автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические идеи и воззрения адыгских просветителей, вторая половина XVIII - первая половина XIX века
- Автор научной работы
- Османова, Бэла Назировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Владикавказ
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Османова, Бэла Назировна, 2000 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Просвещение и школа у адыгов от присоединения их к
России до середины XIX века.
1.1. Добровольное присоединение адыгов к России, их тяготение к русской культуре.
1.2. Усиливающееся влияние ислама на адыгов и его пагубные последствия для их просвещения.
1.3. Народный опыт воспитания и обучения подрастающих поколений у адыгов.
1.4. Влияние России на развитие культуры и просвещения адыгов во второй половине XVIII - первой половине XIX веков.
1.5. Деятельность духовных школ - мектебе и медресе среди адыгов в рассматриваемый период.
ГЛАВА 2. Просветительская и научно-педагогическая деятельность
Ш.Б. Ногмова.
2.1. Общая характеристика просветительско-педагогической мысли рассматриваемого периода и ее особенности.
2.2. Жизнь и деятельность выдающегося просветителя адыгского народа Ш.Б. Ногмова (1801-1844 гг-).
2.3. Ш.Б. Ногмов - выразитель идеи дружбы между горцами и Россией.
2.4. Отражение педагогических идей и опыта народного воспитания в научных трудах Ш.Б. Ногмова.
2.5. Критика Ш.Б. Ногмовым патриархального уклада жизни, варварских обычаев и традиции адыгов, препятствующих их прогрессивному развитию.
ГЛАВА 3. Видные общественные деятели - просветители Кабарды второй половины XVIII - первой половины XIX столетий
3.1. Жабаги Казаноко (1784-1850 гг.).
3.2. Измаил Атажукин (1750?-1811 гг.).
3.3. Отражение просветительско-педагогических идей в трудах Султана Хан-Гирея.г.
3.4. Султан Казы-Гирей(1808-1863-гг.).
3.5. Дмитрий Кодзоков (1818-1893 гг.).
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические идеи и воззрения адыгских просветителей, вторая половина XVIII - первая половина XIX века"
Сегодня, когда мы стоим на пороге третьего тысячелетия, правдивое и всестороннее освещение историко-педагогических процессов, происходивших в России и на Северном Кавказе в прошлом, выявление педагогического наследия культурных деятелей северокавказских народов в эти процессы, является важной задачей исследователей, источником педагогических знаний студентов, аспирантов и преподавателей педагогических вузов.
Актуальность настоящего исследования обусловлена неразработанностью проблемы, необходимостью научного подхода к ее изучению, отсутствием монографий о педагогических взглядах первых адыгских просветителей конца XVIII - первой половины XIX столетия.
В небытие ушли тысячи поколений, появились и исчезли цивилизации, но оставались и крепли в памяти людей общечеловеческие ценности, культура, просвещение, сострадание, честность и трудолюбие. Истоки злободневных проблем уходят в глубь истории, поэтому избранная автором проблема особенно актуальна, ведь знание прошлого - необходимое условие для формирования демократического сознания людей, возрождения прогрессивных традиций и обычаев народов России и Кавказа. Иными словами, как отмечает В.Х. Кажаров, и к мнению которого мы присоединяемся, «дорога к свободе лежит также и через формирование адекватного исторического сознания, а для этого существует главная его предпосылка: необычаййо возросший интерес самого народа к своей истории» [25, с. 4]. В условиях, когда межнациональные отношения особенно обострились, данная проблема, на наш взгляд, еще более актуализируется. О ней важно вспомнить еще и потому, что школа и просветительская деятельность лучших представителей народа и прогрессивной интеллигенции всегда способствовала установлению мира и согласия между народами.
Модели просвещения горских народов, появившиеся на Кавказе после добровольного вхождения их в состав России, не копировали систему просвещения, сложившуюся в центре империи; они носили региональный характер, имели ярко выраженную особенность, которая заключалась в том, что школы и другие учебные заведения края приспосабливались к условиям кавказской жизни. И сегодня основным принципом построения учебновоспитательного процесса в национальной щколе должно быть диалектичеj ское единство трех начал - национального, межнационального и общемирового, что поможет учащемуся осознать свою принадлежность и к родному народу, и к России, и к общемировой цивилизации [130, с. 3].
В наследство от прошлого мы получили не только богатейшую сокровищницу народной мудрости, выраженную в сказках и преданиях, пословицах и поговорках, но и замечательные труды первых горских просветителей, составленные на основе родного фольклора алфавиты бесписьменных горских языков и буквари.
Просветительскому сознанию горцев было свойственно исторически-оптимистическое видение действительности, ощущение своей миссии как «наднациональной», что нашло выражение в безусловной вере в цивилизи-рующую миссию России на Кавказе. Они осознавали, что некоторые черты архаики, застойности традиционной горской культуры препятствовали ее самообогащению, ассимиляции новых элементов социального развития. В глазах просветителей Россия была могучей силой, которая устраняла консервативные традиции и несла социально-культурное обновление краю.
Горских, русских и европейских просветителей объединяла ненависть к феодальному строю, вера в то, что отмена крепостного права создаст на земле «царство благополучия», в котором будут жить грамотные и всесторонне образованные люди, имеющие равные права [3, с. 186]. Для этого просветители работали над созданием национальной письменности, занимались организацией светских школ с обучением на родном языке. Они боролись против пережившей себя феодальной системы, сословного неравенства, невежества народных масс, отстаивали такие естественные права человека, как право на свободу, труд и образование, считали необходимым проведение просветительских реформ, в основе которых лежали демократизация и гуманизация общественной жизни и гуманизм, мечтали о приобщении горцев к России.
