Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия формирования социокультурных ориентаций детей средствами музыкального театра-студии

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Нестерова, Ирина Борисовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические условия формирования социокультурных ориентаций детей средствами музыкального театра-студии», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Нестерова, Ирина Борисовна, 2000 год

Введение.

Глава 1. Теоретические основы педагогического обеспечения процесса формирования социокультурных ориентаций детей средствами детского театра.

1.1. Понятие «социокультурные ориентации детей» в современном гуманитарном знании.

1.2. Педагогические возможности детского театра в решении задач обеспечения процесса формирования социокультурных ориентаций детей.!.

1.3. Педагогические условия формирования социокультурных ориентаций детей средствами музыкального театра-студии.

Выводы.

Глава 2. Экспериментальная проверка педагогических условий формирования щ социокультурных ориентаций детей средствами музыкального театрастудии.

2.1. Педагогический потенциал детского музыкального театра-студии.

2.2. Музыкальный спектакль как основная форма деятельности детского театра-студии.

2.3. Национальная и региональная специфика в деятельности детского музыкального театра-студии.

2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы.

Выводы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия формирования социокультурных ориентаций детей средствами музыкального театра-студии"

Современный ребенок растет и формируется как личность в сложных и противоречивых условиях. С одной стороны, разнообразие социокультурной информации, ценностное многообразие, полистилийность культуры и присутствие в единой пространственно-временной форме традиций прошлого и настоящего. С другой - однообразие содержания и форм наиболее доступных сот циокультурных образцов. Последнее происходит, главным образом, вследствие возрастающего влияния средств массовой информации (СМИ), оттеснивших таких агентов социализации, как семья и школа. Коммерциализация СМИ привела к тому, что зрители и читатели знакомятся преимущественно с продуктами западной культуры, причем, низкого качества.

Ряд исследователей социокультурных проблем (Л.И. Божович, О.С. Газ-ман, Т.О. Егорова, Л.Г. Ионин, В.И. Козловский, О.Е. Коханая, Б.М. йеменский, Г.П. Щербакова, и др.) отмечает, что культурные предпочтения детства и юношества характеризует ориентация на развлекательные жанры, на поверхнот стную информацию, не требующую дополнительных интеллектуальных, нравственных, эстетических усилий.

Из-за неблагоприятных экономических обстоятельств сократилось число художественных студий, кружков, в том числе фольклорной направленности. Определить ребенка в «бюджетный» творческий коллектив, которым руководят профессиональные педагоги, ориентированные на социокультурное развитие детей, непросто. В таких условиях даже простое воспроизведение в опыте ребенка культурного наследия общества становится серьезной социальной проблемой.

Кроме того, необходимо учитывать, что в настоящее время движение к освоению общероссийской национальной культуры как множественности разных культур затруднено «идентификационной неопределенностью» - утратой^ интереса многих взрослых и детей к культуре своего этноса. Последнее особенно актуально для некоторых регионов, имеющих «двойную национальную культуру», в том числе для Республики Марий Эл.

Психолого-педагогические исследования показывают, что взаимодействие ребенка с культурной средой существенно влияет на процесс развития его личности. Вышеобозначенные факторы, определяющие особенности этого взаимодействия в современных условиях, вызывают необходимость оказания ребенку педагогической поддержки. Педагог должен помочь ребенку определить свое место в культурном многообразии, представленном в социуме, сформировать на основе полученных знаний потребность разобраться в социокультурной ситуации, подготовить к самостоятельному выбору форм и видов культурной деятельности, исходя из собственных потребностей и вкусов, то есть сформировать его социокультурные ориентации (СКО).

В современных педагогических исследованиях нет однозначно понимаемого подхода ни к определению понятия «социокультурные ориентации детей», ни к сущности процесса их формирования. Заметим, что разные аспекты социокультурной проблематики изучаются в основном в рамках философских, социологических, психологических, культурологических исследований. Так, особенности взаимодействия личности и социокультурной среды раскрываются в трудах Г.В. Брындиной, Л.И. Васеха, А.В. Волохова, Э.А. Куруленко, И.С. Кона, B.C. Лысенко, А.В. Мудрика, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Филиппова и других. Проблемы социокультурного становления молодежи - у И.В. Адеевой, В.П. Журавлева, И.М. Ильинского, Л.Н. Когана, В.К. Криворученко, В.Т. Лисовского, Ю.Я. Рубиной, В.Я. Суртаева, В.И. Чупрова, А.Ф. Шаровой и других. Анализ их работ позволяет сделать вывод о том, что процесс формирования СКО детей включает создание условий для формирования вкуса, развития культурных потребностей, освоения гуманистических ценностей, высших культурных образцов. СКО ребенка формируются не спонтанно, а в процессе обучения и воспитания в школе, учреждениях дополнительного образования детей. При этом необходимо целенаправленное включение ребенка в систематические занятия искусством, позволяющие ему определить свое место в культурном многообразии мира, освоить формы и методы активного участия в культурной деятельности.

По мнению специалистов, из множества форм культурно-досуговой деятельности, участие в которых способствует формированию СКО детей, важная роль принадлежит сценической деятельности. Существует ряд диссертаций, касающихся общих проблем реализации воспитательных функций театра. Некоторые из них посвящены вопросам развития таких сторон личности ребенка, которые могут оказать положительное влияние на процесс формирования социокультурных ориентаций. Речь идет об эстетическом образовании детей средствами театра (И.А. Генералова, Б.Н. Нащекин, Т.Э. Потапова, В.Н. Харь-кин), формировании нравственных качеств учащихся (И.В. Пругова), социальном взаимодействии детей в рамках театра (А.И. Аверьянов, М.А. Бабаханов), эмоциональном влиянии театра на ребенка (Л.Л. Пилипенко), развитии творческого потенциала личности в процессе театральной деятельности (М.В. Колосова, Н.И. Наумова, М.П. Стуль), воспитательном воздействии на ребенка театрального коллектива (А.П. Ершова, Т.А. Марченко, Т.Г. Пеня). Однако, педагогические исследования процесса формирования социокультурных ориентаций детей средствами музыкального детского театра практически отсутствуют.

В исследовании мы обращались к опыту использования детского театрального творчества в деятельности педагогов как европейских (Я. Корчак, А. Нейлл, С. Френе, Г. Винекен, Р. Штайнер), так и отечественных (Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ю.В. Завельский и др.), к трудам выдающихся театральных режиссеров и театральных педагогов (А.А. Брянцев, Е.Б. Вахтангов, В.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд, Н.И. Сац, К.С. Станиславский, А.Я. Таиров и др.), в которых содержится ценный опыт воспитательных достижений в области театральной педагогики, к исследованиям лаборатории театрального искусства НИИ художественного воспитания РАО, в публикациях сотрудников которой (А.П. Ершова, Л.А. Никольский, Т.Г. Пеня, Е.К. Чухман и др.) освещается позитивный опыт театральных детских коллективов в решении задач личностного развития ребенка, а также анализируются проблемы, снижающие воспитательные функции детского театра.

Анализ научных трудов в области педагогики и культурологии позволил выявить существующие в процессе формирования СКО детей в современных условиях противоречия: между необходимостью педагогического обеспечения процесса формирования СКО и недостаточной разработанностью понятий, характеризующих сущность этого процесса, в том числе понятия «социокультурные ориентации детей»; между необходимостью формирования гуманистических социокультурных ориентаций ребенка как ключевого направления развития его личности и отсутствием научно обоснованных средств решения этой проблемы в современной педагогике, в том числе в педагогике театра; между потенциальными воспитательными возможностями детского театра в процессе формирования СКО детей и недостаточной разработанностью в театральной педагогике средств их целенаправленного использования; между необходимостью, в целях развития личности ребенка и формирования его СКО, освоения национального наследия и национальной культуры региона, в котором он живет, и недостаточным опытом решения этих задач, слабой эффективностью имеющихся педагогических средств.

Вышеуказанные противоречия позволяют сформулировать в качестве актуальной для исследования проблему педагогического обеспечения процесса формирования социокультурных ориентаций детей в современных условиях. В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Педагогические условия формирования социокультурных ориентаций детей средствами музыкального театра-студии (на примере Республики Марий Эл)».

Объект исследования: процесс формирования социокультурных ориентаций детей средствами театра.

Предмет исследования: педагогические условия формирования социокультурных ориентаций детей средствами музыкального театра-студии.

Цель: выявить, теоретически обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем педагогические условия, обеспечивающие формирование социокультурных ориентации детей средствами музыкального театра-студии.

