Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия обеспечения учебного процесса в общеобразовательной школе с многонациональным составом учащихся

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Ярославская, Светлана Григорьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Йошкар-Ола
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические условия обеспечения учебного процесса в общеобразовательной школе с многонациональным составом учащихся», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ярославская, Светлана Григорьевна, 2004 год

Научно-педагогические предпосылки исследования проблем] щи учебного процесса в многонационально 130вательной школе тояние проблемы организации учебного процесса гонациональной общеобразовательной школе. временные теоретические положения как предпосылка решени блемы научно-педагогического обеспечения учебного процесса >гонациональной общеобразовательной школе.

Главное богатство чувашского народа - сто тысяч слов, песен, вышивок (народное искусство).

Фольклор как искусство слова. Его отношение к другим видам искусства. Коллективность творчества и её формы.

Общественное значение фольклора, эстетическая и воспитательная ценность.

Требования к знаниям:

- знать определения терминов «фольклор» и «язык»;

- знать о значении устного народного творчества в жизни народа.

Требования к умениям:

- уметь анализировать и использовать определения: «фольклор»; «язык».

Дидактические единицы: фольклор», «язык», «народ», «устное народное творчество», «сказка», «легенда», «стих», «загадки», «пословица», «поговорка», «песня», «традиция», и т.д.

Средства обучения:

Выставка сборников произведений фольклора, музыкальные инструменты, фонохрестоматия, магнитофон.

Чувашский язык

Чувашский язык - родной язык (национальный) чувашского народа. История его развития.

Роль дружбы чувашского народа с другими народами. Требования к умениям:

- уметь анализировать и использовать в речи определения «язык», «народ», «национальный», «родной».

Требования к знаниям:

- знать определения терминов «язык», «народ», «национальный», «родной»;

- знать особенности родного (чувашского) языка и историю его развития;

- знать о значении и роли дружбы чувашского народа с другими народами.

Дидактические единицы: «язык»; «народ»; «родной»; «национальный».

Самостоятельная работа: Составление рассказов на темы: «Мой родной язык», «Моя семья». Средства обучения:

Рассказы на темы: «Мой родной край», «Моя семья», сюжетные картины по теме «Моя семья», фонохрестоматия, магнитофон, стихи о родном (чувашском) языке.

Чувашская одежда

Чувашская одежда - важнейший элемент материальной культуры народа. Отражение природно-хозяйственных, социально-экономических условий жизни народа, его традиций, эстетического вкуса.

Женские украшения. Оригинальность женских головных уборов и украшений: тухья, хушпу, сара, яркон, алка, шулке-ме, мая, духа, тивет, сарка, сула, дере и т.д.

Верхняя одежда женщин и мужчин. Деление одежды по временам года. Обувь. Особенности плетения обуви. Требования к знаниям:

- знать об особенностях традиционной национальной одежды чувашей отражении природно-хозяйственных, социально-экономических условий жизни народа, его традиций, эстетического вкуса.

- знать женские украшения;

- знать типы верхней одежды по временам года, особенности плетения обуви;

- знать композицию головных уборов.

Требования к умениям:

- уметь выделять особенности традиционной национальной одежды чувашей;

- уметь выделять оригинальность женских головных уборов и украшений;

- выделять верхнюю одежду женщин и мужчин; выделять их по временам.

Дидактические единицы: «национальная», «верхняя», «оригинальность», «хушпу», «тухья», «масмак», «сурпан», «пуд тутри», «перкенчек», «сара», «ярчак», «ама», «шулкеме», «алка», «мая», «духа», «тевет», «сарка», «сула», «дере», «енчек», «текер», «диелти тум», «шупар», «сахман», «керек», «пиддеххи», «адам», «юпанча», «данана», «пушат», «чалха», «казата», «саран ата», «саран пушмак».

Самостоятельная работа: Сбор этнографического материала для музея, рисование национального костюма и в отдельности орнаментов вышивки на одежде.

Влияние хозяйственной деятельности людей, уровня развития производительных сил, географической среды, этнической истории народа на культуру питания.

Пища растительного происхождения. Жидкие первые блюда. Вторые блюда. Пища животного происхождения. Молочные продукты. Напитки. Требования к знаниям:

- знать особенности национальной кухни чувашского народа;

- знать названия и способы приготовления национальных блюд.

Требования к умениям:

- уметь выделять особенности национальной кухни чувашского народа;

- уметь использовать в речи названия национальных блюд.

Дидактические единицы: «национальная кухня», «чакат», «уйран», «турах», «хуплу», «тултармаш», «шарттан», «симпыл», «сара», «пула кукли», «самарта хапартни» и т.д.

Самостоятельная работа: Запись рецептов чувашской кухни, приготовление блюд чувашской кухни дома с помощью мам и бабушек.

Практическая работа: Оформление альбомов: с рецептами чувашской кухни, загадками про овощи и фрукты, хлеб.

Средства обучения:

Рецепты чувашской национальной кухни; загадками про овощи и фрукты, хлеб; пословицы и поговорки; блюда, приготовленные в домашних условиях.

Чувашские сказки и легенды

История чувашского края в сказках и легендах. Сказки и легенды о самом значительном в жизни каждого - наш край, мир, окружающий нас, родная Волга, природа родного края.

Легенды и сказки о чувашских богах и богатырях (сказки «Чемень», «Юман и Чадух», «Иван батыр», легенда о Киремети). Добро и зло в жизни, вера людей в силы природы и человека.

Историческое прошлое чувашского народа и связь с образами богатырей народных. Сравнительная характеристика легенд и сказок о богатырях чувашского и русского народов.

Название населенных пунктов, связанных с лесом.

Название родников и ключей, их связь с жизнью народа. Родники, струящиеся у берегов Волги.

Сказки И.Я. Яковлева. Их дидактические особенности. Легенды о чудодейственной силе искусства, о замечательных творениях рук человека (легенда о чудесной вышивальщице, легенда о Сарпике, сказки: «Лиса-плясунья», «Хитрая лиса». Требования к знаниям:

- знать определения: «сказка», «легенда», «народная сказка», «авторская сказка»;

- знать историческое прошлое своего народа;

- знать виды сказок и легенд;

- знать об особенностях веры древних чувашей и в современном мире.

Требования к умениям:

- уметь анализировать и использовать определения: «сказка», «легенда»;

- уметь выделять виды сказок и легенд, выразительно читать произведения устного народного творчества;

- уметь сочинять и инсценировать сказки.

Самостоятельная работа: Чтение сказок и легенд об истории своего края и народа, о чувашских богах и богатырях, прослушивание фонохрестоматии.

Практическая работа: Сочинение и инсценирование сказок, изготовление книжки-малышки из сказок.

Средства обучения:

Сказки И.Я. Яковлева, JI.H. Толстого и народные; легенды: «О Киремети», «Чудесная вышивальщица»; «Сарпике» выставка произведений устного народного творчества, фонохрестоматия, магнитофон, ролевая игра.

Песни

Термин «песня». Специфика жанра, жизненная и поэтическая функция. История народа и её отражение в песнях.

