Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические воззрения Шакерима Кудайберды-Улы

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические воззрения Шакерима Кудайберды-Улы», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Кудиярова, Анна Мергебаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Алматы
Год защиты
 1994
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Педагогические воззрения Шакерима Кудайберды-Улы"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПШ1КИ КАЗАХСТАН Казахский институт проблем образования им.И.Алтиксарина

На правах рукописи

Щ1ИРОБА АННА ИЕРГЕНБАЕ2НА

ПЗДАЮГИЧЗСКЕ ЮЗЗРЕНКЯ ПйКЗРИМА КУЗШЙЗРДЫ-УЛЫ 13.00.01 - Теория и история педагогики

АВТОРЕФЕРАТ диссертации ка соискание ученой степени кандидата педагогических наук

АЛЙАТЫ, 1994

Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского государственного национального университета имени аль-Фараби

Научный руководитель -Ведущая организация -

Официальные оппоненты -

доктор педагогических наук, профессор КАРИКБАЕВ К.Б.

"ймкентский государственный педагогический институт

доктор педагогических наук, доцент ТРИФОНОВ В.В.

кандидат педагогических наук,, доцент ШБЕЗ С.К.

Защита состоится "

1994 г. в

часов на

заседании специализированного совета К.14.41.01. по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук при Казахском институте проблем образования имени И.Алтынсарина по адресу: • 430100, Алматы, ул.Джамбула, 25.

С диссертацией мокко ознакомиться в Республиканской научно-педагогической библиотеке.

Автореферат разослан

1994 г.

Ученый секретарь специализированного совета ¿'^Л'/

М .К.НДРУЖ

общая харлкерискка 'работу

Актуальность темы. Одним из периодов развития педагогики Казахстана является творчество просветителей-демократов шорой половины XIX века.Немало исследований посвящено педагогическому наследию Кбрая Алтынсарша, Абая Кунпнбаева , Еамбыла 2абаеза. Но в изучении общественной мысли казахского народа существовало белое пятно.Историческая цепь изучения педагогической мысли Казахстана оказалась насильственно прорванной,а именно,било предано забвению развитие психолого-педагогической кисли на рубегв Х1Х-ХХ вв.

Благотворное влияние государственных и общественных перемен на изучение истории казахстанской педагогики отразилось в появл-з-нк:: ряда исследований,благодаря которым вовлечены в научнз-педа-гогическуп орбиту идеи незаслуженно репрессированных мыслителей Ахмета Байтурсынова, Мцржакыпа Дулатова, Магкана Ж умабаева, Кусип— бека Аймаутова и многих других личностей.

Первым в этом ряду стоит Шакерим Кудайберды-улы (1853-1931 гг.), всесторонне одаренный человек,как говорят казахи,"сег!з ккрлы.б/р сурлы". Он бил поэтом и прозаиком,переводчиком и критиком,философом и историком,музыкантом и композитором.Один из образованнейших лвдей Туркестана,акын-ученый значат для казахов то ж,что и Данте • для итальянцев,Герцен для русских,олицетворяя собой связь мезду старым и но ли.Творческая деятельность мыслителя Шакерима.по нашему твердому убеадекгао,- это "духовный мост",соединяющий зек XIX с веком XX.

Мн считаем,что место Кудайберды-улы в развитии общественной мысли велико и потому имя его непременно долкно быть в перечне

основателей философской,исторической,психолого-педагогической школ степного края.

Актуальность нашего исследования в том,что:

- око служит восстановлению недостающего звена в исторической цепи развития и изучения педагогической мысли кочавников;

- проникновение в мир Шакерима обогатит души читателей,юных'и взрослых,духовно-нравственными ценностями,возвысит их потребности V. поступки;

- творческое использование литературно-педагогического наследия Кудайбердн-улы педагогами,практиками и теоретиками.родителями, наставниками будет способствовать реанимации духовности в семье, в пколе,в обществе. ■

Без изучения творчества Цакерима,бяз становления и развития шакеримоведения невозможно полнокровное изучение истории,литературы, фалософии,культуры Казахстана.Таким образом,налицо объективно существующее противоречие между возросшими требованиями к изучению педагогической мысли казахского общества я уровнем исследованное та просветительско-педагогяческих идей в Казахстане на стыке двух последних веков.

Поэтому проблемой наиаго исследования является характеристика и историко-педагогический анализ творческого наследия казахского акына Шакерима Кудайберды-улы, выделение своеобразия его мыс- . лей по вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений,по экологическому просвещению населения,по психологии наставничества .Разработка данной проблемы,надеемся,углубит степень изученности педагогической мысли казахского народа.Актуальность исследуемой проблемы,полная ее неразработанность в неторико-педа-гогической литературе и составили основание для формулировки темы исследования "Педагогические воззрения Шакерима Кудпйбердо-улы".

