автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Принцип народности в деятельности современной сельской школы
- Автор научной работы
- Черных, Любовь Алексеевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Елец
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Принцип народности в деятельности современной сельской школы"
.1а ОЙ
/ ~ АЗ Г
На правах рукописи
Черных ЛюбЫ лексеевна
Принцип народности в деятельности современной сельской школы
13.00.01 - общая педагогика
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Белгород - 1998
Работа выполнена на кафедре педагогики Елецкого государственного педагогического института
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: академик Международной Славянской
академии, доктор педагогических науь профессор Белозерцев Е.П.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ: доктор педагогических наук, профессс
ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: Орловский государственный университет
Защита состоится "43х в 15-00 часов на засе;
нии диссертационного совета К 113.52.02 по присуждению учено] степени кандидата педагогических наук в Белгородском государственном университете по адресу: 308007, г.Белгород, ул.Студенческая, 12.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета
Автореферат разослан " г.
Еремкин А. И.
кандидат педагогических наук, доцем Фаустова Н. П.
Ученый секретарь диссертационного совета
Н.Г.ТАРАСЕНК0
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования вызвана необходимостью поиска новых подходов к воспитанию и обучению, соответствующих радикальным изменениям социально-экономических условий, укрепления общественной связи образования с историко-культурным наследием страны, удовлетворения культурных потребностей личности как носителя духовно-нравственных и культурных ценностей своего народа.
Как показывает опыт, постоянные попытки реформирования образования не дали желаемых результатов. Проведение масштабного экспериментирования в системе народного образования без соответствующей материально-технической и кадровой базы, без теоретического и методологического обеспечения, поспешное внедрение неапробированных на практике теоретических идей, как и копирование зарубежного опыта без знания и учета своей национальной "почвы", национальной психологии, не привело к позитивным результатам, тенденциям, изменениям, а наоборот, усилило и ускорило процесс стагнации и во многом способствовало разрушению российского образования.
За последние годы произошел отрыв значительной части нашего общества от духовно-нравственных ценностей, традиций народа. Назрела жизненная необходимость переориентации системы образования на национальные интересы, построение ее на народной основе, а именно - на основе ценностей и традиций русской культуры. Одна из важнейших проблем социокультурной жизни общества на современном этапе - развитие национальной модели образования, в основе которой находится национальная школа. Именно она призвана передать молодым людям бесценное богатство, накопленное многими поколениями: нравственные устои, традиции, духовные и историко-культурные ценности. В наше время это не единственное, но одно из главных средств противостоять духовному обнищанию, национальной нивелированности.
В истории общественно-педагогической мысли России освещались различные аспекты национального воспитания и обучения (К. С. Аксаков, И. В. Киреевский, М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, А.Н.Радищев, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков и др.). Эти идеи нашли отражение в работах русских просветителей В.Г.Белинского,
В. И. Водовозова, П. Ф. Каптерева, Д. И. Менделеева, А. А. Мусина-Пушкина, Н. И. Пирогова, В. А. Рачинского, В. Н. Сороки-Росинс-кого, В.Я.Стоюнина, Л.Н.Толстого, К. Д. Ушинского и других. Они разрабатываются современными уменьши Е.П.Белозерцевым, И. Ф.Гончаровым, В.А.Кобылянским, В. Ю. Троицким, В.К.Шаповаловым и др. Ими утверждается мысль о том, что в процессе воспитания и обучения национальные, народные корни должны давать живительную силу для формирования личности нового типа, обладающей широким кругозором, нравственной и эстетической культурой. В образовательной практике накоплен определенный опыт организации воспитательной и учебной работы с использованием историко-культурного, литературно-краеведческого материалов и богатств народной педагогики.
Однако анализ литературы и образовательной реальности показал, что организация и содержание образования в современной школе с учетом его национальной природы, с одной стороны, взаимодействие с учеником как объектом и субъектом национального воспитания, с другой, и утверждение школы как образовательной системы,основанной на принципе народности, с третьей, остались вне поля зрения исследователей.
Названные проблемы порождены рядом противоречий, имеющих место в современной реальности:
- противоречие между осознанием необходимости коренного изменения содержания образования и теоретической неразработанностью целостной системы воспитания и обучения на национальной основе;
- между имеющимся уровнем образования ученика и ожиданиями, стремлениями учителя повысить этот уровень образованности;
- между происходящими в общественных науках процессами переосмысления истории русского народа, ценностей общества и недостаточной освещенностью в литературе целей, задач воспитания и способов их достижения (в распоряжении учителей отсутствует учебно-методический комплекс, отражающий особенности языка, духовного, историко-культурного наследия страны).
Неоправданно мало исследований по использованию национального наследия в учебно-воспитательном процессе на уровне монографий, кандидатских и докторских диссертаций.
Особое место в системе российского образования принадлежит сельской общеобразовательной школе, имеющей важное значение в духовно-нравственном развитии социума современного села. Именно сельская школа обладает большими возможностями организации педагогического процесса на основе принципа народности, использования богатого национального наследия.
Острота проблемы, недостаточная ее разработанность, поиск средств и способов разрешения существующих противоречий, значимость их разрешения для теории и практики образования послужили основанием для 'формулирования проблемы исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие реализацию принципа народности в деятельности современной сельской школы.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - современная школа в сельском социуме.
