автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогическое руководство формированием литературно-художественных умений учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ
- Автор научной работы
- Лушина, Елена Альбертовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Лушина, Елена Альбертовна, 1998 год
Введение. 4
Глава 1. Научно теоретические основы эмоционально-интеллектуального развития школьников в процессе формирования литературно-художественных умений. 13
1.1. Сущность и понятия художественной деятельности в современной эстетике и психологии. 13
1.2. Общедидактические подходы к формированию умений йразвитию способностей учащихся.29
1.3. Литературно-художественные умения как синтез творческих способностей и интеллектуальных умений.36
Глава 2. Методические пути, приемы и средства педагогического руководства формированием литературно-художественных умений учащихся 5-6 классов в процессе преподавания родного языка и литературы.66
2.1. Опытно-экспериментальная модель процесса формирования литературно-художественных умений на уроках русского языка и литературы. 66
2.2. Организация опытно-экспериментального исследования процесса формирования литературнохудожественных умений. 122
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы. 130
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогическое руководство формированием литературно-художественных умений учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ"
Актуальность темы исследования.
Российское общество сейчас переживает эпоху глубочайших преобразований, причем не только в политической и экономической, но и в идеологической сферах жизни. Меняются представления, ориентиры. Узкоклассовые интересы уступают место общечеловеческим категориям духовности, нравственности. Иначе говоря, формирование гармоничной человеческой личности, ее самостоятельности и социальной значимости становится предметом особого внимания всех общественных институтов, среди которых общеобразовательная школа является едва ли не самым важным.
Именно школа должна создать такие условия, при которых школьники смогут самоопределиться, а в будущем самореализоваться как личности. А для этого недостаточно только прочных знаний и общекультурных представлений. Сегодняшний день требует самостоятельного и оригинального мышления, умений анализировать и преобразовывать окружающее социокультурное пространство; находить нестандартное решение, уметь доказать и разъяснить свою точку зрения. Иными словами, использовать свои знания и умения как инструмент познания и саморазвития.
Поэтому так важно в школе сформировать у учеников потребность в самосовершенствовании и дать им инструмент, позволяющий решать эти задачи -сформированный комплекс умений.
Формированию различных умений учащихся уделяли внимание многие выдающиеся педагоги от К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого до С.Т.Шацкого и В.А.Сухомлинского.
Ученые же приблизились к теоретическому рассмотрению этой проблемы лишь в первой половине 20 века. - зародившийся тогда интерес не ослабевает и по сей день: труды Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, П.Л.Гальперина, Е.Н.Кабановой, П.И.Зинченко, Д.Б.Эльконина, Ю.К.Бабанского, М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера, М.А.Данилова, И.Т.Огородникова, З.А.Мальковой и др.
Изучены многие виды учебных умений. Предложено несколько различных классификаций таких умений, выделены интеллектуальные и художественные умения. Рассмотрена их роль в содержании образования. Подчеркнута связь умений и способностей, в том числе и творческих.
Однако, несмотря на такую глубокую теоретическую проработку проблемы, практическое воплощение идей системного и целенаправленного формирования умений учащихся осуществляется достаточно медленно. Среди причин, тормозящих этот процесс необходимо выделить следующие. Прежде всего учителя - практики достаточно часто недооценивают значение этого компонента образования. К тому же многие учебные программы не ориентируют их в этой работе. Следует отметить и недостаток методической литературы, особенно той, в которой четко прослеживаются межпредметные связи и уточняется характер учебной работы в аспекте данного предмета. Так в большинстве работ интеллектуальные и художественные умения рассматриваются достаточно изолированно, что, безусловно, верно в общетеоретическом плане, но не всегда применимо в практическом, например, для уроков словесности. Поэтому необходимость исследования проблемы очевидна.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методы и приемы педагогического руководства формированием литературно-художественных умений учащихся в 5 - 6 классах.
Цель исследования: разработать, научно обосновать и экспериментально подтвердить необходимость и наиболее эффективные пути, приемы и средства педагогического руководства формированием литературно-художественных умений в 5 - 6 классах на уроках русского языка и литературы. Определить содержание, формы и методы художественной деятельности учащихся 5-6 классов.
Гипотеза исследования: Формирование литературно-художественных умений учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы возможно при соблюдении следующих условий: организации этой работы на основе теории художественной деятельности; уточнение сущности и характера понятия литературно-художественные умения; целенаправленного, системного и систематического руководства процессом формирования литературно-художественных умений в 5 - 6 классах с учетом межпредметных связей уроков русского языка и литературы;
- разработки методических путей, приемов и средств педагогического руководства формированием литературно -художественных умений 5-6 классов на уроках русского языка и литературы, учитывающих межпредметные связи, а также возрастные возможности и особенности школьников.
