автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста в культурно-досуговой деятельности
- Автор научной работы
- Жукова, Галина Евгеньевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2014
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Формирование музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста в культурно-досуговой деятельности"
На правах рукописи
Жукова Галина Евгеньевна
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности (по всем уровням образования)
АВТОРЕФЕРАТ
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
-6 НАР 2Ш
Москва - 2014
005545584
005545584
Работа выполнена на кафедре эстетического воспитания в ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Зацепина Мария Борисовна
доктор педагогических наук, профессор Карпова Светлана Ивановна, ФГБОУ ВПОМГПУ, кафедра «Педагогики и психологии»
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических доцент
наук,
кандидат педагогических наук, Антонова Татьяна Викторовна,
методист ГБОУ СПО «Московский музыкально-педагогический колледж»
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО
«Нижневартовский университет»
Защита состоится « 26 » марта 2014 г. в 12.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.06. при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 123298, Москва, ул. Берзарина, д. 4.
Электронная версия автореферата размещена на сайте ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации (vak2.ed.gov.ru), на сайте МГТУ им. М.А. Шолохова (www.mgopu.ru).
Автореферат разослан « 25 » _февраля_2014 года.
Актуальность исследования. Реформы отечественного образования и ориентация современной педагогики предполагают создание условий для развития личности каждого ребёнка, формирование его способностей и интересов, развитие творческого самовыражения в различных видах культурной деятельности.
Искусство, по мнению музыкантов, искусствоведов и культурологов является одним из важнейших и мощных средств для решения данного вопроса. Низкий уровень продукции массовой культуры очень затрудняет познание истинно прекрасного и лишает возможности отличать подлинно культурные ценности от произведений искусства низкого качества. Не попасть под это влияние, избежать навязывания чужих интересов, вкусов и взглядов, умение найти свои способы самовыражения, самореализации способен только творчески мыслящий человек.
Музыкальное воспитание, являющееся одной из центральных составляющих эстетического воспитания, играет особую роль в целостном развитии личности ребенка-дошкольника. Музыка оказывает влияние на развитие у него духовной сферы, творческого потенциала, многих психических процессов (восприятие, воображение, мышление, память, речь и др.).
В психолого-педагогической литературе представлены исследования и их результаты, определяющие значимость музыкального воспитания ребенка и приобщения подрастающего поколения к художественной и музыкальной культуре (Ю.Б. Алиев, Б.В. Асафьев, H.A. Ветлугина, И.В. Евтушенко, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, О.П. Радынова, В.Н. Шацкая и др.); развития творчества (Л.Г. Арчажникова, Л.С. Выготский, А.Ю. Гончарук, В.И. Загвязинский, А.Н. Лук, Л.А. Рапацкая, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр и др.).
Проблемы детского музыкально - творческого развития были исследованы в работах О.А.Апраксиной, Т.Я. Баклановой, А.И. Бурениной, А.Г.Гогоберидзе, В.А. Деркунской, A.B. Запорожца, H.A. Метлова, К.В. Тарасовой.
Развитие детского творчества - сложная и комплексная проблема. Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях интеграции разных видов искусств и взаимосвязи на этой основе разных видов художественной деятельности детей. Положительная динамика в развитии творчества дошкольников прослеживается в условиях интеграции изобразительной и театрализованной, изобразительной и музыкальной деятельностей (М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, A.A. Мелик-Пашаев, Е.А. Пелих, А.И. Савенков, Н.М. Сокольникова и др.).
Несмотря на значительный вклад исследователей в изучение проблемы развития творчества детей дошкольного возраста, некоторые её аспекты остаются недостаточно изученными. В частности, не раскрыты возможности
развития музыкально-творческих способностей дошкольников в условиях интеграции музыкальной и театрализованной деятельностей.
В последнее время вопросу музыкального воспитания уделяется достаточно большое внимание. Определяющим направлением является организованная образовательная деятельность, в процессе которой дети приобретают навыки и умения для публичных выступлений, участия в конкурсах. Такая тенденция углубляет противоречия между требованием общества к всестороннему развитию личности, ее способностей, интересов, творческого самовыражения в различных видах детской художественно-творческой деятельности и недостаточной возможностью реализовать это в рамках основной образовательной программы.
В традиционной музыкальной дошкольной педагогике обучение строится на принципах «дидактической направленности», что имеет свои положительные стороны, но вместе с тем ограничивает возможность педагога для развития индивидуального детского творчества. В то время как, использование принципа интеграции позволяет педагогу найти новые пути и средства развития творческого потенциала каждого ребенка.
Значительными возможностями для развития музыкально-творческих способностей обладает культурно-досуговая деятельность детей, которая осуществляется в процессе непосредственного общения ребенка, педагога и родителей. В детских дошкольных образовательных организациях не в полной мере используется этот потенциал. Общеизвестно, что именно этот возрастной период ребенка обладает самыми большими возможностями для развития музыкально-творческих способностей детей.
На основании анализа педагогической теории и практики в контексте проблемы исследования мы выделили следующие противоречия между:
-потребностью общества в формировании музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста, как одной из основ развития целостной личности, и реальными возможностями ее осуществления в деятельности дошкольных образовательных организациях;
- необходимостью создания социокультурных условий в организации свободного времени ребенка с целью повышения эффективности формирования музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях взаимосвязи музыкальной и театрализованной деятельностей;
недостаточной разработанностью процесса формирования музыкально-творческих способностей на основе интеграции различных видов искусств (музыки и театра) в процессе досуговой деятельности ребенка в дошкольной образовательной организации;
-между накопленным практическим опытом и недостаточностью теоретического, научно-методического обоснования проблемы формирования музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях досуга.
Сложность и многоаспектность задач по формированию музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста, выявлению и развитию творческого потенциала каждого ребенка дошкольного возраста определили тему настоящего диссертационного исследования «Формирование музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста в культурно-досуговой деятельности».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить разработанные модель и педагогическую технологию формирования музыкально-творческих способностей дошкольников 4-7 лет на основе интеграции музыкальной и театральной деятельности в условиях использования свободного времени ребенка.
Объект исследования - развитие музыкально-творческих способностей детей 4-7 лет.
Предмет исследования - педагогические условия формирования взаимосвязи музыкальной и театрализованной деятельностей, как средство развития музыкально-творческих способностей в культурно-досуговой деятельности.
Гипотеза исследования — формирование музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста будет осуществляться более эффективно при:
-создании психолого-педагогических и социокультурных условий организации досуговой деятельности и использовании ее потенциала для формирования музыкально-творческих способностей, как одной из основ воспитания целостной личности;
-осуществлении интеграции двух видов искусств (музыка и театр) с целью творческого развития ребенка;
-построении на научной основе модели формирования музыкально-творческих способностей детей 4-7 лет;
- разработке педагогической программы, основанной на интеграционном подходе к организации музыкально-творческой деятельности детей в их свободное время, при соблюдении равноправных отношений между детьми с целью предоставления всем воспитанникам дошкольной образовательной организации участия в музыкально-театрализованной деятельности (добровольность, интерес, свобода выбора и т.д.);
Определение цели, объекта, предмета и гипотезы позволяют сформулировать задачи исследования:
1.На основе анализа научной и психолого-педагогической литературы охарактеризовать музыкально-творческие способности детей дошкольного возраста как феномен развития личности ребенка.
2.Выявить структуру и природу музыкально-творческих способностей ребенка, охарактеризовать их компоненты.
3.Определить сущность и возможности культурно-досуговой деятельности, как самостоятельного и специфического компонента социопедагогической деятельности и воспитательно-образовательной работы
дошкольной образовательной организации, с целью повышения эффективности формирования музыкально-творческих способностей детей 4-7 лет.
