Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические основы эстетического воспитания и образования учащихся 8-11 классов на уроках истории в современной школе

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Кучмай, Наталья Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические основы эстетического воспитания и образования учащихся 8-11 классов на уроках истории в современной школе», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кучмай, Наталья Николаевна, 1998 год

Глава I. Особенности системы эстетического воспитания и образования школьников в современной школе

1.1. Исторический очерк проблемы эстетического воспитания и образования школьников.

1.2. Проблема эстетического воспитания и образования школьников как философская, педагогическая и психологическая проблема.

1.3. Место и роль учебного предмета истории в системе эстетического образования и воспитания школьников.7(

Глава II. Экспериментальная методика эстетического воспитания и образования учащихся 8-11 классов на уроках истории России

2.1. Содержание и педагогическое обоснование экспериментального курса культуры и искусства как основы эстетического воспитания и образования на уроках истории России в 8классах.:.И

2.2. Индивидуально-возрастные особенности эстетического воспитания учащихся 8-11 классов в процессе обучения истории России

2.3. Эффективные методы, пути и средства эстетического воспитания и образования учащихся 8-11 классов ца уроках истории России (обобщение экспериментальной работы)

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические основы эстетического воспитания и образования учащихся 8-11 классов на уроках истории в современной школе"

В наши дни, в - условиях коренной перестройки всех сфер жизнедеятельности нашего общества во многих отраслях науки и производства меняются и приоритетные направления. Так, в отечественной педагогической науке проблема теории и практики эстетического воспитания подрастающего поколения всегда вызывала большой интерес. Но в современных условиях, условиях гуманитаризации и демократизации образования, возрождения традиций и культуры народов России, эта проблема становится особенно актуальной и приобретает приоритетное значение. / , •

И- совершенно правильно отмечается в государственном документе -в Решении Коллегий-Министерства образования Российской Федерации . «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» от 24- мая 1995 года: «Постепенное перемещение эстетического образования с периферии массового сознания учителей в фокус школьной жизни обусловлено рядом взаимодополняющих обстоятельств».

Далее раскрываются эти обстоятельства. Первое из них носит социальный характер и состоит в том, что в5 условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями. Особенно важно подчеркнуть, что искусство, выражающее духовные традиции народа, выступает для подрастающего поколения как своего рода «защитный пояс», охраняющий ребенка от тех средств массовой информации, которые распространяют идеи насилия, жестокости, национализма, и могут нанести личностные и психические травмы детям, стать источниками формирования агрессивного поведения.

Второе обстоятельство связано с осознанием ограниченности рационального объяснения мира, необходимостью преодоления взгляда на человека только как на носителя суммы «знаний, умений и навыков» и выявлением мотивирующей функции искусства в становлении личности.

Третье педагогическое обстоятельство заключается, как правило, в растущем . интуитивном понимании того, что, искусство наиболее ^эффективно помогает ребенку построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в -широком-спектре жизненных ситуаций.

Становится все более очевидным, что прорыв в методологии образования связывается с проникновением искусства во все сферы образования.

Анализ литературы свидетельствует, что проблеме эстетического воспитания школьников, формирования их духовной культуры посвящены исследования. Труды многих ученых-философов, психологов, социологов, искусствоведов (А.И.Буров, М.Ф.Овсянников, М.С.Каган, Л.ШСоган, В.К.Скатерщиков, Б.Г.Лукъянов, В.А.Разумный, ' А.Ф.Лосев, В.В.Ванслов, Л.П.Печко, Н.И.Киященко, А.В.Бакупшнский, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Е.И.Игнатьев, В .Н. Шацкая, О.А.Апраксина, Н.А.Ветлугина, В.А.Сухомлинский, Д.Б.Кабалевский,

Б.Т.Лихачев, Н.Н.Ростовцев, В.С.Кузин, Е.В.Квятковский,

Т.С.Комарова, Е.В.Шорохов, Т.Я.Шпикалова и др.

Теоретической основой к пониманию и раскрытию проблемы эстетического воспитания и образования старшеклассников на уроках истории послужили труды выдающихся русских историков и специалистов по отечественной истории и культуре Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, С.С.Стасова.

Следует отметить, что ряд научных работ, исследований посвящен вопросам культуры (отечественной и зарубежной) в системе исторического образования подрастающего поколения. Но, к сожалению, практически нет исследований .:^, прежде всего, диссертационного '.характера, посвященных проблеме эстетического воспитания-и образования школьников в процессе • обучения* истории (отечественной и зарубежной). л -v^-«.v

Как правило, вопросы эстетического воспитания и. образования школьников и студентов рассматриваются в процессе преподавания так называемых предметов художественно-эстетического цикла - музыки, изобразительного искусства И т.п.

