автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические взгляды Фаридаддина Аттора
- Автор научной работы
- Реза Яздани
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Душанбе
- Год защиты
- 2014
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Педагогические взгляды Фаридаддина Аттора"
На правах рукописи
005553757
РЕЗА ЯЗДАНИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ФАРИДАДДИНА АТТОРА
13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискании ученой степени кандидата педагогических наук
2 3 СКТ 2014
Душанбе-2014
005553757
Работа выполнена на кафедре общей педагогики Таджикского государственного педагогического университета имени Садридцина Айни
Научный руководитель: Шомурадов Хасан Рузшаич
доктор педагогических наук (ТГТТУ им. С.Айни) Официальные оппоненты: -Сулаймони Сафар Исаевич,
доктор педагогических наук, профессор, гл.специалист Академии образования Таджикистана
-Сатторова Нодира Гайбуллаевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и культурологии Российско-Таджикского (Славянского) университета
Ведущая организация: Таджикский государственный институт
языков им. Сотима Улугзаде
Защита состоится «27» ноября 2014г. в часов на заседании диссертационного совета Д 737.001.0! на соискание учёной степени доктора и кандидата педагогических наук по специапьности 13.00.01 -общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) при Таджикском государственном педагогическом университете имени Садриддина Айни (734003, г. Душанбе, пр. Рудаки, 121). 1
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке } Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни.
Объявление и текст автореферата диссертации размещены на сайте ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации vak2.ed.gov.ru и сайте Таджикского государственного педагогического университета им.Садриддина Айни tgpu.tj
Автореферат разослан «30» сентября 20_14г. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент
Лбдуллаева Р. X.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Каждая нация имеет свои особенности, характерные свойства, нравственные нормы, обычаи, обряды, традиции и образ жизни. У каждого народа сотни лет существует собственная укоренившаяся в жизни культура, которая неизбежно оказывает воздействие на воспитательный процесс. Следуя указаниям, мы стремимся воспитывать подрастающее поколение в духе прогрессивных традиций и передовой морали, прививая ему положительные качества характера, внедряя в жизнь хорошие народные обычаи.По мере развития общества, общественных отношений возникают новые, подчас достаточно слохшые задачи в системе воспитательной работы. На каждой ступени своего развития общество ставит перед семьей, школой и другими воспитательными заведениями все новые и новые задачи. Эти особенности воспитательной работы на современном этапе требуют научно-исследовательской работы по поиску и выявлению новых, более совершенных и эффективных способов воздействия на умы людей, особенно людей молодых.
Педагогические взгляды классиков персидско-таджикской литературы, в течение многих веков завоевывавшие умы читателей, имеют свои особенности и охватывают все стороны воспитания. Эти произведения призывают воспитывать детей и юношество в духе гуманизма и высокой морали; прививать у них скромность, вежливость, чуткость, трудолюбие, щедрость, чувства товарищества и дружбы; учат их мужеству, ненависти к врагам, беззаветной любви к родине и самопожертвованию во имя ее процветания. Классики постоянно говорили также о необходимости овладения науками, физиологическом и физическом развитии личности.
В период развития и укрепления феодального строя при шахских дворцах группировались придворные поэты, славословившие правителей и их окружение, феодальные устои и нравы. Это придавало делу воспитания особенно острый характер. Но тот период был эпохой возрождения культуры иранского народа, эпохой его освобождения от арабского ига и создания им своего самостоятельного государства. : Для
упрочения этой победы возникает необходимость воспитывать молодое поколение в духе любви к отечеству и прививать в нем все лучшие человеческие качества, а именно то. что описывается в произведениях наших классиков. Однако, социальные условия этой эпохи наложили свой отпечаток на творчество выдающихся представителей классической литературы Е1остока, в том числе и на их педагогические воззрения.
Многие писатели стояли на подлинно прогрессивных позициях, и они проповедовали благородную мораль, столь необходимую для воспитания юного поколения.. Так зародилась литература, создатели которой высказывали передовые идеи по многим отраслям общественной науки, в том числе в области воспитания человеке - педагогики, за что были прозваны учителями нравственности. El произведениях этих мыслителей вопрос нравственного воспитания занимал главное место. Такие произведения носили назидательный характер, а их авторы прославились как проповедники высокой морали не только на Востоке, поэтому творчество классиков таджккско-персидской литературы представляет не только историко-педагогическую ценность, но имеет большое значение для современности.
Вопрос воспитания подрастающего поколения занимает большое место на всех этапах истории развития общества, следовательно, и в литературном творчестве. Потому это для исследования истории педагогической науки и ее развития столь важно изучение и востребование в жлзнь педагогических воззрений просветителей, ученых, писателей и устного народного творчества.
Фаридадцин Аггор считал, что знание является значимой силой человека, роль знания в совершенствовании человека и человеческих отношений является неизмеримой. Они были мыслителями-учителями, которые имели своих учеников и последователей. Создавая свои труды, онихорошо понимали, что эти научные сочинения будут пользоваться и как учебные пособия. Поэтому в любом научном трактате содержатся ценные педагогические мысли, нравственные наставления, советы о применении знании на практике.
