автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия использования идей и опыт народной педагогики в трудовом воспитании школьников
- Автор научной работы
- Атангулов, Урал Шаяхметович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Уфа
- Год защиты
- 1993
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Педагогические условия использования идей и опыт народной педагогики в трудовом воспитании школьников"
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
На правах рукописи
АТАНГУЛОВ УРАЛ ШАЯХМЕТОВИЧ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИДЕЙ И ОПЫТА НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
13.00.01 - теория и история педагогики
АВТОРЕФЕРАТ
ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
УФА - 1993
Работа выполнена в Башкирском государственном педагогическом институте.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки России и Башкортостана К.Ш.Ахияров
Официальные оппоненты - доктор педагох'ических наукс профессор Ш. Г.Таичинов
- кандидат педагогических наук, доцент Т.К.Искаков
Ведущее учреждение - ¿теадитамакский государственный
педагогический институт
Задшта^стоится " 1^3 г. в
/О--часов на заседании специализированного совета
К 113. 41. 01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Башкирском государственном педагогическом институте по адресу: 450000, г. У^а-цонтр, ул. Октябрьской революции. За.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.
Автореферат разослан " 3 г>
Ученый! секретарь специализированного совета ./О . кандидат педагогических наук/ •^^/^^''^.И.Игущкина
ОБЩАЯ 'ШШЗРЖЪ'М. РАьО!'.^
Актуальность теуы. Развернувшиеся в стране процесса демократизации обначмлк многие недостатки в нашей воспитательной системе. Недееспособный! оказались детские и юношеские организации, вма-то них стали возникать асоциальные неформальные организации молодежи.получили распространение рэкет, проституция, разной.
Качались межнациональные распри,выявилось больыое количество тунеедцеэ. Недостатки в нравственном, интернациональном,тр/ -ловом воспитан:;'.! могло дополнить и недостатками з критическом нос-питании - 25* призывной молодежи оказывается негодны«;; к строевой слухач. О слабой подготовке молодежи к семейной иизни говорит следг-'Ий ч-.--кт:э стране ежегодно регистрируется в среднем 3 киллио''" '.рало^ и 940 тысяч разводов.
Причини явной кзэр'х .ктивности нааеи воспитательной систем! коано объяснить следующем:
- перекосы в общественной жизни /в области политики,экономики, идеологии,культуры и пр./;
- недостатки в работе общеобразовательной»профессиональной и высшей школы /заоргаш!ЕСзанносг^,кс:глндно-ащ.;ин11стративние кето- , ды управления и т.д./;
- гиперболизация воспитательной роли школы и недооценка семейного воспитания;
- утрата народнопедагогических традиций в семейном воспитании;
- исчезновение педагогических отношении в окружшцек детей среде.
Психологическая и педагогическая наука утверждает,что основы личности закладываются до пяти лет, и роль семьи в формировании личности неоспорима. Известно,какое значение придавали семейному воспитанию Я.А.Каменсккй,И.1.Песталоцци,Дж.Локк,;1.-2.Рус-со,К.Д.Ушнс1Шй,Л.Н.Голстой,А.О.Макаренко.В.4.Сухомл1!нский,Г.Н. Волков и др.
Возрождение народной педагогики не только восстановило воспитательные функции семьи,но и способствовало бы ее укреплению, упрочению как первичнои ячейки социального, организма. Одной из главных причин непрочности современной семьи является отсутствие у значительной части вступающей в брак молодежи необходимой нравственно-психологической и трудовой готовности к созданию семьи, выполнению супружеских,родительских,воспитательных и иных функции. Уже два-три поколения семей,особенно в городах,живут без зе-
и чзцх народнах традиции,и дальнейшее сохранение подобной ситуа-хс: 1 чревато угрозой "цепном реакции" рьзвагса семьи,
'■.-•ту^.ьиоеть наиего исследования определяется остротой социальной задачи возрождения кародиоиедагогических традиций в сшльо и отсутствием подобного опыта.
Изучение башкирской народной педагогики заметно отстает от изучения чувашской.якутской.дагестанской,татарской и педагогических культур других народов. Отдельные аспекты банкирской народной педагогики,использование кх а воспитательной работе в . школе раскрыты в диссертациях Т.К.Иокакова,З.Д.Киекбаевой,а,3. Кутлугильданой,Груды по этнопедагогике Г.С.Виноградова,Г.Н.Вол-кова.Я.И.Ханбикова,З.Ф.Афанасьева,М.К.Стелькаховича,А.Ш.Гаши-шва.А.Э.Измайлова,А.Р.Хинтибидзе.Ш.А.Г.ирзоева,К.ГГирлиева и др, позволили определить направление поиска педагогического наследия башкирского народа,осмыслить и определить методы и средства башкирской народной педагогики,ориентироваться в накоплениях наблюдениях,в оценке отдельных явлении,фактов,элементов в народных воспитательных традициях.
