Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Эмоционально-образные формы уроков литературы в учреждениях начального профессионального образования с многонациональным составом учащихся

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Агаркова, Марина Ивановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Эмоционально-образные формы уроков литературы в учреждениях начального профессионального образования с многонациональным составом учащихся», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Агаркова, Марина Ивановна, 2004 год

Введение.

Глава I Научно-методические основы преподавания литературы в многонациональных учебных группах учреждений начального профессионального образования.

§ 1. Культурно-национальная ситуация в средних учебных заведениях российских мегаполисов и педагогические задачи учителей-словесников.

§ 2. Диалектика соотношения национально-характерного и общечеловеческого в литературе и пути раскрытия этого явления на уроке русской литературы в многонациональной учебной группе.

§ 3. Сопоставление как средство анализа литературных произведений в многонациональной учебной группе.

Глава II Разработка и проведение в многонациональных учебных группах эмоционально-образных уроков литературы с использованием аудио-визуальных средств обучения.

§ 1. Цели, задачи, специфика уроков эмоционально-образного типа, их место в системе литературных занятий в многонациональных группах начальных профессиональных училищ.

§ 2. Музыка, иллюстрация, портрет, живопись, кино при изучении русской литературы в многонациональной группе на уроке эмоциональнообразного типа.

§ 3. Результаты экспериментальной работы по изучению русской литературы в многонациональных группах на уроках эмоциональнообразного типа.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Эмоционально-образные формы уроков литературы в учреждениях начального профессионального образования с многонациональным составом учащихся"

Актуальность исследования

На современном этапе литературного образования учащихся всех типов средних общеобразовательных учреждений России остро стоят проблемы гуманистического воспитания подрастающего поколения, духовного становления личности будущего гражданина, а также его профессиональной ориентации. Важность этих вопросов возрастает в связи с утверждением нового стандарта литературного образования1.

В данном исследовании вышеназванные проблемы решаются на материале уроков литературы в профессиональных училищах и лицеях с многонациональным составом учащихся.

Методика, специфические приемы и пути работы над литературным произведением в многонациональных группах и классах сложны и в недостаточной степени изучены наукой. Проблема поиска учебно-воспитательных типов форм в подобных условиях весьма актуальна. Именно поэтому, а также вследствие реальной распространенности многонациональных учебных коллективов, она является социально значимой. Важность данной проблемы с теоретической и практической сторон, недостаточное количество работ, специально ей посвященных, определили выбор темы исследования.

Принцип диалога культур в учреждениях с многонациональным составом учащихся требует разработки особых методик преподавания русской литературы. Реализация этой задачи осложняется в условиях московских профессиональных училищ

1 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ № 1089 от 05.03. 2004 г.) тем фактором, что учащиеся в силу объективных причин оказываются в многонациональной аудитории старшего подросткового возраста. Украинские, белорусские, таджикские, казахские школьники из стран СНГ по уровню своих знаний и менталитету значительно отличаются от башкирских, осетинских, мордовских, чеченских учащихся. Важным фактором, который нельзя не учитывать, является и то положение, что эти учащиеся приходят в профессиональные училища и лицеи с различным уровнем подготовки.

Степень разработанности проблемы

Методической и педагогической науками достаточно основательно изучены и последовательно продолжают рассматриваться различные аспекты преподавания русской литературы в многонациональной аудитории (См., например: Черкезова М.В. Методика преподавания русской литературы в национальной школе; Добрынина Н. Черты духовной общности. Русская художественная литература в чтении многонационального советского читателя).

Имеет свою специфику восприятие русской художественной литературы нерусскими учащимися. Оно отличается особым пониманием и толкованием явлений русской культуры в отличие от родной. Основополагающие теоретические литературоведческие и психологические работы в этой области принадлежат Г Д. Гачеву, Н.К. Гею, Г.Н. Волкову, П.М. Якобсону.

В ряде научно-методических работ идет речь о принципах и формах преподавания литературы в многонациональной учебной аудитории. Для нашей работы особое значение имеют общетеоретические положения и выводы методических и теоретических работ ряда ученых (М.Н. Кузьмина, С.К. Бирюковой, Н.Н.

Вербовой, Р.З. Хайруллина).

Методист MB. Черкезова справедливо отметила, что «национальная специфика опосредованно влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися»1. Вопрос об учете именно многонационального состава класса при выработке методов преподавания литературы в последние годы отчетливо сформулирован теоретически и решается практически: «В классах с многонациональным составом учащихся курс русской литературы. может быть полезен в воспитательном отношении. При соответствующей организации учебного процесса у учителя появляется возможность поочередно знакомить учащихся с культурами тех народов, представители которых имеются в классе»2. В работах С.К. Бирюковой, Н.Н. Вербовой особо подчеркивается мысль о том, что этнокультурная направленность в учреждениях образования формирует у учащихся уважительное отношение к культурам различных народов мира, помогает усвоению теоретико-литературных понятий, и анализируются пути достижения этого. Ряд исследователей (М.Н. Кузьмин, С.К. Семенина, М.Н. Гогоберидзе, Н.С. Русина и др.) заостряет внимание на необходимости этнокультурной направленности, диалога культур и искусств в преподавании литературы, поиска нетрадиционных форм уроков. Названные положения и выводы, методические вопросы, поставленные учеными, мы постоянно учитываем в на

1 Черкезова М В. Русская литература в национальной школе: Принцип общности и национального своеобразия литератур народов СССР в процессе преподавания русской литературы. - М., 1981, с. 7.

