автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогический анализ социокультурной детерминациипреподавания предметов гуманитарного цикла в многонациональной аудитории
- Автор научной работы
- Кузьмина, Милания Васильевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1991
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Педагогический анализ социокультурной детерминациипреподавания предметов гуманитарного цикла в многонациональной аудитории"
1 о од
на правах рукописи
9 Ь цп" Гчр7
Кузьмина Милания Васильевна
Педагогический анализ социокультурной детерминации преподавания предметов гуманитарного цикла в многонациональной аудитории
Специальность: 13.00.01 Общая педагогика
Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
на правах рукописи
Кузьмина Милания Васильевна
Педагогический анализ социокультурной детерминации преподавания предметов гуманитарного цикла в многонациональной аудитории
Специальность: 13.00.01 Общая педагогика
Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Работа выполнена в Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов.
Научный руководитель: академик РАО, доктор психологических наук, профессор, И.А. Зимняя
Официальные оппоненты:
А.А.Леонтьев, академик РАО, доктор филологических наук, доктор психологических наук, профессор.
С.Е.Шишов, кандидат педагогических наук.
Ведущая организация: Институт повышения квалификации и переподготовки специалистов начального профессионального образования.
Защита состоится 18.12.97 г. в 12.30 часов на заседании диссертационного совета К 053.35.01 в Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов по адресу: Москва, Измайловское шоссе, д.4
С диссертацией можно ознакомится в библиотеке Исследовательского центра.
Автореферат разослан 15 ноября 1997 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Происходящие в стране социально-экономические преобразования, отразились и на одной из самых важных сфер общества—образовании, народообразуюшэя и обще-ствосозидающая роль которого неоспорима, как отмечалось на Первом Всероссийском земском съезде учителей 1995 г.
В изменившихся условиях выявилась необходимость обновления содержания образования и прежде всего, общего школьного образования. Это обновление должно зафиксировать и национально-регаоиальный характер образования. Существующая до недавнего времени единая школьная система образования праюически на отражала, не учитывала специфику регионов, тем самым не создавала основу формирования национального самосознания, что может бьпъ обеспечено последовательной регионализацией образования. Основанием регионализации образования является расширение опыта гуманистического образования, ориешированного та человека, в -данном случае на формирование его национального самосознания.
В качестве одного из регуляторов обно&ления образования выступают образовательные стандарты. Как справедливо отмечается в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, стандарты школьного образования могут стать инструментом "неотъемлемого права каждого ребенка ш полноценное образование." Это особенно важно для многонациональной аудитории, характеризующей разными социокультурными особенностями. Эш особенности, как отмечается в исследованиях ОНГопубевой, В.СЛеднева, ШШаумченко, ВВЛетрашевой, ВМСоколова, АД.Су-хановой, СЕШишова и других, должны быть ярко отражены в националы го-репюналыгом компоненте образовательного стандарта Стандарт образования не только должен учитывать особенности региона, социокультурные особенности многонациональной аудитории, но и нацеливать на их сохранение. Решению этих, проблем может способствовать учет народоведческого принципа, сформулированного еще отечественными педагогами: П.ФКлтеровым, АМОсгрогорским, ВАСухомлинским, ЛНТол-стым, КД.Ушинским, и другими. Так, как отмечал ЛНТопстой, очень важно с самого
раннего детства воспшывап. любовь к своей Родине, уважение к ее истории, культуре. Важно спмеппь, что огромное разнообразие, культурная непохожесть регионов Российской Федерации определяют необходимость разработки такого же многообразия форм реализации и содержания региональных компонентов стандартов школьного образования.
В образовании, в формировании человека со всей остротой встала проблема восстановления социокультурных функций школы, способствующих формированию национального самосознания учащихся. В исследованиях ЭААвиловой, ЮВБромлея, НБ .Ивановой, ВЙМатиса, В АСобсшева, АСШаалы и других рассматривались особенности национального самосознания, ценностные ориентации человека, современные этнокультурные процессы. Особая роль в осмыслении жизненных ценностей, форми- „ ровании национальной культуры, национального самосознания принадлежит пред метам гумаш парного цикла (истерия, литература, "Мировая художественная культура"). Именно они располагают широкими возможностями приобщения школьников не только к цивилизованным ценностям, но и к духовным ценностям региона, к истории, обычаям, традициям конкретной национальной общности. Можно полагап>, что гуманитарные предметы являются потенциальными носителями социокультуры, носителями социокультурных особенностей, которые должны наши отражение в региональном компоненте образовательных стандартов и способствовать формированию духовной культуры, национального самосознания.
