Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Преемственность социально-педагогических воззрений как фактор становления А.С. Макаренко - педагога

Автореферат по педагогике на тему «Преемственность социально-педагогических воззрений как фактор становления А.С. Макаренко - педагога», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Сочнев, Дмитрий Васильевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Нижний Новгород
Год защиты
 1993
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Преемственность социально-педагогических воззрений как фактор становления А.С. Макаренко - педагога"

егорЩ!]

скип государственным педагогический университет

О ¡и

Специализированный совет К 113.28.01 На правах рукописи УДК 37.01/09/

СОЧНЕВ Дмитрий Васильевич

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ А.С. МАКАРЕНКО - ПЕДАГОГА

Специальность 13.00.01 - теория и история педагогики

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Нижний Новгород - 1993

Работа выполнена на кафедре обшей педагогики Нижегородского государственного педагогического университета и кафедре психологии и педагогики в деятельности ОВД Нижегородской высшей школы МВД РФ.

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор Фролов А. А. Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Рабунский E.G. кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник

Ведущая организация:

Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского .

теории и истории педагогики, педагогической и возрастной психологии и методике преподавания русского языка в Нижегородском государственном педагогическом университете по адресу: 603005, Н.Новгород, ул.Ульянова, д.1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижегородского педагогического университета.

Автореферат разослан "jtjt" -¿1993 г.

Невская С.С.

.залита состоится <-£■ 1993 г. в

i

час. на заседании специализированного совета К ИЗ.28.01 по

/

Ученый секретарь специализированного совета . кандидат педагогических наук

А.Н.Немова

' ОБцАЙ ХАРАКТЕРНОTi¡КA PAROI U

Актуальность исследования. В условиях глубокого ингчлг.--ния всех crjep общественной яипни и нал:еп стране происх<.,ли>' переосмысление исторического опита отечественной педагог;;.1:;: и школы, усиливается кши/онио к дскократичоскж, прогрссскыв.-г; традиция:.', образования и воспитания. Дальнейшее рчзиктио получает главная функция воспитания - обеспечение преемственности поколений на основе усвоения и обогащения культурних достижений челоречестла. Современная педагогическая теория наследует и обновляет гуманистические и -.дике идеалы воспитания, представленные в дооктябрьской (1917г. ) отечественной и зарубежной. педагогике.

Выдагаиися вклад и разработку теории и практики воспитания внес А.С.К.акаренко (16Ъ5-1939). В последние десятилетия он рассматривается как один из наиболее авторитет! i:< представителей отечественной и (/яровой педагогики. По реилнип >J:r/Ji'.u 100-летие со дня его рождения в I9t-es г. било отмечено международной педагогической общественностью. В сентябре 1901 г. создана Международная накаронковская ассоциация.

Переос!!Ысленкс какаренковского наследия в современных условиях солро.чэудается попытками укалить его современнее значение и да*е дискредитировать, подставить п искажении.: виде. При этом используются не только старке, но и нем» гру-бо-политизирсваш-л'с стереотипы. В центре полемики «о-умюста и генезисе какаронковсксго вклада в педагогику оказывается вопрос о тс:.:, в каком соотношении находятся досоветский (I9C5-19I7) и советский этапн педагогической деятельности А.С."акаген.-:о. Требует пересмотра сло:?ив:к"ся в советском ма-!'аг>енкоподе!!:;:! взгляд, согласно которому этот педагог есо.чоло с ледов а" идея.'.- и социально-политической практике r!wcvKT"''pb-ского пег.недч, а по.'ут,1л.:в ранее знания и опит су:;ест";'-;:.М'-го значения для него не имели.

Концепция даяксго исслецоьанпя базируется на тж, что основн лолагогнческсй систо'и А.С.Уакз.р-сн:-о слокилисъ ■■ о с тскоо г;:-е;' я, и дев о. о рчио, в году, по,; бол;;':/:: ?•;••*-нием получен;пгх Р дооктябрьский период предстагле::':;'. - кг; позитивных, так и кегат::г;5-х:х. Наследие А.С.^каренко - гтн.ин пример диалектики преемственности к н&ватсрстт. Сет: •c.-=n:o -.диЪ?,еронииро?ак!п.!й подход к веспитанип у него оргчн;гк<г.":

связан с сохранением и развитием общечеловеческого достояния в области педагогики.

Вторым важным аспектом концепции исследования является характеристика А.С.Макаренко как яркого представителя со. циалы'ю-педагогического направления в области воспитания и образования. Его педагогическая система может быть достаточно глубоко осдаслена лишь в контексте многообразных связей с общественно-политическими явлениями и социально-гуманитарным знанием, характерными для переходной эпохи между тремя российскими революциями, периода гражданской войны и первых десятилетий советской власти.