- последовательного применения системы учебно-методических упражнений и заданий.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования:
- на основе анализа и обобщения теоретических источников и педагогического опыта определить возможности художественной деятельности учащихся как фактора эмоционального и интеллектуального развития учащихся
- в процессе теоретического исследования уточнить понятие литературно-художественных умений
- определить основные принципы педагогического руководства процессом формирования литературно-художественных умений и
- разработать методические пути,
- приемы и средства педагогического руководства процессом формирования литературно-художественных умений учащихся 5-6 классов разработать и экспериментально проверить эффективную систему учебно-методических упражнений и заданий для уроков русского языка и литературы в 5 - 6 классах
- выявить возрастные возможности учащихся 5-6 классов с точки зрения формирования и развития литературно-художественных умений.
Методической основой исследования послужили положения теории познания - принципы диалектического взаимодействия научного и художественного путей познания, теория онтогенетического развития личности и ее формирования в деятельности, теория искусства как художественной деятельности, а также исследования лингвистов и литературоведов по проблеме создания и функционирования художественно-изобразительных средств языка, восприятия художественного образа.
Привлекаются и междисциплинарные связи, актуализируются данные дидактики и методики преподавания в общеобразовательной школе.
В процессе исследования были использованы следующие методы: изучение философской, психологической, литературоведческой, педагогической и методической литературы по теме исследования;
- анализ школьных программ и учебных планов;
- анализ и обобщение передового педагогического опыта; наблюдение за процессом литературно-художественной деятельности школьников, анализ их творческих работ;
- анкетирование учащихся 5-6 классов
- анкетирование и беседы с учителями - словесниками с целью определения места и роли процесса формирования литературно-художественных умений в практике преподавания русского языка и литературы в массовой школе; экспериментальное обучение на основе разработанной программы в школах г. Костромы и Костромской области
- методы статистической обработки результатов.
База исследования.
Исследования проводились на базе школы-гимназии №15 г. Костромы, средней школы №3 г. Нерехта Костромской области, средней школы пос. Чистые Боры Буйского района Костромской области.
Этапы исследования.
Исследование проводилось с 1991 по 1998 гг. в три этапа.
На первом этапе /1991-1993 гг./ проводился систематический анализ и обобщение передового педагогического опыта. Рассматривались и анализировались исходные положения ряда наук, выступающих в качестве методической основы исследования.
Этот анализ продолжался на втором этапе /1994-1996 гг./, логически завершившись разработкой педагогических путей, методов и средств формирования литературнохудожественных умений. На этом этапе также проводилась экспериментальная проверка разработанной модели педагогического руководства процессом формирования литературно-художественных умений учащихся 5-6 классов.
На третьем этапе /1997-1998 гг./ сопоставлялись и обобщались результаты экспериментальной работы, изучалась и статистически обрабатывались материалы исследований; были подведены итоги исследования и оформление диссертации.
Научная новизна и теоретическая ценность исследования:
Теоретически обоснованы возможность и необходимость формирования литературнохудожественных умений учащихся 5 -6 классов в процессе художественной деятельности;
Уточнено понятие литературно-художественные умения и определено, что эти умения представляют синтез интеллектуальных умений и творческих способностей; обобщены теоретические основы формирования литературно-художественных умений школьников, заключающиеся в целенаправленности на художественный образ, системности и систематичности обучения;
Теоретически разработана и экспериментально проверена система формирования литературно-художественных умений учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы; на этой основе выявлены возможности межпредметных связей учебных дисциплин.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем разработана и экспериментально проверена эффективная модель педагогического руководства формированием литературно-художественных умений учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы. Разработанные или усовершенствованные в процессе экспериментального исследования методы и приемы обучения могут быть использованы при составлении и корректировке учебных планов и программы для общеобразовательных школ, дидактических и методических пособий по литературе и русскому языку. Материалы диссертации могут быть использованы и для разработки спецкурсов в педагогических институтах и университетах.
Достоверность выводов и рекомендаций, полученных в диссертационном исследовании, обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, определяется их естественной корреляцией с выводами ведущих ученых-дидактов, философов, психологов и литературоведов.
О надежности и доказательности научных положений и практических выводов свидетельствуют положительные результаты обученности учащихся, а также отзывы преподавателей, использовавших материалы исследования в своей деятельности.
Апробация и внедрения результатов исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы в школах г. Костромы и Костромской области.
Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на заседаниях лаборатории русской словесности Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации /1996-1998 гг/, на заседаниях ученого совета Костромского института повышения квалификации работников образования.