Гипотеза исследования. Участие детей в театральных спектаклях оказывает влияние на процесс формирования их социокультурных ориентации. Результативность этого влияния связана с эффективностью воспитательной деятельности педагогического коллектива детского театра, под которой мы понимаем целенаправленное и последовательное создание условий, обеспечивающих развитие СКО детей в процессе их театральной деятельности. Процесс формирования СКО детей средствами музыкального детского театра-студии будет эффективным, если:

- в традиционную деятельность театральных педагогов будут интегрированы идеи и опыт гуманистической педагогики и психологии, что придаст процессу формирования СКО гуманистическую направленность;

- задача формирования СКО детей будет осознана педагогами театра как актуальная задача театральной педагогики, ими будет освоено понятие СКО детей и механизмы их формирования;

- в практику детского театра будут внедрены организационные формы, методы и приемы педагогического воздействия на детей и взаимодействия с ними, которые адекватны его новой социокультурной функции - формированию СКО детей;

- в деятельности детского театра максимально учитываются культурные традиции, национальные и региональные особенности места (города, поселка или села) проживания педагогов и детей.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в исследовании решались следующие задачи:

1. Определить структурные компоненты, основные характеристики понятия «социокультурные ориентации детей» и механизмы их формирования в современных условиях.

2. Выявить и охарактеризовать воспитательные функции детского театра в педагогическом обеспечении процесса формирования социокультурных ориентаций детей.

3. Определить педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования социокультурных ориентаций детей в музыкальном театре-студии. .

4. Провести опытно-экспериментальную проверку выявленных педагогических условий формирования социокультурных ориентаций детей.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: аксиологический подход, согласно которому человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития; системный и междисциплинарный подходы к исследованию процесса формирования СКО детей. Личностно-деятельностный подход лег в основу организации опытно-экспериментальной работы.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов теоретических и эмпирических исследований. В их числе теоретические: систематизация, классификация, сравнительно-сопоставительный анализ, моделирование деятельности детского музыкального театра-студии; эмпирические: анализ и обобщение опыта работы детских театральных объединений; анкетирование, беседа, наблюдение (прямое, косвенное и включенное), интервью, метод незаконченных предложений, методы оценивания (самооценка и экспертная оценка), ведение педагогических дневников наблюдения, видео- и фоторегистрация процесса формирования СКО детей в процессе театральной деятельности, просмотр и обсуждение этих материалов, опытно-экспериментальная работа.

Основная база исследования - Детский музыкальный театр-студия «Зеркало» Республики Марий Эл.

Исследование проводилось в четыре этапа.

В ходе предварительного этапа (1994 г.) осмысливались проблема и тема исследования, анализировался и обобщался педагогический опыт автора в качестве члена авторской группы, создавшей экспериментальную детскую творческую студию при Марийском госуниверситете, которая впоследствии была реорганизована в музыкальный театр-студию «Зеркало».

Первый этап (1995-1996 гг.) включил анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение педагогического опыта детских театров и особенностей социокультурной ситуации в Республике Марий Эл. Одновременно проводился поиск формы детского театра, обеспечивающей успешное решение задач формирования СКО детей, была осуществлена его организация.

На втором этапе (1997-1999 гг.) продолжалась опытно-экспериментальная работа на базе детского музыкального театра-студии «Зеркало».

Третий этап (1999-2000 гг.) был посвящен теоретическому осмыслению полученных эмпирических данных и оформлению диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: процесс формирования СКО детей средствами театральной педагогики рассмотрен во взаимосвязи с целостным процессом развития личности ребенка, его личностным ростом; он представлен в контексте общего процесса гуманизации образования; проблемы театральной педагогики проанализированы на основе использования современных достижений теории гуманистического воспитания; определены структура, основные характеристики понятия «социокультурные ориентации детей» и механизмы их формирования в условиях детского музыкального театра-студии; выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования социокультурных ориентаций детей средствами музыкального театра-студии.

Практическая значимость исследования заключается в разработке научно обоснованного методического обеспечения деятельности детского музыкального театра-студии, которое может быть широко использовано при организации театральных коллективов, функционирующих как в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования детей, так и при учреждениях культуры.

Полученные результаты могут использоваться при разработке спецкурсов по педагогике для средних и высших педагогических учебных заведений, институтов культуры и искусств, для системы повышения квалификации работников школ и учреждений дополнительного образования детей. В частности, разработанный автором спецкурс «Психолого-педагогические условия реализации воспитательных функций детского театра» применяется в процессе подготовки студентов отделения «Режиссер детского самодеятельного театра» колледжа культуры Республики Марий Эл.

Положения диссертационного исследования, раскрывающие особенности работы театральных педагогов в условиях полиэтнического региона, легли в основу разработанного автором проекта «Детский национальный театр - XXI век: сохранение и развитие культуры финно-угорских народов», получившего высокую оценку и включенного в Федеральную целевую программу 2000 года «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации». В рамках реализации этой программы коллектив театра-студии «Зеркало» принял участие в Детском международном фестивале театров финно-угорских народов, а его педагоги - в научно-практической конференции по проблемам воспитания подрастающего поколения средствами театра.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались целостным подходом к решению избранной проблемы, методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений, разработкой адекватной предмету исследования" методики опытно-экспериментальной работы, а также шестилетним личным опытом работы автора в качестве руководителя детского музыкального театра-студии «Зеркало».

Положения, выносимые на защиту.

1. Социокультурные ориентации детей - сложная интегральная характеристика личности ребенка, формирующаяся в результате его максимальной информированности в процессе усвоения им специальных знаний в сфере культуры. Сформированные СКО обеспечивают реализацию способностей ребенка в определении своего места и положения в социокультурной среде -особом социальном пространстве, посредством которого он включается в многообразные культурные связи общества. СКО детей проявляются в устойчивости эстетических вкусов и культурных потребностей, в последовательном освоении культурных ценностей, в умении определить и освоить культурные приоритеты, а также в способности ребенка активно участвовать в культурной деятельности.

2.Структурными компонентами СКО детей являются культурное самоопределение, ценностные предпочтения, освоенная система социальных ролей, социокультурная адаптация, социокультурная самореализация, социокультурная активность, социокультурная устойчивость, формируемые в процессе присвоения ими «культурной информации», ее преобразования и рефлексии.

3 .Педагогическими условиями эффективного решения задач формирования социокультурных ориентаций детей средствами музыкального театра-студии являются: овладение театральными педагогами теорией .и практикой гуманистического воспитания и широкое использование гуманистических подходов в театральной педагогике; создание системы студийных занятий как совокупности форм учебной, репетиционной и сценической деятельности детей; интеграция в процессе постановки музыкального спектакля (как основного жанра детского театра, способствующего формированию СКО) различных видов деятельности (литературно-сценической, музыкальной, хореографической, изобразительной), расширяющих возможности успешной самореализации и творческой деятельности детей; включение в театральную деятельность детей национальных культурных традиций и учет в ней региональных особенностей места их проживания. Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и докладывались в рамках творческих мастерских Первой Международной Программы переподготовки преподавателей психолого-педагогических дисциплин (кафедра педагогики и психологии РИПКРО МО РФ, Международный фонд «Культурная инициатива», министерства образования Бельгии и Нидерландов, 1994-1995); на творческой встрече руководителей детских художественных коллективов - участников Международного фестиваля детского творчества «Голос детства» в Минске (1995), в программе мастерских и конференций ежегодной московской «Ярмарки идей» по проблемам воспитания подрастающего поколения Культурного центра Северо-Восточного административного округа г. Москвы (1996-2000), в программе семинара руководителей детских самодеятельных коллективов (Йошкар-Ола, 1998-1999), на заседаниях кафедры педагогики и психологии и на научных конференциях аспирантов и соискателей АПК и ПРО (1998-2000), на Всероссийских научно-практических конференциях «Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности» (Йошкар-Ола, 1997-2000), на конференции «Творчество юных на пороге XXI века» в рамках программы Первых Российских Молодежных Дельфийских Игр (Саратов, 1999), на заседаниях художественного совета детского театра-студии «Зеркало» (Йошкар-Ола, 1996-2000).

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы

Во второй главе выявлены критерии эффективности педагогической деятельности, обеспечивающей процесс формирования СКО детей, и показатели ее успешности; проанализирован педагогический потенциал детского музыкального театра-студии, в том числе опыт реализации в его деятельности регионально-национального компонента; рассмотрен музыкальный спектакль как наиболее эффективная форма театральной деятельности детей. В параграфе «Результаты опытно-экспериментальной работы» представлены обобщенные результаты практической части исследования, позволяющие утверждать о выполнении поставленных в исследовании задач.

Опытно-экспериментальная проверка выявленных в теоретической части исследования условий формирования СКО детей средствами музыкального детского театра-студии позволила нам уточнить критерии и показатели эффективности их педагогического обеспечения. В качестве одного из основных источников формирования СКО было рассмотрено участие ребенка в позитивной социокультурной деятельности. Сделан вывод о том, что характер и результаты социокультурной деятельности ребенка являются одним из основных критериев оценки эффективности формирования его СКО.

