Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Творческая самореализация учащихся учреждений дополнительного образования в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств

Автореферат по педагогике на тему «Творческая самореализация учащихся учреждений дополнительного образования в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Коданева, Кира Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Чебоксары
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Творческая самореализация учащихся учреждений дополнительного образования в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Творческая самореализация учащихся учреждений дополнительного образования в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств"

00505»

КОДАНЕВА Кира Николаевна

На правах рукописи

ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

16 МАЙ 2013

Чебоксары - 2013

005058181

Работа выполнена на кафедре теории, истории и методики музыки ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

Научный руководитель: Тенюкова Галина Григорьевна,

доктор педагогических наук, профессор

Официальные оппоненты: Арябкина Ирина Валентиновна,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методики начального образования ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова» Федорова Светлана Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольной и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный

университет им. Н. Г. Чернышевского»

Защита состоится 28 марта 2013 г. в 14:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.300.01 при ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» по адресу: 428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».

Электронная версия автореферата размещена на сайте ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации http://vak2.edu.ru и на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» chgpu.edu.ru.

Автореферат разослан 27 февраля 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор педагогических наук, профессор

Актуальность исследования. На современном этапе демократических преобразований в политической, экономической и культурной жизни нашей страны, особенно актуальными стали идеи формирования инициативной, творческой личности, способной к самоопределению, саморазвитию, самореализации. В «Концепции общенациональной системы выявления и развития талантов» сформулирована миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи, которая состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.

Эффективным фактором активизации творческой самореализации учащихся является их вовлечение в различные виды художественно-творческой деятельности, одним из которых является музыкально-исполнительская деятельность. Музыка занимает одно из первых мест среди способов самовыражения молодежи, что подтверждается социологическими и педагогическими исследованиями. В своих работах Э. Б. Абдуллин, М. С. Красильникова, Е. В. Николаева, В. О. Усачева, Л. В. Школяр и др. рассматривают музыкальную деятельность как фактор формирования личности ребенка. По мнению М. С. Кагана, преобразующее воздействие музыки на личность учащихся возможно благодаря творческой направленности всех видов музыкальной деятельности.

Музыка оперирует художественными образами, что роднит ее с другими видами искусства и создает основу для осуществления связей с ними. Применение интеграции искусств позволяет наиболее полно отражать особенности какого-либо художественно-эстетического образа и активно задействовать эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферы личности учащихся, что положительно влияет на их творческое самовыражение и творческую самореализацию.

Выявление и развитие творческого потенциала детей, создание условий для их личностного развития и творческого труда являются ведущими задачами, определяющими деятельность учреждения дополнительного образования в сфере культуры и искусства. Руководствуясь «Стратегией развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей», эти учреждения наряду с общеобразовательными школами должны составить в регионе разноуровневую и целостную систему, которая способствовала бы индивидуализации образовательного пути каждого ребенка в едином социокультурном и образовательном пространстве страны. Образовательный процесс в детских школах искусств призван удовлетворять не только познавательный интерес, но и потребность детей в общении, творчестве, самореализации. Однако анализ педагогической практики показывает, что педагоги зачастую ограничиваются обучением учащихся технике исполнения музыкальных произведений, не развивая в них способности к творчеству, не в полной мере применяется развивающий потенциал интеграции искусств в образовательном процессе. Проведенный нами опрос преподавателей музыкальных отделений школ искусств показал, что они испытывают потребность в программах, ориентированных на творческую самореализацию учащихся, в методических разработках, раскры-

вающих возможность .развития творческих способностей учащихся на основе интеграции различных видов искусства как в процессе обучения, так и во вне-учебной деятельности.

Степень разработанности проблемы. Значительный вклад в разработку проблемы саморазвития и самореализации личности внесли как отечественные, так и зарубежные ученые в области философии (И. Кант, Л. Фейербах, М. Брубер, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев) и психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, Карен Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг).

Творческий аспект самореализации личности раскрывается в педагогических исследованиях В. П. Вахтерова, К. Н. Вентцеля, М. Г. Гинзбурга, П. Ф. Каптерева, Л. И. Рувинского, В. А. Сухомлинского, В. Н. Сорока-Росинского, С. Т. Шацкого.

Содержание, формы и методы музыкального развития учащихся разрабатывали Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Б. В. Асафьев, Л. Г. Дмитриева, Д. Б. Кабалевский, Е. Д. Критская, Л. А. Рапацкая, Г. М. Цыпин и др. В их трудах обоснован потенциал музыкальной деятельности как фактора творческого развития учащихся.

Основы применения интеграции искусств в художественно-эстетическом образовании раскрыты в исследованиях В. И. Антоновой, Ю. Б. Борева, В.П.Волошиной, А. Я. Зись, М. С. Каган, С. Л. Лупу, О.С.Нечаевой, И. О. Парий, Т. Г. Пеня, Е. Б. Спорышевой, Л. Н. Сушковой, В. В. Химчак, Т. А. Цквитарии, Р. М. Чумичевой, Б. П. Юсова.

Теоретические и методологические особенности дополнительного образования детей освещены в работах В. В. Беловой, В. А. Березиной, А. К. Бруданова, Г. П. Будановой, Л. Н. Буйловой, В. А. Горского,

Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой, Н. Ю. Конасовой, М. Б. Коваль, О. Е. Лебедева, Л. Г. Логиновой, Н. Н. Михайловой, Л. Е. Осиповой и др.

Анализ педагогических, психологических и философских трудов свидетельствует о достаточно глубокой изученности проблемы творческой самореализации учащейся молодежи. Однако такой ее аспект, как творческая самореализация в музыкальной деятельности учащихся учреждений дополнительного образования с учетом современных условий, использование в этих целях интеграции искусств, остается неразработанным в плане научно-методического обеспечения образовательного процесса.

Таким образом, существуют следующие противоречия:

- между потребностью современного общества в личности, способной к самореализации в творческой деятельности, и несоответствующим этой потребности уровнем творческой самореализации у учащихся учреждений дополнительного образования;

— между стоящей перед учреждениями дополнительного образования задачей творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности и недостаточным использованием в ее решении потенциала различных видов искусства;

- между развивающим потенциалом интеграции искусств и неразработанностью педагогических условий его применения в творческой самореализации в музыкальной деятельности в образовательном процессе учреждения дополнительного образования.

Исходя из данных противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств в учреждении дополнительного образования?

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать, экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективность творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств в учреждении дополнительного образования.

Объект исследования: процесс музыкального образования в учреждении дополнительного образования (на примере детской школы искусств).

Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств в учреждении дополнительного образования.

Гипотеза исследования: творческая самореализация учащихся в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств в учреждении дополнительного образования будет происходить эффективно, если:

- определена сущностная характеристика, разработаны критерии, показатели и уровни творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности;

- выявлены возможности интеграции искусств как фактора развития музыкально-творческих способностей учащихся;

- реализованы следующие педагогические условия:

а) осуществление познавательной деятельности учащихся на основе закономерностей восприятия музыкального искусства как части целостного художественного восприятия;

б) реализация в учебной и внеучебной деятельности комплекса подходов (личностно ориентированного, ситуативного, субъектно-позиционного, диалогового), способствующих раскрытию творческого потенциала учащихся;

в) вовлечение учащихся в создание художественно-творческих проектов;

г) применение информационных и коммуникационных технологий в процессе создания учащимися творческого продукта.