4. Разработать модель и программу формирования музыкально-творческих способностей детей на основе интегрирования двух видов искусств.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: - теоретические положения о сущности музыкальной и творческой деятельности дошкольника (H.A. Ветлугина, Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, А.Г. Гогоберидзе, Т.С. Комарова, А.Н. Леонтьев, Г.П. Новикова, О.П. Радынова, С.Л. Рубинштейн, К.В.Тарасова и др.);
-концепция творческой активности детей (Ш.А. Амонашвили, Т.Я. Бакланова, Н.М. Сокольникова, A.A. Мелик-Пашаев и др.);
-исследования по возрастной педагогике и психологии (Ю.К. Бабанский, Н.И. Болдырев, P.C. Немов и др.);
-работы в области организации театрализованной деятельности (С.И. Мерзлякова, Н.Ф. Сорокина, Л.С.Фурмина, Э.Г. Чурилова и др.);
-исследования ученых в области культурно-досуговой деятельности (Т.В Антонова, М.А. Ариарский, Л.Г. Брылев, А.Д. Жарков, М.Б. Зацепина, И.П. Клемантович, B.C. Собкин и др.).
Проверка гипотезы и решение поставленных задач осуществлялось с помощью различных методов исследования:
-теоретических: изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, синтез, классификация, систематизация и апробация идей исследования;
-эмпирических: наблюдение, беседа, обобщение педагогического опыта, диагностические методы (анкетирование, интервью, оценивание результатов деятельности детей);
-математических: качественная и количественная обработка результатов исследования опытно-экспериментальной работы.
Исследование было проведено в три этапа.
Первый этап (2008 - 2009 гг.) - поисково-теоретический - включал в себя анализ научных и литературных источников по теме исследования. Были определены цель, предмет, гипотеза, задачи исследования. Параллельно отбирался и апробировался на практике материал для создания модели и технологии развития музыкально-творческих способностей.
Второй этап (2009 - 2011 гг.) - опытно-экспериментальный. Создана модель и разработана технология развития музыкально-творческих способностей детей 4-7 лет средствами культурно-досуговой деятельности.
Третий этап (2011 — 2013 гг.) — обобщающий. Осуществлен анализ результатов эксперимента, сформулированы выводы. Научная новизна исследования.
-на основе интегративного подхода к образовательному процессу в ДОО определена проблема и решена задача формирования музыкально-
творческих способностей детей, отвечающая потребностям общества на современном этапе;
-рассмотрены общетеоретические предпосылки формирования музыкальных и творческих способностей детей, уточнено и дополнено понятие «музыкально-творческие способности» дошкольников, как универсальных качества личности, проявляемых во взаимодействии двух видов искусства (музыка и театр);
-определена совокупность принципов, составляющих теоретическую базу музыкально-творческих способностей детей (интеграции, цикличности, доступности музыкального и литературного материала, учета детского интереса, свободы выбора в проявлении творческого замысла и т.д.);
-разработана, научно обоснована и апробирована модель формирования музыкально - творческих способностей детей 4-7 лет в социокультурной среде (ДОО, детский коллектив, семья);
-разработана программа и внедрена педагогическая технология формирования музыкально-творческих способностей детей средствами культурно-досуговой деятельности на основе педагогической модели;
-определены обобщенные критерии формирования музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста (эмоциональная отзывчивость, сформированность голосового аппарата, умение подражать, передача образа различными способами, интерес к музыкально-театральному творчеству и пр.), как универсального качества личности, проявляемого во взаимодействии двух видов деятельности.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что: -внесен определенный вклад в уточнение понятия и сущности музыкально - творческих способностей, как универсального качества личности, которое проявляется во взаимодействии двух видов деятельности (музыкальной и театральной);
-результаты исследования позволяют осуществить более широкий подход к выявлению педагогической возможности культурно-досуговой деятельности в организации интегрированного подхода к музыкальному и театральному творчеству детей;
-наше исследование обогащает научные представления об интеграции художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия двух видов искусств (музыка и театр);
-представлено обоснование необходимости формирования музыкально-творческих способностей детей в процессе социально-педагогической деятельности ребенка, что позволяет сформировать культуру детского досуга, наполнить ее новым содержанием, методами, методиками и технологиями, изменить стратегию и тактику взаимодействия между детьми и взрослыми;
-результаты исследования будут способствовать разработке вопросов содержания и технологии организации досуговой деятельности, использования свободного времени детей в социально значимых целях.
Практическая значимость работы заключается в том, что автором разработана, экспериментально проверена и внедрена в практику методика формирования музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интеграции двух видов искусств (музыки и театра). Разработана и апробирована технология развития музыкально-творческих способностей в процессе досуговой деятельности. Подготовлены научно-методические рекомендации по организации и проведению музыкально-творческих ситуаций, которые содействуют формированию музыкально-творческих способностей. Опубликованные материалы могут быть использованы в дальнейших исследованиях, создании учебно-методических пособий для педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования).
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается их теоретическим обоснованием с опорой на достижения современной педагогической науки; разнообразием научных источников; использованием адекватных цели и задачам современных методов и приемов исследования, достаточной длительностью опытно-экспериментальной работы, позволяющей провести объективный анализ исследуемой проблемы; значимостью полученных результатов; апробацией и внедрением основных положений исследования в дошкольных образовательных организациях (ДОО)ЮВАО г.Москвы.
Основные положения исследования, выносимые на защиту:
1 .Музыкально — творческие способности представляют собой универсальные качества личности, проявляющиеся во взаимодействии различных видов деятельностей, и формируются более успешно, при использовании интеграции музыкальной и театрализованной деятельности в условиях досуга, в процессе которого реализуется потребность содержательного наполнения свободного времени в соответствии с интересами субъекта (ребенка 4-7 лет).
2.Научно-педагогическая категория «культурно-досуговая деятельность» применительно к детям дошкольного возраста - это самостоятельная и специфическая форма организации социокультурной деятельности в дошкольной образовательной организации; важная сфера жизни детей, семьи и детского коллектива, которая создает условия для формирования музыкально-творческих способностей и культуры ребенка в процессе изучения и познания эстетических ценностей (духовных, нравственных и др.), а также различных видов искусств (музыки и театра).
3.Разработанная модель формирования музыкально-творческих способностей, включающая цель, задачи, принципы, содержание, организационные формы, методы и средства ее эффективной реализации.
Апробация и внедрение результатов исследования представлялись на заседаниях кафедры эстетического воспитания (начального образования и педагогических технологий) педагогического факультета Mi l У им. М.А.Шолохова(2009-2013 гг.), международной конференции «Диссеминация
результатов научных исследований в практику дошкольного образования» (Санкт-Петербург, 2013 г.), 2-ой Всероссийской научно-практической онлайн конференции «Инновации в образовании» (Москва, 2013 г.), Межрегиональных методических чтениях «Современный педагог - новой школе» на базе НМЦ ЮВОУО г. Москвы (2011 г.), а также в публикациях научных статей. Результаты исследования внедрены в практику организации досуговой деятельности в дошкольных образовательных учреждений в процессе педагогической деятельности автора диссертации в ГБОУ детский сад № 2278 ЮВОУО ДО г. Москвы, ГБОУ детский сад № 299 ЮВОУО ДО г. Москвы, включенные в ГБОУ СОШ № 1738 и ГБОУ СОШ № 825 в качестве структурных подразделений.
Экспериментальную базу исследования составили: дошкольные отделения ГБОУ СОШ № 1738 и ГБОУ СОШ № 825
Структура диссертации. Исследование обусловлено актуальностью проблемы и темы исследования, выдвинутыми целью и задачами работы, гипотезой исследования, логикой построения опытно-экспериментальной части и состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы, приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обоснована актуальность исследования, определены проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, основные положения исследования, выносимые на защиту; методология и методы исследования, охарактеризованы его научная новизна, теоретическое и практическое значение полученных результатов.