В период официального умалчивания имени акына вышла в сзэт работа К-Бейсембиева,где,согласно велению времени, содержалась тенденциозная оценка мировоззрения и деятельности Шакерпма,представленного религиозным фанатиком и учеккм-богословом.

Реабилитация имени Худа1берды-улы а апреле 1933 г. поло-.ила начало объективному освещения биографии,творчества поэта-гуканис-то. Статьи и исследования по шакеркмонсдению представляют собой общее знакомство с клзнью и деятельностью мыслителя (К.Мухгметка-нов,Ш.Сатпаеза), aкaлi:з литературно-худохзственкых особенностей его произведений {М.Магауин,Б.Абдигазкев), философских основ его мировоззрения (М.Бурабавв,А.Амребаев,М.Мырзахиетов).

Однако,не появилось езэ ни одной моногра1^и,по священной твор- ' честву одного га столпов казанской просветительско-педагогической мксли.Пйкеримопедениа у истоков своего становления. Таким образом, педагогические взгляды Шакерима - неосвоенная целика.

Цель исследования - раскрытие сути психолого-педагогичвских мкслей степного мудреца .¿¡¡акеркма,определение ах значения для практики современной ахолы и развития педагогической науки республики.

Объект исследования - литературно-педагогическое наследие казахского поэта-ученого Кудайберды-улы.

Предмет исследования - идеи гуманиста Шакеркма о воспитании, развитии и обучении казахского /юношества.

Проблема,цель,объект и предмет исследования определили следу-огдае задачи: ,

1. Рассмотреть генезис вдей Кудайберды-улы о воспитании и обу-1ении подрастающих поколений,выявить национальные и общечеловечас-ше истоки его педагогических июлей и гуманистического мировоз-|рения.

2. Показать емцелоной стерхинь жизнедеятельности акыка - его

просветительское подвижничество.

3. Определить основные положения педагогического наследия поэта-просветителя,выявить духовно-нравственную основу его педагогических оставлений.

4.Обосновать необходимость использования произведений Шакерика в учебно-воспитательном процессе учебных заведений,в практике семенного воспитания.

Для решения поставленных задан' хы использовали совокупность методов исследования - изучение и теоретический анализ произведений Кудайберды-улы,отзывов ка его труды авторов прошлого и совре-ме:шости,философской,педагогической литературы и периодики Х1Х-ХХ вв.; обобщение и систематизация наставлений и найлэдений мыслите-ля.сопоставление его взглядов с идеями,представлениями классиков мировой педагогики и с современными педагогическими знаниями.

Теоретико-методологическая основа исследования - фундаментальные положения диалектико-материалистической философии,труды классиков мировой педагогики,современная психологическая литература, методологический опыт историков казахстанской педагогики профессоров Т.Т.Тажибаева,К.Б.Еарикбаева в исследовании серсоналиев.

Ведущая идея исследования - анализ и обобщение педагогического наследия казахского акына-просветителя Шакерима,творческое использование его педагогических идей является одним из источников развития педагогической науки и практики.

Решение поставленных задач осуществлялось с 1989 г. по 1993 г. I этап (1989-1990) - поисково-теоретичзский: утверадение темы,сбор материалов о деятельности и произведениях Шакерима,первичное знакомство с содержанием литературно-научного наследия акына,из учение

арабской графики,работа с архивными и рукописными мате риалами,об-

работка собранных сведений. П этап (1991-1993 гг.) - заключитель- " но-обобщаюпий: углубление изучения а анализа-педагогических мыслей Кудайберды-улы,составление текста диссертации,соверпэнствозание стиля и содержания исследования,выпуск публикаций по исследуемой теме.

Источниковедческая база исследования - научно-литературное „ наследие поэта-философа по вопросам воспитана л обучения казахского юношества; публикации казахстанских авторов,где освещается различны» аспекты деятельности и творчества Шакерима,исторнко-пе-дагогическая литература; литература по развииш общественной мысли йзахстана; общепедагогическая литература.диссертации историко-пе-дагогического характера (персоналии),по теоретическим проблемам воспитания; рукопись-воспоминания Ахата Кудайбердызва об отце.

