Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия формирования эстетической культуры студентов педвузов средствами дизайна народного костюма

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Галкина, Марина Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические условия формирования эстетической культуры студентов педвузов средствами дизайна народного костюма», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Галкина, Марина Владимировна, 1999 год

Введение

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Психолого- педагогические основы формирования эстетической культуры у студентов педвузов.

1.1. Проблемы эстетического развития студентов - будущих учителей в системе их профессиональной)подготовки.

1.2. Педагогический потенциал русского народного костюма в развитии эстетической культуры студентов.

1.3. Анализ педагогических условий применения дизайна русского народного костюма в формировании эстетической культуры будущих учителей.

Выводы по главе 1.

Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка условий применения дизайна русского народного костюма в формировании эстетической культуры студентов.

2.1. Организация, содержание и методика опытно-экспериментальной работы по применению народного костюма в эстетическом развитии студентов.

2.2. Выявление условий, обеспечивающих специфику изучения народного костюма и его творческую реализацию.

2.3. Анализ и оценка возможных уровней сформирования художественно-эстетической культуры студентов.

Выводы по главе 2.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия формирования эстетической культуры студентов педвузов средствами дизайна народного костюма"

Актуальность исследования. Масштабность и глубина преобразований, происходящих в политической, социально-экономической и духовной жизни нашего общества требуют серьезного переосмысления сущности, целей и задач профессионального образования. Одним из приоритетных направлений, вытекающих из переломного характера развития образования России, является демократизация и гуманизация современной школы.

В законе Российской Федерации "Об образовании" (1992,1996) подчеркивается, что основным принципом государственной политики в области образования является направленность на его гуманизацию, гуманитаризацию, что, в свою очередь, при определенных условиях может обеспечить повышение уровня эстетической культуры студентов.

Для решения проблем демократизации, гуманизации и гуманитаризации современного образования требуется учитель с новым типом мышления, с высоким уровнем развития культуры.

В широком смысле слова "культура" - это совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человеком в процессе его исторического развития. Культура, объективно обусловленная, окончательно формируется, конкретизируется проходя через сознание человека. Поэтому ведущим исходным пунктом понимания культуры является признание ее гуманистической сущности и непосредственной связи с предметно - преобразующей деятельностью человека.

Психолого-педагогические исследования показывают, что большое влияние на эффективность учебного процесса оказывают личностные качества учителя, высокий уровень его культуры, его профессиональное мастерство.

В исследованиях В.А. Сластенина, О.А. Абдуллиной, Е.В. Бонда-ревской, Е.П. Белозерцева, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова и ряда других ученых рассматриваются вопросы педагогической культуры и педагогического профессионализма.

В разработке проблемы формирования педагогического профессионализма большое значение имеют работы В.А. Сластенина, Н.В. Кузьминой, Ф.Н. Гоноболина, А.И. Пискунова, А.И. Щербакова и др.

В исследованиях С.И. Архангельского, В.П. Беспалько, Б.С. Гер-шунского, В.И. Журавлева, В.И. Загвязинского, Н.В. Кузьминой, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, В.П. Симонова, А.И. Щербакова и ряда других ученых анализируются методы научного исследования, рассматриваются вопросы моделирования и управления учебным процессом в вузе, показываются возможные пути формирования педагогического профессионализма.

Постепенное формирование гармонически и полноценно развитой личности является общей целью всей системы воспитания, всех его направлений. Кроме того, эстетическое воспитание выступает важным ч компонентом целостного гармонического развития будущих педагогов. В условиях возрастающего интереса в изучении культурного наследия, традиций народного искусства России качество специальной подготовки преподавателей на художественно-графических факультетах во многом зависит от включения в эту подготовку дисциплин декоративно-прикладного и народного искусства, одним из видов которого является народный костюм. Изучение этой области народного искусства не только способствует приобретению умений и навыков, но и выступает в качестве предмета, в значительной мере способствующего формированию эстетической культуры студентов.

Народный костюм как область декоративно-прикладного народного творчества и как часть предметно - вещной среды, является важным фактором эстетического воспитания, народный костюм в яркой форме выявляет представления ряда поколений о традициях, нравственности, функциональности, мировосприятии, образе жизни, ландшафте, архитектуре. История народного костюма - это закономерный процесс и этап развития национального эстетического сознания.

Русский народный костюм как произведение искусства - это образная летопись жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Осознание тесной связи искусства народного костюма с обычаями и обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, понимание постепенного превращения магического значения вещей, орнаментов, изобразительных мотивов в эстетическое, позволяет воспринимать это древнее искусство как звено, связующее художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.

Огромное эстетическое значение имел праздничный костюм в народном быту. Это был один из важнейших источников удовлетворения истинно человеческой потребности в прекрасном. В наше время стремление человека к красоте удовлетворяется из различных источников. Постоянно общаясь с предметами, художественная форма которых так или иначе продумана, человек испытывает эстетическое, чаще всего бессознательное наслаждение. Однако, пассивное восприятие эстетики массовых предметов, окружающих нас, заменило творческий акт создания вещей своими руками. Изменилось соотношение между эстетическими запросами человека второй половины XX века и источниками их удовлетворения. Это и хорошо и плохо. Хорошо потому, что в обществе постепенно начинает возникать гармония между материальным и духовным миром людей. Но в то же время создается некоторая опасность стандартизации вкусов, которая проявляет себя в нивелировке облика современника. Стремление преодолеть пассивность восприятия свойственно особенно молодежи. Но малый жизненный опыт, отсутствие настоящей художественной культуры у части молодых людей приводят к тому, что в погоне за индивидуальностью облика они делают внешность свою карикатурной. Вот тут и должна прийти на помощь традиция.

