Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические идеи Ибн Хальдуна

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические идеи Ибн Хальдуна», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Халак, Мохамад Ахмад
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1991
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Педагогические идеи Ибн Хальдуна"

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИ Й ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ

На правах рукописи ХАЛАК МОХАМАД АХМАД

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ИБН ХАЛЬДУНА

13.00.01 - Теория и история педагогики

А В ТОР Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Работа выполнена в Ваучно-исся.едовататъском институте теории е истории педагогика АПН СССР

Научный руководитель: доктор педагогических наук,

профессор К.И.Салимова

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

Борисенков В.П.

кандидат педагогических наук Савша С .Л.

Ведущее учрездение: Московски!! государственный университет

им. М. В Ломоносова

Защита состоитсн »30» eludí 1991 г. в i2>üc> "часов на заседании специализированного Совета Д 018.07.01 по задите диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Научно-Есодедоватальском институте теории и истории педагогики АШ СССР /12Э278,. Москва, уп.Паша Корчагина, д.7/.

С диссертацией уош> ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан г.

Ученый секретарь специализированного Совета, доктор педагогически наук . В.Д.Пуишин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТ]

Актуальность. В современную эпоху широкого национально-освободительного движения народов Востока открываются незаслуженно забытые памятники культуры, в которых заЗиксироваиа вековал мудоость народов этого региона. Эти источники вооружают современников идеями, но потсрявцимн свое!! ценности а в нала дни. В число этих источников труда арабского ученого Ибн Хальдуна / 1232 - 1406 /.

В сложных условиях разложения райского хшийата, нетерпимости к свободошйдию №и Хальдун противостоял религиозному консерватизму. Он падал в воспитании ваиюа средотво совершенствования общества я разрабатывал прогрессивные педагогические идеи. Этой проблематика посвящен один из семи тоиов его основного труда "Аль Шар" / "История Ибн Хальдуна" /, признании» памятник эпохи средневековья и мировой культуры.

Исследование педагогического наследия Ибн Хальдуна актуально, поскольку в нам разработаны проблемы, созвучные сегодняшний задачам воспитания в странах Востока - противостояние религиозному воспитанна, обучанив родному языку, подготовка учителей, социальная функция воспитания. Изучение педагогических идей Ибн Хальдуна опровергает подхода некоторых западных ученых, которые рассматривают историю педагогики народов Востока только как историю воспитания молодого поколения в духе исламской религии.

Исследование педагогического наследия эпохи средневековья не только Запада, как это традиционно слолсилось в науке, но и Востока - является необходимым условием понимания закономерностей единого, всемирного историко-педагогичаского процесса. И в этой связи изучение педагогических идей Щн Хальдуна, как яркого мне-литйля средневекового Востока представляется крайне актуальным.

Педагогическое наследие Юн-Хальдуна не било до сего времена предо атом специального исследования. Отдалыше идеи мыслителя о воспитании изложены в трудах арабских историкоа и философов, а так ад в самом общем плгше представлены в учебниках и монографиях, посвященных истории педагогики в арабских странах. К числу таких авторов моано отнести Абдуд-даима А., Абяд 1.1., Шемсудда-на А1. В этих роботах подчеркивается важная шеяь о связи педа-

^Абдуд-даям А. Ат-тэрабия ебр ат-тарих. - Бейрут, 1981; /бяд М. Тарих ат-тарабия в илм эн-найс индол-араб. - Дамаск,1981} Шам-суддин А. Аль-^икрат-тарави йнда Ибн Хальдун на Ибн аль-Азрак. - БоНрут, 1986.

гогнческоя концепции Ибн Хальдуна с общественныи развитей. Наиболее обстоятельное освещение педагогические взгляды Ибн Хальдуна получили в исследованиях Аль-Хусри и Ироксуси Ы. В их грудах, вместе с геи, педагогическая концепция ынслителя не стала предметом специольного изучения и рассматривается в общем контексте его философских взглядов.

В советской литературе теоретическое наследие Ибн Хальдуна рассматрипеотся главным образом а грудах философов, историков и социологов. Труды С.Н.Бациевой, A.A.Игнатенко и других посвяиеин главный оорозом анализу социологических и философских взглядов мыслителя, его учения об историческом развитии общество*\

Педагогические идеи Ибп Хальдуно рассмотрены главным образом в монография В.П.Борисенкова, а также в сборнике научных трудов авторского коллектива лаборатории истории школы и педагогики за рубежом ЛИИ теории и истории педагогики АПН СССР. Исследование В.П.Бормсенкова дает общув характеристику методологических проблем воспитания и образования в трудах Ивя Хальдуна^. А вторы этих трудов опираются не на подлинники, а на переводи трактатов мыслителя.

