Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Веселова, Людмила Геннадьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Мурманск
Год защиты
 2006
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания"

На правах рукописи

Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Петрозаводск 2006

Работа выполнена на кафедре педагогики ГОУ ВПО "Мурманский государственный педагогический университет"

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: доктор педагогических наук,

профессор ЗИМИНА

АНГЕЛИНА НИКОЛАЕВНА

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ: доктор педагогических наук,

профессор БЕЗБОРОДОВА

ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА,

кандидат педагогических наук,

доцент ШЕВЧЕНКО

НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: ГОУ ВПО "Новгородский

государственный университет им. Ярослава Мудрого"

Защита состоится «17» октября 2006 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.087.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при ГОУ ВПО "Карельский государственный педагогический университет" (185035, г.Петрозаводск, ул.Пушкинская, 17, ауд.113).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Карельского государственного педагогического университета.

Автореферат разослан « 16» сентября 2006 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, доцент Л.А.Корожнева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Изменения, происходящие в экономической и социокультурной жизни страны, адекватно отражаются в педагогической теории и практике. Новая функция образования призвана формировать творческую личность и одновременно «человека культуры» (В.С.Библер).

Приоритет творчества и культуры вносит новые смыслы в развитие личности ребёнка дошкольного возраста. Перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача воспитания творческой активности детей, от уровня которой зависит их жизнедеятельность и гармоничность развития, в том числе и эстетического.

Известно, что эстетическое отношение к действительности, рассмотренное с позиции активности субъекта, является основополагающим началом в его всестороннем развитии (Ю.Б.Борев, А.И.Буров, В.В.Бычков, В.В.Ванслов, Н.И.Киященко, А.Ф.Лосев, В.К.Скатерщиков и др.). Эстетическое отношение к действительности позволяет детям проявлять творческую активность в любом виде деятельности (Л.С.Выготский,

A.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, Б.М.Теплов и др.; Н.А.Ветлугина, А Л.Зимина, Т.С.Комарова, Б.ТЛихачёв, Б.М.Неменский,

B.А.Разумный и др.).

Во многих философских, психологических и социологических исследованиях рассматривается проблема развития творческой личности средствами искусства, которое имеет значительный развивающий и воспитывающий потенциал с широким спектром воздействия на сферу интеллекта, чувств и способностей человека (А.В.Антонова, Э.А.Верб, О.В.Дивненко, Б.ТЛихачёв, А.А.Мелик-Пашаев, Ю.Х.Фохт-Бабушкин и др.).

Психологические основы проблемы формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста представлены в работах Б.Г.Ананьева, Л.А.Венгера, Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, Д.В.Колесова, Г.А.Урунтаевой и др. Педагогический аспект художественно-творческого развития дошкольников излагается в трудах Н.А.Ветлугиной, А.А.Грибовской, Т.Н.Дороновой, Т.С.Комаровой, О.П.Радыновой, Н.П.Сакулиной, Е.А.Флёриной, Н.Б.Халезовой, Т.Я.Шпикаловой и др.

В реализации проблемы творческой активности дошкольников особое значение имеет обеспечение целесообразной взаимосвязи эстетического воспитания и художественного образования, что детерминировано идеей развития гармонической личности. Это требует рассмотрения исследуемой проблемы в ракурсе интеграции искусств (П.П.Блонский, В.В.Ванслов, АЛ.Зись, Д.Б.Кабалевский, М.С.Каган, В.В.Кандинский, В.С.Кузин, А.В.Луначарский, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский, Г.П.Шевченко, Б.П.Юсов, П.МЛкобсон и др.). Однако в реальной практике интеграция сводится к использованию смежных видов искусств в рамках одного предмета или вида деятельности с целью углубления процесса восприятия, а не развития творческой активности в широком плане.

Интеграция искусств понимается как определённое сочетание видов искусства, выбранное для решения тех или иных задач развития творческой активности и эстетического воспитания растущей личности.

Проблема творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания сопряжена с регионализацией образования (Л.М.Андрюхина, Э.Д.Днепров, В.М.Шадриков и др.). В то же время, несмотря на исследования, поднимающие вопросы музыкальной и художественной культуры регионов в контексте образования, современный педагог дошкольного образовательного учреждения сталкивается в своей практической деятельности с недостаточностью обоснования содержания регионального компонента и технологии его реализации.

Обзор планов воспитательно-образовательной работы в ДОУ показал, что занятия по ознакомлению дошкольников с искусством планируются один раз в месяц, взаимодействие искусств в педагогическом процессе, практически, не решается, педагогами слабо изучены и неэффективно используются методы эстетического воспитания.

На основе вышеизложенного с учетом актуальности проблемы была определена тема исследования: «Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания».

Проблемой исследования являются условия, способствующие эффективному развитию творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания.

Цель исследования: выявление и обоснование педагогических условий развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания.

Объект исследования — процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, направленный на развитие творческой активности личности.

Предмет исследования - педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкальной и изобразительной деятельности.

Гипотеза исследования. Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания будет эффективно осуществляться при соблюдении следующих педагогических условий:

— построении художественно-творческой деятельности на основе субъективного опыта детей;

— организации взаимодействия детей и взрослых на основе гуманистического общения в совместной музыкальной и изобразительной деятельности;

— организации эстетической деятельности детей на основе интеграции изобразительного и музыкального искусств, создающих реальные возможности для развития их интереса, активности в овладении опытом изобразительной и музыкальной творческой деятельности;

- ориентации музыкальной и изобразительной деятельности на проявление детской активности в решении творческих заданий;

— повышении эстетической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей.

Задачи исследования:

1. Изучить научно-теоретические материалы, посвященные проблеме исследования.

