Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические возможности и пути использования образцов азербайджанской музыки в русских группах детских садов (на материале детских садов Азербайджанской республики)

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические возможности и пути использования образцов азербайджанской музыки в русских группах детских садов (на материале детских садов Азербайджанской республики)», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Мамедова, Милель Кемаль кызы
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Баку
Год защиты
 1991
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Педагогические возможности и пути использования образцов азербайджанской музыки в русских группах детских садов (на материале детских садов Азербайджанской республики)"

министерство народного образования азербайджанской республики

азербайджанский государственный педагогический университет

На правах рукописи УДК 373.21:78(479.24)

МАМЕДОВА МИ Л ЕЛЬ КЕА\АЛЬ кызы

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЛЮЖНОСТИ И ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗЦОВ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ МУЗЫКИ В РУССКИХ ГРУППАХ ДЕТСКИХ САДОВ

(на материале детских садов Азербайджанской республики)

13.00.01—Теория и история педагогики

автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

ПАКУ — 1ЯЭ1

Работа выполнена в Азербайджанском научно-исследовательском институте педагогических наук Министерства народного образования Азербайджанской республики.

Научный руководитель:

—кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник 4>. Е. Садыгов.

Официальные оппоненты:

—доктор педагогических паук, профессор Гашимов А. Ш. —кандидат педагогических наук, доцент Меликмамедов Н. С.

Ведущая организация—Азербайджанский государственный университет искусств.

Защита диссертации состоится „ 1991 г.

в . 'У/ " часов на заседании Специализированного совета К.054.01.03 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01—«Теория и история педагогики» в Азербайджанском ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом университете.

Адрес: 370000, г. Баку, ул. Уз. Гаджнбекова, 34.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке АПУ.

Автореферат разослан л •

У

1991 г,

Ученый секретарь Специализированного совета кандидат педагогических наук, доцент

ИСАЕВ И. Н.

ОЩЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЛБОШ

4зтХа5ьность_з;емы. Как известно, благо народа-воопитаниз доходно богатой личности, обладающей высоким уровнем культур: и эстетическим вкусом, умеющей тонко воспринимать эстетические аспекта действительности - музыку, произведения искусства - начинается с раннего возраста. Поэтому перед.дошкольными воспитательными учреждениям! стоят очень важные задачи эстетического воспитания детей. Требуется основательная работа музыкальных руководителей используют^« весь имеющийся базовый материал к личный творчески!* подход к данному делу.

Опираясь на научные педагогические концепции и опыт отращенный в соответствующей литературе, на духовную культуру народа, музыкальным руководителям необходимо особое внимание уделять художественно-эстетическому воспитанию подрастающего поколения, знакомить детей с истинно художественными образцами национальной азербайджанской музыкальной культуры, прививать детям лгабовь к этой культуре, строго следовать требовании времени к возраж-дению общей национальной культуры азербайджанского народа.

Однако длительные наблюдешь я, проведенные в детских садах, показывают, что музыкальные руководители и другие специалисты, работающие в русских группах, имеющих в своэм состгче как русских, так и азербайджанских детей, не могут з должной степени выполнить поставленные перед ними задачи. ■

В ряде детских садов вовсе не придается значения использованию образцов азербайджанской музыки в русских группах. В некоторых детских садах музыкальные руководители вынуждены использовать те песни и другие музыкальные образцы, которое знают сами ' дети, так как азербайджанские . ;ети, но владеющие в достаточной степе,гл русским языком, но !.:огут исполнять песни и мелодии, представленные в программах, составленных исключительно для русско-язычнвх детей. В других те датских садах постепенно и понемногу используются.образцы азербайджанской музыки, хотя обучение этим образцам на отдельных занятиях из запланировано,. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что в русских группах азербайджанских детских садоз недостаточно используются образцы азербайджанской музыки, что обусловлено рядом причин.

Г Во-первых, сам: музыкальные руководители не всегда владеют

- 4 -

образцами азербайджанской народной музыки.

Во-вторых, большинство датой затрудняется при исполнении песен, так как они но владеют азербайджанским языком.

В-третьих, нет необходимой научной педагогической и методической литератур! для русских групп азербайджанских детских садов.

Это является следствием того, что вопросы использования азербайджанской музыки в русских группах азербайджанских детских садпв по сей день ке стели объектом социального исследования, хотя до тспоящего времени в связи с музыкальным воспитанием в детских; садах и «колах проводились достаточно глубокие и серьезные исследования. Это работы O.A.Апраксиной, H.A.Ветлугиной, Л.А.Антоновой, М.ГДуленковоЙ, Л.Н.Коган, Л.Л.Литвиненко, Г.А.Петроиой, С .А .Аничкина, Т.И.Суховой, В.Г.Вутенко, Ю.А.Крем-лава, А.А.Каэеля, В.С.Пунермана, С.Д.Кулиева.

Ряд авторов посвятил свои труда содержанию музыкальных урок-да значению специфических (Тори работ, кроводишх ш занятиях. Это отражав? в трудах и.Л.Дзержинской, д.и.оккинра, Н.Л.Паланвандапгаилг, М.А.Румлега, А.В.Кепемана, В.М.Теплова, Л.А.Гпрбера, Т.А,Ильиной, Р.В.Лундина, В.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, Т.Н.Овчинникова, В.К.Белобородова, Д.Е.Огородникова, В.Н.Зинченко, В.Ш.Ломоьа, Л.М.Беккера, Д.Г.Элькина, А.В.Ярмоленко и других.

