автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические проблемы использования хакасских народных игр в системе подготовки детей шестилетнего возраста к обучению и воспитанию в национальной школе
- Автор научной работы
- Кышпанакова, Ольга Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1994
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Педагогические проблемы использования хакасских народных игр в системе подготовки детей шестилетнего возраста к обучению и воспитанию в национальной школе"
ИНСТИТУТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ . ШНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Р Г Б ОД -—-
На правах рукописи
КЬЕЛПАНАКОВА Ольга Николаевна ,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХАКАССКИХ НАРОДНЫХ ИГР В СИСТЖЕ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
13.00.01 - теория л йстбрия пёдагогикй
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук);
Москва - 1994
ИНСТИТУТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ
На правах рукописи
КЫШПАПАНОВА Ольга Николаевна
ПВДЛГОГИЧИСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХАКАССКИХ НАРОДНЫХ ИГР В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ' ДЕТЕИ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ' В ПАЦ'ОПАЛЬНОЙ ШКОЛЕ :
!
13.00.01 - теория и история педпгогики
Автореферат
диссертация на сопскаште ученой степени кандидата педагогических наук
Москва - 1994
Работа выполнена в Институте национальных проблем образования Министерства образования Российской Федерации.
Научный руководитель - действительный член РАО,
доктор педагогических наук, профессор Ва^КОВ Г.Н.
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор тиЩСИСТЫЙ II.И.,
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник КАЧАЛОВА И.А.
Ведущее учреждение - Абаканский государственный
педагогический институт им. Н.Ф.Катанова
Защита ооотоится " "____ 1994 г. в_часов
на заседании дассертшрюнного совета К.113.09.01 по присуждению ученой отепени кандидата педагогических наук в Институте национальных проблем образования Министерства образования Российской Федерации (105077, Москва, ул.Первомайская, д. 101).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.
* I * '
Автореферат разослан " " 1994 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
/
РЕЗШ1ЧЕИК0 И.Л.
ОЫЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблема. В современной ситуации роота национального самосознания каждого народа России особенно значимыми становятся вопросы народности воспитания, внработки нового содержания образования с опорой, с одной стороны, на общечеловеческие ценности, с другой - на национально-культурные, регионально-этнические традиции.
Приобщение детей к народному творчеству, фольклору, традициям и обычаям своего народа должно начинаться с раннего детства» с игры, когда происходит интенсивный процесс развития личности.
В ряло' феноменов национальной культуры народная игра - понятие многомерное. Она несет символическую информацию о прошлом, передает подрастапирму поколению традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности.
Народные игры как предает исследования и объект практического использования рассматривалась многими выдающимися педагогами (К.Д.Ушинским, П.Ф.Лесгпфтом, П.Ф.Кпптерепым, Е.Н.Водовозовой, Е.Л.Покровским и др.).
Игра не просто занятие, вид деятельности, но и форма присвоения социального опыта. Игра является ведущим видом деятельности дошкольников (Л.С.Выготский, Л.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин).
Обоснование необходимости использования в воспитании дошкольников народных игр дано в трудах ученых-педагогов Е.И.ТихеевоЙ, А.П.УсовоК, Р.И.Жуковской.
Нолифуищионалышй характер народных игр раскрыт в трудах Г.Н.Волкова. Ученый рассматривает игры в нравственном, эстетическом и физическом аспектах. Им показано влия1ше игры на развитие трудовых навыков.
Необходимость использования детских игр в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возрастов подчеркивается в трудах 3. -Г>. Ф.Коитаутене, Д.Раджепова, Р.А.Юлдашовой, К.Сейсемба-ева и др.
Организации педагогических условий руководства игровой деятельностью уделяется важное внимание в исследованиях В.М.Григорьева, Е.Сагынднкоэа, А.Г.Аттокурова и др.
I Изучению личности в онтогенезе в традиционных играх, а тапке ¿сиходогачеокому анализу их развивающей функции поовящены работы С Л.Новоселовой, С.В.Григорьева, М.А.Нарбашевой н др1.
К настоящему времени выполнено немало исследований, характеризующих богатство народных игр различных этносов. Однако до сих пор не научены особенности хакасских народных игр как средства подготовки детей к школе. Особую актуальность в этой связи приобретает работы по изучению народной педагогики для тех национальных регионов, где забываются народные игры, ограничивается сфег ра функционирования родного языка, как это происходит, например, в Хакасии. |
С учетом значимости, но недостаточной теоретической разработанности проблемы и определена тема исследования. ;
Объект исследования - хакасские детские народные йгры. 1 ; Предмет исследования - система подготовки детей шестилетнего возраста к школе на основе народных игр. ! :
Цель исследования - совершенствование системк . общей подготовки хакасских детей к школе за счет творческого использования в современных, условиях опыта хакасской народйой педагогики, ; в частности, учебно-воспитательного потенциала народной игры.
