Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия формирования театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические условия формирования театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Макаренко, Л. В.
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Бердянск
Год защиты
 1994
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические условия формирования театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Педагогические условия формирования театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ открытий ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

На правах рукописи

Макаренко Лиля Васильевна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Специальность 13.СО.01 - теория и история педагогики

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученоЯ степени кандидата педагогических наук

Москва -

1994

Работа выполнена в Бердянском государственном педагогической институте им. П.Д.Осипенко

Научный руководитель - кандидат' педагогических наук, доцент

Виноградова Наталья Федоровна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Петрова Вера Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент Дубровская Елена Алексаедровна

Ведущая организация - Институт общего образования Министерства

образования Российской Федерации

Защита состоится " М 1994 г. в часов

на заседании совета Д 113.25.03. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Московском'государ-стпенном открытом педагогическом института по адресу: 109004, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, 18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан " гил^р 1994 г.

Ученый секретарь совета, кандидат педагогических наук, доцент

Дармодехина В.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ'

Актуальность исследования. Объективный процесс интеллектуализации обучения и воспитания детей дошкольного возраста, который наблюдается в последние годы б системе дошкольного воспитания, наряду с положительным эффектом, оказал отрицательное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка: снизилось внимание к развитию его чувств, воображения и творчества. Выход из этого положения - в более широком использовании в педагогическом процессе разных видов искусства, среди которых особое место занимает театр и театрализованная деятельность.

Театр для детей - школа эмоциональной культуры и человеческого общения. Собственная театрализованная деятельность, являясь импровизационной, 'выступает как активный, индивидуальный процесс, объединяющий способность воспринимать специфическое сценическое искусство а осуществлять разные по характеру творческие действия (продуктивные, исполнительские, оформительские). Такой синтез создает условия для развития л совершенствования эмоциональной сферы и творчества детей. Однако в реальной зазна сн, как правило, нарушается. Это проявляется в следующем:

- у дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значительная часть детей остаются вне этого вида искусства многие годы. Это происходит как по объективным (отсутствие театров з маленьких городах и сельской местности), так и по субъективны.! причинам (недооценка взрослыми необходимости ознакомления с этим зи-дом искусства);

- наблюдается бессистемность и поверхностность ознакомления с. театром в дошкольных учреждениях и семье, что формирует у детей представление о доступности восприятия сценически оформленного произведения без специальных знаний. Следствием этого является последующее отторжение видов искусства, восприятие которых требу-, ет владения их специфическим языком;

- театрализованные игры детей характеризуют примитивность и "свернутость" импровизации, бедность используемых для создания образа средств выразительности и др.;

-. отсутствует готовность педагогов х руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности.

Создается противоречие: с одной стороныпринятое искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка, с другой стороны,-дефицит театрального искусства в жизни детей. Преодоление этого противоречия возможно при обеспечении синтеза театрализованной деятельности - ознакомлении с театром как видом искусства и организации собственной театрально-игровой деятельности детей.

Каждый дошкольник обладает определенной творческой потенцией (Е.С.Громов, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Э.В.Ильенков. В.С.Мухина, Я.А.Пономарев и др.). н0 меРа и характер ее проявления зависит от системы мероприятий, которые создает окружающая педагогическая среда. В ряде исследований, научно-методических публикациях доказана возможность активного и творческого участия дошкольников в нграх-драмагизациях как предпосылки театрализованной игры, раскрыты пути их развития в условиях дошкольного учреждения (Л.В.Артемо-ва, Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская. Д.В.Мендкерицкая, Н.Я.Шгхайлен-ко к др.). Однако проблема организации театрализованной деятельности детей раскрыта недостаточно. Известно незаконченное исследование Л.С.Фурминой, а также ряд научно-методических и практических статей, посвященных театрально-игровой деятельности (Т.Неменова, Г.Прима, Р.Сигуткина, В.Силивон, Е.Рубенок, Л.Экки и др.).

Более того, 'анализ литературы показывает распространенность взгляда на театрализованную игру как драматизацию готового сюжета, заучивание чужих слов, мизансцен и др., т.е. механическое воспро-пзьедение взрослого театра, что привело к появлению соответствующей методики ее организации в детском саду. Вместе с тем, ценность .этой деятельности в ее импровизационной сущности, в удовольствии, которое ребенок испытывает от подготовки спектакля, от длительного процесса игры в театр. Такой подход требует пересмотра методики руководства этим видом игр, ее ориентации на формирование у дошкольников навыков театрализованной деятельности, на развитие воображения, как психологической основы сценической игры. При этом "ваяно не то, чуо создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении..." (Л.С.Выготский ъ.

В процессе театрально-игровой деятельности все дети знают ко-

^Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.очерк. - М.: Просвещение, 1991. -С. 63-64.

го и что они будут изображать, но не все знают как надо это делать. Развивающий эффект может дать только сформированная театрализованная игра, при которой дети принимают воображаемую ситуацию, могут развить сюжет, использовать средства образной выразительности.

Цель исследования: определение педагогических условий, способствующих формированию театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: развитие ребенка старшего дошкольного возраста под влиянием театрализованной игры..

Предмет исследования: формирование театрализованной деятельности старших дошкольников в условиях дошкольного учреждения.

Гипотеза: создание детьми достаточно оригинальных театрализованных игр возможно при формировании готовности к этой деятельности, как синтеза знаний об искусстве театра, эмоционально-поло-аштельного отношения к нему, практических умений по осуществлению собственной театрализованной деятельности.

Задачи исследования:

1. Дать анализ имеющейся психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.

2. Определить уровень представлений детей о театральном искусстве и умений строить театрализованную деятельность.

3. Разработать и апробировать систему занятий и повседневной деятельности, обеспечивающую условия для положительного решения гипотезы.

Методологической основой работы являются научно-обоснованные искусствоведческие и психолого-педагогические теории о театре и театральном искусстве, психолого-педагогические исследования возрастных особенностей детей 6-7 лет, а также методические рекомендации по развитию их театрализованной деятельности.

Для решения задач исследования применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической, научно-методической, искусство-•ведческой литературы с целью выявления теоретических основ исследования; наблюдение и анализ практического опыта применения театрализованных игр; изучение и анализ продуктов педагогической деятельности и детской продуктивной деятельности; опытно-экспериментальное обучение; использование диагностических методик.

Многолетнее исследование осуществлялось на базе двух подгото-

вительных групп дошкольного учреждения 1& 22 г.Бердянска. Внедрение результатов проводилось в 5 дошкольных учреждениях г.Бердянска, в ряде доакольных учреждений г.Запорожья. г.Токмака, г.Мариуполя, г.Донецка. Всего: 18 дошкольных учреждений, около 500 дошкольников. Поставленные задачи определили содержание и логику исследования, которое проводилось в три этапа.

Па первом этапе (1989г.-1990г.) осуществлялось изучение и анализ литературы по проблеме, были определены цель, основные задачи и гипотеза исследования. Изучалось состояние проблемы в практике дошкольных учреждений. В результате были разработаны содержание и методика опытного обучения; определен исследовательский аппарат.

На втором этапе (1991г.-1993г.} осуществлялась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой проверялась экспериментальная методика руководства театрализованными играми, вносились дополнения и изменения. •

На третьем этапе (1993г.-1994г.') сделан количественный и качественный анализ полученных данных, сформулированы выводы, выполнено оформление диссертации.

Научная новизна. Получили развитие научные представления о роли театрализованной деятельности в развитии ребенка старшего дошкольного возраста. Раскрыто понятие "готовность" дошкольника к театрализованной деятельности и определены условия ее формирования. Доказана целесообразность принципиально иной последовательности формирования театрализованных игр. соответствующей историческому развитию разных видов сценического искусства.

Практическое значение работы состоит в разработке конкретных методических рекомендаций для воспитателей дошкольных учреждений, по руководству восприятием разных видов театрального искусства и методических указаний по руководству театрализованной деятельностью. Создана программа "Детям о театре и театральном искусстве" и методические рекомендации к ней.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Последовательность восприятия различных видов театрального искусства и последовательность формирования разных видов театрализованной деятельности принципиально различны. Последовательность восприятия сценического искусства подчиняется онтогенетическому принципу, т.е. определяется особенностями и характером' восприятия ребенком этого возраста разных видов театра.' Последо-

- 5Г-

вательность формирования детской самостоятельной театрализованной деятельности целесообразно определять в соответствии с филогенетическим принципом (историческим характером развития сценического искусства), т.е. первым видом такой деятельности должен быть драматический театр.

2. Эффективность детской театрализованной деятельности обусловлена степенью готовности ребенка-дошкольника к ней. Готовность к театрализованной деятельности определяется наш как система умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах. Система, умений включает: умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей; умения строить сценические взаимоотношения действующих лиц.

