Во, как показывает свывз учебш олвззоэ в прогрв)*и > .связь иозду зма-чвзом для студента я содержанием педег-оглчэскпг днсцвп.глв вырезана достаточно слабо, пэдагогачоекко пдса гудоаников практачвекя не влювчаыы э процесс подготовки будут?" х учн-телей.
В ясторял искусства сучштзувт ненаво пркнх примеров, nossEspamamsiBX, что с роди худохникоп быхп вшгакологшыа вос-еэтагела, которые ихала обкирггув педвтогачасхуэ практику. тгогочкехашшх учавдекоа. Ввютор&е на «асгероа оставкза бо-гатоа литературное в теоретическое нвсагедка, паоип, дивана-км, залкез рвчоЗ. «геаагвггеп: аыетупдашнй, в уакгэ ока« произвол «шва кпкусогаа, а :гхтшх. «ей оетарзгамть ада*,
cBHsaiuuja с востзтаяйем чааоваха. Одиг^о. esa всей eassocxu ведогопзчосхих мдвй лудсзжи«оа а обрсзоааяля у-гатагсЛ изобразительного искусства сам:! эти вдеа с сооацай сбг;ий аадаго-гшш еца но рассматриваюсь. Иссаедоаопглз седстогычссксго творчества щошихов обычно огршш<авшс!> шБа ecïoptaû методов худокаствсниого обучения (Н.П.Росговцев), тхйо os?à-qопись к падагагнчаской довт&аькости отделшии: худоккохоа иди систем доле ствеино го воспитеиша { В. ñ. Адасздшз, Т.В.Ашксвдва, Э.И.Белютии, В.&.Лявтрнехш, H.U.Byrypasos. О.&.Ляскавская, а.Н.Коаева, А.а.С&гжнов. З.М.&омачевй).
Учитывая творотичискув неразработанность в праггичоспуэ значимость проблемы » свазашгоЗ с ыссаедовшшем иодатопггос-кого наследия мастеров изобразительного искусства в cosmos-иостянц ого использовании в содготоахо студентов мы оп-
редахшш то .чу надо го кссдэдозгшия •■ "Еадгпхичгчосгаю адся гудсоыаког (sas источник согараспетвагсназ гурса кстсрам яо-датогижа)".
Цель всс,&едоа&шш - определить седудва садагогичеажа идам зудозннкса в разработать пути ex «саодьаоаоная s содго-товкс учителей и зоб разатая ыгаго искусства.
Объект исследования - тсорчасаос нагвддиа худог-никое. "
Предмет ис следов амия - аодагогвчесхно ядея «удоа-няков кап источник содораонствованкя курса истории педагогики в обцеп си стене подготовки учат елей езобразнтелыюго искусства.
Гипотеза исследования - педагогические идея дохииков, рассмотренные в историческом аспекте и систематизированные по определенным критериям, становятся .важным источником соверяенст&ованвя курса встоpua педагогика, «евд оши
- находят свое отражение в обцей'системе педагогнчесхой подготовка;
- акжычгштса в курс истории педагогики по принципу дополнительности к основным идеям кжассичесхой педагогики;
- изкагьлтея синхронно с ндеямн педагогов-классиков;
- являются актуальными для будудос учителей язобрааитедыюго исжуссхиа.
Задачи псследовапяя:
1. Отобрать в сястсздтнзнровать педагогические идеи яудох-шюз.
2. npoaiiajBjupoaoTb ропенко проблемы отнопопий иоду учителем в учеником в педагогическом творчоство художников.
3. Разработать пути использования педагогического наследия художников в подготовке учмтегеЯ изобразительного искусства.
4. Создать в апробкрейпть на факультете изобразительного искусстве носка курс с включением водагогичесхих идей худох-шов.
Источники всследовашза : теоретическое и литературное наследие пасторов нзебралитолы:ого искусства; искусствоведческие иссладоэашгя, посЕая.отз^е ледагогнческой дея-тельаосга худогккхов tua частично со рассматривавшие; произведения кзобразктельцого искусства, позволявшие судить об отвовеяиях учителя и ученика; философские работы, обреченные к проблемах отноненлй учителя я ученика в изобразительно* кскусстве; ребота пскхологоа в педагогов, в которых рассматриваются проблегы отиозенкй употела и ученика в системах организованного воспитания; работа ^арубсаишс педагогов и психологов по вопросам отыеаеинД учителя я ученика.
