Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Перевоспитание несовершеннолетних преступников при помощи разных видов искусства

Автореферат по педагогике на тему «Перевоспитание несовершеннолетних преступников при помощи разных видов искусства», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Джикия, Лиана Лаврентьевна
Ученая степень
 доктора педагогических наук
Место защиты
 Тбилиси
Год защиты
 1990
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Перевоспитание несовершеннолетних преступников при помощи разных видов искусства"

ТБИЛИССКИЙ ГОСУДАРСГВШШ УНИВЕРСИТЕТ им. И.ДЯАВШШШ

На правах рукописи

даикия ЛИАНА ЛАВРЕНТЬЕВНА

уда 372-22

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕШСЩЕГШ ПРЕСТУПНИКОВ Ш ПОМОЦ1 РАЗНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА

13.00.01 - Теория и история педагогики

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук

Тбилиси - 1990

Работа выполнена на кафедре педагогики Тбилисского Государственного университета им. И.Джавахишвили.

Официальные оппоненты:

1. Докт.пед.наук, проф. ЧК АПН СССР Сластенин Виталий Александрович

2. Докт.псих.наук, проф. ЧК АПН СССР Амонапвили Шалва Александрович

3. Докт.юрид.наук, проф. Лория Валери Амберкович

4. Докт.псих.наук, проф. Баиндурашвили Акакий Георгиевич

Ведущее учреждение - Московский Государственный заочный педагогический институт. го

Защита состоится 1\ 1990 г, в час. на за-

седании Специализированного Совета Д 057.03.17 по залете докторской диссертации по педагогике при Тбилисском Государственном университете им. И.Джавахишвили (380028, Тбилиси, пр.И.Чав-чавадзе, 3. ГТУ, II корп. ауд. 182).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке

ПУ.

Автореферат разослан

Чб /х» 1990 г-

Ученый секретарь Специализированного Совета, кан&дат 'у

педагогических наук, доцент ЗОДШАВА Н.Л.

I. ОЩЛЯ ХАРАКТЕЙЮШ ИССВДОВАГОЯ

Актуальность проблемы. Изучение преступного поведения и ликвидации преступности подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных проблем нашего общества. Воспитание и перевоспитание таких подростков - весьма слогам!5, процесс. Решение кардинальных проблей связано с формированием личности, с высокими моральными, гражданскими качествами и подъемом духовного потенциала. Еиэнь ввдвигает новые требования к идеГлому воспитанию молодежи - отсюда необходимость создания для молодежи условий и стимулов, в которых она могла бы с наибольшей полнотой раскрывать свою мысль и энергию, развивать и реализовать творческий потенциал.

"Мы должны изменить сам тип общения с молодежью - общение -- назидание "отцов" по отношению к "детям" должно уступить место "общению-диалогу". Если мы хотим полностью восстановить доверие' молодежи, необходимо научиться разговаривать с ней, разговаривать на равных, открыто, честно и понимать при этом, что только правда поможет нам. Сколько правды - столько и веры ...

Кы должны одновременно создавать условия для радостной, привлекательной и полнокровной жизни. Говоря обо всем этом, товарищи, я хочу ясно сказать, что речь не идет о каком-то заигрывании с молодежью, о новых фордах опеяи и всепрощения. Это отвергает и сама молодежь. Нет, мы должны строить отношения на принципах доверия, товарищества, уважительности, взаимной требовательности и активного взаимодействия".*

I. М.С.Горбачев. О ходе реализации решений ХХУП съезда КПСС и задачах по углублению перестройки. Материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС 28 июня 1988 г., ст. 67.

- а -

Для успешного осуществления такого подхода к воспитание, необходимо единство усилий всех звеньев системы воспитания. Естественно, существует общегосударственная система воспитания подрастающего поколения, которая успешно решает задачу воспитания, формирования всесторонней и гармонично развитой личности подростка, члена нового поколения - "поколения перестройки". Однако надо учесть, что сам подростковый возраст является возрастом перестройки, так что именно в ату пору у подростков происходит перестройка, перемещение из детства к юношеству (ко всему окружающему), именно в эти годы переоценивается ухе накопленный (правда, небольшой) опыт, вырабатываются жизненные позиции, отношение к другим людям, обществу, миру. Поэтому необходимо вовремя уловить соверваюциеся изменения в подростке, тгтсб- с учетсм отих изменений была оы построена вся система воспитания, расчитанкая на множество характеров. Ведь именно в подростковом возрасте закладывается моральные оценки и закрепляется нравственные суждения, которые в большинстве случаев еще не определены, а может быть, и ошибочны, что и ложится в основу поведения подростка, которое противоречит нор<ам нашей жизни.

Сегодня, в условиях перестройки, немного расширился сам процесс воспитательной работы, в котором участвует все большее количество людей, меняется и сам подход к воспитательной работе, Пересматриваются и вновь обновляются воспитательные функции семьи и школы.

Перестройка круто изменила приоритеты духовной сферы. Изменяюсь многое. Возникла новая общественная атмосфера открытости, свободы творчества. Именно такое сознание даст возможность, созидания новой жизни. Необходимо развивать ато стремление, всячески поддерживать проснувшиеся под влиянием перестрой-

ки общественные инстинхты молодежи. Надо упорно работать над приобретением нового жизненного опыта, который поможет разобраться в слоты* вопросах окружающей действительности, чтобы не теряться перед разным возникшим положением.

Исходя из этого, необходимо разрабатывать основные принципы воспитания подрастающего поколения, которое будет основано на научной связи обучения и воспитания с жизнью, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, вместе с жизненным опытом ребенха.

В настоящее время возвысилась роль личности в процессе переустройства мира, где очень важное значение приобретает активная позиция личности, рождающиеся в ней новые грани нравственного облика, которые включают в себя как простые общечеловеческие нправственные ценности, так я нормы поведения людей. Именно это к является тем важнейьтм фактором в формировании подростка, который активно участвует в предотвращении правонарушения и преступности несовершеннолетних.

"Подростковая преступность", как она часто именуется в специальной юридической литературе", сегодня становится весьма актуальной проблемой, тах как именно в этом возрасте завязываются социальные, психологические и физиологические перемены, которые то взаимодействуют, то противодействуют друг другу. Только любовь и уважение, единство требовательности, чуткости, живой заинтересованности со стороны взрослых, в совместных действиях школы, семьи и общественности могут предотвратить преступное проявление подростков.

Нами разработаны и исследованы теоретические проблемы развития духовной сферы несовершеннолетних преступников и их перевоспитания средствами разных видов искусства. В процессе овладения опытом, каждый исследуемый преступник, проявляя определен-

ную активность, дэтеркинизирует свойства преступника, влияет на их направленность, формирует единство сознания и поведения, остову которых составляет убеждения, позволяющие совереить свой поступок сознательно. Убеждение'принимает ту фору мотивов, которыми впоследствии преступник руководствуется в своей деятель- _ кости. Разрабатывая теории и практику перевоспитания несовершеннолетних преступников, юг учитываем, что это явление должно быть раскрыто с точки зрошя научной теории, реализация которой будет осуществляться с помощью методики воспитательной работы, как решающий фактор оздоровления морально-психологического климата, в котором происходит формирование и перевоспитание несовершеннолетних правонарупителай.

В разработке методологии воспитания подрастающего поколения особый интерес представляют труды вцоевщнхся педагогов: М.К.Крупской, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, П.П.Блонского, Я.С.Гогебазвили, В.А.Сухомлинского и др. При разрешении психологических и философских аспектов поведения несовершеннолетних преступников были использованы основополагающие труды Л.С.Выгодского, С.А.Г^бинштейна, Б.Ш.Тепяова, Т.Н.Суховой, Г.М.Андреева, А.Н.Леонтьева, Л.Н.Узнадзе, Ш.А. Надирашвили, А.С.Прангиш-вилн, Н.Ш.Чхартипвшш, М.Колбая, Н.Рогава и др. Что касается психологической проблемы преступного проявления личности - она раскрыта в трудах Н.Д.Дурманова, Б.С.Устевского, Н.Лекшаса, К.З.Кузнецова, Б.С.Волкова, НЛ1.Саленовского, Г.Т.Ткешеладзв, Т.Г.Тавгулндзе, А.Фейербаха, А.Вагеливами, А.А.Пионтовского, Б.Хориабудхели и др.

При решении задач воспитания и перевоспитания несовершеннолетних преступников средствами искусства особый интерес представляют работы Е.В.Квятковского, Б.М.Неыенского, В.Т.Лихачева, В.Н.Лейбсона, З.П.Морозовой, Г.Джибладзе, А.Бакредзе и др.

Несмотря та многочисленность работ педагогов, достигнутый жми уровень теоретического осмысления и практической реализации идей вряд ли может удовлетворить те поваленные требования, которые предъявляет современное общество. Психологические проблемы преступного поведения пока что не мяли в юридической литературе такого освсцешя, которое соответствовало бы современны« требованиям.