3. Для развития театрализованной деятельности целесообразно использовать различные упражнения, которые активизируют воображение и творчество детей, подготавливают к осознанию сущности театрального спектакля и формируют умения играть любую роль.

Достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов и выводов определяются правильно выбранной методологией исследования, проведением опытно-экспериментального обучения в контролируемых условиях, количественным и качественным анализом полученных данных и позитивными результатами внедрения идей исследования в практику.

Апробация результатов и их внедрение. Основные положения, материалы исследования и их результаты докладывались и обсуждались .на заседаниях кафедры теории и методики дошкольного воспитания БГПИ; на отчетной научно-практической конференции преподавателей БПШ <г.Бердянск, 1992г.. ,1993г.); на научно-теоретической конференции преподавателей и студентов педагогического факультета Луц-кого государственного университета (г.Луцк, 1994г.): на выездных курсах Запорожского областного института усовершенствования учителей для воспитателей дошкольных учреждений г.Бердянска; отражены в публикациях автора. Материалы исследования позволили разработать и провести спецсеминар для будущих воспитателей и для практических работников по экспериментальной программе.

Рекомендации исследования внедрялись в практику работы воспитателей г.Бердянска и области.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы,

- б

приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется его цель, объект, предмет, гипотеза и задачи; характеризуется методологическая основа исследования, раскрывается его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; формулируются основные положения, выносимые на защиту; раскрываются методы и содержание каждого этапа исследования.

В I главе - "Теоретические основы исследования" ка основе анализа психолого-педагогической, научно-методической и искусствоведческой литературы рассматриваются значение и характеристика ' основных видов театрального искусства в их историческом развитии (1.1), психолого-педагогические основы приобщения дошкольников к театральному искусств/^ театрализованной деятельности (1.2), использование театра и театрализованной деятельности в практике дошкольных учреждений (1.3), уровень представления детей 6-7 лет о театре и театрализованной деятельности (1.4).

В процессе восприятия сценического действия рождаются и развиваются эмоционально-эстетические переживания. Появляющееся сопереживание становится предпосылкой формирования эмфатических чувств: дети становятся обладателями способности жить интересами и делами героев пьесы, определять отношение к действующим лицам и их поступкам. Развивается познавательная культура, формируются умения творческого самовыражения, способность к использованию приема импровизации.

Начало русского народного театра связывают с таким явлением как скоморошество, существование которого в течение ряда веков являлось почвой, на которой возник русский театр. Свидетельства историков говорят о том, что к ХУШ веку уже сложились такие виды театра как драматический, кукольный; появляются первые оперы и балет. На рубеже Х1Х-ХХ в.в. возникает новый тип театра - режиссерский, который является основным и сейчас.

Анализч специальной литературы говорит о том, что многие деятели театра, педагоги ставили вопрос о создании специального театра для детей (Б.С.Глаголин, К.С.Станиславский, А.И.Сумбатов -Южин и др.). Этот вопрос являлся предметом различных дискуссий. Например, одни отрицали целесообразность создания детского театра (Ф.М.Достоевский, А.И.Островский и др.); другие ограничивали зна-

— ? —

комстео детей с театральным искусством - драматическим театром (Н.Д.Еартрам. Н.Н.Бахтин и др.). Дискуссионными были проблемы режиссуры, репертуара, профессиональности актеров л др. (А.А.Брян-цев, А.В.Луначарский и др.).

Для организации нашего исследования было вакно проанализировать условия успешности восприятия детьми образов искусства. К таким условиям относятся следующие:

- овладение ребенком системой соответствующие эталонов з степень сформированности операций яо соотнесению этих эталонов с воспринимаемыми качествами объектов (Л.А.Еенгер. А.В.Запорожец);

- опыт восприятия разных произведений искусства и сравнение различных способов реализации отношения человека к действительности (музыка, стихиживопись и др.);

- обеспечение возможности яроязлять способность и потребность детей дошкольного возраста к импровизации, проявляющейся з изобразительном (Е.И.Игнатьев, Т.С.Комарова. В.С.Мухина, Н.Д.Сакулина, Е.А.Флерина и др.), музыкальном искусстве (Ы.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, А.Н.Зимина и др.), речевой и театрализованной деятельности (В.И.Глоцер, К.И.Чуковский. Л.С.Бурмина и др.);

- достаточно высокий уровень сюжетной игры, основанной на подражании и творческой переработке полученных представлений.

Анализ истории развития театрального искусства, которая начинается с различных видов драматического театра, психологических особенностей восприятия различного сценического действия детьми дошкольного возраста, а также сравнительных характеристик театрализованной и сюаетно-ролевой игр позволил нам предположить, что восприятие, театрального искусства целесообразно начинать с наиболее простого, доступного для эмоционального отклика ребенка вида -кукольного театра, тогда как самостоятельная театрализованная деятельность дошкольников должна приближаться к ролевой игре - как ведущей деятельности детей этого возраста. Сравнительной характеристике театрализованной и ролевой игр з исследовании было уделе-' но особое внимание.

Анализ бесед с воспитателями (370 чел.) позволил выяснить отношение практических работников к организации и проведению театрализованной деятельности. Сколько-нибудь заметное место в дошкольных учреждениях занимает опосредованное знакомство с театральным искусством (рассказы воспитателя, радио, телевизионные передачи и др.). Все опрошенные воспитатели рассказывают детям о театре и

са/и разыгрывают сценки. 72.9% из них организуют слушание радио и грамзаписей. 8,153 знакомят с телевизионными спектаклями. Что же касается непосредственного знакомства с театром, то не все дошкольники получают возможность посмотреть спектакль, концерт в театре. Это связано ке только с социальными причинами Снет театра, далеко пронкзазт от него, дорогие билеты я др.), но и педагогическими: низким урсЕне:.: культуры семьи, недооценкой роли театрального искусства в воспитании детей со стороны педагогов дошкольного учреждения. .Многие воспитатели не умеют руководить самостоятельной художественной деятельностью, в том числе театрализованной. Более того, большинство воспитателей сами ке умеют двигаться, выразительно говорить, перевоплощаться и пр., т.е. типичным является профессиональная неготовность педагога к руководству этой деятельностью. В характеристику готовности воспитателя к театрализованной деятельности зклвчили: осознание важности и необходимости театрализованной деятельности как важного средства развития личности ребенка: наличие теоретических знаний о театральном искусстве: наличие методических знаний о путях руководства этой детской деятельностью наличие практических умений, соответствующих специфике сценического искусства.

Анализ бесед с детали 6-7 лет (256 чел.) позволил выяснить уровень их представлений о театре и участие в театрализованной деятельности, у большинства детей запас знаний и представлений о разных видах театра ограничен и определяется скорее представлениями, полученными из рассказов взрослых, эпизодических просмотров телевидения, чем из собственного чувственного опыта. Неумение воспринимать театральное искусство может быть связано со следующими причинами: дети идут в театр не подготовленными, спектакль не соответствует возрастным особенностям, отсутствует комментарий взрослого. В детском саду театрализованная деятельность связана, в основном, с праздниками, входит в сценарий утренников, вечеров развлечений, т.е. является фактически навязываемой деятельностью, а не свободным самостоятельным детским творчеством. Не шея соответствующих знаний я умений, дошкольники строят игровую деятельность примитивно и неинтересно, что не может эффективно влиять ка развитие творческой личности.

Во второй главе - "Содержание и методика организагпга само сто; тельной театрализованной деятельности в детском саду" раскрывайте! задачи я организация опытно-экспериментальной работы (2.1), дается

характеристика формирования готовности ребенка к театрализованной деятельности (2.2), анализируются результаты опытно-экспериментальной работы (2.3), освещается подготовка зоспитатедя к организации самостоятельной театрализованной деятельности детей (2.4).

В основе построения опытно-экспериментальной работы дезала реализация следующих принципов организации театрализованной деятельности в детском сапу.

1. Организация процесса восприятия театрального искусства детьми дслкольного возраста исходит из их психологических особенностей, определяющих характер понимания разных видев театра, их доступности, близости ведущей деятельности и эмоционального влия.-ная на ребенка. Зто определяет целесообразность начинать процесс восприятия театрального искусства с кукольного театра.

2. Построение процесса индивидуального развития самостоятельной театрализованной деятельности (онтогенез ее) делано исходить из анализа исторического развития такого социального явления каким является театр.

3. Процесс ознакомления с разными видами театра и построения собственной театрализованной деятельности должны учитывать психологические особенности детей старшего дошкольного возраста: специфику восприятия детьми театрального искусства; потребности дошкольников в импровизационной деятельности: реальный уровень знаний о предаете и объекте деятельности а др.

4. Система работы, формирунцая театрализованную деятельность, додана строиться на основе интеграции (ззаимодействия интеллектуальных а эмоциональных влиянйй, обеспечивающих формирование готов--'90ти к самостоятельной театрализованной деятельности) и дифференциации (обеспечения возможностей проявления индивидуальных способностей кавдого участника).