Манера изложения произведений Фаридаддиш Arropa делали их доступными доя понимания, облегчали усвоение этих источников.
Воспитание является фактором привыкания к социальной жизни, принятия общественных правил и критериев. Существенное направление любых общественных попыток, восхождение любой нации могут быть определены благодаря воспитанию. Фактор воспитания, с общественной точки зрения имеет значение, которое освобождает человека от недугов недостатков в жизни. Воспитание призывает человека создать семью, продолжать и сохранять ее, устанавливать отношение в семьи на основе искренности, откровенности, развития и взаимодействия.
Более того, воспитание человека является важным и необходимым и с экономической точки зрения. Инвестиции в процессе воспитания считаются самыми прибыльными. Воспитание входит в число экономических показателей, создает условия для нормальных учебных возможностей и может стать фактором для подготовки наилучшей и важнейшей работы, наилучшего и эффективного производства.
Степень изученности проблемы исследования. Вопросам педагогики формирования совершенного человека исследователями не уделялось достаточного внимания и естественно подобное игнорирование педагогических воззрений наших мыслителей исторически необоснованно, хотя этот аспект мировоззрения занимает центральное положение в нём.
Наряд)' с этим, в европейской историко-педагогической литературе начиная с прошлого столетия, появились отдельные упоминания о об образовании исламского мира Примером этого может, С1ужит работы А. Е. Крымского, так как он провел всесторонний анализ творчества выдающегося мыслителя Унусурулмаоли Кайковуса под названием «Кабуснамэ» («Книга советов»).
В исследование педагогической мысли средневекового Востока также значимыми являются труды А. Саади. В его труде «Педагогические мысли Востока» подробно анализируются педагогические воззрения Абунасри Фараби и дается обоснованные пояснения его педагогических идей. Наряду с этим следует отметить о работе М. Арипова. В своем исследовании ученый анализирует педагогические воззрения таджикско-персидских мыслителей средневековья (109).
В исследованиях X. С. Афзалова, Б. Рахимова, Г. Н. Нуритдинова, N1. ЛутфуллоеЕ.а, К. Кодирова. К. Б. Кодирова, А. К Кубасова, А П. Пахлавоноаа, X. X. Тиллашева, Э. Измайлова, Ф. Шарилова проводится интерпретация педагогических воззрений мыслителей-энциклопедистов Востока в средние века. Также анализируется значимость и целостность воззрений, их связь с идеями познания, взглядами на формирование личности, и их практической направленности.
Всестороннее освещение суфийской поэзии и его влияния на духовный мир челоьека в средние века, анализ мировоззрения передовых представителей таджикско-персидской культуры, их отношения к суфизму проводится в труд ал. Е. Э. Бертельса, И. С Брагинского, Е.. А. Беляева, Ф. Розенталь, А. Мухамадходжаева, М. Мирбобоева, К. Олимова, Н. ОдиловаК. Б! Кодирова, Н. А. Кулматова и др.
Исследование общих вопросов воспитания и образования в педагогической мысли средневекового Востока проводится также в трудам, иранских ученых Сайд Нафнси, Бадеуззамон Фурузонфара,Ризо Кулихон Хидоята, Сайд Сиддика Гавхарин, Забихулло Сафа, Мехрин Аббоса, Абулхусайн Зарринкуба и др.
Исследование и анализ педагогических идей таджикско-персидских мыслителей средневековья в условиях кардинальных преобразований общества становятся все более необходимыми.'В связи с этим наука воспитания приобретает ещё большую значимость и конечно главное: предназначение данной науки состоит в изучении богатой гуманистическими идеями прошлых столетий. Педагогическая мысль средневекового Востока, имеет глубокие корни. На протяжении столетий она вбирала в себя все ценности и человеческую духовность, отражая глубинную ясность общественных процессов того или иного социально-исторического события.
Педагогические взгляды таджикско-персидских мыслителей отражались в разных жанрах народного творчества, таких как рассказы, легенды, наставления, пословицы, притчи. Произведения великих поэтов и литераторов ХакимаСанои.. Низами Ганджави, Фаридаадина Аттор, Джанолиддина Руми. Абу Хамида Газали, Саади Шерози, Абдурахмана Джами отличаются простотой изложения педагогической мысли.
доступности содержания, философской емкостью и высокой моральной направленностью. Основу педагогических взглядов этих великих мыслителей составляют изложения аллегорического толкования сур Корана с учетом правильного понимания, невозможно понимать и оценивать их педагогические взгляды. Необходимым условием обучения в суфийской традиции в Иране является процесс педагогического сопровождения учителем ученика, что выявляет значимость субъектно-субъектных отношений. Так, на начальном этапе обучения основная, задача ученика (мурида) сводится к вживанию в образ учителя (муршида) как высшей степени знающего существа, для чего используются три уровня восприятия реальности: физический, ментальный и вербальный. В связи с этим следует отметить, что в суфийских традициях содержится огромное количество положительных педагогических мыслей, которые при целенаправленном изучении могли бы использоваться в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учебных заведений, вузов, учреждений дополнительного образования и религиозных учебных заведений, последние из которых особенно интенсивно развиваются в настоящее время.
