Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия формирования образа в рисунках детей 6-го года жизни

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Денисова, Тамара Логиновна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Самара
Год защиты
 1997
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические условия формирования образа в рисунках детей 6-го года жизни», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Денисова, Тамара Логиновна, 1997 год

Введение.

Глава 1. Проблема формирования выразительности образа в рисунках детей в процессе наблюдения.

1.1 .Особенности деятельности наблюдения детей дошкольного возраста.

1.2.Влияние наблюдений на выразительность образа в рисунках детей 6-го года жизни.

Глава 2. Взаимосвязь выразительности детского рисунка и особенностей деятельности наблюдения детей 6-го года жизни (по результатам констатирующего эксперимента).

2.1 .Задачи и методика констатирующего эксперимента.

2.1.Особенности деятельности наблюдения детей 6-го года жизни.

2.3.Особенности выразительности образа в детском рисунке.

2.4.Взаимосвязь деятельности наблюдения и рисования.

2.5.Анализ педагогических условий руководства изобразительной деятельностью детей.;.

Глава 3. Формирование выразительности образа в рисунках детей в процессе деятельности наблюдений.

3.1 .Задачи и методика формирующего эксперимента.

3.2.Методика формирования деятельности наблюдения.

3.3.Формирование выразительности образа в рисунках детей.

3.4.Педагогическое руководство изобразительной деятельностью детей 6-го года жизни.

3.5.Анализ результатов экспериментальной работы по формированию образа в рисунках детей.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия формирования образа в рисунках детей 6-го года жизни"

Формирование творческой, социально- адаптированной личности, готовой к продуктивной созидательной деятельности в условиях экономического преобразования общества, выдвигает новые требования к образовательно-воспитательному процессу, направленному на развитие индивидуальности, интеллектуального потенциала каждого человека. Готовность к творчеству, инновационный стиль мышления- это те качества личности, которые необходимо формировать в процессе обучения. Чрезвычайно значимо решение этой задачи в период дошкольного детства, этот возраст является этапом сензитивного периода развития личности, ее психических процессов, чувств, представлений, отношений, интеллектуальных и художественных способностей.

Раскрытие потенциальных возможностей человека осуществляется в деятельности. Одной из таких видов является изобразительная деятельность. Она дает широкие возможности для формирования различных сторон личности дошкольника. Рисование является одним из любимых занятий ребенка этого возраста, позволяет свободно сочетать игровые и учебные задания, подготавливать старших дошкольников к осознанной учебной деятельности. В процессе рисования у ребенка воспитываются и развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. В рисовании таятся богатые возможности для развития познавательной деятельности.

Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что она доступна каждому ребенку, а созданный им продукт можно увидеть потрогать, исправить, дополнить. Психологическими и педагогическими исследованиями установлено, чем более тонкие действия совершают руки, в особенности пальцы, тем быстрее и лучше развивается речь и мышление. Занятия изобразительной деятельностью требуют от детей проявления дисциплинированности, организованности, умения планировать процесс выполнения задуманного.

Рисование -это вид деятельности, где ребенок самостоятельно создает образ. По мере овладения выразительными средствами рисунка, изобразительная деятельность приобретает художественно -творческий характер. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.

Однако, как показывает практика работы дошкольных учреждений, формирование умения наблюдать, создавать выразительный образ в своем рисунке, не осуществляется в достаточной степени, что приводит к угасанию творческого начала дошкольников.

На необходимость учета взаимосвязи рисования и наблюдения указывали в своих трудах многие исследователи-педагоги и художники. Имеющиеся исследования по проблеме взаимосвязи наблюдений и изобразительной деятельности детей (К.М. Лепилов, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина) рассматривают наблюдение как метод обучения. В работах Н.А. Ветлугиной, Т.С. Зерновой, Г.В. Лабунской, Л.А. Раевой раскрываются возможности формирования выразительности образа в рисунках детей. Под влиянием наблюдений рисунки детей обогащаются разнообразием форм, количеством характерных деталей, их четкостью и выразительностью.

Исследования, проведенные В.А. Езикеевой, Л.В. Компанцевой, С.А. Парафеевой, Б.П. Юсовым выявили, что выразительность образа в рисунках детей проявляется в процессе оперирования внешними признаками предмета. Цвет, форма и композиция неразрывно связаны с жизненной основой образов и являются выражением мысли автора- ребенка.

Умственное воспитание является одним из важных компонентов готовности ребенка к обучению в школе. Одной из центральных задач умственного воспитания дошкольников является развитие детского мышления. В ряде исследований (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Н.Н. Поддьяков) показано, что старший дошкольник способен наглядно представлять себе разные преобразования и изменения предметов, обобщать их характерные признаки, устанавливать связи между ними, осваивая их социальную сущность.

Работы Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддьякова раскрывают возможности формирования у дошкольников опосредованного отношения к окружающему применительно к разным видам деятельности: рисование, аппликация, конструирование.

Одним из видов предметно-чувственной деятельности, в процессе которой может осуществляться непосредственное познание ребенком окружающего мира, является наблюдение. Б.Г. Ананьев подчеркивал особое значение наблюдения как сложной психической деятельности, соединяющей в себе восприятие, мышление, речь, познавательный интерес. Зарождаясь в контексте продуктивной деятельности еще в раннем детстве, наблюдение проходит на протяжении дошкольного возраста большой путь развития.