Предмет, объект, цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. Раскрыть сущностную характеристику, разработать критерии, показатели и уровни творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности.

2. Выявить потенциал интеграции искусств для творческой самореализации учащихся в учреждениях дополнительного образования.

3. Теоретически обосновать педагогические условия творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств в учреждении дополнительного образования.

4. Экспериментально проверить эффективность выявленных педагогических условий.

Методологическую основу исследования составили положения диалектики о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мира; философские положения о социальной природе психической деятельности человека, активности и ведущей роли деятельности в процессе развития и формирования личности; положения о творческой сущности человека, развитии его личностных качеств и способностей в процессе деятельности; философские концепции творчества и его роли в становлении личности; основные положения личностно ориентированного, системного, деятельностного, ситуативного, субъектно-позиционного, диалогового подходов в образовании.

Теоретическую основу исследования составили:

- психологические исследования, посвященные выявлению механизмов самореализации личности (Р. Берне, А. Маслоу, К. Роджерс и др.);

- труды, в которых раскрываются закономерности и особенности становления личности ребенка (А. В. Бакушинский, Л. И. Божович, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейк, Г. А. Цукерман, А. В. Щербаков и др.);

- идеи развития способностей детей в процессе обучения (В. И. Андреев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Я. Пономарев, Б. М. Теплов и др.);

- исследования в области музыкальной педагогики (Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Б. В. Асафьев, Л. Г. Дмитриева, Д. Б. Кабалевский, Е. Д. Критская, Л. А. Рапацкая, Г.Г. Тенюкова, Г. М. Цыпин и др.);

- труды в области дополнительного образования (Е. Б. Евладова, А. В. Золотарева, Н. Н. Михайлова, О. Н. Иванова, О. Е. Лебедева и др.);

- концепция системно-целостного подхода к организации учебно-воспитательного процесса (В. П. Беспалько, М. В. Кларин, Ю. П. Сокольников и др.).

Нормативно-правовую базу исследования составили:

- «Концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.»;

- «Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей»;

- Типовое Положение (от 26.06.2012 г. № 504) об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

Для решения поставленных задач исследования использовались следующие методы: анализ психолого-педагошческой и научно-методической литературы по проблеме исследования, сравнительно-сопоставительный, системный и логический анализ полученной информации; анализ собственного и передового педагогического опыта; педагогический эксперимент; диагностические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, экспертная оценка, анализ творческих достижений учащихся, «Оценка способности к творческому саморазвитию и самообразованию» В. И. Андреева, «Тест на определение социальной креативности личности учащихся» В. И. Петрушина, статистические методы обработки результатов экспериментальной работы.

Экспериментальная база исследования: МБОУ ДОД «Детская школа искусств» г. Новочебоксарска; МБОУ ДОД «Чебоксарская детская музыкальная школа № 2 им. В. П. Воробьева». Экспериментальная работа проводилась в течение четырех лет; в ней было задействовано 76 учащихся, 23 преподавателя.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (2008 - 2009 гг.) осуществлялся теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования, определялись цель, объект, предмет и задачи исследования, формулировались основные положения гипотезы, разрабатывались критерии, показатели и уровни творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности, выбиралась экспериментальная база исследования.

На втором этапе (2009 - 2011 гг.) выявлялись и теоретически обосновывались педагогические условия, обеспечивающие эффективность творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств в учреждении дополнительного образования, проводился эксперимент по апробации выявленных педагогических условий.

На третьем этапе (2011 - 2012 гг.) систематизировались и обобщались полученные результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы, осуществлялось литературное оформление текста диссертации и автореферата.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в

нем:

- дана сущностная характеристика творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности, что расширяет представления о феномене самореализации личности, разработанные С. Сулеймановой, Е. Ю. Трацевской, Н. Н. Шатохиной и другими исследователями;

- обоснованы критерии и показатели творческой самореализации учащихся учреждений дополнительного образования в музыкальной деятельности;

- выявлен и обоснован потенциал интеграции искусств для творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности в учреждении дополнительного образования;

- научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств в образовательном процессе учреждения дополнительного образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дополняют общую педагогику представлениями о сущности творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности, о критериях, показателях и уровнях творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности, о потенциале интеграции искусств для творческой самореализации учащихся. Обоснована целесообразность применения комплекса подходов к организации образовательного процесса (личностно ориентированного, ситуативного, субъ-ектно-позиционного, диалогового) для обеспечения эффективности творческой

самореализации учащихся в музыкальной деятельности. Материалы данного исследования могут быть основой для дальнейшей разработки проблемы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для создания научно-методического обеспечения процесса обучения и воспитания учащихся в учреждениях дополнительного образования, для усовершенствования образовательного процесса путем активного включения учащихся в творческую среду на основе интеграции искусств. Разработанные педагогические условия значительно обогащают содержание учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования и могут быть использованы специалистами учреждений общего образования. Реализация разработанных педагогических условий с применением интеграции искусств в процессе музыкального обучения обеспечивает повышение уровня творческой самореализации учащихся в учреждениях дополнительного образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены полнотой изучения психолого-педагогической, научно-методической литературы и диссертационных исследований по проблеме; единством использования методологических подходов к проблеме творческой самореализации учащихся; непротиворечивостью гипотезы и сформулированных задач; комплексным применением методов теоретического и опытно-экспериментального исследования, адекватных его цели и задачам; положительной динамикой уровня творческой самореализации учащихся в процессе музыкального образования; успешным практическим использованием результатов исследования, о чем подтверждают акты их внедрения в педагогический процесс МБОУ ДОД «Детская школа искусств» г. Новочебоксарска и МБОУ ДОД «Чебоксарская детская музыкальная школа № 2 им. В. П. Воробьева».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования излагались в выступлениях на научно-практических конференциях: региональной: «Профессиональное становление студентов в вузе» (Чебоксары, 2012); всероссийских: «Новые педагогические технологии в художественном образовании» (Чебоксары, 2010); «Культура и искусство как универсальный фактор духовно-нравственного совершенствования человека и общества» (Чебоксары, 2011); «Современное художественное образование: традиции и перспективы» (Чебоксары, 2011); международных: «Актуальные вопросы современной педагогической науки» (Чебоксары, 2010); «Преподавание гитары. На пути к вершинам» (Чебоксары, 2012).

Теоретические положения исследования нашли отражение в 10 публикациях автора, в том числе 3 из них опубликованы в журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации. Результаты исследования ежегодно обсуждались диссертантом на научных сессиях аспирантов, на научных и методологических семинарах на кафедре теории, истории и методики музыки ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творческая самореализация в музыкальной деятельности учащихся учреждений дополнительного образования представляет собой процесс перехода потенциальных музыкальных способностей в актуальные на основе творческой интерпретации образцов музыкального искусства и концертно-исполнительской деятельности. Творческая самореализация предполагает наличие выраженных мотивов к творческому саморазвитию, знаний в области специальных и музыкально-теоретических дисциплин, развитого ассоциативного мышления, широкого музыкального и художественного кругозора, способности к сотворчеству в музыкальной деятельности, адекватной самооценки.