Источником исследования таляо стол собствош'-ий учебный, творческий я педагогический опыт в качестве худохника, учителя изобразительного искусства а исследователя кефодри педагогики РПГУ КК.А. И. Герцена.
Основные » г а а и в организация исследования._ На первом этапе (1989-1990) в.соответствии с поставленной цольа била разработана программа исследования, предполагающая последовательное ревенне обозначенной проблемы. Анализировался категориальный аппарат, уточнялись попитая- "подагогическаа идея", "художник", "творчество ху дожита", "отноаения мезду учителем я учеником", проводился анализ теоретического и литературного наследив художников с цольл> вычленения педагогических идей. Галле была проведена предварительная диагностика на факультете изобразительного искусства РТПТ ян.А.Н.Гврцвив с цель» вмявжвкия отножоняа студентов к педагогике как учебному предает?.
щу втором а-згая© ваоасдоаата (1290-1331) арезадалга а»а-дяз связей аедагапгавсаня ¡едай худогишмзз с развитием теории и практики ваассичшжой ведагогиаи. Еза разрайотгш в прочитан нспий нурс со .»сгорай седагогвзш дхя студентов гклвчегзцнй подагогичасккя ндэн худозиаяоа. 8 нрацассо чтсакя курса прозедена диагшстсаш, позваапвчаа факснровать иззатт-шш о педагогической поалцщз студента. Влга разраестагаа варианты ислодьзо&аыая педагогнчемшх идей. згудокинков а условиях окольной практики студентов. Результаты орагстичосаого использования подагсгичасгтх идей худазкакав в процесса подготовки учителей изобразительного искусства бита проанализированы.
На третье» этапа исследования (1391-1992) аромаведая анализ вогученных теоретических в пргуггпчаешх дашшх* уточ-неиы основные теоретические пмвюш, сфоркукаравашд выводы, ефорзидош кахерааш иеследоаакся.
Научная новизна в теоретически а значимость исследования состоят в тем. что:
- определены основные источники педагогячеекпк идей худозг-ншеов; разработан целостный подход к кк вни»ена» и систематизации; доказано существование обч&педагогнчесгсях идей в творческом наследия цгд«шиов;
- рассмотрена ведущие педагогачеегшо кдеи художников. связанные с проблемой отноаеннй между учителе* в ученике*, охарактеризованы Мастерская ■ Академия как своеобразные Фо£кы непосредственных отноиенкй в изобразительном искусстве, а Трактат а Копирование как Форш опосредованных отношений; впервые оахсано Ученичество как качественная характеристика педагогически* отвошвнкй;
- установлена взаимосвязь педагогического наследия худахнн-вов с обцнм развитием теория в практики воспитанна, обосновали эозмохности включения этого наежедкя в процесс подготовки учителей изобразительного искусства;
- предложен новый подход к построению педагогических курсов, основанный на шигочошш педагогического наследия специалистов тех областей наука в искусства, которые наиболее близки студентам, вызывав* ношшмшув эмоциональную редкого м актуальны дм них;
а.а.Р&рмхз (1574-1947), азтобпеграфачасхие яа;шста е.с.Пат-роэа-{2одЕШза {1878-1330).
П&ГШШЕ 7?А.ТГАТЦ. рассматриваем»» в диссертации как вставших седого гпчосиак идеЗ, сутдоствслто обогедвггт вено представление о педагогачвсяон несладка худсхнкхоэ. В годе асаадовакш установлено, что сете ранние из сохраонвгахся трактатов бшш создан» в Индии. Сроди них особо выделяется трактат "Чмтралахаахиа" ("Характерною черты хмвопясв"), яа-дявяиЯся обо6дрн*см худохествеиного опита многих поколений ¡шдиАсхях худоднмков. Оирояое распространение как форма из-гояеняя научных идей трактат получая в средневековом Китае. Из больаого числа трактатов китайских, зудохнжков переведены а особой азвестнистыз пользуется "Запася о классификации старов гявописд" Со 2о {5 о.), "Беседы о ем вопи си" Он-тао (1830-1717), коллективный труд носкблькях похолений мастеров "Слово о ажэояясв из Сада с горчячяое зерно" (1-679-1818). К. проблемам воспитания на стран: дат своих произведений обращался меяхедсхяй каллиграф конца 15 - качала 16 века Султаи-Аля в каллиграф конца 16 века Н&зя-Ахкед. Нтогсл теоретической мысли древнерусянх иконописцев стали трактаты St.Владимирова а С.Гаахова, ааяясанные имя о 17 веке, а длительная опыт вя-ааитнДских мастеров отрахея s трактате начала 1В века "Ермн-вая".