В ходе опытно-экспериментальной работы у участников музыкального театра-студии зафиксированы направленность активности на нравственную социокультурную деятельность; проявление инициативы и способность к самореализации в социокультурной сфере как в рамках театра, так и за его пределами; раскованность, преодоление страха перед зрительской аудиторией; сознательный, активный поиск, предложение социуму своих взглядов и культурных ценностей, участие в их создании и развитии; принятие большинством детей, независимо от их национальности, произведений искусств марийской культуры.

Сделан вывод об эффективности проверяемых в ходе исследования педагогических условий на основании следующих показателей сформированности СКО детей: выбора гуманистических приоритетов в сфере искусства; соответствия самовосприятия и зрительской оценки; умения ориентироваться в пространстве предлагаемых форм художественной деятельности; динамики индивидуальных культурных интересов, позитивной самооценки, чувства удовлетворения своим положением в коллективе; общей направленности на успех, результативность деятельности; способности к сознательному, обоснованному социокультурному выбору, селективному восприятию социокультурной действительности динамики социокультурной активности, степени социокультурной адаптации детей за пределами театра.

Заключение

Социокультурные ориентации детей рассмотрены как сложная интегральная характеристика личности ребенка в современных условиях, которая отражает способность человека выбирать и осваивать гуманные культурные ценности в условиях мощного и неоднозначного процесса информатизации общества. В исследовании определена структура понятия, описаны такие его компоненты, как культурное самоопределение, ценностные предпочтения, освоенная система социальных ролей, социокультурная адаптация, социокультурная самореализация, социокультурная активность, социокультурная устойчивость.

Отслежен механизм формирования СКО детей, включающий процессы присвоения, преобразования, и прогноза (самопроектирования), которые осуществляются путем соединения различных элементов деятельности: поиска, оценки, выбора, проекции. Доминирующим фактором, оказывающим влияние на процесс формирования СКО детей, является их социокультурная деятельность. Установлена тесная связь СКО детей с мотивационной сферой, жизненными целями, потребностями, способностями, которые проявляются в стремлениях, интересах, склонностях, вкусах, установках личности.

Обоснованы необходимость педагогического обеспечения процесса формирования СКО детей и высокая эффективность решения этой задачи средствами детского театра, и в частности средствами детского музыкального театра-студии. Выявлены следующие специфические особенности музыкального театра-студии как эффективного средства формирования СКО детей: в театре дети приобретают и закрепляют положительный эмоциональный опыт как источник интереса к предлагаемым формам культурной деятельности. Этот опыт создает основу для формирования ценностных гуманистически ориентированных предпочтений, гарантирует возможность выбора ребенком той деятельности, где он успешен, что в совокупности с практикой многочисленных выступлений способствует формированию как его позитивной самооценки, так и его положительной оценки в общественном мнении, развивает его социокультурную активность, нацеливает не на пассивное восприятие ценностей культуры, а на активную созидательную культурную деятельность.

Определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования СКО детей в музыкальном театре-студии:

1. Ориентация деятельности театральных педагогов на теорию и практику гуманистического воспитания (признание самоценности детства, прав ребенка и его свободы в воспитательном процессе; создания пространства взаимодействия, диалога педагогов и детей, построенного на безусловном взаимопринятии детей и педагогов; сохранение индивидуальности ребенка, создание условий максимального благоприятствования для личностного культурного самоопределения каждого; изучение ребенка в его внутренней целостности как представителя определенной СК среды, в естественных условиях, в разнообразной деятельности, сравнение недостатков и успехов ребенка с его опытом, а не с опытом других детей, опора на принцип педагогического оптимизма; вовлечение детей в социально и личностно-значимую деятельность, наполнение ее яркими, запоминающимися событиями («событийный подход» по И.Д. Де-маковой); реализация принципов успешности, значимости и результативности деятельности ребенка; создание обстановки, в которой отсутствует жесткое внешнее оценивание, недопустимость применения профессиональных критериев к театральному творчеству ребенка; внедрение демократических принципов организации детского коллектива: прием в театр-студию детей разных возрастов, способностей, уровня подготовленности к занятиям театральным искусством, разного уровня физического развития, разных национальностей, социальных групп).

2. Создание системы студийных занятий (обеспечение сочетания форм учебной, репетиционной, сценической деятельности; разнообразное социокультурное взаимодействие детей, имеющих разный опыт театральной деятельности; обеспечение передачи социокультурного опыта внутри" детского коллектива; освоение каждым ребенком разных социальных ролей благодаря разнообразной статусной структуре детского коллектива и многообразию ролевых образов в сценической, этюдной работе; создание творческого поля самореализации, в котором ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, максимально соответствующей его интересам и способностям).

3. Интеграция в постановке музыкального спектакля различных видов деятельности - литературно-сценической. музыкальной, хореографической. изобразительной. (создание условий для освоения каждым ребенком различных видов искусства, что способствует расширению его культурного кругозора, поэтапному увеличению доли культурных ценностей в системе принятых в детской среде образцов культуры; поддержка, коррекция, стимулирование деятельности детей в процессе освоения ими иных образцов культуры, формирование художественного вкуса и устойчивости к негативным влияниям социума; усиление эмоционального воздействия на ребенка через непосредственное обращение к его эмоциям, чувствам, миру переживаний и настроений, результативность и логическая завершенность каждого этапа пребывания детей в студии, обеспечение осознания ребенком позитивного результата своей деятельности, осмысления уровня собственных достижений, определения способов своей культурной активности в будущем).

4. Учет культурных национальных традиций и специфических региональных условий {повышение интереса детей, как марийской, так и других национальностей к культуре коренного народа Республики Марий Эл; объединение и взаимодействие национальных групп детей, территориально разделенных между собой, но имеющих общие социокультурные ценности; создание возможностей для развития межрегионального, международного сотрудничества; знакомство детей с многообразием традиционных социокультурных образцов и норм и с современными тенденциями их развития; педагогически эффективное решение задачи социокультурной идентификации, ориентации детей на открытость новым культурам, формирование способности принятия разных культур и воспитание бережного к ним отношения; обеспечение воспитания в духе патриотизма и уважения к интернациональным ценностям).

Опытно-экспериментальная работа на базе детского музыкального театра-студии «Зеркало» подтвердила наши теоретические представления и гипотезу об эффективности интеграции идей и опыта гуманистического воспитания в театральную педагогику; высокую эффективность участия детей в активной социокультурной деятельности в рамках музыкального театра-студии. Установлено, что высокая эффективность процесса формирования СКО у участников детского театра обеспечивается если: формой объединения детей являются студийные группы, в состав каждой из которых входят дети, как участвующие в деятельности театра-студии год и более, так и вновь набранные;. в рамках театрального коллектива реализуется позитивное взаимовлияние детей разных возрастов; фиксируется динамика интересов, социокультурной активности, степени социокультурной адаптации детей за пределами театра; большинством детей осуществляется выбор форм культурной активности, в том числе на будущее, желание остаться в коллективе театра на следующий театральный сезон или проявление повышенного интереса к углубленному изучению одного из видов художественного творчества; установлена позитивная динамика развития СКО детей, взаимозависимость динамики развития разных компонентов СКО у отдельных детей и у всей группы; существует общая направленность на успех в социокультурной деятельности участников коллектива и в театре создан комплекс следующих друг за другом ситуаций успеха, последовательно ведущих ребенка к закреплению позитивного социокультурного опыта; театральная деятельность детей «востребована» в регионе, в котором они проживают.

Проблема педагогического обеспечения процесса формирования СКО детей средствами театра весьма актуальна и нуждается в дальнейшей разработке.

Наиболее важны такие ее аспекты, как формирование и становление гуманистически ориентированного педагогического коллектива детского театра, изучение особенностей работы в театре «непедагогов» - деятелей культуры и искусства, возможности повышения их педагогического мастерства; создание интеграционных театральных сообществ, в которые войдут дети-сироты и инвалиды; исследование возрастных особенностей формирования СКО детей средствами театра, разработка программ и методик их внедрения в практику и т.д.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Нестерова, Ирина Борисовна, Москва

1. Аванесова Г. А. Художественно-творческая деятельность как компонент социокультурной динамики: Автореф. дисс. .д-ра фил. наук. М., 1992. -46 с.

2. Аверьянов А.И. Психолого-педагогические условия организации социального взаимодействия в театральном объединении подростков: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1994.

3. Адеева И.В. Ценностные ориентации молодежи и характер их изменений в современном российском обществе: Дисс. .канд. социологии. М., 1995.-161 с.

4. Айбазова М.Ю. Проблема эстетического воспитания в народной педагогике: Дисс. .канд. пед. наук. М.,1997.

5. Айкашев Г.С. Подготовка студентов педвузов к воспитательной работе с разновозрастными объединениями детей и подростков. Казань, 1992.

6. Акпаев П.А. Языковая ситуация проблема этнического многоязычия//Диагностико-технологическое обеспечение преемственности в системео бразования: Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции.-Йошкар-Ола - Сургут, 2000.- С. 157-159.

7. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей: От детского сада к начальной школе.- Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998.- 350 с.

8. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания. М., 1986.

9. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.- Минск, 1990.-559 с.

10. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания//Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.2.- М.: Педагогика, 1980.-С. 103-127.

11. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988,- 253 с.

12. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1995 .- 155 с.

13. Арбузов К. А. Театральные уроки в современной французской школе// Режиссер работает в школе: теоретические и методические проблемы: Сб.науч.тр./Под ред. Е.К. Чухман. М.: Изд. АПН СССР, 1991.- С.52-66

14. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978.- 64 с.

15. Асафьев Б.В. и советская музыкальная культура: Материалы всесоюз. Научно-теорет. конф.( 19-22 июня 1984 г.)/ Общ. ред. Ю.В. Келдыша. М.: Советский композитор, 1986.- 238 с.

16. Асмолов А.Г. Психология с человеческим лицом. М., 1997.

17. Бабаханов М.А. Учебно-творческая работа и ее воспитательное воздействие на старшеклассников: Дисс. .канд.пед.наук. Ташкент, 1991.

18. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991,- 176 с.

19. Белодубровская Ю.Д. Воспитание нравственно-эстетических эмоций младших школьников в процессе восприятия ими музыки// Музыкальное воспитание школьников и профессиональная направленность подготовки учителей музыки. -М., 1989., с.101-111.

20. Березовчук JI.H. Социально-психологические проблемы массовой музыкальной культуры. JL, 1990.

21. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. психол. тр. 2. Изд., перераб. -М.: Междунар. пед. акад., 1995. - 324 с.

22. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-376 с.

23. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. A.M. Прохоров. Изд.З-е.-М.,"Советская Энциклопедия", Т.24,1976.- С. 221-249.

24. Борухзон Л.М. О детском музыкальном театре// Музыкальное воспитание в СССР. Вып 2.,1985. с. 237-252.

25. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М.: Смысл, 1999. - 137 с.

26. Братченко С.Л. Верим ли мы в ребенка? Личностный рост с позиций гуманистической психологии//Журнал практического психолога.-1998. -№1. С. 19-30.

27. Брындина Г.В. Социально-культурная интеграция молодежи в кризисном обществе: Автореф. дисс. .канд. культурологии СПб, 1999,- 18с.

28. Брянцев А.А. Воспоминания; Статьи; Выступления; Дневники; Письма: Сборник/ Сост., ред., авт. вступ. статьи А.И. Гозенпуд. М.: ВТО, 1979. -269с.

29. Буров А.И. Эстетическое воспитание в школе. М., 1980.

30. Валеева Р. А. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике, первая половина XX в.: Дисс. .д-ра пед. наук. -Казань, 1997. 213с.

31. Васеха Л.И. Этнологические факторы социокультурной адаптации личности: Автореф. дисс. .канд. Культурологии. М., 1996. - 24 с.

32. Вернигорова Т.П. Социально-педагогические условия формирования культуры демократических отношений у старшеклассников в деятельности детских организаций: Дисс. .канд. пед. наук. Ярославль, 1994.

33. Винекен Г. Круг идей свободной школьной общины. М.: Работник просвещения, 1922.- 52 с.

34. Водзинская В.В. Формирование клубных объединений и социальная направленность их деятельности. Л.: В1Ш1К, 1985.- 93 с.

35. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Academia, 1999. - 167 с.

36. Волохов А.В. Теория и методики социализации ребенка в детских общественных организациях: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. Ярославль,1999.

37. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967.- с.64-65.

38. Выготский Л.С. Рецензия на книгу Дмитриевой Н., Ольдинбурга Н., Перекрестовой Л. Школьная драматическая работа на основе исследования детского драматического творчества. -М., 1928//Искусство в школе. 1929,- №8.- С. 29-31.

39. Выготский Л.С. Проблемы культурного развития ребенка (из наследия).//Вестник Моск. Ун-та. cepl4:ncHX.-1991.-N4.- с.19.

40. Газман О.С. В основе культура. Обсуждаем документы о новой школе // Учительская газета. - 1988.- 13 декабря. - С.2.

41. Гаранин Л.А. Педагогические основы формирования реализации национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта (на примере Марий Эл): Дисс. .канд. пед. наук. М., 1997.

42. Генералова И. А. Интегративный предмет "Театр" или воспитание искусством: Метод рекомендации для учителей/ Под ред. Л.В. Тарасова. -М.: Авангард, 1995.- 196 с.

43. Генералова И.А. Развитие художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1997.

44. Давыдов В.Г. Элементы театральной выразительности: (Опыт системного анализа): Дисс. .канд. искусствовед. -М., 1986.- 175 с.

45. Данько Л. Г. Музыкальная критика. Методы анализа и оценки. Л., 1989.

46. Демакова И.Д. Воспитание в условиях гуманизации образования.- Ижевск, 1998.

47. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М.,2000.- 44 с.

48. Дмитриева Л.Г. Детское музыкальное творчество как метод воспитания./ Музыка в школе. Вып. 11. М., 1976,- С.71-86.

49. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.- 270 с.

50. Дуганова Л.П. И др. Содержание, организация и методика работы по предмету "Хоровой класс, хоровой практикум и основы хормейстерской работы".-М., 1992.

51. Дурова Т.В. Воспитание социально-экономической активности детей в деятельности детских организаций: Дисс. .канд. пед. наук. Ярославль, 1992.- 202 с.

52. Егорова Т.О. и др. Особенности нравственных ориентаций старшеклассников в условиях ломки общественного сознания: Опыт психологического анализа. Новгород, 1995.- 74 с.

53. Ершова А.П. О всеобщей доступности театрально-исполнительской деятельности школьников// Режиссер работает в школе: теоретические и методические проблемы: Сб.Науч.тр./Под ред. Е.К.Чухман. М.: Изд.АПН СССР, 1991,-С. 5-19.

54. Ершова А.П. Театральное искусство на уроках в начальной школе//Ис*сусство в школе. 1993.-№3.- С. 15-20.

55. Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие личности школьника, (постановка проблемы)//Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства: Сб.науч.тр. -М.: АПН СССР, 1984.-С. 17-28.

56. Журавлев В.П. Социокультурные факторы формирования ценностных ориентаций молодежи в условиях трансформации общества: По материалам Республики Татарстан: Дисс. .канд. социологии. Казань, 1998.- 190 с.

57. Запесоцкий А.С. Фаин А.П. Эта непонятная молодежь.: Проблемы неформальных молодежных объединений. М.: Профиздат, 1990.- 224 с.

58. Зарецкая И.И. Нравственное воспитание учащихся: Методическое пособие для преподавателей средних ПТУ. М.: Высш.шк., 1986,- 143 с.

59. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1996,- 221 с.

60. Золотарева А.В. Организационно-педагогические условия социального становления детей в многопрофильном учреждении Дополнительного образования: Дисс. .канд. пед. наук. Ярославль, 1999.- С. 13-44.

61. Ильинский И.М. Куда идти России. М.: Голос, 1995,- 124 с.

62. Ильинский И.М. Молодежь и общество на рубеже веков. М., 1999.

63. Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа: Учебн. Пособие. М.: Рос.гос.гуманит.ун-т, 1996.- 152 с.

64. Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. М.: «Искусство», 1969.- 303 с.

65. Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание: Статьи и выступления разных лет. М.: Знание, 1984.- 64 с.

66. Каган М.С. Социальные функции искусства. Л.: Знание, 1979.- 34 с.

67. Каган М.С. Философская теория ценности,- СПб.: Петрополис,- 1997.- 204 с.

68. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их фомирование в коллективе. Л., 1989,- 85 с.

69. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. М.: Новая шк., 1996. - 155 с.

70. Караковский В. А. Стать человеком// Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Нов.шк., 1993. -80 с.

71. Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. Пер. с нем. М.: Моск.центр вальдорфской педагогики, 1993.- 272 с.

72. Катырева В.А. Проблема творческой драматизации в американской педагогике// Проблемы педагогики и школы в капиталистических станах. Сб.научн.тр., ч.1. М.: НИИ ОП ПН СССР, 1974,- С. 57-75

73. Кашекова И.Э. Эмоционально-ценностное самоопределение старшеклассников в школе художественно-эстетического направления: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1998.- 152 с.

74. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография. Оренбург, 1996. - 188 с.

75. Климов А.Г. Неформальные отношения в социализации первичной группы (Методологические и методические вопросы социологического изучения): Дисс. .канд. социологии. М., 1994.

76. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. М.: Знание, 1981.- 63 с.

77. Козловский В.И. Педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии: Дисс. .канд.пед.наук. М., 1998.

78. Кон И.С. Ребенок и общество: (историко-этнографическая перспектива). -М.: Наука, 1988.- 269 с.