. В основу исследования положена, олерушря уипбтеза» подготовка детей к школе будет более аффективной, если обогатить,ее народны-ми"играми, что предполагает: \ 1
... - воспитание личности ребенка на; основе прогрессивных традиций народной педагогики; • . •
- освоение и использование работниками де тских-дошкольных учреждений народных игр в методически обоснованной .интерпретации.
Исходя из данного предположения, мы определили следупцие задачи исследования:
- собрать этнографический и фольклорный;материал, позволявши! реконструировать целостную картину традиционного.воспитания ребенка в хакасской народной'педагогика посрё^отвой Народных игр;
- обосновать социально-педаЮТическуп целесообразность ис- . пользования хакасских народных игр при подготовка детей к школе;
- определить условия и форлы использования хакасских народ-ныхигр в системе подготовки детей к школе;' , - .
- разработать научно-практические и методические рекомендации по внедрению народных игр-в систему подготовки шестилеток-хакасов к национальной школе.
Ведущей задачей исследования явилась разработ1са тарой модели народной игры, которая учитывала бы различные аспекты подготовки детей шестилетнего возраста к школе и которая была бы оптимальной о точки зрения-педагогической технологии.
Методологической основой работы являются1 социологические. Ди-лософские идеи об этносах, национальной культуре,; межэтнических отношениях, а также принципы и способы организации пёдагогиче— ских исследований, разработанные в классических трудах А.({.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, Ю.К.Бабанского.
Теоретической базой исследования послужили педагогические концепции К.Д.Ушинского, Н.К.Крупской, А.С .Макаренко, В.А.Йухсмлин-ского; теория этнопедагогаческого осмысления, процесса воспитания . (Г.Н.Волков); теория игровой деятельности детей (А.А.Лсблинокая, Е.И.Минская, А.П.Усова, С.Л.Новосёлова); принципы педагогического руководства игровой деятельностью детей и народными играми (В.М. • Григорьев). '
Для решения поставленных задач и подтверждения исходной гипотезы использовались следупцие методы испя^дпяя)^: теоретический 'анализ философской,, исторической, психолого-педагогической, этно-^ра^гческой литературы; паблщение над учебно-воспитательным процессом в дошкольных учреждениях Хакасии; описание и методическое обобщение игрового я фольклорного наследия хжасохого народа; -" метод моделирования; анкетирование, беседа; эксперимрнтальная проверка эффективности использования хакасских народах игр при . подготовке детей к школе.'
Организация работы; эксперимент проводился в детском саду "Торрвях" г.Абакана и в детском саду • с .Усть-Каыыита Аскизского района. Всего исследованием было охвачено около 100 детей в возрасте 5-6 лет.
Исследование- проводилось о 1986 по 1994 год й несколько этапов.
| На первом этапе (1986-1989 гг.)- изучалась философская, историческая, зтнопедагогяческая, дсихолого-педагогичемшя литература по проблемам традиционных народных игр, литература по этнографии хакасов я других твркоязнчных народов Саяно-Алтайского региона. Собирался полевой материал по играм хакасов, изучался опыт подготовки детей ж'жколе в условиях детского сада.
На втором эгале (1989-199-? гг.) продолжались изучение и систематизация народных игр, выявленных в результате опроса знатоков; обрабатывался полевой материал; осуществлялись поисконый и формирующий этапы эксперимента; анализировались воспитательные возможности игр; осуществлялась адаптация игр применительно к возраст-тли возможностям детей. Создавались аксиологическая, когнитивная, когнитивно-лингвистическая матрицы описания этнографического и фольклорного материала. На основе полученных матриц разрабатывалась сценарная модель народной игры.
На третьем этапе (1992-1991 гг.) разрабатывалась система методических принципов, в соответствии с которыми должна использоваться сценарная модель народной игры. Осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, обобщались результаты исследования, i На защиту выносятся следующие основные положения:
- народные игры несут в своем содедоонии все необходимое для формирования у ребенка исходных жизненных качеств личности;
- выявленные социально-пелягогические ({ункщш хакасских народных игр могут служить основой построения сценарной модели народной игры;
- методическая система, разрабатываемая на базе сценарной модели народной игры, может найти эффективное применение в практике подготовки детей к школе;
- успешное использование педагогических традиций этноса возможно только при условии специальной подготовки воспитателей дет-qraix дошкольных образовательных учреждений.