Изучение формы, конструкции, цвета, орнамента как элементов художественной композиции народной одежды, знакомство со средой, в которой она существовала, - все это организует художественное видение студентов, изучающих народное искусство. В их творчестве происходит процесс "прорастания" дедовского наследства.

Вопросы эстетического воспитания будущих педагогов в процессе их профессиональной художественной подготовки рассматривались в ряде диссертационных работ. Исследовались такие аспекты как "Влияние искусства на развитие творческих способностей личности" (Аршин-баеваС.А.), "Пути совершенствования системы подготовки кадров в учебных заведениях народных художественных промыслов" ( Максимович В.Ф. )," Художественный стиль как феномен культуры "( Литвинов А.Н. ). Вопрос о возможности использования народного декоративно -прикладного искусства в эстетическом воспитании и развитии учащихся рассматривался многими учеными.

Исследования показывают, что включение декоративно-прикладного искусства в учебный процесс способствует формированию эмоционально- эстетического отношения к действительности (А.Б. Ба-кушинский, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Е.Г. Ковальская, Т.С. Комарова, Ю.В. Максимов, Н.В. Халезова, А.А. Грибовская и другие).

В работе Болотских Е.Г. рассматривается методика преподавания художественной обработки текстильных материалов студентам, дневных отделений художественно - графических факультетов педагогических институтов. Работа Поповой О.Н. представляет методические основы обучения художественной обработке текстильных материалов на художественно - графических факультетах педагогических институтов (техника "чия", ручное ткачество, роспись ткани). Гильман Р.А. рассматривает проблему педагогического руководства творческой деятельностью студентов на занятиях по художественному оформлению тканей. t

Подробно представлена структура содержания и методика преподавания народного декоративно - прикладного искусства при подготовке студентов педагогических учебных заведений в работах Давидовой Т.А., По-ровской Г.А., Ершовой JI.B. Плотникова Е.В. в своей работе сосредоточила внимание на мало разработанном аспекте - развитии эстетической культуры личности средствами костюма, проблеме формирования вкуса в одежде. Вопрос подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений рассматривает Кожуховская С.М.

Анализ научной литературы показал, что к проблеме развития эстетической культуры обращаются многие авторы. Однако работа каждого автора имеет специфические связи с профилем специализации. Поэтому результаты исследований в области костюма, удовлетворяющие требованиям специализированных вузов (Текстильная академия, Институт легкой промышленности и. т.д.) нельзя механически перенести на общеобразовательные школы, худграфы и другие факультеты.

Несмотря на то, что во многих вышеперечисленных работах затрагиваются некоторые аспекты эстетического развития студентов средствами декоративно - прикладного искусства, вместе с тем, до настоящего времени в педагогической литературе не были предприняты исследования, направленные на изучение использования интереснейшей части народной культуры - искусства народного костюма. Этот предмет позволил бы подойти к проблеме обучения на художественно-графических факультетах более комплексно, содействовать поставленным задачам в других видах изобразительного искусства и подготовить руководителей факультативов и кружков по изучению народного костюма , так необходимых в различных учебных заведениях. Следует подчеркнуть, что в высших и средних школах недостаточно задействованы в обучении декоративно - прикладному искусству традиции народного костюма, а ведь именно народный костюм и все виды ремесел, связанные с его изготовлением всегда были одними из ведущих видов декоративно

- прикладного искусства.

Возрождение таких древнейших ремесел как народный костюм, ткачество, различные виды вышивок и плетений - в принципе оказывается способом логического проникновения в традицию, что удовлетворяет интеллектуальным потребностям современных студентов, менталитет которых в значительной мере ориентирован на рациональное, структурированное восприятие мира.

Народная эстетическая культура и народный костюм как вид декоративно - прикладного искусства в системе преподавания в высших педагогических учебных заведениях исследованы недостаточно. Практически отсутствуют методические разработки о роли народного костюма и его значении в формировании традиционной и современной эстетической культуры. Недостаточное внимание уделяется разработке и созданию дидактических материалов, направленных на развитие творческих возможностей учащихся средствами народного костюма.

Актуальность исследования на базе изучения народного костюма определяется рядом взаимодополняющих обстоятельств, связанных с гуманизацией и гуманитаризацией образования, возвращением национальных культурно-исторических традиций:

• передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями; в условиях идеологического вакуума происходит в основном через искусство (в данном случае через искусство народного костюма);

• искусство, выражающее традиции народа выступает для подрастающего поколения своеобразной защитой, охраняющей личность от тех средств массовой информации, которые распространяют идеи насилия, жестокости, национализма;

• проведение занятий как "мастерских" общения: "Академия педагогических искусств" (Ш.А.Амонашвили), педагогическая мастерская (Н Е

Щуркова) способствует росту престижа в образовании форм общения, присущих ранее исключительно сфере искусства.

В своей работе мы сосредоточились на мало разработанном, на наш взгляд, аспекте - развитии эстетической культуры учащихся средствами искусства народного костюма как компонента их профессиональной подготовки.