Основной целью исследований Р.М.Жуковской, Т.А.Марковой, ЛД.Пеньевской, В.Г.Нечаегэй, В.П.Пушминой, И.С.Марьенко, И.А.Каирова, В.С.Ханчина, О.С.Богдановой, В.К.Петровой, В.А.Крг/-тецкого и Других также не является роль муэнкальных занятий, хотя в них совещаются вопросы регулирования нравственно-этических норм детей дошкольного возрвста.

В нашей республике в связи с музыкальным воспитанием детей ряд исследований провели С.Д.Кулиев, Н.С.Меликмамедов, О.М.Рад-жабов, В.ДкДанилов, Ф.Б.Садыгов и другие. Однако в них не освещается проблема цузшсального воспитания в русских группах азербайджанских детских садов.

Вае ото годтверждает целесообразность и актуальность выбранной нами теин исследования,.

Исходя из »того, в диссертации мы поставили цель всесторонне выявить педаго! ические возможное™ и определить конкретнее пути

использования образцов азербайджанской музыки в русских группах детских садов для .Тормироыания у детей нравсгвенно-эстегических качеств.

Кстати, следует сказать, что мы но преследовали цели анализировать все жанры азербайджанской музыки и их характерные стороны. Это увело бы нас от основной цели. Поэтому в соответствии с планом исследования мы использовали такие образцы азербайджанской музыки, которые соответствуют возрастным особенностям детей и их умственному развитие, а именно: образцы азербайджанской народной музыки, пэсн.! и мелодии азербайджанских композиторов более близкие к интонации народной музыки, а такжо музыкальные произведения, впервые составленные и апробирование са- -ш диссертантом в работе с русскими группами азербайджанского детского садя в течение десяти лет.

Для решения этих задач обьектом^исследования ш выбрали организацию процесса формирования музыкально-эстетической культуры детей.

Це®21!222У_Е£55§32Е3322 являзтея влияние образцов азербайджанской музыки на формирование у детей русских"групп нравственно-эстетических качеств з процессе музыкальных■занятий.

Основная рабочая гипотеза исследования Формулируется нами следующим образом. Если в русских группах азербайджанских детских садов используются образцы азербайджанской музыки и при этом учитываются интересы и склонности детей, особенности их восприятия, правильно планируется структура занятий, сис^оматачеог.и используются слушание музыки и различные музыкально-дидактические игры, то тем самш создаются благоприятные условия для Нормирования своей национальной музыкально- • эстетической культуры азербайджанских детей, а также расширяются рамки музыкальной культуры русских детей путем ознакомления с • образцами азербайджанской музыки. Тем садам происходит духовное обогащение всех детей, посещающих эти группы.

Исходя из основной цели и гипотезы сформулированы следующие конкретные задачи: .

1. Выявить постановку исследуемого наш вопроса в учебно-воспитательных программах детских садов. •

2. Анализировать научно-педагогическув и методическую ли- . тературу по данной проблеме.•■

3. йсучить и обобщить современное состояние исследуемся

- 6 -

проблемы 1) практике детских садов,

4. Определить принципы отбора образцов азербайджанской иу-пыки, исполозуемых р русских группах детских садов и систематизировать их по яоарастнш особенностям детей. '

5. Организовать образное, поэтапное планирование проводимых работ для целенаправленного использования на музыкальных занятиях возможностей азербайджанской музыки.

6. Выявить возможности и пути музыкально-дидактических игр, тлеющих важное значение в Формировании у детей музыкальной культура.

'7. Прелести педагогический эксперимент по выявлению педагогических возможностей и конкретных путей использования образцов азербайджанской музыки направленных на формирование у детей русских групп нравственно-эстетических качеств.

• ^ целью повышения

научно-теоретического уровня исследования ш опирались на общечеловеческие ценности, которые отражены в традициях азербайджанской народной музыки, и на передовые идеи классиков и современных психологов, педагогов и композиторов.

Мет2^_исслодо»эния. ,Цля целенаправленного решения постав-леншг. в процессе работы задач использованы следующие методы . _ исследования.

« Изучены работы классиков,директивные документы, проанализирована научно-педагогическая и методическая литература.

2. Педагогическоз_наблщ§ние. Проводилось наблюдете музыкальных занятии в младших, средних и старишх группах датских садов Р I, Р 16, Р 96, Р 138 г. Баку, ГР 1,2 г.Масаялы, К- 1,2,3, 4 г. Ленкорани, Р 1,2,4,10 г.Шеки, Р 2,10,34, 40 г.Гяндкы. Материалы наблюдения были систематизированы и подверглись анализу.

3. Нелагогичоскпл_Г;есеаа. По теме исследования проводились беседы с воспитателями,■музыкальными руководителя: и, методистами детских садов, а также детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В общьй слоотости в .беседах приняло участие около 600 человек.

А. Анкеткий_опрос. .К опросу било припечено около 120 вос-Ш1гателой "музыкальных руководителей, методистов дошкольных

воспитательных учреждений, дети среднего и старшего дошкольного ■ возраста. Отпета были изучен«, сгруппированы, проанализированы и результаты опроса нашли свое отражение в соответствующих параграфах диссертации.

У„аок^мзн^ауии. С помощью этого метода просмотрены и проанализированы пганы музыкальных руководителей, сценарии мероприятий датских садов.

525§гдгичосшй_2К2першент. Эксперимент проводился в три этапа. На первом этапе изучалось состояние работы по рассматриваемой наш проблеме. На вгором этапе была применена разработанная нага методика. На третьем этапе били- рассмотрены полученные результаты, путем сравнения экспериментальных и контрольных групп спредеяялся достигнутой уровень сЬор-ированности у детей русских групп азербайджанских детски/; садов музыкально-эстетической культуры ¡га основе включения в музыкальные занятия образ-пов азербайджанской музыки - песен, танцев и музыкально-дидактических игр, проводилось-сопоставление с предыдущими этапами.