Многие представители передовой русской интеллигенции (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, В.Ф. Миллер, А. Шег-рен) в целях сближения горцев с Россией использовали все возможные гуманные средства для развития школы, культуры и этнопедагогики народов Кавказа- Для воспроизведения процессов развития школы и просвещения в Северо-Кавказском регионе, в частности, в Кабарде, огромное значение имеют не только историко-педагогические, фольклорные, литературные и лингвистические исследования дореволюционных и современных авторов, но, главным образом, историко-этнографические, лингвистические и публицистические труды самих адыгских просветителей и писателей.
Дореволюционные историки не могли пройти мимо проблем развития культуры и просвещения горских народов, однако в большинстве исследований эти вопросы рассматривались как бы попутно (П.Г. Бутков, Г.Ю. Кла-порт, Н.Ф. Дубровин, Ф.И. Леонтович, М.М. Ковалевский, В.Ф. Миллер и др.). Ф.И. Леонтович, Л.И. Люлье и некоторые другие ученые хорошо знали состояние адыгского общества, быт и обычаи горцев, так как какое-то время жили среди адыгов. Это положительно сказалось на их работах и многие сведения, которыми они располагали, достоверны и представляют определенный интерес для нашего исследования.
Важные сведения по интересующим нас вопросам мы нашли в различных журналах, сборниках и газетах: «Русская школа», «Журнал министерства народного просвещения», сборник газеты «Кавказ», «Терские ведомости» и «Терек».
Не обошли вниманием вопросы просвещения горских народов и составители десяти выпусков «Сборника сведений о кавказских горцах», в которых печатались статьи самих горцев (А. Омар-Оглы, Ч. Ахриева, У. Лаудае-ва, Г. Шанаева), а также известных кавказоведов, членов Кавказского Отдела Императорского Русского Географического Общества П.К. Услара («О распространении грамотности между горцами»), Л.П. Загурского («Кавказско-горские письмена») и другие. В предисловии к первому выпуску «Сборника сведений о Кавказских горцах» был обоснован просветительский характер издания, подчеркивалось, что для горцев «наступила пора знакомства со светлым и широким миром европейской жизни» [87, с. 2].
Интересные материалы о проблемах образования и воспитания горцев мы смогли найти в фольклорных произведениях, созданных замечательным сказителем Ж. Казаноко, в «Истории адыхейского народа» Ш. Ногмова, в «Записках о Черкесии» С. Хан-Гирея, «Долине Ажитугай» С. Казы-Гирея, в записках и очерках других просветителей горских народов. Отдельные сведения по проблемам были обнаружены в Актах Кавказской Археографической комиссии, издававшихся под редакцией академика А.П. Берже.
В 1944 году к 100-летию со дня смерти замечательного адыгейского просветителя Ш.Б. Ногмова в Нальчике был издан сборник статей, рассказывающий о его жизни и деятельности, в котором были напечатаны статьи Г.Кокиева, Г.О. Турчанинова и других авторов. Позднее, в 50-е годы, были опубликованы и филологические труды автора «Истории -адыхейского народа». В этих изданиях внимание исследователей обращалось и на просветительский аспект творческого наследия Ш.Б. Ногмова, но, в основном, анализировались лингвистические и биографические проблемы.
Позднее выходят из печати обстоятельные и фундаментальные труды видных историков, этнографов М.О. Косвена, Т.Х. Кумыкова (особенно следует отметить его монографии «Экономические и культурное развитие Ка-барды и Балкарии в XIX веке», «Дмитрий Кодзоков», «Присоединение Кабарды к России и его прогрессивные последствия») [53, 48, 50], А.О. Хорет-лева [127], А.Х. Магометова, В.Х. Кажарова, посвященные различным проблемам жизни кавказских народов, их фольклору, культуре, просвещению, но в них внимание авторов сосредоточено на исторических и общественно-политических вопросах.
Значительные сведения, ценные для нашего исследования, мы почерпнули из монографий А.В. Фадеева, Н.А. Смирнова, Г.Ш. Каймаразова, «Истории Кабарды», «Истории Кабардино-Балкарской АССР», «Очерков истории Адыгеи», «Истории народов Северного Кавказа» в 2-х томах, статей И.П.Копачева, В.В. Смиренина, Б.Х. Цавкилова, М.З. Саблирова, И.Л.Андроникова, а также в книгах И.А. Шорова и М.Г. Загазежева, посвященных адыгской народной педагогике.
Частично затронута проблема педагогическо-просветительской деятельности северокавказских горцев в трудах Е.Е. Хатаева, Р.Х. Хашхожевой, А.Х. Хакуашева, но в них, главным образом, рассматриваются общественно-политические взгляды адыгских, карачаево-черкесских просветителей. В северокавказской историографии до сих пор ставились и разрабатывались, в основном, проблемы общественно-политического движения и представителей этого движения преимущественно в рамках отдельных национальных округов и автономных образований адыго-карачаево-черкесских народов. Про-светительско-педагогические же воззрения наиболее выдающихся деятелей этих народов до сих пор не стали предметом специального исследования. Имеющиеся в списке литературы работы лишь фрагментарно освещают просветительские взгляды горцев, в них отсутствует анализ педагогических идей и взглядов первых просветителей - адыгов.