Исследование творчества А.С.Макаренко как педагога-мыс-, лителя, практика и писателя в целостной совокупности его связей со своим временем, освобождение макаренковедческой работы от персонифицированно-изоляционистского подхода, ведущего к цитатничеству, ограниченности, догматическим толкованиям и разного рода искажениям, - могут стать одним из факторов, способствующих более глубокому прочтению этого наследия и его творческому развитию в современных условиях.

Все это определило тему исследования: "Преемственность социально-педагогических воззрений как фактор становления А.С.Макаренко-педагога". Специальной работы в этом направлении еще не проводилось, и это к настоящему времени ощущается как серьезный пробел в макаротковедении..

Устранение данного недостатка должно содействовать решению такой актуальной общепедагогической проблемы, каш диалектика преемственности и новаторства в научно-педагогической деятельности и практике воспитания. Исследование связи соцй-альногпедагогических взглядов А.С.Макаренко с дореволюционной общественно-педагогической мыслью, осуществленный.им необычайно успеиный опыт взаимодействия школы и общества, связи воспитания с жизнью - представляются важными для разработки и развития современной концепции государственно-общественного образования.

Степень разработанности прэблемы. Общая характеристика педагогических воззрений А.С.Макаренко и некоторые основные факторы их формирования и развития показаны в трудах B.E.rViyp-мана, И.Ф.Козлова, E.H.Медынского, Ф.И.Науменко, Н.П.Нежинско-

го, Н.Д.Ярмаченко, работа* М.П.Павловой^, в литературоводчес-. ких исследованиях Е.З.Балабановича, М.Ф.Гетмшща, В.П.Ермилова, Б.О.Костелянца, Ю.Б.Лукина, Н.А.Морозовой^.

В некоторст из этих трудов генезис социально-псдагогичс-ских воззрений А.С.Макаренко с точки зрения их просмотренной связи с дооктябрьским периодом истории отечественно!*! и зарубежной научной мысли рассмотрипается, но лиаь отчасти, на вось-ма ограниченном материале к преимущественно п неглтнпнем плане, оставляя в стороне многих крупных представителей согмаль-но-гуманитарного знания, которые п советское время представлялись "чужеродными".

В подготовленных в 80-х годах макаренковедческих кандидатских диссертациях Т.С.Князевой, П.Г.Лысенко, С.С.Невской, а также в докторской диссертации В.В.Кумарина^ указанная проблема не рассматривается. В кандидатской диссертации К.Ь.Филина она затрагивается лишь в связи с семейным воспитание«.

С сер. 70-х гг. А.А.Фроловым начал применяться принципиально новый подход: рассмотрение творчества А.С.Макаренко в широком контексте раэвиватаихся общественно-педагогических реальностей его времени и в органической связи педагогики с другими науками. Этот подход им реализован в основном приме-

4

нительно к советскому периоду деятельности педагога-писателя .

Козлов И.О. Педагогический опыт А.С.Макаренко. М.о I9B7; Медынский E.H. А.С.Макаренко. Киэнь и педагогическое творчество. М., 1949; Нежинский Н.П. Жизнь и педагогическая деятельность А.С.Макаоенко. Киев, 1967 (укр.яэ.); Ярмяиенг:о И.Д. Педагогическая*деятельность и творческое наследие A.C. Макаренко. Киев, I9S9; Павлова М.П. Педагогическая система

A.С.Макаренко и современность. М., i960.

^ Балабанович Е.З. А.С.Макаренко. Человек и писатель. М.,1963; Гетманяц М.Ф. А.С.Макаоенко и концепция нового человека в советской литературе 20-20-х годов. Хаоьков, 197b; Епмилов

B.В. О своес.;т)9эии произведений А.С.Макаренко. Избр.раб.:

В 3-х т. I95o-I9o6: Костелянец Б.О. Педагогическая поэма" А.С.Макапенко. Л., 1977; Лукин Ю.Б. Два портрета: A.C. Макаренко, М.А.Шолохов: Критико-биографические очерки. '•!., 197о.

о

Нумашн В.В. Методологические проблемы тести воспягтп'я п трудах А.С.Макаренко: Автореф. докт.дисс. Н., I9oÖ.

^ Фролов A.A. Становление педагогической системы А.С.Макаренко в процессе развития теории коммунистического воспитания: Докт.дисс. М., 1986. Он же: А.С.Макаоенко и педагогика его времени. Н.Новгород, i960; А.С.Макаренко: основы педагогической системы. Н.Новгород, 1990.

