автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия развития аксиологической культуры личности будущего учителя
- Автор научной работы
- Федоринов, Алексей Васильевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Оренбург
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Федоринов, Алексей Васильевич, 2001 год
Введение.
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования развития аксиологической культуры личности будущегоучителя
1.1. Аксиологизацня как современная тенденция развития высшего образования.
1.2. Аксиологическая культура личности будущего учителя как предмет исследования.
1.3. Критерии развития уровней аксиологической культуры личности студента.
Выводы по 1 главе.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию аксиологической культуры личности будущего учителя в педагогическом университете.
2.1. Диагностика уровней аксиологической культуры будущих учителей.
2.2. Педагогические условия, способствующие развитию когнитивного, эмотнвного н коммуникативного компонента аксиологической культуры личности будущего учителя.
2.3. Динамика развития аксиологической культуры будущих учителей.
Выводы по 2 главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия развития аксиологической культуры личности будущего учителя"
Начало третьего тысячелетия ознаменовалось коренными преобразованиями во всех областях жизни - в экономике, общественных отношениях, в мире науки и техники, в сознании и психологии людей, в развитии их культуры.
Интеграция России в мировое сообщество обусловливает необходимость нового взгляда на взаимосвязь образования и культуры. Аксиологические подходы и способы их осуществления через образовательные системы находятся в центре внимания развитых стран мира и относятся к числу приоритетных направлений начала XXI века.
Новая образовательная парадигма, призванная сменить «классическую парадигму, идущую еще от Яна Коменского» (145,С.46) предполагает ориентацию на удовлетворение потребностей личности в образовании и обеспечение условий развития её познавательных мотивов и общей культуры. Чем сложнее окружающий мир, чем богаче палитра вариантов самореализации, тем актуальнее проблема формирования аксиологической культуры личности. В центр непрерывного образования ставится человек как субъект познания, а образовательной доминантой становятся саморазвитие, самообразование, самореализация и свобода творческой деятельности. Идбт процесс объединения человечества в решении глобальных проблем современности. Теория ценностей переживает свое возрождение в связи с новыми социальными, научно-техническими реалиями действительности.
На повестку дня встает воссоединение с мировой культурой, восстановление собственных культурных традиций. В этой связи неслучайным является обращение к идеям Ф. Фребеля.
Сделать человека - значит включить его, по выражению великого немецкого педагога Ф. Фребеля, в прошлое, настоящее и будущее культуры, сделать человека культурным - культурным способом». (141)
Исходя из особенностей современных форм мышления и деятельности, должен быть по-новому понят сам смысл образования. В центре его должно стать образование «человека культуры», человека, способного не только включаться в наличные формы деятельности и мышления, но переформулировать самые их основы, сопрягать различные культурные смыслы. Такой подход требует изменения как форм организации учебного процесса и методов преподавания, так и самого содержания образования» (145, С.47-48)
В зарубежной и отечественной науке - философии, психологии, антропологии, социологии, педагогике определились общие подходы, накоплен фонд научных идей, фактов, которые позволяют считать задачу изучения процесса развития аксиологической культуры будущего учителя осуществимой.
В современной науке имеется совокупность знаний, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы. В контексте общей теории различные аспекты феномена аксиологической культуры рассматривались в работах следующих ученых.
- философов (Э. Кант, Р.Б. Перри, Г. Беккер, С.Ф. Анисимов, Н.А. Бердяев, В.А. Василенко, Н.З. Чавчавадзе);
- психологов (А. Маслоу, К. Роджерс, Ф. Селже, Э. Фромм, В.Г. Ананьев, J1.C. Выготский, И.А. Зимняя, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);
- социологов (Д.К. Беляев, В.В. Ольшанский, А.А. Козлов);
- культурологов (Л. Уайт, М. Херсковиц, М. Мид, К. Клакхон, А. Крббер, А.А. Белик, П.С. Гуревич, Э.В. Соколов, С.А. Токарев);
- педагогов (М. Бирам, Ж. Ванье, А. Ланно, Ж. Лассер, К. Роджерс, С. Френе, Т.К. Ахаян, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, А.В. Кирь-якова, В.Г. Рындак, Ф.Ш. Терегулов, Г.И. Щукина).
Однако проблема аксиологической культуры не рассматривалась в качестве специального предмета исследования, в то время как практика испытывает нужду в исследованиях подобной проблематики.
Можно констатировать, что существует противоречие между растущей потребностью в выпускниках педагогических вузов с высоким уровнем развития аксиологической культуры личности будущего педагога и недостаточной разработанностью теоретических и практических аспектов процесса ее развития в ходе преподавания лингвострановедения в педагогическом вузе.
Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Педагогические условия развития аксиологической культуры личности будущего учителя».