Предмет исследования - организация жизнедеятельности
сельской школы на основе принципа народности.
Задачи исследования:
- изучить состояние проблемы в истории общественно-педагогической мысли России;
- раскрыть сущность принципа народности и разработать требования к его реализации в жизнедеятельности современной сельской школы;
- рассмотреть сельскую школу как образовательную систему и ее возможности для реализации принципа народности;
- опытно-экспериментальным путем проверить содержание и организацию жизнедеятельности современной сельской школы на основе принципа народности.
Гипотеза исследования. Можно предполагать, что жизнедеятельность современной сельской школы, организованная на принципе народности, будет способствовать целостному развитию личности и ее духовно-нравственному становлению, если:
- школа рассматривается как социально-педагогическая система;
- ее деятельность строится на переосмыслении и уточнении принципа народности с учетом новых социально-экономических, историко-культурных, философско-религиозных реалий;
- ее педагогический коллектив определил для себя требования к реализации принципа народности на уровне содержания, образовательной технологии, взаимодействия школы и образовательной среды села и реализует их в своей повседневной деятельности.
Методологическую основу исследования составили общефило-' софская идея о роли народа в создании духовной культуры; аксиологический подход, рассматривающий в качестве главной ценности общества и образования - человека; системный подход как диалектический метод познания явлений и процессов педагогических действий; положение о связи образования подрастающего поколения с историко-культурными ценностями общества, его духовными и национальными истоками.
Источниками исследования явились труды по философии, истории русской педагогики, исследования общепедагогического характера, работы отечественных исследователей по проблеме национального воспитания и обучения, нормативные документы, программы, учебники, учебно-методические пособия, концепции» опыт работы конкретной школы, а также собственный опыт педагогической работы автора в качестве учителя, заместителя директора, директора школы.
Методы и база исследования. Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы:
- теоретический анализ исторической, философской, педагогической литературы по проблеме исследования;
- ретроспективный анализ собственного и коллективного опыта педагогической работы;
- опытно-экспериментальная работа;
- анализ школьных экспериментальных учебных программ, учебного плана, учебников, учебно-методической документации, отчетов, рекомендаций;
- диагностический метод (анкетирование, тестирование, беседа, социологический опрос);
- включенное наблюдение.
Опытная работа проводилась на базе Ново-Дубовской средней общеобразовательной школы Хлевенского района Липецкой области. Различными методами исследования были охвачены 220 уча-
щихся, 30 учителей, 108 родителей и жителей села. В качестве экспертов выступили преподаватели кафедры педагогики и психологии Липецкого института усовершенствования учителей.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 1988 по 1998 годы. Время работы над исследованием условно можно разделить на несколько этапов.
На первом этапе (1988 - 1989 гг.) проводился ретроспективный анализ деятельности школы за последние 5 лет, исследовалась готовность участников педагогического процесса к включению в опытно-экспериментальную работу.
На втором этапе (1989 - 1991 гг.) осуществлялось теоретическое осмысление проблемы. Он включал изучение и анализ исторической, философской, педагогической литературы, образовательной реальности и потребностей школы. Это позволило сформулировать проблему, определить понятийный аппарат и гипотезу исследования, разработать программу собственной работы.
На третьем этапе (1991 - 1993 гг.) организовывалась опытно-экспериментальная работа, уточнялась, совершенствовалась система учебно-воспитательного процесса на основе принципа народности, разрабатывались учебный план, экспериментальные учебные программы.
На четвертом этапе (1993 - 1996 гг.) велась реальная опытно-экспериментальная работа в соответствии с рабочей гипотезой исследования. Эта работа включала апробацию, корректировку экспериментальных учебных программ, регулярное диагностическое отслеживание результатов работы, апробацию и внедрение в практику полученных результатов, их обсуждение с педагогическим коллективом, расширение масштабов опытной работы с начальной школы на среднее и старшее звено.
Пятый этап (1996 - 1998 гг.) был связан с обработкой результатов, полученных в ходе исследования, формулировкой общих выводов, подведением итогов опытной работы, разработкой и внедрением методических рекомендаций в практику работы школ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Принцип народности в жизнедеятельности современной сельской школы выступает в качестве системообразующего прин-
ципа, определяющего ее основные характеристики: смысл, содержание, технологию образования и управление. Реализация принципа народности создает условия для проявления национальной самобытности и приобщения молодежи к духовным ценностям национальной культуры, родному языку, истории, географии; предполагает опору на православные традиции, православное сознание - народа; защиту государством национального характера образования.
2. На уровне содержания, технологии образования принцип народности реализуется через ряд требований:
- приоритетность в образовательном процессе курсов, имеющих своим предметом родной язык, отечественную историю, народную культуру, природу, географию своей страны, края, области, региона, села;
- соответствие характера образования потребностям, духовному и физическому складу жителей конкретной местности;
- создание условий для сохранения и реализации индивидуальности учителя и ученика, формирование общей и педагогической культуры учителя;
- организация диалога в системах отношений (учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-родитель, ученик-родитель, учитель-учитель, учитель-жители села, родитель-родитель); диалог исторического прошлого, современной реальности и желаемого будущего; русской культуры и культуры других народов; чувственного и рационального; гуманитарного и естественно-математического знания.
