Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия формирования системы нравственных ценностей будущего учителя в профессионально - этической подготовке

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические условия формирования системы нравственных ценностей будущего учителя в профессионально - этической подготовке», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Нематов, Парвиз Сатторович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Душанбе
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические условия формирования системы нравственных ценностей будущего учителя в профессионально - этической подготовке», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Педагогические условия формирования системы нравственных ценностей будущего учителя в профессионально - этической подготовке"

На правах рукописи

НЕМАТОВ ПАРВИЗ САТТОРОВИЧ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ЭТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

13.00.01 - обшая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

005546018

ДУШАНБЕ-2013

005546018

Работа выполнена в Худжандском государственном университете имени академика Б.Гафурова

Научным руководитель:

Официальные оппоненты:

Шарифзода Файзулло, доктор педагогических наук, академик АОТ, профессор, (зав. отделом науки и инноваций Академии образования Таджикистана)

Мнралиев Абдусалом Мнралиевич -

доктор педагогических наук, профессор (проректор по учебной работе Таджикского национального

университета)

Мухтарова Гавхар Гулямовна кандидат педагогических наук, доцент (декан факультета технологии и предпринимательства Таджикского государственного педагогического университета им.С.Айни)

Ведущая организация:

Таджикский государственный языков им. С.Улугзода

институт

Защита состоится «07» декабря 2013г. в 13:00 часов на заседании Диссертационного совета Д.047.016.01 по присуждению учёной степени доктора и кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01-общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) при Академии образования Таджикистана (734024, г.Душанбе, ул.С.Айни, 45).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии образования Таджикистана и на сайте Академии (vwAv.aot.ti').

Текст автореферата размещен на официальном сайте ВАК Минобрнауки РФ уу\у\у.геГега! vak@mon.gov.ru

Автореферат разослан «05» ноября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессор Негматов С.Э.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

В условиях внедрения рыночной экономики и влияния глобализации в Республике Таджикистан приоритетную ценность приобретает решение вопросов, связанных с формированием высокого нравственног о сознания и культуры адекватного поведения современной студенческой молодежи. Решение данной стратегической задачи напрямую зависит от нравственной культуры личности будущего учителя - «воспитатель сам должен быть воспитан», - а также от его профессионально-этической подготовки. Под последним подразумевается вооружение будущего учителя современной методологией и технологией в области нравственного воспитания подрастающею поколения.

Анализ культуры нравственного поведения подрастающего поколения, теории и практики профессионально-этической подготовки будущего учителя свидетельствует о неэффективности используемых средств, методов и форм нравственного воспитания.' Особую актуальность проблема нравственного воспитания приобретаетсреды учащейся молодежи, особенно студенческой, которые проявляют свою активность, как в прогрессивных, так и регрессивных социально-политических ситуациях, этнических и межэтнических процессах. Наглядно это проявилось в нашей стране в начале 90-х годов предыдущего столетия, где наряду с другими слоями населения в вооруженный конфликт были вовлечена и студенческая молодежь. В результате обострения внутренних противоречий произошло противостояние между молодежью, представляющие разные местности, кланы и регионы. Воапечение молодежи, особенно студеотов в гражданскую войну, могло в будущем стать источником новых и кровавых столкновений на межрегиональной основе. Однако, благодаря мудрой политике Президента страны Эмомали Рахмона, национального примирения и единения всех народов Таджикистана в республике был сохранен мир и стабильность, которая продолжается и ныне. Задача всего общества, в том числе подрастающего поколения - сохранить и приумножать мир, завоеванный ■ в результате больших усилий и высокой гражданской и патриотической ответственности. В современной отечественной педагогической науке все еще чувствуется острая необходимость исследовать проблемы формирования нравственной идешнчносш молодого поколения, определить причины упадки нравственных устоев среди молодежи, проявления местничества, неуважение, к представителям других этнических групп, толерантной культуры и взаимоуважения ипр. ' ■

Исходя из этого, возникла необходимость в'поиске и разработке новых, актуальных средств, методов и форм Нравственного' воспитания, адекватных решению современных задач- Нравстьенного воспитания молодежи. Принятие Закона «Об ответственности родителей- за обучением воспитание детей» стало Надежным факторов в 'направлении'повышения усилий в решении настоящей актуальной социальной задачи.

з

В современных условиях необходимо интенсифицировать и оптимизировать процесс формирования национального сознания и самосознания подрастающего поколения с одной стороны, и совершенствования подготовки подрастающего поколения к межнациональному общению с другой стороны. В связи с этим духовно-нравственное воспитание молодежи предполагает использование в качестве содержания нравственного воспитания как общенациональные духовно-нравственные ценности, так и общечеловеческие духовно-нравственные ценности. С учётом данного постулата возникает необходимость в модернизации теории нравственного воспитания студенческой молодежи, в особенности в профессионально-этической подготовке будущих учителей. Наряду с родителями они призваны воспитать современную молодежь в духе общенациональных интересов и общечеловеческого гуманизма. В этом контексте ведущую роль играют нравственные ценности и убеждения, умения и навыки, которые составляют основу формирования активной жизненной позиции у современной молодежи.

Нравственные ценности и убеждения составляют платформу формирования у молодежи идейно-культурной направленности и активной жизненной позиции. Отсюда, необходимость теоретической и методологической разработки данной проблемы приобретает сегодня исключительную социальную и политическую значимость.

В связи с этим возникает объективная педагогическая потребность в переосмыслении содержательных сторон научных знаний о нравственности и культуре, критериев их отбора, которые предполагают неразрывное сочетание общечеловеческих, гуманистических, патриотических и толерантных компонентов нравственной Культуры в сознании и поведении формирующейся личности.

Учет усложненных обстоятельств в сфере воспитания требует пересмотра и переосмысления исходных научных позиций, широкого охвата и всестороннего анализа научных данных философов, социологов, психологов, этнографов, демографов и педагогов, создания творческой модели нравственного воспитания, стратегии формирования нравственной культуры личности, которая по своей теоретической и практической конструкции отвечала бы требованиям современности.

Степень разработанности проблемы.

В настоящем исследовании мы опирались на теоретические исследования видных ученых, в которых раскрываются проблемы единства сознания и деятельности, взаимодействия и взаимовлияния внешних и внутренних факторов человека, связи развития личности и общества (Б.Г.Ананьев, Л.М.Архангельский, С.С.Битанес, В.А.Багинин, Л.П.Буева, О.Г.Дробницкий, А.К.Уледов); вопросы нравственности в философии Рудаки, Фирдоуси, Джами, Кайковус, С..Айни; идеи гуманизации воспитания (М.Лутфуллоев, Ф. Шарифзода, . И..Х..Каримова, К.Б.Кодиров, А.Нуров и др.); вопросы нравственности в философии (Аль-Фараби и др.).

4

В анализе составных компонентов системы нравственно-культурного воспитания мы опирались на труды В.Г.Афанасьева, В.П.Кузьмина, Э.Г.Юдина и мн. др.