2. Разработать критерии и показатели, характеризующие уровни развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания.

3. Выявить педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста с учётом регионального компонента содержания образования.

4. Разработать учебно-методический комплект, способствующий решению задачи развития творческой активности детей в изобразительной и музыкальной деятельности, с использованием искусствоведческого материала Кольского Заполярья.

Методологической основой исследования являются ведущие идеи и положения философии, эстетики, искусствознания о художественном творчестве (М.М.Бахтин, Л.С.Выготский, А.Я.Зись, М.С.Каган, А.Я.Пономарёв, Б.М.Теплов, П.М.Якобсон и др.); об искусстве как художественной форме отражения явлений окружающей действительности (Ю.Б.Борев, А.И.Буров, В.К.Скатерщиков, Л.Н.Столович, Е.Г.Яковлев и др.); идеи В.В.Ванслова, В.В.Кандинского и др. о единых корнях синтеза искусств, определяющегося их генетической, морфологической и идейно-нравственной общностью.

Теоретическим фундаментом исследования являются труды отечественных психологов и педагогов: идеи и концепции эстетического воспитания дошкольников средствами искусства (Н.А.Ветлугина,

A.Н.Зимина, И.А.Дзержинская, Т.Н.Доронова, Т.С.Комарова, ОЛ.Радынова, Е.А.Флёрина и др.); идеи интегративно-деятельностногчэ подхода в теории и методике эстетического воспитания (Д.Б.Кабалевский, В.С.Кузин, Б.М.Неменский, Б.П.Юсов и др.); положение о роли субъект-субъектных отношений педагогов и детей, сотрудничества в воспитательно-образовательном процессе (Ш.А.Амонашвили, Д.А.Леонтьев,

B.А.Сухомлинский, В.А.Петровский и др.); теория развития личности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина,

B.А.Петровский, Н.Н.Поддьяков, Г.А.Урунтаева, и др.); теория культурно-исторического развития личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,

C.А.Рубинштейн и др.).

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; эмпирическое наблюдение за педагогическим процессом; педагогический эксперимент; анкетирование; педагогическое тестирование; систематизация и

классификация материалов исследования в аспекте рассматриваемой проблемы.

Исследование включало три этапа.

На первом этапе (2000 — 2002) анализировалась научная литература по проблеме, определялись исходные компоненты исследования, проводился констатирующий этап эксперимента.

На втором этапе (2002 - 2003) выявлялись условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания, проводился формирующий этап эксперимента, апробировался учебно-методический комплект «Прекрасное рядом».

На третьем этапе (2003 — 2005) проводился контрольный этап эксперимента, определялись уровни сформированное™ творческой активности детей, анализировались, систематизировались и обобщались результаты исследования, формулировались выводы, осуществлялось оформление диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем: разработан и внедрён в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений учебно-методический комплект по эстетическому воспитанию, направленный на развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста, «Прекрасное рядом».

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— определено содержание эстетического воспитания с учётом регионального компонента;

— выявлены педагогические условия развития творческой активности детей, используемые в работе по эстетическому воспитанию педагогами Кольского Заполярья;

— разработаны и обоснованы критерии оценки развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке системы оценок уровней развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста, определяющихся по:

— степени сформированности эстетических потребностей;

— степени развития нравственно-эстетических качеств, свидетельствующих об активном отношении ребёнка к творческим заданиям в области музыкальной и изобразительной деятельности;

— характеру эмоционально-волевых проявлений (самостоятельность, инициативность, способность к сопереживанию и др.);

— степени сформированности потребности в общении, способности к сотворчеству;

— соотношению репродуктивного и продуктивного в музыкальной и изобразительной деятельности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

- разработан и внедрён в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений учебно-методический комплект по эстетическому воспитанию;

- определено авторское содержание учебно-воспитательного процесса для групп старшего дошкольного возраста (детей 5-7 лет) с учётом мотивов, потребностей и интересов воспитуемых;

- материалы исследования могут быть использованы в процессе повышения квалификации педагогических и руководящих кадров системы дошкольного образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста, включают ознакомление с разнообразными видами эстетической деятельности, организованной на основе взаимодействия изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, празднично-развлекательной деятельности.

2. Процесс развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия изобразительного и музыкального искусства предполагает наличие эмоционально-эстетического восприятия художественных произведений, знаний о жанровой специфике художественных произведений, их образном характере.

3. Сущностью творческой активности детей старшего дошкольного возраста является реализация потребности в новых знаниях и получении от них положительных эмоций, а также способность преобразовывать, видоизменять имеющиеся знания и выражать собственное отношение к ним в различных видах художественно-творческой деятельности.

Достоверность результатов исследования обеспечена аргументированностью и фундаментальностью его методологических позиций; использованием комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования; обоснованностью технологии педагогического эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе экспериментальной работы в детских садах №№7,8,12,49 г. Североморска Мурманской области; посредством публикации материалов по проблеме исследования в печати; участием в научно-практических конференциях Мурманского государственного педагогического университета.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель, объект и предмет исследования, формулируется гипотеза, ставятся задачи, освещается методология, научная новизна и практическая значимость,

указываются этапы исследования, положения, вынесенные на защиту, приводятся итоги апробации и внедрения результатов исследования.

В первой главе — «Теоретические основы развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания» - представлен ретроспективный анализ исследуемой проблемы в философском и педагогическом аспектах, обоснована и раскрыта сущность творческой активности старших дошкольников.