В диссертационной работе нами была предпринята попытка обоснования щгтей и средств целенаправленного педагогического и психологического влияния с помощью искусства на перевоспитание несовершеннолетних преступников, преобразования их убеждений и формы поведения. Исходя из этого, определена проблема, исследования. Она заключается в теоретическом и опытно-исследовательском обосновании действенных цутей, определяемых социально-педагогическими и гчтодическими требованиями к перевоспитанию несовершеннолетних преступников средствами искусства, создании целостной системы формирования морально-волевых качеств х мировоззрения "преступных подростков" в воспитательном процессе, ' в условиях занятий искусством.

В исследовании определены педагогические основы перевоспитания несовершеннолетних преступников в ходе практической реализации принципа взаимодействия занятий искусством с жизнью "преступных подростков", обусловленных спецификой возрастных особекнЬстей данного контингента детей.

Цель исследования - теоретическое и методическое обоснование педагогических цутей, средств и методов перевоспитания несовершеннолетних преступников с помощью искусства, являющихся актуальным для реализация в специальных воспитательно-трудовых учреждениях для правонарушителей к преступников. Автор стремится воплотить то лучшее, твое, что выработано опытом х способно

- б -

помочь воспитателя« исправительных учреждений научно обосновать организационно-методические рекомендации, обеспечивающие повышение результативности усилий занятых воспитанием и перевоспитанием "трудных" и "преступких" 'подростков.

Объект исследования - условия художественно-педагогической деятельности подростков, определяющие повышение эффективности перевоспитания несоверсеннолетних преступников.

Предмет исследования - теоретические основы формирования и развития духовной сферы несовершеннолетних преступников, обоснование цугей и средств целенаправленного педагогического влияния как средства интенсификации нравственного и ыорально--психологичесхого воздействия искусства га несовершеннолетних преступников.

Исследование базируется на следующей гипотезе: успешность процесса перевоспитания несовершеннолетних преступников детерми-рована:

1) системой художественного воспитания с помощью искусства и художественной деятельности "преступных подростков", реализующей образовательно-воспитательные возможности искусства, составляющих полноценную основу для формирования жизненной позиции, преобразования "преступного подростка", формирования у него устойчивых убеждений и общепринятых форм поведения;

2) активизация деятельности несовершеннолетних преступников с помощью разных видов искусства, пробуждающих активное отношение к миру, удовлетворяя и развивая художественные интересы и потребности создает благоприятные условия для перевоспитания' несовершеннолетних преступников;

3) учетом особенностей подросткового возраста,^важнейшими проявлениями которого являются жадное стремление к самопознанию и самовоспитанию, повышенная активность, которые х рождают ини-

циативность, нередко приводящую в противоречие с нормами кашей жизни, к возникновению оиибочных моральных оценок, проявляющихся в отклонении от норм общественного поведения;

4) наличием соответствующих показателей уровня развитости художественной культуры, что обеспечивается подъемом духовного потенциала и личного художественного опыта.

В соответствии с целью и научно-теоретическим характером исследования, определяются его задачи:

1) разработать социально-педагогические основы художественной деятельности несовершеннолетних преступников, обеспечивающее взаимосвязь процессов художественного воспитания и перевоспитания;

2) теоретически обосновать и практически реализовать систему приобщения несоверпеннолетних преступников к разным видам искусства;

3) разработать методические принципы интерпретации поведения воспитателя и воспитуемого в процессе духовного развития личности в специальных воспитательно-трудовых учреждениях, осуществляемого в системе "искусство и подросток";

4) определить педагогические цути эффективного нспользова-. кия разных видов искусства в развитии у подростков потребности

в самовоспитании, как одном из необходимых условий для их перевоспитания;)

5)' выявить комплекс ведущих показателей, характеризующих уровень пере воспитанности подростков, находящихся в специальных воспитательных учреждениях.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

I) на основе социологического изучения раскрыто отношение преступников с применением метода семантического дифференциала к преступлению, сове риенноцу ими;

2) в исследовании впервые установлена эффективность контакта несоверпеннолетккх преступников с искусством , что позволяет максимально использовать возможности искусства, связанного с

перевоспитанием;

3) выявлена целостная концепция преступного поведения. Ее структура включает элементы социальных установок, цути приобщения несовершеннолетних преступников к резным видам искусства х принципы исполАзования,искусства в перевоспитании;

4) показана эффективность разных видов исскуства в перевоспитании несовершеннолетних преступников, установлено определявшее влияние искусства в системе воспитательной работы с несовершеннолетними преступниками, призванное пробудить активность жизненной позиции, которая является важнейшим условием перевоспитания.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1) разработаны основные принципы методики использования искусства в перевоспитании несовершеннолетних преступников;

2) созданы основы программы для перевоспитания несовершеннолетних преступников, находящихся в воспитательно-трудовых учреждениях;

3) основные положения и выводы работы вошли в методические разработки. В частности, внедренные в систему деятельности отделения прокуратуры г.Тбилиси. Методические принципы исследования темы нашли поддержку в управлении профилактики несовершеннолетних ЫДЦ ГССР, они внедрены в практику работы Земо-Авчальской трудовой-воспитательной колонии для несовершеннолетних преступников; - »

4) выявлена значимость искусства, как фактора воспитания и перевоспитания человека, и в том числе несовершеннолетних

преступников, создающая важнейшие предпосылки для повышения эффективности воспитательного воздействия искусства в системе перевоспитания.

В соответствии с исходными методологическими позициями, задачами и гипотезой исследования на защиту выкосятся следующие положения:

1. Общая научно-педагогическая идея о возможности перевоспитания несовершеннолетних преступников средствами искусства;

2. Перевоспитание "преступных подростков" базируется на результатах положительного опыта художественного воспитания теоретических осмыслений условий художественного развития детей дадростхового возраста, которое обеспечивается приобщением их

к разным видам искусства, развитием их творческого потенциала^

3. Перевоспитание подростков должно осуществляться на основе научно-обоснованной теории и методики, которые помогут воспитателям исправительных учреждений обеспечить повъшэние результативности усилий, направленных на перевоспитание "трудных" и "преступных" подростков,

4. Разработанная нами экспериментальная методика обеспечивает развитие у подростков способности воспринимать, оценивать, творить красоту, формирует их мысли, поступки, умение переориентировать художественные интересы;

б. Задвигаемые теоретические принципы и разработанные методические способы и реализации служат базой интенсификации процесса воспитания несовершеннолетних преступников, перевоспитания их под влиянием искусства.

Апробация результатов исследования проходила на Всесоюзной конференции по вопросам эстетической культуры учителя, где автор выступил с докладом "Перевоспитание несовершеннолетних преступников средствами различных видов искусств", проведенной НИИ ху-

тожественного воспитания АШ СССР (1989г.}, на Всесосзной конференции по вопросам повшения роли памятников истории и культуры в воспитании подрастающего поколения, проведенной Министерством культуры СССР, Министерством просвкщения СССР, Государственным комитетом СССР по проф-тех.образован!®, Академией педагогических наук СССР; (1985г.-М.). Олыт практической работы автора нашел отрешение в журнале "Советская педагогика" (1935г. № б).

Внедрение: Основные, положения диссертации практически внедрены; доклады были прочитаны работникам Авчальской воспитательно -трудовой колонии несовераеннолетних г.Тбилиси (1986г.), в отделении несоверпекнолетних прокуратуры г.Тбилиси (1988 г.), в управлении профилактики несовершеннолетних МВД ГССР (1989г.), в секторе "семейная педагогика" КМ педагогики ГССР им. Я.С. Гогебалвили (1990г.); в процессе чтения лекггои в Телгвскси педагогическом институте им. Я.С.ГЪгебашвили; на профессорско-преподавательской научной сессии, проведенной в Тбилисском Гос.пед.институте им. Сулхан-Саба Орбелиаяи (1985г.), на кафедре педагогики Телавского пед.института им. Я.С.Гогебашвили (1986г.); на Всесовзной конференции по вопросам эстетического воспитания подрастагзарго поколения в Херсоне (1989г.).

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и приложений. В ней обоснованы и раскрыты пути, средства к методы перевоспитания несовершеннолетних преступников средствами разных видов искусства в воспитательно-трудовых учреждениях.

Во введении поставлена и обоснована проблема актуальности темы, определятся цель, задачи, сформулированы исходные методологические позиция, изложены основные положения теоретической концепррш *и основные направления исследования.

Рассматриваются важнейшие документы по вопросам формирования нового человека,.как члена общества с высокими морально-

- II -

патриотическими, гражданскими качествами, с высоким духовным потенциалом. Еыдвинуты критерии требований к человеку, так как они во многом определяют потребности и мотивы, связанныэ с его идеалами, которые и направляют деятельность и поведение личности. В процессе перестройки жизни общества особоважное значение приобретает активная позиция личности. Именно активное отношение к окружающему миру реализует духовное богатство, идейную зрелость и моральную чистоту человека. Особое значение имеет утверждение моральных принципов, превращение гас в личное убеждение каждого члена общества в регулятор поведения. Определяются цути формирования мировоззрения и морально-волевых качеств, которые являются основой всестороннего развития личности серьезным фактором процесса перевоспитания.