Результаты исследования отражены в десяти публикациях автора и в программе спецкурса для учителей русского языка и литературы.
На защиту выносятся следующие положения:
Процесс формирования литературно-художественных умений должен быть организован на основе художественной деятельности учащихся и иметь целенаправленный, системный и систематический характер;
- Литературно-художественные умения составляют органическую часть содержания образования в средней школе и имеют межпредметный характер;
- Высокий уровень сформированное™ этих умений один из показателей уровня развития творческих способностей учащихся. В этом смысле он имеет и диагностическое в процессе целенаправленного обучения.
Для оптимизации процесса формирования литературно-художественных умений необходим учет межпредметных связей и создание особой психолого-педагогической ситуации, характеризуемой постоянной установкой на творческий подход к выполнению задания и на «диалоговый принцип» общения участников педагогического процесса.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Новые задачи, вставшие перед российской школой в нашу эпоху «смены вех», чрезвычайно сложны и многогранны. Ведь сегодня школа должна не только дать определенный набор знаний во многих областях человеческой жизни, но и научить будущих активных членов общества самореализовываться, самоопределяться.А это значит сформировать у учащихся весь спектр основных умений, необходимых в будущей социальной и личной жизни.Среди таких умений особое место занимают умения творческого характера. Ведь именно в творчестве происходит самораскрытие нравственно-психологического мира личности, ведь именно через творчество происходит передача и развитие нет только накопленного знания, но и нравственных ценностей.Споры о месте и функциях творчества в образовании продолжаются уже много лет.Своим исследованием мы попытались внести скромную лепту в решение дидактической части этой проблемы: каковы возможности, пути, способы и приемы формирования литературно-творческих умений в современной школе.Понимая всю сложность этой проблемы, мы все же предприняли попытку ее решения на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах.Опираясь на работы современных философов и эстетиков, мы пришли к выводу, что литературно творческие, точнее литературно-художественные умения связаны с восприятием художественного образа и лежат в плоскости постижения факта художественности того или иного явления.Таким образом, эти умения могут формироваться только в процессе художественной деятельности учащихся.Литературно-художественные умения первоначально начинают формироваться при усвоении уже известных способов деятельности, то есть второго элемента содержания образоания. Затем дальнейшее развитие и новое применение они находят при усвоении опыта творческой деятельности. Развитие литературно художественных умений идет в процессе упражнений, но жестких схем создать невозможно, так как творчество индивидуально. Несмотря на наличие общих черт, оно развивается в постоянном самостоятельном решении новых проблем. Усвоение умений и опыта творческой деятельности должно быть специально организовано.Необходим подбор упражнений и педагогических ситуаций, где учащийся ставится в условие поиска ответа на проблемный вопрос.Если это так, то при их формировании необходимо опираться не только на традиционные способы формирования умений, но обязательно включать в процесс личность ученика, его эмоционально-образную сферу.Таким образом, литературно-художественные умения могут формироваться в процессе активной художественной деятельности. Формировать их необходимо в системе, поэтапно и целенаправленно на основе творческих заданий и упражнений.В зависимости от подготовленности класса, задач, которые ставит учитель, структуры и содержания изучаемого материала все задания могут даваться в двух формах: традиционной обучающей и игровой.Следующим этапом нашей работы стало создание практически применимой модели учебной работы.Необходимо подчеркнуть, что задания для этого создавались с учетом того, что модель ориентирована не только на творчество ученика, но и учителя.Для практической проверки эффективности разработанной модели и ее экспериментального варианта ДЛЯ пятых-шестых классов нами было организовано и проведено экспериментальное обучение.В результате нашего исследования и опытно экспериментального обучения позволил нам сделать следующие выводы:
1. Литературно-художественные умения представляют собой синтез творческих способностей и интеллектуальных умений личности. Таким образом, формирование . таких умений способствует как интеллектуальному так и эмоциональному развитию личности.2. Основным психолого-педагогическим условием формирования литературно-художественных умений является организация процесса на основе художественной деятельности, основным критерием которой становится творчество в двух его функциях: эстетической и эвристической.