На закату выкосятся;

- положение о просветительском подвшсначестве Шакерима как основной цели его жизни и творчества;

- историко-педагогическая характеристика творческого наследия мыслителя: отличие шкеримозского подхода к педагогическим вопросам -обращение к нравствр.нным заповедям в процессе воспдтания;мксли Ку-дайберды-улы об экологическом просвещении как одно из начал казахстанских исследований по экологии человека; советы Шакерима по пе-. дагогаческой психологии.

Научная новизна - в данной работа предпринята попытка рас дао-треть и обобщить в педагогачзском плане мысли и воззрения Шакерима; определены место,роль а специфика педагогического наследия Ку-дайберды-улы,показана преемственность его идей с предыдущим и >иос- ' ледующим развитием психолого-педагогической мысли степного края; введены в нзучнШ оборот архивные материалы и оригинальные термины

Шакерима по педагогика и психологии.

Практическая значимость исследования. Изучение творчества Еэкерима является составной частью развития как шкеримоведения, так и казахстанской педагогической науки.Результаты данного исследования могут быть использованы учащимися и студентами вря изучении научно-литературного наследия акына-просветителя Ш.Кудайбер-ды-улы,при подготовке ими рефератов,курсовых и дипломных работ; педагогами при чтении курса лекций по истории педагогики,по истории Казахстана,по казахской литературе,по философии и психологии, при составлении учебных и методических пособий.

Достоверность результатов исследования обеспечена использованием методологических положений при определении исходных теоретических позиций; использованием системы методов,адекватной задачам и логике исследования.

Апробация и внедрение рязультатов исследования г -теоретические полохвния,результаты и выводы исследования обсувдались на заседании кафедры педагогики и екегодных научно-методичэских конференциях профессорско-преподавательского состава Казахского Государственного Национального университета имени аль-Фараби (1990-1992 гг.), на заседании секции "История педагогики" кафедры педагогики Алма-тинского Государственного университета имени Абая (1993 г.), на республиканских научно-практических конференциях (1990,1992 гг.), нашли практическое применение в ходе проведения лекционных и семинарских занятий по педагогике в КазШУ (1993 г.),в школах Чарда-ринского района Юкно-Казахстанбкой области. ?

Структура диссертации: работа состоит из введения,Двух глав, заключения,библиографии.

ОСНОЩСВ СОДЕРШ&Е

Во введении показана актуальность избранной темы,сформулированы цели,задачи исследованиям ре деляны объект,предмет исследования, из лоаены выдвинутые к защите положения и результаты проведенной работы,раскрыты научная.новизна и практическая значимость исследуемой гены,прослежена этап^ становления иакеримоведения. ■ Первая глава диссертации "Обцествгяно-просзетительская деятельность Иакерима Кудайберды-улы" состоит из двух параграфов.

Отправной точкой § I "Ш'.езкс педагогических идей" послужила концепция М.Ауэзова о трех источниках казахского Просвешэния.Од-зим из источников мировоззрения Кудайбэрдц-улы является устное народное творчество казахов. ■—

С детских лет он впитывал в собя частицу народной мудро ста, юдержашейся в старинных преданиях " Ер Таргш", "Алпамыс", " Ко б лая-да батыр","Кыз 5лбек", исторических документах "Ееты жаргы" шро".

Наряду с творческим использованием казахских пословиц и гя-оворок,содержащих педагогический опыт общества,Шакерим преобра-овал некоторые из них.Еслк в народе говорят: "Ецбек етсе^ - емер-поработаешь - поеиь), то у акына: "Ер/нбеген емер,^акшаган зн,ер" (неленявдйся поест,неутомимый одолеет). В дидактических 8лях он создал ряд самобытных афоризмов,например,"Жакры журген жэ-Ш) кент салар,жаман яурген керЬ1е врт салар" (от хорошего оста-тся городище,от плохого - пепелище).

С народной педагогикой,как практикой с.емейного васпитания.Ку-1йбврды-улы знакомился на собственном опыте: вырос в национальной ;еда,был обьектом га ото йэ ль ко го воспятания.Размышляя о путях проверил я народа,об утверждении здорового образа еизни,о личном со-

- ю - ,

вершенствовакии человека,он обращался к традициям воспитания родного очага,к образу деда Кунанбая,заложившего основы семейного обучения и воспитания.

В предисловии.к "Родословной"автор назвал своими нзставниками деда,старшего брата Абая,редактора газеты "Таракан" Ксмаила Гасп-рикского (изучение отношений Шакерима и Гаспринского за будущим).

Главным учителем из них был Абай,родственный не столько по крови,сколько по духу.Благодарньк строк в адрес наставника написано учеником немало - "Настарга"," Биография Абая",воспоминания,ве-рояткс,мо;:ио считать Шакерима основателем абаеведения.Старший брат Абай передал младшему свои знания,привил любовь к научным поэтическим изысканиям,развил музыкальные способности,познакомил о со-кровишами мировой культуры.