Первая глава «Творческие способности детей дошкольного возраста, как психолого-педагогическая проблема». Параграф 1.1. «Теоретические аспекты формирования и развития музыкальных и творческих способностей». Проблема творчества, в частности детского, как важного специфического компонента художественной культуры является одной из интереснейших проблем современной дошкольной педагогики и психологии. Педагогические аспекты общей проблематики детского творчества в целом и творческих способностей дошкольников рассматриваются, как правило, по отношению к какой-то деятельности. В дошкольной педагогике представлены направления исследований специфики проявления и развития творчества в игре, изобразительной деятельности, музыкальной деятельности и творческой взаимосвязи разных видов деятельности (Н.А.Ветлугина, И.Л. Дзержинская, О.П. Радынова, Н.Я. Михайленко, Л.В. Артемова, И.Б. Ветрова, Т.С Комарова, М.Б. Зацепина, Н.П. Сакулина, Н.М. Сокольникова, Е.А. Флерина и др.).
В интересах нашего исследования мы рассмотрим отдельно понятия музыкальные и творческие способности. На наш взгляд, целесообразно начать с вопроса о природе творческих способностей, т.к. нас интересует творческое развитие ребенка дошкольника в процессе музыкальной деятельности.
Творческие способности трактуются, как умение создавать новое на основе предыдущего опыта. Они связаны с эмоциями, мышлением и личностью человека и включают в себя целый ряд навыков и свойств. Изучение многочисленных трудов, исследований педагогов и психологов свидетельствует, что под творчеством детей понимается как создание ребенком субъективно нового продукта, значимого, прежде всего, для него самого, так и процесс, предусматривающий поиск способов, путей решения задач игровой, художественной и музыкальной деятельностей и пр.
В своем исследовании О.В. Дыбина подчеркивает наличие большого количества разноплановых факторов, определяющих природу и проявление творческих способностей. Все эти факторы ученый объединяет в три общие группы включающих:
-природные задатки и индивидуальные особенности личности; -влияние социальной среды;
-зависимость развития креативности от характера и структуры деятельности.
Анализ научных исследований в области музыкальной педагогики и психологии позволил выделить в проблеме музыкального творчества два понятия - «музыкальные способности» и «творческие способности». Как показал проведенный анализ научных исследований, музыкальные способности - это индивидуально-психологические особенности личности, в структуре которых выделяют общие и специальные способности. Б.М. Теплов к основным музыкальным способностям необходимым для всех видов музыкальной деятельности относил: ладовое чувство - способность переживать отношения между звуками как выразительные и содержательные; музыкально-слуховые представления - способность прослушивать «в уме» ранее воспринятую музыку, составляющую основу для музыкального воображения, формирования музыкального образа и развития музыкального мышления; музыкально-ритмическое чувство -способность воспринимать, переживать, точно воспроизводить и создавать новые ритмические сочетания. К общим музыкальным способностям относятся музыкальная память и психомоторные способности. Концепция музыкальных способностей, разработанная Б.М.Тепловым, неизменно использовалась в качестве отправной точки в трудах исследователей на протяжении многих лет (Г.М.Цыпин, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, В.Д. Остроменский и др.). В их работах, как правило, она углублялась и расширялась.
Согласно исследованиям Л.М. Лейтеса существует три критерия оценки музыкальных способностей. Культурно-исторический критерий определяется тем, что в каждой культуре и в каждую историческую эпоху существуют определенные музыкальные предписания каждому конкретному возрасту развития ребенка, подростка и даже взрослого. Способность выявляется именно на фоне этих условных предписаний. Данный критерий
относителен. Он позволяет сравнивать общие условия выявления, но не уровни музыкальных способностей.
Возрастной критерий указывает на то, как ребенок может легко и успешно делать нечто, чего не умеют делать сверстники. Часто этот критерий называют поколенческим. Изменяются условия жизни, развиваются системы образования, совершенствуются программы обучения и в результате средний уровень возможностей нового поколения становится выше, чем у предыдущего.
Абсолютный критерий проявляется в своеобразии, свободе и продуктивности музыкального самопроявления, таинственном даре уметь раньше, чем знать (например, мыслить гармонически раньше, чем узнать законы гармонии и музыкального языка).
Анализируя данное положение, мы пришли к выводу, что оценочный критерий музыкальных способностей складывается из многочисленных аспектов. На каждом определенном историческом этапе, в период определенного поколения, при определенных индивидуальных задатках итоговая оценка музыкальных способностей будет варьироваться в зависимости от политических и экономических событий, происходящих в данном обществе, скорости образовательного прогресса и уровне развития личности.
Теоретическая основа толкования музыкального творчества имеет два подхода. Первый строится на признании у детей врожденных задатков, которые выявляются в музыкальной деятельности. Второй опирается на то, что творческое начало в ребенке может формироваться и развиваться лишь в целенаправленно организованной творческой, поисковой деятельности на основе знаний, умений и навыков. В своем исследовании мы будем придерживаться именно этой концепции.
На основании вышесказанного был сделан вывод, что музыкально -творческими способностями называют способности, связанные с творческой деятельностью ребёнка в области музыки. Их успешное развитие (музыкальных и творческих способностей), в нашем случае музыкально-творческих способностей, требует создания определенных условий, наличие технологии по реализации данных вопросов.
Вопросы развития музыкально-творческих способностей человека являются предметом изучения многих наук: философии, педагогики, психологии. Философский аспект проблемы представлен в работах Э.В Ильенкова, Д.И.Писарева, Г.В.Плеханова, Е.П.Крупника, И.Л.Лейзерова.
Психологической основой для изучения данной проблемы служат труды Л.С. Выготского, Б.М.Теплова, Б.Г.Ананьева, А.Г.Ковалева и др. К вопросам творческого развития обращались педагоги-музыканты Г.Рид, Н. Роджерс, Б.В.Асафьев, Д.Б. Кабалевский.
В отечественной музыкальной педагогической науке имеется ряд научных трудов, посвященных исследованию творческого развития детей, творческих проявлений и творческой направленности личности в
музыкальной деятельности. Однако недостаточно имеется научных исследований, всесторонне освещающих динамику развития музыкально-творческих способностей дошкольников. В музыкальной педагогике творческая деятельность рассматривается как естественная для каждого ребенка (Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, А.А.Мелик-Пашаев и др.).
Опираясь на работы в области театрализованной деятельности и собственный педагогический опыт, нами было отмечено, что также способствует формированию как творческих, так и музыкальных способностей театрально-игровая деятельность. В ходе этих игр развиваются восприятие, воображение, фантазия, память, все виды детского творчества (художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевально - игровое, сценическое). Вторым важным аспектом использования театрализованной деятельности является синтетический характер всех театрализованных игр и игр-представлений (спектаклей).
Таким образом, в силу своей сложности процесс развития музыкально-творческих способностей, выявляющий у детей творческие проявления, остается изученным не в полной мере, несмотря на определенный интерес к этому вопросу со стороны многих исследователей.
Во втором параграфе «Интегрированный подход к организации музыкально-творческой деятельности» рассматривается процесс развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста на основе интегрированного подхода. Отмечается, что все преобразования, осуществляемые в системе дошкольного образования (введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования), указывают на необходимость изменения подхода к выбору путей и средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Также отмечается, что необходимым условием организации педагогического процесса в дошкольном учреждении является интеграция образовательных областей и всех видов детской деятельности.
Интегрированная деятельность позволяет увеличить время детям для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности. Содержательные связи между разными образовательными областями позволяют интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Проведенные исследования в области повышения эффективности образовательной деятельности в дошкольном учреждении (Н.Ф. Губанова, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, И.Н. Куланина, O.A. Соломенникова и др.) показывают, что интеграция разных образовательных областей позволяет обеспечить более глубокие знания об окружающей жизни и успешно развить психические процессы (восприятие, воображение, мышление, память, речь), а также художественно-творческие способности ребенка. Если рассматривать раздел музыкального воспитания, то интегрированный подход:
-способствует глубокому проникновению детей в смысл слова, мир красок и звуков;
-развивает эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства (музыки, литературы и др.);
-воздействует на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.