Сказанное определило выбор темы исследования "Педагогические идеи Иби Хальдуна".

Объект исследования - история педагогической мысли народов Ближнего и Срвщвго Востока в эпоху средневековья.

Предмет исследования - педагогические идеи Ибн Хальдуна. Цель исследования - дать целосхяуп характеристику, раскрыть всобенности педагогической концопции Ибн Хальдуна, сформированное в условиях разложения врабского халифата, показать ео значение для развития национальных систем образования в арабских странах. Задачи исследования

- охарактеризовать социально-экономические и политические осо-

1 Аль-Хусри. С.Дирасат ан мукадимат Ибн Хальдун. - БеПрут, 1943 j Ирекоуси й. Ад-дирасат аль-иктимаия ва в1-тар0авия инда Ион Хальдун. - Дамаск, 1969.

^ Бациеве С.М. Исюрико-социологическиН трактат Ибн Хальдуна "Аль-мукаццима". -М., "Наука", 1965: Кгнатенко A.A. Ибн Хальдун. -М.: "Мысль"; 1980.

3 Борисенков В.П. Народное образование и педагогическая мысль в оесойодивинхся странах Африки. - U.f 1987; Очерки истории школы и педагогической мысли Древнего и средневекового Востока / под вед.К.Я.СалимовоИ. - М., 1988.

бениости арабского халифата в Х1У веке, определившие направленность и содерданне подагогических идей Ибн Хальдуна ;

- раскрыть значение идей Ибо Хальдуна о социальной функции воспитания для поступательного развития общество;

- дать характеристику взглядов Ибн Хальдуна, обогативших падагогичаскуо иисль своего времени, его идеи о содержании, методах и форивх «Сучения и образования;

- выявить основные положения мыслителя о нравственной воспитании, о фориировании человека, прииимаоцего активное участие о производительной жизни общества;

- проследить влияние педагогических идей Ибн Хальдуна на по-следупцих иислителей арабского Иостока.

ЦятщолагическоЯ основой настоящего исследования является днадектико-иатериалистичаский иеюд познания, марксистско-ленинское учение о воспитании, его социальной оОусловленности и классовой характере, оО использовании и изучении прогрессивного культурного наследия прошлого.

Основными методами исследования являотся общенаучные методы познания, такие как анализ, синтез I специфические методы познания, применяемые историческими наукаии (сравнительно-исторический, генетический, ретроспективный)| частные методы историко-пвдигогического познания - педагогическая интерпретация источников и литературы,

В ходе исследования были изучены слвдушциа источники:

- оригинальные трактаты Ибн Хальдуна, в которых изложены его философские взгляды, но.главный образом в основу диссертации лег основной груд ыыслигеля "Мукаддима". В процесса работы над диссертацией было использовано трехтомное издание ("Аль-Мукаддныа". - Комментатор Вафи, Али АОдул Вахед. - Каир. - Т.1, 1979, Т.2,3, 1981), как наиболее полное и фундаментальное, снабженное обстоя-гелышми комментариями и текстологический анализом;

- помимо "Цукаддима* изучены такхе другие труды Ибн Хальдуна "КитаА аль-Ибар" (Книга поучительных прниаров) изд^ "Дар аль Китай аль лаОнани". Бейрут, 1981. Х1У т. ; Лпйаб аль-Мухассел фа усул ад-дан (Сущность изучения религии) Комментатор Яосяно Рубив. Изд. "Дар аг-тиСа'а аль-Ыагрибия" Татуан, 1952 ; Ат-Тариф Си Ийн Хаяьдун ва рихлатиху Гарбан в ааркан (Знаиоиство с Ибн Хальдуном

8 его "Путешествии!*" на Запах и Восток) Изд. "Лвхнат ат-талвф во ат-гаржама". - Каир, 1951j Ыифа ас-са'ил ли тахэиО аль-Маса'ия (Удовлетворительные ответы на вопросы жаждущего) Комментатор Ат-Танки, Мухамад Ьен Тавшт. - Сгаиоул, 1957 j

- трактаты средневековых мыслителей Ал4-варабв, Аль-Газа-ли, Ион-Сахнуна, Аль Кабиси я других. Эти груды также изучены на языке подлинников.

