автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические особенности дополнительного образования в области художественно-творческого развития учащихся
- Автор научной работы
- Цветкова, Лариса Викторовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Цветкова, Лариса Викторовна, 1999 год
Введение . .4
Глава i.Педагогические особенности занятий художественно-творческой деятельностью с младшими г.сдрссткам^ з учреждениях системы дополнительного образования .18
1.1.Педагогические основы занятий искусством с младшими подростками (анализ педагогической литературы) .18
1.2.Тенденции современной теории и практики художественно-творческого развития учащихся в школе и кружках .5С
1.3.Художественно-творческие занятия з учреждениях системы дополнительного образования „ „ . . . . . = ,75
1 „4.Практика занятий декорагивжо-г^ккл&гказм искусством с детьми во внеклассной работе к а современном этапе (на материале г.Смоленска и обласТИ )
Глава 2„Содержание и формх занятий декоратиэ.-:е--риклаг.м искусством с младшими гюдросткамл з условиях учреждения системы дополнительного образова
2,1,Особенности интересов детей х родителей к закяу^-ям декоративно-прикладным искусством в учреждениях системы дополнительного образования (на материале ДТДиЮ г.Смоленска) .113
2.2.Основные направления в содержании занятий кружка декоративно-прикладного искусства для младших подростков в учреждении системы дополнительного образования .123
3&ключбг«И& * » % ь » ^
Список используемой литературы . 175
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические особенности дополнительного образования в области художественно-творческого развития учащихся"
Данная диссертация актуальна тем, что посвящена разработке проблем системы дополкительного образозания, находящейся на современном этапе в стадии каучно-педагсг.и;чес-кого осмысления.
Анализ научной литературы к практического опыта педагогов показывает, что к проблеме использования декоратин-но-прикладного искусства в работе с подростками обращаются многие специалисты.
Занятия разнообразными видами художественного творчества активно влияют на процессы формирования эстетического вкуса подростков. В частности, на занятиях искусством учащиеся получают знания о разнообразных видах художестве:-:.-:.©:? обработки матерла.п.ов, закре::,/г'--о * практических занятиях, знакомятся с асг-ар^е.* разв'та культура, искусства и ремесел, с художественными традициями региона, страны, других народов. Все зто поднимает работу ГаО обучению детей художественному творчеству жа новый, более высокий урозень.
Важным элементом в системе дополнительного образования, привлекательным для родителей: зс детей является худо-жестзен^о-творческие вид» деятельности, которое обес^еч>.-вают художественно-творческое развитие» Все зто долн:нь отразить принципы деятельности педагога дополнительного образования, которые недостаточно к данному моменту сформулирована - Следовательно, общепедагогическое значение художественно-творческих занятий является одним из самых важных направлений данной диссертации.
В связи с этим нами особое внимание уделено теоретическим трудам по психологии и педагогике учебно-зоспу.га-тельного процесса, которые отражены в работах Ю.К.Бабакс-кого, В.В.Давыдова, А.И.Пискунова, М.Н.Скаткина, й.Т.Ого-родникова.
Важны также труды ученых педагогов по Tecpsra: х ~рак-тике воспитания, в том числе - ка основе привлечения декоративно-прикладного искусства Н.К.Крупской, С.Т.Шацкого, В.Н.Шацкой, A.B. Бакушинского, В.А.Сухомлинсксго, М.А.Некрасовой, В.С.Воронова у. других.
К вопросам развития творческой активности учащихся во внеклассной работе по искусству обращались педагоги и психологи П.П•Блонский, Л.С.Выготский, А.С.Макаренко, I с ? о Руднева, Г.В.Лабунская, Б.Т.Лихачев,
Фундаментальные труды по проблемам общей х зозр&сгхо2' психологии, а также в области психологии эстетического восприятия изданы за именами Л,С*Выготского, Л.3.5а'.-:кова, С.Л.Рубинштейна, Д. Б.Злькокика, 3,Г. Ана:-.ьеза, /1.С.£ку-манской, Т.Е.Драгуновой. о проблеме эстетического воспитания, художественного образования и творческого раззкгхя учащихся в у-аяозялх школьных к внешкольных занятий известны труды зидкых педагогов и методистов, таких как З.С.Щербаков, Б.Н.Юсоз, Г, 3 -Лабунская, С.Д.Левин, Б. М.Немекский, Н.Н»?остовез^ Г.3.Беда, Л.Г.Савенкова, А.С.Хворостов, Е.В -Шорохов, Т. Шпикалова,В.С,Щербаков, А.В,Щербаков, Б,П.Юсов,В-С.Кузин. Формы преподавания декоративно-прикладного искусства.
I»
- 6 в том числе, в историческом аспекте и с учетом традиций г.Смоленска, отражены в трудах Л.С.Журавлевой, Б.П.Юсова, Л.Г.Савенковой, Н.Г.Гриневич, Л.П. Барышниковой, Н.З.Гро-сул, В.Н.Полуниной, М.С.Чернявской.
Б их исследованиях решаются вопросы активизации потенциала декоративно-прикладного искусства для зссг.^таку.?. в ребенке нравственного качала (З.Н. Папуьзже.}, взаимодействия искусств и развития детей на интегрированных занятиях (Б.П.Юсов), рассматривается предметно-пространственная художественная деятельность и среда как основа полихудожественного развития личности (Л.Г. Савенкова), вопросы возникновения художественного замысла в процессе изобразительной деятельности (Н.В. Гросул).
Декоративно-прикладное искусство является одновременно и символическим. Например, изделие из бересть стождест-зляется с русским народом, природой России. Эта сждаэол^ха связана с патриотизмом-от народных до современных форм декоративно-прикладного искусства» Поэтому схясй. /,з задач, по нашему мнению, является приобщение учащихся1 к духовным началам через образно-символическую значимость материала, к овладению этими смыслами самостоятельно, за счет внутренних возможностей и собственных сил* -утеч развития з себе способности активно, свободно тзоркть мыслить,
Искусство народа и его устное словесное и музыкальнее творчество находятся в тесной взаимосвязи. В их формах мы находим образы поверий о природе со стихиями земли, воды, солнца, неба. В народном искусстве 18-19 веков сохД ранилась память о связи образов с обрядами, сказками, древней символикой связи человека с космосом: конь -солнце, резные круги - звезды к небо, птица Сирин - сим-зол счастья, радости.
