Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические взгляды и деятельность В.А. Жуковского (1783-1852)

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические взгляды и деятельность В.А. Жуковского (1783-1852)», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Смирновский, Павел Михайлович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Педагогические взгляды и деятельность В.А. Жуковского (1783-1852)"



копией

Симиновский Павел Михайлович

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В.А. ЖУКОВСКОГО (1783-1852)

Специальность 13.00.01 - общая педагогика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 2000

Работа выполнена в «MATH» - Российском государственном технологическом университете им. К.Э.Циолковского

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор «МАТИ»-РГТУ 'Гебиев Борис Константинович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Тодоров Лев Всеволодович

кандидат педагогических наук, профессор Шнекендорф Зиновий Карлович

Ведущая организация: «ГИТИС» - Российская академия театрального искусства

Защита состоится «21» декабря 2000 г. в 15.00 час. i заседании Диссертационного совета К 113.11. 09 в Московско педагогическом университете по адресу: 107005, Москва, ул. Ради< д.10-а

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московског педагогического университета.

Автореферат разослан «20» ноября 2000 г.

Ученый секретарь диссертационного совета -кандидат педагогических наук, доцент

.П.К'рившенко

ОШЦЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Airrya.u.iiocTi» исследования. Среди деятелей русской культуры первой полошшы XIX столетия Насилию Андреевичу Жуковскому (17S3-1S52 гг.) принадлежит особое место. Крупнейший поэт и переводчик, яркий представитель отечественного романтизма, поэтический наставник гениального Пушкина, Жуковский получил широкую известность н как профессиональный педагог, воспитатель наследница российского престола, будущего «царя - освободителя» Александра II. Оригинальный мыслитель и крупный поэт Б.А.Жуковский одним из первых в отечественной и мировой литературе выдвинул и примером собственного творчества доказал мысль о тесной взаимосвязи искусства (в частности, -искусства поэзии) и воспитания народных масс. В 1S16 г. в письме А.И.Тургепезу В.А.Жуковский писал: «Поэзия должна иметь влияние на душу всего народа, и она будет иметь это влияние, если поэт обратит свой дар к этой цели. Поэзия принадлежит к народному воспитанию».

Педагогическая деятельность Жуковского была по достоинству оценена еще при жизни поэта. И не только высокими государственными почестями и наградами, но и требовательными и придирчивыми современниками, считавшими эту деятельность крайне полезной и необходимой для будущего' процветания страны.

Педагогическая деятельность Жуковского высоко оценивалась и дореволюционными исследователями, считавшими, что именно ему удалось заложить в сознание Александра П идеи либерализма и российского гражданского патриотизма.

В досоветский период отечественной истории педагогические взгляды и деятельность В.А.Жуковского рассматривали такие авторы, как Н.В.Веселовский, К.К.Зейдлнц, А.Кирпичников, A.B. Красногородцев, А.Михневич, П.А.Плетнев, В.И.Резанов, П.Н.Сакулин, Н.В.Соловьев, Н.П.Степанов, Н.С.Тихонраьов и др.

К сожалению, в советский период о Жуковском-педагоге говорилось и писалось очень мало'. Официальная наука, по всей видимости, стремилась не афишировать факты преданного служения поэта Российскому государству при императорском дворце, в роли учителя наследника престола. Тем самым не только умалялась историческая истина, но и принижалось значение Жуковского как крупнейшего отечественного педагога своего

1 В наиболее полном библиографическом указателе Э.Д.Днепропа «Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России. 1915-1977.» (М., 1979) имя В.А.Жукозского, например, вообще не упоминается.

времени, опыт и воззрения которого имеют несомненную ценность для истории отечественной школы и педагогики.

Тем не менее, некоторые авторы все же обращались к педагогическому творчеству В.А.Жуковского. Отдельные стороны мировоззрения и деятельности В.А.Жуковского как педагога отражены в работах В.В.Афанасьева, М.Бессараб, Р.В.Иезуитовой, В.Я.Лазарева, И.М.Семенко, Ф.Сетина, A.C. Янушкевича. В этой связи необходимо особо отметить исследование Ф.З. Каи^ш.овой «Вопросы мировоззрения и эстетики В.А.Жуковского»2, выполненное на основе глубокого изучения материалов библиотеки поэта, хранящейся с конца XIX века в Томском университете, работу Ф.Г.Паначина «Поэзия принадлежит к народному воспитанию... статьи Б.К.Тебиева о годах ученичества В.А.Жуковского в Туле и его исследование «Педагогические идеалы и школа пушкинской эпохи»4.