Важна роль воспитания в подростковом возрасте, когда фор- , мируется личность и характер, .совершается перестройка отношения ко всему окружающему, переоценивается уже накопленный опыт, на основании чего вырабатываются жизненные позиции, отношение к другим людям, обществу, миру. Именно неблагоприятные условия воспитания превращают детей в правонарушителей, преступников. Во введении обосновываются пути и средства целенаправленного педагогического влияния в системе перевоспитания.

В первой главе - "Социально-психологическая характеристика несовершеннолетних преступников" - рассматриваются психологические проблемы преступного поведения, суть педагогических принципов воспитания. Раскрывается разнообразная психологическая структура как преступного поведения, так к поведения вообще, двигателем которого является потребность индивида, связанная с избирательностью восприятия окружающего мира. Это идеи осмысливаются на основе истории вопроса, которая характеризует длинную и трудную дорогу в развитии воспитания молодежи. Вопросы о роли

воспитания молодежи рассматриваются в связи с развитием нашего общества. Подчеркивается, что основные идеи, целенаправившие развитие теории и практики, определены методологией, где одной из главных задач было определение цели формирования личностных и общественных качеств молодежи.

Становление личности подростка неразрывно связано с преодолением противоречия между потребностями и долгом, что, естественно, ведет к серьезным последствиям в поведении ребенка, с чем и связано формирование подростка. При оценке поведения подростка на первое место ставится вопрос о .направленности потребностей, о мотивах, интересах подростка, так как именно с потребностями и интересами связывается избирательность восприятия окружающего мира, потребность дает килу ль с поведения, выступает в роли организатора, который делает поведение даленятэдЕяекггг.

Любая потребность возникает в процессе деятельности. Потребность изменяет свою природу. Развитие человека сопряжено с формированием потребности активных социальных отношений. Она именуется социогенной потребностью. Для успешного решения воспитательных задач подрастающего поколения роль социогенных потребностей огромна. Если социогенные потребности рождаются в деятельности, противоречащей нормам морали, возникают антиобщественные потребности, которые, естественно, будут выражаться в антиобщественном поведении. В осмыслении этой идеи мы опирались на работы Ш.Чхартишвили, который утверждает: если какое-то злодеяние служит средством для получения какой-то выгоды, это деяние еще не доказывает, что оно является потребностью, но если человек осуществляет злодеяние и получает удовлетворение от самого зла,., такЪе деяние становится для него потребностью. К . такому же заключению приходят криминологи, при столкновении с ,, "немотивированными"престудяенияма. Такие потребности, стремление

причинить людям вред,формируются под влиянием неблагоприятной среды, в неблагоприятных условиях воспитания.

В этой главе определяется Фактор установки преступного повеления у несовершеннолетних преступников. Автор диссертации использовала труды Д.Н.Узнадзе, Ш.Н.Чхартипвили, Ш.Надирашвили, по мнению которых, установка - это такое состояние человека, в котором, как в отражении объективной ситуации, заранее определены общий характер этого поведения, его основное своеобразие, его соответствие с объективным положением ..." ^ В понятии установки выражено такое психическое состояние, которое определяет целесообразную активность человека, на основе объединения внешних факторов и внутренних психических сил, с помощью которых осуществляется цгжное для личности поведение.

Стимулятором поведения во многом являются воля, волевые черты, действия которого начинается с появления потребности, удовлетворение которой толкает на проявления активности, что, в свою очередь, способствует возникновению мотива деятельности. После избрания цели этого действия необходимо выбрать средство для осуществления цели. При исполнении принятых решений осуществляется волевое действие, после чего и происходит само поведение, в котором непосредственные потребности сливаются'с социальными и моральными ориентациями. По мере реализации ориентация можно и судить о поведении каждого человека, где огромное- значение имеет самоличностное отношение к моральным понятиям, которое чаще всего усваивается человеком в повседневной жизни, в общении с другими людьми, в ходе анализа собственного поведения. Несмотря на то, что в подростковом возрасте личность может иметь какое-либо твердое убеждение, надо учесть,

I. Узнадзе Д.Н. "Общая психология", Тб. 1940. ст. 68.

что именно в подростковом возрасте властны и обстоятельства и среда - вообще все, что может повлиять на воспитание подрастающего поколения, который и управляет поведением подростка. Часто при ориентире на антисоциальный образ подростки лишаются нравственной стойкости, что толкает их на аморальный поступок, который может стать основой преступного деяния.

В первой главе определяется теоретические аспекты проблемы воспитания насоверсеннолетних преступников. Изучение преступного поведения и ликвидации преступности является одной из наиболее актуальных проблем общества. Решение кадоикальных проблем связано с формированием личности с высокими морально-политическими, гражданскими качествами, подъемом ее духовного потенциала. Основоположник грузинской педагогики Я.С.Гогебашвили считал, что новую жизнь могут построить люди нового мышления. Главную задачу воспитания он ввдел в приготовлении молодежи к общественной жизни вооружении' знаниями, которые помогут по-новому решать жизненные вопросы. Гоге^ашвили считал, что новый тип человека должен быть вооружен большими знаниями, в том числе в области морали. Молодые люди "должны суметь утвердить новые принципы в нашей жизни, внести новые направления в общественных школах и утвердить новую уизнь".*

Сегодня в нашей стране последовательно проводится курс ш дальнейшее укрепление законности правопорядка. Однако, несмотря на больше усилия, задачи борьбы с правонарушениями и преступностью решаются пока что недостаточно эффективно. Причину и суть недостатков в предотвращении преступления мы не способны решить ус-певп'о, пока не проанализируем объективные сложности в воспитании. Именно воспитание является тем ведущим фактором в процессе раз-

I. Гогебашвили Я.С. Избранные сочинения (на груз.яз.), т.П. Тб. 1940. ст. 313.

вития личности, с помощью которого происходит общение ребенка со взрослыми людьми, устанавливаются его связи с окружающей средой. На становление личности подростка влияет множество факторов -уровень жизни народа, его культура, материальные и духовные ценности, общество, политика; но, однако, они являются факторами социального влияния. Главным фактором при формировании личности подростка является семья и школа. Сегодня остро ставятся вопросы связи школы и семьи. Но "связь школы и семьи только тогда имеет положительное значение, когда обе стороны активно руководствуются принципами морали. Школа может и должна положительно влиять на Семью, развивать и поднимать уровень нравственных средств семьи и тем самым помогать общему развитию воспитания детей.Но, однако, непосредственным воспитателем личности подростка является ближайшее окружение, в котором он живет. Именно в подростковом возрасте начинается ускценное стремление к общению с товарищами, сверстниками, в этом общении подросток больше всего открывает самого себя, формирует свое мировоззрение. Огромно влияние, которое действует на развитие ребенка так называемой "улицы",-очень часто выступает в качестве решающего воспитателя подростка, который пробуждает его интересы и наклонности отнюдь не самого лучшего плана. Естественно, нельзя отрицать любые формы наследственности, которые по-своему моделируют поведение, но осуществление морального или аморального поведения в целом зависит от воспитания, от среды и, естественно, от условий жизни.

Социологическое обследование несовереаеннолетних преступников в АвчальскоЯ воспитательно-трудовой колонии показало, что большинство парней были либо из неполной семьи, иа семей алкоголиков, либо из семьи, где обычной оказывается конфликтная ситуация. Некоторые из обследованных были из детского дома. Для

I. Чавчавадэе И. - Из кн. Тавзишвили Г. "Избран.пед.сочинения. т.11 (на груэ.яз.). Тб. "Просвещение", 1977.

детей таких семей, где ребенку уделяется мало времени, где отсутствует материнская ласка, где дети брошены на произвол судьбы, коротка дорога до преступления. Иногда преступление подростки соверпают для того, чтобы чем-тр "выделиться" из среды товарищей, „ порой бывает наоборот - случайно попав в плохую компанию, подросток старается вести себя на уровне новых товарищей. Некоторые подростки совершают преступление от недостаточного контроля со стороны старших, иногда - наоборот, когда взрослые излишне опекают подростка, впоследствии вопреки этой опеке подростки стараются поступить неадекватно требованиям старших, что в большинстве случаев кончается преступавшем.

Очевидно, что педагогическое вмешательство, которое выражает бережное отношение к детям, руководит желанием предотвратить зло, направленное на выбор наиболее гуманных решений, может ускорить и утвердить положительный нравственный климат.

