Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Традиционный народный этикет как фактор нравственного воспитания младших школьников

Автореферат по педагогике на тему «Традиционный народный этикет как фактор нравственного воспитания младших школьников», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Ахмедова, Мугубат Ярахмедовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Махачкала
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Традиционный народный этикет как фактор нравственного воспитания младших школьников», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Традиционный народный этикет как фактор нравственного воспитания младших школьников"

На правах рукописи

АХМЕДОВА Мугубат Ярахмедовна

ТРАДИЦИОННЫЙ НАРОДНЫЙ ЭТИКЕТ КАК ФАКТОР НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на материале Республики Дагестан)

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования.

АФТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

7 НОЯ 2013

005537116

Махачкала 2013

005537116

Диссертация выполнена в ФГБОУВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Научный руководитель - Заслуженный деятель науки РД,

кандидат педагогических наук, профессор Мирзоев Шайдабег Айдабегович

Официальные оппоненты - доктор педагогических наук, профессор

кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» Нюдюрмагомедов Аб-дулахад Нюдюрмагомедович; кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ГУ ДПО «Дагестанский институт повышения квалификации педагогических работников Абдуллаева Раисат Магомедовна

Ведущая организация- ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный педагогический институт»

Защита диссертации состоится «29» ноября 2013г. в 1200 часов на заседании Диссертационного совета Д. 212.05.051.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук при ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» по адресу: 367003, Республика Дагестан, Г. Махачкала, ул. Ярагского, 57.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» по адресу: 367003. г. Махачкала, ул. М.Ярагского, 57.

Автореферат выставлен на сайте ВАК Министерства образования и тнау-ки Российской Федерации http://vak.ed.gov.ru и на сайте ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» www.dgpu.ru. 29 октября 2013 г.

Автореферат разослан «29» октября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, профессор

Мирзоев Ш.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В современных условиях общественно-политического и социально-экономического развития российского общества, когда население озабочено проблемами освоения рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, все более разрушаются социальные и нравственные устои жизнедеятельности людей. Это ведет к регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению, дезинтеграции внутреннего мира личности, вакууму духовности. Другими словами — современное Российское общество переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (и в первую очередь детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Следует отметить, что в важнейших государственных документах Российской Федерации, посвящённых проблеме образования подрастающих поколений, подчёркивается необходимость духовно-нравственного воспитании. Согласно программно-нормативным документам Российской Федерации (Федеральный закон «Об образовании в РФ», Федеральный закон «О культуре в РФ»; «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года», «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» российское образование должна решать колоссальные задачи, среди которых обеспечение исторической преемственности поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России и т.д. В законах Республики Дагестан «О культуре», «О личной и общественной нравственности» и в ряде других документах содержатся установки, направленные к приобщению школьников к ценностям . духовной культуры родного народа. Важность сохранения и развития национальных культур народов России особо отмечается в Указе Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года".

Поиск путей, средств, источников совершенствования нравственного воспитания граждан на этнокультурной основе, предпринимаемый в последние годы в ряде регионов страны, в том числе и в Дагестане также является признанием того, что национальная культура - сокровищница тысячелетнего народного педагогического опыта, является бесценным и эффективным воспитательным фактором, которому под силу решение многих педагогических проблем современной школы и семьи.

В системе моральных ценностей народов Дагестана в силу исторических, природно-географических условий жизни и деятельности сформировались традиции, обычаи, нормы общения, имеющие общечеловеческую значимость, такие как взаимопомощь в различных ее видах и формах, гостеприимство, уважение к старшим, почитание родителей, обычай сыновнего, дочернего долга, защита, оберегание чести, достоинства и жизни женщины, терпимость и толерантность в межнациональной сфере, верность в клятве, преданность в дружбе, святость родной земли-а др. Содержание традиционных этнокультурных цен-

ностей воспринимается и реализуется по определенным этикетным нормам, предполагают четкие этикетные правила и установки.

Этикет — это не только норма поведения или идеал межличностного общения. В общении, которое строится в соответствии с нормами этикетной культуры, проявляются формы поведения, которые диктуются традициями, обычаями, моральным кодексом народа.

А между тем очевидную угрозу духовно-нравственному становлению личности на этнокультурной преемственности поколений представляют некоторые аспекты содержания новых стандарт образования, где предметное обучение и внеурочная деятельность рекомендуется осуществлять без учета национально-регионального компонента культуры.

Возникает необходимость целенаправленной актуализации этнокультурных ценностей через национальную школу и семью, отвести им надлежащее место в учебно-воспитательном процессе. Напрашивается глубокое и всестороннее исследование педагогического потенциала народного этикета и разработка методики его использования в нравственном воспитании учащихся.

Приобщение учащихся к этнокультурным этикетным нормам не терпит отлагательства. Чем раньше, тем лучше. Воспитание, полученное в раннем детстве, имеет судьбоносное значение для человека. Подчеркивая эту истину, народная педагогика гласит: "Воспитание и знания, приобретенные в детстве, — что резьба на камне ", т.е. несгораемы и долговечны.

Наиболее благоприятным возрастом для целенаправленного воспитания считается младший школьный возраст. Как отмечают ученые, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Младший школьный возраст наряду с ранним детством благоприятный период в развитии личности, в усвоении ею фундаментальных знаний об обществе и мире и столь же необходимых для всей последующей жизни морально-этических норм и правил общения с различными по возрасту, родству, близости, национальной и конфессиальной принадлежности людьми. Усвоение младшими школьниками этикетных норм родного народа выступает как естественная предпосылка для успешного овладения ими ценностями общероссийской и общечеловеческой нравственно-этической культуры, что крайне важно для современного российского гражданина.

На нравственно-этическую культуру народа опирались в своих трудах классики мировой педагогической мысли Я.А. Каменский, Ж-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Великий русский педагог К.Д.Ушинский в основу своей педагогической теории положил принцип народности воспитания. Необходимость использования прогрессивных народных морально-этических норм в воспитательной работе школы подчеркивали известные советские педагоги H.A. Констани-нов, Ф.Ф. Королев, Е.М. Медынский, М.Ф. Шабаева.

Важную роль в исследовании педагогического наследия народов сыграли труды академика Г.Н.Волкова - автора фундаментальных исследований, в которых определены сущность, содержание и специфика народной педагогики, обоснована методология, введено понятие «этнопедагогика». Духовно-нравственный потенциал этнопедагогики разных народов и его значение в воспитании подрастающего поколения нашли отображение в работах А.Ф. Афанасьева (Якутия),

Д.М. Бурхиного (Бурятия), Г.Н. Волкова (Чувашия), А.Ш. Гашимова (Азербайджан), А.Э. Измайлова (Средняя Азия), ЯМ. Ханбикова (Татарстан), И.А. Шарова (Адыгея), и др. Исследователи рассматривали различные аспекты народной педагогики, выявили пути и возможности их использования в учебно-воспитательном процессе школы (Э.Ш. Аганова, P.M. Байчорова, Х.Х. Батчаев, С.М. Иванов, A.M. Леонов, X. Рахимов, Г. Д. Сундуй и многие др.),

Историко-этнографические исследования этических традиций дагестанских народов с выявлением их роли в различных сферах современной жизни провели известные дагестанские ученые А.К.Алиев, С.Ш. Гаджиева, У.Б. Дал-гат, М.А. Дибиров, P.M. Магомедов, А.Ф. Назаревич и др.

Возможности и пути использования прогрессивных традиций дагестанских народов в различных направлениях воспитательной работы школы раскрыли дагестанские ученые педагоги Б.Ш.Алиева, М.А. Асельдеров, З.М. Магоме-дова, А.М Магомедов, Д.М. Маллаев, Ш.М Мирзоев, С.М. Омаров, Р.И. Омаро-ва, P.M. Пашаева, Т.С. Саидов, Б.Б. Шейхова, З.Я. Якубов и др.

Однако при всей изученности содержания, специфики и значения педагогической культуры народов России, Кавказа, в том числе и Дагестана, педагогический потенциал этикета, как основной фактор нравственного воспитания учащихся используется недостаточно. Нет еще сколь либо целостных исследований, раскрывающих роль дагестанского народного этикета в нравственном воспитании младших школьников. А между тем Республика Дагестан - многонациональная, поликультурная, многоконфессиальная республика, на территории которой проживают более 30 коренных и представители более 100 народов России, где функционируют около 2-х тысяч общеобразовательных учебных заведений, где учащиеся целенаправленно и систематически должны формироваться как морально устойчивые и нравственно зрелые граждане нашей Родины-России.