Однако в отмеченных выше работах не содержится развернутой характеристики взглядов поэта на образование и воспитание, не отражен конкретно его педагогический опыт, начавшийся еще в молодые годы с обучения племянниц сестер А. и М. Протасовых и завершившийся в последние годы жизни обучением собственных детей.

Важность изучения педагогического опыта одного из ведущих деятелей отечественной культуры, каким являлся В.А.Жуковский, с одной стороны, и отсутствие обобщающих работ, посвященных его педагогическому творчеству, с другой стороны, определили тему настоящего исследования и его цель: создать целостное научное представление о педагогической системе Жуковского, ее соответствии педагогическим принципам и идеалам эпохи.

Вместе с тем, учитывая масштабы личности Жуковского, величину его вклада в отечественную и мировую культуру, автор не претендует на всестороннее освещение заявленной темы. За рамками нашего исследования остались многие 'специфические моменты, связанные с формированием педагогической системы Жуковского, особенности его дидактических приемов, анализ подготовленных Жуковским и сохранившихся в единственном количестве экземпляров учебных пособий. Не затронуты проблемы соотношения светского и религиозного образования и воспитания в творчестве поэта-педагога и ряд других, безусловно, важных и интересных моментов его педагогического творчества. Все это —

~ ЬСанунона Ф.З. Вопросы мировоззрения и эстетики В.А.Жуковского. Томск, 1990.

Паначин Ф.Г. «Поэзия принадлежит к народному воспитанию...»// Советская педагогика. 1988. №9. С. 96-103.

Тебиев Б.К. Педагогические идеалы и школа пушкинской эпохи // Мое Отечество. 1999. №№ 1-4.

благогворныч материал для самостоятельного утл;. бленкого научного анализа.

Объект исследовании — педагогические взгляды и пел;.!о-гнческая деятельность видающегося русского • • • ч В А.дд. козекого.

Лрелмет ¡■еслолокпнил — особеиност и педагогической слс! гмы В./\./к\коьекого, се значение для современной теории и прея;:тем образования и воспитания подрастающих поколели:"!.

Гипотеза пееледопапп:;: педагогическое щюлегне !:пуппе":ичто русского поэта-романтика З.А.Жуковско: о, и..ряду с его повтнчсскнм творчеством и обиустзечнсЛ дюмельноегью. д"..тс и чысоко оцененными отечественной гт-'коП, представляет зажны:" вклад 13 теорию и практику отечественной педагогики. Хлюгпе взгляды В.А.у!Гу хоздког о на воспитание и образование не утратили своего значения и а наше гремя.

Цезп.. предмет и гпно:ева исследования предполагают ренюпие следующих хоикрепилх задач:

1. Изучить и обобщить педагогическое наследие В.А.Жуковского, проследить его истоки, оилософско-мстодологпческую базу, ведущие идеи и нрпннпкьк

2. Па основе знакомства с дитхратурщдмп источниками рассматриваемой эпохи вьчлнпь позптит:.ке тенденции разлития отечественной педагогической мысли и вклад г нее В.А.Жуковского — педагога, его рхк> и пропаганде 1! ■ ^'"тчч'.юком внедрении ;з образозат... .л;. ю практик}' дучв;их длю .чтении европейский педагогигн конца ХУШ - первой половины XIX чека.

3. 1!а основе современных научных критериев, с учетом приоритета общечеловеческих ценностей, уточнить вклад 3.А.Жуковского г; развитие отечественно!о просвещения. формирование правительственной политики и ебщестепиого мнения по вопросам образования.

4. Выявить значение пелагогпчеекчх пр чщнпоз 3./..Жукове-о: о для совершенствования современной образовательпс-соспнтагельпон практики, и, в частноеги, практики самообразования, -ют^щюво дошкольного обучения и воспитания детей, общего образования.

Хронологические рам.чн исследования охватывают тнзнеииыи путь выдающегося русского • "" •

1852 гг.) с учетом того, что на его педагогические V оказа;!п существенное влияние и семейная обстановка, прошло его детство, и годы учесы и Тульском выси., училище, ол '...ном нанснопе при Московском импе. университете.

Методологическую основу исследовании сос ¡авляют концепции философской антропологии и философа» творчества, приищи! логического и исторического в педагогическом исследовании, принцип целостного подхода воспитателя к личности восиигуемого, методологические критерии личпостпо-дсятсльностиого подхода в обучении.

Принципиально важное значение для нашего исследования имели работы по проблемам философии образования, и в, первую очередь, статьи и монографии В.Л.Разумного, разработавшего оригинальную концепцию художественной педагогики, «синтезирующей высшие достижения школы, выучки, плодотворных традиций мастерства» и считающего, что именно с ней связано будущее развитие образования5.

