Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Байчорова, Аэлита Асланбековна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Карачаевск
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Байчорова, Аэлита Асланбековна, 2000 год

| I' i

Глава I. ТРАДИЦИОННЫЕ НОРМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ КАРАЧАЕВСКОГО НАРОДА И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1.1. Характеристика традиционных норм нравственного воспитания, используемых в воспитании детей младшего школьного возраста.

1.2. Состояние использования традиционных норм нравственного воспитания в современных национальных семьях и их исторические параллели.

1.3. Анализ состояния использования традиционных норм нравственного воспитания в содержании обучения младших школьников.

Глава П. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПЕДАГОГИКИ КАРАЧАЕВСКОГО НАРОДА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

П.1. Функционирование традиционных норм нравственного воспитания детей в образовательно-воспитательном процессе начальной школы.

П.2. Формы, методы и приемы использования традиционных норм нравственного воспитания в работе с детьми младших классов. 123 П.З. Сотрудничество школы и семьи в реализации воспитательного потенциала традиционных нравственных норм народной педагогики в работе с детьми младшего школьного возраста. 14$

Введение диссертации по педагогике, на тему "Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов"

Актуальность темы. Проблема нравственного воспитания является вечной и порождена самим ходом исторического развития цивилизации. Неизмеримо возросла ее актуальность для нашей страны в настоящее время, когда насущной потребностью стало решение задачи нравственного оздоровления подрастающих поколений. В условиях кризиса политических и социально-экономических реформ, определение духовно-нравственных ориентиров и ценностей, приобретают особую значимость.

В обществе утрачиваются нравственные ценности, растет насилие и преступность, равнодушие и недоверие друг к другу, которые способствуют снижению уровня воспитанности учащихся. Сегодня, как никогда, важна необходимость возрождения этнических традиций воспитания, создание условий для успешной реализации воспитательного потенциала нравственных норм, для приумножения духовно-нравственного потенциала каждого народа. Начинать эту деятельность надо с детей младшего школьного возраста, так как в этом возрасте происходит интенсивное усвоение нравственных норм и правил и формирование, связанных с ними, нравственных качеств личности.

Проблема использования аксиологического потенциала народной педагогики в нравственном воспитании юного поколения для педагогической науки не нова.

Теоретические основы процесса воспитания на идеалах народной педагогики раскрываются в трудах Г.С.Виноградова, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, А.Ф.Хинтибидзе, Я.И.Ханбикова, А.Э.Измайлова и др.

Идея реализации этических традиций в воспитании, нашла отражение в исследованиях В.Ф.Афанасьева, И.А. Арабова, И.А.Шорова, Н.А.Рудь, М.Б.Гуртуевой, Г.А.Арутюнян и др.

К вопросам использования опыта этнопедагогики карачаевцев и описанию народных традиций обращаются в своих диссертационных исследованиях Р.И.Байчорова, Х.Х-М.Батчаева, К.Б.Семенов, Ф.В.Абаева, Х.Х.Боташева, М.И.Айбазова и др.

Вопросы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста рассмотрены в диссертационных исследованиях Х.Х-М. Батчаевой, Н.Ф.Головановой, З.М.Магияровой, В.Т.Чепикова, А.К.Бердиева, С.А.Мухамедьянова и др.

Анализ работ перечисленных авторов позволяет делать следующие выводы: во-первых, в них предметом исследования являются методологические проблемы этнопедагогики (Г.С.Виноградов, Г.Н.Волков, А.Ю.Гордин, М.Ф.Шабаева и др.). Ряд известных этнопедагогов, наряду с общетеоретическими проблемами занимались локальными вопросами воспитания, но их исследования посвящены этнонациональной специфике конкретных народов, например, азербайджанцев (А.Ш.Гашимов), грузинам (А.Ф.Хинтибидзе), татарам (З.Г.Нигматов, Я.И.Ханбиков), киргизам (А.Э.Измайлов), адыгейцам (И.А.Шоров), белорусам (А.П.Орлова), имеющих свои неповторимые особенности в воспитании детей; во-вторых, в исследованиях авторов, чьи работы непосредственно посвящены этнопедагогике карачаевцев, специфика нравственного воспитания детей интересующего нас младшего школьного возраста не рассматривается. Предметом их исследований является подготовка к семейной жизни (Р.И.Байчорова, Б.М.Борлакова, Ф.Т.Кущетерова), эстетическое воспитание (М.Ю.Айбазова), семья как этнокультурный институт воспитания (К.Б.Семенов), экологическое воспитание (М.М.Аджиева), история образования (С.Б.Узденова) и т.д. Близкая нам проблематика рассматривалась лишь в диссертационном исследовании Х.Х-М.Батчаевой, в котором были обобщены прогрессивные идеи и опыт карачаевской народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников. Знакомство с данной работой во многом определило направление нашего исследования; втретьих, многие ученые (Н.Ф.Голованова, З.М.Магомедова, З.М.Магиярова, В.Т.Чепиков и др.) рассматривали нравственное воспитание младшего школьника очень глубоко, на уровне докторской диссертации (Н.Ф.Голованова, В.Т.Чепиков), но вне связи с этническим фактором, что для нашего исследования является определяющим.

Однако, признавая важность данной проблемы для теории и практики, необходимо отметить, что исследований, посвященных использованию нравственных норм этнопедагогики карачаевцев в воспитании детей младшего школьного возраста крайне мало, имеющиеся публикации не в полной мере отражают ее содержание. Изучение состояния нравственной воспитанности младших школьников республики показало недостаточное использование учителями и родителями ценностных ориентаций народного воспитания. Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с созданием национальной школы, обучением детей на родном языке.