Семейное окрухвнке,наставления деда,уроки Абая,национальная среда открывали перед поэтом кладезь мудрости степной педагогики.

Следующий родник творчества и идей казахского мыслителя имеет восточное происховдение.С юношеских лат зачитывался Шакерим рубай-ями и газелями Навои,Саада,Сейх али,Физули,Фирдоуси,Хафиза, чьи произведения несли в себе литературный и философский заредЛри составлении исторической летописи казахского народа он пользовался трудами восточных авторов "Кабри тарлх гумуми","Тарих аншар ал ислам","Кошу шы-дам","Тарих гусмани","История тюрков","Родословная тюрков","Кутты билиг".

Преемственность мевду этнопедагогическими,морально-психологи-ческ ими концепциями восточных 'классиков и взгядами казахского просветителя отражена в его научных трактатах и философской лирике. Свободное знание арабского,персидского,татарского,турецкого, узбекского чагатайского,русского языков позволило Кудсйберды-улы

познакомиться с творениями мыслителей разных зпох л народов в оригинале,сформировать под их влияниек гуманистические взгляды, перешагнуть национальные предубеждения,подняться до уровня известнейших сынов Земли.

Следующим источником,питавшим мысли и дела гуманиста Шакери-ма,была западная культура (русская и европейская).По книгам акыка составлен нами большой список мыслителей,чьи идеи послугалк ему образцами для подракания,предметом споров,пищей для размышлений. В рамках Русского Географического общества; в стеках семипалатинской публичной библиотеки имени Гоголя,у себя в ауле он общался со многими ссыльными демократами,пропагандируя среди них обычаи и представления казахского народа.

Из огромного разнообразия русской общественной мысли Кудайбер-ды-улы испытывал особое тяготение к идеям яснополянского аксакала. Внутренняя близость к личности и творчеству Л.Н.Толстого отразилась и на образе жизни (занятие хозяйством,уединение в Саят-ксра, воспитание собственных детей и учеников) и э творческих мотивах (идеи нравственного самосовершенствования человека,переводы воспитательно-назидательных произведений Льва Николаевича), и з переписке между ними.

Обобщением ншиональных и общечеловяческих истокоз творческого наследия акыца-мнслителя по вопросам воопитания и образования подрастающих поколений слукит никеследущая схема:

1. Казахская народная педагогика.

2. Традиции семейного воспитания.Урока Абая.

3. Просветительско-педагогические идеи классиков'Востока.

4. Гуманистические взгляды европейских мыслителей.

5. Учение Л.Толстого о нравственном усовершенствовании личности.

Следует учесть,что влияние и роль народных и научных,восточных к западных,национальных и общечеловеческих идей было слоеным. взаимопереплетекным. Основа мировоззрения и педагогических идей Шакерима - посткхеняе общечеловеческих ценностей.

Изложении биографии акына-просветителя,освещению основных событий его казни и творчества посвящен § 2."<£изнь и творчество как просветительское подвижничество". Окруженный даровитыми людьми, воспитанный школой Абая,Шакери'м начал творческий путь с воспевания радостей молодости,прелестей юных дев,красот родной природы. Обогащение Бситейского и гражданского опыта усилили ноты социального звучания в его научно-литературной деятельности.Он превратил свои творения в средство формирования нравственных чувств,духовных потребностей ,высокого сознания читателей,воспитал идейно не одно поколение казахского юношества.

Достоянием народа стали историко-философские и психолого-педа-гогичаские трактаты Шакерима "Родословная" ("Шэж'ре"),"Основные положения мусульманства" ("Мусылманды^ шарты"),"Три истины" ("Уш аны^"), дастаны "Калмакан-Мамыр","Енлик-Кебек","Ляйля-Макнун".печальный роман "Адиль-Мария",переводы "Дубровского","Метели" A.C. Пушкина,философская и гражданская лирика,думы разных лет.

Произведения и идеи Кудайберды-улы - звено единой цепи развития казахской историко-публицистической,философско-педагогической мысли."Основные положения мусульманства" продолжают традиции экзегетики, заложенные Чокансм,Ибраем.Материалы "Родословной" использованы в качестве источника учеными М.Тыншпаевым,К.Сатпаевым,А.Бай-турсыновым.Психологические взглдды Шакерима - развитие идей Абая и,вместе с тем,источник,ведущий к учебникам Е.Аймаутова "Психология" и М.Еумабаева' "Педагогика".Воспитательно-назидательные моти-

вы аакеркмовской поэзии явственно ощущаются в творчестве С .То рай-гыроза,М.£умабаеза.