Общему пониманий народного духа,народных идеалов и стремлений, которые лежат в основе народной педагогики помогают труды Р.Г.Кузеева,Д,Е.Валеева,А,М,Сулейманова,Н.В,Бикбулатова,а так-• же {С.А.Надршиной.М.Г.Рахшясулова и др. Исследования по отдельным отраслям башкирского народного творчества и этнографии Б,Г, Каяимул^на, М.П.Фоменкова ,Р.Х, Халиковой, М. В, Ыурзабулатсва, С, П. Шитовой и др, раскрывают истоки народного педагогического твор-честза.устои жизни,эстетические взгляды и нравственные отношения» Содержательный материал по первозданной газ ни баапщр имеется в книге известного русского ученого С.И.Руденко "Банкиры! основной материал к которой им был собран еще в 190&-1908 г,г. Педагогическое творчество народа отражается з произведениях башкирских писателей М,Акмулдц, М.Уметбаева,X, Давлетииной, С.Агиша.З.Биишево^М.Карима и др.
Советская педагогика с самого начала ратовала за трудовое воспитание а политехническое обучение в школе. Классики советской педагогики Н.К.Крупская,А,С,Макаренко.С.Т.Шацкий не только теоретически обосновали трудовую политехническую школу,но и вложили много сил в ее организацию. В школах и коммунах А.С.Ма-каренко.С.Т.Шацкого.В.Н.Сороки-Росннского попользовались народ-
нопедагогические традиции в отношениях мекду педагога;/!! л воспитанниками. Будучи активным пропагандистом народног^дагогл чесглх традиций, 13.Л.Сухог.ушнсшш много внимания уделял трудоасггу восстанию школьников.
Проблем трудового воспитания и политехнического обучения, прсфессионачььой ориентации глубоко разработаны советски/и учеными П.Р.Атутовкм.З.А.Кликовым.В.А.Доллковцм.И.И.оарешмиЛ.А. Маркова»! и др. Нравственные аспекта трудового воспитания, цра зст--т-'икие мотивы труда раскрыты ь работах А.¿.Ахматова,И. ховскогу. 6 Башкортостане рабог ¿ют своя научная ижола трудового во^клтания под руководством профессора К.Ш.Ахиярова. К.и.Лхил-гюв и его ученики ¡О.К.Вричка.Т.И.Алтуннна.а.л.Абазов.Г.Ы.Соловья-ь.йк ,?.?. Гагарпэв,Р»И.Гурьянова,С.А.Бронников и др. разрабатывают прсблс," тр/мОБОГО воспитания с учетоу. региональных своеобразии а „одзонъ^ьыис сзобенкосте« населения Башкортостана. Работая н;п .утдового воспитания в се.уье, детском саду, школе,лагере '. уда отдыха,пол/.гохииоации и кошьвтерлзацли обучения, они рассматривает это как единый процесс формирования трудолюбивой личности в условиях соыг/'нного соцкально-экономичес-кого и научно-технического прогрз.:-ч.
3 то не врег.-я следует отметить,что в Башкортостане специальные исследования по широкому использовании народноиедагогаческих традиций в трудовом воспитании школьников еще не проводились. Актуальность выбранной нами темы определяется тем, что исследование в определенно*, д-.ере будет способствовать возроэдению в семье народных воспитательных традиций и усилении ее роли в формировании трудолюбивой личности,а также перестройке школы на принципах гуманизации, демократизации и дифференциации обучения и воспитания.
Проблема исследования заключается в определении места и возможностей семьи и шолы в трудовом воспитании школьников и форм их взаимодействия.
Пель исследования - раскрытие педагогических основ использования прогрессивных народных традиций трудового воспитания, организация преемственности трудового воспитания в семье,детском саду и школе.
Объект исследования: состояние трудового воспитания детей в современной семье,готовность учащихся к труду,взаимодействие детского езда и школы с семьей в трудовом воспитании ребенка.
- б -
ед."^ поело цианид -- педагогические условия использования ирох'р^'-'ийгух клей к опита народной педагогики в трудовом воопи-такии алольникоа.взаимодействия семьи,детского сада и школы в трудовом воспитании,
Л своей работе ш исходили из гипотезы.что использование прогрессивных идей,опыта и транши« народной педагогики позволит семье в сензягивный период развить у ребенка трудолюбие; взаимодействие семьи и школы в вопросах трудового воспитания на основе народной педагогики благотворно скажется на духовном развитии ребенка,на его готовности к труду,самостоятельности и-ответственности.
В ходе исследования осуществлялось решение оледуодих задачг
- определить возможности взаимодействия семьи,детского сада и школы в трудовом воспитании;
- выявить условия,стимулирующие заинтересованность родителей в труде дошкольников и младших школьников,в ранней профориентации детей;
.- раскрыть педагогический потенциал прогрессивных идей и традиций народной педагогики в области трудового воспитания;
- определить условия возрождения педагогических отношений в окрукаэдей ребенка среде.
Мзтэдоддгцческой основой исследования яачяются даалектико-ма-териалистические положения о роли народных масс в развитии духовной. жизни общества ,о влиянии социальной среды на развитие личности, взаимосвязи семьи и общества.
Теоретические положения отечественных ученых Е,Н,Медынского, И.Я.Константинова, М.ф.Шабаевой /единство исторического и логического в педагогическом процесое,общечеловеческого и национального/, Ю.К.Бабанского /взаимосвязь педагогических исследований и экспериментальной работы/, Г.Н.Волкова /единство интернационального и национального в этноподагогике/, П,П.Бдонского.А.О,Макаре нко,И,Ф,Овадковского /психологическая обоснованность педагогических приемов/ и др. ташке явились методологической основой наших исследований.
Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс мйтодов научно-педагогического исследования: теоретический анализ литературных источников; изучение опыта трудового восшвгания детей в семьях с народнопедагогическики традициями путем наблюдения,опроса пожилых людей,а также ааализа собственных воспоминаний; анкетирование и тестирование родителей в
школах и детских садах; анкетирование школьников; анализ результатов деятельности учащихся,школьной документации; анализ иза- . имодействкя семьи,детского сана и школы в трудовом воспитании детей; педагогический эксперимент; обобщение результатов исследования.
Исследование проводилось в 5 городских /Ш '1,5,6,6 г.Сибая и И 2 г.Башмака/ и 10 сельских средних школах /Лкъярские '¿1 и №2, Степная, Подольская, Самарская Хайб.уллинского района, рзвв8хая,Ямансазская,ЮИцибаевокая Зилакрского района, К;.мурз>;нс-каг:,Абдулкари;,;овская Бауманского района/; в 3 городских / "Л1Ь-гу.ть ', 'Чаисаи ', "Родничек" г.Сибая/ и 3 сельских / "Иайгор" о.Акъяр, Степного и Подольского Хайбуллинского района/ де';склх саши Базк- :>-.'потана.
Не ^-.-м г. /1983 - 1989 гг/ осуществлялось изучение и анализ -лд^софакой, социологической, психолого-педагогической, этнографач,--;сойь отяопе^агогической литературы; записываюсь и анализировались наблюдения за семьями, в которых сохранились на-роднопедагогкчаскттэ традиции, воспоминания, беседы с пожилыми людьми, уточнялись с июля отдельш>. -ленты трудового воспитания в семье; пробные анкетирования и тестирования учащихся, учителей, родителей; анвлизирозатссь учебные программы, пособия и методические разработки по трудовому воспитанию в детских садах и школах.
На втором этапе /1989 - 1У90 гг/ проводилась опытно-экспериментальная работа по определений состояния трудового воспитания в семье, использованию родителями народноиедагогических традиций в семье,взаимодействию семьи,детского сада и школы в трудовом воспитании детей; определения условий народнопедагогических традиций, улучшёнию трудового воспитания в семье,установлении взаимодействия семьи, детского сада и школы в трудовом воспитании; возрождению педагогических отношении,разрабатывались и доводились до .Педагогических коллективов экспериментальных школ и детских садов методические рекомендации,внедрялись в практику педагогических коллективов основные положения исследований.
На третьем этапе /1991— 1993 г.г./ осуществлялась проверха теоретических положений и методических рекомендаций.к которым привело исследование; сопоставлялись результаты работы экспериментальных и контрольных контингентов родителей,коллективов детских садов и школ; оформлялись результаты проведенного исследования .
- Ь -
Иау-.Н'Л нозгзн;\ и теоретическая зндчимост^ исследования состоит в следующем:
- с учетом опыта народной педагогики выдвигается теоретическое плсожение наиболее благоприятного периода формирования такого важного качества личности,как трудолюбие; обосновываются педагогические условия формирования трудолюбия;
- установлена этадность в формировавши готовности ребенка к труду;
- теоретически обосновывается положение о педагогических отношения* а окружающей ребенка среде,существовавших в обществе,когда били сильна народнопедагогические традиции;
- раскрываются сущность "духовного сиротства" современных детей, педагогические условия воспитания "духовных наследников";
- определены содержание.форьш и методы трудового воспитания
и семье,взаимодействие семьи,школы и детского сада в трудовом воспитании детей;
- определены педагогические условия возрождения в семье и об-щбстве гековых прогрессивных воспитательных традиций народа,
Практическая значимость исследования заключается и разработке научно обоснованных и подтвержденных практикой работы детских садов и школ рекомендаций, опособствулвдх улучл;шш трудового воспитания в семье и взашэдекствиа семы: .детского езда у. школы в Т1'"довои воспитании детей,что приводит к формированию у школьников трудолюс'ля,самостоятельности,ответственности и готовности к ТРУДУ» рекомендации по возрождении в семье и обществе народнопе-дагогаческих традиций и педагогических отношений.
Роль педагогов детских садов и школ в-пропаганде возрождаемых иароднопедагогических традиций, распространении педагогических отношений неоценима,поэтому нужна подготовка и переподготовка учителей, воспитателей детских садов с использованием выводов и материалов данного исследования, Учителя и воспитатели,который прошли обучение народной педагогике под на.икм руководотаон,успешно используют в своей работе с детьми и родителями составленные з ходе экспериментальной деятельности возраотные перечни видов салообслуживаю-щего труда и постоянных трудовых поручений,тесты и анкеты¡проводят праздники дедушек и бабушек, помогают детям составлять родословные, проводят внэклаосные мероприятия по сказкам,пословицам и поговоркам,загадкам и т.д.{используют в воспитательной работе такие категории народной педагогики,как имя ребенка,куль г дедушек и
бабушек,честь семьи,возрастные отношения,родственные чуэзтпз к т.д.
Достоверность результату? исследования подтверждается тактикой педагогов,прошедших обучение и успешно кспользуюэдх налы рекомендации. Зозрастает интерес родителей к воспитательным тэадици-ям народа,повышается гуманность отношений в детских коллективах, готовность детей к труду,их самостоятельность и ответственность, развивается и обогащается общение детей.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирование трудолюбивой личности - вата ей лая у актуальна задача школы, но она не может ее решить без участия се./ьи;
- основы трудовой личности закладываются в раннем детству;
- трачгфо >".ировать генетическую потребность ребенка раннего возрас • s деятельности в осознанную потребность в труде возможно только s семье;
- только п семье ребенок полностью познает экономические,социальные, нравственные, эстетические аспекты труда и может выработать в себе адекватные мотивы.