2. Основными критериями и показателями творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности выступают:

- мотивационный (мотивация к достижению успеха в концертно-исполнительской деятельности, мотивация к творческому саморазвитию);

- интеллектуально-когнитивный (развитое ассоциативное мышление, способность к самооценке творческого потенциала, уровень знаний в области специальных и музыкально-теоретических дисциплин, музыкальный и художественный кругозор);

- личностно-деятельностный (уровень развития музыкальных способностей, самостоятельность при решении творческих задач в музыкальной деятельности, результативность музыкально-исполнительской деятельности, способность к сотворчеству в музыкальной деятельности).

3. Потенциал интеграции искусств для творческой самореализации учащихся состоит в возможности удовлетворения потребностей в выборе вида деятельности, учета интересов и склонностей учащихся, формирования у них комплекса знаний, умений, навыков в различных областях искусства, развития ассоциативного мышления, формирования целостного художественного восприятия, расширения музыкального и художественного кругозора учащихся.

4. Педагогическими условиями творческой самореализации учащихся на музыкальных занятиях на основе интеграции искусств в учреждениях дополнительного образования являются:

- осуществление познавательной деятельности учащихся на основе закономерностей восприятия музыкального искусства как части целостного художественного восприятия;

- реализация в учебной и внеучебной деятельности комплекса подходов (личностно ориентированного, ситуативного, субъектно-позиционного, диалогового), способствующих раскрытию творческого потенциала учащихся;

- вовлечение учащихся в создание художественно-творческих проектов;

- использование информационных и коммуникационных технологий в процессе создания учащимися творческого продукта.

Структура диссертации Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (200 наименований) и 3 приложений, включающих материалы экспериментальной работы. Содержание работы изложено на 170 страницах, включает 25 таблиц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются его цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности в учреждении дополнительного образования» дается сущностно-содержательная характеристика творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности; анализируется опыт обеспечения творческой самореализации обучающихся в системе дополнительного образования; раскрываются педагогические условия творческой самореализации учащихся на основе интеграции искусств в учреждениях дополнительного образования.

Рассмотрение сущности и содержания понятия творческой самореализации осуществлялось на основе изучения исследований отечественных и зарубежных ученых в области педагогики и психологии. В трудах зарубежных психологов А. Адлера, Р. Байта, К. Гольдштейна, Э. Келли, А. Комбса, А. Маслоу, Р. Мей, Г. Олпорта, К. Роджерса, Д. Снигга самореализация рассматривается как самоаетуализация и понимается как самоосуществление личности (психический рост и созревание скрытых возможностей). В работах зарубежных педагогов И. Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, А. Дистервега, Дж. Дьюи, М. Монтессори, Ш. Булера обосновывалась проблема всестороннего развития и саморазвития личности.

В исследованиях отечественных психологов Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова предложен деятельностный подход, который позволяет рассматривать процесс самореализации с точки зрения формирующей предметной деятельности. Вопросы индивидуальности, свободы и творчества как неотъемлемые условия творческой самореализации широко освещались отечественными учеными-педагогами с конца XIX - начала XX в. Творческий аспект самореализации раскрывается в педагогических исследованиях В. П. Вахтерова, К. Н. Вентцеля, П. Ф. Каптерева, В. Н. Сорока-Росинского, С. Т. Шацкого и др. Их взгляды опирались на признание самостоятельности личности ребенка и ее индивидуальной исключительности, характерного для каждого ребенка творческого начала. Они рассматривали свободу как необходимое условие для развития ребенка и считали, что саморазвитие ученика, направляемое учителем, должно составлять внутреннюю сущность образовательного процесса, обеспечивающего творческую самореализацию.

В современных исследованиях проблема творческой самореализации рассматривается Л. В. Бурой, О. В. Дедюхиной, Н. В. Егоровой, Л. Н. Дроздиковой, К. А. Кадетовой, Л. А. Коростылевой, И. В. Кулагиной, Н. Ю. Мочаловой; К. В. Пталахой и др. С точки зрения Л. А. Коростылевой, самореализация - это осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми, социумом и миром в целом. Е. И. Горячева в своих работах представляет самореали-

зацию как процесс перехода потенциальных способностей в актуальные, который включает в себя содержательный и процессуальный компоненты. Содержательный компонент определяет конкретные способности конкретной личности. Процессуальный компонент указывает на те действия, которые актуализируют, проявляют данные способности. Г. К. Чернявская считает, что самореализация - это самый сложный вид творчества - создание человеком самого себя, своей неповторимой индивидуальности.

Данные определения мы приняли за основу при раскрытии сущности творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности, под которой мы подразумеваем процесс перехода потенциальных музыкальных способностей в актуальные и развития своего «Я» на основе творческой интерпретации образцов музыкального искусства и концертно-исполнительской деятельности. Творческая самореализация предполагает наличие выраженных мотивов к творческому саморазвитию, знаний в области специальных и музыкально-теоретических дисциплин, развитого ассоциативного мышления, широкого музыкального и художественного кругозора, способности к сотворчеству в музыкальной деятельности, адекватной самооценки.

В содержании творческой самореализации учащихся учреждений дополнительного образования мы выделяем три взаимодействующих компонента: мотивационный (интерес к творческой деятельности, чувство увлеченности, стремление к получению высокой оценки, успеха в учебно-творческой деятельности); интеллектуально-когнитивный (оригинальность мышления, уровень знаний); личностно-деятельностный (умения и навыки музыкально-исполнительской деятельности, способствующие творческой самореализации).

Анализ сущности и содержания творческой самореализации позволил нам определить критерии и показатели творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности: мотивационный (мотивация к достижению успеха в концертно-исполнительской деятельности, мотивация к творческому саморазвитию); интеллектуально-когнитивный (развитое ассоциативное мышление, способность к самооценке творческого потенциала, уровень знаний в области специальных и музыкально-теоретических дисциплин, музыкальный и художественный кругозор); личностно-деятельностный (уровень развития музыкальных способностей, самостоятельность при решении творческих задач в музыкальной деятельности, результативность музыкально-исполнительской деятельности, способность к сотворчеству в музыкальной деятельности).

В соответствии с данными параметрами были выявлены три уровня творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности в условиях детской школы искусств: низкий, средний, высокий (таблица 1).

Таблица 1

Характеристика уровней творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности

Показатели 1 Уровнн

Низкий I Средний | Высокий

Мотивационный критерий

мотивация к достижению успеха в концертно-исполнительской деятельности слабо выраженное стремление к концерт-но-исполшггельсюй деятельности преобладает внешняя мотивация достижения успеха в концерт-но-исполнительской деятельности устойчивая внутренняя мотивация достижения успеха в концертно-исполнительской деятельности

мотивация ктворческому саморазвитию слабо выражена мотивация к творчгскому саморазвитию внешняя, неустойчивая мотивация к творческому саморазвитию ярко выраяена внутренняя мотивация к творческому саморазвитию

Интеллектуально-когнитивный критерий

уровень развития ассоциативного мышления низкий уровень развития ассоциативного мышления средний уровень развития ассоциативного мышления высокий уровень развития ассоциативного мышления

способность к самооценке творческого потенциала явно завышенная или явно заниженная самооценка творческого потенциала тенденция к завышг-нию или к занижению самооценки творческого потенциала адекватная самооценка творческого потенциала

