автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Взаимодействие культурно-досугового учреждения и семьи в музыкально-эстетическом воспитании детей и подростков
- Автор научной работы
- Боброва, Любовь Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Взаимодействие культурно-досугового учреждения и семьи в музыкально-эстетическом воспитании детей и подростков"
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РСФСР Санкт-Петербургский государсгвенньй инсгитуг кумтугы им. Н.ККгуиской.
На правах рукописи БОБРОВА ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ
В МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Специальность 13.00,05 "Теория, методика и организация культурно-просветительской деятельности"
АВТОРЕФЕРАТ
ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСНАНИВ УЧЁНОЙ СТЕПЕНИ
нандндлга тдлюгическнх наук
Сетхг-Пе/ -ербуре 1992
Работа выполнена на кафедре причла, культурологии Санкт-Петербургского государствен института культуры им. Н.К.Крупской.
Научный руководитель - кандидат искусствоведени
профессор В.П.ИЛЬИН
Официальные оппоненты -доктор педагогических I профессор действительный член АПН С
Л.И.НОВИКОВА кандидат педагогических I доцент, В.И.ЦВЕТКОВ
Ведущая организация - Казанский государственные
институт культуры
Защита состоится 1992 г. в 14 «■
на заседании Специализированного совете Д 091.01.1 присуждению ученой степени доктора наук в С Петербургском государственном институте куль им.Н.К.Крупской по адресу191065, Санкт-Петер Дворцовая набережная, дом 2.
С диссертацией можно ознакомиться в библт института.
Автореферат разослан "
Ученый секретарь Специализированного Совета кандидат педагогических наук
19
А.А.С)
Актуальность дроблены. Современная духовная жизнь общества особенно остро требует углубленного анализа проблем развития общей и художественной культура подрастающего поколения. Различные социальные институты воспитания ищут пути решения згой проблема.
В процеосэ формирования художественной культуры ребенка определенное место занимает музыкально-эстетическая деятельность, в оонове которой лежит хоровое искусство - самоз массовое и доступное, позволяющее использовать другие виды искусства. Основополагающим фактором формирования общей и худо-» жеотвенной культуры детей и подростков является семья.
Однако, в практической деятельности различных социальных институтов недооценка семьи, как ведущего фактора музыкально-эстетического развития личности, привела- к существенным недостаткам в эстетическом'воспитании подрастающего поколения.
На протяжении нескольких десятилетий игнорировался исто* рически сложившийся опыт музыкальво-эотетического воспитания детей в семье, что привело к основательной утрата лучших традиций семейного воспитания в советский период. По данный многочисленных исследований, лишь 20 % семей могут квалифицированно осуществлять аотетичеокое воспитание своих детей.
Эффективность художеотвзнно-воспитательного процесса зависит от характера взаимодействия культурно-дооугового учреждения и семьи. Культурно-дооуговое учреждение, применяя многообразные формы нерегламентированного общения о родителями и придавая им творческий характер, призвано оказывать помочь семье и способствовать оптимальному использованию ее воспитательного потенциала.
В связи, с этим, вопроса ыуэыхально-есгетичеокого воспитания детей и подростков привлекают все большее внимание опециа-листов.- Только за последние годи осуществлен ряд диссертационных исследований, в которых рассматривается: развитие личнооти ребенка в процессе творческой деятельности (Л.Д.Ивлева, З.Л.Куруленко, В.Й.Плоткин); удовлетворение и обогащение художественных'зап^ооов, интересов и потребное-т$й детей и подроотков (В.К.Крючек, Б.А.Титов); взаимодействие семьи и школы в'нрава твенно-эотетичеоком воспитании детей и подростков (Н.И.Засуха, Я.Н.Квндратвк); организация художественной деятельности пношастЕа в уоловиях культурно-просветительного учреждения (Л.Г.Брнлева, Ю.АЛипник, В.Д.Семенов и др.).
Шог;ге с там шнишо лссяадоктий шкозивает, что в ыао-топщоа яромл педооцеяиьаюгсл услоым, гопишцю на еткфчееккй щюцзсо. Уто и зшиштолыюй стопени обменяется недостаточностью теоретических и методических разработок но данной проблема.
«оучоиио опубликовании* работ пэкозншдо, что остаются «оиослодорамши вопросы художественного разттия дотей и подросткоп п процессе их недрерисного муодоольного творчества II условиях культуряо-досугового уЧрЭВДОНИЯ.
Цроиз того, л о рассдатрэн процесс кзояподействт системы "культурпо-досугокое учреждение - семья", где личность .ребенка па только объект воспитания, но и субъект, влияющий км: на содархаипа досугооой деятельности, так и на ссмоЛпу» сроду,
Нтпж» налицо ироткворочт моеду еиачптшышмн потенциаль-тши возможностями гзаняидайстшш культурпо-дооугового учров-дония л семьи и отсутствием ыеханкаыоп их реализации в музц-нально-остотичвской деятельности детей к подростков.
