автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогическое и этнокультурное взаимодействие микросоциумов якутского телбэ (села) в воспитании детей
- Автор научной работы
- Чехордуна, Екатерина Петровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Якутск
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Чехордуна, Екатерина Петровна, 1998 год
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЯКУТСКОГО ТЁЛБЭ.12
1.1. Роль народной педагогики в воспитании детей якутского тёлбэ.12
1.2. Социально-педагогическая характеристика социума тёлбэ.27
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСОЦИУМОВ ТЁЛБЭ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.61
2.1. Взаимоотношения, существующие между микросоциумами тёлбэ.62
2.2. Пути и способы педагогического и этнокультурного взаимодействия.75
ГЛАВА III. СЕМЬЯ -- ОСНОВНОЙ ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МИКРОСОЦИУМОВ ТЁЛБЭ.92
Э.1. Психолого-педагогические основы воспитания детей по этническим возрастным периодам народной педагогики саха.92
3.2. Использование досуга семьи в воспитании детей.!06
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогическое и этнокультурное взаимодействие микросоциумов якутского телбэ (села) в воспитании детей"
В настоящее время в нашем обществе происходят глубокие общественно-политические, социально-экономические изменения. Усложняются социально-политическая структура общества и положение человека в этой жизненной ситуации.
Нестабильное положение в социально-экономической сфере создает определенные трудности, связанные с деформацией духовно-нравственных устоев общества, в том числе, и в области воспитания и обучения детей.
В этих условиях особую значимость приобретают взаимодействие и сотрудничество всех социальных институтов для более эффективного решения в социуме трудовых, досуговых и других видов деятельности детей, молодежи и взрослых, как фактора социализации подрастающего поколения. Микросоциумы, где воспитывается ребенок (семья-детский сад-школа-жители тёлбэ1 -природа), взаимосвязаны, влияют друг на друга. И это вполне естественно.
В условиях обновления системы образования как в России, так и национально-региональных систем образования в суверенных республиках в составе Российской Федерации процесс реализации Концепции обновления и развития национальных школ Республики Саха (Якутия) приобретает особую актуальность, в том числе и недостаточно разработанная проблема педагогического и
1 Тёлбэ -- отдельная местность, участок, где проживают люди, имеющие хозяйственную, социально-экономическую, духовно-культурную и даже родственную общн'остъ. Другими словами, под тёябэ якуты понимают участок, село, деревню. (См. об этом: Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. СПб-Л, 1959; Кратеий словарь якутского языка. - Якутск, 1994.-C.203; Корнилова А.Г. //Наслежно-улусное социальное воспитание. -М., 1997.-С.17; Данилов Д.А. Исходные позиции к моделированию наслежно-улусного социального воспитания/Яам жс.-С. 12.) этнокультурного взаимодействия микросоциумов якутского тёлбэ в воспитании детей.
В настоящее время в Республике Саха функционируют 693 общеобразовательные школы, из них 495 - сельских. Несмотря на то, что большинство якутских школ являются сельскими, исследования о взаимодействии и роли социумов в воспитании и развитии якутских детей, в основном, ведутся без учета специфики сельского тёлбэ. Решение данной проблемы положительно скажется на практику воспитания и развития детей в условиях якутского сельского социума.
Степень разработанности темы. На современном этапе в различных странах мира идет процесс преобразования традиционных школ в открытые, где школа ищет пути интеграции социально-педагогических проблем в единстве мира, человека и природы. В частности, это - общинные школы США, Вальдорфская и холистическая школы (Германия), ноосферная школа (Россия), японская система «морального воспитания» и др.