уровень знаний в области специальных и музыкально-теоретических дисциплин средний балл по специальным и музыкально-теоретическим дисциплинам «удовлетворительно» средний балл по специальным и музыкально-теоретическим дисциплинам «хорошо» средний балл по специальным и музыкально-теоретическим диецш-линам «отлично»

музыкальный и художественный КОУГОЗОв узкий музыкальный и художественный кругозор достаточный уровень музыкального и художественного кругозора широкий кругозор в области музыкального и других видов искусства

Личностно-деятелыюстный критерии

уровень развития музыкальных сш-собностей низкий уровень развития музыкальных способностей средний уровень развития музыкальных способностей высокий уровень развития музыкальных способностей

самостоятельность при решении творческих задач в музыкальней деятельности затруднения при самостоятельном решении творческих задач самостоятельность при решениитворческих задач в музыкальной деятельности проявляется ситуативно самостоятельность при решении творческих задач проявляется постоянно

результативность музыкально-исполнительской деятельности эпизодическое участие в концертной и конкурсной деятельности регулярное участие в концертной и конкурсной деятельности без достижения высоких результатов достижение высоких результате® в конкурсной деятельности (лауреатство)

способность к сотворчеству в музыкальной деятельности трудности при совместной музыкальной деятельности отсутствие трудностей в сотворчестве в музыкальной деятельности плодотворное сотрудничество при выполнении общих творческих проектов, проявление лидерских качеств

Современные учреждения дополнительного образования создают условия, способствующие самораскрытию личности учащихся, их самоопределению и самоутверждению, творческой самореализации через стимулирование познавательной активности и рефлексии результатов личных достижений, обогащение опыта творческой деятельности в различных видах искусства. Для этого применяются разнообразные формы, активизирующие творческий потенциал учащихся: концерты, конкурсы, фестивали, музыкальные викторины, конференции и др.

Изучение опыта работы учреждений дополнительного образования показал, что процесс обучения наиболее эффективно способствует развитию учащихся, если они совмещают занятия на нескольких отделениях, например, музыкальных с театральными, музыкальных с художественными и т.д. Анализ данного опыта позволил предположить, что творческая самореализация учащихся будет эффективной, если в образовательном процессе используется интеграция различных видов искусства.

Опираясь на исследования М. А. Васильева, Л. Н. Дроздиковой, П. А. Маслова, К. В.Пталахи, В. В. Садовой, Е. Ю. Трацевской, Н. И. Шато-хиной были выявлены следующие педагогические условия, обеспечивающие творческую самореализацию учащихся в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств: осуществление познавательной деятельности учащихся на основе закономерностей восприятия музыкального искусства как части целостного художественного восприятия; реализация в учебной и внеучебной деятельности комплекса подходов (личностно ориентированного, ситуативного, субъектно-позиционного, диалогового), способствующих раскрытию творческого потенциала учащихся; вовлечение учащихся в создание художественно-творческих проектов; использование информационных и коммуникационных технологий в процессе создания учащимися творческого продукта.

Во второй главе «Экспериментальное обоснование педагогических условий, способствующих творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности в учреждениях дополнительного образования» раскрываются содержание и результаты экспериментальной работы, организованной на базах ДШИ г. Новочебоксарска и ДМШ № 2 им. В. П. Воробьева г. Чебоксары. В исследовании приняли участие 23 преподавателя и 76 учащихся, обучающихся на музыкальных отделениях. Все испытуемые были разделены на четыре группы: экспериментальная (ЭГ1) и контрольная (КГ1) по 19 человек в возрасте от 11 до 14 лет - учащиеся ДШИ г. Новочебоксарска; экспериментальная (ЭГ2) и контрольная (КГ2) по 19 человек в возрасте от 11 до 14 лет - учащиеся ДМШ № 2 им. В.П. Воробьева г. Чебоксары.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и итоговый.

1 этап - констатирующий, где решались следующие задачи: изучение опыта работы учреждений дополнительного образования по творческой самореализации учащихся; анализ учебных планов, программ дисциплин, преподаваемых в ДШИ и ДМШ; выявление потенциала интеграции искусств для творческой самореализации учащихся; отбор учащихся в контрольные и эксперименталь-

ные группы; подготовка педагогов к проведению эксперимента; диагностика начального уровня творческой самореализации учащихся.

2 этап - формирующий - включал в себя оценку уровня теоретических и практических знаний, получаемых учащимися на занятиях; формирование у учащихся интереса к творческому самовыражению на музыкальных занятиях; вооружение их умениями и навыками для реализации собственных творческих идей; выявление и развитие творческого потенциала учащихся экспериментальных групп; внедрение в учебно-воспитательный процесс педагогических условий, обеспечивающих творческую самореализацию учащихся в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств.

3 этап - итоговый - заключался в оформлении результатов опытно-экспериментальной работы; формулировании выводов по итогам эксперимента.

Для оценки исходного уровня творческой самореализации по мотивацион-ному критерию использовалась группа диагностических методов: метод экспертной оценки на основе бесед с учащимися (определение мотивации к достижению успеха в концертно-исполнительской деятельности); включенное и невключенное наблюдение за учащимися (выявление степени самостоятельности при решении творческих задач в музыкальной деятельности).

Определение уровня творческой самореализации по интеллектуально-когнитивному критерию осуществлялось с использованием модифицированного теста Гилфорда (оценка уровня развития ассоциативного мышления); методики Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова «Самооценка творческого потенциала личности» (способность к адекватной самооценке); анализа успеваемости по специальным и музыкально-теоретическим дисциплинам (определение уровня знаний). Широта музыкального и художественного кругозора определялась с помощью разработанного нами теста по мировой художественной культуре.

Оценка уровня творческой самореализации по личностно-деятельностному критерию была произведена на основе диагностики музыкальных способностей Д. К. Кирнарской; метода экспертной оценки деятельности учащихся при самостоятельном решении заданий (уровень самостоятельности); метода экспертной оценки и самооценки выступлений учащихся на концертах и конкурсах различных уровней, анализа портфолио учащихся (результативность музыкально-исполнительской деятельности); теста на определение социальной креативности личности учащихся В. И. Петру шина (способность к сотворчеству в музыкальной деятельности).

Для оценки согласованности метода экспертной оценки нами был осуществлен расчет коэффициента корреляции по критерию Пирсона. Выявленные результаты коэффициента корреляции (в пределах от 0,73 до 0,98) свидетельствуют о высоком уровне согласованности мнения экспертов.

В целях проверки однородности выбранных для эксперимента групп в отношении исходного равенства по уровням компонентов творческой самореализации полученные данные сравнивались по критерию Пирсона (критерий хи-квадрат). Результаты вычислений показали, что все четыре участвующих в экс-

перименте группы однородны по всем компонентам, поскольку все рассчитанные критерии меньше критического значения, равного 5,99.

Это дало основание и две экспериментальные (ЭГ1 и ЭГ2) и две контрольных группы (КГ1 и КГ2) рассматривать соответственно как одну экспериментальную (ЭГ) и как одну контрольную группу (КГ), что существенно упрощает обработку данных и их интерпретацию

В ходе проведения констатирующего этапа эксперимента мы получили следующие результаты (таблицы 2, 3).