Интерпретация впечатлений, полученных в процессе деятельности наблюдения и воплощенная в детском рисунке, находит свое отражение в исследованиях Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной и др. У детей дошкольного возраста, развивается наблюдение как познавательная деятельность во всех присущих ей структурных компонентах: постановка цели, отбор способов наблюдения, интерпретирование его результатов (В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, А.К. Матвеева, Н.И. Ветрова).

Основная цель дошкольного учреждения- оказать помощь детям познать окружающую действительность, воспитывать чувство прекрасного, формировать умение наблюдать. Органическое сочетание сенсорных и мыслительных процессов в деятельности наблюдения позволяет постепенно обеспечивать переход детей от познания конкретных предметов и явлений к художественно-образному видению. В результате анализа научной литературы выявлено, что несмотря на многочисленные педагогические и психологические исследования, посвященные вопросам формирования выразительности образа в рисунках детей 6-го года жизни, проблема педагогического руководства по формированию выразительности образа в процессе деятельности наблюдения не была предметом специального изучения. Это и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане рассматривается проблема научно-педагогического обоснования условий формирования выразительного характера детского рисунка.

В практическом плане- это проблема разработки и внедрения системы занятий по формированию выразительности образа в рисунках детей 6-го года жизни в рамках педагогического руководства и воспитательных воздействий.

Объект исследования: целенаправленный процесс формирования выразительности образа в рисунках детей 6-го-года жизни.

Предмет исследования: педагогические условия формирования выразительности образа в рисунках детей 6-го года жизни в процессе наблюдений.

Цель исследования: разработка и апробация системы педагогического руководства по формированию выразительного образа в рисунках детей 6-го года жизни.

Гипотеза исследования: Дети 6-го года жизни начинают самостоятельно осуществлять задуманное, проявлять стремление в реализации своего замысла, оригинальности изображения ,если в процессе педагогического руководства формированием выразительности рисунка: —реализуется система заданий; моделируется деятельность наблюдения в зависимости от поставленных педагогом задач; используется главное выразительное средство рисунка(форма предмета); —применяются нетрадиционные способы создания выразительного характера образа( монотипия, граттаж, диатипия и др.).

Задачи исследования:

Выявить специфику деятельности наблюдения детей 6-го года жизни и определил» особенности использования ими средств выразительности.

Обосновать показатели уровней выразительности детских рисунков и деятельности наблюдения.

Разработать систему занятий и методику формирования выразительности детских рисунков во взаимосвязи с организацией деятельности наблюдения.

Осуществить экспериментальную проверку методики формирования выразительности детского рисунка и организации деятельности наблюдения.

Положения, выносимые на защипу:

В течение долгого времени формировавшаяся у детей деятельность по созданию образа в рисунках по образцу не может быть просто дополнена тезисом о значимости развития творческой активности и самостоятельности. Требуется принципиально новый подход к формированию выразительности рисунков детей 6-го года жизни. Его обоснование должно быть осуществлено на основе теоретического анализа подходов по формированию творческой активности детей 6-го года жизни к самостоятельному созданию выразительности образа в рисунке. Основу практической деятельности должна составить предварительная работа по ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей действительности, а не репродуктивная деятельность.

Объективно оценить осознанность деятельности наблюдения и выразительность детского рисунка можно на критериях, предполагающих умения: наблюдать; выделять из множества главный предмет; использовать различные средства выразительности, главным из которых является абрис; передавать как простую, так и сложную форму предмета; владеть элементами изобразительной грамоты.

Стратегия деятельности воспитателя по формированию выразительности детских рисунков становится эффективной, когда дети в рамках системы педагогического руководства включаются в разнообразные виды деятельности. Формирование образа в рисунках детей должно осуществляться в процессе непосредственной деятельности наблюдения, выполнения ими творческих, индивидуальных и коллективных заданий по рисованию.

Научная новизна:

Определена значимость деятельности наблюдения и ее влияние на формирование выразительности рисунков детей 6-го года жизни.

Выявлены методы и приемы познавательной деятельности, побуждающие детей к использованию различных средств выразительности (форма, динамики, поза, жест, мимика) при самостоятельном создании образа в рисунках: формирование интереса и направленности детей к содержанию предстоящего рисования; словесное воссоздание образа перед рисованием; поэтическое воссоздание образа природы; использование игровых упражнений, позволяющих закреплять знания детей о различных положениях животных(бежит, сидит, играет); обучение детей приемам выделения признаков предметов и объектов.

Обоснованы показатели оценки уровня выразительности образа и деятельности наблюдения: подготовленность детей к созданию образа в рисунках; качество изображения; качество передачи формы предмета; проявление творчества и фантазии; изобразительная грамотность.

Определены уровни деятельности наблюдения и выразительности образа: уровни деятельности наблюдения (1-низкий, 2-средний, 3-достаточно высокий, 4-высокий) и уровни выразительности образа (1-низкий, 2- средний, 3-высокий), отличающиеся сформированностью специальных умений при самостоятельном создании детьми образа в рисунках.

Теоретическая значимость исследования.