Поэт,низший в гуще народа,не мог оставаться в стороне от исторических событий.Участие чингистяуского гуманиста в общественной гизни было разнообразны:'! .3 90-е годы XIX з. он бия волостш*: управителем, в'качало XX в. -членом Русского Географического общества (единственного.з Казахстане научно-исследовательского учреждения - Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела РГО). С появлением газеты "Кдза:^", журнала' "Айкап" Шкзрик стал акт из -ным корреспондентом-публицистом.Некоторое зремя он сотрудничал с партией "Алал" (1917-1913).

В 1303 году,влекомый постоянной страстью к научна поискам и литературным занятиям,акын уединился в горах, чтоб углубленно предаться (рилосо^оким,поэтическим размышлениям и упражнениям.После кратковременного возвращения на арену обаестзенша дел в 1917-1925 гг. ок окончательно переселился в Саят-Кора (охотничий дом) в урочище Шакпак для подведения итогов проеттой ензни и творческой 'деятельности.

Уединенная гизнь старого акына вдали от лвдей вызвала мноаест-зо недоумений,шлейф кривотолков и сплетен.Недруги со стороны родо-зоя верхушки,духовенства называли его "пок5ынды" (еретик,крещеный). 1'е менее страшные ярлыки "националиста" навешивались со'стороны зозетских работников.Лед недоверия и предвзятости с обеих сторон 1ривел к трагической гибели Шакерика 2 октября 1931 г.

Подвижническая деятельность Кудайберды-улк и его литературно-научное наследие слукат нам ориентирам!; в современной кизни.

Вторая глава "Педагогическое наследие степного просветителя ¿зкерима Кудайбердн-улы" состоит из .четырех параграфов. В первом

"Проблемы духоано-нравотаенного воспитания" раскрывается содержание мизлей Еакерима по воспитанию духовности,нравственности,граждане тзенноста.

Б произведениях акына духовно-нравственные проблемы тесно переплетены с требованиями ислама,потому что под религиозной оболочкой содержится немало идей общечеловеческого характера.Он об- . ращачея к религии,как к источнику духовности,предлагал использовать вероучение в духовно-нравствя'нном воспитании казахского юношества .Чтобы оказать благотворное воздействие на сознание и поведение людей,поэт-ученый перевел на казахский язык отдельные суры и аяты йзрана,в личной интерпретации изложил смысл коранических заповедей .Чтобы достигнуть дидактических целей,он разъяснял арабский текст с помощью примеров из повседневной жизни казахов.

В лучших традициях просветительства он объяснял неустроенность казни лвдекими пороками,их отрицательными нравами.Неудовольство окружающим миром превращалось им в недовольство собой,которое должно было стать стерннем работы по нравственному самосовершенствованию.

Оптимистическая вера в торхветво светлых начал в человеке привела Шакерима к утверждению материалистического тезиса об отрицании врожденных идей и моральных норм ("баста таза жаратты"). В "Основных положениях мусульманства" автор стремился связать симво- • лы веры с гуманизмом,превратить в прочную опору жизни "имандылы^"; ствд,терпимость,состраделие.милосердие,благородство.справедливость.

Проблему формирования гражданина он не отделял от проблемы единства гравдансизенности,нравственности и духовности.Гражданское воспитание неразрывно связано с воспитанием в духе мира и сотрудничества между народами.Мысли Кудайберды-улы о единстве казахского

народа перерастают в призда к единению всех'людей на Земло.

Составной частью идей просветителя о нравственности были его миротворческие мотивы.Ня в одном из овоих произведений он не допускал даже намека на пропаганду насилия,никогда не превознооил 'он роли физической силы в решении вопросов,всячески уберегал людей от раздоров и кровопролитий.Единственный вид войны,допускаемый акыном,- война человечества против собственных недостатков, применение силы оправдывалось им лишь на пути искоренения собственных пороков;

Диалектически подходя к оцзнхо человеческой сутиДзкерим находил хороших и плохих нравственных а безнравственных людей среда-пррдстаЕителей различных слоев.Он был последователен в убевдении: только честный труд обеспечит человеку доброе имя,крепкий нравст- • венный стернень,к какому бы сословию тот не пранадленая.Испрайить дурное положение вещей,искупить грехи можно не только религиозным покаянием,- считал акын, - но нравственной жизнью,о помощью простых земных дел искореняя зло,страдание,невежество.