79. Конникова Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника. Л., 1970.- с.225-278.

80. Колосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Дисс. .канд.пед.наук. М., 1994.- 272с.

81. Коровкина Г. А. Развитие творческой активности подростков в процессе учебно-воспитательной деятельности центра народного творчества: Дисс. .канд.пед.наук. М., 1996.- С.45-62.

82. Корогодский З.Я. Начало: Записки театрального режиссера и пёдагога.-СПб.: СПбГУП, 1996,- 431 с.

83. Короткое В.А. Профессионально-личностные ориентации педагогов.: Автореф. дисс. .канд.псих.наук. М., 1998,- 22 с.

84. Корчак Я. Воспитание личности. М.:Просвещение,1992.- 286 с.

85. Корчак Я. Как любить ребенка. М.: Политиздат, 1990,- 493 с.

86. Коханая О.Е. Театр юного зрителя как специфический социокультурный институт.: Дисс. . канд. фил. наук. М., 1995. - 187 с.

87. Кочергин В.Н. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры подростков в деятельности детских организаций: Дисс. .канд. пед. наук. Казань, 1993.

88. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина, 1988.- 479 с.

89. Криворученко В.К. Молодежное движение в России и Советском Союзе: уроки истории. М.: Социум, 1997.- 191 с.

90. Кузьмина Н.В. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980.- 207 с.

91. Куруленко Э.А. Творчество в пространстве культуры детства: Автореф. д-ра культурологии. СПб, 1999.

92. Курышева Т.А. Театральность и музыка. М.: Сов.композитор, 1984.-200с.

93. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. Социально-психологический центр.-СПб.,-1996.

94. Леваныпина Т.В. Ершова А.П. и др. Театрально-творческие работы на уроке литературы как средство развития зрительской и читательской культуры школьников. М., 1982.

95. Леонов А.А. Шумова Е.Д. О некоторых особенностях школьного театрального коллектива//Режиссер работает в школе: теоретические и методические проблемы: Сб.Науч.тр./Под ред.Е.К.Чухман. М.:Изд.АПН СССР, 1991,- С.86-90.

96. Леонтьев А.А. Психология общения: Пособие для дополнительного образования. 2 изд. Испр.и доп. - М.: Смысл, 1997. - 364 с.

97. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977

98. Лепиллина Л.И. Психолого-педагогические условия формирования качеств творческой личности средствами театра в техническом лицее: Дисс.канд.пед.наук. М., 1996. -191 с.

99. Лисовский В.Т. Молодежь в условиях социально-экономических реформ. -СПб., 1995.

100. Литвак Р. А. Педагогические основы деятельности общественных объединений в современных условиях.: Дисс. .д-ра.пед.наук. -Екатеринбург, 1997.

101. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов; Рос. акад. Наук. Ин-т психологии. М.: Наука, 1999. - 349 с.

102. Лопатин А.Р. Создание ситуаций успеха в воспитательно-образовательной работе с подростками: Автореф. дис.канд.пед.наук. Кострома, 1999.-24с.

103. Лыгина М.А. Социокультурная детерминация воспитания: Традиция и инновация: Дисс. . канд. фил. наук. М., 1998. - 144 с.

104. Лысенко B.C. Социокультурная парадигма гуманизации школьного образования: Филос.-социол. аспект: Дисс. .канд. фил. наук. М., 1996. -164 с.

105. Любинский И.Л. Очерки о советской драматургии для детей. М.: Дет. лит., 1987.- 237 с.

106. Макаренко А.С. Полн.собр.соч. в 8 т. М.: АПН РСФСР, 1959.-Т.5.

107. Марченко Т.А. Театр воспитывает. М.: Педагогика, 1976.-128 с.

108. Мид Маргарет. Культура и мир детства: Избр.произведения,- М., 1988

109. Маслоу А. Психология бытия. М., Киев, 1997.

110. Международное общество по музыкальному воспитанию детей и юношества, конференция: 9-я, доклады. М., 1970.- 78 с.

111. Мейерхольд: к истории творческого метода: Публикации. Статьи./ М-во культуры РФ, РАН. Рос.ин-т истории искусств; Ред.Е.А. Кухта,

112. СПб.:КультИнформПресс, 1998,- 246 с.

113. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности/Предисловие Е.А. Климова. М.: Педагогика, 1986.253 с.

114. Мирошникова Е.А. Регион как уникальный национально-культурный комлекс:Дисс. .канд.пед.наук. СПб., 1996.

115. Михайлова А .Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников: Пособие для учителей начальных классов. М.: Просвещение, 1975.- 128 с.

116. Моисеева А.М. Развитие творческой активности младших школьников в условиях музыкально-сценической деятельности: Дисс. .канд.пед.наук. -М., 1988.- 164 с.

117. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб.для студ.пед.вузов/Под ред.

118. B.А. Сластенина.-М.: Издательский центр "Академия", 1999.- 184 с.

119. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986.- С.34-37.

120. Мясшцев В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясшцев; Под ред. А. А. Бодалева. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж : МОДЭК, 1998. - 362 с.

121. Нагой А. А. Культура региона и культурная политика в России в 90-е годы XX века: Автореф. дисс. .канд. культурологии. Краснодар, 1999.- 22 с.

122. Наумова Н.И. Развитие творческих способностей школьников средствами театрального искусства: Методические рекомендации. Нижневартовск, 1996,- 54 с.

123. Нащекин Б.Н. Эстетическое образование и воспитание учащихся в самодеятельном театральном коллективе/ Театр и образование. Сб. научн. трудов. М., 1982,- 178 с.

124. Нейл А. Саммерхилл: Воспитание свободой: Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2000.- 269 с.

125. Некрасова JI.M. Современный театр для детей. Искусство и образование. №1. М., 1994. С.63-68.

126. Неменский Б.М. Искусство культура - образование / Цикл бесед. - М.: Центр ХКО, 1993.- 79 с.

127. Неменский Б.М. Эмоционально-образное познание в развитии человека//Вопросы психологии №3, 1991.-С.9-16.

128. Немирович-Данченко В.И.:Рождение театра: Воспоминания, статьи, заметки, письма / Сост., вступ.ст.и коммент. М.И. Любомудрова. М.: Правда, 1989.- 574 с.

129. Никольский Л.А. Школьный театр: воспитание реальностью// Театр и образование: Сб.науч.тр./ Отв.ред. Е.К. Чухман. М.: из. РАО, 1992.- С.94-105.

130. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов//Редактор-составитель Крылова Н.Б.-М., 1995.- ИЗ с.

131. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства. -М., 1984.- 123 с.

132. Панасенко Э.С. Воспитательное воздействие средств массовой коммуникации (по материалам американских исследований// Проблемы педагогики и школы в капиталистических станах. Сб.научн.тр., 4.1. М.: НИИ ОП ПН СССР, 1974.- С. 75-83.

133. Пеня Т.Г. Создавая спектакль, изменяем себя// Режиссер работает в школе: теоретические и методические проблемы: Сб.науч.тр./Под ред. Е.К. Чухман. М.: Изд. АПН СССР, 1991.- С. 80-86.

134. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.,1982.

135. Петровский А.В., Петровский В.А. Индивид и его потребности стат личностью//Вопросы психологии.-1992.-№3.-С.44-53.

136. Пилипенко Л.Л. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в условиях детского музыкального театра.: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. - 18 с.

137. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения./ Сост.и авт. Коммент. А.Н.Алексюк, Г.Г.Савенюк. М.: Педагогика, 1985.- 496 с.

138. Попов В.Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России: Автореф. дисс. .д-ра социологии. Екатеринбург, 1997.- 48 с.

139. Порфирьева М.Г. Магия оперы.//Музыкальный театр. Проблемы музыкознания. Вып.6, 1991.- С.9-35.

140. Потапова Т.Э. Эстетическое воспитание учащихся школы РСФСР средствами театрального искусства (1917-начало 30-х гг.).: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1991. -18 с.

141. Похмелкина Г.Ф. Воспитание гуманистической направленности у младших подростков в процессе театрального творчества школьного класса: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1992. - 221 с.

142. Похмелкина Г.Ф. Воспитание гуманистической направленности у младших подростков в процессе театрального творчества школьного класса: Дис. .канд. пед. наук. М., 1992,- 221 с.

143. Пругова И.В. Педагогические условия формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра.: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Краснодар, 1999. -25 с.

144. Разбаш М.А. Диалоги о музыкальной педагогике. -М.,1994.-141 с.

145. Раненко М.Э. Общее музыкальное образование как средство социализации учащихся средней школы: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Новгород ,1999.- 23 с.

146. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1968.- 160 с.

147. Режиссер работает в школе: теоретические и методические проблемы: Сб.Науч.тр./Под ред. Е.К. Чухман. М.: Изд. АПН СССР, 1991.- 130 с.

148. Режиссерское искусство Таирова. М., 1987.