В данной работе социокультурные особенности каждого народа рассматриваются применительно к гуманитарным дисциплинам в плане причинно-обуславливающих связей, их детерминации этими особенностями. Другими словами, исходным является утверждение, что социокультурные особенности народа, отражающие его культуру, традиции, обычаи, наиболее полно гфоявляюгея в предметах гуманитарного цикла и в тоже время обуславливают специфику преподавания этих дисциплин. Соответственно, одним ш основных условий эффективности преподавания гуманитарных предметов в много-
нациозалыюй аудитории является социокультурная подготовка учителей гуманитарных предметов.
Анализ проблемы подготовки специалистов, проблем повышения квалификации педагогических кадров, выявил некоторые новые тенденции современной ситуации в этой сфере образования. Так в системе повышения квалификации педагогических кадров нашли практическое применение идеи личноспю-деягельносшого, личностно-ориенгированного подходов, знаково-кошекстного обучения, изложенные в трудах АА Вербицкого, ИА Зимней, ВБ. Серикова, И.С. Якиманской и др., принцип культуросо-образносги (ГЛ. Ильин, АА Леошъев, НС. Розов и др.). В этом же плане представляет интерес исследование способностей учителя — носителя духовных ценностей (НА .Коваль,НБ.Кукнрев, АБ. Мудрик, Д.С.Лихачев, АК.Маркова, ЛЛ.Печш,В.Д. Шадриков и др.)
В целом, изучение и анализ научно-методической литературы по данной теме, свидетельствует о том, что в настоящее время существует достаточно прочная теореги-ко-методическая база для исследования социокультурной детерминации преподавания гуманитарных дисциплин в многонациональной аудитории и ее отражения в региональном компоненте образовательных сгацпзртов. В то же время .этот анализ свидетельствует о том, что еще недостаточно исследованы особенности социокультурной детерминации и ее представленность в региональном компоненте образовательного стандарта, а также уровень профессиональной подготовленности учителя гуманитарных дисциплин для работы в многонациональной аудитории; требуется более полное изучение содержания гуманитарных предметов как потенциальных носителей социокультурных осо- ^ бепностей, духовных ценностей. Сказанное и определяет аюуальность данного исследования.
ЩЛЬЮ диссертационного исследования является раскрытие и теоретическое обоснование социокультурной детерминации преподавания гуманитарных дисциплин в школе и их отражение в региональном компоненте образовательных стандартов.
ОЕЪЕКГОМ исследования является преподавание гуманитарных дисциплин в многонациональной аудитории.
ПРЕД МЕТОМ исследования является социокультурная детерминация преподавания гуманитарных дисциплин в многонациональной аудитории.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования, определены следующие задачи: исследовать и вычленил, социокультурные особенности региона; рас-1фьпь специфику гуманитарных дисциплин как носителей регионализации преподавания; выявил, особенности социокультурной детерминации преподавания гуманитарных предметов; разработать, теоретически обосновать и апробировать пуга подготовки учителя гуманитарных дисциплин для работы в многонационалшой аудитории. ГИПОТЕЗОЙ данного исследования является национально-региональный компонент образовательного стандарта, отражающий социально-культурные особенности региона, которые могут быть представлены в ферме обобщенных категорий, составляющих предметную основу этого компонента и имеющих в процессе преподавания гуманитарных дисщшлин специфический характер их реализации.
Общую методологию исследования составляют теория познания, философская концепция развития личности, знаково-конгекстная модель обучения. Исследование проводилось в русле культурологического подхода, предполагающего ориентацию процесса обучения на общечеловеческие ценности, достижения современной мировой культуры и культуры региона (регион Севера).
Для поставленных в ходе исследования задач, использовались следующие методы: прямого, косвенного, включенного наблюдения; интервьюирование, анкетирование; аналитическое изучение педагогического опыта; анализ преподавания гуманитарных дисциплин в школе.
Экспериментальная работа была организована на базе школ г. Пегропавловска-Камчаггского (шк. № 33), г. Вилючинска и п. Эссо Быстринского района, а также на базе института повышения квалификации педагогических кадров. В исследовании участвовали 1500 учителей Камчатской области. Исследование проводилось в три этапа
На ПЕРВОМ этапе (1993-1994г.г.) изучалась литература по проблеме исследования, учебно методические и нормативные материалы по проблеме, была сформулирована тема, проблема исследовш гия, определены его цели, задачи, объект и предмет.