Осмысление потенциальных возможностей традиционной культуры карачаевского народа в нравственном воспитании возрождающейся национальной школы еще не стало предметом конкретных диссертационных исследований. Наблюдение за педагогической практикой учителей национальных школ показывает, что в отдельных коллективах республики за последнее десятилетие накоплен заслуживающий внимания опыт, требующий научного анализа и синтеза, разработки методологически и методически приемлемых рекомендаций по его использованию. Таким образом, противоречия между реально существующими воспитательными возможностями нравственных норм этнопедагогики карачаевцев и отсутствие у большинства педагогов опыта их реализации в формировании нравственных качеств и поведения у детей младшего школьного возраста, необходимостью теоретического обоснования путей использования традиционных норм нравственного воспитания в современных социокультурных условиях, недостаточная их разработанность в науке и все более увеличивающаяся потребность в них воспитательно-образовательной практики определили выбор темы исследования: "Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов (на материале этнопедагогики карачаевцев)", проблема которого сформулирована следующим образом: каково состояние и основные направления преемственности традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в национальной школе. Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.

Объектом исследования являются этнокультурные традиции воспитания в педагогике карачаевского народа.

Предметом исследования - образовательно-воспитательная деятельность национальной школы по обеспечению преемственности традиционных норм нравственного воспитания младших школьников.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность осуществления преемственной связи традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в национальной школе будет обеспечена при условии: учета субъектами образовательно-воспитательного процесса исторических и современных социокультурных парадигм реализации национальных нравственных ценностей народной педагогики и критического отбора их для содержания образования с целью ориентации детей на утверждение новых целей и условий социализации;

- включения в содержательный блок национально-регионального и локального компонентов образования дидактического материала, обеспечивающего усвоение учащимися нравственных ценностей национальной педагогики;

- консолидации воспитательных возможностей школы, семьи и социальной среды в обеспечении преемственности традиционной национальной культуры нравственного воспитания детей и установлении объективно напрашиваемого взаимодействия культур в условиях полиэтничности социокультурного окружения;

- формирования у школьников стереотипных установок реализации историко-культурных нравственных ценностей в поведенческой деятельности.

В соответствии с предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

- выявить и охарактеризовать традиционные нормы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в педагогике карачаевского народа;

- проанализировать содержание образования в младших классах национальной школы и определить состояние отраженное™ в учебниках и учебных пособиях историко-культурных норм нравственного воспитания;

- раскрыть состояние реализации традиционных норм нравственного воспитания детей в образовательно-воспитательном процессе начальных классов национальной школы;

- экспериментально проверить условия, обеспечивающие эффективность усвоения младшими школьниками нравственных ценностей народной педагогики;

- сформулировать педагогические рекомендации по использованию традиционных норм нравственного воспитания в работе с детьми младшего школьного возраста.

Методологическую основу исследования составил аксиологический подход, признающий человека высшей ценностью общества; культурологический подход, рассматривающий традиционную культуру народа как неотъемлемую часть общечеловеческой культуры и духовной жизни общества.

Теоретической основой исследования явились взгляды и теоретические идеи выдающихся педагогов Я.А.Коменского, К.Д Ушинского,

В.Г.Белинского, А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, В.А.Сухомлинского об отношении к творческому наследию прошлого; Б.Т. Лихачева, Ю.П.Азарова, О.С.Богдановой, А.В.Зосимовского, Л.И.Пилипенко, Н.И.Болдырева, И.С.Марьенко, В.Г.Ананьева, Л.И.Божович, В.А.Крутецкого, И.Ф.Харламова, Е.В.Бондаревской, А.А.Гусейнова, А.И.Шемшуриной (проблемы нравственности); Л.С.Выготского, И.Б.Котовой, З.В.Сикевич, Е.Н.Шиянова (теория социализации личности); М.А. Вейт, Б.С.Гершунского (теория гуманизации образования); В.Г.Афанасьева, А.К.Алиева, М.Б.Гуртуевой, В.К.Шаповалова, И.А.Шорова (педагогика и психология этноса), Ю.В.Бромлей, Н.И.Конрада, С.А.Арутюнова, А.Я.Гуревич (генезис культуры); Я.С.Смирновой, И.М.Шаманова, К.М.Текеева, А.И.Караевой (культура и быт народов Северного Кавказа); Б.Х. Бгажнокова, А.И.Мусукаева, А.И.Першиц, К.А-К.Салпагаровой, Ю.А.Борлакова (этикетные нормы этносов); А.И.Ибрагим, Г.М.Шайдаевой (религиозные аспекты нравственного воспитания); Е.П.Белозерцева, Г.Н.Волкова,

A.П.Величук, М.А.Кузьмина, В.В.Макаева, Л.Л.Супруновой,

B.К.Шаповалова (регионализация образования).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, философской, этнографической, этнологической, исторической и социологической литературы, произведений устного народного творчества; анализ программ и учебников по предметам "Ана тил" (Родная речь) и "Къарачай тил" (Карачаевский язык) с первого по четвертый классы; изучение деятельности школы и семьи по использованию воспитательного потенциала традиционных норм в воспитании детей; живое общение с учителями и родителями; наблюдение, беседы, анкетирование, количественный и качественный анализ, педагогический эксперимент.

База исследования: Учкуланская СШ, Тебердинская СШ№2 (Карачаевский район), СШ№5 г.Карачаевска, Сторожевская СШ№2,

Кардоникская СШ№2 (Зеленчукский район).

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап - поисково-теоретический (1995-1996 гг.). Обоснована тема, определены объект, предмет, цель и гипотеза исследования. На основе анализа философской, социологической и психолого-педагогической литературы определялись методологические подходы к проблеме.

Второй этап - экспериментальный (1997-1999 гг.). Было выявлено состояние проблемы в теории и практике. Организовывались и проводились исследования диагностического характера. Был осуществлен ряд контрольных срезов с целью проверки гипотезы исследования.

Третий этап - обобщающий (1999-2000 гг.) Обрабатывались полученные данные, уточнялась концепция исследования, осмысливались и проверялись теоретические выводы и практические рекомендации по использованию традиционных норм нравственного воспитания в современной национальной школе и семье. Проводилось литературное оформление диссертационной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем осуществлена попытка систематизации базовых нравственных ценностей в традиционной культуре карачаевского народа, используемых в современной практике воспитания детей младшего школьного возраста; раскрыты и экспериментально обоснованы образовательно-воспитательные возможности краеведческих дисциплин, впервые введенных в начальных классах национальной школы в контексте реализации регионального компонента государственного образовательного стандарта; выявлен социализирующий потенциал этнической среды в приобщении детей к традиционным нравственным ценностям народной педагогики; раскрыт аксиологический потенциал религии в духовно-нравственном развитии личности младшего школьника; изучена и обоснована потребность в использовании традиционных норм нравственного воспитания младших школьников с точки зрения педагогов, студентов педвуза и родителей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что изучение генезиса традиционных нравственных ценностей народной педагогики позволяет не только установить исторические параллели, что само по себе очень важно, но и отобрать среди них практически полезные нормы, созвучные новой социально-педагогической ситуации, для включения в содержание образования национальной школы.