Во второй ггаве - "Искусство, как фактор воспитания и перевоспитания человека, и в том числе несовершеннолетних преступников" - раскрываются различные аспекты процесса воспитания, эффективность воспитательного воздействия искусства на подрастающее поколение. Теоретически обоснованы роль и потенциальные возможности отдельных видов искусств, пути их коопер!рования в процессе решения социально-педагогических задач. "Искусство, как важнейший род эмоционально-чувственной деятельности человека,

объединяя в себе момент созидания, творчества с восприятием,

«

пониманием созданного, есть особая форма познания мира. Она раскрывает путь и расчищает дорогу самым глубоко лежащим нашим силам... Все прикладное значение искусства в конечном счете сводится к его воспи/гывающему действию".*. Воспитывающее воздействие искусства определяется тем, что через образы произведения ис-

I. Выготский Л.С. Психология искусства. 11., 1968. ст. 321, 322.

кусотва раскрываются истина и ложь, добро и зло, красота. В дани ном разделе раскрыты современные представления о связи искусства с воспитанием подрастающего поколения.

В решении ряда специфических задач, связанных с воспитанием средствами искусства, автор, опиралась на многочисленные труды А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Л.С.Выготского, И.Чавчавадзе, Я.С.Гогебашвили, Е.В.Квятковского и др. В этом разделе рассматриваются вопросы возрастных особенностей при воспитании разных видов искусств. При помощи искусства подросток строит фундамент, широкую базу формирования мировоззренческих ориентация. "Книга и фильм не только объективно, но и в представлении подростков выступает как средство познания жизни лодей. То и другое является своеобразным способом вхождения в разные стороны жизни взрослых и проблемы человеческих отношений. Именно книги и фильмы позволяют подростку узнать о сложных отношениях и чувствах, о их месте в жизни человека. Они различают границы жизни подростка, обогащал* его духовно",* Искусство своим духовны« опытом, воспитательны« значением помогает а становлении личности. Именно с помощью художественных образов произведений искусства подростки учатся видеть и воспринимать мир, жизнь, действительность.

Подростковый возраст самый трудный, ответственный и самый активный период формирования личности, так как именно в этот период налаживается фундамент, который во многом определяет дальнейшее развитие в формирование личности. В подростковом возрасте происходит искание пути к созданию окружающей действительности, в котором огромную роль играет воздействие искусства на обогащение и становление духовного мира подростка. "Духовное

I. Возрастная и педагогическая психология. Ред. Петровский A.B.

И., 1979. с. 145.

гаргокическое развитие ребенка представляет идеал для образования и воспитания".* В диссертации исследованы теоретические проблемы развития духовной сферы несовершеннолетних преступников и их перевоспитания средствами разных искусств.

В 1Д-ей главе - "Психолого-педагогические требования к системе перевоспитания несовершеннолетних преступников средствами искусства* разработаны теория и практика перевоспитания несовершеннолетних преступников. Явление объяснено с точки зрения научной теории, реализация которой осуществляется с помощью методики воспитательной работы, как решающий фактор оздоровления морально-психологического климата, в котором происходит перевоспитание преступников.

В разделе I главы Ш - "Исследовательская работа в перевоспитании несовершеннолетних преступников" - определены пути дальнейшего совершенствования методов и средств перевоспитания, которое требует кадоинального улучшения процесса воспитания, использования наиболее активных фор* и методов работы.

Непосредственной работе над этой темой предшествовал четырехлетний подготовительный отад, в течение которого нами было проделано теоретическое осмысление интересующей нас проблемы» была налажена постоянная связь и взаимодействие с социологической лабораторией при МВД ГССР, с отделением несовершеннолетних

прокуратуры г.Тбилиси, что позволило провести наблюдение над

преступными действиями несовершеннолетних. Мы имели возможность ознакомиться в библиотеке академии МВД СССР с весьма насыщенной и интересной криминальной литературой. Все это, естественно, очень домогдо нам в формировании теоретических выкладок и соображений, эмпирическая реализация которых была осуществлена в

I. Гогебашвили Я.С. Из кн. Тавзишвили Г. "Изб.пед.соч. т.П. (на груз.яз.). "Просвещение". Тб. 1977, ст.323.

1966-87-68 годы в Авчальской исправительно-трудовой колонии несовершеннолетних преступников. В течении трех лет (1986,1987, 1988) в Авчальской воспитательной трудовой колонии нами была проведена экспериментальная работа. Ее структура включала элементы социальных установок и приобщения несовершеннолетних правонарушителей к разным видам искусства с их помощью систему перевоспитания. В исследовании социальной установки автора интересовало отношение преступников к совершенному ими преступлению. Применялся метод семантического дифференциала. Объектом исследования были несовершеннолетние преступники.

Были обследованы 300 преступников, виды преступности - воровство, грабительство, угон мотоцикла (количество угонщиков мотоцикла превышало угонщиков автомашин), хулиганство, наркомания. С целью выявления недостатков и пробелов в воспитании несовершеннолетних преступников и основных предпосылок,из которых в дальнейшем- вырастает преступник, исследователя, в первую очередь, интересовало, что же является основным звеном, толчком, который ведет подростка к преступлению. В предыдущих главах теоретически были обоснованы фактор), которые становятся поводом к преступлению. В большинстве случаев этот результат беспризорности, недостаточности внимания со стороны родителей, семьи. Данные анкетирования выявили, что 282 подростка жили в неполной семье, в конфликтующей семье (7), либо в семье алкоголиков (12), в семьях» где дети.росли с мачехой или с отчимом (после смерти матери или отца (Б), 2 парня были из детдома. Большинство подростков из неполной семьи жиля у бабушки (Б). 17-18 подростков, отбывавших наказание в Авчальской воспитательной трудовой колонии, жили в нормальной семье, однако дети росли без надзора родителей, в течение всего рабочего дня оставались одни на попечении двора и ули^ы. И только один рос в действительно нормальной семье, где его окружали боль- . шим вниманием, воспитывали так, как нужно каждому подростку.

- 20 -

В итоге получилась такая картина:

Таблица X

Социальные факторы жизни несовершеннолетних преступников, оказавшихся в Авчальской воспитательной трудовой колонии '

Наименование вида семьи Количество <г ~ Ott о ь X vi i 1 я о о я >>х sl я а «ЧЭ Vä. Детдом

I. Неполная сею>я 255 ! 85 159 53 96 - 32 54 18

2. Конфликтующая семья Алкоголизм Ребенок рос " без матери Ребенок рос без отца Нет родителей 7 12 4 ' 2 2 2,3 - - - -

3. 4. 5. "б. 4 - - I -

1.3 0,7 0,7 3 I 0,3

------- ■ 2 0,7 - -

о Л г. V, 1

8. ; А Семья,где работают мать и отец 17 6,7 - - - -

Семья,отдав-сая все си-5 лы на воспитание подростка В итоге: -............1 21 300 0;3 100 162 j 54 98 32, 55 ! 18,: 2 0,7

Нас интересовали виды преступления, совершенных несовершеннолетними. Как выяснилось, из 300 преступников за краяу были осуждены 250 подростков, за грабеж - 20, за хулиганство - 15, за угон автомашины или мотоцикла - 7; за хранение наркотиков -3, за употребление наркотиков - 2, за убийство - 2, за участие в ьзартных играх - I. Таблица наглядно показывает характер преступлений, совершенных несовершеннолетними."

Таблица 2

Характер преступлений, совершенных несовершеннолетними, находящиеся в Авчальской воспитательной трудовой колонии

Наименование статьи Статья 1 УК ГССР И « о ю а С— Хулиганство Угон а/машин Хранение наркотиков Употребление наркотиков Убийство Азартные игры

I. Кража личного имущества 150 250 83,3

Грабеж_________ 115 20 15 Б;7

3. Хулиганство 228 5

Угон машин У 2,3

5. Хранение наркотиков 3 I

6. Употребление наркотиков 2 0.7

7. "8. Убийство 2 0,7

Азартные игры 235 I 0,3

Вот как выглядит линия преступности в графике: Графгк I

В исследовании установки, ведущей к преступному поведению, нас, в первую очередь интересовало, насколько подростки, совершая преступление, представляли о грозившей им опасности. Был проведен опрос 300 несовершеннолетних преступников в той же Авчаль-ской трудовой-воспитательной колонии. Вот его результаты:

Э.А. (17 лет) - отбывает наказание за ограбления квартиры. Ограбил соседнюю квартиру, взял из квартиры магнитофон. "Нил я с папой и с младшим братом. Мама у нас рано умерла. Воспитывал нас папа, если воспитанием мокко назвать то, что он возвращался после работы домой поздно, почти всегда пьяным. Моим единственным удовольствием было слушание музыки, когда наш сосед включал магнитофон, Мне даже во сне снилось", что у меня есть магнитофон. Это желание настолько мною овладело, что очень часто мне на ум приходили оазные способы для приобретения магнитофон®^ И sot. когда выпал случай, я взял именно тот магнитофон соседа, который мы

с братом слушали. Когда я вошел в квартиру, я думал, что дома »

кет никого. Но там оказалась бабушка. В тот момент, когда я брал магнитофон, я ни о чем не'думал, кроме той радости, что в руках держал мой магнитофон. Когда я вошел в квартиру, я глазами искал только магнитофон, хотя в спальной комнате, на трельяже лежали драгоценные кольца. Я даже не взгляцул на них и прошел мимо., А когда в руках держал магнитофон, выбегая из квартиры, столкнулся с бабушкой, настолько мод мысли были заняты тем, что я в руках дерау магнитофон, в тот миг даже не подумал о том, что она меня узнает, что я, войдя в чужую квартиру и взяв чужой магнитофон, тем самым совершил тяжелое преступление. Конечно, я не говоре то, что я не' знал, что это преступление, но настолько мое .желание иметь магнитофон было сильным, что, сбвершая преступление, но думал, что совершаю преступное поведение, не смог осознать всю тяжесть и серьезность своего поведения".