Проблемой гуманизма, защиты духовно-нравственных основ жизни и деятельности человека занимаются многие зарубежные ученые. Так, профессор В.Брецинка (Германия), в качестве одного из средств выхода из создавшегося духовного кризиса, предложил формирование реалистической картины мира, объективной концепции человека и его воспитания, т.е. воспитания жизнестойкости с опорой на собственные силы, нравственные позиции и концентрации усилий на самом существенном, позитивном; отказ от всего негативного в мыслях и делах. Известный психолог П.Лаустер (Германия) раскрывает новые пути творческого развития личности и его внутренней свободы (средства освобождения личности от подчинения воле других, ложных авторитетов, эмоциональных блокировок и т.д.). В.Чинаках, Я.Лефстедт (Швеция), Г.Вайлер (США) при разработке содержания школьного образования предлагают учитывать тесные взаимоотношения между школой и другими общественными ф организациями, людьми, деятельность которых имеет отношение к тем или иным областям компетенции.
Многие идеи и положения социально-педагогического наследия 20-30 годов (Блонский П.П., Иорданский Н.Н., Калашников А.Г., Крупская Н.К., Макаренко А.С., Рыбников Н.А., Шацкий С.Т., Шуберт A.M., Шульгин В.Н. и др.) не потеряли своей актуальности и сегодня.
Значительный вклад в разработку проблемы воспитания V личности ребенка внесли ученые-педагоги и психологи-практики по различным направлениям: а) возрастная психология и педагогика -Божович Л.И., Выготский Л.С., Давыдов В.В., Дьяченко М.И., Фельдштейн Д.И., Эльконин Д.Б. и др.; б) формирование личности ребенка - Ильин B.C., Караковский В.А., Лихачев Б.Т., Мудрик А.В., Сухомлинский В.А., Филонов Г.Н. и др.; в) педагогика сотрудничества - Амонашвили Ш.А.; г) комплексный подход к воспитанию -Бабанский Ю.К., Поташник М.М.; д) самосознание, самоопределение ребенка - Глазунова О.И., Иванов И.П., Петровский А.В., Столин В.В., Щедровицкий П.Г. и др.
Изучению вопросов воспитания в семье, взаимосвязи семьи и общества, взаимодействия семьи и школы, социальной работы с семьей посвящены исследования ученых-обществоведов, ученых-педагогов: Азарова Ю.П., Бочаровой В.Г., Буевой Л.П., Волкова Г.Н., Гашимова А.Г., Гурова В.И., Меликяна Г.Г., Никитиных Б.Н. и Л.А., Смирновой
Г.Л., Сысенко В.А., Ханбикова Я.И., Харчева А.Г., Щербича Л.И., Яркиной Т.В. и др.
Вопросы семейного воспитания в свете проблемы развития народной педагогики и этнопсихологии освещены в трудах
Афанасьева В.Ф., Винокуровой У.А., Оконешниковой А.П., Попова Б.Н., Портнягина И.С., Уткина К.Д. и др.
Многие аспекты взаимодействия школы и социума, личности ребенка и школы рассмотрены Даниловым Д.А., Корниловой А.Г., Неустроевым Н.Д., Шамаевой А.П. и др.
В работах Е.П. Жиркова, Р.Е.Тимофеевой и др. нашли отражение общие вопросы воспитания и развития личности ребенка в свете Концепции обновления и развития национально-региональной системы образования Республики Саха (Якутия).
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы по нашим концептуальным положениям определили тему данного исследования «Педагогическое и этнокультурное взаимодействие микросоциумов якутского тёлбэ в воспитании детей».
Объект исследования - взаимодействие семьи-детского сада-школы-государственных учреждений и общественных организаций якутского тёлбэ в воспитании и развитии ребенка. I
Предмет исследования - педагогическое и этнокультурное взаимодействие микросоциумов якутского тёлбэ в воспитании и общем развитии сельских детей.
Цель исследования - разработка и научное обоснование эффективности педагогического и этнокультурного взаимодействия микросоциумов якутского тёлбэ в воспитании и общем развитии сельских детей.
Основные задачи исследования:
- изучить и анализировать социально-философскую, историко-этнографическую, психолого-педагогическую литературу по теме диссертации;
- выявить социально-педагогические особенности воспитания личности ребенка в условиях воздействия различных воспитательных факторов микросоциума якутского тёлбэ;
- разработать оптимальные пути и способы педагогического и этнокультурного взаимодействия микросоциумов в условиях села Республики Саха (Якутия);
- дать научно-практическое обоснование организационно-педагогического обеспечения процесса воспитания детей по возрастным периодам.