Т.С. Комарова, И.Б. Ветрова, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова в своих исследованиях по развитию художественно-творческих способностей указывают, что эффективность их развития зависит от использования взаимосвязи всех средств эстетического воспитания (народного искусства, изобразительного искусства, музыкального, окружающего мира, художественной деятельности) и другой разнообразной художественно-творческой деятельности. Взаимосвязь познания искусства, окружающей жизни и разнообразной художественной деятельности способствует установлению ассоциативных связей, появлению ярких эмоциональных переживаний.
В своей работе мы опирались на исследование Т.С.Комаровой и М.Б. Зацепиной «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», в котором говорится о том, что «механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных видов искусств и создаваемый детьми в разных видах их деятельности: в музыке — мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и пр.; в изобразительной деятельности — рисунок (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине); аппликация (форма, цвет, композиция) и др.; в театрализованной деятельности — выразительные средства драматизации: движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы); в литературе средство выразительности — слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафоры)». Такой вид организации детской деятельности направлен на использование разных областей знаний для формирования целостного, единого взгляда на предмет, явление, процесс.
Именно поэтому для интегрированных занятий, основой которых является интеграционный процесс, характерен выход на творческую продуктивную деятельность детей: сочинение песен, танцевальные, музыкально-игровые, инструментальные импровизации, ручной труд, рисование и т.д.
В диссертационном исследовании отмечается, что суть интеграционных процессов в методической работе нашли отражение в перспективном направлении — метаметодике, которая впервые была охарактеризована И.М.Титовой. Ученый определяет это понятие следующим образом: «Под метаметодикой понимается не новая дисциплина, в чем-то подменяющая дидактику, а диалог предметных методик, направленных на выявление и продуктивное использование оснований для интеграции — сначала на функционально-целевом и организационно - деятельностном уровнях, а затем - и на содержательном. Причем имеется в виду такая интеграция, которая исходит из учета содержательной специфики и
развивающего потенциала конкретных учебных предметов, в направлении от частного к общему (в отличие от дидактики, где действие разворачивается преимущественно в обратном порядке: от общего к частному)».
А.Б. Афанасьева, в рамках основной программы средней общеобразовательной школы, трактует метаметодику, как «диалог частных методик, который реализуется на уровне общности интересов и целей, близости содержания, тематики, сопоставимости жизненных и художественных образов, языков культуры, организационно деятельностных методов, способов и форм обучения; метаметодический подход осуществляется внутри уроков интегративного типа на самостоятельном предмете либо в системе дисциплин, объединенных межпредметными связями».
Далее ученый указывает на то, что принцип метаметодики возникает «внутри интеграционных процессов в педагогике в противовес усиливающейся предметной дифференциации и усложненности картины мира. Он позволяет теоретически обосновать характерные интеграционные тенденции в методической области и имеет целью создать у ребенка целостную картину мира во взаимодействии предметных методик с учетом возрастной специфики мировосприятия. Для преодоления психологических перегрузок, возникающих при многопредметном углублении, метаметодический подход ищет основания для интеграции, разрабатывает ее пути, приемы и технологии».
На современном этапе метаметодический подход нашел отражение в методике интегративных уроков культурологической направленности. Частично, в музыкальной педагогике, метаметодический подход, отражающий взаимосвязь музыки и литературы, музыки и живописи, был представлен в программе Д.Б. Кабалевского.
По нашему мнению, в дошкольной музыкальной педагогике принципы метаметодики отражены в программах и методиках музыкального и эстетического воспитания детей.
На основании изучения практических материалов по организации педагогического процесса в ДОО, можно сделать вывод, что формирование музыкально-творческих способностей в условиях современного дошкольного учреждения осуществляются при выполнении определенных психолого-педагогических условий:
-постановке и решении задач по развитию музыкально-творческих способностей воспитанников ДОО;
-использование механизма интеграции, как образовательных областей, так и различных видов искусств;
-соблюдение условий развития музыкально-творческих способностей (накопление впечатлений от восприятия искусства, свобода творческой деятельности, самостоятельность и пр.);
-соблюдение этапов развития детского музыкального творчества (первоначальной ориентировке в творческой деятельности или обучающе-
творческий этап, освоение способов творческих действий или сотворческий этап, самостоятельности действий или творческий этап);
-использование всех видов самостоятельной музыкальной деятельности, и как взаимосвязь с ней театрализованной;
-использование культурно-досуговой деятельности как самостоятельной и специфической формы социокультурной деятельности в ДОО.
Вторая глава «Формирование музыкально-творческих способностей дошкольников в культурно-досуговой деятельности на основе интеграции музыкальной и театрализованной деятельности»,
состоит из трех параграфов.
Параграф 2.1. «Возможности культурно-досуговой деятельности в развитии „музыкально-творческих способностей дошкольников». В данном параграфе обращается внимание на то, что в научных исследованиях выделяется несколько подходов к пониманию досуга и досуговой деятельности:
-досуг как феномен культуры и образования - О.С. Газман, Б.С. Гершунский, А.Е. Коробков, Н.Б. Крылова и др.;
-форма деятельности в свободное время, обеспечивающая развитие личности - М.А. Ариарский, Л.Г. Брылева, М.Г.Генкин, А.Д.Жарков и др.;
-сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество, позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное время для развития имеющихся способностей и склонностей - A.B. Даринский, М.Б. Зацепина, Т.С.Комарова, М.В.Созинова.
В исследованиях последних лет показана особая роль культурно-досуговой деятельности в период дошкольного детства, на основе которой разработана и апробирована педагогическая технология формирования творческого потенциала старших дошкольников в досуговой деятельности в дошкольном учреждении, обеспечивающая ребенку возможность освоения позиции субъекта в этом.
Успешность организации досуга дошкольников невозможно представить без привлечения семей воспитанников ДОУ. К вопросам организации досуга в системе домашнего воспитания обращено исследование B.C. Собкина. Ученый рассматривает организацию досуга дошкольников в семье в виде нескольких сюжетов, которые могут быть использованы в работе ДОО и семьи:
1 .Учет взаимосвязи воспитания ребенка в дошкольном учреждении и в семье (учет образовательной и воспитательной программ дошкольной организации; использование системы дополнительного образования).
2-Организация свободного времени для поддержания здоровья и физического развития ребенка (прогулки, занятия спортом и т.д.).
3. Реализация свободного времени, связанного с использованием направления художественно-эстетической деятельности (чтение, лепка, рисование, музыка и т.д.).
4.Использование игровой деятельности как важного момента психического и социального развития ребенка.
5. Совместная деятельность взрослого и ребенка (привлечение ребенка к домашней работе, уход за животными, включение в деятельность взрослых).
Также в исследовании B.C. Собкина отмечено, что большинство родителей отдают предпочтение следующим видам организации свободного времени: чтение - 53%, игра - 49%, прогулка - 44,5%, просмотр телепередач-25.5.%. При всей важности данного исследования в области организации свободного времени ребенка дошкольного возраста, ученым недостаточно уделяется внимания такой проблеме, как организация свободного времени с целью творческого формирования ребенка.
Анализ исследований (H.A. Ветлугина, М.Б. Зацепина, Л.И. Михайлова, Ф.М. Орлова, Л. Фурмина и др.) и практический опыт специалистов ДОО позволяет рассматривать досуг как своеобразный вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпровождения и имеющего огромный потенциал для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста. В качестве сущностной характеристики досуга выделяется возможность ребенка самостоятельно выбрать предпочитаемый вид деятельности, максимально отвечающий его индивидуальным интересам. При этом организация детского досуга в образовательном учреждении, в свете реформирования в системе образования, требует создания и использования инновационных подходов.