Ш.П. (18 лет). Осужден за ограбление квартиры. Отец умер. Осталась мать с семерыми детьми на руках. Учился Ш.П. в проф.учи-лище. Свои заработанные деньги целиком отдавал матери. Деньги на оплату дороги давала сама мать. "Да я сам больше и не просил, потому что семья очень нуждалась. Кили мы после смерти отца бедно. У меня была возлюбленная девушка. На день ее рождения мне очень хотелось подарить ей часы, такие пластмассовые, разноцветные. Но я знал, что те деньги, которые я отдавал маме, не мог потратить на часы. К сожалению, это я настолько твердо знал, что не мог представить, чем могло кончиться то, на что я неосознанно пошел. Я проследил за девушкой, которая носила точно такие часы, какие я хотел подарить своей девушке. И вот однажды, когда дома у этой девушки не было никого (жили мы в селе), я вошел в квартиру, взял часы и вернулся счастливый, ведь могло случиться, что часы не оказались бы в доме.А еще более счастливым я почувствовал себя тогда, когда эти часы я подарил своей девушке. И настолько это чувство превышало все, что я даже не мог осознать, то тяжелое преступление, которое я совершил."

К.З. (18 лет). Семья неполная. Мама работает на фабрике. Отец женился на другой женщине. Учился в профтехучилище. Отбывает срок за угон автомашины. "Я сам не знаю, как это произошло. Были мы с товарищем на днб"рождении. Там выпили. Когда возвращались домой, захотелось покататься на машине. Угнали машину и катались на ней два часа. Мы собирались поставить машину опять на свое же место, но не успели, задержали. Только когда нас задержали, я осознал всю тяжесть своего поступка, но было уже поздно".

И.А. (17 лет). Ученик 10-го класса. Семья - неполная. Нил у бабушки. "Ночью, когда позвонила девушка, с которой я летом отдыхал в лагере, я должен был встретить ее в аэропорту. Так как до аэропорта было далеко, а денег у меня не было, да еще была

полночь, час-тридцать, я решил взять мотоцикл соседа, только для того, чтобы привезти дечушку с аэропорта. Я тогда даже не думал, что совершай что-то противозаконное, так как собирался верить мотоцикл на место. Но когда я возвращался из аэропорта вместе с девушкой, во дворе увидел милицию, только тогда я осознал свой поступок". .

П.В. (17 лет). Учился в селе. После окончания восьми классов уехал в город учиться в ПТУ. Еил там в общежитии. Любил играть на гитаре. Ходил в музыкальный кружок. Отбывал свой срок аа наркоманию. "По вечерам мои товарищи по комнате часто приносили какой-то цветок, как я потом узнал, это был мак. Варили они по вечерам его, а потом, пили. Пак продолжалось некоторое время. Вначале они мне не предлагали тать его. Я сперва не догадывался, что они :: пне ::когдг стазгспклось больно, что они »Кб не предлагали тать шесте с ними. Так как они его заваривали как чай и лили чайными стаканами, мне и на ум не приходило, что это могло быть. Но однажды, они меня послали, указав место, вместе с одним парнем, сорвать цветы-мак. Я с удовольствием согласился и был даже рад, что мог им услужить. Сорвали мы очень много цветов. Привезли домой - в интернат. Там его заварили. Вот тогда они и мне предложили выпить вместе с ними. Когда я выпил немножко эту настойку, мне стало неприятно. Мне стало холодно, мною овладело

неприятное чувство, но я не хотел показать, что оно мне так не-

«

приятно. Так я поначалу с неприятным чувством выпил ее. После того, как я выпил 3-4 стакана настойки, я почувствовал нечто иное, что до сих пор я не замечал. А после выпивки мною овладело приятное чувство. Так постепенно не замечая и не анализируя^ свой поступок, я привыкал к этоцу напитку. Чем дальше дело шло, тем больше я чувствовал, что уже ни одного дня не могу вытерпеть без настойки. Отложив свою гитару в сторожу, оставив свой цувы-

кальный кружок, единстве игам моим удовольствием стала выпивка этой настойки. И даже на ум не приходило подумать о своем поступке. Да и как мне можно было думать, если мой мозг притупился после этой выпивки.

Опрос 300 человек показал неосознанность преступных деяний» когда преступный акт совершается для осуществления другой цели. Только два подростка совершили преступление осознанно.

Б.Л. (17 лет). Семья довольно интеллигентная. Учился в цузы-кальном училище, на струнном отделении (скрипка). "Когда я был маленьким и шел по двору со скрипичным футляром, все ребята двора меня называли "маэстро". Вначале я не обращал внимания на это. А когда я хотел вместе с ними поиграть, они подсмеивались надо мной, говоря, что это тебе не скрипка, лучше поиграй на своей скрипке. В первую пору мне становилось больно, а потом, когда я чуть-чуть подрос, эта ситуация настолько действовала на мое самолюбие, что я готов был пойти на любую авантюру, лишь бы они поверили в мою мужественность, мечтал чтобы кто-нибудь из них попал в,такую беду, откуда я мог бы вывести любого из них. Но такого случая не было. А когда один раз я услшал, с каким восторгом- они говорили о каком-то "законном" воре, живущем в нашем дворе, у меня в голове мелькнула мысль сделать хотя бы приблизительно то, что делал этот "герой", "законный" вор. Так постепенно во мне заровдался профессиональный вор. То я в уме похищал деньги из банка, то грабил квартиры. Не пропускал ни одного детективного фильма, где можно было наглядно посмотреть, как происходит воровство. Если раньше увлекался книгами, где рассказывалось о настоящих героях, которые боролись за счастье народа, погибали за родину, теперь я из библиотеки приносил такие детективы, где больше рассказывалось о воровстве, о грабеже. Дома надо мной шдаучивали, что я хочу, наверное, стать юристом

или "комиссаром Мегре". И никто не догадывался, что килехо внутри моего сердца, к чему я стремился. И вот настало время, чтобы осуществить мою "героическую" мечту, я внутренне, психологически почти уже бьи готов. К нам по-соседству перешли новые жильцы. Судя ш мебели, которую они переносили, люди во дворе говорили, что они, видимо богатые. По своему опять-таки ложноцу воображению я не смел бы бедного обворовать. Вот и решил при случае обокрасть их. И атот случай скоро настал. Они меняли дверь и пока еще не поставили новые замки, я легко вошел в квартиру тогда, когда никого из них не было дома. Я не обращал внимания, что я брал, для меня это было все равно. Лишь бы обокрасть. Я даже не знал, что я буду делать с этими ворованными.вещами. Но мне не пришлось об этом долго думать. Несмотря на то, что никто и не мог -эйподозрктъ ¡¿екя е стсм горсвстБб, даже вей еосёди были возцущены на милицию, когда меня задержали и все от изумления как-будто на месте окаменели, когда я сам каким-то патетическим тоном заявил, без сопротивления, что это действительно сделал я» И только попав на скамью подсудимых, смотря на заплаканные мамины глаза, смотря на убитое грустное лицо папы, я понял по кахой ложной дороге я шел, только тогда и понял всю тяжесть своего поступка.''

При опросе выяснилось, что преступление может совершить личность, которая отвергает преступность как антиобщественный, аморальный поступок, но совершает его. Ни в психологии, ни в криминалистике не уяснен имцульс, по котороцу действует личность при совершении такого поступка.

Д.Г. (15 лет). Ученик Н класса. Мама работает в гостинице. "Вечером я зашел к маме в гостиницу. Я чаще заходил по вечерам за мамой, откуда мы возвращались домой вместе. Когда я к маме поднялся, мама была озабочена тем, что какие-то иностранки оста-

вили дверь номера открытой. Она мне велела стоять возле открытой двери, а сама пошла за дежурной по зтажу. Я сам не знаю, что меня толкнуло. Я зашел в открытую дверь. На диване лежали разные заграничные вещи. Я невольно добронулся до них сперва от интереса, а потом что со мной произошло, и сейчас не могу уяснить. Бвстрым движением собрав, что смог собрать, забросил в свою спортивную сумочку, и не подовдав мамы, выскочил из гостиницы. Что я сделал бы с этими вещами, не могу сказать. Одеть я их не собирался, да и не смог бы, и продать их я не собирался. Но не успел и решить, что с ними делать, как меня задержали".