Анализ психолого-педагогических исследований и учебно- воспитательной практики свидетельствует о недостаточной изученности проблемы нравственного воспитания школьников на прогрессивных нормах народного этикета, о чем свидетельствуют противоречия:

- между необходимостью сохранения нравственной культуры, сконцентрированной в национальном этикете, и опасностью глобального образования, когда предметное обучение и внеурочная деятельность в новых стандартах представлены без учета особенностей национальной культуры;

- мевду потребностью школы в оптимизации нравственного воспитания учащихся и недостаточностью решения данной проблемы на потенциале нравственного этикета народной педагогики;

- между необходимостью формирования нравственных качеств в младшем школьно!« возрасте и отсутствием соответствующей социальному запросу учебно-методической литературы по воспитанию учащихся на потенциале народного этикета;

- между необходимостью воспитания учащихся согласно требованиям народного этикета и недостаточной подготовленностью учителя начальной школы к оптимальному решению данной проблемы.

Таким образом, противоречие между возрастанием роли нравственного воспитания в современных условиях обновляющегося российского общества и

недостаточной научной и практической разработанностью вопросов оптимального учета прогрессивных этикетных норм в формировании нравственно устойчивой личности, а также актуальность рассматриваемой проблемы стали основанием определения темы исследования: «Традиционный народный этикет как фактор нравственного воспитания младших школьников». Выбор младшего школьного возраста определяется тем, что именно в этот период жизни закладываются морально-этические основы формирования личности.

Объект исследования - процесс нравственного воспитания младших школьников.

Предмет исследования - педагогические условия использования традиционного народного этикета в нравственном воспитании младших школьников.

Цель исследования - выявление нравственно-этического потенциала традиционного народного этикета и обоснование форм и методов его эффективного использования в нравственном воспитании младших школьников.

Гипотеза исследования: нравственное воспитание младших школьников будет эффективным и результативным если:

- представить народный этикет как основу сохранения и развития национальной нравственной культуры;

- гармонично сочетать нормы традиционного народного этикета с ценностями общероссийской и общечеловеческой нравственно - этической культуры;

- создать оптимальные педагогические условия, где работа с учащимися целенаправленно ориентирована на формирование у них потребности усвоения этнокультурных ценностей;

- систематически и активно включать учащихся в деятельность по духовному общению с мудрыми представителями старшего поколения, доступно и последовательно поясняющими им гуманистическую направленность и значение прогрессивных моральных норм традиционного народного этикета;

- организовать реальное сотрудничество и достижение единства педагогических позиций педагогов и родителей по соблюдению учащимися ценностных этикетных установок морально- этической культуры народа.

В соответствии с целью и гипотезой в работе решались следующие задачи исследования:

- раскрыть педагогический потенциал традиционного этикета народов Дагестана как эффективного средства нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;

- определить педагогические условия, формы и методы оптимального применения педагогического потенциала традиционного этикета народов Дагестана в нравственном воспитании младших школьников;

- определить критерии, показатели и уровни сформированности морально-этических норм поведения детей младшего школьного возраста;

- разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс программу «Традиционный этикет народов Дагестана» реализуемый в рамках регионального общеобразовательного предмета «Культура и традиции народов Дагестана».

Методологическую основу исследования составили научно- философская интерпретация природы и особенностей познания человеком сущности гуманистических взаимоотношений, философские и психолого- педагогические положения о том, что личность человека, особенно ребенка, является высшей ценностью в обществе; о приоритете общечеловеческих ценностей в истории общественной жизни; культурологические, психолого-педагогические концепции о гармонии национального, межнационального и общечеловеческого; о роли этнокультуры в формировании личности.

Теоретической основой исследования выступают философские положениями и педагогические идеи об общечеловеческих духовных ценностях и их использовании в воспитании и обучении подрастающего поколения (H.A. Бердяев, В.П. Вахтеров, В.В. Зеньковский, Я.А. Коменский, Б.Т. Лихачев, A.C. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогов, В.А Сухомлинский, JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский и др.), концептуальные положения о развитии личности (Л.И. Божович, A.A. Бодалев, Л.С. Выготский, Б.З. Вульфов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.И. Рувинский, Д.И. Фельдштейн и др.); положения педагогической антропологии о гуманно-личностном подходе к учащимся (Ш.А. Амона-швили, Л.В. Занков, Г.К. Селевко, Д.Б. Эльконин и др.); этнопедагогические теории обучения и воспитания детей (В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, А.Ш. Гаши-мов, А.Э. Измайлов, Д.М.Маллаев, A.M. Магомедов, З.М. Магомедова, Ш.А. Мирзоев, Т.Г. Саидов, Я.И. Ханбиков, З.Я. Якубов и др.); основные положения изучения народного этикета (А.К. Байбурин, Б.Х. Бгажноков, М.Г. Евграфова, С.Л.Лугуев и др.).

В ходе работы для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы применялись комплекс методов исследования: теоретический анализ педагогических, этнопедагогических, психологических, этнокультурных, философских, культурологических и фольклорных источников; социо-лого-педагогические методы - наблюдения за учащимися в различных видах деятельности; изучение деятельности школ по использованию традиционной этической культуры народов Дагестана, изучение и анализ работы школы творческих работ учащихся при обучении учащихся региональному предмету «Культура и традиции народов Дагестана»; беседы с педагогами, родителями, старейшинами; анкетирование; устные и анкетные опросы педагогов, родителей, учащихся и оценивание; тестовая проверка уровней овладения учащимися задатками, умениями нравственного самовоспитания; педагогический эксперимент.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа по исследованию содержания, средств, форм, методов и условий, отвечающих цели нравственного воспитания младших школьников с опорой на народный этикет проводилась на экспериментальной базе, включающий в себя Касумкентские СШ № 1 и № 2, Новопоселковую СШ и ДОУ № 1 с. Касумкента С. Стальского района. В эксперименте также использован опыт по этнокультурному воспитанию учащихся, накопленный Ленинкентской гимназией № 35 г. Махачкалы и Камышкутанской гимназией с этнокультурным профилем Ахвахского района. В исследовании проблемы диссертации большую помощь диссертанту оказывали консультации сектора культуры и искусства народов Дагестана Дагестанского НИИ педагогики и кафедра народной педагогики Хасавюртовского педагогического колледжа (Саидов P.A.).

Исследование выполнялось в три этапа.

На первом этапе (2006 - 2008 гг.) изучались, анализировались педагогические и этнопедагогические, культурологические, этнографические, психологические, фольклорные источники. Изучался и анализировался опыт работы дагестанской школы по преподаванию региональных общеобразовательных культу-роведческих предметов «Культура и традиции народов Дагестана» и опыт семейного воспитания на предмет учета, осмысления и применения морально-этического содержания, средств, форм и методов народной педагогики, в частности педагогического потенциала традиционного народного этикета; осуществлялся сбор и анализ полевого материала, велась работа с информаторами; формировались гипотеза и программа исследования.

На втором этапе (2009 - 2011 гг.) проводилась опытно- экспериментальная работа, в ходе которой определялись пути, средства, методы, условия движения цели исследования, проверялась научная достоверность гипотезы, вносились в нее необходимые коррективы; внедрялись в школьную практику и семейное воспитание подтвержденные экспериментальной проверкой положения, результаты исследования.

На третьем этапе (2012 - 2013 гг.) продолжалась экспериментальная проверка части положений гипотезы, эксперимент дополнялся открывшимися в ходе его средствами, факторами, источниками и условиями эффективного формирования у младших школьников гуманистической культуры общения; подводились итоги экспериментальной работы и исследования в целом; продолжалась проверка теоретических положений, методических рекомендаций в базовых школах и в ряде семей; проводилась обобщение и обработка материалов исследования; публиковались и апробировались актуальные результаты, выводы и положения исследования; диссертация подготавливалась к защите.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена: методологической и теоретической обоснованностью его исходных данных; опорой на современные достижения психолого-педагогической науки, комплексностью и адекватностью методов исследования сути решаемой проблемы; реальными положительными сдвигами в уровнях сформированное™ нравственных качеств личности; непосредственным участием диссертанта в эксперименте; сочетанием количественного и качественного анализа результатов исследования; длительностью опытно-экспериментальной работы и получением позитивных результатов.