Результаты исследований позволят: осуществить более широкий подход к решению проблемы формирования выразительности образа в рисунках детей на различных этапах их возрастного развития и на теоретической основе осуществлять оптимальный выбор методов и приемов обучения детей самостоятельному созданию выразительного образа в рисунке. Это составит основу более широких теоретических представлений о роли деятельности наблюдения детей при создании образа в рисунках.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его результаты направлены на совершенствование педагогического руководства изобразительной деятельностью детей 6-го года жизни; в возможности использовать его результаты в распределении объема учебно-творческих задач при обучении детей способам изображения предметов и явлений окружающей действительности; в определении системы методов обучения детей изобразительно-выразительным средствам рисунка; разработаны и апробированы содержание и методика формирования выразительности детского рисунка; используются, прошедшие экспериментальную проверку дидактические пособия (модели), способствующие усвоению детьми алгоритма деятельности наблюдения; игровые упражнения по изобразительной деятельности для детей 6-го года жизни, могут быть использованы в практике дошкольных учреждений.

Методологической основой исследования являются современные теории и подходы к деятельности, положение о единстве сознания и деятельности.

Источниками исследования являются фундаментальные положения и идеи: о единстве умственного воспитания и развития (JI.A. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.А. Люблинская, Н.А. Менчинская; о роли деятельности в формировании и развитии человека (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.В. Занков, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, С. Л. Рубинштейн); основные положения методологии, педагогики и методики педагогического исследования (Г.В. Воробьев, М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, В.В. Кра-евский, В.М. Полонский).

Исследование базируется: на теоретических положениях о сущности целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, П.И. Пидка-сисшй, В.В. Краевский); на основных положениях педагогики дошкольного возраста (Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, В.И. Логинова, Н.П. Сакулина, П.Г. Саморукова, Е.А. Флерина).

Базой исследования является: опыт в воспитании и обучении детей дошкольного возраста в г. Москве, Санкт-Петербурге, педагогический опыт профессиональной деятельности воспитателей детских садов; личный опыт работы воспитателем, заведующим дошкольным учреждением; опыт работа на кафедре ТФСГПУ.

Организация и этапы исследования.

Работа выполнялась в дошкольных учреждениях г.г. Тольятти, Сызрани и на базе дошкольного факультета ТФСГПУ. Исследование проводилось в несколько этапов.

1 этап (1992-1993г.г.). Изучение и осмысление педагогической практики дошкольных учреждений, опыта работы воспитателей по методике руководства изобразительной деятельностью детей, позволившее осуществить выбор и теоретическое обоснование проблемы исследования; проведенный анализ научной литературы послужил базой для обоснования темы исследования, его цели и предмета, определения гипотезы, задач, методологии и методов исследования.

2 этап (1994-1996г.г.) В ходе экспериментальной работы, сочетавшейся с анализом продуктов изобразительной деятельности детей ,проверялась и уточнялась гипотеза исследования, конкретизировались педагогические условия, обеспечивающие формирование выразительности образа в рисунках детей 6-го года жизни.

3 этап (1996-1997г.г.). Теоретическое осмысление данных материалов, их анализ послужили основой для определения педагогических условий, способствующих формированию образа в рисунках детей и выводов исследования.

Методы исследования.

Для решения поставленных задач, проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ педагогической, психологической и искусствоведческой литературы; наблюдение (прямое, косвенное, включенное); экспериментальные методы (констатирующий, формирующий и контрольный); изучение и обобщение опыта работы дошкольных учреждений; изучение и анализ продуктов деятельности детей дошкольного возраста; математико-статистические методы ("ХИ-квадрат", корреляционно-регрессионный анализ). Достоверность результатов исследования обеспечена его осуществлением на теоретическом и практическом уровнях, использованием комплекса методов, адекватных его предмету, цели, задачам; длительностью характера и возможностью повторения экспериментальной работы; соответствием возрастным особенностям дошкольников; разносторонним качественным и количественным анализом; репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью эмпирических данных.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования нашли отражение в учебном пособии, научных тезисах, опубликованных автором.

Результаты исследования обсуждались на международной научно- практической конференции 11-14 апреля 1995г.(г Москва),на научной конференции "Герценовские чтения", 8-10 апреля 1997(г. Санкт-Петербург),а также опубликованы в учебном пособии "От игры к изображению". Тольятти. ТФСГПУ, 1996.

Структура и объем работы: Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Работа изложена на 140 страницах машинописного текста. В ней содержится 17 таблиц, 3 рисунка и 2 гистограммы. Список литературы содержит 165 наименований.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы:

1. Исследованием установлено, что важным педагогическим условием формирования выразительности образа в рисунках детей является формирование деятельности наблюдения, во всех ее структурных компонентах.

2. В результате формирования деятельности наблюдения различными средствами моделирования дети достигли нового, более высокого уровня организации наблюдения по сравнению с уровнями, зафиксированными в ходе констатирующего эксперимента. Это нашло выражение в перенесении усвоенных знаний, умений и навыков на новый материал.

3. Деятельность наблюдения детей, после обучения характеризуется целенаправленностью, организованностью, планомерностью и последовательностью, а также поиском эстетических, характерных и существенных признаков, объединяющих предметы и явления. При этом качественно изменился процесс восприятия объектов: от зрительного к контактному и дистантному способам обследования.

4. В условиях использования ориентиров-моделей последовательности выделения признаков предметов (формы, пропорции, характера поверхности) продуктивность наблюдения детей экспериментальной группы достигла наиболее высокого уровня. Деятельность детей приобретала поисковый характер и находила свое выражение в передаче выразительности детского рисунка.