Педагогический эксперимент проводился в 1985-1988 годах в детских садах № I, 16, 96, 138 г.Баку, К" Т г.Масаллн, ? 2 г.Пеки.

ш видим з определении путей использования азербайджанской народной музыки, муан-кальных образцов азербайджанских композиторов различного жанра в русских группах датских садов. Эти мокет способствовать эстетическому восплтаним и повыкению музыкальной культуры детей.

заключается в том, что результата работы позволят воспитателям, музыкальным руководителям, кспользуицим на музыкальных занятиях и при проведении различных мероприятия азербайджанскую народную музыку, различного жанра музыкальчо-дидаки'чэские игры с ыузнкально-сюжетннмк ролями, добиваться правильного музыкального воспитатгая детой.

Наутнал новизна__иссл23ования_состоит в том, что показаны и обоснована пути учета возрастных и индивидуальных особенностей детс-й при слушании, изучении и исполнении азербайджанской музыки в русских группах детских садов; определена новая поэтапная система плакирования музыкальных занятий, способствующая формированию нравственно-эстетических качеств; подготовлены новые музыкальные образцы на основе азербайджанских муга-

мов и народных мелодий для использования во время музыкально-дидактических игр и других массовых мероприятий. ^5_ЭЖ2Х_5™02атся_слещю2ие_положения:

1. При использовании образцов азербайджанской музыки в русских группах детских садов необходимо учитывать возрастные особенности, интересы и склонности, уровень понимания и восприятия детей. Это создает соответствующие условия для изучения песен и мелодий на должном уровне.

2. Правильное использование этих возможностей значительно способствует воспитанию духовно богатого человека высокой культуры.

3. Обучение образцам азербайджанской музыки в русских группах детских садов объединяет и сближает детей разных национальностей, способствует их эстетическое, нравственно^, духовному развитию.

4022$аШЗ> Полученные в ходе исследования результаты и основные идеи исследования били широко обсуждены на собраниях музыкальных руководителей детских садов республики, в отделе музыкального обучения и изобразительного искусства Азербайджанского научно-исследовательского института педагогических наук. Основные положения диссертации, описание педагогического эксперимента и результаты исследования опубликованы в журналах "Ибти-даи мэктэб вэ мэктэбэгэдэр тэрбиз'э" /"Начальная школа и дошкольное воспитание'*/ 1989, Г2, Тб; 1990 Р I, 3, 5, "Блм вэ Ъэ^ат" /"Наука и жизнь"/ - 1989, Р 6; в Методическом пособии , 1989 г. 2 п.л. /изд.Министерство Народного Образования/.

Достоверность_получен^_науедо-практиче

Для проверю' достоверности / убедительности полученных в ходе исследования результатов и опыта, приобретенного в процессе работе, проведена опытная работа и в детских садах № 69 Наримановского и № 59 Низаминского районов г.'Баку. Сведения, полученные в ходе проверы, вновь были экспериментированы в детском саду К0 I Бакинского производственно-трикотажного объединения имени Н.Нариманова, где докззана достоверность первичных предложений,

Енеп,1«ше_рез2Льтатов_исследошниял Полученные в ходе исследования результаты используются в работе детских садов и® I им.Н.Нврииа'иова, 96, Р П6, г. Баку, Г 22 Ленкорани, и 28 г.Шеки.

Работа состоит из введэния, трех глав, заключения, приложения и списка использование! литератур».

' ОСНОВНОЕ СОДЕШНЖ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность теш исследования, определяются его цель и задачи, обьект, предмет, формулируется гипотеза, освещаются методология и методика исследования, раскрываются новизна и практическая значимость работы, выделяются положения, выносимые на защиту, указывается апробация.

Первая глава - "Содержание и место использования азербайджанской музыки в русских группах дзтских садов" - состоит т*з 3 параграфов, в которых рассматривается содержание и проведетше музыкальных занятий в юусск/х группах азербайджанских детских садов, анализируются программы, научная и методическая литература, а' также состояние исследуемого вопроса в детских садах.

В первом параграфе, озаглавленном "Содержание музыкальных занятий в русских группах и постановка проблемы в программах воспитания в детском саду", выясняется содержание вопроса и шро-ко анализируется постановка проблею в программах воспитания. Указывается, что в русских группах музыкальные занятия должш проводиться по программам, усовершенствованным с учетом специфики региона.

Анализ программ с 1932 года по настоящее время выявил, что в русских группах детсадов используются материалы, подготовленные для азербайджанских групп. Основное снимание в параграфе уделяется тому, что до последнего времени состояние организации музыкальных занятий в детских садах Азербайджана оставалось нэ-удовлетворительным. Особенно проведение музыкальных занятий в русских группах азербайджанских детских садов, действующих в месгпгх условиях, не отвечало требоватшл дня. Это прежде всего обусловлено недостаткаш програшнх материалов. Как известно, основной контингент русских груш азербайджанских детских садов составляет дети различных национальностей . Естественно, когда эти дети принимаются в 1-ю или во П-ю младщуго группу, они не только не умеют исполнять песни, но,у них отсутствуют и навыки хорошо», правильной речи как на своем родном, так и на русском языках. Музыкальные руководители же в детских садах начинав? заниматься с такими детьми в соответствии с требованиями

союзных типовых программ, в которых не учтены особенности национальной среды в которой воспитываются дети,

В аспекте исследуемой проблему недостатки программных материалов можно сгруппировать следукщим образом:

1. Отсутствует азербайджанская народная музшса.

2. Малэ выключаются народные мелодии национальных республик.

3. Не предусмотрено использование национальных народных музыкальных инструментов.

4. Не предусмотрено использование национальных танцев, костюмов, атрибутов.