Степень обоснованности научных положений, рекомендаций и выводов, полученных соискателем. Обоснованность результатов исследования обеспечивалась выверенной методологической позицией, основанной на современных теоретических разработках в области педагогических наук, использовании совокупности методов исследования, репрезентативностью результатов, проведением апробации и экспертизы полученных выводов на конференциях регионального и всероссийского уровней.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- на основе изучения и анализа региональной этнографической, исторической, культурологической и педагогической литературы выявлены этикетные нормы, установки и правила народной педагогики Дагестана;

- установлена и экспериментально доказана целесообразность использования педагогического потенциала этикетных норм народа как важнейшего фактора повышения уровня нравственной воспитанности младших школьников;

- подтверждена роль и значение традиционного народного этикета в формировании у детей духовно содержательной, гуманной культуры межличностного и межнационального общения;

- определены педагогические условия эффективного применения педагогического потенциала народного этикета в нравственном воспитании младших школьников с учетом этнокультурных и полиэтнических традиции региона;

- выявлены и охарактеризованы критерии, показатели и уровни нравственного воспитания младшего школьника на педагогическом потенциале этикетной культуры народов Дагестана.

Теоретическая значимость исследования состоит:

- раскрыта сущность, значение и роль народного этикета в педагогической теории и практике воспитания социально востребованной личности;

- определено содержание традиционного народного этикета как нравственного кодекса, средства и источника воспитания личности, применительно к многонациональному и поликультурному региону;

- выявлен педагогический потенциал традиционного народного этикета, являющихся ключевой базой формирования морально-этических качеств и определения критериев, показателей нравственно-этической воспитанности гражданина России, проживающего в многонациональном регионе;

- установлены оптимальные педагогические условия совершенствования и гуманизации содержания, средств и методов формирования морально-этического облика личности учащегося.

- разработаны содержание, структура и методика нравственного воспитания учащихся национальной школы на традициях народного этикета.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методики использования потенциала народного этикета в нравственном воспитании младших школьников; в совершенствовании и обогащении технологии нравственного воспитания младших школьников. Рекомендации по формированию у учащихся 1-4 классов нравственно-этической культуры общения, разработанные на основе результатов, выводов и положений исследования, внедрены в работу не только базовых школ, но и в ряде инновационных образовательных учреждений. Исследование успешно разрешает одно из значительных противоречий школьно-семейного воспитания - раскрывает актуальный потенциал традиционного народного этикета и методические решения его использования, что значительно снимает затруднения педагогов и родителей, удовлетворяет их потребности в налаживании добрых человеческих отношений с учащимися согласно веками апробированным морально- этическим нормам народа.

Результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания регионального общеобразовательного предмета "Культура и традиции народов Дагестана" Разработанные на основе исследования этико-дидакгические материалы могут быть использованы как на уроках родного язы-

ка, так и на внеклассных воспитательных мероприятиях. Результаты исследования также могут быть использованы в курсовой подготовке учителей начальных классов в Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров.

Теоретические положения, выводы и методические рекомендации автора уже ряд лет эффективно используются в курсе лекций на дошкольном и школьном отделениях Хасавюртовского и Буйнакского педагогических колледжей.

Основные положения диссертации, выносимую на защиту:

1. Этикетные нормы народов Дагестана как нравственный кодекс и средство оптимизации нравственного воспитания младших школьников.

2. Содержание, формы и методы соблюдения народного этикета как неразрывные составляющие системы нравственного воспитания младших школьников, гуманизации воспитательной деятельности семьи и школы.

3. Педагогические условия интеграции нравственно-этического потенциала традиционного народного этикета в воспитательную деятельность национальной школы (этнокультурная направленность обучения младших школьников; приобщение учащихся к нормам и ценностям традиционного этикета народов Дагестана; опора на теорию, методику и технологию нравственного воспитания средствами народного этикета; мотивационно- ценностная и практическая ориентация учащихся на традиционные нормы народного этикета и др.).

4. Критерии и показатели сформированности нравственно- этической культуры младших школьников.

5. Потребности в самовоспитании на нормах и потенциале народного этикета как основа перспективного гуманного развития личности младших школьников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ФГБУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», на секторе культуры и искусства Дагестанского научно-исследовательского института педагогики им. A.A. Тахо-Годи, на кафедрах этнопедагогики Хасавюртовского и Буйнакского педколледжей, на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава, молодых ученых ДГПУ И ДГУ; на Юбилейной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Дагестанского ПИИ педагогики, на научно-теоретической конференции, посвященной памяти ученого-педагога С.М. Гаджимурадова (Махачкала, НИИ педагогики), на педсоветах базовых средних школ № 1, 2 с. Касумкента, Новопоселковой СШ и гимназий с этнопедагогическим профилем пос. Ленинкент г. Махачкалы и села Камышку-тан Ахвахского района. Разработанные диссертантом по итогам опытно-экспериментальной работы рекомендации внедрены в названных выше учреждениях образования, где учителя начальных классов отзываются о них с глубоким удовлетворением и благодарностью.

Структура диссертации соответствует цели, задачам, логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность исследования проблемы использования традиционного народного этикета в нравственном воспитании младших школьников, определены цель, задачи, методологические основы исследования, сформулирована гипотеза, изложены основные этапы исследования, раскрыта научная новизна и практическая значимость исследования, приведены сведения об апробации работы, указаны положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы использования традиционного народного этикета в нравственном воспитании младших школьников» освещается проблема изученности народного этикета в истории и теории педагогики; выявляется сущность, содержание и значение народного этикета; раскрывается состояние практики использования народного этикета в нравственном воспитании.

В диссертации представлен целенаправленный анализ истории зарождения поведенческих норм в человеческом обществе зафиксированные этнографами на территории Месопотамии и древних шумеров, по представлениям которых моральные достоинства и добродетели дарованы людям богами, задача людей заключается в следовании этим божественным установлением. Своеобразная зачаточная форма этикетной культуры ученые находят в Кавказской Албании, возникновение которого относят к IV веку до н.э. В фундаментальном труде Страбона, жившем на рубеже I тысячелетия н.э., содержатся важные сведения, относящиеся к этикетной культуре предков дагестанских народов. Фольклорные сюжеты народов Дагестана содержат в себе различные этикетные нормы, представления о приличном и недостаточном поведении человека, что позволяет судить об этических нормах поведения и общения, принятых у этих народов. Очевидно, в основе их лежат этикетные нормы, сформировавшиеся у наших предков ещё в древности и в последующие исторические эпохи подвергается трансформации. В диссертации на анализе конкретных историко-этнографических и культурологических материалов дается краткий экскурс становлению и применению на практике этикетных норм вообще и этикетных норм народов Дагестана, в частности, отмечается значительная роль морально-этической культуры Ислама в развитии и становлении этикетной культуры народов Дагестана.

Анализ состояния изученности в истории и теории педагогики проблемы становления и использования традиционного народного этикета в нравственном воспитании показывает, что классики педагогической науки (Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, JI.H. Толстой многие и другие высоко ценили воспитательные возможности народной педагогики и более всего народного этикета в формировании полноценной нравственной основы личности. К.Д. Ушинский утверждал: «Воспитание возникло с человечеством, у народа - вместе с языком, родное слово - величайший народный педагог».

В диссертации отмечено, что духовно-нравственный потенциал народного педагогического наследия, в частности этикетной культуры своих народов и его значение в воспитании подрастающего поколения признается учеными педаго-

гами Зарубежья и почти всех регионов России (Якутия), (Бурятия), (Чувашия), (Азербайджан), (Средняя Азия), (Татарстан), (Адыгея) и др.

Возможности и пути исследования прогрессивных традиций дагестанских народов в различных направлениях воспитательной работы школы раскрыли дагестанские ученые педагоги Б.Ш.Алиева, М.А. Асельдеров, З.М. Магомедова, А.М Магомедов, Ш.М Мирзоев, G.M. Омаров, Р.И. Омарова, P.M. Пашаева, Т.С. Саидов, Б.Б. Шейхова, З.Я. Якубов и др.

В главе дается анализ диссертационных исследований, посвященных формированию нравственно-этической культуры школьников, в том числе и младшего возраста, отмечается, что в диссертационных исследованиях, выполненных на материале Республики Дагестан, авторы не всегда включают в работу этнокультурный компонент. Авторы некоторых работ, обосновывая актуальность проведённых ими исследований, приходят к выводу о том, что успех воспитания современных учащихся тесно связан с тем, в какой мере используется национально-региональные педагогические традиции, прогрессивный опыт народной педагогики, основой которого является народный этикет.