Объектом исследования явилась профессиональная художественно -педагогическая подготовка студентов в системе высшего педагогического образования;

Предмет исследования - педагогические условия формирования эстетической культуры студентов средствами дизайна народного костюма;

Цель исследования - теоретическая разработка и экспериментальная проверка педагогических условий формирования эстетической культуры студентов как компонента их профессионализма.

Выдвинутая цель определила задачи исследования:

• обосновать содержательную модель изучения народного костюма как средства формирования педагогической культуры студентов факультета изобразительных искусств и нардных ремесел; у

• исследовать структуру содержания курса "Народный костюм" в русле подготовки будущих педагогов декоративно-прикладного искусства (ДЛИ);

• изучить теоретически проблему полифункциональности русского народного костюма как элемента учебно-познавательной деятельности в формировании педагогического профессионализма студентов;

• проверить экспериментально программу курса "Народный костюм" и разработать методику формирования художественно-педагогической культуры студентов на материале этого курса.

Гипотеза исследования - приступив к исследованию, мы руководствовались предположением о том, что эффективность формирования эстетической культуры у студентов педвузов может быть повышена при выполнении следующих условий:

• отбор образцов народного костюма и реализация их художественных возможностей в учебном процессе обеспечивают формирование исполнительского и творческого компонента эстетической культуры будущих педагогов;

• процесс изучения народного костюма, протекающий как реализация системы последовательных отношений: художественно-эстетическая и педагогическая информированность, эстетические потребности - эстетические способности - обучение - воспитание - эстетическая культура - педагогическая культура, способствует повышению уровня эстетического развития студентов; '

• формирование художественно-познавательного интереса студентов как качество личности находится в прямой зависимости от последовательности включения элементов народного костюма в художественно-творческую деятельность студентов.

Методологической основой исследования являются:

• основные положения программы развития высшего педагогического образования в части формирования профессионального учителя , востребованного обществом, жизнью;

• стратегия государства, общества, российской школы по гуманизации и демократизации личности, одним из положений которого является эстетическое развитие молодежи, концепция возрождения национальных культурных традиций русского народа;

• положения государственного образовательного стандарта, раскрывающие основные критерии готовности учителя к работе с воспитанником; педагогический профессионализм, педагогическая культура, составляющей которых является эстетическая культура.

Методы исследования - изучение психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, анализ реального педагогического процесса: ознакомление с программами по декоративно-прикладному искусству, беседы со школьными учителями, тестирование, анкетирование, наблюдение как за учебной и творческой деятельностью студентов, так и за их педагогической деятельностью в период практики в школе, моделирование структурной схемы художественно - эстетической культуры будущего педагога как показателя его эстетического развития средствами изучения народного костюма , которые выступали в качестве средства диагностики художественно - понятийного кругозора студентов. Проводились констатирующий, формирующий и проверочный эксперименты.

Базой исследования явились Московский педагогический университет, Гимназия N1 г. Мытищи, Учебно-воспитательный центр "Русская школа" г. Королев, школа N 1122 с углубленным изучением изобразительного искусства Северо-Западного округа г. Москвы, школа N 1195 Северо-Западного округа г. Москвы, школа N 211 северного округа г. Москвы, где проходили педагогическую практику студенты факультета ИЗО и HP.

Этапы исследования

На первом этапе исследования (1994 - 1995 г.г.) аналитико-поисковом или констатирующем, изучались научно - теоретические материалы по интересующей нас проблеме, рассматривались пути решения проблемы формирования педагогической культуры студентов педвузов на материале изучения народного костюма, обосновывались предмет и объект исследования, разрабатывались исходные положения гипотезы.

Второй этап исследования (1995 - 1997 г.г.) включал экспериментальную апробацию эффективности предложенной методики и путей развития эстетической культуры средствами дизайна народного костюма, разработана программа по предмету "Народный костюм" (теоретическая и практическая части).

Третий этап исследования (1997 - 1999 г.г.) оценочный или контролирующий. Было осуществлено углубленное теоретическое осмысление результатов опытно-экспериментальной работы и проверка их в измененных условиях.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается: в теоретическом обосновании условий эстетического развития будущих педагогов в процессе их профессиональной художественно - педагогической подготовки. Представлена содержательная модель изучения народного костюма, экспериментально проверена совокупность педагогических условий формирования эстетической культуры студентов средствами дизайна народного костюма.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования комплексных экспериментальных методик, способствующих повышению эффективности эстетического развития учащихся не только в практике их профессионально - педагогической подготовки в институте, но и во всей будущей педагогической деятельности.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на теоретические положения философской, искусствоведческой, психолого-педагогической, культурологической, эстетической литературы о творческом развитии личности, опытно - экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования в условиях ведения экспериментального курса, выявлением с помощью специальных методик и критериев, разработанных автором, исходных и конечных результатов данного исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Модель изучения народного костюма как учебного элемента в процессе формирования эстетической культуры будущих педагогов;

2. Процесс изучения искусства народного костюма, реализуемый как система последовательных отношений: художественно-эстетическая и педагогическая информированность, эстетические потребности и способности - обучение - воспитание - эстетическая культура - педагогическая культура, способствует повышению уровня эстетического развития студентов;

3. Этапы и уровни формирования эстетической культуры учащихся в процессе изучения предмета народный' костюм.

4. Разработана методика по выявлению условий применения дизайна народного костюма в формировании педагогической культуры будущих педагогов, обеспечивающая динамику формирования профессионализма студентов.

Прикладные результаты.