■Цель «сследоганип.: вшнгитъ педагогические возможности и разработать методику совместной деятельности кудьтурпо-дссу-гоеого учрояедеиш и семьи по музыкальио-эстеткчоскому шсии-таяко детей к подростков.
1, Проанализировать исторически слоеиешийся опыт ьзаимо-д-зйстиш кулмурио-досуговнх учрййденпй и семьи в муоыкальио-сотетичоском воспитании детей и подростков.
'¿. Последовать характер взаимодействия культурно-досу-гового учреждения и семьи б современной системе муошааьно-всгетического воспитания детой и подростком.
3» Разработать методику диагностики и определить урокш социокультурной готовности семьи к совместной творческой деятельности в кульгурно-досуговом учреждении.
4. йьшаить динамику развитии ыуоикалько-таорчсских способностей детой и подростков в процессе худокостпашшИ деятельности, осуществляемой совместно с родителями.
ибгект исследования; дети, подростки и их родители -участники художественно-творческого процесса б культурно-досуговом учровдннии♦
- J -
Предмет исследования: социально-педагогические условия взаимодействия культурно-досугового учреждения и семьи и музыкально-эстетическом воспитании детей и подростков.
Гипотеза исследования предполагает, что музш<альио-эсте-тическое воспитание детей и подростков, основанное на взаимодействии культурно-досугоиого учреждения и семьи, эффективно при следующих условиях:
- непрерывности музыкально-художественного развития детей {от дошкольного до подросткового возраста включительно),
- введения в творческий процесс полижанровых видов деятельности, ■
- включения родителей в активное совместное -творчество в нультурно-досуговом учреждении.
Ьазой экспериментального исследования стал подростковый клуб "Шва" Дзержинского района и гуманитарная школа ЗН7 Кировского района г. Ленинграда. Контрольные исследования проводились в детских хоровых коллективах (Дом пионеров и подростковые клубы Дзержинского района, Дворец пионеров Выборгского района).
Методологической основой исследования явились труды известных учета о закономерностях формирования и развития личности ребенка в процессе труда, познания, творчества.
Ьольщоэ значение для исследования шали работы педагогов и психологов, связанные с совершенствованием системы педагогического обучения родителей (tl.il. ВломскиЯ, U.K. Крупская, А.У.Луначарский, А.U, Макаренко, и,А, Сухоылннский, й.л, лмонашвили, й.Ф, Шаталов и др.),
В обосновании теоретической концепции исследования ванную роль сыграли труды ученых по общим проблемам формирования личности (В.Г. Ананьев, И.О. Кон, A.b. Петровский и др.), культурно-просветительной работа в общетеоретическом аспекте Ш.А.Дри-арский, 1£,и. Смирнова, Ü.Ü. 'Рриодин), формирования культурного досуга личности (И,й.Еестужэа-Лада,С.11,Йконншсова, JJ.H, Нога«, U.T, Лисовский, '.3,13. Соколов), теории и истории хорового искусства (А. Зекки, B.iJ. йльин, 11,11, Левандо), роль клуба как социального института а формировании личности ребенка (1'.И.Фролова), взаимодействия школы и семьи (Б.Г. Бочарова, Б.З.Вульфов, Г.П, Дэусов» й.Д.Семеиов ,11.13, Халабузарь), музыкально-эстетического воспитания дете^ (O.A. Апраксина, Б.В» Асафьев, H.A. Ват-
лугина, Д.Б. Кабалевский, В.Н. Шацкая, В.Л, Яворский), изучались и сравнивались педагогические взгляды отечественных и зарубежных ученых по проблемам творческого развития личности ребенка и подростка (В.Гордон, Б.Спок, Д.Хорват и др.).
Методика и организация исследования.» В процессе работы использовались педагогические, социологичекие, социально-психологические метода: включенное наблюдение, интервьюирование, анкетирование, экспертный оценки и т.д. Исследование осуществлялось в три этапа:
На I отапе С190I - 1984 гг,) разрабатывалась концепция исследования на основе изучения философской, педагогической, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме. Ашлиз досугсвой деятельности передовых учебных заведений второй половины XIX века (школ, гимназий, училищ) обобщал исторический опыт России, намечал перспективы его использования в современных условиях. Изучалось реальное состояние взаимодействия кудьтурно-досугового учреждения и семьи на основе документации, отражающей практическую деятельность: отчетов, планов, проведенных опросов руководителей музыкальных коллективов. При этом выявлялись существенные противоречия в организации музыкально-эстетического воспитания детей и подростков, а также была предпринята попытка вскрыть причины существующих сложностей процесса художественно-творческой деятельности в куль-турно-досуговых учреждениях (г, Ленинград, Северо-западный и другие регионы страны).
