автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические взгляды Соломона Додашвили
- Автор научной работы
- Дарчия, Майя Мамиевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Тбилиси
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Педагогические взгляды Соломона Додашвили"
Тскяиссхий ГооудаоотвонныЗ Университет кмзни И .Дяавахишвили
На правах рукописи
ДАРЧЛЯ Майя Мамазвна
да 37.01 (09)
ПВДЩ)ГИ'ШШГ взгляд . ССЛОШНА Д0ДА1ШЛИ
13.СЮ .01 - Теория и история педагогики
АВТОРЕФЕРАТ
а
дяссеотации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Тбилиси - Б92
Работа выполнена б ИМ дрдагогических наук ШО Республика Грузия.
Нг-учные руководители - доктор филологических наук,
профессор З.В.Боцвадзе
кандидат педагогических наук, доцент 1 Л.Чякваная
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор Г.А.Сакварвлидзе
Кру^ыдют педагогических наук, ^р^енЪ Г Сихарулидзе
Ведущая организация - Грузинский Государственный институт повышения квалификации и переподготовки учителей.
Защита состоится ,/пор та 1Э92 года в Ус?
часов на заседании специализированного совета К 057.03,25 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 - теория я история педагогики в Тбилиссхом государственном университете имени И.Днав5хилЕШш ^3800 29, Тбилиси, пр.И.Чавчавадзе, I, ТГУ, кафедра педагогики).
С.диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ТГУ им.И.Джавахишвили. 9
Автореферат разослан "-25" г.
Ученый секретарь специализированного совета, кандидат педагогических наук,
доцент -р1 Т.И.Каранадзе
ОБЩАЯ ХАРАКШМСША РАБОТЫ Актуальность темы - Современный период общественно-политических взаимоотношений характеризуется катаклизмами и переменами, что само по себе вызывают переоценку моральных нравственньэс катторий.
В общественной жизни наблюдается не только сгА л.»лонив к поотр'с зниа современных социальных структур, но в определенной мере и заинтересованность з богатом историческим наследии прошлого, что даст будущим поколениям зозмокность поиска путей развития'той или иной науки, в частности педагогической науки на фоне исторического опыта.
Солом он Додаивили (1В05—1336) принадлежит к тем деятелям перв .а половины XIX века'1, на долю которых выпало жить в той сложной социально-политической обстановке, которая определила эволюционное развитие противоречивой грузинской мысли и культуры, поскольку ь х-схгг -л народа напряженная л полная противоречий политическая обстановка часто выявляет национальный потенциал, вызывает максимальное развитие и расцвет национального духа, что в первую очередь обусловлено попыткой самосохранения, национального характера.
Несмотря на короткий кизеяный путь С.Додашвгаи, км ос-
о
тавл8Н(? богатое научное и литературно-публицистическое наследие, к которому относится также его переписка с выдающимися личностями этого периода. Публицистическому и научно-литературному наследию посвящены работы выдающихся исследователей З.Чичинадзе, Г.Тавзиивили, Т.Кукава, Ш.Нуцу0вдзе, • . АЛраигишвили, Н.Ьврдзенишвиля, АиГаприндашвага, и др. Однако, все эти авторы в основном уделяли внимание личности Соло-иона Додашвили, как общественно-политического деятеля, пуб-
ладиста и просвэтиталя.
Ряд исследователей (Т.Кукана, А.Прангишвили, справедливо рассматривают его научное наследие с точки зрения ф^ософ-ской или психологической наук. Однако крайне мало написано о Соломоне Додашвили, как о педагоге-исследователе, как ой ученом занимавшийся проблемами воспитания и обучения и все это рассмотрено, как короткий этап его жизокной деятельности, в то время, как педагогические воззрения Соломона Додашвили составляет основную часть его научного мыаиония и являются следствием его философских и психологических исследований. Поэтому педагогическая наука рассматриваете- им не под узким углом, но глобально, в основа чего лаиат философское мьшлв-ние и психологическое проникновение в глубины исследуемого материале. Следует добавить, что воззрения Соломона Додашвили на целый ряд педагогических вопросов являются актуальнши и злободн^аншл швнно сегодня. Ко нашему мнению на современном этапе, когда учебно-образовательная система перенивает коренные изменения, несомненно т'чторесныма бкли бы концепции
С.Дсдашвшги в области методов обучения и воспитания. /
Объектом исследования является научно-литературное наследие Соломона Додашвили.