На ВТОРОМ этапе (1994-1995гх.) Проведен анализ преподавания гуманитарных дисциплин в школе, характера обучения учителей этих дисциплин; на основе анализа культурологической, фольклорной литературы, материала собственных фольклорных экспедиций был разработан подход к определению социокультурных особенностей региона Камчатки.
На ТРЕТЬЕМ этапе (1995-1997г.г.) на основе анализа общей проблемы стандартизации образования, этносоциокультурных особенности региона была выявлена социокультурная детерминация преподавания гуманитарных дисциплин; разработаны авторские программы и определены основные пут социокультурной подготовки учителей к работе в многонациональной аудитории.
научная новизна и гюрегическая ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в следующем: описаны социокультурные особенности региона, которые могут войш в содержание националык>репюналыгаго компонента образовательного стандарта; раскрыта: специфика гуманитарных дисциплин как единого целостного гуманитарного блока и методическое своеобразие преподавания в многонациональной аудитории; выявлены и раскрыты социокультурные детерминации преподавания гуманитарных предметов в многонациональной аудитории, в качестве которых выступили:
— культ сипы и здоровья, как необходимое условие выживания человека в экстремальных условиях;
— культ природы, как источник обеспечения жизнедеятельности человека в условиях Севера;
— культ красоты, как способ формирования нравственных качеств северян через образггое восприятие мира, что находит отражение в фольклоре;
— выявлены пути подготовки учителей гуманитарного цикла для работы в многонациональной аудитории на основе социокультурных особенностей региона.
Практическая значимость исследования состоит в : предложенном составе социокультурной детерминации преподавания гуманитарных дисциплин, находящей отражение в региональном компоненте образовательного стандарта; учебно-методическом обеспечении учебного процесса, отражающем социокультурную детерминацию преподавания гуманитарных предметов: пособия, программы, учебные планы, рекомендации; подготовленном варианте программы повышения квалификации учителей гуманитарного цикла (в системе ИПК) для работы в многонациональной аудитории.
ДОСТОВЕРНОСТЬ и ОБОСНОВАННОСТЬ полученных результатов и выводов обеспечены опорой на данные современных психолого-педагогических теорий и концепций; применением комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, экспериментальной проверкой выводов и практических рекомендаций.
апробация и внедрение результатов исследования.
Основные положения и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях КГПИ, ИПК (1994, 1995, 1996 г.г.), на курсах повышения квалификации, в авторской "Школе управленческого мастерства", на постоянно действующих научно-практических семинарах, проблемных курсах. Материалы диссертации нашли свое отражение в научных статьях, тезисах докладов, в коллективных сборниках научных трудов, внедрены в учебный процесс ИПК.
Положения выносимые на защиту.
1. Этносоциокультурные особенности народов Севера рассматриваются нами как основа социокультурной детерминации преподавания гуманитарных дисциплин в многонациональной аудитории. Эта детерминация представляет некоторую целостную систему, которая может быть отражена в следующих позициях: культ силы и здоровья, как необходимое условие выживания человека в экстремальных условиях; культ природы, как источник обеспечения жизнедеятельности человека в условиях Севера; культ красоты, как способ формирования нравственных качеств северян через образное восприятие мира, что находит отражение в фольклоре.
2. Социокультурная детерминация преподавания дисциплин гуманитарного цикла выявляется в: формировании социокультурной среды, способствующей развитию духовной культуры, национального самосознания учащихся; создании атмосферы, воссоздании, оформлении среды обитания, отражающей национальный колорит, самобытность народа (национальные музеи, этносоциокультурные центры, выставки прикладного творчества и др.); оригинальности форм и методов преподавания
(эстетизация, фольклоризация, экологизация и т.д.); включении в ткань у
ученых предметов (история, литература, мировая художественная культура) элементов истории, культуры народов Севера в форме конкретизации историко-культурных событий; использовании в практике преподавания предметов, иллюстраций, отражающее быт, историю, культуру региона; организации фольклорных экспедиций, направленных на восстановление, описание, воспроизведение культурных традиций, обычаев народов Севера.
Социокультурная детерминация проявляется на фоне установления межпредметных связей, углубленного изучения предмета, интеграции, включения факультативных занятий по прикладному искусству.