Колыбельные песни - отражение мера мыслей и чувств матери, поглощенной уходом за ребенком. Цикл колыбельных песен: за едой, когда начинает спать или просыпается, игровые колыбельные, купальные и колыбельные песни для движений пальцев (пестушки, потешки, прибаутки). Требования к знаниям:

- знать определение терминов: «песня» и «колыбельная песня»; «пестушки», «потешки» и «прибаутки».

- знать специфику жанра, жизненной и поэтической функции этого жанра.

- знать виды колыбельных песен.

Требования к умениям:

- уметь анализировать и употреблять в речи термины: «песня», колыбельная», «пестушка», «потешка» и «прибаутка».

- уметь инсценировать колыбельные песни.

Самостоятельная работа: Заучивание колыбельных песен.

Практическая работа: Сочинение и инсценирование колыбельных песен, потешек (прибауток), пестушек.

Средства обучения: выставка произведений детского фольклора, фонохрестоматия, магнитофон, ролевая игра, сборник колыбельных песен.

Дразнилки, считалки, игры, ролевые игры. Термины: «дразнилка», «считалка», «игра», «ролевая игра». Специфика жанров.

Дразнилки. Развитие чувства юмора, открытость при выявлении отношений, прямота в осуждении недостаточного поведения, неблаговидных дел. Дразнилки - добрая часть общего душевного и психологического склада.

Считалки - короткие стишки, применяемые для определения ведущего или распределения ролей в игре. Виды считалок: считалки - числовки, заумные считалки, считалки - заменки.

Игры - своеобразная школа развития активности, сообразительности, инициативы. Сохранение отголосков древней старины, реалий давно ушедшего быта. Виды игр. Ролевые игры. Требования к знаниям:

- знать термины: «дразнилка», «считалка», «игра», «ролевая игра»;

- знать специфику жанров: «дразнилка», «считалка», «игра», «ролевая игра».

- знать о функции игр, как средств «социализации»;

- знать виды игр и считалок, знать наизусть дразнилки, игры, считалки.

Требования к умениям:

- уметь анализировать термины: «дразнилка», «считалка», «игра», «ролевая игра» и употреблять их в речи.

- уметь выделять виды игр и считалок;

Дидактические единицы: «дразнилка», «считалка», «игра», «ролевая игра».

Самостоятельная работа: Сочинение дразнилок, считалок и игр.

Практическая работа: Выпуск альбомов с дразнилками, считалками и играми. Ролевые игры.

Средства обучения: Считалки, дразнилки, игры; фонохрестоматия, магнитофон.

Материальная культура. Жилище.

Жилище - сложный культурно-бытовой комплекс, который выражает природные условия, направление хозяйства, формы семейного быта, традиции и обычаи, уровень развития производительных сил.

Усадьба чувашских селений: собственно двор (жилой дом, надворные постройки) и зады (огороды, где размещались баня, гумно и др.) Связь жилого дома с надворными постройками.

Типы жилищ и интерьер жилища. Архитектура жилища. Строительная техника и обряды. Требования к знаниям:

- знать термины, связанные с жилищем: «пурт», «мачча», «палтар», мунча», «вите», «сарай», «карта», «лад», «никес патти», «дурт хатлани», «пурт ашчикки», «камака», «тепел», «хуралта» и др.

- знать типы жилищ;

- знать строительную технику и обряды;

- знать систему расположения жилого дома, надворных построек и задов.

Требования к умениям:

- уметь использовать в речи терминологию, связанную с жилище;

- уметь выделять типы жилищ, особенности планировки двора и хозяйственных построек;

Дидактические единицы: «курт», «сурт», «палтар», «мунча», «вите», «сарай», «карта», «лад», «никес патти», «пурт ашчикки», «камака», «тепел», «хуралта».

Самостоятельная работа: Рисование дома, зарисовка орнаментов на наличники, сбор материалов для музея.

Средства обучения:

Альбом «Чувашское прикладное искусство», экскурсия на стройку нового дома.

Улицы. Селения.

Размеры и плотность чувашских селений.

Наиболее распространенные типы поселений среди чувашских планировок. Современная планировка селений - улица.

Отражение элементов природных особенностей местности, сведения об исторических событиях, тех или иных видах занятий. Требования к знаниям:

- знать термины «селение» и «улица»;

- знать типы распространенных поселений среди чувашей;

- знать особенности чувашских селений.

Требования к умениям:

- уметь анализировать термины «селение», «улица», «доменно-овражное расположение», «кучевая планировка», «круговая планировка», «уличная планировка»;

- уметь рассказывать и выделять типы поселений;

- уметь рассказывать о планировке чувашских селений.

Дидактические единицы: «село», «селение», «улица», «доменно-овражное», «кучевая», «круговая», «уличная».

Самостоятельная работа: Сбор материала по истории Вырыпаевка, экспонатов для музея.

Средства обучения: Экскурсия по селу Вырыпаевка, встречи с местными жителями.

Ткачество. Вышивка. Вязание. Плетение.

Ткачество. Подготовка холста для ткачества, обработка волокна, прядение. Виды волокна для пряжи. Способы прядения кудели. Виды нитей для получения холста.

Техника чувашского узорного тканья. Основные типы узорного тканья. Ткацкий станок.

Вышивка. Сказка «Мост Азамата». Связь сказки с традиционной чувашской вышивкой. Выражение в сказке цветовой гаммы чувашского орнамента, в частности, вышивки.

Основные цвета чувашского орнамента и вышивки: черный, красный, зеленый, синий, желтый.

Геометрический орнамент. Связь его с древним письмом (знаки руны, рунический алфавит), его отличительные особенности от, например, русского орнамента и русской вышивки.

Типы швов чувашской вышивки.

Композиция масмака (головная повязка). Узоры масмака. Вязание. Что такое вязание? Принадлежности для вязания. Соответствие крючков и ниток, спиц и ниток. Цветотехника. Элементы вязания.

Особенности вязания у чувашей. Узоры национального характера. Типы вязаний: вязание крючками, вязание спицами.

Плетение. Инструменты и приспособления для плетения. Материал для плетения. Техника плетения. Требования к знаниям:

- знать термины, связанные с ткачеством, вышивкой, вязанием и плетением;

- знать основные типы узорного тканья;

- знать основные цвета чувашского орнамента и вышивки; особенности геометрического орнамента;

- знать отличительные особенности чувашского орнамента и вышивки от русского орнамента и вышивки;

- знать типы швов чувашской вышивки;

- знать композицию масмака;

- знать принадлежности для вязания с их названиями;

- знать цветотехнику;

- особенности вязания у чувашей;

- типы вязания;

- знать инструменты и приспособления для плетения и материал;

- знать технику плетения.

Требования к умениям:

- уметь использовать в речи терминологию по данному разделу;

- уметь выделять виды нитей для получения холста и типы узорного тканья;

- уметь проводить цветотехнику при ткании, вышивке, вязании; подбирать орнамент;

- уметь выделять типы швов при вышивании;

- уметь вышивать простым швом;

- уметь подбирать крючки, спицы и нитки для вязания.