В 7u-ÜO-x гг. представители отечественного макаренковеде-ния стали принимать активное участие в международных дискуссиях по вопросам кизни и творчества А.С.Макаренко. В зарубежных исследованиях Г.Хиллига, З.Вайтца (лаборатория Макаренко, Мар-бургскпй университет, &РГ), Л.Пехи, А.¿евина, Ы.Еыблика, Ф.Па-таки, А.Нетрикаша, В.Зюпкеля, В.Линдаера, Т.Расмуссена, Д.Лау-тера, Д.Данстеиа, К.Курто, Р.Эдварс, Би Шуджи, Ван Игао широко использованы новые макаренковедческие материалы, применен ряд новых исследовательских подходов, преимущественно в плане отдельных сторон отмеченной выше концепции данного исследования.

Объект чсследования - процесс становления и развития социально-педагогических воззрений и творческого опыта А.С.Макаренко.

Предает исследования - связь педагогического творчества А.С.Макаренко с дооктябрьской (1917 г.) отечественной и зарубежной педагогикой и смежными с ней отраслями научного знания.

Цель исследования - на основе выявления и хс.рактеристики указанной связи расширить научное представление о процессе и факторах становления А.С.Макаренко-педагога, о соотношении . преемственности и новаторства в его творчестве.

Задачи исследования;

1. Определить влияние общественно-политических процессов в Российском государстве кон, XIX - нач. XX вв. на становление педагогических воззрений А.С.Макаренко.

2. Выявить связь социально-педагогических взглядов A.C. Макаренко с "элементами педагогики" в дооктябрьской отечественной и зарубежной философии, социологии, правоведении, этике, художественной литературе.

3. Охарактеризовать восприятие и реализацию в научно-педагогической деятельности А.С.Макаренко ведушх идей и направлений дореволюционной отечественной и зарубежной педагогики, психологии, физиологии.

- 4. Раскрыть преемственность в использовании A.C.Макаренко понятийно-терминологического аппарата отечественной педагогики дооктябрьского периода и творческое обогащение им этого аппарата, новаторство в сфере педагогической терминологии.

Методологической основой исследования является положение о социально-исторической и общечеловеческой сущности воспитания, диалектическое понимание развития и преемственности, свя-

зи явлений и процессов, природы научного знания и творческого опыта, роли мировоззрения в познаниии общественной практике. Исследование опирается на методологические принципы единства исторического и логического, взаимосвязи педагогики с различными отраслями научного знания о человеке и обществе.

Преемственность характеризуется как закрепление прошлого в критически преобразованном виде и его обогащение, творческое развитие. Эта трактовка базируется на разработке проблемы исторической преемственности в философско-социологической и исторической литературе, монографических и диссертационных исследованиях А.Н.Антонова, В.Ш./^мбаевой, А.И.Зеленкова, Исаенко, .Е.Ф.Каширина,. З.АЛ^кашева, А.А.Шевырноговой. Под социально-педагогическими воззрениями в исследовании понимается интегративное, междисциплинарное знание о личности, процессе ее становления и воспитания, представленное в философ-ско-социологических, этико-правовых, эстетических и собственно педагогических идеях и представлениях,

Источники исследования подразделяются на несколько групп: философско-социологическая и этико-правовая литература, литературоведческие исследования, труды по психологии и физиологии, работы по отечественной и зарубежной истории педагогики и школы рассматриваемого периода; произведения А.С.Макаренко, литературные и архивные источники о его научно-педагогической и литературной деятельности, практическом опыте воспитания; макаренковедческие исследования. Из источников дооктябрьского периода рассматриваются и те, которые А.С.Макаренко изучал позднее, в советское время.

Использованы материалы Центрального государственного архива литературы и искусства (ЦГАЛИ СССР) - фонд 332, Научного архива АПН СССР - фонд 31, Отдела рукописей Государственной библиотеки им. 'В.И.Ленина - фонд 447.

Методы исследования: изучение указанных литературных и архивных материалов, их систематизация в соответствии с задачами исследования, хронологическое упорядочение, синтез различных источников на основе теоретического анализа и обобщения фактов в единстве с конкретно-историческим, сравнительно-историческим и ретроспективным подходами к изучаемым явлениям. Преемственная связь исследуется на основе персоналий, понятий и идей, которые зафиксированы в произведениях А.С.Макаренко,

макаренковедческих литературных.и архивных материалах.