На II этапе (1984 - I9Ö7 гг. - поисково-констатирующая часть экспериментально-опытной работы) выверялись и уточнялись теоретические положения исследования; разрабатывались опросные листы, анкеты для родителей и детей, составлялась карточка индивидуального развития робенка, велись дневники наблюдения за детьми и подростками» ß этот ке период составлялись монографические портреты участников школы творчества и хоровой студии.
На Iii атада (1987 - 1991 гг.) апробировалась даделъ музыкально-эстетического воспитания детей и подростков (от дошкольного до подросткового возраста включительно) в условиях куль-турио-досуговэго учреждения. Также разрабатпвалась ыстодика оценки результативности сошостной деятельности культурно-досу-гового учреждения И семьи с учетом ее социокультурной готов-
- б -
нссти, выстраивались типологические программы комплексного включения родителей в совместно-творческую деятельность с детьми. На данном этапе подводились итоги социологических опросов; учителей общеобразовательных школ (135 чел), руководителей художественных коллективов, в том числе хоровых (33 чел), родителей (152 чел), В исследовании целенаправленно проводилась систематизация и сравнение результатов экспертных оценок и независимых оценок в целях совершенствования методики взаимодействия культурно-досугового учреждения и семьи.
Научная новиана исследования заключается:
1. В выявлении социально-педагогических условий взаимодействия культурно-досугового учреждения.и семьи, определяющих уровень социокультурной готовности родителей к совместной творческой деятельности. Показателями социокультурной готовности семьи были определены: особенности коммуникативных качеств родителей, музыкальные традиции в семье, организация семейного досуга (музицирование, слушание музыки), использование аудиовизуальных средств, музыкальных инструментов и т.д.; музыкальное образование у родителей, их музыкально-творческая деятельность, а также регулярность посещения концертных и театральных залов совместно с детьми.
2. В обосновании модели музыкально-эстетического образования и воспитания доте!! от дошкольного (3-6 лот) до подросткового (12 - 16 лет) иэзраста в процессе перехода от полкг.ан-ровой (з дошкольном и младшем школьной возрасте) к конкретной личностно значимой - доминантной художественной деятельности
(в подростковом возрасте).
3. В разработке методики, дающей возможность фиксировать определенные личностные изменения,.в частности, развитие познавательного интереса к худоноствениому творчеству и экстраполяция ого на другие вида деятельности (в тон числе на общеетеенно-еозидагольнуо деятельность).
Практическая значимость заключается а разработке а апробации методики совершенствования совместной деятельности культурно-досугового учреждения и семьи, позволяющей целенаправленно выстраивать педагогический процесс. Дашая методика внедрена в деятельность значительного ряда хоровде коллективов города Ленинграда, «50 подтверждается соотаэтстнувцимн актами.
Теоретические положения и практический шаоды исследования нашли отражение в рекомендациях по организации муэыкалыю-осте-тичаской деятельности для различшх социальных институтов воспитаний детей и подростков: школ творчества, студий, внешкольных учреждений и т.д. Материалы диссертации иошли а спецкурс "руководитель детского хорового самодеятельного коллектива" - длл студентов кафедры академического хора, а также в спецкурс по дополнительной специализации "Организация и методика работы с детьми, подростками и юношеством" - для студентов кафедры прикладной культурологии Ленинградского института культуры wem ¡¡.К, Крупской.
1:а оагиту выносятся:
I, Положение о том, что эффективность музыкально-эстетического гг ос питания в условиях взаимодействия культурно-досуго-уого учреждения и семьи приобретают более целенаправленный харак тер при наличии личностно значимого доминантного вида худояеег-eeiiHoii деятельности; поэтапности учебно-творческого процесса и включения г ¡¡его родителей.
Z. методика организации системы взаимодействия культурно-досугоеого учреждения н семьи, которая включает в себя сдедуо-в\ие компононтп:
а) диагностический, цредпологшещай изучение социально-психологических особенностей детей и подростков, их тиорческих способностей и иоткпоций» а такке анализ социокультурной готовности се:.и>п 1: соькс^ткой тпорческо'Л деятельности в культурно-досуговоы учроаденки;
б) органйзецяонно-педагогичаскнЯ, щедус«агриващий создание систепы непрерывного музыкально-эстетического воспитания детей от дошкольного до подросткового возраста (школа творчества - хорошая студия - специализировашшй класс), а танке включение родителей в сошестну» деятельность с детьми;
в) прогностический, заключащнйся в вшалении диигдамки развитие таорчоских способностей дзтеИ и подростков s процессе соемостной аитиЕНо-гсорчаской деятельности к культурно-досуговоу учрекдении.
3. Типология уровней социокультурной готовности родителей к совместной творческой деятельности с детьми (активный, про-кекуточшй, пассишиЛ).