Материалы диссертации могут быть учтены в дальнейшем совершенствовании учебных программ и пособий для национальной (карачаевской) школы, разработки спецкурсов для будущих учителей начальных классов. Они могут явиться важным дополнением при изучении курса педагогики, истории педагогики, этнопедагогики в педвузах, а также в профконсультационной работе институтов повышения квалификации работников образования ряда республик Северо-Кавказского региона.

Достоверность результатов исследования достигнута методологической обоснованностью его исходных теоретических позиций, использованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логике, репрезентативности выборок, разнообразием источников информации, корректным применением методов математической обработки данных.

На защиту выносятся:

- исторические и современные парадигмы реализации традиционных нравственных ценностей народной педагогики карачаевцев в воспитании детей младшего школьного возраста;

- критический отбор нравственных ценностей национальной педагогики для содержания образования, имеющих ориентацию на утверждение новых целей и стимулирующих формирование у младших школьников базовой культуры личности школьника;

- диалектика преемственности национального и общечеловеческого, традиционного и религиозного опыта нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;

- экспериментальное обоснование необходимости создания целостной педагогической системы, направленной на обеспечение взаимодействия школы, семьи и общества по рациональному использованию нравственных ценностей народной педагогики в воспитании младших школьников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования докладывались и обсуждались на итоговых научных конференциях КЧГПУ (Карачаевск, 1995, 1996 гг.), психолого-педагогических чтениях южного отделения РАО "Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона" (1995г. - Карачаевск, 1998г. - Пятигорск, 1999г. - Элиста, 2000г. - Майкоп), международной научно-практической конференци "Преемственность поколений: диалог культур" (Санкт-Петербург, 1996г.), межвузовской научно-практической конференции "Семейная этнопедагогика и современная национальная школа" (Карачаевск, 1996г.), III республиканской научно-теоретической конференции "Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире" (Карачаевск, 1997г.), II региональной научно-практической конференции "Этнос, культура, образование в контексте современных социально-педагогических реформ" (Карачаевск, 1998г.), научно-практической конференции "Начальное образование на рубеже XXI века: основные тенденции развития" (Карачаевск, 1999г.). Отдельные результаты исследования были внедрены в образовательный процесс Учкуланской СШ (Карачаевского района) и Сторожевской СШ№2 (Зеленчукского района), а также факультета педагогики и методики начального обучения КЧГПУ.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографических источников и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Заключение

Этнопедагогика карачаевцев, передаваемая из поколения в поколение, располагает ценными нравственными нормами, имеющими большой воспитательный потенциал. Они представляли и представляют морально-этическую основу жизни карачаевского этноса. Система воспитания карачаевцев имеет свою национальную специфику, которая заключается в следующем:

- чувство уважения и почитания старших со стороны младших; особенно трепетное отношение к дедушкам-бабушкам и родителям;

- долг перед родителями;

- гостеприимство, причем бескорыстное;

- сострадание и помощь слабым;

- любовь взрослых к личности ребенка (в прошлом, почти полное отсутствие в методах воспитания телесных наказаний);

- использование физического труда и экологии для ознакомления и закрепления традиционных нравственных норм;

- влияние религии на формирование нравственных качеств личности.

Содержание этнопедагогики карачаевцев, формы и методы воспитания подрастающего поколения вырабатывались на протяжении веков, основывались на мудрости и жизненном опыте старших поколений и давали эффективные результаты.

Историческая преемственность, являясь одним из условий общественного прогресса, дает возможность подрастающим поколениям овладеть, развить и обогатить все то лучшее в духовно-нравственной сфере, что было создано до них. Без движения вперед трудно определить будущее: "Эски джашаугъа багъа бермеген, бюгюнлюкню сыйын кермез" (Кто не ценит прошлое, не оценит по достоинству настоящее).

Культурный фон нации и его национально-специфические черты составляют нормы этикета, морально-нравственные установки, социально-психологические характеристики и этнокультура. У каждого народа есть свои особенности в традициях и обычаях, в нравственных чувствах и убеждениях. У народов Северного Кавказа, и в частности, Карачаево-Черкесии, есть много общего, что делает их совместное проживание более содержательным в общечеловеческом плане и способствует эффективному общению и сотрудничеству.

Каждая национальная культура пробуждает у личности чувство национальной гордости и достоинства, что является важной стороной воспитания и способствует формированию национальных ценностей, выражающих духовно-нравственные принципы народа. Безнравственность и антипатриотизм являются результатом потери национальных корней. Поэтому, особого внимания требует социальное развитие ребенка в младшем школьном возрасте. Знакомить ребенка с правилами поведения и общения, с нравственными нормами общества недостаточно. Задача родителей и педагогов формировать нравственные качества, создавая условия для упражнения нравственных поступков. В детях надо развивать устойчивость к неблагоприятным и негативным условиям, ведь дорога взрослой жизни тернистая. Народ на практике решает свои нравственные задачи. Пожилые люди и сегодня охотно передают свои знания и опыт в нравственном плане подрастающему поколению. Важно, чтобы ребенок воспринимал их советы и поучения как руководство к выполнению, при этом, не обижая старших пререканиями и спорами.

Научная педагогика черпает- мысли и наставления у живительного источника - умудренного опыта народа-педагога, который утверждает высокие нравственные ценности: любовь к родной земле и народу, честность, трудолюбие, уважительность и осуждает лень, злобу, лживость.