5. В процессе наблюдения дети произвольно следовали познавательной задаче, отбирали самостоятельно, необходимые для ее решения, способы, правильно обобщали результат, не только в речи, но и в изобразительной деятельности.

6. Анализ детских рисунков экспериментальных групп показал, что закрепление знаний детей о средствах выразительности, умение видеть их и называть в произведениях изобразительного и декоративно- прикладного искусства, оказало существенное влияние на творческое изображение предметов.

7. Способность детей сравнивать, обобщать, сопоставлять, анализировать, замечать главное в предмете, их ориентированность на форму предмета, выразительную характеристику, позволила творчески подходить к созданию образа.

8. Овладение изобразительной грамотой существенно повысило возможности детей в передаче выразительного характера образа, используя нетрадиционные способы изображения предметов.

9. Разработанная методика формирования выразительного характера детского рисунка направлена на постепенное и последовательное формирование абриса предмета; от статичных предметов к предметам, находящимся в динамике; от предметов простого изображения к передаче предметов сложной конфигурации; от передачи главного элемента в объекте к его второстепенным деталям.

10. Выразительность художественного образа в детском рисунке проявлялась в использовании детьми передачи движения объектов, позы, мимики, жестов. Дети освоили способы выражения настроения героев (добрый, злой, веселый, грустный). Научились давать выразительный характер и таким явлениям природы, как тревожный закат, облачное утро, грустная ива и др.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась. Установленные, в результате исследования, показатели уровней сформнрованно-сти деятельности наблюдения, а также показатели сформированности формы, выразительной характеристики объектов явились основой успешного формирования выразительности образа в рисунках детей.

Заключение

Современные требования к организации образовательно-воспитательной работы с детьми предполагают повышение уровня интеллектуального развития ребенка в процессе изобразительной деятельности.

Именно, поэтому основная задача изобразительной деятельности состоит в формировании у каждого ребенка способности и потребности к творческой деятельности.

Анализ теоретических исследований по заданной проблеме позволил определить цель работы, задачи исследования, выдвинуть предположение о том, что важным педагогическим условием руководства формированием выразительности детского рисунка является система заданий, предполагающих организацию деятельности наблюдения и ее взаимосвязь с рисованием. В системе заданий раскрываются содержание, задачи и методы обучения как репродуктивного, так и познавательного характера.

Предпринятое исследование подтвердило возможности создания выразительного образа детьми 6-го года жизни в процессе изобразительной деятельности и свидетельствуют о том, что на формирование выразительности образа влияют следующие факторы: умение наблюдать, эстетически воспринимать окружающую действительность, умение использовать различные средства выразительности и обобщенные умения передавать в рисунке те или иные свойства, необходимые для изображения многих предметов.

Результаты констатирующего эксперимента выявили, что долгое время обучение изображению понималось как приобретение детьми умения передавать последовательность изображения предмета (форму, его основные части, цвет, величину, характер поверхности) по показу и образцу воспитателя, не используя связь с умением наблюдать. Применение такой методики обучения привело (как показал констатирующий эксперимент) к однообразию выполнения детских работ, к проявлению схематизма, стереотипа, шаблона.

Взаимосвязь деятельности наблюдения и изобразительной деятельности подчеркивается в многочисленных исследованиях и находит подтверждение в нашей экспериментальной работе.

Обучение детей наблюдению осуществлялось в процессе решения разнообразных познавательных задач. Основной его задачей являлось формирование целостной деятельности наблюдения во взаимосвязи структурных и операционных компонентов.

Проведенное исследование показало реальную возможность использования деятельности наблюдения для формирования у старших дошкольников опосредованно- познавательного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Решающее значение при формировании деятельности наблюдения, имеет познание ребенком качественных и сущностных сторон объектов, способность видеть предметы во всем богатстве их признаков, расчленение воспринимать, обобщать, и отбирать из них наиболее характерные, значимые для изобразительной деятельности.

Данные экспериментальной работы позволили определить, что новый уровень развития наблюдений характеризуется умением решать более сложные задачи, и связан с формированием у детей элементов образного, художественного мышления.

Использование "моделирования" , позволяет подводить дошкольников к самостоятельному установлению системы ориентиров анализа и обобщения внешне выраженных характерных и существенных признаков предметов. Использование приемов "моделирования" является средством формирования образов предметов и развития предметно-чувственного уровня опосредованного мышления.

Экспериментальное исследование показало, что планомерное сенсорное развитие, сенсорный опыт, требующий обобщения, оказывает непосредственное влияние на изменение характера рисунков (формы предмета, цвета, изменения характера линии, динамики, передачи выразительной характеристики образа).

Содержание обучения согласовывалось с ходом развития деятельности наблюдения, чтобы приобретаемые умения детей служили двигателем развития и помогали образному выражению в рисунке.

Результаты исследований раскрывают огромную роль наблюдений не только как метода обучения, но и как познавательной деятельности, при которой (в силу ее осознанности и управляемости) формируются новые способы познания в их связях и отношениях.

Разработанная методика обучения детей наблюдению, оказала существенное влияние на формирование выразительности детского рисунка и, в частности, на возможность проявления творческого потенциала ребенка, что подтвердило наше предположение.