- Разработан комплекс экспериментальных методик, способствующих формированию эстетической культуры студентов в процессе изучения народного костюма.

- Создана экспериментальная программа по предмету "Народный костюм" для студентов художественно-графических факультетов пединститутов.

- Система внеаудиторных мероприятий: "художественно-педагогический кружок", создание музея народного костюма, "художественно-фольклорный ансамбль", проведение импровизированных "Показов авторских моделей", способствующая усилению профессиональной направленности процесса эстетического развития средствами народного костюма будущих педагогов декоративно-прикладного искусства.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений и отражает существо, содержание, логику и результаты исследования.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

Опытно - экспериментальная работа, проводимая со студентами на всех этапах, позволяет определить ряд условий , подтверждающих обоснованность выдвинутых нами теоретических положений и задач исследования и позволяющих определить ряд условий, повышающих качество формирования художественно-педагогической культуры студентов на примере изучения ими искусства народного костюма.

Это, в свою очередь, позволяет сделать ряд выводов:

1. Исходным условием, влияющим на динамику процесса изучения студентами народного костюма является их эстетическая и педагогическая информированность.

2. Отбор, построение последовательности содержательных элементов народного костюма, их изучение представляется как сочетание эмоциональных и рациональных компонентов художественно-эстетической оценочной деятельности будущих педагогов.

3. Сформированность групп художественно-профессиональных педагогических умений при изучении народного костюма определяющим образом влияет на степень проявления их студентами в профессионально - педагогической деятельности.

4. Повышение уровня художественно-эмоционального восприятия искусства народного костюма способствует развитию художественной культуры будущих педагогов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое исследование позволяет сделать ряд выводов.

В результате создания благоприятных психолого-педагогических условий были выявлены и раскрыты художественно-эстетаческие способности и потребности студентов факультета Изобразительных искусств и народных ремёсел, что явилось условием формирования их художественно-эстетической культуры в целом.

В результате профессиональной педагогической направленности процесса эстетического развитая средствами дизайна русского народного костюма студенты приобрели определённые художественно-педагогические знания, умения и навыки, применение которых может рассматриваться как основа повышения эффективности развивающего аспекта в их предстоящей художественно-эстетической деятельности.

Произошли определённые изменения в мотав ационно-потребност-ной сфере студентов. Так, на базе развитая интереса к искусству народного костюма, положительного отношения к различным видам фольклорной деятельности, неразрывно связанной с изучением народной культуры, начал формироваться интерес, а затем и потребность в художественно-педагогической деятельности, что выразилось в стремлении к расширению художественно-педагогического кругозора, более глубоком и полном изучении материала по народному искусству, активности участия во внеаудиторных формах художественно-педагогической работы, стремлении вести в школе уроки по изучению народного костюма.

Особенно важны существенные изменения, касающиеся степени активности в сфере творческой художественно-педагогической деятельности, поскольку эффективность педагогического процесса во многом определяется способностями учителя к творческому поиску.

Базой для эстетического развития средствами народного костюма является развитие специальных художественных способностей, в процессе художественно-педагогической подготовки студентов. Поэтому были созданы благоприятные условия для развития данных способностей, которые развивались в различных видах художественной деятельности, как репродуктивной, так и творческой на основе генерализованной деятельности художественного восприятия. Динамика повышения результатов художественно-эстетического развития студентов, выявляемая при сопоставлении результатов контрольного среза с результатами, полученными на этапе констатирующего эксперимента, позволяет говорить о включённости процесса развития специальных художественных способностей в общий процесс эстетического развития будущих педагогов средствами дизайна народного костюма.

Таким образом, улучшение результатов было зафиксировано по всем частым показателям, определяющим в совокупности динамику процесса эстетического развития средствами дизайна народного костюма будущих педагогов, что позволяет говорить о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась.

В процессе проведённого исследования была обоснована и разработана содержательная модель изучения народного костюма студентами факультета ИЗО и HP, которая явилась важным показателем эстетического развития и формирования эстетической культуры средствами народного костюма будущих педагогов в русле профессиональной художественно-педагогической подготовки.

Теоретическое изучение проблемы полифункциональности народного костюма, как элемента учебно-познавательной деятельности в формировании педагогического профессионализма студентов, позволило разработать методику формирования художественно-педагогической культуры студентов на материале этого курса. Была исследована структура содержания курса'Народный костюм?разработана и экспериментально проверена программа.

Выявлена необходимость учёта поэтапности процесса эстетического развития средствами народного костюма в профессиональной педагогической направленности эстетического развития будущих педагогов средствами дизайна народного костюма, проявляющаяся в педагогически целесообразном сочетании различных форм художественно-эстетической и художественно-педагогической деятельности (как репродуктивных, так и творческих) студентов.

Сочетание как аудиторных, так и внеаудиторных форм художественно-эстетической и художественно-педагогической деятельности студентов, также позволяет улучшить профессионально-педагогическую подготовку.

Проведенное нами экспериментально-теоретическое исследование подтвердило правильность выдвинутой гипотезы о целесообразности формирования эстетической культуры у студентов педагогического ВУЗа средствами дизайна народного костюма и позволило сформулировать следующие выводы:

1. Потребности обучаемых в изучении народного костюма могут быть развиты на основе их художественно-эстетической и педагогической информированности.

2. Выявление и развитие специальных художественных способностей и потребностей студентов составляют основу для их дальнейшего эстетического развития средствами дизайна народного костюма.