Известно, что фундаментом нравственного воспитания является усвоение простых норм нравственности, в процессе чего вырабатываются нравственные качества, превращаясь затем в убеждения. Чем меньше возраст воспитываемых, тем больше внимания надо обратить на воспитание таких качеств, как честность, скромность, трудолюбие, уважение к окружающим, особенно к старшим, т.е. на простые нормы морали. Задача родителей и учителей состоит в том, чтобы эти нравственные нормы проникли в души детей и стали для них субъективно значимыми.

Общественно-экономические преобразования на современном этапе предъявляют несколько повышенные требования к воспитанию подрастающего поколения, так как общество находится в условиях духовного обнищания, пропаганды средствами массовой информации не лучших образцов поведения. Возрождение прогрессивных этнопедагогических традиций воспитания, уровень и само содержание воспитательной работы с учащимися младших классов приобретает на данном этапе большое значение.

Исторически проверенные опыт и мудрость воспитания наших предков призваны стать основой учебно-воспитательных планов современной школы. Вместе с народом претерпевают изменения и эволюцию, и педагогические сокровища. Педагогическая наука, придерживаясь призыва Песталоццо "Исследуйте все, сохраняйте лучшее", должна использовать те средства и методы народного воспитания, которые соотносятся с представлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях.

Комплексному подходу в использовании и педагогической эффективности этнопедагогики карачаевцев в школе будет способствовать систематичность, последовательность и обеспечение преемственности в воспитании и обучении учащихся. Для закрепления у учащихся в делах и действиях ценностных ориентаций, нравственных норм, важно определить возможности каждого учебного предмета и расширение, рациональное использование воспитательных возможностей внеклассной и внешкольной работы в виде кружков, творческих коллективов и т.д.

К числу недостатков в содержании учебно-воспитательных систем в недалеком прошлом, да и в настоящее время, мы относим отсутствие религиозного воспитания. Религиозные учения о морали в своей основе имеют общечеловеческую значимость, так как содержание религии гуманистично, ее вклад в этические учения и мировую культуру велико, и она распространяет идеи высокой нравственности.

Некоторые нормы и правила, выработанные нашими предками, входят в систему поведения на уровне подсознания, т.е. естественно, с "молоком матери", поэтому они живучи. К сожалению, часть нравственных норм, несущие в себе общечеловеческие ценности, незаслуженно подвергаются забвению. Выявление и характеристика традиционных норм нравственного воспитания, условия реализации воспитательного потенциала нравственных норм карачаевцев, возрождение норм, представляющих общечеловеческую & ценность, оценка педагогической преемственности тех или иных воспитательных средств, определение отраженности в учебниках на родном языке традиционных норм и экспериментально проверить эффективность усвоения младшими школьниками норм этнопедагогики карачаевцев, явилось задачей нашего исследования.

В результате изучения личности детей младшего школьного возраста и их нравственной воспитанности, мы получили представление об их жизненном опыте, т.е. об их нравственном поведении и представлениях, о степени использования нравственных норм в отношениях к учителю, членам семьи, к товарищам, и в конечном итоге - к самому себе.

Констатирующий эксперимент по выявлению уровня знаний нравственных норм, дал возможность определить причины низкого уровня знаний младшими школьниками норм этнопедагогики карачаевцев и недостатки в воспитании нравственных качеств. Были намечены пути преодоления этих причин и выбора методов и способов педагогического воздействия для успешной реализации воспитательного потенциала нравственных норм этнопедагогики карачаевцев в младших классах национальной школы.

В ходе предварительной диагностики нравственной воспитанности учащихся, в основном (более 65%), был отмечен средний уровень знаний детьми нравственных норм и правил поведения в обществе. Хотя надо отметить, что у детей с развитыми умственными способностями, наблюдался высокий уровень знания нравственных норм, так как они могли глубже анализировать и сравнивать различные факты поведения товарищей в конкретных ситуациях, а также поступки тех или иных литературных персонажей.

Дальнейшая работа по реализации воспитательного потенциала нравственных норм и формированию ключевых нравственных норм у детей младшего школьного возраста, проектировалась с учетом результатов диагностики нравственной воспитанности школьников. На их основе определились и реализовывались соответствующие воспитательные задачи и мероприятия, способствующие более глубокому ознакомлению и усвоению с нравственных норм.

Основной формирующий эксперимент проходил в течение 1997-1999 годов на базе пяти школ республики, по всем трем социальным группам: родители, учителя начальных классов и учащиеся.

В процессе формирующего эксперимента, в содержание учебного материала учебников "Ана тил" и "Къарачай тил" был включен дополнительный материал с нравственным содержанием, способствующий формированию суждений о нравственных поступках. Учащиеся переносили знание нравственных норм в обыденные жизненные ситуации, соблюдая нормы поведения, тем самым, укрепляя в своем характере положительные нравственные качества. Одновременно воспитывалось у школьников неприятие негативных поступков, и как следствие, отрицательных нравственных качеств.

Параллельно проводилась просветительская работа с учителями и родителями: консультации по нравственным нормам этнопедагогики карачаевцев, беседы на темы морали, этикета, сообщения на педсоветах и родительских собраниях.

В результате проведенного эксперимента были достигнуты определенные положительные сдвиги в сторону увеличения нравственной воспитанности в поведении и общении учащихся экспериментальных школ. Увеличилось число учащихся с высоким уровнем знания нравственных норм этнопедагогики карачаевцев; уменьшилось число учащихся с низким уровнем. Если же взять динамику изменения уровней контрольных школ, то значительных изменений за этот период не произошло.

Полученные данные эксперимента позволяют сделать вывод об эффективности методики, включающей совокупность воспитательных мер, использованной нами в процессе формирующего эксперимента.

В результате обобщения проведенного нами исследования, пришли к следующим выводам: I

- воспитательный потенциал нравственных норм этнопедагогики карачаевцев обладает большими возможностями для нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;

- на основе изучения учебно-воспитательных планов учителей начальных классов, школ, планов внеклассной и внеурочной работы, анализа учебников на родном языке, используя воспитательный потенциал нравственных норм в семье, мы попытались сформулировать педагогические рекомендации для реализации этого потенциала, которые приведены в приложениях диссертационной работы.