Следовательно, и деятельность ученика должна быть художественной в том смысле, что ее действия, как единицы деятельности, должны быть сходными с деятельностью творца художественного явления.3. Эффективность процесса формирования лиитературно-художественных умений достигается в условиях системности, систематичности и целенаправленности учебной работы, основными составляющими которой являются творческие задания и упражнения.4. Экспериментальное обучение подтвердило эффективность методики формирования литературно художественных мнений по предложенной модели.5. Предложенная модель предполагает вариативность заданий в рамках определенного типа с учетом доминирующей функции творчества. Это открывает простор учительскому творчеству и позволяет преподавателю в зависимости от уровня подготовленности класса и каждого ученика осуществлять дифференцированный подход к деятельности ученика на уроке.6. Обязательным педагогическим условием практической реализации предложенной модели является создание особой эмоциональной среды общения преподавателя с классом, главными принципами которой станут принцип «диалогового» общения и принцип постоянной общей установки на творческий поиск, реализуемый в частных творческих установках.7. Результаты эксперимента свидетельствуют что литературно-художественные умения имеют надпредметный характер. Так как высокий уровень их сформированности помогает школьникам понимать и осваивать весьма широкий круг абстрактных понятий из области других учебных предметов.Выполненная диссертационная работа не могла, естественно, охватить всех вопросов, связанных с исследуемой проблемой.Дальнейшей разработки, на наш взгляд, требует ряд аспектов: • возможность и необходимость расширения межпредметной основы предложенной модели формироания литературно-художественных умений; • степень влияния уровня сформированности указанных умений на уровень грамотности учащихся; • характер соотношения репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся на разных этапах и разных предметах во время учебной работы по формировнаию литературно-художественных умений, а также и некоторые другие вопросы.Предпринятое нами исследование позволяет в качестве следующего этапа разработать модель и для учащихся 7-9 классов.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Лушина, Елена Альбертовна, Москва
1. Наблюдение над текстом. Рассмотрение слов и словосочетаний, употребленных в переносном значении.
2. Составление словосочетаний самими учащимися с целью употребления слов в переносном значении и создания того или иного образа.
3. Я лопухи любила и крапиву,Но больше всех серебряную иву. (А. Ахматова)
4. Потом была зима, железный холод.Щ.Долматовский)
5. Было золотое, но холодное, настоящее весеннее утро. (А. Куприн)
6. Какие эпитеты и слова помогают ощутить атмосферу сказки?
7. Какие сравнения использует автор?как птица; как будто захотела спрыгнуть с него; ехала вокруг арены, как будто бежала; бегала по шару, как по ровному полу; как будто плыла; наверно, и есть Дюймовочка; как будто танцевать; было как в сказке).
8. Найдите слова, употребленные в переносном значении.
9. Устно описать богатыря, его снаряжение, используя постоянные сказочные эпитеты. Наиболее характерные списать в тетрадь.
10. Показать, как поэтические преувеличения /с термином гипербола учащиеся пока не знакомы/ отразились в той или иной иллюстрации.
11. Как характеризует Илью Муромца его отказ стать черниговским воеводою? Почему он отказался, как вы думаете?
12. В произведениях устного народного творчества богатырский конь всегда верный помощник своего хозяина. Найдите в былине описание коня Ильи Муромца, перечитайте его. С какой целью в описании используется гипербола?
13. Описание свиста Соловья Разбойника повторяется в былине несколько раз. С какой целью?
14. Перечитайте эпизод поединка Ильи Муромца и Соловья Разбойника. Как выдумаете, что помогло «славному богатырю святорусскому» победить до сих пор непобедимого «злодея Одихмантьего сына?
15. Как вы можете объяснить, почему Владимир-князь сначала не верит Илье Муромцу?
16. Как в былине выражается отношение народа к богатырю и князю?
17. Что сближает Илью Муромца с героями русских народных сказок ~ Иваном крестьянским сыном, например?
18. Знания составляют содержание действий.
19. Знания усваиваются только в процессе усвоения знаний.
20. Действия формируются только в процессе усвоения знаний.
21. Эффективность усвоения знаний зависит от характера совершаемых при этом действий.
22. Эффективность формирования действий зависит от характера усваиваемых при этом знаний.
23. Какой школьный предмет тебе нравится больше всего?2. Какой меньше всего?
24. Какими членами предложения может являться эпитет?
25. Эпитет употреблен после определяемого слова; ("Белеет парус одинокий" М.Ю. Лермонтов).
26. Употребление двух, трех, четырех эпитетов, характеризующих предмет, для более точного и яркого описания ("Каменистая, скучная, серая равнина с колючей травой" К.Г. Паустовский).
27. Использование эпитетов-оксюморонов, которые по своему смыслу противоречат признакам, заложенным в самой природе описываемого явления, предмета, иначе говоря, несочетаемое сочетание явлений (горячий снег, светящаяся тьма, веселая грусть, седая юность).
28. Литературно-художественные умения представляют собой синтез творческих способностей и интеллектуальных умений личности. Таким образом, формирование . таких умений способствует как интеллектуальному так и эмоциональному развитию личности.