5. Во время музыкально-дидактических игр мало используются национальные народнее сказки, персонажи и т.д.

6. При музыкально-ритмически движениях на учитываются национальные народные мелодии.

В этой связи, по нашему мнению, крайне необходимо создание своих оригинальных программ и методических пособий.

Второй параграф называется "Анализ научно-педагогической и методической литературы". Здесь № подвергаем анализу и изучению положения научно-педагогической и методической литературы по проблеме привития детям дошкольного возраста нравственных- • эстетических норм. Мы проникаем в мысли педагогов-классиков, просветителей, музыковедов, так или иначе связанных с музыкаль-но-зстетическим воспитанием детей.

По вопросам воспитания в детских спдах в нашей стране проведены исследования в различных аспектах, опубликованы труды различного содержания. Часть авторов выбрала объектом своего исследования отдельные компоненты воспитания. Другие издания подготовлены авторскими коллективами.

К ним относятся книги: "Вопросы эстетического воспитание в детскок саду", "Воспитание детей во П-й младшей группе детского сада", "Воспитание детей третьего года жизни п дошкольном учреждении". "Игра и рель в развитии ребенка дошкольного возраста" и т.д.

В книгах, по вопросам музыкального воспитания в детских са-дях написанных разными исследователями в различные годы 0.А.Апраксина, НЛ.ВетлУгина, В.К.Белобородова, Т.Н.Овчинникова,

Д.Е.Огородникова, А. .Иозенас, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Зимина, А.И.Зипииа и другие/, нашли свое широкое отражение методике музыкально-эстетического воспитания, педагогические рекомеццд-ции, связанные с возрастными и индивидуальными особенностями детей и дз'гие вопросы. Однако в этих работах на анализируются национальные музыкальные произведения народов ССР. В патагрз^е-значительное место отводится рассмотрению концепции музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста К.А,Ветлу-гиной. Указывается на то, что она в разные годы опубликовала ряд Яундаменталышх трудов, связанных проблемой музыкального госпитания в детском саду, а именно: "Музыкальная занятия в детском саду", "Музыкальное развитие ребенка", "Теория и методика музыкального воспитания в датском сада'", ГЛузыкальнке игры и пляски в детском саду'.' Однако, в этих книгах, не нашли отражения особенности многонациональных по составу русских групп детских садотз.

В данном параграфе мы в основном занимались изучением имеющейся научно-педагогической и методической литература разных лет, связанной с музыкальном воспитанием детей догасольного возраста. После тщательного анализа мы припли к выводу, что в литературе подготовленной в Союзном масштабе,, в тем числе в Азербайджане, проблема использования азербайджанской народной музыки в русских группах детских садов не стала прэдметом специального исследования.

В третьем параграфе :"Анализ состояния исследуемой проблемы в детских садах" исследуется положение дел по музыкально-зстети^ескому воспитанию в разных допколышх учреждениях нашей республики.

Здесь указывается, что использование азербайджанской кузи-ки г- детских ездах с одной стороны развивает худогестЕонпо-эсте-тический лкус детей, с другой - прививает такие положительные качества, как любовь к Родине, дружелюбие, скромность и искренность, приверженность к обрядам я традициям азербайджанского народа.

Наблюдения, проводимые в детских садах, показываю^ что з русских группах азербайджанских детских садов муаыаальнке руководители испытывают трудности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. Это обьясняется тем, что музыкальные руководители формально.относятся к организации музыкальных игр,

не подбирают музыкальные образцы для театрализации этих игр, не используют, соответствующие мелодиям художественные отрывки и др. Эти недостатки имеют несколько причин:

1. Большинство музыкальных руководителей э условиях двуязычия не умеют достаточно хорошо играть на музыкальных инструментах, поставить, ганец, не имеют актерских и режиссерских навыке в.

2. Кз -за слабой подготовки кадров в учебных заведениях нашей республики, готовящих музыкальных руководителей, мало специалистов, хорошо владеющих двумя языками.

3. В ряде детских садов не создаются необходимые условия для осуществления указанных мероприятий.

4. В большинстве дошкольных воспитательных учреждениях для подготовки и проведения музыкально-дидактических игр не хватает музыкальных инструментов, наглядных пособий, технических средств, танцевальных костюмов и других декораций.

5. Отсутствует методическая литература, направляющая му-г.якальных руководителей и помогающая им в подготовке и проведении музыкальных заняткя, музыкально-дидактических игр, праздников, и других массовых мероприятий.

С, Отсутствуют музыкальные образца народной и авторской ■. азербайджанской музыки, подобранной и написанной в духе национальных традиций азербайджанского народа специально для детей определенного возраста для поэтапного изучения с учетом их возрастных и психологических особенностей.

Все это ш исследовали в городах АзербаЯдкакской республики - Баку, Сумгаите, Гяндже, Шеки, Мингечауре, Ленкорани, Али-Байрамлы, Шемахе и др. Мы провели опрос музыкальных руководителей и детей, все материалы систематизировали и отразили в таблицах параграфа. Были сделаны такие соответствующие яывода: нет планов работы, программных материалов, способствую^ 'Ърмироьагию общего мировоззрения, штернациональ-ого воспитания детой русских групп азербайджанских детских садов, дающих музыкальным руководителям правильный оригнтир по использованию образцов гзербайдаанской музыки, помогающих воспитанию у детей важных нравственно-эстетических качеств. Поэтому исследование возможностей и элективных путей использования азербайджанской

цу зыки на музыкальных занятиях с учетом-индивидуальных и возрастите особенностей детей имеет ваяное значение.

~ "учет возрастных особенностей детей при использовании азербайджанской ?<узыкн на музыкальных занятиях" -освещаются три основные вопроса.