Цель исследования состоит в выявлении комплекса педагогических условий эффективного развития аксиологической культуры личности будущего учителя в условиях педагогического университета.
Объектом исследования является образовательный процесс в вузе.
Предмет исследования: развитие аксиологической культуры личности будущего учителя в процессе преподавания лингвострановедения.
Гипотеза исследования. Аксиологическая культура личности студента формируется успешно в учебном процессе вуза, если реализуется комплекс педагогических условий:
- когнитивных (происходит увеличение объема аксиологического тезауруса студентов);
- эмотивных (формируется ценностное отношение к лингвостра-новедческой информации и меняется характер мотивации в изучении иностранного языка (от пассивно-созерцательного к исследовательскому и креативно-ценностному уровню);
- коммуникативных (развиваются базовые умения, необходимые в интеркультурной коммуникации).
В соответствии с целью и гипотезой исследования ставятся следующие задачи:
- конкретизировать понятие аксиологической культуры личности будущего учителя; разработать структурно-функциональную модель развития аксиологической культуры личности будущего учителя и апробировать еб в педагогических вузах; разработать научно-методические рекомендации по реше нию проблемы.
Методологической основой исследования явились положения и идеи о взаимосвязи всеобщего и общего, особенного и единичного, о личности как субъекте и объекте учебной деятельности; теория деятельности; теория ценностей; философские и психолого-педагогические теории о фундаментальных закономерностях преемственной организации учебной работы; раскрытии сущностных сил человека в познании и деятельности, что позволяет вычленить диалектику актуального и потенциального в развитии личности.
В соответствии с поставленными задачами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, анкетирование, ранжирование, тестирование, беседа, экспресс - интервьюирование, анализ письменных работ и др.
Базой исследования является факультет иностранных языков Оренбургского государственного педагогического университета, гуманитарный факультет Оренбургского государственного университета, лицей № 1 г. Оренбурга. В массовом эксперименте приняли участие 200 студентов факультета иностранных языков.
Этапы исследования:
Исследование проводилось с 1996 по 2001 г.г.
На первом этапе исследования (1996 - 1997 г.г.) происходило обобщение опыта работы в педагогическом университете по развитию аксиологических и культурологических аспектов личности путем привлечения лингвострановедческих материалов, определен библиографический список литературы по проблеме, сформулирована рабочая гипотеза, готовился материал спецкурса.
Второй этап исследования (1997-1999 г.г.) включал в себя подготовку теоретической базы исследования, проведение констатирующего эксперимента.
Третий этап исследования (1999-2001 г.г.) был посвящен решению следующих задач: опытно-экспериментальная работа по развитию аксиологической культуры личности студентов педагогических вузов; разработка спецкурса на французском языке «Лингвост-рановедение. Французская новелла XX века как средство развития аксиологической культуры будущих учителей»; апробация результатов исследования в учебных учреждениях и их анализ; оформление материалов диссертационного исследования в законченном виде.
Научная новизна исследования:
1. Конкретизировано понятие аксиологической культуры личности будущего учителя как интегративного качества личности, характеризующегося определенным уровнем развития лингвострановедческих знаний, эмоционально-ценностным отношением к ним, совокупностью умений их трансляции школьникам.
2. Доказано, что одним из средств развития аксиологической культуры выступает лингвостраиоведение.
3. Предложена модель развития аксиологической культуры личности будущего учителя.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: разработаны критерии для диагностики уровня развития аксиологической культуры личности будущего учителя; определены педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие аксиологической культуры личности будущего учителя иностранного языка; его результаты могут служить основой для дальнейшего изучения феномена аксиологической культуры, особенностей её формирования в условиях лицеев, колледжей и других учебных заведений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и апробирована модель развития аксиологической культуры личности будущего учителя. Спецкурс «Лингвострановедение. Французская новелла XX века как средство развития аксиологической культуры будущих учителей» внедрен в педагогический процесс вузов и лицея.
Достоверность научных результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций исследования, применением совокупности методов, адекватных его целям, задачам и логике.