•у

Хайруллин Р 3 «Научные основы и методика изучения литературы народов России в системе литературного образования учащихся национальных школ». - Дисс. д. п. н. М., 1999, с 118-119. шем исследовании. Более подробно положения отдельных исследований освещаются в соответствующих разделах диссертации. Однако следует заметить, что ученые и методисты в основном ведут речь о национальной школе, до сих пор нет работ, специально рассматривающих специфику преподавания литературы в многонациональных группах таких специфических учебных заведений, как профессиональные училища, лицеи, колледжи и т.п.

Задачи современных московских начальных профессиональных образовательных учреждений с многонациональным составом учащихся — дать такой уровень литературных знаний, который соответствовал бы современным требованиям к общему среднему образованию и общегосударственной задаче — формированию духовной личности, соответствующей идеалам современного гражданина в эпоху переходного периода на рубеже XX - XXI в.в.

Эту трудную задачу духовного развития подростка, получающего профессионально-техническое образование, мы решаем на материале нетрадиционных уроков русской литературы, базирующихся на межпредметных связях и привлечении различных видов искусств. Нетрадиционные уроки литературы, на которых привлекается материал различных видов искусств: музыки, театра, живописи, — создают условия для многостороннего развития учащихся, знакомящихся с шедеврами русского и мирового искусства.

Решение означенной задачи в условиях начального профессионального образования в группах с многонациональным составом наталкивается на следующие противоречия:

- между существующей практикой надэтнического подхода в воспитании в образовательных учреждениях с многонациональным составом учащихся и необходимостью построения учебно-воспитательного процесса на основе диалога культур;

- между традиционными подходами к преподаванию литературы и необходимостью создания новой системы, которая обеспечивала бы возможность эмоционально-образного постижения литературных произведений;

- между существующими авторитарными формами педагогических взаимоотношений преподавателя и учащегося и необходимостью внедрения эмоционально-образных форм как более демократичных в практику начального профессионального образования.

Цель исследования: создание системы изучения русской литературы в учреждениях начального профессионального образования на основе уроков эмоционально-образного типа, способствующей формированию гуманистических идеалов и становлению личности гражданина, обеспечивающей качественное обучение.

Намеченная цель исследования связана с решением конкретных задач:

1. Исследовать пути актуализации общечеловеческого потенциала произведений русской литературы в многонациональных группах профтехучилищ и теоретически обосновать возможности его адекватного восприятия учащимися различной национальности.

2. Изучить возможности этнокультурного образования учащихся профучилищ в процессе реализации принципа диалога культур на уроке русской литературы на основании сравнительно-сопоставительного анализа литературного материала.

3. Выявить художественные произведения в курсе русской литературы, при изучении которых актуализация вопросов межнационального и межкультурного диалога наиболее продуктивна.

4. Определить специфические подходы к использованию на уроке русской литературы в многонациональном классе аудиовизуальных компонентов с целью создания объединяющего учащихся эмоционально-образного фона, атмосферы.

5. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность предлагаемой системы использования в учебном процессе эмоционально-образной формы уроков с целью реализации концепции этнокультурной направленности литературного образования в учреждениях начального профобразования в условиях многокультурного общества.

Объект исследования — процесс преподавания русской литературы в учреждениях начального профессионального образования с многонациональным составом учащихся.

Предмет нашего исследования — использование эмоционально-образных форм уроков литературы как средства совершенствования литературного образования в учреждениях начального профессионального образования с многонациональным составом учащихся.

При отборе материала мы чаще опираемся на литературные произведения одной проблемно-тематической группы - связанной с воссозданием образа женщины-матери. Однако затрагиваются также иные, смежные с обозначенной и даже относительно далекие от нее, темы и проблемы литературы.

Подобным образом обстоит дело и с возрастной спецификой учащихся. В основном мы опираемся на опыт работы в группах профессиональных училищ и лицеев (возраст учащихся 15

18 лет). Но задачи научного анализа и обобщения потребовали привлечения методических наблюдений над работой на иных уровнях среднего общего образования. Неизменно в центре внимания остается многонациональный социальный состав учащихся.

Гипотеза исследования заключается в следующем:

Эмоционально-образные формы уроков литературы в учреждениях начального профессионального образования с многонациональным составом учащихся будут способствовать росту национального самосознания учащихся, закреплению приоритета общечеловеческих ценностей, более качественному, осознанному, творческому освоению русской литературы, если: а) в группах с многонациональным составом учащихся преподаватель воздействует на ум и чувства учащихся при помощи универсальных эстетических средств различных видов искусства; б) создает особую атмосферу эмоционально-образного отношения к литературе и ее восприятия, формируя систему уроков нетрадиционного типа; в) при этом постоянно опирается на общечеловеческий нравственный стержень художественных произведений и образов; г) использует и приучает учащихся применять принцип сопоставления, в том числе сопоставления национальных литератур и культурных явлений; д) последовательно осуществляет принцип этнокультурной направленности литературного образования; е) осознанно и целенаправленно стремится реализовать принцип диалога культур с учетом многонационального состава учебной группы.