3. Во взаимодействии школы и образовательной среды села принцип народности реализуется через такие требования, как:
- знание и учет общественного мнения, потребностей и особенностей окружающего социума, сельской семьи и использование их педагогических возможностей в воспитании и обучении детей;
- признание учащихся, родителей участниками педагогического процесса, активное их включение в управление школой;
- соборность, внутреннее единство всех участников педагогического процесса - жителей села;
- интеграционная функция школы во взаимодействии с семьей, окружающим социумом в процессе организации воспитания и
обучения детей, подростков и молодежи, поддержания школы в режиме развития.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем поставлена и решена актуальная научно-практическая задача, связанная с раскрытием сущности принципа народности как теоретической основы деятельности современной сельской школы; показана специфика деятельности сельской школы, организованной на основе принципа народности, в режиме развития; разработаны требования к реализации принципа народности на уровне содержания, образовательной технологии, взаимодействия школы и образовательной среды села; теоретически обоснованы и опытно-экспериментально проверены содержание и организация жизнедеятельности современной сельской школы на основе принципа народности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования используются в практической деятельности педагогов Липецкой области; ряд выводов и предложений могут быть использованы в курсе лекций и практических занятий при подготовке учительских кадров и в процессе повышения квалификации педагогов и менеджеров образования.
Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается опорой на ведущие идеи мыслителей, педагогов о воспитании и обучении, педагогическим анализом и интерпретацией источников и документов, использованием комплекса методов исследования, их адекватностью задачам исследования; объективной оценкой полученных данных, научной экспертизой практической деятельности педагогического коллектива школы, проведенной Липецким институтом усовершенствования учителей, и творческим использованием результатов в работе различных школ области.
Апробация и внедрение результатов исследования в практи- * ку осуществлялись через опытную работу, выступления на научно-практических конференциях областного института усовершенствования учителей. Елецкого государственного педагогического института, районных и областных конференциях учителей, на заседаниях кафедр педагогики ЛИУУ и ЕГПИ, семинарах для учителей и руководителей школ области, через публикации печатных работ, выступления по областному радио и телевидению, на Всемирном Русском Народном Соборе(Москва, 1996), межвузовской на-
учной конференции "Ненасилие как условие развития творческой личности" (Елец, 1997).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении обосновывается значимость и актуальность темы, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, - формулируется рабочая гипотеза, излагаются основные методы исследования, раскрываются научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе "Принцип народности: история и современность" дается анализ исследуемой проблемы в общественно-педагогической мысли России, сформулировано собственное представление о принципе народности, разработаны требования к его реализации на уровне содержания, технологии образования и взаимодействия школы и образовательной среды села.
Во второй главе "Реализация принципа народности в деятельности современной сельской школы" освещаются вопросы, связанные с организацией деятельности сельской общеобразовательной школы на основе принципа народности, анализируются результаты опытной работы.
В заключении изложены выводы по результатам исследования, сформулированы педагогические рекомендации.
В приложениях содержатся материалы опытно-экспериментальной работы: экспериментальные учебные программы, схемы, таблицы, отражающие полученные результаты.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Идея народности в общественно-педагогической мысли России рассматривается в ее историческом развитии с середины XVIII до конца XX веков. Выяснение генезиса идеи народности образования в педагогической науке и практике позволило увидеть ретроспективу проблемы, выявить взаимосвязь идеи и принципа народности с конкретной общественно-политической обстановкой в стране. Представленные в диссертации материалы свидетельствуют о том, что отечественная общественно-педагогическая мысль XVIII - XIX веков настойчиво боролась за утверждение идеи народности в образовании, искала пути и условия ее
реализации в конкретных образовательных учреждениях. Уже в XVIII веке в трудах М.В.Ломоносова, Н.И.Новикова, А.Н.Радищева идея народности ставилась в качестве ведущей проблемы российского образования. Русские просветители доказывали необходимость опоры воспитания и обучения на народную культуру, историю, язык, традиции, обычаи, уклад жизни своего народа. М.В.Ломоносов рассматривал российскую школу как учебное заведение, дающее прочные знания отечественного языка, на котором должно вестись все дальнейшее образование. Национальная гордость и достоинство, бережное отношение к русской культуре и ее преумножение являлись для него главным. Идея народности в деятельности Н.И.Новикова находит свое отражение в борьбе за приоритетность русской науки, литературы, за развитие русской национальной культуры. У А.Н.Радищева она базируется на глубокой вере в творческие силы народа, в его высокие нравственные качества.
В трактовках понятия народности русские просветители XVIII века воплотили идеи национальной самобытности, особенности национальной культуры, национального характера русского народа.
Анализ работ в области отечественной философии и педагогики показал, что вопросы национального образования широко обсуждались в XIX веке. Эта идея исходила от официальных кругов. Так, министр просвещения С. С. Уваров сформулировал "теорию официальной народности", введя понятие "народность" применительно к образованию. Провозглашенная триада "православие, самодержавие, народность" рассматривалась как главное национальное достояние, способствующее развитию просвещения в России. В это же время представители славянофилов К. С. Аксаков, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков и др., по своему интерпретируя триаду, подчеркивали необходимость выявления неповторимых особенностей русской культуры и образования, строительства школьной отечественной практики с ориентацией на народно-православную традицию. Разработкой концепций национального воспитания и обучения занималась целая плеяда отечественных мыслителей. (В.Г.Белинский, В.И.Водовозов, П.Ф.Каптерев, Д.И.Менделеев, А.А.Мусин-Пушкин, В.Я.Стоюнин, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.)