На защиту выносятся следующие положения: - аксиологическая культура личности студента - интегративное личностное качество, характеризующееся определенным уровнем развития лингвострановедческих знаний, эмоционально-ценностным отношением к ним, совокупностью умений их трансляции школьникам; комплекс педагогических условий: когнитивные - условия, которые интенсифицируют процесс обучения иностранному языку посредством привлечения в него а) носителей языка и аутентичного материала; б) применения аудиовизуальных средств информационного пространства; в) стимулирования креативной научно-исследовательской работы студентов; г) перехода от традиционного обучения к знаково-контекстному, активному обучению, призванному устранить тенденцию отчуждения учителя от ученика, ученика - от школы, школы - от жизни; к личностно-ориентированному обучению, предусматривающему индивидуализацию, дифференциацию обучения, личностный подход к ученику как субъекту учения; д) расширение аксиологического тезауруса; эмотивные - это условия, которые а) обеспечивают вариативность и свободу выбора в обучающем лингвострановедческом материале; б) стимулируют мотивацию достижения и обеспечивают успешность в овладении иностранным языком; обеспечивают проектирование сдвига мотива на цель; коммуникативные - это условия, которые обеспечивают: а) моделирование в учебном процессе ситуации интеркультурной коммуникации; б) способствуют развитию речевого диалога в лингвострано-ведческий диалог культур; в) компьютеризацию интеркультурной коммуникации.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-педагогической работы в ОГПУ, ОГУ, лицее № 1 Г. Оренбурга, что отражено в публикациях автора.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по II главе
Результаты опытно-экспериментальной работы показали положительную динамику повышения уровня развития аксиологической культуры личности будущего учителя; подтвердили правильность выдвинутых критериев и показателей развития аксиологической культуры, эффективность комплекса педагогических условий: когнитивных, эмотивных, коммуникативных.
Результаты проделанного нами теоретико-практического исследования позволяют нам сформулировать основные выводы:
- проведенное теоретико-экспериментальное исследование доказало актуальность проблемы по развитию аксиологической культуры студентов;
- опытно-экспериментальный материал в целом подтвердил, что выявленный комплекс педагогических условий обеспечивает лингво-страноведению статус средства развития аксиологической культуры будущего учителя;
- эффективность данных педагогических условий подтверждена качественным изменением характера уровня развития аксиологической культуры студентов в изучении иностранного языка: от пассивно-созерцательного к исследовательскому и ценностно-креативному;
- теоретико-экспериментальное исследование подтвердило предположение о том, что лингвострановедение становится средством развития аксиологической культуры и влияет на профессиональную компетентность будущего специалиста, если содержание занятий по иностранному языку насыщается, обогащается материалами о культуре страны изучаемого языка, если уделяется должное внимание повышению уровня интеркультурной коммуникации, расширяется круг познаний и интеркультурная компетентность студентов;
- задача развития аксиологической культуры не может быть осуществлена в полной мере без целенаправленной деятельности преподавателей и без реализации комплекса педагогических условий, способствующих эффективному процессу развития аксиологической культуры личности студентов;
- спецкурс «Лингвострановедение, Французская новелла XX века как средство развития аксиологической культуры будущих учителей» способствует ценностному отношению студентов к познанию, участию в диалоге культур и трансляции знаний школьникам;
- развитие аксиологической культуры будущих учителей в процессе обучения иностранному языку на основе лингвострановедче-ских материалов французской литературы, наиболее эффективно происходит с применением ценностно-ориентированных технологий, обеспечивая сдвиг мотива на цель не только в обучении иностранному языку, но и в познании в целом;
- в исследовании зафиксированы положительные результаты в развитии уровней аксиологической культуры личности студентов: повышение уровня знаний и умений студентов, эмоционально-ценностного отношения, коммуникативных умений и способности их трансляции школьникам,
- данное тсорстико-экспсримснтальнос исследование свидетельствует о том, что развитие аксиологической культуры будущих учителей способствует развитию речевого диалога в лингвострановед-ческий диалог культур, мондиализации культуры, увеличению объема аксиологического тезауруса студентов, обогащает педагогический процесс в целом;
- материалы спецкурса по лингвострановедению могут использоваться в педагогическом процессе учебных заведений для развития ценностной культуры школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование доказало актуальность проблемы развития аксиологической культуры личности будущего педагога, которая обусловлена коренными изменениями в социально-экономической, политической и культурной сфере современного общества, пересмотром ценностей образования на современном этапе и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории и практике педагогической науки.
Экспериментально подтвержден принцип аксиологической интеграции и сопряженности трех областей знания в отборе содержания и конструирования спецкурса «Лингвострановедение. Французская новелла как средство развития аксиологической культуры будущих учителей». Результаты исследования показали правомерность выдвинутой нами гипотезы.
Задача развития аксиологической культуры личности в условиях педуниверситета не может быть осуществлена в полной мере без целенаправленной деятельности преподавателей и без наличия комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса развития аксиологической культуры личности будущего учителя.
Развитие аксиологической культуры протекает более успешно при реализации аксиологического подхода, при переходе от традиционного к знаково-контекстному, активному и ценностно-ориентированному обучению.
Реализация педагогических условий в рамках освоения базовой программы по специальности «Учитель иностранного языка» и скоординированного с ней спецкурса «Лингвострановедение. Французекая новелла XX века как средство развития аксиологической культуры будущих учителей» способствует развитию такого интегратив-ного личностного качества как аксиологическая культура. Многоас-пектность данного понятия раскрывается посредством уровней: креативно-ценностный, исследовательский, пассивносозерцательный.