Предметом исследосания являются педагогические воззрения Соломона Додашвили.
Гипоеаза исследование» Программа жизни к деятельности Соломона Додашвили учитывала возрокдение и развитие грузинской культуры и образования. Основная роль в этом процессе отведена борьба за повышение уровня просвящения нации. 2го мечтой был"тип европейской учебно-просветительной системы,
- 3' -
основанной на национальных традициях.
Краеугольным камнем его педагогических воззрений бши два основных аспекто: умственное развитие и нравственное Боепитание. Исходя из этого логично, что в педагогическом мышлении С.Додашьжш выдвинуты проблемы, как умственного образования, так и нравственного воспитания.
Цель исследования
1. Исследование вопросов умственного образования в научном наследии Соломона Додашвили.
2. Изучение и освещение вопросов нравственного воспитания.
3. Исследование вопросов роли и задач школы в учебно-воспитательном процессе.
Ч.Роль и назначения личности в обществе согласно научно-литературному наследию С.Додашвили.
Методы исследования
1. Изучение исторической литературы.
2. Изучение и анализ трудов исследователей истории педагогики. ь
3. Анализ педагогических воззрений С.Дод"'леили-на основе его трудов.
Научная новизна
На основе изучения научных трудов, литературного, публицистического и эпистолярного наследия впервые дан анализ гедагогичэской концепция СЛодаивияи, краеугольным кэшем которой является ведущая роль умственного образования в процессе сторнирования личности и эволюция личности в процео-се нравственного ео?пит&ния, а также вопросы генетики, ко'-о-
рыа, иоэно сказать, были поставлены впервые на пути развития педагогической науки этого периода.
Теоретическое значение исследования состоит в .том, что ъ нем выявлены педагогические взгляды, которые, возможно,могут быть использованы в учебно-воспитательных институтах,как з учебно-воспитательном процессе начальных классов, так и среднего школьного возраста, что несомненно обогатит вопросы учебно-воспитательно:: теории и выявит доселе.неизвестные страницы истории грузанскоЗ.педагогики.
Практическое значение исследования:
■ Диссертация указывает на каком этапе г как могут быть использованы педагогические воззрения С.Додашьили в деле образования и Боепитания пс -ростков.
■ Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогами и родиталями,а 1 также рас'зтникаыи педагогических институтов, училищ и университетов в лекционных курсах и семинарных занятиях'по педагогике я истории педагогики.
|Апообаш1я сабо ты
Основные положения диссертации докладывались ^
на конференция аспирантов и соискателей я НИИ педагогических наук им.Я.С.Гогебатвш1И, ¡Министерства народного обра. зоващая Республики Грузия (1ЭЭ1 г.),вНШ педагогических наук °им.Я.С.Гбгебатвили ШО Республики Грузия (3991 г.иа"кафедре педахргики Тбилисского государственного университета (1992г.).
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, трах глав, -ыводов,
приложений и списка использованной литературы.
Основное содержание работы
Зо введении обосновывается актуальность темы, излагаются цель, задачи, гипотеза и методы исследования, раскрыты теоретическая и практическая значимость работы; дан обзор работ тех авторов, работы которых посвязены данной теме (Г.Тавзживили, Ы.Гоцадзе).
ГЛАВА I - "Историческое и социально-политическое положение эпохи в 1-ой половине XIX Еек.".".
§ 1. Обзор социально-политической и экономической жизни Грузии в 1-ой половине XIX века.
§ 2. Народное образование и пути его развития.
§ 3. Педагогическое мышление в начале ХК в.