Этикет (oppetuquette - ярлык, этикета), как отмечается в «Словаре по этике» - это «совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы общения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)».

Этикет представляет собой совокупность тех моральных требований, которые регламентируют общение человека с окружающими в соответствии с содержанием нравственных традиций, кодексов, неписаных законов общества. Национальная своеобразность любого народа, в том числе и народов Дагестана, проявляется большей частью в общении, в том, что называется этикетом, то есть является совокупностью правил поведения, которые регулируют внешние проявления человеческих взаимоотношений. Этикет состоит из языка знаков, символов, словесных формул, жестов, мимики и т.п. Все это является тем, что не высказать, в особенности в эмоционально напряженных ситуациях. Язык символов глубоко национальный.

У дагестанских народов есть своя система взглядов, которая отражает национальный характер, моральные ценности, образ жизни, тип поведения - то, что охватывается понятием "менталитет".

Сущность традиционного народного этикета заключается в том, что народный этикет — это система норм поведения, при помощи которых человек призван считаться с достоинством других людей и защищать собственное достоинство, создавать условия для преодоления конфликтов и достижения намеченных целей. Этикетные нормы регламентируют стиль поведения личности, стиль общения между людьми разного пола, , возраста и социального положения, внешний вид человека в различных видах деятельности, последовательность и манеру отношений и т.д. Несоблюдение народного этикета ведет не только к нравственным коллизиям, но и к серьезному психологическому дискомфорту личности, что негативно сказывается на морально-этическом микроклимате в семье и обществе.

Традиционный народный этикет предусматривает:

- знания и умения, правила и нормы восприятия, осмысления, понимания, определяющие поведение и общение людей;

- разумное обеспечение функционирующих этикетных норм с точки зрения здравого смысла, потребностей профессии, общества;

- умение обосновывать либо критически оценивать известные нормы поведения и общения с позиции гуманизма, социальной значимости и полезности.

- систему знаний о человеческой морали, ее истории, об отношении людей к труду, к семье, родным и близким, окружающим людям, ее смысло-жизненном преда газначении;

- о характере межличностных и половозрастных отношений;

- о ценностях и идеалах, призванных обеспечить духовную основу развития, становления и жизнедеятельности социально значимой личности. :

Этикетная культура любого народа, с одной стороны, содержит в себе универсальные, общечеловеческие моральные ценности, а, с другой стороны, в ней проявляется та иерархия этих ценностей, которая диктуется спецификой, историей, условиями, укладом жизни данного конкретного народа. Природно-географическая среда проживания, исторические, социально-экономические условия жизни дагестанских народов выдвинули на первое место исторически апробированные и всенародно одобряемые традиции, как: взаимопомощь, гостеприимство, добрососедство, верность данному слову, единство и сплоченность народа, уважение и взаимопонимание в отношениях между соседними народами, культ семьи, родного очага, почитание родителей, сыновний, дочерний долг перед ними в старости, уважение и признание мудрости старых людей, долг мужчины в защите чести, достоинства и жизни женщины (не только родственницы, но и совершенно незнакомой женщины), сохранение и упрочение родственных связей и др.

Этикетные нормы поведения и общения, предписываемые этими традициями, характеризуются благородством, доброжелательностью к человеку, стремлением к установлению мирных, добрых дружеских отношений с представителями других народов, подчеркнутой уважительностью к старшим, скромным поведением в их присутствии, послушанием родителям, всем взрослым в семье.

Важность соблюдения указанных норм и правил традиционного этикета, как для жизнедеятельности каждого человека, так и народа в целом осознано и закреплено в памяти народа, о чём свидетельствуют мудрые народные изречения: «И мёд, и беда на языке человека», «Кто не уважает старшего, тому не ведомо уважение», «Доброе слово и камень смягчает», «Сделав добро, хоть в море брось - не пропадёт», «Самая красивая одежда скромность», «И язык во рту -золотой клад», «Из уст матери даже проклятие — благословение», «Близкий сосед лучше дальнего брата», «Спесь губит достоинство человека», «Рана, нанесённая языкам, хуже оружейной», «Кто водится с оленем, в цветах, а кто дружит со свиньёй - в грязи», «Стать человеком труднее, чем стать учёным» и др.

Традиционный народный этикет - являясь внешним выражением народных традиций, обычаев, активно формирует человека, подготавливает его к важной жизненной функции — общению с людьми, проявляя при этом к ним уважение, доброжелательность, благосклонность и т.д.

Путем изучения и анализа различных этнографических и духовно-нравственных источников религии (Ислам) в диссертации выделены ценностные качества, гарантируемые человеку при соблюдении этикетных норм: 1. Правдивость. 2. Отстранение от лживости, обмана, вероломства; 3. Отсутствие зависти; 4. Искреннее, сердечное отношение к каждому человеку, 5. Верность слову, обязательствам; соблюдение договора; б.Скромность и мягкость в общении с людьми; Стыдливость; 8. Доброта к людям', 9. Милосердие; 10. Умение прощать; 11. Великодушие; 12. Участливость; 13. Избегание сквернословия, непристойного и другие. 14. Отдаленность от злословия и сплетен.

В главе раскрываются традиционные особенности нормы и правила не только внешнего, поведенческого, но и речевого этикета, на конкретном иллюстративном материале характеризуются народные этикетные правила приветствия, благопожелания, встречи, расставания, ярко и четко выделяются этикетные установки, традиционно функционирующие в семье и общественной жизни народов Дагестана:

1) почитай родителей, культ матери;

2) выполняй сыновний, дочерний долг перед родителями;

3) уважай старших;

4) сохраняй и укрепляй родственные связей;

5) соблюдай традиции гостеприимства и куначества;

6) защищай честь, достоинство, жизнь женщины; в присутствии женщины веди себя достойно;

7) сохрани высокий престиж джамаата (сельского общества) в лице мудрых старейшин народа;

8) будь верен данному слову, клятве;

9) поддерживай (морально и материально) ближних (сирот, больных, немощных, обездоленных);

10) оказывай взаимопомощь и др.

Усвоение содержания, норм этих традиционных установок человеком начинается с раннего детства, а затем, углубляясь и осложняясь, продолжается в подростковом периоде, юности и молодости. Традиции - испытанные средства обретения человеком моральной зрелости. Мерилом воспитанности детей, юношей, девушек в народе считается соответствие их поступков, поведения, отношений с людьми нормам, требованиям моральных установок, отраженных в традициях народа.

Младший школьный возраст с учетом его психолого-педагогических особенностей представляет собой наиболее благоприятный период в развитии личности и овладении ею фундаментальными этикетными нормами и ценностями народной жизнедеятельности.

Единство жизни и воспитания подрастающего поколения, формирование личности в деятельности и отношениях, являющиеся ведущими особенностями народной педагогики, обеспечивают высокую эффективность и результативность формирования личности школьника.

В современных условиях глобализации образования совершенно очевидна возникающая угроза сохранению и соблюдению этикетных норм поведения и общения, все часе нарастают процессы нивелирования этикетных норм и правил 14

российских народов. Об этом свидетельствуют зачастивщееся в последние годы игнорирования основными пластами российской молодежью элементарных норм и правил не только собственного национального, но и общечеловеческого этикета, демонстративно проявляемые перед всей публикой негативные отношения к культурным и даже к извечным религиозным канонам, изменения, демонстрируемые не только в форме одежды, но и всего физического облика личности и т.д.

Все это видя дети нередко с первых шагов в жизни оказываются в обстановке конфликтности, грубости, хамства, душевной черствости, непочтительного отношения к страшим, оскорбительного поведения по отношению к чести, достоинству женщины, проявляемыми морально не созревшими молодыми людьми и даже мужчинами и женщинами зрелого возраста. Опасность для формирующейся личности ребенка, подростка в том, что такой стиль поведения части окружающих становится обыденным бытовым явлением, под стабильным воздействием которого ребенок усваивает порочные, аморальные нормы поведения. Отсутствие необходимого жизненного опыта лишает ребенка возможности критически оценивать подобное поведение взрослых.