В исследовании зафиксирована положительная динамика в развитии аксиологической культуры и самореализации студентов во время педагогической практики
Данное теоретико-экспериментальное исследование подтверждает возможность развития аксиологической культуры в других образовательных учреждениях посредством спецкурса.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Федоринов, Алексей Васильевич, Оренбург
1. Абдуллина О.А., Загрязкина Н.Н. Педагогическая практика студентов: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 175 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. - 334 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология и образ жизни личности. М., 1987.
4. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентииры образования. Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем. СПб, 1997. - 153 с.
5. Андриенко Е.В. Подготовка учителя в самоактуализации в педагогической деятельности. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1994. - 17 с.
6. Анисимов О.А. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. - С. 121-135.
7. Анисимов С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века. (Очерк философии) // Вест. Моск. ун-та. Сер. 7 «Философия».- 1994. № 4. - С. 34-42.
8. Анцыферова Л.И. Психология личности как «открытой системы» // Вопросы психологии.-1970.- № 5. с. 168-178.
9. Артемьева Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности // психол огия формированиия и развития личности. М.: Наука, 1981. - С. 67-87.
10. Афанасьева И.Г. Социалистические ценности и ценностные ориентации личности. М.: Изд-во МГУ, 1986. - 59 с.
11. Ахаян Т.К. Педагогические основы становления идейно-нравственных убеждений подростков // Нравственное формирование личности школьников в коллективе. J3., 1977. - 123 с.
12. Ахаян Т.К. Исследования аксиологических проблем воспитания учащихся. СПб., 1997. - С.98.
13. Багдасарьян Н.Г., Кансузян Л.В., Немцов А.А. Инновации в ценностных ориентациях студентов // Социс. 1995. - № 4. - С. 125-129.
14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. тр. -М.: Искусство, 1979. 423 с.
15. Бахтин и современная гуманитарная практика / Под ред. А.Г. Глинки. М., 1995.
16. Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. К столетию рождения М.М. Бахтина (1905-1995) / Сост. К.Г. Исупов. -СПб: Алетея, 1995. 370 с.
17. Бездухов В.П. Формирование гуманистической направленности студента будущего учителя как социально-педагогическая проблема. Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. - СПб.: Ин-т ОВ РАО, 1995. - 32 с.
18. Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента будущего учителя. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. - 185 с.
19. Белик А.А. Культурология. М., 1998.- 241 с.
20. Беликов В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция). Челябинск: Изд-во ЧГПИ Факел, 1995. 142 с.
21. Бенин В. Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ / Башк. пед. ин-т. Уфа, 1997.
22. Бердяев Н.А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991. - 398 с.
23. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. - 383 с.
24. Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. 1994.- № 5. - С.21-25.
25. Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика. 1993. - № 5. - С. 16-25.
26. Беспалько JI.B. Педагогическая технология в школе // Педагогические проблемы трудовой подготовки старшеклассников на современном этапе НТП. М., 1989. - С. 23-29.
27. Библер B.C. Культура: диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. - № 6. - С. 34.28. . Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин или Поэтика культуры. М.: Прогресс, 1991. - 169 с.
28. Библер B.C. От накоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. -413 с.
29. Билецкая О.П. Страноведческий и лингвострановедческий аспект обучения иностранному языку на неязыковых факультетах // Национально-культурная специфика социума и механизмы ее вербального воплощения. Воронеж, 1994. - 64 с.
30. Бим-Бад Б.М. Идеи «педагогической антропологии» в России, (конец XIX нач. XX веков) // Советская педагогика: - 1990. - № 9. - С. 102-109.
31. Битинас Б.П., Катаева, Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика. 1993. - № 2. - С. 1015.
32. Богин Г.И. Разговорная речь на иностранном языке как один из объектов обучения практической стилистике в языковом вузе // Иностр. яз. в высш. шк.- 1971. Вып. 6.
33. Бойко В.И. Ценности меняющегося мира (методология исследования) // Гуманитарные науки в Сибири. 1995. - № 2. - С. 3.
34. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. М.: Педагогика, 1997.
35. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала личности учителя // Сов. педагогика. 1989. № 8. - С. 89-94.
36. Братусь Б.С. Аномалия личности. М.: Мысль, 1988. - 301 с.
37. Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Вестн. высш. шк. 1997. - № 4. - С. 11-17.
38. Василевская И.В. Индивидуализированное обучение в высшей школе США. Автореф. дисс.докт. пед. наук. СПб, 1995. - 38 с.
39. Васильева З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности: Науч.-метод, пособие для студ. пед. ин-тов и учителей шк. Л., 1973. - 138 с.
40. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М., 1976,248 с.
41. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 3-е изд. -М., 1983. С 46, 49.
42. Вопросы лингвострановедения в курсе иностранного языка для специальных целей / Под. ред. Н.К. Гарбовского. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990. - 135 с.
43. Воробьёв В.В. Лингвокультурология (теория и методы): Монография. М., 1997.
44. Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6-ти томах. М., 1983, т.З.- 368 е., 1984, т. 4. - 432 е., 1984, т. 6. - 400 с.
45. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. -1995. № 6. С. 61-74.
46. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М: Наука, 1981. - 139 с.
47. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностр. яз. в шк.- 1985. №2. - С.18.
48. Гудечек Я. Ценностные ориентации личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. - С. 102-110.
49. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие. М.: Знание, 1996. - 286 с.
50. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация: Сб. работ. М.: Прогресс, 1989. - 310 с.
51. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука. 1984. - 268 с.
52. Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М.: Политиздат, 1967. - 351 с.
53. Дуранов М.Е. Практическая направленность обучения студентов как условие его оптимизации. Челябинск: Изд-во Чел. ГУ, 1983. - 140 с.
54. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. - 223 с.
55. Зимняя И.А. Психологическая характеристика иностранного (второго) языка как объекта овладения в языковом вузе // Сб. науч. тр. МГИИЯ. М., 1980. - Вып. 162.
56. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. - 128 с.
57. Изард К. Эмоции человека: пер. с англ.- М.: Изд-во Моск. унта, 1980. 440 с.
58. Ингекамп П. Педагогическая диагностика: Пер. с нем.- М.: Педагогика. 1991. 240 с.
59. Ительсон Л.Б. Основы методики профессионального обучения школьников. М., 1963. - 227 с.
60. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
61. Каган М.С. Проблемы взаимодействия и ценностного сознания. Наука и ценности (ученые записи). Л., 1990. С. 57-72.
62. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. -205 с.
63. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л., 1989. - 85 с.
64. Кант И. Основы метафизики нравственности. М.: Мысль, 1999. - 1472 с.
65. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М., 1993. - 80 с.
66. Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения. // Язык и личность.- М., 1989. С. 3, 5.
67. Кирьякова А.В. Аксиологический подход к развитию творческого потенциала личности // Ученые записки. Т. 1, 1995. С.21-23.
68. Кирьякова А.В. Роль ценностных ориентации в становлении социально-активной личности школьника // Формирование социальной активности личности в условиях реформы школы. ~ М., 1989. -С. 143-152.
69. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности: теория и диагностика. Л., 1991. - 83 с.
70. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография. - Оренбург: Изд-во Юж. Урал, 1996. - 188 с.
71. Кирьякова А.В. Концепция ориентации в мире ценностей // Актуальные проблемы педагогики на рубеже ХХ1века. Оренбург, 199&- с. 18-32.
72. Коинин П.В. Диалектика, логика, наука. М.: Политиздат, 1973. - 194 с.
73. Колобова JI.В. Педагогические условия ориентации будущего учителя на ценности культуры страны изучаемого языка. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Оренбург, - 17 с.
74. Кондаков Н.И. Логическиий словарь. М.: Наука, 1971. - 656 с.
75. Конецкая В.П. Социология коммуникации. Учебник. М.: Меж-дунар. ун-т бизнеса и управления, 1997. - 304 с.
76. Костомаров В.Г., Верещагин Е.М. Языковой вкус эпохи. М., 1994.
77. Костомаров В.Г., Верещагин Е.М. Язык и культура.- М., 1995. -224 с.
78. Ксенофонтова А Н. Проблема речевой деятельности в педагогическом процессе: Учеб. пособие к спецкурсу. Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1995. - 100 с.
79. Кузьмина З.В. Исследование динамики самооценки в условиях успеха и неудачи // Личность в психологическом эксперименте. -М., 1973. С. 34-44.
80. Кузьмина Н.В. Системный подход в педагогическом исследовании // Методология педагогических трудов / Под. Ред. А.И. Писку-нова, Г.В. Воробьева. М.: Педагогика, 1980. С. 82-117.)
81. Кулагина С.Г. Лингвострановедение как фактор развития аксиологического потенциала личности студента университета: Дисс. . канд. пед. наук. Оренбург, 1997. - 209 с.
82. Культурология. Науч.-образоват. Вестн. № 2-3. М: Новый центр, 1997.
83. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Моделирование педагогических ситуаций. М., 1981. - 120 с.
84. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. -М.: Высш. шк., 1990. 142 с.
85. Лапидус Б.А. Обучение второму иностранному языку как специальности. М., 1980.
86. Лапидус Б.А. Проблемы содержания обучения языку в языковом вузе. М., 1986.