Методологической основой диссертационного исследования являются достижения отечественной психолого-педагогической науки, культурологов и методистов (Г.И. Беленького, О.Ю. Богдановой, Т.Ф. Курдюмовой, М.А. Рыбниковой, JI.B. Тодорова, М.В. Черкезовой). Мы опираемся на сформулированные названными и другими учеными принципы: диалога культур, многокультурности российского общества, идеи стержневого, определяющего значении а) русской культуры в гуманитарном воспитательно-образовательном процессе, нацеленном на достижение межнациональной, терпимости и дружбы (труды С.К. Семениной, Г.М. Гогоберидзе) и б) литературы в комплексе гуманитарно-эстетических дисциплин, осваиваемых учащимися (работы Е.Н. Колокольцева, В.Г. Маранцмана).

Для решения задач и достижения цели исследования в работе использованы следующие конкретные методы: теоретические:

- изучение и анализ работ по литературоведению, философии, культурологии, этнографии, этнопедагогике, этнопсихологии, методике преподавания литературы в аспекте исследуемой проблемы;

- анализ существующих программ, учебников и методических пособий по литературе; эмпирические:

- изучение и обобщение собственного педагогического опыта автора и методических подходов других учителей-словесников к исследуемой проблеме;

- наблюдение за учащимися в процессе опытно-экспериментальной работы в классах с многонациональным составом учеников;

- анализ учебной документации;

- анкетирование учителей и учащихся различных учебных заведений Москвы;

- сопоставление данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы и анализ ее результатов.

Основной экспериментальной базой исследования являлись учебные группы 1—2 курсов профессиональных училищ № 28,36, 41, профессиональных лицеев № 320, 343 г. Москвы.

Изучение проблемы проводилось в несколько этапов:

1995 - 1997 гг. — констатирующий эксперимент, осмысление и анализ собственной практики изучения русской литературы в многонациональных учебных коллективах и опыта коллег-преподавателей.

1997 - 2001 год — поисковый эксперимент: изучение теоретических и методических аспектов вопроса о совместном обучении разнонациональных учащихся, определение круга малоизученных проблем. Экспериментальная работа, охватывавшая более 200 учащихся, была нацелена на проверку и подтверждение основных положений рабочей гипотезы. Проводилось анкетирование учителей и учащихся.

В ходе обучающего эксперимента в 2001/2002 и 2002/2003 использовалась система упражнений и заданий, направленных на формирование умения анализировать художественный текст с точки зрения непреложных общечеловеческих ценностей, с учетом аналогий в других литературах, на образно-эмоциональном фоне, создаваемом применением аудио-визуальных средств, проверялась доступность и эффективность использования приемов и методов другими учителями.

На этапе контрольного эксперимента (2003 г.) была проверена эффективность предложенной нами системы.

В 2003 - 2004 году работа была завершена и оформлена.

В диссертации излагаются содержательные аспекты работы на уроках литературы в экспериментальных группах. Статистические итоги, характеризующие результаты экспериментальной работы по теме диссертации, представлены в сводной таблице, приводимой в четвертом параграфе третьей главы.

Научная новизна исследования

1. Разработана и теоретически обоснована методическая система эмоционально-образных уроков по русской литературе в группах с многонациональным составом учащихся, основанная на принципах сопоставления и активизации различных сторон эстетического восприятия с помощью различных органов чувств.

2. Уточнено содержание литературного образования с учетом специфики многонациональных учебных групп и этнопсихологических особенностей учащихся в соответствие с концепцией этно-культурного образования и нового содержания стандарта литературного образования.

3. Обоснован и реализован на практике механизм использования аудио-визуальных компонентов в процессе преподавания литературы с целью создания объединяющей учащихся эмоционально-образной атмосферы.

Теоретическая значимость диссертации

1. Дано психолого-педагогическое обоснование эмоционально-образной форме урока;

2. Расширено представление о системном характере использования аудио-визуальных средств преподавания литературы с учетом национально-культурной специфики учащегося;

3. Разработаны содержание и принципы формирования и использования эмоционально-образных уроков в полиэтнических группах учреждений начального профессионального образования.

Практическая значимость исследования заключается в

1. разработке и осуществлении на практике конкретных, научно обоснованных и экспериментально проверенных методических рекомендаций по использованию эмоционально-образных форм урока в процессе преподавания литературы;

2. реализации отбора содержания литературного образования для учреждений начального профессионального образования с полиэтническим составом учащихся (эмоционально-образные формы уроков по творчеству А.С. Пушкина, поэзии «серебряного века», современной прозе и др.)

3. реализации на практике системы аудио-визуальных компонентов преподавания литературы с учетом национально-культурной специфики учащихся.