При проведении исследования мы учитывали результаты анализа социально-психологических характеристик личности как системы ведущих отношений (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский); гуманизации и демократизации процесса воспитания (И.Х.Каримова, Г.Н.Гумницкий,

A.В.Зосимовский); пути совершенствования педагогического руководства отношения нравственно-ответственной зависимости (А.С.Макаренко); роль ведущих видов деятельности и социальной ситуации развития в процессе онтогенеза как фактор формирования нравственной личности (А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.); общение и деятельность как условие формирования и развития личности (А.А.Бодалев,

B.Н.Мясищев, Л.Я.Коломинский, В.А. Ким и др.); этапно-циклическое становление личности, воспитание нравственных отношений (Н.Е.Щуркова).

Анализ становления и развития теории нравственного воспитания позволил выявить наличие ряда концепций: процесс нравственного воспитания как управление деятельностью школьника, включенного в социально-нравственные отношения (Е.В.Шадрина, А.Г.Ковалев); процесс нравственного воспитания через формирование опыта нравственных отношений (И.С.Марьенко, Л.И.Новикова, А.Т.Куракин и др.); формирование нравственной личности с позиции совершенствования нравственной направленности личности (Е.В.Бондаревская, З.И.Васильева, А.В.Зосимовский, В.В.Трифонов); нравственное становление личности как взаимодействие объективных и субъективных факторов М.А.Вейт, Л.И.Рувинский и др.).

Проблеме формирования нравственных ценностей у современной молодежи посвятили свои труды ученые республики (М.Лутфуллоев, И.Х.Каримова, Ф.Шарифзода, Ш.Шаропов, А.Нуров, Б.Маджидова и др.).

Многообразие концептуальных подходов к проблеме нравственного воспитания свидетельствует, с одной стороны, о настоятельных поисках педагогической мысли в этом направлении, а с другой стороны - наводит на мысль, что каждый из исследователей может «охватить» лишь отдельные аспекты этой сложной проблемы в силу ограниченности собственных возможностей.

Однако усилия ученых, в основном, направлены на исследование процесса нравственного воспитания учащихся общеобразовательных школ, а вопросу нравственного воспитания студенческой молодежи уделено недостаточное внимание, хотя об этом много пишут и говорят философы, экономисты, историки, психологии и педагоги. При этом выделяют такие вопросы, как: «Какова роль студенчества в развитии общества?» «Какова специфика формирования социально-активной позиции личности студента в стенах вуза?» Экономисты обращают внимание на качественную сторону

подготовки специалистов в стенах вуза для успешного решения социально-экономических задач страны. Психологи акцентируют внимание на изучение специфики психофизиологических факторов в юношеском возрасте. А педагоги указывают на недостаточную разработанность методики организации учебно - воспитательного процесса в вузе и пр^

Практический анализ литературных источников по проблемам нравственного воспитания показал, что вопрос формирования нравственной культуры личности будущего учителя изучен недостаточно и является актуальной проблемой вузовской педагогики.

Отсутствие теоретических разработок и потребность практики в научно-обоснованных рекомендациях по формированию нравственно-культурных качеств V студенческой молодежи предопределили выбор темы диссертации: «Педагогические условия формирования системы нравственных ценностей будущего учителя в профессионально -

этической подготовке».

Целью исследования является теоретическое и методологическое

обоснование путей оптимизации процесса формирования нравственных

ценностей студентов на этапе их профессионально - этической подготовки.

Объект исследования: профессиональная и нравственная культура

личности будущего учителя.

Предмет исследования - педагогические условия и факторы формирования нравственных . ценностей будущего учителя в

профессионально - этической подготовке. Гипотеза исследования

В основу рабочей гипотезы включено предположение о том, что успех формирования нравственных ценностей студенческой молодежи будет

протекать успешно, если:

- учитывать потребность молодежи в самоутверждении;

- целенаправленно организовать самовоспитание морально-волевых

качеств;

- постоянно совершенствовать межличностные и личностно-групповые

взаимоотношения;

- своевременно вносить коррективы в развитии нравственно-культурных норм поведения в сфере межличностных отношении

современной студенческой молодежи.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования в работе поставлены следующие задачи теоретического и

. прикладного характера:

-проанализировать состояние теории и практики формирования

нравственной культуры студенческой молодежи;

-изучить и обобщить опыт формирования нравственной культуры'личности студента в академических группах;

-путем опытно-экспериментальной работы выявить пути совершенствования нравственных взаимоотношений студентов;

-разработать методические рекомендации по планированию и управлению процессом нравственного воспитания студенческой молодежи.

Ведущая идея исследования заключается в рассмотрении проблемы формирования нравственной культуры личности на основе

общенациональных и общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, основанной на гуманистических идеях.

Высокий уровень нравственной культуры предполагает формирования активной жизненной позиции. Одновременно у личности должны быть развиты такие нравственные качества, как гуманизм, коллективизм, высокая требовательность к себе и окружающим людям, чувство патриотизма, сознательное отношение к своей будущей профессии и т.п.

Методологическую основу нашего исследования составляют диалектико-материалистическое учение о социальной сущности человека, неразрывной связи мировоззрения и морали, единства нравственного сознания и поведения, ведущая роль общения и деятельности в нравственном становлении личности.

Источники исследования: труды философов, социологов, психологов и педагогов по проблемам морали и этики, планирования и управления процессом нравственного воспитания, официальные документы и законодательные акты. В том числе, Конституция Республики Таджикистан, Концепция общеобразовательной средней школы Республики Таджикистан, Закон «Об образовании Республики Таджикистан», планы воспитательной работы кураторов и деканата вузов, собственный опыт автора в качестве куратора, организация разных видов мероприятий воспитательного характера среди студенческой молодежи и пр.

Научная новизна исследования заключаются в следующем:

- разработана теоретическая концепция сущности формирования нравственно-культурной личности студента в условиях Республики Таджикистан;

- доказана целесообразность рассмотрения нравственной культуры как основы формирования всесторонней гармонично развитой личности;

- представлена модель формирования нравственно-культурной личности будущего учителя;

-сконструирована модель структуры личности студента как цель воспитательного процесса,

- дана научно обоснованная интерпретация цели, средств, уровней и сфер нравственно-культурного воспитания студенческой молодежи; ;

- охарактеризованы условия проявления нравственно-культурных норм поведения студента в сфере совместной деятельности и общения.

Теоретическая значимость исследования" заключается В: следующем:

- расширены сведения о понятиях «нравственная позиция современной молодежи», «культурно-нравственные ценности», • «профессионально-этическая подготовка будущего учителя» и пр. ::.!

-разработана теоретическая модель системного подхода к формированию нравственной культуры личности студента - будущего учителя;

-сформулирована теоретическая основа объективной необходимости организации нравственного самовоспитания студенческой молодежи;

-внесен определений вклад в теорию и практику нравственного воспитания студенческой молодежи.

Практическая значимость исследования состоит в следующем: -разработанная система нравственного воспитания молодежи, основу которой составляют общечеловеческие нравственные качества (гуманизм, коллективизм, проявление требовательности к себе и т.п.), а также сконструированная модель формирования нравственно-культурного сознания й нравственно-национального самосознания молодежи могут быть использованы в совершенствовании процесса нравственного воспитания студентов; '>

-разработанная диагностическая методика выявления развития межличностных и личностно-групповых взаимоотношений в академической группе поможет'педагогам вуза совершенствовать процесс нравственного воспитания студенческой молодежи;

-выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в ходе проведения лекционных и практических занятий по педагогике и при чтении спецкурса «Профессиональная этика».