: Научная новизна и теоретическое значение исследования состоит в том, что впервые народные игры хакасов щюанализированы на их структурном уровне и интерпретированы в виде сценарной модели народной игры, что обеспечивает методическую основу использования игры в педагогической практике; впервые собран воедино и систематизирован фольклорный матерная по народным играм хакасов; сделана попытка дать этнопедоготческую интерпретацию народным играм хакасов, а также адаптировать их применительно к дошкольному возрасту; на базе собранного материала экспериментально обоснована педагогическая технология использования народных игр в системе подготовки детей к национальной школе.
Практическая значимость: данные в выводы, содерсоднеся в исследовании, даст ооноваше для глирокого внедрения народных игр в практику дошкольных образова- ^лышх учреждений, а также могут
найти отражение в содержании курсов теории и истории педагогики,, читаемых в вузах п на факультетах повышения квалификации педагогических работников.
; Апробация и внедрение результатов исследования. Основные ре-'зультаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории этно-педагогики Института националышх проблем образования МО РФ, в лаборатории игры и развивающей предметной среды Центра "Дошкольное . детство" гол. А.В.Запорожца". Они были представлены на Четвертых Виноградовских чтениях "Дети и народная культура"1 (Новосибирск, 1990), на Всесоюзной научно-практической конференции "Народная педагогика и современные проблемы воспитания" (Чебоксары, 1991), на международной конференции "Игра - это серьезно.' Социально-педагогические функции игры" (Москва, 1992), на Всероссийской научно-щзактпческой конференции "Народная педагогика и современные проблема воспитания и образования" (Абакан, 1992), на научно-практиче-сйой конференции "Актуальные вопросы развития, национально-русского двуязычия в хакасской школе" (Абакан, 1990). I ' •
Основные положения л результаты работы апробированы в процессе. чтения лекций и ведения семинаров на курсах повышения квалифи-• кацлп Хакасского РИУУе, «а районных и межрайонных методических семинарах. Результаты исследовшшя были использованы при разработке проектов экспериментальной программы воспитанйя детей дошкольного возраста на основе этнопедагогики и национальной культуры, при составлении программы "Культура, литература и история родного . края (1-4 кл.)" (по заказу Министерства образования Республики Хакасия, 1993-1994). Материалы полевых исследований диссертанта .были обобщены и опубликованы . ' .!
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, Заключения, списка литературы, приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ:
Во введении обосновывается актуальность темы Ь ставится цель диссертации, формулируется гипотеза исследования, определяются его предмет, задачи и методы. Здесь-же обозначены научная но-. визна работы, ее теоретическая и практическая знармос1!ь.
. В первой главе - "Игра и ребенок: развитие концепции" - анализируются различные аспекты исследования народной игры и ее влияние на всестороннее развитие рзбейка.'
'. -6-
Феномен игры сложен и многообразен. Игра представляет собой объект широкого междисциплинарного синтеза, ею занимаются педагога и психологи, филооофы и историки культуры, этнйлоги, 8КОНШИС— ты, социологи, лингвисты, математики. !
■ ■ Для фшгософско-эстетических и культурологических концепций игры градационны представления о ней как о возможности проявления человеческой сущности,в специфической творческой активности (К.Г. Исупов, И.Е.Берлянд, Й.Хёйзинга,М.М.Бахтин и др.).
Игра имеет неоценимые возможности с точки зрения ее социокультурных функций. Выдающиеся просветители разных эпох' высоко оценили воспитательный институт игры (В.де Фельтре,¡Ф.Рабле, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо). Основатель "школы игры" Ф.Фребель подчер1агаал, что игра ребенка столь же высоко серьез на,сколь глубЬко ее значение. длп развития ребенка, ;
Современные психологи и педагоги отводят детской игре значительную роль в процессе изучения психологической¡структуры формирующейся личности. Теория детской игры.является одним из наиболее разработанных в научном отношении подходов к пониманию сущности игрового феномена в культуре. ! . ■ . :
Психология,.представленная школой Л.С.ВыготскЬго, А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, Д.Б.Элькошша,отдает должное(историческому и онтогенетическому подходу в анализе игровой деятельности человека - 1 трудах П.П.Елонского, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого игра рассматривается как специфическая социальная; деятельность, определяющая активную жизненную позицию детей. ,
Е.А.Покровокий уделял серьезное внимание вопросам Педагогики детской народной игры. Исследовательская раббта прзволнла ученом? сделать вывод о том, что изучение игр ведет-к пониманию народной жизни и народной психологии. '
Народные игры были положены в основу отечественной системы физического воспитания, разработанной П.Ф.Лесгафтом. ,
К.Д.Ушинокий подчеркивал, что детская игра является образцом высокого педагогического мастерства народа и;наиболее доступна и понятна маленькому ребенку, еэ образы и стаёты близки детскому воображению. | ...