В искусстве Смоленской областу; нет ярка выраженчогс регионального колорита з отличие ст Зологды, Городца, Хохломы, где сложившиеся виды народного и традиционного декоративно-прикладного искусства являются признаком региональных особенностей искусства. Искусство Смоленской: области как одной из центральных областей России испытывало влияние Белоруссии, Украины.
В истории российского искусства Смоленску принадлежит особое место. Всемирно известен центр народного декоративно-прикладного творчества Талашкино, основанный княгиней М.К.Текишевой и ее супругом князем З.Н.Текишевым» Та-•саионо является маркой Смоленщины;, гее искусство складывалось усклкямн таких видных мастеров, как М. А. Врубель, С. В.Малютки, й.Е.Репин, К.А.Коровин, Н.К.Рерих, А.Е.Бекуа к: многих других художников.
Традиции "алашкико близки модерку начала 20 зека, ге-коративному стилю группы "Мир искусства" к славились пере работкой фольклорного наследия, были известны в конце 19 века как раскрепощенные, динамичные, на~олке>.:-:ье "поиском НОВЫХ форм" (33, с.102).
Музей уникальных предметов старины, собираемых в 7а-лашкине и Смоленске с 1893 года, помог художникам по-новому взглянуть на народное искусство и отказавшись от псевдорусского копирования и подражания, при*ги к обоб щекному образному восприятию национального духа России-
Вклад Тенишевых раскрыт в литературных произведениях смоленского автора Л.С.Журавлевой. Тенишевы известно, не только как коллекционеры - собиратели русской художественной старины, исследователи, ко и как новаторы, разработавшие ряд новых видов и техник декоративно-прикладной деятельности, заложившие основы Смоленской педагогической школы.
Возрождая народное искусство в его единстве и синтезе, М.К.Тенишева открыла народный театр, балалаечный оркестр, ремесленные мастерские.
По мнению ученого-исследователя народного искусстве. России М.А.Некрасовой, в лучших произведениях народного искусства сохраняется одухотворенность рукотворной вещи (72, с, 5). Богатство пластики, ритмики, жкзогжск карее-кь:х произведений "несет в себе онкт мышления образами" г (Там же, с.б). Народное же искусство является воплощением единого образа мира, развиваясь в теской связи со слозес-у: песенном фольклором» Сегодня в г. Смоленске вопроса занятий с детьми разрабатывают Р.И.Захаренкова, Ю.Г.Елисеев, Н.Э.Сухорукоза , С.И.Захарекков, А»И.Раевский, Е.Е,Мажар, З.А.Петров, . А, Кузьм/::-:, Е.А,Сергеев4 э.£ ¿'.дкоза, 3 к. Т.^кот.ъ , А.И.Стефа:-щов, Г.Д.Кочергина, Т«3,Кудасоза, С.А.Мель.-икс-ва, Н.Г.Преображенская и другие. Много лет педагогике художественного труда посвятили ученые-педагоги г.Смоленска Ю.И.Преображенский, Н. Н.Павлова, Т.Б.Фридман, В.3.Гори*, 0,3.Эрдман.
Практические разработки, содействующие активному вовлечению подростков в творческий процесс, встречаются редко, хотя деятельность по использованию разнообразных материалов з хоге занятий искусством может быть развернута в любой средней школе и внешкольном учреждении. Причем все это может быть осуществлено без дополнительных затрат на приобретение дефицитного оборудования или дорогостоящих материалов и без особых усилий педагога - за счет активизации тзорческого устремления подростка и семьи.
Формирующаяся система дополнительного образования детей в корке меняет постановку ряда зопросов художественной работы с детьми. Сегодня нельзя опираться на программы, по которым педагоги работали ранее. В сложившихся новых условиях для системы дополнительного образования не иадисан:* учебное ¡программы, не выявлен* принци-Дл педагогической работы, мало проверенных в опыте методических рекомендаций в помощь педагогам. В новых социальных и экономических условиях мы рассматриваем з назем исследовании вопрос об особенностях функционирования сакной системы, ее отношений с детьми, родителями и хколой. Определяем педагогическое условие, з котором осуществляется деятельность педагога, с учетом опыта прошлого» X нерешенным проблемам относятся ъ педагогические оссба:ншос,г.л содержания и форм занятий декоратизно-дрикладньш жасусс -тэок с младшими подростками з учреждениях системы дополнительного образования, педагогически эффективные направления в содержании замятий, соотзетстзу.сщлг лктересам младших подростков, привлекательные для них виды художественной деятельности.
Разработка, научно-методических основ деятельности в условиях становления учреждений системы дополнительного образования требует особого внимания, специальной педагогической ориентации. Педагоги несут особую ответственность за качество работы, поэтому разработки з области дополнительного образования должны отвечать определенным требованиям, существенно отличающимся от системы организации занятий в школе, как организационно, так и с точки зрения интереса детей, того развивающего эффекта, который не ет общеобразовательная школа.
В частности, в школе (из-за малого количества часов на преподавание изобразительного искусства) декоративно-прикладное искусство рассматривается не так полно, как в кружках, студиях, хотя последние пользуются большем вниманием родителей и детей.
Наряду с живописью, рисунком, скульптурой важное место в них занимают кружки декоратузно-прккладкой направленности, многие из которых лишь копируют и воспроизводят известные народные образцы. Реже встречается современное переложение декоративно-прикладной культуры к потребностям жизни общества. Эти вйды к формы работа захс-.ь у. с педагогической стороны.
Художественное развитие необходимо не только с точка, зрения формирования умений и навыков, око предполагает влияние на всю сферу проявлений ребенка.
Важно влияние художественной деятельности на систему мышления, отношения детей друг к другу.
На данном этапе социально-экономического развития страны изменились внутренняя идеология занятий, отношение детей и родителей к пребыванию в кружке. Это связано с заявлением жизненного интереса подростков.
Родители предъявляют новые требования к занятиям в учреждениях дополнительного образования, которке заключаются в их положительном влиянии на самочувствие ребенка, его работоспособность, успеваемость, усидчивость, уверенность, в продуктивном использовании свободного времени. Эти мотивы раньше отсутствовали, когда профессиональные художественные вопросы считались наиболее важными»
В связи со смещением акцента в сторону общепедагогк-ческого благополучия семьи и ребенка изменился баланс общих педагогических и профессионально-художественных требований .