Научная новизна исследование

IIa основании изучения оригинальных первоисточников, но бывших предметом специального исследования, показаны изменения в социально-политической и духовной жизни арабского халифата, обусловившие становление и развитие педагогической концепции Ион Холь-дуна.

Выявлено прогрессивное учение Ион Хальдуна о социальной фикции воспитания о общественном развитии, которое пробивало свое дорогу в условиях реакции и разложения арабского халифата, засилья исламской религии, отвергавшей право человека на свободомыслие за пределами канонических аксиом.

Выявлен вклад Höh Хальдуна в дело соверпенствоввния теории и проктики воспитания подрастающих поколений путем повышения профессиональной подготовки учителей, обучения на родном языке, включения в у48Оные планы предметов, имевших цельп интеллектуальное и эстетическое развитие.

Раскрыты идеи Ибн Хальдуна о нравственном совераенствованиш личности средствами воспитания, минуя влияние религии.

Охарактеризовано значение идей Höh Хальдуна для решения проблем развития национальных систем образования в современных арабских странах.

Практическая значимость исследования: его результаты используются при чтении лекций на педагогическом факультете Дамасского университета, а также в разработке истории школы и педагогики народов средневекового Востока при написании учебной литературы советскими ученный.

Апробация и внедрение результатов исследования

Положения и выводы исследования обсуждались в лаборатории истории школы и педагогики за рубежом в НИИ теории и истории пе-

/

дагогики АЛЯ СССР, докладывались автором на заседании кафедры педагогики Дамасского униварсшеха.

Структура раОоти

Диссертация состоит из Введения» двух глав, Заклочения и описка использованной литератур».

Основное содержание работы

Во Введении обосновывается актуальность теки, дается анализ изученное литературы, определяется предмет, цели, задачи исследования, характеризуется научная новизна, практическая t теоретическая значимость работы.

В паовоя главе - "Учение Ион Хальдуна о социальной функции воспитания в общественной развитии" охарактеризованы основные социально-экономические и политические факторы, определившие содержание педагогической концепции Ибн Хальдуна.

Арабокие и исламские государства в ХЫ-ПУ веках пережили существенные экономические и политические события, отрицательно сказавшиеся на обдвотвенной и культурной хиэнн народов этих стран. Уу султанский иир а эпоху позднего средневековья и падения халифата Оил раздроблен на мелкие, слабые государства, большинство лравителеа которых имело неарабсков происхождение (персы, турки И др.). Впоследствии они оказались неспособными дать отпор на-нествио татаро-монгольских племен, которые разрушили в 1256 году Еагдед, захватили Снрио, стремились к захвату Египта я Северной Африки. Испанцы вытеснили арабов из Андалусии и продолжал» свое победное ввствие, что привело к росту миграции населения в страны Ццгриба. Несмотря на то что схраны Арабского Нагриба не подвергались вмешательству в свои дела извне, война за власть была здесь повсеместным явлением, овязаивым не только о политическими вопросами, но а о экономической ролью Иагриба в мировой торговле.

Магрибские племена, живлиэ в деревнях, занимались в основной земледелием и скотоводством, Главнуп же роль в жизни государства н общества во всех областях играли ыагрибскив города, которые рас* полагались на торговых путях, соединявших Центральнус Африку, Евч ропу в средний Восток. С одной стороны, эти связи способссвовали развито культуры, привносимой народами Европы и Востока, обладавшими высоким уровнем образования. С другой стороны, шел противоположный процесс: постепенный переход торговых путей в руки пор-

- б -

ту гольце в и египтян. Европа все больше проникала в экономику Маг-риба, вывозя оттуда сырье и ввозя cbod промышлеянув продукции.

Падение собственной экономики, потеря прежней власти в условиях конкуренции с более сильными соперниками, отразилась и на культуре, привела к появление и усиленно реакционного религиозного течения, которое заняло враждвбнуЬ'позицио по огнооенио к свободомыслии, запрепвло философские сочинения, препятствовало лобому влиянии извне, осуждало занятие естественными науками и даже само слово "неука" стало вклочать в себя только религиозны» науки.

В этих сложных и противоречивых условиях протекала жизнь Нбв Хальдуна, формировалось его мировоззрение.

Он родился в 1332 году в городе Тунисе, в знатной аристократической семье. Его отец, всесторонне образованный человек, известный специалист ло мусульманскому праву и философии стал первым учителем сына.