29. Эффективность процесса формирования лиитературно-художественных умений достигается в условиях системности, систематичности и целенаправленности учебной работы, основными составляющими которой являются творческие задания и упражнения.
30. Экспериментальное обучение подтвердило эффективность методики формирования литературно-художественных мнений по предложенной модели.
31. Александрова Е.Я. Художественное образование в России (историко-культурологический анализ): Автореферат. На соискание ученой степени д-ра культурологических наук. М.:1997.
32. Альберткова Р.И., Мизина И.Ю. Самостоятельная работа учащихся по литературе в 4-7 классах. М., НИИ школ, 1980
33. Ананьев Б.Г. Задачи современной психологии искусства: Художественное творчество Л.: Изд-во Ленигр. Ун-та, 1982.
34. Аникин В.П. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». В кн., Фольклор как искусство слова. М., 1966
35. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество. «Вопросы литературы», 1961, №2
36. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., Искусство, 1968
37. Ачкасова Г.Л. Литературная экскурсия как средство формирования эстетической восприимчивости читателя-школьника. Авт. Канд. Дис. Л.ЛГПИ им. Герцена, 1986
38. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.
39. Бабанский Ю.К. Избр. пед. Труды /Состав. М.Ю.Бабанский/ М., Педагогика, 1989. - /Труды д. Чл.-кор. АПН СССР/.
40. Бакушинский А.В. Художественное восприятие. Теоретические основы. Исследования и статьи: Избранные искусствоведческие труды. М.: Сов. Художник, 1981.
41. Балталон Ц.П.Воспитательное чтение как основа преподавания русского языка. В кн. Задачи начальной школы. Воспитательное чтение. Спб., 1908
42. Барлас Л.Г. О категории выразительности изобразительных средств языка. РЯШ, 1989 №1
43. Басин Е.Я. «Двувликий Янус»: О природе художественного таланта. М.: Магистр, 1996.
44. Баумгартен А. Цит. По кн. Гулыга А.В. Принципы эстетики.М., Политиздат, 1987
45. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. -В кн. Вопросы литературы и эстетики. М., Художественная литература, 1975
46. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. -М.: Художественная литература, 1975
47. Белоруссов И.М. Учебник теории словесности. 2-е изд. Киев, 1979
48. Беляев М.А. Познавательные задачи в обучении литературе. В кн. Познавательные задачи в обучении гумманитарным дисциплинам. М., Просвещение, 1972
49. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. М.: Искусство: ИЧП «Лига», 1994. - /Русские философы 20 века/.
50. Берков Н.П. Об эстетике творчества и эстетике восприятия. В кн. Художественное восприятие, Л., Наука, 1971
51. Берхин Н.Б. Особенности детского литературного творчества как вида познавательной деятельности. В кн. Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся. М., МГПИ им. В.И.Ленина, 1974
52. Бершадская Н.Г. Халилова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. М., Просвещение, 1986
53. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические произведения: в 2-х т. т.1. -М.: Педагогика, 1979.
54. Бобрик Л.С. Работа над пушкинским эпитетом в 5 классе. «Литература в школе», 1975, №5
55. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М., АПН РСФСР, 1959
56. Борев Ю.Б., Эстетика. М., Политиздат, 1988.
57. Бочкарева Т.И. Понимание школьниками 5-7 классов идейного замысла литературно-художественных произведений. Ученые записки ЛГПИ им. Герцена, Л., 1958
58. Брушлинский А.В. Соотношение биологического и социального в развитии личности. В кн. О психологии личности. М., 1974
59. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. Л., 1941.
60. Валентайн К. Психология красоты. М., 1926
61. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., Знание, 1973, 117 с.
62. Вернадский В.И. Мысли и замечания о литературе и искусстве: Пути в незнаемое. М.: 1996.-Сб. №6
63. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., Высшая школа. 1989.
64. Виноградов В.В. Очерки по истории литературного языка 17-19 веков. Изд. 3-е, М., Высшая школа, 1982
65. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980
66. Винокур Г.О. Культура языка. Очерки лингвистической технологии. 2-е изд. М., 1929
67. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М., Педагогика, 1986
68. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М.: Искусство, 1988.
69. Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся в обучении: Сб. трудовМоск. Гос. Пед. Ин-т им. В.И.Ленина. М., МГПИ, 1978
70. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967
71. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956
72. Выготский Л.С. Психология искусства. М., Искусство, 1968
73. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под. ред. В.В.Давыдова, М., Педагогика, 1991
74. Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа/ Вопросы психологии. 1957. - № 6
75. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе /Вопросы психологии. 1963. №5/
76. Гегель Г. Лекции по эстетике. Соч. т. 12. М.: Госиздат, 1932
77. Гете И.В. Об искусстве. М., Художественная литература, 1975
78. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., Высшая школа, 1988
79. Горанов К. Художественный образ и его эстетическая жизнь. М.: Искусство, 1970.
80. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка Л., Наука, 1979
81. Горький М. Соб. Соч. т.26, М., 1953
82. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М., Просвещение, 1986
83. Громов Е.С. Художественный замысел и его претворение /Искусство. 1965 - № 5
84. Гуковский А. А. Изучение литературного произведения в школе М., JL, Просвещение, 1966
85. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л., 1967
86. Гулыга А.В. Принципы эстетики. М., Политиздат, 1987
87. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., Педагогика 1972
88. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. -М.: Интор, 1996
89. Данилов М.А. Творческие основы обучения и проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся. В кн. Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. Казань, 1972
90. Дранков В.Л. Многогранность способности как общий критерий художественного таланта. В кн: Художественное творчество. Вопросы комплексного обучения. Л.: 1983
91. Дюбуа Ж, Эделин Ф, и др. Общая риторика. М., Прогресс, 1986
92. Дридзе Т.М. Организация и методы лингвопсихологического исследования массовой коммуникации. М., 1979
93. Евгеньева А.П. о некоторых поэтических особенностях русского устного эпоса 17-19 веков (постоянный эпитет) Труды Отдела Древнерусской словесности ИР ЛИ АН СССР, т.6. М.-Л., 1948
94. Ефимов И. С. Принцип филологичности и филологический анализ слова художественного текста. РЯШ, 1982, №2
95. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность Кишинев, Штинца, 1974
96. Жабицкая Л.Г. Психологическое исследование критериев литературного развития. «Вопросы психологии», 1972, №5
97. Жинкин Н.М. Механизмы речи. М., 1958
98. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977
99. Завгородняя Е. О мотивах художественного творчества /Искусство в школе. 1992. - №3
100. Зак А.З. Познавать играя: Развитие познавательных способностей у детей 5-12 лет. -М., НПО «Перспектива», 1993
101. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. -М.: Педагогика, 1990 /Труды д. чл. и чл-кор. АПН СССР/.
102. Зеленецкий А. Эпитеты литературной русской речи, ч. 1. М., 1913
103. Зинченко В.П. От классической к органической психологии: Вклад Л.С.Выготского в развитие психологической науки /Вопросы психологии. -1996 №5
104. Ингарден Р. Исследование по эстетике. М., 1962
105. Исследование художественных интересов школьников. Под ред. Е.В.Квятковского, М., Педагогика, 1974
106. Кабанова-Меллер Е.Н. Формироание приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., Просвещение, 1968
107. Каган М.С. Социальное функционирование искусства. М., 1974.
108. Каган М.С. Еще раз о взаимоотношении науки и искусства /Философские науки. М.: 1979. - №2
109. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992.
110. Качурин М.Г. Влияние анализа на восприятие художественных произведений учащимися 4 класса. Ученые записки ЛГПИ им. Герцена, т. 509, Л., 1972
111. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966
112. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970
113. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1977
114. Кожинов В.В. Виды искусства. М.: Искусство, 1960
115. Корсунский Е.А. К вопросу о сущности читательских способностей. В кн. Формирование умений и навыков по литературе у учащихся средней школы. М., НИИ школ, 1986
116. Кравцов Н.И. К изучению эпитета в русской фольклористике. 8 кн.: Эпитет в русском народном творчестве. М., 1980
117. Краткая литературная энциклопедия. М., 1971
118. Краткий психологический словарь. М., 1985
119. Кудина Г.Н. Воспитание читательского сотворчества: Проблемы преподавания художественных дисциплин. М.:Междунар. Образоват. И психол. Колледж, 1990
120. Кузин B.C. Психология. Изд. 3-е. М.:»Агар», 1997
121. Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы. М., Дрофа. 1995
122. Ладыженская Т.А. Методы обучения связной речи. В кн.: Активизация познавательной деятельности учащихся на занятиях по русскому языку. М., МГПИ им. В.И.Ленина, 1979
123. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974
124. Леваныпина Т.В. Уроки литературы и комплекс искусств. В.кн: Театр и школа: Сб. статей. М.: 1980 -Вып.8
125. Лейтнес Н.С. Умственные способности и возраст. -М.: 1981 ■
126. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. М. 1974
127. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969
128. Леонтьев А.Н. Психология искусства и художественная литература: Лит. Учеба. М.: 1981. Вып.2
129. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. т.2 - М.:Педагогика, 1983
130. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.,1969
131. Леонтьев А.Н. О формировании способностей /Вопросы психологии. 1960. №1
132. Леонтьев Д.А. Произведения искусства и личность: психологическая структура взаимодействия: Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1981
133. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974
134. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М., Педагогика, 1981
135. Лернер И.Я. Учебные умения и их функции в процессе обучения /Роль учебной литературы в формировании общих учебных умений и навыков школьников: Материалы 6 пленума Ученого методического совета при МП СССР. —М., Педагогика,. 1984
136. Лернер И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гумманитарных дисциплин. Авт. Реф. Докт. Дис. М.,1977
137. Лернер И.Я. Пути совершенствования методов обучения. «Народное образование», 1969, №6
138. Лернер И.Я. Проблема познавательных задач в обучении основам тумманитарных наук и пути ее исследования. В кн.: Познавательные задачи в обучении гумманитарным наукам. М., 1972
139. Лехнер Е.А. Диалектическая природа творчества. В кн. Творчество и личность. М., МОПИ им. Н.К.Крупской, 1985
140. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1981
141. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей: Теорретико-исторический анализ воспитат. Ценностей в России 19-20 вв. /Рос. Акад. Образования. Поволж. Филиал Института развития личности. Самара: Из-во СИУ, 1997
142. Лотман Ю.М. Риторика Труды по знаковым системам. 12. Тарту, 1981
143. Лотман Ю.М. Текст и структура аудитории. В кн. Труды по знаковым системам. Вып. 9, Тарту, 1977
144. Лошкарева Н.А. О программе развития общих учебных умений и навыков школьников /Роль учебной литературы в формировании общих учебных умений и навыков школьников: Материалы 6 пленума Ученого методического совета при МП СССР. -М.: Педагогика, 1984
145. Лук А. Творчество. «Наука и жизнь», 1973 №№1,2
146. Люблинская А.А. Детская психология. М., Просвещение, 1983
147. Максимов Л.Ю. Литературный язык и язык художественной литературы. Анализ художественного текста, вып. 1. М.,1975
148. Материалы семинара методистов-словесников педагогических институтов. Л. ЛГПИ им. Герцена, 1973
149. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М., 1975, Педагогика
150. Мейлах Б.С. Художественное восприятие как научная проблема Л., Наука, 1971
151. Мейлах Б.С. О стратегии комплексного изучения художественного творчества: Художественное творчество. Л. 1982
152. Методы педагогических исследований /Под. ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева, М., Педагогика, 1979
153. Мелик Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.
154. Миклошич Ф. Изобразительные средства славянского эпоса: Древности. Труды, Слав. Комис. Имп. Мак. Археолог. Общ. T.l. М., 1895
155. Михайлов М.М. Образность как одно из качеств хорошей речи. РЯШ, 1991, №1
156. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М., Педагогика, 1976
157. Мясищев В.Н.Склонность и способности /Сборник статей. Отв. Ред. Чл. кор. АПН РСФСР проф. Мясищев В.Н. Л. Изд-во Ленинград. Ун-та, 1962
158. Нечкина М.В. Загадка художественного образа. М., Знание 1972
159. Никифорова О.И. Методы изучения психологии читателя в восприятии художественной литературы. В кн. Художественное восприятие. Л., Наука, 1971
160. Новлянская З.Н. Эстетическое отношение как один из индикаторов художественных способностей: Художественное творчество. М.: 1983
161. Овсянников М.Ф. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем. М.: Просвещение, 1988
162. Орлов В.И. Знания, умения и навыки учащихся /Педагогика, 1997, №2
163. Острогорский В.П. О преподавании словесности. Спб., 1886
164. Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. М., Просвещение, 1985
165. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980
166. Платонов К.К. Проблемы способностей. М., Наука, 1972
167. Плотников И.П. Психологическая школа в языкознании и методика преподавания русского языка. Курск, 1921
168. Поливанов Л. Русская хрестоматия. М., 1912
169. Половникова Н.А. Метод познавательной деятельности средство и результат воспитания познавательной самостоятельности школьников. Казань, 1972
170. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975
171. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., Педагогика. 1976
172. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., 1960
173. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., Педагогика. 1976
174. Потребня А.А. Теоретическая поэтика. М., Высшая школа, 1990
175. Потребня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976
176. Пропп В.Я. Морфология сказки. 2-е изд. М., 1969
177. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Д., 1986
178. Раев А.И. Психологические основы управления умственной деятельностью учащихся в процессе обучения. Л., ЛГПИ им. Герцена, 1971
179. Разумный В.А. Стратегия образования на рубеже третьего тысячелетия /Русское богатство.» 1 2.-М.: Международ. Пед.академия, 1997
180. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся М., Просвещение, 1975