3. В результате включения в профессиональную подготовку учителей гуманитарного цикла (по линии ИПК) специально организованной программы профессионального совершенствования, учитывающей этносоцио-культурные особенности региона, значимо повышается уровень усвоения знаний, интереса к национальной культуре, наблюдается рост национального самосознания, учебной мотивации учащихся. Эта специальная социокультурная подготовка учителей заключается в: формировании адекватности восприятия ими особенностей многонациональной аудитории; умении формировать социокультурную среду, способствующую развитию познавательной мотивации учащихся, способности к самоанализу, самооценке, рефлексии, прогнозированию результатов с учетом особенностей многонациональной аудитории; овладении ими социокультурными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для работы в многонациональной аудитории (прикладное искусство, фольклор, хореография); осознанном, целенаправленном укреплении и сохранении физического и психологического здоровья учащихся с учетом социокультурных представлений о силе духа (выживаемости, приспособляемости, выносливости, природной интуиции, смекалке) народов Севера.
4. Определенные в работе социокультурные детерминации, могут быть учтены при разработке национально-регионального компонента образовательных стандартов.
СТРУКТУРА И СОД ЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦ ИИ
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность выбора темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методологическая основа и методы исследования; обозначены этапы исследования, рассмотрены теоретическая и практическая значимость и научная новизна, апробация результатов исследования.
В первой главе «Региональный компонент образовательного стандарта как отражение социокультурных особенностей региона (на примере Северного региона)», проанализированы государственные образовательные стандарты (ГОС); выделены основные характеристики и функции регионального компонента стандарта образования; структурированы, систематизированы социокультурные особенности региона; описаны три основных вектора (культа) национальной культуры Севера
В теории и практике образования во всем мире и в России традиционно отмечалась рать требований, предъявляемых к обучаемому, как в процессе обучения, так и по его завершетшю. В последние десяпшегая в нашей стране зги требования применительно к высшей школе формировались в моделях, профессиограммах, стандартах, что связано с обновлением содержания образования. Модернизация образования, тазам образом, выявила рад проблем, связанных прежде всего с разработкой методологии развития образовательных стандартов, включая его структуру, определение его сущности.
Проблеме стандарта, определению его сущности посвящен рад исследований ВМСоксиова, НАСелезневой, ЮГ.Татура, школьному эксперименту в частости, ВПБеспатько, В.СЛеднева, С АРасчешной, СБШишова и датах.
Исследуя проблему стандартизации общею образования, авторский коллектив под руководством В.СЛеднева обозначил основные предпосылки стандартизации; они же легли в основу разработки стандартов: зашита прав ребенка на полноценное образование; сохранение единого образовательного пространства; защита системы образова-
ния от непрофессиональных вмешательств; совершенствование исходных позиций для оценки успешности обучения.
В Законе «Об образовании» определено два ведущих компонент государственного образовательного стандарта федфшжлй компонент и национально-региональный компонент.
Национально-региональный компонент отражает обязательный минимум содержания основной образовательной программы основного общего образования и соответствующие требования к уровню подготовки выпускников, обеспечивающие особые потребности и интересы каждого субъекта Российской Федерации; он учитывает состояние социокулиур! юй среды, эггаосоциокультурньге особенности региона Региональный компонент даег возможность наполнить его содержание социокультурньгми характеристиками, отражающими особенности региона
Включение регионального компонента в содержание образования и метода его реализации, предполагающие учет национальных и культурных традиций, природных и социально-экономических условий, использование в образовании реальной для региона организации учебно-воспитательного процесса на основе трансляции общечеловеческой и национальной культуры, рассматривается как принцип регионализации. Он предполагает методологические подхода, характерные для региона, формирование представления о сущности, объеме, приемах, реализации регионального компонента Проблемы содержательного наполнения регионального компонента нашли отражение в исследованиях АФМакеева, ДММирского, НИРавкина, Г.М.Тохметовой и датах. Исследования современных ученых, практиков (ВНАверкин, АПВалицкая, ДФГреханкина, АВ.Даринский, АККурнешова, АЛСигник, АД.Суханов, СЕШишов и др.) позволили вьщелть и основные функции регионального станд арта общего образования.
Регионализация образования, определение содержания национально-регионального компонента стандарта рассматриваются в работе в общем контексте понятия "культура", известно, НАБердяев культуру рассматривал в ряду высших человеческих ценностей. По его мнению, «культура представляет собой созидательно-
упорядочивающий принцип человеческого бьпия, и поэтому противостоит стихийно-разрушительным началам». Для испанского философа X Ортега-и-Гассега «культура -не сумма застывших форм, а сама жизнешия акшвность, которая подчиняется двум законам, двум императивам — необходимости жигь и необходимости бьпъ нравственным человеком".
Нациогалыая культура - это форма проявления общечеловеческого содержания культуры на фоне национально-специфического своеобразия, соответственно, формирование национальной культуры осуществляется через самосознание на базе своей культуры, языковой среды, в ходе чего происходит овладение системой общечеловеческих ценностей. В связи с этим, учебно-воспитательный процесс необходимо строил. в контексте национальной культуры или многонационального кагтскста, формируя понимание многообразия, взаимовлияния, взаимосшмулирования различных культур.