В первом параграфе решается вопрос учета интересов и склон-костей детей младших rpvnn. Здесь научно обосновывается мысль о том, что целесообразно использовать народну» музыку в определенной систем? по принципу от простого к сложному,'начиная с младаей группы, где закладываются основы интересов и склонностей детей к изучении таких образцов. В дальнейшем, постепенно переходя в старике возрастные группы, эти интересы к интонациям азербайджанской музыки развиваются и, наконец, Формируются склонности к изучению и исполнению таких музыкальных образцов.

Из результатов экспериментальной работы, состоящей из двух этапов, выяснилось, что дети ужэ на основе звуков, слогов п музыкальных *раз умеют безошибочно исполнять все упражнения.

Для достижения данной цели в этих группах следует вести работу по следующая система:

1. Работа музыкального руководителя по языковым навыкам детей совместно с воспитателем в младших группах.

2. Работа над фразами песен.

3. Работа над динамическим характером песен и мелодий на основе лирико-умерешшх, лирико-ритмичзскях мелодий.

4. Первой знакомство с музыкальными инструментам.

Установлено, что на начальном этапе правильная организация работы дает положительные результат.

Второй этап - на основе музыкальных звуков и фраз определены нобольшке музыкальные чг^ти. Поело того как мы шяснилк, что дети без -затруднения и:полняит /произносят/ части /фразы/ , песен, перешли к работе над куплетами.

Н-. данном этапе выявилось, что дети свободно исполняли песни по 1 уплетай. На последнем этапе запланирован весь процесс исполнения песни.

В старших группах детских садов песня имеет особое значение. В этих группах обьязательно следует использогдть песта. Дети сами проявляют особый интерес к пению, В этом возрасте от; бнеттю усваивают и запоминают песни, тем еагшм развивают свою музыкальную культуру. •

Именно поэтому здесь перед музыкальным руководителем стоят важные задачи. Он должен не только исполнять, но и стараться довести песню до детей так, чтобы они прочувствовали ее, чтобы эта песня вошла в их душу запомнилась ими надолго. Для этого необходимо:

1. исполнять песню фразами;

2. уделять внимание четкому произношению слов;

3. соблюдать динамические нюансы /спокойно, сильно, слабо/;

4. ясно выразшть интонации /смешно, задорно, грустно, весело/;

.5. обеспечить точность темпа /быстро, спокойно, умеренно и тд./

В процессе изучения песни, основываясь на этих требованиях, воспитатель может использовать различные метода.

'Не следует забывать, что речь идет об обучении песне в детском саду. Поэтому музыкальный руководитель сперва сам двапдо исполняет песню, дети же внимательно слушают, потом предлагается песня го фразам, после этого структура мелодии "ля-лгг-ля", И только затем начинается работа над произношением слов, слогов и далее над музыкальным образом. Таким образом, на первом занятии завершается начальный этап работы над песней. На втором занятии после повторения песни музыкальны?! р^хозодулелеи, у.отю начинать работу с детьми. Музыкальный руководитель поет песнв по частям, а дети повторяет. На третьем занятии вышеуказанные этапы повторяются, но основное внимание уделяется темпу и динамическим нюансам песни. После завершения работ-! с песней музыкальный руководитель пост первый куплет, а дети поют припев. На пятом занятии завершается основная работа: песня сопровождается музыкой, то есть слова сочетаются с мелодией. Музыкальный руководитель сопровождает, а дети поют.

.' Следует отметить, что песни для старших групп призваны вызвать интерес де-?ей к слушанию и исполнению музык", развивать любовь к окружающему миру, Нормировать навыки слушания и исполнения, создать определенное настроение, развивать музыкальную пагчть путем узнавания песен, исполняемых без слов, и пьес по их мелодиям.

Кроме того, следует уделять внимание также хоровому пению детей, их индивидуальным выступлениям, правильной осанке и дви-

жените в процессе исполнения песни и музыкально-дидактичепких игр.

Такой метод обучения песни мы впервые осуществили в стар-щих группах экспериментального детского сада и пришли к выводу, что успеха можно добиться при условии соблюдения принципа правильного выбора пески. К большому сожалению, до сех-однящнэго дня нет ни одной песни для обучения в русских группах образцам азербайджанской музыки. 15 песен, включенных в програыный материал, предназначенный для азербайджанского сектора, не могут быть использованы в старших группах. Поэтому у музыкального руководителя много времени уходит на поиск песен для обучения. Для устранения этих трудностей после долгого поиска мы вместе с поэтом Ильясом Тапдагом стали работать над детскими песнями. Этот глубоко знающий психологию и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста поэт после неоднократного наблюдения сочинил цикл стихов для русских груш. На некоторые из них мы написали музыку, которую апробировали во многих детских садах. Такие п&зни, как "Нсилэ" /"Кайля"/, "Чопиэт" /"Козленок"/, "П-ус.те агамы" /"Фистазновос дерево"/, "БтглбУл"/"Бюльбюль"постзящается знаменитому певцу азербайдаапа Ввль-Бвлю/, "Бир езп гар" /"Гранат"'/, "Сэмэни" /"Семени"/, "Торпага динлэо'эндэ" /Вслушайся в землю"/, "Лт> гааш, тара саны" /"Белый виноград, чзрний виноград"/, "МзЬсул" ЛУрогхайпал''/, "ГвронГпл" /"Гвоздика"/, "Кепэнэк вз куллэр" /Бабочка и цветы"/, "Баррам маЬтгск" /"Праздничная песня"/, "Знчир" /"Инжир"/, "Гузу,7"Барашзк"/,"Топ-топ о;;уну" /Игра в мячь"/ были шбраш для музыкального развития и воспитания детей. Чтобы уточнить еще раз, соответствуют ли выбранные песни возрасти™ 'особенностям и интеллектуальному уровню детей, эти материала были обсуждены в методическом кабинете дов-кольного воспитания Министерства Народного Образования Азербайджанской республики и в секторе музыкального обучения и изобразительного искусства Азербайджанского НИИ педагогических наук. На обсуждениях было предложено включить эти пески в программный материал, так как их мокно с успехом применять как в азербай^лн-ских, так и в русских группах.