Используя философско-педагогические мысли Шакеримадовременный воспитатель мокет ответить на постоянные вопросы детей о смысле жизни,о назначении человека.Смысл жизни - в моральном самоопреде-'

лении, жизненна путь - восхождение к вершинам духа.Вечность - пло-

»

ды-жизни,что посеешь,ка этом свете,то пожнешь на том.Душа вечна, не исчезает со смертью отдельного человека,дела и мысли вечногз человека не могут быть-суетными. Каотоящий человек,истинный мусульманин,по Кудайберды-улы,- тот,кто вобрал в себя вековую мудрость общечеловеческих норм морали,собранных в квинтэссенции духовно--иравственных заповедей,в памятнике мировой литературы - Кйране. Добры? .благоразумные поступки и намерения каждого человека увели-

чивают добро и тепло на Земле.передаются из поколения в поколение, * накапливаются в сокровищнице мирового духа .Значение этих полоке-ний для духовно-нравственного воспитания молодей: неоспоримо.

Кравстзенная воспитанность означает вести себя правильно в силу внутреннего контроля - совести.Совесть в системе ценностей акына-педагога возведена в культ.Зго духовно-нравственные поиски увенчались рондентм .науки Со вести,требованием ввести учебную дисциплину - Совесгь,обязатяльиую для всех. Он предполагая,что каждый молодой человек изучит науку Совести,пройдет курс обучения совестя в школе и семье,будет кить по законам совести и тогда воцарится светлое общество ("Еайнар кошл.кайнар ен<р,Ар/Л)м( о^цл-са").

Главная цель нравственного воспитания и самовоспитания,согласно Шэксриму,- необходимость формирования в человеке внутренней потребности к активному утверядению в себе высокой морали,духовности, ролигиозкости.Отличательная черта шакеримовских духовно-нра-вотвенных проповедей - большое значение отводилось собственному отношению человека к человеческому долгу, к совладению моральных предписаний общества.

Итога исследования идей Кудайбсрды-улы по духовно-нравственному воспитанию и обучению подрастающих поколений:

1. Духовно-нравственное воспитание - сердцевина педагогических идей Шакерима.пропитанных велениями совести и потребностями души.

2. Поэт обращался к религии как к источнику духовности и нравственности человека.Моральные заповеди Корана - одна из основ духовно-нравственных требований мыслителя.

3. Положительные и отрицательные свойства человека,считал Ку-дайберды-улы,формируются в процеосе воспитания и самовоспитания.

4. Измене пне общества,человеческой зизни,по убеждению !йкери-ма,возможно только через нравственное оздоровление общества,через облагораживание человеческой душ.

5. Нравственность человека,вытекает из россуздений акша,определяется его отношением к обществу,к другим людям, к векам,природе • '

Анализу мыслей поэта-гуманиста о характере отношений мевду человеком и природой посвящен второй параграф "Экологические взгляды" .Предугадывая ведущий принцип современной экологии - единство человека я природы,акын требовал расширить сферу морали и на окружающую среду,потому что человек является частью среды обитания, человек и природа - проблема нравственная,любовь к природе,таким образом,нравственное качество человека. ' •

За аивотным и растительным миром признавалооь право на самостоятельное существование,размножение,продолжение рода."Вы думаете,что лишь для человека берегут звери свое мясо,шкуру,молоко а силу,пчелы - мед,реки - рыбу, земля - плоды,а птицы - тушку,пух а яйца?"

Главное требование мызлителя - перед будущая должны быть чисты а земля и совесть.Экологическое воспитание он не отделял от религиозно-нравственного, духовного .Средством поддержания нравственных отношений мевду человеком и прродой счатал акын экологические знания,хотя слов "экология,экологическое воопитапие" и но употреблял.

Предвосхищая более поздние исследования о социальных последствиях научно-технической революции,Шакерим поставил на повестку дня проблемы,названные глобальными проблемами человечества: война и кир,выживание челоэечества,спасенйе планеты,пересмотр этических

норм взаимоотношений лвдей с природой.№с поставлена проблема сочетания образованности с духовно-нравственным совервенствованием. 'С помощью науки люди научились делать смертоносные оружия,несли ядовитые газы,истребляют друг друга,как диких зверей,сальные превратили слабых в ра5ов,вся планета обагрена кровью".Эти строки

написаны акынох в годы первой мировой войны,задолго до применения «

атомной бомбы,после которого на повестку дня общественности был поставлен вопрос о моральной ответственности ученых за последствия .их научных разработок.