Наблюдение над состоянием нравственной воспитанностью младших школьников показывает, что, зачастую, их неуправляемое поведение как бы отражает нашу действительность. Материалы нашего исследования свидетельствуют, что значительная часть учащихся школ, в том числе й подавляющее большинство дагестанских младших школьников, изучающих предмет «Культура и традиции народов Дагестана» смутно представляют себе не только прогрессивные традиции народов Дагестана, но и этикетные нормы поведения и общения, заботливо сконцентрированные поколениями в народной педагогике Дагестана.

Как утверждают ученые (A.B. Зосимовский и др.), в процессе нравственного воспитания необходимо учитывать не только общие представления человека о нравственных нормах общества, но и уровень его нравственного сознания.

Существенным показателем нравственного развития является разрыв между моральными знаниями детей и их поведением. Для ликвидации разрыва необходимо:

- соблюдать такое соотношение между нравственным опытом ребенка и предъявляемыми ему готовыми моральными знаниями, когда этот опыт делает возможным применение данного знания в поведении;

- ставить перед детьми специальные задачи по вычленению общего нравственного содержания различных поступков и выражению его в словесной форме;

- побуждать детей ставить перед собой нравственные вопросы, помогать находить на них ответы;

- вооружать детей специальными средствами, требующимися для применения нравственных знаний и воплощения нравственных побуждений в поведении, т.е. обучить детей соблюдению соответствующих форм и норм этикетного нравственного поведения;

-постоянно оценивать поведение детей с точки зрения тех норм, которыми они хотят овладеть.

. Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса — один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики.

Таким образом, актуальность использования традиционного этикета народов Дагестана в школьно-семейном воспитательном процессе вытекает из:

а) больших возможностей его педагогического потенциала в нравственном воспитании современных младших школьников;

б) гуманных целей, содержания народного этикета, единых с целями, содержанием общечеловеческой культуры поведения и межличностного общения;

в) значимости народного этикета как важного фактора, обеспечивающего взаимопонимание, дружбу и сотрудничество людей в межэтнической среде;

г) гуманизма и действенного доброжелательства, выражаемого речевым этикетом ("сочетание добра языка с добром руки");

д) тесной связи народного этикета с морально-этическими нормами, традициями, регулирующими отношения людей во всех сферах их жизнедеятельности.

Во второй главе «Формы и методы использования традиционного народного этикета в нравственном воспитании младших школьников» раскрывается содержание опытно-экспериментальной работы по нравственному воспитанию младших школьников; представлены пути, средства и методы воспитания младших школьников на традиционном народном этикете; определены условия эффективности использования традиционного народного этикета в нравственном воспитании младших школьников.

При организации опытно-экспериментальной работы по нравственному воспитанию учащихся младших классов средствами этноэтикета, мы основывались на психолого-педагогических положениях о развитии личности в младшем школьном возрасте, а также исходили из специфики народной педагогики.

Разработанная нами программа опытно-экспериментальной работы была ориентирована на активное использование традиционного народного этикета как средства гуманизации и совершенствования нравственного воспитания младших школьников в семье и школе, для чего была осуществлена нами этнопедагогиче-ская подготовка учителей базовых экспериментальных школ в теоретическом плане и проведено их ознакомление с опытом этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса, сформировавшегося в Ленинкентской и Камышку-танской гимназиях этнокультурного профиля.

В соответствии с поставленными в опытно-экспериментальной работе задачами и согласно разработанной нами программе учителя- экспериментаторы подготовили к участию в работе группу родителей из 25 человек.

Анализ состояния семейного воспитания в аспекте использования опыта и преимуществ народной педагогики показал, что одной из сильных сторон родителей является владение методами, средствами и формами традиционного народного воспитания, преемственно передаваемых в семье от поколения к поколению.

Собеседования с родителями и их анкетирование показало, что в большинстве семей (около 70%) родители в общении с детьми и другими членами семьи довольно часто прибегают к использованию традиционных этикетных форм благопожеланий, общения с бабушкой, дедушкой, пожилыми людьми из семейно-родственной, соседской среды. Как считают родители, систематическое восприятие и осмысления сути такого общения расширяет и углубляет знания детей о народных традициях, в том числе и об этикетной культуре народа, и они,

как правило, стараются постепенно используются этикетные нормы в своей жизнедеятельности и во взаимоотношениях с различными людьми. Подавляющее большинство родителей (23 человека из опрошенных, т.е. 92%) считают, что без активного и постоянного использования традиций, обычаев и других духовных ценностей народа не может быть полноценного нравственного воспитания детей в семье.

Часть родителей (56%) считает, что возможности воспитания без применения наказания (в том числе и физического) многократно повышается, если имеет место вдумчивое и оправданное применение народных средств, факторов, методов воспитания. На трудности в нравственном воспитании детей в семье жалуются те родители, которые в недостаточной мере и без должного знания используют педагогические средства народа, не умеют их сочетать с теоретическими знаниями.

Анализ мнений, высказываний большинства родителей показывает, что они весьма серьёзно и заинтересованно относятся к применению норм народного этикета в нравственном воспитании школьников.

Программа опытно-экспериментальной работы включала следующие направления и компоненты, способствующие достижению поставленной в исследовании цели:

1) расширение и углубление знаний родителей и учителей по традиционном этикетным нормам, вооружение их методикой их использования в образовательно-воспитательном процессе современной национальной школы;

2) разъяснение родителям и учителям сущности, значения и роли народной традиционной культуры этикетных норм в нравственном воспитании детей, в их подготовке к жизнедеятельности в семье и обществе;

3) разработка цикла бесед - рассказов по культуре общения и поведения с использованием произведений фольклора и их комментированием;

4) формирование у детей осознанной духовной потребности в овладении нормами, правилами, средствами народной этикета;

5) использование в работе с учащимися творческих заданий, составление микрорассказов по произведениям фольклора, детской литературы и поучительных примеров их реальной жизни людей;

6) разработка рекомендаций для родителей по организации воспитания детей в семье с использованием средств народного традиционного этикета;

7) раскрытие педагогам и родителям методики неразрывного сочетания народного этикета и народных традиций, конфессиональных моральных ценностей в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста;

8) учет динамики нравственного развития учащихся экспериментальных классов под воздействием усвоения ценностей народного этикета и сопоставление уровней нравственной воспитанности учащихся экспериментальных и контрольных классов.

С учителями, работающими в экспериментальных классах, в самом начале работы было проведено углубленное изучение теории и методики применения этнокультурных ценностей на уроках и во внеклассной работе по нашей авторской программе. В диссертации представлено содержание программы и тематические вопросы по усвоению норм народного этикета.

По данной 36 - часовой программе изучение норм и правил народного этикета было организовано не только путем чтения лекций, но и в форме практических занятий, дискуссий и семинаров, что способствовало активному усвоению учителями начальных классов всех тем и проблем намеченной программы. Организовывались также групповые и индивидуальные консультации с учетом потребностей педагогов при изучении сложных для них тем.

Совершенно новым для большинства учителей не только экспериментальных классов, но и педагогов школы в целом явилось отношение педагогической науки и общественной морали к конфессиональным ценностям в качестве средств воспитания в семье и школе.

Для проверки уровня этикетной культуры учащихся проводилось тестирование. Анализ ответов учащихся экспериментальных классов показывает, что по всем 3-м тестам из 38 учащихся 29 учащихся (77%) проявили высокий уровень культуры общения, 6 учащихся (15%) - средний уровень культуры общения и 4 учащихся (10%) — низкий уровень культуры общения. Состояние нравственно - этической воспитанности в целом и этикетной культуры в частности определенной части учащихся начальных классов, где проводился эксперимент, потребовало организацию с этими учащимися дополнительной воспитательной работы во внеурочное время. Поэтому в фронтальной работе со всем классом при эксперименте им уделялось больше внимания и времени, активизировали их к участию в коллективных заданиях. Также проводилось соответствующее собеседование с их родителями, целью которого было укрепление связей семьи и школы.

Задания учащимся в основном касались следующих моральных норм и этических понятий, к которым люди прибегают в повседневной жизни:

1. Почему люди при встречах - прощаниях приветствуют друг друга, произносят благопожелания, желают друг другу здоровья, благополучия, счастья?

2. Какого человека люди уважают и любят - доброго, отзывчивого, благожелательного или неприветливого, грубого, самодовольного?

3. Какие слова, какое выражение лица помогают человеку установить хорошие взаимоотношения с людьми?

4. С помощью каких слов, поступков вы проявляете свою любовь, благодарность, почитание родителям, бабушке, дедушке?