87. Леви-Стросс Клод. Печальные тропики. М., 1984.
88. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. М.: Высш. шк., 1991. - 224 с.
89. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
90. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. - 40 с.
91. Леонтьев Д А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопр. психологии. 1987. - № 3. - С. 11-21.
92. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.,1980. 178 с.
93. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.,1981. 186 с.
94. Лешер О. В. Интерсоциальное образование студенческой молодёжи: теория и практика. Автореф. дис. д-ра. пед. наук. Челябинск, 1997. - 38 с.
95. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1993. 528 с.
96. Личность и прогнозирование / Под ред. Л.А. Регуш. Л., 1989. - 84 с.
97. Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе. -М.: Наука, 1989. С. 6-24.
98. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. - 525 с.
99. Магамадова Л.Х. Управление процессом развития профессионально ценностных ориентации будущих учителей: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - М., 1993. - 16 с.
100. Макаров М.Г. Категория «цель» в марксистской философии и критика телеологии. JI.: Наука, 1977. - 86 с.
101. Макаров М.Г. Развитие понятий предмета философии в истории ее учений. Л.: Наука, 1982. 269 с.
102. Мальковская Т.Н. Учитель-ученик. М., 1977. - 188 с.
103. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тесты -М., 1982. 186 с.
104. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997. -302 с.
105. Матушкин С.Е. Генезис педагогических идей Я.А. Коменского. Челябинск, 1997. 57 с.
106. Мерзлякова Л.В. Роль лингвострановедения в приобщении к иноязычной культуре // Интеркультурная коммуникация. Оренбург, 1996. - 94 с.
107. Миньяр-Белоручев Р.К., Оберемко О.Г. Лингвострановедение или «иноязычная культура»? // иностр. яз. в шк., 1993. № 6. - С. 54-56.
108. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку. М: Просвещение, 1990. - 223 с.
109. ПО. Михайлова Н.М. Интеграция экологических знаний школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Оренбург, 1995. - 16 с.
110. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. -М., 1987.
111. Момов В. Человек, мораль, воспитание / Пер. с болг. М. Прогресс, 1975. - 168 с.
112. Мосиенко Л.В. Аксиологизация лингвострановедческих знаний как фактор развития ценностных ориентаций будущего педагога. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Оренбург, 1999. - 19с.
113. Мудрик А.В. Социализация в «смутное время». М.: Знание, 1991. - 78 с.
114. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека / Психологическая наука в СССР.- М., 1960. С. 110.
115. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960. - С. 100-155.
116. Найн А.Я. Инновации в образовании. Челябинск / ГУ ПТО адм. Челяб. области, Челяб. Фил. ИПО МО РФ, 1995. 288 с.
117. Насретдинова P.P. Развитие аксиологических ориентаций студента педагогического вуза. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -Оренбург, 1996. - 19 с.
118. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М., 1997.
119. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского.- М.: Педагогика, 1989. 280 с.
120. Новые ценности образования. Выпуск 1-7 / Под ред. Н.Б. Крыловой. М., 1997.
121. Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Е.В. Бондаревской. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1995. - 216 с.
122. Образование в современном мире: Состояние и тенденции развития / Под ред. М.И. Кондакова. М.: Педагогика, 1986. - 284 с.
123. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989.
124. Ориентация и деятельность школьников: Монография / Под ред. Т.К. Ахаян, А.В. Кирьяковой. М.: Прометей, 1991. - 168 с.
125. Орлов А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. ~ 1995. № 6. - С. 63-69.
126. Осмоловская И М. Дидактические основания отбора ценностей в базовое педагогическое образование. М., 1991.
127. Осухова Н. Гуманистические ориентации учителя: пересмотр целей и поиск технологий // Альма матер. 1991. - № 12. - С. 3035.
128. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогическихвузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Рос. пед. агентство, 1996. 602 с.
129. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин и др.- М.: Школа Пресс, 1998. - 512 с.
130. Петров М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991. - 328 с.
131. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические произведения. М., 1969. - 659 с.
132. Плюснин Ю.М. Два полюса ценностного развития личности // Гуманитарные науки в Сибири. 1995. - № 2. - С. 33-40.
133. Проблема совершенствования процесса обучения в средней школе: Межвуз. сб. науч. тр. Д.: ЛГПИ, 1987. - 167 с.
134. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры // Педагогика. 1995. - № 5. - С 87-90.
135. Радина К.Д. Эмоционально-нравственное воспитание личности. Л., 1980. - 168 с.
136. Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Стандарт образования как средство повышения качества подготовки специалиста // Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание). -СПб.: Образование, 1994. 210 с.
137. Ракитов А.И. Курс лекций по логике науки. М.: Высш. шк., 1971. - 173 с.