Анализ формирования выразительности образа в рисунках детей до обучения и после показал, что при направленности работы на формирование деятельности наблюдения, в процессе развития у детей правильной передачи формы предмета, значительно повышается уровень выразительности образа. Дети без труда передают форму предметов сложной конфигурации, без опоры на образец и показ воспитателя, что особенно вызывало трудности до обучения. Отмечается наибольшая степень индивидуальности проявления, особой манеры исполнения рисунка.

Математико-сгатастический анализ результатов формирующего эксперимента показал прямо-пропорциональную зависимость уровней выразительности образа от уровней деятельности наблюдения. Это дает возможность прогнозировать значение уровней выразительности рисунка при заданной величине уровня деятельности наблюдения, не проводя экспериментальной работы, что способствует эффективности обучения.

Достоверность корреляционной связи, полученной на небольшой выборке (160 детей) обоснована с помощью статистического непараметрического метода- "Хи- квадрат". При этом интервальная оценка установлена с 99-ю процентной степенью доверия. Уровни выразительности в детских рисунках повысились в среднем на 15%, что свидетельствует о подтверждении выдвинутой нами, гипотезы.

Продумывая руководство изобразительной деятельностью детей и деятельностью наблюдения, педагогу следует обеспечить позицию ребенка не только как объекта, но и субъекта деятельности.

Формирование выразительности детского рисунка становиться эффективным тогда, когда соблюдаются следующие педагогические условия:

1. изменяется соотношение учебных и творческих задач, методов и приемов обучения;

2. обеспечивается осознанное и активное отношение детей к продукту своей деятельности, чувство достижения собственного успеха;

3. сочетается организация работы по развитию у детей эстетического восприятия с использованием игровой мотивации, проблемных ситуаций, соответствующих возрасту;

4. создается эмоционально-положительная атмосфера на занятиях и в самостоятельной художественной деятельности;

5. обеспечиваются различные формы организации изобразительной деятельности (фронтальная, подгрупповая, групповая, индивидуальная, творческие группы);

6. осуществляется индивидуально-дифференцированный подход в обучении детей;

7. создается предметно- развивающая среда.

Достоверность предложенной методики была проверена в работе с детьми детских дошкольных учреждений № 128, 129, 165, 204 г. Тольятти. Полученные в ходе экспериментальной работы рекомендации, а также разработанные методики переданы к внедрению в другие дошкольные учреждения. Намеченные пути формирования выразительности образа в рисунках детей обеспечивают дальнейшее улучшение всего воспитательного процесса. Мы осознаем, что не все поставленные задачи решены в равной степени глубоко и основательно. Вместе с тем, исследование выявляет ряд проблем, при которых может и должно быть продолжено ее рассмотрение и на других этапах возрастного развития дошкольников.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Денисова, Тамара Логиновна, Самара

1. Алпатов М.В. Композиция в живописи. М.: ИскусствоД940.132с.

2. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М.: Наука,1981.192 с.

3. Амонашвили Ш. В школу с шести лет. В кн. Педагогический поиск. Сост. И.Н. Баженова.М.:Педагогика,1990,с. 9-59.

4. Ананьев Б.Г. Воспитание наблюдательности школьников. Лениздат, 1940. 64с.

5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Под ред. А.А. Бодалева Т.2. М. .Педагогика. 1980. 288 с.

6. Ананьев Б.Г. Задачи и особенности учебно-воспитательной работы в 1 классе. В сб. Первоначальное обучение и воспитание детей 1 класс (Под ред. Б.Г. Ананьева, А.И. Сорокиной) Изд. АПН РСФСР,1958.С.25-38.

7. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.560с

8. Бакушинский А.В. О задачах и методах художественного воспитания и формирования личности ребенка Сб. статей. Искусство в трудовой школе. Изд. Новая Москва, 1926. с. 9-14.

9. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция. М:, Просвещение, 1969. 239с.

10. Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников. Педагогика ,1995.№ 2 с.42-45.

11. Берпггейн М.Д. Проблемы учебного рисунка. Изд. "Искусство", 1940

12. Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. СПБ: тип ПП Сойкина, 1910. 50с.

13. Блонский П.П. Избранные психологические исследования. М.: Просвещение, 1964.250с.

14. Богоявленский Д.Н. Формирование приемов умственной работы как путь развития мышления и активизации учения." Вопросы психологии",1962, с. 174-182.

15. Богуславская З.М. Особенности графического воспроизведения формы предметов у детей-дошкольников в ситуации учебного рисования. В сб. "Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве" Под ред.

16. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. М.: Просвещение,1966,с. 142-200.

17. Богуславская З.М. Влияние построения предметной модели формы на восприятие ее признаков у детей дошкольного возраста. В сб. 'Тазвитие восприятия в раннем и дошкольном детстве" Под ред. А.В. Запорожца,

18. М.И. Лисиной. М.: Просвещение, 1966, с.241-246.

19. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Изд-во "Институт практической психологии". 1995.352с.

20. Борисова М.Н. Методика определения соотношения 1 и 2 сигнальных систем в условиях зрительного запоминания. В сб. 'Типологические особенности высшей нервной деятельности человека". М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.С. 12-20.

21. Валлон А. От действия к мысли. М.: Изд-во иностранной литературы, 1956.2 Юс.

22. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6-ти лет.М.:Просвещение,1988,143с.

23. Венгер Л.А. Восприятие и обучение: дошкольный возраст. М:, Просвещение, 1969.365с.