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются методологией и комплексом использованных методов в соответствии с направлениями исследуемой проблематики, задачами и логикой исследования, репрезентативностью выборок, всесторонним анализом результатов опытно-экспериментальной работы, внедрением ее рсзу.и. :;;тов в практику нравственного воспитания студенческой молодежи, обсуждением результатов исследования в различных научно-методических конференциях.

Основные положения, выносимые на защиту:

-в основу концепции формирования нравственной культуры личности положены философские идеи самоуправляемости человека, представлена система развития нравственно-культурных качеств, этических знаний и их соблюдения в сфере общения и совместной деятельности;

-показатели результативности системы формирования нравственной культуры, в которой критериями достижения частных задач воспитания гуманизма и коллективизма являются реализация более общих целей воспитания - воспитание нравственно-культурных качеств, нравственно-культурная позиция личности в сфере межличностных отношений;

-содержание и структура формирования нравственной культуры личности тесно связаны с организацией ее самовоспитания:

-совершенствование методики формирования нравственной культуры молодежи позволяет вывести межличностные взаимоотношения студентов

8

на новый, высокий, совершенный уровень - проявление нравственно-культурных норм поведения.

Этапы и организация исследования.

Первый этап (2008-2009 гг.) - посвящен анализу уровня сформированное™ нравственного сознания и культуры нравственного поведения подрастающего поколения, изучению и осмыслению состояния проблемы формирования нравственно-культурных качеств у студенческой молодежи в педагогической теории и практике. На этом этапе была определена также стратегия и тактика исследовательской работы.

Второй этап (2010-2011 гг.) был направлен на разработку программы и методики опытно-экспериментальной работы по формированию нравственной культуры у студенческой молодежи. Проводились беседы, анкетирование, наблюдения, социометрический опрос, опытно-экспериментальная работа, направленная на изучение условий, путей и средств, активно влияющих на нравственно-культурное развитие личности.

Третий этап (2011-2012 гг.) был связан с подведением итогов исследования, проводилась работа по осмыслению и теоретическому обобщению накопленного эмпирического материала, внедрению результатов исследования в учебно-воспитательный процесс вуза, а также были разработаны методические рекомендации по изучению и формированию нравственно-культурных качеств личности студента.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Худжандском государственном университете имени академика Б.Гафурова.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников, включающего 250 наименований. Общий объем текста - 173 страницы. Работа иллюстрирована рисунками, диаграммами, графиками, таблицами, формулами.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введение обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются объект, предмет исследования, гипотеза, задачи; раскрываются методологические основы, научная новизна, положения, выносимые на защиту, практическая значимость исследования и методика его организации.

Первая глава - «Теоретико-методологические основы нравственного воспитания студенческой молодежи» - состоит из четырех разделов.

В первом разделе дан анализ теоретических и методологических основ нравственного воспитания студенческой молодежи на современном этапе; второй раздел посвящен рассмотрению нравственной культуры как основы формирования всесторонне развитой личности; в третьем анализируется социально-педагогическая проблема формирования национального самосознания у студенческой молодежи; четвертый раздел

включает психолого-педагогическую характеристику студенческого коллектива как социально-педагогической системы.

Общественные и личностные отношения как важнейшая сторона человеческой деятельности и общения представляют собой не только объективные конкретно-исторические формы взаимодействия людей в процессе производства, формы определенной экономической и социальной структуры общества. Они являются также специфической формой существования и проявления личностной структуры, нравственно-культурной сущности индивидов, составляющих данное общество.

По нашему мнению, общение как личностная форма функционирования нравственно-культурных отношений означает в реальной жизни, что каждый отдельный человек выступает, в качестве неформального педагога, воспитателя другого человека. Это реальный процесс взаимовоспитания и взаимообучения людей в сфере их прямого и косвенного общения охватывает все без исключения области. нравственно-культурной жизни и деятельности людей: духовно-эстетическую, нравственную, физическую, общественно-политическую и др.

Автор правомерно, отмечает, что процесс формирования нравственной личности сложен и противоречив. На него оказывают воздействие различные факторы: условия жизни, усвоение знаний, общение и деятельность. Он протекает преимущественно целенаправленно через множество каналов, среди которых одним из главных является учебно-воспитательная система работы в вузе. .

В ходе учебы студент постоянно усваивает новые понятия в области нравственной культуры. Он овладевает их содержанием, опираясь на конкретные представления о различных явлениях, которые охватываются данным понятием, и на имеющуюся систему понятий. Важным является обращение студента к своему личному опыту на основе стимулирующего обучения и непрерывного его совершенствования.

В результате проведенного исследования нами выявлено, что основное противоречие в области воспитания студенческой молодежи сводится между требованиями, предъявляемыми обществом на современном этапе развития Республики Таджикистан к формированию всесторонне развитой, нравственно активной личности, и еще недостаточно совершенными условиями, способами реализации этих требований. Данное противоречие между существующим уровнем воспитательных усилий педагогов и затрат на создание обстоятельств, условий нравственного развития всех членов общества и коллективов на формирование всесторонне развитой личности с одной стороны, и недостаточно полным использованием теории и опыта нравственного воспитания современной молодежи, недостаточно высокой результативностью процесса нравственного воспитания с другой.

Психолого-педагогическое наблюдение и анализ учебно-познавательной и воспитательной деятельности студентов показали, что обучая и воспитывая студентов, высшая школа приобщает их к различным

ю

сферам общечеловеческой культуры. Более того, на базе усвоенных знаний, умений и навыков, способов нравственного поведения формирует личностную направленность мировоззрения, выявляет и развивает творческую индивидуальность каждого студента. В реальной практике эти процессы протекают не одновременно, ибо они разные по своей сути и без специальной педагогической установки могут оказаться изолированными, не скоординированными. Так, например, научные знания в определенной области культуры могут рассматриваться студентами как собственное, личное приобретение без всякой тенденции помочь и поддержать товарища.

Диссертантом сконструирована модель структуры личности студента как цель воспитательного процесса, которая имеет следующее изображение:

Рис. №1 «Структура личности студента как- цель воспитательного процесса»

Постоянное повышение уровня культуры подрастающего поколения -одна из важнейших задач независимого государства Республики Таджикистан. Об этом свидетельствует тот факт, что 2010 год в Республики Таджикистан был объявлен годом поддержки образования и технической культуры.

Характеризуя нравственно-профессиональную позицию личности, автор считает, что важно выявить ее нравственно-культурную структуру, место и роль каждого компонента, их реальную диалектику. Нравственную культуру необходимо рассматривать через систему этических знаний;; и убеждений, нравственных чувств, навыков и умений соблюдения нравственных норм поведенйя в сфере общения и профессиональной деятельности. ; ■

С позиции структурного строения «знания - убеждения - нормы * -

п

чувства - деятельность - общение» можно охарактеризовать как нравственную культуру личности в целом. Каждому из выделенных элементов структуры соответствует определенный вид активности, а вместе они характеризуют нравственно-культурную профессиональную позицию личности как систему личностных качеств, проявляющихся в познавательной, "мировоззренческой, коммуникативной, трудовой, учебной и эмоциональной активной' и.