Научная новизна исследования: впервые педагогические воззрения А.С.Макаренко рассмотрены в связи с дооктябрьским отечественным и зарубежным социально-гуманитарным знанием, установлен факт исторической преемственности по этому направлению в его взглядах и опыте; выявлен характер преемственности: наследование, критическая переработка и творческое развитие прогрессивных и демократических идей, содержащихся в различных отраслях научного знания об обществе, человеке и его воспитании; показаны отдельные направления преемственности в процессе становления личности этого педагога и его оригинальной педагогической системы; дана критика упрощенного понимания некоторых аспектов истории и существа его творчества.

В научный оборот введено 19 новых источников, в т.ч. 5 малоизвестных публикаций, 8 новых архивных документов и 6 макаренковедческих материалов на иностранных языках (нем., польск., чешек., венг.).

На защиту выносятся следующие основные положения;

1. Основы педагогических воззрений А.С.Макаренко начали формироваться в кон. XIX - нач. XX вв. Осмысление им сложнейших социально-политических процессов периода трех российских революций (1905, февр. и окт. 1917) и бурный рост общественного сознания в это время позволили ему усилить роль социального фактора в системе педагогических знаний и опыта, вывести в ней на первый план проблему ценностей, основанных на закономерной связи социально-дифференцированного и общечеловеческого.

2. А.С.Макаренко творчески воспринял отечественные и за- • рубежные философско-социологические, этико-правовые и литературно-художественные идеи дооктябрьского периода в их отношении к ¡закономерностям воспитания. В результате ему удалось значительно расширить представление о сфере воспитания и предмете педагогики, их специфике и структуре.

3. А.С.Макаренко критически_осмыслил и.развил теорию и практику русской и зарубежной педагогики, психологии и физиологии рассматриваемого периода по следующим основным направлениям: развитие социально-педагогической концепции воспитания, дальнейшая разработка идеи связи школы с жизнью, проблемы социального и природного начал формирующейся личности; объединение культурно-образовательного, хозяйственно-трудового и

нравственно-эстетического аспектов воспитания на основе коллектива.

4. В работо А.С.Макаренко над системой педагогических категорий и понятий выделяются: переосмысление и творческое развитие традиционного аппарата педагогики; выдвижение новых понятий и терминов, особенно в связи педагогики с другими науками; широкое использование образно-метафорических выражений.

Теоретическая значимость исследования. Оно расширяет возможности монографического подхода к разработке наследия классиков педагогики путем изучения генезиса, истории возникновения и развития ведущих идей воспитания и образования в их тесной связи с основными направлениями развития социально-гуманитарного знания. Исследование позволяет углубить представление о вкладе А.С.Макаренко в педагогику, что дает возможность более полной и эффективной его реализации при решении актуальных теоретических проблем образования и воспитания молодежи, профилактики й предупреждения правонарушений несовершеннолетних, работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Практическая значимость исследования: оно способствует дальнейшему творческому освоению и развитию макаренковского наследия в современной практике школьного образования, особенно в плане сочетания объективного и субъективного факторов воспитания, а также его социального, коллективного и индкни-дуально-личностного начал. Материал исследования может быть использован в подготовке педагогических кадров, работников системы {¿БД.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечиваются систематизацией фактов и явлений, сравнением га оценки в простом и в настоящем, рассмотрением вопросов макаренково-дения в неразрывной связи с ведущими проблемами истории педагогики, исследованием социально-педагогических эоззрени? и опыта А.С.Макаренко в их противоречивом разлитии. Оснсшл:е положения и выводы диссертации базируется на нсмплоксе методов исследования, подтверждается критическим анализом и синтезом широкого круга многообразных источников.

Апробация: ход и результаты исследования отражены в н.иуч-H1--X до клал ах и сообщениях на конференциях молодых уч<?!пгх в Ш Glib ATJi СССР (Москва, I9fcb-IWI); Всесоюзных ледяг-лгчгт-ких чтениях (И.Новгород, 1991); кегвузовской научно? ш!'г'-':.сн~ цк/. (Н.Новгород,. 1992); научных конференциях и ce:;:'i'.a;-v: иго-

подавателей Нижегородского педагогического института.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. • ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Глава I "Связь педагогических воззрений А.С.Макаренко с дооктябрьским (1917) периодом развития общественно-педагогической мысли и практики" раскрывает следующие проблемы: отражение данного периода общественного развития Российского государства в педагогическом творчестве А.С.Макаренко; связь его социально-педагогических взглядов с "элементами педагогики" в отечественной и зарубежной философии, социологии, этике, правоведении, логике; влияние русской и зарубежной художественной литературы на становление воззрений А.С.Макаренко-педагога.