В диссертации использован широкий набор методов исторнко-педагогпческого исследования. Среди них - теоретический анализ философских, педагогических, исторических и литературных источников, историко-логпческий анализ и обобщение сведений, заимствованных из различных источников, метод взаимосвязи педагогического явления и сущности, иеторнко-геиетичеекпи метод, общенаучные методы анализа и синтеза, классификации, индукции и дедукции, сравнительный 11 сравнительно-исторический методы.

Организация исследовании. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1995-1956 гг.) осуществлялось углубленное знакомство с творческой биографией В.Л.Жуковского, педагогическими воззрениями конца ХУШ - первой половины XIX века. На основе этого были составлен первоначальный план диссертационного исследования, определены цель, объект и предмет исследования, сформулированы его рабочая гипотеза и задачи.

На втором этапе (1997-1999 гг.) определены, структура исследования, его методология и методы. Выявлена и изучена источниковая база. Осущеиты:еи системный анализ собранного историко-педагогического материала, выработана авторская позиция в его освещении.

На третьем этапе (2000 г.) завершено литературное оформление диссертации, подготовлены к печати публикации. Научная новизна и теоретическая значимость псслсдовашш состоят в том, что в процессе его проведения:

5 разумный В.А. Художественная педагоги»». М.: Инстшут переподюгоокн рабошикоп искусства, культуры >1 туризма. I Ч')9.

» система!нзировашл педагогические высказывания

В.А.Жуковского, проанализирована ero у:;оголсп;я;; пела! огическая деятелг.ноегь к lia этой основе сформировано новое нрелеглвленне о В.Л.лСукотлсом как педгл ore-i мма.чпе ¡е, г-о многом оаерсчшипсм сном нюху; ■> выявлены и научно сообщены c[';¡тгорь:, окавл'н:::е рен"вон;ее влияние на формирование педаго! ических воззрений В.А. Жуковского, связанные с общей педагогической атмосферой рассматриваемой эпохи, передовой отечестпенной и зарубежной философией ripoei'.eni]'еаьсп:а; » ввв-'вленвн изучен!.! и описаны п-екотрые дидактические приемы и метод;.! В.А.Жукоиского-педт ora, система педа.1 огическях ценностей, разделявшихся ¡i-.:, особенности Ж\ нонекого как педагога-нозатора своего времени, сумевшего успешно адаптиропати педагогическую систему I 1есталоп:ш для эли ¡арного и домашнего образованна.

Практическая значимое! i. результатов исследования

заключается в возможности использования обобщенных данных и фактологического материала диссертации для обновления содержания учебных курсов теории и истории педагогики, разработки спецкурсов, посвященных как педагогическим достижениям рассматриваемого исторического периода, так и участию выдающихся деятелей отечественной культуры в развитии теории и практики обучения и воспитания подрастающих поколений.

Достоверность научных результатов исследования

обеспечена теоретической обоснованностью его исходных методологических позиций, применением адекватных цели и задачам работы методологических подходов, всесторонним набором методов историко-педагогического анализа, логикой исследования, теоретической и практической обоснованностью.

Д "оверность научных результатов исследования обеег » .зается также репрезентативной источниковон базой, в состав которой входят многочисленные источники и литература по теме исследования, как историко-педагогическая, так и биографическая, литературоведческая, общеисторическая. Использованные источники и литературные материалы можно условно разделить на следующие категории: • произведения В.А.Жуковского, посвященные педагогической,

философской, этико-эстетнческой, Исторической проблематике; о учебные планы и программы, разработанные В.А.Жуковским или под его руководством, пояснительные записки к ним;

* дпеьннкн и письма В. А.Жуковского и его современников,

воспоминания о нем; « маргиналии В.Л.Жуковского на книгах из ею библиотеки, свидетельствующие о его симпатиях и антипатиях, шпсресе к педагогической и общепросветптельской проблематике; ® научная литература о В.А.Жуковском, написанная в досоветскую, советскую и постсоветскую эпоху.

Апробация I! внедрение результатов исследовании последовательно осуществлялись на всех его этапах. Материалы исследования докладывались и получили одобрение на ряде творческих семинаров учителей литературы Тулы и Тульской области (1997-1998 гг.), литературных чтениях и конференциях, посвященных 200-легию со дня рождения А.С.Пушкина (1999 г.), творческом семинаре молодых ученых при Московском отделении Международной педагогической академии (2000 г.).