Схематически данное теоретическое положение можно

иллюстрировать следующим образом:

Рис №2. «Проявление нравственной культуры личности в

различных видах активности».

На наш взгляд, познавательная активность личности - это, прежде всего проявление начального элемента в нравственно-культурной структуре личности, каким являются знания или уровень кругозора личности. Этот вид активности, прежде всего, связан с потребностью личности, ее интересами и способностями. Познавательная активность обеспечивает необходимый уровень знания личности, ее кругозора в формировании общей

нравственной культуры.

Республика Таджикистан эта страна, в которой проживают представители различных наций и народностей. Эти народы имеют свои специфические особенности в языке, культуре, традициях, обычаях, у них своеобразная духовная жизнь, свои национальные особенности. В условиях бывшего Советского союза эти народы жили в единой многонациональной стране. Однако, после приобретения суверенитета бывшими странами

12

Советского союза возросло национальное самосознание каждого из этих народов. По нашим наблюдениям все это заставило урегулировать отношение между народами, усилить воспитательную работу в общеобразовательной школе и в вузе, строить педагогический процесс на основе

национально-культурных традиций.

В этой связи в главе отмечается, что стало актуальной проблема формирования национального самосознания у молодёжи, потому, что именно им предстоит приумножать материальные и духовные ценности общества, оставить последующим поколениям в наследие культуру миротворчества и миролюбия как символ гордости. Следовательно, от того, каким будет нынешняя молодёжь, зависит будущее государства и нации.

Есть объекты, которые являются многоаспектными. Исследование каждого аспекта является прерогативой конкретной науки, т.е. каждый отдельный аспект должен быть исследован именно учеными данной области научного знания. В связи с этим исследование таких многоаспектных и многомерных объектов предполагает интеграцию наук. Каждая отдельная наука должна опираться на результаты исследования других наук. Поэтому изучение национального самосознания с педагогической точки зрения предполагает учёта результатов исследования философских; социологических, психологических и других аспектов.

Полагаем, что основу национального сознания составляет национальное самосознание, которое является формой проявления национальной самоидентификации. Национальное самосознание выражается в национальных взглядах, мнениях, представлениях, чувствах, настроениях, нравах, традициях и обычаях. Национальное это нечто родное: язык, территория, культура, история, настоящее и будущее. Все это для человека должно быт святым. Формирование национального сознания студентов должно быт ориентировано на это.

Исходя из специфики данного научного постулата, автор отмечает, что необходимо формировать у студентов чувство национального самосознания. Это означает, что они должны чувствовать себя представителем конкретной нации, со всеми её атрибутами и что помимо таджиков существуют и другие нации со своими ментальными составляющими. И здесь главный вопрос - как относиться к ним, как организовать интернациональное воспитание.

Результаты исследования показали, что наиболее благоприятное для развития личности студента является его положение хорошо успевающей, общественно активной личности. Но студенты, которым умственный труд дается легко, не так уж много. Большая часть студентов добиваются успехов путем перенапряжения психических и физических усилий. В результате у них появляется состояние внутреннего беспокойства за прочность достигнутых результатов, что нередко приводит к стрессам и даже нервным расстройствам.

Ощущают определенный дискомфорт также студенты, которые

потеряли надевду в силу тех или иных причин (большие пробелы в знаниях, слабые способности, плохая память). Они не всегда способны исправить репутацию «плохих студентов», «неуспевающих», то есть улучшить свое положение в системе межличностных отношений, складывающихся в процессе учебной и общественной деятельности. Неумение в попытке исправить свое положение, они теряют веру в себя, перестают посещать лекционные или практические занятия, настороженно относятся к требованиям формальных студенческих лидеров и профессорско-преподавательского состава, которые хотят им искренне помочь. Нередко они вступают в конфликтные отношения и с коллективом. Таков путь некоторых студентов, находящихся в «зоне» неблагополучных.

По мнению автора, предметом особого внимания профессорско-преподавательского состава, деканата, студенческой общественности должны стать коллективы по общим интересам, кружки, творческие объединения, спортивные секции и т.д. Эти коллективы способствуют формированию нравственных качеств коллективизма, товарищества, чувства ответственности за свои действия и поступки и раскрытию творческих способностей и задатков. Поэтому очень важно, чтобы внеаудиторная деятельность современных студентов была многообразна, так как это дает возможность свободного выбора занятий в соответствии с их интересами.

Вторая глава - «Анализ результатов опытно- экспериментальной работы» - посвящена исследованию проблемы нравственного становления личности студента в академической группе. В ней дано определение содержания и значимости самовоспитания и нравственного становления личности студента - будущего учителя, описание разработки критериев и показателей эффективности формирования нравственной культуры студента; планирование процесса нравственного воспитания студенческой молодежи.

В первом разделе дан анализ процесса формирования нравственного сознания и поведения студентов в различных видах групп, процесс формирования различных видов нравственных качеств. Автор исследования правомерно считает, что академическая группа не является единственным объединением, куда входит студент. Кроме учебы, как правило, общение с людьми продолжается в научном кружке, в спортивной секции, художественной самодеятельности, КВН и пр. Как видно, студент одновременно входит в жизнедеятельность и общение нескольких групп. Та из «их,, которая оказывает более значимое воздействие на формирование нравственно-культурных ценностей, мнением и оценками которой более всега.тдорожит личность, обозначается как референтная группа. Такой референтной группой для студента может быть и учебная, и свободная сфера общения, и дружеский коллектив и др.

Результаты исследования референтной сферы общения современных студентов приводятся в таблице 1.

Таблица 1

м» Курс Лкадемиче екая группа Школьный коллектив По месту жительства Спорт

1 1 курс 15% 45% 30'/о 10%

2 2 курс 25% 39% 25% 11%

3 3 курс 35% 32% 21% 12%

4 4 курс 45% 27% 23% 5%

Анализ результатов исследования показывает, что сфера общения студента в зависимости от курса различна. В частности, студенты первого курса больше тяготеют к общению с коллективом школы. И наоборот, студенты-старшекурсники тяготеют к своему первичному вузовскому коллективу академической группы. Подобное явление автор объясняет тем, что на первых порах обучения в стенах вуза для студентов первого курса представляет большую сложность процесса адаптации в новом коллективе. Поэтому в данном этапе вхождения личности студента в коллектив необходима большая помощь со стороны деканата, кафедр и профессорско-преподавательского состава и, в первую очередь, кураторов.

Путем социометрического опроса диссертант уточняет вопрос, насколько реально взаимосвязанное проявление нравственных качеств студента с его статусом в коллективе. Результаты этого анализа приведены в

таблице 2 (в процентах). Таблица 2

Ведущие нравственные качества

Гуманизм

Коллективизм

Патриотизм

Чувство долга

Совестливость

Ко нтрольная группа

Статус

20

23

22

45

43

44

22

18

Проявление достоинства

19

44

45

60

35

34

34

34

21

Экспериментальная группа Статус _

47

45

43

41

41

30

34

31

* £

25

23

28

31

30

32

40

41

28

.30

V

Результаты опытно-экспериментальной работы показывают

что при

воспитания необходимо обратить

планировании процесса нравственного особое внимание на формирование у студенческой молодежи таких качеств, как гуманизм, коллективизм, патриотизм, чувство профессиональной ответственности и нравственного достоинства, честность, требовательность

к себе ц окружающим людям и т.п.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы уделяли особое внимание содержательной стороне планирования и организации жизнедеятельности студенческой молодежи. Так, например, на кураторских мероприятиях активно использовались диспуты и беседы, связанные с проблемами этики: гуманизмом, честью и достоинством, сущностью нравственных взаимоотношений, профессиональным патриотизмом и т.п.