Начальное образование пнопи имело религиозный оттенок. Однако впоследствии он сумел приобщиться к различным областям знания, воспринимая все лучшее от знаменитых мыслителей я ученых Туниса того времени. Затем он продолжил свое образование* посещая заседания совета алииов (ученых), проводившихся во дворце султана Абу Аль-Хасана в Марокко. Среди выдающихся мыслителей, оказавших влияние на формирование мышления ИОн Хальдуна, можно выделить шейха Аль-Абили, одного из известнейших философов и математиков того времени, который познакомил его с трудами крупневших исламских мыслителей-рационалистов, таких как Ибя Рунд, Ибя Сина, Аль-Фараби и Ар-Рази, исследования которых тогда считались сомнительными с точки зрения господствуощего религиозного течения.

: Cbod практическуо деятельность он начал простым писарем в канцелярий султена. Однако вскоре он увлекся политикой и впоследствии неоднократно назначался везирем (министром) и имел отношение к большинству события, происходивших на севера Африки. Когда политическая деятельность стала угнетать его, Ибн Хальдун укрылся в крепости Ибн Салама (ныне расположена на территории Алжира). Там он занялся созданием своего главного труда и написал введение к этому сочинению, известное как "Аль-Мукаддима", где целая глава посвящена состоянию науки и образования в его эпоху.

Растущая популярность Ибн Хальдуна к увеличение числа его учеников вызывали надовольство религиозных деятелей, фанатично преданных главному цуфтио Туниса. Они травили его и вынудили перебраться в Каир, где ухе до конца хиэни он занимался судопроизводством м преподавательской деятельностью, Эдесь хе он дополнил некоторые главы "Аль-Мукаддины" и написал свое биографию. Он скончался в 1*06 г.

идеи Ибн Хальдуна о социальной функции воспитания подрастаю-цего поколения,.его места в общественном развитии шли вразрез со сложившимися а годы его жизни идеями, традициями воспитания молодого поколения в духе ислама.

По справедливому мнению арабского ученого Калайни^ в сфере о$розования в годы жиэн* Ибн Хальдуна возобладал догматизм, обусловленный религиозный фанатизмом, возвращением к толкованиям Корана, Школы и так называемые "Дома науки", создйваемые в этот период богатыми людьми, специально отбирали учеников и наставников, беззаветно преданных исламу.

Именно в эту эпоху, когда арабская культура приходила в упадок, процветали невежество н фанатизм - Ибн Хальдун выступил со своей прогрессивной теорией развития общества при условии просвещения всего народа, подъема его культуры и овладения достижениями своего времени во всех сферах знания и науки.

Изучение трактатов Ибн Хальдуна свидетельствует о его высокой оценке роли и места образования и воспитания народа ^общественном развитии. Уровень образования, - подчеркивал ен, является показателен степени развития общаства. Человек - это общественное существо. Он добивает себе пропитание, объединяется в труде с другими людьми и в процдссе этого общения развивает свой разуй и умение действовать2. Образование играет решающую роль в приобретении подрастающим поколением опыта, накопленного человечеством. Образование охватывает на только теорагичаские, но и практические науки, изучение ремесел и профессий. Эта мысли были сформулированы Ибн Хальдунои в его "Цукаддиие" и проходили красной нить» через все его педагогическое наследие.

* Кайлани Н.А. Татавур иафхум ап-назария ат-тарабия аль-исламия. -Дамаск-Бейрут. 1905. - С.22И.

2 Ибн Хальдун "Аль-Нукаддииа" Текстолог: Вафи. Абдул Вахид. - Каир, 1979. - Т.1. - С.§38.

- в -

Взаимосвязь и взаимообусловленность оОцественного развития и уровня образования и воспитания народа - вот главная идея, на ко» торуп мыслитель делал основной упор и которая лежит в основе всей его педагогической концепции*

ИОн Хальдун придавал большое значение факторам социальной среды и их роли в становлении личности человека и формировании ого психологических и моральных качеств. При этом он отвергал социальную и расовую принадлежность человека. Несмотря на то что слохмв-оиеся в народе традиции оказывает воздействие на формирование людей, они не исклочаот я ве умаляот роли воспитания. Оно призвано реализовать высокие нравственные качества, свойственные лодям. Так, например, противление злу, желание овладеть профессией - все это непосредственно связано о воспитанием.

Образование, по мнении Ибн Хальдуна, должно быть направлено на формирование гуманных качеств в людях. Свобода каждого гражданина, уважение к нему, забота о его интересах должны занимать важ-нов иесто в правильном нравственной развитии человека* Ибн Хаяъ-дун подчеркивал, что личности, выполнявшие в обществе роль правителя» отца* наставника должны подавать пример своим подданным, детям, ученикам. Б данном случае Ибн Хельдун обращал внимание на то, что ответственность за воспитание лежит не только на школе, но * на семье и, самое главное, на обществе.