149. Роджерс К. К науке о личности//История зарубежной психологии. Тексты. М„ 1994.

150. Роджерс К. Творчество как усиление себя // вопросы психологии, 1990. № 1, с. 164-168.

151. Рожков М.И. и др. .Программа "Лидер" .Научно-практический центр Совета Союза пионерских организаций-Федерации детских организаций (НПЦ Совета СПО-ФДО)/Отв. за выпуск Кочергин В.Н. М., 1992.- 75 с.

152. Рожков М.И. Социальные проблемы как фактор социализации учащихся //Ярославский педагогический вестник, 1994.№1 с. 16-19.

153. Рубан Т.Г. Развитие музыкального восприятия у дошкольников на занятиях по слушанию музыки в условиях взаимодействия искусств: Автореф. дисс. .канд.пед.наук. М., 1998.- 25 с.

154. Рубина Ю.Я. Искусство театра в системе эстетического воспитания: Метод, рекомендации в помощь лектору и методисту ин-тов усоверш. учителей. М., 1982.- 63 с.

155. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. и др.: ПИТЕР, 1998.705 с.

156. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории.// Вопросы психологии.-1960.- № 3.- с.4.

157. Сабинина М.Д. Музыкальный театр. М., 1990.

158. Самарич В.В. Драматизация как средство развития коммуникативных способностей будущих педагогов: Автореф. дисс. .канд.пед.наук,-Ставрополь, 2000.- 23 с.

159. Самохвалова В.И. Пути формирования эстетического сознания личности // Эстетическое сознание личности. М.: РАИ ИФ, 1994.- С. 133-193.

160. Саниева Т.Н. Влияние музыкальной самодеятельности на развитие направленности подростка: Дисс. .канд.пед.наук. М., 1999,- 164 с.

161. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки: 1996.-237 с.

162. Сац Н.И. Новеллы моей жизни: в 2-х кн.-2-е изд.,испр. и .доп.-М.:Искусство, 1984.

163. Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. -Казань: Изд-во Каз.ун-та, 1992.- 175 с.

164. Слагаева Л.А. Марийский региональный компонент в системе художественного образования младших школьников: Дисс. .канд.пед.наук.-Йошкар-Ола, 1998.

165. Сластенин В.А. Воспитание младших школьников в процессе внеклассной и учебной деятельности: Сб.науч.тр. М.: Ml НИ, 1980.- 129 с.

166. Словарь иностранных слов. Специальное научное редактирование чл.кор. АН СССР А.Г.Спиркин. М: Русский язык. 1981,- С.359.

167. Смирнов Л.Ю. Преодоление асоциального поведения подростков средствами культурно-досуговой деятельности: Дисс. .канд. культурологии. М., 1998.- 156 с.

168. Собкин B.C. Писарский П.С. Динамика художественных предпочтений старшеклассников/ М-во обр-я РФ. М., 1992,- 80 с.

169. Социально-культурные ориентации молодежи и организация ее досуга по месту жительства / Шарова А.Ф., Барсук В Л., Волков В. И.,171.172.173.174.175,176,177,178,179180181182183184185186187188

170. Коробейникова Т.А.: РАН, Урал. Отд-ние, Ин-т экономики. -Екатеринбург, 1997. 48 с.

171. Станиславский К.С. Работа актера над собой. 4.1: Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика.-М.: Искусство, 1985.- 479 с.

172. Станиславский К.С.//Собр.соч. -т.5. М.: Искусство, 1968. - С.185-189

173. Стуль М.П. О творческом развитии школьников в системе театральноэстетического эксперимента// Театр и образование: Сб.науч.тр./ Отв.ред.

174. Е.К. Чухман. М.: из. РАО, 1992.- С. 30-37.

175. Стуль М.П. Театральная культура и творческое мышлениешкольников//Сов. Педагогика.- 1989.-№4.- С.24-28.

176. Суртаев В.Я. Социокультурное творчество молодежи: методология,теория, практика. СПб., 2000. - 207 с.

177. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981.- 192 с.

178. Тараскина Г.С. Адаптирование младшего школьника к окружающему миру средствами искусства и культуры. М., 1997. Театр и образование: Сб.науч.тр./ Отв.ред. Е.К. Чухман. М.: из. РАО, 1992.- 178 с.

179. Толстой JI.H. Из писем и дневников (1865-1902 гг.)//Полн.собр.соч.: В 90 т.-М., 1928-1958. Т.68. - С.279-280.

180. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: АН Грузинской ССр, 1961,- 210 с.

181. Ушакова Е. Депрессия от погони за успехом.//Директор школы.-1997.-№4.-с.88.

182. Ушинский /Сост. и авт.предисл. Лебедев П.А., проф. М.: Изд.дом Шалвы Амонашвили, 1998.- 202 с.

183. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Междунар. пед.акад., 1994.- 192 с.

184. Филатова Н.А. Евгений Вахтангов: Опыт театральной педагогики. -Владивосток, 1990.

185. Филиппов Г.А. Социокультурный механизм развития воспитательной системы образовательного учреждения: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Ярославль, 1999.- 23 с.

186. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФАРА-М, 1998.-576с.

187. Фришман И.И. Игра как средство гуманизации социальных отношений в детских и подростковых организациях.: Дисс. .канд. пед. наук. Казань, 1992.

188. Фурсова Г.М. Музыкальный театр в начальной школе./ искусство в школе №4,1977.- с.35-36.

189. Шацкий С.Т. Из доклада "Искусство как элемент детской жизни", (март 1918 г.)//Революция театр - дети. -М., 1987.-С.93.

190. Школа-лаборатория N 825 Московского комитета образования: (Из опыта работы) /Сост. Губарева Т. Г., Караковский В. А. М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. - 64 с.

191. Яворский Б.Л. Избранные труды/ Сост. И.С. Рабинович, ред. Д.Д. Шостакович. М.: Советский композитор, 1987.- 210 с.

192. Якобсон П.М. Психология сценических чувств актера. Этюд по психологии творчества/ Ред. и предисловие В. Колбаневского. М.: Гослитиздат, 1936.-212 с.

193. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966.

194. Ямбург Е.А. Наши театрализованные представления. //Воспитание школьников. 1987.- 3.-С.65-69.Ш1. ПОЛОЖЕНИЕ

195. ОБ ОБРАЗЦОВОМ ДЕТСКОМ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ СТУДИИ «ЗЕРКАЛО»

196. Настоящее положение определяет порядок деятельности Образцового детского музыкально-драматического театра-студии «Зеркало» (далее именуется- «Театр»)

197. Театр самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом планов вышестоящих учреждений культуры, интересов, потребностей и запросов детей. Направления деятельности выбираются с учетом мнения родительского коллектива.

198. Руководство Театром осуществляют: художественный совет, художественный руководитель, директор.

199. Художественный совет высший орган управления, правомочный принимать решения по всем вопросам деятельности Театра.

200. Согласно Положению о народном коллективе в штатном расписании Театра за счет бюджетных ассигнований содержатся ряд должностей работников.

201. Остальные должности, перечень которых определяет художественный совет, являются внештатными, могут содержаться за счет собственных средств Театра.

202. Участниками творческого коллектива являются дети и взрослые, порядок отбора и приема в Театр определяет художественный совет.

203. Структуру театра составляют основной состав Театра и студийные группы. Состав, численность, содержание деятельности и порядок работы которых определяются художественным советом.

204. Имущество и средства Театра

205. Театр вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, предусмотренную настоящим Положением, распоряжаться доходами от этой деятельности, а также иными собственными средствами, источником которых не являются бюджетные ассигнования.

206. Настоящее Положение представляется к утверждению согласно решению Художественного совета Театра «Зеркало»

207. Заявка на участие в подпрограмме «Развитие культуры и сохранение культурного наследия России» федеральной целевой программы «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации»

208. Наименование раздела подпрограммы.

209. Реализация принципов федерализма в культурном строительстве, поддержка межрегионального культурного обмена, сохранение и развитие национальных культур народов Российской Федерации.

210. Название предлагаемого проекта.

211. Детский национальный театр XXI век: сохранение и развитие культуры финно-угорских народов.

212. Организационная информация. Организация, от которой подается заявка

213. Министерство культуры и по делам национальностей Республики Марий Эл.

214. Перечень государственных и негосударственных организаций, участвующих в проекте

215. Министерство культуры и по делам национальностей Республики Марий Эл Ассоциация фино-угорских театров

216. Фонд сохранения и развития театров фино-угорских народов Союз театральных деятелей РМЭ Министерство образования и воспитания РМЭ Отдел культуры администрации г. Йошкар-Олы

217. Образцовый детский музыкально-драматический театр-студия «Зеркало» Центр народного творчества РМЭ

218. Руководитель проекта Ф.И.О., место работы, должность

219. Васютин М.З. Министр культуры и по делам национальностей.