Актуальность данной работы вызвана
определенияпротиворечия между объективной необходимостью исследования педагогической мысли в суфизме и недостаточной разработанностью теории рассматриваемой проблемы в ее сущностном, системном и концептуальном аспекте. Это общее ' противоречие детерминировано соответствием между:
- требованиями общества, предъявляемыми к образованию в целом и истории педагогической мысли в частности, отсутствием исследований становления и развития образования и педагогической мысли в суфийской традиции:
- потребностями в теоретическом обосновании и научно-методическом обеспечении содержания высшего гуманитарно-педагогического образования и наличием пробелов в целостной цепи истории образования и педагогической мысли из-за неизученности суфийской педагогической мысли; ''■
- в теоретическом обосновании становления и развития
суфийской педагогической мысли в связи с отсутствием исследований по данной проблеме.
Указанные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: какова преемственность связей изучения педагогического взгляда Фаридаддина Аттора с современной педагогической наукой и практикой в Иране?
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы диссертации:«Педагогические взгляды Фаридаддина Аттора »
Объектом исследования является произведения Фаридаддина Аттора - «Панднома» («Книга наставлений»), «Мантик-ут-та.йр» («Беседа птиц»), «Асрсрнома» («Книга тайны»), «Мусибатнома» («Книга о горе»), Д > с ал о л и дд и н аРу м и «Масыавиимаънави» (Стихи, «обращение к внутренней сути вещей»), «Фихимофихи» («В нём то, что е нём) и Саадии Шерози «Гулистон» («Цветник») и «Бустон» («Плодовый сад»), Руми и Саади, посвященные проблеме формирования совершенного человека.
При исследовании проблемы совершенного человека в названных произведениях в целях доступности и доставления реальной связи терминов, употребившихся в XII - XIII веков как «ахлок» (нравственность), «тарбияиахлок» (нравственное воспитание), «панд» (назидание), «илмухунар» (образование и обучение ремеслу), «сабр» (терпение), «рости» (правдивость), «вафо» (верность), «ёри» (помощь), «инсоф» (справедливости), «каноат» (умеренности) и т.д., мы также употребляли термины, принятые в современную педагогику.
Предметом исследования избрана проблема формирования совершенного человека в творчестве мыслителя Фаридаддина Атгора, Это продиктовано тем, что в произведениях этих мыслителей наиболее ярко и глубоко рассмотрены в художественной окраски идеи суфизма, в целом, в том числе идея формирования совершенного человека, которая на наш взгляд является наиболее цеь ным не только с точки зрения общественно-социальной жизни XII - XIII веков как период варварского порабощения народов Средней Азии и
Ирана, но с точки зрения трансформации этих идей в современную жизнь.
Цель исследоваиияявляется всестороннее изучение педагогической мысли Фаридаддина Аттора.
Гипотеза исследования. Данная цель предполагает осуществить всесторонний анализ педагогической мысли Фаридаддина Аттора. Исходя из этой цели, мы гипотетически предположили, что:
1) в XII - ХШ вв. в прогрессивных литературных кругах нашего народа в противовес ортодоксальному исламу доминировали суфийские взгляды;
2) ярким представителем этого течения являлся Фаридаддин Аттор, который намеренно и целенаправленно призывалнарод культуру и созиданиям;
3) одним из ведущихвзглядов в суфийском течение был воспитание и формирование «совершенного человека» (инсоникомил). что означало в молодое поколение, человек должен постигать (понять) себя, окружающий мир, природу и бога, а место бога - это сердце каждого человека;
4) критическое изучение педагогических взгляды мыслителя ХП-ХЛ1 веков Фаридаддина Аттора, представляют социально-педагогическую ценность и могут быть востребованы и творчески применены в учебно-воспитательной работе школы, г. также использованы в процессе изучения истории педагогики в высших учебных заведениях Исламской Республики Иран.
В соответствии с предметом, целью и гипотезойопределены задачи исследования:
- проанализировать педагогические воззрения, изложенные в произведениях Фаридаддина Аттора, относительно совершенного человека.