- расширив формы и методы использования воспитательного потенциала нравственных норм этнопедагогики карачаевцев, в дальнейшем можно разработать комплексную программу нравственного воспитания учащихся, параллельно проводя просветительскую работу среди учителей и родителей;

- создавая нужные условия, и правильно используя опыт воспитания предшествующих поколений, можно получить желаемые результаты, для чего необходимо изучить народную педагогику и применять возможности семьи и в национальной школе.

Тот воспитательный опыт этнопедагогики карачаевцев, который не утратил своей ценности на протяжении ряда исторических этапов своего существования и сохраняется, по сей день, приемлем в практике воспитания современной школы, и нуждается в более полной передаче подрастающим поколениям.

Проведенное нами исследование не претендует на полное изучение проблемы в виду ее многоаспектности, требуется более глубокое изучение данной проблемы и особенностей формирования нравственных качеств младших школьников. Представляет исследовательский интерес изучение нравственного воспитания младших школьников в этнически неоднородных семьях, соотношение общечеловеческого и национального в нравственном развитии личности младшего школьника и др.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Байчорова, Аэлита Асланбековна, Карачаевск

1. Абдуррахман бин Хаммад аль-Умар. Ислам религия истины. - М., 1993. -78с.

2. Аджиев М. Мы из рода половецкого! - Рыбинск, 1992. - 144с.

3. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ-Х1Х вв. Нальчик: Эльбрус, 1974. - 634с.

4. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1979. - 254с.

5. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М.: Аргументы и факты, 1993. - 608с.

6. Азбука нравственного воспитания. Под ред. Каирова И.А. и Богдановой О.С. М.: Просвещение, 1975, - 322с.

7. Айтматов Ч.Т. В соавторстве с землею и водою. Фрунзе: Кыргызстан, 1978.-408с.

8. Алгъышла, нарт таурухла, жомакъла, жырла, элберле. (Пожелания, легенды о нартах, сказки, песни, загадки .).- Нальчик, 1997. 344с.

9. Алексеева Е.П. Карачаевцы и балкарцы древний народ Кавказа. -Нальчик, 1963.-87с.

10. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании но

11. Ана тил (Родная речь). Учебник для 2 класса. Черкесск, 1992. - 149с.

12. Ана тил (Родная речь). Учебник для 3 класса. Черкесск, 1992. - 158с.

13. Ана тил (Родная речь). Учебник для 4 класса. Черкесск, 1994. - 200с.

14. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М., 1983.

15. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ, 1996. - 304с.

16. Арабов И.А. Воспитание семьянина. Традиции и современность. Душанбе, 1991,-256с.

17. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина.1. Карачаевск, 1996. 104с.

18. Арабов И.А., Нагорная Г.Ю. Этнопедагогика. Карачаевск, 1999. - 214с.

19. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.-243с.

20. Арутюнян Г.А. Воспитание школьников на прогрессивных традициях. -Ереван: Луйс, 1989. 101с.

21. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. - 64с.

22. Аталиков В.М., Шикова С.У. Этика. Этикет. Эстетика. Нальчик: НПМП, Скалар, 1997. - 42с.

23. Афанасьев Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1985. - 224с.

24. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Ростов на/Дону, 1972.

25. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в средней школе. Ярославль, 1998. - 380с.

26. Байчорова Р.И. Прогрессивные народные традиции в подготовке старшеклассников к семейной жизни. (На материале Карачаево-Черкесии). Автореф. . канд.пед.наук. М., 1991.

27. Батчаева Х.Х-М. Прогрессивные идеи и опыт карачаевской народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников. Автореф. . канд.пед.наук. Казань, 1992.

28. Батчаева Х.Х-М., Узденова М.М. Умственное воспитание и развитие младших школьников средствами народной педагогики. Карачаевск, 1999.- 143с.

29. Бацын В., Кузьмин М. Интересы этносов и государства: пути к развитию гармонии. // Народное образование, 1994, №.4. С.7.

30. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978.- 159с.

31. Белинский В.Г. Собр.соч. в 9т. Т.4, М., 1994.

32. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в

33. России.// Педагогика, 1998, №3. С.30-34.

34. Бердиев А.К. Формирование гуманности у младших школьников на основе нравственных идеалов народной педагогики. Дисс. канд.пед.наук. М., 1994.

35. Березовин Н.Я., Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив. -Минск, 1975.- 160с.

36. Библия. М.: Российское библейское общество. 1999. - 292с.

37. Бларамберг И. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1992.-240с.

38. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1985. - 176с.

39. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1975. - 208с.

40. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., В., 1995. - 348с.

41. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории. -М., 1979.

42. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, Санкт-Петербург: Норинт, 1998.

43. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. // Педагогика, 1995, № 4 С.31.

44. Бондаревская Е.В., Белоусова Т.Ф. Основы педагогической культуры учителя: Программы и рекомендации по спецкурсу. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1989.-44с.

45. Борлаков Ю.А. Адеб. Намыс. Адет. (Воспитанность, честь и совесть. Традиция). Карачаевск, 1998. - 224с.

46. Брак у народов Центральной и Юго-Восточной Европы. М.: Наука, 1998.-237.

47. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: 1973.- 280с.

48. Ваганов М.В. Ислам и семья. М.: Мысль, 1980. - 200с.

49. Вайнер М.Э. Учителю об эмоциональном развитии младшихшкольников.// Начальная школа, 1997, №3. С.21-22.

50. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983. - 144с.

51. Вейт М.А. Формирование гуманных отношений в воспитательном коллективе учащихся общеобразовательной школы. М., 1985.

52. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1992. - 166с. вого человека. - Махачкала, 1968. - 290с.

53. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1984. -256с.

54. Волков Г.Н. Вечность воспитания. // Народное образование, 1994, № 4. -С.63.

55. Волков Г.Н. Национальная школа: концепция и технология развития. -М.: Просвещение, 1993. 45с.

56. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1974. -363с.

57. Вопросы археологии и традиционной этнографии Карачаево-Черкесии. -Черкесск, 1987.- 152с.

58. Галузяк В.М., Сметанский Н.И. Проблема личностной референтности педагога. // Педагогика, 1998, №3. С. 18-22.

59. Гармаева Т.Ф. Мудрые заповеди бурятской народной педагогики. // Начальная школа, 1994, №10 С. 16-17.

60. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы). Санкт-Петербург: Петрополис, 1999. - 320с.

61. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Автореф. . докт.пед.наук. Баку, 1970.

62. Гершунский Б.С. Гуманизация образования: необходимость новой парадигмы. // Магистр. М., 1991, № 1. - С. 17.

63. Гидденс Энтони. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704с.

64. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. М.:1. Педагогика, 1989. 158с.

65. Горленко В. Каждый человек достоин уважения. // Воспитание школьников, 1995, №6. С.36-39.

66. Гумилев JI.H. География этноса в исторический период. Л., 1989. -320с.

67. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. - 396с.

68. Гуртуева М.Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания. -Нальчик, 1974.-93с.

69. Гуртуева М.Б. Народная педагогика молодому учителю. - Карачаевск, 1999.- 160с.

70. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. -Нальчик: Эльбрус, 1997. 256с.

71. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.: Молодая гвардия, 1982.-207с.

72. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарика, 1998. -472с.

73. Денисевич Н.Н., Ермолаева С.А. Подготовка ребенка к школе как проблема предупреждения отклонений в его социальном развитии. // Воспитание школьников, 1998, №3. -С.2-7.

74. Джанибеков С.Ю. Использование национальных традиций и обычаев горцев в воспитании школьников. // Фольклорно-литературные и языковые связи как фактор развития культур народов Северного Кавказа. Черкесск, 1994.

75. Джуртубаев М.Ч. Древние верования балкарцев и карачаевцев. -Нальчик, 1991.-66с.

76. Джуртубаев М.Ч. Духовная культура карачаево-балкарского народа. // АС АЛАН, М., 1998, №1. - С. 188-191.

77. Дмитриева Н.Г. Основы духовности и нравственного поведения. // Начальная школа, 1994, №4. С.47-50.

78. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Academia, 1996. - 347с.

79. Знания должны быть морально чистыми. // Перспективы гуманистического образования в средней школе: Доклады Российско-Американской конференции. М., Международный центр общечеловеческих ценностей, 1992. - 137с.

80. Зосимовский А.В. О соотношении этических знаний учащихся и их нравственно-эмоционального опыта. // В кн.: Психология учебной деятельности школьников. М., 1982.

81. Ибрагим А.И. Абед Халил. Использование нравственного потенциала Ислама в воспитании учащихся подросткового возраста. Автореф. . канд.пед.наук. Казань, 1996.

82. Из традиционной этнографии народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1993.

83. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика. - 256с.

84. Ильин B.C. Формирование личности школьника: целостный процесс. -М.: Педагогика, 1984. 144с.

85. Ильин И.А. Семья и социализация личности. // Хрестоматия. Педагогика Российского зарубежья. М., 1996. - С. 76-100.

86. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. Перевод с нем. М., Педагогика, 1991. 240с.

87. Ислам. Историографические очерки. М.: Наука, 1991. - 240с.

88. Ислам: Краткий справочник. М.: Наука, 1983. - 232с.

89. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца ХУШв. М.: Наука, 1988.

90. Казарцева О. Культура речевого общения. // Воспитание школьников, 1997, №1.-С. 10-13.

91. Караева А.И. О фольклорном наследии кабардино-балкарского народа. -Черкесск, 1961. 60с.

92. Караулов Н.А. Болкары на Кавказе. // СМОМПК (Сб. материалов для описания местностей и племени Кавказа), 1908, Вып. 38.

93. Караулов Н.А. Основы мусульманского права. Ставрополь, 1991. -557с.

94. Карачаево-балкаро-русский словарь. М.: Русский язык, 1989. - 832с.

95. Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1978. - 336с.

96. Каруле А .Я. Обучение шестилетних детей в школе. -М.: Педагогика, 1984.-93с.

97. Киричук А.В. Положение детей в системе общения в классном коллективе. // В кн.: Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974.

98. Кодекс приличий на Востоке (Адаб-уль-Саликын). Петроград, 1913.

99. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000. - 176с.

100. Кожанова Н.Е. Учителя и родители партнеры в воспитании ребенка. // Начальная школа, 1995, №6. - С. 11-12.

101. Коменский Я.А. и др. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1988. -412с.

102. Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: В 2т., -М, 1982.

103. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. - 270с.

104. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1966. - 347с.

105. Концепция обновления и развития национальных систем в Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1994.

106. Коран. Перевод с арабского языка Г.С.Саблукова. -Казань. Центральная типография. 1907.

107. Корнилов С.В. Кантовское обоснование педагогики. // Педагогика, 1989, №11.-С. 122-126.

108. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997.- 144с.

109. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философско-гуманистическая педагогика.

110. Ростов-на-Дону, 1997.-80с.

111. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск, 1996. -161с.

112. ПО. Краткий словарь по этнопедагогике и этнопсихологии /Под ред. Г.Н.Волкова; Составитель: М.Г.Харитонов. Чебоксары, 1996.

113. Крупская Н.К. О воспитательной работе. Пед. соч. в 10 т. М., 1958, Т.З -С. 672-676.

114. Крымшамхалов И. Письмо в редакцию. // Мусульманин. Париж, 1910, №2, с. 55-56.

115. Кузнецова A.JL Народное искусство карачаевцев и балкарцев. -Нальчик: Эльбрус, 1982.

116. Кузнецова Л. Основы этической культуры. // Воспитание школьников, 1998, №3.-С. 19-23.

117. Кузнецова Л. Педагогика народов России. // Воспитание школьников, 1998, №4. С.21-24.

118. Культура, образование, религия. Круглый стол. // Педагогика, 1995, № 5.

119. Куранов М. Культура межнационального общения. // Педагогика, 1992, №№7,8.-С. 41-44.

120. Кущетерова Ф.Т. Проблема воспитания семьянина в этнопедагогике карачаевцев. Автореф. . канд.пед.наук. Ставрополь, 1998.

121. Къарачай нарт сезле (Пословицы и поговорки на карачаевском языке). -Черкесск, 1963.- 481с.

122. Къарачай тил (Карачаевский язык). Учебник для 2 класса. Черкесск, 1994.- 134с.