-1, Прэпотсготеекдо модели иу&ик&лько-эствтпческой делгвяь-иоотя дотой и иодромяоа» пгадполагакцал: оптишацю реаяизацг:! •гпорчоскях по'.лю'днос^еП рпбшит а культуряо-дооуроаои учреядшшн«
<Цпн>бм|ия работай Оснокнш полааеиия и шио.щ? тамедошшпгс излаг.члг.иь: на конкуренции хульгдаю-щюсие^итолыяг/с ряоо'иа;-коп - г. К:тои, 07.01,0']; на оимшяри пддпгогоэ-оргак'пза'гороц подростков!»: клубоа - г. Лошшград, Ои.ОЭ.О?; аа научно-практической коп.рарешрш по проблемам разшти худо^ствекноп са-ио.цеятолгчостп - г. Ленинград, ЛЗ. 12»о7; на ¡заседании круглого стола работников клуби;.;;', и внзыкольшп: учреждений - г. »Суд— бьжоз, 0-l.0-l.uUi на совадашш рукозодитоло« доакольиш; учро?г-дсш:Я - г. ¿эшшград, 13» 0-1.90,
{¿иродичесюм рокоиевдпции по организации школы тзорччс?-са ка;; досурового объединения датой ц родиголоЛ били распуоагре-
И011Н 8 рйзлцчиих ДуЛИ?уГП!0-ДОСуГОЬиХ учровдакшк Г. ¿«»(ШГПОД!
и лошии'родсцоЗ обласвд.
шкпо »ого, раоряй'отяшяг. ¡чссг.ирг.мапталмпя прогрзшг у ч а б н о - т; 1 а г I ч о с I е г >; 5 де;П'а,'п ности хопоиого коллектива ей'.".л ш:.узрена з ирактшгу работ» кш-зж'лыш:: уч.ио'ьдошш, дотошк: росукощл: клубоа (г. %га, г. Цкш?.!, г, Кир^в),
Сгп'/кчугиг ЛКОС';РТ'1ВйИ. Д,Й«С0Р?ЦЦ1« состоит 113 :«?!ГД , двух гяаи, ааклачош'.ч а придокеш».
1Ъ впадении обосномша актуальность вцбргшной тагец опр-г» долены паль н задаем псследохлния, сфоркудкрорпна гш!«кгег-нг научная иэшимга, ее драктаческап значикоегь, обосновтй» и~-го~ дн песледопошл -
Ооною'о« с&тпгкзнкб писсегжити. й перюй г л»» л "Ро'.-ро-спехргвггс'а анализ Езаигоде.Чсши культурао-досурог.оро ши п ¡1 процассо музшаяьно-эстетшгесноро паеглш'м;
Н ПОДРОСТКОВ'' ОПРОДОЛЯЛС.'Г урОЗОИ!» тзоргэгкчоского • ;'.;';!{!',; пробле:;;| и аиализйрою.чо.т кс-;-ор№иский ош-е додасд-цезуд -тш учвбш* зшгэдений и сзуьй а Росой:«» Крипе <ччл пис;:'.>»
до*,ан характер ¡»закиодойствиа кульгурио-досугового уир^ч'ИПП'Г и сами» а соарачонной система муэтэтадънодвтроттзохздч) плеп"-
тштл д<»тей и падрссткоа.
Примечательно то, что подогомыфодоекмтслн дор^йошри»»-иого периода 1).Л, ¿Ьзиесонс;инЧ, Л.З. ^Опггор^п, Н.1Ц Осч-рсгор-
окг.а и друпи: изо л» псдогогичгских Сойота 11асс1»> утрсАялти
_ а -
теоретические принципы, касающиеся вопросов эстетического развития детей и роли родителей в этом процессе. В "Энциклопедии семейного воспитания" музыкально-эстетическое воспитание трактовалось с одной стороны, как неотъемлемая часть воспитательной деятельности школы, с другой - как одна из составляющих семейного воспитания. Кроме того, изучение материалов, касающихся исторической практики дореволюционного периода, выявила интересные факты совместной деятельности детей и родителей, которые в определенной мере приемлемы в наши дни. II© менее любопытны при этом были организационные формы взаимодействия детей и родителей: объединения музыкально-эстетического направления при Педагогических обществах способствовали расширен™ знаний и интересов по педагогическим проблемам (музыкальные родительские кружки, клубы-вечеринки и др.). Передовые гимназии и училища (Тенишевское училище, гимназии Е.А. Кирпичниксвой, М,Х. Свентицкой) служили развитию интересов и потребностей детей и подростков,
11а основе исторического опыта решения рассматриваемой проблемы в России, ш пришли к выводам о том, что: I. йузы-кальио-остетическоо воспитание детей имело достаточное теоретическое обоснование и выражалось в многообразии организационных форм; 2, Представители передовой педагогики, беря за основу музыкально-эстетического воспитания таз;ке составные,как ребенок-родитель-воспитательное' учреждение, обобщали г, пропагандировали истерически сложившийся опыт семей, художественная деятельность которых была направлена на формирование нравственных ценностей ребенка.