В следующем разделе второй главы автор акцентирует внимание на необходимость формирования определенных нравственных качеств у студентов для оптимальной организации умственного труда. По нашему мнению, отсутствие дисциплинированности и требовательности к себе ведет к хаотичности в организации умственного труда. Все это, в свою очередь, ведет к психическому и физическому перенапряжению в период экзаменационной сессии, а это пагубно влияет на здоровье и психику студента. Наша опытно-педагогическая работа в вузе и беседы со студентами показывают, что у студентов во время экзаменационной сессии чаще наблюдается подверженность отрицательным стрессам.

Ниже приводятся результаты опроса студентов ХГУ им акад.Б.Гафуров (в процентах).

Таблица 3

№№ Группа студентов, проявляющих себя как: Не могут принимать верные решения на экзамене

очень редко, % иногда, % постоянно, %

1 целеустремленные 85 10 5

2 недисциплинированные 35 30 35

Проведенный анализ анкетного опроса студентов позволяет говорить о необходимости акцентировать внимание на формирование у студентов нравственных качеств, целеустремленности в течение всего периода их обучения в стенах вуза.

Результаты исследования позволяют условно выделить три уровня сформированности у студентов фактора целеустремленности. Первый -высокий уровень целеустремленности характеризуется постоянством проявления у студентов нравственно-культурных качеств в различных видах совместной деятельности: в учебной, игровой, общественной и т.п. Одновременно эта группа студентов отличается тем, что они постоянно нацелены на самовоспитание качества целеустремленности.

Второй - средний уровень целеустремленности отличается от первой группы тем, что проявление нравственно-культурных качеств у студентов носит эпизодический характер в зависимости от конкретной ситуации. Эта группа студентов чаще попадает под негативное влияние своих товарищей. Например, под влиянием прессинга неорганизованных студентов они могут пропускать занятия или совершать правонарушение.

Третья группа студентов - это те, у которых отсутствуют элементарные этические знания, которые часто вступают в конфликты с товарищами и профессорско-преподавательским составом. Эта группа студентов занимает в коллективе низкий статус, что приводит к отдалению от первичного коллектива. Если своевременно не провести воспитательную работу с этой группой студентов, они могут оказаться в «зоне» правонарушений.

Третий раздел второй главы включает типологию итогов и результатов воспитательной работы по формированию нравственного сознания и поведения будущих учителей. Анализ теории и практики нравственного воспитания студенческой молодежи позволяет представить систему существенных признаков формирования нравственно-культурной личности. Диссертантом выделены условно три группы результатов, которые можно отнести к основным и определяющим направлениям дальнейшего, перспективного исследования.

Первая группа - это результаты воспитательной работы, выражающиеся в прогрессе студенческой группы в целом, совершенствовании образа жизни каждого его члена, успешном решении задач нравственно-культурного воспитания. В данном случае речь идет о взаимодействии основного закона общественной формации, законов развития отдельных сфер жизнедеятельности общества с закономерностью формирования нравственной культуры личности. То, что эти результаты носят косвенный характер, не снижает их значения. «Косвенность» не означает малой значимости. В процессе воспитательной деятельности, как и в любой другой, главное - воспитательный эффект.

Вторая группа результатов воспитательной деятельности выражает непосредственный уровень воспитанности (сформированности); реальной включенности в общественную жизнь, уровень мировоззренческой, гражданской, профессиональной, нравственной и культурной зрелости и активности каждого члена студенческого коллектива. Личность при этом рассматривается как мера присвоения нравственно-культурной сущности й мера созидательной и творческой активности.

Третью группу результативности воспитательной деятельности вуза составляют результаты организаторской работы, которая пронизывает весь процесс формирования нравственной культуры личности, обладает специфическими особенностями, имея в виду оценки качества работы педагогов вуза, планирования, организации, контроля, корректировки воспитательного процесса. Одновременно оценка того, насколько грамотно педагоги (кураторы) подготовлены определить критерии результативности воспитательной деятельности, т.е. навыки и умения давать оценку собственной деятельности.

Четвертый раздел второй главы посвящен оптимальному планированию нравственного воспитания студентов в вузе. Особое значение имеет прилагаемые к плану методические рекомендации, в которых

раскрыты принципы планирования. Основная цель и задачи плана, его структура, педагогические принципы положены в основу планирования, показаны пути его реализации. Подобный опыт имеет место в работе кураторов ХГУ им академика Б.Гафурова. В силу того, что перспективный план отражает всю систему нравственного воспитания в вузе, необходимо учесть не только виды работы, которые непосредственно связаны с воспитательным воздействием, но и указать мероприятия по обеспечению самого процесса воспитания. К ним относятся: изучение личности студента, его социально-демографических, этнических, морально-психологических характеристик, отношений в коллективе, морального климата в академических группах, условий жизни студентов, проведение исследований бюджета времени студентов и т.п.

Исследование показывают, что часто эта сторона работы не учитывается кураторами. Отсутствие этих вопросов в плане воспитательной работы свидетельствует о том, что или они совсем не проводятся, или проводятся стихийно, что затрудняет процесс целенаправленного воздействия на нравственно культурное становление личности студента, снижает возможность своевременного внесения корректив в план воспитания.

Важной стороной планирования нравственного воспитания в вузе является его количественный аспект. Однако необходимо учесть, что количество планируемых мероприятий должно выступить в единстве с их глубоким качественным содержанием, и тогда оно будет соответствовать задаче формирования целостного морального облика студента.

По мнению автора для того, чтобы план куратора был действенным документом и способствовал эффективности нравственного воспитания в группе, он должен отвечать ряду педагогических требований. Анализ опыта работы кураторов ХГУ имени академика Б.Гафурова позволяет сформулировать ряд требований к плану куратора. Прежде всего, подчеркиваем значимость целенаправленности плана. План воспитательной работы может стать руководящим документом, если он будет иметь научную основу. В нем важно определить целенаправленность в деятельности куратора, исходя из общей цели и задач нравственного воспитания. Все частные воспитательные задачи должны содействовать достижению основной цели вуза - всестороннему и гармоничному развитию личности студента, подготовке ее к активной профессиональной деятельности.

Следует отметить также разнообразие форм и методов воспитательной работы с будущими учителями. Иногда в некоторых группах единственной и универсальной формой нравственного воспитания становятся кураторские часы, а основным методом индивидуального воспитания - беседы с недисциплинированными студентами. Между тем кураторы-новаторы применяют разнообразные формы и методы воспитательной работы, которая способствует организации воспитательной работы на более эмоциональном

18

и интересном для студенческой молодежи (особенно для первокурсников) уровне. Наряду с групповой работой необходимо планировать и индивидуальную работу с учетом интересов и склонностей студентов.