Если в XVIII и первой половине XIX веков народность была представлена как основная идея устройства общества, то в 60-х годах XIX столетия она впервые рассмотрена К.Д.Ушинским как педагогический принцип. Народность, православие и наука выдвигаются педагогом в качестве основных принципов организации народной школы. Именно это единство рассматривается им как • основа строительства народного образования. К.Д.Ушинский разработал методологические основы развития отечественной педагогики, осуществив синтез национальных и общечеловеческих элементов воспитания, при безусловном приоритете народного начала, теоретически обосновал принципиально новую базу развития образования, имеющую в своей основе родную культуру и язык.
Наиболее общим, что вкладывалось в понятие "народность" отечественными педагогами и мыслителями XIX века являются: национальная самобытность русского народа; связь с историей и культурой народа, его устремлениями; соответствие характера образования характеру и потребностям народа, его духовному и физическому складу; русские православные, семейные и общинные традиции воспитания.
В XX веке идея народности образования получила свое дальнейшее развитие. Общественные деятели и ведущие педагоги России еще раз подчеркивают актуальность обозначенной проблемы и дают различные интерпретации понимания принципа народности. Одновременно они предпринимают попытки его практической реализации в образовательной деятельности школ.
Определенный интерес представляют работы современных ученых по проблеме развития русской национальной школы, материалы Всемирных Русских Народных Соборов, научных и научно-практических конференций, опыт школ Белгородской, Владимирской, Волгоградской, Ленинградской, Липецкой и других областей, гг. Курска, Москвы, Орла, Санкт-Петербурга и др. по реализации принципа народности.
Изучение истории вопроса, имеющейся научной литературы, практической деятельности школ показало, что до сих пор идея и принцип народности рассматривались вне образовательного контекста и целостного образа школы как системы. Принимая во внимание этот существенный недостаток, мы предлагаем собс-
твенное представление о принципе народности в деятельности современной сельской школы.(См. основные положения, выносимые на защиту.-с.6-7).
Сельская школа в диссертационном исследовании рассматривается как образовательная система. Имея основополагающее значение в жизни и развитии социума современного села, школа устанавливает и поддерживает систему связей и отношений со всеми организациями и учреждениями, находящимися в микрорайоне ее педагогической деятельности, учитывает интересы и потребности детей и взрослых, является неотъемлемым элементом духовной жизни села, сохраняет и развивает духовно-нравственные ценности и идеалы, традиции, обычаи, быт его жителей. В этом контексте школа является одной из разновидностей социальных систем и обладает рядом общих с ними признаков: целенаправленность, целостность, взаимосвязь со средой.
Образовательная среда села характеризуется историей и перспективами социально-экономического развития, культурой, национальными особенностями, традициями и обычаями сельских жителей, географическим и природным положением жизненного пространства, сложившейся инфраструктурой, определенным уровнем и особенностями развития и подготовки контингента обучающихся и запросами пользователей образования в образовательных услугах, наличием уровня квалификации, профессионализма педагогических кадров. Нельзя дать глубокий, объективный анализ деятельности школы, не изучив и не оценив правильно те условия, в которых она живет и развивается: существующие мезофак-торы, социальное, предметно-эстетическое и природное окружение. При активном участии и преобразующей деятельности школы к своему окружению она становится центром духовной, культурной и просветительской работы села.
Социальная роль школы состоит в подготовке подрастающих поколений к освоению нового для них содержания различных форм жизнедеятельности, развитии духовных потребностей и формировании у них "концепции жизни". Целью, объектом и субъектом деятельности школы выступает развивающаяся личность ребенка, его гармоничное отношение с окружающим миром, людьми, его духовно-нравственное становление.
Школа - образовательная система, обладающая педагогичес-
ким потенциалом, представляющим совокупность прогнозируемых результатов учебно-воспитательной деятельности и их реальное состояние в конкретных условиях при существующих кадрах, материальных, финансовых и учебно-методических ресурсах. Способ функционирования школы - взаимодействие, сотрудничество, взаимовлияние множества "Я" ("Я" - ученик, "Я" - учитель, "Я" -родитель) - педагогическая деятельность.
Школа функционирует, развивается, стремясь к целостности, благодаря устойчивой связи основных компонентов: целепо-лагания, функций, принципов, содержания, технологии, управления, результата на основе взаимодействия ученика и учителя. В работе представлена характеристика каждого из компонентов системы, показана их взаимосвязь и взаимодополняемость. Остановимся более подробно на принципах, подходы к которым достаточно многообразны.
В педагогической литературе нет единого мнения как о составе, так и об иерархии принципов. Авторы склонны говорить о принципах воспитания и обучения. Выделяют принципы природо-сообразности, гуманизма, связи с жизнью и трудом, историзма и другие. Один из известных философов В.В.Розанов сформулировал три принципа образования: принцип индивидуальности, принцип целостности и принцип единства типа впечатлений.