Рассматриваемые в диссертации этносоциокультурные особенности региона Крайнего Севера, по мнению ученых-североведов, формировались под влиянием различных социальных, культурных и других факторов в течение длительного исторического периода, чш несомненно отразилось на уникальности, самобьпности национала ной культуры. Эта особенности главным образом связаны с условиями проживания, обеспечения жизнедеятельности человека - северянина, с формой его мироощущения, миропонимания, образного восприятия мира.
Проведенный анализ этносоциокультурных особенностей дает возможность выделил. три основные вектора (культа) национальной культуры Севера
Вектор слияния с природой, как одно из основных условий обеспечения жизнедеятельности человека в условиях Севера Этот вектор может бьпь определен как культ природы.
Духовное и нравственное значение природы в воспитании детей ошечали многие писатели, ученые и классики педагогики (ИЛеспшоцци, ЖЖРуссо, Б АСухомлинский, Л.Н.Толсгой и др.)
Природная среда Камчатки характеризуется суровостью климата (пурги, землетрясения, циклоны, цунами). Угнетает мысль о невозможности покинуть камчатскую землю по причине ее отдаленности, изолированности от «материка». Ощущение «заложника», «пленника», «временщика» на этой земле сказывается и на отношение ко всему, что нас окру/кает. Наблюдается подсознательное морально-психологическое напряжение, снижение ответственности за все происходящее, итерирование опасности. С одной стороны, самобьпная красота, суровость, чистота природы привлекают, с другой стороны—отталкивают человека Фактор временности проживания снижает интерес к 1фасоте огфужающей природы. Культ природы является естественным источником обеспечения жизнедеятельности человека в условиях Севера
В настоящее время, как никогда актуальной время является проблема физического здоровья и силы человека В связи с злим, выделяется второй вектор национальной культуры, который отражает этносоциокультурные особенности Северного региона. Этот вектор может быть определен как культ силы и здоровья. что рассматривается как фактор выживания в условиях Крайнего Севера. Социальная среда человека как необходимое условие выживания в экстремальных условиях, характеризуется системой методов физического воспитания, закаливания, приемов выработки выносливости, неутомимости, выдержки, мужественности. Физическое воспитание в экстремальных условиях предполагает и духовное возрождение. Адаптация человека, попавшего в суровые условия Севера, проходит нелегко, так как в повседневной жизни постоянно требуются огромные духовные и физические силы.
Экономическая бесперспективность региона, оскудение ресурсов, нестабильность социально-экономических преобразований, страх, опасение за свое будущее, миграция населения, «массовый психоз» (отъезд) после каждого землетрясения, колониальная политика государства — все эти и другие факторы отрицательно сказываются на здоровье и социальном развитии детей.
Нельзя не согласиться с точкой зрения В.С.Мухиной, В.Горяниной о том, что современные социальные условия, среда обуславливают необходимость психического сопровождения личности. «Северные народы сумели выжить в суровых условиях по той причине, что исторических, в течение многих тысячелетий они хорошо адаптировались к местным особенностям климата.»
Третий вектор (культ) национальной культуры - поклонение красоте - поэтически образная сущность культуры народов Севера . Этот культ красоты присутствует во всем: в отношении к человеку, к природе, к самому себе, в поклонение суровой, уникальной красоте Севера. Культ красоты - универсальный способ формирования нравственных качеств через образное восприятие мира, что находит отражение в фольклоре.
Этнокультура народов Севера как средство формирования национального самосознания, нравственных качеств необходимых в условиях Севера раскрывается через стремление к образному восприятию и передаче мира. Практическое освоение традиционного фольклора влияет на отношение человека к культурному прошлому страны, на формирование нравственных норм, ценностей, национального самосознания.
Этнокультура народов Севера позволяет обогатить образование камчатских школьников, раскрыть их мироощущение, миропонимание. Об этом свидетельствуют исследования С.П.Крашенинникова, А.Ф.Макеева, В.В.Петрашевой, С.Н.Стебницкого и др.
Социокультурные особенности Северного региона могут рассматриваться в плане их детерминации преподавания гуманитарных дисцишпш в многонациональной аудитории.
Во второй главе «Гуманитарные дисциплины и задачи регионализации школьного образования» дана общая характеристика гуманитарных дисциплин (литература, история, МХК), рекомендованных Министерством
образования государственных программ; проанализированы авторские программы, отражающие принцип регионализации, социокультурную детерминацию преподавания гуманитарных дисциплин в многонациональной аудитории.