181. Раппорт СЛ. О природе художественного мышления: Эстетич. Очерки. М.: Музыка, 1967. -Вып.2
182. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М., Севетский художник, 1978
183. Рубинштейн C.JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории /Вопросы психологии. 1960. №3
184. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.-М.: Педагогика, 1973
185. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958
186. Рунин Б.М. Информация и художественность. в кн: Художественное восприятие. Л., Наука, 1971
187. Рыбникова М.А. Избранные труды. М., Педагогика, 1985
188. Рыбникова М.А.Очерки по методике литературного чтения. М., Просвещение, 1985
189. Система обучения сочинениям в 4 8 классах. Под. ред. Т.А.Ладыженской. 2-е изд. М., Просвещение, 1973
190. Словарь иностранных слов. М., Русский язык, 1982
191. Словарь литературоведческих терминов. Под. ред. Л.И.Тимофеева и С.В.Тураева. М., Просвещение, 1974
192. Словарь русского языка. М., Русский язык, 1984, т.4
193. Соколов Н.М. Изучение литературных произведений в школе М.-Л., 1928
194. Соколов Н.М. Устное и письменное слово учащихся. M.-JL, 1928
195. Способности и склонности: комплексные исследования /Под.ред.Э.А.Голубевой. М., Педагогика, 1989
196. Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика. М.,Наука, 1988
197. Столович Л.Н. Жизнь, творчество, человек. М., Политиздат, 1985
198. Стоюнин В.Я. О преподавании родной литературы. Спб., 1913
199. Талызина Н.Ф. Пути использования теории планомерного формирования умственных действий в практике образования /Вестник Московского университета. Сер. 14, психология. 1992 №4
200. Творческие задания в процессе анализа художественного произведения. Краснодар, 1976
201. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного восприятия. М.: Известия АПН РСФСР.-1947 №11
202. Трубин С.М. Зависимость эффективности обучения от способа отображения связей и отношений между элементами учебного материала: Автореф. Дис. На соиск. Учен. Степ. Канд. Пед. Наук. М., 1982 /МГУ им. М.В.Ломоносова. Факультет психологии/.
203. Тункель В.Д. Прием и последующая передача речевого сообщения «Вопросы психологии» 1965, №4
204. Уайтхед А. Избранные работы по философии. М., Прогресс, 1990
205. Улановский М.К. Эстетическая функция определения в художественном тексте. В сб: Язык и композиция художественного текста. М., МГПИ им. В.И.Ленина, 1983
206. Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову»: (Приложение к практической грамматике). Собрание сочинений, т. 7. М., АПН РСФСР, 1949
207. Федоров В.В. Внутренний мир художественного произведения «Литература в школе», 1982, №3
208. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М., Просвещение, 1984
209. Федоренко Л.П. Теория и опыт как источник развития методической науки. РЯШ, 1983, №1
210. Фольклор как искусство слова. Вып.2 Под ред. Н.И.Кравцова М., 1969
211. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников: Сб. науч. трудов. М.:3нание,1973. - 4.1
212. Фролова О.Ф. Личность как субъект общественных отношений и творчества. В сб.: Творчество и личность М., МОПИ им. Н.К.Крупской, 1985
213. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. -М., Знание, 1979
214. Шереметевский В.П. Слово в защиту живого слова. Спб., 1886
215. Щерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973
216. Штофф В.А. Объяснение и понимание как методологические процедуры. В кн. Философские основания науки. Вильнюс, 1982
217. Щукина Г.И. Экспериментальное изучение познавательных интересов учащихся. Тезисы докладов семинара по методологии педагогики и методике педагогических исследований. М., АПН СССР, 1970
218. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике М., Педагогика 1971
219. Эйхенбаум Б. О литературе. М., 1987
220. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные особенности младших подростков. М., Просвещение, 1967
221. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978
222. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., Педагогика, 1989
223. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., Педагогика, 1987
224. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М., Просвещение, 1983
225. Ягункова В.П. Формирование компонентов литературных способностей у школьников 5 класса. В кн.: Вопросы психологии способностей. М., Педагогика, 1973
226. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., Искусство, 1964
227. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика. В кн.: Структурализм «за» и «против». М., Прогресс, 1975
228. Якобсон П.М. Чувства их развитие и воспитание. М., Знание 1976
229. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., Искусство, 1964
230. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1981
231. J. Burgess Wilson. English literature a survey forstudents Great Britain Third impression 1961.