2. Прогрессивные идеи и традиции народной педагогики содержат огромный потенциал трудового послитания,однако они не востребованы семьей и обществом:
- современная семья сможет выполнить свою роль в формировании личности при возрождении народнопедагогических традиций.
3. В формировании личности с осознанными потребностями в труде нужны преемственность и взаимодействие семьи,детского сада и школы на основе использования прогрессивных идей и традиций народной педагогики.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились в выступлениях на Всероссийском научно-практическом сем/наре, "Семья в трудовом воспитании школьников" /В.-Яркеево,БССР.июнь Î990 г./; на республиканской научно-практической конференции "Совместная деятельность школы,профтехучилищ,семьи,трудовых коллектп-. вов,общественности по воспитанию детей и подростков" / Уфа,февраль, 1990 г./; на республиканских научно-теоретических конференциях "Народная педагогика и современная общеобразовательная и профессиональная школа" / 1990,1992,1993 г г./; на IX республиканских педчтениях по проблеме "Взаимодействие психолого-педагогической теории и практики в условиях перестройки народного образования" / Уфа,февраль,1991 г./; на Всесоюзной научно-практической конференции "Народная педагогика и современные проблемы воспитания" / Чебоксары.октябрь,1991г./; на республиканских конференциях,по
методологии и кетодав педагогических исследований /1990-19.:,3 1 г./; на международной научно-практической конференции / "Про; "'¡«и формирования нравственной устойчивости личности учащихся в овремекнич условиях" / Чебоксары, апрель,1993 г./; в выступлениях. перед руководителями школ республики на факультете подготовки и повышения квалификации руководящих кадров народного образования при Банкирском госпединституте; в выступлениях перед учителями на курсах в БИБКРО. . ,
Апробация основных выводов исследования осуществлялась путем использования их в массовой практика учителей школ.воспитателей детских садов,родителей; в форме лекций перед родителями на родительских собраниях в школах, детских садах,на родительских конференциях районов.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения.списка литературы,а также пятнадцати приложений.
Первая глава "Народная педагогика и становление человеческой личности" состоит из двух параграфов / "Народная педагогика - древнейшая общечеловеческая культура" и "Народная педагогика и подготовка детей к выполнении социальных ролей"/, Вторая глава "Педагогические условия использования опыта и традиций народной педагогики в трудовом воспитании детей" состоит из трех параграфов / "Руководство родителями развитием ребенка как необходимое уо-д-зке формирования трудолюбивой личности", "Формирование готовности к труду как закономерность народной педагогики", "Итоги экспериментальной работы по использованию прогрессивных рдей и традиций народной педагогики в трудовом воспитании школьников"/,
ОСНОВНОЕ С0ДЕР2АНИЕ РАБОТЫ Народная педагогика появилась с возникновением сознания человека и активно участвовала в устройстве его быта,в формировании его психики,отношении к другим людям,к красоте,добру и истине, Говоря словами К Д.Ушшского, народной педагогике столько веков, сколько самому народу,
Под термином "народная педагогика" мы »моем фяду такие элементы народной культуры как ритуала,обряды,тайу,пасни,пляски, сказки,пословица,загати,неписенныо правила,традили воспитания К Т.Д.- '
В ходе передачи культурного наследия одним поколением другому идет глубинный психалогкчеощЛ процесс формирования сознания,
личностных качеств,умений и навыков. Передача культурного наследия происходит не бессистемно. Доэн передачи ограничены конкретна«* возрастными этапами; взаимоотношения взрослых и детей регулируются определенными нормами и требованиями. Это реашшй педагогический процесс со своими законами и нормами.
Элементы и средства наролноЗ педагогики постоянно разливаются-, одна уходят а прошлое - другие актуализируются,одни умирэпт - другие зознлкают.
Народное педагогическое творчество действительный член Российской академии образования Г.Н. Волков называет идеологией .таллионов масс трудкггхс»;, Согласно этой идеологии .дети должна быть лучае родителе- лучше трудиться,быть умнее,нравственно чище,духовно богаче,жить лучио,поэтому носители народной педагогики стремятся воспитать детей на лучших образцах, запрещают взрослым показывать детям низменные чувства и побуждения.
Народная педагогика функш!онк:лг? как педагогика семьи,быта, педагогика межличностных отношении
Выдающиеся педагоги Я.А.Комснсхий,Д.Локк,Я,-Ж.7уссо,К.А.Гельвеций,/.Г. Песталоцци, А. Дистер^ег, К. Д. Ушинский, Л. Н.Толстой, А.С.Макаренко,3.А.Сухомлинский высоко ценили народную педагогику и черпали в ней многие свои идеи для развития научной иедагогики.
К сожалению, в связи с процессами урбанизации,определенными социальными достижениями /пенсии на старость,развитая сеть детских садов и школ,выход женщины на арену общественной жизни/,развалом трехпоколенной семьи,культурной революцией народная педагогика постепенно предавалась забвению.
Хотя элементы народной педагогихи сохранились /многотомные издания фольклора,этнографические труды,фольклорные ансамбли и т.д./, забыты приемы их использования в воспитании детей и культура передачи духовного наследия подрастающему поколению.