Другой не менее важный аспект - обеспечение систематичности и последовательности в нравственном воспитании студенческой молодежи. Воспитательные мероприятия, планируемые куратором, должны исходить из того, что каждое последующее мероприятие должно быть продолжением предыдущего и основываться на достигнутые результаты. При отсутствии учета достигнутого в воспитательной работе результата невозможно формировать у студентов навыки и умения проявления нравственных норм поведения в различных видах деятельности и общения.

Автор считает, что в современных условиях особую роль играет реальность плана. При составлении плана не следует ставить невыполнимые задачи. Нельзя увлекаться количественными показателями мероприятий. Лучше предусмотреть реализацию нескольких конкретных и реальных задач.

Далее - согласованность в планировании воспитательной работы. При подготовке к планированию воспитательной работы необходимо ознакомиться с факультетским планом, в котором обычно раскрываются задачи воспитательной работы факультета. Это поможет куратору составить реальный и действенный план, согласовать и скоординировать его с деятельностью коллектива факультета, с практическими делами студенческого самоуправления.

Результаты исследования подтвердили первоначальную построенную гипотезу и позволили сформировать следующие теоретические и методические выводы, имеющие рекомендательный характер:

1. Раскрытие источников и механизмов нравственно-культурного потенциала человека в его становлении как личности - проблема комплексная, а потому она может успешно решаться при условии учета социально-экономических, правоведческих, этнических, демографических, психологических и педагогических аспектов.

2. Основу необходимости анализа тех или иных сторон нравственно-культурного становления человека может быть лишь непосредственно сам процесс формирования личности во всей его целостности и в наиболее важных проявлениях жизнедеятельности.

3. В условиях глобализации равноценную значимость приобретают как общечеловеческие нравственно-культурные ценности, особенно в условиях интенсификации международных связей и плодотворного сотрудничества, так и общенациональные культурные ценности, особенно в условиях востребованности идей общенационального единства и национального самосознания. Соответственно, общечеловеческие и национальные культурные ценности должны составить основное ядро содержания нравственно-культурного воспитания студенческой молодежи.

4. Нравственно-жизненная позиция внутренне тесно связана с

19

целеустремленным и целенаправленным долговременным планированием перспектив нравственно-культурного развития как академической группы в целом, так и отдельно взятой личности студента.

5. Управление процессом нравственного воспитания должно быть основано на определение четкой цели и конструирования модели личности студента со всеми свойствами и качествами, соответствующими его будущей профессиональной деятельности. Поэтому важен вопрос о выявлении качественных и количественных характеристик объекта, при помёШи которых он может быть оценен и «измерен». Без определения критериев оценки различных свойств личности студента, а также воспитательных воздействий, направленных на формирование всесторонне и гармонично развитой личности будущего специалиста, нельзя успешно решить проблему эффективности учебно-воспитательного процесса вуза.

6. Учет и оценка воспитательной деятельности вуза выступает как важный фактор оптимизации процесса нравственно-культурного воспитания, «преднамеренно-оценочная» деятельность как необходимое условие повышения эффективности. В этом плане отсутствие оценки хуже, чем наличия отрицательной оценки. А это значит, что не может идти речь о сознательном повышении эффективности управления воспитательной деятельностью, пока система остается неоцененной, пока нет методов сравнения ее теперешнего состояния с предыдущим и будущим, пока не обеспечена обратная связь от результатов к цели.

7. Методологически важной концепцией, характеризующейся своей нравственно-культурной ориентацией и общечеловеческим моральным содержанием в исследовании проблемы, является культурологический подход, который позволяет понять сущность человеческих отношений, которые возникают в различных видах деятельности и общения.

8. Результаты зрелости и действенности нравственно-культурного сознания студента проявляются в целостной картине нравственной воспитанности личности. Вместе с тем, нельзя упускать из виду и такой факт, что различия в уровне нравственно-культурных качеств можно выявить по критериям «способность к нравственной регуляции личности».

9. Нравственная активность, проявляемая студентом в ситуации реальной ответственности, является «строительным материалом» формирования его нравственно-культурного сознания. Поэтому сам процесс нравственно-культурного становления на личностном уровне может быть представлен как овладение студентом ситуации реальной нравственной ответственности. Здесь происходит реализация его моральных возможностей, накопление и моральное осмысление положительного нравственно-культурного опыта и развитие на этой основе способностей к нравственной регуляции и самооценке собственного поведения.

Сказать сегодня, что в этом направлении не существуют проблемы, значит сильно приукрасить реальное положение дел в этой сфере. Диссертант надеется, что предпринятая им попытка сделать анализ

20

состояния проблемы в этой области даст мощный толчок в активизации научных и практических поисков, в развитии теории и практики совершенствования нравственно-культурного воспитания молодежи.

Настоящее исследование, естественно, не исчерпывает всех вопросов, связанных с весьма сложной проблемой формирования нравственно-культурной личности будущих учителей. Необходима дальнейшая разработка комплекса интегральных критериев, определяющих результативность системы. Остается нерешенной проблема преемственности формирования нравственно-культурной личности будущих педагогов в процессе всего периода обучения в вузе (уровень магистратуры). С изучением указанных проблем авгор связывает перспективы дальнейших научно-исследовательских изысканий и работ.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ НАШЛИ ОТРАЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:

¡.Статьи, опубликованные в изданиях из перечня ведущих рецензируемых ясурналов, рекомендованных ВАК:

1.Нематов П.С. Нравственная культура-основа формирования всесторонне и гармонично развитой личности //Вестник Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова. - Худжанд: Ношир.-2012, №4 (32), часть 1. - С. 128-137.

2.Нематов П.С. Исходные теоретические позиции в мировой научной литературе и её роль в решении задач нравственного воспитания молодёжи //Вестник Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова -Худжанд: Ношир.-2013, №2 (35),часть 1., -С.214-225.

II. Статьи, опубликованные в других научных журналах и изданиях:

3.Нематов П.С. Взаимодействие в общении и его технология //Некоторые проблемы эффективности обучения и воспитания младших школьников. Худжанд, изд-во «Нури маърифат». 2010. - С.14-23.

4.Нематов П.С. Подготовка будущих учителей к взаимодействию в общении //Материалы республиканской конференции - «Актуальные проблемы преподавания естественных и технических наук в средних и высших школах», Худжанд, 5-6 июля 2010 г. - С.234-238.

5.Нематов П.С. Развитие мышления в процессе общения Журнал «Маорифи Точикистон». №3, 2010. - С. 41-46. (на тадж.яз).

6.Нематов П.С. Технология нравственного взаимовоздействия в процессе общения. - Худжанд: Меъродж. 2011. -28с. (на тадж.яз).

7.Нематов П.С. Исходные теоретические позиции в решении задач нравственного воспитания молодежи на современном этапе. - Худжанд: Нури маърифат. 2011.-28с.

8.Нематов П.С. Формирование нравственного сознания в процессе общения. - Худжанд: Меъродж. 2012.-41с. (на тадж.яз).

9.Нематов П.С. Студенческий коллектив как социально-педагогическая система. - Худжанд: Нури маърифат. 2012.-24с.

10.Нематов П.С. Формирование убеждения в процессе общения -Худжанд: Нури маърифат. 2013 -42с. (на тадж.яз).

И.Нематов П.С. Характеристика нравственного становления личности студента в академической группе. - Худжанд: Нури маърифат. 2013. -36с.