24. Венгер Л.А., Мухина B.C. Сенсорное развитие дошкольников Дошкольное воспитание,1974, №3, с. 37-44.

25. Венгер Л.А. Об освоении ребенком систематизации внешних свойств предметов. Вопросы психологии,1970,№4, с .77-86.

26. Венгер Л.А. О способах зрительного восприятия формы предмета в раннем и дошкольном возрасте.Всб.Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. Под ред.А.В.Запорожца Я.З.Неверович. М:, Просвещение, 1965, 365с.

27. Венгер JI.A., Мухина B.C. Основные закономерности психического развития ребенка. Дошкольное воспитание, 1973,6 с. 32-39.

28. Вергилес Н.Ю., Зинченко В.П. Проблема адекватного образа. "Вопросы философии", 1967, № 4

29. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1980,270с.

30. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. М: Педагогика, 1972, 287 с.

31. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста: Книга для воспитате-лей.7 изд., перераб. и доп.СПб.,1913.с.1-6 и 232-241.

32. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: изд. АПН РСФСР,1950.508 с.

33. Выготский Л.С. Психология искусств. Изд. Искусство, 1968,576 с.

34. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение,1991,96 с

35. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. МЛ.: Учпедгиз,1935.111с.

36. Галкина О.И. Обучение рисованию в начальной школе, М.: Изд. АПН РСФСР, 1953.100с.

37. Галкина О.И. Обучение рисованию и развитие изобразительно- графической деятельности. Известия АПН РСФСР, 1955 вып.70, с.208-213.

38. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Педагогика,1976. 150 с.

39. Гальперин П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий. В сб. Исследования мышления в советской психологии. Под ред. Е.В. Шороховой. М.: Наука,1966,с.259-276.

40. Генезис сенсорных способностей. Под ред. JI.A. Венгер, М:, Педагогика, 1976. 256с.

41. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. пер. с англ. Л.И. Хайрусовой. Под ред. Ю.П. Адлера. Изд. "Прогресс",М.:1976.495с.

42. Годфруа Ж. Что такое психология? Т. 2.Пер. с франц. Под ред. Г.Г. Аракелова.М.: "Мир". 1996,376 с.

43. Гомозова С. Использование художественного слова на занятиях по ИЗО. "Дошкольное воспитание",!980,№3,с .6-8

44. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.544с.

45. Денисова Т.Л. Влияние дидактических игр на способы изображения предметов. Материалы Международной научно-практической конференции 11-14 апреля, ч2,1995г., М.-.Прометей,с. 28-30.

46. Денисова Т.Л. От игры к изображению: Учебное пособие. Тольятти, ТФСГПУ,1996.102с.

47. Доронова Т.Н., С.Г. Якобсон Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. М.: Просвещение,1992.143с.

48. Доронова Т.Н. Работаем по программе "Радуга", Дошкольное воспитание. 1997,с.5-8.

49. Доронова Т.Н.Действие контроля в процессе изображения. Дошкольное воспитание ,1975,№ 12,с.34-38.

50. Дьяченко О.М., Говорова Р.й. Формирование пространственной ориентировки у детей. Дошкольное воспитание. 1975, № 1.

51. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников. Вопросы психологии. 1987. № 1 с.44- 51.

52. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника. Вопросы психологии. 1988.№ 6,с.52-59.

53. Езикеева В.Е. Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста. В кн. Художественное творчество и ребенок. Под ред НА. Ветлугиной, М.: 1972,с. 60-69.

54. ЗанковЛ.В. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1990.424с.

55. Запорожец А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников. Дошкольное воспитание.1972, № 4 ,с.37-52.

56. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: развитие произвольных движений, в 2-х томах.М.:Педагогика,1986.296 с.

57. Запорожец А.В, Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская AJT- Восприятие и действие. Под ред. AJB-Запорожца.М. Д1росвещение,1967.

58. Запорожец А.В. Познавательные процессы, ощущения, восприятия. М.1982.

59. Зверева М.В. Выделение свойств объектов при различных способах восприятия. Вопросы психологии. 1958, № 3.

60. Звонцов В.М. Основы понимания графики М:, Изд. Академия художеств СССР, 1963. 72с.

61. Зернова Т.С. Выразительность в детском рисунке. Под ред. Н.А. Ветлугиной, В.Е. Езикеевой. М.: Просвещение,1964, с. 58-67.

62. Зеньковский В.В. Психология детства.М.:Академия. 1995.269 с.

63. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии.М.:Тривола,1994.304 с.

64. Зинченко В.П., Вергилис Ю.Ю. Формирование зрительного образа. М.: Просвещение, 1967.

65. Зубарева Н.М. Дета и изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1978. 39с.

66. Игнатьев Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению. В сб. Психология рисунка и живописи. М.: Изд. АПН, РСФСР, 1954.

67. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 1961.233с.

68. Игнатьев Е.Й. Возрастные особенности формирования зрительного образа у детей. В сб. Восприятие и воображение.М.:Учпедгиз,1963.

69. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников ,М.:Педагогика,1983. 110с.

70. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. М.: изд.Саблина,1914. 214 с.

71. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд. АПН РСФСР, 1969. 304 с.

72. Киреенко В.И. Исследование основных способностей к рисованию, оценка пропорций. Изв. АПН РСФСР.М.: 1943,вып. 13 ,с.63-100.