Анализ соцкадьно-педагогических основ сштеыы »зшеюдей-стзия клуба и сеиьи в сойотский период позволил кцдедя?* чоты-ро исторических ©«ала (20-э года, 30 - 40-о, 50 - (Ю-е, 70-е -по настояцое арзнл).
Подобней подход а изиоотаий степени услозсж, так как многие лвдошп процесса куошшшга-зс'ктгчйокогс ¿оашганж под-раотаюалго поколения сойотского периода но гезгдй ушш/ош&ыу-пя л установленные хрснояогкческио ткшки.
I в'хап (НО-о годи) х^рсигврксовш.«« далько&вим рг^кють-м разработанных раное гошргсуШ, подходов, пршщнйО>, ¡июдол му»икаяь«о-ос.тса'кчоеко^о ясспитшпо; и подрост;:о;;. И^л
- JO -
шх. преобразований, orstsassai:: протомох^чавоа алишшо на .рил-nii'íito г.'стодологкчйсккх осис-а и п[)античаеко1>о опыта музшсалыш-астотичссхоИ долгий и юог» и д<п'ой а по.просткоэ, 0 одно;! cvopomj, наблюдался npicnii »силосв разнообразных форм досугосо11 доя-талыюоги цуапкально-астотичоскоП направленности: нпссошлэ иу-снкплшгэ праздники, окг.шиади, дока;»!, ноторгз свидотелъство-najiit ö стромлонш ¡: со;,!,№отно!.;у художественному тпорчесту дето ü и изрослих, С другой - олъторнатитый подход к вопросу м.у-suKfljibHO-aci'oTituocKoro воспитания и образования а школе (о 1—i*«' по 4-П класс; уроки музмкн преподавшие!» учителями, подурили сбщообрааоваташшо предоегн, только с 5-го кл»сса пузика ро-лась муэикантсм-опециалиатон). (/та тенденция одерг'.ипала процесс муг5жаль!Ю-эстйП1чосгсого развития ребенка !i но способствовала п дсетатсмай i.«?o взакиосаязию вяотт и сошли itou ииост:; пзптоо впоследствии негативно сказалось, инойцогг состоянии nawecKOf! культуры и лреемстиеииости сомоЯтк хороши традиции no:iojieir,i,'i.
Итак, скола периода 20 - -lü-x годов осур^стплялл функции культурио-досугопого учрогадения в сит рззиообраотпе его проявлениях. Cyi'iocTDyKü;nii стг азшщодойсгяия иколи и соиш бил npcrpäocüuüU, сеиъя рассматривалась кап одни па ежих влнлтелыяв: с][«;сгороэ, опр^дел-ш^их разэитио и фориирокат:« нуак1:алы»о-осто?кчвоьоро строя личности рибешга.
II oran (U'O - íC'-ü годи), лктиьиоа развитие екзтшх nays -психологии, педагогики, всяувстксэн&нкг способствовало углубления теоретического и щчютического обоснования иузикалшод дсягельноста. Труди Ь„Л, Шилова и Б.ь, Лса*»: пил пп-зся:: су-и;'30ТС8Н!ягй йклад à разработку теоретической концепции идеи ir;~ с1жлльнс-зсо.'з?ичггкого воспитаний; JJ.Ü, лсафьея утиор^дал, что 1!уз!!ШП.нзя дептолыгость - активпиЯ ппоцисс, распространяй:.'';!::":; на окруаавщуо среду (под такоЛ средой, а порвую очерздь, под-рязуморалась семья). Следовательно, oeuosoü деятельности, по его 1'наши, являлся cono родителей и дстзй. Однако, практического npuMSKörfiLi концепция взаимодействия семьи и клуба п о?н годы почти не получила.
1У оуап (70-е годи - настоящее врем«) - пергод, отлячка-вдеЛея о? про;;1!.пуц;к актишаод поиокаии путей сопераишствагат« нуаикалмю-иститичвскаго »ооштпнмя датой и подростка, «к::упу~ япрооал sí coco не торг.тсг.киП chîU'î ¡span>:¡¡,¡'
Паркомпросах были организованы художественные отделы под руководством Н.К, Крупской, A.B. Луначарского, куда входили Б.В. Асафьев, H.A. Брюсоиа, Б.А, ¿'¡ейерхольд, Li.П. Петровский. Особое достоинство музыкально-эстетической программы заключалось в том, что в ней был залокен принцип всеобщности, предполагавший вовлечение в систему музыкально-эстетического образования и воспитания всех детей без исключения. Апробация этой программы проходила в опытных иколах-станциях Паркомпро-са. В частности, организованна! С.Т. Еацкии школа представляла собой модель астатического центра, на базе которой реалиэо-вывалась идея художественного развития детей в дошкольной и внешкольной системе воспитания.