Дидактические единицы: «пир», «йётён», «кантар», «тукмак», «тыла», «кёнчелесси», «самха», «хутар», «пир станё», «хивсе», «кёрё», «шалтарма», и др.

Самостоятельная работа: Сбор материала для музея, оформление альбомов: «Чувашская вышивка», «Чувашское национальное вязание», оформление паспортов на экспонаты; вышивание полотенец и носовых платочков.

Средства обучения:

Музейные экспонаты, альбом «Чувашское народное изобразительное искусство», брошюрка: «Учимся вышивать».

ТЕМА ТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

III класс

Название тем Кол-во Литература часов

I. Введение

II История культуры.

III Речь и культура общения

IV Чувашский этикет 15 з, 4, 5,

1. Что такое этикет.

2. Чувашский этикет.

3. Разговорная речь.

4. Приветствие.

5. В гостях.

6. За столом.

7. Поздравления.

8. Благодарение.

9. Прощение.

10. Приглашение.

11. Правила этики при встрече со знакомыми.

12. Подарок.

13. Пословицы и поговорки.

14-15. Практическое занятие

V Обычаи, обряды и традиции 4 39, 40, 35,12,

1. Что такое обычай, обряд и традиция? 11,

2. 12 христианских праздников.

3. Обрядность зимнего и весеннего цикла

4. Обрядность летнего и осеннего цикла. 5. Практическое занятие

VI Практические работы вне школы (во время сезонных работ)

Повторение, обобщение

Итоговый урок. Задание на лето.

Практические занятия в музее (работа на местном материале)

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия обеспечения учебного процесса в общеобразовательной школе с многонациональным составом учащихся"

Актуальность образования, исследования. его Современный и этап развития образования характернзуется становлением гуманистической парадигмы обновлением целей ценностей, обновлением содержания и развитием технологий образовательной деятельности. Это связано с проведением политических и экономических реформ, введением рыночной экономики, ростом числа проблем, связанных с 1сультурными и национальными различиями, социальными конфликтами, ростом национального самосознания. Наиболее остро эти проблемы стоят сегодня перед Российской Федерацией. В настоящее время становится актуальной формирования национального самосознания представителей проблема народа, проживающих за пределами мест компактного проживания. Таким образом, проблема возрождения, сохранения и дальнейшего развития национальной культуры становится достаточно актуальной. Решению этой проблемы и призвана содействовать школа с многонациональным составом учащихся. В школе с многонациональным составом учащихся создается особая образовательная среда, ибо в содержании образования компонентом имеется и наряду с общеобразовательным национально- региональный компонент, который содержит родной язык и литературу, национальную историю и географию, народные промыслы. Школьник в такой среде приобщается к истокам культуры своего народа, учится выражать свое «Я» на родном языке, но, самое главное, через свое национальное идет к восприятию общечеловеческих ценностей. Включение элементов национальной культуры позволит решить многие дидактические и воспитательные проблемы, в том числе проблемы формирования у подрастающего поколения позитивной ценностномотивационной сферы. Нельзя чувствовать себя носителем той или иной национальной культуры, традиций, не усвоив истории происхождения своего народа, его мировоззрения и представлений о взаимоотношениях с природой, формируют окружающим основу миром. Именно историко-этнографические Освоение этих знания дают возможность глубже понять истоки наций, ее культуру и национального самосознания. ценностей происходит посредством особой деятельности, имеющей кроме функционального и символическое значение. Таким образом, школа с многонациональным составом учащихся выполняет одну из социальных функций культуры: консолидирует учащихся и их родителей вокруг системы духовных ценностей своего народа и всего человечества. Образовательная среда школы с многонациональным составом учащихся это комплекс условий для достижения целей национального образования. Главная формировании Ребенку, цель родившемуся сегодня, предстоит жить в в современной ему культуре, а для этого его необходимо готовить с детства. поликультурного способного к образования активной и состоит человека, эффективной среде, жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, верований. Из этой цели вытекают конкретные задачи поликультурного образования: глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры; формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности; создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов; развитие умений и навыков продуктивного с носителями различных культур; воспитание учащихся в духе мира терпимрсти, гуманного межнационального общения. В ходе решения этих задач в учебно-воспитательном процессе происходит деятельное освоение учащимися мира, в результате которого учащиеся получают знания о мире, умение обращаться с окружающими фрагментами действительности, вырабатывают ценностно-оценочное отношение к ним. В нашей работе мы исходим из того, что специфические по своим функциям воспитание и обучение взаимосвязаны и диалектически взаимодействуют между собой. Актуальность выбранной темы определяется и тем, что учебновоспитательный процесс в обычной школе организуется чаще всего на основе какой-нибудь одной национальной культзфы, многонациональным составом учащихся недостаточно учитываются учитываются специфика и особенности культур разных национальностей. В школе с традиции каждого народа, образовательный процесс направлен на формирование этноориентированной личности, способной к творческому саморазвитию в поликультурном обществе. Такой подход способствует созданию образовательной системы, при которой учащиеся усваивают родную культуру и язык, и в то же время содержание образования выводит личность в российское и мировое культурное пространство. Следовательно, целью образовательной системы является получение полноценного общего среднего образования по федеральным стандартам и приобщение детей разных этносов к национальной культуре, языку, истории, традициям. Изучение культуры сопредельных народов должно способствовать формированию у детей взаимодействия чувства собственного достоинства, культуры образования межнациональных в разное время отношений. Проблемой поликультурного занимались учёные: Я.А.Коменский, М.С.Каган, Б.С.Ерасов. Пониманию сущности, целей, функций поликультурного образования помогают идеи Н.К.Рериха, а так же идеи выдающихся историков и философов современности (Н.А.Данилевский. Э.Мейлер, А.Тойнбит, Ю.Яковец). Большой интерес для понимания роли поликультурного образования в становлении личности представляют идеи И.Я.Яковлева. П.Ф.Каптерева. К.Д.Ушинского, Л.С.Выготского и др. Для понимания сущности поликультурного образования особое значение имеют положения М.М. Бахтина о человеке, как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других. Эти положения в последствии были использованы Библером, В. Оконем и др. Однако, вопросы, связанные с выявлением педагогических условий обеспечивающих оптимальность учебного процесса в общеобразовательной школе с многонациональным составом учащихся, не получили своего системного описания и воплощения. Недостаточная теоретическая и практическая проблемы также обеспечения необходимость оптимального преодоления учебного разработанность процесса в общеобразовательной школе с многонациональным составом учащихся, а противоречия между необходимостью учета в образовании этнокультурного фактора и воспитания толерантных отношений между людьми и отсутствием соответствующего теоретико-методологического сопровождения; а так же противоречия между фрагментарностью работы по формированию у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России и необходимостью комплексного подхода, обобщающего и систематизирующего потенциал в этом «Педагогические Все имеющийся направлении, теоретический определили практический исследования процесса в тему условия обеспечения нам учебного общеобразовательной школе с многонациональным составом учащихся». вышесказанное позволило сформулировать работы этой в проблему школы с исследования: каковы педагогические условия обеспечения учебного процесса, повышающие эффективность многонациональным Объект Предмет Гипотеза: составом учащихся? Решение учебный процесс проблемы школе с является целью исследования. исследования: многонациональным составом учащихся. исследования: педагогические условия учебный процесс в школе с обеспечения учебного процесса в школе с многонациональным составом учащихся будет эффективным, если: он организуется с учетом национальных особенностей учащихся; образовательной, обучения; разработана модель выпускника школы, исходя из современных требований, которая включает процессуальный, содержательный, деятельностный и критериальный компоненты. Задачи исследования: 1. учащихся. 2. Разработать модель выпускника школы с многонациональным составом учащихся, рассматривая выпускника как цель и результат учебного процесса. Осуществить учебного теоретический процесса с анализ состояния проблемы составом обеспечения многонациональным воспитательной и развивающей функций выявлены педагогические условия для оптимальной реализации составом многонациональным