Забвение народной педагогики уже пагубно сказывается на дупев-ном состоянии человека,на состоянии семьи и общества:постепенно остывают родительские чувства,растет взаимная отчужденность людей, жестокость и агрессивность в отношениях, необузданное увлечение алкоголем и наркотиками,бесстыдство и попрание моральных устоев. Эти негативные тенденции с каждым поколением усиливаются.
Ребенку с самого раннего возраста не хватает родительской ласки и утешения, родительского тепла и участия,и он начинает испытывать душевную опустошенность,на смену которой приходит ожесто-
чинное:¡-.С забвением народной педагогики родителями утеряны каналы ,1ухог ->й срязи с детьми,поэтому дети не входят в единое духовное сообществ., с р--жителями и растут "духовными сиротами". "Духовный сирота" имеет те же черты.что и социальный сирота:недоверие,отчужденность,сиюминутность интересоа,замкнутость,агрессивность и пр.
Современные родители,не владея опытом народной педагогики, глуцат духовные, ростки ребенка на корню:держат его на определенной дистанции,считают непонятливым.неспособным к труду и т.п. Так, вечноторопящиеся родители,не желая ждать,когда малыш оденется и разденется,вымоет руки.выт рет их и т.п.,все делают за него сами, отталкивают его,отправляют подальше от себя,если тот хочет чем- . то помогать в их труде,в результате упускается сензитивный период формирования трудолюбия,вырастает ленивый,инфантильный человек, не умеющий доводить до конца начатое дело,
В современной сеже очень поздно начинается профориентация детей /только 13^ родителей учащихся 3-4 классов занимаются профориентацией; 26% родителей учащихся 8-х классов считают,что рано говорить о профессии,в результате чего формирующаяся личность не получает трудовой направленности/.
-Из-за отсутствия духовных связей между родителям! и детьми не -возникает авторитета родителей как внутреннего нравственно-императивного механизма растущей личности{родители не имеют влияния н^ детей,к самые благие их намерения становятся предметом конфликтности между старшими и младшими,
Характеризуя народную педагогику как оистему,следует подчеркнуть целенаправленность ее средств и методов,ее материалистическую основу. Все приемы и методы народной педагогики,включая и религиозные догматы,направлены на формирование личности,способной жить'и ориентироваться в окружающей среде.взаимодействовать с ней и Другими людьми. Приемы народной педагогики основываются на учете физиологии и психологии человека; она исторически развивается; ее ¡элементы взаимосвязаны и взаимодополнявт друг друга;наконец, народная педагогика самоуправляема. В общностях,где функционирует народййягйедагогика,контроль и корректировка деятельности и поведения членов общности достигаются приемами народной педагогики через -педагогические отношения,
^педагогические отношения" отражает определенные явления в наройной педагогика,
В каурой педагогике существуют воспитательные отношения,т.е.
такие отнс .гния,которые ставят субъекта воспитания и обучения выше их *':5ьс;<?а.
П]:., педагогических отношениях субъект воспитания одновременно сохраняет позиции объекта,а объект - права субъехта.Взаимно воздействуя друг на друга,члены общества,независимо от того,одно го или рдяного возраста они,развиваются и поднимаются по ступе^. кам духовного прогресса. "Бери мудрость у старого и у малого", -учит Заииирокая пословица.
Г'. -.меры педагогических отношений мн находим' з фактографической ляччрггуре о семье Ульяновых,о воспитательных учреждениях А.С.Мл/а^нко.В.Н.Сороки-Росинского.П.Н.Лепеиганского.
Педьгюгические отношения - это доброжелательные отношения, щ низанные стремлением видеть окружающих людей и окружающие вещи лучте,доирее,человечнее. -
Педагогические отношения народной педагогики являются прообразом педл'огики сотрудничества,за которую ратуют и которую реализуют в своей практике современные педагоги-новаторы В.Ф.Шаталов, Ш.А.Амонашвили,М.П.Щетинин,К.П.Волков.Р.Г.Хазанкин и многие другие. . .
Пзд^гогические отношения,существовавшие в обществе,формировали единые требования членов общины к самим себе,к подрастающему поколению,помогали родителям в воспитании детей.
Каждый народ имеет свою оригинальную педагогическую культуру, присущую только ему и основанную на его этнокультуре.этнотрудовых трацициях,этнопсихологии и зтнофилософии. ■ В то же время следует подчеркнуть общность педагогической культуры народов, стоящих на одной ступени развития цивилизации. Эти народы имеют общие исторические условия развития /все первобытные племена прошли через изобретение орудий труда,огня,жилища,социальной организации,терминов родства; в древности происходили великие переселения и многочисленные смешения племен и народов; между народами всегда шел обмен экономическими и культурными ценностями; наконец,все народы стремятся к миру, к самосовершенствованию,счастью через труд и укрепление здоровья людей/.
Нужно подчеркнуть общие принципы педагогических культур всех народов:
- неразрывная связь с языком народа;без языка нет педагогики
народа;
- формирование основ личности в самом раннем детстве.У всех
народов есть поеловицы,неписаные правила,идентгчнче башкирской пословице: "Что не привьется с молоком матери,то ;ie привьется никогда" или русской пословице: "Воспитывай,по,••. поперек лавки лежит":
- опора на идеалы добра,истины,красоты:
- охват всех возрастных категорий - от рождения человека до его смерти:
- учет возрастных и индявидуально-психичмких особенностей человека,его эмоциональных состояний и волек.;^ возможностей:
- природосообразность воспитания.Народная педагогика рассматривает человека как часть природы,в чем заложен глубокий экологический смысл; ее приемы соответствуют грироде человека,его возрастным и психологич«ским особенностям;
- многообразие форм и методов воздействия на человека.