73. Ковтун Е.В. Как смотреть картину. (Язык живописи). Л.: Учпедгиз, I960. 95 с.

74. Комарова Т.С. Дета в мире творчества. М.: Изд. Мнемозина.1995. 164с.

75. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: Просвещение,! 976. 160с.

76. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М:, Просвещение, 1985. 96с.

77. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей. "Мы". Санкт-Петербург,1996. 104 с.

78. Корзакова Е.И. Формирование обобщенных представлений о некоторых явлениях неживой природы. Дошкольное воспитание. 1982, № 11, с .3943.

79. Костин В. Что такое художественный образ. М.: Советский художник. 1962. 60с.

80. Костерин Н.П. Учебное рисование. М.:Просвещение,1984.240 с.

81. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пос. для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ,1994.165 с.

82. Кузин B.C. Особенности изобразительной деятельности как познавательной деятельности. М.: Просвещение, 1969. 92с.

83. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. (Библиотека программы "Детство") СПб.: Акцидент,1996.112с.

84. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. (Библиотека программы "Детство"). СПб.: Акциденгг, 1997^190 с.

85. Лазарь Т.И. Развитие познавательной и творческой активности у дошкольников на занятиях по рисованию. Дошкольное воспитание. 1984, № 10, с. 21-26.

86. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение,1965. 203с.

87. Лабунская Г.В. Восприятие картин детьми и подростками. М.: Изд. Художник. 1962, № 11, с .42-43.

88. Лабунская Г.В. Беседы о живописи.М.:Знание,1966. 47с.

89. Левитов Д.Н. Формирование умений и навыков. В кн. Детская и педагогическая психология. М.Дросвещение,1964.

90. Лешшов К.М. Рисование и моделирование ребенка-дошкольника. Государственное издательство Ленинград. 1925. 115с.

91. Леонтьев А.М. Психология познавательной деятельности. Изд-во Московского университета,1978.304 с.

92. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975,с. 173-182.

93. Лернер Й.Я. Процесс познания и его закономерности. М.: Знание,1980. 96с.

94. Лернер Й.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.

95. Логинова В.И., Матвеева А.К., Саморукова П.Г. Развитее наблюдения у детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитание. 1970, № 6, с. 2338.

96. Логинова В.И. Особенности познания детьми дошкольного возраста свойств и качеств различных материалов. Уч. зап. ЛГПИ им А.й. Герцена. Л.:1965,т.270,с.101-115.

97. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. М.: Советский художник. 1959. с. 63-114.

98. Лучич М.В. Детям о природе.М,:Просвещение.1989.144 с.

99. Люблинская АД. Беседы с воспитателем о развитии ребенка. Изд-во Министерства просвещенияРСФСР.М.: 1962.280 с.

100. Люблинская А.А. Работа по новым программам в школе и проблема преемственности. Дошкольное воспитание. 1972,№ 4,с 47-52.

101. Люблинская А.А. Очередные вопросы подготовки детей к школе. Дошкольное воспитание. 1973,№ 4,с.4-7.

102. Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка (ранний и дошкольный возраст). М.:АПН РСФСР,1959. 546с.

103. Маневцова JI.M. О развитии познавательных интересов детей. Дошкольное воспитание.1973,№ 4, с. 26-29.

104. Матвеева А.К. Развитие наблюдения у детей Зго года жизни при ознакомлении с объектами природы. Уч. зап. ЛГПИ, им. А.И. Герцена,т.319,1967.

105. Мелик-Пашаев А.А. ,Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. Искусство в школе. 1996, 144с.

106. Менджерицкая Д.В. О детском творчестве. Уч. зап. МГПИ детское творчество, 1970До 314, с.5-15.

107. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М.: Просвещение ,1986. 159с.

108. Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. 240с.

109. Обухова Л.Ф. Экспериментальное формирование представлений об инвариантности у детей 5-6 лет "18 межд. конгресс," М.: 1966.

110. Овсепян Г.Г. Развитие наблюдения у ребенка. Уч. зап. ЛГПИ им. А,й.Герцена, т. 253.

111. Оконь В. Основы проблемного обучения. М.:Педагогика.1968.108с.

112. Орловский Г.И. Учитесь смотреть и видеть. М.:Просвещение, 1969.119с.

113. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: психология интеллекта; генезис числа у ребенка; логика и психология. Пер. с франц. М.: Меж-дунар. пед. академия,1994.674 с.

114. Парафеева С. Изобразительная деятельность и умственное воспитание дошкольников. Дошкольное воспитание. 1973,4, с.61.

115. Пестель В.Е. Методические вопросы преподавания ИЗО в школе 2 ступени. В кн. Революция- искусство- дети. Материалы и документы из истории эстетического воспитания в советской школе Л 924-29. М. Просвещение, 1968,с .142-148.

116. Пидкасистый П.й. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика.,1980,240с.

117. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М. :Педагогика,1977.,272с.

118. Поддьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. Вопросы психологии. 1991 1,с. 16-19.

119. Поддьяков Н.Н. Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. Актуальные проблемы современной психологии. М.: Педагогика, 1983, с. 36-42.

120. Раева Л.А. Тематическое рисование в старшей группе детского сада. Горький, 1957.

121. Риччи К. Дети- художники, пер. под ред. и с предисловием Л.Г. Оршанского.М.:Изд.Саблина,111 с. 84.