Анализ содержания каждого из этих принципов показывает, что в них присутствуют те же смыслы, которые были сформулированы в XVIII - XX веках нашими соотечественниками, размышляющими о принципе народности. Исследуя различные подходы к определению принципа народности и возможные пути его реализации. мы пришли к выводу, что он интегрирует смысл, содержание вышеназванных принципов, исходит из самой природы образования и в этом смысле является системообразующим принципом жизнедеятельности школы.
Реализация принципа народности в жизнедеятельности современной сельской школы показана в диссертации на примере средней общеобразовательной школы с. Новое-Дубовое Хлевенско-го района Липецкой области.
Село Новое-Дубовое основано во второй половине XVII века солдатами гарнизона из общей цепи Белгородской укрепленной черты. Жители села испокон веков связаны с земледелием, с
хлебопашеством. Исстари сохранились многие старинные обряды: крещение, венчание, помощь всем миром, если кого-то постигла беда. Жители села имеют давние, крепкие родственные связи, прочными корнями связаны со своим краем. Из 1726 человек, проживающих в селе, 1620 человек - местные жители. Учащиеся школы практически все родственники. Основной кадровый потенциал школы и сельскохозяйственного производственного кооператива "Ново-Дубовский" - выпускники школы.
Анализ практической деятельности школы по реализации принципа народности позволил определить истинные ценности изучаемого принципа, увидеть поле его использования, рассчитать силы и средства для эффективного функционирования и развития сельской школы.
Ретроспективный анализ многолетнего сложившегося опыта работы школы позволил выявить общие положительные и негативные стороны в ее деятельности, а затем определить основные этапы совершенствования жизнедеятельности школы на основе принципа народности.
Анализ образовательной реальности, а также наш педагогический опыт позволяют назвать возможные подходы к организации жизнедеятельности школы на основе принципа народности: поэлементный (организация небольшого количества факультативных курсов, кружков, фольклорных ансамблей, народных промыслов и т. п.); радикальный подход, предусматривающий одновременный переход на программы русской школы по всем предметам; постепенный, последовательный, предполагающий корректировку учебных программ по традиционным дисциплинам на основе идеи народности, введение в учебный план школы соответствующих предметов, факультативных курсов, организацию работы кружков. Данный подход не снижает уровень образовательных стандартов, так как введение новых предметов предусматривается за счет вариативной части учебного плана. Одновременно идет активный процесс накопления опыта работы в новых условиях, формируется микроклимат в педагогическом и ученическом коллективах, ведется переподготовка кадров. Этот подход, обеспечивая целостность педагогического процесса, создает условия для перевода школы в режим развития, что, по нашему мнению, имеет серьезные перспективы.
В соответствии с поставленными в исследовании задачами совершенствовался учебно-воспитательный процесс, разрабатывался учебный план, создавались учебные программы по различным предметам, факультативным курсам, кружкам.
Программы исходили из реального образовательного и культурного уровня учащихся сельской школы, степени их воспитанности, возможностей педагогического коллектива; предусматривали межпредметные связи традиционных курсов и новых. Они предполагали оживить генетическую память народа; вооружить учащихся прочными знаниями по истории, культуре, быту русского народа; привить практические навыки по овладению народными ремеслами и промыслами.
Были разработаны и апробированы учебные программы по таким предметам и факультативным курсам, как светочи России, краеведение, художественная культура России, основы христианской культуры, русский речевой этикет и этикет поведения, музыкальный фольклор, литературное краеведение, народная педагогика, психологические основы общения; кружкам - романовская игрушка, русское прикладное искусство, русская народная сказка, народная медицина, русская кухня, вязание, русская вышивка, русский народный танец, народные подвижные игры и другим.
Параллельно с этим велась корректировка программ по истории России, географии, русскому языку, литературе, чтению, природоведению и другим дисциплинам гуманитарного и естественно-научного циклов на основе принципа народности. Включались сообщения из истории России, по культуре, быту, религии, укладу жизни русского народа, его обычаях, роли и месте в мировой цивилизации, исторические справки в содержание уроков на всех ступенях обучения; совершенствовалась организация и содержание внеклассной работы.
Основными показателями оценки опытной работы выступили:
- повышение уровня воспитанности школьников: сформированное общей культуры, культуры межличностных отношений; уважительное отношение к старшим; положительное отношение учащихся к труду, учебе;
- рост уровня обученности школьников (качества знаний, прежде всего, по предметам гуманитарного цикла);
- эффективность образовательного процесса: удовлетворен-
ность учащихся, учителей и родителей состоянием, условиями и результатами совместной деятельности; увеличение числа учащихся, занятых организаторской деятельностью, занятиями по интересам в школе; рост интереса жителей села к изменениям, происходящим в школе; повышение авторитета школы и учителя в микросоциуме; положительные тенденции, изменения в микроклимате села. По этим показателям проведено диагностирование учащихся, учителей, родителей, жителей села.
По первому показателю. В ходе опытной работы установлено, что организация жизнедеятельности школьного коллектива на основе принципа народности является необходимым условием, способствующим формированию у учащихся духовно-нравственных качеств национального характера, приобщению детей к основным нормам нравственности, этики и этикета поведения.
Результаты, полученные в ходе опроса, анкетирования, включенного наблюдения, показывают, что учащиеся верно ориентируются в жизненных ценностях, функциях семьи и школы, у них формируются правильные духовно-нравственные ориентиры. Так, продолжая фразу "Хорошая жизнь - это...", учащиеся приоритетным для себя назвали: благополучие в семье и коллективе; жизнь без войны; здоровье близких и друзей; личное благополучие; желание видеть рядом с собой счастливых и добрых людей; всегда иметь родителей.