Зги принципы были положены а основу организации трех надраз-лений опытно-экспериментальной работы: организация условий для накопления опыта восприятия театрального искусства, формирования эмоционального отношения к нему, осознания его специфики; формирование практических уменай детей 6-7 лет осуществлять самостоятельную театрализованную деятельность; организация самостоятельной театрализованной деятельности.

На разных этапах работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с театром и воспитания эмоционально-полозитель-ного отношения к нему решаются следутщие задачи:

- 'Ьогмирзв^:":е щ:едставл?н:-;3 о т'гз.т— саз^гт-.е -••гг:с-яально-доложитэльнсго отношения к нег.с~. Особое место отзед-зно наблюдениям. экскурсия;/., во зрезск которых задзлялась с7дэстзенные особенности театра как культурного учреждения, отличающегося не только спецификой труда и его социальны:,: значением, яо л сами:.! зданием и интерьером;

- подведение к пониманию сггегптст^* чкте~ского чскусстза. Ка сснозе организации просмотров спектаклей з театре формировалось понимание детьми средств образной выразительности, с помощью которых артисты передают то* ял;: иксЛ образ;

- Формирование общих представлений о театральных профессиях. Наблюдения за работой лядей. не только основных, ко а зспсмагатель-ннх театральных профессий, встречи с работникам театра, занятыми в постановке спектакля, игровые ситуации расширяли представления детей, углубляли интерес к театральному искусству;

- ознакомление дошкольников с правилами поведения э ттредде-кп'Л лтльттры. Система бесед, игровых.диалогов формировали нравственную сторону взаимодействия с учреждением искусства.

Учитывая недостаточный уровень сформированное™ театральных умений детей 6-7 лет, мы разработали три типа подготовительных упражнений, которые были направлены на развитие понимания образа, • обеспечивали постепенное усложнение заданий, ах разнообразие, меру трудности и возможность возвращения к любому типу упражнений на качественно новом уровне.

Первый тип упражнений использовался с целью развития внимания и воображения. Сюда относились упражнения, которые учила детей контролировать внимание, сосредоточиваться на том объекте, который в данный момент важнее других (например, "Звуки природы"), а также развивали, умение на оонове ассоциаций создавать образы.

Упражнения второго типа формировали умения понимать и эмоционально выражать различные'состояния с помощью интонации, определять настроение человека по схематическим рисункам, выражению лица" сверстника или взрослого, умения найти средства выразительности для адекватного выражения своего настроения с помощью мишки.Формировались умения определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний цо различным позам и составлять свои позы в соответствии с настроением и. характером изображаемого героя.'К этому тицу относились упражнения, которые развивали умения определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний с помощью

жестов и пантомимических сценок, подбирать собственные выразительные жесты и самостоятельно строить пантомимику.

Упражнения третьего типа представляли вариант детского аутотренинга и формировали умения психологически настроиться на выполнение предстоящего действия, быстро переключаться с одного действия на другое, контролировать мимику, позу, жесты; тренировали в способности изменять свои'переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием. Дети упражнялись в самовнушении чувства'тяжести, легкости, холода, тепла и др.

На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы создавались условия для самостоятельной театрализованной Деятельности - постановки спектаклей различного вида. Сюда входило:

1. Разыгрывание отдельных эпизодов знакомых сказок (встреча Лисы и Колобка. Машеньки и Медведя.и пр.), действия с учетом музыкального сопровождения в ролевых диалогах, мини-спектакли.

2. Спектакли по сюжетам знакомых сказок включали три репетиционных периода: "застольный" (распределение ролей, обсуждение образов пьесы, взаимоотношений между персонажами; выделение группы "художников"."балетмейстера","дирижера") ; "в выгородке" (разрабатывание мизансцен, которые помогали понять суть взаимоотношений героев); на сцене (сведение воедино туы актеров, художественное решение декораторов, костюмеров, музыки).'

3. Разыгрывание музыкальных сказок.

Эффективность экспериментальной методики определялась оценкой достигнутого уровня знаний о. театре и степенью эмоционального отношения к нему, сформированности конкретных практических умений сценической деятельности, развития воображения и проверялась с помощью контрольно-срезовых работ ("Расскажи все, что ты знаешь о театре","Изобрази кого-нибудь (что-нибудь) так, чтобы все сразу поняли, кто это (что это)", "Придумайте сказку и по ней поставьте спектакль"). ■

■■ - ■ • Таблица № 1

Сформированность театрализованной деятельности у детей экспериментальных и контрольных групп

Ррулдд!Всего! Сформирована [Частично сформирована!Не сформирована

! „РФ,,«: До ! после ! до I после ! до [после ____111эксперт _ X экспер^ _[экспе]э»1экспе£.

Контр. 44 4 5 25 29 15 12

Экспер. 42 4 16 22 26 16

Как видно из таблицы. под влиянием специальной работы произошли значительные изменения в количественных показателях: у 16 детей экспериментальных групп полностью сформирована театрализованная деятельность, частично - у 26 детей. Детей с не сформированной театрализованной деятельностью в экспериментальных группах не было.

Таблица Л 2

Уровень развития воображения детей экспериментальных и контрольных групп (ро методике О.М.Дьяченко) *.

Уровни Т Экспериментальные группы ! Контрольные группы

развития !-

воображения! начало ! конец ! начало ! конец

низкий 1 17 4 16 6

низкий 2 18 5 21 . 24

высокий 1 3 16- 5 . 9

высокий 2 4 17 2 . 5

Всего 42 42 44 44'

Таким образом, экспериментальные группы показали высокий уровень развития воображения (33 человека из 42). Контрольные группы остались на низком уровне развития воображения (14 из 44 человек).

Одновременно с опытно-экспериментальной работой в детском , саду шла работа на факультете дошкольного воспитания БПМ и ИПК. Целью разработанных спецсеминаров для воспитателей детских садов и студентов пединститутов было, совершенствование знаний о разных видах искусства, его особенностях, специфике; формирование осознания необходимости театрализованной деятельности в детском саду: овладение основами сценической грамоты и принципами работы с детьми над спектаклем. В процессе работы с будущими специалистами обеспечивалось теоретическая подготовка студентов к руководству театрализованной деятельностью детей, формировался интерес к организации . детской театрализованной деятельности; приобретались практические умения и навыки исполнения ролей в спектакле. Следует, признать, что проверка сформированности готовности воспитателя к данной работе проходила лишь на вербальном уровне. Сравнительный анализ ■ влияния полученных знаний на изменение профессиональной деятель- • ности педагога- является задачей дальнейшего исследования.

Заключение

В ходе исследования подтвердилась необходимость и своевременность научного интереса к проблеме формирования театрализованной, деятельности детей старшего дошкольного возраста как одной из сторон педагогического процесса в детском саду.

Целенаправленная организаций восприятия разных видов искусства театра детьми 6-7 лет и их собственная театрализованная деятельность целесообразно по нескольким причинам: эта деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит оказывает влияние на психическое развитие детей этого возраста и прежде всего такого важнейшего психического процесса как воображение. Старшие дошкольники проявляют большой интерес к театральному искусству, что является предпосылкой осознания его роли в жизни человека и общества и развивает творческие возможности ребенка. Вместе с тем, у дошкольников отсутствует опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной теат-• рализованной деятельности. Лишь немногие выпускники детского с гуд имеют достаточный уровень развития представлений о театре и игровых умений, позволяющих им организовать самостоятельную театрализованную деятельность. Это актуализировало необходимость отработать методику руководства этой деятельностью детей.

Восприятие дошкольником театра и самостоятельная театрализованная деятельность - зто два своеобразных процесса, исходные точки которых различны. Восприятие сценического искусства целесообразно начинать с более доступного для эмоционального отклика ребенка вида - кукольного театра, тогда как самостоятельная театрализованная деятельность должна приближаться к ролевой игре как предпосылке развития индивидуального сценического действия. Исходя кз этого, целесообразно начинать формирование театрализованной геятельности с драматических спектаклей. Это положение, принятое как гипотетическое, было доказано в ходе исследования. Удалось уточнить позицию о неправомерности первичности и приоритета кукольного театра в формировании сценической деятельности дошкольника.

Опытно-экспериментальная работа позволила определить и нзучно обосновать педагогические условия аффективного'ознакомления детей 5-7 лет с театральным искусством и развития театрализованных игр. Подтвердилась правомерность гипотезы о том, что создание детьми достаточно оригинальных сценических образов возможно при формиро-

вании готовности к театрализованной деятельности, как синтеза знаний об искусстве театра, эмоционально-положительного отношения к нему, практических умений по осуществлению собственной сценической деятельности.