Народные игры, песни, сказки явились основой'национальной си темы воспитания и бшш введены в практику работы'Детских садов благодаря деятельности Е.Н.Водовозовой, А.А.Симанозич, П.Ф.Кап-терева.
А.П.Усова отмечала, что народную игру отличаем классическая простота, предельная завершенность« законченность. Вмеоте о тем ученый-педагог констатирует . факт утраты игровой традиции в детских садах. По ее мнению, этому во 'многом способствует современная методика,-которая расчленила пеон», ритм, слово, движение, действие, слитые воедино в народных играх.
В педагогической системе В.А.Сухомлинского игре отводится большая роль. Игра разбивает творческое воображение ребенка,без чего невозможно представить полноценнее обучение, особенно в дошкольные годы.
В этнопедагогических исследованиях раскрывается прежде всего лолифункциояальный характер народных игр (ГЛ! .Волков , Я.И Даябй-ков, М.И.Стельмахович, К.Б.Салчак, Б.М.Ховратович и др.). В игре ребенок гармонично переходит к трудовым обязанностям и познает красоту труда; игра влияет на такие важные процессы; как
усвоение и развитие речи, навыков произношения, обучение счету, развитие мышления и воображёния, удовлетвЬротв Физических потребностей ребенка,, В игре формируется и своя дётская традиция: особый детский язык и.фольклор. ¡:
Игра, как синкретическое явление культуры,имеет неоценимые , возможности с точки зрения формирования творчесюфс начал в, ребенке. Народные игры сопровождаются игровыми прелюдиями (игровые _ песни, молчанки, голосянки, считалки, жеребьевю$, которые развивают память, музыкальный слух, чувство ритма. ГЛ^.Виноградов называл детскую считалку неувядающим произведением, в котором скрыты "плодоносящие, зерна". Наличие ролей в игре требует драматического перевоплощения играющих и драматического развитая действия, что позволяет видеть в этих играх, по мнению М.Н.Мелыйгкова, детскую народную драму, соответствующую законам детской эстетики.
Проблема игра и ее влия!шя на ребенка разрабатывалась и в этнографии. Игра рассматривается здесь, о одной стороны, как трансфер,(ация древнего ритуала, обряда (Н.НЛЗелецкая, А ЛI. Дутаров и др.), с другой, - подчеркивается ее значение для подготовки ребенка к жизни в обществе '(И.С.Кон, М.ш1д, Л.В.Хомич, Ч.М. Таксами, П.Киле, В.Бельды, Г.Н.Симаков, С.Х.Мафедзев, В.Я.Бута-наев, Я.И.Сунчугашев и др.).
Общая тенденция 1уманязации образования-и воспитания детей обусловила повышенный интерес к народной игре, что'определяется потребностью народа сохранить свою-национальную кулыуру, необ-
ходимостью воопиуания детей: с учетом традиций, присущий этносу.
В педагогических исследованиях последних лет,'посвященных народным играм, оообо ставится'вопрос о более широком их; использовании в воспитательно-образовательной практике дошкольных и школьных учреждений. Важным моментом для личностного развития детей является заложенные в играх различные оригинальные правила, во многом .зависящие ох этнической среды и историческое условий бытования игр. ) ;• . •
Однако игры многих народов изучены недостаточно как в этнографическом, так и в педагогическом отношений. К;сожалению, нет систематического изучения игр хакасов, в частность, детЬких народных игр. . .
Изучив фольклорные.и этнографические источники, а' такке обо< щнв полевые наблюдения, проведенные во время, этнопедагогических экспедиций, мы попытались воссоздать целостную картину воспитания ребенка в духе хакасокой народной педагогики посредством на родных игр. В данном исследовании также дается этнопедагогическ анализ игр других народов Саяно-Алтая: тувинцев, шорцев, алтайц Упоминание о детских играх хакасов мы находим, в некоторых ф клорных источниках, например, в героическом эпосе, возникновёни ■которого относится к периоду формирования Древнехакасского госу Дарства (У-У1 вв.). .
В традиционной картине шра игра понималась,с одной'сторонь .как способ существования ребенка, с другой - как явление сакральное (восприятие некоторых аспектов шаманского каьшания как игры, обрядовые, инициациошше игры во время календарных праздг йов, ритуальные игры стариков и детей). ,
Каждый народ создает для обучения малышей кгры, игрушки, с помощью которых дети познают родную речь, знакомятся с округл»-пшм миром, усваивают нравственные, этические нормы. Игра как п< рондение народной педагогики способна нести детям тепло родног< очага, богатство народных обычаев, душевную щедрость предков. ! Воспитание ребенка первых месяцев и трех лет гизни в хакасской народной педагогике Представляло определенную систему, ку входили колыбельные песни, пестушки, потешки, физическая закал ка, первые игрушки, игры, в процессе которых осуществлялось э цнональное общение с ребенком. ".'