3. Формирование художественно-познавательного интереса студентов как качество личности находится в прямой зависимости от последовательности включения элементов народного костюма в художественно-творческую деятельность студентов.

4. Реализация системы отношений процесса обучении на базе изучения народного костюма должна определяющим образом влиять на формирование профессиональной педагогической культуры студентов, если он строится путем последовательной взаимозависимости между элемента-ми:художественно-эстетической информированности; художественно - педагогической направленности обучения, воспитания и эстетической культуры.

Как показали результаты исследования, соблюдение вышеприведённых условий будет способствовать повышению эффективности эстетического развития средствами дизайна народного костюма будущих педагогов в процессе их профессиональной художественно- педагогической подготовки.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Галкина, Марина Владимировна, Москва

1. Абдуллина OA. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М., 1990. - 208 е., С.39, 45.

2. Андронова Т.Д. Формирование у студентов педвузов умения анализировать педагогические явления.: Автореф. Дис. канд. пед. Наук. -М., 1980- 16 с.

3. Алпатов М.В. Сокровища русского искусства XI-XVI вв. JI. 1970.287с.

4. Алпатов М.В. Социальное значение костюма. Швейн. пром-ст. 1931. №9. С. 10-13.

5. Амброз А.К. Раннеземледельческий культовый символ. Сов. археология. 1965. -№ 3., С.7-9.

6. Амброз А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа. Сов. археология.-1966.№1.С. 6-7.

7. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки / Избранные психологические труды : В 2х томах / Под ред. АА.Бодалева, Б.Ф.Ломова. -М., 1980-Т.2, 287с.,-С. 145-162.

8. Аронов А.А. Золотой век русского меценатства М.: 1995., 115с.

9. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980., 368 с.

10. Арциховский А.В. Одежда. В кн.: История культуры Древней Руси. Т. 1.М.-Л. 1948. С. 234-262.

11. Аршинбаева С.А. Влияние искусства на развитие творческих способностей личности.: Автореф. дис.канд. пед. наук. М. 1990.18 с.

12. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. -М.:Культура и просвещение, 1922.-66 с.

13. Бакушинский А.В. О задачах и методах художественного воспитания. Искусство в трудовой школе. М., 1926. - С. 3-12.

14. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989. -558с.

15. Бабич JI.В. Формирование эстетической культуры будущего учителя как средство гуманитаризации его профессиональной подготовки.:

16. Автореф. дис. канд. Пед. наук. АПН СССР, М.,1990. 22 е., С. 5.

17. Багаева И.Д. Формирование у будущего учителя основ профессиональной деятельности. Д., 1990. -212 с.

18. Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия . // Педагогика, 1993. -№5. -С. 16-25.

19. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.

20. Беспалько В.П. Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989. -141 с.

21. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.,1989. -190 с.

22. Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием. Мир образования. 1996. -№2. С.31 -36.

23. Бессонова В.Н. Творческая самостоятельная работа студентов как средство формирования профессиональных умений.: Автореф. дис. канд. пед. Наук. Л., 1986. -15 с.

24. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989., 205 с.

25. Бокарева Г.А. Дидактические основы совершенствования профессиональной подготовки студентов в процессе обучения общественным дисциплинам.: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1988. -38 с.

26. Бондаревская Е.В. Введение в педагогическую культуру. Ростов на Дону. 1995., 172 С.

27. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности: (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов на Дону. 1995., 32 С.

28. Бондаревская Е.В. Личностно ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. Ростов на Дону. 1995(96)

29. Билибин И.Я. Русские одежды XVI XVII в. (Старые годы, 1909. Июль. С. 440.

30. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. М. 1972., 151 С.

31. Бехтерев В.М. О творчестве с рефлексологической точки зрения. -Грузенберг С.О. Гений и творчество.- Л.:П.П.Сойкин, 1924. -С. 228233.

32. Бим -Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации. Педагогика, 1996. -№ 1., С. 3 8.

33. Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. -М. : АПН РСФСР, 1961.-695 с.

34. Воронин B.C. О крестьянском искусстве. М., 1972., 97 С.

35. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. - 479 с.

36. Выготский Л.С. Психология искусства. -М.: Искусство, 1965. 572 е., С. 379.

37. Гаген-Торн Н.И. К методике изучения одежды в этнографии СССР. Советская этнография. 1933. № 3-4. С. 119-135.

38. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий ./ Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. - С. 236-277.

39. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии.: Психология мышления. М., 1981 -С.400.

40. Гегель Г. Эстетика: В 4 т. М.: Искусстэо, 1969. - т.З. - 621 с.

41. Гоноболин Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей (Способности и интересы . М.: АПН РСФСР, 1962. - С. 232274.

42. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М. 1983., 304с.

43. Грос К. Душевная жизнь детей. Спб.: М.И.Пейкер, 1906. - 303 с.

44. Гиляровская Н.В. Русский исторический костюм для сцены. Киевская и Московская Русь. М.-Л., 1945.

45. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. Воронеж., 1997. 191 с.

46. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении ( логико- психологические проблемы построения учебных предметов). -М.:Педагогака, 1972. -423 с.

47. Дадамян Г. Проблемы исследования эстетических оценок в социологии искусства: теоретические и методологические проблемы. М.: Наука, 1979.-с. 79-103.

48. Дидро Д. Собрание сочинений: В 10 т. -М.: Гослитиздат, 1946. -т.4 -640с.