Учащимся старших классов, учителям и родителям было предложено ответить на вопрос:"В какой степени воспитание и обучение в школе способствует, на Ваш взгляд, формированию нижеперечисленных качеств: любви к своему селу, краю. Родине, родному языку, народу, его культуре; трудолюбия, доброты, душевности, совестливости; чувства прекрасного, стремления к постоянному пополнению знаний, личностному самосовершенствованию; уважения к другим народам; деловитости?"
Полученные результаты обобщались по каждому показателю и по каждой группе опрошенных. В ходе сопоставления данных установлено, что совместная деятельность формирует:
- в большой степени - уважение к труду, стремление к постоянному пополнению знаний, личностному самосовершенствованию, доброту, душевность, совестливость, любовь к своей Родине, краю, селу, родному языку, народу, его культуре, чувс-
тво прекрасного;
- в средней степени - деловитость, чувство личного достоинства, уважение других народов и их культуры.
По второму показателю. Представлялось важным проследить количественные и качественные изменения уровня знаний учащихся по вновь введенным предметам, факультативным курсам и другим дисциплинам историко-культурологического цикла.
В начале опытно-экспериментальной работы был проведен "срез", определивший "начальную точку" отсчета в изучении дисциплин историко-культурологического цикла, которая сравнивалась с результатами периодических опросов. В ходе констатирующего "среза" мы выявили, что уровень знаний учащихся в области краеведения и культурологии низкий.
Промежуточный и итоговый "срезы" позволили проследить изменения в формировании знаний учащихся по истории, культуре, быту русского народа, увидеть динамику роста знаний в области культурологии и краеведения. Анкетированию были подвергнуты учащиеся 3-11 классов. Интеграция полученных данных позволяет с определенной точностью утверждать о происходящих изменениях в ученических коллективах: за время обучения по новым программам значительно повысился уровень знаний учащихся по предметам филологического, историко-культурологического циклов. Качество знаний по ним в 1996 году в сравнении с 1993 годом возросло на 12% и составило 69,1%.
Результаты исследования представлены в диссертации в виде сводных таблиц.
По третьему показателю. Анализ полученных данных позволяет наблюдать изменение отношения учащихся, учителей, родителей, жителей села к преобразованиям в школе; отмечается рост интереса учащихся к новым предметам, факультативным курсам, кружкам, жизни и истории своих предков, национальному наследию. Так, из 79 опрошенных учащихся 7-11 классов удовлетворены новыми предметами - 77,2%, факультативными курсами - 56,9%, внеклассной работой 72,1%. Результаты исследования показали, что важное место среди побудительных причин отводится узнаванию нового - 84% опрошенных, общению с товарищами, учителями - 89%. Это, в определенной степени, говорит о стремлении учащихся к пополнению знаний, об улучшении межлич-
ностных отношений в школьном коллективе, о росте педагогического авторитета учителя у детей, о высокой эффективности воспитания таких черт русского характера, как коллективизм, товарищество.
Общая картина отношения учащихся, учителей, родителей, жителей села к преобразованиям в школе до и после эксперимента дана в таблице 1.
Таблица 1.
Показатели отношения учащихся, учителей.родителей, жителей села к преобразованиям в школе до и после эксперимента^ процентном выражений).
г. |\ Критерии 1 | Заинтересованность | работой ыколы -I--"1---- --1 | Удовлетворенность ¡Проявление интереса к | | образовательным ¡изучении истории | | процессом ¡семьи, села, страны, \ | ¡традиций и обычаев | | ¡русского народа |
¡Категории \ ¡опрашиваемых 1 ■ 1 1до ¡после ¡Локаза-|экспери- ¡экспери- |тели ¡мента ¡мента ¡роста 1 1 > 1 I 1 1 |до ¡после ¡Показа- 1до ¡после ¡Показа-1 ¡экспери- ¡экспери- ¡тели ¡экспери- ¡экспери- ¡тели | ¡мента ¡мента ¡роста ¡мента ¡мента ¡роста (
¡Учащиеся 1 1 1 |||||| | 72.1 | 93.6 | +21.5 | 47.2 | 90.4 | +43.2 | ¡¡11111
¡Учителя 1 1 1 | 74.2 | 91 | +16.8 | 85.7 | 96.5 | +10.8 |
[Родители 1 1 1 | 51.2 ( 89 | +37.8 1 ||||||| | 75.1 | 94.1 |+19 | 67.2 | 83.5 ¡+16.3 | 1111
¡Жители села ■ 1 40.8 | 71.4 | +30.6 1 1 1 1111111 | - | - | - | 37.4 | 66.7 | +29.3 | 1111111
Результатом опытно-экспериментальной работы стали разработка и принятие Декларации учащихся, учителей, родителей, создание на базе школы краеведческого музея села, формирование общего мнения педагогического коллектива, родителей, общественности села о необходимости создания единого культурно-образовательного комплекса; "Детский сад - школа - Дом культуры - библиотека", где зкола выполняет интеграционную функцию во взаимодействии всей социальной инфраструктуры села. являет собой центр духовной жизни.