Значительвым увеличением числа трактатов художников характеризуется эпоха Возрождения. В диссертация излохевы основные -педагогические аспекты научных трудов Ч.Ченниня (род.ок.1370). Леонардо да Винчи, А.Дюрера (1471-1528). 17
*J
вех представлен работала Рубенел '(1577-1840), Зандрарта (1606-1688), И.Яебрена (1619-1690), а начало 18 веха знаке-ямгих трактатом Foxe де Пяля (1635-1709) "Понятие о совор-«еввом хивописце". Интересные педагогические взгляды обяару-хевы в трактатах ангхжйскнх мастеров 18 веха - "Анализе красоты* У.Хогарта я "Речах" Дх.Рейнольдса (1723-1792). В России создателями научной литературы бит такие известные мастера» как S.U.Чистяков (1832-1919), В.В.Кандинский (18661944), В.А.«авореххй (1888-1964). В.Н.Волков, В.М.Вемеясхмй. В; трактатах названных худохшосов жзлохеыы различные оедаго-
- и
гачгсйш» «mea: о upuscxbeneas сблкхе учвтса в укмшаа. о харахтаре ожмпаяний. в формат в cu особах еж сокисспюй
дешюиюшЕ, о и»хиа«опш обгпш в другие. В развшв зтих ядей ирвскжграааэтса виредохеияая дипсг.-дяа. обусловленная особенности«« эпох в- культур, о tcropiu творила еудозши-в».
УЧЕНИЦЫ - хюзушхах» подвгагачзсхого teop«iscteb - вазгло-дае ксяшрехиоо падагсгнчосклх вдой ggfiasaam» в
крактвхо востгтошг. Исторля ecxyccssa - пшгггий всточлвя аваш об учителях- суло23Шк.ах в ex учегагхвх - возкодвот проследить почта "гчщаагогичесхсе" свкза кеазду мастерима, реадьао oqyxsrb праасзюрассть еле оамбочаость os педагога-часхкх взглядов, деэиидоврушшх в трактатах в произведениях искусства. Вадошемтнсе юадагогамс-худскеияпшса, иосшггателяиа ИЯДШ8 покохвкмй пасторов бшш А.Веррокхьо <1435-3488), в мастерской которого ушдвсь Гкрлдядп&о. Боттичелли, Оерудхв-яо, Леонардо да Еаигчк, Лорелцо дм Ередк; -братья Еарраччг -оаадагадн Шдоисшз£ впадоавят {1585}» н ибохс.е зысвеигтоё вз юарвых академий, в ааЗ згншнахись Гвадо Река, Домеиаккко. ХЪарчаво; в мастерской Ру&ааса восшттахггь Ван Jvafcz к СвеЗдерс; учеЕШкаии дусского пеяагогл-дудовзипка Л-П-Чистако-ва ешш Репин, Серов, Еру&ехь. Суриков, Иолавог, Бори coas-М/-сдтов, братья Ва-швдоды; у Е.Л.Свроза (1865-1911) удались Еотроз-Еодккн, Еузиецов, Сарьан, Вон, Кдатв, «каков я т.д. Изученве назвашшх юкх» худагнкхов позволило зафиксировать разхачнио формы оргсккзвциж otbobshh* ксгсду yveraxeM в .уче-шакш, которые существуют в искусстве.
Тахям образом, в результате teepcmecEoro аааиза Сио . установлено," . что существует богатое педагогическое наследие художников, разнообразное по ксялваш в вквш, которое является важной составлавдеА их творческого наследия. Это иясдадиа иироко представхево оедагогичесхикв идеями, которое затрагжваюг р&эдхпшие проблема воспитания <ве только методические, но в обчеяедагогитесхне). Ведуадо педагогические ядаж худахаихо» с проблемой сгтпавеннй между учитеде*
в учениках. Вахбодве двхоство эта проблема освецена в тРУДВ2 худсскникоь Возрсоденях.