Параграф 2.2 .«Методика изучения уровня сформированности музыкально-творческих способностей детей 4-7 лет». В данном параграфе определен комплекс разделов и заданий, которые могли бы помочь определить первоначальный уровень музыкально-творческих способностей. В качестве основных исследовательских направлений в работе использовались методы, принятые в дошкольной педагогике и при математической обработки материалов исследования.
С целью экспериментальной проверки общей гипотезы была организована экспериментальная работа, которая проводилась с детьми 4-7 лет в дошкольных образовательных организациях, включенных в ГБОУ СОШ № 1738 и ГБОУ СОШ № 825 г. Москвы. Для получения достоверных данных, мы проводили данную работу с одним и тем же контингентом воспитанников.
В констатирующем исследовании принимали участие более 150 детей и их родителей, посещающих дошкольные образовательные организации ЮВОУО г.Москвы.
В ходе констатирующего эксперимента мы опирались на понятия «обобщенные музыкальные способности» и «обобщенные показатели развития дошкольников в театрализованной деятельности». На основании исследования были разработаны диагностическая методика и критерии уровня развития универсальных музыкально-творческих способностей детей 4-7 лет в культурно - досуговой деятельности (на основе интеграции музыкальной и театрализованной деятельности). Полученные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровня развития универсальных музыкально-творческих способностей детей 4-7 лет в конце констатирующего этапа эксперимента
Уровни развития Слуховые представле ния Речевые игры Образно- пластические движения Развитие мелкой моторики Развитие творческой самостояте льности Музыкально -театральное образование
В 21 % 19% 12% 16% 10% 19%
С 25% 26% 21% 27% 20% 19%
н 54% 55% 67% 57% 70% 62%
Формирующий этап эксперимента позволил апробировать и доказать эффективность разработанной модели и программы формирования музыкально-творческих способностей детей в культурно-досуговой деятельности.
В третьем параграфе «Программа формирования музыкально-творческих способностей дошкольников в культурно-досуговой деятельности» описана авторская педагогическая модель процесса развития музыкально-творческих способностей на основе интеграции музыкальной и театрализованной деятельности. Модель включает следующие компоненты: цель, задачи, принципы, содержание, организационные формы, методы, средства и результат. Разработанная модель положена в основу программы развития универсальных музыкально-творческих способностей в культурно-досуговой деятельности, показаны ход, содержание и анализ результатов экспериментальной работы.
В качестве ведущих подходов, на основе которых осуществлялось моделирование, нами были определены: системный, культурологический, гуманно-личностный, деятельностный подходы.
Основной целью модели является - формирование музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста в пространстве социокультурной деятельности.
Рис. 1 Модель формирования музыкально-творческих способностей
детей 4-7 лет
Цель: Формирование музыкально-творческих способностей у детей 4-7 лет культурно-досуговой деятельности
Задачи:
Формироваине музыкальных и театрализованных навыков
Воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения искусства
Развитие речи, памяти, дикции,
правильного дыхания, тонкой моторики
Развитие умений выражать впечатления словом, мимикой, жестом
У V
V
у V.
Расширение представлений в области музыкально-театральной сферы
Интегративная социокультурная деятельность: в семье и ДОО
Творческие задания
Методы: информационно-рецептивный, эвристический, проблемный, ил л юст рати вный, репродуктивный; поощрения, упражнения, убеждения
Музыкально-игровая деятельность
Театрально-игровая деятельность
Игры-представления
(спектакли) +
Детские мастер-классы
Концерты, фестивали, конкурсы
^ Принципы: ^
интеграции, цикличности интереса, добровольности, свободы, доступности, сотворчества, педагогической поддержки.
РЕЗУЛЬТАТ: Формирование музыкально-творческих способностей дошкольников
В модель включены задачи по формированию музыкально-творческих способностей, которые решаются на основании интеграции двух видов искусств и интегративном подходе к организации социокультурной досуговой деятельности, а также включены методы художественно-творческого развития, виды досуговой деятельности и условия ее организации.
Содержание работы по формированию музыкально-творческих способностей детей 4-7 лет в культурно-досуговой деятельности направлено на формирование голосового аппарата, мелкой моторики, образно -пластических движений, музыкально-театральных знаний, а также творческой активности и самостоятельности, эмоционально - волевой и чувственной сфер.
В соответствии с выдвинутой целью и задачами модели мы посчитали целесообразно использовать следующие методы обучения - информационно-рецептивный, исследовательский, репродуктивный, иллюстративный, эвристический. Также были определены и методы воспитания - убеждения, упражнения, личного примера, поощрения.
В процессе формирования музыкально-творческих способностей детей 4-7 лет в культурно-досуговой деятельности на основе музыкальной и театрализованной деятельности использовались следующие организационные формы: организованная игровая деятельность, игры-драматизации, детские мастер классы (передача опыта непосредственно от детей другим детям), концерты, фестивали, конкурсы, театрализованные постановки.
Основным средствами формирования музыкально-творческих способностей выступали: предметные (для полноты восприятия учебная работа проводится с использованием наглядных пособий и технических средств); практические (тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание, этюдная работа); интеллектуальные (анализ, синтез, обобщение, рефлексия).
Показателем эффективности разработанной модели является результат-повышение уровня формирования музыкально - творческих способностей детей 4-7 лет.
На заключительном этапе эксперимента осуществлялась проверка эффективности разработанной модели и технологии.
Модель формирования музыкально-творческих способностей была реализована через программу «Творческий калейдоскоп», которая рассчитана на детей 4-7 лет (средняя, старшая, подготовительная группы).
Актуальность создания программы в соответствии с разработанной моделью, обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств формирования музыкально-творческих способностей детей 4-7 лет в досуговой деятельности на основе интеграции музыкальной и театрализованной деятельностей, а также повышением интереса к их использованию в детских дошкольных учреждениях. Предлагаемая
программа поможет помочь организовать культурно-досуговую деятельность дошкольников, развить их музыкально-творческие способности, приобрести устойчивые знания в сфере музыкально-театрального образования, сформировать у детей художественно-эстетическую культуру.
Новизна программы заключается в том, что мы рассматриваем музыкально-театральное направление в воспитании и развитии дошкольников, как одно из средств формирования музыкально-творческих способностей в условиях культурно-досуговой деятельности на основе интеграции музыкальной и театрализованной деятельности. А так как одной из задач ФГОС к дошкольному образованию является развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала, при соблюдении принципа приобщения к социокультурным нормам и обеспечении равных возможностей, дошкольникам следует владеть основами творчества, необходимыми для самовыражения, выхода положительных и отрицательных эмоций. Программа «Творческий калейдоскоп» предусматривает использование синтеза двух видов искусств и художественных видов деятельности.
В формирующем эксперименте использовалась разработанная модель и апробировалась программа развития музыкально-творческих способностей в досуговой деятельности. Это потребовало введения в работу дошкольной организации дополнительных музыкально-творческих ситуаций направленных на формирование музыкально-творческих способностей дошкольников.
Авторская программа состоит из шести разделов (слуховые представления, речевые игры, образно-пластические движения, развитие мелкой моторики, развитие творческой самостоятельности, музыкально-театральное образование), рассчитана на три года обучения и может осуществляться на базе ДОО (средняя, старшая и подготовительная группы), а также в центрах дополнительного образования, согласно возрастной градации. Особенность данной программы заключается в том, что она построена по принципу цикличности: количество часов сохраняется в каждой возрастной группе; не изменяется название разделов и их наличие в каждой музыкально-творческой ситуации; на протяжении всего времени используются те же методы обучения и воспитания; единая форма работы с родителями (проектная деятельность).