По итогам опытно-эксприментальной работы проведена научная экспертиза Липецким институтом усовершенствования учите-
лей, принято решение коллегии департамента науки и образования Администрации Липецкой области о переводе школ Хлевенско-го района в режим развития; распространении опыта работы по проблеме:"Принцип народности как основа воспитания и обучения в новых социально-экономических условиях" в школах области.
Полученные данные убеждают в том, что удалось достичь определенной педагогической эффективности опытной работы. Результаты исследования в целом подтвердили выдвинутую гипотезу.
Наде исследование показало, что достижение высокой педагогической эффективности в реализации принципа народности возможно в условиях деятельности школы как образовательной системы в режиме развития, при наличии сплоченного коллектива единомышленников - профессионалов. По нашему мнению, в режиме развития может находиться та школа, которая поставила перед собой цель реализации принципа народности, видит в этом свое главное предназначение и определила пути его реализации.
Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях автора:
1. Организация учебно-воспитательной работы в русской школе. //Русская национальная, школа. -Елец, 1994, с. 75-79.
2. Ждать некогда. //Народное образование, 1995, N2 , с. 54-55.
3. Принцип народности как основа воспитания и обучения. -Елец, 1997, 3.6 п. л.
4. Принцип народности: гуманистический аспект. // Тезисы докладов межвузовской научной конференции "Ненасилие как условие развития творческой личности" -Елец, 1997, с.142-143. •
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Черных, Любовь Алексеевна, 1998 год
Введение.
Глава I, Принцип народности: история и современность,
§1. Идея народности в истории общественно-педагогической мысли России
§2. Разработка принципа народности как основы воспитания и обучения в педагогике XX века.
§3. Народность как теоретическая основа деятельности современной сельской школы.
Глава II. Реализация принципа народности в деятельности современной сельской школы.
§1. Реализация принципа народности на уровне содержания и технологии образования.
§2. Принцип народности во взаимодействии школы и образовательной среды села.
§3. Анализ деятельности сельской общеобразовательной школы по реализации принципа народности (на примере Ново-Дубовской средней школы) .]
Введение диссертации по педагогике, на тему "Принцип народности в деятельности современной сельской школы"
Актуальность исследования вызвана необходимостью поиска новых подходов к воспитанию и обучению, соответствующих радикальным изменениям социально-экономических условий, укрепления общественной связи образования с историко-культурным наследием страны, удовлетворения культурных потребностей личности как носителя духовно-нравственных и культурных ценностей своего народа.
Как показывает опыт, постоянные попытки реформирования обра-А = • зования не дали желаемых результатов. Проведение масштабного экспериментирования в системе народного образования без соответствуrjg ющей материально-технической и кадровой базы, без теоретического и методологического обеспечения, поспешное внедрение неапробиро-г| ванных на практике теоретических идей, как и копирование зарубежного опыта без знания и учета своей национальной "почвы", национальной психологии, не привело к позитивным результатам, тенденциям, изменениям, а наоборот, усилило и ускорило процесс стагнации и во многом способствовало разрушению российского образования.
За последние годы произошел отрыв значительной части нашего общества от духовно-нравственных ценностей, традиций народа. Назрела жизненная необходимость переориентации системы образования на национальные интересы, построение ее на народной основе, а именно - на основе ценностей и традиций русской культуры. Одна из важнейших проблем социокультурной жизни общества на современном этапе - развитие национальной модели образования, в основе которой находится национальная школа. Именно она призвана передать молодым людям бесценное богатство, накопленное многими поколениями: нравственные устои, традиции, духовные и историко-культурные ценности. В наше время это не единственное, но одно из главных средств противостоять духовному обнищанию, национальной нивелированности.
В истории общественно-педагогической мысли России освещались различные аспекты национального воспитания и обучения(К, С. Аксаков, И. В. Киреевский, М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Ю, Ф. Самарин, А. С. Хомяков и др.). Эти идеи нашли отражение в работах русских просветителей В.Г.Белинского, В. И. Водовозова, П. Ф. Каптерева, Л.И.Менделеева, А.А.Мусина-Пушкина, Н. И. Пирогова, В. А. Рачинского, В. Н. Сороки-Росинского, В. Я. Стоюнина, Л. Н. Толстого, К.Д. Ушинского и других. Они разрабатываются современными учеными Е. П. Белозерцевым, И. Ф. Гончаровым, В. А. Кобьшянским, В. Ю. Троицким, В. К. Шаповаловым и др. Ими утверждается мысль о том, что в процессе воспитания и обучения национальные, народные корни должны давать живительную силу для формирования личности нового типа, обладающей широким кругозором, нравственной и эстетической культурой. В образовательной практике накоплен определенный опыт организации воспитательной и учебной работы с использованием историко-культурного, литературно-краеведческого материалов и богатств народной педагогики.