В результате теоретического анализа фундаментальных трудов в области философии (Конфуций, Платон, Аристотель, А.Августин, М.Монтень, ДДидро, В.Гумбольдт, И.Кант и др.; К.С.Аксаков, Н.А.Бердяев, В.В.Зеньковский, В.Ф.Одоевский, А.Ф.Лосев, В.С.Соловьёв и др.); истории педагогики (Г.Б.Корнетов, Л.Н.Литвин, З.И.Равкин и др.); педагогики (А.ВЛуначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, В.Н. и С.Т.Шацкие и др.); теории и методики эстетического воспитания (Е.В.Квятковский, Б.Т.Лихачёв, В.А.Разумный, Л.В.Школяр, Б.П.Юсов и др.) были выделены ведущие философские основы эстетического воспитания.

Автор диссертации основывается в своей работе на следующих положениях:

1. В течение многовекового историко-педагогического процесса эстетическое воспитание рассматривалось в контексте «реализации сущностных сил человека в многообразии форм его социального бытия» (Г.Б.Корнетов) как важный фактор развития личности.

2. Цель эстетического воспитания, мерилом которой является человек, возможность его саморазвития и самовыражения, эволюционировала в зависимости от эпохи, конкретных социально-экономических отношений, уровня развития философской и педагогической мысли.

3. Эстетическое воспитание в широком смысле определяется как специально организованный, целенаправленный процесс формирования субъекта эстетической культуры через развитие эстетических отношений к действительности.

4. Творчество в различных формах — непременный атрибут земной цивилизации на всём протяжении её существования. Д.СЛихачёв определяет жизнь «как вечное созидание», в котором участвует каждый человек, создающий радостную, светлую атмосферу вокруг себя. Ретроспективный взгляд в историю педагогической мысли позволил

выявить, как идея творческой деятельности и творческой активности транспонировалась в дошкольную педагогику, теорию и методику эстетического воспитания детей. В этой связи рассматриваются и обосновываются исходные теоретические понятия исследования: «творчество», «развитие», «творческая активность», предлагаются критерии оценки детского творчества на примере изобразительной деятельности. '

Обращение к работе психологов (Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Л.Б.Ермолаева-Томина и др.), исследователей в областа

дошкольной педагогики и методик эстетического воспитания (Н.А.Ветлугина, Т.Н.Доронова, А.Н.Зимина, Т.С.Комарова, О.ПРадынова, Р.М.Чумичёва и др.) показало, что творческая активность является сложным понятием, в определении которого встречаются существенные различия. Мы разделяем позицию тех исследователей, которые считают, что творческая активность — сложное интегративное качество личности, являющееся высшгй формой проявления активности и представляющее собой диалектическое единство общего, присущее всем видам социальной активности, л особенного, характерного как мера деятельности личности в области творческой деятельности. Данное понимание строится на научных исследованиях М.Н.Братухиной, Т.С.Комаровой, А.Я.Пономардва, Н.М.Сокольниковой и др.

В работе рассматриваются законы развития детского творчества (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, Л.Б.Ермолаева-Томина, В.С.Мухина, Н.Н.Поддьяков и др.), объекты творческого развития. Творческая активность детей сопрягается с мотивационно-целевой направленностью личности дошкольника, с его способностью производить преобразования в самом себе (Б.Г.Ананьев, П.П.Блонский, В.Т.Кудрявцев, В.С.Щербаков и др.). Это актуализирует вопрос о влиянии критериев и показателей творческой активности старших дошкольников. Согласно концепции данного исследования, критерии творческой активности можно представить в мотивационном, содержательном и процессуальном аспектах.

Во второй главе - «Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста» - теоретически обосновываются и раскрываются различные подходы к решению данной проблемы (А.В.Бакушинский, К.Н.Вентцель, Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, В.А.Езикеева, А.Н.Зимина, Т.Г.Казакова, Н.С.Карпинская, Т.С.Комарова, О.С.Ушакова, Р.М.Чумичёва и др.).

Анализ литературы показал, что в современной теории дошкольного воспитания признана необходимость создания благоприятных условий развития творческой активности. Наиболее эффективным условием воспитания самостоятельной, инициативной личности дошкольника является активизация творческой деятельности. В работе определены пути и средства реализации данного условия: поэтапный характер организации детского творчества; широкий спектр творческих заданий и их варьирование; рациональное сочетание индивидуальных, групповых, коллективных форм творческой деятельности; обогащение культуры слухового и зрительного восприятия; опора на смежные виды искусства; стимулирование воображения; проблемно-игровые методы обучения детей; педагогический такт в руководстве и оценке творческой активности детей.

В диссертации представлен обзор современных комплексных и парциальных программ по эстетическому воспитанию (Н.Э.Баснна, Н.А.Варкки, Л.А.Венгер, Т.Н.Доронова, С.К.Кожохина, Т.С.Комарова, О.А.Куревина, В.ИЛогинова, О.А.Соломенникова, Г.СЛ1вайко и др.). Во всех программах прослеживается расширение сферы эстетических знаний и

практических умений. Раскрываются методы и приёмы работы с детьми, способствующие развитию творческой активности дошкольников, которая рассматривается в прямой связи с активизацией внимания, восприятия, воображения, интереса, успешно формирующиеся в определённых обстоятельствах, созданных педагогом. В программах отмечается, что задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям в предметах и явлениях действительности и искусства найти живые, яркие и интересные стороны с тем, чтобы они затем могли в своих творческих работах представить ранее испытанные впечатления в различных новых сочетаниях.

Значительный акцент в современных программах делается на знакомстве детей с изобразительным и музыкальным искусством, которые являются одним из важных факторов развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания.

В контексте регионального подхода к образованию в диссертации рассмотрены соответствующие программы, методические пособия и рекомендации по эстетическому воспитанию (Н.Н.Вересов, Т.А.Голикова, О.С.Грушанина, О.Г.Жукова, Н.М.Линченко, Н.Е.Малыгина, Е.В.Манохина, Л.Г.Руденко и др.).