В ходе исследования малоизвестных макаренковедческих материалов и архивных источников выявлено, что А.С.Макаренко весьма критически подходил к сложным и противоречивым общественно-политическим явлениям не только дооктябрьского, но и советского периодов. Отношение к революционным событиям 1905 и 1917 гг. и перспективам социально-экономического и общественно-педагогического развития России являемся глубокой основой формирования его взглядов на воспитание. Именно это обстоятельство в значительной мере позволило ему решительно вырваться за Традиционно узкие рамки "школьной", "детской" педагогики.

Становление и развитие его социально-педагогических воззрений теснейшим образом связано с творческими поисками сущности человека и факторов его развития, что побуждало обращаться к различным отраслям-социально-гуманитарного знания. Педагогику н воспитание он рассматривал в аспекте исторического развития и личности. . Огромные знания в области-отечественной И &цьубежной истории и стремление стать писателем существенно повлияли на содержание и метод его мышления, определили уникальность его педагогического творчества.*В генезисе социально-педагогических воззрений А Макар ен ко-пе даго га отмечается основательное знание им трудов отечественных историков: П.И.Аландского, Р.Ю.Виппера, Н.И.Кареева, В.Г.Ключевского, М.И.Костомарова, Н.Н.Павлова-Сильванского, М.Н.Покровского, С.Ф.Петрушевского,' С.М.Соловьева.

Гуманистические, демократические традиции, присущие ра-

бочей среде, в которой прошли детство и юность А.С.Ыакаренко, и социальное положение семьи стали ешв одной важрой предпосылкой своеобразия его творчества. Это своеобразие связано и с такими факторами, как состояние его здоровья, взаимоотношения с младом братом Виталием, отношениями с товарищами, друзьями, соратниками, женщинами.

Обобщение литературных источников и новые, архивные материалы позволяют заключить, что педагогическая деятельность А.С.Макаренко учителем и воспитателем в Крюковском высшем начальном и Долинском начальном железнодорожных училиаах (19051914) уже тогда содержала важные начала трудового и эмоционально-эстетического воспитания, самоуправления, "военизации-игры", тесной связи с семьями-учащихся и рабочей обществен- ° ностью, включала некоторые важные принципы организации воспитательного коллектива.

Важнейшее условие преемственности в становлении социально-педагогических воззрений А.С.Макаренко - его постоянная Потребность в систематическом и широком самообразовании. Учеба в Полтавском учительском институте (1914 - июнь 1917) позволила ему серьезно обогатить свои знания в области педагогики и психологии.

Существенным фактором становления социально-педагогических воззрений А.С.Макаренко является разработка им "элементов педагогики" в сфере философско-социологйчеекого знания. Ддая И.Канта о- соотношении, свобода и "принуждения" отразилась в макаренковском'понимании свободы личности, неразрывно связанной с разумными ограничениями в ее социальном поведении, Кан-товское положение" о необходимости развивать прИ^одные способности ребенка и качества личности с раннего детства творчески преломилось в основополагающей идее "проектирования личности". А.С.Макаренко теоретически разработал и реализовал в педагогике ценнейшее положение диалектики Г.Гегеля о становлении личности, ее свободы и нравственности в целостном, взаимосвязанном и противоречивом процессе обтёственного и индивидуального развития.

Идея й.Ницше о "сильной личности", воспринятая с позиций не разрушения, а созидания, в определенной мере сказалась в выделении А.С.Макаренко двух главных основ личности - ее силы и красоты, которые должны восприниматься прежде всего в отно-

шении активно-творческих и нравственно ценных перспектив личности. Обращая внимание на некоторые термины З.Фрейда, он придавал должное значение эмоционально-психологическим факторам, но не считал их определяющими в поведении личности. В его воззрениях и опыте сознание человека связывается прежде всего с освоением и развитием культурно-исторического наследия.

Им критически осмыслены и использованы в педагогике идеи выдающихся представителей социологии. Мысли Г.Спенсера о поощрении инициативы человека ассоциируются с ярко выраженной в творчестве А.С.Макаренко характеристикой педагогики как в основном "практической науки". Положение социолога-философа Де-Роберти о педагогике как "интегрирующей силе", объединяющей гуманитарные науки, близко стремлению А.С.Макаренко расширить предмет педагогики и сферу воспитания. "Теория социального прогресса" М.М.Ковалевского нашла творческое развитие в мака-ренковской концепции солидарного поведения, в воспитательном коллективе. Ее разработке способствовав также освоение идеи "трудовой общины" Н.К.Михайловского, преобразованной в предг ставлении о полноценном и гармоничном развитии социальной общности и личности в коллективе.