- анализировать произведений Фаридаддина Arropa «ГТанднома» («Книга наставлений»), «Мантик-ут-тайр» («Беседа птиц»), «Асрорнома» («Книга тайны»), «Мусибатнома» («Книга о горе»), в которых наиболее ярко выражена проблема воспитания и обучения, в том числе проблемы формирования совершенного человека. Доказг.ть, что с педагогической точки зрения эти книги наиболее широко использованы в странах Востока как учебное
пособие по нравственному воспитанию и обучению подрастающего поколения;
- выявить самые действенные с точки зрения воспитания - мысли, высказанные великими мыслителями-мастерами слова исследуемой эпохи, относительно формирования совершенного человека и рекомендовать их для практического использования;
- выявить педагогические идеи Фаридаздина Аттора по формированию совершенного человека путем сопоставления их взглядов с идеями других таджикско-персидских мыслителей, чтобы убедительно продемонстрировать развитие педагогической мысли таджикского народа и доминирования идеи формирования совершенного человека в XTI-X1IÍ веках;
- показать, используя метод научного анализа, вклад мыслителей ХИ-ХШ вв. в развитие педагогической мысли нашего народа, что, несомненно, оказало определенное влияние на дальнейшее развитие теории воспитания и обучения. Для этого рассмотреть идею формирования совершенного человека и связанные с эти идей воспитания гуманизма, патриотизма, правдивости, трудолюбия, культуры речи, равно, как и их высказывания об овладении знаниями и роли последних в жизни человека и общества.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют закономерности и необходимости глубокого изучения культурного наследия прошлого, Закон Исламской Республики Иран «Об образовании», нормативно-правовых документов Министерство образования, изложенные в Коране, педагогические теории зарубежных стран, в том числе России и Таджикистана, концепция философии образования, идеи социологов, психологов, педагогов и методистов по проблемам обучения, воспитания, развития личности в обществе и педагогическая основа использования идеи Фаридаддина Аттора в учебном процессе общеобразовательных учреждений Ирана. При исследовании системы взглядов Фаридаддина Аттора автор опирался на историко-логический, сравнительный и системный методы анализа, который составляют этико-философские и психолого-педагогические положения о воспитании как общечеловеческой ценности; о человеке как субъекте деятельности, познания, общения, саморазвития и самореализации идеи гуманистической педагогики.
Для достижения поставленной цели и решения сформулированных задач были использованы следующие методы исследования:изучение законодательных и нормативно-правовых документов Исламской Республика Иран по вопросам воспитания и педагогического наследия Фаридаддина Атгора и его роль впедагогики и определения методологических основ исследования; изучение научных трудов, брошюр и других работ, посвященных творчеству Фаридаддина Arropa .
В тфоцессе исследования также были проанализированы труды отечественных и зарубежных авторов по педагогической науке, использованы материалы периодической печати и другие источники по данной проблеме.
Первоисточником для свои?: исследований мы выбрали оригинальные произведения Фаридаддина Агтора, а также использован обширный материал, вышедший в. свет в Иране. Афганистане и Индии на персидском языке. Это дало возможность всесторонне и глубоко изучить педагогические идеи персидско-таджикских мыслителей ХП-ХШ вв., и точно определить их педагогические воззрения. Кроме того, мы, естественно высказали свои критические замечания по отдельным трудам исследователей той эпохи, которые, по нашему мнению, несколько искажают педагогические мысли Фаридаддина Arropa. Для всестороннего анализа исследуемой проблемы мы обращались и к некоторым религиозным источникам, такиуг как Коран и Библия.
Научная новизна исследования состоит в том, что оно является по проблеме формирования совершенного человека и широко раскрывающее педагогические идеи Фаридгддина Агтора.
- осуществлена попытка системного анализа педагогические идеи Фаридаддина Аттора по проблеме формирования совершенного человека его значение в системе 063'чения современной общеобразовательных учреждений Ирана.
- выявлены и подвергнуты анализу особенности педагогические идеи Фаридаддина Аттора по проблеме формирования совершенного человека, который признан от роду свободным, а его жизнь священным, дареным богом и только бог вправе распоряжаться его жизнью и кроме бога, никто не мог
осмеливаться распоряжаться жизнью человека, так это идет против воли бога; - проанализирована идея Фаридаддина Аттора, что все люди на земле, невзирая на нацию и вероисповедание происходят от одних корней, все равноправны и их право на жизнь неприкосновенна и священна;
Идея Фаридаддина Аттора по проблеме формирования совершенного человекаформирования совершенного человека сыграла свою историческую роль в жизни народов Средней Азии и Ирана и признана одной из граней общечеловеческой культуры и педагогической ценностью, и может быть, творчески и критически востребована в современную жизнь.
Исследование проводилось з три этапа.
Первый этап (2007-2009) выявление состояния проблемы путем изучения и анализа педагогической, психологической, исторической и социально-философской литературы,изучали материалы, раскрывающие историю развития общественной, политической и культурной жизни Ирана, что позволило сформулировать исходные моменты исследования. Проводилась обработка собранного материала по теме исследования.
Второй этап (2010-2011) опытно-экспериментальная работа в общеобразовательных учреждениях, в ходе, которой уточнялась и дополнялась гипотеза, характеристика педагогических условий, обеспечивающих эффективность использования полученных результатов исследования.
Третий этап (2012-2014) систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, обобщение полученных результатов, их апробация и внедрение в практику; корректировка практических результатов и оформление материалов диссертации и автореферата.
Опытно-экспериментальной базой исследования были общеобразовательные школы № 2, №7.№14, №34 г. Тегерана, № 56, № 65 г. Кум Исламской Республики Иран.
Практическая ценность работы заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты и научно-практические рекомендации автора могут быть использованы как в качестве дополнительного материала формулирования и корректировки материалов учебно-воспитательного характера, а
также элемента содержания учебных курсов по дисциплинам педагогического, психологического и социально-этического направления.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются его методологической и теоретической оснащенностью, совокупностью методов исследования, адекватных его задачам и логике, привлечением широкого круга документальных, архивных источников, апробацией результатов исследования.