Каждый раздел данной программы решает свои определенные задачи. Раздел «Слуховые представления», помогает развить культуру восприятия музыки и художественного слова, умения выражать свои впечатления от услышанных произведений по - разному: словом, мимикой, жестом, движением; отмечать особенности в передаче тех или иных образов, использовать полученный опыт в своей практике.
Раздел «Речевые игры» играет большую роль в работе над дикцией. Их просто необходимо, по нашему мнению, включать в каждое занятие. Во время речевых игр удобно и легко работать над формированием дикции и
дыхания. Весь речевой материал должен содействовать формированию речевого и певческого аппарата, а также умению изменять силу и высоту голоса, правильному воспроизведению звуков и их сочетаний изолированно, в словах, фразах, воспроизведению речевого и певческого материала в заданном темпе, ритме, а также содействовать умению выражать свои эмоции разной интонацией голоса.
Раздел «Образно-пластические движения» совершенствует музыкально-ритмические навыки детей, умения свободно двигаться в определенном пространстве, придумывать и передавать в движении музыкально-игровой и театрально - игровой образы, используя жест, мимику, пластику.
Раздел «Развитие мелкой моторики» позволяет с помощью выполнения упражнений и ритмических движений пальцами стимулировать развитие речи, памяти; создает благоприятную атмосферу на занятии, развивает умение подражать взрослому, понимать смысл речи. Одновременно у детей развивается воображение и фантазия. Кисти рук и пальцы приобретают силу, ловкость, что просто необходимо для игры на детских музыкальных инструментах.
Раздел «Развитие творческой самостоятельности» способствует формированию творческих способностей, таких как мышление, воображение, память и т.д. С помощь педагога, создающего все условия для развития творческих начал ребенка, происходит обогащение детей музыкально-театральными впечатлениями, усиливаются мотивации ребенка, его интерес к музыкально-театральному творчеству.
Раздел «Музыкально-театральное образование» развивает эстетический вкус, интерес к различным видам искусств, формирует у дошкольников представления о различных музыкальных и театральных профессиях, знакомит с элементарными музыкальными понятиями, культурой поведения в театре и на концерте.
Для решения поставленных задач апробируемой программы, было разработано тематическое планирование в средней, старшей и подготовительной группах. Данное планирование включает задачи по всем разделам программы в двух направлениях - музыкальное образование и театральное образование, а также подбор репертуара (музыкального и литературного) согласно психолого-педагогическим особенностям каждой возрастной группы.
В помощь педагогам, участвующим в опытно-экспериментальном исследовании, были разработаны методические рекомендации для оптимального функционирования технологии формирования музыкально-творческих способностей детей 4-7 лет. Данные рекомендации включают подбор пальчиковых игр трех уровней сложности, комплекс речевых игр согласно возрастной направленности, примеры образно-пластических этюдов, сценарии досугов и театрализованных композиций, а также план
интегрированной работы при подготовке театрализованной постановки, памятки педагогам и родителям.
На третьем, заключительном этапе экспериментальной работы мы провели итоговый срез уровня сформированности музыкально-творческих способностей детей 4-7 лет.
Полученные результаты позволили прийти к выводу о том, что за время эксперимента произошли значительные изменения в уровне формирования музыкально-творческих способностей детей, и наше предположение о повышении эффективности использования культурно-досуговой деятельности верно. Увеличилось количество детей 4-7 лет имеющих высокий и средний уровень развития музыкально-творческих способностей, а также снизился уровень дошкольников, имеющих низкий уровень развития музыкально-творческих способностей.
Динамика абсолютного прироста уровней развития музыкально-творческих способностей детей 4-7 лет в культурно-досуговой деятельности в процессе экспериментальной работы определялась по формуле (АП=КЭ (оп) — ФЭ (оп)), и означает разность общих показателей констатирующего и формирующего эксперимента.
Таблица 2
Сравнительная таблица уровня развития музыкально-творческих способностей детей 4-7 лет в пространстве культурно-досуговой деятельности за весь период исследования (%)
Уров ни разви тия (%) Слуховые представле ния Речевые игры Образно- пластическ ие движения Развитие мелкой моторики Развитие творческой самостояте льности Музык ально- театрал ьное образо вание Общий резуль тат
Кэ фэ кэ фэ кэ Фэ кэ Фэ Кэ Фэ Кэ фэ фэ Кэ
в 21 31 19 29 12 24 16 23 10 27 19 24 16 26
с 25 54 26 57 26 64 27 67 20 60 19 64 22 62
н 54 15 55 14 72 12 57 10 70 13 62 12 62 12
Диаграмма. Данные о динамике развития музыкально-творческих способностей детей 4-7 лет в пространстве культурно-досуговой
деятельности
Таблица 3
Сводные данные экспериментальной работы по показателю абсолютного прироста (%)
Высокий Средний Низкий
Констатирующий 16% 22% 62%
эксперимент
Формирующий 26% 62% 12%
эксперимент
Абсолютный 10% 40% 50%
прирост
Результаты диагностики позволяют утверждать, что эффективность формирования музыкально-творческих способностей повышается, если внедрить в педагогический процесс разработанные модель и программу.
Анализ теоретических основ, связанных с проблемой формирования личности; научно-педагогической литературы, посвященной развитию музыкальных и творческих способностей; возможностей культурно-досуговой деятельности детей дошкольного возраста и результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать выводы:
1 .Изучение проблемы формирования музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста, позволило сделать вывод, что они представляют собой универсальные компоненты: эмоциональная
отзывчивость на музыкальные и литературные произведения, передача образа различными способами, сформированность голосового аппарата, выбор оригинальных действий в определенном пространстве и др., формируются более успешно, если используется интеграция музыкальной и театрализованной деятельностей в условиях досуга.
2.Проведенное исследование позволило прийти к выводу о том, что культурно-досуговая деятельность располагает большим творческим потенциалом для формирования универсальных способностей с учетом интересов субъекта (ребенка 4-7 лет).
3.Исследование подтвердило, что формирование музыкально-творческих способностей и воспитание целостной личности происходит более успешно при использовании взаимосвязи двух видов искусств (музыка и театр), а также при соблюдении следующих условий: использовании социокультурной деятельности при организации свободного времени ребенка на основе равноправных отношений между детьми; предоставлении всем воспитанникам дошкольной образовательной организации участия в музыкально-театрализованной деятельности.
4.Разработанные модель и программа, их внедрение в практику работы с детьми 4-7 лет, позволили сделать вывод о том, что эффективность формирования музыкально-творческих способностей повышается, если используется интегративная социокультурная деятельность в семье и детском коллективе при включении в организацию свободного времени разнообразных досуговых видов деятельности (творческие задания, музыкально-игровая, театрализованная деятельность, детские мастер-классы, игры-представления, концерты, конкурсы).
Актуальность проведенного исследования оставляет широкое поле для дальнейших научных поисков. Данное исследование не исчерпывает всей полноты проблемы развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста в пространстве культурно-досуговой деятельности.
Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:
Публикации в ведущих изданиях, включенных в список ВАК РФ
1. Жукова Г.Е. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста // Образование и общество. 2011. № 6. С. 122-127 (0,7 п. л.)
2. Жукова Г.Е., Ефременко JI.B., Зацепина М.Б., Современные подходы к музыкальному образованию детей дошкольного возраста в свете реализации Федеральных Государственных требований // Образование и общество. 2012. № 2. С. 115-120 (0,6 п.л.; личный вклад автора - 0,2 п. л.).
3.Жукова Г.Е.Формирование музыкально-творческих способностей, на основе интеграции музыкальной и театрализованной деятельности// Биржа интеллектуальной собственности.2014.№1. С.35-40(0,6 п.л.)
Публикации в других изданиях
4.Жукова Г.Е., Волошко М.Н.. Театр наш друг, наш помощник//Современный детский сад, № 2,2010.С.40-44 (личный вклад автора 0,3 п.л.).