138. Регуш Л.А. Прогностическая способность учителя и ее диагностика. Учеб. пособие к спецкурсу. Л., 1989. - С. 8-10.
139. Розин В.М. Введение в культурологию. М., 1994. - 104 с.
140. Розин В.М. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения // Философия образования для XXI века. М., 1992. С. 39.
141. Розов Н.С. Конструктивная аксиология и интеллектуальная культура будущего // Философия образования для XXI века. М., 1992. - С. 50-72.
142. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М., 1992.
143. Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск, 1992. - 162 с.
144. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования (Ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. - 194 с.
145. Розов Н.С. Ценности гуманитарного образования // Высш. образование в России. 1996. - № 1. - С. 85-88.
146. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М., 1957. - 328 с.
147. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1987. -423 с.
148. Рындак В Г. Формирование творческого потенциала учителя / теория и диагностика. М.; Ин-т теорет. педагогики и междунар. исследований в образовании, 1994. - 1 13 с.
149. Сагатовский В.Н. Системный подход к классификации ценностей. Научные исследования и человеческие потребности. ВНИИ системных исследований. М., 1979. - 119 с.
150. Сальцева С.В. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования. Монография. Оренбург. 1996. 179 с.
151. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Под ред. А.Е. Кибрика,- М., 1993. 656 с.
152. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990. - 360 с.
153. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. - 150 с.
154. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1970. 40 с.
155. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. - 96 с.
156. Сластенин В.А., Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя // Сов. педагогика. 1990. - № 7. - С. 82-88.
157. Сноу Ч.П. Две культуры. М., 1973.
158. Советский энциклопедический словарь.- М.: Сов. энциклопедия, 1979. 1600 с.
159. Соколов Э.В. Культурология. М.: 1994. - 177 с.
160. Соколов Э.В. Культура и личность. JI.: Наука, 1972. - 282 с.
161. Соколова Л.Б. Методологическая культура как фактор становления педагогической деятельности: учебное пособие к спецкурсу. Оренбург: Издательство ОГПИ, 1996. - 112 с.
162. Соколова Л.Б. Формирование культуры педагогической деятельности будущего учителя: Монография. -Оренбург., Изд-во ОГ-ПУ, 2000. -300 с.
163. Сопер Поль Л. Основы искусства речи. М.: Прогресс, 1992. -С. 99-100.
164. Сосюр Ф. де. Заметки по общей лингвистике. М., 1990. - С. 90.
165. Сотрудничество педагогов и учащихся как педагогическое явление: Межвуз. сб. науч. тр. / ЛГПИ им. А.И. Герцена; Отв. ред. З.И. Васильева. Л., 1989. - 161 с.
166. Сохор М. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974. - 192 с.
167. Спирин Л.Ф. Основы педагогического анализа. Ярославль, 1985. - 98 с.
168. Спирин Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя: Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. М., 1991. - 40 с.
169. Суханов А.П. Информация и прогресс. Новосибирск: Наука, 1988. - 190 с.
170. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. - 343 с.
171. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987.
172. Терегулов Ф. Ш. Образование новый взгляд: теория, технология, практика. -Уфа, 1998.
173. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
174. Толингерова и др. Психология проектирования умственного развития детей. М - Прага: Роспедагентство, 1994. - 48 с.
175. Усова А.В., Тулькибаева Н.Н. Практикум по решению физических задач. М.: Просвещение, 1992. - 208 с.
176. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 6-е изд. пере-раб. и доп.- М. Политиздат, 1991. - 559 с.
177. Фаенова М.О. Обучение культуре общения на английском языке: Науч.- теорет. пособие. М.: Высш. шк., 1991. - 144 с.
178. Фаенова М.О. О стилевой характеристике устной речи студентов языкового вуза // Вопросы методики и психологии обучения иностранным языкам: Сб. научн. тр./ Моск. гос. пед. ин-т иностр. яз. им. М. Тореза. Вып. 121. М., 1997.
179. Фаенова М.О. Методика работы над культурой речи на иностранном языке (начальный этап языкового вуза): Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1980. 17 с.
180. Фаенова М.О. Повышение эффективности обучения иноязычному речевому этикету // AATSEEL Newsletter. Baltimore. 1989. Vol. 32. Letter 2.
181. Феденко JI.H. Интеркультурная коммуникация как условие развития единого образовательного пространства // Интеркультурная коммуникация. Оренбург, 1996. - 94 с.
182. Федоринов А.В. Методический материал по домашнему чтению для студентов факультета иностранных языков. Оренбург: Агентство «Пресса», 1999. 33 с.
183. Федоринов А.В. К проблеме содержания аксиологической культуры будущего учителя // Вестн. Оренбург, гос. пед. ун-та. № 6 (21). Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. - С. 141-148.