3. Выявить педагогические условия, повышающие эффективность учебного процесса в многонациональной общеобразовательной школе. 4. Разработать показатели уровня интереса учащихся к родной культуре, отношения учащихся и родителей к культуре родного народа и индекса удовлетворенности учебным процессом участников образовательного процесса в школе с многонациональным составом учащихся. Опытно-экспериментальным путем проверить соответствие достигнутых результатов этим показателям. Методологической основой являются: философско-педагогические идеи гуманизации образовательного процесса в школах с многонациональным составом учащихся; труды классиков педагогики в той или иной степени касающихся проблемы исследования изложенные в трудах зарубежных и отечественных учёных-педагогов (Бенкс Я.А.. Бендер Ц.Л., Фарац Л., Топпай X., Раджа Рой Сингх, И.Я. Яковлев, Г.Н. Волков, Ю.К.Бабанский, З.Т.Гасанов, В.Н.Вершинин, В.И. Загвязинский); концептуальные положения улучшения учебной работы в школе с многонациональным составом учащихся и т.д. Тема, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор методов исследования, взаимодополняющих друг друга: теоретический анализ, экспериментальное исследование, прогностическое моделирование, анкетирование и интервью, экспертная оценка, изучение и обобщение педагогического опыта. Опыто-экспериментальную базу исследования составили: МОУ «СОШ №55 с изучением культур народов Поволжья», МОУ СОШ №45 Засвияжского района г.Ульяновска, Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Этапы исследования: I этап (2000 2001) поисково-теоретический. Общее ознакомление с проблемой обеспечения учебного процесса в школе с многонациональным составом учащихся. На основе теоретического анализа гипотеза, философской, психолого-педагогической литературы условий необходимых определялись исходные позиции автора, объект, предмет, структура, методологии и методики. Создание для проведения экспериментальной работы. II этап (2001 2002). Обновление проблемы обеспечения составом учебного учаш;ихся. многонациональным сущностно-содержательной процесса Разработаны в школе с авторские программы спецкурса «Родной язык и литература» для учащихся 1 4-х классов с однородным национальным составом, факультативный курс «История классов классов с и культура родного народа» для )Д1аш;ихся 2 9-х с многонациональным многонациональным составом составом учащихся: учащихся, методики и факультативный курс «Этнография народов Поволжья» для 5 9-х методические пособия к программам, и их апробация в различных образовательно-воспитательных III учреждениях. Построение модели выпускника школы с многонациональным составом учащихся. этап (2002 2003). Отработка методик и обновленных форм внеьслассной и внешкольной учебной работы; описание нетрадиционных воспитательных мероприятий, их внедрение и распространение. IV проверке этап (2003 2004). Опытно экспериментальная работа по эффективности научно-педагогических рекомендаций исследования. Соотношение планов и результатов. Оформление работы в виде диссертации и автореферата. Научная новизна исследования заключается в том, что: определены современные теоретико-методологические положения как предпосылки в решения проблемы обеспечения учебного процесса многонациональной общеобразовательной школе; выявлены педагогические, условия, повышающие эффективность учебного процесса в школе с многонациональным составом учащихся; национально-региональный компонент содержания образования рассмотрен как фактор обогащения содержания образования, повышения его воспитательного потенциала в школе с многонациональным составом учащихся. Теоретическая заключается в том, что: оно вносит определённый вклад в педагогическую теорию и практику в области национального образования; разработана модель выпускника школы с многонациональным составом учащихся в современных условиях, как цель и продукт учебного процесса школы с многонациональным составом учащихся; выявлены потенциальные возможности учебных дисциплин в формировании национального самосознания учащегося. Практическая значимость исследования состоит в том, что: выявлены предпосылки для использования возможностей национальной культуры как основы национального образования в школе; выявлены педагогические условия повышения эффективности учебного процесса в школе с многонациональным составом учащихся; выводы и рекомендации, сформулированные по результатам опытно-экспериментальной работы, создают оптимальные возможности для разрешения основных проблем и противоречий, выявленных в ходе исследования; разработаны и апробированы авторские программы спецкурса, «Родной язык и литература» для учащихся 1 4-х классов с однородным национальным составом, факультативный курс «История и культура родного народа» для учащихся 2 9-х классов с многонациональным составом учащихся, факультативный курс «Этнография народов Поволжья» для 5 9-х классов с многонациональным составом учащихся; разработаны показатели уровня интереса учащихся к родной культуре, отношения учащихся и родителей к культуре родного народа и значимость диссертационного исследования индекса удовлетворенности учебным процессом участников образовательного процесса в школе с многонациональным составом учап1;ихся (на материале родного языка). Обоснованность и достоверность результатов исследования, его выводов и рекомендаций базой обеспечиваются опорой представительной на современные комплекса источниковедческой задачам исследования, методов, методологические позиции, применением адекватных объёму, цели и исследования использованием взаимодополняющих источников и материалов, внедрением результатов исследования в практику работы школ. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Теоретические положения, относяп1;иеся к проблеме улучшения учебного 2. процесса в обш;еобразовательной рекомендации средней по школе с многонациональным составом учаш,ихся. Научно-методические повышению эффективности обучающих, развивающих, воспитывающих функций учебного процесса в школе с многонациональным составом учащихся. 3. Педагогические условия, повышающие эффективность учебного процесса в многонациональной общеобразовательной школе. 4. Модель выпускника современной общеобразовательной школы, как цель и продукт учебного процесса школы с многонациональным составом учащихся. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в течение четырёх лет в ходе организации и проведения опытно-экспериментальной работы по обеспечению учебного процесса в школе с многонациональным составом учащихся. Результаты проведённого исследования обсуждались на заседаниях экспертного Совета при ИПК ПРО г. Ульяновска, на семинарах для учителей родного языка и руководителей составом образовательных учащихся и учреждений воспитанников, с на многонациональным II производственных совещаниях и педагогических Советах школ 55 и 45. Основные положения диссертации нашли своё отражение в пяти публикациях, учащихся классов. Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 209 наименований, из них 4 наименования на иностранных языках, приложений. Общий объём диссертации составляет 306 страниц из них 206 страниц основного текста, 100 страниц приложения. Работа содержит 17 таблиц, 8 диаграмм. 2 учебно-методических 9-х пособиях: школ, программа программа факультативного курса по истории и культуре чувашского народа для классов многонациональных факультативного курса по этнографии народов Поволжья для 5 9-х

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Заключение

Одним из главных составляющих процесса научно-педагогического обеспечения в школе с многонациональным составом учащихся является учебный процесс. В процессе обучения происходит расширение кругозора, приобретаются знания о родной природе, о культуре родного народа и народов, проживающих вместе, так же приобретаются знания об окружающем их мире. В процессе обучения формируются практические и теоретические умения и навыки по языку, истории и культуре родного народа, умения и навыки самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни.