В эти ко годы осуществлялись попытки педагогов-музыкантов наладить взаимодействие общеобразовательной школы с семьей. Характерной особенностью педагогов-музыкантов был высокий профессиональный уровень. Непосредственно о детьми работали Б.В, Асафьев, А.Т. Гречанинов, A.B. Гольденвейзер, Викт. Калинников, II.Г.- Чесноков, И,Д. йнгель. Нспользуп большой еоспи-татольный потенциал хорового искусства педагоги создавали смешанные хоры детей и родителей. Пример току - 4-х голоенкй смешанный хор детей и родителей, руководимы,'! й.Д. Знгелем в Малаховке). Хор пропагандировал русские народные песни и отечественную классику.
В том, что уже тогда муэьгдально-остетичаская деятельность рассматривалась как средство развития личностных качеств ребенка, подтвервд&лн дейотвовавшо я- то годы вариантные программы .
В этот период педагоги И. Рродзонсгая, С. Луначарская, В. Кацкак, понодад необходжост;, цуйшалшо-эотетмчасяого «ос-питания детой, обращали серьезное твяиод на глагенствуищю роль сонме в ото;,i процессе и угверзкшш ьашос?ь согэса ео со школой. Он и подчерк шояи необходимость формщюг.анпл вкуса ребенка путо;» коодойсти5Я на родгаедей, как на блппайшуа ороду, 01фукш<к!уа ого с 1едашга считали, что активно imwtu на процесс воспитания Ш&-.10 корректируя музыкальный слу ¡датэльокий ькус взрослого, птг.хРла^ая его на котрачи с хорозо'Л «узгаюй и приобцал род'/тслой к соьпесгнэпу с деяьмп исполнительстау,
51 сто (JO - -10-е года) характеризозалсл рлдо:; атчитоль-
В настоящее время развиваются саше разнообразные формы »ргонизации музыкально-эстетического воспитания. Это- Центры »стстического воспитания, ишолн творчества, школы искусств, толы раннего эстетического развития, музнкально-хоровыо сту-;ии, школы-клубы, специализированные классы и т.д. Однако, ана-«ю современного состояния художественного развития детой н подростков показал.отсутствие системы в этой культурно-досугоюй цеятольности. Остается по-прежнему неразработанным механизм сзаимодеПстяия культурно-дссугозого учреждения и семьи з музыкально-творческой деятельности.
Вторая г'лака "иотодкка взаимодействия кулмурно-досугоаого учреждения и семьи з процессе музикадьно-зстетичесиой деятель-кости" посвящена пыдвленио условий ьзаимодействия поэтапной совестной деятельности культурно-досугоаого учреждения и семьи а процессе музыкально-эстетического воспитания детой я подростков.
В ходо созданля методики была изучена деятельность 36 объединений музыкально-эстетичеспого характера (школы творчества, хопоные студии и т.д.). исследовалось более 100 коллективов иу-гнкально-художосгвенного творчества, а также деятельность 28 детских клубов и ¿9 общеобразовательных ыкол. В процессе исследования было осуществлено изучение динамики музпкально-зстотн-ческих интересов 210 подростков и 220 школьников младшего возраста. Исследовалось изменение характера их досуга с одной стороны, рост духовно-нравственных интересов - с другой.
Для учета осно&ных закономерностей становления и формирования личности ребенка и подростка з процессе музыкально-эстетической деятельности была разработана и внедрена 3-х ступенчатая модель.
I ступень - школа творчества (дошкольники 3-6 лет). Цзл:.щ кнолн стало приобщение детей в.; первоначальным видам остетн-чсскоЯ деятельности. Соблюдались следующие условии создание для ребенка комфортной среда, включение в программы сколы по-лияанрозых вндоя деятельности, создание игровых ситуаций» при-, зитио навыков социального общения, призлечонио родителей к педагогическому сотчорчестзу.
Введеиво а творческий процесс разнообразна звдоэ яудо-г.естзснной деятельности не било случайным« ¡кучная основа
астатической деятельности определялась наличием важнейших способностей человека: видеть, слышать, двигаться, Это обстоятельство непосредственно допустило использование разнообразных видов встетической деятельности (музыкальной, изобразительной, хореографической, театральной н т.д.). Таким образом, полижанровость была заложена а основу предлагаемой нами методики.
IIa атой ступени была разработана для каждого ребенка "карта индивидуального развития", включающая в себя изучение музыкально-творческих способностей дошкольника по предложенным полижакро-выи вццаы художественной деятельности. Результаты изучения фиксировались о&егодно в специальном "паспорте". Паспорт включал: фотограф® ребенка, характеристику на наго, письменное интервью с родителями, анкету (первоначальная психодиагностика).
Программа школы рассчитывалась на оптимальное использование возрастных особенностей дошкольника с целью плавного переноса приобретенных в процессе обучения и воспитания в школе творчества качеств на другие сферы деятельности ребенка.