Воспитание любви к «малой родине» обеспечивает гуманизацию педагогического процесса, где происходит слияние информационной и эмоциональной сфер. Ознакомление дошкольников с природой и искусством родного края — деятельность, способствующая развитию творческой активности и интеллектуальных качеств личности, общения, любознательности.

Целенаправленная работа воспитателей и музыкальных руководителей по формированию у детей эстетического восприятия предметов и явлений окружающего мира, систематическое обогащение детей представлениями о природе родного края, в том числе через произведения авторов Кольского Заполярья (писателей, художников, музыкантов) благоприятно влияет на развитие творческой активности в процессе эстетического воспитания, позволяет преодолеть стереотипность подхода к проведению занятий.

Однако необходимо отметить, что вопросы развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в условиях Кольского Заполярья на основе интеграции искусств в педагогических материалах региона рассмотрены недостаточно.

В третьей главе — «Взаимодействие изобразительного и музыкального искусства как условие развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста» - раскрываются задачи, организация, методика и содержание экспериментального исследования, анализируются результаты этапов педагогического эксперимента.

Экспериментальная работа проводилась с сентября 2002 года по май 2003 года на базе дошкольных образовательных учреждений №№7,8,12,49 г. Североморска Мурманской области. В эксперименте принимало участие 150 детей старшего дошкольного возраста, из которых 50 — воспитанники

детского сада №8: экспериментальная группа (ЭГ) - 25 детей, контрольная группа (КГ) - 25 детей.

В процессе констатирующего этапа эксперимента осуществлялась диагностика исходного уровня творческой активности детей, анализировались условия эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении, разрабатывались методы и средства организации творческой деятельности детей. При решении задач эксперимента использовались такие методы исследования, как рисуночный тест, специальное творческое задание на воплощение музыкального образа в пластическом этюде, дискретное наблюдение за детьми, анкетирование родителей, изучение и анализ методических материалов в дошкольных образовательных учреждениях.

В процессе констатирующего этапа эксперимента определена характеристика уровней развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Низкий уровень характеризуется слабо выраженной активностью (с признаками вялости, пассивности) в процессе восприятия музыки, произведений изобразительного искусства; отсутствием желания высказывать оценочные суждения, отражать впечатления в пластике движений, рисунке; отказом «сочинять» даже с помощью воспитателя.

Средний уровень характеризуется активностью и эмоциональностью ребёнка при восприятии художественных произведений, желанием создавать новое, но ребёнок затрудняется в обосновании своего отношения к воспринятому, определении темы и содержания своей работы; в процессе деятельности ориентируется на действия других детей, нуждается в помощи педагога; продукты творческой деятельности содержат незначительные средства выразительности.

Высокий уровень характеризуется наличием у ребёнка потребности в эстетическом оформлении окружающей жизни; эмоциональностью; глубоким усвоением и осмыслением знаний, умений и навыков эстетической деятельности; активным отношением к творческим заданиям в области музыкальной и изобразительной деятельности; яркостью оценочных суждений; самостоятельностью; инициативностью; способностью к сотворчеству; оригинальностью творческих работ в музыкальной и изобразительной деятельности.

Результата констатирующего этапа эксперимента показали следующее: в изобразительной деятельности детей экспериментальной группы преобладает средний уровень развития творческой активности; личностные характеристики детей экспериментальной группы, полученные на основе анализа параметров личностного развития, составляют: высокий уровень — 29%; средний — 54%; низкий уровень — 17%; большинство родителей индифферентны к проблемам детского творчества; необходимость в дополнении программы эксперимента наглядным и практическим материалом, способствующим развитию творческой активности детей старшего дошкольного возраста.

В этой связи эстетическая зона дошкольных образовательных учреждений была пополнена коллекцией репродукций работ художников-североморцев (Б.Манько, С.Скорова, А.Шкурлатова и др.), сборниками стихов поэтов Кольского Севера (В.Алданского, А.Бажанова, О.Вороновой, И.Истомина, Ю.Кушака, В.Смирнова и др.), детскими песнями композиторов Мурманской области: А.Адамовского («Страна «Дельфинария»), В.Герасимова («Мурманск в музыке и камне»), Г.Малкина, А.Шамшура («Праздник медведя»), В.Попова («Северные песенки»).

Музыкальный материал, изобразительный ряд, поэтические произведения подбирались для интегрированных занятий так, чтобы необходимый для ознакомления детей художественный образ был выражен различными средствами искусств. Так, иллюстративным материалом занятия на тему «Зима в Заполярье» являются: песня В.Попова «Первый снег», репродукции с картин И.Золотарёвой «Сосна», А.Шкурлатова «Рябина» с изображением зимних пейзажей, стихотворение О.Вороной «Первый снег принесла непогода...».

В процессе формирующего этапа эксперимента осуществлялась эстетическая деятельность на основе авторского учебно-методического комплекта, стержнем которого является региональный компонент, а спецификой — взаимодействие изобразительного и музыкального искусств. Содержание данного комплекта представлено 26 конспектами занятий. Экспериментальные занятия проводились два раза в неделю: одно занятие со всей группой, другое — с подгруппой детей, нуждающихся в оказании индивидуальной помощи.

Занятия дополнялись систематическими наблюдениями старших дошкольников в природе, организацией выставок детского творчества, проведением развлечений, экскурсиями в мастерскую художника. В систему занятий органично вписывалась серия творческих заданий, в которых учебно-творческая задача ставилась перед детьми в игровой форме.