Апробации и внедрение результатов иссл едования:
Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседание кафедры Общей педагогики Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, докладывались на республиканском научно-теоретическом конференции преподавателей
Тегеранского государственного педагогического университета, а также нашли своё отражение в научных статьях, тезисах и учебном пособии. Материалы исследования составили основу для разработки программы и методических рекомендаций, посвященных изучению педагогической идеи Фаридадцина Аттора, а также осуществилась в процессе проведения лекций по проблемам эффективности использования учения мыслителей проилого в учебной и воспитательной работе общеобразовательных учреждений Ирана, в филиале Тегеранского пгдагогического университета г. Арзамасе Исламской Республики Иран. Некоторые положения диссертационного исследования были изложены автором на международных республиканских научно-практических конференциях в городах Тегеран, Кум, Душанбе и нашли отражение в публикациях автора.
Результаты исследования внедрены в практике школ городов Тегеран и Шираз, Кум, Мешхед Исламской Республики Иран.
На защиту выносятся следующие положения: 1.Прогрессивное религиозное течение в противовес ортодоксальному исламу; - суфизм проповедовал идею формирования совершенного человека, т.е. человек должен в первую очередь познать себя, свое окружение, природу и дойти до познания бога, а местом бога является сердце и
сознание человека. И эта идея является ценной, главным образом как педагогическая доктрина, которая предполагает перемену не только в самом человеке, но и в обществе в целом, включая , и мировоззрение каждого индивида и общества, что не предусмотрено доктриной ислама относительно человека и общества.
2.Творческое наследие и педагогические идеи Фаридаддина Аттора. представляют огромный интерес для анализа и рассмотрения состояния культуры и просвещения эпохи великого мыслителя. Его жизненный путь и педагогические идеи отражают основные тенденции состояния и развития прошлого, видения великого мастера художественного слова и мудрого наставника в формировании и развитии духовной жизни и культуры.
3.Использование педагогические идеи Фаридаддина Аттора о воспитании играет неоценимую роль в практике учебно-воспитательной работы общеобразовательных учреждений Ирана, ибо они вытекают из нравственных постулатов и воззрений человека - поэта, мыслителя и мудреца. Его творческое наследие способствует воспитанию подрастающего поколения в духе благородства, взаимопомощи и взаимовыручки, оказания поддержки в трудные минуты жизни человека.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использенанной литературы.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы, степень разработанности проблем, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, гипотеза исследования, теоретические и методологические основы исследования, этапы исследования, научная новизна работы, теоретическая значимость и практическая ценность исследования, достоверность и обоснованность результатов исследования, излагаются обстоятельства затрудняющие решения поставленных перед диссертантом задач.
В первой главе диссертации «Теоретико-методологические аспекты формирования нравственных учений Фаридадцина Аттора в педагогической мысли Ирана» анализируется практическая значимость педагогических идей мыслителя в процессе воспитания подрастающего поколения, раскрыты историко-педагогические предпосылки становления, выявлены социально-педагогические условия развития, определены движущие силы развития суфийской педагогической мысли.
Суфизм, христианство, буддизм, даосизм и другие духовные традиции содержат свой уникальный подход к процессу воспитания и обучения. В суфийской традиции роли учителя-мастера и ученика, которые строятся на основе субъектно-субъектных отношений, составляют фундамент для исследования современной психологии и педагогики. Суфизм внес немалый вклад в сокровищницу гуманистических идей, в частности, методы перекликаются с человекоиентрированным подходом Фаридадцина Аттора гуманистической педагогики. Один из первичных вопросов, которые ставит мыслитель: «Смогу ли я помочь ученику жить жизнью чувства, равно как и жизнью рассудка?» Обращаясь к истории педагогической науки, неоднократно можно обнаружить значимость данной темы.
Фаридадцин Аттор подтверждает, что «... в основе воспитания лежит чувственное восприятие. Принципы обучения должны соответствовать природе ученика».
Суфизм - это мистико-аскетическое течение в исламе, сложное явление, наложившее свой отпечаток на всю жизнь мусульманского мира. Под мистикой или мистицизмом понимается особое религиозное мировоззрение, допускающее возможность непосредственного, личного и интимного общения человека с божеством посредством так называемого «озарения», «внутреннего опыта», «экстаза». Мистические течения, как и пронизанные мистицизмом идеалистические философские системы, появлялись под оболочкой разных религий и почти всегда были связаны с аскетизмом и с идеей «отречения от мира». Суфизм возник на исламской почве в результате естественного внутреннего развития ислама,1 возник именно из Корана, где есть места, допускающие истолкование в духе аскетизма и мистицизма.