220. Ответственный исполнитель проекта Ф.И.О., место работы, должность

221. Нестерова И.Б. директор Образцового детского музыкально-драматическоготеатра-студии «Зеркало», Пчелина О.В. музыкальный руководитель Образцового детского музыкальнодраматического театра-студии «Зеркало» Авторская группа

222. Нестерова И.Б. директор Образцового детского музыкально-драматическоготеатра-студии «Зеркало», Пчелина О.В. музыкальный руководитель Образцового детского музыкально-драматического театра-студии «Зеркало»

223. Сроки осуществления проекта.

224. Сентябрь 1999 г. ноябрь 2000 г.

225. Основная проблема, решаемая с помощью данного проекта.

226. Развитие детского национального театрального творчества финно-угорских народов путем межрегионального и международного сотрудничества и взаимообогащения этнокультурных традиций с сохранением самобытности культур малочисленных народов РФ.

227. Обоснование федеральной значимости проекта.

228. Современный мир это стремление к сохранению народами национальной самобытности с одной стороны, и процесса сближения и взаимодействия субъектов федерации с другой.

229. Какие сведения о проекте, способствующие его включению в федеральную программу, Вы хотите сообщить дополнительно.

230. ДЕТСКОГО ОБРАЗЦОВОГО МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКОГО

231. ТЕАТРА СТУДИИ " ЗЕРКАЛО" ЗА 1997- 1999 гг.

232. За отчетный период коллективом детского образцового музыкально-драматического театра студии "Зеркало" проделана следующая работа:1. Учебно-воспитательная.1. Ежегодно:

233. Еженедельные занятия в студийных группах по актерскому мастерству, сценической речи, сценическому движению, вокальной подготовке, хореографии, дизайну.

234. Проведены открытые репетиционные занятия по актерскому мастерству, вокалу, хореографии.1997 г.

235. Встреча с заслуженным деятелем искусств Республики Марий Эл , лауреата молодежной премии им. О. Ипая В.Кулыпетовым Встреча с актерами Русского драмтеатра.1998 г.

236. Творческая встреча с артистами народного коллектива «Цирк зверей Захаровых»1999 г.

237. Впервые введен в программу новый вид деятельности подготовка и проведение кукольного спектакля (для участников среднего возраста)

238. Совместная работа в рамках творческого сотрудничества с хореографическим коллективом ДТЮ (рук. А.Воробьева) над восстановлением спектакля «Кнут-Музыкант» (март, апрель)1.. Организационно творческая.1. Ежегодно:

239. Проведена работа по художественному оформлению помещения театра -студии.

240. Изготовлены костюмы, декорации, бутафория к спектаклям. Запись фонограмм к спектаклям.1997 г.

241. Проведена выставка творческих работ детей студии "Зеркало" в помещении Республиканского театра кукол, помещении театра-студии.1. J998 г.

242. Организованно посещение, просмотр и анализ отчетного концерта участников студии «Звук оград» Дворца Творчества Юных.1999 г.

243. При театре «Зеркало» впервые открыта национальная группа (разработана программа, приглашены к сотрудничеству руководство и работники марийского ТЮЗа, проведена работа по приему детей)

244. Продолжается работа по сбору и систематизации методических материалов, созданию картотеки учебно-методической и репертуарной литературы.

245. Создается фонотека, фильмотека, фотолетопись театра.

246. Пополняется фонд музыкальных изданий.

247. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ДЕТСКОГО ОБРАЗЦОВОГО МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА СТУДИИ « ЗЕРКАЛО « на 2000 г.

248. Учебно-воспитательная работа.

249. Занятия по актерскому мастерству.

250. Занятия сценической речью.- Развитие техники речи.- Дикция главнейший элемент сценической речи.- Логическое прочтение текста (роли,стихотворения,прозаического материала ).- Эмоциональная окраска речи.

251. Занятия по сценическому движению.- Развитие гибкости и подвижности.- Развитие ритмичности.- Развитие координации движений.- Сценические переноски, падения, приемы сценической борьбы.- Поклоны, умение носить костюм.

252. Занятия по вокальной подготовке.- сольное, хоровое пение- работа над сценическим образом- постановка голоса (классический, эстрадный вокал)- запись плюсовых фонограмм- работа с минусовыми фонограммами.

253. Посещение театров, выставок, музеев, концертов с последующим обсуждением.

254. Проведение творческих вечеров для детей театра-студии:- новогоднего / январь /- театрального творчества / май /- знакомства / сентябрь /- встреч с деятелями культуры и искусства / в течение года

255. Проведение мероприятий, направленных на воспитание эстетического вкуса: правила поведения, общение как вид искусства, гармоническое восприятие окружающего мира.1.. Организационно творческая работа.

256. Проведение мероприятий по вовлечению новых участников: работа студий, отборочные конкурсы, сотрудничество с детскими творческими организациями.

257. Работа с органами самоуправления, творческим активом.

258. Создание хореографической группы при театре.

259. Оформление учебных помещений.

260. Пошив костюмов, изготовление декораций, бутафории.

261. Постановка новых музыкальных спектаклей:

262. Кот в сапогах», Д.Самойлов по мотивам сказки Ш.Перро, муз. Б.Чайковского

263. Чайка по имени Джонатан Ливингстон» ,Р.Баха, муз.В.Кульшетова «Огниво» по мотивам сказки Г.Андерсона, муз. С.Кроковенко «Ку-ка-ре-ку», И.Толмачевой, муз. Е.Карша

264. Летучий корабль», по мотивам сказки А.Симукова, муз. М.Дунаевского «Волк и семеро козлят», Ю.Энтина.

265. Участие в конкурсных городских, республиканских программах соответственно профилю театра-студии. / согласно плану Центра Народного творчества Республики Марий Эл /

266. Проведение экскурсий в театры г. Йошкар-Олы. (в течении года)

267. Посещение выставок народного творчества, (в течении года)

268. Посещение и анализ спектаклей театральных коллективов (в течении года)1.I. Методическая работа.

269. Проведение методических встреч с руководителями художественной самодеятельности .

270. Участие в творческих мастерских фестивалей детского творчества.

271. Организация стажировок, посещение курсов повышения квалификации штатных и других работников театра-студии.

272. Сбор, систематизация и хранение методических материалов, создание картотеки учебно-методической и репертуарной литературы.

273. Создание фонотеки, фильмотеки, фотолетописи театра.

274. ДЕТСКИЙ ОБРАЗЦОВЫЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР СТУДИЯ «ЗЕРКАЛО»

275. Организационно-культурный центр Управления Культуры администрации г. Йошкар-Олы.

276. РЕПЕРТУАР ТЕТРА 1995-2000гг.1995 год

277. Бабушка Удава» музыкальный спектакль по мотивам произведений1. Г.Остера- участник международного детского фестиваля «Голос детства», Белоруссия (июнь 1995 г.)1996 годмузыкальные спектакли:

278. Огниво» по мотивам сказки Г.Андерсена, муз. С Горковенко- участник театральной программы Второй Московской Ярмарки Идей (апрель 1996 г.)

279. Ку-ка-ре-ку» сценарий И.Толмачевой, муз. Е.Карша1997 годмузыкальные спектакли:

280. Сказка про Бабу-Ягу, ее сына Цыпу и сундук с вениками» В.Степанова «Кошкин дом» С.Маршака «Мышонок-Вострохвостик» Ю.Николаева1998 годмузыкальные спектакли:

281. Приключения Буратино», по сказке А. Толстого «Золотой ключик». Музыка В.Кулыпетовалауреат республиканского смотра детских театральных коллективов РМЭ,( март 1998 г.)участник театральной программы Четвертой Московской Ярмарки Идей ( апрель 1998 г.)