Все сказанное определило выбор темы настоящего исследования, его актуальность.

Проблема исследования: раскрытие педагогических основ, разработка и экспериментальная проверка эффективной методики эстетического воспитания и образования учащихся 8-11 классов на уроках истории России.

Цель исследования: повысить эффективность эстетического воспитания и образования старшеклассников в процессе обучения отечественной истории.

Объект исследования: процесс эстетического образования и воспитания учащихся 8-11 классов на уроках истории России в современной школе.

Предмет исследования: педагогические основы эстетического воспитания и образования старшеклассников в процессе обучения отечественной истории.

Гипотезой исследования является предположение о том, что усйешное.эстетическое воспитание и образование учащихся 8-1,1 классов на уроках историй в современной школе возможно при условиях: раскрытия проблемы эстетического воспитания образования школьников как философской, педагогической и психологической проблемы; определения места и роли учебного предмета истории в системе эстетического воспитания и образования школьников, в их духовном развитии; разработки, научном обосновании экспериментальной проверке- эффективной методики эстетического .воспитания и образования старшеклассников на уроках истории; установления индивидуально-возрастных особенностей эстетического воспитания учащихся 8-11 классов в системе исторического образования; раскрытия педагогических основ эстетического воспитания и образования старшеклассников в процессе обучения отечественной истории.

В соответствии с указанными проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования: .

1. Рассмотреть историю проблемы эстетического воспитания и образования школьников.

2. Раскрыть проблему эстетического воспитания и образования школьников как философскую, педагогическую и психологическую проблем}'.

3. Определить место и роль учебного предмета истории Ргоссии в системе эстетического воспитания и образования школьников, в их духовном развитии. ;

4. Разработать, научно обосновать, и экспериментально проверить, эффективную' методику эстетического воспитания и. образования старшеклассников на уроках истории. . ,

5.Установить индивидуально-возрастные особенности эстетического развития учащихся 8-11 классов в процессе обучения отечественной истории.

6. Раскрыть педагогические основы эстетического воспитания и образования старшеклассников в процессе обучения отечественной истории.

Теоретической основой исследования явились труды известных философов, историков, педагогов, психологов, искусствоведов, видных деятелей культуры и искусства, посвященные методологии научных и педагогических исследований, теории и методики исторического образования и эстетического воспитания.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ философской, исторической, культурологической, социологической, педагогической, психологической и искусствоведческой литературы;

- изучение и обобщение опыта педагогов, ведущих уроки истории;

- наблюдения за учебным процессом, творческой деятельностью учащихся и педагогов;

- беседы, анкетирование и интервьюирование;

- психолого-педагогический развивающий эксперимент;

- анализ продуктов деятельности школьников (сочинений, рисунков, авторских сценариев исторических событий, рассказов по картинкам и т.п.). :. • ; . Опытно-экспериментальная работа проводилась в школе-гимназии №2 г.Сургута.

Исследование проводилось с 1992 по 1998 гг.

Исследование было проведено в три этапа.

На I этапе (1992-1993 гг.) изучалась и анализировалась философская, историческая, искусствоведческая, культурологическая и психолого-педагогическая литература, инструктивные материалы Министерства общего и профессионального образования российской Федерации, выяснялось состояние." работы по данной проблеме в трассовой практике общеобразовательных школ. Все это позволило разработать примерное содержание экспериментального курса культуры и искусства для уроков истории в 8-11 классах, разработать методику эксперимента и наметить педагогические пути, методы и средства •преподавания этого курса. (Систематический анализ специальной литературы осуществлялся и дальше, до момента завершения работы над диссертацией.)

На П этапе (1993-1997 гг.) проводился психолого-педагогический развивающий эксперимент.

Сущность методики эксперимента заключалась в проведении экспериментального обучения отечественной истории по программе с расширенным экспериментальным курсом литературы и искусства в 8-11 классах (экспериментальные классы) при постоянном сравнении с обычным, традиционным обучением отечественной и зарубежной истории вс Параллельных 8-11 классах (контрольные классы). Одновременно' сравнивались и педагогические цуги, методы и средства, применяемые в экспериментальных и контрольных классах. В экспериментальных классах уроки велись по предложенной диссертантом методической системе с использованием разработанных методических рекомендаций, поурочных разработок и специальной системы оригинальных учебно-методических пособии. С применением проблемных заданий, ситуаций, творческих сочинений, докладов, написанием рефератов на темы культуры и искусства России в разные периоды их истории.