Преодолевая рамки суиествуюцих религиозных философских доктрин, Ибн Хельдун создал свой собственный образ свободного мыслящего человека, его отношение к окружавшему его материальному миру и обвеству. В этих целях он отделил философия от религии и призывал к прекращение конфликта между ними. Он считал, что религиозная доктрина не может подтвердить свои истины умозрительными аргументами, а утверждает их иным путем, то есть средствами духовного воспитания. Разумный человек должен вметаться в эту аргументацию и способы доведения этих истин до лвдей, опровергнуть способы доказательств существования аллаха с помощьо логических построений.

По мнению философа, человек является одним из многочисленных звеньев, совокупность которых составляет единство мира. Минеральные вещества, растения, животные и человек - это взаимосвязанные миры. Они связаны и словно выгекаот один из другого до тех пор, пока не появился человек, развившийся из обезьяны и отличвпч

цийся от нее мыаленяем и разумом*.

Придерживаясь такого взгляде на природу человека, оя утверждал, что разуй и религия могут не противоречить друг другу, если будут сувестповать самостоятельно. Наука он подразделял на две группы: науки, связанные о законами человеческого мышления, органов чувств, и наука, связанные о религией.

Пря изучения педагогических проблем огромное значение мыслитель придавал основам реальной методики - наблпдеяив, экспериментирование а исследование.

Человек, указывает Ибн Хальдун, рождается без звания я овладевает ими из той среды, в которой он кивот* Все, что его окружает* является источником воздействия на формирование его личности. В трудах Ибн Хельдуна человек'занимает высокое место, хак независимый, свободней, производительный а творческий индивидуум в обществе* Философ призывает его избегать деятельности, которая ограничивает применение его способностей, понапрасну отнимает у него время и умаляет его достоинство, .как, например, уолухение, магия, кладоискательстоо я т.п. Человек должен стремиться к плодотворному труду.

Таким образом, в центре педагогической концепции Ибн Хельдуна - человек и его связи о реальным миром, средства влияния человека на мир и мира на человека. Действительность, воздействуя на человека, формирует его личность. Педагогике призвана способствовать личностному формирование человека и тем самым стать фактором общественного развития.

Во второй главе "Учение Ибн Хальдуна о воспитания и образовании" - дается анализ его учения о содержании, принципах и методах обучения. Особое место здесь отводится его взглядам на обучение родному языку. В этой же главе рассматривается его воззрения, составлявшие в совокупности основы нравственного воспитания. Определяющее значение в разработке этих идей имело учение Ибн Хальдуна о человеке.

Исследование выявило, что в отличие от сложившихся в его время в арабском халифате традиций Ибн Хальдун не считал, что перед воспитанием должны ставиться только религиозные цели. Задача воспитания, по ого мнении - готовить молодое поколение к жизни.

По» г ому» в опичма ос сдоживвихся и общепринятых традиций своего временя, он предлагал ооучать детев и молодежь естественный а гу-мвнитарниы наукой.

Оригинаяьяьня для своего времен« оияя его советы обучагь дехея с ранквго возрасте ар»$>иехнке, поскольку они сталкивается р ква в повседневной жизни, прявииот к использование умозаклп-чекнй * скствиахизироваакык оценок в жизни к тренируются в поисках правильных решения, оторзсивая оаиоочные. Эхо спосоосхвуех в своо очередь и формировавши нраисхвенних черт. "Тог, кто рано станах обучаться ар*|иегши, - писал он, - хох сможет по-настоя-«ему шикнуть а ее суть. Он преисполнятся исхиннии пониианиеи достоверное!« посхроанмя, присущих матеыехике. Он научятся рас-су «дат ь, приучится логично ш правдиво мыслить я будет следовать атяы правила« неотступно яа протяжении всея своев жизни .

Обучение письму, по мнение мыслителя, является тонкий к дос-«oiuuu искусством, Оно развивает способность к уноэьклпченияы, хак как предполагает переход ох букв к у сгний сдоваи, а ох слов )( значениям, иа кохорие она указывает. В процессе обучения письму развивается возражение ресакка.

По кяеняс Ион Хальдуна» лети додкни учиться письму и чтении, заучивая стехи. После того, как они ото освоят, следует переходить к углубленному изучение лексикологе* и стихосложения, затеи -'к арифиетыке* И только после этого их ыохно учить Корану.