Первая серия творческих заданий («Угадай, что нарисовано», «Необычный рисунок») содержала задачу активизации тактильных ощущений, отображение их в рисунке. Вторая серия творческих заданий («Я олень», «Ожившая картина») предполагает отождествление ребёнком себя с изображаемым предметом (развитие чувства эмпатии). Третья серия творческих заданий («Придумай картину», «Удивительные каракули») была направлена на стимулирование творческого воображения посредством постановки конкретной проблемы.

По мерю внедрения в работу с детьми творческих заданий наблюдалось повышение проявлений самостоятельности и инициативности, уверенности в своих возможностях, выразительности композиции рисунков, эмоциональности. Данные наблюдения были подтверждены промежуточным тестовым срезом (январь 2003): рисуночным тестом на свободную тему. Анализ детских рисунков показал рост творческих решений у детей экспериментальной группы.

Таблица 1.

Результаты рисуночного теста детей экспериментальной группы __ (в абсолютных числах)_

этапы Констатирующий этап эксперимента Промежуточный срез

уровни Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

уровень уровень уровень уровень уровень уровень

ЭГ 8 12 5 12 11 2

В ходе формирующего этапа эксперимента использовались следующие способы обучения: вычленение единичного в картине, метод целостного восприятия образа; беседа или рассказ воспитателя искусствоведческого характера; сравнение настроения, передаваемого разными видами искусств; поочерёдное включение в восприятие разных видов искусства, одновременное включение в восприятие разных видов искусства; метод музыкального иллюстрирования; мысленное рисование (словесное) собственной картины; приём «вхождения» в картину и др.

Игровые приёмы способствовали зарождению оригинальных замыслов, проявлению речевой активности, а также, что наиболее важно, активности творческой — желанию выразиться в пластическом танце, рисунке.

Повышение педагогической компетентности родителей детей экспериментальной группы осуществлялось на «Уроках творчества», содержащих устные и письменные консультации по различным вопросам изобразительной деятельности дошкольников, • сведения об искусстве региона, а также практические показы («Творчество в дошкольном детстве», «О детском сюжетном рисунке», «Как рисовать пейзаж», «Изобразительная деятельность и природа», «Композиторы, художники и поэты Кольского Заполярья» и др.).

Контрольный этап эксперимента проводился идентично констатирующему этапу экспериментальной работы. Анализ результатов свидетельствует о следующем; целенаправленная работа по эстетическому воспитанию детей способствовала развитию их творческой активности.

Заметно вырос уровень представлений дошкольников о произведениях живописи. Это выразилось в ответах детей по содержанию картины, а также подтвердилось наличием в рассказах детей логических связей между содержанием и выразительными средствами (цветом, композицией, формой), умением определять и обосновывать настроение, чувства, умением пользоваться образным языком. Эмоционально-личностное отношение дошкольников к произведениям искусства сказалось в умении без затруднений отвечать на вопрос, почему понравилась картина или музыка, умении раскрывать содержание и образ выразительно-изобразительными средствами, привносить своё эмоциональное отношение в восприятие произведения.

Активизировался «эстетический словарь» детей: они использовали большее количество слов-образцов, давая характеристику музыкального произведения (весёлая, бойкая, удалая, игривая). Танцевальные движения отличались адекватностью, оригинальностью, выразительностью.

Приводим количественные показатели развития творческой активности дошкольников, представленные на рисунке 1.

Рисуночный тест

Ты>р*мс«пх задан

М,

П.

11

1ЭГ IIЭГ

О высокий уровень □ средний урмскь СЗ нкэкий уровень

Л.

I ЭГ - мпясушогалиаа группа до овучни

II ЭГ—мкацнмстпаая групвя аасле обучсяаа КГ - кпптрпльим групп«

Рис. 1.Результаты развития уровня творческой активности дошкольников Созданные педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста обеспечили качественные изменения в структуре личности каждого ребёнка. Дети стали более общительными, улучшилось качество речи (рассказы о музыке и рисунках стали более содержательными, развёрнутыми), повысился уровень эмоционально-оценочного отношения к действительности, познавательной и творческой активности, оригинальности творческих проявлений, отзывчивости на окружающие события, музыку. Изменился характер взаимоотношений детей (рис. 2).

100,00%

80,00%

ео,оо%-

40,00%

20,00%

0,00%

щ

I щ

1ЭГ

Щ,

I

I

иа;.

к 'Л',

'У,-

12%

ПЭГ

кг

О ГлГЛГГ" X ЭГ - экспериментальная группа до обучения □ нопй уровень 11 ЭГ - экспериментальная группа после обучения КГ-контрольная группа

Рис. 2. Уровни параметров личностного развития дошкольников

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента выявил положительную динамику развития творческой активности детей экспериментальной группы, в которой увеличилось количество детей с высоким уровнем развития творческой активности (на 40%). Положительные изменения в уровне развития творческой активности детей контрольной группы выражены слабо. Наблюдается существенная разница между показателями личностного развития детей экспериментальной и контрольной групп в пользу первой.

Анкеты родителей экспериментальной группы свидетельствуют о повышении заинтересованности взрослых в создании необходимых условий для детского творчества, к процессу и результатам художественной деятельности детей, так как показатели контрольного среза выше показателей констатирующего этапа эксперимента. Очевидно неравнодушное отношение к содержанию рисунков, к посещению художественных выставок; изменились ответы родителей на вопросы об искусстве. В то же время отмечается отсутствие или индифферентное отношение родителей дошкольников контрольной группы к процессу, организации и результатам детского творчества (рис. 3).