Гипотеза исследования. Внедрение в жизнь идеи педагогического и этнокультурного взаимодействия микросоциумов якутского тёлбэ может способствовать: а) осознанию родителями социально-педагогической поддержки социокультурного окружения; б) развитию у детей чувства собственного достоинства и социальной зрелости (жизненная стойкость, творческий склад ума, инициативность, предприимчивость, конкурентноспособность на рынке труда и др.); в) развитию и укреплению у общественности тёлбэ твердой уверенности в деле воспитания детей на основе сотрудничества с родительскими и педагогическими микросоциуами.
Методологической основой исследования послужили:
- положения материалистической философии об единстве теории и практики, о сущности явлений и факторов, имеющих место в общественных и педагогических процессах; общей педагогики и психологии о целостном процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка;
- диалектический подход к взаимосвязям и взаимодействиям всех явлений и факторов внешнего и внутреннего характера по проблеме;
- идеи, заложенные в Концепции обновления и развития национальной школы Республики Саха (Якутия).
Методы исследования: а) анализ педагогической, социально-психологической, социально-философской, историко-этнографической отечественной и зарубежной литературы по теме исследования; б) изучение и обобщение передового опыта семейного воспитания, работы детских учреждений; в) констатирующий и формирующий эксперименты; г) беседа с учителями, родителями, учениками, представителями общественности; д) опрос, анкетирование, интервью; е) хронометраж членов семьи; ж) модели микросоциумов тёлбэ; з) изучение школьной документации.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в Тыарасинской средней школе Таттинского улуса Республики Саха (Якутия). В исследовательской работе участвовали учителя, учащиеся, воспитатели детского сада, социальные педагоги, психологи, работники государственных учреждений и общественных организаций.
Основные этапы исследования:
I этап - подготовительный (1992-94 гг). Изучение социально-философской, психолого-педагогической, историко-этнографической литературы; опыта работы по возрождению культуры народа саха, воспитательной деятельности на основе нового педагогического мышления; выделение поля этнокультурного и педагогического взаимодействия микросоциумов тёлбэ; определение потенциальных возможностей их функционирования и развития; разработка системы взаимодействия микросоциумов тёлбэ.
II этап - организующий (1994-95гг). Проектирование содержания этнокультурных и педагогических взаимодействий: а) сбор и обобщение информации об инновационном потенциале микросоциумов тёлбэ; б) разработка программ школьно-внешкольной образовательно-воспитательной работы; в) создание творческих групп для совместной деятельности (социальный педагог-руководитель+отец и мать-координаторы+учитель+представитель организации).
III этап - формирующий (1995-97 гг). Опытно
• экспериментальная проверка проектных разработок:
1. Внедрение единой системы педагогических и этнокультурных взаимодействий микросоциумов тёлбэ: «Семья+детский сад+шко-ла+общественность» по разработанным программам.
2. Формирование у организаторов (микросоциум школы) необходимого для реализации инновационного процесса - научно-методического потенциала и социально-педагогического опыта.
IV этап - завершающий (1997-98 гг). Обобщение и распрос транение результатов исследования по организации педагогических и этнокультурных взаимодействий в условиях села.
Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования обеспечены современными положениями фундаментальных исследований в области педагогики, психологии, социологии; комплексным подходом к проблеме социального воспитания детей; сопоставлением полученных результатов с массовой практикой социального воспитания в условиях якутского тёлбэ.
Научная новизна и теоретическая значимость работы. В исследовании разработаны: новые подходы педагогических и этнокультурных основ взаимодействия микросоциумов якутского тёлбэ; система целостного подхода к воспитательному процессу на основе совместной деятельности государственных учреждений, общественных организаций, семьи, детского сада, школы.