В результате систематических анкетирований, проведения контрольных сочинений, написания докладов и рефератов и их анализа, наблюдений, сравнивались результаты экспериментального преподавания курса культуры и искусства России на уроках истории и результаты традиционного преподавания курса культуры и искусства и на этой основе устанавливались различные уровни эстетического развития, знания культурно-исторического прошлого и настоящего России, уровни сформированности художественно-эстетических, культурно-исторических понятий, представлений и предпочтений у учащихся 8-11 классов.

На Ш этапе (1997-1998 гг.) проводились итоговые, сравнительные уроки, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Современныеч задачи и требования преподавания истории, возрождения и дальнейшего развития культуры народов России, задачи эстетического воспитания школьников, успешное эстетическое развитие старшеклассников, продуктивное формирование у них. культурно-исторических понятий, представлений и предпочтений могут наиболее эффективно осуществляться посредством выделения приоритетного значения расширенного раздела культуры и искусства России в „системе исторического образования в 8-11 классах.

2. Историческое образование органически включает в себя культуру и искусство в самых различных его видах и жанрах каждого народа на любом этапе его исторического развития. Культура и искусство являются своеобразным отражением истории развития человеческого общества, истории становления того или иного государства. Одновременно прослеживается огромное влияние культуры и искусства на развитие государства. То есть культура и искусство являются составной частью жизнедеятельности любого общества.

3.Под словом «культура» мы понимаем не только систему ценностей (духовных, материальных), но и динамичный процесс развития этих ценностей в определенном историческом контексте, что способствует формированию исторической памяти.

4. Успешное обучение курсу культуры и искусства России на уроках истории и на этой основе, в целом, всему предмету истории в 8-11 классах во многом обеспечивает понимание старшеклассниками огромного вклада народов нашей страны в мировую культуру, в мировую цивилизацию. .> ' *

Научная ; новизна и теоретическая ценность; исследования заключаются в том, что в нем: разработана и экспериментально, проверена одна из педагогических моделей преподавания истории в 8-11 классах на основе выделения приоритетного значения расширенного раздела культуры и искусства России на уроках истории;* определены место и роль этого курса в системе исторического образования и эстетического воспитания старшеклассников; дано его педагогическое обоснование; определены место и роль учебного предмета истории в общей системе эстетического воспитания и образования старшеклассников, в их духовном развитии; установлены индивидуально-возрастные особенности эстетического развития учащихся 8-11 классов в процессе обучения истории; раскрыты педагогические основы эстетического воспитаиия и образования старшеклассников в процессе обучения отечественной истории.

Практическая ценность исследования заключается: в разработке и педагогическом обосновании экспериментального курса культуры и искусства как основы эстетического воспитания и образования на уроках истории в 8-11 классах; в разработке, научном обосновании и экспериментальной проверке эффективной методики эстетического воспитания и образования старшеклассников на уроках истории; в разработке методических рекомендаций и оригинальной системы наглядных учебно-методических пособии (таблиц) к курсу истории России в 8-11 классах.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке новых учебных ■ планов и программ для общеобразовательных учреждений,, при составлении и корректировке учебных планов, разработке лекционных и практических курсов по-истории, мировой художественной культуре, предметам искусства и педагогике в институтах усовершенствования и повышения квалификации учителей, в педагогических институтах и университетах, в педагогических училищах; колледжах, при подготовке учебников, учебных и, методических пособий по истории, культуре для общеобразовательной школы.

Достоверность исследования обеспечёна опорой на результаты современных исследований по педагогике и психологии, исторической науке; адекватностью выбранных методов исследования поставленным задачам; подтверждается экспериментальными данными, полученными в ходе исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в школе-гимназии №2 г.Сургута.

Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на заседаниях отделения культуры и искусства Международной Академии наук педагогического образования (19961998 гг.), в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (1994-1998 гг.), на тульской областной научно-практической конференции «Искусство и образование в современных условиях» (1996 г.), на педагогических советах гимназии №2 г.Сургута. Результаты исследования внедрены в школьную практику и в виде опубликованных работ диссертанта.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Заключение

В заключении диссертации подведены итоги исследования и сформулированы следующие основные выводы:

Изучение в определенной методической, отвечающей современности и педагогически обоснованной системе культурно- исторического материала в процессе обучения отечественной истории способствует овладению духовным богатством человечества, вносит значительный вклад в эстетическое развитие школьников, в становление их личности и формирование индивидуальности.