Результаты исследования могут быть использованы педагогами средних общеобразовательных школ в процессе изучения русской литературы; учтены методистами при разработке учебно-методических пособий и программ, преподавателями педагогических вузов, а также в системе повышения квалификации работников образования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается

- построением исследования на основе данных отечественной педагогической, дидактической, литературоведческой наук;

- экспериментальной проверкой основных положений работы в ходе осмысления собственной практики и опыта работы значительного числа преподавателей начальных профессиональных # учебных заведений.

Апробация и внедрение результатов исследования

Материалы исследования получили положительную оценку при обсуждении в методическом объединении преподавателей профессионального училища № 41 в 2002 г., использовались и внедрялись автором и его коллегами в учебной практике ряда учебных заведений Москвы (профтехучилищ № 28, 36, 41, профессиональных лицеев № 320, 343 г. Москвы).

Апробация промежуточных результатов исследования про4 водилась также во время участия автора исследования в финале московского городского конкурса «Учитель года - 98».

Основные положения исследования изложены в 6 публикациях.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Эмоционально-образные формы уроков русской литературы развивают духовный мир учащихся, закрепляют те начала их национального самосознания, которые не противопоставляются общероссийскому гражданскому сознанию, а гармонично

4 взаимодействуют с ним в структуре личностного мировоззрения.

Это способствует достижению национальной терпимости, взаимоуважения всех участников социального межкультурного диалога, приобщения их к общечеловеческим гуманитарным ценностям.

2. Задачи обучения и воспитания в учебных коллективах с многонациональным составом учащихся решаются успешнее в том случае, когда изучение русской литературы осознанно ставится в центр гуманитарного блока дисциплин, она рассматривается как наиболее действенный материал для выработки у разнонациональных учащихся чувства единства и близости, когда на уроках литературы закрепляется приоритет общечеловеческих ценностей в структуре мировоззрения молодежи.

3. Одним из наиболее эффективных методических подходов к изучению русской литературы в рассматриваемых условиях является учет этнокультурных особенностей восприятия художественных произведений. При исследовании литературного произведения во взаимосвязях и перекличках с другими литературными явлениями, в том числе инонациональными, формируются представления об общности русской литературы с родной для учащихся и с мировым литературным процессом.

4. Учет и использование различных интерпретаций литературных произведений, образов в старших классах помогает сформировать отношение к сопоставлению как важному аналитическому приему, который способствует лучшему пониманию текста и выявлению его общечеловеческого нравственно-этического начала.

5. В целях более глубокого постижения художественного мира учащимися различных национальностей следует стремиться к полноте раскрытия эмоционально-образного потенциала произведений русской литературы, всеми доступными средствами раскрывать этот потенциал как для русскоязычных учеников, так и для учащихся-билингвов, и тех, кто не считает русский язык вторым родным. Важное значение в виду этих целей приобретает использование в ходе урока русской литературы аудиовизуальных компонентов (иллюстраций, живописи, музыки, кино- и видеоматериалов), способствующих решению воспитательно-образовательных задач урока своими специфическими средствами.

Структура и объем диссертации

В соответствии с изложенной концепцией диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Объем основного текста 171с. Список библиографии -172 наименования.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исторически сложившееся в России сосуществование ее народов в поликультурном пространстве, - пишет Р.З. Хайрул-лин, - требует от ее народов умения создавать и поддерживать бесконфликтные отношения. А это возможно лишь в том случае, если народы, проживающие рядом, уважают традиции, обычаи, культуру (в том числе и литературу) друг друга» (157, 5)

Основы взаимопонимания, как и иных типов отношений между людьми закладываются в детстве. Гуманитарный блок образовательных дисциплин призван в значительной мере привить навыки толерантного мировоззрения подрастающим поколениям. Особенно это важно в социальной ситуации современных мегаполисов, где в тесном контакте сосуществуют представители самых разных народов России и ближнего зарубежья и где пока ощущается некоторое напряжение в межнациональном общении. Изучение литературы, находящейся в центре гуманитарного блока предметов, среди целей в качестве важной должно иметь и воспитание выше названных качеств личности.

Возможность достижения консенсуса основывается на том, что количественные показатели, фиксирующие разную меру, разные уровни присущих объекту качеств, не являются сугубо личностными, а опираются на установленные в данном обществе критерии, которые служат объективированной шкалой в данной социальной общности людей» (72, 105). Задача учителя русской словесности, входящего в многонациональный класс, учитывать эту социокультурную и языковую характеристику аудитории и стараться построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы взаимное уважение представителей различных народов сочеталось с уважением, а по возможности и любовью к русской культуре и литературе, осмысленной как важнейшая часть общероссийской и мировой.

В нашей работе мы попытались конкретизировать задачи, изучить пути и методы работы учителя русской литературы главным образом в многонациональных старших классах средней школы, группах профессиональных училищ. Одним из важнейших факторов формирования квалифицированного читателя, который сможет воспользоваться нравственными и интеллектуальными богатствами, заложенными в русской литературе, является учет преподавателем культурных и психологических особенностей той аудитории, с которой он работает. Восприятие нерусскими учащимися произведений русских писателей, помимо индивидуальных особенностей, содержит в себе элементы субъективизма, обусловленные психическим складом нации, ее культурными традициями, нормами этики и эстетики. Находящимся рядом русским ученикам понять это бывает непросто. Объединить учащихся в процессе чтения и осмысления — одна из задач учителя-предметника.