Как видно, при выборе песен- для детей необходимо использовать все педагогические возможности этих песен. Только в таком случае можно успепно осуществлять нравственно-эстетическое вое-

-16 -

питание детей через повышения их музыкальной культуры.

В старших группах наряду с песнями самым популярным является и танец.

Танцевать - ото самоа любимое занятие детей. Вообще надо сказать, что танцы - один из садах красивых и всеми любимых видов искусства, овладагаций большим эмоциональным зарядом. У танцующих детей повышается общая культура. Поэтому одна из основных задач - это правильное Нормирование интересов й склонностей детей к птому виду искусств с самого млод'лего возраста. Для осуществления этих задач музыкальный руководитель должен научить детей разнообразным танцам как индивидуального, так и массового характера. Ведь через эти танцы дети знакомятся с некоторыми обычаями и трудовик традициями республики. Азербайджанские народные танцы считаются одним из редких образцов народного творчества, отрагжакэдим нежность, тоску, лиричность, искренность, подвиг, героизм, решительность, патриотизм, волю к победе, трудовой порыв. Они характеризуются том, что исполняются как индиви-дуал:-но, так и группой, или массовом виде. Такими, в частности, являются "Мирзеи", "Торекемэ", "Инчабы", "Дарчынк", "Лале", "Гкзыд пол", "Юз бир", "Он дорд не!,ере", 'Хейва гюлв", "Гочали", "Кечи момоси", "Яйзияя"» "Кямале", "Зем^кра", "Матаны","Гарс"< "Яйлыгы", "Гюльгязи", "Яллк", "Зорхана" /Названия не переводятся, т.к. при переводе на русский язык они теряют смысл/. Эти танцы, развитая такие нравственные качества, как нежность, и иск-■ренность, зазор, любовь к природе, решительность и мужества, волю, чувства дружбы, товарищества, братства, коллективизма, тем самым 'Т-ормир^во1 у детей красивую осанку, и походку, умение владеть своим телом, красиво проявлять себя, в общении.

Среди танцев, отражшдих подвит, героизм, лирические переживания нашего народа, должны быть танцы к других гародоп. При обучении такт! народным танцам дети близко знакомятся с некоторыми элементам художественного наследия, .разнообразными элементам танца, игровыми движениями я костюмами. Поэтому для обучения детей танцам музыкальные руководители должки:

1. дать краткие сведсшя о танце и его истории;

2. по проведении занятия начертать схемы элементов танца;

3. ознакомить детей с элементам отдельных танцев;

4. проводить работу над движениями рук, ног и головы;

5. проводить работу над элементами танца и обьединить

мгр 'Ьраз;

б. приобрести для постановки танца одеялу, соответствующую этой композиции. .

Музыкальные руководители, обучающие детей азербайджанским-народным танцам, должны хорошо знать историю танцев, знать элементы азербайджанских танцев для мальчиков, девочек и взрослых и использовать их а постановках танцев.

Опыт и наблюдения показывают, что из-за отсутствия методической литературы музыкальные руководители .русских групп не могут в нужной мере выполнить эту задачу. Учитывая это, считаем целесообразным подробно осветить эту работу в диссертации.

Для постановки танцев конкретизированы схемы, фигуры, танцевальные элементы. Эти танцевальные элемента: в качестве примера даны по тактам. Наши рекомендации облегчают работу музыкальных руководителей по созданию танцев. Данный вопрос освещается в последнем параграф главы.

В конце параграфа представлена игра на простом музыкальном инструиелте, Вшрше наш определена и использована нотная система игры на старинном национальном инструменте нагара. В помощь музыкальным руководителям в параграфе дается упрощенный вариант системы работы.

Подитоживая сказанное, мо~но прийти к выводу о том, что если в русских группах азербайджанских детских садов при обучо-. нии азербайджанским музыкальным образцам целесообразно использоваться правильно, на научно-педагогической- основе системагизн-рованше задания и упражнения, соответствующие возрастным особенностям и уровню воспитания детей, То они:

-легко разучивают образцы народной музыки и детские песни азербайджанских композиторов;

-без труда усваивают так по ^орш элементов танца как "сетме", "гезише", '(Тыртанма" и другие. Икекно поэтому после обучения элементам национального таща необходимо удалить внимание таким ком' позициям танцы, на примере которых детям передается народная мудрость, духовное о'огатство, воспитывается сшлость, воля, ге-роипи где в движениях отражаются различные трудовые навыки, гос-пев^ется плодородие родных земель, ее богатая *лора и Фауна; -с большим интересом исполняют простые мелодии на духовых

- 18 -

и ударных ¡/о'яыкальщ^ инсдр^нтох.

1Р§3:ья_глава -^Нозможнос/ти^к эффективные пути использования азербайджанской музыки на музыкальных занятиях".

В первом параграф этой главы даны планирование и построение музыкальных занятий. Это важно еще и потому, что в русских группах азербайджанских детских садов музыкальные руководители не уделяют должного внимания структуре музыкального занятия и затрудняются в его планировании. Поэтому в параграфе освещена структура занятий по оэдельным возрастным группам, разъяснены правила составления ежедневных, недельных, месячных и годичного планов и в качестве примера предяояоно несколько вариантов плана.