НОв Хальдун считал, что естественные науки - психология, медицина , астрономия, изучение явленна живой природы - текла должны Сыть введены в содержание образования.

Важное место в ооразовании охводилось хакхе ремеслом и профессиям. Наука и практика должны быть тесно связаны. Труд развивает ум человека, так как рука делает то, что представляет киедь,

Ибн Хальдун подвергал реэкоя критика тех учителей, которые не владеет знаниями о возрастных особенностях детей, не эваот принципов обучения ребенка. Насонненкув ценность прадставляот его рекомендации учителям о принципах обучения^

- постепенный переход от простого к сложному. Эхох принцип предлагалось проводить в хри этапа; изложение иахериала в общих чертах, затеи ооъяснениа того хе материала Оолее подробно, н, на-

конец,раэбор непонятны« ранее вопросов |

- использование наглядности для облегчения перехода от поз» нения мира органами чувств к аОстрсктному ыипленио;

- использование индуктивного метода;

- сочетание теории и практики в процессе обучения {

- эопреаение одновременного преподавания двух предметов«

Излагая и объясняя зга принципы, Ноя Хальдун тем самим выступал против традиционного обучения, которое в основном строилось на зубрежке непонятных ребенку текстов Корона.

Он подвергал резкой критике принятые в школах того времени методы заучивания Корана наизусть детьми в раннем возрасте я предлагал перенести его изучение яа более взрослые годы.

Изучение текстов Ион Хальдунв свидетельствует о гуманных требованиях, которые он предъявляя к воспитателям. В отноаениях преподавателя с учениками он призывал не оказывать на них физического и психологического давления. Он считал наказание вредным и унижапдйи достоинство методом, который ведет к нравственный отклонениям^. Кроме того учитель долин принимать в расчет индивидуальные способности обучаоаегося, его подготовленность и восприимчивость х учебному предмету а оторвться вызывать у пего, по возможности, тягу и потребность к учебе. Ибн Хальдун указывал ва вред использования затеоротизированных книг в качестве учебной литературы и ущерб, наносимый нелсностьо и многочисленность!} терминов по одному и тому же вопросу.

Ибн Хальдун полагал, что лучявй учебный метод заключается не только в передаче ученикам знаний, но и в умелом руководстве их учебой и подходом х изучаемому материалу.

Проведенное исследование выявило взгляды Ибн Хальдуна на нравственное воспитание. В работе подчеркивается, что его отношение к нравственности связано о конкретными представлениями о человеческой природе, с одной стороны, и его представлениями об обществе и роли человека в нем, с другой.

Человек, как считает философ, состоит из духа и плоти» Если исламское воспитание наибольшее значение придавало духовному на-» чалу в человеке, то Ибн Хальдун был в этом вопросе более умеренным, так как он видел, что общество может развиваться только в

юн случае» воя* человек будет заниматься и производство»!.

Человек рождается не«тральный о точки зрения его отношения * добру и злу. "В человеке надо воспитывать ответственность за их проявления. Поэтому необходимо его вменательсхво, чтобы овер-ннлось Добро в предотвращалось зло". Быть человеку злим или добрым - зависит от суммы возможностей» предоставлявши средой. Прогрессивными для своего времени были идеи Ион Хальдуна о том, что человек более склонен с добрым делам, чем к злым и безнравственный. Возможно, причина этого замечается в том, что добро и выоо-кал нравственность является основными условиями лооого общественного развития.

В вопросе о свободе человеческая воли ИОн Хальдун занимает промежуточное позицио. По его мнении, человек имеет относительную свободу. Он свободен и отвечает за свои действия, но в то же время он подчиняется естественным и общественным законам, которые ограничивает его свободу. Однако влияние этих законов вовсе не означает, что личная инициатива - нечто невозможное или втора-степенное* Эти мысли были несомненным окладом в педагогические идеи того времени.

Нон Хельхун подходил к проблеме нравственности иначе, чем oto делали его предшественники. Многие из них придерживались традиционных позиция и полагали, что путь к счастье в этом мире м в загробной жизни ланит через веру. Ибн Холь дун утверждал, что путь к счастью лежит через познание человеком окружаоцая действительности. Эхо познание бывает двоякое, либо интеллектуальное, либо полученное посредством органов чувств. Человек может достичь очастья только обладая высокой культурой, при условии, когда человек трудится не только для себя, ко и во имя Ольге ооааства.