Исследуя преступное поведение несовершеннолетних, мы выяснили, что из 300 обследованных осознанное преступное поведение обнаружили 30 человек. В зависимости от ситуации преступное деяние совершили 9 человек. Преступное поведение, которое является не первичной целью и осуществлялось для достижения другой цели, которая может быть достигнута через осуществляемое преступное деяние, совершили большинство подростков. Совершил умышленное преступное действие 21 человек.

Преступное поведение,осуществленное 300 обследованными

График 2

7 10Ц / / 4 3£ 60%//

30 9 240 21

Осознанное преступное поведение Ситуационное преступное ло- 1 ведение Преступное деяние, для осуществления другой первичной цели Умышленное преступление

На следующей этапе выл проведен анкетный опрос несовершеннолетних правонарушителей, по психологической оценке преступных деяний. Для проверки эффективности экспериментальной работы мы не могли подобрать контрольную группу подростков, с которой могли бы сопоставить экспериментальную группу. Для проверки результатов эксперимента мы сопоставляли экспериментальную группу с новыми заключениями, которых, к сожалению, почти ежемесячно привозили в колонию. Таблгца 3 Анкетные опросы на психологическую подготовленность 300. исследуемых до экспериментальной работы

Наименование, опроса Да а ьет % не знаю % не ' думал %

Осознание вины 176 58,7 .7 2,3 17 5,7 100 зз.з

Правильность приговора Пб 38.7 15 5 150 50 19 £.3

Имеются ли планы,осуществление которых намечено на период после освобождения 165 55 40 13,3 40 :з,з 55 18,4

Способен ли после освобождения повторить преступный поступок 22 7,3 36 . 12 132 44 НО зе.7

Хотел бы вернуться в тот же коллектив, где училоя, работал 104 34,7 160 СО 10 3.3 6 2

Как вы смотрите на ваше будущее, 1 сможете ли вести нормальный образ жизни, есть ли какие-то желания и планы на будущее 70 ¿О, О 30 ю 70 >3,3 130 43,4

В разделе П главы Ш рассмотрены методические принципы проведения опытно-экспериментальной работы, призванной пробудить активность жизненной позиции несовершеннолетнего правонарушителя, которая является важнейшим условием перевоспитания.

- 29 -

Таблица 4

Анкетные опросы на психологическую подготовленность 300 исследуемых после экспериментальной работы

Наименование опроса Да 1% [Нет _ __1 % ,'Не [знаю % Не думал *

Осознание вины 216 72 ! б 2 48 II 30 10

Правильность приговора 170 56,6 30 10 89 39,7 II 3.7

Имеются ли планы,осуществление которых намечено на период после освобождения 233 72,7 13 4,3 29 9,7 25 8,3

Способен ли после освобождения повторить преступный поступок б 2 235 78,4 46 :5,з 13 4.3

Хотел ли вернуться в тот же коллектив, где учился,работал III 37 176 59,3 •5 1.7 6 2

Как вы смотрите на ваше будущее,сможете идти в строю нашего общества, есть желание? 263 87,' 1 21 7 9 3 7 2,3

Цуть к решению проходил" через широкое использование искусства. Была разработана методика использования разных искусств, разных фор* работы с ними на этапе организационного восприятия и осмысления как основы перевоспитания.

В эксперименте были задействованы сами правонарушители и разные художественные группы. На исходили из предположения, что искусство пробуадает активное отношение к миру, стремление действовать активно, что удовлетворение и развитие художественных интересов создает благоприятные условия для воспитания и перевоспитания несовершеннолетних преступников.

Создавая методику использования искусств в работе с правонарушителями, автор руководствовался стремлением пробудить, удовлетворить, развить художественные интересы подростка, оказавшегося

в заключении. При этой учитывалась индивидуальность, специфичность таких подростков и условия Изоляции, где отбывают наказание подростки.

С помощью администрации Авчальской воспитательной трудовой колонии были созданы условия для приобщения подростков к искусству. Многие из этих ребят не были приобщены к умению рыотреть, читать, видеть, слушать, слышать, без чего невозможно постижение художественных ценностей. Прежде чем приступить к эксперименту, мы провели анкетный опрос, который нам помог определить уровень художественной подготовленности подростков-преступников. Существенной фазой являлось определение влияния искусства на перевоспитание, на формирование единства.сознания и поведения, мировоззрения и морально-волевых качеств. Разработаны общепедагогичес-•кие и методические принципы приобщения к искусству несовершеннолетних важнейшие условия перевоспитания. Tax как проблем далека от исчерпывающего решения, чем и определяется наш интерес х ней, автор стремилась найти научно-достоверное, теоретически обоснованное, практически подтвержденное, достаточно аффективное решение вопроса, которое могло бы направить кассовую практику по благоприятному пути. В первую очередь был проведен анкетный опрос 300 несовершеннолетних преступников, цель которого - выявление преимущественного интереса х тому или иному виду искусства. Анкеты включали следующие вопросы:

I. Какой вид искусства нравится вам больше других:

а.) эстрадная (легкая) музыка;

б) литература;

в) кино;

г) театр;

д) изобразительное искусство;

е) серьезная музыка;

ж) хореография (балет,народные,бальные и современные танцы.

- ~ Графгк 3

Характеристика направленности интересов

данные о различии интересов к искусству в значительной степени проявляют отношения изолированных подростков к искусству, в значительной степени определили возможную роль искусства в ра-

боте, связанной с перевоспитанием.

Надо.отметить, что проблема фунта, искусства в интересую-

-лещей нас области разработана недостаточно, хотя имеются работы М.С.Когана, Л.Н.Столовича, А.В.Щербакова и др., которые мы учитывали в своем исследовании. При использовании разных видов и-кусства мы исходили из убеждения, что сущность искусства, его функция во многом зависят от состояния потребностей самого человека. Практика дает немало примеров одностороннего развития художественных потребностей, но следовало иметь в виду то, что не все виды и жанры искусства и не всякое искусство способны в равной степени оказать функциональное воздействие на кавдую данную личность.

Как показал эксперимент, у подростков, находившихся в Ав-чальсхой воспитательно-трудовой колонии, преимущественный интерес к различным видам и жанрам искусства проявляются по-разному, обнаружилась различная степень развитости художественного вкуса. Пришлось искать пути пробуждения интереса формирования потребности а общении к различным искусствам и тем обеспечить функциональное воздействие искусства.

Для достижения цели в методику ознакомления с искусством мы включили беседы о различных видах искусства, дискуссии и тем способствовали решению вопроса о социально-психологической предпосылке формирования отношения подростков к искусству. Особое внимание было уделено методике, основанной на активном художественном действии исследуемых. Выли выявлены художественные способности и возможности подростков: 72 подростка обнаружили и интерес и увлеченность музыкой, поэтому эксперимент включал исполнение музыкальных произведений силами самих испытуемых. Был отобран соответствующий репертуар. После большой предварительной работы организован концерт с участием испытуемых. Конечно, нельзя говорить о высоком исполнительском уровне концерта - это и не было нашей целью. Главное, что у подростков появилось лю-

бимое занятие, увлечение, интерес, которые явились залогом решения перспективных задач перевоспитания. Кроме концертов собствен-ны&я силами правонарушителей часто организовывались концерты с участием разных молодежных групп, привлеченных со стороны. При организации таких концертов большое внимание уделялось разнообразии содержания концертов. В них включалась эстрадная легкая музыка, во всех разновидностях. В экспериментальную методику мы включили совместные концерты с участие несовершеннолетних преступников и молодежных групп со стороны. Такие концерты оказались цводотворньзш в осуществлении намеченных целей перевоспитания.

Эксперимент включал ознакомление подростков с изобразительным искусством, пробуждение интереса через духовно-эмоциональное содержание, систему пробуждения природных способностей, формирование умения видеть жизнь и внимательно, с интересом всматриваться в нее. Отсутствие этих черт дает негативный результат яри форя!ровании нравственного идеала мировоззрения подростка, что в конечном счете и является основным условием преступного поведения. Образцы произведений, использованных в экспериментальной методике, включали в художественное творчество разных народов; предполагалось создание собственных картин и произведений декоративно-прикладного искусства. Была создана специальная программа бесед об изобразительном искусстве, о выдающихся художниках. Беседы проводились в течение 3 лет. До реализации идей экспериментальной методики 300 обследуемых подверглись анкетному опросу. Он показал, что изобразительное искусство является наименее предпочитаемым видом искусства. .