На защиту вынося тся следующие основные положения:

® В.А.Жуковскому, крупнейшему русскому поэту-романтику должно принадлежать достойное место не только в истории отечественной литературы, но и в истории отечественной педагогики; на протяжении многих лет своей жизни В.А.Жуковский не только успешно сочетал поэтическое творчество с педагогическим трудом, но и внес существенный вклад в теорию и практику образования и воспитания как последовательный защитник творческой ' педагогики, выступавший против царивших в отечественной педагогике шаблона, муштры и зубрежки;

• значение В.А.Жуковского как педагогического мыслителя состоит также в распространении идей воспитания и просвещения народных масс на поэтическую область; он последовательно н систематически отстаивал принципы демократизации научного .знания,-защищал право широких народных vracc на образование и полноценное духовное развитие;

• являясь в подлинном смысле слова педагогом-новатором своего времени, В.А.Жуковский внес важный вклад в адаптацию к условиям российской действительности передовых педагогический идей, в том числе идей Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, способствовал их практическому распространению в России, постоянно поддерживал стремление педагогов перенести на российскую почву лучший европейский опыт образования.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, построенных по проблемно-хронологическому признаку, заключения, библиографического списка использованных источников и литературы.

народных училищ, последовавшая па основании утвержденного императрицей в 1786 году «Устава народным училищам в Российской империи», создание ряда образцовых учебных заведений для деич! дворянства, в том числе Благородного пансиона при Московском университете, с которым были связаны юношеские годы Жуковского.

Сохранившиеся сведения о датских годах Жуковского противоречивы. Будучи внебрачным сыном помещика Тульской губернии Л.И.Бунина и пленной турчанки Сальхи, Жуковский провел детские годы в тульском доме своей сводной старшей сестры В.Л.Юшковой. Здесь он получил, по всей вероятности, неплохое домашнее воспитание и то настоящему приобщился к творчеству. Отсюда он пошел учиться сначала в частный пансион, а затем в Тульское главное народное училище.

Однако настоящая учеба Жуковского началась только в университетском Благородном пансионе. . Проведя здесь около четырех лег и закончив пансион в числе лучших воспитанников, Жуковский получил здесь не только довольно основательное образование, но и весьма яркие впечатления о педагогической деятельности. Этому он во многом был обязан руководителю пансиона, профессору Московского университета А.А.Прокопошпь Лнганскому. В диссертации подробно исследуются педагогический строй пансионской жизни, система п<. агопшескнх воззрений Л.Л.Прокоповнч-Лнгонского и его коллег. В частности отмечается то большое значение, которое Антоиский придавал воспитанию юношества. В 1798 году, в самый разгар обучения Жуковского в пансионе Аигоискнй выступил с педагогическим трактатом «Слово о воспитании»6, в котором были изложены его основные взгляды пд шептание юношества. Призывая педагогов сделать воспитание «как бы священным неким предметом», Антоиский отмечал, что как для украшения сада нужна забота о молодых растениях, так и для «блага общества столь нее нужно восшпание». Никто не рождается на свет пи счастливым, ни добродетельным, ни просвещенным. От воспитания молодых людей зависит судьба целых народов, поэтому все общество должно быть заинтересовано в организации правильного воспитания.

Под явным влиянием своих педагогов, и в первую очередь Лнтонского, в 1799 году группа воспитанников пансиона

6 Пр0к0|;0.;хч-Ан ~c;u:Kin1 АЛ. С i о спигаипи на г.;:ср:г:ссп;ый 1 cV'i .г.1, ¡i

Р. е.! и кс f о госудц-.я ": . t \: и самому па ьеея Рессцп Н.ч.'а n¡:pi:o¡o а 'и'>рж..с г.'сыюм coGpamt;'. j Í ::ч-;. ■ :московского >H¡ir><.peinera, г.ючя 30 ~::179Í [оборонное

гадлорным о ::л л. профессором ¡ндичмопелкп и естесп.еч^ой мсгор'-м. :: 1 г ьеч.п^мых кччг и i л ы м смотрителем Сллгородно: о при 2-'и пн^р'О i; i e¡ с пл.чегочл. Антоном i':;. :- .:: ;:J .'- Ч:¡: ;.!м . В ynarq -:;.: ■ л: ; л л лл рлллнп у Хр. |'и:тлсра и Хр. !\ 1лул-'Ч. С. Г »5.

организует дружеское общество - «Собрание воспитанников благородного пансиона», важнейшей целью которого являлось «исправление сердца, очищение ума и вообще исправление вкуса»'. Первым председателем Собрания становится Жуковский, который уже в юношеские годы начинает искренне и убежденно верить в огромную созидательную силу воспитания, возможность переустройства на его основе человеческих отношений. Члены Собрания хорошо усвоили наставления Лнтонского о том, что истинная цель жизни - не накопление богатства, а нравственное самосовершенствование, что вес свои мысли, волю и деяния настоящие граждане и патриоты своего отечества должны направить на пользу народа, что спи всегда должны быть «гуманными и человеколюбивыми».