Характеристика понятия "готовность к театрализованной дея-тельности"включает: определенный уровень знаний о театре (представления о его назначении, специфике деятельности работников театра и подготовке спектакля); уровень эмоционально-положительного отношения к театру (устойчивый интерес к разного вида сценической деятельности, адекватная реакция на театральные действия, желание посещать спектакли); уровень практических умений, обеспечивающих успешное протекание к театрализованной деятельности (целесообразное применение средств образной выразительности, умение перевоплощаться и создавать игровые образы, вести игровой диалог, выполнять мизансцены и др.). ..........-........ -

Важнейшим педагогическим условием развития этого вида творческой деятельности является организация работы с детьми по трем направлениям. Первое направление включает организацию первичного восприятия театрального искусства, формирование положительного отношения и интереса к нему; представлений и некоторых отдельных понятий о театре и театральном искусстве; создание адаптационного фона, обеспечивающего развитие интереса к самостоятельной сценической деятельности. Второе направление включает формирование конкретных практических умений сценической деятельности: развитие внимания, воображения; умения вести ролевой диалог, перевоплощаться, психологически настраиваться на выполнение предстоящего действия. Третье направление включает организацию самостоятельной театрализованной деятельности и обеспечение условий для постановки спектаклей различного вида, что закрепляет готовность детей к театрализованной деятельности. Для этого используют ролевые диалоги, мини-спектакли, спектакли с музыкальным сопровождением.

Была подтверждена необходимость и эффективность использования серий специальных упражнений с целью развития умений выполнять различные сценические действия. Апробированы упражнения трех типов.

Упражнения, относящиеся к первому типу, используются с целью формирования умения контролировать внимание, вырабатывать способность быстрой ориентировки. Упражнения второго типа используются с целью формирования умения понимать, определять и эмоционально выражать различные состояния с помощью средств образной выразитель-

;ости. Упражнения третьего типа используются с целью развития уме-:ия фиксировать, анализировать и управлять субъективными пережива-[иями ("азбука" аутотренинга). :

Опытно-экспериментальная работа показала, что театрализован-гая игра имеет не только большую эмоциональную привлекательность [.является любимой детской деятельностью, но и оказывает сушест-юнное влияние на развитие воображения, которое, как известно, яв-[яется одним из ведущих показателей результативности обучения.

Использование экспериментальной методики обеспечило сущест-шнное продвижение детей в уровне знаний о. театре и эмоционально-х) отношения к различным видам, театрального" искусства, в" уровне 5формированности умений организовывать спектакль и участвовать в шм. В результате целенаправленного педагогического воздействия хети подошли к осознанию понятия "театр"; они проявили устойчивый штерес к театрализованной деятельности, способность к перевоплощению, умение целесообразно применять образные средства выразительности и т.п.

Одной из причин недооценки места театрализованной деятель-" зости в педагогическом процессе детского сада является низкая профессиональная культура воспитателя в этой области знаний. Практи-зеские работники проявляют интерес к обсуждаемой проблеме лишь на декларативном уровне. Они не могут формировать у'дошкольников готовность к театрализованной деятельности, так как саш не облада-от теоретическими знаниями и практическими умениями по руководству ею. Преодолеть эти недостатки- помогут методические рекомендации по данной проблеме, созданные и апробированные в ходе исследования (програ-дла спецсеминара для студентов, слушателей ИЛК, объяснительная записка и методические указания к ней).

Готозность воспитателя- к руководству театрализованной деятельностью включает осознание ее важности в формировании личности, наличие знаний о театре и практических умений в организации детской театрализованной деятрльностк. На начальном этапе проведения этой работы воспитателю принадлежит ведущая роль. В дальнейшем увеличивается доля косвенного руководства воспитателя в корректировке, углублении и развитии театрально-игровой деятельности.

Исследование показало важность научного решения многих других вопросов. Например, место семьи в развитии театрализованных игр, характеристика изменений отношения к этой деятельности в мае-

совой практике после обучения воспитателей по предложенной мето ке и некоторые другие. Все это побуждает нас продолжить исследо вание данной проблемы.

Основное содержание и результаты опытно-экспсриментальной работы отражены в следующих публикациях автора:

1. Здравствуй, театр! // Дошкольное воспитание. - 1994. -

- С. 32-33.

2. Представление детей старшего дошкольного возраста о теа ре как специфическом виде искусства //ДошкТльне вихован

- 1994. - й 7-8. - С. 15-16.

3. Проблема формирования театрализованной деятельности дет старшего дошкольного возраста //МентальнГсть. Духовн1ст Саморозвиток особистост!: Тезиси допов!дей та магер1али М1жнародноТ науково-практичноТ конференцП. - Луцьк, 19

- С. 244-246.

4. К проблеме формирования творческой активности детей ста шего дошкольного возраста. (В печати).

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Макаренко, Л. В., 1994 год

ВВЕДЕНИЕ 3-

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1. Значение и характеристика основных видов 11-26 театрального искусства в их историческом развитии.

1.2. Психолого-педагогические основы приобще- 26-38 ния дошкольника к театральному искусству и театрализованной деятельности.

1.3. Использование театра и театрализованной , 38-58; деятельности в практике дошкольных учреждений.

1.4. Уровень представления детей - 6-7 лет о 58-69 театре и театрализованной деятельности.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ.

2.1. Задачи и организация опытно-эксперимен- 70-77 тальной работы.

2.2. Формирование готовности ребенка к теат- 77-108 ' ревизованной деятель^асти-.

2.3. Результаты' опытно-экспериментальной ра- 109-139 боты.

2.4. Подготовка воспитателя к организации те- 139-150 атрализованной деятельности детей.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия формирования театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность исследования.

Объективный процесс интеллектуализации обучения и воспитания детей дошкольного возраста, который наблюдается в последние годы в системе дошкольного воспитания, наряду с положительным эффектом, оказал отрицательное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка. Выход из этого положения - в более широком использовании в педагогическом процессе .разных видов искусства, среди которых особое место занимает театр и театрализованная деятельность.

Восприятие театрального спектакля обеспечивает воспитание различных чувств детей, понимание специфики одной из форм познания действительности. Театр для детей - школа эмоциональной культуры и человеческого, общения. Собственная театрализованная деятельность, являясь импровизационной, выступает как активный, - индивидуальный, творческий процесс и объединяет разные по характеру творческие начала - продуктивное (сочинение сюжетов или интерпретация предложенных),' исполнительское (проигрывание сюжета) и оформительское (подготовка декораций, костюмов, и др.). К этому ; синтезу добавляется умение ребенка воспринимать -специфическое I сценическое искусство. Только " такой синтез создает условия для развития и совершенствования эмоциональной сферы и творчества детей. Однако в реальной жизни он, как правило, нарушается. Это проявляется в следующем:

1) наблюдается дефицит общения детей с профессиональным театром, у дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значительная часть детей остаются вне этого вида искусства многие годы. Это происходит как по объективным (отсутствие театров в маленьких городах и сельской местности), так и по субъективным причинам (недооценка взрослыми необходимости ознакомления с этим видом искусства);

2) бессистемность и поверхностность ознакомления с театром в дошкольных учреждениях и семье, что формирует у детей "иллюзию знания" этого вида искусства и представление о доступности восприятия сценически оформленного произведения без специальной подготовки и как следствие этого - последующее отторжение видов искусства, восприятие которых требуе'т владения их специфическим языком;

3) примитивность, "свернутость" театрализованных игр детей: " отсутствие у дошкольников умений импровизировать, естественно вести себя на сцене, использовать различные средства выразительности для создания образа и'др.;

4) отсутствие готовности педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности.

Создается противоречие: с одной стороны,-общепринятое значение театра в эмоциональном и, творческом развитии ребенка, с другой стороны, дефицит театрального искусства в жизни детей. Преодоление этого противоречия возможно при обеспечении синтеза театрализованной деятельности - ознакомления с театром как видом искусства и организации собственной театрально-игровой деятельности детей.

Каждый дошкольник обладает определенной творческой потенцией (Е.С.Громов, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Э.В.Ильенков, В.С.Мухина, Я.А.Пономарев и др.), но мера и характер ее проявления зависит от системы мероприятий, которые создает окружающая педагогическая среда. В ряде исследований, научно-методических публикациях доказана возможность активного и творческого участия » дошкольников в играх-драматизациях как предпосылки театрализо-- ванной игры, раскрыты пути их развития в условиях дошкольного учреждения (Л.В.Артемова, Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская, Д.В.Менджерицкая, А.Я.Михайлова и др.). Однако собственно театрализованная деятельность детей раскрыта недостаточно. Известно незаконченное исследование Л.С.Фурминой и ряд научно-методических и практических статей из опыта работы по организации " теат-' рально-игровой деятельности дошкольников (Т.Неменова. Г.Прима, • Р.Сигуткина, В.Силивон, Е.Рубенок, Л.Экки).