Как религиозно-философское течение суфизм в XI веке уже был широко распространен в Средней Азии и Иране, оказывая большое влияние на их культурную жизнь. Под этим влиянием в персидской литературе задолго до XI века начала развиваться педагогические мысли, создаваемая дервишскими шейхами. А в XI веке в литературе иранцев, которая в это время переживала пышный расцвет придворной светской поэзии, появляется уже настоящий суфийской эпос - первое в персидской литературе дидактическое месневи. Что касается тюркской литературы, то подавляющее большинство произведений первых веков ее истории, созданных на огромной территории Средней Азии, имеет ярко выраженный суфийский характер. В средневековой тюркской литературе суфизм породил неисчислимые поэтические сочинения, которые составили своеобразный «гимн божественной любви». Многие из этих сочинений, выйдя благодаря гениальности своих авторов из рамок религиозного мировосприятия, стали бессмертными памятниками мировой поэзии.
За время существования суфизма накоплен колоссальный материал, связанный с нравственным воспитанием (дидактический суфизм), развитием личности. Это живое интересное учение, которое может оказаться полезным с точки зрения новых методов, способов обучения и технологий для педагогики. В этом смысле суфийская педагогическая мысль может внести неоценимый вклад в развитие современной педагогики, так как только условия подлинного диалога дзух миров, о чем свидетельствует суфийская педагогика во всем многообразии ее проявлений, освободят мир взрослых от «мнимых собственных проекций». Она сможет обогатиться только через встречу с иным миром - миром детства -развернутым в человечество и вечно обновляющимся, миром подлинного миротворчества. Тогда возможно качественное развитие, поскольку в мире взрослости, как таковом, есть лишь видимость развития, сводящегося к увеличению масштаба присущих ему проблем. Суфийская педагогическая мысль - это продукт древнего многоликого опыта принимавшего в зависимости от обстоятельств на протяжении всей своей 1400-летней историимножество различных форм. Свое учение суфии
сделали инструментом развития человека, что само по себе является доказательством обучающей миссии суфизма.
Основанная на любви, суфийская педагогическая мысль утверждает, что реализация человеческих возможностей, прежде всего, связана с его внутренним миром, саморазвитием и самосовершенствованием. Иными словами, эволюция суфия осуществляется внутри него :амого, а также в его взаимоотношениях с обществом.
Во второй главе «Организация педагогического эксперимента исследования по применения педагогического наследия Фаридадцина Аттора в учебно-воспитательном процессе» показана организация исследования и методики диагностики и формирования нравственности учащихся, разработано содержание основной программы, обеспечивающей успешное нравственное воспитание подрсстков, а также рассматриваются материалы и результаты формирующего эксперимента.
Исследование педагогических условий реализация потенциала нравственного воспитания в педагогической мысли Фаридаддина Аттора проводилось в несколько этапов, в основу которых была положена система организационно-методических средств и принципов исследования.
На первом этапе был проведен теоретический анализ философской, психолого-педагогической и этнопсихологической литературы по вопросу развития и становления нравственных ценностей развивающейся личности. Определялись цели и задачи исследования, выдвигалась гипотеза, осуществлялся подбор методов и методик: опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе осуществлялась комплексная проверка сформированности начального уровня нравственной воспитанности младших подростков, разработка критериев, определяющих уровень развития их нравственности, и формирующей программы по развитию нравственных ориентации обучающихся, так как исследование, проведенное на констатирующем этапе, показало необходимость разработки такой программы.
На третьем этапе организовывалось формирование нравственных ценностей младших подростков с помощью специальной программы, включающей в себя 20 часов занятий.
Выбор испытуемых был обусловлен тем, что период младшего подросткового возраста является наиболее сенситивным для формирования основных компонентов нравственности, этнообъединительных и этноразличительных признаков, толерантного отношения к представителям разных этнических групп, приобщения детей к системе общечеловеческих нравственных ценностей.
В диагностике нравственных ценностей были использованы следующие методы и методики наблюдение - как один из основных методов применяемых нами в процессе развивающей серии занятий формирующей программы эксперимента;анкетирование, которое проводилось как с детьми, так и с их родителями.
В ходе эксперимента осуществлялось также этническое воспитание обучающихся, реализуемое на основе педагогики сотрудничества. Проводился сравнительный анализ результатов констатирующей и контрольной серии исследований, определялись педагогические особенности, условия и факторы формирования нравственной воспитанности младших подростков.
Для определения уровня сформировавности нравственной воспитанности использовались разработанные нами критерии, в основу которых были положены основные ее компоненты. Содержание анкетных вопросов строилось с опорой на данные критерии.