В стенах Благородного пансиона. Жуковский по-настоящему приобщается и к серьезному литературному творчеству (этому благоприятствовала вся внутренняя атмосфера учебного заведения), и получает яркое представление о многих педа1 отческих принципах и метолич1" кнх приемах, которые впоследствии активно реализует в своей практической деятельности.

Примечательной особенностью пансиона являлась то, что давая своим воспитанникам по сути дела гуманитарное образование, в значительной мере приближенное к университетскому, здесь не забывали о естественных пауках. Их активным пропагандистом также являлся Лтонскнй. Он считал, что естественные науки и математика оказывают сильное влияние на умственное развитие человека, способствуют развитию самостоятельного мышления, приучают детей к анализу. Позднее на эту особенности пансионской жизни обра!ил внимание Н.Л.Добролюбов. В рецензии па кишу 11.В.Сушкова о Благорошоч пансионе, опубликованной в 1858 году в журнале «Современник», выделяя мысли Лнтонского, не потерявшие со временем «своей справедливости и свежести», критик особенно подчеркнул мысли о влиянии естественных и математических наук, коюрме «приучая детей не до:;ольствоват ься простыми вероятностями и правдоподобиями и, застав,ляя во всем ¡¡екать достаточных и убедительных причин, укрепляют рассудок и делают его основательным»".

Наряду с влиянием Благородного пансиона в годы юности Жуковский испытал сильное воздействие на свое мировоззрение со стороны от па своих пансионских друзей Александра и Андрея

' С: 1.: С> ! 11 ь о!-: II.!!. М ос:. о к;';'! > Н'ОК'рсп ю: с к;: и о:!:1гор<"-;нмп пан. мои и с! п :' -спи и .'шик и. М.. |Я5.ч с:. 37.

4 > " НА. ; ни \ , г с кип : ■ помечай // 1 огпчсскнс

СО' 1 иI¡сним. \1 ; Учпе.пп}. I-¡9. о'.

У) г' - дпрекюр.; Московского униьд"юн*:сга, изв-юз вово массив Уз .ни, У.е;ровнча Тургенева (: 752-1У 07 .v.).

11есе..;пе-;аая заслуга Благородного нипсиопа к всего юновюзквзо окружения УУнозекого состояла в том, язв» оч

чриу»:,.....: позтоянпо, с любых жизненных обогояяельез за,

рвбедазв на;; собой, нал споим хававюром, нравственнвнз ¡1 с. 'внл..б\ Именно бвзвелзов

са лосор^.зовапню Жуксвзвнн, не имевший финансовых возмоввюзтен но:.учить полноценное уинверзп гетсное обоазованпе, езда о.янчм из кризнонных интедлентуа.юв своего времени, с мнзпв з. хонюогс с1' давись и в зпюеразурпвих и в ч:учнв:н врувах, и пр..

Оказав::.,юз вскоре пссвз окончания в '¿запор-одного ианюкна в дезезеизвоп глуши, одни из один с книгами, УСуковский не то;га:о ен' пв,:о за.^..зкезся лтеразурпвнл творчеством, по и м!юво и неясна;.,.. ню рзбоюег зад собой. Си изучает ^.рхевдоыпо, литера:;, су п «нзящныз художества» древних грехов и римлян, мкроаугу езидзевфдю, совсрп;епс:вуетег в немецком языке.

В з.о вы зр-мя Уб уко. зкий задается целью изучигв вдо мировую ли ¡ер:, зу, и только после втово приступи-; з к ссзв'нпко соссввенных зпачптедвчьп; ли гературных произведении.

Строя планы на будущее. ХСуксвекии стремится повторит', хензндккв" оч;.:з Н.,\1.Карамзина. с которым становится дружен. Он иредпол..; ас: провести трп года в путдисствпн. во время которого подробно езд жомиться с педагогическим с п дом У.ГЛ7ес*юлоцан. а ввзвразясв нз родину, создать нечто подобное тому, что б:.гч> создано великим :нвепнарцем.

Зарю-изноо путапествпе УУвювзхид р.юсматрпвод не как развлечение, а как одно из лучших орздегв «преобразования хара:-"'cor Си; нвдзздея, что пуздизз ;гаке полювдз ез:юь ему

обдздза зв.пз. бвютротон и. ясностью ума, езкпвее, сильнее и прочнее) коспр-дщдающдм мир. дз::;..дн тзг. кюз довздвсюуетсл прося1 :.:. • итодпччым ра;мыи;::енпсм.