3 о агорой газа® "Пуйблски отасллнгй учатаяа » ysetuna э садатогэпесяо» васлэдкя художников" аиогязпрушт-сз различи!» «спекти Еро&зеиы, язаозиинцс & трудах
маствроз Еозроадоиаз, гнзвлшгггсз особенности раздан tux форм опосредованных з непосредственных стносеина п ах историчое-ася развития, ояраделЕатся яачостсешшо аарактерястмяа отноаояий.
Иссдедуа проблему сгпюзсяяй в педагогической наследии аудошшкоз Возроздеимя, км исходили «э того, что эти отноае-и.ча есть определенная тип связи учителя а учениха, предпоаа-гапгуШ як взаимное влиянии друг но друга, взалзгнео воздействие, изменение а обогащение (Т.ЕЛСоиннкоаа, Э.И.Васильева, а.Г.Казакниа, ».П.Мааьеовская, Я.Ф.Родионова, С.Л.Расчетмна а другие}. Понимая так отнозення, ни рассматривали их под разаыма угдамл зрения: с позиции цеди, ради которой они раа-гязуэтеа; содсрхзииа, па котороя они строатса; способов. Сери а условий их осуществления.
Зудегшига Эозроядешш выдвинув» целый рад интересных пв-дагогачесяих адеД, в центре «оторих - осознание нообходимас-тя целенаправленного воспитания человека. В соответствии• с новоЗ цель» аскусства - уподобление через искусство человека Богу, ставились а новые цеди обучения ху,.оа>тка. На первом несте было всестороннее развитие ого личности, суздения. В содержание образованна похнио специальных художественных наук вкросо вымчался гуманитарный цикл, а тажхе ряд точных наук, активное развитие которых происходило в ртот период. Высокие требования предъявлялись к яичноста учителя. Его мастерство, это непременное услоЕне.'доххно било сочетаться с готовностью передать свон знания ученику полагает ьг>, ничего * не скрывая. Личность учешнео таххе находилась в поде зрения мастеров Возрождения. Способностей, во их инепн», для начала занятий искусством • esse недостаточно, необходима обратить внимание на темперамент, талосдоконие мальчика, "знамения при роздешш". Опираясь ва природные задатки, надо воспитать в будущей худохннке трудолюбие, усердие, нравственность, . человечность, уменне бить пряятинм в обценкк.
Изучение педагог* чесгисс идей художников - Возрождения позволило сделать вывод, -что отвояекяя мекду учителем и уче-
uff&oe с кзабраастодьцсй искусства «трсшяась в разгачннв мах; вызаавхвкккэ на щзогпскгшш «иса^ехатий, «квз иавымое архо ирсакасксь в дакиу» эпоху. Ссаошавга Оаряаки опосрсдо-шша охвааагшй иагду учителем о учевваюз евляхгтся Трзхтот ß Еоякрс&ьааз, Оэрж-гаы .веоосредствеанздЕ oruasxuisi - Настерс-kss в Ааадахиа. Дадоз & дисссрп-ацзш содроЬяо асаанакруютсг ква.ааггша?» форма стютааиаА, ocaöcu лшгыаеаа удезватсв Uac-еЭДКВКЗа В ßCttSOAUSi.
fHflTB?OBftg K£ä форма »апесродствспнгяг «ягнкагенвй учитель & учжжша - авдвотса ссо&гм сиосабок варод&чв ^доаесгвешагг квантов^ а которая задача ейучйана «csycersy азэвракзнвй дкххзпяса цаадкк. В'квсэюрсаа» г «»гаг. ©0йчш>
прявваягедез лея квдолкашгз Соаьаад по о&ьецу к&я к&гичветву заказов; tu обипио водз?чал достаточно взвастшгЗ наст-ер, sase-кдай аразнБШ»а в обцостоа. Это способсхвосаго том;« что ж>-гоцыз дщди стремггхнсь & нему, так как могла £ процессе сов-ксстыого ¡шгзагыеаая работ многсиу маучитьеж. В свое очередь мастер рсагаг с Еаикул учэтшков ооредедеягш ^иорчасгаю га-Яаяж. Ocugeü охвовгаяй гаагду учителем в уг.^пгкак в иастерс-ювх. в сакою начале обучашш к яраняхвеъ праа-
теада до его ©коачаииа. Завергевнек обучен а обггчво екухв-ло досткканае утояакок ояроделаавэго урс:аш мастерства, когда ученик ваяшгах Есшшвт сгнга?щша, что ему уха нечему учиться у мшхера. Далее их отнокениа иагха развквягьсх во двум направлением = хкбо учанка становався иззаввеявгн от учителя худешхи&ом, лкбо станоЕШЕСЕ сотрудников его каетерс-кой, то есть равный. Это взкеиеваз социги .¿.пзго качества ва всегда означало похнув шоввяш. Тчктежь <оцо. долго мог во-ногать, свсйвму быввеку ученику JB похуче&зз работа, устройстве даш, семья. В ходе исследования устакомоко, что Мастерская тгге форма отноионнй уходит своими хсторич&сквмх корнюги в глубокую древяоеть, имея в различные эпохи к у раэкда ху-дшшякаа сивцифиюсш особенности.