184. Федоринов А.В. Французская новелла XX века как средство развития аксиологической культуры будущих учителей. Учеб. пособие к спецкурсу (практ. аспект) Оренбург: Агентство «Пресса», 2001. 96 с.
185. Философский энциклопедический словарь. М., 1997. - 579 с.
186. Формановская Н.И., Соколова Г.Г. Речевой этикет. Русско-французские соответствия. Справочник. М.: Высш. шк., 1989. -112 с.
187. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. -415 с.
188. Харченкова Л.И. Диалог культур. СПб., 1994. - 86 с.
189. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984. - 171 с.
190. Чернецов П.И. Точность знаний как фактор формирования мировоззрения старших школьников: автореф. дисс.канд.пед.наук. Челябинск, 1974.
191. Шарден П.Тейяр де. Феномен человека. М., 1987.
192. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. - 53 с.
193. Шишмаренкова Г.Я. Теория и практика формирования познавательной самостоятельности старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин (личностно ориентированный аспект). Дисс. . д-ра пед. наук. Челябинск, 1997. - 320 с.
194. Щерба JT.B. Языковая система и речевая деятельность. J1.: Наука, 1974. - 428 с.
195. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971. - 351 с.
196. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979. - С. 35.
197. Annuaire statistique de la France. P., 1969. P. 23.
198. Association pour la Recherche et l'lntervention Psycho-sociologiques (A.R.I.P.). P^dagogie et Psychologie des groupes. Editions de l'Epi, Paris, 1964.
199. Ferry G. Rogers en question. L'Education nationale, № 793, P, 1966, 18-20.
200. Fichou J.-P. Enseigner les civilisations. Presse universitaire de France. - Paris, 1979. - 191 p.
201. Filloux J. Reflexions sur l'attitude non directive en p^dagogie. Bull, de Psychologie, 16, P., 321-325, 1963.
202. Galisson R. Enseignement et apprentissage des langues et des cultures. // Le fran9ais dans le monde. 1989. № 227. P. 12-16.
203. Gosselin G. L'anthropologic et les antinomies de l'Egalit^ des cultures // Ethnologie fr. P., 1992. - T. 40, № 4. - P. 404-408.
204. A l'Hotellier. La pEdagogie non directive. Dans Le psycho-sociologue dans la cit6, Fondation Rayonnement, ouvr. Coll., Ed. de 1'Epi, Paris, 1967.
205. Habermas J. Communication and the Evolution of Society. Cambridge. England, 1979.
206. Herskovits V. Cultural Anthropology. N. Y. 1955. P. 316, 351.
207. Kaye В., I. Rogers. Pddagogie de groupe dans l'enseignement secondaire et formation des enseignants, Collection « Sciences de l^ducation », P., 1971, 160 p.
208. Kroeber A.L. Anthropology. Race. Langage. Culture. Psychology. Prehistory. N.Y., 1948. P. 295.
209. Maslow A. Motivation and personality. N.Y. 1970.
210. Maslow A. Some educational implications of the humanistic psychology // Harward Educational Rewiew. 1968. V. 38. № 4.
211. Malinowski B.Journal d'ethnographe, Paris: Le Seuil, 1985.
212. Mermet B. Francoscopie. Les Fran^ais qui sont-ils? P., 1985. P. 111-184.
213. Patterson C.H. Foundations for a theory of instruction and educational psychology. N. Y., 1977, p. 302.
214. Peretti A. De Carl Rogers, ou les paradoxes de la presence, dans Etudes, janv.-f6v. 1967.
215. Reboule O. La Philosophie de l'Education. P., 1989.
216. Rodgers C. Le d6veloppement de la personne. Paris, Dunod, 1972. (traduit par E. L. Herbert, Ancien professeur de pedagogie a l'Universite de Manchester).
217. Rogers C.R. Libert^ pour apprendre? Collection « Sciences de l'Education », P. 1972, 384 p.
218. Roustang F. Un colloque avec Carl Rogers. Etudes. Juin 1966, 784-788.
219. Simonesku C. J. Enseignement, recherche et production en Europe de l'Est // Pespection. 1980. Vol. 10. № 3. P. 364-371.
220. Stien H.F. The Psychoanthropology of American Culture. N.Y., 1985. P. 14.
221. Towner R.H. La philosophie de la civilisation. Paris : Didier, 1979. - 301 p.
222. Vannier G. Les grands courants de la pens£e moderne. Paris, Edition Nathan, 1999.
223. Vernon M. Human Motivation. Cambridge: Univers. Press, 1977. - 190 p.
224. Zarate G. Enseigner une culture 6trangfcre. // Recherches. Application. Paris, Hachette, 1986.
225. Zarate G. Objectiver le rapport culture maternelle I culture ёtrangёre. // Le fransais dans le monde. 1983. № 181.