Достичь оптимального построения процесса обучения в школе с многонациональным составом учащихся возможно лишь на основе такого управления им, которое организуется с учётом закономерностей и принципов обучения, на основе применения современных форм и методов преподавания и учения, а так же на основе изучения и учёта национальных особенностей каждого народа, индивидуальных особенностей ученика, внутренних и внешних условий данного класса и других факторов.

Для подтверждения достоверности выдвинутой гипотезы в начале исследования пришлось рассмотреть научно-педагогические предпосылки исследования проблемы учебного процесса в многонациональной общеобразовательной школе. В ходе работы над данным вопросом в первой главе проводился ретроспективный анализ состояния проблемы организации учебного процесса в многонациональной общеобразовательной школе. Рассматривались современные теоретические положения, лежащие в основе оптимального решения проблемы и педагогические условия, повышающие эффективность учебного процесса в школе с многонациональным составом учащихся.

Организация учебной и воспитательной работы в школе с многонациональным составом учащихся в настоящее время требует поиска новых путей. Сделать главным в процессе организации учебно-воспитательной работы поиск, вычленение и использование тех приёмов и методов, которые, будучи соответственно защищены от произвола с любой стороны, смогли бы внедриться в процессе работы учителя.

Вполне понятно, что школа не может разрешить политические, экономические, этнические и другие конфликты и проблемы. Но она может внести существенный вклад в раннее формирование многокультурного менталитета, в развитие у подрастающего поколения уважение к культурам всех рядом живущих народов. Она может помочь учащимся глубже понять, осознать и оценить и его собственную культуру.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности научно-педагогических рекомендаций исследований» было сделано обобщение опыта организации учебной работы в школе с многонациональным составом учащихся на основе работы школ Ульяновской области и города Ульяновска. Раскрыта роль и место национального компонента в формировании содержания образования общеобразовательной школы с многонациональным составом учащихся.

Погружение в культуру своего края, своей местности позволяет ребёнку почувствовать и понять не только особенности национальных культур, но и механизмы их взаимодействия. Национальные составляющие региональной культуры на протяжении длительного времени не просто соседствовали, но и взаимопроникали, взаимодополняли, взаимообогащали друг друга, сохраняя при этом собственную уникальности и неповторимость. Постигая региональную культуру, школьник усваивает этнические нормы и правила, предписывающие симпатию, дружелюбие, уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, интерес к их жизни, их культуре.

Далее при раскрытии содержания второй главы шла работа над конкретными учебными программами, их испытания в практике, доработка, совершенствование через разработку и обработку путём определённых методик, научное осмысление и описание инновационного опыта.

Результаты исследований, подтвердив положения выдвинутой гипотезы, дают основания для следующих выводов:

1. Актуальность проблемы исследования обусловлена выявлением основных противоречий и нерешённых проблем в организации педагогических условий обеспечения учебного процесса в общеобразовательной школе с многонациональным составом учащихся.

2. Возрождение идеалов и других ценностей родного народа является одним из элементов гуманизации и демократизации системы образования.

3. Разработанная модель выпускника школы с многонациональным составом учащихся, включающая содержательный, процессуальный, деятельностный и критериальный компоненты, создает возможность целенаправленно организовать учебно-воспитательный процесс по достижению критериальных показателей развития личности.

4. Использование элементов национально-регионального компонента в содержании образования общеобразовательной школы с многонациональным составом учащихся обуславливает учет особенностей регионально-национального развития народа в формировании самосознания и национальной идентичности учащихся.

5. Реализация определённых в ходе исследования педагогических условий (общих, частных и специфических), обеспечила положительный образовательный, развивающий и воспитательный эффект.

Исследование может быть продолжено. Накопленный в ходе исследования эмпирический материал, разработанные учебные пособия и рекомендации, анкеты, опросники, тесты, могут быть использованы в школах, институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования, в практике работы учреждений дополнительного образования детей.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ярославская, Светлана Григорьевна, Йошкар-Ола

1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». — М.: Мысль, 1991.- 169 с.

2. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культуры межнационального общения. — Ставрополь: Из-во СГПИ. 1993.

3. Агапова Н.С., Слепцова И.С. народные игры для детей. М., 1995.

4. Александров Г.А. Иван Яковлевич Яковлев: фрагменты жизни. -Чебоксары: Чувашия, 1997. 194 с.

5. Аллак Ж. Политика в области образования и содержания обучения в развивающихся странах. // Перспективы: сравнительные исследования в области образования. 2001. №2.

6. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. М.: 1994. -144 с.

7. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII вв./ Сост. С.Д. Бабушкин, Б.Н. Митюров. -М., 1985.

8. Анцыгина А.А. Учимся вышивать (Методические рекомендации в помощь любительским объединениям по национальной вышивке и руководителям кружков по народному творчеству.) Чебоксары: 1992.

9. Апышев Б. Народные традиции и их использование в трудовом воспитании старшеклассников. М., 1974.

10. Архипова В.А. Роль и место родного языка в образовании и воспитании. / И .Я. Яковлев и проблемы развития системы национального образования. Материалы межрегиональной конференции. Ульяновск: ИПК ПРО, 1997. - С. 45 - 47.

11. Ача-пача самахлахе: Хрестоматии: Пусламаш шкулсем вали (Г.Ф. Трофимова Р.Н. Петрова пухса хатерлене. Шупащкар: Чавашсен кенеке издательстви 1993. - 304с.

12. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М.: Педагогика, 1997.-254 с.

13. Бахтин. В. От былин до считалки. М., 1989.

14. Белов В. Очерки о народной эстетике. М., 1982.

15. Белогуров А.Ю., Супрунова JI.JI. Поликультурный аспект национально-регионального компонента содержания общего образования // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. Пятигорск. 2000. № 3.

16. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. 1998, №3. - С. 30-35.

17. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Педагогика, 1995.

18. Богатое A.M. Это начиналось так. Ульяновск: Печатный двор, 1999. -178 с.

19. Богатырёв П.Г. Русское народное творчество. М., 1966.

20. Болотоков В.Х. Национальный менталитет в теории и практике межнациональных отношений // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Симпозиум. — Пятигорск: изд-во ПГЛУ. 1996.

21. Большой энциклопедический словарь. М.: «Большая Российская энциклопедия», 1997.

22. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

23. Броневщук С.К. Экспериментальные учебные планы профильного обучения учащихся VIII XI классов общеобразовательных школ (для классов с обучением на родном (нерусском) языке или с изучением родного языка). Вып. II - М., 1992.

24. Васильев Е.В. К вопросу о концепции развития системы национального образования. / И .Я. Яковлев и проблемы развития системы национального образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ульяновск: ИПКПРО, 1997. -С. 5-7.

25. Васильев Е.В. Сапайлах шкуле, Шупашкар: Чаваш Республиникчи веренту институчен издательстви. 1994г. -40с.

26. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983.

27. Введение в этническую психологию / Под ред. Платонова Ю.П. -С.Пб.: 1995.развития системы национального образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ульяновск: ИПК ПРО. 1997. - С. 40-45.

28. Волков Г.Н. Интернациональное и национальное в воспитании // Учительская газета, 1970, №3.

29. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1989.

30. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. (Лекции, прочитанные в Чувашском РИПКРНО весной 1993 г.). Чебоксары:1993.-87 с.

31. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1956.

32. Волков Г.Н. Этонопедагогика. Чебоксары, 1974.

33. Вопросы материальной и духовной культуры чувашского народа. Сб.ст. Чебоксары, 1987.

34. Воспитанники Яковлевской школы. Краткий библиографический сборник. Ульяновск: Симбирская книга, 1998.

35. Вундт В.Т. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. М.: 1998.

36. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала. 1998.

37. Гасанов З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе (в системе образования) // Педагогика.1994, №5.-С. 11-15.

38. Материалы межрегиональной конференции. Ульяновск: ИПК ПРО, 1997.-С. 7-9.

39. Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1992.

40. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. — М., 1998.

41. Гельфан Е.М. и Рябинин Б.С. Игры и упражнения для маленьких и взрослых (Воспитание детей в игре) М, "Просвещение", 1969.

42. Гершунский В.Н. Менталитет и образование. М., 1997.

43. Гильбух Ю.З. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике. // Педагогика. 1994, №5.

44. Голованова М.В., Карашева Н.Б. О некоторых особенностях первоначального обучения русскому языку детей мигрантов.// Начальная школа 2001, № 4. С. 55 - 57.

45. Гришин Д.М., Панарина Г.П. Народные традиции в воспитании. -Калуга, 1992.

46. Гумилёв JI.H. Психологическое несходство этносов. // Психология национальной нетерпимости. Минск: 1998.

47. Дейкер X. Фрейда Н. Национальный характер и национальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология. М.: 1979.

48. Демакова И.Д. Пространство детства: проблемы гуманизации. Москва Ижевск: ПАПК ПРО, 1999.

49. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. 2002, №10. - С. 93-96.

50. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. — М.: 1999.

51. Дробижева JI.M. Национальное самосознание: База формирования и социально-культурные стимулы развития // Советская этнография — 1985, №5.

52. Духнович А. Народная педагогика в пользу учёных и учителей. -СПб.: 1857.

53. Духовная культура и этническое самосознание нации. М.: 1990, выпуск 1.

54. Дьяченко В.К. Методические рекомендации по организации коллективных, групповых, парных и индивидуальных учебных занятий в общеобразовательной школе. Гомель, 1983. - 52 с.

55. Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения. — Красноярск, 1984. 185 с.

56. Егоров Д.Е. История чувашской школы и педагогики в событиях и лицах: учебное пособие для педагогических учебных заведений. — Чебоксары: Чувашия, 1998. 36 с.

57. Елисеев В.В. Управление дифференцированным обучением в общеобразовательной школе. Ульяновск: ИПК ПРО, 1995. С. 8-17.

58. Ерёменко О.И., Яковлева Т.В. Воспитание толерантного сознания в процессе обучения русскому языку. // Начальная школа, 2004, № 3. С. 28-32.

59. Есенкова Т.Ф. Проблемы и перспективы развития национальной школы. / И.Я. Яковлев и проблемы развития системы национального образования. Материалы межрегиональной конференции. — Ульяновск: ИПК ПРО, 1997. С. 17 - 18.

60. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика. 1981. - 160 с.

61. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Тюмень. 1995. — 98 с.

62. Заслуженные учителя экспериментальных образовательных учреждений Ульяновской области. / Сост. Н.Ф. Башмакова; ред. В.Н. Вершинин. Ульяновск УИПКПРО, 2002. - 100 с.

63. Зверев И.Д. Межпредметные связи в современной школе. М.: Просвещение, 1988.

64. Зверева В.И. Самоаттестация школы. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

65. Иванов Л.А. Современный быт и культура сельского чувашского населения. Чебоксары, 1973.

66. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: 1991.

67. Ильенко Л.И. Программа развития школы. М.: «АРКТИ», 2000.

68. Ионин JL Философия национальности. // Новое время, 1989, №12.

69. Кадиева Р.Э. Формирование культуры межнационального общения в учебных заведениях многонационального региона. // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. -Ростов-на-Дону: издательство РГПУ. 1997.

70. Методическое пособие. Часть 3. Удовлетворённость участников образовательного процесса различными его сторонами. Ульяновск: ИПК ПРО, 2002. - 32 с.

71. Картина З.А. Выпускник школы: Кто он? Какой он? или вариант построения модели выпускника школы. // Классный руководитель, №1, 1999.

72. Кириллова О.В. Этнопсихология Чувашского народа: некоторые факторы, затрудняющие её разработку. // Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру. Симпозиум №. Этнопсихология и интегративная антропология. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996.

73. Кобецкий Г. Уникальность и общность наций//Согласие (Вильнюс), 1989, №22.

74. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и её место в теории этноса // Советская этнография 1974, №2.

75. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. М.: 1971.

76. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России. 2002. - №6. - С. 11-40.

77. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.:. 2000. С. 89.

78. Кукушин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 448 с.

79. Культура и быт низовых чувашей. Сб. статей Чебоксары, 1986.

80. Культура чувашского края, ч. 1. Учебное пособие. Чебоксары: Чув. книжн. изд. - во, 1995.

81. Кыверялг J1.JI. Сущность преемственности и её реализация в обучении. М.: Просвещение. 1984.

82. Латышина Д.И. Этнопедагогика: Учебное пособие. М.: Владос-Пресс, 2002.-224 с.

83. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. М.: Ключ-С, 1999. — 224 с.

84. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения- М.: Педагогика, 1981. 186 с.

85. Лернер И.Я. Проблема принципов обучения // Советская педагогика — 1980, №12.

86. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика, 1996. №2.

87. Литвиненко Е.Ю. Мультикультурное образование как перспектива установления толерантных отношений // Российский вуз: в центре внимания личность: Тезисы докладов научно-практической конференции 24-26 мая - Ростов-на-Дону, 1999.

88. Лукоянов Г.В, Маслова Н.Н. Сеспел. Хушма вулав кенеки. 1-меш класс вали. Шупашкар: Чаваш кенеке изд-ви, 1089. -192с.

89. Лурье С.В. Историческая этнология М. 1998.

90. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование актуальные проблемы современной школы. // Педагогика - 1999, № 4. - С. 3 - 10.

91. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение. 1984.

92. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 1996.

93. Матвеев Г. Б. Материальная культура чувашей. Чебоксары, 1995.

94. Минскин Е.М. От игры к знаниям: развивающие и познавательные игры младших школьников. — М.: Просвещение, 1982.

95. Митин С.Н. Индивидуализация и дифференциация в процессе обучения: Методические рекомендации. Ульяновск: ИПК ПРО, 1997. -22 с.

96. Михелькевич В.Н. и др. Справочник по педагогическим инновациям. -Самара, 1998.

97. Мукаева О. Д. Потенциал этнопедагогики и формирование ценностных ориентаций молодёжи // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. Часть II. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.

98. Мукаева О.Д. Этнопедагогика — ведущий фактор зарождения и развития национальной школы // Этнопедагогика калмыков и национальная школы. Элиста, 1997.

99. Назаренкова Г. Н. и др. Модель выпускника школы: Выбор оснований. // Педагогика № 1, 1998.

100. Народы России. Энциклопедия/ Под ред. В.А. Тишкова. М.: БРЭ, 1994.

101. Национальная проблема: пути решения: философско-психолого-экологические подходы / А.А. Петраков, А.А. Разин, А.Н. Логинова и др. под ред. А.А. Петракова Ижевск: Изд-во Удмурдского университета, 1997. - 165 с.

102. Небрикова Е.В. Социализирующая функция народной педагогики // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. Часть И. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.

103. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе: Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы -М., 1999.

104. Овчинникова К.П. Формирование культуры общения у младших школьников на традициях народной педагогики. Чебоксары: АПСН, 1999.

105. Опыты православной педагогики/Сост. А. Стрижаев, С. Фомин. М., 1993.

106. Очерки истории культуры дореволюционной Чувашии. Чебоксары, 1985.

107. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР /Под ред. Э.Д. Днепрова. М.: Педагогика, 1989.

108. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях. // Педагогика 2002, №5. -С. 41-47.

109. Патмар И.А. Тупмалли юмахсем. Канаш, 1993.

110. Патмар И.А. Халах мерченесем. Серпу, 1993.

111. Патмар И.А, Патмар Э.И. Веру-суру челхисем. Серпу, 1994

112. Патмар Э.И, Дмитриенко Н.К., Сачкова JI.H. Сана вали, чаваш ачи, -Канаш, 1996.

113. Педагогика. / Под ред. С.П. Баранова и В.А. Сластенина. М., 1986.

114. Педагогические методики и технологии в опорных учреждениях образования. / Под редакцией М.М. Балашова. Ульяновск: ИПК ПРО, 1997.- 108 с.

115. Пирен уявсем: Чаваш поэчесен саввисем, юррисем. Шкул ачисем вали. Шупашкар: Чаваш кенеке изд-ви, 1991. — 95с.

116. Подласый И.П. Педагогика. М., 1999.

117. Полат Е.С. Новые педагогические технологии / Пособие для учителей. -М., 1997.

118. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Выпуск 1. /Под ред. В.Н. Вершинина. Ульяновск: УИПКПРО, 2004. - 88с.

119. Полонский В.М. Народное образование. Педагогика. Рубрикатор. / Российская академия образования. Институт теории образования и педагогики. -М.: Наука, 1998. 152 с.

120. Психология национальной нетерпимости. Минск: 1998.

121. Раджа Рой Сингх. Образование в условиях меняющегося мира. // Перспективы: сравнительные исследования в области образования. 1993. №1.

122. Развитие школы как инновационный процесс / Под редакцией М.М. Поташника. М.: Новая школа, 1994.

123. Революциченхи чаваш литератури. Шупашкар: Чаваш кенеке изд-стви, 1992

124. Российский менталитет: психология личности, сознания, социальные представления.-М.: 1996.

125. Сабаткоев Р.Б. Национально-региональный компонент образования или национальное образование? // Известия Академии педагогических и социальных наук. Вып. 6. Образование как фактор государственной безопасности. М.: Воронеж, 2002.

126. Свет зарницы. Литературно-художественный альманах (стихи, повести и рассказы членов литобъединения "Шевле" ("Зарница") при редакции Ульяновской областной чувашской газеты "Канаш") -Ульяновск: Симбирская книга. 2000. — 384с.

127. Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. М.: РИПКО, 1996.

128. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

129. Сенигов И. Народные воззрения на учение и воспитание. СПб., 1896.

130. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика, 1994, №5.

131. Симбирск и его прошлое. Хрестоматия краеведческих текстов. -Ульяновск: "Лаборатория культурологии", 1993.

132. Слободчиков В. Образовательная среда: Реализация целей. Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. № 7 Инноватор Bennet college. - М., 1997.

133. Словарь иностранных слов. -М. 1996.

134. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / Под редакцией Е.С. Полат. М.: «ВЛАДОС», 2000.

135. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряжённости. М.: 1998.

136. Соловьёв B.C. Многонациональность наше богатство. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1991. - 128 с.

137. Соловьёва Г. М. Модель личности выпускников разных ступеней школы. // Классный руководитель, №3, 1999.

138. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для ВУЗов. М.: 1999. -320 с.

139. Супрунова Л.Л. Гуманистическая направленность государственной образовательной политики на северном Кавказе. // Педагогика 2001, №5.

140. Суслова Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения: Спецкурс М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1994.-80 с.

141. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. 1999, №2. - С. 30-36.

142. Тарават В. Сулл тепери салтар. Савасен пуххи. Шупашкар, 1996

143. Тишков И.А. Этнология и политика: Научная публицистика. М.: 2001. С. 216.

144. Третьяков П.И. Практика управления современной школой. М.: «ВИНИТИ», 1995.

145. Троцкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика. 1998, №2. - С. 3-7.161162.163,164,165166,167,168169170,171172173174

146. Управление народным образованием в районе (городе): опыт, проблемы, перспективы. Сборник научных трудов. / АПН СССР, НИИ управления, экономики и развития образования; отв. ред. А.И. Деменев. М.: АПН СССР. - 112с.

147. УфимцеваМ.А. Формы организации обучения. -М., 1988.

148. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избр. пед. соч. -М., 1953, т. I.

149. Федеральная программа развития образования. // Вестник образования России. 2002. - №12. - С. 3- 69.

150. Фокин П. П. Культура традиционного хозяйства чувашей. -Чебоксары, 1995.

151. Ханбиков Я.И. Некоторые вопросы изучения народной педагогики // Советская педагогика, 1966, № 6.

152. Харисов Ф.Ф. Интеграция национальной культуры в учебно-воспитательный процесс. Казань: «Хэтер», 1999.

153. Харисов Ф.Ф. Национальная культура в воспитательном процессе Педагогика. 1999, №2. - С. 51-57.

154. Ховратович Б.М. Вопросы семейного воспитания в народной педагогике // Исследования по педагогике и психологии. — Красноярск, 1968.

155. Цаллагова З.Б. Этнопедагогическая афористика. М., 1997.