Поэтому, учитывая возросший в современных условиях интерес к проблемам просвещения, к культурным корням, к этнопедагогике, мы решили посвятить этой теме специальную работу.
Источниковую базу диссертационного исследования составляют не только работы ученых-кавказоведов, этнографов, критиков и литературоведов, но и научные, публицистические и художественные произведения передовой горской интеллигенции. Большая часть творческого наследия адыгских просветителей, публицистов, общественно-политических деятелей, писателей была переиздана в последние десятилетия (Ш. Ногмов, С. Хан-Гирей, Казы-Гирей, Д. Кодзоков и др.) в виде монографий и сборников.
Нами также были изучены архивные материалы, извлеченные из фондов ЦГА РСО-Алания и ЦГА Кабардино-Балкарской республики, представляющие интерес для настоящего исследования и содержащие характеристику просветительских взглядов и творческие биографии общественных деятелей и писателей.
Проблема исследования - выявить условия и факторы зарождения и развития просветительско-педагогической мысли у адыгов в конце XVIII -первой половине XIX веков, изучить особенности научно-просветительской и педагогической деятельности первых просветителей, вышедших из среды горцев. Решение этой проблемы и составляет цель исследования.
Объект исследования - общественная и просветительско - педагогическая мысль адыго-черкесских народов.
Предмет исследования - просветительско-педагогические идеи и воззрения видных деятелей культуры адыго-черкесских народов (Ш. Ногмова, С. Хан-Гирея, С. Казы-Гирея, Ж. Казаноко и других).
Задачи исследования:
1. Выявить социально-экономические и политические факторы формирования просветительско-педагогической мысли в рассматриваемый период.
2. Показать состояние школьного дела среди адыгов и карачаевцев в конце XVIII -- первой половине XIX столетий.
3. Проанализировать отражение прогрессивных народных традиций ады го-черкесских народов в трудах и практической деятельности видных горских просветителей.
4. Раскрыть роль и значение просветительско-педагогических идей горских просветителей для развития грамотности и светского образования среди адыгских народов.
Методологическую основу исследования составляют важнейшие философские положения о социально-исторической обусловленности характера развития воспитания, образования и просветительско-педагогической мысли в обществе, о возвышении личности со всеми ее проблемами и запросами, об утверждении общечеловеческих ценностей, о творческо-критическом отношении к духовному наследию прошлого.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- изучение и анализ философской, историко-этнографической, истори-ко-педагогической литературы и произведений устного народного творчества адыгов;
- систематизация и анализ документов, извлеченных из архивов Кабардино-Балкарской Республики и Республики Северная Осетия - Алания;
- изучение и анализ истории адыгских народов и трудов просветителей-адыгов;
- изучение трудов дореволюционных и современных авторов о развитии культуры, истории, школы и просветительско-педагогической мысли кавказских народов, их сравнительный анализ и синтез.
Организация и этапы исследования. Исследование проведено в три этапа:
I. 1997-1998 гг. - знакомство с проблемой зарождения и развития школьного дела и просветительства на Кавказе, определение основного направления научного поиска.
II. 1998-1999 гг. - сбор и изучение научной литературы по проблеме, оценка состояния проблемы, определение методологии и зада исследования, анализ первоисточников.
III. 1999-2000 гг. - систематизация и обобщение собранных материалов, подготовка и издание учебно-методических пособий.
Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту.
1. Решающую роль в зарождении очагов просвещения, возникновении и развитии школ для горцев сыграло вхождение Кавказа в состав России.
2. Большое значение для появления горской письменности и развития просвещения в крае имела прогрессивная деятельность первых адыгских просветителей - Ж. Казаноко, И. Атажукина, Ш. Ногмова и других. Они объективно способствовали созданию условий для развития письменности на языках народов Кавказа, созданию алфавитов, открытию школ и изданию книг на местных языках.
3. Наиболее видные деятели культуры, стоявшие у истоков горского просветительства (С. Казы-Гирей, Ш. Ногмов, С. Хан-Гирей и другие) явились представителями нового поколения черкесов, принявших российскую ориентацию; они выступали против засилия в школах мусульманского духовенства, антипедагогических методов преподавания в них, способствовали созданию школ с изучением материнского и русского языков.
4. Первые представители просвещенной горской интеллигенции, получившие образование в России, требовали покончить с вредными национальными обычаями, они выступали против кровной мести, купли и продажи девушек, занимались сбором и фиксацией фольклора, в котором были отражены вековые традиции воспитания горцев, занимались обучением в школах, мечтая о наступлении эры просвещения.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- в нем раскрыты ранее не изученные аспекты богатейшего наследия известных адыгских просветителей рассматриваемого периода;
- проанализированы условия, способствующие развитию просвещения в Северо-Кавказском регионе;
- показан процесс становления образования в Адыгее, особенности школьной политики царского правительства на Кавказе;
- изучены и приведены в систему просветительско-педагогические взгляды первых горских просветителей;
- проанализированы их общепедагогические идеи, имеющие яркую гуманистическую направленность;
- раскрыто отношение первых горцев-просветителей к педагогическим идеям, содержащимся в устном народном творчестве северокавказских народов.
Практическая значимость исследования: теоретические положения и выводы автора могут быть использованы для написания учебных пособий по истории педагогики, при подготовке спецкурса по истории образования в Северо-Кавказском регионе, в системе подготовки и переподготовки учительских кадров, в краеведческой работе.