Переходя к общей характеристике гуманитарных дисциплин (литература, история,^Мировая художественная культура) на основе анализа государственных программ, отметим, что в настоящее время идет интенсивный процесс обновления гуманитарных дисциплин. В связи с регионализацией образования вносятся значительные изменения в учебные курсы литературы, истории и других гуманитарных предметов, роль которых в формировании общечеловеческой культуры, национального самосознания, в гармонии межнациональных отношений в своих исследованиях отмечае-ют И.И.Аркин, Х.М.Асоев, Т.Г.Браже, Е.Б.Баботин, И.М.Греверус, М.П.Капустин, Л.И.Подаленкова и др.
Гуманитарные дисциплины в настоящее время рассматриваются как наиболее важная часть общеобразовательной подготовки учащихся. Это находит отражение в современных учебных планах, где по количеству часов предметы гуманитарного цикла занимают доминирующее положение. Так, на гуманитарные области в 1-3 классах отводится 1082 часа (46%0), в 5-9 классах — 2312 часов (43,6%), в 10-11 классах — 544 часа (25%).
Приведенные выше количественные показатели не должны внушать тревогу за судьбу гуманитарных дисциплин. Их удельный вес в учебных планах достаточно высок, хотя доля учебных часов монотонно снижается от младших классов к старшим. Педагогическая общественность выражает большую заинтересованность к качественной стороне этого процесса, т.е. содержанию предметов гуманитарного цикла.
В диссертационном исследовании на основе анализа учебных программ в образовательных областях "Язык и литература", "Искусство" и
"Общественные дисциплины": программы по литературе авторов: П.И.Беленького, А.Г.Кутузовой; программы по истории авторов: В.В.Бермана, Е.Е.Вяземского, Н.Е.Кулакова, Е.С.Корольковой, Г.В.Кустова, А.С.Прутченкова, Е.С.Римара, Б.А.Файсберга и др.; программы по "Мировой художественной культуре" авторов: В.В.Алиева, Н.И.Клещенко, Л.М.Предтеченской, Н.М.Соколышковой, Е.Н.Шапинской и других, определены основные задачи литературного образования: формирование представлений о литературе, как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека; формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства; формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности; формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого отношения к миру и искусству; формирование и развитии умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью; формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Сформулированы задачи исторического образования, которые заключаются в формировании у личности общекультурного уровня, эрудиции. Структура учебных курсов не предполагает какого-либо единого алгоритма соединения отечественной истории и зарубежной. Хронологически изучение отечественной истории либо немного опережает изучение зарубежной, либо несколько отстает. Некоторые темы изучаются па интегра-тивной основе.
Авторы программы по истории стремились построить учебные курсы таким образом, чтобы найти некую "среднюю линию" в методологическом подходе к изучению истории, избежать крайностей в оценках и формулировках. В основе курсов лежит традиция преподавания истории в России.
Основная цель курсов "Мировая художественная культура" — воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития, формирование представления о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение, школьников к общечеловеческим и национальным ценностям, освоение художественного опыта прошлого и настоящего.
Анализ показывает, что каждая из вышеперечисленных программ имеет реальные возможности регионализации. Так например, отметим, что в качестве регионализации литературного образования могут быть такие направления:
а) план — сопоставление произведений, понятий федерального и национального содержания;
б) приведение примеров, огражающих самобытную культуру;
в) разработка дополнительных курсов непосредственно по национальной культуре;
г) включение учащихся в деловые игры, требующие, с учетом национального менталитета, разъяснения некоторых понятий мировой литературы, искусства, культуры.
На основе учета специфики дисциплин гуманитарного цикла, трех основных векторов (культов) национальной культуры были разработаны институтом повышения квалификации педагогических кадров совместно с А.Г.Гропяновой, Л.В.Тимофеевой, В.В.Петрашевой три авторские программы, реализующих направление дополнительных курсов.
Ориентирами при проектировании и внедрении авторских программ служат три основных вектора национальной культуры: культ природы. культ силы и здоровья, культ красоты. Содержание программ определяется миром интересов учащихся, их возрастными особенностями. Так, например, программа "Литература родного края" (5-9 классы) ориентирована на
введение в культурное пространство произведений устного народного творчества, произведений искусства художественных промыслов северян; популяризацию достижений творческого мастерства северян; возрождение и произведение национальных праздников, ярмарок, конкурсов.