Колыбельные песенки (пала абытчад ыр) как вид словесной иг хорошо приспособлены к психике ребенка. Собранный нами полевой
. . .■>■• ■■; - 9- ' .
, * ' ! материал по колыбельным песням позволяет сделать'некоторые обобщения. Колыбельные песенки были разные по содержанию: их текст варьировался в зависимости от возраста ребенка. Одни песни адресовались младенцам. Текст таких песенок иногда практически непереводим. Другие песенки были обращены к ребенку, уже хорошо понимающему речь матери, где пелось о его будущем. Колыбельная песня одно из первых средств познания окружающего мира. Природа и ребенок в колыбельной песне - единое целое. Отсюда возникают исто-кй экологической мудрости народной педагогики. Разве 'обидит человек Мать-природу,.когда знает с колыбельной песни, что дедушка его - царь-Смородина, а бабушка - царица-Костяника?
Когда ребенок подрастал, его окружала поэзия потешек (ойын утерт1стер1). Сада относились песенки, сопровождающие движения; пальцев, рук, а.также'игры с ними. Эти игры имели.большое воспитательное значение: они развивали детскую психику^ речевые навыки, мимику, жесты, слух, учили новым словам. , .
Потешки ироничны,'шутливы, незатейливы, но в¡них заложен глу~-бинный педагогический потенциал. Здесь многое учтено: зозраст ребенка, его потребности в смехе, тюре и движении,':пробуждение интереса к себе и окружающему миру. : ; ! Обучению правильному произношению способствовали скороговорки (табырах чоохтаныс). Средство народной логопедии, скороговорка помогала преодолевать косноязычие, развивала чувство языка. Это прекрасно иллюстрирует следующая скороговорка» в которой перечисляются предметы утвари юрты: "Одно шило,две иголки, три потника, четыре кровати, пять, колыбелей,' шесть арканбв, семь стремян, восемь колотуиек, дёвять шуб, десять треножников"; В веселой соревновательной форме скороговорка обучала правильному 35 быстрому произношению слов, счету, а также знакомила о мзрбм домашних вещей и их хозяйственным предназначением. . ;
Ни один прием в народной педагогике не являетбя однонаправленным - воздействие на ребенка осуществляется всёсторйшге и охватывает умственное развитие, трудовое воспитание^ формирование •эмоциональной и нравственной сферы.
С определенного возраста дети включались в самостоятельные.игры. В сгакетно-ролевых играх они старались подражать взрослым, ак-тивнр воспроизводя в играх все, что видели вокруг себя: трудовую деятельность родителей, взаимоотношения между членами рода, явле-
ния окружающей природы. . •
Депоиграли в куклы: сами их мастерили, обшивали. Для кукол строили юрты, обставляли их, создавая домшшрй уют.
Мальчики играли в чабанов, охотников, используя самодельные луки и стрелы. Игрушками служили также кости ¿омашних живот-ннх»
Значительное количество забав в игровой культуре народов Саяно-Алтая связано с игрой в кости (хазых сйш); Существует.несколько десятков вариантов этой игры. Она имеет очень древнее происхождение. Косточки были найдены археологами ¡в древних курганах Хакасии, относящихся к эпохе бронзы (I тыс. до чн,э, - начало -; I тыс. н.э.). Игры в кости имели большое развиващее значение. Особенно полезны они были в развитии суставов рук& гибкости пальцев, глазомера, координации, движений. Игра требовала от игрока предельной внимательности, быстроты реакции. . '
Среди подвижных игр хакасских детей есть игры.с преобладанием двигательной активности:'бег взапуски, жмурки,1 прятки и др.; игры с исполнением игровых песенок, очиталок, словесных жеребьевок, закгшчек. Эти игры воздействуют на детеЦ'комплексно: здесь органично сочетаются движения, действие, мимика, ¿лово, шор. В. играх-хороводах присутствуют элементы драматизациичто требует от ребенка творческого 'самовыражения. Играя в коллективе сверстников ребенок усваивает различные социальные роли.