5. Какие благопожелания говорят гостю, когда он приходит в дом и когда его провожают?

6. Нужно ли приветствовать незнакомых людей при встречах, когда вы обращаетесь к ним с вопросом или просьбой?

7. Как нужно приветствовать человека, занятого каким-нибудь делом, работой?

8. Кого и как вы приветствуете ежедневно?

9. Как вы понимаете обычай уважения старших?

10. Кого вы уважаете искренне:

а) приветливого, доброго, культурного человека, не обладающего большой силой, достижениями в спорте или

б) смелого, сильного, обладающего званием чемпиона, но грубого, циничного, неуважительного к людям человека?

Ответы на приведенные и другие подобные вопросы показывают, что подавляющее большинство учащихся экспериментальных классов в семье усваивают обычаи и правила этикетного общения, но их знания, умения, потребности нуждаются в дальнейшем углублении, развитии.

Работа, проведенная с учащимися на уроках, классных часах, куда приглашались представители старшего поколения, знатоки народных традиций, помогла формировать у детей верные представления о моральных обычаях народа и потребность в их соблюдении.

С учащимися всех экспериментальных классов (исключая контрольный класс) в течение 2-х учебных годов систематически и целенаправленно проводились следующие виды работы по их нравственно воспитанию на основе традиционного народного этикета:

1. Рассказы о народной культуре общения, разработанные в разрезе классов с учетом прогрессирования сложности, глубины и охвата жизненного материала от класса к классу.

2. Обучение учащихся этикетному поведению на произведениях дагестанского фольклора, которые являются настоящими учебниками нравственного воспитания детей и взрослых.

3. Ознакомление учащихся с исламскими конфессиональными ценностями, заповедями праведного человека.

4. Встречи со знатоками и хранителями народных духовных богатств -уважаемыми в народе пожилыми горцами и горянками.

5. Использование тестовых заданий, разработанных на материале народного этикета.

6. Выполнение учащимися творческих заданий (в первую очередь, составление сказок - миниатюр по образцу народных) с использованием народных приветствий, благопожеланий, этикетных выражений и формул;

7. Ориентационно-ролевые игры с включением этикетных ситуаций, соблюдением этикетных норм поведения и употреблением этикетной лексики;

8. Проведение викторин, утренников, смотров, посвященных демонстрации детьми знаний, умений норм общения, поведения в различных ситуациях жизни;

9. Составление рассказов - миниатюр по народным пословицам и поговоркам (3-4 классы).

Разнообразие видов проводимой воспитательной работы, активное, деятельное усвоение учащимися знаний этикетной культуры обеспечили достижение поставленной в эксперименте цели - овладение народной этикетной культурой и ее актуализации в повседневной жизнедеятельности учащихся.

Важное значение в формировании у учащихся младших классов навыков, умений нравственно - этического поведения в отношениях с людьми имеет стиль общения педагога с детьми, т.е. является ли он демократическим или авторитарным. Педагог - носитель демократического стиля общения в обладает таким преимуществом, как воспитывающее общение с детьми, которое соответствует содержанию раскрываемого детям урочного материала.

Таким образом если в начале формирующего эксперимента знания по народному этикету учащихся экспериментальных и контрольных классов находились на одинаковом уровне, то в конце его разница в уровнях развития их оказа-

лась весьма значительной (см. Таблица 1). Реальный уровень развития учащихся нами определялся не только с учетом ответов на поставленные вопросы, но также на основании поведения, этичности, гуманности общения в школе, семье и в сельском обществе.

Таблица 1

Сравнительный анализ нравственного воспитания учащихся экспериментальных и контрольных классов в процессе усвоения норм традиционного народного этикета

№ п/п Нормы этикета Экспериментальные классы Контрольные классы

Усвоили хорошо или у дов-летвор. Ими руководствуются Усвоили хорошо или удовлетвор. Ими руководствуются

1 Уважительное обращение с родителями и прародителями 43 или 90,2% 36 или 75,6% 16 или 80% 5 или 26%

2 Вежливое общение со старшими, незнакомыми людьми 39 или 81,5% 33 или 69% 11 или 55% 7 или 35%

3 Скромное поведение в присутствии старших 42 или 86,9% 36 или 77% 13 или 68% 6 или 31%

4 Умение благодарить людей за сделанное ими добро 47 или 100% 45 или 95% 9 или 45% 6 или 31%

5 Совершение добрых дел, поступков ради людей 38 или 79% 35 или 73% 8 или 41% 5 или 25,2%

6 Прием гостей по традиции 41 или 86% 34 или 69% 11 или 55% 7 или 45%

7 Наличие верного товарища, друга 45 или 94,5% 33 или 69% 12 или 60,3% 4 или 21%

8 Избегание в речи грубых слов, сквернословия 42 или 88% 36 или 76,6% 9 или 45,3% 6 или 25,2%

Достоверность полученных путем анкетного опроса результатов обеспечивалась учетом реального поведения каждого ученика в школе, семье и общественных местах, совершаемых ими поступков; мнений родителей, одноклассников, других людей.

Анализируя экспериментальные данные, мы приходим к объективному выводу о том, что главной причиной не сформированности или неудовлетворительной сформированное™ речевого этикета и культуры поведения у младших школьников является отсутствие целенаправленного нравственно - этического воспитания посредством их приобщения к ценностям народного этикета, интегрированного с современной общероссийской и общечеловеческой культурой общения и поведения в семье и обществе.

Мы считаем, что ознакомление детей в семье и школе с народными традициями должно завершиться организацией обучения их нормам, правилам гуманного общения и поведения, которые естественным образом вытекают, из целей, содержания традиционных духовных ценностей народа.

В заключении диссертационного исследования сформулированы основные выводы, вытекающие из содержания и результатов работы:

1. Нравственное воспитание на традициях, формах, нормах и правилах народного этикета представляет собой обобщенную характеристику личностного 20

становления в единства морально-психологической, социальной, теоретической, практической и самообразовательной компонентов.

2. Традиционный народный этикет как духовно-нравственный ориентир становления личности является эффективным средством формирования этнической культуры личности младшего школьника и его готовности к проявлению нравственно ценного поведения и общения в общества и различных сферах деятельности.

3. Процесс формирования готовности к нравственному воспитанию на традициях народного этикета зависит от этнопедагогической направленности профессиональной подготовки учителей начальных классов, своевременного приобщения их к нормам и ценностям традиционного этикета народов, среди которых придется работать, знания теории, методики и технологии нравственного воспитания средствами национального этикета, накопления первоначального опыта мотивационно-ценностной и практической этнопедагогическои деятельности.

4. Дагестанский народный этикет глубоко созвучен идеям общечеловеческой культуры межличностного и межнационального общения. В нем заложены непреходящие по своему значению общечеловеческие идеи, что делает его актуальным в наши дни, когда в связи с процессами сближения народов, диалога их культур, глобализации жизни народов владение личностью гуманными морально - этическими нормами общения обретает исключительную значимость.

5. Приобщение младшего школьного возраста к этнокультурным ценностям, в том числе и к традиционному народному этикету, будучи необходимым условием нравственного воспитания, одновременно обеспечивает предпосылки успешной интеграции подрастающих поколений наших народов в общечеловеческую культуру.

6. Исследование потенциала нравственного воспитания, заложенного в народной духовной культуре, в частности в дагестанском народном этикете, позволяет утверждать, что в народной педагогике остаются еще не исследованные, но, несомненно, актуальные, ценные для современного воспитательного процесса проблемы. Данное обстоятельство усиливает актуальность исследуемой проблемы и определяет перспективы для дальнейшего изучения данной проблемы, а именно:

- сравнение специфики традиционной этической культуры, в том числе эт-ноэтикета, различных этнических образований, выяснение общечеловеческого характера нравственных ценностей, идеалов разных народов;

- вопросы профессиональной подготовки будущих учителей для оптимального использования этнопедагогического компонента в процессе воспитания и образования подрастающих поколений;

- изучение вопросов возрастной дифференциации субъектов воспитательного процесса, согласно народных представлений о соблюдении этикетных норм общества;

- дальнейшая разработка и усовершенствование программ, проектов, методических рекомендаций, учебников по содержанию и методике народного воспитания и культурологического образования.

Наша работа - это глубоко осознанная нами попытка исследовать и использовать в современной школьно - семейной воспитательной работе традици-

онный народный этикет народов Дагестана, являющийся важнейшей составной частью их духовно - педагогического наследия.