Общая сумма баллов

140 -120 -100 80 -60 -40 -20 -0

1 2 3 4 5 б 7 8 9 10 11 12 13 14 15

- экспериментальная |руппа до обучении

-экспериментальная группа после обучения

- контрольная группа

вопросы

Рис. 3. Сравнительный анализ анкет родителей экспериментальной и контрольной групп Диссертационное исследование позволило сделать следующие выводы: 1. В России вопросы о развитии творческой активности личности рассматривались в рамках изучения философских, психологических, педагогических наук и определяли процесс эстетического воспитания как фактор значимого влияния на всестороннее развитие личности.

Анализ диссертационных исследований, а также материалов философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы последних лет, посвященных эстетическому воспитанию, выявили ряд тенденций в определении педагогических условий, необходимых для

успешного проведения педагогического процесса, направленного на развитие творческой активности детей дошкольного возраста.

2. Педагогическими условиями развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста являются: создание обстановки эмоционального благополучия; наполнение жизни дошкольника интересным содержанием; творческий подход педагога к отбору содержания образования; вариативность (в выборе тем занятий, организации обстановки, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых им материалов и т.д.); личностно-ориентированный подход в обучении детей; осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности; синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности; знакомство с произведениями искусства.

3. Специфическими педагогическими условиями для проведения работы по развитию творческой активности детей старшего дошкольного возраста в условиях Кольского Заполярья являются: наличие системного подхода к организации процесса эстетического воспитания средствами изобразительного и музыкального искусства с целью целенаправленного развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста; систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт Кольского Заполярья; разработка содержания видов детской творческой деятельности на основе игр, музыки, художественного слова, бытующих в данной местности.

4. Использование разработанного в процессе исследования учебно-методического комплекта «Прекрасное рядом» способствует эффективному развитию творческой активности детей старшего дошкольного возраста, даёт возможность полноценного усвоения детьми знаний о природе и искусства родного края, способствует развитию активной жизненной позиции, формированию эстетического отношения к окружающему, развитию творческой инициативы, самостоятельности.

5. Проведённая экспериментальная работа оказала влияние не только на развитие творческой активности детей, но также повлекла изменения отношения ребёнка к самому себе, окружающим взрослым, сверстникам и миру в целом.

6. Разработанные показатели развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста могут быть использованы в работе педагогами-практиками дошкольных учреждений разных статусов.

Настоящее исследование не исчерпывает всех проблем развития творческой активности детей. Разработанные подходы могут служить основанием для определения возможностей художественно-эстетического воспитания в различных формах и видах творческой деятельности, которые

используются в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Веселова Л.Г. Условия формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности / Л.Г.Веселова // Воспитательная работа в начальной школе: идеи, опыт, перспективы: материалы региональной научно-практической конференции. Мурманск. 24-25 марта 2003 г. - Мурманск: МГЛУ, 2003. -С.28-31.

2. Веселова Л.Г. Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения / Л.Г.Веселова // Перспективы развития начального образования России: материалы межвузовской научно-практической конференции. 23-24 марта 2004 г. - Мурманск: МГПУ, 2004. - С.94 - 97.

3. Веселова Л.Г. Роль искусствоведческого краеведения в эстетическом воспитании дошкольников / Л.Г.Веселова // Ушаковские чтения: материалы I научно-практической межрегиональной краеведческой конференции памяти профессора И.Ф.Ушакова. 2-3 марта 2004 г. -Мурманск: МГПУ, 2004. - С.340 - 345.

4. Веселова Л.Г. Кольское Заполярье в рисунках детей / Л.Г.Веселова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 2. - С .78 - 83.

5. Веселова Л.Г. Искусство родного края в воспитании патриотизма у детей старшего дошкольного возраста / Л.Г.Веселова // Ушаковские чтения: материалы II научно-практической межрегиональной историко-краеведческой конференции памяти профессора И.Ф.Ушакова. 2-4 марта 2005 г. - Мурманск: МГПУ, 2005. - С.337 -341.

6. Веселова Л.Г. Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания / Л.Г.Веселова // Молодая наука Заполярья: идеи, новации, перспективы: материалы научно-практической конференции студентов и аспирантов МГПУ. Апрель 2004 г. — Мурманск: МГПУ, 2006. — С.6 -7.

7. Веселова Л.Г. Прекрасное рядом: учебно-методический комплект / Л.Г.Веселова, - Мурманск: ЦНТИ, 2006. - 62с.

Отпечатано в ООО «Полиграфист» Заказ 673. Тираж 100 экз. 15.09.2006 г. Бумага офсетная, г. Мурманск, ул. Шмидта, 43, тел. 45-42-83

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Веселова, Людмила Геннадьевна, 2006 год

Введение Стр.

Глава 1. Теоретические основы развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания.

1.1. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики.

1.2. Проблема развития творческой активности детей в психолого-педагогических исследованиях.

Глава 2. Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Теоретическое обоснование педагогических условий развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста.

2.2. Воспитание творческой активности детей старшего дошкольного возраста на материале музыкального и изобразительного искусства Кольского Заполярья.

Глава 3. Взаимодействие изобразительного и музыкального искусства как условие развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста. 3.1. Содержание экспериментальной работы по развитию творческой активности детей старшего дошкольного возраста на материале музыкальной и изобразительной деятельности). 84 3.2. Описание формирующего этапа эксперимента и проверка эффективности его результатов.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания"

Актуальность исследования. Изменения, происходящие в экономической и социокультурной жизни страны, адекватно отражаются в педагогической теории и практике. Новая функция образования призвана формировать творческую личность и одновременно «человека культуры» (В.С.Библер).

Приоритет творчества и культуры вносит новые смыслы в развитие личности ребёнка дошкольного возраста. Перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача воспитания творческой активности детей, от уровня которой зависит их жизнедеятельность и гармоничность развития, в том числе и эстетического.