282. Музыка язык мира и дружбы язык», сценарий И.Скородумова «Муха - Цокотуха», по сказке К.Чуковского «Конек - Горбунок», по сказке П.Ершова1999 годмузыкальные спектакли:

283. Золушка», по сказке HI. Перо, муз. В. Кулыпетоваучастник театральной программы Пятой Юбилейной Московской Ярмарки Идей)

284. Друг мой Зонтик», муз. В.Кулыпетова «Волшебная страна сказок» С.Иванкова2000 годмузыкальные спектакли

285. Кот в сапогах», Д.Самойлов по мотивам сказки Щ.Перро, муз. Б.Чайковскогопобедитель отборочного тура фестиваля детских музыкальных театров «Синяя птица» на 2001 г. (г. Москва, апрель 2000 г.)участник Шестой Московской Ярмарки идей «Дети XXI век»t

286. Чайка по имени Джонатан Ливингстон» ,Р.Баха, муз. В.Кулыпетова «Огниво» по мотивам сказки Г.Андерсона, муз. С.Кроковенко «Ку-ка-ре-ку», И.Толмачевой, муз. Е.Карша

287. Летучий корабль», по мотивам сказки А.Симукова, муз. М.Дунаевского

288. Волк и семеро козлят», Ю.Энтина. «Сказочка о Сове» А.Акпаев, муз. В.Захарова

289. ПРОГРАММА ВЫСТУПЛЕНИЯ ДЕТСКОГО ОБРАЗЦОВОГО МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА-СТУДИИ «ЗЕРКАЛО»1997 год1.ОТДЕЛЕНИЕ

290. Художественный руководитель Заслуженная артисткаи режиссер Республики Марий Эл Н.Репьева

291. Вокал Заслуженный работник культуры Н.Ковалевская

292. Хореографы И.Нестерова Н.Линке

293. Хореограф-репетитор Е.Подойникова1. Концертмейстер О.Пчелина

294. Художники по костюмам Л.Каменщикова Н.Товарова-Кошкина1. Директор И.Несгерова

295. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

296. Мышата А.Кормачева Е.Егорова- Т.Милкова Д.Инягина

297. Мышата А. Колесникова С.Яковлева

298. Зайчата О.Князева В.Нестерова- М.Новикова Е.Смирнова

299. Лисята К.Михайлова Д.Овечкина- Н.Валдаевская

300. Волк К.Клементьев Б.Овечкин- И.Шукюров1. КОШКИН дом1. Кошка О.Вохминцева1. Кот Василий С.Манукянц1. Коза О.Писаренко1. Козел С.Есменеева

301. Петух Т.Ефимова С.Степанов1. Курица А.Пыркина1. Свинья Н.Башкатова1. Хрюшка И.Бутенина

302. Копгяга Е.Манукянц О.Хабибуллина- С.Степанов О.Тимошева

303. Ведущие Г.Тихонова С.Тихонова1. КНУТ МУЗЫКАНТ1. Кнут1. Дудочка1. Бабушкка

304. Господин Петтерман Горный Король

305. Снежная Королева Королева Эльфов Сосна1. Гриб Лисичка

306. С.Яковлева В.Нестерова Е.Смирнова Н.Валдаевская1. А.Шишмакова1. О.Гаврилова1. Н.Григорьева1. М.Липатникова1. П.Попкова

307. ПРОГРАММА ВЫСТУПЛЕНИЯ ДЕТСКОГО ОБРАЗЦОВОГО МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА-СТУДИИ1. ЗЕРКАЛО»1998 год г.Йошкяр-Ола1.е отделение

308. МУЗЫКАЛЬНЫЕ СКАЗКИ: «МУЗЫКА МИРА И ДРУЖБЫ ЯЗЫК»

309. Сценарий И.Скородумова Тексты песен В.Степанова В сказке использована музыка В.Голикова, Г.Струве, Ф.Шуберта1. МУХА ЦОКОТУХА»

310. По сказке К.Чуковского Музыка М.Красева1. КОНЕК ГОРБУНОК»1. По сказке П.Ершова1.- е отделение1. ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО»

311. Музыкальный спектакль По сказке А. Толстого "ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК"

312. Музыка заслуженного деятеля искусств Республики Марий Эл, лауреата молодежной премии им. О. Ипая В.Кулынетова Тексты песен И.Губиной

313. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:

314. МУЗЫКА МИРА И ДРУЖБЫ ЯЗЫК»1. Маша Новикова Мария1. Саша Михайлов Александр1. Космонавт Жубрин Илья1. Матрешки Князева Ольга1. Михайлова Карина

315. Балерины Нестерова Вероника1. Валдаевская Анастасия1. Василисы Гурьева Ася- Смирнова Ксения1. Ежик Инягина Дарья

316. Главный Робот Клементьев Константин1. Робот Симулин Илья

317. Баба-Яга Гладкова Анастасия

318. Марионетка Колесникова Анна1. Волк Сунгатуллин Айрат

319. Губина Наталья Юрки на Алиса Кормачева Анна1. МУХА ЦОКОТУХА»1. Ведущий1. Муха1. Паук1. Комар1. Таракан1. Бабочка1. Пчелки1. Блошки

320. Залешин Михаил Домрачева Мария Якаев Евгений Козлов Павел Хорошавин Сергей Фурзикова Алеся Пайбердина Марина Хорошавина Яна

321. Леухина Марина Щеглова Анна1. КОНЕК ГОРБУНОК»1. Конек-Горбунок1. Иван1. Данила1. Таврило1. Царь

322. Воевода,скоморох Стражники1. Жар-птицы

323. Гаврилова Ольга Токарев Александр • Манукянц Сурен1. Новик Сева1. Файзрахманов Рустам1. Васютин Илья1. Тимонина Алена1. Тимошев'а Оксана

324. Царегородцева Ксения Смирнова Анна1. Журавлева Елена

325. Конюкова Анастасия Кульшетова Марина1. ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО»1. Буратино1. Папа Карло1. Карабас Барабас1. Пьеро1. Мальвина1. Лиса Алиса1. Кот Базилио1. Черепаха1. Артемон1. Арлекин1. Сверчок1. Крыса1. Мальчик1. Лягушки1. Куклы

326. Рябовол Инна Огородников Алексей- Пектеев Кирилл Вохминцева Ольга Лапина Светлана Есменеева Светлана Файзрахманов Рустам

327. Валдаевская Анастасия Кормачева Анна Князева Ольга Губина Наташа Гурьва Ася Тимонина Алена Тимошева Оксана Гаврилова Ольга Чирков Борис Васютин Илья1. Разбойники- Токарев Александр- Васютин Илья- Манукянц Сурен- Михайлов Саша

328. Новик Сева Чирков Борис Охтников Алеша

329. ДЕТСКИЙ ОБРАЗЦОВЫЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР- СТУДИЯ «ЗЕРКАЛО» И ВАЛЕРИЙ КУЛЬШЕТОВ

330. ПРЕДСТАВЛЯЮТ ВЕЧЕРА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ

331. ЙОШКАР-ОЛА 24 25 АПРЕЛЯ 1999 г1. КНУТ МУЗЫКАНТ»по мотивам финно-угорских сказок Тексты песен И.Губиной

332. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:1. Кнут Токарев Саша1. Дудочка Вохминцева Оля1. Бабушка Кропинова Оля

333. Господин Петерман Файзрахманов Рустам

334. Горный Король Манукянц Сурен

335. Снежная Королева Тимонина Алена

336. Королева Эльфов Михайлова Карина1. Сосна Журавлева Лена

337. Гриб Лисичка Гаврилова Оля1. Волны Саутова Катя

338. Снежные Шары Мотовилова Саша - Торопова Настя- Архипова Ирина Козакова Юля- Чернышова Геля Целищева Аня- Серкова Катя Михайлова Лена- Шкалина Маша Тарасова Лена- Мезенцева Наташа1. Огонь Журавлева Лена

339. Слуги старой Сосны Кропинова Оля - Вохминцева Оля- Державина Наташа Тарасова Марина- Загайнова Катя Сапаева Люба- Иванова Таня Попова Оля- Смирнова Таня

340. Подземные кузнецы Чирков Борис - Васютин Илья- Файзрахманов Рустам Журавлев Вова

341. Эльфы Валдаевская Настя - Нестерова Вика- Николаева Таня Долгова Настя- Елсукова Наташа Нечаева Наташа1. Пауки Васютин Илья

342. Друзья Господина Файзрахманов Рустам

343. Петермана Чирков Борис - Манукянц Сурен- Журавлев Володя

344. Паучата Михайлов Саша - Клементьев Костя- Осбанов Расул Хафизов Ильдар- Симулин Илья Пахмутов Саша1. КЛОЧКИ ПО ЗА УЛОЧКАМ»сценарий Г. Остера

345. Сестра Гортензия Сестра Жавотта Принц1. Королевский Шут1. Король1. Королева1. Кочерга1. Тетушка Метла1. Утюг

346. Токарев Саша Манукянц Сурен- Плотникова Оля- Токарев Саша- Вохминцева Оля- Гаврилова Оля- Файзрахманов Рустам1. ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО»по сказке А. Толстого "ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК" Тексты песен И.Губиной

347. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

348. Емельянова Маша Инягина Даша Щеглова Аня Царегородцева Алена Завгородняя Таня Валдаевская Настя Корозевцева Алина Пахмутов Саша Хорошавин Сергей Пахмутов Саша

349. Пахмутова Юля Осипова Амалия Мочалова Лена Тарасова Юля

350. Лавринова Настя Харлампьева Кристи Хафизова Ильсия Осбанов Расул1. ДРУГ МОЙ ЗОНТИК»

351. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ1. Поросенок Слоненок

352. Интересный Кролик Мама Белочка Белочки

353. Текст С.Богомазовой Музыка Е. Шарковского

354. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ1. Девочка1. Снежная Королева1. Золушка1. Емеля

355. Музыка заслуженного деятеля искусств Республики Марий Эл, лауреата молодежной премии им. О. Ипая В.Кульшетова