Практическая значимость. Показаны пути взаимодействия микросоциумов якутского тёлбэ в системе педагогических и этнокультурных отношений, особенности работы социального педагога в условиях тёлбэ; конкретизированы содержание, формы и методы воспитательной работы по возрастным этапам развития личности сельского ребенка.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Единство целей и задач во взаимодействии микросоциумов на педагогической и этнокультурной основе способствует их сплоченности, формированию гуманистических отношений, духовно-нравственных норм; оздоровлению социальной среды якутского тёлбэ.
2. Структура, содержание и методы педагогических и этнокультурных взаимодействий микросоциумов, как целостная система воспитательного процесса в условиях якутского тёлбэ.
3. Этнические возрастные ступени развития личности ребенка на основе народной педагогики саха.
4. Модель «Семья-детский сад-школа-общественносгь» обеспечивает конкретизацию функциональной деятельности каждого и из микросоциумов в виде технологического процесса воспитания детей в условиях якутского тёлбэ.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем диссертации 169 страниц, приложения на 33 страницах. В списке литературы - 116 источников.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по главе Ш.
1. Семья-детский сад-школа-госучреждения-хозяйства-общесгвенные организации тёлбэ -- это целостная система непрерывного процесса взаимодействия микросоциумов и взаимоотношения людей. В этих условиях села организация психолого-педагогической помощи родителям и детям после летне-осеннего сезона будет рациональной и плодотворной. Дело в том, что с июня по сентябрь семьи заняты весенне-летними сезонными работами. В это время идет процесс активной совместной производственной деятельности взрослых и детей по заготовке кормов для скота, подготовке хозяйства к зиме, уборке урожая, сбору ягод и т.д.
2. Поиск новых форм и методов воспитания и распространение лучшего опыта являются актуальной проблемой в разработке психолого-педагогических основ воспитания детей в условиях тёлбэ: традиционная духовная и материальная культура, этническая возрастная периодизация народной педагогики саха, зарождение у родителей и детей интереса и творческого подхода к новым традициям, формирование социально-этнических норм поведения с высокой культурой межличностного общения на основе учения Айыы.
3. Педагогизация родителей должна опираться на добрые народные традиции тёлбэ, на положительном личном примере родителей и семей, на лучшем опыте взаимодействия микросоциумов тёлбэ, где семья выступает как ведущий компонент в целостной системе воспитания детей в условиях села; на организацию совокупности форм и средств педагогического просвещения населения, наиболее адекватных в условиях небольшого села (работа творческих групп).
4. Исследование свободного времени в семье следует проводить несколько раз в год с учетом смены времен года. Только в этом случае раскрывается настоящее содержание работ; формы, методы и приемы народной педагогики в сочетании с научной педагогикой для эффективного использования их в условиях тёлбэ.
Заключение.
В итоге проведенного исследования выдвинутая нами гипотеза подтверждается. В настоящее время происходят непрерывные целенаправленные изменения во взаимодействии микросоциумов тё лбэ. Нами получены следующие результаты:
1. Определено, что модель «Семья; детский сад, школа, общественность» тёлбэ является основой для педагогизации, педагогического и этнокультурного взаимодействия микросоциумов, которые способствуют формированию нравственно-этнических норм, национального самосознания.
2. Подтвердилось, что оптимальной формой воспитательной работы по системе взаимодействия является создание постоянно действующих, но меняющихся по составу творческих групп. Творческая группа выполняет организаторскую, объединяющую функцию. Определены содержание, основные направления и положения деятельности творческих групп.
3. Доказана эффективность таких предлагаемых диссертантом форм и методов работы по взаимодействию микросоциумов тё лбэ, как: педагогизация деятельности родителей и всех работников социальных институтов села, просветительская работа (местная телестудия, родительская школа, психолого-педагогические консультации, различные собеседования); педагогическая диагностика и мониторинг; хронометраж, анкетирование; педагогическое наблюдение, анализы по итогам исследования, опытно-экспериментальной работы.