Одним из эффективных вариантов, педагогических моделей такого подхода может служить разработанный нами курс культуры и искусства России как основы эстетического воспитания в системе исторического образования старшеклассников (8-11 классы). *

Культурно-исторический материал, его роль и значение в обучении отечественной и мировой истории, важность решаемых с его помощью образовательных, воспитательных и развивающих задач, обусловливает его приоритетность на уроках истории. Осмыслить, "прочувствовать" культуру страны, народа, эпохи можно только зная особенности породившего эту культуру периода истории. То есть культура, искусство - это органичская часть истории страны, народа, эпохи, их развития, становления или упадка. • •

Педагогической основой содержания курса культуры и искусства России должен быть принцип тесной связи видов культуры и искусства.

Проведенное исследование, зафиксировавшее уровни освоения и оценивания школьниками произведений искусств, культуры России в системе исторического образования, в системе формирования исторических понятий и представлений позволили сделать вывод о том, что комплексное воздействие искусств на эстетическое сознание учащихся является эффективным средством формирования их эстетических вкусов, интересов, потребностей, восприятия и, в целом, их эстетического образования и воспитания.

Итогом обучения по нашей модели курса истории является формирование определенной системы теоретических знаний об искусстве, а именно:

- искусство как своеобразная художественно-образная форма познания действительности, включая и историю народа, государства;.

- историзм искусства (тематика, художественно - выразительные средства, виды и жанры, преемственность традиций), воплощенного в нем эстетического идеала, временное и общечеловеческое в нем;

- своеобразие эмоционально-эстетического воздействия искусства;

- искусство выступает как своеобразное средство общения ( новые ■ знания, переживания, оценки).

Причем, работа с произведениями искусства дает возможность показать школьникам эстетическое осмысление разных сторон жизни общества и человека, учит эстетически воспринимать явления природы, прошлой и современной жизни, видеть прекрасное вокруг нас, стремиться активно бороться с безобразным и низменным.

В процессе проведенного исследования, анализа и обобщения его результатов гипотеза подтвердилась, а поставленные задачи выполнены.

Таким образом, результаты эксперимента убедительно доказывают эффективность разработанной нами экспериментальной методики эстетического воспитания и образования учащихся в 8 - 11 классах на уроках истории России.

Однако, разработанная нами педагогическая модель эстетического воспитания и образования старшеклассников на уроках России на основе приоритетного значения расширенного курса культуры и искусства представляет собой один из вариантов эффективной системы исторического образования и эстетического воспитания. Поэтому не следует его противопоставлять другим подходам к совершенствованию этих процессов и, в частности, к интегрированным курсам различных учебных предметов, к курсу мировой художественной культуры. Разработка. Выбор и использование той или иной модели обучения и воспитания, того или иного варианта курса, программы должны определяться, прежде всего, конкретными условиями, в которых работает школа, уровнем подготовки школьников, педагогическим мастерством педагога, его индивидуальностью, психологической готовностью к ведению того или иного учебного курса, умением быстро адаптироваться к изменению оценок исторических фактов, событий и одновременно проявить устойчивость в оценке тех или иных традиций в культуре, в их историческом развитии.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кучмай, Наталья Николаевна, Москва

1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков: Учеб. для 7 кл. Общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1994,- 319с.

2. Алексеева В.В. Что такое искусство?: Цикл альбомов об изобразительном искусстве. Вып. 1. М.: Сов. Художник, 1973. -163с.

3. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства.- М.: Просвещение,1973.-169с.

4. Алпатов; М.В. В мастерской Пикассо.- Юный художник, 1981. №10,с. 35-39.

5. Алпатов М.В. Композиция в живописи: Исторический очерк. -М.Д.: Искусство, 1940. 132с.

6. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. -224с,

7. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания. -М. 1990.

8. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 486 с.

9. Ананьев Б.Т. Человек как предмет познания. М., Наука, 1977.

10. Андреев A.JI. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980,- 255с.

11. Андреев А.Л. Художественное мышление как категория эстетики.-Художник, 1981, № 1, с. 42-43, 54-55.

12. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. История России. Учебник для 8 кл. 1682 1861. М.: ТЕРРА, 1996.

13. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. ( Пер. с англ.). М.: Прогресс, 1979. - 392с.

14. Аоутюнян Ю.В., Дробишева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР.- М.,1987.

15. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования М., 1984.

16. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. - 254 с.. 17. Бабанский Ю.К, Некоторые методологические проблемы комплексного подхода к воспитанию,- Советская педагогика, 1980, № 8,с. 17-22.

17. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогика, 1980. -80с.

18. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды. М.: Сов. Художник, 1981. - 351с.

19. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука,1987. 158с.

20. Балян А.А. Теория эстетического воспитания.- Ереван.:1980 252с.

21. Барышкин П.А. Москва купеческая,- М., 1990.

22. Бечак Б.А. Воспитание искусством. М.: Просвещение,1981 -94с.

23. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. М.: Просвещение, 1977. - 114с.

24. Беспялько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989.

25. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. - 216 с.

26. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М.: Искусство, 1956. - 292с.

27. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. 123с. '

28. Бодалев А.А. Личность и общение.-М., 1983.

29. Богданова О.С. Комплексный подход как условие совершенствования процесса воспитания школьников. М.: Молодая гвардия, 1980.

30. Боткина А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. -М.: Изд-во Гос. Третьяковской галереи, 1951. 310с.

31. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Л.: Художник РСФСР, 1977. - 224с.

32. Величковский Б.М., Зинченко В .П., Лурия А.Г. Психология восприятия. М.: Изд-во МГУ, 1973. - 246 с.

33. Венгер Л.А. Восприятие и обучение .- М.: Просвещение, 1969.-365с.

34. Венецианов А.Г. Статьи. Письма. Современники о художнике. М., 1980.

35. Верцман И.Е. Проблемы художественного познания. М.: Искусство, 1967. - 344с.

36. Вибер Ж. Живопись и ее средства. ( Пер. с фран.). М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. - 232с.

37. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965. -213с.

38. Волков Н.Н. Восприятие картины: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1976. 32 с.

39. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 508 с.

40. Волкова Е.В. Произведения искусства в мире художественной культуры. М., 1988.

41. Вопросы воспитания: Системный подход. Под общей редакцией д.п.н. Новиковой Л.И. М.: Прогресс, 1981.

42. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Санкт- Петербург, 1997. 92с.

43. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.- М,- Изд-во АПН РСФСР, 1960. 500с.

44. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1991.

45. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н: Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций. -М.: Изд.-во МГУ, 1978,- 118 с.

46. Глумова А.В. Мой опыт работы с репродукциями картин. -Омск, 1958, 18с.

47. Головин А.Я. Встречи и впечатления. М.-Л.: Искусство, 1960.

48. Грегори Р.Л. Разумный глаз. (Пер. с англ.). М.: Мир, 1972.-216с.

49. Грегори Р.Л. Глаза и мозг. Психология зрительного восприятия. (Пер. с англ.) М.: Прогресс, 1970 - 271с.

50. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М.: 1990.

51. Давыдов В .В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. - 424с.

52. Данилов А.А., Косулина JI.K. История России XX в. Учебник для 9 кл. М.: Просвещение, 1995.

53. Демин М.В. Проблемы теории личности. М.: Изд -во МГУ, 1977. - 240с.

54. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. - 314 с.

55. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. М.: Искусство, 1956,- 208с.

56. Дмитриенко Ф.Н. Особенности восприятия живописи учащимися У -У1 классов (требования к отбору произведений): Автореф. Дисс.канд. пед.наук. М., 1971. - 24с.

57. Дмитриенко В.П., Есаков В.Д., Шестакова В.А. История Отечества XX в. ( 1917 1995). Учебник для 10 кл. М.: Дрофа, 1996.

58. Дондурей Д.В. К проблеме исследования функции искусства. В кн.: Советское искусствознание. - 79, вып. 1 - М.:

59. Ефремова Н.Г. Теоретические основы и методика преподавания интегрированного курса культуры и искусства России в системе исторического образования учащихся старших классов. Автореф. Дисс. канд. пед. наук. М., 1994. - 21с.

60. Жарова JI.H. Мишина И.А. История Отечества. Учебник для 10 класса. 1900 1940. М.: Просвещение, 1995.

61. Журавлев В.В. и др. История современной России (1985 -1997). Учебник для 9 кл. М.: ТЕРРА, 1995.

62. Закон Российской Федераций "Об образовании". Учительская газета. 1992,- 28.