К составлению плане предъявляются следующие требования:

1. Каждый пункт плана должен бить четким, точным и конкретным. Должны быть ясно, как будет выполнтться указанное мероприятия.

2. Конкретно должно быь' указано время проведения запланированного мероприятия.

3. Нельзя без уважительных причин переносить мероприятия, намечанные в плаке, на другой день.

4. Постоянно должно отмечаться выполнение мероприятия.

5» На основе годового плана должен быть составлен календарный план проводимых мероприятий.

Естественно, исходя из условий вззмокностей кандого детского сада в эта планы можно и необходимо вносить определенные изменения. В параграфе проводится дасль о том, что если в детских садах на требуемом уровне систематип/.роЕать структуру музыкальных занятий, соблюдать определенные педагогические требования при планировании этих занятий, то можно успслно решить вышеуказанную проблему.

Во втором параграфе "Возможности и пути использования азербайджанской музыки ка занятиях слушания музыки" - научно обосновываются педагогические принципы слушания образцов азербайджанской музыки в ыладиих, средних и старших группах.

Организация слушания музыки ъ старшей группе несколько отличается. от этой работы в младших группах. При организации слушания музыки в этой группе перед музыкальными руководителями

- 19 -

стоят другие задачи, а именно:

1. анализировать песни торжественного, радостного, умеренного, несколько грустного и шутливого характера;

2. слушание народных музыкальных образцов;

3. озвучивание старинных народных мелодий,

Старше группы требуют более внимательного отношения, так как в этот период в психике детей происходят важные изменения -формируются их языковые навыки, развиваются внимание, чувства, память, мышление, а также происходят другие психологические процессы, что способствует лучшему слушанию и исполнению ими песен и мелодий.

В этой группе также рекомендовано слушание образцов азербайджанской и танцевальной музыки.

Впервые в старших группах детских садов проведен эксперимент по слушанию азербайджанских мугамов и его частей /шобе ве кютаелери, ренклер, дарамендлер, мугедцимелер ве теснифлер/*. Это дало' положительный эффект. Выявлено, что если ознакомление детей с образцами азербайджанской классической музыки осуществляется по принципу от простого к сложному, эта музыка с интересом и любовью воспринимается детьми, что способствует естественному усвоению гаги азербайджанской музыки.

В третьем параграфе рассматривается значение использования образцов азербайджанской музыки в музыкально-дидактических играх.

Следует отметить, что организация музыкально-дидактичес-. ких игр в русских группах детских садов требует обновления их формы, и содержания. В настоящее время дети разных национальностей серьезно нуждаются в восстановлении крепкой дружбы, интернационального единства.

В экспериментальных группах музыкально-дидактические игры были организованы и проводились в новой Форме. В контрольных же группах применялись старые Форш. При сравнении выявилось, что проводимая планомерная работа дала положительные результаты. В экспериментальных группах дети разных национальностей /преимущественно азербайджанцы, русские, татары, грузины, евреи и ^ другие/ совершенно свободно без затруднения произносят азербайджанские 31гражения, охотно поют песни азербайджанских композиторов, пляшут под музыку азербайджанского национального танца, вни-

Гйазванйе частей мугамов т русский язык не переводятся. ■

мательно слушают азербайджанские песни и мелодии, умело справляются с заданиями, данными им в процесее музыкально-дидактических игр. В контрольных же грушах, дети но могли произносить азербайдаанских выражений, не узнавали произведений азербайджанских композиторов, не могли определить характер послушанных песен и мелодий и т.д.

Результаты эксперимента, проведенного в городах республики, отражены в таблицах I и 2, шнуровое и процентное выражение которых , убедительно иллюстрирует и подтверждает сказанное нами тгае.

Таблица Г

№ Наименование музыкальных Контрольные 'группы /50 детей/ образцов -------------------------------------

могу не могу плохо испол. 5«

I. Несни азербайджанских композиторов I 44 5 2

2. Народные танцы II 27 12 22

3. Яллы 8 30 12 16

4. Музыкально-ритмические движения. 10 об 4 20

5. А лай и - 50 - -

б. Отрывки мугама - 50 - -

7. Ренги - 50 - -

8. Игры песни 5 45 - 10

9. Шуточные песни 7 43 - 14

Данные таблиц паказывают, что интересы и склонности детей экспериментальных груп существенно отличаются от контрольных

• груп. Это доказывает, что в русских группах азербайджанских детских садов на занятиях слушания музыки, если на должном уровне будут использованы детские песнл азербайджанских композиторов, образцы различного характера народной музыки, то можно достичь успехов во всестороннем.развитии детей, в формировании у них широкого эстетического мировоззрения.

Ради справедливости следует отметить, что в детских садах

- 21 -

__________________________________________________________________Таблица 2.

"ТР Наименование музыкальных Экспериментальные группы образцов . -------------_________

могу не могу плохо % ИСПОЛ"!.

I. Песни азербайджанских 45 5 90

композиторов.

2. Народные танцы 50 •• 100

3. Яллы 30' ' 20 60

4.. Музыкально-ритмические 44 б 88

движения.

5. Алайи 32 18 64

б. Отрывки мугама 18 32 36

7. Ренги 20 30 40

8. Игрт-песни 40 10 80

9. Шуточные песни 50 - 100

сельской местности республики дети русских груш, взятых в качестве контрольных, сольете знают такие музыкальные образцы, как яллы, алайи, отрывки мугамов, ренги, Это можно объяснить тем, что в сельский местности эта музыка более популярна и дети всех национальностей, проживающие там, чаще и в большем обьеме ее слушают, чем в городах.

Еивощ_и_рекоменаациил

Опытно-экспериментальное обучение по предложенной в исследовании системе констатировало положительные сдвиги в обучении азербайджанской музыке в русских группах детских садов.