4. Обеспечена интеграция трех групп методов: а) изучения (анализы литературы и документов, результатов деятельности; беседа, анкетирование, опрос и т.д.); б) воспитания (убеждение, наставление и личный пример старших, советы, благословения и др.); в) обучения (конкурсы, выставки, конференции, национальные игры и т.д.).
5. Обосновано положение о том, что процесс воспитательной работы эффективно организовать по шести этническим возрастным ступеням развития личности ребенка при педагогизации и социализации жизни якутского тёлбэ.
6. На основе изучения и анализа философских мировоззрений народа саха, историко-этнографических материалов, научной и народной педагогики вырабатывается система взаимодействий микросоциумов в воспитании детей в условиях якутского тёлбэ. Данная система приобретает особую значимость в~ связи с изменениями социально-экономических отношений в обществе, которые обнажают, обостряют, углубляют духовно-нравственные проблемы в сельском социуме, как наиболее уязвимой категории общества. Характерная особенность системы взаимодействий микросоциумов заключается в ее содержании, которое обусловлено национально-региональным компонентом якутского социума, укладом жизни села.
Проведенное исследование не решает всех проблем, связанных с педагогическими и этнокультурными взаимодействиями микросоциумов якутского тёлбэ, но позволяют высказать следующие практические предложения по их совершенствованию:
- для проведения систематической планомерной работы между микросоциумами тёлбэ необходима совместная творческая деятельность социального педагога, семейного психолога и других специалистов (валеолог, правовед, аниматор и др.); для педагогизации деятельности родителей и общественности тёлбэ целесообразны наиболее доступные и современные формы работы: телестудия, родительский лекторий, индивидуальные и семейные психолого-педагогические консультации, консультации по вопросам медицины, правоведения и т.д.;
- организовать в педагогических учебных заведениях и учреждениях спецсеминары и курсы по проблеме взаимодействия микросоциумов в условиях села; выпуск методических материалов из опыта работы в этом направлении;
- приобщать родителей и других жителей тёлбэ к национальной культуре, обычаям, традициям народа; обеспечивать их необходимой литературой на научно-педагогической основе.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились в течение всего периода опытно-экспериментальной работы - с 1992 по 1998 годы. По результатам исследования автор выступала на республиканских, зонально-региональных научно-практических конференциях: «Опытно-экспериментальная работа: поиски, находки, решения». - Якутск, 1996; «Добрые традиции родства», с. Кыйы Таттинского улуса, 1997; «Организация социально-педагогической работы в якутском тёлбэ». - Якутск, 1997; «Семья и социум: проблемы и перспективы». - Якутск - с. Павловск Мегино-Кангаласского улуса, 1998; на улусных семинарах в 1994-98 гг.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Программа в детском саду и школе по национальной культуре //Материалы семинара-совещания об обновленных учебных программах якутской школы. Сб. статей ИПКРО. - Якутск, 1991. - 6 с.
2. Зовущие тропы /Книга для чтения по национальной культуре/. -Якутск, 1993. - 7, 9 пл.
3. Исследование взаимоотношений в системе: семья-детский сад-школа-тёлбэ и поиск оптимальной модели каждой микросреды. //Опытно-экспериментальная работа: поиски, находки, решения. Сб. статей ИПКЮ. -Якутск, 1996. -С. 18-22.
4. Значение развития лучшей традиции народа. //Народное образование Якутии. - Якутск, 1997. №4. -С.99-100.
5. Родной язык -- основа обучения детей. /Сборник докладов и материалов Международной конференции. - Якутск, 1993. -С.151-153.
6. Использование олонхо в воспитании школьников, /Яам же. -С.227-228.
7. Взаимоотношение микросоциумов тёлбэ. //Воспитание и развитие ребенка в сельской местности на современном этапе. Сб. статей. - Якутск, 1997. - С.4-29, 39-45.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Чехордуна, Екатерина Петровна, Якутск
1. Азаров Ю.П. Педагогика семейных отношений. -М.: Знание, 1997, ч. 2 96 с.
2. Амгаджиева З.М. Семья как субъект общественной жизнедеятельности. Дисс. канд. фил.наук. М., 1986.