Ибн Хальдун полагал, что организованное государство к устойчивая цивилизация могут существовать баз религии, но без нрав-отвеннос/и никогда. Нельзя отрицать в то же время определенную роль религия d развит« обцамва, поскольку сне по-своему способ« схвуе? обр an ни« народом добродетельной морали,

Исслэдованиэ показало, чтр Ион Хальдун различал два элементе в нравственности человека, которые не позволяет ему совериагь безнравственные поступки. Первый элемент обусловлен натурой самоА Ибн Хальдун "Аль-йукадднма"» - Т.З. - СД<!23.

го человека, его яячннми убеждениями, о вторая является внезмнм. Это - давление или влияние другого человека ил» группы. Внутрен-ноо сдеряиввпавв начало является болев полезным и предпочтительным. Внешнее сдеряивапдве начало иохет оыть бесполезным, если оно сводитоя % насилия а жестокости. Это развракает яраяствепность человека я наносит уцвро интересам всего оощеотва. Поэтому Ибн Хальдуи выступает против лобой несправедливости и притеснения человека. Налоги, монополии на все неоОходииое или эксплуатация груда человека без ялжгаграадекия - все это упихает его. Хесто-кость по отноиенио к детяы гакхе нравственно развращав г их, так как внепное сдерживавшее начало не совпадает с их внутренней натурой.

Коя Хальдуп отмечал, что в силу склонности люда В к подражание) они могут совервенствоваться, если будут иметь перед собой достойный пример. Если такой пример станет близкий их сердцу» то они смогут перенять сравнительно легко необходимые нравственные качества, привычки, идеи. Ибн Хальхув отрицательно относился к таким методам формирования ыорали, как проповедь и устные предостережения» которые были весьма распространены в его время. On неоднократно указывал на важность положительного примера и роль убохдения. Именно такие методы, по его мнение, больше всего подходили к особонностям детского возраста, они не ограничивали свободу детей и отвечали возможностям их развития. Дети более старшего возраста должны лиЛги себе наставника и в этом надо помочь им. Такой наставник долхзн стать для них примером im только своими знаниями, но и нравственными качествами.

Болылое внимание уделял Ибн Хальдун вопросам изучения арабского языка, и эти идеи не потеряли своей актуальности вплогь дв наших дней. Внимание к изучение родного языка объясняется тем,что во времена Ибн Хальдуна, как уже отмечалось выше, одновременно с распадом халифата арабский язык утрачивал своп чистоту, стал сме-ииваться с языками других, приобщенных к Исламу народов, их более активного участия в делах и общественной жизни исламского государства. Изучая это явление, Ибн Хальдун отмечал, что люди перестали замечать свои письменные ошибки.

Взгляды Höh Хальдуна на проблему обучения родному языку связаны с ого особым представлением о понятии языка и функциях, которые он долкек выполнять. Язык для него - это имевшееся у чело-

века средство ддя выражения своих взглядов и запросов и для общения с другими лидьми. Иби Хальдун рассматривал язык как древнее культурное наследие ей*до я нации. В каждой нации слова нвля-стоя специальный условным выражением, которое принято всеми для обозначения смысла того или иного явления, кта. Поэтому языки различи».

Владение языком, по мненип иссяедователя, означает обладание лингвистическая способность». Но лингвистическая спосойность необязательно значит точное и непосредственное знание правил синтаксиса и других разделов лингвистику Здесь подразумевается умение правильно использовать язык в риаличшх ситуациях, как письменно, так и устно, "Знание правил склонения и спряжения, - писал он, - это знание о том, как действовать, но еке на само действии" . Под "действием"'в данной случае он имел ввиду речь. Лингвистическая способность вместе с правильном восприятием окружаемого - дьц основных условия для обладания язьксвов интуицией, которая позволяет контролировать чистоту и красоту рачи спонтанно н саз усилия. Человек, ивоомнекно, способен в соворпинстве изучить один язык. Конечно, 01; может изучить и другие .пики, но их уровень Судет ниже, чем уровень того языка, к среде которого он вырос.

Изучение языка, по мненип Ион Хальдуна, подчиняется осыии принципам обучения. У стьрзих поколений ни было кухди зуоригь слова, поскольку она ».или в услооянх расцвета хали^ати и наследовали точный, правильный и красивый язык. Что хо касается ¡¡ре-мен разложения халифата, то здесь стали заучивать слова, поскольку лоди перестали понимать, о чаи «дат речь. Незнание правил речи - не мохат способствовать развитии способностей человека.