IV,*'-и: 'зз * ; удуюзи г,:С'р--.еез .;й ззх.тзхзхветн, УСуксввкпп ра;р:У.ююасг еобствднлую и:из: еппрю (Уаю.В"хл з, овззвв.нун) ввослсдзззнн вючвюдюс воздействие на з.о иедавов"ч.:екне воюрвкия и педагогическую практику. Он читает Гольбахи, Гельвеция. КУ.вдндза ;а, изучает фнлотояюп-\ втер: юлю ов XV'_'._'.

со:скя_..вваеа особое внимание па '/Трактате о о опзукзеипяхн Хокдн.хзха : двухтомдю; езчипенип 11!. Бюню «Созюнюннз врпрс.1^. . .,..'■":; во в в:нх работах од кадет:;: ахи: сеет* отвдг на

вопрос о влиягин окружающего .мира па формирование души человека. Вопрос этот в равной мерс и философский и педагогический, будет интересовать Жуковского на протяжении всех последующих лет его жизни и приведет его к твердому убеждению в том. ч го человек - ого действительно «зеркало природы», творение «великого Существа», творение нравственно свободное, вольное направлять свою деятельность к добру или ко злу. Огеюда прослеживается логическая возможность внутреннего самосовершенствования индивидуума, а также его ответственность перед собой и окружающими людьми.

Большой интерес представляет план систематического самообразования, разработанный Жуковским в юные годы. Его и сегодня можно считать образцовым 'с точки зрения содержания, логики и последовательности, дидактических приемов.

В 1805 году Жуковский принимает предложение одной из своих сводных сестер, рано овдовевшей Е.Л.Протасовой, начать домашнее обучение ее малолетних дочерей Александры и Марии. С этой деятельностью, продолжавшейся несколько лет, связан первый серьезный интерес В.А.Жуковского к проблемам дидактики и теории воспитания. Жуковский сам составляет программу гуманитарного образования племянниц (математику и естественные науки вел другой преподаватель), подробно разрабатывает планы изучения каждого предмета, тщательно готовится к каждому уроку.

Переломным событием в биографии В.А.Жуковского явилось его назначение в 1826 году на должность наставника (инспектора классов) наследника российского престола, будущего императора Александра П. Этому событию предшествовала служба Жуковского в качестве чтеца при императрице Марии Федоровне (1815 г.) и учителя русского языка при великой княгине Александре Федоровне (1817г.)

Программу воспитания будущего царя-освободителя Александра П В.А.Жуковский составил задолго до назначения на должность воспитателя наследника престола, как и полагается поэту - в поэтической форме. В стихотворении надень рождения Александра он рекомендовал младенцу «не трепетать, встречая рок суровый», и г на «чреде высокой» не забывать «святейшего из званий - человек».

Приняв на себя официальные обязанности наставника великого князя, Жуковский вместе с тем оговаривает с императором условие, согласно которому занятия могут начаться лишь после тщательной подготовки к ним самого наставника. Перед вступлением в эту ответственную должность, находясь по состоянию здоровья за границей, Жуковский много и упорно работает над составлением плана будущего учения цесаревича и представляет его затем на

рассмотрение императору. При этом Жуковский исходи г из принципиальной установки «Цель воспитания вообще и угони»: в особенности, есть образование для добродетели».

Следовало обладать высоким гражданским мужеством и быть искренне убежденным в животворной силе воснигаиил. прежде чем представить Николаю 1 План воспитания наследника. <<Во-перзых, докладывал Жуковский императору, - Ню Высочеству (наследнику престола - П.С.) нужно быть не ученым, а просвещенных!... Просвещение в истинном смысле есть многообъемлющее знание, соединенное с нравственностью... Истерия, освещенная релнгвего, воспламенит в нем любовь к великому, стремление к благо торной славе, уважение к человечеству, и даст ему высокое понятие об его сане. Из нее извлечет он правила деятельности царской. Сих правил немного. Уважай закон ¡1 научи уважать его свои:.! примером: закон, пренебрегае.мый царем, не будет хранил! и народом. Люби и распространяй просвещение: оно - сильная подпора благонамеренной власти; народ без просвещения есть парод без достоинства; им, кажется, легко управлять только тому, кто хочет властвовать для одной власти, - но из слепых рабов легче сделать свирепых мятежников, нежели из подданных просвещенных, умеющих ценить благо порядка и законов. Уважай общее мнение: оно часто бывает просветителем монарха - оно верный помощник его, ибо строжайший и беспристрастный судья исполнителен его воли; мысли могут быть мятежны, когда правительство притеснительно или беспечно; общее мнение всегда на стороне правосудного государя. Люби свободу, то есть правосудие, ибо в нем и милосердие царей и свобода народов; свобода и порядок одно и то же; любовь царя к свободе утверждает любовь к повиновению в подданных. Владычествуй не силой, а порядком: истинное могущество государя не в числе его воинов, а в благоденствии народа. Будь верен слову: без доверенности нет уважения, неуважаемый - бессилен. ...Уважай народ свой, тогда он сделается достойным уважения. Люби народ свой: без любви царя к народу нет любви народа к царю».