Ü результате проведенного исследования на 2 году обучения отмечалось значительное развитие музыкальных способностей (слух, риты, интонация и т.д.), что более всего достигалось через хоровую деятельность (70 % детой); улучшилась координация движений - результат занятий ритмикой (Ь6 % детей); стало совершеннее цветовое восприятие - результат изобразительной деятельности (63 % детей); появилась четкость дикции и выразительной декламации - занлвдя по театральному виду деятельности (02 % детой) Опрос родителей (Ü5 %) выявил изменение нравственной и оыоцио-кально-поихологичаокоя характеристики дотей. Эти данные были внесены в "паспорта4 детей и стали основой их монографических характеристик.
П ступень - хоровая студня (дети младшего школьного возраста, 7-9 лат), Цель хоровой студии - развитие творческих способностей и включение их в акгивнув ыузыкально-худржаственнуп деятельность. lia П ступени при сохранении поликанравых видов выделялся доминантный - хоровой, Для 55 % детей он стал предпочтительным вадо« деятельности, 15 % избрали хореограф ЫуЮ % ~ театр, Iû % - изобразительное искусство. Сравнительная характеристика контрольной к окспйриыентальной групп мкольнгйов выявила, что вьеденио полишицювцх оццек деятельности в эшюриион-
гальной группе способствовало развитии творческой активности. Разнообразными компонентами художественной деятельности (экспериментальная группа) явились музыкалька-исполкитольский (14$ цетей), музыкально-просвопиельсхий (18»5$5 детой), муэыкально-гворчвский (67,0$ детей). Мелуху тем, в контрольной группе, занимавшейся только хоровым видом творчества, преимущественно наб-тодался интерес (68 % детей) только к музыкально-просветительской деятельности.
Ш ступень - хоровая школа и специальный музыкальный Класс (подростки до 16 лет). Цель - развитие устойчивого интереса к коровому искусству и включение подростков в активную художественно-творческую деятельность. Выделялись следующие условия: разделение групп по полу, индивидуальным возможностям и интересам, специфический подбор репертуара, основанный на индивидуальном подходе к Каждому участнику я дальнейшее в»аимодейст-аив с семьей. Опроо подростков выявил изменение отношения к репертуару в процессо обучения. Выделялись три позиции: негативная - отрицательное отношение к репертуару (70 % подростков), яоэитивн&я, при которой постепенно росло количество участников, принимавших предлагаемый репертуар (от 20 % вначале исследования к 02 % в конца) и избирательная - самая ценная, которая свидетельствовала о формировании эстетического вкуса подростков (от 10 % к 45 %). В результате учебно-творческого процесса наблюдался рост общественной активности, так 35 % подростков участ-зовали в органах самоуправления, 45 % занимались общественно-;озидательной деятельностэа, Й0 % включались в активную худо-кественно-творческуи деятельность,
Такш образом, разработанная 3-х ступенчатая модель муоы-<алько-эстетического »оспктш::« в основном оправдала себя как целостная система музыкально-творческой деятельности ребенка л подростка в сфере досуга.
Для всестороннего изучения социокультурной готовности семьи { совместной деятельности а культурна-досугоксм учреждении а эксперимент было включено 152 семьи и использовались различные -«етоды исследования: вклйчонной наблиденио, письменное лнтервьа, опросные листы, анкеты, /^агностика социокультурной готовности земьи к совместной музыкально-таорчэской деятельности с детьми определила ее уровеньI активный, промежуточный и пассивный» Его
показателями явились, особенности коммуникативных качеств родителей, музыкальные традиции, организация семейного отдыха (музицирование, слушание музыки), использование аудиовизуальных средств, музыкальных инструментов, музыкальное образование у родителей, их музыкально-творческая деятельность, а также регулярность посещения концертных залов совместно с детьми. Данный уровень определялся на основа превалирования или равного количества тех или иных показателей. В результате проведенного анкетирования у 3 % сеыей был выявлен актирный уровень, у 35 % промежуточный, у 62 % - пассивный. Включение сеыей в сотрудничество с культурно-досуговш учреждением основывалось на выявлении зависимости между уровнем активности семьи и уровнен раз' вития музыкально-творческих способностей ребенка и подростка. Эта зависимость отразила разное отношение родителей к занятиям детей в культурно-досуговом учреждении, их собственный интерес к разнообразным видам худокественного творчества. Результаты послужили основанием для разработки типологических прогрги комплексного включения родителей а совместно-творческую деятельность с двтьш с учетом социокультурной готовности семьи.
Программа для пассивного уровня социокультурной готовнос семьи включала в себя эстетический всеобуч родителей (педагогические, медицинские консультации, привлечение в школу общения, в школу шлодох родителей и т.д.), развитие интересов к художественному творчеству. Цель - создание условий комфортности общения и позитивного отношения родителей к творческой деятельности в культурно-досуговом учреждении.