Отношение к природе имеет глубокий гуманистический смысл,оно вытекает из нравственного отношения к лвдям.С'Эр)галки,эр/ зальм, ел туб!не сол яетер","Адам-залгл, алемге жау,еб1н тапса,^оймайды ешк!мд'| cay").Деяния,приносящие урон природе по сути своей безнра-вотвенны.Человек,убиваотий окружающую среду,окажется изртвой сам. Трагически пророческими оказались предостережения выходца из Семипалатинской области.снискавшей печальную славу ядерного полигона.

Экологические взгляды'акына-мыслителя должны лочь в основу экологического просвещения и воспитания населения.Педагоги обязаны внедрить в сознание подрастающих поколений нравственно-экологические заповеди Шакерима: не нарушайте преступи,люби и береги,спасай и преумножай.Заповеди акына,выработанные на базе общечеловеческих идеалов,способствуют достижению гармонии двух миров - внешнего и внутреннего,человека и природы.

Следующий параграф - "Мысли о наставничестве".Как приверженец просветительства,Кудайберды-улы превозносил роль педогогов-наотав-ияков в обществе,в процессе развития личности и государства.Задачу по распространению знаний,культуры,искусства среди населзния акын возлагал на представителей рваных слоев: баев,бедняков,интеллиген-

цию,родителей молодежь ("Назидание", "Сад подснежников", "М^ткл-ганныц ем! р1 ").

Стремясь пробудить в народе келание учиться»интерес к наукам, наставники поддерживают процесс издания книг,газет,курналов на родном языке,открывают сколы для казахской детворы,пишут статьи для периодики,создают учебники (" Кулаги мен кез/'н ап.О.^у окыт, Гылкм кай....Газетке яаз, ютап яаз,Бастыр,015ыт 1$азаэда"). В двух строках содержится программа деятельности наставников,составленная акыном-просветителем.

Перед воспитателями он поставил задачу сохранения преемственности педагогических идей народа.Собрать и изучить педагогическую копилку общества ("еск<ден ^алган сез'тер1л"), внести собственный вклад.соединить народную педагогику с достижениями наук - обязан-' • ности просвещенного круга казахов,не утратившие злободневности до сих пор.

Непременным условием воспитательной работы Шакерим считал'-знание наставником целей,методов и приемов дидактики,то есть они заранее долкны знать как обучать и воспитывать молодежь.Говоря . современным языком,он призывал прогнозировать результаты воспита-ния,в соответствии с ними выбирать способы воздействия на дэтей ("Зрелый и недозрелый" - "Ш'скен мен шик/").

. Оригинальный метод воспитания,предлагаемый им,- воспитание на отрицательных пранерах,своеобразный метод "антинаставлени2".В произведениях Шакэрима часто встречаются советы: продай душу,чтоб овладеть миром; участвуй во всевозможных склоках и распрях; виляя звостом,словно собака,заглядывай з рот толстосумов; будь хитрым и подлым,забудь о ближних,заглушай голос совести.Иносказательность, нарочитое переставление акцента с белого на черное - доказательство

теской связи педагогических идей акына с фольклором,с народной педагогикой.

Конечную цель изучения и обучения просветитель ввдел в практической пользе от полученных знаний.

Труд педагогов-наставников требует больших усилий,как не получить хорошего урожая без полива,так не увидеть результатов воспитана без усердия.без.терпения,без любовного отношения к подчиненным.

Развивая г.ансофистские мысли Абая,Шакерим поставил перед педагогами задачу: обобщение всех добытых мировой цивилизацией зна-' ний и донесение их до казахской аудитории на родном языке.Он считал обязанностью образованных казахов всемерное просвещение и образование массы.

Содержание § "Вопросы психологии" изложим вкратце: I) С научной точки зрения ^бшг&ц: Кудайберды-ули единство психического и физического,духовного и телесного,идеального и материального в человеке .Человек - единство души и плоти,единств о двух разных качеств - физиологических и психических процессов; 2. Шагом вперед по сравнена» с Абаем стали мысли Шакеряма о материальном оубс-траге психики - мозге; 3) Качественное отличие психики тавотных и человека,по Шакериму,зависит от организации их тела,более-низкое строение организма нивотных лишает их возможности а способности к познанию.Познавательнш способности делают человека человеком; 4) Он правильно интерпретировал природу познавательных процессе?: иоходной точкой познания называл чувственную ступень познания,а завершением познания - логическую ступень (мышление); 5) Психическую деятельность человека он подразделял на ум,волю,чувства,харак-тер.Приоритет при этом отводил разуму,который направляет остйльныо вады поихической деятельности; б) Особо ввделяет мыслитель катего-

рию "потребности", среди которых вашими считает духовные,высшие в отличие от плотских,надменные; 7) Поэт подчеркивает,что форма-рование человека происходит под влиянием различных факторов,что суть человека, в сочетании биологических задатков с социальными чертами,что ведущими из них являются общественные начала; 8) Куда-йберды-улы предлагает использовать психологические знания для повышения уровня общения лвдей друг о другом,в частности,настазников и воспитуемых.