Важность реализации учебно-восижтательнкх возможностей деятельности учащихся среднего возраста в ~рс:есса -розе~ дения занятий декоративно-прикладном искусством в ковьсх педагогических условиях учреждения дополнительного образования позволила сформулировать м&псгй©;?© а:<&ё£:<ь=-: педагогические особенности дополнительного образования в области художественно-творческого развкткя учащихся .
Кй - сформулировать педагогл^ескйе особенности занятий искусством в учреждениях дополнительного образования, способствующие повышению общепедагогической значимости художественно-творческого развития и занятий декоративно-прикладным искусством для развития личности учащихся.
ЗО'клк'Ег зйм^^эз&асЕХ - содержание и фо?к* дополнительного образования в области художественно-творческого развития учащихся. жеэлэдезаэнаш - педагогические особенности содержания л форм занятий искусством с младглми подросткам/; з учреждениях системы дополнительного образования,
Гзешу®®® жзеяфдеозаввэзж. В соответствии с тенденциями развития образования на современном этапе, задачами учреждений дополнительного образования и на основе собранного соискателем в реальной практике материала, обобщенного в авторской программе "Юный дизайнер", представляется, что в отличие от педагогической практики прежних десятилетий, когда акцент преходился на хурожест'зекйо-^ех •• нические стороны занятий искусством, сегодня более зажное значение приобретает общепедагогический смысл и направленность художественной деятельности» Наиболее яерсизек-тизнлми направлениями 'ле^аго»* ической ортая-яза-тяж з&ашгяй искусством с младшими подростками представляются2 1) тзорческая направленность занятий; 2) образное, художест-ззли-зое качество выполняемых детьми "ладел?!?! и: показателей компози^онно-пластической деятельности, развитие самостоятельности и активности, творческого воображенияI 4> сочетание /тндхзи дуальных и коллективных форм занятий, 5) учет местных традиций культура * народного искусства; 6] приобщение учащихся к духовном началам, художествен-но-тзорческой деятельности.
Педагогическим условием развития художественной деятельности младших подростков следует считать отражение интересов детей и родителей в содержании различных форм занятий, таких как коллективная, индивидуально-творческая, самостоятельная, массовая (экскурсионная, бь;ст£.воч-кая, встречи с художниками, беседы).
Среди направлений педагогической деятельности, способствующих привлечению младших подростков к занятиям в кружке декоративно-прикладного искусства в учреждениях системы дополнительного образования и сохранению контингента, а также влиянию занятий в кружке на домашний быт и развитие художественного вкуса, следует считать г 1} разнообразие видов деятельности г 2) качество продукта,* 3) учет интереса ребенка и семьи г 4) индивидуальные наклон-кости учащихся; 5) стремление делать нечто практическое.
На фоке исследований, проведенных разными авторами, мь: считаем, что композиционно-пластическая задача яв££ег-с£ доминирующей в работе с детьми младшего подросткового возраста.
Эдикта ;
1. Изучить изменение педагогических тенденций становления системы дополнительного образования, особенно в облает;/; художественно-творческого развития учащихся»
2. ^роакалкзирозать ¡гнодходь: к решению педагогических «з методических вопросов занятий искусством с младшими подростками в существующей педагогической и методической, литературе .
3. Обобщить практику занятий художественно-творческой деятельностью с детьми во внеклассной работе на современЙ
- 14 ном этапе (на материале г.Смоленска и области) в свете изучаемой проблемы.
4. Выявить в ходе опытко-зкспериментальной работы педагогически эффективные направления в содержанки к формах занятий декоративно-прикладным искусством с младшими подростками в условиях учреждения дополнительного образования .
В£@т?@да ■Ееелвдваа.мяся включают: теоретические (анализ искусствоведческой, педагогической и методической литературы по проблеме); практические ( изучение пецагсгическсЗ документации, такой как программы, планы, журналы,, наблюдения, беседы, обобщение опыта, анализ продуктов детской деятельности); экспериментальные ( естественный эксперимент); социологические (письменные и устные опросы, рак-жирование, экспертная оценка). б&э® ё дворец творчестза детей и юношества г.Смоленска; срегкле школы N N 2,7,11,12,14,16, 19,25,28 г.Смоленска; Дом творчества пос. Дескогорск Смоленской обл», Центр детского творчестза г.Ярцево Смоленской обл. лгутж '.жгзгзаж. результатов исследования;
1. Выявлено приоритетное значение общегзе^агогкческож направленности художественно-творческих занятий с младшими подростками в учреждениях дополнительного образования на фоне художественно-технических задач организации занятий в опыте кружков декоративно-прикладного искусства в предыдущих десятилетиях.
2. Выявлены и систематизированы педагогические особенности дополнительного образования в области художественно-творческого развития учащихся: 1) учет возрастных особенностей; 2) поощрение творческих поисков младших подростков (свободный выбор темы, воплощение индивидуального замысла в творческой работе); 3) взаимосвязь видов деятельности с техникой выполнения; 4) разнообразие видов деятельности; 5) овладение техническими навыками в процессе творчества; б) учет интереса родителей и связь с семьей; 7) взаимосвязь материала, изучаемого в общеобразовательной школе и в объединениях декоративно-прикладного искусства.
3. Впервые художественная внеклассная работа с учащимися в области художественно-творческой деятельности обобщается на региональном уровне в масштабах г.Смоленска и Смоленской области, как субъекта Российской Федерации.
4. В опытной работе установлена педагогически эффективные направления в содержании занятий: творческая направленность занятий; 2) образное, художественное качество заполняемых детьми изделий и композиционно-пластических сторон деятельности (форма; рождение объема, пластическая разработка объема, декор объема; функциональное приспособление вещи); 3) развитие самостоятельности и активности, творческого воображения; 4) сочета:->.£ индивидуальных и коллективных форм занятий:- 5) учет »ее.-. -ных традиций культуры и народного искусства; 6) приобщение учащихся к духовным началам, художественно-творческой деятельности.
5. Выявлены соответствующие интересам младшу.х подростков направления декоративно-прикладной деятельности: 1) бумажная пластика; 2) коллаж; 3) тканевая пластика,- 4} гобелен; 5) кожаная пластика; 6) папье-маше. зшжчжас®©5?&. Полученные результаты могут найгк применение при организации художественно-творческой деятельности школьников в учреждениях системы дополнительного образования, детских дошкольных учреждениях, в Институтах усовершенствования учителей при повышении квалификации; в создании учебных и методических пособий в помощь учителю, в процессе эстетического воспитания учащихся в условиях учреждений дополнительного образования.