В экспериментальную методику включены беседы об изобразительном искусстве, его разновидностях; о творчестве художников, современных грузинских, русских и зарубежных, мастеров эпохи Возрождения., Каждая беседа сопровождалась показом иллюстративн х

- 34 -

Таблица 5

Интерес несовершеннолетних правонарушителей к изобразительному искусству

Наименование вида изобразительного искусства Любимые авторы % (Любимые произведения % Современные художники % ' Собственное творчество %

Живопись 35 II .7 9 3 10 3,3 93 31

Скульптура 13 4,3 7 р 8 2.7 3 I

Декоративно-прикладное „—Искусство______ 3 I 51 17 7 5.3 128 42,7

Графика 0 — о 0 — 38 12.7

Архитектура 0 — 233 г?7,; 0 — 0

В итоге 51 16 300 100 25 8.3 262 87,4

материалов. Работа преследовала дела формирования и развития интересов и потребности в общении с изобразительном искусством, в том числе:

а) пробуждение интереса и потребности в общении с изобразительным искусством;

б) развитие восприятия изобрательного искусства;

в) развитие творческого воображения, позволяющего видеть окружающий мир во всем богатстве форм, линий, колорита;

г) развитие навыков правильных суждений о произведениях изобразительного искусства.

Темы бесед об изобразительном искусстве были многообразны и по содержанию и по форме. Они преследовали следующие цели:

а) обогащение понятийного мышления;

б) формирования представлений о многогранности вкуса;

в) изучение таких сложных понятий, как прекрасное и безобразное, комическое и трагическое;

г) сделать изобразительное искусство и окружающую действительность предметом осмысления, связать их восприятие с собствен-

нши усложнявшими переживаниями, выявленными окружающим миром, умение видеть мир и себя в нем.

В течение 3 лет, проводя экспериментальную исследовательскую работу в области изобразительного искусства, мы развивали понимание подростками социальной функции изобразительного искусства.

Экспериментальная методика предполагала включение подростков в собственно-изобразительную деятельность. При этом мы руководствовались идеей, получившей распространение в психологии: "практически нет детей, которые не способны в той или иной области художественного самопроявления".* Экспериментальная методика опиралась на многолетний педагогический опыт практической деятельности с детьми, который помог найти оптимальное решение яри выборе условий, гарантировавших полную самостоятельность в творческой созидательной деятельности подростков. "По мере снятия ограничения в способе изображения, предоставления испытуемым возможности выбора - и усложняется смысл изображения, увеличивается его изобразительная и выразительная мощь, повышается роль

2"

индивидуальности автора".

Одним из средств перевоспитания несовершеннолетних преступников являлось киноискусство, как одно из важнейших средств массо-• вой информации, нравственно-эстетического воздействия на подростков. Важнейшее место кинематографа в процессе воспитания и перевоспитания обусловлено социально-психологическими , эмоционально значимыми возможностями его воздействия на личность. Это вызвано высокой степенью идентификации зрителя с миром экрана. "Идентификация рассматривается как психолотическое отождествление читате-

1. Морозова Т.В. Динамика художественного развития школьника в процессе изобразительно-творческой деятельности.В, кн.: Роль искусства в развитии способностей школьников, а., Педагогика. 1965. с. 77.

2. Щербаков А.Н. Проблемы руководства изобразительным искусством подростков. Там же.

ля, зрителя с героями произведения, как своеобразный "перенос" своего "я" - переживаний, оценок, мотивов, желаний, представлений и т.д. на герое художественного наказа произведений".*

Большая воздействующая сила кинематографа определяется тем, что зритель как бы становится действующим лицом, переживает происходящее на экране, в результате происходящее дроис шествие становится для зрителя процессом накопления собственного опыта. Киноискусство обладает огромными возможностями воспитания и перевоспитания". Оно воспитывает у молодого человека определенные взгляды на жизнь и общество, принципы, симпатии и антипатии, т.е. способствует формировании внутренних образов, регулятором поведения, которые в будущем сравнительно устойчи-

"2

вым образом будут влиять на его идейно-нравственное поведение. Эксперимент убедил в огромной роли киноискусства в формировании внутреннего мира подростка, находившегося в экстремальных условиях детской колонии для несовераеннолетних правонарушителей. Но превде охарактеризуем характер интереса подростков к киноискусству. (см. таблицу)«

С учетом выявленных интересов к различным жанрам киноповествования строилась система работы, преследовавшая цели перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей.

В 1У главе - "Опытно-экспериментальная проверка эффективности системы воспитательной работы с несовершеннолетними преступниками", призванной пробудить активность жизненной позиции, которая является важнейшим условием перевоспитания,рассматривают-

1. Джа^арьян H.A. Эстетические потребности. К., 1976,

2. Левшина И.С. Любите ли вы кино? В кн. Роль искусства в развитии ^способностей школьников. Ы. Педагогика.

ся результаты, обобщающие психологические и социологические исследования, проведенного в Авчальской воспитательной трудовой колонии г.Тбилиси. С опорой на результаты опыта художественного воспитания,на теоретическое осмысление условий художественного развития детей подросткового возраста, в главе определены,теоретически и практически реализованы возможности повышения эффективности перевоспитания несовершеннолетних преступников в условиях занятий искусством. В главе охарактеризованы педагогические условия, которые позволяют индивидуализировать внимание к личностным характеристикам несовершеннолетних правонарушителей, проходящих перевоспитание под влиянием разных видов искусства. В процессе исследования, материалы которого стали основой нашей работы, мы попытались рассмотреть, как воздействует искусство на несовершеннолетних, оказавшихся в колонии, приобщившихся к нему, и тем самым выяснить характер влияния искусства как существенного фактора перевоспитаний, В осмыслении малоисследованных аспектов духовной жиани несовершеннолетнего подростка, мы старались реализовать в воспитательно-трудовой колонии то лучшее, новое, которое поможет воспитателям исправительных учреждений научно обоснованными организационно-методическими рекомендациями, обеспечивающими повышение результативности усилий занятых воспитанием и перевоспитанием "трудных" и "преступных" подростков. При этом, разрабатывая результаты эффективности нашей экспериментальной методики, с целью развития у несовершеннолетних подростков воспринимать, оценивать, творить красоту, мы постарались отразить их мысли, поступки, переоценивая и их художественные интересы.

Эффективность результатов, полученных в экспериментальной группе, оценивалась сопоставлением ответов на вопросы анкет до эксперимента и после эксперимента, в некоторое случаях при

оценке эффективности нашей экспериментальной методики мы пользовались сравнением поведения подростков, входивших в экспериментальную группу, с поведением подростков, которые находились в колонии, но оказались вне влияния наша методов, либо только поступили в колонию.

Первые шаги в перевоспитании и исправлении осужденных начинаются с того момента, когда они оказываются осужденными за свой преступный поступок; для воспитательного процесса фактор осознания своей вины играет первостепенное значение. Вот почему в оценке результатов эксперимента этот показатель приобретал главенствующую роль.

Таблица б

Осознание вины

До эксперимента К-во ef /а После эксперимента К-во %

______.М.... 40 13,3 да 176 58,7

нет 12 4 нет 6 2~

не знаю 118 39,3 не знаю 78 26

не думал 130 43,3 не думал 40 13,3

Был учтен также такой фактор, как оценка подростком соответствия своей вины и наказания. Мы считаем, что это один из главнейших факторов, направляющих преступных подростков на истинный путь (см. табл. 6, 7)

Перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей подразумевает, в первую очередь, выработку активной жизненной позиции, которая представляет своеобразный синтез убеждений и практический действий, жизненных стремлений, и ценностных ориентации. Насколько в эксперименте этот вопрос был решен положительно, интересным должно быть сопоставление анкетных данных, получен-

Таблица 7

Отношение несовершеннолетних преступников к приговору суда

Правильность осуждения (ответы осужденных)

До эксперимента К-во % После эксперимента | К-во % '

Да 54 18 183 61

Нет 37 12,3 18 6

Не знаю 139 46,3 67 22,3

Не думал 70 23,3 32 10,7

Таблица 8

I I

Имеются ли планы изменения поведения и жизни после*освобождения

До эксперимента К-во * Л> После эксперимента К-во %

Дд 68 . 22,7 17,7 23 Да 229 79,7

Нет 53 Нет Не знаю 17 5,7

Не знаю 69 21 7

• Не думал НО 36,7 Не думал 38 II

ных до и после эксперимента. (Табл.8, 9).

Таблица 9

Способен ли после освобождения повтортть преступный поступок

До эксперимента Количестве % После эксперимента Количество • %

Ди 28 9,3 да ■ I 0,3

Нет 13 4,9 нет 257 85,7

Не знаю 136 45,3 не знаю 23 7,7

Не думал 123 41 Не думал 13 4,3

На вопрос, хотели бы подростки вернутьбя в тот хе коллектив, откуда попали в колонию, ответы до и после эксперимента количественно почти совпали, хотя это не говорит о ток, что сознание, мировоззрение, оценочные ориентиры осужденных не изменились. Наоборот, ответы после эксперимента были рассудительными, достоверными. Отвергая желание вернуться обратно в свой коллектив, они (анкетируемые) объясняли тем, что им было бы стыдно за свои поступки, они не смогли бы посмотреть в глаза близких, знакомых, а в новом коллективе трудились бы честно и оавоевали уважение, что они больше стали верить в собственные силы, в будущее.