Таблица 2

Распределение учащихся ЭГ по уровням творческой самореализации

до эксперимента

Уровни Мотив ационный Интеллектуально- Личностно- Общий

компонент когнитивный деятелыюстый уровень

компонент компонент

Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %

Низкий 7 18,42 И 28,95 15 39,47 9 23,68

Средний 28 73,68 23 60,53 17 44,74 29 76,32

Высокий 3 7,89 4 10,53 6 15,79 0 0,00

Таблица 3

Распределение учащихся КГ по уровням творческой самореализации __ до эксперимента_

Уровня Мотнвационш.ш Интеллектуально- Личностно- Общий

компонент когнитивный деятелыюстныи уровень

компонент компонент

Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %

Низкий 8 21,05 11 28,95 14 36,84 9 23,68

Средний 25 65,79 21 55,26 17 44,74 28 73,68

Высокий 5 13,16 б 15,79 7 18,42 1 2,63

Исходный уровень сформированное™ творческой самореализации учащихся в экспериментальных и контрольных группах оказался примерно одинаковым. Данные, представленные в таблицах 2, 3, демонстрируют, что большинство учащихся исследуемых групп имеют средний уровень творческой самореализации (76,32 % - в экспериментальной и 73,68 % в контрольной). Низкий уровень имеют 23,68 % учащихся в экспериментальной группе и 23,68 % - в контрольной. Высокий уровень творческой самореализации проявляется лишь в контрольной группе у 2,63 % учащихся. Это подтвердило необходимость научного решения проблемы активизации творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности в учреждении дополнительного образования.

На формирующем этапе эксперимента осуществлялась реализация педагогических условий, обеспечивающих творческую самореализацию учащихся в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств.

Первое педагогическое условие предполагало осуществление познавательной деятельности учащихся на основе закономерностей восприятия музыкального искусства как части целостного художественного восприятия.

При реализации данного условия мы исходили из того, что у детей, как и у взрослых, познание происходит при участии всех анализаторов в процессе освоения художественно-творческой деятельности, а также через восприятие искусства. Но познание на основе слухового восприятия является лишь небольшой частью всего процесса познания действительности, поэтому необходимо включение зрительного, тактильно-двигательного и других анализаторов. Данные факты подтвердили необходимость применения в образовательном процессе учреждений дополнительного образования не отдельных видов искусства, а их интеграции, которая способствует созданию наиболее полной картины окружающего мира в сознании учащихся, более эффективному усвоению ими глубоких и разносторонних представлений о мире благодаря включению всех видов анализаторов.

В рамках реализации первого условия в процессе музыкального обучения был применен комплекс методов, развивающих у учащихся творческие навыки в области изобразительного искусства, хореографии, актерского мастерства и др. К таким методам мы отнесли следующие.

I. Методы эмоционального стимулирования учащихся, обеспечивающие появление у детей положительных эмоций, которые, в свою очередь, влияют на возникновение стремления к активному включению в музыкально-исполнительскую деятельность и процесс творческой самореализации (метод создания ситуации успеха, метод создания эмоционально-творческих ситуаций, метод создания позитивных переживаний, метод музыкальной психотерапии, метод поощрения творческих достижений учащихся).

II. Методы развития творческой активности и самостоятельности (метод активизации творческого поиска на занятиях, метод формирования проблемно-творческих ситуаций, метод использования творческих заданий, метод художественно-музыкальной импровизации, метод моделирования жизненной ситуации в учебно-воспитательном процессе, метод мобилизации творческого самочувствия на занятиях искусством, метод формирования умений самоанализа).

III. Метод «портфолио» как неотъемлемое условие саморефлексии учащихся в процессе творческой самореализации. Портфолио является альтернативным способом оценки достижений учащихся, т.к. они получают возможность представить свои способности в разных областях.

Применение перечисленных методов способствовало развитию у учащихся комплекса разнообразных навыков художественного творчества и разрушению барьеров в процессе творческой самореализации в музыкальной деятельности.

Второе педагогическое условие заключалось в реализации подходов, способствующих раскрытию творческого потенциала учащихся в учебной и вне-учебной деятельности.

Особое место в реализации данного условия занимал ситуативный подход как базовый. Обозначим ряд ситуаций, которые наиболее часто применялись в учебно-воспитательном процессе.

1. Ситуация успеха, которая позволяет ощутить удовлетворенность учащегося собой и результатом своей деятельности, что является одним из компонен-

тов творческой самореализации. Данная ситуация создавалась как в рамках урока, так и в ходе реализации проектной, концертной и конкурсной деятельности.

2. Ситуация анализа личностных и творческих достижений проявлялась при обсуждении как результатов домашних заданий, так и выступлений учащихся с докладами на семинарах, конференциях, концертах, конкурсах. Данная ситуация способствует формированию адекватной самооценки личности учащегося. Обсуждение достоинств и недостатков выступлений учащихся способствует повышению уровня подготовки к следующим мероприятиям, что необходимо для творческой самореализации на более высоком уровне.

3. Ситуация ответственности за результат и качество реализации творческого замысла. Эти ситуации особенно были важны при создании коллективных творческих проектов: музыкальных спектаклей, ансамблевого исполнения вокально-инструментальных и хореографических композиций. Совместное обсуждение результатов выполнения проектов со своими сверстниками-коллегами» учит учащихся выходить на новый уровень самореализации - сотворчество. Умение реализовать совместную плодотворную работу в коллективе, оценивать личную роль в общем деле является показателем высокого уровня деятельностного компонента творческой самореализации.

4. Создание проблемных ситуаций в творческой и познавательной деятельности способствует «творческому напряжению воли ученика», побуждает к поиску нестандартных, креативных решений.

Во всех перечисленных ситуациях необходимо применение диалогового, личностного, деятельностного и субъектных подходов.

Третье педагогическое условие — вовлечение учащихся в создание художественно-творческих проектов - предполагало совместную познавательную, творческую деятельность, направленную на овладение учащимися приемами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворение познавательных потребностей, самореализацию и развитие личностно значимых качеств в процессе выполнения учебного проекта.

Обращение к созданию художественно-творческих проектов было обусловлено тем, что данный вид деятельности способствует развитию творческой инициативы и самостоятельности учащихся в процессе обучения. В ходе подготовки проектов учащиеся приобретали новые знания, умения и навыки их применения в практической музыкальной деятельности.

Основными формами проектной деятельности были уроки-лекции, концерты и постановки музыкальных спектаклей. Музыкальный спектакль представляет собой синтез искусств: музыкального, художественно-изобразительного, актерского, хореографического. При постановке театрализованных представлений происходило коллективное взаимодействие учащихся всех отделений детской школы искусств, в процессе которого реализовывалось интенсивное творческое общение, способствующее творческой самореализации каждого участника этого процесса. Кроме реализации общих групповых проектов, осуществляемых под руководством педагогов, учащимися также разрабатывались и индивидуальные авторские проекты.

Широкие возможности для реализации творческого потенциала учащихся открылись при создании совместных культурных проектов детской школы искусств и образовательных, культурных, социальных учреждений (музеи, театры, дома культуры, детские дома).

Данное взаимодействие подразумевало как посещение спектаклей, так и организацию мастер-классов для учащихся.

Проекты, создаваемые совместно с художественными музеями, были направлены на знакомство с творчеством художников. Результатом посещения музеев являлись концерты, на которых исполнялись произведения, соответствующие тематике экспозиций.