5.Жукова Г.Е., Волошко М.Н. Программа музыкально-театрального образования дошкольников //Развитие ребенка в театрализованной деятельности: обзор программ /сост. Сборника М.Б. Зацепина. - М. «СФЕРА», 2010 .С. 60-109 (личный вклад автора 35 п.л.).
6.Жукова Г.Е. Фольклор в музыкальном воспитании детей // Современный детский сад, № 5, 2010. С.56-60 (0,5 п.л.).
7.Жукова Г.Е. Театрализованная деятельность в детском саду компенсирующего вида // От рождения до школы. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста: Сб. ст. / Отв. ред. Т.С. Комарова. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. С. 194-200 (0,8 п.л.).
8.Жукова Г.Е. Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкально-досуговой деятельности // Детский сад от А до Я.№ 3, 2010.С.133-136 (0,4 п.л.).
9.Жукова Г.Е.. Использование потенциала культурно-досуговой деятельности с целью развития музыкальных способностей дошкольников // Вопросы музыкальной культуры и образования: Сб. научных трудов. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. С. 315-321 (0,7 п.л.).
Ю.Жукова Г.Е. Развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в культурно-досуговой деятельности// Материалы II Всероссийской научной интернет - конференции: "Инновация в образовании. Современная психология в обучении" Сервис виртуальных конференций РахОпс!; сост. Синяев Д. Н. - Казань, 2013. С.83-87 (0,5 п.л.)
11 .Жукова Г.Е.Организация культурно-досуговой деятельности в детском саду компенсирующего вида //«Современный дошкольник в исследованиях молодых ученых»: материалы Межд. науч.- практ.конф. «Диссеминация результатов научных исследований в практику дошкольного образования» -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. С.157 - 161(0,5 п.л.)
Научное издание
Жукова Галина Евгеньевна
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КУЛЬТУРНО -ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
13.00.05- теория, методика и организация социально-культурной деятельности (по всем уровням образования)
АВТОРЕФЕРАТ
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Типография ООО "ИПК Топтыгин" Зак. 51/02. Тираж 70 экземпляров. 26.02.2014 г. ИНН 7723016365. Тел.: +7 (495) 971-47-55 Адрес: 121069 г. Москва, ул. Б.Никитская, д. 53, стр.2
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Жукова, Галина Евгеньевна, Москва
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.А.ШОЛОХОВА
на правах рукописи
01201456288
Жукова Галина Евгеньевна
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
13.00.05- теория, методика и организация социально-культурной деятельности по педагогическим наукам
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Зацепина М.Б.
Москва -2014
Оглавление
Оглавление...................................................................................2
Введение.......................................................................................3
Глава 1. Творческие способности детей дошкольного возраста, как проблема формирования культуры ребенка....................................13
1.1 Теоретические аспекты формирования и развития музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста...........................13
1.2.Интегрированный подход к организации музыкально-творческой
деятельности детей дошкольного возраста...........................................49
Глава 2. Формирование музыкально-творческих способностей дошкольников в культурно-досуговой деятельности на основе
интеграции музыкальной и театрализованной деятельности..............86
2.1.Возможности культурно-досуговой деятельности в формировании музыкально-творческих способностей дошкольников.............................86
2.2 Методика изучения уровня сформированности музыкально-творческих способностей детей 4-7 лет......................................................... 100
2.3. Технология формирования музыкально-творческих способностей дошкольников в культурно-досуговой деятельности...........................117
Заключение.................................................................................145
Список литературы........................................................................147
Приложение................................................................................164
Введение
Реформы отечественного образования и ориентация современной педагогики предполагают создание условий для развития личности каждого ребёнка, формирование его способностей и интересов, развитие творческого самовыражения в различных видах культурной деятельности.
Искусство, по мнению музыкантов, искусствоведов и культурологов является одним из важнейших и мощных средств для решения данного вопроса. Низкий уровень продукции массовой культуры очень затрудняет познание истинно прекрасного и лишает возможности отличать подлинно культурные ценности от произведений искусства низкого качества. Не попасть под это влияние, избежать навязывания чужих интересов, вкусов и взглядов, умение найти свои способы самовыражения, самореализации способен только творчески мыслящий человек.
Музыкальное воспитание, являющиеся одной из центральных составляющих эстетического воспитания, играет особую роль в целостном развитии личности ребенка-дошкольника. Музыка оказывает влияние на развитие у него духовной сферы, творческого потенциала, многих психических процессов (восприятие, воображение, мышление, память, речь и др.).
В психолого-педагогической литературе представлены исследования и их результаты, определяющие значимость музыкального воспитания ребенка и приобщения подрастающего поколения к художественной и музыкальной культуре (Ю.Б. Алиев, Б.В. Асафьев, H.A. Ветлугина, И.В. Евтушенко, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, О.П. Радынова, В.Н. Шацкая и др.); развития творчества (Л.Г. Арчажникова, Л.С. Выготский, А.Ю. Гончарук, В.И. Загвязинский, А.Н. Лук, Л.А. Рапацкая, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр и др.).
Проблемы детского музыкально - творческого развития были исследованы в работах O.A. Апраксиной, Т.Я. Баклановой, А.И. Бурениной, А.Г.Гогоберидзе, В.А. Деркунской, A.B. Запорожца, H.A. Метлова, К.В.
Тарасовой.
Развитие детского творчества - сложная и комплексная проблема. Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях интеграции разных видов искусств и взаимосвязи на этой основе разных видов художественной деятельности детей. Положительная динамика в развитии творчества дошкольников прослеживается в условиях интеграции изобразительной и театрализованной, изобразительной и музыкальной деятельностей (М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, A.A. Мелик-Пашаев, Е.А. Пелих, А.И.Савенков, Н.М. Сокольникова и др.).
Несмотря на значительный вклад исследователей в изучение проблемы развития творчества детей дошкольного возраста, некоторые её аспекты остаются недостаточно изученными. В частности, не раскрыты возможности развития музыкально-творческих способностей дошкольников в условиях интеграции музыкальной и театрализованной деятельностей.
В последнее время вопросу музыкального воспитания уделяется достаточно большое внимание. Определяющим направлением является организованная образовательная деятельность, в процессе которой дети приобретают навыки и умения для публичных выступлений, участия в конкурсах. Такая тенденция углубляет противоречия между требованием общества к всестороннему развитию личности, ее способностей, интересов, творческого самовыражения в различных видах детской художественно-творческой деятельности и недостаточной возможностью реализовать это в рамках основной образовательной программы.
В традиционной музыкальной дошкольной педагогике обучение строится на принципах «дидактической направленности», что имеет свои положительные стороны, но вместе с тем ограничивает возможность педагога для развития индивидуального детского творчества. В то время как, использование принципа интеграции позволяет педагогу найти новые пути и средства развития творческого потенциала каждого ребенка.
Значительными возможностями для развития музыкально-творческих способностей обладает культурно-досуговая деятельность детей, которая осуществляется в процессе непосредственного общения ребенка, педагога и родителей. В детских дошкольных образовательных организациях не в полной мере используется этот потенциал. Общеизвестно, что именно этот возрастной период ребенка обладает самыми большими возможностями для развития музыкально-творческих способностей детей.
На основании анализа педагогической теории и практики в контексте проблемы исследования мы выделили следующие противоречия между:
- потребностью общества в формировании музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста, как одной из основ развития целостной личности, и реальными возможностями ее осуществления в социопедагогической деятельности дошкольных образовательных организациях;
-между потребностью в интегративном подходе к организации образовательного процесса, и недостаточной разработанностью содержательной стороны формирования музыкально-творческих способностей на основе взаимосвязи различных видов искусств (музыки и театра) в культурно-досуговой деятельности;
-необходимостью создания социокультурных условий в организации свободного времени ребенка с целью повышения эффективности формирования музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях взаимосвязи музыкальной и театрализованной деятельностей, и неэффективным использованием различных форм организации досуга;
-между накопленным практическим опытом и недостаточностью теоретического, научно-методического обоснования проблемы формирования музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях досуга.