В первом параграфе рассмотрены причины, вызвавшие исчезновение Грузии как по.хтк"чской единицы, в частности, рассматриваются то процессы, хоторыс характерны для социально-политического положения Грузии данного периода; все животворные функции расст.атриваются в связи с исчезновением Грузии как политической единицы международной арены. Русско-грузинские взаимоотношения носили не только противоречивый характер, вызванный политическими трениями обоих народов, но и явл;-1ись катализатором развития культурных и научных связей. С одной стороны, это был приход совершенно чужой страны со всеми вытекавшими из этого социально-политическими последствиями, что, несомненно, имело свою отрицательную сторону, с другой яе стороны, сближение Грузии с русской культурой, с ее прогрессивными кругами, несомненно, имело
- 6 -
положительный результат для страны, истерзан юй мяоговеко-выу натиском муоулы.анокого мира; радикальные перемены в политической ситуации своеобразно отразились на общественном шилешш, культуре и просвещении Грузни. Грузия всегда была очагом высокой культуры и просвещения, что подтверждается из только наличием существуюяих з Грузии уч9бно-просватитв1ь-ккх учреждений, но к теш, которые функционировали вне ее пределов. Вместе с те,... Грузия обладала многовековой традицией просветительства, уходящей корнями в грузинский средневековый Ренессанс. На этом фоне, в 1-ой половине XIX в., станоьится возможной новая интерпретация средневековых гуманистических воззрений. В диссертации упомянута и рассмотрена та сеть учебных учреждений, которая функционировала в Грузии |-ой половины XIX. века, рассмотрены пути ее дальнейшего развития. С целью ясного представления той почвы на которой сороело мировоззрение Соломона Додашвили ках педагога, в диссертации представлены предшествующие ог.^у общественные деятели, Енесииэ определенный вклад в дело развития^грузинского педагогического мызшекия.
Иоана Картвелиш£или (1772-В16) один из тех личностей, которые своей практически-педагогическо*! и просвеглтельокой деятельностью внесли огромный вклад в дело воспитания и образования будущего поколения. Краеугольным кэшем его прак-, ти-йско-педагогического шиишния является доминирование принципов нравственного воспитания. То, в какой степени опирался он на грузинские традиционные методы воспитания хорошо ввдно в его практически-педагогической деятельности, и это прежде всего выражалось в воспитании духа патриотизма и в
- ? -
бережной отношении г. чистоте родного языка.
И. Кар тв ел иив ил и не оставил после себя специальной научной литературы по вышеупомянутым вопросам, однако полное впечатление о его'деятельности дают его мемуары. Мышление и деятельность /.¡«зртвелишвлли не были заключены в узкие национальные границы. В целях аргументации можно привести его руо-ский перевод целого ряда трудов, которые ^читались необходимыми учебными дисциплинами. Среди нях особо следует отаетить перевод целого ряда отрыв"ов из трудов аббата де ла Порта "Всемирный путешествователь или познание старого и нового света, т.е. описание всох после время известных земель в четырех частях свота, изданное господином аббатом де ла Порт". Следует отаетить, что идеалом Й.Картвсзлишв:ия било формирование всесторонне развитого будущего поколения.
Слодуот особенно выделить Иону Хачасвили (177В-1837), наиболее значительного деятеля того же периода, ^ллосо^а, педагога и непосредственного воспитателя С.Додашвщ1й, внесшего болызой вклад в процесс формирования С.Додашвяли, как личности и его научно-педагогического мышления. И.Халашвили принадлежит тому ряду деятелей, которые впоследствии стали носителями пансофистической цдеи, что, в ту пору подразумевало всесильность науки, которая направляла человека как на путь познания бога, так и на путь самопознания и построения гармонического мира. Следует отметить, что в последствии концепция С .Додашвили о всестороннем развитии .^ччности, как одного из звеньев развитая мира берет начало именно в мировоззрении учения Хелаивили. Огромное влияние удалил И.Халашвили вопросам воспитания. В процессе воспитания доминирующая роль с^во-
далась семье и родителям. Он далек от массового характера образования и считает, что узкое семейное воспитание дает лучший результат, нежели'работа воспитателей школы. Все вышесказанное относится лишь к определенному возрасту. Халаш-вили считает,что для ребенка в переходном возрасте необходимым условием является общественные взаимоотношения,» исходящие из общих интересов тесные контакты родителей и педагогов. На многосторонней деятельность Хелашвили указывает 43 фундаментальных труда,в которых щедро припедены его соображения по вопросам воспитания и развития.
ГЛАВА П - "Низнь и деятельность Соломона Додашвили".
§ I. Биографические данные.
| 2. Социально-политические воззрения С.Додапзили и заговор 1832 года.
§ 3. Педагогическо-просветительная деятельность С.Додашвили.