Конечно, охватить все аспекты народного опыта по нравственному воспитанию подрастающих поколений в рамках одного диссертационного исследования - задача не реальная в силу богатства содержания, множества факторов, средств воспитательного процесса, протекающего естественным образом, с учётом морально - психологических и иных особенностей, свойств человеческой натуры.

Основное содержание ы результаты проведенного исследования отражены в следующих публикациях автора:

1. Ахмедова М.Я. Традиции народного речевого этикета/ МЛ. Ахме-дова // Воспитание школьников. - М., 2008.-№10.-С.58-60(0,2 пл.). (Входит в перечень изданий, рекомендуемых ВАК РФ)

2. Ахмедова МЛ. Проблемы народного этикета в семейном воспитании. /МЛ.Ахмедова// Начальная школа, №7. На caÜTe:www.n-shkola.ru.

3. Ахмедова МЛ. Условия и критерии эффективности использования потенциала традиционного народного этикета в нравственном воспитании младших школьпиков/МЛ. Ахмедова// Известия ДГПУ: Психолого-педагогические науки. - Махачкала, 2013.-С.26-29 (0,5 пл.) (Входит в перечень изданий, рекомендуемых ВАК РФ)

4. Ахмедова М.Я., Мирзоев Ш.А. Народный речевой этикет как,фактор нравственного воспитания младших школьников/ МЛ.Ахмедова, Ш.А. Мирзо-ев//Современная наука: проблемы и перспективы. Выпуск 5. — Махачкала, 2005.

- С.132-142 (0,8 п.л., авт. 0,6 пл.).

5. Ахмедова М.Я., Саидов Т.Г. Народный речевой этикет (нормы нравственности как важнейший фактор нравственного воспитания подрастающего поколения/МЛ. Ахмедова, Т.Г.Саидов//Журнал «Самур». - Махачкала, 2005. - №4.

- С.67-72. (0,7 пл., авт. 0,5 п.л.).

6. Ахмедова М.Я. Лезгинский традиционный этикет: педагогика обращений взрослых к детям/ М.Я. АхмедоваШскусство, традиции и культура народов Дагестана в системе образования: проблемы и перспективы. Материалы Республиканской научно-практической конференции 9 июня 2006 года. - Махачкала, Изд-во «Лотос», 2006. - С.38-42 (0,3 пл.).

7. Ахмедова М.Я. Использование потенциала традиционного народного этикета в нравственном воспитании младших школьни-ков/М.Я.Ахмедова//Актуальные проблемы современного образованияб опыт и инновации. Часть вторая. Ульяновск 20-21 апреля 2012 г. - Ульяновск, 2012. -С. 28-32. (0,3 пл.).

8. Ахмедова МЛ. Народный этикет как фактор нравственного воспитания младших школьников/МЛ.Ахмедова//Инновационные технологии в обучении и воспитании школьников. Материалы шестой международной научно практической конференции в двух частях. Часть 1. - Карачаевск, 2012. - С.60-65. (0,4 пл.)

Подписано в печать 10.09.2013г. Формат 60х84мб. Печать ризографная. Бумага офсетная. Гарнитура «Тайме». Усл. п. л. 10. Тираж 500 экз.

т

ateph

Отпечатано в типографии АЛЕФ, ИП Овчинников М.А. 367000, РД, г.Махачкала, ул. С.Стальского 50 Тел.: +7-903-477-55-64, +7-988-2000-164 E-mail: alefgraf@mail.ru

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ахмедова, Мугубат Ярахмедовна, Махачкала

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Дагестанский государственный

педагогический университет»

На правах рукописи

АХМЕДОВА Мугубат Ярахмедовна

ТРАДИЦИОННЫЙ НАРОДНЫЙ ЭТИКЕТ КАК ФАКТОР НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель -

Заслуженный деятель науки РД, кандидат педагогических наук, профессор Мирзоев Ш.А.

Махачкала - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................3

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ЭТИКЕТА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ..............................17

1.1. Проблемы изученности народного этикета в истории и теории педагогики.................................................................................18

1.2. Сущность, содержание и значение народного этикета............31

1.3. Состояние практики использования народного этикета в нравственном воспитании .......................................................................65

Выводы по 1 главе.................................................................75

Глава 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ЭТИКЕТА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.....................................77

2.1. Проблемы и перспективы использования народного этикета в нравственном воспитании младших школьников в семье и школе........77

2.2. Пути, средства и методы нравственного воспитания младших школьников на традиционном народном этикете.........................................94

2.3. Условия эффективности использования традиционного народного этикета в нравственном воспитании младших школьников................129

Выводы по 2 главе..............................................................137

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................138

БИБЛИОГРАФИЯ..............................................................143

ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................156

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современных условиях общественно-политического и социально-экономического развития российского общества, когда население озабочено проблемами освоения рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, все более разрушаются социальные и нравственные устои жизнедеятельности людей. Это ведет к регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей, дезинтеграции внутреннего мира личности, вакууму духовности. Другими словами — современное Российское общество переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (и в первую очередь детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Состояние нравственной культуры подавляющей части молодых граждан страны вызывает серьезную тревогу и озабоченность общества. Очевидно, что конфликты, нетерпимость, озлобленность, ксенофобия, неуважение к чужой культуре, проявляющейся в межличностных, а порою и в межнациональных взаимоотношениях, своими корнями уходят в раннее детство, где еще у истоков воспитания допущены серьезные пробелы в формировании нравственно-этической культуры человека, его толерантного отношения, гуманного общения с людьми различного возраста, социального положения, старшими и младшими, представителями других народов, рас и конфессий. Отсутствие в раннем детстве, отрочестве, юности целенаправленного воздействия на них моральных факторов, благоприятных условий развития, облагораживающего влияния примера - идеала в лице родителей и лиц ближайшего окружения приводит к тому, что многие молодые люди, неосведомленные о прогрессивных социальных нормах проявления гуманности, доброжелательности, учтивости, милосердия по отношению к старым, больным, обездолен-

ным т.д., нередко пытаются утверждать себя в социуме грубостью, агрессивностью, путем игнорирования прав и интересов окружающих.

Поэтому в важнейших государственных документах Российской Федерации, посвященных проблеме образования подрастающих поколений, подчёркивается необходимость духовно-нравственного воспитании на прогрессивном опыте народной педагогикой. Согласно программно- нормативным документам Российской Федерации (Федеральный закон «Об образовании в РФ», Федеральный закон «О культуре в РФ»; «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года», «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» российское образование должна решать колоссальные задачи, среди которых обеспечение исторической преемственности поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России и т.д. В законах Республики Дагестан «О культуре», «О личной и общественной нравственности» и в ряде других документах содержатся установки, направленные к приобщению школьников к ценностям духовной культуры родного народа. Важность сохранения и развития национальных культур народов России особо отмечается в Указе Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года".

Поиск путей, средств, источников совершенствования нравственного воспитания подрастающего поколения, предпринимаемый в последние годы в ряде регионов страны, является также признанием того, что национальная культура - сокровищница тысячелетнего духовно-педагогического народного опыта, является бесценным и эффективным воспитательным фактором, которому под силу решение многих актуальных педагогических проблем современной школы и семьи.

Воспитанию подрастающего поколения в многонациональном Дагестане с древнейших времен придавали самое серьезное значение. Счастье, благосостояние человека, его семьи народ связывает с мудростью, усвоенному

им еще в детстве. "Воспитание - лучшее наследство от родителей ", "Воспитание дороже золота ", гласят народные пословицы.

Ключевым направлением формирования личности в этнической системе воспитания народов Дагестана является нравственное воспитание, т.е. "очеловечивание ребенка" ("аялдикай инсан авун" - лезг.), говорят в народе. "Ученым стать проще, человеком гораздо труднее", - напоминают мудрецы, подчеркивая тем самым сложность и важность обретения личностью моральной зрелости.

В образцовых семьях и джамаате (обществе) - в тесно взаимосвязанных сферах функционирования народной педагогики, главное внимание уделялось тому, чтобы подрастающее поколение своевременно, т.е. с раннего детства было приобщено к духовно-нравственной культуре народа - обычаям, традициям, нормам поведения в обществе. Нравственно-этические законы народа, оформившиеся в виде традиций, обычаев, рассматриваются как непреходящие ценности, что подтверждается пословицей: "Все прогрессивное, что унаследовано от предков священно и ценно ".