Сложность и многоаспектность задач по формированию музыкально-
творческих способностей детей дошкольного возраста, выявлению и развитию творческого потенциала каждого ребенка дошкольного возраста определили тему настоящего диссертационного исследования «Формирование музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста в культурно-досуговой деятельности».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить разработанные модель и педагогическую технологию формирования музыкально-творческих способностей дошкольников 4-7 лет на основе интеграции музыкальной и театральной деятельности в условиях использования свободного времени ребенка.
Объект исследования - развитие музыкально-творческих способностей детей 4-7 лет.
Предмет исследования - педагогические условия формирования взаимосвязи музыкальной и театрализованной деятельностей, как средство развития музыкально-творческих способностей в культурно-досуговой деятельности.
Гипотеза исследования - формирование музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста будет осуществляться более эффективно при:
-создании психолого-педагогических и социокультурных условий организации досуговой деятельности и использовании ее потенциала для формирования музыкально-творческих способностей, как одной из основ воспитания целостной личности;
-осуществлении интеграции двух видов искусств (музыка и театр) с целью творческого развития ребенка;
-построении на научной основе модели формирования музыкально-творческих способностей детей 4-7 лет;
- разработке педагогической программы, основанной на интеграционном подходе к организации музыкально-творческой деятельности детей в их свободное время, при соблюдении равноправных отношений между
детьми с целью предоставления всем воспитанникам дошкольной образовательной организации участия в музыкально-театрализованной деятельности (добровольность, интерес, свобода выбора и т.д.);
Определение цели, объекта, предмета и гипотезы позволяют сформулировать задачи исследования:
1.Ha основе анализа научной и психолого-педагогической литературы уточнить и детально определить музыкально-творческие способности детей дошкольного возраста как феномен развития личности ребенка.
2.Выявить структуру и природу музыкально-творческих способностей ребенка, охарактеризовать их компоненты.
3.Определить сущность и возможности культурно-досуговой деятельности, как самостоятельного и специфического компонента социопедагогической деятельности и воспитательно-образовательной работы дошкольной образовательной организации, с целью повышения эффективности формирования музыкально-творческих способностей детей 47 лет.
4. Разработать модель и программу формирования музыкально-творческих способностей детей на основе интегрирования двух видов искусств.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теоретические положения о сущности музыкальной и творческой деятельности дошкольника (H.A. Ветлугина, JI.C. Выготский, Б.М.Теплов, А.Г. Гогоберидзе, Т.С. Комарова, А.Н. Леонтьев, Т.П. Новикова, О.П. Радынова, C.JI. Рубинштейн, К.В.Тарасова и др.);
-концепция творческой активности детей (Ш.А. Амонашвили, Т.Я. Бакланова, Н.М. Сокольникова, A.A. Мелик-Пашаев и др.);
-исследования по возрастной педагогике и психологии (Ю.К. Бабанский, Н.И. Болдырев, P.C. Немов и др.);
-работы в области организации театрализованной деятельности (С.И. Мерзлякова, Н.Ф. Сорокина, JI.C. Фурмина, Э.Г. Чурилова и др.);
-исследования ученых в области культурно-досуговой деятельности (Т.В Антонова, М.А. Ариарский, Л.Г. Брылев, А.Д. Жарков, М.Б. Зацепина, И.П. Клемантович, B.C. Собкин и др.).
Проверка гипотезы и решение поставленных задач осуществлялось с помощью различных методов исследования:
-теоретических: изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, синтез, классификация, систематизация и апробация идей исследования;
-эмпирических: наблюдение, беседа, обобщение педагогического опыта, диагностические методы (анкетирование, интервью, оценивание результатов деятельности детей);
-математических: качественная и количественная обработка результатов исследования опытно-экспериментальной работы.
Исследование было проведено в три этапа.
Первый этап (2008 - 2009 гг.) - поисково-теоретический - включал в себя анализ научных и литературных источников по теме исследования. Были определены цель, предмет, гипотеза, задачи исследования. Параллельно отбирался и апробировался на практике материал для создания модели и технологии развития музыкально-творческих способностей.
Второй этап (2009 - 2011 гг.) - опытно-экспериментальный. Создана модель и разработана технология развития музыкально-творческих способностей детей 4-7 лет средствами культурно-досуговой деятельности.
Третий этап (2011 - 2013 гг.) - обобщающий. Осуществлен анализ результатов эксперимента, сформулированы выводы. Научная новизна исследования.
-на основе интегративного подхода к образовательному процессу в ДОО определена проблема и решена задача формирования музыкально-творческих способностей детей, отвечающая потребностям общества на современном этапе;
-рассмотрены общетеоретические предпосылки формирования
музыкальных и творческих способностей детей, уточнено и дополнено понятие «музыкально-творческие способности» дошкольников, как универсальных качества личности, проявляемых во взаимодействии двух видов искусства (музыка и театр);
-определена совокупность принципов, составляющих теоретическую базу музыкально-творческих способностей детей (интеграции, цикличности, доступности музыкального и литературного материала, учета детского интереса, свободы выбора в проявлении творческого замысла и т.д.);
-разработана, научно обоснована и апробирована модель формирования музыкально - творческих способностей детей 4-7 лет в социокультурной среде (ДОО, детский коллектив, семья);
-разработана программа и внедрена педагогическая технология формирования музыкально-творческих способностей детей средствами культурно-досуговой деятельности на основе педагогической модели;
-определены обобщенные критерии формирования музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста (эмоциональная отзывчивость, сформированность голосового аппарата, умение подражать, передача образа различными способами, интерес к музыкально-театральному творчеству и пр.), как универсального качества личности, проявляемого во взаимодействии двух видов деятельности.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что: -внесен определенный вклад в уточнение понятия и сущности музыкально- творческих способностей, как универсального качества личности, которое проявляется во взаимодействии двух видов деятельности (музыкальной и театральной);
-результаты исследования позволяют осуществить более широкий подход к выявлению педагогической возможности культурно-досуговой деятельности в организации интегрированного подхода к музыкальному и театральному творчеству детей;
-наше исследование обогащает научные представления об интеграции
художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия двух видов искусств (музыка и театр);
-представлено обоснование необходимости формирования музыкально-творческих способностей детей в процессе социально-педагогической деятельности ребенка, что позволяет сформировать культуру детского досуга, наполнить ее новым содержанием, методами, методиками и технологиями, изменить стратегию и тактику взаимодействия между детьми и взрослыми;
-результаты исследования будут способствовать разработке вопросов содержания и технологии организации досуговой деятельности, использования свободного времени детей в социально значимых целях.
Практическая значимость работы заключается в том, что автором разработана, экспериментально проверена и внедрена в практику методика формирования музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интеграции двух видов искусств (музыки и театра). Разработана и апробирована технология развития музыкально-творческих способностей в процессе досуговой деятельности. Подготовлены научно-методические рекомендации по организации и проведению музыкально-творческих ситуаций, которые содействуют формированию музыкально-творческих способностей. Опубликованные материалы могут быть использованы в дальнейших исследованиях, создании учебно-методических пособий для педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования).
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается их теоретическим обоснованием с опорой на достижения современной педагогической науки; разнообразием научных источников; использованием адекватных цели и задачам современных методов и приемов исследования, достаточной длительностью опытно-экспериментальной работы, позволяющей провести объективный анализ исследуемой проблемы; значимостью полученных результатов; апробацией и внедрением основных
положений исследования в дошкольных образовательных организациях (ДОО)ЮВАО г.Москвы.
Основные положения исследования, выносимые на защиту:
1 .М