В процессе внедрения данного педагогического условия в учебно-воспитательный процесс были реализованы следующие проекты, в которых принимали активное участие учащиеся экспериментальных групп: «Сохраняя на века», «Гитара многоликая», «Человек и лес», «Шйпйр-кёсле, ай, вылять...» («Ой, звучит волынка, гусли...»), «Мама, папа, я - музыкальная семья » и др.

Четвертое педагогическое условие - использование информационных и коммуникационных технологий в процессе создания учащимися творческого продукта - предполагало внедрение в процесс музыкального обучения мультимедийных пособий, а также обучение учащихся работе со специализированным программным и аппаратным обеспечением (компьютер, синтезатор, микрофоны, музыкальный центр и др.), что формировало интерес к изучаемым темам, тем самым усиливая мотивацию к обучению и достижению поставленной цели.

Одним из направлений применения компьютерных технологий, интегрирующих различные виды искусства, являлось создание презентаций в программе Power Point. При этом вырабатывалось умение гармонично сочетать музыкальные композиции и произведения изобразительного искусства, памятников архитектуры и др. Кроме того, в процессе обучения использовались программы, с помощью которых учащиеся могли самостоятельно проверить уровень знаний по определенным предметам, реализовать себя в роли солиста, композитора или аранжировщика. При введении курса «Компьютерное музицирование» у учащихся открылась возможность применения следующих программ: «Музыкальный класс», конструктор E-Jay, ACID, Adobe Audition, Sound Font Bank Manager, Band-in-a-Box, Cakewalk Pro, Sibelius, Sound Forge.

По завершении эксперимента были проанализированы творческие проекты, выполненные учащимися, их академическая успеваемость и результативность концертной и конкурсной деятельности. Оказалось, что учащиеся экспериментальных групп стали стабильнее заниматься не только по специальным, но и музыкально-теоретическим предметам.

В процессе диагностики на итоговом этапе эксперимента были применены тестовые задания и методики констатирующего этапа эксперимента. Результаты статистической обработки представлены в таблицах 4, 5 и на рисунке 1.

Таблица 4

Распределение учащихся ЭГ по уровням творческой самореализации ___на итоговом этапе эксперимента__

Уровни Мотивационный компонент Интеллектуально-когнитивный компонент Личностнсь деятельностный компонент Общий уровень

Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %

Низкий 3 7,89 4 10,53 6 15,79 1 2,63

Средний 27 71,05 25 65,79 17 44,74 27 71,05

Высокий 8 21,05 9 23,68 15 39,47 10 26,32

Таблица 5

Распределение учащихся КГ по уровням творческой самореализации __после эксперимента__

Уровни Мотивационный Интеллектуально- Личностно- Общий

компонент когнитивныи деятельностный уровень

компонент компонент

Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %

Низкий 5 13,16 б 15,79 10 26,32 5 13,16

Средний 27 71,05 26 68,42 19 50,00 30 78,95

Высокий 6 15,79 6 15,79 9 23,68 3 7,89

Рис.1. Уровни творческой самореализации учащихся после эксперимента

Таким образом, параметры экспериментальной группы на итоговом этапе существенно улучшились. Было выявлено повышение уровня творческой самореализации учащихся во всех группах, но в экспериментальных группах прослеживалась более выразительная динамика, чем в контрольных. Количество учеников с низким уровнем творческой самореализации в экспериментальной группе на 10,53 % меньше, чем в контрольной группе, со средним уровнем - на 7,89 % ниже, а с высоким уровнем на 18 % больше. Итоговые данные сравнивались по критерию Пирсона (таблица 6).

Таблица 6

Сравнение уровня творческой самореализации учащихся по критерию Пирсона

в КГ и ЭГ до и после эксперимента

Компоненты Контрольная группа Экспериментальная группа

Мотивационнный 0,86 3,89

Интеллектуально-когнитивный 2,00 5,27

Личностно-деятельностный 1,03 7,71

Общий уровень творческой самореализации 2,21 16,47

Таким образом, параметры экспериментальной группы после проведения эксперимента существенно выше параметров контрольной группы.

В заключении диссертации обобщены и изложены основные теоретические положения и выводы проведенного исследования.

Творческая самореализация в музыкальной деятельности учащихся учреждения дополнительного образования представляет собой процесс перехода потенциальных музыкальных способностей в актуальные на основе творческой интерпретации образцов музыкального искусства и концертно-исполнительской деятельности. Творческая самореализация предполагает наличие выраженных мотивов к творческому саморазвитию, знаний в области специальных и музыкально-теоретических дисциплин, развитого ассоциативного мышления, широкого музыкального и художественного кругозора, способности к сотворчеству в музыкальной деятельности, адекватной самооценки.

Мотивационный, интеллектуально-когнитивный и личностно-деятельностный критерии и соответствующие им показатели позволяют определить уровень творческой самореализации учащихся учреждений дополнительного образования в музыкальной деятельности.

Интеграция музыкального и других видов искусства обладает существенным потенциалом для творческой самореализации учащихся. Этот потенциал заключается в возможности удовлетворения потребности учащихся в свободе выбора вида деятельности; использования многообразных форм обучения и воспитания с учетом различных интересов, склонностей и потребностей учащихся; формирования у них комплекса знаний, умений, навыков в различных областях искусства; развития ассоциативного мышления; формирования целостного художественного восприятия, расширения музыкального и художественного кругозора.

Эффективности процесса творческой самореализации учащихся учреждений дополнительного образования в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств способствует реализация следующих педагогических условий:

- осуществление познавательной деятельности учащихся на основе закономерностей восприятия музыкального искусства как части целостного художественного восприятия;

- реализация в учебной и внеучебной деятельности комплекса подходов (личностно ориентированного, ситуативного, субъектно-позиционного, диалогового), способствующих раскрытию творческого потенциала учащихся;

- вовлечение учащихся в создание художественно-творческих проектов;

- использование информационных и коммуникационных технологий в процессе создания учащимися творческого продукта.

Экспериментальная проверка реализации выявленных педагогических условий подтвердила их эффективность для творческой самореализации в музыкальной деятельности учащихся учреждений дополнительного образования, что позволяет считать выдвинутую гипотезу подтвержденной.

Проведенное исследование не исчерпывает всей полноты изучаемой проблемы. Дальнейшей разработки требуют такие ее аспекты, как творческая самореализация обучающихся учреждений дополнительного образования других возрастных групп и в других видах деятельности.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях автора:

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Коданева, К. Н. Структура, компоненты и критерии готовности учащиеся к творческой самореализации в системе дополнительного образования [Текст] / К. Н. Коданева, Г. Г. Тенюкова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 4 (72): в 2 т. Т. 2. - С. 161-167 (0,37/0,2 пл.).

2. Коданева, К. Н. Личностно-ориентированный подход в процессе формирования у учащихся готовности к творческой самореализации [Текст] / К. Н. Коданева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2012. - № 3 (75) - С. 108-113 (0,31 пл.).

3. Коданева, К. Н. Педагогические условия творческой самореализации учащихся учреждений дополнительного образования на основе интеграции искусств (на примере детской школы искусств) / К. Н. Коданева, Г. Г. Тенюкова // Теория и практика общественного развития / гл. ред. М. Ю. Попов. - Краснодар : Издательский Дом - Юг. - 2012. - № 12. С. 252-256 (0,25/0,15 пл.).