Опытно-экспериментальная работа, осмысление литературы по теме, собственной и коллективной педагогической практики доказывает, что литературный материал, изучаемый старшеклассниками позволяет при аналитическом рассмотрении постоянно опираться на общечеловеческий нравственный потенциал, который является основанием системы оценок в произведениях русских классиков и лучших писателей XX века.

Одна из важнейших тем, характеризующаяся указанным свойством - тема женщины-матери. Она является сквозной для русской литературы XIX - XX веков, чрезвычайно важной и для многих явлений мировой литературы. Чтобы убедиться в этом, можно вспомнить, кроме упоминавшихся в главах, такие произведения, как "Мать" В. Вересаева; "Мать", "Дочь" А. Серафимовича; "Материнское поле", "Белый пароход", "Буранный полустанок", "Плаха" Айматова, "Мать", "Материнские руки" Э.Межелайтиса, "Берегите матерей" Р. Гамзатова, "Дитте -дитя человеческое" М. Андерсена-Нексе, "Мать", "Колыбельные песни", "Мамаша Кураж и ее дети", "Кавказский меловой круг" Б. Брехта, "Очарованная душа" Р.Ролана, "Мать" К. Чапека, "Баллада о неродившемся ребенке" И. Волькера и др.

Изучение этой темы является полем, где в частности воспитываются навыки диалога, доброжелательной дискуссии, развивается умение и потребность видеть предметы и явления в контексте, постоянном взаимодействии с окружающим миром.

Этнокультурный аспект литературного образования подразумевает сопоставление элементов различных культур в процессе изучения литературы. Сопоставительные методики литературоведческого анализа, как убеждает нас опыт и доказывает проведенный анализ, должны быть основой при изучении русской литературы в многонациональной группе. От сопоставления точек зрения, произведений, героев и проблем здесь обязательно нужно время от времени приходить к сопоставлению произведений русских писателей с книгами представителей иных литератур России. Проблематика, которая позволяет это сделать - периоды и явления российской истории важные для всех населяющих ее народов, те же общечеловеческие вопросы, объединяющие времена и людей. Использование заданий межпредметного характера, реализация принципа диалога культур на уроках литературы вооружение учащихся-билингвов необходимыми аналитическими умениями уравнивает их возможности восприятия русской литературы с русскими учениками, расширяет мировоззренческие горизонты и тех, и других.

Значительное место в системе уроков многонационального класса следует отводить занятиям эмоционально-образного типа. Эмоционально образные элементы урока (в умелом воплощении) выводят учащихся на уровень такого восприятия произведения в целом и отдельных элементов художественного содержания и формы, когда наиболее важным становится не совокупность логических, интеллектуальных положений, исторических фактов, социальных примет, элементов формы произведения, а та неделимая, синкретичная образно-эстетическая сущность, которая и является собственно важнейшим признаком искусства, отличающим его от иных форм познания, отражения и преображения действительности. В таком случае учитель и учащиеся начинают «общаться» на универсальном «языке», суть которого, не отделена от их национальных языков и культурных особенностей, но в то же время в большей степени апеллирует к общечеловеческим представлениям о прекрасном, к тому, что понятно и дорого «без перевода» и комментария людям, разного возраста, национальной принадлежности.

Мы не предлагаем использовать в многонациональном классе неких революционных и абсолютно невиданных методов работы. Естественно, опора должна делаться на давно апробированные, доказавшие свою эффективность приемы. Речь идет об акцентах, нюансах преподавания русской литературы и воспитательной работы с учетом многонационального характера аудитории.

Обретение чувства толерантности, национальной терпимости, самоуважения и признания достоинств иных наций и народов — задача чрезвычайно сложная и важная. Если предложенные методы поэтапного достижения этой цели в процессе преподавания литературы в коллективах с многонациональным составом учащихся будут способствовать этому, то цель нашей работы в значительной мере будет достигнута.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Агаркова, Марина Ивановна, Москва

1. Агости Э. Нация и культура. М., 1963.

2. Айзерман Л.С. На уроке литературы и в зале кинотеатра. М, 1987.

3. Айтматов Ч.Т. Собр. соч. в 3-х т. -М., 1984.

4. Активные методы обучения в системе многоуровневого образования: Сб. научн. трудов. С-Пб., 1995.

5. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и дидактика. М., 1991.384 с.

6. Андреев Ю.А. Взаимодействие художественной литературы с аудиовизуальными видами искусства. // Методологические вопросы науки о литературе. (Сб. научн. трудов под ред. А.С. Буш-мина и A.M. Иезуитова). Л., 1984, с. 147 - 198.

7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М., 1974.

8. Арутюнов Л. Проблемы исследования художественных форм национального сознания.// Национальное и интернациональное в советской литературе. М., 1971. 150 с.

9. И.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985. 192 с.

10. Базен А. Онтология фотообраза. М., 1957.