Достоверность научных результатов обеспечена наличием широкой источниковой базы, обоснованностью выбора методологии и задач исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялась в течение подготовки материалов исследования. Некоторые его положения и выводы отражены в учебно-методических пособиях, методических указаниях, используемых студентами при изучении спецкурса «История просвещения на Северном Кавказе», а также учителями школ.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Основное содержание работы изложено на 169 страницах.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Результаты исследования позволяют установить следующее:
1. Русско-северокавказские связи поддерживались с обеих сторон в течение нескольких столетий, горцы уважительно относились к мирным переселенцам из России, стремящимся, жить с ними в мире и согласии. В 1557 году произошло добровольное присоединение к России адыгов, 10 июля 1774 года, после заключения Кучук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией, Кабарда стала окончательно владением России, тогда же произошло и добровольное присоединение к России и осетин, а позднее российское подданство приняли ингуши и чеченцы, что имело для северокавказских народов, в том числе и адыгов, объективно прогрессивные последствия, которые проявились уже в конце XVIII столетия.
2. Присоединение Кавказа к России сыграло решающую роль в исторических судьбах горских народов, спасенных от угрозы порабощения султанской Турцией и шахской Персией, в политическом, социальноэкономическом и духовном развитии горцев, так как в то время появились условия для приобщения их через русскую культуру и образование к европейской и мировой цивилизации. Именно присоединение к России дало толчок развитию школьного дела на Кавказе. В первой половине XIX столетия на Северном Кавказе появилась система школ, подчиняющихся различным ведомствам: начали открываться не только миссионерские, церковноприходские, но и светские школы, а также школы военных воспитанников. В Дагестане и Кабарде, где почти при каждой мечети функционировали конфессиональные мусульманские школы, также начали появляться первые светские учебные заведения. Юные горцы и их родители осознали необходимость образования и, если в начале XIX века учиться в аманатских школах и школах при военных гарнизонах могли только дети владельцев и старшин, то к середине столетия организуется и система церковно-приходских школ, в которых могли получить образование и дети из бедных семей.
3. Специфической особенностью просветительско-педагогической мысли адыгов конца XVIII - первой половины XIX веков было то, что она не стала копией просветительских школ и движений других горских народов Северо-Кавказского региона, а имела свои особенности, отображающие определенный уровень национального самосознания адыгских народов. Присоединение адыгов к России и все последующее социально-экономическое и духовное развитие их в ее составе создало некоторые предпосылки для появления здесь очагов светского просвещения и первых образованных людей -этнографов, писателей, историков, возглавлявших просветите л ьско-педагогическое движение своих народов.
Все адыгские просветители отличались разносторонностью знаний и интересов, этот «энциклопедизм» был обусловлен историческими обстоятельствами, которые требовали от них проявления в различных областях общественно-политической и культурной жизни горцев. Пропаганда необходимости укрепления связей с Россией (Ж. Казаноко, И. Атажукин и другие), просвещения и борьбы за распространение грамотности получили в их творчестве яркую реалистическую форму и мыслились как наиболее радикальные средства для преодоления невежества и отсталости кавказских народов (Ш.Ногмов, С. Хан-Гирей и др.).
4. В своих замечательных книгах «История адыхейского народа» и «Записки о Черкесии» Ш. Ногмов и С. Хан-Гирей описывали обряды и ритуалы, связанные с рождением ребенка и его воспитанием, обычаи аталыче-ства, побратимства, гостеприимства, традиции семейного и общественного воспитания мальчиков и девочек. Этот сложный конгломерат общественных институтов - семьи, аталычества, куначества (кунаками могли быть люди разных национальностей), гостеприимства, советов старейшин, народных собраний представлял собой систему народного воспитания северокавказских горцев. В условиях племенной раздробленности эти институты являлись сдерживающим началом в межнациональной вражде народов, средством налаживания мира, важным воспитательным фактором.
5. Будущее принадлежит молодым, поэтому народ понимал, что необходима преемственность поколений, причем дети должны стать лучше родителей. Народная педагогика, соблюдая преемственность поколений, обеспечивала сохранение самобытности нации, ее психического склада и языка, производственных умений и знаний, духовного богатства. В своих произведениях, написанных на основе фольклора, все поставленные вопросы адыгские просветители разрешали с передовых позиций, их произведения, проникнутые гуманистическими идеями об обучении детей на родном языке, о необходимости светского образования в крае, не потеряли своего значения и в наше время.
6. Но мере проникновения в Кабарду ислама основой духовной жизни края становилось мусульманство, а воспитание в семье и обществе происходило в соответствии с требованиями, изложенными в Коране. В многочисленных конфессиональных арабских школах муталимы читали Коран на незнакомом языке, не понимая его, а, выйдя из нее, не могли написать даже своего имени. Эти школы тормозили умственное развитие детей еще и потому, что учили их невежественные и фанатичные муллы, старающиеся получить как можно больше подарков от родителей ребенка, что вызывало справедливый гнев и возмущение адыгских просветителей, делающих все возможное для того, чтобы обучение подрастающих поколений велось в светских школах на материнском языке.
7. Но процесс воспитания в Северо-Кавказском регионе носил и светские черты, так как адыгские дети усваивали устные своды правил и обычаев горцев (Адыгэ хабзэ), источниками воспитания были и произведения фольклора, народная музыка, танцы. Особое значение горцы придавали умственному, нравственно-эстетическому и трудовому воспитанию детей, которые в соответствии с горским этикетом должны были быть сдержаны, молчаливы, скромны, самокритичны, мужественны, трудолюбивы, могли различать трагическое и комическое, уродливое и прекрасное, сочувствовать горю, старались добиться своих целей не мечом, а умом. «Безусловное повиновение родителю и неограниченное право - вот те два начала, на которых построено отношение старого и молодого поколения у горцев», - писал М.М. Ковалевский.