Проверка эффективности использования разных видов искусства для перевоспитания показала, что приобщение "преступного подростка" к искусству, пробуждение художественных интерес, овладение навыками художественной деятельности, рождает новую фазу. Подтвердились наш стремления использовать искусство в качестве доктора, влияния на общее развитие и духовное становление в формировании характера подростков. Результаты экспериментальной работы свидетельствуют об изменениях в эстетическом сознании;

при активности подростков, связанной с овладением ценностями духовной культуры, обнаруживаются потребности, которые являются своеобразным источником активности подростка. Так как потребность проявляется через интерес, они оба отражают и активизируют отношение "преступных подростков" к оуражающему миру. Обнаружилось, что именно в активном отношении к окружающему миру успешно реализуется духовное богатство подростков, что и привело к очищению нравственности оступившихся в жизни, к росту их самоизменения.

Эксперимент показал развитие ряда способностей и потребностей, активное стр>емление к восприятию и познанию произведений разных видов искусства на основе сложившегося эстетического идеала, который является определяющим фактором в системе социального поведения личности. Как показала практика, разнообразная художественная деятельность несовершеннолетних правонарушителей привела к успешноиу формированию идейной убежденности, изменения коснулись 98% обследованных. Формирование идейной убежденности намного расширило возможности формирования адекватного отношения к действительности, как к предмету познания и практической деятельности (изменения обнаружились у 71% обследованных).

Во взаимоотношениях несовершеннолетних преступников под влиянием занятий в разных видах искусства произошли положительные изменения: занятия искусством способствовали сознанию жизнеутверждающей атмосферы в колонии, дружелюбию, сглаживанию конфликтов, к стремлению приносить другим радость, помогать друг другу и поддерживать нормальные взаимоотношения. Нет сомнения, что, обладая этими качествами раньше, они вряд ли совершили бы свои противоправные деяния.

Таблица Ю

Динамика духовного развития под влиянием занятий разными видами искусства

До эксперимента К-во % После эксперимента К-во *

Художественный вкус 165 55 276 92

Интерес к различным видам искусства 165 65 300 _100

Эстетическое восприятие 186 62 291 97

Отношение к искусству 204 68 297 99 " ~

Расширение художественного кругозора 171 . 57 288 96

Отношение к действительности 180 60 291 97

Идейная убежденность 156 52 294 98

Механизмы оценочной деятельности 144 48 288 96

Поиски эстетического идеала 13В 46 285 95

Проведенное исследование дает возможность сделать следующие выводы.

1. В воспитательно-трудовых колониях необходимо создать условия для художественного воспитания несовершеннолетних правонарушителей, использовать все форм художественного воздействия, помочь подросткам увидеть, почувствовать, услышать прекрасное

в жизни и искусстве и тем помочь найти правильный путь в жизни, так как - произведения исхусства дают прекрасный материал для воспитания и перевоспитания несовершеннолетних осужденных народным судом.

2. Практическая работа и наблюдения в данной области показали, что приобщение к искусству несовершеннолетних правона-

ругателей создает оптимальные условия для оздоровления нравственно-значимых сторон поведения, наряду с развитием художественных интересов и потребностей, отличающих одну художественную систему от другой,

3. Общение с разными видами искусства расширяет представления об окружающем мире, о прекрасном в окружающем мире и тем предоставляет возможность для осознания своего места в жизни.

4. Искусство является важным эвеном в создании среды, которая определяет пути перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, формирует потребность в высокой культуре досуга, так как именно низкая культура досуга, бесцельное времяпровождение, потребление алкогольных напитков, первое знакомство с наркотиками, мелкое хулиганство - предшествуют преступлению подростка.

5. Искусство является существенно важным компонентом процесса воспитания и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, одним из эффективнейших средств идейного воздействия, способствующего успешному решению задач перевоспитания.

6. Предлагаемая в диссертации методическая система способна обеспечить перевоспитание несовершеннолетних преступников, даст возможность выполнить поставленную задачу морально-психо-логическгх подготовки к формированию единства сознания и поведения, чем и обусловлено отношение личности к общественной жизни.

7. Проведенное исследование не претендует на окончательное решение проблемы. Хотя экспериментальная работа показала перспективность и целесообразность разработанной нами методической системы, представляется целесообразным дальнейшее совершенствование предложенной методики перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей при помощи искусства.

В заключении определены теоретическое и практическое значение проведенного исследования, которое заключается в той, что нами была доказана приоритетная роль искусства в перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей. Она расширяет разносторонность их интересов, развивает духовные потребности и тем влияет на ряд существенных функций общего развития - познавательную, мировоззренческую, нравственную.

Результаты исследования дают содержательную основу для дальнейшего совершенствования художественного образования подростков, находящихся в специальных колониях, так как акцентируем развивающую я воспитывающую функцию искусства в общем развитии и перевоспитании.

В диссертации исследована воспитывающая роль искусства. Основываясь на теоретических идеях дидактики, автор раскрывает род методических положений, способствующих перевоспитанию несовершеннолетних, совершивших про'.-ивоправовые поступки. >

Методические идеи составляют систему развития духовной сферы несовершеннолетних преступников с помощью искусства, она состоит из следующих элементов:

1) деятельность по организации теоретической художественной подготовки;

2) деятельность по формированию практических художественных навыков;

3) деятельность по приобщению несовершеннолетних правонарушителей к художественным ценностям;

4) привлечение находящихся в колониях несовершеннолетних

к участию в художественно-творческой деятельности (самодеятельности).

В процессе перевоспитания большое значение имеет формирование моральных качеств, которые развивают отношение "преступных

подростков" к обществу, вырабатывают такие качества, как честность, доброта, стойкость и т.д. Особое значение приобретает формирование нравственных критериев как регулирующего фактора поведения. Вершиной перевоспитания несовершеннолетних преступников является формирование высо. х нравственных идеалов, которое обеспечивает добровольное с блюдение подростком существующих норм, правил и принципов поведения.

Для осуществления вышеуказанной задачи особо важно раскрыть причины преступности подростков, которые кроятся в разных жизненных аспектах - начиная от социальной среды (семья, улица), кончая педагогической запущенностью. Важнейшим компонентом для предотвращения преступности подростков является правильное воспитание в семье и школе, контроль, нормальный психологический климат, разумно организованная жизнь, авторитет родителей и педагогов.

Проведенное исследование, с одной стороны, показало всю трудность в перевоспитании несовершеннолетних подростков, с другой, - подтвердило перспективность и целесообразность системы нашей работы. После осмысления данных эксперимента мы постарались проверить эффективность эксперимента с помощью. X2 и & критериума. С помощью X" - критериума была проверена степень осознания несовершеннолетними преступниками правильности осуждения.

X2 - 116,1 (степень свободы 3) С помощью этого же критериума было проверено осознание вины несовершеннолетних преступников в преступных поступках после эксперимента

X2 - I

о

Для этих значений X - степень значимости.

Р 0,05

С помощью "Г -критериума была проверена эффективность приобретения навыков с помощью занятий разными видами искусства, что подтвердила эффективность нашего эксперимента. Для этих значений степень значимости

Р— 0,05

Таким образом, статические данные при проверке эффективности данного эксперимента, проведенного с несовершеннолетними преступниками в Авчальской воспитательной трудовой колонии г.Тбилиси с помощью X2 и -критериумов, убедительно подтвердили положительность и эффективность данного эксперимента.

Основное содержание диссертации опубликовано в ряде работ автора:

1. Перевоспитание несовершеннолетних преступников при помощи разных видов искусства. Ыокограф., Груз. ШИШ, » 620-Т90, 1990. (183ст>

2. Особенность процесса фо)1шрования потребности преступного поведения несовершеннолетних преступников. ГрузНИИТИ,

* 6Й1-Г90, 1990. (2Бет)

3. Развивающий фактор установки преступного поведения у несовершеннолетних преступников. ГрузНИИТИ, » 622-Г90, 1990^/£ет)

4. Как предотвратить преступность несовершеннолетних. "Скола да цховреба", 1990, 9 5. (бет)

5. Эстетическое воспитание учащихся младших классов школы искусств. "Скола да цховреба", Тбилиси, 1979, # 5. (^ст)

6. Восприятие музыки - средство эстетического воспитания. "Скола да цховреба", Тбилиси, 1980, Х> 9. С5«")

7. Творческая активность. "Сабчота хеловнеба", Тбилиси, 1981, » 8. С'З с7)

8. Эстетическое воспитание учащихся в общеобразовательной школе. Профессорско-препод.межинститут.научная сессия (материа-

лы), Тбилиси, 1905.

9. Эстетическое воспитание учащихся при помощи памятников истории культуры. Всесоюзная межведомст.научно-практич.конфе-ренц. (тезисы), Москва, 1985.

10. Дуть - мир прекрасного. Просвещение, Москва, 1988.£|5с7)

11. Формирование эстетически воспитательной личности школьника. Тезисы Всесоюзного научно-лрактич.семинара, Москва, 1988.

Л.