Сдано в печать 3.11.2013 г. Подписано в печать 4.11.2013. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная.

Печать офсетная. Тираж 100 экз. Отпечатано в типографии «Сифат» г.Душанбе, ул.Айни 45

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Нематов, Парвиз Сатторович, Душанбе

ХУДЖАНДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Б. ГАФУРОВА

На правах рукописи

Нематов Парвиз Сатторович

Педагогические условия формирования системы нравственных ценностей будущего учителя в профессионально-этической подготовке

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

(педагогические науки)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор педагогических наук,академик АОТ, профессор Ф.Шарифзода

Худжанд- 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3

Глава 1. ТЕОРЕТИКаМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ..............................13

1.1 Исходные теоретические позиции в решении задач нравственного воспитания молодежи на современном этапе.....................................13

1.2 Нравственная культура - основа формирования всесторонней гармонично развитой личности.....................................................................33

1.3 Формирования национального самосознания у студенческой молодежи как социально - педагогическая проблема............................49

1.4 Студенческий коллектив как социально-педагогическая

система....................................................................................63

Вывода го первой главе.....................................................................~91

Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

РАБОТЫ....................................................................................93

2.1 Характеристика нравственного становления личности студента в академической группе..................................................................93

2.2 Самовоспитание и нравственное становление личности студента......112

2.3 Критерии и показатели эффективности формирования нравственной культуры студента....................................................129

2.4 Планирование процесса нравственного воспитания студенческой

молодежи....................................................................................................140

Выводы говгсрсй главе.....................................................................153

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................155

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНЖОВ...............................................162

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. На современном этапе развития Республики Таджикистан одной из самых актуальных задач является поиск путей и средств совершенствования нравственно-культурных ценностей в обществе, возрождения традиционных форм воспитания, привития их современной молодежи, отвечающей требованиям цивилизованного общества.

Новое научное осмысление теории и практики нравственного воспитания с учетом общечеловеческих моральных ценностей является той фундаментальной базой, на которую необходимо опираться в совершенствовании процесса нравственного воспитания современной молодежи.

В Национальной концепции воспитания Республики Таджикистан особо выделяется идея о том, что: «Современный Таджикистан находится в состоянии поиска наиболее приемлемых и демократических форм общественного переустройства. Логика развития этих поисков - движение к обществу гражданского типа с социально-ориентированной рыночной экономикой»(139). А это значит, что сегодня необходимо по-новому оценивать роль нравственного воспитания молодежи в развитии суверенного общества.

Особую актуальность проблема нравственного воспитания приобретает среды учащейся молодежи, особенно студенческой, которые проявляют свою активность, как в прогрессивных, так и регрессивных социально-политических ситуациях, этнических и межэтнических процессах. Наглядно это проявилось в нашей стране, где наряду с другими слоями населения в вооруженный конфликт были вовлечены и студенческая молодежь, где в результате обострения внутри этнических противоречий образовалось противостояние между молодежью, представляющими разные местности, кланы и регионы. Вовлечение молодежи, особенно студентов в гражданскую войну могло в будущем стать источником новых, более опасных столкновений на межрегиональной основе. В сложившейся ситуации возникла острая необходимость исследовать проблемы формирования нравственной идентичности молодежи, определить причины упадки нравственности, проявления местничества, неуважение к представителям

« и I > м 1" , > * \ и I * « 3 *

других этнических групп и т.д.

Формирование нравственной культуры личности и активная жизненная позиция молодежи - это нахождение своего аспекта, свое особое взаимодействие со всеми личностными качествами и, прежде всего с гуманистическими и патриотическими. Нравственно-культурные качества, являясь интегральной характеристикой личности, вместе с тем раскрывают отношение человека не только к социальной

II

среде, интересам и идеалам той или иной социальной группы, но и, прежде всего,

I к своей роли и месту в обществе. На принятые в последние годы в

Республике Таджикистан новые государственные нормативные документы и акты: Законы Республики Таджикистан «Об образовании», «О культуре», «Концепция национальной школы», «Национальная концепция образования», «Национальная концепция воспитания», «Программа этнокультурного образования в республике», «Государственные стандарты высшего профессионального образования» и т.п., где одной из важнейших задач, поставленных перед образованием в условиях создания суверенного общества, является формирование высоконравственной личности. Поэтому нравственные знания и убеждения составляют платформу формирования у молодежи нравственной направленности и активной жизненной позиции. Отсюда необходимость теоретической и методологической разработки данной проблемы приобретает сегодня исключительную социальную и политическую значимость.

Возникает объективная педагогическая потребность в переосмыслении содержательных сторон научных знаний о нравственности и культуре, критериев их отбора, которые предполагают гармоническое сочетание в сознании и поведении формирующейся личности общечеловеческих, гуманистических, патриотических и

1 этноспецифических компонентов нравственной культуры.

Степень разработанности проблемы.

I Учет усложненных обстоятельств в сфере воспитания требует пересмотра и

I

переосмысления исходных научных позиций, широкого охвата и всестороннего

» анализа научных данных философов, социологов, психологов, этнографов,

а

4 демографов и педагогов и создание творческой модели нравственного воспитания,

которая по своей теоретической и практической конструкции удовлетворяла бы требованиям времени.

В своем исследовании мы опирались на методолого-теоретические исследования видных ученых, в которых раскрываются проблемы единства сознания и деятельности, взаимодействия и взаимовлияния внешних и внутренних факторов человека, связи развития личности и общества (Б.Г.Ананьев /8/, Л.М.Архангельский /9/, С.СБитанес /23/, В.А.Багинин /21/, Л.П.Буева /39/, О.Г.Дробницкий /63; 64/, А.К.Уледов /181/; вопросы нравственности в философии Рудаки, Фирдоуси, Джами, Кайковус, С.Айни; идеи гуманизации воспитания МЛутфуллоев /114/, ФШарифзода /197/, И.Х.Каримова /79/, К.Б.Кодиров /76/,А.Нуров /145/ и др.).

В анализе составных компонентов системы нравственно-культурного воспитания использовали труды системолошв В.ГАфанасьева /14/, ВИКузьмина /99/, Э.Г.Юдина/213/и др.

При проведении исследования мы учитывали результаты анализа социально-психологических характеристик личности как системы ведущих отношений (Б.Г.Ананьев /8/, ЛЛБожович /33/, Л.С.Выготский /44/); гуманизации и демократизации процесса воспитания (Г.Н.Гумницкий /57/, А.В.Зосимовский /70/, И.Х.Каримова /79/, пути совершенствования педагогического руководства отношения нравственно-ответственной зависимости (А.С.Макаренко); роль ведущих видов деятельности и социальной ситуации развития в процессе онтогенеза как фактор формирования нравственной личности (А.Н. Леонтьев /108/, С.Л.Рубинштейн /158/, Д.Б.Эльконин /210/ и др.); общение и деятельность как всеобщее условие формирования и развития личности, так и общества (А.А. Бодалев /30;31/, В.Н.Мясшцев /136/, ЛЛ.Коломинский /86/, В.А.Ким /80/, Ш.А.Шарапова /201/, и др.); этапно-циклическое становление личности, воспитание нравственных отношений (Н.Е.Щуркова /208/ МЛутфуллоев /114/, ФШарифзода /198/, А.Нуров /144/.