А.С.Макаренко критически воспринял этические взгляды В.В.Соловьева о добре как ведущей нравственной категорий, применяя понятия добра и любви к творчески-преобразуюгпей деятельности человека и человеческой солидарности. В христиане ко:.', учении он отрицал авторитет, основанный на страхе. В основу своей педагогической системы он положил социально-нравственный принцип соединения уважения и требовательности к личности. Соловьевская теория "коллективной личности" им наполнилась принципиально новым содержанием, обогатилась идеей реализации созидательных потенциалов личности в социальной среде.

Преемственность социально-педагогических воззрений как один из факторов становления А.С.1!акаренко-педагога Еыражает-ся. и в освоении, творческом использовании трудов А.К.Келезно-ва, П.Лафарга, В.И.Ленина, П.П.Маслова, К.Маркса, Н.К.Михайловского, М.И.Туган-Варановского в области политической экономии и истории социализма.

В документе, составленном в 1922 г., А.С.Какагенко ясно выразил свое положительное отношение к социализму. £го пони-

а А.С.Макаренко сегодня: новые материалы, исследсЕания, опыт.

Н.Новгород, 1992. С.46.

мание социализма существенно отличалось от современной ему официальной трактовки. Он выступал против искажения идеи социализма, ее сведения к практике государственного социализма. Именно это обстоятельство позволяет понять причины не только поддержки, но и критики его педагогической деятельности.

Учение К.Маркса и Ф.Энгельса о социальной сущности личности и процесса ее формирования отразилось в макаренковской трактовке концепции советского социального воспитания. Главнейшей задачей в его научно-педагогической деятельности стало приведение воспитания в соответствие одновременно и с законами общества, и с законами природы человека. Основой ее решения стало создание связующего звена между формирующейся личностью и обществом - воспитательного коллектива, в которой могут быть созданы наиболее благоприятные условия для социально полноценного развития каждой личности и индивидуальности. Идеи В.И.Ленина о единстве преобразования мира и человека, о тесной связи школы с жизнью общества присутствуют в макаренковской "педагогике параллельного действия", стремящейся к гармонизации процесса воспитания и явлений общественной жизни, к общности интересов коллектива и личности. На этом базируются идеи А.С.Макаренко о необходимости повышения социального статуса педагогического учреждения и более значительной в социально-нравственном отношении жизненной позиции педагога и воспитанника в педагогическом процессе.

Преемственность социально-педагогических воззрений как фактор становления А.С.Макаренко-педагога включает и освоение им знания в области логики, трудов В.Минто, М.М.Троицкого, Г.И.Челпанова.

Его идеи и опыт опираются на достижения дооктябрьской отечественной и зарубежной этической мысли. Гегелевский этический идеал героического, человека-борца и кантовская идея о формировании "внутренней свободы" личности как главной цели нравственного воспитания весьма созвучны макаренковским представлениям о целях воспитания, его критериям "правильного поступка", "поступка наедине", совершаемого в силу глубокой убежденности, под влиянием чувства чести, совести и долга. Преемственная связь такого рода прослеживается и с этическими идеями В.Виндельбанда и Г. де Грефа.

Принципиально новый аспект в педагогике освоен А.С.Ма-

каренко под влиянием основателя "психологической школы права" Л.И.ДетражицкогО. Его идеи трансформировались в макаренковс-кой разработке проблемы правой« отношений, значительном повышении их роли в воспитании человека-гражданина и хозяина.

Весьма значительным фактором становления его как педагога к началу 20-х годов стали обширные знания в области художественной литературы, искусства, особенно театра. Его любимые писатели к началу 20-х гг. - В.Шекспир, А.С.Цушкин, Ф.М. Достоевский, К.Гамсун. Фундаментальная основа макаренковских социально-педагогических взглядов: оптимизм, вера в человека, в его творческие силы, - формировалась под огромным влиянием литературного наследия А.М,Горького. В этом же плане им осваивалось творчество выдавшихся мастеров русской классической литературы, особенно Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, Н.В.Гого-ля. Ецу глубоко чуадо "своеволие" обособленной личности индивидуалиста, противостоящей общим интересам людей труда. Произведения К.Гамсун^ его привлекали непримиримостью к ые-данству, идеей борьбы, стремлением не уходить от конфликтов в социальной действительности.