3. Амонашвили Ш.А. Педагогика сотрудничества момент истины. //Семья и школа. - 1988. - №9 - С. 1.
4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990. - 500 с.
5. Антонова Р.Я. Воспитание детей. Идеи и опыт народной педагогики. Якутск: ИИФ, 1995.
6. Антонова Т., Сироткина Н., Тихонова Л. Разные социотипы -разные стили. //Директор школы. 1996. - №5 - С. 14-20.
7. Аргунов И.А. Социальное развитие якутского народа: историко-социологические исследования образа жизни.-- Новосибирск: Наука, 1985.-320 с.
8. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутск: Кн. изд-во, 1966. -344 с.
9. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Кн. из-во, 1979.
10. Афанасьев Л.А. Учение Айыы. Якутск: Ситим, 1993. - 183 с.
11. Барашкова А.С., Винокурова Т.З. Современная семья в Республике Саха (Якутия). /Якутия/. Якутск, 1994 г.
12. Божедонова А.Н. От семейных ценностей к общечеловеческим. //Народное образование Якутии. 1992. - №2. -С. 17-18.
13. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Москва-Воронеж, 1995. - 149 с.
14. Бойко В.В. Молодежная семья (социально-педагогическое исследование). М., 1980. -231 с.
15. Бочарова В.Г. Личность, семья, община. //Соц. работа. -1992. -№1. -С.3-9.
16. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.-185 с.
17. Брагина Д.П. Современные этнические процессы в Центральной Якутии. Якутск: Кн. изд-во, 1986. - 120 с.
18. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1988.- 180 с.
19. Бурхинов Д.М., Молопов Б.Ш. Вопросы этнопедагогики в школе. -Улан-Удэ: Бэлиг, 1994. 46 с.
20. Бурхинов Д.М., Сабсаева Е.Б. Школа на пути возрождения. 1996.
21. Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ: Бэлиг, 1993.- 134 с.
22. Бухвалов В.А. Начальный курс педагогики сотрудничества. Пособие. Рига, 4-1996. 220 с.
23. Венгер А.Л., Десятникова Ю.М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям. //Вопросы психологии. 1995. - №1. - С.25.
24. Винокурова У.В. Сказ о народе саха. Якутск: Бичик, 1994. - 142 с.
25. Влияние взаимоотношений родителей и-детей на воспитанность младших школьников. Метод, указание по спецкурсу. /Сост. А.Н.Яковлева. -Якутск, 1993.
26. Волков Г.Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы. /Национальная школа: Концепция и технология. М.: Просвещение, 1993.-45-51 с.
27. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М., Новая школа. -1994.77 с.
28. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. М.: Знание, 1981. - 95 с.
29. Выготский Л.С. Собранные сочинения. Т.4. М., 1984. - 432 с.
30. Гуров В.Н. Опыт социальной работы в Ставропольском крае. //Педагогика. 1997, №1. С. 43-46.
31. Гурова Г., Иванова Т. Семья и школа: грани сотрудничества. // Народное образование. 1987. - №3. - С. 104-112.
32. Гурьянова М. Сельская семья и ее проблемы. //Соц. работа. 1994. -№1. -С.42-44.
33. Данилов Д.А. Народная педагогика основа развития науки и воспитания. //Народное образование Якутии - 1993. -№1. -С.32.
34. Данилов Д.А. Сельская школа Якутии. /Организационно-педагогическое обеспечение. Якутск, 1995. - 46 с.
35. Диагностика результатов деятельности сельской школы-комплекса в условиях нового содержания образования с национально-региональным компонентом. /Сб. статей. Якутск, 1995. - 88 с.
36. Дреслер А. Защита прав коренного населения. Учебное пособие. -Вашингтон-Москва, 1996. 57 с.
37. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. -М., 1992. -239 с.
38. Жирков Е.П. Методология и технология обновления содержания образования в национальной школе. Якутск, 1993. - 141 с.
39. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М., 1997.