8. Адыгские просветители описываемого периода преимущественно отражали историческое прошлое своего народа, его национальное своеобразие и духовные богатства. Свое внимание они заостряли не только на героических событиях прошлого, писатели и ученые описывали общественный строй, политическое и экономическое положение народа, его традиции воспитания и нравы. Они осуждали такие вредные обычаи, бытовавшие в горской среде, как кровная месть, калым за невесту, с горечью писали о тяжелом положении женщины-горянки. Писатели-просветители стремились представить историю адыгов как историю сильных, свободных и независимых людей, в духовной жизни которых значительную роль играли замечательные обычаи побратимства, гостеприимства, уважения к старшим и т.д. К прошлому просветители обращались во имя настоящего и лучшего будущего, потому, что мечтали увидеть родину счастливой и процветающей, а соотечественников - грамотными и свободными, стремились пробудить национальное самосознание и гордость народа, утвердить его право на самобытность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный нами анализ и систематизация научно-педагогического и литературного наследия адыгских просветителей Ш.Б. Ногмова, Ж. Казаноко, И. Атажукина, С. Хан-Гирея. С. Казы-Гирея, Д. Кодзокова, выдающихся русских писателей и критиков, источников историко-педагогического, исторического, этнографического, литературоведческого направления, произведений устного народного творчества, различных документов официального характера, периодической печати и архивных материалов позволили раскрыть основные направления развития педагогического знания и опыта обучения и воспитания подрастающих поколений адыгских народов в период со второй половины XVIII до середины XIX столетий. Для воссоздания целостной картины развития школы и педагогической мысли рассматриваемого периода большое значение имеют исследования по проблеме и дореволюционных, и современных авторов.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Османова, Бэла Назировна, Владикавказ
1. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX веке. М.: Наука, 1968. 336 с.
2. Айларова С.А. «Идеалы европеизма» в творчестве северокавказских просветителей 60-70-х годов XIX века // Вестник СОГУ. №1. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1999. С. 185-198.
3. Андроников И.Л. Кто такой Кодзоков? // Лермонтов. Исследования и находки. М.: Художественная литература, 1977. С. 507-514.
4. Андроников И.Л. Лермонтов и его портрет // Лермонтов. Исследования и находки. М.: Художественная литература, 1977. С. 5-81.
5. Белинский В.Г. Несколько слов о "Современнике" // Собр. соч.: В 3-х томах. Т. I. М.: ОГИЗ, 1948. С. 279-284.
6. Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова // Собр. соч.: В 3-х томах. Т. 1.М., 1948. С. 630-696.
7. Берже А.П. Краткий биографический очерк Шора-Бекмурзин-Ногмова // История адыхейского народа, составленная по преданиям кабардинцев Шора Бекмурзин Ногмовым. Изд-е 3-е с изд. 1861 г. Пятигорск, 1893. С.5-11.
8. Бирюлькин А. Кое-что об образовании в Кабарде // Терские ведомости. 1868. №85.
9. Благой Д. Примечания к избранным сочинениям А.С. Пушкина // Пушкин А.С. Избранные сочинения: В 2-х тт. М., 1978. Т.1. С. 726.
10. Большая Советская энциклопедия. Т. 18. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1974. С. 90.
11. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Ч. II М. 1823. 456 с.
12. Бурнашев В.П. Из воспоминаний петербургского старожила // Заря. 1871. Апрель.
13. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. 570 с.
14. Гаджиев А.С. Роль русского народа в исторических судьбах народов Дагестана. Махачкала. 1964. 228 с.
15. Гарданов В.К., Мамбетов Г.Х. Введение //Хан-Гирей С. Записки о Черкесии. Нальчик: Эльбрус, 1978. С. 3-41.
16. Горький A.M. Разрушение личности // Поли. собр. соч.: В 30-ти томах. М., 1953. Т. 24. С. 522- 527.
17. Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе, СПб, 1871. Т. 1. Кн. 1.422 с.
18. Загазежев М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. Нальчик: Эльбрус, 1996. 168 с.
19. Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. М., 1984. 496 с.
20. История Кабардино-Балкарской АССР. T.l. М.: Наука, 1967. 482 с.
21. История Кабарды с древнейших времен до наших дней. М., 1957. 394 с.
22. История народов Северного Кавказа. T.l. М.: Наука, 1988. 543 с.
23. История Северо-Осетинской АССР. Т.1. Орджоникидзе, 1987. 528 с.
24. Кабардинская эпическая поэзия. Нальчик, 1956. 470 с.
25. Кажаров В.Х. Адыгская хаса. Нальчик, 1992. 160 с.
26. Казы-Гирей С. Долина Ажитугай // Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик: Эльбрус, 1980. С. 15-23.
27. Казы-Гирей С. Персидский анекдот // Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик: Эльбрус, 1980. С. 24-28.
28. Каймаразов Г.М. Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989. 157 с.
29. Карачайлы И. Быт горских народностей Юго-Востока // Библиотека краеведения. Вып. 8. Ростов-на-Дону, 1924. 40 с.