Более того, анализ литературы показывает распространенность взгляда на театрализованную игру как драматизацию готового сюжета, заучивание чужих слов, мизансцен и др., т.е. механическое воспроизведение взрослого театра, что привело к появлению соответствующей методики ее организации в детском саду.

Вместе .с тем, ценность этой .деятельности в .ее импровизационной сущности, в удовольствии, которое ребенок испытывает от подготовки спектакля, от длительного процесса игры в театр. Это положение дает основания для пересмотра методики руководства этим видом игр в дошкольном учреждении, ее ориентации на формирование у дошкольников навыков театрализованной деятельности, на развитие воображения, как психологической основы сценической игры. При этом "важно не то, что создадут дети, ваяно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской обстановке все - от занавеса и до развязки драмы - должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку" 'СЛ. С. Выготский^с. 63-64).

В процессе театрально-игровой деятельности все дети знают, кого, и что они будут изображать, но не все знают, • как надо это делать. Развивающий эффект может дать только сформиро^ ванная театрализованная игра, при которой дети прини-мают воображаемую ситуацию, могут развить сюжет, использовать средства образной выразительности.

Целью исследования является"-определение педагогических условий, способствующих формированию театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: развитие ребенка старшего [дошкольного» возраста под влиянием театрализованной игры.

Предмет исследования: формирование театрализованной j дея-тельносш ; старших дошкольников в условиях дошкольного учреждения. .

Гипотеза: создание детьми достаточно оригинальных театрализованных игр возможно при формировании готовности к этой деятельности, как синтеза знаний об искусстве театра, эмоционально-положительного отношения к нему, практических умений по осуществлению собственной театрализованной деятельности.

Задачи исследования:

1. Дать анализ имеющейся психолого-педагогической литературы по обсуждаемой проблеме.

2. Определить уровень представлений детей о театральном искусстве и умений строить театрализованную деятельность.

3. Разработать и апробировать систему занятий и повседневной деятельности, обеспечивающих условия для положительного решения гипотезы.

Методологической основой работы являются научно-обоснованные искусствоведческие и психолого-педагогические исследования возрастных особенностей детей 6-7 лет, а также методические рекомендации для развития театрализованной деятельности.

Для решения задач исследования применялись следующие 'методы:

1) Психолого-педагогические: анализ психолого-педагогической, научно-методической, искусствоведческой литературы с целью выявления теоретических основ исследования; наблюдение и анализ продуктов деятельности воспитателя (планы учебно-воспитательной работы, детская продуктивная деятельность); опытно-экспериментальное обучение; использование диагностических методик (конт-рольно-срезовые работы).

2) Социологические: опрос, беседа, наблюдение.

Многолетнее исследование осуществлялось на базе двух подготовительных групп-дошкольного учреждения N 22 г.Бердянска. Широкое внедрение результатов проводилось в 5 дошкольных учреждениях г.Бердянска, в ряде дошкольных учреждений г.Запорожья, г.Токма-ка, г.Мариуполя, г.Донецка. Всего 18 дошкольных учреждений, около 500 дошкольников. Поставленные задачи определили содержание и логику исследования, которое проводилось в три этапа.

На первом этапе (1989-1990 гг.) осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической, искусствоведческой литературы. На основе ее теоретического анализа были определены цель, основные задачи и гипотеза исследования. Изучалось состояние проблемы в практике дошкольных учреждений. В результате были определены основные подходы к решению задач исследования, разработаны содержание и методика опытного обучения; определен исследовательский аппарат.

На втором этапе (1991-1993 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой проверялась экспериментальная методика руководетва театрализованными играми, вносились дополнения и изменения.

На третьем этапе (1993-1994 гг.) сделан количественный и - качёственный анализ полученных данных, - сформулированы выводы, -выполнено оформление диссертации.

Научная новизна: получили развитие научные представления о роли театрализованной деятельности в развитии ребенка старшего дошкольного возраста; раскрыто понятие "готовность" дошкольника . к театрализованной деятельности и определены условия ее, формирования; доказана целесообразность принципиально иной последовательности формирования театрализованных игр, соответствующей историческому развитию разных видов сценического искусства.-" -

Практическое значение работы состоит в разработке конкретных методических рекомендаций для воспитателей дошкольных учреждений по руководству восприятием разных видов театрального искусства и методических указаний по руководству театрализованной деятельностью. Создана программа "Детям о театре и театральном искусстве" и методические рекомендации к ней.

На защиту выносятся следующие положения: ч

- 9

1. Последовательность восприятия различных видов театрального искусства и последовательность формирования разных видов театрализованной деятельности принципиально различны. Последовательность восприятия сценического искусства подчиняется онтогенетическому принципу, т.е. определяется особенностями и характером восприятия ребенком этого возраста разных видов театра. Последовательность формирования детской самостоятельной театрализованной деятельности целесообразно определять в соответствии с филогенетическим принципом (историческим характером развития сценического искусства), т.е. первым видом такой деятельности должен быть драматический театр.

2. Эффективность детской театрализованной деятельности обусловлена степенью готовности ребенка-дошкольника к ней. Готовность к театрализованной деятельности определяется нами как система умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах. Система умений включает: умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей, т."е. перевоплощаться, целесообразно применять средства выразительности, соотносить движение со 'словом и др.;- умения строить сценические взаимоотношения действующих - лиц,- т.е. вести ролевой диалог,. . участвовать в коллективных мизансценах и др.

3. Для развития театрализованной деятельности целесообразно использовать различные упражнения, которые активизируют вообра

• жение и творчество детей, направляют на развитие искусства, подготавливают к осознанию сущности театрального спектакля и формируют умения играть любую роль.

Дпс?5?.ерность и обоснованность полученных в исследсзании результатов и выводов определяются правильно выбранной методологией исследования, проведением опытно-экспериментального обучения в контролируемых условиях, количественным :и качественным анализом полученных данных и позитивными результатами внедрения идей исследования в практику.

Апробация результатов и их внедрение. Основные положения, материалы исследования и их результаты докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики дошкольного воспитания БГПИ; на выездных курсах Запорожского областного института усовершенствования учителей для воспитателей дошкольных учреждений г.Бердянска; на 'отчетной научно-практической конференции преподавателей БГПИ (г.Бердянск. 1992, 1993гг.); отражены в публикациях автора. Материалы исследования позволили разработать и провести спецсеминар для будущих воспитателей и для практических работников по экспериментальной Программе.

Рекомендации исследований внедрялись в практику работы воспитателей г. Бердянска^ области.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования подтвердилась необходимость и своевременность научного интереса к проблеме формирования театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста как одной из сторон педагогического процесса в детском саду.

Целенаправленная организация восприятия разных видов искусства театра .детей 6-7 лет и их собственная театрализованная деятельность целесообразно по нескольким причинам: эта деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит оказывает влияние на психическое развитие детей этого возраста и прежде всего такого важнейшего психического процесса, как-воображение. Старшие дошкольники проявляют большой интерес к Театральному искусству как деятельности импровизации, что является предпосылкой осознания его роли в жизни человека и общества и развивает творческие возможности ребенка. Вместе с тем, у дошкольников отсутствует опыт-восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Лишь немногие выпускники детского сада имеют достаточный уровень развития представлений о театре, у них сформированы определенные игровыа умения, позволяющие им организовать самостоятельную театрализованную деятельность.

Восприятие детьми дошкольного возраста театра и самостоятельная театрализованная деятельность - это два своеобразных процесса, исходные точки которых различны. Восприятие сценического искусства целесообразно начинать с более доступного для эмоционального отклика ребенка вида - кукольного театра, тогда как самостоятельная театрализованная деятельность должна приближаться к ролевой игре как предпосылке развития индивидуального сценического действия. Исходя из этого, целесообразно начинать формирование театрализованной деятельности с драматических спектаклей. Это положение, принятое как гипотетическое, было доказано в ходе исследования. Удалось уточнить позицию о неправомерности первичности и приоритета кукольного театра в формировании сценической деятельности дошкольника.

Опытно-экспериментальная работа позволила определить и научно обосновать педагогические условия эффективного ознакомления детей 6-7 лет с театральным искусством и развития театрализован/ ных игр. Подтвердилась, правомерность гипотезы о том, что создание детьми достаточно оригинальных сценических образов возможно при"формировании готовности к театрализованной деятельности, как синтеза знаний об искусстве театра, эмоционально-положительного отношения к нему, практических умений по осуществлению собственной сценической деятельности

Характеристика понятия "готовность к театрализованной деятельности" включает: определенный уровень знаний о театре (представления о его назначении, специфике деятельности работников театра и подготовке спектакля); уровень эмоционально-положительного отношения к театру (устойчивый интерес к разного вида сценической деятельности, адекватная реакция на театральные действия, желание посещать спектакли); уровень практических умений, обеспечивающих успешное протекание театрализованной деятельности (целесообразное применение средств образной выразительности, умение перевоплощаться и создавать игровые образы, вести игровой диалог, выполнять мизансцены и др.).