Публикации в других изданиях:

4. Коданева, К. Н. Проблема творческой самореализации в педагогической теории [Текст] / К. Н. Коданева, Г. Г. Тенюкова // Искусство и педагогика в современном образовательном пространстве : сб. науч. ст. - М. ; Чебоксары : АПКиПРО ; Чуваш, гос. пед. ун-т, 2009. - С. 49-53 (0,3/0,15 пл.).

5. Коданева, К. Н. Развитие творческих способностей детей, обучающихся в классе гитары детской музыкальной школы [Текст] / К. Н. Коданева // Искусство и педагогика в современном образовательном пространстве : сб. науч. ст. -М. ; Чебоксары : АПКиПРО ; Чуваш, гос. пед. ун-т, 2009. - С. 104-109 (0,3 п.л.).

6. Коданева, К. Н. История становления дополнительного образования в России [Текст] / К. Н. Коданева // Новые педагогические технологии художественного образования: материалы всероссийской конференции. - М.; Чебоксары : АПКиПРО ; Чуваш, гос. пед. ун-т, 2010. - С.156-164 (0,5 пл.).

7. Коданева, К. Н. Возможности творческой самореализации детей в процессе обучения в классе гитары Детской музыкальной школы [Текст] / К. Н. Коданева // Актуальные вопросы современной педагогической науки: материалы III Международной заочной научно-практической конференции. - Чебоксары : НИИ педагогики и психологии, 2010. - С. 162-167. (0,4 п. л.).

8. Коданева, К. Н. Структура, компоненты и критерии творческой самореализации учащихся в учреждениях дополнительного образования [Текст] / К. Н. Коданева // Современное художественное образование: традиции и перспективы: сб. науч. ст./ Чуваш, гос. пед. ун-т. - М.; Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2011. - С. 140-144. (0,6 п. л.).

9. Коданева, К. Н. Формирование готовности к творческой самореализации студентов вуза во внеучебной работе на примере Чувашского государственного института культуры и искусств [Текст] / К.Н. Коданева, Н.И.Баскакова // Вестник Чувашского государственного института культуры и искусств. № 5. -Чебоксары : ЧГИКИ, 2011. - С. 15-18 (0,25/0,15 пл.).

10. Коданева, К. Н. Основные подходы в формировании готовности к творческой самореализации учащихся в детских школах искусств [Текст] / К. Н. Коданева // Культура и искусство как универсальный фактор духовно-нравственного совершенствования человека и общества: материалы Всерос. очно-заочной науч.-практ. конф. (с международным участием). - Чебоксары : ЧГИКИ, 2012. - С. 177-183 (0,36 пл.).

Автореферат разрешен к печати диссертационным советом Д 212.300.01 при ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» 20 февраля 2013 г.

Подписано в печать 25 февраля 2013 г. Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № .

Отпечатано на участке оперативной полиграфии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» 428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Коданева, Кира Николаевна, Чебоксары

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И. Я. ЯКОВЛЕВА»

На правах рукописи

Коданева Кира Николаевна

ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

ДИССЕРТАЦИЯ

СО

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

00

СО

^ ^ Научный руководитель:

ГО см

^ доктор педагогических наук,

О О

СМ 00

™ см

профессор Г. Г. Тенюкова

Чебоксары 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................... 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ

......................................................................................... 15

1.1. Сущность и содержание творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности..................................................................15

1.2. Анализ деятельности учреждений дополнительного образования по обеспечению творческой самореализации учащихся............................................................................ 36

1.3. Педагогические условия творческой самореализации учащихся учреждений дополнительного образования в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств................................. 56

Выводы по 1 главе...................................................... 86

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...............................

2.1. Организация и планирование экспериментальной работы............................................................................................. 89

2.2. Содержание формирующего этапа эксперимента по реализации педагогических условий творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности и анализ его результатов........................................................................ 109

Выводы по 2 главе...................................................... 140

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................ 142

БИБЛИОГРАФИЯ......................................................... 146

ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................ 164

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На современном этапе демократических преобразований в политической, экономической и культурной жизни нашей страны, особенно актуальными стали идеи формирования инициативной, творческой личности, способной к самоопределению, саморазвитию, самореализации. В «Концепции общенациональной системы выявления и развития талантов» сформулирована миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи, которая состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.

Эффективным фактором активизации творческой самореализации учащихся является их вовлечение в различные виды художественно-творческой деятельности, одним из которых является музыкально-исполнительская деятельность. Музыка занимает одно из первых мест среди способов самовыражения молодежи, что подтверждается социологическими и педагогическими исследованиями. В своих работах Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Е. В. Николаева, В. О. Усачева, Л. В. Школяр и др. рассматривают музыкальную деятельность как фактор формирования личности ребенка. По мнению М. С. Кагана, преобразующее воздействие музыки на личность учащихся возможно благодаря творческой направленности всех видов музыкальной деятельности.

Музыка оперирует художественными образами, что роднит ее с другими видами искусства и создает основу для осуществления связей с ними. Применение интеграции искусств позволяет наиболее полно отражать особенности какого-либо художественно-эстетического образа и активно задействовать эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферы личности учащихся, что положительно влияет на их творческое самовыражение и творческую самореализацию.

Выявление и развитие творческого потенциала детей, создание условий для их личностного развития и творческого труда являются ведущими задачами, определяющими деятельность учреждения дополнительного образования в сфере культуры и искусства. Руководствуясь «Стратегией развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей», эти учреждения наряду с общеобразовательными школами должны составить в регионе разноуровневую и целостную систему, которая способствовала бы индивидуализации образовательного пути каждого ребенка в едином социокультурном и образовательном пространстве страны. Образовательный процесс в детских школах искусств призван удовлетворять не только познавательный интерес, но и потребность детей в общении, творчестве, самореализации. Однако анализ педагогической практики показывает, что педагоги зачастую ограничиваются обучением учащихся технике исполнения музыкальных произведений, не развивая в них способности к творчеству, не в полной мере применяется развивающий потенциал интеграции искусств в образовательном процессе. Проведенный нами опрос преподавателей музыкальных отделений школ искусств показал, что они испытывают потребность в программах, ориентированных на творческую самореализацию учащихся, в методических разработках, раскрывающих возможность развития творческих способностей учащихся на основе интеграции различных видов искусства как в процессе обучения, так и во внеучебной деятельности.

Степень разработанности проблемы. Значительный вклад в разработку проблемы саморазвития и самореализации личности внесли как отечественные, так и зарубежные ученые в области философии (А. Адлер, Н. А. Бердяев, Р. А. Зобов, И. Кант, М. Монтень, Ж.-Ж. Руссо, К. Ясперс) и психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт, В. Франкл, Карен Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг и др.).

Творческий аспект самореализации личности раскрывается в педагогических исследованиях М. Р. Гинзбурга, К. А. Кадетовой,

П. Ф. Каптерева, И. В. Кулагиной, П. А. Маслова, Л. И. Рувинского, В. А. Сухомлинского, И. Ю. Соколовой, С. Т. Шацкого.

Содержание, формы и методы музыкального развития учащихся разрабатывали Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Б. В. Асафьев, Л. Г. Дмитриева, Д. Б. Кабалевский, Е. Д. Критская, Л. А. Рапацкая, Г. М. Цыпин и др. В их трудах обоснован потенциал музыкальной деятельности как фактора творческого развития учащихся.