30. Керашева З.И. Особенности шапсугского диалекта адыгейского языка. Майкоп: Адыгейское кн. изд-во, 1957. 147 с.
31. Керефов К.Н. 400-летие добровольного присоединения Кабарды к России большой национальный праздник кабардинского народа // Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. Т. XIX. Орджоникидзе, 1957. С. 1-20.
32. Кешев А.-Г. История адыгейского народа, составленная по преданиям кабардинцев Шора Бекмурзин Ногмовым // Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик: Эльбрус, 1980. С. 142-163.
33. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. М., 1886. Т.1. 410 с.
34. Кодзаев Т.Б., Чеджемов С.Р. Некоторые проблемы современной педагогики // Педагогика сегодня. Владикавказ, 1994. С. 14-25.
35. Кокиев Г. Выдающийся ученый и просветитель кабардинского народа // Шора Ногмов 1844 1944. Сборник документаций и статей к столетию со дня смерти. Нальчик, 1944. С. 45-57.
36. Кокиев Г.А. Нормы осетинской морали // Проблемы этнографии осетин. Орджоникидзе, 1989. С. 50-63.
37. Копачев И.П. Народное образование в Кабарде. Нальчик: Изд-во КБ АССР, 1957. 120 с.
38. Копачев И.П. Развитие школьного образования в Кабардино-Балкарии (XVIII 30-е годы XX века). Нальчик, 1964. 178 с.
39. Косвен М.О. Кабардинский патриот Измаил Атажукин // Этнография и история Кавказа М., 1961. С. 130-149.
40. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа, М., 1961. 165 с.
41. Кравчинский Д. Краткие исторические сведения об Осетии в связи с распространением в ней христианства. Полтава: Типолитография Губернского правления. 1909. 13 с.
42. Краснов М.В. Историческая записка о Ставропольской гимназии. Ставрополь-Кавказский, 1887. 108 с.
43. Краснов М.В. Просетители Кавказа. Ставрополь, 1913. 102 с.
44. Краткий обзор современного состояния и деятельности мусульманского духовенства и разного рода духовных учреждений // Сборник материалов по мусульманству. С.-Петербург, 1889. С.З-47.
45. Кумахова З.Ю. Развитие адыгских литературных языков. М.: Наука, 1972.280 с.
46. Кумыков Т.Х. Вовлечение Северного Кавказа во всероссийский рынок. Нальчик, 1962. 200 с.
47. Кумыков Т.Х. Дмитрий Кодзоков. Нальчик: Эльбрус. 1985. 180 с.
48. Кумыков Т.Х. Культура и общественно-политическая мысль Кабарды первой половины XIX века. Нальчик: Эльбрус, 1991. 176 с.
49. Кумыков Т.Х. Присоединение Кабарды к России и его прогрессивные последствия. Нальчик, 1957. 199 с.
50. Кумыков Т.Х. Хан-Гирей. Нальчик. 1968. 134 с.
51. Кумыков Т.Х. Шора Бекмурзович Ногмов // Ш.Б. Ногмов. История адыхейского народа. Нальчик: Эльбрус, 1982. С.5-29.
52. Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балка-рии в XIX веке. Нальчик, 1965. 420 с.
53. Кумыков Т.Х. Этапы и особенности развития общественно-политической мысли Кабардино-Балкарии в XIV начале XX века // Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX начале XX века. Нальчик, 1976. с. 11-18.
54. Латышина Д.Н. История педагогики: Уч. пособие. М.: Издательский дом «Форум», 1998. 584 с.
55. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1883. Вып. 1. 396 с.
56. Лермонтов М.Ю. Измаил-бей // Собр. соч.: В 4-х томах. Т.2. М.-Л. 1959. С. 164-242.
57. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1996. 529 с.
58. Люлье Л. О гостеприимстве у черкес // Кавказ. 1853. №7. С. 33.
59. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе, 1968. 71 с.
60. Малый энциклопедический словарь. С.-Петербург: Брокгауз и Ефрон. 1907. С. 126.
61. Мальбахов Б.К. Взаимоотношения Кабарды с Россией: от военно-политического союза к установлению российской администрации (середина XVI первая четверть XIX в.). Автореф. дисс. докт. ист. наук. Владикавказ, 1999. 51 с.
62. Мелетинский Е.М. Место нартских сказаний в истории эпоса // Нарт-ский эпос. Материалы совещания 19-20 окт. 1956 г. Орджоникидзе: Сев. -Осет. кн. изд-во, 1957. С. 37-73.
63. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.2. М.: Российская энциклопедия, 1997. 719 с.
64. Модзалевский Л.Н. Ход учебного дела на Кавказе с 1802 по 1880 год. Тифлис, 1880. 96 с.
65. Нечаев С.Д. Отрывки из путевых записок о Юго-Восточной России // Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа. Нальчик: Эльбрус, 1994. С. 172-173.
66. Ногма Ш. Кабардино-русский словарь. Филологические труды. Т.2. Нальчик, 1959. С. 129-241.
67. Ногма Ш.Б. Начальные правила Кабардинской грамматики. Предисловие // Ногма Ш.Б. Филологические труды. Т.2. Нальчик, 1959. 199 с.
68. Ногмов Ш. История адыхейского народа. Изд-е 3-е. Пятигорск, 1893. 144 с.
69. Ногмов Ш. Хох // Ногма Ш. Филологические труды. Т.1. Нальчик, 1956. С.123.
70. Ногмовская выставка // Шора Ногмов 1844-1944. Сборник документации и статей к столетию со дня смерти. Нальчик, 1944. С.77-79.