В заключении подведены итоги проведенного исследования,обобщены уроки акына-просветителя.

Но проблема характеристики педагогических воззрений Шакерима не является полностью исчерпанной .Дальнейшего рассмотрения требуют взгляды мыслителя по трудовому и эстетическому воспитанию,по психологии общения,специального,исследования гдут вопрооы об идейных предшественниках и последователях акына-просветителя.

Основное содержание диссертации отраяено в следующих публикациях: . .

1. Педагогические воззрения Шакерима Кудайберды-улы // Материалы научно-практической конференции "Актуальные проблемы психологии и педагогики в Казахстане".-Алматы.- 1990.- Ч.Ш.- С.440-442. •

2. Народная педагогика - источник творчества Шакерима'Кудайберды-улы У/ Материалы конференции "Использование традиций народной педагогика и психологии в учебно-воспитательном процессе".-Алматы.- 1992.- С.143-145.

3. Шэкергм - педагог, галым,агартузы // 1$аза}$стап мектеб! • 1993.-Я б.- 71-74 бб.

4. Шэкер/м педагогикалы^ мурасшыц ултты^ гэне калпы одамдык непздер/ // Ршшми-педагогикалыц орталы^ Хабараысы.- 1993.- .'5 14. - 15 б.

Купяярпва A.M. !!'экер|М TJynafiöepniyjTHHUfj пепагогикалык; крз*$арастары

' ^азат^тын, а^н-агартушысы Г'экер!м Купайбершулннш} галыми-эпеби 'мурасын тарихи-пепагогикалы^ тургыпан талцау жэне сипаттау мэсе-

лес!н шещу уинн ohhij ом/'рбаяны, кызмет/мен т$атар йилософиялык arç-

сарларын, рлецпер<'н зерттеу шарт.

щын ем/р/ мен шыгармаларын С3|'н/н басты ма^саты - агартуш-лыэда багыштаган. !1!экер!мн<^ пецагогикалш$ ицеялары к^зат^ халш; пелагогякасына неп'зпелген, гйшыл-гуманист/fj крзкарастарынк^ туп тамырлары эр/ улттш$, эр/ жалпнапампык бг-лган.

Пецагогикалык мэселелерп/ шещупег/ ^дайберп/улыниц айрнкшылнгы-ол тэрбие мэселесл'н жеке ацамныц, бук/л ^орамныц рухын, мсрал!н тазалау, эрб/р тэрбяеленупптн ар-ужпанын тврбиелеу жэне эрб/р ацампа ез/'н-ез! тэрбиелеу мук,тажш1ган тугызу жолыниа шешкен.

Т$упайберц/'улы буг/нг! пепагогиканын жа^а саласы - экглогиялш^ тэрбиен/н неп'зпер/'н ^алаупыларпы^ 6ípi' бглпы..

Сгнкмен, акын-агартушы П'эквр/мн/н пецагогякалыт^-психглргиялш; гйларынын рзег/ пепягогикажгк психглогиямеп уктасып, каз/pri заман талабына сэйкес.

Sudiorow A.Ii. SHAESJRIU EUDAIBEEDI-UXiT' S PEDAGOGICAL VIEKS

1. Problen of characteristics and historical-pedagogical analysis of creative inherltnnoe of Shskexln 2udaiberdi-iny oan be decided only on oondition of proper researoh of hia life & activity, hio phylosophical traotstea and poetic vorbs*

2. All the life and oreative work of the akyn was dedioated to the rain purpose- instructive activity,

3. Shakerinia pedagogical ideas and humanistic vieva upon life have deep national roots, are unsepaxablc from traditions of Kazakh people pedagogietond,et the game tine,they hove also global human roots.

4. The difference of ShokeriinSs approach to the decision of pedagogical problena-is decision of bringing up questions through apirltuol -ethical procurement of a man and society in the whole,bringing up conciousnesa end necessity of self-making in every pupil.

5. Kudniberdi-TJly built a cornerstone of modern direotion in pedagogic-ecological bringing up,

6.Shakerim8a thoughts on• pedagogical psychology are original and up-to-datd.

The results of research can be used fori -for improvement of cofftrart V method3 and means'of studying-brlnging up .rork of teachers in high and middle schools]

-pedngogs-theoretica in course of history of p*dagogio end history of Knr.okhatBn.