Важнейшим педагогическим условием развития этого вида творческой деятельности является организация работы с детьми по трем направлениям. Первое направление включает организацию первичного восприятия театрального искусства, формирование положительного отношения и интереса к нему; представлений и некоторых отдельных понятий о театре и театральном искусстве; создание адаптационного фона, обеспечивающего, развитие интереса к самостоятельной сценической деятельности. Второе направление включает формирование конкретных практических умений сценической деятельности: развитие внимания, воображения; умения вести ролевой диалог, перевоплощаться, психологически настраиваться на выполнение предстоящего действия.'Третье направление включает организацию самостоятельной театрализованной деятельности и обеспечение условий для постановки спектаклей различного вида, что' закрепляет готов--ность" детей к театрализованной деятельности. Для этого используют ролевые диалоги, мини-спектакли, спектакли с музыкальным сопровождением.

Была' подтверждена необходимость и эффективность использования-серий специальных упражнений-с целью развития умений выполнять различные сценические действия. Апробированы упражнения трех типов.

Упражнения, относящиеся к первому типу, используются с целью формирования умения контролировать внимание, держать в поле зрения сразу несколько объектов, вырабатывать способность быстрой ориентировки.

Упражнения второго типа используются с целью формирования умения понимать, определять и эмоционально выражать различные состояния с помощью средств образной выразительности (интонация, мимика, поза, жест, пантомимика).

Упражнения третьего типа используются с целью развития умения фиксировать, анализировать и управлять субъективными переживаниями ("азбука" аутотренинга).

Опытно-экспериментальная работа показала, что театрализованная игра имеет не только большую эмоциональную привлекательность и является любимой детской деятельностью, но и оказывает существенное влияние на развитие воображения, которое, как из- -вестно, является одним из ведущих показателей результативности обучения.

Использование экспериментальной методики обеспечило.существенное продвижение детей в уровне знаний о театре и эмоциональ- . ного отношения к различным видам театрального искусства, в уровне сформированности умений организовать" с-пектакль и участвовать-в нем. В результате целенаправленного педагогического воздействия дети подошли к осознанию понятия "театр" как особого учреждения, оказывающего существенное влияние на человека. Было отмечено общее изменение эмоционального отношения к искусству театра: дети проявляли устойчивый интерес к театрализованной деятельности, стремление к перевоплощению, умение целесообразно применять образные средства выразительности и т.п.

Одной" из' причин недооценки-места театрализованной деятельности в педагогическом процессе детского сада является низкая профессиональная культура воспитателя в этой области знаний. Практические работники проявляют интерес к обсуждаемой проблеме лишь на декларативном уровне. Они не могут формировать у дошкольников готовности к театрализованной деятельности, так как сами не обладают теоретическими знаниями и практическими умениями по руководству ею. Преодолеть эти недостатки помогут методические рекомендации по данной проблеме, созданные и апробированные в ходе исследования (программа спецсеминара для студентов, слушателей ИПК, объяснительная записка и методические указания к ней).

Готовность воспитателя к руководству театрализованной деятельностью включает осознание ее важности в формировании личности, наличие знаний о -театре и практических умений в организации детской театрализованной деятельности.

На начальном" этапе проведения этой работы воспитателю принадлежит ведущая роль. В дальнейшем увеличивается доля косвенно/ го руководства воспитателя в корректировке, углублении и развитии театрально-игровой деятельности. '

Исследование-не позволило решить некоторые важные вопросы обсуждаемой проблемы. Например, место семьи в развитии театрализованных игр, характеристику изменений отношения к этой деятельности в массовой практике после обучения воспитателей по предложенной методике и некоторые другие.- Все это побуждает нас . продолжить исследование данной проблемы.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Макаренко, Л. В., Бердянск

1. Авров Д.Н. Спектакль и зритель. - М.: Просвещение, 1985. -96 с.2. "Акишев С.В. Активизация творческих проявлений в танце старших дошкольников:- Дисс. ;. канд.пед.наук.- М., 1988- 186 с.

2. Александрова Н.Х. Психологические особенности воздействия театрального спектакля на нравственное развитие младших школьников: Дисс. . канд.психол. наук.1 М., 1981.- 200 с.

3. Альхимович С. Театр Петрушки в гостях у малышей.- Минск: Нар.асвета, 1969.- 142 с. . "

4. Алянский Ю.- Азбука театра.- Л.:Детская литература, 1990.-159 с.

5. Аникеева Н. П. Воспитание игрой.- М.:Просвещение, 1987.-144 с.

6. Аристотель. Соч. в 4-х томах.- М.:Мысль, 1976.- Т.1.-550 с.

7. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.-М.:Просвещение,-1990.- 125 с.

8. Асеев Б.Н. Русский драматический театр VII-VIII веков.-.--М:."-Искусство, 1958.- 415 с.

9. Бабаева В.В. Эстетическое воспитание в детском саду.-М.:Просвещение, 1968.- 32 с.

10. И. Бартрам Н.Д. ОТ игрушки к детскому театру.- Л.: Известия ЦИК СССР и ВЦИК, 1925.- 104 с.

11. Батиашвили М.0. Нравственно-эстетическое воспитание младшеклассников средствами кукольного театра: Дисс. . канд. пед. наук. Тбилиси, 1989.- 116 с.

12. Бахрушин Ю.А. История русского балета.- М.: Просвещение, 1977.- 285 с.

13. Бахтин Н.Н. О детском театре // Русская школа.- 1913.-N9.- С. 51-63.

14. Бахтин Н.Н. Обзор пьес детского и школьного театра:-С.-Петербург: Спб. 1912.- 56 с.

15. Белкин А.А. Театр скоморохов на Руси: Дисс. . канд. искусствоведения.- М., 1971 .- 278 с.

16. Брянцев А.А. О юном зрителе // Жизнь искусства.- 1925.-N8.- С. 4.

17. Брянцев А.А. Воспоминания, статьи, выступления, дневники, письма. М.: Всерос.-театр, о-во, 1979. --296 е.

18. Бурбан М.И. Музыкальный спектакль для детей-в украинском театре: Дисс. . канд. искусствоведения.- Тбилиси, 1990 . -143 с.

19. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. науч. трудов. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978.-С.32-37.

20. Венгер Л.А. Психическое развитие в игре и подготовкадетей к школе //Дошкольное воспитание.-1983.- N 12.- С.14-17.

21. Венгер Л.А. .Мухина B.C. Психология.- М.: Просвещение. 1988 с.336.27". Всеволодский В.Н. Театр дома и в школе. СПБ. 1912.-48 с.

22. Всеволодский-Генгросс В. Краткий курс истории русского театра / Под. ред. Новицкого Н. и Радомысленского В.

23. М.:Худ. литература,1936.- 212 с.

24. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк. - М.: Просвещение.1967. - 93 с.

25. Выготский Л. С. Собр. соч.': в 6-ти т. Т. 4: Детская психология. М.: Педагогика. 1984. - 39.7 с.

26. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т.- Т.6: Научное наследство. -^М. : Педагогика. 1984.--397с.

27. Выготский Л.С. Психология чувств. М.: Педагогика. 1987.- 341 с.

28. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. М-Л.: Искусство. 1967.- 295 с.

29. Глаголин Б.С. Детский театр. Одесса: Всеукр.Госиздат. 1921. - 15 с.

30. Глаголин Б.С. Несколько слов, о театре. Саратов. 1906.- 108 с. . • ' . . .

31. Глебов И. О детском театре // Жизнь искусства.- 1918.-N 9. с.11.

32. Глоцер Вл. Дети пишут стихи. -М.: Просвещение, 1964. -255 с.

33. Гозенпуд А.Н. Центральный детский театр. М.: Наука, 1967.- 307 с.

34. Горчаков Н.М. Беседы о режиссуре. М-Л.: Искусство, 1.941. 307 с.

35. Горький М.А. О детской литературе. Статьи, высказывания, письма. -М.: Дет.литература, 1968. 432 с.

36. Громов Е.С. Художественное творчество. М.: Полит.литература, 1970. - 364 с.

37. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986. - 237 с.

38. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. -М.: Педагогика, 1986. 239 с.

39. Давыдов В.В.'Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. - N- 1. - С. 22-23.

40. Детям нужны театры.' (Факты .и по поводу)-// Театр. -1961. N 6.- С. 33.

41. Дмитриев Ю.А:, Хайченко Г.А. История русского и советского драматического театра (от истоков до современности). -М.:Просвещение, 1986. 160 с.-

42. Достоевский Ф.М. Об искусстве. Статьи и-рецензии. М.: Искусство, 1973. 632 с.

43. Дьяченко^0.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы псйхологии. 1980. - N 2. - С. 107-114.

44. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986. - 96 с.

45. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников //Вопросы психологии. 1987. - N 1. - С.44-51.

46. Дьяченко О.М. О соотнесении речевых и образных средств при решении задач на воображение // Новые исследования в психологии. 1988. - N 2 (39). - С.23-27.

47. Дьяченко О.М. Развитие воображения в дошкольном возрасте: Дис. . д-ра психол. наук. -М., 1990. 312 е.

48. Евреинов Н.Н. Что такое театр. Пб.: Светозар, 1921. - 76 с.

49. Ермаш Г.А. Творческая природа искусства.- М.: Искусство, 1977.- 320 с.55.,Жиляева Е.П. Роль искусства в воспитании здорового подрастающего поколения: Дис. . канд.филос. наук. М., 1974.- 139 с.

50. Жуковская Р. И. Игры и трудовые занятия. "Опыт работы с детьми шестилетнего и семилетнего возраста / Под ред. Н.Нечаева й С.Гайсиновича.- М.: Учпедгиз, 1935.- 68 с.

51. Жуковская'Р. И. Творческие ролевые игры в детском саду.-М.: Изд-во АПН РСФСР, I960.- 160 с.

52. Жуковская Р. И. Играй ее педагогическое, значение. М.: Педагогика, 1975.- 111 с.

53. Жукова Л.Л. Искусство оперетты.- М.: Знание, 1967.- 79с.

54. Завадский Ю.А. Рождение спектакля.- М.:' Изд-во ВТО, 1975.- 144 с.

55. Заика Е. В., Комплекс игр для развития воображения У/ Вопросы психологии.- 1993.- N2.- С.54-62.

56. Зайцева Т.Г. Музыка и формирование эстетических чувств младших школьников // Початкова школа.- 1991.- N2.- С.16-19.

57. Зимина А.Н. Музыкально-ритмическое воспитание детей 5-6 лет в детском саду: Дис. . канд.пед.наук.- М., 1963.- 212 с.

58. Зимина А.Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду.-М.: Просвещение, 1971.- 96 с.

59. Запорожец А.В. О психологии детей раннегои дошкольного возраста.- М.: Центр, ин-т усоверш. врачей, 1969.- 26 с.

60. Запорожец А. В. Избр. психол. труды: В 2-х т. Т.1: Психическое развитие ребенка / Под ред. В.В.Давыдова и В.П.Зинчен-ко.- М.: Педагогика, 1986.- 316 с.

61. Захава Б.Е. Мастерство актера-и режиссера. М.: Просвещение, 1978.- 334 с.

62. Захаров Е. З. Театр как вид. искусства.- М.: Знание, 1961.- 32 с. ~ . * .

63. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 1961.- 223 с. .

64. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968-.— 32 с.

65. Игра дошкольника / Л.А.Абрамян, Т.В.Антонова, Л.В.Арте-мева и др.; Под ред. С.Л.Новоселовой. М.: Просвещение, 1989-.-286 с.

66. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научн. тр.- М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978.- 155 с.

67. Игры и игровые упражнения с детьми шестилетнего возрас-.та./ Под ред. Е.И.Коваленко. Киев: Рад. шк,, 1978.- 144 с.-- -74.-История русского дореволюционного драматического театра / Под ред. Н.И.Эльяша, М.: Просвещение, 1989.- 336 с.

68. Каверин В. Театр для себя // Детская литература.-1968.- N1.- С. 18-31.

69. Камаева Т. Нужен ли детям театр? // Дошкольное воспитание.- 1993.- N6.- С. 5-7.

70. Каптерев П.Ф. О детской подражательности.- СПб, 1898.61 с.

71. Каптерев П.Ф. О детских играх и развлечениях.- СПб.: Типография Е.Евдокимова, 1898.- Вып.IV.- 58 с.

72. Караманенко Т.Н. Кукольный театр в детском саду. М.: Учпедгиз, I960. - 100 с.

73. Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам. - М.: Просвещение, 1969.- 144 с.

74. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников.- М.: Изд-во МГУ, 1986.- 142 с. .

75. Климовский В. Мы идем за кулисы.- М.: Детская литература, 1982.- 127 с.

76. Колодицкая М. Домашний театр // Дошкольное воспитание.-' 1991.- N4.- С. 86-88.

77. Короткова Н. А., Коршунова-Л. С. Воображение и его--роль в познании. М.: Изд-во МГУ, 1979. - 145 с'.'

78. Короткова Н.А. Формирование" способов совместного построения сюжета игры у детей старшего дошкольного возраста: Дис. . канд. пе д. наук. М., 1982.- 126 с.

79. Кох И.Э. Основы сценического движения.- Л-М.: Искусство, 1962.- 111 с.

80. Красовская В,М, Русский-балетный театр от возникновения до середины "XIX века.- Л-Mr Искусство, 1958.- 309 с.

81. Кудинова Т.Н. От водевиля до мюзикла.- М.: Сов. композитор, 1982.- 175 с.

82. Кудыкина Н.В. Формирование словаря детей в сюжетно-ро-левой игре: Дис. . канд.пед.наук.- Киев, 1980.- 183 с.

83. Кузьмин А.И. У истоков русского театра.- М.: Просвещение, 1984.- 160 с.

84. Лелявский А.А. Театр кукол.- Минск: Нар. асвета, 1974.110 с.

85. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики,- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.- 576 с.

86. Леонтьев А.Н. ' Избр. психол. произведения.- В 2-х T.T.I: М.: Педагогика, 1983.- 392 с.

87. Луначарский А. В. О воспитании и образовании / Под ред. A.M. Арсеньевен-М.: Педагогика, 1976.- 634 с.

88. Луначарский А.В.- О театре и драматургии.- В 2-х Т./ Сост. и ред; А.Дейч.-'М.: Искусство, 1958.- 838 с.

89. Любинский И.Л. Театр и дети.- М.: Изд-во АПН РСФСР.• /1962.- 168 е. . .

90. Любомудров М. Противостояние. Театр, век XX: традиции -авангард. М.: Мол. гвардия, 1991.- 318 с.

91. Мазур В.Б. Театр наших дней,- М.: Знание, 1967.- 80 с.

92. Марков П.А. и Чушкин Н.Н.- Московский художественныый театр. М-Л.: Искусство, 1950.- 118 с.

93. Марченко Т.А. Театр воспитывает.- М.: Педагогика, 1976.- 128 с.

94. Маршак С.Я. Собр. соч.: В 8-ми т. Т.6: Театр для детей.- М.: Худ. литература, 1971.- С.183-187.

95. Маршак С.Я. Собр.-соч.: В 8-ми т. Т.6: 0 большой ли-' тературе для маленьких.- М.: Худ. литература, 1971.- С.195-243.

96. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.- М.: Знание, 1981.- 96 с.

97. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т.А.Марковой. М.: Просвещение, 1982.- 128 с.

98. Мехтиев Эльчин Муса оглы. Роль искусства в формировании творческой активности человека в условиях развитого социализма: Дис. . канд. фи л о с. наук. М. 1982.- 164 с.

99. Михайленко М.Я. Формирование сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве: Дис. . канд.пед.наук.- М. 1987.- 386 с.

100. Михайленко М.Я., Короткова Н. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание.- 1989.- N4,-С.23-29.

101. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников.- М.: Просвещение,.1975.- .128. с. •

102. Мочалов Ю. Первые уроки, театра. М.: Просвещение, 1986.- 208 с. '

103. Мухина В.С. Психология.дошкольника.- М.: Просвещение, 1975.- 239 с. .111.. -Незайкинский Е. В. О психологии восприятия. М.: Музыка, 1972. - 383'

104. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища, конец 18-нач. 20 в. Л.: Искусство, 1988.- 213 с.' ' '

105. ИЗ.' Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во МГУ, 1972.- 155 с.

106. Никифорова О.И. К вопросу о воображении // Вопросы психологии.- 1972.- N2.- С.67-76.

107. Образцов С,В. Моя профессия. М«: Искусство, 1981.- 456 с.

108. Образцов С. По ступенькам памяти.- М.: Советский писатель, 1987.- 366 с.

109. Огнев Н. и Розанов С. Театральная работа в школе 11-ой ступени.- Л.: Изд-во Известий ЦИК СССР и ВЦИК, 1925.- 160 с.

110. Олеария А. Описание путешествий в Московию и через

111. Московию в Персию и обратно.- Спб, Суворин, 1906.- 582 с.

112. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. М.: Педагогика, 1980.- 272 с.

113. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязю-на.- М.: Просвещение, 1989.- 302 с.

114. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера.- М.: Педагогика, 1988. 136'с.- 122. Островский А.И. О литературе и театре.- М.: Современ-, ник, 1986.- 399 с.■

115. О- художественном воспитании в дошкольных учреждениях и школах I и II ступени /-Под ред. В.А.Диканской.- М.: Раб. просвещения, 1924. 63 с.

116. Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника: Сб. научн. тр. М.: НИИ#эбщей педагогики АПН СССР, 1979.- 79 с.

117. Петровский -А. В. Роль фантазии в развитии личности.-М.: Знание; 1961.- 47 с.

118. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии.- 1987.- N1.- С. 29-36,

119. Плакида. „ Кукольный театр для малышей // Дошкольное воспитание,- 1991. N9.- С. 114-116.

120. Поддьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии,- 1990.- N1.- С.16-19.

121. Покровский Б. А. Беседы об опере, М.: Просвещение, 1981,- 192 с.

122. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.-М.: Педагогика, 1976.- 280 с.

123. Попова О.М. Особенности восприятия комического детьми дошкольного возраста: Дис. . канд.психол.наук.- М.1977.-141с.

124. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н.Поддькова. Н.Я.Михайленко.- М.: Педагогика. 1087.- 192 с.

125. Психологические исследования представлений и воображения: Сб. ст. / Отв. ред. "Е.И.Игнатьев. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР. 1956.- 248 с! - .

126. Психология" и педагогика игры дошкольника / Под ред.

127. A. В. Запорожца .и А.П.Усовой.- М.: Просвещение-, 1966.- 351 с.

128. Психология развивающейся личности /А.В.Петровский.

129. B.В.Абраменкова. Т.М.Горбатенко и др.; Под ред. А.В.Петровско-- го. М.: Педагогика, -1987.- 239 с.

130. Ремез О.Я. Рассказы о театре.- М.: Искусство, 1965.132 с.

131. Ридо Т. Опыт исследования творческого воображения: Пер. с франц. С-Пб.: Издание Л. Ф. Пантелеева, 1901. - 232 с.

132. Родари Дж. Грамматика фантазии.- М.: Прогресс, 1978.-213 с.

133. Роль игры в детском саду: Сб. ст./Под ред. А.П.Усовой.- М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.- 161 с.

134. Рошаль Г.Л. Художественное воспитание и тео-предмет / Под ред. В.А.Диканской. М.: Раб. просвещения, 1924.- С. 33-37.

135. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.- 704 с.

136. Румянцева И. П. Психология детей сценических исполнителей: Дис. . канд. пед. наук. - М., 1949.- 119 с.

137. Русова С. Драматический инстинкт и его значение в воепитании. // Для народного учителя,- 1916.- N11.- с. 1-8.

138. Сац Н.И. Дети приходят в театр.- М.: Искусство, 1961.-312 с.

139. Сац Н.И. На путях к прекрасному. М.: Знание, 1986.59,с.

140. Сац Н.И. Жизнь явление полосатое. - - М.: Новости, 1991.- 588 с.

141. Сизова Л.В. Детские балеты советских, .композиторов в' системе жанров музыки для детей: Дис. . канд.искусствоведения.- М., 1988.- 217 с.

142. Симонович-Ефимова Н.Я. Записки петрушечника. М.: Гот сиздат, 1925.- 239 с.

143. Смирнова Е.О., Мечкова В.Р. Общение и творческое воображение у дошкольников // Новые ' исследования в психологии. -1985.- N2(33).- С7 31-37.

144. Соболевский А.В. Театр открывает занавес,- Минск: Нар. асвета, 1970.- 127 с.

145. Спиваковская А. С. Игра это серьезно. - М.: Педагогика, 1981.- 141 с.• 152. Станиславский К.С-. Моя жизнь в искусстве.- Л-М.: Искусство; . 1962". -576.с: '

146. Станиславский К.С. Работа актера над собой: 4.1. Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика.- М.: Искусство, 1985.- 479 с.

147. Стуль М.П. Школьник в театре.- М.: Знание, 1983.- 96 с.

148. Спиваковкая А. С. Игра это серьезно. - М.: Педагогика, 1981.- 141 с.

149. Сумбатов-Южин А. И. Записки. Статьи. Письма.- М.: Искусство, 1951.- 623 с.

150. Театр детства, отрочества, юности. Статьи о театре для детей.- М.: Всерос. тетр. о-во, 1972.- 284 с.

151. Театр в школе: Сб. статей/ Под ред. Н. С.Шер.-JI.: Изд-во Известия ЦИК СССР и ВЦИК.- 1924.-. 196 с.

152. Теплов Б.М.' Психологические вопросы художественного воспитания. М.: Известия АПН РСФСР', 1947.- Вып. П. - С. 7-26.

153. Тарасова.0.А. Игра-как метод ознакомления детей шестилетнего возраста .с. окружающим миром: Дис. ". канд. пе д. наук.-М., 1993.- 173 с.

154. Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П.Я.Гальперина, н:Ф.Талызиной.- М.: Изд-во Московского уни-, верситета", 1972. 261 с"

155. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1981.-^176 с.

156. Федотов А. Секреты театра кукол.-^М.: Искусство, 1963.- 154 с.

157. Филиппов В.А. Задачи народного театра и его прошлое в России. М.: Наука, 1918.- 48 с.- 164. Филатов А.Т. Аутогенная тренировка.- Киев: Здоровье, "Г98Т. 128 с.

158. Формановская Е. Мимика и жест // Дошкольное воспитание.- 1990.- N9.- С. 71-74.

159. Фурмина Л.С. Откройте двери театра // Дошкольное воспитание.- 1966.- N6.- С. 71-72.

160. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх. В кн.: Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной.- М.: Педагогика,1972.- С.87-99.

161. Фурмина Л. С. Театр, и внутренний мир ребенка. В кн.: Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н. А.Ветлугиной.- М.: Просвещение, 1989.- С.24-33.

162. Фурмина Л.С. Театр дома //Дошкольное воспитание. -1990.- N12.- С. 60-62.

163. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А.Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972.- 287 с. .

164. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной .- М.: Просвещение, 1974.- 175 с.

165. Царев М.И. Мир театра.- М.: Просвещение, 1987.- 253 с. •

166. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М:И. Буяно-ва. М.: Просвещение, 1990.- 128 с. "

167. Шаляпин Ф.И. Страницы моей жизни.- Киёв: Муз. Украина, 1988.-.326 с.

168. Шапиро 3.С. Беседы режиссера. М.: Просвещение, 1966.128 с.

169. Шильгави В.П. Начнем с игры М.: Просвещение,1980.-79с.177.'Ширяева В.Г. Самодеятельный школьный театр.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-.72. с. . , " .

170. Школьная И.-А, Педагогические условия активизации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. . канд.пед.наук.- Киев, 1985,- 25 с.

171. Шмаков С. А. Игра и дети. М.: Знание, 1968.- 64 с.

172. Шоломович С.X. Формирование восприятия музыки у детей 6-7 летнего возраста: Дис. . канд.пед.наук.- М., 1971.- 199 с.

173. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста.- Пг.: Школа и жизнь, 1915.- 309 с.

174. Экки JI. Театрально-игровая деятельность // Дошкольное воспитание.- 1991.- N7.- С.11-112.

175. Эльконин Д. Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста.- М.: АПН РСФСР, 1957.- 24 с.

176. Эльконин Д.Б. Детская психология: (Развитие ребенка от рождения до семи лет). М.: Учпедгиз, I960-. - 328 с.

177. Эльконин Д.Б. Основные вопросы теории'детской игры. В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника. - -М.:Просвещение, 1966.- С.11-37.

178. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического раз- -вития в детском саду // Вопросы психологии.- -1971.-'N 4„- С.6-20.

179. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.-. 304 с. " -

180. Эльконин Д.Б. Из'бр.психол.труды / Под ред. В.В.Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989.- 556 с.

181. Якобсон П.М. Психология сценических чувств.- М.: Изд-во Художественная литература, 1936.- 215 с. ~

182. Якобсон П.М. Психология художественного воспитания.-М.: Искусство, 1964.- 86 с.

183. ЕСЛИ ТЫ ПРАВИЛЬНО ВСИОШИШЬ НАЗВАНИЯ ПТИЦ, ТО ПРОЧТЕШЬ СЛОВО ТЕАТР1. СЛОЖИ СЛОВО ИЗ ПЕРВЫХ1. РЕБУСЫ

184. КАКИЕ СЛОВА У ТЕБЯ ПОЛУЧИЛИСЬ? ЧТО ОНИ ОБОЗНАЧАЮТ?ч

185. СОЕДИНИ ЛИНИЯМИ. КТО В КАКУЮ ДВЕРЬ ДОЛЖЕН ВОЙТИ? РАССКАЖИ, ЧТО БУДЕТ ТАМ ДЕЛАТЬ?

186. ЕСЛИ ТЫ ПРАВИЛЬНО ВСПОМНИШЬ НАЗВАНИЯ ЭТИХ РАСТЕНИЙ, ТО УЗНАЕШЬ, ОДНОГО ИЗ ГЕРОЕВ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА^i