Дее^еэвршетчь. Процесс к результаты работы подтверждены многолетним опытом педагогической деятельности соискателя в учреждении дополнительного образования; широким кругом детских учреждений, составляющих экспериментальную базу исследования, разнообразием методов акалхза дакааае.
Шшззобщаж ©ео&®5ШШ£ осуществлялась в процессе проведения учебно-экспериментальной работы, путем публикаций научно-исследовательских материалов, при обсуждении полученных результатов ка заседаниях Лаборатории комплексного взаимодействия искусств института художественного образования РАО, ка Международной научной; конференции молодых ученых "Общечеловеческие цекз-юсг;« профессиональное становление личности" (1333 г,? г,Смоленск ), в выступлении на научно-практической конференции 11 Специфика профессионального педагогического образования на современном этапе" (1998 г., г,Смоленсксеминаре-практикуме "Начальное техническое моделирование" во
Дворце творчества детей и юношества (1997 г., г.Смоленск }, на семинаре-совещании в Областном центре развития творчества детей и юношества ( 1998 г., г.Смоленск).
Авторской программе "Юный дизайнер" был присужден диплом и программа рекомендована учреждениям дополнительного образования экспертной комиссией " III Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей", проводимого Министерством Образования РФ (1338 г., г.Москва).
Зжвдэшж® тэвзу-йЬ"?®"?®®. Результаты исследования реализованы в виде авторской программы, по которой ведется работа в ДТДиЮ (г.Смоленск), а также в кружках при школах к на факультативных занятиях у педагогов Л.А.Храмовой, Т.П.Хониной, Н.В.Козупеевой, Н.В.Лищак, Л.А.Беляковой, О,Кузнецовой, И.В.Пагкк, :~-«А.Дрягикой, Л П. Ермочкозой, Г.И.Хотельккковой, Г.А.Дубининой, И.Э»Самохзалсзой> А.В.Романовой, Н.Н.Шитиковой, В.Г.Долгополовой, Н.А.Жуковой, Н.А.Зверевой (всего 17 учителей*, гг.Смоленск, £рце-зо, пос.Дескогорск).
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы о развитии композиционно-пластического мышления учащихся делались на сопоставлении данных творческих работ в экспериментальных и контрольных группах в конце каждого разцела. По мнению членов жюри Областной выстазки "Юный дизайнер", творческие работы учащихся экспериментальных групп отличались образностью, художественным вкусом, эстетической привлекательностью»
К концу эксперимента мы отмечали, как у учащихся экспериментальных групп постепенно формировалось композиционно-пластическое мышление. Они более свободно оперировали такими терминами, как объем, пластика, пространство, декор, образ, замысел.
Выполняя игрушку из папье-маше, ребята экспериментальных групп лепили животное из пластилина, а учащиеся контрольных групп брали готовую пластмассовую игрушку, Лелка, выполняемая учащимися экспериментальных групп, способствовала воплощению творческого замысла, развитию воображения, т.е. по нашему мнению, чрезвычайно важным являются следующие композиционно-пластические стороны деятельности: разработка формы, пластификация и рождение объема.
Творческие работы учащихся экспериментальных групп получились более оригинальными, "живыми", чем у учащихся контрольных групп.
На примере создания художественного изделия, вещи, поделки мы наблюдали, какую параллель проводят учащиеся между пластическими и цветозыми свойствами материалов и вещью, которую изготазлизают из них.
Творческие работы учащихся экспериментальных групп экспонировались на Областной выставке "Юный дизайнер", где были поощрены призами. Коллаж "Старый Смоленск" (коллективная тзорческая работа) занял первое место л был награжден дипломом. Таким образом, результатами работы жюри выставки подтвердились показатели, которых мы добивались о
Лрозедя ранжирозание отношения учащихся к предмету "Изобразительное искусство" з экспериментальных группах (заключительный опрос), мы получили следующие данные; предмету "Изобразительное искусство" определили 1 место 32% учащихся, 28%-2-е, 13%-4-е, 17%-5-е, 3%-5-е, 2%-8-е. Данные отражены в таблице 7 (Табл.13 - см. Приложение).
Заключение
В последнее время изменение социальных, экономических условий, как следствие изменение отношений в семье, коллективе, внутренней идеологии занятий в учреждениях дополнительного образования явились поводом к пересмотру отношений педагогов, родителей и детей, учащихся к своему пребыванию в кружке. Это тесно связано с выявлением жизненного интереса детей, с практическими аспектами их жизни в семье.
Особое знимание родители уделяют общему самсчузстзию детей, целесообразному использованию свободного зремани, появлению усидчивости, уравновешенности и уверенности» Ранее более важными считались лишь профессиональные и художественные вопросы. В современных социальных,культур -но-исторических, семейных условиях деятельность учреждений дополнительного образования с гораздо большим акцентом увязызается с общепедагогическим благополучием семьи и ребенка.
Процесс работы руководителя кружка з большей степени стал связан с формированием детского коллектива.
На основе анализа методической и педагогической литературы заявлено, что з учебно-зсспитательном процесса наименее исследованным ззеном является младший подростковый возраст, охватывающий 5-7 классы общеобразовательных школ. В этом возрасте осуществляется подхоп к изучению теории и практики декоративно-прикладных работ, что вызывает необходимость более объективной разработки волросов содержания и практики развития компоэиционно-пла-стической деятельности.
Исследования научно-методических основ деятельяости в условиях становления учреждений системы дополнительного образования требуют особого внимания, специальной педагогической ориентации.
Так как система дополнительного образования существенно отличается от системы организации занятий в школе (организационно, с точки зрения раззизающего эффекта, исходя из интереса детей), педагоги должны нести особую ответственность за качестзо работы. 3 лколе из-за недостаточного количества часов на преподавание изобразительного искусства декоративно-прикладное искусство рассматривается не так полно, как в студиях, кружках и т.п., хотя они к пользуются большим вниманием детей и родителей.