Игры являлись неотъемлемым элементом праздников,' свадеб, молодежных гуляний и развлечений. Своеобразным[видом игровой культуры хакасов, алтайев, тувинцев и других народов Южной Сибири были песенные состязания. Словесные игры-импровизации имели■большое значение в развитии поэтической речи, музыкального слуха, воображения, памяти. ;
Анализ хакасских народных игр показал, что ош вырабатывают и развивают у детей такие важлые и необходимые в жизни качества, как наблюдательность, находчивость, изобретательность (игры в прятки, "пурба" (колечко), "спрячь рукавицу"); внимание ("ходыр : 1нек" (плешивая корова), "ёск1 паза пуур" (коза и волк), "хазых ойын (игра в кости); умение ориентироваться в необычной обстановке ("белая палочка", "аргамты иб1ре ойын" (игра вокруг веревки), "девять ударов жгутом"); память ("сохыр пырлас" (пестрая юла), "сохыр .сббк" (пестрая косточка); речь ("1к1 хусха?ах"- (две птдч-
ки), "саасхан паза пораатай" (ворона и воробей),."хызыл пуздай" ("красная пшеница").
Хакасские народные игры развивают у детёй основные движения и их координацию в таких играх, которые требуют от участников быстрого бега ("обаа", "салранах" (крапива)„ "табыл-тубыл"), необычных движений (ср. прыганис на одной ноге -"тудысчыл питук-тар" (петухи-драчуны), и, безусловно, все игры способствуют развитию социальных форм взаимодействия (вшшагие к партнеру, сопереживание, сочувствие, поддержка команды).
Приучать детей к умению переносить трудности; вырабатывать у них физическую стойкость в народном воспитании начинали с момента рождения ребенка. Физические игры, где требуется ловкость, выносливость, сила, быстрота реакции, широко использовались для подготовки подрастающего поколения к жи"ня. К таким играм отт>о->сятся "кУрес" (борьба), "чарнс" (конные состязания), стрельба из лука, поднятие тяжести, перетягивание гагата и
Обучение мастерству верховой езды передавалось из поколения в поколение, причем учили всех детей независимо ¡от пота: мальчиков и девочек о трех лет. В шесть лет ребенок должен был с/тно-виться умелым наездником.
Таким образом, анализ теории и практики показал, что народные игры являлись неотъемлемым компонентом традиционного воспитания в хакасской народной педагогике.
Во второй главе диссертации - "Педагогические условия исполь-Ьования хакасских народных игр в системе подготовки детей шестилетнего возраста к обучению и воспитанию в школе"- рассматривается структура сценарйой модели народной игры и дается ее обоснование, анализируются методические вопросы использования наро,щшх игр в практике подготовки шестилеток к школе.
Анализ состояния и опыта подготовки детей к школе, анкетирование, опросы, посещение занятий воспитателей в детских садах республики позволили сделать вывод о том, что тлеются больше ' трудности в использовании народных игр. Причины этого носят . как объективный, так 1Г субъективный характер. Иаблвдается утрата общей игровой культуры народа, фольклорных форм,народ!шх игр.-
На этапе констатирующего эксперимента, проведешюго с детыли-хакасами и родителями, воспитателями было оценено знзнйе шли родного края, народных традиций и игр (по итогам анкетирования, бесед, анализа творческих работ). Установлено, что уровень знаний
^¿етьми я юс родителями народных игр, фольклора является невысоким. ;^ольшмство воспитателей .не достаточно хорошо знают фльтурныё ¡традиции хакасского народа, испытывают большие трудности, осуществляя руководство народными играми в воспитательной¡работе,
<-■■ . не имеют необходимого краеведческого и этнографического материала. 1 1 •• I 1 | • !
В процессе исследовательской работы нами ¿ала разработана ме-тодичеокая оистеыа использования хакароких народных игр в практике подготовки детей к шкала на додели народной игры в ее сценарном оформлении. • |
Сценарная модель народной игры представляет собой синтез народной сказки и игры. Сказка трансформирована наш б сценарий методом фрейма-сценария (М.,Минский), а такае методом функционально-.([¡груктурного1 анализа (принцип функций действувдих'лиц (В.Я.Пропп).
Сценарное моделирование народной ¿гры заключается в выделении $ ее сшете элементарных действий - функций, набо^ ко'торых соотносится о "ролями" в традиционном понимании сшетно|ролевой игры,, ,а. такге предусматриваем возкоаные варианты снЕетаГ '. I Сказочная оонова модели позволяет вводить в сценарий обширный : этнографический материал. Модель такзе предполагает наличие зна|-•чительной вербальной Активности (игровые диалоги в др.). ' • . Разработка указанной модели осуществлялась На'основе таких I . щшщндов, как учет возрартных особенностей, .ориентация на трада-'ционные для Саяно-Алтайокого региона способы воспитаний и подго^ .'•товки к низки детей, преемственность нацаональшй^радйций, учеУ ^взаимосвязи традиционного 2 нового в воспитании, дфтей. \ ; Сценарная модель народной этда'рассматривается нами в трех [арпектах: аксиологическом, когнитивном, когннтивцЬ-лш^-вистяческок Отечественная аксиологическая йкола исходит йз.того пологения, 'что теория отражения помимо Ебзпания вяяотает и ¿ённостноэ усвоение реального мира. Через призму ценностного видения мира человек активно относится к действительности.' '
Основные категории аксиологии как ценностные Характеристики • предметов и ценностные представления являются базионнми в нашей ' интерпретации национальной картины мира. Ведь ценности, оценки, ценностные ориентации не существуют вне национальной культуры, они обусловлены ею. 1 '!