Каждая идеология имеет нравственную доминанту, У религиозной
идеологии такой доминантой является идея бога. У народной педагогики нравственной доминантой является идея семьи:человек рождается в семье,растет для создания новой семьи,живет ради благополучия семьи.
В народной педагогике нет идеала,подобного отвлеченной "всесторонне гармонически развитой личности",она готовит человека к выполнению многочисленных конкретных социальных ролей к,прежде всего, семейных. Каждая семейная роль требует физического развития, нравственного совершенства.,трудолюбия,ума,здорового эстетического вкуса,самостоятельности и ответственности,культуры общения, труда и поведения.
Народные педагоги,в первую очередь родители,формируют в сознании ребенкаидеал того,кто он есть теперь /сына,внука,брата, ученика и т.д./ и кем он должен быть завтра /жениха,мужчины,солдата,хозяина дома,работника и т.д./. Сына воспитывают как будущего мужа и отца,поэтому он должен быть сильным,крепким,трудолюби-мым,ушым,умелым,уважительным,деловым,волевым и пр. Дочь воспитывают какбудущую жену и мать,поэтому она должна быть любящей,доброй, старательной, не боящейся мелочной работы,бережливой,умной, послушной и т.д.
В 70-80 г.г. широко культивировалась мысль о том, что семья не может дать достаточно воспитания,что школа обязана взять дело воспитания полностью на свои плечи. Минпрос РСФСР ориентировало общественность на превращение школы в воспитательный центр микрорайона. -
Нгши исследования подтвердили тезис,что школа не колет заменить ребенку семью.Проведенные обследования ценностей у детей 5-9 класс--п показали,что семья приоритетна у 72,8% учалкхся,школа же только у 13$. В семье формируются основы личности, школа дает знания ребенку и готовит его к общественной жизни и труду. Школа и семья взаимно дополняют друг друггч з формировании личности, и нужно искать пути их взаимодействия.
vw :т ;рода труд всегда был основой существования,поэтому в ат-нопалягиг:'.::е трудовое воспитание всегда занимало ведущее место.
здоровый ребенок рождается на свет с генетической потребностей а деятельности и задача воспитания заключается з том,чтобы, окчраясь на эту естественную потребность,еще з раннем возрасте сформировать у ребенка трудолюбие .развивать социальные, экономические нравственные,эстетические мотива труда.Богатый опыт народной педагогики позволяет успешно решать такую задачу.Использование ее опыта связано со следующими педагогическими условиями:
- з отношениях между родителями и детьми должна быть преодолена функциональность,их отношения должны перерасти в духовные.Этому способствуют ласковые и заботливые отношения родителей к ребенку,ях участие в его играх,совместный труд и т.д.Наш констатирующий эксперимент показал,что 11,3% учащихся 5-10 кл. не включают родителей в референтнур группу, 28,5% - не хотели бы делиться о ними своим горем, 34,ф детей не знают, где и кем работают родители. какова их специальность. В своп очередь, 98,355 родителей учащихся 2-10 классов /горожане/ имеют любимые занятия /хобби/, но только 56, б£ вовлекают детей в свое хобби. Отдаленность родителей от детей свидетельствует о функциональности их отношений;
- в отношениях с ребенком с первых дней его жизни наряду о темой семьи и здоровья,постоянно должна присутствовать тема труда; . ■ .
- единство слова и дела родителей - важное условие формирования трудовой личности. Родители должны быть требовательны к себе в соблюдении чистоты,порядка,аккуратности и требовать этого от детей,Поскольку о самого рождения ребенка убеждают,что он помощник отца./помощница матери/, его первое стремление участвовать в труде взрослых должно бить поддержано.и одобрено,Главное,чтобы ребенок почувствовал,что его труд нужен;.,
- наблюдения,участие родителей в их руководство игрой детей является важным условием использования игрового процесса в трудо-
вом воспитании;
- устное народное творчество активно формирует идеалы ребенка, способствует осознанию км роли труда в жизни челочка,кристаллизации качеств,необходимых трудолюбивой личности.В^яо.чтобы произведения фольклора ребенок слышал из уст родителей. Как показал констатируют ¿5 эксперимент, около 30% родителей не знакомят детей с фольклором,остальные знакомят от случая к случаи,-;
- формированию у детей чувства соревновательности в труде,стремления лучше трудиться способствуют местные легонды об умельцах,мастерах своего дела.Родители с самого раннего детства должны воодушевлять детей этими легендами:
- также необходимо формировать уважительное отношение к рабочему инструменту,обучать уходу за ним.содержанию в добротном состоянии;
- имеет значение и умелое применение поощрений и наказаний. В народной педагогике особо ценятся праздники,устраиваемые в честь завершения трудовых компаний.
Сопоставляя в ходе изучения опыта народной педагогики выводы ученых-педагогов с собственными наблюдениями традиционного трудового воспитания башкир,мы пришли к выводу,что в народной педагогике есть определенная поэтапность в формировании готовности ребенка к труду,определенный алгоритм становления трудолюбивой личности.