В первом параграфе рассмотрены биографические данные ''С.Додашвили, круг его близких, года отрочества и юности, дан обзор его взаимоотношений с педагогами-воспитателями, коллегами и единомышленниками; представлены этапы формирования личности и ученого, тот тернистый и сложный путь, который был преодолен С.Додашвили, как человеком, мыслителем, грах-„двьяном.
Второй параграф посвяяен социально-политическим воззрениям С .Додашвили, основным аспектам его мировоззрения. В становлении сущности социально-политических взглядов С.Додашвили фигурировали два веских фактора. С одной стороны, он испыты-
наот влияние своего наставника, с другой стороны, на ного оказывает больное ьлияние происходящие в России социальные сдвиги, в частности декабристское движение, непосредственным свидетелем которого был сам Додапзяли. С-пло быть, с одной стороны, учения Хелашаиля было для него источником национальных традиций, с другой же, новая обстановка по новому формирует его мыалание. В то же время на него оказывает влияние европейская культура, а частности, философские труды европейских мыслителей, что сыграло основнув роль в Формировании и укреплении его мировоззрения.
По возвращению на родину Додашвили, его взгляды принимав? конкретный характер на фона социальной неудовлетворенности и политической зависимости. Эти причины привели его в круг заговорщихоз В32 года, который в начало сформировался т среда грузетскях йотербурадев. Додашвили бил приверженцем республиканских идей, тогда как элитарная, то-есть княжеская часть заговорщиков стремилась к реставрации феодального строя, в связи с чэм образовался конфликт, что и привело С.Додашвили к расторжения связи с заговорщиками. В связи о этим желательно отметить, что (¡.Додашвили был единомышленником элитарной части заговорщиков лишь до тех пор, пока онн не высказали сбоя версию государственного устройства. Выходец из низкого социального сословия, одаренный,- эрудированный г Додашвили оказалоя хорошим популяризатором, обаспечи-вавдям поддзряку среди народа. Однако, было бы ошибочным представить С.Додашвили одним из руководителей заговора. Правильнее было бы сказать, что захваченный политическими страстями, он отошел от научного поприща.
- X) -
Третий параграф диссертации посвящается разбору просве-. тнтельной и педагогической деятельности СДодашвили, а также анализу того состояния, в котором находилось грузинское общественное мышление первой половины XIX в.
В ХМИ-Х1Х вв. в Грузию годной волной вторгается распространенная в Европе культурно-просветительное движение, известное в истории "веком просвещения". Естественно, что приобщенный к европейской культуре молодой мыслитель максимально способствует восприятии новым поколением европейских просветительских идей, что выражено в ряде произведенных СДодашвили общественных мероприятий: создание литературного кружка, попытка открытия грузино-язычного издательства и библиотеки, возровдение грузинской драматургии и основание литературного журнала европейского типа, который, несомненно, сыграл 'большую роль в кизни грузинской культуры и редактором которого, со дня основания, являлся СДодашвили. Зурнал был еженедельным приложенной к газете "Тифлисские Ведомости", ведшим популяризацию не только грузинской, но также поэзии и прозы европейской и восточной. С целью повышения патриотического духа журнал печатал исторические оочинения, а также публицистические письма. В этом же параграфе речь идет о С Додашвили, как о педагоге-практике. Отмечено, что одаренность и трудолюбие СДодашвили дачи знать о себе еще в раннем возрасте. Будучи совсем молодым он приступил к педагогической деятельности, которую продолжил после окончания Петербургского университета. Опираясь на соображения различных авторов, а также используя аргументированный материал, можно сказать что впоследствии СДодашвили оказал определенное влияние на классика грузинской поэзии Н.Бараташвили, учени-
ческая пора которого пришлось на годи подаг _>гическо& деятельности С.Додашви~и. Личность С.Додасвили охазала большое влиянио на учеников Тифлисской гимназии Влияние это било столь большим, что посла того, как С.Додашвили был сослан, ученкки гимназии, внпускавсие рукописный куриал под названл-ем „Цветок Тифлисской гимназии", з одном из номеров с глубоким уважением и лябопьл писали о своем учителе н старяеы друге.
ГДАЗА Ы - Педагогические взгляды Соломона Додашвили".
§ I. Цели обучения п воспитания.
§ 2. Ведущая роль умственного просвещения з формирований личности.
§ 3. Роль и назначение школн.
§. 4. Роль воспитания в Нормировании личности.