123. Къарачай тил (Карачаевский язык). Учебник для 3 класса. Черкесск, 1988.- 118с.

124. Къарачай тил (Карачаевский язык). Учебник для 4 класса. Черкесск, 1993.- 135с.

125. Къарачай-малкъар фольклор (Карачаево-балкарский фольклор). -Черкесск, 1987. -341с.

126. Левкович В.П., Кузьмицкайте Л.Д. Формирование этнического сознания подростка в семье. // Психологический журнал, 1992, Т.13, №6.-С. 35-42.

127. Леонтович Ф.И. Об адатах кавказских горцев. Вып.1. -Одесса, 1882 // В кн.: Культура и быт адыгов. Майкоп, 1980. - 199с.

128. Липкина А.И. О нравственной жизни школьника. М., 1978.

129. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. - 64с.

130. Лисовский А.В., Лисовский В.Т. В поисках идеала. Диалог поколений. Мурманск, 1994.

131. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1992. - 528с.

132. Лихачев Б.Т. Школа и церковь: новые отношения? // Педагогика, 1991, №6.-С. 33-36.

133. Лихачев Д. Помнить о своих корнях. // Воспитание школьников, 1993, №3.-С. 33-37.

134. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. -Тбилиси, 1948.-446с.

135. Магиярова З.М. Формирование нравственного поведения младших школьников в процессе развития связной речи. Автореф. . канд. пед.наук. Казань, 1998.

136. Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания старших школьников. Дисс. . канд.пед.наук. Ленинград, 1978.

137. Макаев В.В. Нравственное воспитание. Ростов-на-Дону, 1966.

138. Макаев В.В. Педагогика для переводчиков. Пятигорск, 1996. - 120с.

139. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1990. -415с.

140. Малкъар халкъ жомакъла (Балкарские народные сказки). Нальчик: Эльбрус, 1989.- 112с.

141. Мальцева В.М. В.В. Зеньковский о духовно-нравственном развитии личности. // Педагогика, 1994, №4.

142. Мартин Лютер. Краткий катехизис. Wores wide printing duncanville, USA, 2000.-319c.

143. Марьенко И.С. Организация и руководство воспитательной работой в школе. М.: Школа-Пресс, 1994. - 223с.

144. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. М.: Школа-Пресс. 1994. -95с.

145. Межуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация. Освобождение духа. М.: Политиздат, 1991.

146. Монтень М. Опыты. Избр. произ. В 3-х томах. М.: Голос, 1992.

147. Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков: история, современность. 4.1. -Элиста, 1999.-256с.

148. Мусукаев А.И. Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев. Нальчик: Эльбрус, 1990. - 111с.

149. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992. -239с.

150. Народная педагогика основа воспитания подрастающего поколения: Методические рекомендации. -Уфа, 1992. - 47с.

151. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М.: Восточная литература. 1994.-656с.

152. Настольная книга для родителей. Минск: Народная Асвета, 1987. -174с.

153. Невская В.П. Карачаевцы. // Сб.: Народы Карачаево-Черкесии. -Ставрополь, 1957.

154. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания, // Педагогика,1998, №3.-С. 3-10.

155. О перспективах развития экологического образования в начальной школе. //Начальная школа, 1998, № 6.- С. 14-19.

156. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Роспедагентство, 1996. -372с.

157. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,1999.-940с.

158. Ольховиков К.Л. Нравы как практический образ философии. Автореф. . канд.пед.наук. Екатеринбург, 1992.

159. Опыты православной педагогики. М., 1993.

160. Орлов Ю.М. Самосознание и самовоспитание характера. М., 1987. -224.

161. От чистого истока: Реализация идей народной педагогики в развитии творческой активности будущего учителя. // Начальная школа, 1996, №6. С. 68-69.

162. Очерки истории Карачаево-Черкесии. Т.1. Ставрополь, 1967. - 600с.

163. Очерки истории Карачаево-Черкесии. Т.2. Черкесск, 1972. - 448с.

164. Павлова М.П. Педагогическая система А. С. Макаренко. М., 1963. -396с.

165. Педагогика. Экспериментальное учебное пособие. 4.1. Пятигорск, 1992.

166. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М.: Академия, 1999. - 544с.

167. Педагогическая энциклопедия. М., 1966. Т.З.

168. Педагогические идеи К. Д. Ушинского. М. Знание, 1971. -78с.

169. Педагогический вестник. Выпуск 1. -Черкесск, 1997. 52с.

170. Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1963. - 462с.

171. Першуткин Б. О новых подходах к понятию "воспитание". // Воспитание школьников, 1994, №6. С. 2-6.

172. Пилипенко Л.И. О формировании нравственных чувств младших школьников. // В кн. Психология учебной деятельности школьников. -М., 1982.

173. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М.: Наука. 1991. - 218с.

174. Пирлиев К. Народная педагогика и современность. Ашхабад, 1983.

175. Попов Л.А. Воспитательный потенциал религии. // Педагогика, 1992, №№7,8.-С. 28-32.

176. Правовые нормы адыгов и балкаро-карачаевцев в ХУ-Х1Х вв. -Майкоп: Меоты, 1997- 296с.

177. Примерное содержание воспитания школьников. М.: Просвещение, 1984.- 144с.

178. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (13). М.: Просвещение, 1996. - 285с.

179. Психолого-педагогический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. -240с.

180. Резниченко М.А. Трудности взросления младшего школьника. // Начальная школа, 1998, №1. С. 25-30.

181. Рудь Ю.А. Методологические и теоретические проблемы изучения народной педагогики. Дисс. . канд.пед.наук. -М., 1980.

182. Салпагарова К. А. Дорожный этикет в карачаево-балкарском фольклоре. // Фольклорно-литературные и языковые связи как фактор развития культур народов Северного Кавказа. Черкесск, 1994. - С.17.

183. Салпагарова К.А. Тамаша грамматика. (Занимательная грамматика). -Черкесск, 1995.-238с.

184. Семья. Книга для чтения. Книга 1. М., 1991. - 346с.

185. Сикевич З.В. Этносоциология: национальные отношения и межнациональные конфликты. Санкт-Петербург, 1994. - 176с.