Можно выделить этапы.в которых доминируют определенные виды /формы/ ухода,опеки ребенка,несущие в себе "заряд" воспитания:
- забота о рождении физически и психически здорового ребенка. Характеризуется достаточной трудовой нагрузкой,бережным отношением к беременной женщине,желанием вырастить трудолюбивого,заботливого, добродетельного ребенка;
- обеспечение нормального физического и психического развития младенца.Характеризуется ласковым и заботливым отношением к нему, общением,обеспечением двигательных операций и т.д.;
- игровой период в жизни ребенка.характеризуемый стремлением старших обеспечить разнообразие впечатлений,развитие внимания,памяти, воображения,речи.Через игру ребенок учится организации труда,некоторым трудовым операциям под наблюдением родителей;
- с 1-1: ,5 годовалого. возраста начинается этап освоения видов самообслуживающего труда.От родителей требуется большое терпение и внимание.чтобы не заглушить первые зачатки трудовой деятельности
ребенка.Этот период - один из важнейших клпчевих моментов зарождения трудолюбивой личности:
- около двух лет ребенок нат.шает пг а являть интерес к труду взрослых.стремится помогать родителям.Это второй ключевой момент зарождение личности. Родителям нужно поддержать стремление ребенка н;;,йти работу,похвалить за помощь;
- с 2-2,5 лет начинается этап выполнения постоянных обязанностей по дому - следующий клкневой момент формирования трудолюбивой личности и делового человека.Чем'многообразнее будут постоянные трудовые поручения,чем больше они будут разбросаны по времени ;:'.-полнения,тем большее развитие получит ребенок,л;гчи;е выработаются у него чувства самостоятельности,ответственности за порученное дело,заботливости,эстетической и экономической культуры;
- с 5-7 лет родители должны давать детям разовые большие и малые поручения и прослеживать,чтобы ребенок выполнял их, не отменяя очередных дел по самообслу;<иванию и постоянным обязанностям;
- с 2,5-3 лет ребенок, слушая сказки,загадки,пословицы и поговорки, разучивая стихи, песни, с 4-4,5 лет - беседы родителей о бережливости, о цене трудовой копейки, с 7-8 лет - народную философию, начинает осмысливать значение и роль труда в жизни человека, осознанно присваивать качества, необходимые трудолюбивой, личности и деловому человеку;
- с 6-7 лет начинается профориентация, осознанное накопление ребенком под влиянием родителей знаний, умений, физических и психических данных, необходимых для той или иной профессии.
Трудовое воспитание в детских садах, школах, внешкольных учреждениях опирается на семейное трудовое воспитание, продолжает развитие личности, основы которой заложены в семье. Трудовое воспитание в образовательно-воспитательных учреждениях не может заменить трудового воспитания в семье, поэтому школа и семья могут и должны взаимодействовать в формировании трудолюбивой личности.
Поскольку с утратой народнопедагогических традиций в большинстве семей нет последовательного трудового воспитания, малоэффективным стало и трудовое воспитание в школе. По данным социологической лабораторий Академии общественных наук 25% старшеклассников выразили желание устроиться на посильную работу в каникулярное врем?; 8% собираются работать после окончания школы, в то жо 80% заявили, что им неинтереоно учиться и лишь 6% считают, что реализуют свои способности в учебе. Педагоги должны изучать тру-
довую воспитанность детей и помочь родителям со знанием дела заниматься трудовым воспитанием в семье. Учет особеь.остей этапов формирования готовности к труду позволяет более успешно организовать эту работу.
Опираясь на разработанный нами возрастной п ^ччень видов само-обслухивающого труда, педагоги детского сада и .чнчальной школы могут изучать степень освоения детьми различных ьидов самообслуживания,давать родителям рекомендации.Опираясь на предложенную нами модель трудолюбивой личности,педагоги детского сада и школы могут судить,насколько ребенок нагружен дома постоянными обязанностями, в ориентировать родителей на педагогически целесообразные действия.
Эффективными формами взаимодействия школы- и семьи являются: а/ пропаганда среди родителей идей и опыта тродной педагогики; 6/ обеспечение ребенка рабочими инструменте.".;!, с которыми он познакомился в школе, и фронтом работ для применения им в домашних условиях умений и навыков, полученных в шк :ле; в/ наблюдение педагогов школы за воспитанностью чувств коллективизма, трудолюбия, за сформированностью дисциплинированности /в начальных классах/, за мотивацией труда /в средних классах/, за отношением к работе и коллективу, за сформированностью деловитости /в старших классах/, и совместная работа школы и семьи по формированию соответствующих качеств у детей; г/ совместная работа школы и семьи по экономическому воспитанию и профориентации.
В целях успешного формирования трудолюбивой личности и делово-• го человека детский сад и школа должны преодолеть недостатки в трудовом воспитании, для чего: - -
- учитывая потребности детей, использовать их не только как исполнителей, но и привлекать к определению цели трудовой деятельности, планированию трудового процесса, к анализу и оценке итогов деятельности; .. *
- трудовое обучение проводить не ради обучения трудовым приемам и операциям, а.ради создания ценностей. •
В ходе экспериментальной работы нами было организовано регулярное чтение лекций по народной педагогики дня родителей в экспериментальных детских садах и школах, публикациях, по народной педагогике, в городских и районных газетах,выступления по местному радио и телевидению. Были организованы краткосрочные курсы по народной педагогике для педагогов экспериментальных детских садов
и школ.