§ 5. Человек и его назначение в обществе»
В парЕом параграфе рассмотрена Додашнипевская интерпретация сути образования, согласно которой, цель образования проясняется в процессе изменения личности, на осноез чего возможно создание общества высоконравственного и эрудирован- ' ного. 3 диссертация освещены пути решения поставленной задачи, которая сост яла в проведении целого ряда культурно-просветительных мероприятий: развитие грузинской наука я литературы, расширение учебно-образовательной сети и ее приближение к европейскому типу. Мудрость, 'одрость и согласив -вот те компоненты, которые составляют нравственную и моральную сторону поставленной задачи. По мнению С.Додашвшш, основная цель воспитания состояла в формировании глободяой
- 12 -
личности, в гармоническом развитии общества и личности,т.е. стремление к мировой.гармонии есть один из естественнкх процессов, которому подчинены человек и общество. Управление этими процессами является одной из сложнейших и проблематичных сторон в процесое обучения и воспитания. "Просвещенный ум" и "просветленный дух" должны были быть конечными результатами решения этой проблемы.
В диссертации освещены те древнейшие традиции и методы, которые лежали в основе обучения и воспитания в Грузи;: прошлых веков, и которым С.Додашвили уделял стожь большое внимание.
Во втором параграфе дан анализ вопросов умственного просвещения. Поскольку государственное устройство, общественно-политическое положение и пути его развития являются
П
показателями умеренного просвещения членов общества, постольку доминирующая роль, согласно С.Додаивили, возлагается на умственное просвещение. Только лишь в процессе умственного просвещения возможны распознание и анализ индивидуальных возможностей и навыков. Согласно Додашвили, "разум-действенная сила", на основе развития этой силы возможно полноценное развитие человека. Под понятием умственного просвещения С.Додашвили имел в виду прежде зеего максимальное развитие образования, которое состоит в тесной сеязи с развитием науки. На этом этапе вновь заявляет о себе стремление личности к гармонии, т.е. к эволюции его разума, к сознанию неопознанного.
Достижение цели С.Додашвили считал уделам избранных, стремление к познанию и расширению научных горизонтов отно-
сил к величайшим заслугам просвещенного человека и являлось скорой интересов просвещенных индизкдов, поэтому государство, состоящее из просвещенных индивидов, способнэвнестя вклад в мировую сокровищницу культуры и мышления. Такое государство самобытно я имеет будущее. Согласно С «Додашвили, лишь просвещенный ум способен приблизиться к истине и, исходя из этого, сделать ооотватствуащее заключение.
3 процессе разбора роля и назначения школы, в диссарта-ц.и наметились та основные требования и задачи, которца С Додашвили ставил перед педагогом-воспитателем и, в чалом, перед системой образования, ибо з этом слоеном процесса С .Додана ила решающую роль отводил школе, как езязуящему звену между буду-щгад поколением и педагогом. В диссертация произведен обзор старых учебно-образовательных центров в Грузии. Особое внимание уделял С.Додапвилк вопросу кадров воспитателей я педагогов. Характерными чертами истинного педагога дешнн были быть профессионализм, утонченный эстетический вкус и индивидуальная манера мышления.
При этом педагог доляек бнл обладать ораторский искусст- ■ вом. Необходимым условием в процесса обучения должен был быть синтез теории и практики, в то ке время С.Додашвяли заострил внимание на тех методах обучения, которые называл "эпизодической" передачей материала. После передачи "эпизодичаокого" материала производился опрос учеников и оцешеа их мышления, в процессе которого ученики пытались передать основные характерные признаки данного материала и проявить свои возможности рассудить. Из вышесказанного мокно заключить, что мы иыееи дело с популярным сегодня методом твотовс/* оцанки, Учебный
процеоо СДодашвияи тесно связывает с процессом познания. В процессе обучения педагог подчеркивал все основные черты явления я по этому же принципу производил опрос по данному материалу, а после опроса выявлялся уровень познавательной способности.
В диссертации отмечены два важные стороны учения С.До-даивили - это тесная связь теории и практики и четкая дифференциация мевду естественными и гуманитарными предметами, раздольное обучение которым С.Додашвили считает функцией школьной системы.