Глубокое :-сследованиэ возможностей и путей использования образцов азербайджанской музыки в русских группах азербайджанских детских садов, анализ программных материалов и методической литературы, изучение опыта детских садов нашей республики, планомерная и сргянизованная работа, проведенная в экспериментальных и контрольных группах позволяют прийти к следующим выводам:

1. Учет возрастных особенностей детей русских груш азербайджанских детских садов способствует проявлению их интересов и склонностей, способностей восприятия соответствующих образцов азербайджанской музыки. В этом процессе:

а/ Слушание образцов азербайджанской музыки знакомит детей с музыкальными произведения)® различного жанра. При этом песни и мелодии внутренне обогащают детей и еде более приближают их к музыка,

б/ Методически направленное изучение песен оказывает положительное влияние на повышение художественно-эстетического воспитания детеи.

в/ Осуществляется правильный подбор образцов азербайджанской музыки для поэтапного развития детеЕ, формирования их чувств и расширения их кругозора.

2. Правильное планирование структура музыкальных занятий дает яернда ориентир для изучения образцов азербайджанской музыки в русских группах. При э™ом дети правильно исполняют песни, охотно их слушают, проявляют интерес к исполнению азербайджанских народных танцев, к обычаям и традициям своего народа.

3. Образцы используемые в процессе музыкально-дидактических игр, формирую', нравственные кормы детей.

4. Песни, мелодии и танцы, исполняемые в процессе музыкально-дидактических игр, наряду с эстетическим воспитанием детей способствует такие их патриотическому и интернациональному воспитанию, сближают детей различных национальностей.

5. Использование азербайджанских музыкапьных инструментов, технических средств, наглядности, игрупек, предметов одежда и украшений, музыкальных образцов, соответствующих возрастим и индивидуальным особенностям детей, при организации и проведении музыкально-дидактических игр делает их более интересными и содержательными, что оставляет глубокий след в воображении детей, расширяет кругозотэ I. помогает формировать'мировоззрение.

6. Вели при подготовке сценариев для различных массовых мероприятий соблюдаются требования, принципы, методы и средства доакольной педагогики, то ре-5ота по этим сценариям дает музыкальным руководителям правильное направление, открывает широкие возможности и облегчает их работу.

7. Если азербайджанские народные музыкальные образцы, отобранные для включения в сценарии стихов, песен, мелодий, танцев и игр будут соответствовать возрастным, индивидуальным и психическим особенностям детей, можно достичь определенного успеха в проведении и организации различных массовых музыкально-дидактических игр.

Весь ход исследования и данные выводы подводят к необходимости предложить следующие рекомендации^

1. Было бы целесообразно организовать специальные курсы для музыкальных руководителей, работающих в русских группах городских и сельских детских садов, где:

- они приобретут навыки исполнения азербайджанских песен, стихов, инсценировок, танце-;

- получат а кторсккз и режиссерские навыки для театрализации музыкально-дидактических игр;

- научатся готовить содержательные сценарии,

2. В большинстве русских групп нет необходимых условий для подготовим и проведения музыкально-дидактических игр, праздников. Обеспечение русских групп детских садов различными- азербайджанскими музыкальны?-® инструмента?«!, одогдами, сэотпетству-кяцими оборудования!« для проведения дидактических игр может способствовать успежноэд решению указанного вопроса,

3. Экранизация проводимых в образцогж детских садзх ыузыкально-двдахкггескнх игр а праздопгов с помгщь» телевидения и их демонстрации монет способствовать лучтгай организации этей работы.

4. Ни в одном шетач учебкем йаподеши нет специальных Факультетов, готовящих .нугккадькых руководителей для русских груш азербайджанских детских садов. Выпускники ке среди:-я специалыдах учобкнх заведений те в достаточной кзре.спраиляйт-ся с поставленной задачей. Поэтому открытие яри ттлдаеи учебном заведении такого •Тадультэта ск?~ет определению пешщь в рз®з-нии этой пробле га.

5. Полезно быяо бы также подготовить отдельшэ художественные текста отрывков стихотворений, посен, мзлодкй и танцев для музыкально-дидактических игр в русских группах азербайджанских детских садов.

- 24 г .

. 6. Есть большая необходимость в подготовке и исполнении песен, прививающих детям русских групп азербайджанских детских садов чувства дружбы, товарищества, братства, трудолюбие, дружелюбие, вдохновляющие на подвиг и героизм и другие духовные качества. Подготовка таких образцов облегчает проведение музыкально-дидактических игр и праздников,

7. Учитывая, что имеется острая нувда в игрушках,, имитирующих {..зербайджанские народные музыкальные инструменты, полезно было бы способствовать организации производства таких игрушек.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Правила нотного письма для детей 6-ти лет: Методическое пособие. - Баку, 1986 , 2 п.л.

2. Азербайджанская школа мугама и круг ее воздействия. -Курнал "Елм вз хеят" МНО Азерб.ССР, Баку, 6, 1909 г.

3. Музыкально-дидактические игры в детском саду. Методическое пособие. - Курнал "йбтидаи мектеби ве мектебегедер тербие", Баку, Я? 2, 1989 г.

4. Музыкально-дидактические игры в младших группах. Курнал "Ибтидаи'мектеб ве мектебегедер тербие" . Баку, № 6, 1989 г.

5. Использование азербайджанской народной музыки в детских .садах с обучением на русском.языке. Журнал 'йбтидаи мектеб ве мектебегедер тербие". Баку, № I, 1990 г.

• 6. Игры с музыкальным сопровождением. Курнал "Ибтидеи мектяб ве мектебегедер тербие" . Баку, «!" 3, 1990 г.