Широкому увлечению педагогов наводной педагогикой способствовало таете организация семинара по народней педагогике на ФППК руководителей школ при Башгоспел^нституте„ регулярные чтения лекций по народной педагогике в Сибайском филяаяе Е'ЛБКРО, выступления учев'л. к учителей на страницах республиканских газет и журналов.
возрождению педагогических отношений способствуют проводимые в школах " детских садах этнографические праздники с привлечением родлтел праздники дедушек и бабушек,конкурсы рассказчиков сказок, З!.1?' ¡:оэ загадок,пословиц и поговорок и т.д.
С ;!'\-;ък установления духовных отношений между родителями и детьми проводим часы сказок а часы семейного воспитания в детских сад« и в начальных классах; организуем работу по составления своей ""пословноГ: учащимися средних и старших классов,работу над положительными к отрицательными качествами жизненных ролей учащихся з средних классах,написание, сочинений "Моя семья" в старших классах,а также диспуты старшеклассников "Что такое честь семьи?" и др. мероприятия.
3 социачьно-педагогическом эксперименте невозможно получить конкретные результаты в короткие сроки,поэтому мы можем говорить об определенных положительных сдвигах по созданию педагогических условий и использованию опыта народной педагогики в трудовом воспитании школьников.
О духовном сближении родителей и детей говорят сле.цгощие данные анкетирования родителей в экспериментальных детских садах. В 1989-90 учебном году 30% родителей не рассказывали и не читати детям сказки,остальные читали несистематически; дети не рассказывали родителям сказки. В 1991-52 учебном году 15% родителей регулярно рассказывали детям сказки, 7615 родителей читали и рассказывали сказки. 19^ родителей на соответствующий вопрос ответили: "Дети любят рассказывать сказки", 57% - "Дети рассказывают сказки".
Обучение родителей экспериментальных классов и групп в детских садах традиционным народным методам трудового воспитания проводилось через лекции, лекционно-оеминарскиа занятия, индивидуальные консультации и беседы, родительские конференции по трудовому воо-» питанию. В целях установления постоянной индивидуальной связи воспитателей о родителями, а детских садах были введены "тетради связи о родителями", а в начальных классах на родительских собрл-
ниях в конце каждой четверти подводились итоги совугстной деятельности по трудовому воспитанию.
По наблюдениям педагогов, в экспериментальных массах и группах после года совместной работы семьи и школы по трудовому воспитанию дет:: ста™ более собракыми, ответственным/, самостоятельными и стггли проявлять готовность к труду больше, чем >..• контрольных классах и группах. Это подтверждается и анкетированием родителей, результаты которого даны в таблице.
В нач. школе : 3 детских садах
Э К : э К
Виды СОТ. выполняемые детьми без покэвд родителей /в 79,2 75,7 77.8 ' 41.9
Виды СОТ, 1-ыполкяемне детьми по своей инициативе, без напоминания родителей /в %/ 69,6 53,5 66,1 32,3
Примечание: Э - экспериментальные классы и группы; К - контрольные классы и группы: СОТ - самообслуживающий труд.
Взаимодействие учителей начальных классов с родителями по трудовому воспитанию школьников на основе наблюдений за воспитанностью чувства коллективизма, трудолюбия и сформированность дисциплинированности также дает положительные результата. Через год такого взаимодействия /по итогам 1 четверти 1992-93 у.г./.в экспериментальных классах показатели высоких оценок были на 17%, средних -на 12$ больше, а низких на 29й меньше, чем в контрольных классах.
Таким образом, экспериментальная работа подтвердила нашу гипотезу. Использование идей и традиций народной педагогики в трудовом воспитании в семье, взаимодействие школы и семьи цо трудовому вое- . питанию на основе использования опыта народной педагогики и возрождения педагогических отношений дает положительные результаты.
Основные положения диссертационного исследования раскрыты в следующих публикациях:
.1. Коаа-з методы обучения истории // Учитель Башкирии. - 1990. * 3. - С. г- 'Л.
2. Фольклор и трудовое воспитание /на башкирском языке/ // Учитель Башкирии. - 1991. Л 4. - С.14-16.
3. Своих детей воспитывайте сами /на башкирском языке/ // Бая-кортостзн хазы. - 1991, » 4. - С.6-7.
-'л, Использование идей, опыта и традиций народной педагогика в трут: воспитании школьников // Народная педагогика и современные гроблемы воспитания: Тезисн докладов ВсесосзноЙ научно-практи-ческоК конференции. - Чебоксары, 19Э1. - С.171-172. - / В соавторе?/®/.
5, Использование прогрессивных идей, и традиций народной педагогики з трудовой подготовке детей // Проблемы обучения и воспитания молодежи в условиях непрерывного образования: Сб. статей. -Уфа. 1931. - С,20-21.
0. Народная педагогика и школа: Методические рекомендации.
- Уфа, 1992. - 16 о. - /В соавторстве/.
7. Роль народной педагогики в формировании.человеческого в человеке // Проблемы обучения и воспитания молодежи: Сб. статей.
- Уфа. 1992. - С.9-10. .
8. Роль народной педагогики в Воспитании гуманности /на банкирском языке/ //Учитель Башкортостана. - 1993. * 3. - С.10. -
9. Духовность народной педагоипси // Проблемы формирования нравственной устойчивости личности учащихся в современных условиях: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции,
- Чебоксар!, 1993. - С.315.