1? своем исследовании мн исходим из того, что необходимо включить в содержание подготовки ребенка к шкоЛе информацию о ценностях национальной 1сультуры. На базе собранного этнографического и фольклорного материала мы попытались проинализирогать опит ценностного освоения мира древними хакасами и интерпретировать его с точки зрения аксиологической значимости явлений. Интер-претирутадай синтез нор?.! и ценностей оформлен нгчн как система зна-штевой конструкции, используемой в качестве средств подагрического воздействия.
Ребенок шестилетнего поэраста должен успешно пройти адаптационный период. Воспитатель помогает ему познавать мир, формирует положительные установки к дальнейшей учебе в школе. Шестилеток отличает повышенная эмоциональная возбудимость, открытость и ранимость психики, впечатлительность, наряду с утомляемоетыб, неустойчивостью внимания, слабой волевой регуляцией поведения.Уит!шал указанные качества, а также конкретно-обраэчый характер их познавательной деятельности,мы считаем, что для шестилеток одной из оптимальных форм презентации зншшй о мтре является народная игра. С одной стороны, игра удовлетворяет ребенка в игровой активности, а с другой - требует от него сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильные решения. С точки зрения экстсриоризации знания игра представлена нами в сценарном оформлении как форла дидактически ориентированного описания,пли сценарная модель народной игры.
В плане когнитивно-лингвистического подхода данная форма игры дает возможность сочетания русского и хакасского языков в игровой деятельности. Участие ребенка в народных играх, где требуется вербальная активность, способствует более успешному овладению
прежде всего родным языком, что является актуальным для современной социолингвистической ситуации в Хакасии. Предлагаемая сценарная модель народней игры погложет, в некоторой степени, осознанию ребенком себя как представителя определенного этноса н национальной культуры. В то же время она явится базой для перехода к научной, общечеловеческой картине мира.
В процессе экспериментальной работа была разработала апробирована методика использования модели, предполагающая следуще этапы своей реализации:
I) знакомство воспитателей с традициями народно» педагогии!,
раскрытие перед ними воспитательного я образовательного значения народных игр; ■ ' ■
2) освоение педагогами структурных 'компонентов игры (считалки, жеребьевки, ход игры, ее содержание, правила)< а также навыков руководства народными играми;
3) непосредственное обучение играм детского коллектива.
Тщательное изучение практики игрового поведения, детей показало, что для успешного овладения народными ¡играми необходима адаптация игрового материала сообразно - возрабтныы особенностям шестилеток. Например, нами были разработаны методические приемы поэтапного обучения ш'ре "хазых ойын" (игра в кости): I) оз' накомление детей с игровым материалом (кости), историей возникновения игры; 2) знакомство о названиями сторон кости,' выполнение упражнений с целью запоминания данных названий; 3) обучение осА новным правилам игры (поэтапно). Постепенное овладение детьми : особенностями и правилами игры способствует быстрому я-успешному ее запоминанию", развивает интерес к игре. •' . '
Заключительный этап предполагает знакомство воспитателей с методикой использования сценарной модели народной игры.
В диссертации описаны основные структурные компоненты модели: I) сценарий; 2) распределение ролей; 3) правила ддя зрителей; 4) детские'народные игрн, пословицы, поговорки, загадки; 5) ют-' чевые слова сценария и сопутствующий ' ли комментарий* Даны методические рекомендации по использованию модели в учебно-воспитательном процессе. '. V Итоги обучающего эксперимента свидетельствуют об эффективности предлагаемой модели. Опытно-экспериментальная работа пока; зала, что у детей экспериментальных групп наблюдалось повышение | интереса к национальной культуре, традициям и обычаям хакасского нкрода, к народным играм, отмечалось расширение представлений об окружающем мире, умение сотрудничать в игровом коллективе (в среднем суммарно - 89,у детей контрольных ¡групп - 27,5£).* Знание народных традиций, игр положительно влияет на развитие детей. Основной результат-работы отразился в их лйчных творческих достижениях (рисунки, поделки, рассуждения).;
Собеседования с воспитателями позволяют вам сделать вывод о том, что предлагаемая сценарная модель народной игры является оп-т!плальной- с точки зрения педагогической технологии. Она-пе имеет
жестких дидактических конструкций и предоставляет возможность для импровизации, творчества. 11а основе инварианта модели педагог «ожет самостоятельно построить сценарий с учетом аксиологического» когнитивного и когнитивно-лингвистического аспектов подготовки шестилеток-хакасов к школе.