11. Бацын В.К., Кузьмин М.Н. Национальные проблемы образования в российской Федерации. — М., 1994. 22 с.

12. Барабаш Ю.А. Комплексное изучение искусства. // Актуальные вопросы современного искусствознания. М., 1983, с. 126 — 158.

13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979 г. И.Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе. -М., 1983. 256 с.

14. Белый А. Символизм. М., 1910.

15. Бердяев Н.А. Судьба России. -М, 1990.

16. Ю.Бирюков С. Е. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. М., 1994.

17. Бирюков Ф.И. Художественные открытия Михаила Шолохова. М., 1976.

18. Бирюкова С.К. Учитывать специфику обучения // Русский язык в национальной школе. 1982, № 2, с. 50 52.

19. Блок А.А. Дневники. М., 1981.

20. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников в процессе изучения литературы. Автореф. дисс. д. п. н. М., 1980.

21. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1988.

22. Брагина А.А. Художественное образование в иноязычной среде. // Современное состояние и основные проблемы изучения и преподавания русского языка. М., 1981, с. 151 - 158.

23. Бурвина Э.М. Ассоциативный метод в преподавании музыки. -Автореф. дисс. к. п. н. М., 1990.

24. Бязорти К. К. Профессионально-художественные и фольклорные параллели и национальная специфика искусства. Цхинвали: Иристон, 1983.

25. Ванслов В.В. Что такое искусство. М., 1988.

26. Вербовая М.Н. Изучение теоретико-литературных понятий в старших классах национальной школы. — М., 1995. 144 с.

27. Взаимодействие искусств и задачи изучения художественного творчества // Вопросы литературы. 1964, № 3, с. 6 — 23.

28. Взаимосвязи и взаимодействие национальных литератур. М., 1981.

29. Владимирова Е., Верхолаз Р. Взаимодействие литературы, музыки и живописи в эстетическом воспитании учащихся. // Литература в школе, 1962, №. 2, с. 46 — 51.

30. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. М., 1989.

31. Волков Г.Н. Этнопедагогика. — Чебоксары, 1974.

32. Воронов В. Чингиз Айтматов. Очерк творчества. М., 1976.

33. Воспитание творческого читателя// Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе. Кн. для учителя. М., 1981. 240 с.

34. Вышеславцев Н. Книжная иллюстрация. — «Искусство», 1936, №2, с. 87-99.

35. Газалиева М. Ш. Взаимосвязанное изучение русской и дагестанской литературы в условиях многонациональной школы Дагестана /Культурологический аспект/ Автореф. дисс. к. п. н. -М., 1991.

36. Галеев Б.Д. Содружество чувств и синтез искусств. -М., 1982. 63 с.

37. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х — 1925-го годов в комментариях. М., 1993.

38. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Космо-Психо-Логос. -М., 1995.

39. Гачев Г.Д. Ч. Айтматов и мировая литература. М., 1982.

40. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т.2. -М., 1954.

41. Гей Н.К. Художественная форма и национальные традиции// Проблемы художественной формы социалистического реализма. М. 71.

42. Гогоберидзе Г.М. Этнокультурный аспект литературного образования в национальной школе на материале школ Карачаево-Черкесской республики. Автореф. дисс. д. п. н. -М., 1997.

43. Гоголь Н.В. Скульптура, живопись, музыка. // Собр. соч. в 6 т. Т. 4.-М., 1937, с. 9-15.

44. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М., 1962.

45. Горелов А.Е. Гроза над соловьиным садом: Александр Блок. Л., 1973.

46. Горький М. Собрание соч. в 30-ти томах, т.т. 6, 12, 28, 30.

47. Горький М. Материалы и исследования, t.IY, с. 131.

48. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. Ч. 1. М., 1965. 484 с.

49. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1973.

50. Гуралъник У.А. Идеи и образы литературы на языке других искусств // Русская литература в историко-функциональном освещении.-М., 1979.

51. Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен. М., 1988. 370 с.

52. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. -М., 1994.

53. Давыдов В.В. проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 86.

54. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб., 1996.

55. Десницкий В.А. А.М.Горький. М., 1959.

56. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М., 1962.

57. Дмитриева Н.М. Актуальные проблемы многонациональной современной прозы. Калинин. 1981.

58. Добрынина Н. Черты духовной общности. Русская художественная литература в чтении многонационального советского читателя. -М., 1982.

59. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30-ти т. Л., 1982 - 1986.64. Дубов И.Г.

60. Егорова JI.H. Русская литература в ее связях с жизнью народов СССР. Ставрополь. 1972.

61. Жирмунский В.М. Проблемы сравнительно-исторического изучения литератур // Взаимосвязи и взаимовлияние национальных литератур. М., 1961, с. 52 53.

62. Идашкин Ю. Юрий Бондарев. М., 1987.

63. Изаренков Д.И. Основания полемического общения. Направления развертывания дискуссии // Русский язык за рубежом. 1992, №4, с. 105-110.

64. Ильин Е.Н. Герой нашего урока. М., 1991.

65. Исследование художественных интересов школьника. М., 1974.

66. Кабалевский Б.Д. Воспитание ума и сердца. Книга для учителя. -М., 1984. 206 с.