В четвертом параграфе рассмотрен вопрос важности воспитания в процессе формирования личности. Согласно взглядам С.Додашвйли, в процессе воспитания необходим учет естественных потребностей человека, являющиеся результатом интуитивного восприятия единства с природой. Поэтому в процесса воспитания акцент доже" был быть перенесен на гармоническое развитие чувств, разума и души, поскольку полученное воспитание впоследствии ясно должно было проявиться в характере, поведении и творчестве воспитываемой личности. Первейшую задачу воспитания С.Додашвили видал в построении системы человеческих поднаний, без которой невозможно разрешение нравственных проблем. В связи с вопросами воспитания С.Додашвили рассматривает генетические свойства личности, что является совершенно новой постановкой вопроса в грузинской педагогике.
В йтом аспекте он непосредственно касается генетических способностей грузинского ребенка, которые проявляются в индивидуальности их мышления и наличии эстетических
чувств. Им рассматривались также вопроси генетики личности. Тут он в определен-ой степени протавсрвчит французским просветителям в вопросе всесильности воспитания. С.Додашвили им ввиду наблюдения, проводимые в процессе оаботн над от-дальнш.и индивидами с целью выяелзнпя стар их интересов и навыков, дабы впоследствии правильно направить их навыки и наклонности. Труднейшими задачами являлись анализ собственных мыслей единицы объекта воспитания, оценка знаний и опы-ь, а такка объективное определение собственного поведения.
3 процессе воспитания С„Додашвяли удалял бс ¿пгае внимание выработка эстетического чутья, что, несомненно, влияло на духовный мир ученика. Средством решения этой проблемы ок считал предоставление им соответствующей литературы, что, по его мнению, способствовало увеличения эстетического чутья в учениках.
Определенное место было отведено такне вопросам трудового воспитания, которые рассматривал с дидактической точки зрения.
В пятом параграфе дано определение роли человека в общества. Согласно взглядам С.Додашвили, в решении этой проблемы больше внимание уделено вопросу социальной дифференциации, как наиболее сильному средству разделения общества. Рассмотрены общественные взаимоотношения на фоне политического ' бесправия, и намечены пути решения имеющихся проблем, среди которых важнейшей являетая проблема взаимного доверия и уважения и, исходя из этого, те нравственные взаимоотношения, которые определяют моральное удовлетворение кандого члена общества «
- 16 -
выводы
В конце диссертации приводятся общие выводы.
1. С .Додашвили является первым грузинским мыслителем, который поднял грузинскую педагогическую науку на существенно новую ступень и по-гавил рядом с европейским педагогичес-кяы мышлением XIX века. Определенное количество вопросов, разработанных С.Додашвили, являются актуальными для современной педаготачоской науки.
2. При разработке педагогических вопросов* С.Додашвилл основывается не только на традиционных методах, но дает совершенно новую интерпретацию учебно-воспитательных идей к их назначения, что в опрэделенной^маре основано на его лично« педагогическом опыте.
3. Соломоном Додашвили высказана оригинальная мысль относительно вопрооов умственного просвещения, которое он связывает с учебным процессом и тем самым является предшественнике»! популярного в современной педагогике метода тестирования.
4. С Додашвили является первым педагогом-теоретиком первой половины XIX века, который рассматривает вслросы генетики как под .знаком национальности, так и в индивидуальной плане. "
5. С,Додашвили ставит проблему поиска средств разрешения конфликтов между общеотвом и личностью.
6. В завершен следует отметить, что значительная чаогь прудов СДодашвили не найдена, потому отношение СДодашвили к целому ряду педагогических вопросов не исчерпано и представляют собой предает будущего исследования.
Основное содержание диссертационной работе язложло автором в следующих публикациях:
1. Вопросы нравственного и умственного воеяятания во "Риторика" С.ИДодашвили
-("Скола да цхоьреба".) "Шкода а дазнь" № 2, 1992 г.
2. Взгляды СЛ.Додашвидя «а роль личности в обществе
- 3 .сборнике "34-ая конференция аспирантов я соискателей- Материалы", 1991 г.
3. Лучшие сыновья отечества, ззаимоотношенг: - "Сборник трудов НШ педагогически« наук им.Я.С.Гогебашвили ЖО Республики Зр^зил" 8> г.
в, ОЦОЧГОЬОк M 1 l*lí»¿
од. on 75
взгпгуггосгсь i. s,
40Л1Я6 i'f