Мы изучили и выязили педагогические особенности дополнительного образования в области художественно-творческого развития учащихся. Ими язилисъ г 1) учег' зсзрастных особенностей; 2) поощрение тзорческих поисков младхих подростков (свободный выбор темы, воплощение индивидуального замысла в тзорческой работе); 3) взаимосвязь зидоз деятельности с техникой эатоязеезжя г 4) разнообразие зидоз деятельности; 5) овладение техническими навыками з процессе творчества; б) учет интереса родителей и связь с семьей; 7) взаимосвязь материала, изучаемого в общеобразовательной хколе и в объединендекоратизно--пр^кг.адкс-го искусства.
Анализируя подходы к решению методических и педагогических вопросов занятий декоративно-прикладным искусством с младшими подростками в существующей литературе мы пришли к выводу от том, что ранее давался довольно большой набор требований, предъявляемых к преподаванию декоративно-прикладного искусства, но не давалось системообразующее- понятие композиционно-пластического мышления, интегрирующего зсе остальные признаки декоратизно-прикладной деятельности (цветовые, конструктивные, композиционно связанные с использованием различных материалов, функциональные) .
Изучение методов обучения в учреждениях дополнительного образования показало, что существует ряд недостатков в предлагаемых программах, в частности их структуре. Во-первых, недостаточно исследован зопрос выполнения работ непосредственно на занятиях по декоративному искусству в разных материалах. Во-зторых, практически отсутствует методическая систематизация учебного материала по данному курсу. В-третьих, процесс выполнения тзорческих работ не может быть реализован полностью из-за низкого развития у младших школьников композиционно-пластического мышления, слабой материальной базы и отсутствия опаТКаХ специалистов.
В результате разнообразных исследований учреждений дополнительного образования со стороны интересов детей и родителей, анализа индивидуальных характеристик г.етеХ, обзора практики и в связи с изменившимися социально-экономическими условиями, мы сделали вывод о доминанте общепедагогических, общеразвивающих задач работы кружков, в особенности в области художественно-творческих занятий с детьми, которые позволяют раззивать творческий потенциал ребенка, расширять его кругозор, диапазон интересов, переводить его деятельность в продуктивно-исполнительский, образный план, Все это имеет обратное влияние на поведение личности.
В ходе научно-экспериментальной работы также было выявлено, что педагогически эффективными направлениями в содержании занятий оказались тзорческая направленность, образное, художественное качество выполняемых детьми изделий и композиционно-пластических сторон деятельности, развитие самостоятельности и активности творческого воображения, сочетание индивидуальных и коллективных форм занятий, учет местных традиций культуры и народного искусства, приобщение учащихся к духовным началам, художественно- тзорческой деятельности.
3 хода экспериментальной работа м:ьз зкязидж пе^.аго ги--ческое услозие развития художестзеаной деятельности. Им язляется отражение интересов детей и родителей з содержании различных форм занятий, таких как коллект'изная, инди-зипуалько-творческая, самостоятельная, массовая (экскурсионная, выставочная, встречи с художниками, беседы и » Л • ) «
Исследования доказали зффекс£3«ссть р&а^тчжкк дорм работы учителя на занятиях декоративно-прикладным искусством с младшими подростками в учреждениях системы дополнительного образования.
Формирование посильного умения выполните хуссжес-^ез*ную законченную вещь, использование умений и назыкоз в практической деятельности (в индивидуальных и коллективных формах работы) - это то, что должно найти отражение в практике работы кружков декоративно-прикладного тзор-чества.
Результат практической творческой деятельности - создание вещи, поделки, нужной самому ребенку, людям, обществу. Поэтому важным является проведение конкурсов, зыставок, на которых ребенок зидит результаты сзоего труда.
Чтобы занятия в учреждениях дополнительного образования проходили на высоком урозне они должны б*ть связаны с воспитательной работой школы, семьи, учебным процессом, личными качествами учащихся; должны строиться на соблюдении добровольности записи учащихся на основе свободного зыбора! должна сочетать массозые, групповые а лнд^з^ду-альные формы воспитательной работы при условии стимулирования творческой деятельности.
Построив программу обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их потребностей, рукозод&'.'-зль решит педагогическую задачу воспитания личностных качеств каждого участника кружка. Индивидуальный подход к учащимся з кружке заключается в подборе творческих заданий з ссотзетстз*' с урознам развития ребеака, учетом его возрастных особенностей.
Результаты впервые обобщенной художественной внеклассной работы по декоративно-прикладному искусству з маслта -бах г„Смоленска, Смоленской области, т.е. субъекта ?сс~ сийской Федерации "и эксперимента в кружке "Юный дизайнер" ДТДиЮ позволили сделать вывод о том, что деятельность по использованию различных материалов, внедрению новых технологических процессов является важным фактором пробуждения активности учащихся в области декоративно-прикладного искусства, создает возможность внеклассной работы, пробуждает творческую активность младших подростково
Эксперимент показал, что освоение действительности в процессе создания художественной зещи происходит через следующие композиционно-пластические стороны деятельности:
1) форма; 2) рождение объема; 3) пластическая разработка объема; 4) декор объема; 5) функциональное приспособление зещи. Наиболее высокие результаты творческой деятельности младших подростков были обнаружены в том случае, когда выполнению творческой работы предшествовало формирование замысла и учащиеся имели свободный зыбор темы.
Экспериментальная работа подтвердила, что направлениями педагогической деятельности» способствующей младших подростков к занятиям декоратизно •пр/л<ла^н.ь.ч искусством в учреждениях дополнительного образования, сохранению контингента, влиянию занятий на домашний быт и развитие художественного вкуса являются: 1} разнообразна видов декоративно-прикладной деятельности 'бумажная пластика, коллаж, тканевая пластика, гобелен, кожаная пластика, папье-ма^е); 2) качество продукта; 3) интерес ребенка 'Л семь/, ^судя по прозе дек,-ому опросу, родителе сссг:с -предпочтение занятиям детей в учреждениях дополнительного образования, изъявляя желание, чтобы их свободное время проходило в продуктивной деятельности; родители также считают важным для своих детей занятия декоративно-прикладным искусством); 4) индивидуальные наклонности учащихся (мы исследовали индивидуальные проявления учащихся в ходе декоративно-прикладной деятельности и на основе этого искали подход к ним); 5) стремление делать нечто практическое проявлялось в желании изготовить панно для украшения интерьера помещения, изготовления аксессуаров, игрушек и. т. п.