67. Кант И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного // Соч. Т. 2-М., 1964, с. 125 183.

68. Караулов Ю.Н. Двуязычие и русский язык в СССР (к теории языкового сосуществования) // Русский язык в школе. 1989, № 3, с. 104-109.

69. Кац Б., Тименчик Р. Анна Ахматова и музыка: Исследовательские очерки. JI.,1989.

70. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988.

71. Квитинский Н.М. Картины на занятиях по русскому языку и литературе в национальной школе. — М., 1969.

72. Кисел ев А. К. Сопоставление как прием активизации эмоционального восприятия и интеллектуальной деятельности старшеклассников в литературном образовании. Автореф. дисс. к. п. н. — М, 1989.

73. Клумбите Д.А. Об учете национального эстетического опыта учащихся в процессе изучения русской литературы. // Проблемы литературных взаимосвязей в преподавании русской литературы в национальной школе. М., 1976, с. 38 - 45.

74. Коган М.С. Музыка в мире искусств. — С-Пб., 1996, 233 с.

75. Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. М., 1983.

76. Колокольцев Е.Н. Взаимодействие искусств в школьном изучении литературы. Автореферат дисс. .д.п.н. -М., 1993.

77. Коменский Я.А. Великая дидактика. М., 1980. 311 с.

78. Кон И.С. Психология старшекласника. М., 1982.

79. Котенко Н. Валентин Распутин. М.,1994.

80. Купреянова A.M. Макогоненко Г.П. Национальное своеобразие русской литературы. Л., 76.

81. Курбатов В. Валентин Распутин. -М., 1992.

82. Курдюмова Т.Ф. Принципы изучения литературы в средней школе и пути их реализации/ЯТроблемы преподавания литературы в ср.шк. М. 85, с. 7 18.

83. Лев Толстой и музыка: Хроника. Нотография. Библиография. -М, 1977. 327 с.

84. Лессинг Г.Э. Лаокоон. М., 1968.

85. Линч Ш. Дж. К разрешению спора о двуязычном образовании. // Общество и образование в современном мире. Сб. материалов из зарубежного опыта. Вып. 3. М., ИНПО МО РФ, 1994, с. 35 -37.

86. Липаев А.А. Изучение преподавания русской литературы в национальной школе. -М. 1957. 331 с.

87. Литвинов В. Вокруг Шолохова. М., 1991.

88. Литература и музыка: Статьи. (Под ред. Б.Г. Реизова). Л., 1975. 227 с.

89. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967.

90. Лотман Ю.М. Избр. статьи в 3-х т. Таллин, 1993.

91. Машенко Н.М. Использование музыки на уроках литературы.-М., 1978.

92. Майорова И.Х. Осмысление фактов и явлений литературных связей при изучении русской литературы // Проблемы литературных взаимосвязей в преподавании русской литературы в национальной школе. М., 1976.

93. Максимов Д. Е. Русские поэты начала века: Очерки. Л., 1986.

94. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Метод пособие. Л., 1974.

95. Маранцман В.Г. Интерпретация художественного текста как технология общения с искусством. // Литература в школе. 1998, №8, с. 91-98.

96. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Под ред. Е.Н. Колокольцева. М., 1990, 224 с.

97. Мейлах Б.С. Взаимодействие искусств и задачи изучения художественного творчества//Вопросы литературы, 1964, № 3.

98. Методика преподавания литературы / Под. ред О.Ю.Богдановой и В.Г. Маранцмана. М., 1995.

99. Методика преподавания литературы в национальной школе. Пособие для студентов национальных отделений пединститутов. / Под ред. М.В. Черкезовой и А.Д. Жижиной. — Л., 1984. 311 с.

100. Методика преподавания русской литературы в старших классах национальной школы. Пособие для учмтелей национальных школ союзных республик. Под ред. К.В. Мальцевой и И.Е. Каплана. Л., 1979.198 с.

101. Минакова А. Поэтический космос М.А.Шолохова. М., 1992.

102. Мирецкая В.Г. Совершенствование восприятия художественного образа подростками на уроках музыки и литературы. Ав-тореф. дисс. к. п. н. -М., 1984.

103. Мифы народов мира. В 2-х т. М., 1991.

104. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

105. Муратова К.Д. Горький на Капри Л., 1971.

106. Муратова К.Д. Сказки об Италии // М.Горький. Материалы и исследования т. IV. М-Л, 1951.

107. Мухаметшина Р.Ф. Изучение лирики поэтов-символистов в национальных школах Республики Татарстан. Автореф. дисс. к. п. н. Казань, 1997.

108. Народы России. Энциклопедия. — М., 1994.

109. Нартов К.М. Взаимосвязи отечественной и зарубежной литературы в школьном курсе. -М., 1986, 191 с.

110. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. — М., 1972.

111. Орлов В.Н. Гамаюн: Жизнь А. Блока. JI., 1980.

112. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев, 1975. 199 с.

113. Палиевский П. Шолохов и Булгаков. М., 1999.

114. Платунова Р.К. Развитие кинематографической культуры учителя в процессе повышения квалификации. Автореф. дисс. к. п. н.-С-Пб., 1995.