Известно, что эстетическое отношение к действительности, рассмотренное с позиции активности субъекта, является основополагающим началом в его всестороннем развитии (Ю.Б.Борев, А.И.Буров, В.В.Бычков, В.В.Ванслов, Н.И.Киященко, А.Ф.Лосев, В.К.Скатерщиков и др.). Эстетическое отношение к действительности позволяет детям проявлять творческую активность в любом виде деятельности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, Б.М.Теплов и др.; Н.А.Ветлугина, А.Н.Зимина, Т.С.Комарова, Б.ТЛихачёв, Б.М.Неменский, В.А.Разумный и др.).

Во многих философских, психологических и социологических исследованиях рассматривается проблема развития творческой личности средствами искусства, которое имеет значительный развивающий и воспитывающий потенциал с широким спектром воздействия на сферу интеллекта, чувств и способностей человека (А.В.Антонова, М.А.Верб, О.В.Дивненко, Б.Т.Лихачёв, А.А.Мелик-Пашаев, Ю.Х.Фохт-Бабушкин и др.).

Психологические основы проблемы формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста представлены в работах > Б.Г.Ананьева, Л.А.Венгера, Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, Д.В.Колесова,

Г.А.Урунтаевой и др. Педагогический аспект художественно-творческого развития дошкольников излагается в трудах Н.А.Ветлугиной, А.А.Грибовской, Т.Н.Дороновой, Т.С.Комаровой, О.П.Радыновой, Н.П.Сакулиной, Е.А.Флёриной, Н.Б.Халезовой, Т.Я.Шпикаловой и др.

В реализации проблемы творческой активности дошкольников особое значение имеет обеспечение целесообразной взаимосвязи эстетического воспитания и художественного образования, что детерминировано идеей развития гармонической личности. Это требует рассмотрения исследуемой проблемы в ракурсе интеграции искусств (П.П.Блонский, В.В.Ванслов, А.Я.Зись, Д.Б.Кабалевский, М.С.Каган, В.В.Кандинский, В.С.Кузин, А.В.Луначарский, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский, Г.П.Шевченко, Б.П.Юсов, П.М.Якобсон и др.). Однако в реальной практике интеграция сводится к использованию смежных видов искусств в рамках одного предмета или вида деятельности с целью углубления процесса восприятия, а не развития творческой активности в широком плане.

Интеграция искусств понимается как определённое сочетание видов искусства, выбранное для решения тех или иных задач развития творческой активности и эстетического воспитания растущей личности.

Проблема творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания сопряжена с регионализацией образования (ЛМ.Андрюхина, Э.Д.Днепров, В.М.Шадриков и др.). В то же время, несмотря на исследования, поднимающие вопросы музыкальной и художественной культуры регионов в контексте образования, современный педагог дошкольного образовательного учреждения сталкивается в своей практической деятельности с недостаточностью обоснования содержания регионального компонента и технологии его реализации.

Обзор планов воспитательно-образовательной работы в дошкольных образовательных учреждениях показал, что занятия по ознакомлению дошкольников с искусством планируются один раз в месяц, взаимодействие искусств в педагогическом процессе, практически, не решается, педагогами слабо изучены и неэффективно используются методы эстетического воспитания.

На основе вышеизложенного с учётом актуальности проблемы была определена тема исследования: «Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания».

Проблемой исследования являются условия, способствующие эффективному развитию творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания.

Цель исследования: выявление и обоснование педагогических условий развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания.

Объект исследования - процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, направленный на развитие творческой активности личности.

Предмет исследования - педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкальной и изобразительной деятельности.

Гипотеза исследования. Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания будет эффективно осуществляться при соблюдении следующих педагогических условий:

- построении художественно-творческой деятельности на основе субъективного опыта детей;

- организации взаимодействия детей и взрослых на основе гуманистического общения в совместной музыкальной и изобразительной деятельности;

- организации эстетической деятельности детей на основе интеграции изобразительного и музыкального искусств, создающих реальные возможности для развития их интереса, активности в овладении опытом изобразительной и музыкальной творческой деятельности;

- ориентации музыкальной и изобразительной деятельности на проявление детской активности в решении творческих заданий;

- повышении эстетической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей.

Задачи исследования:

1. Изучить научно-теоретические материалы, посвящённые проблеме исследования.

2. Разработать критерии и показатели, характеризующие уровни развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания.

3. Выявить педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста с учётом регионального компонента содержания образования.

4. Разработать учебно-методический комплект, способствующий решению задачи развития творческой активности детей в изобразительной и музыкальной деятельности, с использованием искусствоведческого материала Кольского Заполярья.

Методологической основой исследования являются ведущие идеи и положения философии, эстетики, искусствознания о художественном творчестве (М.М.Бахтин, Л.С.Выготский, А.Я.Зись, М.С.Каган, Я.А.Пономарёв, Б.М.Теплов, П.М.Якобсон и др.); об искусстве как художественной форме отражения явлений окружающей действительности (Ю.Б.Борев, А.И.Буров, В.К.Скатерщиков, Л.Н.Столович, Е.ПЯковлев и др.); идеи В.В.Ванслова, В.В.Кандинского и др. о единых корнях синтеза искусств, определяющегося их генетической, морфологической и идейно-нравственной общностью.