40. Иванов О.И. Семья, общество и социализация индивида (Семья как объект философского и социологического исследования). Л., 1974.
41. Иванова Н., Кузнецова М. Вхождение в новый возраст и в новые отношения. //Директор школы. 1997, №3. -С.35-38.
42. Из истоков народной педагогики якутов. /Под ред. П.П.Борисова. Якутск, 1992. -122 с.
43. Ильчиков М.З., Смирнов Б.А. Социология воспитания. М., 1996. -114 с.
44. Кабьпца А.В. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995.
45. Караковский В. Коллектив и личность. //Семья и школа. 1988. -№4.-С.1.
46. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука. - 1988.
47. Корнилова А.Г. Педагогика социальной работы в сельской среде. -Москва-Якутск, 1997. 143 с.
48. Корчак Я. Как любить детей. М.: Знание, 1991. -191 с.
49. Краткий справочник по педагогической технологии. М., 1997.
50. Краткий толковый словарь якутского языка. /Под ред. П.С.Афанасьева. Якутск, 1994. - 264 с.
51. Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск, 1979. -484 с.
52. Кулаковский А.Е. Письмо якутской интеллигенции. Якутск, 1992.
53. Культурное взаимодействие народов Республики Саха: история и современность. /С67 научных трудов. Якутск, 1995.
54. Лейтес Н. Возрастная одаренность. //Семья и школа.-1990. №№3-12.
55. Мюр С.Е. Революционер за полярным кругом. -М., 1925.
56. Липский И. Социальная педагогика: Опыт моделирования и прогнозирования развития. //Соц. работа. -1995. №1. - С.53-58.
57. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 1995.
58. Львов Л.А. Образ жизни и долголетие в Якутии. Якутск: Кн. изд., 1974.- 137 с.
59. Макаров Д.С. Народная мудрость: знания и представления. -Якутск: Кн. изд., 1983. 120 с.
60. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Просвещение, 1969. -359 с.
61. Маркарьян Э.С. Культура жизнеобеспечения и этнос. Опыт этнокультурного исследования. Ереван, 1938. - 319 с.
62. Материалы научно-практической конференции (Опытно-экспериментальная работа: поиски, находки, решения). Якутск, 1996. 77 с.
63. Мельникова Н.М. Особенности общения старшеклассников. //Народное образование Якутии. 1993. №1 - С. 64-66.
64. Методы системного педагогического исследования. /Под ред. П.В.Кузьмина, С.Л.Григорьева. Якутск: ЯГУ, 1980.
65. Мординов А.Е. Воспитание высокоразвитой личности главная цель национальной школы. /Национальная школа: концепция и технология. - М.: Просвещенеие, 1993. - С. 133-135.
66. Мудрик А.В. Общение как фоктор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. - 112 с.
67. Мукаева О.Н. Мудрость и духовность народной педагогики. Элиста, 1977.
68. Наслежно-улусное социальное воспитание. Части I и II. Москва, 1977.
69. Национальные школы Якутии: проблемы, поиски, решения. Сб. статей. /Под ред. К.Ф.Федотова, П.П.Борисова, Л.Н.Кейметиновой. -Якутск, 1994. 103 с.
70. Неустроев Н.Д. Специфика деятельности сельских малокомплектных школ на Крайнем Севере. Якутск, 1990.
71. Неустроев Н.Д., Саввинов Т.Т. Сельская учебно-производственная школа-комплекс как вариант системы обучения. Якутск, 1995. 112 с.
72. Новикова Л.И. Школа и среда. М.: Знание, 1985. 80 с.
73. Новлянская 3. Позиция сотрудничества. //Семья и школа. 1988. -№4. - С.54.
74. Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Пермь, 1996.
75. Оконешникова А.П. Развитие у ребенка способности и таланта. -Якутск: Кн. изд. 1978. 104 с.
76. Оконешникова А.П. Темперамент и характер подростка. -Якутск: Кн. изд., 1976. 84 с.