Поскольку нага установка на композиционно-г:лас^ вескую деятельность как интегрирующий показатель самых разных сторон деятельности кружка декоративно-прикладного искусства в условиях учреждения системы дополнительного образования оправдалось, оказалось, что когда мы зсе работы в цвете с применением материалов, функциональной значимости, единства декора и функций связывали с композиционно-пластическим мышлением, тзорческие работы учащихся выполнялись на более высоком уровне»
В результате проведенной опытной работы по азторской программе "Юный дизайнер", получившей в 199В г. диплом "III Всероссийского конкурса азторских программ дополнительного образования детей", проводимого МО ?Ф в -.Москве, была достигнута динамика з развитии композиционно-пластического мышления у младших подростков. Количество учащихся с высоким уровнем раззития композ/цисн-но-дластического мышления узеличилось, о чем свидетельствуют итоги Областного конкурса "Юный дизайнер", на котором коллективная творческая работа учащихся экспериментальных трупп (коллаж "Старый Смоленск") заняла первое место.
У учащихся получили развитие следующие качества; а) умение ориентироваться в произведениях искусства, различных видах творческой деятельности; б) умение применять полученные знания на практике. Исследования указывают на необходимость дальнейшего совершенствования программ, методических пособий и рекомендаций по внеклассой работе в области декоративно-прикладного искусства»
В диссертации разработаны основные виды и формы обучения декоратизно-прикладному искусству, способствующие развитию композиционно-пластической деятельности, показаны пути организации работы кружка по предложенной авторской программе, которая является системой, оптлмизлру-ющей зесь учебно-воспитательной процесс.
Как показали наши исследования, силы должны быть направлены на развитие композиционно-пластической деятельности младших подростков з процессе кружкового декоратиз-но-прикладного творчества на научной основе. Творческая деятельность должна развязать композиционно-пластическое жя&пенззе, а оно з свою очередь - шэслеаие зообще и развитие интуиции, в частности.
Общепедагогические изменения, наблюдаемые в личности учащихся, з их отношениях с родителями, поведении з семье, повышении требований к себе, к качеству своего труда, которые сказываются на успеваемости, являются вкладом в общее развитие ученика.
Эти изменения наблюдались нами не только на занятиях декоративно-прикладным искусством; что являлось объектом исследования, но и на занятиях любым видом искусства (театр, музыка, живопись).
Данная работа является логическим продолжением иссле-I дований члена-корреспондекта РАО, профессора, „ек-.'сра педагогических наук Б.П.Юсова, кандидата педагогических наук Л.Г.Савенковой, выполненных в лаборатории комплексного взаимодействия искусстз Института художестэз.-зого образования при РАО. I По мнению автора, интерес педагогической науки представит разработка вопросов взаимосвязи уроков эстетического цикла общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования; развитие творческих способностей младших подростков в процессе занятий декоратизно-прик-ладным искусством; воспитание и поддержание интереса к занятиям у младших подростков=
Внедрение результатов исследования осуществлялось э практику работы учителей средних школ NN 2, 7, 11, 12,14,16, 13, 25, 28, г.Смоленска: Дома творчества (нос, Десногорск, Смоленской обл *, центра детского тзо?~£.стза (г.Ярцезо, Смоленской обл=), в докладах, на семинарах и з публикациях автора.
Основное .-сложения диссертации отражены з сдз^уощжх публикациях автора:
1. Авторская программа- /Бумажная пластика, коллаж, тканевая пластика, гобелен- - Смоленск; СГПИ, 1397. -32 с.
2. Значение учреждений дополнительного образовался в подготовке учащихся к выбору профессии, // Тез. докладов научно-практич. конф. "Специфика профессионального педагогического образования на современном этапе". - Смоленск: СГПУ, 1998. - С. 129-130.
3. Значение художественного образа для формирования композиционно-пластического мышления младших подростков в процессе занятий декоративно-прикладным искусством,// Тез. докладов Международной научной конф. молодых ученых " Общечеловеческие ценности и профессиональное становление личности". -Смоленск: СГИИ, 1999.- С. 161-153.
4. Полихудожестзенное развитие учащихся. // Материалы Всероссийской научно-практич. конф. "Культура и образование: проблемы, перспективы развития".// Тез. докладов научно-практич. конф. "Духовная культура накануне нового Столетия". /3 2ч. - м.: МГУК, 1998. - Ч. 2 - С. 29-33.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Цветкова, Лариса Викторовна, Москва
1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. - 302 с.
2. Бабанский Ю.К. оптимизация процесса обучения*. Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. - 256 с.
3. Бакушинский A.B. Изобразительное искусство в гколе, // Революция-Лскуссгво-Дети, В 2 ч, ч. 2 / Сост. Н.П.Старосельцева. - М.: Просзещекие, 1938. - С. 74-81.
4. Бакушинский A.B. Исследования и статьи: Избранные искусствоведческие труды. М »: Советский художник, 1981. 351 с,
5. Бакушинский A.B. О задачах и методах художественного воспитания.//Революция-Искусство-Дети. В 2 ч.4.2/ Сост. Н.П.Старосельцева, М.; Просвещение, 1988. - С. 30-37.
6. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. //Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды» м.: Советский худонник, 1981» - С,48-77.
7. Бакунинский A.B. Художественное творчество и воспитание . М.: Новая Москва, 1925. - 240 с.
8. S. Барышникова Л.П. Художественное воспитание зкольни-ков з процессе восприятия архитектурно-пространственной среды; Азтссеф . дисс, „ , ка.-д 'лей, >.аук - М •, 1352. -17с.
9. Беда Г.В.Живопись./ Учебник для студентов пед. ин-тов по спец, N 2109 "Черчение, изобразительное искусство и труд". МПросвещение, 1986. - 192 с.
10. Ю.Беляева Л. С. Творческая деятельность подростков в системе внеклассной работы по искусству: Автореф. • дисс. . канд. пед. наук. М., 1968.- 16 с.
11. И.Блонский П.П. Избранные психологические произведения. -М.: Просвещение,1964.-547 с.
12. Блонский П.П. Из книги "Трудовая школа". // Резолюция-Искусство-Дети . В 2 ч. Ч. 1/Сост> Н,П. Староселъцева. М. : Просзещение, 1387. - С.80-86,
13. Венда В о Р. Предисловие к русскому изданию , //У Зоумен. Графическое представление информации. М.; Мир, 1971. - С.5-14.
14. Внешкольник. 1997. - №. - 40 с.
15. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. /Под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. - 360 с.
16. Волкоз И.:-:. Композиция з живописи. /3 2 ч» •• М,: Искусство, 1377 я Ч. 1-263 Сз» Чо 2-278 С., -130 табл.
17. Вопросы художественного развития лкольникоз на занятиях изобразительным искусством,- Сб. науч. тр. /Под ред. Б -~.Юсова. М., 1981. - 159 с,23,Воронов З.с. О крестьянском искусстве. Избранные труды. М.: Советский художник, 1972.- 350 с.
18. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1967. - 93 с.
19. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк для учителя. 3-е изд. -М.: Просвещение, 1991. - 90 с.
20. Выготский Л.С. Избранные психологические .исследования. М.: АПН РСФСР, 1956. - 519 с.
21. Выготский Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования. М.: Лабиринт, 1996. - 416 с.
22. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы з педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. - 495 с.
23. Горшкова Н., Наумова Е. Модель учреждения дополнительного образования з современных условиях: проблемы, идеи, практика» // Внешкольник, 1937,- N 3,
24. Гросул Н.в. Художественный замысел в системе занятий с детьми изобразительной деятельностью, Дисс о на со-иск. уч. степ, канд• пед. наук. М», 1392= - 243 с,
25. Давыдов В.В. Теория раззизающего обучения.- М.; ЖИТО?, 1996.- 544 с.
26. Даги /I.A. Содержание и методы обучения основам декоративно:?;; композиции учащихся детских художественных школI Дисс. на соиск, уч. степ. канд. пед, наук. Ми, 1989.-136 С.
27. Денисова 3.3. Детский рисунок з физиологической интерпретации. -Л.: Наука, 1374- 133 с.
28. Дмитриева A.A. Формирование художественного образа в изобразительном творчестве подростковt Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1984. - 17 с.
29. Желтоухов Ю.П, Эстетическое зсспитание ельников на внеклассных занятиях по труду: Автореф. дисс. . канд пед. наук. М., 1970. - 16 с.
30. Журавлева Л.С. Княгиня Мария Тенишева. Смоленск, 1992. - 240 с,
31. Зб.Занков Л.В, Избранные педагогические трупы; АПН СССР. М,: Педагогика, 1Э9С. - 424 с.
32. Изобразительное искусство и художественный труде /Основные положения программы, /Материалы к проведению эксперимента, /Ред. 3.М.Неменский. М., 1378. - Вып. XVI. - 165 с.
33. Изобразительное искусство и художественный труд-Программа для 1-8 классов общеобразовательной школы,- М.: Просвещение, 1990.- с.
34. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для 1-9 классов общеобразовательной школы./ Под ред. Б•М.Неменского.- М. , 1985.- 65 с.
35. Изобразительное искусство.1 -6 классы. Программы зосьмилетней й!Колы. М. : НИИ ХЗ АПН СССР, 1331. - 76 с.
36. Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом. /Сост. З.П.Шестаков. М.: Искусство, 1968. - 273 с.
37. Исследование художественных интересов школьников. / Под ред. 3.3.Хвяткозскогс, Ю.У^Фохта-Забуткина, М„? Педагогика, 1374. - 160 с.
38. Когда все искусства вместе. / Б.П.Юсов, Т.И.Сухова. Л.Г.Сазенкова. /Под. общ. ред. Б.П.Юсова.- М.: ИЦЭВ РАО, 1335. -10 П.Л.
39. Колякина В.И.Формирование устойчизого интереса к изобразительной деятельности у подростков: Автореф. дисс.» канд. пед„ наук. М., 1385. - 16 с.48оХомеаский Избранные педагогические произведения. /3 2ч. М.: Педагогика, 1382» - Ч, 1-655 е.; Чо 2-576 с,
40. Кон И,С. Психология старшеклассника. М„г Прссзе-щекие, 1330» - 132 с,
41. Кощез В.Л. Развитие художественного обьем-но-пространстзенкого мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда» Автореф, дисс, .» канд. пег наук. М., 1395. 17 с.
42. Крупская Н.X. Пед. соч. /В 10 т. Н., АПН РСФСР, 1358, - Ч. 2 - 735 с.
43. Крупская НЛ. Пед. соч. /3 10 Т. М., АПН РСФСР,1959. Ч. 3- 798 с.
44. Крутецкий В.А. Психология обучения и зоспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. - 303 с.
45. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. -м.: Просвещение, 1965. 207 с.
46. Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. М.: Педагогика, 1970. - 47 с.
47. Лабунская Г.В., Пестель З.Е* Детское творчество и художественное производство, //йскусстзо з трудсзсй лко-ле. /Под. ред. A.B.Бакушинского. М.: Новая Москва, 1926. - С. 115-130.
48. Лабунская Г.В., Пестель В.Е. Детское творчестзо и художественное производство. //Резолюция-Искусство-Дети. В 2 ч. Ч. 2/Сост. Н.П.Старосельцева. М.: Просвещение, 1988. - С. 100-108.
49. Левин С.Д. Ваш ребенок рисует, М.: Советский художник, ¿979. - 271 с.
50. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Учпедиздат, 1958. 323 с.
51. Левитоз Н»Д. Психологические особенности подростков. М.: 7.зд. АПН РСФСР, 1954. - 52 с,
52. Любарская Л.Н. Развитие художественно-творческой активности у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством; Автореф. сисс. . канд. лед. наук. М., 1983. - 16 с.
53. Макаренко A.C. Коллектив и воспитание личности. -М.: Педагогика, 1972. 336 с.
54. Мелик-Лашаез A.A. Лелагогика искусства и творческие способности. М,: Знание, 1951, - 96 с,
55. Министерство просвещения СССР. Изобразительное искусство: Программы для 1-6 классов общеобразозат. школы. М., 1931. - 77 с.
56. Мусаелян Г.А. Формирование нравственных взаимоотношений младших школьников в процессе их самостоятельной деятельности; Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1974. - 25 с»
57. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усзоения социального опыта, М.: Педагогика, 1981. - 240 с»
58. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры? Теория и практика, М.: Изобразительное искусство, 1933.-344 с.
59. Некрасова М.А, Народное искусство России»- М ; Соз. Россия, 1383„- 219 с.
60. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. /Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.74,Обучение и развитие; Эксг.еримекталько-педагогическое исследование. / Под ред. Л.В.Занкова. М.: Педагогика, 1975. - 440 с.