71. О просвещении на Кавказе // Русская школа. 1901. №8. С. 120-124.
72. Омаров А. Воспоминания муталима (окончание) // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. II. Тифлис, 1869. Отд. VI. С. 1-70.
73. Омар-оглы А. Воспоминания муталима // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 1. Тифлис, 1868. Отд. VII. С. 1-64.
74. Отзыв академика Императорской Академии наук статского советника Шегрена о рукописях, найденных по смерти кабардинского узденя штабс-капитана Шора-бек-Мурзина // Ш.Б. Ногмов. История адыхейского народа. Нальчик, 1994. С. 180-184.
75. Очерки истории Алыгеи. Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1957. 484 с.
76. Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик, 1968. 302 с.
77. Очерки истории школы и педагогики народов СССР (XVIII первая половина XIX века). Т. 1. М.: Педагогика, 1973. 605 с.
78. Очерки истории школы и педагогики народов СССР (вторая половина XIX века). М.: Педагогика, 1973. 605 с.
79. Педагогическая энциклопедия. Т. 2. М.: Сов. энциклопедия, 1965. С. 780.
80. Постановление о сословиях в Кабарде. Приложение Ш. Ногмова // Ш.Б. Ногмов История адыхейского народа. Нальчик: Эльбрус, 1994. С. 152-172.
81. Пушкин А.С. Письмо Л.С. Пушкину от 24 сентября 1820 года // Кубанские областные ведомости. 1899. №108. С. 30.
82. Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10-ти томах. Т.VII. М.-Л. 1951. С. 344.
83. Пушкин А.С. Тазит// Избранные сочинения: В 2-х тт. М., 1978. Т.1. С. 574-581.
84. Рапорт ген.-м. Ивелича гр. Гудовичу от 28 ноября 1806 года № 794. Владикавказ. Акты Кавказской Археографической комиссии. Т. 3. № 380. Тифлис, 1869. 760 с.
85. Саблиров М.З. Адыгские деятели культуры и вопросы просвещения народа // Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX начале XX века. Материалы конференции 28-29 марта 1974 г. Нальчик, 1976. С. 277-285.
86. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 1. Предисловие. Тифлис, 1868. С. 2.
87. С.К.И. Арабская школа в Чечне // Терские ведомости. 1915. 25 декабря. Терец. Что мешает распространению православия среди горцев-магометан //Терек. 1910. 30 декабря.
88. Смирении В.В. Развитие начальной школы в дореволюционной Кабар-де // Ученые записки Сев.-Осет. пед. института. Оттиск из XXIII тома. Орджоникидзе, 1959. С. 1-20.
89. Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в XVI XIX веках. М., 1958. 244 с.
90. Теунов X. Свет с севера // Литература и писатели Кабарды. М., 1958. С. 181-237.
91. Туганов Р.У. Измаил-бей. Исторический очерк о герое одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова. Нальчик. Эльбрус, 1972. 224 с.
92. Тульчинский Н.П. Пять горских обществ Кабарды // Терский сборник. Вып. 5. Владикавказ, 1903. С. 152-217.
93. Турчанинов Г. Введение // Ногмов Ш.Б. Филологические труды. Т. 1. Нальчик: Каб. кн. изд-во, 1956. С. 24-39.
94. Турчанинов Г. О жизни и деятельности Шоры Ногмова // Шора Ногмов 1844-1944. Сборник документаций и статей к столетию со дня смерти. Нальчик, 1944. С.20-44.
95. Турчанинов Г. Первая рукописная грамматика кабардинского языка // Шора Ногмов 1844-1944. Сборник документаций и статей к столетию со дня смерти. Нальчик, 1944. С. 58-67.
96. Турчанинов Г. Шора Ногмов — патриот родины // Шора Ногмов 18441944. Сборник документаций и статей к столетию со дня смерти. Нальчик, 1944. С.15-19.
97. Узденова С.Б. Народное образование и педагогическая мысль в Кара-чае и Черкесии (до октября 1917 г.). Пятигорск, 1994. 137 с.
98. Услар П.К. О распространении грамотности между горцами // Сборник сведений о кавказских горцах. T.III. Тифлис, 1870. Отд. IV. С. 1-30.
99. Услар П.К. О составлении азбук кавказских языков // Этнография Кавказа. Языкознание. I. Абхазский язык. Тифлис, 1887. С. 45-61.
100. Услар П.К. Предположение об устройстве горских школ // Услар П.К. Этнография Кавказа. Языкознание. 1. Абхазский язык. Тифлис. 1887. С. 30-44.
101. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К.Д. Сбор. пед. соч.: В 3-х т. Т. 1. С-Петербург, 1909. С. 24-109.
102. Ушинский К.Д. Родное слово // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М., 1954. С. 532-548.
103. Фадеев А.В. Идейные связи и культурная жизнь народов дореволюционной России. М.: Наука, 1966. 154 с.
104. Форфоровский С. Дагестанская мусульманская школа // Журнал Министерства народного просвещения. 1915. Ноябрь. С. 17-21.
105. Хадиков Х.Х. К вопросу о предмете и источниках педагогики осетин // Известия СОНИИ. Т. 28. Орджоникидзе, 1971. С. 361-370.
106. Хадиков Х.Х., Плиев Т.П. Осетинские нартские сказания памятник педагогической культуры // Некоторые вопросы теории и практики воспитания. Орджоникидзе, 1972. Вып. 1. С. 176-193.
107. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик, 1978. 259 с.
108. Хан-Гирей С. Бесльний Абат // Сборник газеты «Кавказ». II полуг. 1847. Тифлис, 1848. С. 102-107.
109. Хан-Гирей С. Записка о мерах к усмирению кавказских горцев // Акты Кавказской археографической комиссии. Тифлис, 1881. Т. VIII. № 263. С. 356-362.
110. Хан-Гирей С. Черкесские предания // Шаги к рассвету. Адыгские писатели-просветители XIX века. Краснодар, 1984. С. 22-90.
111. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик: Эльбрус, 1978. С. 45-333.
112. Хан-Гирей. Князь Пшьской Аходягоко // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Bbin.XVII. Тифлис, 1893. С. 1-43.
113. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990. 576 с.
114. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М., 1993. 131 с.
115. Хатаев Е.Е. Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа вторая половина XIX 1917 гг. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1996. 33 с.
116. Хатаева Р.А., Хатаев Е.Е. Социально-политические и духовные предпосылки становления и развития школы и педагогической мысли северокавказских народов // Вестник СОГУ. Владикавказ, 1999. №1. С. 314-328.
117. Хашаев Х.М. Общественный строй Дагестана в XIX веке. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. 262 с.
118. Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители // Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик: Эльбрус, 1980. с. 3-15.
119. Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители XIX начала XX века. Нальчик: Эльбрус, 1993. 182 с.
120. Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители второй половины XIX начала XX века. Нальчик: Эльбрус, 1983. 244 с.
121. Хашхожева Р.Х. Казы-Гирей // Избранные произведения адыгских просветителей. Вст. статья, подготовка текстов и комментарии Р.Х. Хашхо-жевой. Нальчик: Эльбрус, 1993. С. 11-15.
122. Хашхожева Р.Х. Хан-Гирей // Избранные произведения. Подготовка текста и вступительная статья Р.Х. Хашхожевой. Нальчик, 1974.
123. Хетагуров K.JI. Накануне // Антология педагогической мысли Северной Осетии / Сост. Э.К. Каргиев, С.Р. Чеджемов. Владикавказ: Ир, 1993. С. 112-114.
124. Хетагуров К.Л. Особа // Хетагуров К.Л. Собр. соч. Т. 4., М., 1960. С. 34.
125. Хоретлев А.О. Влияние России на просвещение в Адыгее. Майкоп, 1957. 103 с.
126. Хут Ш.Х. Адыгские писатели просветители XIX века // Шаги к рассвету. Адыгские писатели-просветители XIX века. Краснодар, 1986. С. 520.
127. Цавкилов Б.Х. Шора Ногмов выдающийся просветитель кабардинского народа // Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Общественные науки. 1975. №8. С. 69-72.
128. Цаликов С.З. Формирование гуманистического сознания и поведения учащихся многонациональных школ на основе традиционной культуры воспитания народов Северного Кавказа. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1996. 18 с.
129. Чамоков Т. В созвездии сияющее братство. М., 1976, 260 с.
130. Шора Бекмурзов Ногмов. Даты жизни и деятельности. Приложение // Шора Ногмов 1844-1944. Сборник документации и статей к столетию со дня смерти. Нальчик, 1944. С.80-83.
131. Шоров И.А. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Майкоп, 1999. 467 с.
132. Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгском устном народном творчестве. Ростов-на-Дону, 1977. 380 с.
133. Юхотников Ф. Нечто о горцах, учащихся в Ставропольской гимназии. Цит. по кн.: Очерки истории Адыгеи. Майкоп, 1957.1. Архивные материалы:
134. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики. Ф.2. On. 1. Д. 1680. Л.З.
135. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики. Ф.2. On. 1. Д. 936. Л. 24 об.
136. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики. Ф.16. On. 1. Д. 1607. Л. 23-25.
137. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики. Ф. И-16. On. 1. Д. 250. Л. 1-70.
138. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики. Ф. 16. On. 1. Д. 49. Л. 106.
139. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики. Ф.16. On. 1. Д. 116. Л. 1-28.
140. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики. Ф. И-16. On. 1. Д. 49. Л. 104-113.
141. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики. Ф. Р-187. Оп. 3. Д. 12. Л. 10-52.
142. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики. Ф. Р-291. On. 1. Д. 91. Л. 134-140.
143. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики. Ф. И-16. On. 1. Д. 250. Л. 1-70.
144. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики. Ф. И 16. On. 1. Д. 1420. Л. 1 -27.
145. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики Ф. Р-291. Оп. 2. Д. 9. Л. 134-140.
146. Ф. 123. Дирекция народных училищ Терской области. On. 1. Д. 28. Сведения об открытии горских школ в укр. Назрань, Шатой и Хасавьюрт (1864-1866 г.) 8 листов.
147. Архив Республики Северная Осетия Алания. Ф.12. Оп. 5. Д. 9. 97 л.ем X«hardreer1. Schora-Bekmurain-Nogmbw,1.aUe&K wit fixer 'itwrtiM'1. Adolf Be где,fn»«>m *M «.«Wr-V-bUrb^i 1ГIrMilltf■ ЧПцИ»|Г'<|.1. И1 nbWV« Я«<|1и||«к.
148. Ш- Б' Н0ГМ0В- *УД°*ник И. В. Б, .иикий Щеголи
149. Казы-Гирей. «$}.„.: ,, p,Oon,i ууЛ«.-ж.н.1,а f