В основу программы "Мировая художественная культура" положен интегративный принцип историзма, мобилизация глубоких связей с предметами: литература, история, музыка и др. Принцип историзма дает возможность учащимся через призму прошлых событий понял, основные закономерности развишя общества, становление духовной культуры. Курс нацеливает в комплекте и синхронно преподавать курс отечественной и зарубежной культуры. Это создает условия для организации диалога культур, дает возможность на сопоставлении этих культур выястпь общие и своеобразные тенденции развишя культуры, которые существуют в каждой национальной культуре и связаны с исторической судьбой, психологическим складом, традициями и духовной жизнью народов Севера
Программа "Культура народов Камчатки" — это своеобразный спецкурс, состоящий из двух вариантов (для учителей и для учащихся). В базисном учебном плане программа представлена в ввде факультативных заняшй по выбору учащихся (школа №33), а также отдельные ее блоки могут быть включены в предметы: история, литература для углубленного и расширенного изучения отдельных тем. Программа включает пягь блоков: история археологического изучения Камчатки; специфика этнокультуры Камчатки; традиции и искусство народов Севера; усшое народное творчество народов Севера; эгаопедагогика народов Севера.
Регионализация образования не ограничивается созданием и разработкой отдельных спецкурсов, программ, факультагшвных заняшй. Анализ образовательных программ гуманитарного цикла свидетельствует о том, что в практике работы отдельных учителей появились и нашли свое пракгаческое применение некоторые авторские подходы, связанные с формированием социокультурной среды, созданием особой творческой атмосферы на уроке, включением в ткань учебных предметов историю-
культурного характера, ориентацией на педагогические принципы гуманизации, культу-росообразности, природосообразносш.
Культ природьг позволяет учителю показать причинно-следственные связи "природа-человек", формировать ответственное отношение к природе, активную туманную позицию, что позволяет осознанно воспринимать природу как условие жизнеобеспечения человека-северянина
Печально-тревожная статистика требует серьезной переориентации содержания образования на улучшение физического и психического здоровья учащихся.
Культ силы и здоровья формируют у учащихся прочный интерес к улучшению собственного здоровья на примере нравственных черт северянина (быстрая реакция, ловкость, сила, выносливость, жизнестойкость, малоуязвимость к суровым природным и жизненным условиям).
Система нравственных установок, заложенных в фольклоре, составляет набор общечеловеческих ценностей, которые образно можно выразил, через красогу человеческих отношений, природы, окружающего мира
Проведенный анализ, показывает больште потенциальные возможности преподавания предметов: санитарного цикла в части организации их содержания по образовательным областям и программного обеспечения, а также нахождения сопровождающих форм, направленных на создание широкой социокультурной среды в школе.
В третьей главе «Социокультурная подготовка учителя гуманитарных дисциплин как условие эффективности регионализации образования» обсуждается общая про-трамма подготовки учителя гуманитарных предметов к работе в многоттаииональной аудитории. Представлена модель содержания учебных планов, программ, спецкурсов, описаны инструментальные средства и механизмы повышения профессионализма учителя с учетом специфики региона, его социокультурных, исторических особенностей. Специально организуется психологическая, предметно-теоретическая, методическая подготовку учителей гуманитарного цикла для работы в многонациональной аудитории в условиях Крайнего Севера
Проблеме повышения профессиональной подготовки, педагогической культуры, этики, как известно, посвящены многие исследования Б.В.Бушелевой, Е.Б.Елканова, ВАКан-Калика, НВ.Калесниювой, ЛМЛебедевой, МММукамбаевой, НДНикандрова, Е-КОсиповой, Л.ГШечю и др. Однако, возможности учителя органично связать федеральный компонент содержания образования с особенностями региона, с его социокультурной спецификой, т.е. содержательно реализовать регионализацию, представляются одной га нерешенных проблем педагогического образования. Это связано, в частности, с общей обстановкой и состоянием подготовки учителей. Так, из 165 опрошенных учителей гуманитарных предметов предпочитают знакомство с культурой народов Камчатки только 7,6%, посещал, музеи, выставки -1,7%, 73% - равнодушно сгшеслись к проблеме национальной культуры народов Севера В то же время показательно, что исследования, проведенные в гумагапарных классах шкод области, свидетельствуют о высокой познавательной мотивации самих учащихся к изучению истории, литературы края. Так, 56,1% учащихся интересуются историческими местами полуострова, культурой народов Камчатки. 36,1% хотели получтъ дополнительные знания о современном периоде развития Камчатки; 68,3% отдают предпочтение чтению исторических произведений, 5 7% пожелали заниматься прикладным творчеством. Результаты исследования свидетельствуют о том, что учащиеся в процессе обучения "готовы к регионализации", но они не всегда получают то, что они могут и должны знать, не всегда ориентированы на то, чему могут научиться, этому способствует и то, что в учительской среде установились определенные стереотипы в преподавании предметов гуманитарного цикла, нацеленного преимуществешо на традиционно-классическое содержание.