Основы применения интеграции искусств в художественно-эстетическом образовании раскрыты в исследованиях Ю. Б. Борева, А. Я. Зись, М. С. Кагана, Т. С. Комаровой, Н. С. Лаушкиной, С. Л. Лупу, Г. М. Москвиной, В. Я. Новоблаговещенского, И. О. Парий, Л. А. Рапацкой, Е. Б. Спорышевой, Т. А. Цквитарии, Р. М. Чумичевой, Б. П. Юсова.

Теоретические и методологические особенности дополнительного образования детей освещены в работах В. В. Беловой, В. А. Березиной, Г. П. Будановой, Л. Н. Буйловой, Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой, Н. Ю. Конасовой, М. Б. Коваль, О. Е. Лебедева, Л. Г. Логиновой, Н. Н. Михайловой, Н. А. Морозовой, Л. Е. Осиповой и др.

Анализ педагогических, психологических и философских трудов свидетельствует о достаточно глубокой изученности проблемы творческой самореализации учащейся молодежи. Однако такой ее аспект, как творческая самореализация в музыкальной деятельности учащихся учреждений дополнительного образования с учетом современных условий, использование в этих целях интеграции искусств, остается неразработанным в плане научно-методического обеспечения образовательного процесса.

Таким образом, существуют следующие противоречия:

- между стоящей перед учреждениями дополнительного образования задачей творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности и недостаточной эффективностью ее решения имеющимися средствами;

- между потенциалом интеграции искусств как фактора развития музыкально-творческих способностей учащихся и неразработанностью

педагогических условий его применения в творческой самореализации в музыкальной деятельности в учреждении дополнительного образования.

Исходя из данных противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств в учреждении дополнительного образования?

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать, экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективность творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств в учреждении дополнительного образования.

Объект исследования: процесс музыкального образования в учреждении дополнительного образования (на примере детской школы искусств).

Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств в учреждении дополнительного образования.

Гипотеза исследования: творческая самореализация учащихся в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств в учреждении дополнительного образования будет происходить эффективно, если:

- определена сущностная характеристика, разработаны критерии, показатели и уровни творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности;

- выявлены возможности интеграции искусств как фактора развития музыкально-творческих способностей учащихся;

- реализованы следующие педагогические условия:

а) осуществление познавательной деятельности учащихся на основе закономерностей восприятия музыкального искусства как части целостного художественного восприятия;

б) реализация в учебной и внеучебной деятельности комплекса подходов (личностно ориентированного, ситуативного, субъектно-позиционного, диалогового), способствующих раскрытию творческого потенциала учащихся;

в) вовлечение учащихся в создание художественно-творческих проектов;

г) применение информационных и коммуникационных технологий в процессе создания учащимися творческого продукта.

Предмет, объект, цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. Раскрыть сущностную характеристику, разработать критерии, показатели и уровни творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности.

2. Выявить потенциал интеграции искусств для творческой самореализации учащихся в учреждениях дополнительного образования.

3. Теоретически обосновать педагогические условия творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств в учреждении дополнительного образования.

4. Экспериментально проверить эффективность выявленных педагогических условий.

Методологическую основу исследования составили положения диалектики о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мира; философские положения о социальной природе психической деятельности человека, активности и ведущей роли деятельности в процессе развития и формирования личности; положения о творческой сущности человека, развитии его личностных качеств и способностей в процессе деятельности; философские концепции творчества и

его роли в становлении личности; основные положения личностно ориентированного, системного, деятельностного, ситуативного, субъектно-позиционного, диалогового подходов в образовании.

Теоретическую основу исследования составили:

- психологические исследования, посвященные выявлению механизмов самореализации личности (Р. Берне, А. Маслоу, К. Роджерс и др.);

- труды, в которых раскрываются закономерности и особенности становления личности ребенка (А. В. Бакушинский, Л. И. Божович, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн, Г. А. Цукерман, А. В. Щербаков и др.);

- идеи развития способностей детей в процессе обучения (В. И. Андреев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Я. Пономарев, Б. М. Теплов и др.);

- исследования в области музыкальной педагогики (Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Б. В. Асафьев, Л. Г. Дмитриева, Д. Б. Кабалевский, Е. Д. Критская, Л. А. Рапацкая, П. Халабузарь, Г. М. Цыпин и др.);

- труды в области дополнительного образования (Е. Б. Евладова, А. В. Золотарева, Н. Н. Михайлова, О. Н. Иванова, Б. В. Куприянов, О. Е. Лебедев и др.);

- концепция системно-целостного подхода к организации учебно-воспитательного процесса (В. П. Беспалько, М. В. Кларин, Ю. П. Сокольников и др.).

Нормативно-правовую базу исследования составили:

- «Концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.»;

- «Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей»;

- Типовое Положение (от 26.06.2012 г. № 504) об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

Для решения поставленных задач исследования использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, сравнительно-сопоставительный, системный и логический анализ полученной информации; анализ собственного и передового педагогического опыта; педагогический эксперимент; диагностические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, экспертная оценка, анализ творческих достижений учащихся, «Оценка способности к творческому саморазвитию и самообразованию» В. И. Андреева, «Тест на определение социальной креативности личности учащихся» В. И. Петрушина, статистические методы обработки результатов экспериментальной работы.

Экспериментальная база исследования: МБОУ ДОД «Детская школа искусств» г. Новочебоксарска; МБОУ ДОД «Чебоксарская детская музыкальная школа № 2 им. В. П. Воробьева». Экспериментальная работа проводилась в течение четырех лет; в ней было задействовано 76 учащихся, 23 преподавателя.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (2008 - 2009 гг.) осуществлялся теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования, определялись цель, объект, предмет и задачи исследования, формулировались основные положения гипотезы, разрабатывались критерии, показатели и уровни творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности, выбиралась экспериментальная база исследования.

На втором этапе (2009 - 2011 гг.) выявлялись и теоретически обосновывались педагогические условия, обеспечивающие эффективность творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств в учреждении дополнительного образования, проводился эксперимент по апробации выявленных педагогических условий.

На третьем этапе (2011 - 2012 гг.) систематизировались и обобщались полученные результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы, осуществлялось литературное оформление текста диссертации и автореферата.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в

нем:

- дана сущностная характеристика творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности, что расширяет представления о феномене самореализации личности, разработанные С. Сулеймановой, Е. Ю. Трацевской, Н. Н. Шатохиной и другими исследователями;

- обоснованы критерии и показатели творческой самореализации учащихся учреждений дополнительного образования в музыкальной деятельности;

- выявлен и обоснован потенциал интеграции искусств для творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности в учреждении дополнительного образования;

- научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности на основе интеграции искусств в образовательном процессе учреждения дополнительного образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дополняют общую педагогику представлениями о сущности творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности, о критериях, показателях и уровнях творческой самореализации учащихся в музыкальной деятельности, о потенциале интеграции искусств для творческой самореализации учащихся. Обоснована целесообразность применения комплекса подходов к организации образовательного процесса (личностно ориентированного, ситуативного, субъектно-позиционного, диалогового) для обеспечения эффективности творческой самореализации

учащихся в музыкальной деятельности. Материалы данного исследования могут быть основой для дальнейшей разработки проблемы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для создания научно-методического обеспечения процесса обучения и воспитания учащихся в учрежде