63. Зверев Д.Д. Беседы об искусстве на уроках рисования. -М.: Учпедгиз, 1958 115 с.

64. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа ( Исследование деятельности зрительной системы). М.: Изд- во МГУ, 1969. -106с.

65. Зотов А.И. Русское искусство с древних времен до начала XX в.-М.,1979.

66. Зырянов I1.H, История России XIX в. Учебник для 8 кл. М.: Просвещение, 1994.

67. Зырянов П.Н. и др. История России 1861- 1917. Учебник для 9 кл.М.: ТЕРРА. 1996.

68. Игнатьев Е.И. Восприятие и воображение (Ученые записки МГПИ им. Ленина ). М., 1966.

69. Изобразительное искусство. 1 -9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., 1996. 160с.

70. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., Изд. Полит. Лит., 1991.

71. Искусство анализа художественного произведения: Пособие для учителей / Сост. Т.Г. Браже.- М.: Просвещение, 1971,-240с.

72. Искусство и школа: Книга для учителя / Сост. А.К. Васильевский. М.: Просвещение, 1981. - 288с.

73. Искусство как фактор интеллектуально- творческого развития школьников: Сб. научн. Трудов АПН СССР НИИ общей педагогики; / Под ред. Ю.У. Фохта- Бабушкина, Е.К. Чухман.

74. Искусство как фактор комплексного подхода к воспитанию. Сб. статей. Свердловск, Урал. Ун-т, 1978. -160 с.

75. Историческое Образование в современной России. Справочно- методическое пособие для учителей. Е.Е. Вяземский и др. -М.: "Русское слово", 1997,- 218с.

76. История русского искусства. / Под общ. Ред. И.Э. Грабаря.-М.: Изд-во АН СССР, 1953 1964. - Т. 9. - 1965. - 587с. Т. 11 - 1957. - 646с. ТЛ2 - 1961 - 615с. Т. 13- 1964 - 406с.

77. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1991.

78. Качан М.С. Современные функции искусства. Л.: Знание, 1978.-396с.

79. Каган М.С. Художественная деятельность как информационная система. Искусство кино, 1975, № 12, с. 99121.

80. Карцер Ю.М. Рисунок и живопись. -М., 1992,- 176с.

81. Кацва Л.А., Юрчанов А.Л. История России. УШ- XV вв.; Учебник для 8 кл. Общеобразовательных учреждений. М.: МИРОС, 1994.

82. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Д., Каган М.С. Эстетическая : культура и эстетическое воспитание. -М.; 1983.

83. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта.- М.: Знание, 1989.

84. Коган ЛИ. Художественная культура и художественное воспитание. М.: Знание, 1979. - 620с.

85. Комплект программ по истории с древнейших времен до наших дней для 3- 11 классов общеобразовательных учебных заведений. А.П. Богданов, Е.Е. Вяземский и др. М.: МинобразованиеР Ф, 1998.

86. Кондратенко А.Е. Труд и талант учителя. М.: Просвещение, 1989.

87. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в ХУ1 ХУ11 столетиях. -М., 1992.

88. Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5 -9 классах М.: Просвещение, 1990 - 189с.

89. Криулина А.А. Психология общения. Учебное пособие по социальной психологии,- Курск,1993.

90. Кудрявцев В.Г. Проблемное обучение. Истоки, сущность, перспективы.- М., 1991.

91. Культура. Нравственность. Право. / Под ред. Алимова Л.В., Забельшинской С.И. М., 1993.

92. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1977.- 270с.

93. Кузин B.C. Психология. Учебник. М.: Агар, 1997: - 301 с. ''.,.■' '

94. Кредер А.А. Новейшая история XX в. Учебник для 9 кл. М.: Центр гум обр., 1995,1996.

95. Лармин О.В. Искусство и молодежь. Эстетические очерки. -М.: Молодая гвардия, 1980. 190 с.

96. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. -М.: Изд-во МГУ, 1981. 584 с.

97. Леонтьев АН. Деятельность. Сознание. Личность. М:: Политиздат, 1975. - 304 с.

98. Леняшин В.А. Портретная живопись В.А. Серова 1900-х годов: Основные проблемы. Л.: Художник РСФСР, 1980. - 258 с.

99. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. -М.: Знание, 1976. 64 с.

100. Лернер И .Я. Процесс обучения и его закономерности. -М., 1991.

101. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.

102. Лилов А. Природа художественного творчества. (Пер. с болт.). М.: Искусство, 1981. - 479 с.