Мыслитель советовал заучивать'кдассическуп поэзия. В области поэзии запоминание ведет к формированию обцего мысленного оо-раэа, абстрагируемого рт словесных структур, который создает а воображении модель для сложения новых. стихов. Этап запоминании является переходным. Он развивает вообра1аниа, поэтическое чувство и кладет начало практическому опыту стихосложения. Запоминание не является самоцальо, и не следует приоогать к з^учиаа-нио без понимания запоминаемого. Б данном случае мыслитель следует "своему принципу осознанности излагаемого.

. 1 Ибн Хальдун "Аль-Цукаддима". - Т.З. - С. 1287..

Лингвистическая способность подчинено так 10 дэйствио закона повторении, которнЯ определяет связь ыезцу еловой и значение«, на которое оно указывает. Глив1г/о роль в обучении ребрнка язкку играят окруженная среди. Человек приоОцеется к попку обдествэ, о котором он родился, прислуживаясь я словам, их смыслу в звучанио. После того как ребенок усвоит их употреблений, он начинает использовать данный язык в такой форме, которая позволяет ему выражать самого себя и свое состояние.

Следует отыотить, что практические занятия языком более аффективны, чем ого теоретическое изучение, ¿ункцтп языка является обеспечение возможностей взаимопонимания и общения иожду людьми в правильной, красивой форме. Что касается лингвистических ноу к, то они являчгся средством для этого, о не самоцельо. Поэтому, посмотри на то что Ибн Хальдун упоминает раздели языкознания и сферы их влияния, он не советует углубляться в их подробное и самостоятельное изучение. Он предлагает изучать язык на примерах из высо-кохудохестгпнных литературных.текстов, специально подобранных для этоЯ цели1.

Ион Хильдун подчеркивает значение изучения языка в детском возрасте, Ребенок преОывает в состоянии "природноя чистоты" - он не подвергался никакому обучении. Условия, в которых изучается родной язык, не повторяется, и они дачт ребенку неограниченные возможности для овладения этим языком.

Эстетические вопроси занимаот в исследованиях Ибн Хальдуна особое место. Он подчеркивает значение соблидвкия зстетических языковых норм в поэзии и прозе/в устной речи и письме. Следует сказать, что он рассматривал музыку в тесной связи с литературой, органично дополняющих поззип.

Таким образом, по иненио Ибн Хальдуна, учебно-воспитательный процесс долгом спираться не на традиционные религиозные представления, а на основы глубокого понимания возрастных особенностей ученика, его психики и способностей, овладение высоким педагогическим опытом. Воспитание детей зависит ог интересов родителей, школы и руководящей власти общества. Социальная функция воспитания сгавиг перед учителями задачу подготовки детей к трудовой деятельности, то ость задачей обучения является не только овладение теоретическими знаниями, но и практическими.

4йнкц двосертыши йормудцроваиы осиошшо выводи, сообщающие разужьгвти всаедования.

Ши Хальдуц отразил в своем учеши о восииташи особенности 8»охи рюдадшнхн А аоданьиого огроя в «райской тир о.

Судествиншм вкхадом в история педагогики яаяаотся его уча-ищо о социальной йуюааа восшггаккя, сшив его с ршвитивм общества. Эта идеи дсихш были обратить вникание вравиталий разлагав-щегооя строя на необходимость усадить восштаиив а образование иодраотащего покодвшш, оовободмты'.его от догматюка и рааигноз-иоро консерватизма. ' *

Не ограничиваясь этшш обпдами положеишши, №к Хадьдун разработал отройную систему обучшшя ж воогшташя, ррогрчссшшуи по своему духу в разно отлнчшцуюся от сложикшисн к 01*0 времени ыу-оудьманскнх традиций восшггашш.

Прогрессивные идея Из и Хадьдуна о зишшн возраст них особйи-воотай дьтей, о роки учителя в учабно-посвитатахьиом процессе, о эначишш оЗучашш родному языку дня ршвятю, нацношльной культуры в многие друтач - сиди крододдбиы его посходоваг едкий. Например, Иди вль-Азрик, ИЗн Бедно, Аль-Хусра и др. Постановка и реашшв Ибы Хадъдуиоы этих нробдем на потеряли своего эиачшшл и дня соЕрашшшх арибских /читакай и даятехеР. неродного образования.

Автореферат разрешай к печати сцецсоветом ао рикоиавдвдии лаборатории истории лкаш и педагогики за рубежам !Ш еиории и истории педагогики АПН СССР.

РОТАПРИНТ пИКТИП АПК СССР 128278, Meciss, ILKcfnarasa, Д.7

\ \ \ . Тарйж ЧС'О