49. Дистверг А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956.-347 с.

50. Дьюи Д., Дьюи Э. Школы будущего. 2-е изд. - Берлин, 1922. - 179 с.

51. Даркевич В.П. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси / Сов. археология. -1960. № 4.С. 14.

52. Дурасов Г.П. Каргопольские народные вышивки- месяцесловы ) Сов. этнография. 1978. № З.С.9-11.

53. Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989. - 189 с.

54. Елманова В.К. Формирование гностических умений будущих педагогов.: Автореф. Дис. .Канд. пед. наук. Л., 1973. - 20 с.

55. Ермакова Н.М. Профессионально-педагогическая подготовка в условиях учебно-педагогического комплекса (Общепедагогическая характеристика).,: Автореф. дис.докт. пед. наук. 1994. -26 с.

56. Ефимова Л.В., Белогорская P.M. Русская вышивка и кружево. Собрание ГИМ, М., Изобразительное искусство 1982.-271 с.

57. Журавлев В.И., Елизаров А.А. Педагогический практикум. -М. 1987. -97с.

58. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. -М., 1995. -183с.

59. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.: Педагогика, 1984. - 176 с.

60. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа . т.1. Домашний быт русских царей и цариц. Новосибирск. 1992. 243 с.

61. Засобина Г.А. Особенности формирования у студентов профессиональных умений в конструировании учебной работы. : Автореф.дис. . канд. пед. наук. Л., 1971. 20 с.

62. Зеленин Д.К. Женские головные уборы восточных (русских) славян, Прага, (1926-1927).

63. Залесский Г.Е. О ценностном аспекте исследования строения мыслительной деятельности. Проблема деятельности в советской психологии.-М., 1977.-С.152-158.

64. Зязин Б.П. Профессиональное самовоспитание педагога. Алма -Ата, 1988-207 с.

65. Идеи эстетического воспитания: Антология: В 2 т. М.: Искусство, -Т.2 : Идеи эстетического воспитания в философии и педагогике. XYII - XIX веков. - 376 с.

66. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. М. 1990., составители Г.П.Дурасов, Г.А.Яковлева. 317 с.

67. Калмыкова Л.Э. Народная вышивка Тверской земли. Л. 1981.- 203 с.

68. Кан Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.— 189 с.

69. Кисельгорф С.И. Формирование у студентов педагогически умений и навыков в условиях университетского образования. Д., 1973. - 152 с.

70. Красин А.Н. Социально философские проблемы становления коммунистического типа личности. М., 1981. 176 е., С. 157.

71. Кузин B.C. Психология. М. 1997. 303 с.

72. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л. ЛГУ, 1961.-98 с.

73. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М., 1990. 117 с.

74. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л. ЛГУ, 1970.- 114 с.

75. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. J1.: ЛГУ, - 183 с.

76. Культура умственного труда студентов.: Учебное пособие / В.А.Сластенин, Н.И.Филиппенко и др. М., 1994. - 109 с.

77. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М., 1990. -159 с.

78. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М., 1971. -160 с.

79. Лай В.А. Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры . 2-е изд. Пг., 1920. - 158с.

80. Ладыженец Н.С. Университетское образование : идеал, цели, ценностные ориентации. 1992. 231 с.

81. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание. Личность . М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

82. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. - М.:Мгу, 1981. -304 с.

83. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций. // Педагогика. 1996. № 2. С. 7-11.

84. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М., 1972.62 с.

85. Луначарский А.В. О народном образовании. М. : АПН РСФСР , 1958,559 с.

86. Латышева Г. П. Москвичи в далеком прошлом. ( Наука и жизнь. 1965. № 10. с.90-94.

87. Ломов С.П. Русские живописцы XVIII XIX веков. М., 1997.- 79 с.

88. Лебедева Н.И. Прядение и ткачество восточных славян. Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956.

89. Лебедева Н.И. Этнографическая характеристика отдельных групп русского населения Орловской, Курской и Липецкой обл.) Труды ИЭ АН СССР. т. VII. Новая серия. М. 1960.

90. Левашова В.П. Об одежде сельского населения Древней Руси. Тр. ГИМ. Вып.40 М., 1966.

91. Левинсон-Нечаева М.Н. Одежда и ткани XI XVII вв. В кн.: Государственная Оружейная палата Московского кремля. М., 1954. С. 307-386.

92. Леонтьев А. Н. Деятельность . Сознание . Личность . М.: Политиздат, 1975. 304 с.

93. Лосский И.О. Характер русского народа! М., 1990. Кн. 1.2.

94. Макаренко А.С. Сочинения: в 7 ч. М. : АПН РСФСР, 1951. - Т. 4: Книга для родителей. - 532 с.

95. Методологические проблемы развития педагогической науки. М. : Педагогика, 1985. - 113 с.

96. Методы педагогического исследования. -М. : Просвещение, 1972. -159 с.

97. Моделирование педагогических ситуаций : проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. М. :1. Педагогика, 1981. 120 с.

98. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966. - 351 е.; Социодинамика культуры . М.- 197 е., С.406.

99. Мясгацев В.Н. Способности и потребности . Учен. зап. ЛГУ. -1960. -№287, вып. 19.-С. 3-19.

100. Макарова Н.С. Народные традиции в современной одежде. Декоративное искусство СССР. 1957. Юбилейный номер, с. 16.

101. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко -этнографический источник. М., 1978.- 204 с.

102. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX- начала XX в. М., - 1984.

103. Маслова Г.С. Изменения традиционного рязанского народного костюма за годы Советской власти. Советская этнография. 1966. № 5. с 102-117.

104. Мерцалова М.М. Поэзия народного костюма. М. 1988.- 224 с.

105. Молотова Л.Н. Русские кокошники памятники народного искусства. В кн.: Эрмитаж, т. 15. Л., 1974. С. 177-186.• /

106. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс. 1973., - 406 с.

107. Найн А.Я. Педагогическое управление профессиональной подготовкой рабочей молодежи.: Дис. докт. пед. наук в форме доклада. -М., 1989. -39с.

108. Новицкая М.Ю. Мир народной культуры. В сб. : Мировая художественная культура. М., 1995.- 301с. С. 25-51.

109. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М., 1988. - 166 с.

110. Нечаев Н.Н. Психолого педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. - М. 1985. -113 с.

111. Никандров,Н.Д. Кин Калик В.А., Педагогическое творчество,, М., 1990.-142 с.111. "Основные направления развитая эстетического образования". "Искусство в школе", N 3,1995, стр. 8)

112. Основы педагогического мастерства. / Под ред. И.А.Зязюна. -М., 1989.302 с.

113. Обучение и развитее. М.: Педагогика, 1975.- 440 с.

114. Павлов И.П. Избранные произведения. М.: Гослитиздат, 1949. 567 с.

115. Перспективы развитая системы непрерывного образования. Под ред. Б.С. Гершунского. М., 1990. -221 с.

116. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. -М., 1980. 243 с.

117. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. -М., 1996. -269 с.

118. А.И. Пискунов "Педагогика " N 4 , 1995 г.Педагогическое образование : Цель, задачи и содержание .С.3-4.

119. Платонов Н.К. Краткий словарь системы психологических понятий.-М., 1984.-174 с.I

120. Пономарев Я.А. Психол^огия творчества. М.: Наука, 1976. - 303 с.

121. Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности учителей. М., 1983. - 129 с.

122. Проблемы способностей. АПН РСФСР, 1962. - 308 с.

123. Программа ориентир психолого - педагогического образования учителя. / Под ред. ВА.Сластенина. - М., 1991. - 361 с.

124. Пармон Ф.М. Композиция коспома. М., 1985.

125. Пармон Ф.М. Творческая трансформация первоисточника через ассоциативные представления при создании современного коспома. Сб. науч. тр. МТИЛП. М. 1979.

126. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. М., 1994.

127. Перспективы развития системы непрерывного образования. Под ред. Б.С.Гершунского. М., 1990. - 221 с.

128. Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. М. 1989.

129. Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М., 1983. 129 с.

130. Разумный В.А. Методика формирования эстетической культуры личности. М., 1985. -71 с.

131. Розов В.К. Социально-экономические и педагогические проблемы подготовки и повышения квалификации учителей. / Советская педагогика. 1973,, № 1.

132. Рубинштейн C.JL Основы общей психологии. 2-е изд. - М.: 1946. - 704 е.; С.416.

133. Работнова И.П. Русская народная одежда. М., 1964.-124 с.

134. Работнова И.П. , Яковлева В.Я. Русская народная вышивка. М. М.,1957.

135. Работнова И.П. Композиция северных русских народных вышивок. Сб. трудов НИИХП; Вып. 7. -М., 1973.

136. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян . М., 1981.- 607 с.

137. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987. 782 с.

138. Рыбаков Б. А. Искусство древних славян. История русского искусства. т. 1. М. 1953.

139. Рябинин Е.А. Зооморфные украшения Древней Руси Х- XIII вв-М., 1981.

140. Русский народный костюм. Из собрания ГМЭ народов СССР. Авторы текста и составители Л.Н.Молотова, Н.Н.Соснина. Л. 1984.348 с.

141. Семенова М. Мы славяне. Санкт - Петербург. 1997. 556 с.

142. Самарин Ю.А. Знания, потребности и умения как динамическая основа умственных способностей. Проблемы способностей. М.: АПН РСФСР, 1962. с. 42-52.

143. Сергеев В.Т. Активизация интереса к эстетическому воспитанию детей у студентов педагогических вузов как важнейшее условие их профессиональной подготовки: На материале педагогических факультетов: Автореф. дис. канд.пед. наук. Киев, 1980. -с. 17.

144. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Гослитиздат, 1947. - 647 с.

145. Склонности и способности. Л.: ЛГУ, 1962. - 125 с.

146. Способности и интересы. М.: АПН РСФСР, 1962. - 307 с.

147. Суна У.Ф., Абгарян Э.Л. Опыт моделирования уровня эстетической культуры студентов. М.: МГУ, 1979. - 83 с.

148. Суна У.Ф. Эстетическая культура студента: Опыт социологического анализа. М.: МГУ, 1977. - 69 с.

149. Сухомлинский В.А. Воспитание личности в советской школе. Киев: Рад. школа, 1965. -213 с.

150. Сигнеева Р.В. Метаморфичность как один из структурных принципов формирования художественного образа. Вопросы истории и теории эстетики. М., 1974. С. 61-67.

151. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М. : Просвещение, 1976. -160с.

152. Сластенин В.А., Шиянов Е.Н. Гуманитаризация содержания педагогического образования как средство его гуманизации. // Ленинские чтения.: Тезисы докладов. М., 1991. -с. 58-64.