Во второй главе "Влияние идей отечественной и зарубежной педагогики, психологии »^физиологии дооктябрьского периода на становление педагогических взглядов А.С.Макаренко" раскрывается его отношение к отдельным направлениям отечественной и зарубежной психологии и физиологии в их связи с педагогикой; рассматривается преемственность, критическая переработка и развитие им концептуальных направлений отечественной и зарубежной педагогики; дается сравнительная характеристика освоенного А.С.Макаренко понятийно-терминологического аппарата отечественной педагогики и макаренковской педагогической системы.

Его приобщение к ведущим направлениям отечественной и зарубежной психологии и их творчески-критическая разработка выразилось в высокой оценке творчества Л.И.Петражкцкого как одного из основоположников отечественной социальной психологии, особенно его работы в области человеческих эмоций. Это отразилось на понимании А.С.Макаренко сущности правонарушений несовершеннолетних и в повышении роли эмоционально-психологического, активно-деятельностиого и эстетического факторов в его педагогической деятельности.

Она включает элементы "естественного эксперимента" А.Ф.Лазур-ского и его подхода к изучению личности и индивидуальности, хотя его научную деятельность А.С..Макаренко относил к "индивидуальной психологии", считая необходимой разработку "коллективной психологии"', неразрывно связанной с культивированием индивидуальности..

А.С.Макаренко остро критически отнесся к рефлексологической трактовке педагогики, возникшей в результате влияния научных достижений физиологии. Интересуясь идеями "коллективной рефлексологии" Е.М.Бехтерева и А.С.Залужного, он категорически выступал против характеристики коллективных явлений как рефлекторных реакций. Поэтому и учение й.II.Павлова о высшей нервной деятельности он не считал подходящим для объяснения педагогического процесса, социальных отношений.

В педологических исследованиях А.С.Макаренко ценилцх. направленность на изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей. Вместе с тем, он весьма критически относился к -принятому в педологии узко функциональному подходу к изучению детей, отмечал явно недостаточное внимание педологов к проблеме педагогической целесообразности, указывал на несовершенство применяемых тестовых методик, отход от изучения личности в естественных условиях ее жизнедеятельности, в процессе целенаправленного воспитания.

"Социальная педагогика" Л.Натэрпа им подвергалась критике за то, что она разрабатывалась на уровне абстракций, без учета конкретно-исторических условий, не вскрывая всей сложности взаимосвязи социальных и педагогических явлений. В научно-педагогической деятельности А.С.Макаренко принципиально новое содержание приобрели положения прагматической педагогики Д.Дьюи о школе как "социальном центре", базе связи школы с жизнью общества, воспитания навыков социально-трудового поведения, активно-творческой и ответственной деятельности.

А.С.Макаренко критически воспринял и реализовал гуманистические идеи ЖтЖ.Руссо о необходимости уважать и беречь природу детства и юности, о свободном развитии личности под влиянием жизненно-практических обстоятельств, о воспитании самостоятельности и достоинства человека на основе труда, ответственности и внимания к интересам других людей. Высоко оценивая идеи ЖтЛ.Руссо и И.Г.Песталоцци как педагогов-гуманистов.

по существу придерживаясь многих положений "свободного воспитания" и "естественного воспитания", он, однако, решительно отрицал индивидуалистически-анархистские проявления этих педагогических воззрений. На этой бале сформировалась макарен-ковская "педагогика параллельного действия".

Отрешение бойскаутского движения придать ярко вйражен-ную общественно-политическую и морально-психологическук направленность деятельности детской организации нашло применение в макаренковскс; опыте формирования активной жизненной позиции личности и коллектива. Серьезным недостатком бойскаутизма он считал "обилие словесных выражений", отсутствие постоянной экономической, хозяйственно-трудовой основы воспитания личности.

А.С.Макаренко творчески воспринял гуманистические педагогические идеи Л.Н.Толстого. В этом же плане он относился и к взглядам-на воспитание К.Н.Вентцеля, качественно преобразуя его подходы к необходимости развивать творчество и самостоятельность детей, разнообразить формы детского труда.

. A.C.Макаренко критически осмыслил.организации самоуправления и педагогического руководства в деятельности С.Т.¡Чацкого. Общность воззрений и деятельности этих педагогов проявилась в том, что они стали, ведущими представителями отечественной опытной педагогики, резко выступая против бесплодного теоретизирования. ■ .

Сравнительная характеристика понятийно-терминологического аппарата дореволюционной отечественной педагогики, данная нами по учебнику педагогики М.И.Демкова (по которому А.С.Макаренко учился в учительском институте), показывает, что в макаренковской педагогической системе ¡^пользуется широкий спектр традиционных педагогических понятий. Они применяются в кардинально преобразованном виде, органически включается в

новую понятинно-термииологическуд систему.