115. Подобедова О.И. О природе книжной иллюстрации. М.,1973.

116. Проблемы литературных взаимосвязей в преподавании русской литературы в национальной школе. М., 1976.

117. Пушкин А.С. Собрание сочинений. В 10-ти томах. — М.,1974.

118. Пьяных М.Ф. Слушайте революцию: Поэзия Александра Блока советской эпохи. М., 1980.

119. Пьяных М.Ф. Поэма А.А. Блока «Двенадцать». Комментарии.-М., 1973.

120. Распутин В.Г. Иркутск с нами // Сов. культура. 1979. 14 сентября.

121. Распутин В.Г. Прежде всего воспитание чувств // Лит. газ. 1980. 26 марта.

122. Распутин В.Г. Путь спасения // Лит. Россия. 1995. 10 февраля.

123. Распутин В.Г. Собр.соч. в 3-т. М., 1994.

124. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.

125. Роль национального языка и культуры в формировании личности. Нальчик. 1993.

126. Ромм М. Литература и кино. // Вопросы кинодраматургии. -М., 1954.

127. Русина Н.С. Совершенствование преподавания русской литературы в национальной школе путем привлечения различных видов искусства. —М., 1988.

128. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. -М., 1985.

129. Рытхэу Ю.С. Избранное. Т. 1 2. - Л., 1981.

130. Свирина Н.М. Культурный контекст на уроках литературы. -С-Пб. 1999.

131. Свирина Н.М. Музыка как средство образной конкретизации и образного обобщения на уроках литературы в 10 классе. Автореф. дисс. к. п. н. С-Пб., 1993.

132. Свое чужое в контексте культуры нового времени. Сб. статей. -М., 1996.

133. Семенина С.К. Координация и интеграция в преподавании русской и осетинской литературы на основе диалога культур в национальной (осетинской) школе. Дисс. . д. п. н. -М., 1999.

134. Сигов В.К. Русская идея В.М. Шукшина. М., 1999. 302 с.

135. Славянская мифология. М., 1995.

136. Соболев Н.А. Методика сравнительного анализа художественных произведений в старших классах средней школы. Авто-реф. дисс. к. п. н. —М, 1989.

137. Соколов Н.М. Изучение литературного произведения в школе. M.-JL, 1928.

138. Соловьев Б.И. Поэт и его подвиг: Творческий путь А. Блока.-М., 1984.

139. Соловьев B.C. Соч. в 2-т. М., 1989.

140. Станчек Н.А. Изучение лирики и поэм В.В. Маяковского в школе (в десятом классе). JI., 1972.

141. Старкова З.С. Содружество искусств на уроках литературы: Из опыта работы: Книга для учителя. М., 1985. 160 с.

142. Судьбы русских поэтов серебряного века. М., 1993.

143. Тодоров JI.B. Методика изучения поэтических произведений на уроках русской литературы в национальных школах РСФСР. Автореферат дисс. д. п. н. М., 1988.

144. Турков A.M. Александр Блок. М., 1981.

145. Финченко Е.А. Установление внутренних связей между предметами художественно-гуманитарного цикла (литературой и музыкой) в общей школе. Владимир, 1990. 85 с.

146. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительном произведении. -М., 1993.

147. Хайруллин Р.З. Литература народов России. Под ред. К.М. Нартова. Уч. пособие. -М., 1995. 165 с.

148. Хайруллин Р.З. «Научные основы и методика изучения литературы народов России в системе литературного образования учащихся национальных школ». — Дисс. . д. п. н. М., 1999.

149. Хайруллин Р.З. Теория и методика изучения литературы народов России в школе. М., 1999. 215 с.

150. Хватов А. Художественный мир Шолохова. М., 1978.

151. Хьетсо Г., Густавсон С. и др. Кто написал «Тихий Дон»? -М., 1989.

152. Чапко Е.Е. Научные основы единого литературного образования в условиях близкородственного билингвизма. Автореф. дисс. к. п. н. - М., 1990.

153. Чарный М. Ушедшие годы. М, 1967.

154. Черкезова М.В. Методика преподавания русской литературы в национальной школе. Л., 1984.

155. Черкезова М.В. Русская литература в национальной школе: Принцип общности и национального своеобразия литератур народов СССР в процессе преподавания русской литературы. М.,1981.

156. Шагалов А.А. Василь Быков. Повести о войне. М., 1989.

157. Шейман Л.А. Основы методики преподавания русской литературы в киргизской школе. Фрунзе, ч. 1, 1981, 238 е., ч. 2,1982, 214 с.

158. Шолохов М.А. Собр. соч. в 8-т. М., 1986.

159. Шпрыгов Ю.М. Ю. Рытхэу. Магадан, 1979.

160. Шукшин В.М. Собрание сочинений в 6-ти т. М., 1998.

161. Языковые права этнических меньшинств в сфере образования. (Сб. материалов) ИНПО МО РФ. -М., 1994.

162. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. — М., 1964.

163. Якушина Л. С. Использование экранных и звуковых средств на уроках литературы (5-7 классы): Учебное пособие. М., 1985.