156. Цирюльников A.M. Из тайных архивов русской школы. М.: Педагогика-пресс, 1992. - 119 с.

157. Чаваш самахлахе: 10 класс, 1 пай. Шупашкар: Чав. кен. Изд-ви, 1993

158. Чаваш халах самахлахе, 5 т. Вак жанрсем Шупашкар, 1984.175.176.177.178.179.180.181.182,183.184,185186,187

159. Чаваш халах самахлахе, 6 т., 2 пайе. Мифсемпе халапсем. -Шупашкар: Чаваш кенеке изд-ви, 1987.

160. Чернова Т.В. Культура моего народа. — М.: Народное образование, 1994.-С. 8.

161. Чернова Т.В. Конева В.Н., Лозовская Л.Н. Региональная культура в школе. Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона. Ульяновск: ИПК ПРО, 1988.

162. Чуваши Симбирского Поволжья. Ульяновск: Симбирская книга, 1998.

163. Чуваши: Этнографическое исследования, ч. 2 Чебоксары, 1970. Чувашская кухня. - Чебоксары, 1992. Чувашские народные сказки. - Чебоксары, 1984.

164. Чувашские праздники и обряды. /Методическое пособие к комплексу цветных диапозитивов. Чебоксары, 1998.

165. Чувашские приметы о погоде и влиянии её на хозяйство. Чебоксары, 1992.

166. Шабалина Л.П. Этнические особенности народов Ульяновского Поволжья: Учебное пособие Ульяновск: ИПК ПРО, 1993 - 56 с.

167. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Под редакцией Т.И. Шамовой. М.: «ВЛАДОС», 2001.

168. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М.: 1997. С. 21.188.189.190.191.192,193,194195196197198199200201

169. Школа диалога культур: Основы программы/Под редакцией B.C. Библера. Кемерово: «АЛЕФ», 1992 - 96 С.

170. Школа культуры: Сборник статей о поисковой работе коллектива/Под редакцией В.Н. Вершинина. Ульяновск: ИПК ПРО, 2002. - 64 с.

171. Школа МаксимовичаУсост. Т.А. Ильина. — Тверь: Тверской Государственный университет, 1992. 34 с.

172. Щуркова Н.Е. Классное руководство в культурологической концепции воспитания.

173. Эксперимент в школе: Организация и управление / Под редакцией М.М. Поташника. М.: МГПУ им. В.И. Ленина, 1992.

174. Этнопедагогика / Под ред. Г.Н. Огородникова. М., 1981.

175. Этнопсихологический словарь / Под ред. Крысько В.Г. М. 1999.

176. Юман А. И .Я Яковлев ячелле.: очерксем. Ульяновск: Чемпер кенеки. 1998.1. Яковлев И.Я. Халал.

177. Якубов Педагогическая мудрость народа // Народное образование, 1995, № 2.

178. Ялалов Ф.Г. Национально-региональный компонент образования: этнометодологический подход. // Начальная школа №2 - 2001.

179. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе. М.: 2000.

180. Ярославская С.Г. Проблема двуязычия в современной школе. / Новый виток реформы образования: предпосылки, основные направления, научно-методическое обеспечение: межвузовский сборник научных статей. Москва - Чебоксары: АПСН. 2002, С. 159 -162.

181. Ярославская С.Г. Состояние проблемы национального образования в литературе / Повышение качества образования в средней и высшей школе: межвузовский сборник научных статей. — Москва—Чебоксары: АПСН. 2002, С. 181-182.

182. Banks James A. Multikultural Education: Development, Dimevsions, and Challenges. // Phi Delta Kappa. 1993. Sept. p. 22.

183. Bender C.J. Multi-kultural School-Readiness Evaluation and Developmental Programmes for the Not School Ready Children in South Africa. Report presented at conference in the Waseda University (Japan). 1993.

184. Farkac J. Vulticultural Education for a Changing Tomorrou.// The World and Japan in the Age of Multiculturalism: International Simposium. Hitotsubashi Universiti. Tokio. 1994.

185. International Dictionary of Education/ L., 1977.

186. Брыжинский B.C. Серебряные цепочки. Эрзянские и мокшанские народные игры и хороводы в авторском изложении и сценарной разработке. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 2002.

187. Бусыгин Е.П. Этнография народов Среднего Поволжья. Изд. КГУ. 1984.

188. Бусыгин Е.П.; Зорин Н.В.; Шабалина Л.П. Хозяйство и материальная культура русского населения Ульяновского Поволжья в конце XIX-XX в.в. Изд. КГУ, 1983.

189. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана. -Казань: Фэн, 1995.

190. Вершинин В.Н. Методы воспитания национального и наднационального сознания в семье / И.Я. Яковлев и проблемы развития системы национального образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ульяновск: ИПК ПРО. 1997.

191. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество / под. ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. М.: ВЛАДОС, 2000.

192. Волга родная: сказки народов Башкирии, Татарии и Чувашии. \ Сост. М.Н. Юхмый. Л.: Лениздат, 1986.

193. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1988.

194. Завьялова М.К. Татарский костюм. Из собрания Государственного музея республики Татарстан. Казань: ЗАМАН, 1996.

195. Забылин М. Русский народ, его обычаи, предания, обряды и суеверия. -М.: Эксмо, 2002.

196. Культура Чувашского края. Учебное пособие. / Сост. М.И. Скворцов. -Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995.

197. Латышина Д.И. По берегам Идели. Татарский народ. М., 1995.

198. Мухамедьяров Ш.Ф. Основные этапы происхождения и этническая история татарской народности. М., 1968.

199. Мордовия. Народное искусство. /Сост. Ю.Ф. Юшкин. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1985.

200. Обрядово-праздничные традиции в жизни мордовского народа: Методический сборник. Ульяновск: Симбирская книга, 2000.

201. Рябцев Ю.С. История русской культуры XI-XVIII веков. М.: Владос, 2001.

202. Рябцев Ю.С. История русской культуры XVIII-XIX веков. М.: ВЛАДОС, 2001.

203. Славянский фольклор./ Сост. Н.И. Кравцов, А.В. Кулагина. М.: издательство МГУ, 1987.

204. Тишков В.А. Народы России. Энциклопедия. М.: Энциклопедия,1994.

205. Фокин П.П. Культура традиционного хозяйства чувашей. Чебоксары,1995.

206. Фольклор народов Среднего Поволжья: Хрестоматия. / Авт.-сост. А.Ю. Тихонова. Ульяновск: УИПК ПРО, 2003.

207. Харисова JI.A., Гарипова В.А. Родина моя Татарстан. Казань: Магариф, 1998.

208. Чуваши Симбирского Поволжья. Ульяновск: Симбирская книга, 1998.

209. Чуваши. Этническая история и традиции культур. / В.П. Иванов, В.В. Николаев. М.: ДИК, 2000.

210. Шабалина Л.П. Структура и быт семьи народов Среднего Поволжья. — Ульяновск, УлГПУ, 1997.

211. Шабалина Л.П. Этнические особенности народов Ульяновского Поволжья. Учебное пособие. Ульяновск, ИПК ПРО, 1993.