ДКДДВНИЯ как форме непосредственных отнонеаий между учв-техеи -к ученике»» реп ват прежде всего познавательные задача-В Академия прикладная цель (вмкхгоеяяа угебимх картин, научных труда» в т.д.} наступает как -средство обучения, я этим она оглачаотса от Каст®рекой. gas йкадшаы кврактерно в«ш>-
<£г.з pasjussioTешялз as»««':* етЗугггмм. гт.йгяц учеС-киго c¡a„ снстеми шмздрапвй» яеучиости иагтог«оа сбучаняа. История рьзоитмя ааадомячсспал етмсяаивД п дяссиртацмн рзсскатрапа-агтса ва армеоров xyaasscraes*»« сзол дрчиией Греции, о ' том чзеда знак«нитей зхожд античного гнаопясаа Шис$мла; создал-иой а 10 »оно аятайсаой Ахадиммп зшюяаси; кяогочмсяошяя ехадеммД, аознакомх на п eso да Возроздеияа в Италия, а зетем о других овропеЗеках странах, а то« чясяс в в России.
Внимательнее изучение педагогического насладил худоаия-ков вывело нас на формулмровенка идея "ученячества" -
УЧ2ВИЧЕСТЮ хая качественная характеристика отнесений »»жду учителем я учеником определяетеа расяаренмем задач практического овладения мастерством учителя до задач духовной преемственности. Вступая в хонта&т, учения осознает, что учатедь является проводником 0 духовное, п это накладывает определенный отпечаток ва ах отиоаевдш: почтительность, ува-глнма я т.д. Ученичество не tsstoev хгдох-то опредегенниз вре™ веяных гренкц н магет продолхлтьез до конца хязнм учггтехя. В работе подчеркивается, что в своем идеале я Мастерская в Академия в&лвчааг черты Учеынчества.
Такай образом, анализ педагогического насгодия худохны-хов показал, что в истории азобразмтельного искусства проблема отнозеннЯ учителя а учониза резалась по-разному. Однако □ря всем многообразия ревенкй достаточно, четко обозиачявтеа два основных подхода: Мастерская я Академия. Это позволяет осмысливать проблему стновенмй на новом обЦепедагогячесхом уровне и /чет вирокые возмохности для ее включения в иедаго-гяческяе курсы.
Третья глава "Опит использования педагога-чесхого наследия худсхняхов в подготовке "учителей изобразительного искусства" анализируется обцие направления использования педагогических идей худохннхов в подготовке учителей изобразительного искусства; подробно раскрывается содержание ■ курса история педагогики, включавшего история педагогической мысли худохввков; анализируются результаты, полученные в ходе чтения нового курса.
Анализ аланов а программ «ИИ показал, что педагогическое наследие худохняхоз занимает незиачнтелык» место в курсах
Фа&уяьтета. Hu шщудяда дае tsanpassctasa всяояъзо&гххки кассе-дно а процесса аодготовш учжгадай кзобразителыюг» нскусе-тва: фрагментарное в свстенатычесао®. Оодеджвнвви варсого ыеараввоняя сталв сасцкурси во вивер?» юдашв» »"-щя А курсе оедагогажв ш катодах»„ сгатввд^взд» д»» прлс-
твхн в ккодо. СисхсхаггачисЕос нсвользазаавв tat в соз-
дашь нового курса истории надйпагкгн, соторггй вшзвчаат ва-дегагкчвсавз адоз дудоатшоа. .