186. Сироткин Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание. Самара, 1991. - 243с.

187. Скоромохова М.И. Ориентация младших школьников на нравствен

188. Словарь педагогических терминов (Сост. Макаев В.В. и др.). -Пятигорск, 1996. 51с.

189. Словарь по этике. М., 1989. - 445с.

190. Словарь рифм. Словарь синонимов. М.; Терра, 1996. - 334с.

191. Смирнова Я.С. Воспитание ребенка в адыгском ауле в прошлом и настоящем. // Уч. зап. Адыг. НИИ. Т.8. Этнография. Майкоп, 1968. -С.92-93.

192. Смирнова Я.С. Семья и быт народов Северного Кавказа. М., 1983. -264с.

193. Степаненков Н.К. Педагогика. Минск, 1998. - 448с.

194. Студенецкая Е.Н. Культура и быт карачаевцев: очерки истории Карачаево-Черкесии. Ставрополь, 1957. Т.1.

195. Супрунова JI.JI. Проблемы этнорегиональных исследований в сравнительной педагогике. // Семейная этнопедагогика и современная школа: Материлы межвузовской научно-практической конференции. -Карачаевск, 1997. С. 54-63.

196. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политическая литература, 1976. -216с.

197. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М., 1961. - 246с.

198. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч. в 3 т. М.: Педагогика, 1980, Т.1. -560с.

199. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. М., 1978. - 95с.

200. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Кишинев, 1978. 240с.

201. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура воспитания учащегося. М., 1992. - 47с.

202. Тайчинов М.Г. Религиозная культура и воспитание. // Педагогика, 1993, №2. С. 38-40.

203. Тарнавский Ю. Психогигиена школьников. // Воспитание школьников.1993, №4.-С. 50-51.

204. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политическая литература, 1989.-573с.

205. Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы. М., 1989. - 448с.

206. Тойдис В.П. Этнонациональное самосознание как феномен культуры. -Карачаевск, 1999. 244с.

207. Токмакова JI.B. Ценностные ориентации молодежи: содержание, тенденции изменений. Автореф. кан.фил.наук. М., 1993.

208. Толстой JI.H. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. -542с.

209. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника. // Педагогика, 1997, №6. С. 59-65.

210. Тхагажоев А.Т. О некоторых моральных поучениях ислама. Нальчик. 1976.-88с.

211. Узденова С.Б. Народное образование и педагогическая мысль в Карачае и Черкесии (до октября 1917г.). Пятигорск, 1994. - 136с.

212. Узденова С.Б. Образование и педагогическая мысль народов Карачая и Черкесии (XIX- конец XX вв.). Автореф. . докт.пед.наук. М., 1997.

213. Ушинский К.Д. Собр.соч., Т. 1,2,6. М.-Л. 1948.

214. Ушинский К.Д. Пед. соч.: в 6-ти т. Т.1, 2.3. М.: Педагогика, 1989. -512с.

215. Федоров Н. Ислам не навязан России извне. // Российская газета, 1993, 13 мая.

216. Федорова Л.Л. Этнопедагогическая общность традиций нравственного воспитания народа Саха (республика Саха) и коренных народов Аляски (США). Автореф. . канд. пед.наук. М., 1995.

217. Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия. // Воспитание школьников, 1993, №6 С. 46-50.

218. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащихся и учебныхколлективов. М.: Просвещение, 1988. - 207с.

219. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учеб.завед. М., 1998, -360с.

220. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1986.-703с.

221. Хамидулина Р.А. Педагогические условия формирования нравственных отношений в семье. Автореф. . канд.пед.наук. Уфа, 1995.

222. Ханбиков Я.И. Использование народных традиций в воспитательной работе национальной школы. // В кн.: Вопросы обучения и воспитания в татарской школе. Вып.2, Казань, 1976.

223. Ханбиков Я.И. История развития педагогической мысли татарского народа. Казань, 1974. - 162с.

224. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик: Эльбрус, 1978.

225. Хан-Гирей. Избр. произ. Нальчик, 1974.

226. Харифле (Букварь). Черкесск, 1995. - 131с.

227. Хинтибидзе А.Ф. Некоторые моменты взаимоотношения народной педагогики и истории педагогики. // В кн.: Из истории народного образования Адыгеи. Ростов-на-Дону, 1975.

228. Чарикова Е.Н. Культура межнационального общения и школа. // Педагогика, 1991, №12.С. 18-20.

229. Чепиков В.Г. Теоретические и методические основы процесса воспитания нравственных качеств личности младшего школьника. Автореф. . докт.пед.наук. М., 1998.

230. Чернокозова В. Об этике учителя. // Воспитание школьников, 1993, №4. С.17-19.

231. Чомаев К.И. Дореволюционные черты этнической психологии народов Северного Кавказа. Черкесск, 1972. - С. 85-150.

232. Шайдаева Г.М. Исламская мораль: иллюзии и реальность. -Махачкала, 1990.- 159с.

233. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997. - 174с.

234. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. 4.1-2. -М.: Школа-Пресс, 1998. 96с.

235. Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М., - Ставрополь, 1991.

236. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманистического образования: состояние и перспективы. -М., -Ставрополь, 1991.

237. Шоров И.А. Народная педагогика адыгов о факторах, влияющих на формирование личности. // В кн.: Проблемы обучения и воспитания в сельской школе. Ростов-на-Дону, 1976.

238. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп, 1989. - 335с.

239. Шоров И.А. О методах нравственного воспитания в адыгской народной педагогике. // В кн.: Вопросы школьной и вузовской педагогики. -Ростов-на-Дону, 1970.

240. Щуркова Н. Этическое воспитание. // Воспитание школьников, 1996, №4.-С. 9-11.

241. Эльконин Б.Д. Психологическое развитие в детских возрастах. М., -Воронеж, 1995. -416с.

242. Эльконин Б.Д. Психология игры. М.: 1978. - 302с.

243. Этнопедагогика. Программы и методические указания. Сост. Арабов И.А., Батчаева Х.Х-М. Карачаевск, 1995. - 51с.

244. Яковлева Т.В. Методическая система использования текстов по народной педагогике. // Начальная школа. 1998, №1.