Внимательное прочтение данного документа свидетельствует о том, что Жуковский прежде всего стремился сформировать нравственный остов своего воспитанника, привить ему качества высокоморального человека, а затем уже качества монарха, волею судьбы призванного управлять великой державой. При этом он шел гораздо дальше своих современников, в том числе и из лагеря декабристов. Если для К.Ф.Рылеева, например, главным напутствием новорожденному императору было пожелание

«учиться заранее оыть карем», то .укоэекпн сознаьал необхс.у. !гст1» сделать из своего угошпса. прежде гсего. w.ïw/v.w".

Прекрасно понимая, что дворцоззя атмосфера далеко пс всегда благотворно может влиять на личность воспитанника, Жуковский требовал or Николая i и его окружения, после утверждения плана учения наследника-цесаревича, «Я-сприксслоРпо: о его исполнения».

Представления о Жуковском-педагоге бы были неполны:.::: не точными без анализа его взглядов па обитое состояние п..родного образования в стране, на приобщение к знаниям широких народных масс. Первые высказывания на этот снег содержатся уже в ранних публицистических работах Жуковского, его лис:.мах. .тневннтгх. Примечательна в этом отношении написанная Жуковским :; !о'0л> году рецензия на книгу Л. IT. де Бемои «Училище C-\"s:w>->, вышедшую в русском переводе в издательстве П.Бекетова. ! !о у :н это была не рецензия. Выход в свет «Училищ:: Я-дных'4 Жукове-тн: использовал, как он сам признавался в своей публикации, ли;: з качестве повода для высказывания своих мыслей об образовании народа России.

Жуковский писал, иго в России, со времени размножен::;; школ, средс!на просвещения сделались общими - купцы, ремесленники, далее простые земледельцы наминают у'итьел. ттк.ьч. следовательно, образуются. «Просвещение - что бы ни io¡«y¡'.;:s о ■нем суровые люди, которые судят о вещах но одному тол:, ко их злоупотреблению, - отмечал далее Жуковский, - необходимо д.;; человек';) во лея ком состоянии, и может быть блзгохе:ет;,П'' ; с." •.•.•': х и ж и и е з ем: ¡ ед ел ь ца»1J.

Рассуждения подобного рода были весьма смелыми для ста.'о времени. Почти на протяжении всего XIX с юле::"! в Росс;.- ' е затихали спорь; о том, следует ли вообще ухить ::р:е::>::нЗ :У принесет ли вред их жизни книжная ученость'.' i íe оп.дс1 ет ли : г непосредственных занятий праздной мечта тел-.нос : : ю? i:\x\-о такую точку зрения высказывали позднее такие б:. :л .:.-.■ Жуковском}' люди, как II.В.Гоголь, В.К.Да;:ь и некоторые ззту гне. не говоря уже о представителях консервапскюго двор-;:-, ; .-•, видевших в .народной неграмотности залог собственною экономического и политического благополучия. Жуков;'';!!,:, хорошо знавши:": крестьянскую жизнь, так не считал. Пи в ю,нл молодости, прошедшие иод знаком просветительских реформ Александра 1, ни в последующие .периоды, когда консерватизм и мракобесие были возведены в ранг государственной политики.

" Cienai'ou ИТ I. В А. Те. коаскпП как нас глин и.л ! Кле-С л: .Л :С; ¡У :1 Л. С.;-'ХкЧч-оаскии В.А. Ноли. Собр. соч. В 12-тн т. ТЛ.Х. СПб., IÇJ2. С. 33.

Уточняя в цитированной выше рецензии свою точку зрения на просвещение народа, Жуковский подчеркивал, что под именем просвещения он понимает «приобретение настоящего понятия о ;к'пзпн, знание лучших и удобнейших средств ею пользоваться, усовершенствование бытия своего, физического и морального». В духе времени и европейских традиций Жуковский считал, что просвещение ремесленников пли земледельцев должно, безусловно, отличаться от просвещения тех классов общества, для которых умственный труд является главным занятием жизни. По оно не может быть бездуховным, чисто утилитарным. И простые люди .не должны быть лишены «наслаждений сердца» и «удовольствий ума».

В о го и связи Жуковский разрабатывает обширную программу просвещения России, на несколько десятилетий опередившую свое время. В этой программе он уделяет первостепенное внимание созданию и выпуску полезных для народа книг и открытия народных библиотек.

Оценивая общие заслуги Жуковского перед российским образованием, следует отметить, что он был одним из первых, кто выступал за всеобщее образование народа, за всемерное развитие его нравственных и духовных сил.