153. Сластенин В.А. Подымова Л.С. Педагогика. Инновационная деятельность. 1997. С. 3.

154. Сабурова М.А. О времени появления одной из групп корун на Руси . К вопросу о путях сложения русского традиционного головного убора. В кн.: Древняя Русь и славяне. М. 1978.

155. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. М. 1999.- 427 с.

156. Симонов В.П. Диагностика личности и профессиональное мастерство преподавателя.-М., 1995.- 192с.

157. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. 1995. - 156 с.

158. Собрание предметов русской старины Натальи Леонидовны Ша-бельской. М., 1991.

159. Солнцев Ф.Г. Древности Российского государства. Отд. I-VI.M., 1849-1853.

160. Спирин Л.Ф. Формирование общепедагогических умений у студентов педвузов. Кострома. 1977.

161. Стасов В.В. Заметки о древнерусской одежде и вооружении. Собр. соч. т. 2. Спб., 1894. с. 572-596.

162. Теория и практика педагогического эксперимента. М. : Педагогика. 1979.-207с.

163. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961. - с. 9-38.

164. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания .Сов. Педагогика. 1946. - № 6 - С. 99 - 112.

165. Теплов Б.М. Учение о типах высшей нервной деятельности и психологии. -Вопр. психологии, 1955, № 1.

166. Теплов Б.М. Ум полководца. М., 1990 203 с.

167. Ткань. Ритуал. Человек. Традиции ткачества славян Восточной Европы. -Сост. О.В.Лысенко, С.В.Комарова. Спб., 1992.

168. Трохименко К.Д. О методе преподавания композиции. О композиции. М., 1959.

169. Тазихина Л.В. Русский сарафан (по коллекции сарафанов ГМЭ ). Краткие сообщения ИЭ АН СССР. т. 22.1955. С. 21-35.

170. Темерин С.М.Национальные традиции и современный костюм. Журнал мод, 1954. № 2. с. 1.

171. Топорков А.Л. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л. 1989. С. 89-101.

172. Тхагапсоев Х.Г. Дизайн как феномен культуры и образования. -Нальчик, 1997.

173. Учителю о педагогической технике. под ред. Л.И.Рувинского. -М., 1987.-160 с.

174. Фехнер М. В. Золотое шитье Владимиро-Суздальской Руси. Средневековая Русь.- М., 1976.

175. Философский энциклопедический словарь. -М. : Советская энциклопедия. 1983., 840 с.17&. Фольклор и этнография: связи фольклора с древними представлениями и обрядами. Л., 1977

176. Формирование профессиональной культуры учителя. / Под редакцией В.А.Сластенина. М., 1993. -177 с.

177. Хмель Н.Д. Педагогический процесс как объект профессиональной подготовки учителя Алма Ата., 1984 - 126 с.

178. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. М., 1988.-168 с.

179. Хроменков П.А. Дидактические отношения в межнаучной подготовке студентов. М. 1998., С. 143.

180. Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI- XIX веков: ( Очерки по истории народных верований). Труды Института этнографии. -М., 1956. (Новая серия)

181. Человек в мире художественной культуры. Приобщение к искусству: процесс и управление. М.: Наука, 1982. -335 с.

182. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.

183. Швейцер А. Культура и этика. М.: 1973., - 343 с.

184. Шевченко JI.JL Использование учебных задач в курсе "Практическая и педагогическая этика. // Совершенствование образовательного процесса и управления им.: Сб. Науч.Трудов. / Под ред. Симонова В.П.-М., 1998.-С.142.

185. Шереметьева М.Е. Женская одежда в бывшем Перемышельском уезде Калужской губернии. Калуга, 1926.

186. Шмелева М.Н., Семенова Е.В. Народные традиции в моделировании современной одежды. Советская этнография. 1952. № 1. с. 172-173.

187. Шиллер Ф. Собрание сочинений : в 7 т. М. : Гослитиздат, 1957. -т. 6: Статьи по эстетике. - С. 790.

188. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М.: Наука, 1971. - 223 с.

189. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. -JI. : Просвещение, 1967. 266 с.

190. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971.-351 с.

191. Эстетическое сознание и процесс его формирования . М: : Искусство, 1981.-256 с.

192. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 86 с.

193. Якобсон П.М. Психология чувств. М.: АПН РСФСР, 1958. - 382 с.

194. Ярошевский М.Г. , Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.: Педагогика, 1974. - 303 с.

195. Яковлева В .Я. Вологодская и ярославская вышивка. М., 1954.

196. Яковлева В.Я. Новгородская и псковская народная вышивка. М., 1954.

197. Якунина Л.И. Русское шитье жемчугом. М., 1955. -233с.

198. Якунина Л.И. Русские набивные ткани XVI-XVII вв. Труды ГИМ: Памятники культуры. Вып. VII. 1954.

199. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М., 1971.

200. Ястребова Г.А. Формирование эмоциональной культуры будущих педагогов.: Автореф. дис. канд. ед. наук. Волгоград, 1998. С. 12.

201. Meyerson J. Les fonktions psicholojiques et les ceuvres.-Paris, Urin, 1948.-223p.

202. Spencer H. The Principes of Psychjlogy. -NY; Appleton, 1985. v 1. XII, 642 p.208/Mc Dovgall. The Energies of Man.- NY-Chicago; Ch Scribners Sons, 1933.395 p.