Анализ становления и развития теории нравственного воспитания позволил выявить наличие ряда концепций: процесс нравственного воспитания как управление

vr'У • УШ¡p'H ''

:' , i ïmwïv v mv?/'", "îr s'"'• f

, ; H M 1 , « 11 f, ' ' - ' < ' ' ' J

деятельностью школьника, включенного в социально-нравственные отношения (Е.В.Шадрина /196/, А.Г.Ковалев /83/); процесс нравственного воспитания через формирование опыта нравственных отношений (И.С.Марьенко /125/, Л.И. Новикова /142/, А.Т. Куракин /102/ и др.); формирование нравственной личности с позиции совершенствования нравственной направленности личности (Е.В. Бондаревская /38/, З.И. A.B. Зосимовский /71/); нравственное становление личности как взаимодействие объективных и субъективных факторов М.А. Вейт /41; 42/, Л.И. Рувинский /159/ и др.).

Многообразие концептуальных подходов к проблеме нравственного воспитания свидетельствует, с одной стороны, о настоятельных поисках педагогической мысли в этом направлении, а с другой стороны - наводит на мысль, что каждый из исследователей может «охватить» лишь отдельные аспекты этой сложной проблемы в силу ограниченности собственных возможностей.

Однако усилия ученых в основном направлены на исследование процесса нравственного воспитания учащихся общеобразовательных школ, а вопросу нравственного воспитания студенческой молодежи уделено недостаточно внимания, хотя об этом много пишут и говорят философы, экономисты, историки, психологии и педагоги вуза. При этом выделяют такие вопросы как: «Какова роль студенчества в развитии общества?» «Какова специфика формирования социально-активной позиции личности студента в стенах вуза?» Экономисты обращают внимание на качественную сторону подготовки специалистов в стенах вуза для успешного решения социально-экономических задач страны. Психологи акцентируют внимание на изучение специфики психофизиологических факторов в юношеском возрасте. А педагоги вуза указывают на недостаточную разработанность методики организации учебно-воспитательного процесса. Сопоставление актуальности исследования и степени её научно-педагогической разработанности позволило выявить противоречий между требованиями, предъявляемыми обществом на современном этапе независимого государства Республики Таджикистан к формированию всесторонне, гармонично развитой, нравственно активной личности, и еще недостаточно совершенными условиями, способами реализации этих требований.

I l V I » M ( И 1

Практический анализ литературных источников по проблемам нравственного воспитания показал, что вопрос формирования нравственно-культурной личности студента изучен недостаточно и составляет актуальную проблему вузовской педагогики. Теоретическая неразработанность и потребность практики в научно-обоснованных рекомендациях по формированию нравственно-культурных качеств у студенческой молодежи предопределили выбор темы диссертации: «Педагогические условия формирования системы нравственных ценностей будущего учителя в профессионально-этической подготовке».

Цель исследования - выявить и теоретически обосновать особенности формирования нравственно-культурных качеств будущих учителей и определить педагогические условия её совершенствования как фактора их профессионально-этической подготовки.

Объект исследования — профессионально-педагогическая деятельность вуза направленная на формирование нравственно-культурных качеств у будущих учителей

Предмет исследования - процесс и педагогические условия формирования нравственно-культурной личности студента и его особенности в условиях деятельности вуза

В основу исследования была положена гипотеза, исходящая из того, что деятельность вуза по формированию нравственно-культурных качеств будущих учителей будет более эффективной, если:

- будут учтены потребность молодежи в самоутверждении;

- целенаправленно организовать самовоспитание морально-волевых качеств; постоянно совершенствовать межличностные и личностно-групповые взаимоотношения;

- будет разработана и внедрена специальная программа, направленная на формирование нравственно-культурных качеств у будущих учителей, устойчивых интересов в изучении нравственно-культурного наследия таджикского народа и национальных традиций, реализации потребностей в самосовершенствовании и самоактуализации;

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования мы поставили следующие задачи теоретического и прикладного характера:

- проанализировать состояние теории и практики формирования нравственно-культурной личности студенческой молодежи;

- изучить и обобщить опыт формирования нравственно-культурной личности студента в академических группах;

- теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогическую программу формирования нравственно-культурной личности студентов;

- апробировать авторскую программу формирования нравственно-культурной личности будущих учителей в ходе опытно-экспериментальной работы в вузе, выявить пути совершенствования нравственных взаимоотношений студентов;

- разработать методические рекомендации по планированию и управлению процессом нравственного воспитания студенческой молодежи.

Ведущая идея исследования заключается в рассмотрении проблемы формирования нравственно-культурной личности через призму системного подхода, основанного на гуманистических идеях.

Высокий уровень сформированное™ нравственной культуры предполагает умение личности управлять своими эмоциями в различных ситуациях совместной деятельности и общения. Одновременно у нее должны быть высоко развиты такие нравственные качества как: гуманизм, коллективизм, высокая требовательность к себе и окружающим людям, чувство патриотизма к своему коллективу и будущей профессии и т.п.

Методологическую основу исследования составляют духовное наследие выдающихся мыслителей таджикского народа; диалектико-материалистическое учение о социальной сущности человека, о неразрывной связи мировоззрения и морали, единства нравственного сознания и поведения, о ведущей роли общения и деятельности в нравственном становлении личности. Выделены следующие подходы: системный, позволяющий рассматривать этнорегиональную образовательную систему как

• I

> I ' А ^

,у 'с.'.1, ,ГЛ,

¡г

целостное социокультурное и педагогическое явление; аксиологический, натравленный на понимание образования как государственно- общественной, этнорегиональной личностной ценности; культурологический, выделяющий этнокультурные ценности образования, раскрывающий социокультурную основу развития образовательной системы; сравнительно-педагогический, обеспечивающий всесторонний анализ процесса трансформации этнокультурных традиций воспитания таджикского народа

При проведении исследования был применен комплекс методов, соответствующих исследовательским задачам:

- изучение и анализ научной литературы, публицистической и периодической печаты;

- изучение и обобщение передового педагогического опыта;

- социологические методы (беседа, анкеты, интервью);

- математическая обработка результатов исследования.

Основные этапы исследования.

Исследование включает три этапа

Первый этап (2007-2008 гг.) посвящен выявлению состояния проблемы в теории и практике путём изучения и анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме, что позволило сформулировать исходные моменты исследования. Были определены проблема, цель и задачи исследования, разрабатывался план работы, а также проводилось обобщение опыта работы вузов по формированию нравственно-культурных качеств студенческой молодежи. На этом этапе была определена стратегия и тактика исследовательской работы.

Второй этап (2009-2010 гг.) посвящен опытно-экспериментальной работе по формированию нравственной культуры у студенческой молодежи, в ходе которой уточнялась и обогащалась гипотеза, характеристика педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования нравственно-культурных качества у будущих учителей.

Третий этап (2011-2013 гг.) был связан с подведением итогов исследования, проводилась работа по осмыслению и теоретическому обобщению накопленного

воспитательный процесс вуза, а также были разработаны методические рекомендации по изучению и формированию нравственно-культурных качеств личности студента.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Худжандском государственном университете имени академика Б.Гафурова.

Научная новизна диссертационного исследования заключаются в следующем:

- определена теоретическая