Результаты проведенного эмпирического исследования позволили разработать специальную программу в системе повышения квалификации педагогических кадров, ориентированную на системную, социокультурную подготовку учителей гуманитарного цикла
Социокультурная подготовка учителя гуманитарных предметов представлена психологическим, предмслто-теорстическим и методическим направлениями: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ. Психологаческая подготовка включает: формирование профессиональной готовности учителя, педагогической мотивации, компетентности, способности к саморазвитию и самореализации; ориентацию на позитивную установку к работе с многонациональным составом, на развише таких инд ивццуально-психшогаческих черт учителя, как выносливость, выдержка, уравновешенность, адекватная реакция и тд. через организацию тренингов, психологических консультаций, разбор психолого-педагогических ситуаций, инд ивидуальные заняли, диалоги и др.
ПРДЩЕтО-ШОРЫИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА предполагает освоение, расширение, систематизацию предметных знаний на основе постоянного изучения принципов (культу росообразносп г), подходов (личностно-деятельносшого) в обучении, теорий обучения (развивающее, контекстное); овладение учителем специфическими знаниями о многообразии культур народов, представителей которых он обучает, умениями и навыками прикладною искусства; совершенствование общекультурного уровня учителя на основе трех векторов национальной культуры через проведение проблемных, целевых курсов, семинаров, авторских школ, деловых ролевых игр, практикумов, фольклорных экспедиции и др. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ
отражает: расгфыше особенностей преподавания предметов гуманитарного цикла в многонациональной аудитории; знакомство с теорией и прагаикой стандартизации образования, механизмом включения регионального компонента в образовательные программы; освоение и разработку нетрапииионных инновационных приемов, методов обучения (фольклоризация, экологизация, эстетизация и др.) путем проведения "Лаборагори й решенных и нерешенных проблем", "круглых столов", ВНИКов, моделирования учебных занятий и тд
Эти три направления подготовки учителей в широком социокультурном аспекте регионализации образования сопровождаются специальной программой, включающей несколько дисциплин, объединенных в следующие общенаучные блоки:
I блок — "ЗДОРОВЬЕ". Повысил, свою квалификацию учитель может через участие в спецкурсах: "Педагогическая валеслогия".
П блок — "ПРИРОДА". Учителям предлагается участие в работе спецкурса "Система экологического образования в общеобразовательной школе".
Ш блок—'"КУЛЬТУРОЛОГИЯ". Спецкурс "Культура народов Камчатки" предполагает не только освоение теоретических знаний, но и формирование определенных умений и навыков. При этом отмечается, что одним из определяющих факторов успешной педагогический деятельности учителя гуманитарного цикла в многонациональной аудигорш является устойчивая его направленность на учет основных векторов (культов) национальной культуры: культ природы; культ силы и здоровья; культ красоты.
В заключении отмечается необходимость выявления, описания, отражения социокультурной детермина шш преподавания гуманитарных предметов в многонациональной аудитории, подчеркивается значимость гуманитарных дисциплин как основы регионализации образовательных программ, специфика путей социокультурной подготовки учителя гуманитарных дисциплин для рабсггы с многонациональным составом.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
1. Возможности преодоления труд ностей преподавания предметов гуманитарного цикла в многонациональной аудитории. /Сборник статей научно-пракпгческой конференции. г. Петропавловск- Камчатский, 1995г. с.70-80.
2. Проблемы повышения квалификации педагогических кадров: Тезисы доклада Российской межвузовской научно-практической конференции, /г. Петропавловск-Камчатский, 1996г., стр. 17-19.
3. Технология проведения экспертизы. /Сборник статей, г. Петропавловск-Камчатский, 1996г. (в соавторстве).
4. Научно-исследовательская лаборатория и школьный эксперимент. /Сборник сшей. г. Петропавловск- Камчатский, 1996г.
5. Региональный компонент образования как условие сохранения и развития культуры. / Сборник Высшая шкота; состояние и перспективы. Тезисы докладов
2-й мезздународной научно-методической конференции. Минск, 1997.
6. Школа управленческого мастерства //Сборник статей, ^Петропавловск Камчатский,
1996., (в соавторстве).