Определение критериев, разработка методики выявления нравственной воспитанности, учета и оценки поьсдечия, деятельность школьников — важнейшее условие диагностики и совершенствования воспитательной работы. Личность, во всем многообразии ее качеств и свойств, существует как целостность. Ее нельзя разложить на изолированные качества и формировать их отдельно. Задача, в том, чтобы выявить то главное, что представляет собой целостность, основообразующее начало личности, и то частное, производное, особенное, что дополняет и характеризует ее как индивидуальность. Целостным и общим в личности являются главные, определяющие качества и свойства, такие, как убежденность, стойкость, целеустремлен ность, выражающие ее направленность и сущность. Производным, индивидуальным, неразрывно связанным с основными
качествами личности являются такие показатели жизнедеятельности, как прилежание и успешность. Они могут быть выражены в виде качественных оценок или баллами.Любой вид деятельности ребенка - учение, труд, общественная работа, общение, внеучебная деятельность, творчество, обязанности в семье, может быть оценен с точки зрения прилежания и успешности. Показатели этих критериев опосредованно свидетельствуют о степени развития природных способностей и нравственной зрелости школьников. Основные моральные требования к детям различных возрастных групп выражены в Правилах для учащихся, школьных единых требованиях, моральном кодексе Ирана. Воспитателю важно иметь вытекающий из этих документов, краткий набор требований, с которыми он мог бы сравнивать состояние нравственной воспитанности, основных личностных качеств своих учеников. При отборе и формулировании таких требований учитываются: возрастные возможности усвоения учащихся обобщений и понятий; идейная, нравственно-эстетическая направленность их содержания; четкость выражения смысла и яркость, привлекательность формы; постепенность в нарастании сложности и глубины содержания; неразрывность связи с жизнью; соответствие детским устремлениям и увлечениям.В конкретных условиях работы каждой школы, с учетом возрастающего уровня воспитанности детей, набор и содержание требований меняются. На каждом возрастном уровне они, в основном и главном, определяют: что. как, кого, с кем, за что: знать, уметь, любить, дружить, трудиться, бороться, беречь, помогать, творить. Эти девять требований носят обобщенный характер, вбирают в себя многие нравственные нормы и выражают сущностные: свойства и качества детсксй личности. В ходе эксперимента осуществлялась также этническое воспитание обучающихся, реализуемое на основе педагогики сотрудничества. Проводился сравнительный анализ результатов констатирующей и контрольной серии исследований, определялись педагогические особенности, условия и факторы формирования нравственной воспитанности младших подростков. Аналитический этап исследования включал в себя интерпретацию полученных1 результатов, их обобщение, формулировку выводов и
заключения, разработку методических рекомендаций по оптимизации формирования нравственной воспитанности младших подростков.
В опытно-экспериментальной работе использовались следующие виды анализа: компонентный анализ, позволивший выделить структурные компоненты формирования нравственной воспитанности, изучить их качественные характеристики; уровневый анализ, позволивший изучить особенности сформированности нравственной воспитанности на начальном и конечном этапах исследования; сравнительный анализ, позволивший выделить особенности развития нравственной воспитанности младшего подростка, определить общее и особенное в его функционировании.
Сводные показатели уровня сформированности нравственной воспитанности обеих групп до и после формирующего эксперимента отражены в таблице 2.
Таблица № 2. Показатели сформированности нравственной воспитанности экспериментальной и контрольной групп в тестовом исследовании
№ Группы Экспериментальная группа Контрольная группа
Уровни Тест Ретест Тест Ретест
Абс. % Абс. % Абс. % Абс 0/
1. Низкий 4 16.67 - - 9 36 8 32
2. Средний 14 79 17 12 50.00 13 52 15 60
3. Высокий 4 16 12 50.00 3 12 2 | 3
Как видно из таблицы 2 на начальном и конечном срезах в контрольной и экспериментальной группах имеются отличия в распределении испытуемых по уровням сформированности нравственных ценностей. Для проверки значимости этих изменений мы воспользовались одним из статистических критериев. Так как в тестовом исследовании показатели низкого уровня в экспериментальной группе отсутствуют, то мы не можем воспользоваться наиболее удобным в этом случае непараметрическим критерием Хи-квадрат. Поэтому нами был применен ^критерий Стъюдента с использованием группового среднего и стандартного отклонения, определены в таблице №3.
Таблица А'°3. Показатели тестирования нравственных ценностей учащихся
Экспериментальная группа Контрольная группа
Тест Ретест Тест Ретест
Среднее 73.17±2 46 8й.92±1 54 70 004:2.94 75.26±2.51
Стандартное отклонение 12.С5 7.55 14 72 14.88
Показатели тестирования нравственных ценностей учащихся свидетельствует о том, что в экспериментальной группе произошли значимые изменения в развитии нравственных ценностей младших учащихся. Мы считаем, что существенный рост в повышении уровня сформированное™ нравственной воспитанности произошел благодаря применению формирующей программы, направленной на активизацию этого феномена.Кроме этого произошли достаточно значимые изменения в стандартном отклонении, которое является показателем вариативности тестовых оценок. Уменьшение стандартного отклонения почти в два раза свидетельствует о том, что в момент проведения начального среза в экспериментальной группе имелись существенные различия в формировании нравственных ценностей между ее членами. При вторичном срезе такие результаты значительно уменьшились, т.е. у всех детей примерно одинаково оказалось высокоразвиты нравственные ценности.
Сопоставление результатов, полученных в экспериментальной и контрольной группах, позволяет сделать вывод о значимых различиях групповых средних оценок контрольной и экспериментальной групп на заключительном этапе эксперимента.
Таким образом, не смотря на некоторое увеличение среднего значения в контрольной группе с '70,00 до 75,26, можно утверждать, что это повышение является незначимым и вызвано действием факторов, которые не подвергались исследованию.