' Особое внимание А.С.Макаренко обрапал на принципы системности педагогического знания к опыта их развития. 3 его "педагогической логике" отрицается, логика "уединенного средства", вульгаризированных "дедуктивных" устанозок и фетишизация" отдельных этических категорий, не разрабстгн.чых должным образом педагогически.

На основе ка^стеекного преобразования и обогащения A.C.

Макаренко классических педагогических понятий и его принципиально новых решений сформировался блок свойственных только ему понятий и идей, органически вписавшихся в общую систем макаренковских педагогических воззрений. В ней выделяются четыре компонента: методологический, теоретический, организационно-методический и технологический. Каждый из них представляет определенную совокупность оригинальных понятий и идей, концентрирующихся вокруг стержневых понятий: "логика педагогической целесообразности", "параллельное педагогическое действие", "воспитательный коллектив" (единый трудовой коллектив педагогического учреждения), "педагогическая техника и инструментовка".

Заключение. Реализация концепции,положенной в основу исследования, показала ее эффективность в определении факторов становления А.С.Макаренко-педагога, роли преемственности и связи его творчества с широким спектром социально-гуман'итар-ного знания своего времени. В результате макаренковский вклад в педагогику представляется.более четко, с ясным пониманием того, на что этот педагог опирался из предшествующего знания, как им пользовался и что внес в педагогику принципиально нового.

Исследование показывает, что преемственность в педагогике и ее прочная связь с другими науками - необходимейшие условия новаторского развития педагогической мысли и практики.

Будучи ярким представителем и продолжателем социально-педагогического направления, А.С.Макаренко фундаментально, в методологическом и организационно-методическом плане разработал подход к воспитанию, который на современном этапе развития педагогики и школы,, получив название социализационного, приобретает все большее значение.

Макаренковские гуманизм и оптимизм, вера в.творческие силы человека и его "соборность", умение "проектировать" в человеке лучшее являются развитием гуманистических основ предшествующей отечественной и зарубежной культуры, идеалов народности, содержат глубокое понимание истории и общечеловеческих основ социализма. А.С.Макаренко одним из первых осознал прямую зависимость педагогической теории и практики от освоения общей картины мира и ее развития, разработал оригинальную философско-этическую концепцию педагогики, предмета

и сферы воспитания. , . ' •

Острейшие противоречия'перехода ст одного социально-экономического устройства к другому оказали не разрушительное,'а . .созидательнее влияние на мироощущении п мировоззрение"А.С.Макаренко , его творчество в педагогике.

Для истории и теории педагогики имеет больпое, ■значение тот факт, что необычайная плодотворность работы А.С.Макаренко и оригинальность его вклада в науку о воспитании во многом определяются тем, что рн был педагогом-мыслителем, практиком и писателем одновременно. Он обогатил науку, о воспитании уникальным фактом плодотворного сочетания научно-практического поиска и-художественно-эстетического освоения действитачьности.

Перспективы исследования: оно мо^ет далее вестись как более глубокая нстсрнко-педагогическая разработка обозначенного . исследовательского "поля" по отмеченным в нем отдельным глпгап-лениям, а также в связи с современными явлениями в педагогической теории и практике, особенно по линии соотношения преемственности и новаторства.

Основное содержание исследования отражено в публикациях автора:

1. Взаимосвязь педагогических взглядов и социально-экономических воззрений педагога (наследие А.С.Макаренко и современность) // Тез.докл.регионального.этапа Вссссе:зя»: под. чтений. - Н.Новгород, 1991. - С.45-46.

2. Исследование исторической преемственности в становлении педагогических воззрений А.С.Макаренко // А.С.Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, спнт. - К.Ьовгород, 19у?.. - С .192-194. '

3. Связь воззрений А,С.Макарон.:? с "элемента'.',: псдагсг;'-ки" в дореЕал;о;;;:о!;кс:,: пгапоь'сдек;::: // ¿.гтуальже презлом;: правоохранительная деятельнее?;: на современном этапе. - i¡.Новгород, 19Л>. - C.09-GI.

4. Или ян:: с идей гусскоГ: и заруСе«ко{: педагог:::-::: :: nc/.xc-лоГпн па педагогические воззрения А.С.Макаренко // Maícr Россипскэ.': 'шуч.-практич. кон^оренц/.и. - Ь.:ювгород, K-vZ. -

Ь

Разуножено в ООП .МДД Тирах 100 экз. Заказ .V