61. Павлова H.H. Активизация интереса учащихся 6-7 классов к изобразительной деятельности: Дисс, на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1992. - 161 с.
62. Педагогика. /Под ред. Г.Нойера, Ю.X.Бабанского. -М.: Педагогика, 1934. 368 с.
63. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. /В 2 ч. М.: Педагогика, 1981.- Ч. 1-336 е.; Ч.2-416 с.7З.Пестель B.S. Давать ли срисовывать с картинок и » исправлять ли рисунки. //Резолюция-Искусство-Дети. В 2 ч.
64. Ч. 2/Сост. Н.П.Старосельцеза. М.: Просвещение, 1988. -, С. 116-119.
65. Пестель 3-Е. Методические вопросы преподавания ИЗОз 2коле iL ступени. //Резолюдия-Искусстзо-Дети„ В 2 ч. Ч.2/Сост» л.Л,Старосельцеза» М.: Просвещение, 1988. - С. 119-125.I
66. ЗО.Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996.- 432 с.
67. Полунина В.Н. Искусстзо и дети. М» : Просвещение, г 1982. - 191 с,
68. Пономарев Я.А» Психология творчества и педагогика»- М. *. Педагогика, 1976» 28G с.
69. Постоногоза Л.П. Влияние цзетозых и графических элементов образа на характер творческой активности младших школьников в процессе изобразительной деятельности: Азтореф. дисс, ,, канд. пед, наук- М., 1977. - 21 с.
70. Похолкин Г.В. Трудовое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1378. - 21 с.
71. Преображенский Ю.И. Принципы сознательности з обучении рисунку студентов художественно-графических факультетов педвузов: Автореф. дисс. . канд. пед. наук, М., 1973. - 19 с.
72. Проблемы способностей:» / Отз, ред. проф., ,2 .>: .Р.яси-щев. М.: АПН РСФСР, 1962. - 308 с.
73. Программы для I и II ступени семилетней епиной трудовой школы. М.: Госиздат, 1921, - 35С с,
74. Раушенбах Б.В. Пространственные построения э живописи: Очерк основных методов. М.: Наука, 1980. - 233 с,
75. Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве; Общ.теория перспективы,- М,:Наука, 1936 »- ?.54 с,
76. Рубинштейн С.Л. Оснозы общей психологии, Утав^аса?, 1340.- С.
77. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути раззития психологии. М.' Академия Наук СССР, 1959. - 354 с.
78. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологш М.:
79. Педагогика, 1973. 416 с. /Человек и мир/,
80. Савенкова Л.Г, Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в советской школе: Азтореф. дисс. канд. пед> наук. М., 1984. -16 с.
81. Сборник методических материалов к проекту программы 1 класса. /Изобразительное искусство для школ ?С?СР-Приложение к программе. М., Союз художников СССР, 1382=- 327 с.
82. Сб»Художественное зсспжга-ие з иколе I ступени, материалы к составлению программ, 2-е изг,: Работник просзе-щения.- М., 1927,- с.
83. Система эстетического воспитания школьников. / Под ред. С.А.Герасимова. М-; Педагогика, 1383. - 254 с» ЮЗ.Скаткин М.Н. проблемы современной дидактики. - К.: Педагогика, 1380- - 96 с.
84. Скаткин М.Н. Трудовое воспитание и политехническое обучение в детских учреждениях, оснозанных С,?,Гадким. //О Шацком: Статьи и воспоминания. /Под ред. М.Н.Скаткина И В.Н.Шацкой. М., 1961. - С. 54-77.1D5.Способности и интересы. /Под ред. Н.Д.Левитова и
85. А.Хрутецкого, М.: АПН РСФСР, 1962» - 308 с.
86. Творчество Юных: Доклады научно-методического совещания по изобразительному творчеству детей. М.: Просвещение, 1373, - 127 с.
87. Теория и практика педагогического эксперимента, / Под ред. А.И.Пискунова, Г,В.Воробьева. М.: Педагогика, 1Э69. - 208 с.
88. Фохт-Забузкин Ю.У. Художественная культура i Проблемы изучения л управления.- М.- Наука, 1936.- 237 с.
89. Хзоростоз A.C. Декоратизло-прикладное искусство з школе. М.: Просвещение, 1981, - 175 с.113 "зетксза Л,3, Авторская -?сграмма. /Зумаж.чая пластика, коллаж, тканевая пластика, гобелен,- Смоленск; C7Z7., 1997.- 32 с,
90. Человек в мире художественной культуры; Приобщение к искусству: процесс и управление. /Отз. per, Ю.У= Фохт-Забушкик, М. : Наука, 1982. - 335 с.
91. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учеб. пособие для студентов пеп. ин-тов по спец. N 2109 "Черчение, рисование а труд". м.: Просвещение, 1979. - 301 с.
92. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. -2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1979. - 192 с.
93. Шпикалова Т.Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусства: Азтореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1965. - 19 с.
94. Шпикалова Т.Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусств' Дисс, на соиск. уч. степ, канд. пед. наук, М,, 1965. - 151 с,
95. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. Проблемы руководства изобразительным творчеством детей, М.: Просвещение, 1969, - 271 с.
96. Юсов 3.Л. Вопросы художественного раззития гкольникоз в процессе изобразительной деятельности, // Эстетическое воспитание школьной молодежи. М.: Педагогика,1981.- С. 109-116.
97. Юсов Б.П. Грамотность и выразительность детского рисунка: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1963. -16 с.
98. Юсов Б.П. Детский рисунок. // Энциклопедический словарь юного художника. М.: Педагогика, 1983.- С.105-109,
99. Юсов э.П, Изобразительное искусство. // Искусствов эстетическом воспитании детей различных возрастных групп. /Сб. науч. трудов. М., 1978.- С. 18-29.
100. Юсов Б.П. О взаимодействии искусств и развитии детей на интегрированных занятиях. //Когда асе искусства вместе.-.- М.: ИЦЭЗ РАО, 1995. С, 5-49.
101. Юсов Б.Л. Проблема художественного зоспитания и развития школьников: Автореф. дисс. . докт. пед. наук. М., 1984.- 32 с.
102. Юсов Б.П. Теория и практика эстетического воспитания В С1"А> //Искусство И дети. М. , 1968. - С. 13-87.
103. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников = м,: Педагогика, 1980.-, - 240 с»