77. Организация объединенных наций. Права человека и работа в социальной сфере. -Нью-Йорк и Женева, 1995.- С.6.
78. Педагогика. /Учебное пособие. Под ред. Пидкасистого П.И. М., 1996.
79. Педагогические традиции народов и современная школа (Школа и национальное согласие). Казань, 1996. - 121 с.
80. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. СПб-Л., 1959.
81. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. - 255 с.
82. Петровский В.А. Личность в психологии; Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 509 с.
83. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация. /Словарь-справочник. М., 1995.
84. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М.: Новая школа, 1996.- 159 с.
85. Поляков С.Д. Диагностика воспитания: версии для внутреннего и внешнего использования. //Директор школы. 1997. №2-19. С. 18-25.
86. Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое инасгоящее. Якутск, 1993.
87. Попов Б.Н. Изменение семьи и народов Якутии. Якутск, 1994.
88. Попов Г.Г. Система якутских обычаев. Якутск, 1993. - 43 с.
89. Портнягин И.С. Этнопедагогическое учение Айыы. Школа «Кут-сюр». Якутск, 1994. - 74 с.
90. Проблемы прогнозирования развития образования Республики Саха (Якутия). Якутск, 1993.
91. Программа по народной педагогике. Якутск, 1995. - 24 с.
92. Прозументова Г.Н. Определение цели воспитания в педагогике: новый подход. //Образование в Сибири. 1995. -№1. С.43-48.
93. Романова М.Н. Организационно-педагогические условия развития исследовательской деятельности учителя инновационной школы. Дисс. канд. пед. наук. -Якутск, 1997.
94. Сборник программ по воспитательной работе в семье и образовательных учреждениях. Якутск, 1996.
95. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнопедагогического исследования. СПб., 1896.
96. Советский энциклопедический словарь. М., 1983.
97. Степанов П.А. Педагогические условия совершенствования трудовой политехнической подготовки сельских школьников. Автореферат дисс. канд.пед. наук. Якутск, 1997.
98. Теория и рпактика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. /Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаровой В.В. Москва-Тула, 1993. - 460 с.
99. Питерский С.В. В тесном взаимодействии с социальным окружением. //Соц. работа. 1997. - №1. - С .68-72.
100. Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. М., 1996.-218 с.
101. Уткин К.Д. Учение саха. Якутск, 1993. - 33 с.
102. Фрадкин Ф.А. Школа в системе социализирующих факторов. //Педагогика, 1995. -№2. С.81-83.
103. Хамидуллина Р.А. Педагогические условия формирования нравственных отношений в семье. Уфа: Башкирский ГПИ, 1995.
104. Харисов Ф.Ф., Харисова Л.А., Тюнникова С.М., Хасанова Г.Ф. Проектирование воспитательной работы в национальной гимназии. -Казань, 1995. 99 с.
105. Центры социальной помощи семье и детям. Якутск, 1997.
106. Чиряев К., Васильева Ф. Тропою народной педагогики. Якутск: Ситим, 1995.- 131 с.
107. Чиряев К.С. Воспитание детей в семье. Якутск: Кн. изд., 1973. -119 с.
108. Шадрина П.А. Народная педагогика в обучении и воспитании. //Народное образование Якутии. 1993. - №2. - С.36-37.
109. Шамаев Н.К. Особенности методики физического воспитания в условиях Севера. Якутск, 1996. - 113 с.
110. Шамаева А.П. Педагогические основы социальной работы с семьей в якутском тёлбэ. Дисс. канд. пед. наук. М., 1997.
111. Шмидг Р. Искусство общения. /Пер. с нем. СПб.:Интер-эксперт, 1992.
112. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
113. Эриксон Эрик. Детство и общество. Перевод С.Ю.Бильчугова. -Обнинск, 1993. 55 с.
114. Этнос: Традиции и современность. Якутск, 1994. - 94 с.
115. Яркина Т.Ф. Гуманизм как теоретико-методическая основа социальной педагогики. М., 1997. - 67 с.
116. Яркина Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методологический аспект. М., 1996.