122. Ромашко В.А. О некоторых особенностях композиционного построения рисунков у школьников. Уч. Зап. МГПИ,1963, вып. 194. 28с.

123. Ростовцев Н.Н. Уроки изобразительного искусства в системе эстетического воспитания школьников. В кн. Повышение эффективности уроков изобразительного искусства. Под ред. B.C. Кузина. М.: Просвещение, 1975, с. 4-22.

124. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. М.: Просвещение. 1985.256с.

125. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. М.:Просвещение,1982.240 с.

126. Рубинштейн С.Л. К вопросу о стадиях наблюдения. Уч. зап. ЛГПИ им А.И. Герцена,т. 153,1939.

127. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика,1976.C .183-192.

128. РудикП.А.Психология.М.: Педагогика. 1974.512с.

129. Рузская А.Г. Развитие восприятия формы у детей дошкольного возраста. Сб. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной.М.:Просвещение,1966. 303с.

130. Рыбников Н.А. Детские рисунки и их изучение. M.:JI:,1926.212с.

131. Савостьянов Е.И. Изобразительность и выразительность в искусстве. М.: Изобразительное искусство. 1970. 247с.

132. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение. 1965. 245с.

133. Сакулина Н.П. Роль слова и наглядных приемов в обучении рисованию, лепке в детском саду. М.:1955,вып.69. с 39-44.

134. Сакулина Н.П. Умственное воспитание на занятиях изобразительной деятельностью. В кн. Умственное воспитание дошкольника. Под ред. Н.Н. Поддьякова.М.:1972.с.85-106.

135. Сакулина Н.П. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка -дошкольника. Сб. Сенсорное воспитание дошкольника. Под ред.

136. А.В. Запорожца, А.П. Усовой, М.:1963. с.57-99.

137. Сакулина Н.П., Поддьяков Н.Н. Задачи, формы, и методы сенсорного воспитания. В сб. Сенсорное воспитание в детском саду. Под ред.

138. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. М: Просвещение. 1981,с. 15-76.

139. Саморукова П.Г. Особенности наблюдения за предметами и явлениями природы у детей старшего дошкольного возраста. Герценовские чтения ЛГПИ им. А.И.Герцена.с.76-78.

140. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой М.: Просвещение. 1983. 207 с.

141. Саморукова П.Г. О роли знаний в развитии наблюдений у детей старшего дошкольного возраста.25 Герценовские чтения, Дошкольное воспитание. 1968, № 4.с

142. Синельников В.Б. Формирование образного мышления у дошкольников. "Вопросы психологии".!991,№ 5,с.15-22.

143. Скачкова Т. Использование детьми цвета в рисовании. "Дошкольное воспитание", 1968, с. 16

144. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика .1971,с.33-125.

145. Славина JI.C. Развитие мотивов игровой деятельности. Известия АПН РСФСР, вып. 14,1948.С.37-45.

146. СмирновА.А Избранные психологические труды.Т. 1 .М. .Педагогика. 1987.273 с.

147. Суздалев П.К. Основы понимания живописи. М.: Искусство, 1964.87с.

148. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Изд-во Радянська школа Киев,1972. 244с.

149. Сухова Т.И. Некоторые характерные особенности детского художественного творчества. В кн. Теория эстетического воспитания. Под ред. Н.А.Кушаева, В.И. Лейбсона,М.:1978. с.25-28.

150. Тихеева Е.И Развитие речи детей. М.-.Просвещение,1981,160с.

151. Ушинский К.Д. Предисловие к 1 изданию "Детского мира" Соч. т.5.

152. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси.,1961. 41с.

153. Флерина Е.А. Игра и игрушка. Под ред. Д.В. Менджерицкой М.: Просвещение, 1973.111.

154. Флерина Е.А. Элементы обучения в руководстве рисованием детей 6-7 лет.М.:1948. вып. 16.

155. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. Учпедгиз,1956.160 с.

156. Флерина Е.А. Детский рисунок .Новая москваЛ924. 58с.

157. Флерина Е.А. О руководстве наблюдением дошкольника в процессе обучения. В кн. Эстетическое воспитание дошкольника. Под ред. Шацкой. Изд. АПН РСФСР, М.: 1961. с. 101-112.

158. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. Под ред. С.Т. Шацкого. М:, Изд. АПН РСФСР, 1961. 334с.

159. Чуднова Р.П. Роль срисовывания и сравнения рисунка ребенка с иллюстрацией в формировании представлений. В кн. Дошкольная педагогика. Под ред. А.М. Леушиной.: 1970.

160. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. В кн. Педагогический поиск. Сост.й.Н.Баженова.-М.:Педагогика,1990,с. 143-211.

161. Шмит Ф.И. Почему и зачем дета рисуют. М.: Госиздат,1925.196с.

162. Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. Композиция, М.: Просвещение, 1978. 159с.

163. Щербаков B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество: Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. М.: Просвещение,1969. 272с.

164. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Под ред. Д.И. Фельдшштейна. М.: Изд-во. Институт практической психологии. Воронеж: НПО "Модек", 1995.416с.

165. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко.М.:1989.с.49-50,135-140.

166. Эстетическое воспитание в детском саду. Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Просвещение,1978.207 с.

167. Юсов Б.П.,- Минц Г.И. Изобразительное искусство в начальных классах. Минск "Народная асвета", 212с.

168. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. Вопросы психологии,!9952, с .12-16.