103. Лифшиц М.А. Искусство и современный мир. М.: Изобр. Искусство, 1978. - 384 с.

104. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. - 175 с.

105. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1996.-463 с. ,

106. Лосюк П.В. Нравственное воспитание старшеклассников в процессе овладения народным декоративно-прикладным искусством: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1974. - 28 с.

107. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. М., 1994.

108. Лукиа Ю.А. Художественная культура в системе идейно- воспитательной работы. М.: Знание, 1979. - 64с. .

109. Лукьянов Б.Г. В мире эстетики,- М.: Просвещение, 1988.

110. Львова Ю.А. Творческая лаборатория учителя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1980. - 192с.

111. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение; 1980. - 183с.

112. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975.-367с.

113. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. - 240 с.

114. Мелик -Пашаев А.А. О психологических условиях адекватного восприятия картины школьниками. В кн.: Всесоюзная межмузейная конференция "Музей и дети": Тезисыдокладов секционных заседаний 12 октября 1982г. Ташкент, 1982, с. 19- 23.

115. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., Педагогика, 1989.

116. Методика преподавания истории в средней школе. / Под ред. Ежова С.А., Лебедева И.М. Просвещение, 1986. - 270 с.

117. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа первой половины XIX века. М.: Искусство, 1967. - 396с.

118. Молева ИМ., Белютин Э.М. Русская художественная школа второй половины XIX начала XX веков. - М.: Искусство, 1967.- 379с.

119. Моносзон Э.И. Комплексный подход к воспитанию -важнейшее условие всестороннего развития школьников. Сов. Педагогика, 1977.№4, с. 20-28.

120. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство. 1983- 343 с.

121. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1981.- 192с.

122. Никитина Е.И. Знакомство с живописью в школе: Из опыта работы лит.- искусствоведч. Кружка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 31с.

123. Никитин Н.И. Освоение Сибири в ХУ11 веке: книга для учащихся средних и старших классов. М., 1990.

124. Нравственное воспитание школьников / Под ред. И.С. Марьенко. -М.: Просвещение, 1969- 310с.

125. Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Зенкова.- М.: Педагогика, 1975,- 440с.

126. Обуховский К. Психология влечений человека.М., 1972, 147с.

127. Основы эстетического воспитания /Под ред. А.К. Дремова. -М.: Высшая школа, 1975. 327с.

128. Островский К. Воздействие искусства на человека., Минск, 1969 196с. Очерки истории советского искусства. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. - М.: Сов. Художник, 1980. - 263с.

129. Островский В.П., Уткин А.Н. История России XX век. Учебник для 10-11 кл. М.: Дрофа, 1996.

130. Островский В.П. и др. История России XX в. Учебник для 11 кл. М.: Дрофа, 1996.

131. Пийрсалу Л. А. Влияние расширенного художественного обучения на умственное развитие учащихся: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л, 1978. - 24 с.

132. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. -М.: Наука, 1982.- 309с.

133. Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. -М.: Просвещение, 1982. 191с.

134. Полуянов Ю.А. Что видит ребенок на картине? Семья и школа, 1981. №11, с. 22-26.

135. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. -М. :Просвещение, 1967. 264с.

136. Преображенский А.А. и др. История Отечества: Учебник для 8 кл. Общеобразовательных учреждений: -М., Просвещение, 1993.

137. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / Под ред. Б.Г. Ананьева и В.Ф. Ломова. Л: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 200с.

138. Программы для общеобразовательных учреждений. История, общее гвознание. 10 11 кл. Средневековая Русь в контексте мировой истории и культуры. Введение в этнографию. Человек и общество. Сост. Е.Е. Вяземский, Т.И. Тюляева. - М.: Просвещение , 1995 - 45с.

139. Программы для средних учебных заведений. История. 4 -10 ( 5-11) классы- М.: Просвещение, 1989 94с.

140. Протопопов Ю.Н. Научное изучение художественного , воспитания в СССР и за рубежом. В кн.: Всесоюзная межмузейная конференция "Музей и дети": Тезисы докладов секционных заседаний 12 октября 1982г. - Ташкент, 1982, с. 1318.

141. Протопопов Ю.Н. Восприятие произведений живописи старшеклассниками в процессе художественного восприятия: Автореф. дисс.канд. пед. наук.-М, 1981,-23 с.

142. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения / Под общ. Ред. СЛ. Рубинштейна. М.: Изд-во АН СССР, 1960.- 168с.