ГдагшаЗ задачеД курсе бшв шнштва copscirr-spasorí. нсто-ряа падагогипэссой паука a врватягв tut восорггтке студентов «Ш, в tapes эта» возбудить кг интерес к шздагогвчзсгоЗ дег-твздюста, создать арадаота дш нового к иеЭ схжт&яяг. г ташке показать студситак под вовим угда» зревкз сгзсо творчество худокшыюв, ик седогогичесх-со ввасадвв.
. Из суЕвствувзях подходов к поароешш курса бш взят за осиоад тот, в кагоров рассистргва»тса авторские ведагогпчос-као системы в всгсоркчесвои аспекте'. Соотвгжае этик свсте» с найденmam шгдггогичссхЕкя кдеямя художников показало, чтс существует определенная СИНХРОННОСТЬ в развита* взглядов педагогов в худозсшшш радии» стран._ Это дало основание в качестве ведуцеЗ идее курса обозначать идее сишсроявосты нздо-хвшш педагогических взглядов, свстеи, цраклддядяпзх одной ЭООХ8.
В каждой кз знак идея худссюшков отбнрадясь по принципу доиоДВИТКЯЬаостИ- Другим* саовааш, сбчепедагогическве вдев вхассячесхвВ нсторвк педагогики бихи дополнена идеями худее-шон», наиболее созвучввш илгстявсию, 'вс^з]1&шш|ша) об-яее ■ направление развития теории к ф££ши воспитания. lipa этом средн~всех педагогических проблей, которые должны были рассматриваться на жекцкях, особое вникание уделалось проблеме отношений, развита» вдев Пшгост, Мастерской, йи-двшш.
В резужьтатв был выстроен курс, состояний вз 7 разделов: Воспитание к Древнем пире, Средневековое воспитание, Педагогические и^гтрд" Возрождение, Педагогика 17 века. Педагогика Просведешш, О0дагоЬжа 19 века, ЛЪвряияннмю педагог«чесзаш системы.
1С
Усшя spcKRrwaus! pseora no пспельзовтшз
тзв5?=госасэт» ¿¿сслодяи худозвккоз похазала, что кх педагоги-чвсхвэ идея иогут заметь важное косто з процесса подготовки упзтадой изобразительного исаусстна, способствовать яд общеисторическому а ' субпеяудьтуряому аоимм&ншэ педагогических процессов, форг&ровята» полозтшт отпоаойяв а педагогической деятельности. Для этого необходимо, чтобы педагоги-чосаай идеэ оргамачесхя экличааис!» о систему подготовив студентов, в их яре*тику. з другие sypcu, чштаакяо на факультета, а талаа в самостоятельную работу студентов и о -необходимые для асе специальные учебные пособиа.
3 эаклочеиип диссертация подводятся итоги проведенного ассдедоваиия, подтверадяотся правомерность выдвинутых гипотез, определяется пробега», погорав требует дальнейшего изучения. •
В прпдояоояях ясмегдощ скпхротачесхио таб~ хацы яо эпохам, вяхачавзую яьлгз. рмдазцдахся педагогов-ху-дехшзхов, классиков истории педагогию», хшдакзнхеа деятелей вауяв а искусства эпох» а основных исторических событий; список русскоязычной литературу по псрооясточкихан педагоги-чесхоЯ кисла худоэзшхов; тематическое пхавярованио нового хурса истории педагогах». .
Осаогиве похйз&яка иссгодованна отрахеин в следугярис вубдихацваг:
1. С5 вспользоватш педагогических идей художников! з подготовке учителей изобразительного искусстве.- В'сб.: Гунаии-таризацня образовали*. Теоретдасо^аз^рАяческое обеспечение учебно-восактательвого процесса в входах нового типа. Тезисы иаучио-прахтичасхой конференции. - Л. i ЛПШ кн. а. Н.Герцен а, 1990.- С.71-73.
2. Худохлихи Возрохдоиия о восшгтавяи творческой личности.-В сб.: Проблемы истории педагогах« в современность. Горпо-Алтайсх, 1391, ч.1.■- С.130-183.
3. мастера искусства о воспитанна. Средние века. Возрождение. (Нетодкчесхме рекомендации).- СПб: Образование, 1992.64 с.