Анализ результатов проведенного исследования;позволяет сделать следующие выводы:
I I, В современных условиях развития общества возрастает значо-1|ие возрождения культуры каждого народа. Особенно своевремешшм й необходимым является обращение к народной педагогике, бесценному опыту традиционного воспитания подрастающего поколения в каждой национальной культуре, народным играм.
2. Анализ историхо-этнографяческого л полевого материала свидетельствует о том, что в народных играх, существующих в культурах народов Саяио-Ллтая,заложены неоценимые возможности для формирования и развитая личности ребенка. По критерию игровой направленности можно выделить: I) словесные игры (колыбельные песенки, потешки, скороговорки, загадай и др.); 2) скисетно-ролевые игры;
3) подвижные игры с правилами; 4) игры - хоровода; 5) настольные .игры (в кости, шашки, шахматы и др.); 6) игровые песенные состя-фния; 7) спортивные игры.
3. Велико зпачегае народных игр при подготовке детей 6-летнеГО возраста к школе. Анализ игр обнаруживает их педагогическую и психологическую универсальность, направленность на развитие всего объема важных н необходимых в жизни качеств (наблюдательность, находчивость.внимание,;память, воображение, мышление, воля и др.), тренинговоа значение для осознания социальных ценностей и способов поведения. Таким образом, воздействие народных игр на ребенка осуществляется комплексно. ' '
: 4. Изучение теоретических и методических материалов по теме исследования, анализ педагогической практики позволили разработать и экспериментально обосновать содержание, формы и'методы использования хакасских-игр в работе с детьми при подготовке их к школе. Создана сценарная модель народной игры, представляющая собой синтез народной сказки и игры, что позволяет ввести в систему обучения широкий пласт фольклорного' материала: считалки, игровые диалоги, загадки, пословицы, поговорки н т.д.;
5. Целесообразна разработка модели' ь трехосновных аспектах: аксиологическш, когнитивном и когнитивно-лингвистическом, что позволяет учитывать в модели своеобразие национальног'о мировосприятия, основные традиции культуры хакасского народа, общественное стремление к расширении сферы функционирования хакассско!'о языка и в то же время является базой для восприятия общечеловеческих ценностей.
6. Успешное педагогическое руководство народ!uit.ni играми осуществляется при услошш оплпдотт педагогом содержанием игр и соответствующим методическим инструментарием.
Предметом дальнейынх исследований могут быть следующие вопросы: дидактические функции народных игр в начальной школе; хакасские народные игры в становлении хакасов как этноса; игра как метод в народном воспитании и др.
Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях:
1. О педагогическом значении жанра песенок животного эпоса в воспитании детей // Дети и народная культура. - Новосибирск: Изд. ННП1, 1990. - С. 51-53.
2. Народные игры как один из приемов развития речи детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы национальных школ Хакасии в условиях развития двуязычия. - Абакан, 1990. - С. 31-33.
3. Сценарная модель народной игры как форма дидактически ориентированного описания // Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Часть 1У. - Чебоксары. 1991, - С. 221-223.
4. Народные игры в системе воспитания детей шестилетнего возраста в хакасской школе // К проблеме обучения и воспитания
в национальной школе: Сборник аспирантских статей. - I.'., 1У92. -С. 165-171.
5. Традишш народной педагогики в воспитатш Детей-дошколь-1шксв // Народная педагогика и современные проблемы воспитания и образования: Материалы научно-практической конференции. -Абакан, 1993. - С. 207-209.
6. К вопросу изучения детской народной игры // Народная педагогика и современные проблемы воспитания и образования: Материалы научно-практической конференции. - Абакан, 1993. - С.2Ш--220.
7. Хоор-хоор:. Сборник хакасских счмталок и скороголорок /Сост. О.Н.Кншпанакоьа. - Абакан: Хакасское кн.'изд-по, 191)/]. -32 с.
О, Хакасские народнис игри: Сборник / Сост. О.П.Кшшпиакопа. - Абакан: Изд. Хакасского республиканского Научно-методического центра народного творчества, 1993. - 15 с.
9, Упу, ыиниц УГ'лпупгшл ...: Сборник хакапюйс колибслышх песенок / Сост. О.Н.Ктпанакопа. - Абакан: Изд. Хакасского республиканского Научно-методического центра народного тиорчестпа, 1994. - 30 с.
10, Игра и мир детстпс в хакасской народной педагогике // Поиск. - Абакан, 1991. - № I. - С. 11-15.