Программа для промежуточного уровня, социокультурной готов носги семьи предусматривала вовлечение родителей в организацию художественно-массовых мероприятий: создание музыкально-развлекательных программ, разработка и проведение ритуальных праздников ("Лень рождения", Посвящение в хоровую студив и т.д.) Цель программы ~ формирование творческого отношения к муэыкально-худо&астиенной деятельности и участие в процессе творчества.
Программа для активного уровня социокультурной готовность: семьи имгла целью активизации как собственно-художественной деятельности, так и привлечение других родителей к совместному творчеству. Она предусматривала не только активную художествен
- 1Ь -
|уг) дллтллыгост.1» (семейное иуаицарояание, организация сепс'Ь :мх жсхаяснс, гариисюзй)» но и оказала немощь и органиэа-|Ш1 мугпкалыш-ротстичеешл'о тоорчзотаа других сомей.
Типологические црогрнмии изменялись в зависимости о? рорня социокультурной готовности родителей, от коарастннх осо-снпост?;! двтсП и подростков, от периода включения семьи э ооз-устную гаорчоак'уу деятельность с детьми я яультурнс-досугогом ирзядепни.
1! процесса спцтни-эксперкнснтгишюЯ работы наблюдалась пнамикп перехода сстй на разнив уролш; готовности: из 02 % сквй» которнв характеризовались пассивным уровнем соцяокуль-уриой готовности, па проые1гуточ1шй уровень шала 15 % соуей» з % семой нронвяуточного уровня социокультурной готознос-и на активный писало 5 %»
Таким образом, зкдючал родителей и ноарерквнмй педагогп-сснпй процесс, удалось изменять соотноаенно уровней сеньи: 13 $ г.г--г!! ишо на.агтеиаиый социо"-ультуртл!1 уровень, 45 % секса риоврели промеяуточниП уровень социокультурной готовности» 7 1; с сияй осталось на пассивном.
Не. оснотт поелвдуощей- диагностики (анализ онроеннх листо'л, эднтельских анкет, пнтпргью) били получшш дашто о том, что родителей аперя:« приняли участие в организации органов ?ноупра»леи-.и з культурно-досуговсм учрогдентац 40 $ зкдвчи-!сь в активную нузикально-проезетотзльнуга деятельность; 35 % эиняли участие з худолястаешо-тзорчсскоЯ деятельности, Вслед- • гик» '¿недренкя данной методики пошттшв якчностя измнв-ад по отношению к творческой деятельности детой п подростков ми отмочены у большинства родителей (02 %),
Результата окспорталеитаянюй работа подтвердили правил*-. гать выдвинутой гипотезы о том, что сффективностъ музккально-;таткческого развития дето?! и подростков находится в прямей •лисшости от характера целенаправленного взаимодействия шьи с культурно-досуговым учреждением.
Наиболее яркая зависимость гыракатеь в показателях высоко уровня »уанкальнше способностей детей и подростков з семь: с активным уровнен социокультурной готовности. Данная эако-:нйрность подтвердила то, что роз витке личности рэбешеа и щростна во многом определяется сле^ущкш соетаанши: о*1 о
генетической основой, потенциальными возможностями, состоянием психолого-физиологических особенностей и, наконец, благоприятной средой окружения - родителями.
Проведенная работа позволила сделать следующие выводы:
1. Цузыкально-астетическое воспитание детей и подростков в условиях взаимодействия культурно-досугового учреждения и . семьи делает возможным не только формирование у каждого ребенка основ духовной культуры - как объекта воспитания, но и ставит его в позицию субъекта эстетического творчества.
2. Разработанная модель предполагает взаимодействие культурно-досугового учреждения и семьи и наиболее эффективно осуществляется при доминирующей роли культурно-досугового учреждения. Оно является важнейшим социальным институтом и способствует наиболее полной реализации творческого потенциала личности ребенка и подростка.
3. Педагогические возможности такой интегрирующей среды как семья в значительной степени повышаются при создании условий взаимообогащающето ее взаимодействия с культурно-досуговыы . учреждением.
В заключении подводятся итоги исследования.
Основные полскания и выводы диссертации отракени в следующих публикациях:
1. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста по месту жительства (школа творчества)// Методические рекомендации, Ленинград, 1Ус!б, 2Х1Ц народного творчества и культурно-просветительной работы Главного управления культуры исполкома Ленсовета, ЛГлК, 19 стр.
2. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста по месту нительства (школа творчества)// Методические рекомендации, Ленинград, 1963, ЕК.1Ц народного творчества и культурно-просветительной работы Главного управления культуры исполкома Ленсовета, ЖЖ, (2-е переработанное и дополненное издание), 21 ст|
3. Организация учебно-творческой деятельности хорового коллектива в подростковой клубе// Методические рекомендации, Ленинград, 1У89, ЕНЩ народного творчества и культурно-просветительной работы Главного управления культуры исполкома Ленсовета, ЛГИК, 27 стр.