Определенную угрозу для сохранения этнокультурной преемственности поколений представляют новые стандарты образования, где предметное обучение и внеурочная деятельность рекомендуется осуществлять без учета национально-регионального компонента культуры.

Сохранение и упрочение духовных связей между предками и потомками путем унаследования последними опыта осмысленного соблюдения и сохранения этикетных норм является показателем целостности и неразрывности воспитательного процесса, оказывающего эффективное воздействие на нравственное формирование личности.

Этикет - это не только норма поведения или идеал межличностного общения. В общении, которое строится в соответствии с нормами этикетной культуры, проявляются формы поведения, которые диктуются традициями, обычаями, моральным кодексом народа.

В системе моральных ценностей народов Дагестана в силу исторических, природно-географических условий жизни и деятельности сформировались традиции, обычаи, нормы общения людей, имеющие общечеловеческую значимость, такие как взаимопомощь в различных ее видах и формах, гостеприимство, уважение к старшим, почитание родителей, обычай сыновнего, дочернего долга, защита, оберегание чести, достоинства и жизни женщины, терпимость и толерантность в межнациональной сфере, верность в клятве, преданность в дружбе, святость родной земли и др. Все эти этнокультурные ценности и ныне функционируют в семейно-бытовой и социальной сфере образцовых дагестанских обществ, позитивно воздействуя на процесс социализации подрастающего поколения. Однако это воздействие не везде имеет еще четкую педагогическую направленность, организацию, проходит главным образом стихийно, случайно, зачастую нецелесообразно.

Возникает необходимость целенаправленной актуализации этнокультурных ценностей через национальную школу и семью, отвести им надлежащее место в учебно-воспитательном процессе. Напрашивается глубокое и всестороннее исследование педагогического потенциала народного этикета и разработка методики его использования в нравственном воспитании учащихся.

Приобщение учащихся к этнокультурным ценностям, не терпит отлагательства. Чем раньше, тем лучше, считается в народе. Воспитание, полученное в раннем детстве, имеет судьбоносную основу для человека. Подчеркивая эту истину, народная педагогика гласит: "Воспитание и знания, приобретенные в детстве, - что резьба на камне ", т.е. нестираемы и долговечны. Наиболее благоприятным возрастом для целенаправленного воспитания считается младший школьный возраст. Как отмечают ученые, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых сейчас направлено на выявление резервов

развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.

Младший школьный возраст наряду с ранним детством - благоприятный период в развитии личности, в усвоении ею фундаментальных знаний об обществе и мире и столь же необходимых для всей последующей жизни морально-этических норм и правил общения с различными по возрасту, родству, близости, национальной и конфессиальной принадлежности людьми.

Усвоение младшими школьниками этикетных норм родного народа выступает как естественная предпосылка для успешного овладения ими ценностями общероссийской и общечеловеческой нравственно-этической культурой, что крайне важно для современного человека.

На нравственно-этическую культуру народа опирались в своих трудах классики мировой педагогической мысли Я.А. Каменский, Ж-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Великий русский педагог К.Д.Ушинский в основу своей педагогической теории положил принцип народности воспитания.

Необходимость использования прогрессивных народных морально-этических норм в воспитательной работе школы подчеркивали известные советские педагоги Н.А.Констанинов, Ф.Ф.Королев, Е.М.Медынский, М.Ф. Шабаева.

Важную роль в исследовании педагогического наследия народов сыграли труды академика Г.Н.Волкова - автора фундаментальных исследований, в которых определены сущность, содержание и специфика народной педагогики, обоснована методология, введено понятие «этнопедагогика». Духовно-нравственный потенциал этнопедагогики разных народов и его значение в воспитании подрастающего поколения нашли отображение в работах А.Ф. Афанасьева (Якутия), Д.М. Бурхиного (Бурятия), Г.Н. Волкова (Чувашия), А.Ш. Гашимова (Азербайджан), А.Э. Измайлова (Средняя Азия), Я.И. Хан-бикова (Татарстан), И.А. Шарова (Адыгея), и др. Исследователи рассматривали различные аспекты народной педагогики, выявили пути и возможности их использования в учебно-воспитательном процессе школы. (Э.Ш. Аганова,

P.M. Байчорова, X.X. Батчаев, C.M. Иванов, A.M. Леонов, Г.Д. Сундуй, X. Рахимов и многие др.).

Историко-этнографические исследования этических традиций дагестанских народов с выявлением их роли в различных сферах современной жизни провели известные дагестанские ученые А.К.Алиев, С.Ш. Гаджиева, У.Б. Далгат, М.А. Дибиров, P.M. Магомедов, А.Ф. Назаревич и др.

Возможности и пути исследования прогрессивных традиций дагестанских народов в различных направлениях воспитательной работы школы раскрыли дагестанские ученые педагоги Б.Ш.Алиева, М.А. Асельдеров, З.М. Магомедова, А.М Магомедов, Ш.М Мирзоев, С.М. Омаров, Р.И. Омарова, P.M. Пашаева, Т.С. Саидов, Б.Б. Шейхова, З.Я. Якубов и др.

Однако при всей изученности содержания и специфики и значения педагогической культуры народов России, Кавказа, в том числе и Дагестана, педагогический потенциал этикета, как основной фактор нравственного воспитания учащихся используется недостаточно. Нет еще сколь либо целостных исследований, раскрывающих роль дагестанского народного этикета в нравственном воспитании младших школьников. А между тем Республика Дагестан - многонациональная, поликультурная, многоконфессиальная республика, на территории которой проживают более 30 коренных и представители более 100 народов России, где функционируют около 2-х тысяч общеобразовательных учебных заведений, где учащиеся целенаправленно и систематически должны формироваться как морально устойчивые и нравственно зрелые граждане нашей Родины-России.

Анализ психолого-педагогических исследований и учебно- воспитательной практики свидетельствует о недостаточной изученности проблемы нравственного воспитания школьников на прогрессивных нормах народного этикета, о чем свидетельствуют противоречия:

- между необходимостью сохранения нравственной культуры, сконцентрированной в национальном этикете, и опасностью глобального образова-

ния, когда предметное обучение и внеурочная деятельность в новых стандартах представлены без учета особенностей национальной культуры;

- между потребностью школы в оптимизации нравственного воспитания учащихся и недостаточностью решения данной проблемы на потенциале нравственного этикета народной педагогики;

- между необходимостью формирования нравственных качеств в младшем школьном возрасте и отсутствием соответствующей социальному запросу учебно-методической литературы по воспитанию учащихся на потенциале народного этикета;

- между необходимостью воспитания учащихся согласно требованиям народного этикета и недостаточной подготовленностью учителя начальной школы к оптимальному решению данной проблемы.

Таким образом, противоречие между возрастанием роли нравственного воспитания в современных условиях обновляющегося российского общества и недостаточной научной и практической разработанностью вопросов оптимального учета прогрессивных этикетных норм в формировании нравственно устойчивой личности, а также актуальность рассматриваемой проблемы стали основанием определения темы исследования: «Традиционный народный этикет как фактор нравственного воспитания младших школьников». Выбор младшего школьного возраста определяется тем, что именно в этот период жизни закладываются морально-этические основы формирования личности.

Объект исследования - процесс нравственного воспитания младших школьников.

Предмет исследования - педагогические условия использования традиционного народного этикета в нравственном воспитании младших школьников.

Цель исследования - выявление нравственно-этического потенциала традиционного народного этикета и обоснование форм и методов его эффективного использования в нравственном воспитании младших школьников.

Гипотеза исследования: нравственное воспитание младших школьников будет эффективным и результативным если:

- представить народный этикет как основу сохранения и развития национальной нравственной культуры;

- гармонично сочетать нормы традиционного народного этикета с ценностями общероссийской и общечеловеческой нравственно - этической культуры;

- создать оптимальные педагогические условия, где работа с учащимися целенаправленно ориентирована на формирование у них потребности усвоения этнокультурных ценностей;

- систематически и активно включать учащихся в деятельность по духовному общению с мудрыми представителями старшего поколения, доступно и последовательно поясняющими им гуманистическую направленность и значение прогрессивных моральных норм традиционного народного этикета;

- организовать реальное сотрудничество и достижение единства педагогических позиций педагогов и родителей по соблюдению учащимися ценностных этикетных установок морально- этической культуры народа.

В соответствии с целью и гипотезой в работе решались следующие задачи исследования:

- раскрыть педагогический поте