Своп просветительские идеи Жуковский стремился донести до самых широких кругов российского общества, для того чтобы сплотить и объединить все здоровые силы на почве просвещения парода. С этой целью в 1830-е годы Жуковский предпринимает попытку издания в стране педагогического журнала. Проект этого журнала, написанный рукой Жуковского, хранится ныне в Российской национальной библиотеке в Петербурге (ф. 256, оп. 2, д. 48).

Журнал должен был состоять из нескольких частей. В педагогической .части, адресованной воспитателям, предполагалось публиковать «рассуждения о главных предметах теории воспитания», библиографические списки сочинений о воспитании. Для преподавателей в домашнем быту должен был печататься «курс систематический с таблицам!! и планами» и «выбор лучших систем для учащихся». В отделе для детей предполагалось печатать лучшие сочинения как из русских детских книг, так и из иностранных.

Издателями журнала должны были выступить сам В.А.Жуковский, а также В.Ф.Одоевский и А.А.Краевский. В число сотрудников предполагалось пригласить А.П.Вейдемейер, Л.П.Елагину, А.П. Зонтаг, А.О. Ишимову, Л.А.Ярцеву. В журнале должны были сотрудничать также братья И.В. и Г1.В.Киреевские,

А.С.Хомяков, С.П.Шевырев, Е.Л.Мнлькеев, Г.П.Павскпй, П.А.Плетнев, М.П.Погодин, К.С.Сербннович, Е.А.Энгельгард и другие деятели отечественной науки, культуры, просвещения. В списке произведений, намеченных к публикации, значились труды Ф.Фенелона, Ж.Ж.Руссо, Ж.-П.Рихтера, И.Г.Песталопци".

По неизвестным причинам, возможно, что из-за нехватки денежных средств, замысел Жуковского об издании педагогического журнала оказался неосуществленным. Но здесь важно подчеркнуть другое: Жуковский, как человек, увлеченный просветительскими идеями, остро чувствовал потребность в подобном издании и всеми возможными средствами стремился эгу потребность реализовать, в том числе и через поддержку тех периодических изданий общего профиля, которые поднимали па своих страницах педагогическую проблематику.

Подводя в «Заключении» общие итоги диссертационного исследования, автор отмечает, что в результате осмысления и систематизации как известных уже фактов творческой биографии выдающегося русского поэта, так и новых (забытых и полузабытых) фактов, складывается целостное впечатление о Жуковском как о педагоге-новаторе, сумевшем глубоко осмыслить и адаптировать идеи Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоццн и других выдающихся педагогов для отечественной педагогической практики.

Последовательный гуманист и романтик в литершурпом творчестве, Жуковскнй являлся последовательным гуманистом и реалистом в педагогике. Он хорошо понимал сложности и противоречия своей эпохи, считал, что пути исторического развития России, при всей ее самобытности и неповторимости, связаны с Европой, европейским прогрессом и демократией, зарождавшимися на обломках феодального общества.

Этим обстоятельством были предопределены его взгляды на народное просвещение, как важнейший элемент общенациональной культуры. На протяжении всей своей сознательной жизни Жуковский выступал как защитник права народа на образование и полноценное духовное развитие.

Обращение к педагогическому наследию Жуковского, его включение в когорту ведущих деятелей отечественного просвещения первой половины XIX века имеет важное значение для подготовки педагогических кадров и поднятия авторитета педагогической профессии, осмысления закономерностей развития педагогической теории и практики; феноменологии отечественной педагогики.

11 Ваиуро В.Э.. Гнллельсои М.И. Сквозь умственные плотины. Очерки о книгах и прессе пушкинской поры. М.: Книга. 1986. С. 371-372.

и

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Опередивший свое время: Педагогические идеи п педагогическая деятельность В.А.Жуковского (1783-1852 гг.) // Мое Отечество. - 2000. Л"» 4. 0,5 п.л.

2. Образование для добродетели // Актуальные вопросы истории и теории педагогики. Сб. статей. Вып. 1. — М.: МПА-МПУ, 2000. 0,2 п.л.

3. Жуковский и Песталоццп // Актуальные вопросы истории и теории педагогики. Сб. статей. Вып. 1. - М.: МПА-МПУ, 2000. 0,2 п.л.

4. Проект «Пушкинские лицейские вечера»: образовательный и воспитательный аспекты (Из опыта работы муниципального лицея № 1 г. Тулы) // Международная научно-практическая конференция «Роль языка и литературы в мировом сообществе». 12-13 апреля 2000 г., г. Тула. Сб. научных статей. - 4.1. - Тула: 'ГулГУ, - 2000. С.33-44.