Уровень нравственной воспитанности в контрольной группе на заключительном этапеэксперимента, по сравнению с начальным этапом, остался почти без изменений.
Таким образом, данные показатели еще раз подтверждают целесообразность применения специальных программ в
условиях общеобразовательных школ (факультативные занятия, классные часы, внеклассные мероприятия).
Е1 заключении подведены итоги исследования, сформулированы основные выводы диссертации, вытекающие из содержания работы, даны практические рекомендации и предложения.
1.Педагогические воззрения Фаридаддина Аттора являются весьма разнообразными и многогранными и, по словам одного из исследователей его произведений, мыслитель высказал своё мнение почти обо всех важнейших вопросах жизни. Они охватывают широкий круг проблем, в них можно найти ответы на многие зопросы нравственности богатых советами, наставлениями, мудростью, имеют великую воспитательную силу и играют огромную роль в воспитании добрых нравов.
¿.Педагогические учения Фаридаддина Аттора и в наше время не потеряли свою теоретическую и практическую ценность. Особенно в такие дни, когда наше общество охватывает не только экономический, но духовный и моральный кризис, полезные советы мыслителя имеют особое значение. Педагогическое учение Фаридаддина Аттора по своему содержанию гуманно, оно с самого начала и дс конца пронизано идеями человеколюбия. По его мнению, каждый человек должен творить добро и приносить пользу людям. Если человек, напротив, постоянно и преднамеренно причиняет людям и обществу зло, он должен быть отвергнут и презираем.
.3.Мыслитель приходит к выводу, что если человек будет проявлять справедливость и скромность, будет менее упрям и назойлив в отношениях с другими людьми, го он в большей степени будет уважаем ими. Если он добавит к этому благородство, искренность и сострадание по отношению к ним, то без сомнения заслужит их любовь. Но именно эти два качества: справедливость и скромность - и есть два плода добродетельного и благородного образа жизни,
В целом все нравственные явления и моральные качества Фаридаддин Аттор рассматривает1 через призму разума. С его точки зрения, разум создаёт добронравие человека, помогает ему подавить страсти, преодолеть злонравие, достичь цели и
счастья. Все нравственные принципы и моральные качества он рассматривает именно через призму разума и приходит к выводу, что действия, поступки и деяния, не согласующиеся с его требованиями, аморальны. Благодаря своему разуму человек, живя общественной жизнью, естественно, развивает в себе и укрепляет свои нравственные наклонности, полезные для поддержания необходимой ему общественности.
Благодаря разуму, подчёркивает Фаридаддина Аттор, человек познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, основу своей деятельности, свой внутренний духовный мир, свои ощущения и интеллектуальные способности, определяет истинность знания.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТРАЖЕНЫ СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:
1.Стагьи, опубликованные в изданиях га Перечная ведущих рецензируемых изданий, рекомендова нных ВАК Министерства образования и науки РФ:
1. Pesa Яздани. Идея нравственного воспитания в творчестве Фаридаддин Мухаммеда бен Ибрахима Аттора Нишапури. // Вестник Таджикского национального университета. — Душанбе, 2008, № 5(62). - С. 441-446 (натадж. языке).
2. Реза Яздани. Воспитательные взгляды Фаридадцин Мухаммада бен Ибрахима Аттора Нишапури. // Вестник Таджикского национального университета. - Душанбе, 2009, № 3(60). - С. 211-215 (на хадж, языке).
3. Реза Яздани. Идея умственного воспитания в творчестве Фг.ридад-дин Мухаммада бен Ибрахима Arropa Нишапури. // Известии АН РТ.Серия: литературоведения. - Душанбе. 2011, № 4(62). - С.131-135(на тадж. языке).
4. Реза Яздани. Идея трудового воспитания в творчестве Фгридаддин Мухаммада бен ИбрахимаАттораНишапури. // Вестник Таджикского национального университета. -Душанбе, 2011, № 5(69). - С. 145-149 (натадж. языке).
5. Реза Яздани. Проблема совершенствования человека в творчестве Фаридаддин Мухаммада бен Ибрахима Аттора Нишапури. // Вестник педагогического университета (Таджикистан). - Душанбе, 2011, № 3(39). _ с. 140-144 (на тадж.языке).
Список цитированной литературы:
6. Шариатмадори Али. Таълимватарбият. - Техрон, 1376. -310 с (на персидском языке).
7. Аттори Нишапури. Асрорнома. Техрон, 1351. - 35 с (на персидском языке).
8. Шайх Фарудаддин Аттори Нишапури. Мусибатнома. -Техрон, 1353, 34 с(на персидском языке).
9. Рух,онй Фуод. «Илох,инома»-и Аттор. - Техрон, 1351, 36 с. (на персидском языке).
Подписано в печать 18.09.2014г. Формат 60x84. Бумага офсетная 70г/м2 Объём 1.5 усл.пл. Тираж 100 экз. Заказ № 38
Типография «Сабрнна-К» г.Душанбе, ул.М.Турсуизода д.91