143. Психология формирования и развития личности / Под ред. А.И. Анциферовой. М.: Наука, 1981. - 365с.

144. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски и др. ( Пер- с нем.) М.: Педагогика, 1981. - 224с.

145. Психология усвоения истории учащимися / Под ред. Богословского В.В. JI. Изд-во ЛГПИ, 1981.

146. Пути и средства эстетического воспитания. М.: Наука, 1989- 192с.151.,; Разин А.В. Воспитание красотой: Эстетическое воспитание в сельской начальной школе: Из опыта работы,- М.: Просвещение, 1980 122с.

147. Разумный В. А. Эстетическое воспитание. Сзтцностъ.Формы. Метода. М.: Мысль, 1969 - 190с.

148. Рапопорт С.Х. Искусство и эмоция. 2-е изд. М.: Музыка, 1972. -168с.

149. Революция искусство - дети. Материалы и документы. 4.1,1917 - 1923. - М.: Просвещение, 1987. - 240 с.

150. Решение Коллегии Министерства образования Российской Федерации "О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях". 24 мая 1995-14с.

151. Рок И. Введение в зрительное восприятие. -М.: Педагогика, 1980. Кн. 1- 312с. Кн. 2 - 280с.

152. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси / От Коргуня до Калки.-М., 1990.

153. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- М. : Просвещение, 1980. -96с.

154. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. М.: Просвещение, 1981. - 190с.

155. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка. М.: Просвещение, 1982.-239с.

156. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М., 1976. -704с.

157. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях . его исследования.-И.: Изд-во АН СССР, 1958,-147с.

158. Рыбаков Б.А., Сахаров А.М. и др. История Отечества. Учебник для 8 кл. М.: Просвещение, 1993. - 303с.

159. Рыбникова О.Н. Развитие восприятия произведений живописи у младших школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-М., 1977.- 16с.

160. Рябов В. Эстетическая потребность и творческий процесс. М., "Искусство", 1971, №2.

161. Сарабъянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ: Опыт сравн. Исслед. М.: Сов. Художник, 1980.-261с.

162. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. -М.: 1979.

163. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1970. 226с.

164. Система эстетического воспитания школьников. Под ред. С.А.Герасимова.-М., 1983 360с.

165. Скагкин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. -М., 1980 -267с.

166. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972. - 271с.

167. Суздалев П.К. Основы понимания живописи. М.: Искусство, 1964.-87с.

168. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М„: Молодая гвардия, 1971.

169. Творческий процесс и художественное восприятие.- Л. Наука, 1978,- 278с.

170. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания, М., "Советская педагогика, 1964,№6

171. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителей изобразительного искусства (Пособие для учителей).

172. Требования к историчекому образованию учащихся в средней школе /Временной государственный стандарт// -Преподавание истории в школе.- 1993.-№5-с. 45-52.

173. Трошилова Е.М. , Дукаревич М.З. Художественное восприятие живописи и структура личности. В кн. : Творческий процесс и художественное восприятие. - Л.: Наука, 1978,с. 174190.

174. Унковский А.А. Цвет в живописи.- М.: Просвещение, 1983,-63с.

175. Федоров Давыдов А.А. И.И. Левитан - М.: Искусство, 1966. - 403с.

176. Фомина Н.Н. Педагогические вопросы популяризации изобразительного искусства среди подростков: Автореф. дисс. . канд. пед. наук.-М., 1977.-16с.

177. Фохт- Бабушкин Ю.У. Об эффективности художественного воспитания. В кн. : Искусство и школа. - М.: Просвещение, 1981, с. 17-32.

178. Харламов И.Ф. Активизация учения школьников. -Минск, Нар. Асвета, 1970,- 158 с.

179. Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников.2-е изд. Доп. И перераб.- Минск: Нар. Асвета, 1975. -207с.

180. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, рассы, культуры. М., 1971.

181. Шадриков В.Д. и . др. Познавательные процессы и способности в обучении/Учебное пособие для студентов пед. институтов. -М.: Просвещение, 1990. 142 с.

182. Шевченко Г.П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитии подростков. Автореф. дисс. . докг. пед. наук. Киев. -1986. -16 с.

183. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971.

184. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. / Сост. Г.С. Лабковская. -М.: Просвещение. -1983. 147 с.

185. Эстетическое воспитание школьников . / Под ред. Б.Т. Лихачева, А.Н. Бурова. М.: Педагогика, -1974. - 253 с.