Теоретическим фундаментом исследования являются труды отечественных психологов и педагогов: идеи и концепции эстетического воспитания дошкольников средствами искусства (Н.А.Ветлугина, А.Н.Зимина, И.А.Дзержинская, Т.Н.Доронова, Т.С.Комарова, О.П.Радынова, Е.А.Флёрина и др.); идеи интегративно-деятельностного подхода в теории и методике эстетического воспитания (Д.Б.Кабалевский, В.С.Кузин, Б.М.Неменский, Б.П.Юсов и др.); положение о роли субъект-субъектных отношений педагогов и детей, сотрудничества в воспитательно-образовательном процессе (Ш.А.Амонашвили, Д.А.Леонтьев, В.А.Сухомлинский, В.А.Петровский и др.); теория развития личности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, В.А.Петровский, Н.Н.Поддьяков, Г.А.Урунтаева, и др.); теория культурно-исторического развития личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.А.Рубинштейн и др.).

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; эмпирическое наблюдение за педагогическим процессом; педагогический эксперимент; анкетирование; педагогическое тестирование; систематизация и классификация материалов исследования в аспекте рассматриваемой проблемы.

Исследование включало три этапа.

На первом этапе (2000 - 2002) анализировалась научная литература по проблеме, определялись исходные компоненты исследования, проводился констатирующий этап эксперимента.

На втором этапе (2002 - 2003) выявлялись условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания, проводился формирующий этап эксперимента, апробировался учебно-методический комплект «Прекрасное рядом».

На третьем этапе (2003 - 2005) проводился контрольный этап эксперимента, определялись уровни сформированности творческой активности детей, анализировались, систематизировались и обобщались результаты исследования, формулировались выводы, осуществлялось оформление диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем: разработан и внедрён в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений учебно-методический комплект по эстетическому воспитанию, направленный на развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста, «Прекрасное рядом».

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- определено содержание эстетического воспитания с учётом регионального компонента;

- выявлены педагогические условия развития творческой активности детей, используемые в работе по эстетическому воспитанию педагогами Кольского Заполярья;

- разработаны и обоснованы критерии оценки развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке системы оценок уровней развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста, определяющихся по:

- степени сформированности эстетических потребностей;

- степени развития нравственно-эстетических качеств, свидетельствующих об активном отношении ребёнка к творческим заданиям в области музыкальной и изобразительной деятельности;

- характеру эмоционально-волевых проявлений (самостоятельность, инициативность, способность к сопереживанию и др.);

- степени сформированности потребности в общении, способности к сотворчеству;

- соотношению репродуктивного и продуктивного в музыкальной и изобразительной деятельности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

- разработан и внедрён в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений учебно-методический комплект по эстетическому воспитанию;

- определено авторское содержание учебно-воспитательного процесса для групп старшего дошкольного возраста (детей 5-7 лет) с учётом мотивов, потребностей и интересов воспитуемых;

- материалы исследования могут быть использованы в процессе повышения квалификации педагогических и руководящих кадров системы дошкольного образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста, включают ознакомление с разнообразными видами эстетической деятельности, организованной на основе взаимодействия изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, празднично-развлекательной деятельности.

2. Процесс развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия изобразительного и музыкального искусства предполагает наличие эмоционально-эстетического восприятия художественных произведений, знаний о жанровой специфике художественных произведений, их образном характере.

3. Сущностью творческой активности детей старшего дошкольного возраста является реализация потребности в новых знаниях и получении от них положительных эмоций, а также способность преобразовывать, видоизменять имеющиеся знания и выражать собственное отношение к ним в различных видах художественно-творческой деятельности.

Достоверность результатов исследования обеспечена аргументированностью и фундаментальностью его методологических позиций; использованием комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования; обоснованностью технологии педагогического эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе экспериментальной работы в детских садах №№ 7, 8, 12, 49 г. Североморска Мурманской области; участием в научно-практических конференциях Мурманского государственного педагогического университета (Воспитательная работа в начальной школе: идеи, опыт, перспективы: региональная научно-практическая конференция: март 2003 г.; Молодая наука Заполярья: идеи, новации, перспективы: научно-практическая конференция студентов и аспирантов МГЛУ: апрель 2004 г.; Перспективы развития начального образования России: межвузовская научно-практическая конференция: март 2004 г.; Ушаковские чтения: I научно-практическая межрегиональная краеведческая конференция памяти профессора И.Ф.Ушакова: март 2004 г.; Ушаковские чтения: II научно-практическая межрегиональная историко-краеведческая конференция памяти профессора И.Ф.Ушакова: март 2005 г.; Актуальные проблемы практической психологии: региональная научно-практическая конференция: апрель 2005 г.); посредством публикации материалов по проблеме исследования в печати.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Веселова, Людмила Геннадьевна, Мурманск

1. Жанр - вид художественного произведения,характеризующийся теми или иными сюжетными или стилистическими принципами (роман,повесть, рассказ, басня, стихотворение и другие).

2. Сравнение -сопоставление двух предметов или явлений, обладающих общими признаками.

3. Эпитет художественное определение,подчёркивающее наиболее существенный признак предмета или явления.

4. Метафора оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении.

5. Олицетворение -метафора, в которой предметы, явления природы и понятия наделяются признаками живого существа.

6. Региональная программа: развитие образования Мурманской области на 2002-2005 годы/ рук. авт. кол-ва В.Ф.Костюкевич и др. Мурманск: НИЦ «Пазори», 2002. - С. 21.

7. Жукова О.Г., Максимова З.Д. Милее сердцу края нет: национально-региональный компонентГосударственного образовательного стандарта: методическое пособие для воспитателей ДОУ. Мурманск, НИЦ «Пазори», 2004. - С.З.

8. Сущева Е. Приобщение к прекрасному // Полярная правда. -1978. №198 (27 авг.). - С.2.

9. Коковина C.B. Искусство средство социально-нравственного воспитания // Вестник дошкольного образования. - 2002.- № 1. - С.26.

10. Коковина C.B. Указ соч. С.36.