Однако анализ литературы и образовательной реальности показал, что организация и содержание образования в современной школе с учетом его национальной природы, с одной стороны, взаимодействие с учеником как объектом и субъектом национального воспитания, с другой, и утверждение школы как образовательной системы, системы, основанной на принципе народности, с третьей, остались вне поля зрения исследователей. Названные проблемы порождены ря
I дом противоречий, имеющих место в современной реальности: противоречие между осознанием необходимости коренного изменения содержания образования и теоретической неразработанностью целостной системы воспитания и обучения на национальной основе; между имеющимся уровнем образования ученика и ожиданиями, стремлениями учителя повысить этот уровень образованности; между происходящими в общественных науках процессами переосмысления истории русского народа, ценностей общества и недостаточной освещенностью в литературе целей, задач воспитания и способов их достижения (в распоряжении учителей отсутствует учебно-методический комплекс, отра-5 жающий особенности языка, духовного, историко-культурного наследия страны). Неоправданно мало исследований по использованию национального наследия в учебно-воспитательном процессе на уровне 'I монографий, кандидатских и докторских диссертаций.
Особое место в системе российского образования принадлежит сельской общеобразовательной школе, имеющей важное значение в духовно-нравственном развитии социума современного села. Именно сельская школа обладает большими возможностями организации педа-.,Е гогического процесса на основе принципа народности, использования f богатого национального наследия. j Острота проблемы, недостаточная ее разработанность, поиск
I средств и способов разрешения существующих противоречий, значиlj мость их разрешения для теории и практики образования послужили
Щ основанием для формулирования проблемы исследования: каковы педа ~ - гогические условия, обеспечивающие реализацию принципа народности
1 i\ в деятельности современной сельской школы.
Решение этой проблемы составляет цель исследования, s Объект исследования - современная школа в сельском социуме. В
Предмет исследования - организация жизнедеятельности сельской школы на основе принципа народности.
Задачи исследования:
- изучить состояние проблемы в истории общественно-педагогической мысли России;
- раскрыть сущность принципа народности и разработать требования к его реализации в жизнедеятельности современной сельской школы;
- рассмотреть сельскую школу как образовательную систему и ее возможности для реализации принципа народности;
- опытно-экспериментальным путем проверить содержание и организацию жизнедеятельности современной сельской школы на основе принципа народности.
Гипотеза исследования. Можно предполагать, что жизнедеятельность современной сельской школы, организованная на принципе народности, будет способствовать целостному развитию личности и ее духовно-нравственному становлению, если:
- школа рассматривается как социально-педагогическая система;
- ее деятельность строится на переосмыслении и уточнении принципа народности с учетом новых социально-экономических, историко-культурных, философско-религиозных реалий;
- ее педагогический коллектив определил для себя требования к реализации принципа народности на уровне содержания, образовательной технологии, во взаимодействии школы и образовательной среды села и реализует их в своей повседневной деятельности.
Методологическую основу исследования составили общефилософская идея о роли народа в создании духовной культуры; аксиологический подход, рассматривающий в качестве главной ценности общества и образования - человека; системный подход как диалектический метод познания явлений и процессов педагогических действий; положение о связи образования подрастающего поколения с историко-культурными ценностями общества, его духовными и национальными истоками.
Источниками исследования явились труды по философии, истории русской педагогики, исследования общепедагогического характера, работы отечественных исследователей по проблеме национального воспитания и обучения, нормативные документы, программы, учебники, учебно-методические пособия, концепции, опыт работы конкретной школы, а также собственный опыт педагогической работы автора в качестве учителя, заместителя директора, директора школы.
Методы и база исследования. Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы:
- теоретический анализ исторической, философской, педагогической литературы по проблеме исследования;
- ретроспективный анализ собственного и коллективного опыта педагогической работы;
- опытно-экспериментальная работа;
- анализ школьных экспериментальных учебных программ, учебного плана, учебников, учебно-методической документации, отчетов, рекомендаций;
- диагностический метод (анкетирование, тестирование, беседа, социологический опрос);
- включенное наблюдение.
Опытная работа проводилась на базе Ново-Дубовской средней общеобразовательной школы Хлевенского района Липецкой области. Различными методами исследования были охвачены 220 учащихся, 30 учителей, 108 родителей и жителей села. В качестве экспертов выступили преподаватели кафедры педагогики и психологии Липецкого института усовершенствования учителей.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 1988 по 3 998 годы. Время работы над исследованием условно можно разделить на несколько этапов.
На первом этапе (1988 - 1989 гг. ) проводился ретроспективный анализ деятельности школы за последние 5 лет, исследовалась готовность участников педагогического процесса к включению в опытно-экспериментальную работу.
На втором этапе (1989 - 1991 гг. ) осуществлялось теоретическое осмысление проблемы. Он включал изучение и анализ исторической, философской, педагогической литературы, образовательной реальности и потребностей школы. Это позволило сформулировать проблему, определить понятийный аппарат и гипотезу исследования, разработать программу собственной работы.
На третьем этапе (1991 - 1993 гг.) организовывалась опытно-экспериментальная работа, уточнялась, совершенствовалась система учебно-воспитательного процесса на основе принципа народности, разрабатывались учебный план, экспериментальные учебные программы.
На четвертом этапе (1993 - 1996 гг.) велась реальная опытно-экспериментальная работа в соответствии с рабочей гипотезой исследования. Эта работа включала апробацию, корректировку экспериментальных учебных программ, регулярное диагностическое отележивание результатов работы, апробацию и внедрение в практику полученных результатов, их обсуждение с педагогическим коллективом, расширение масштабов опытной работы с начальной школы на среднее и старшее звено.
Пятый этап (1996 - 1998 гг.) был связан с обработкой результатов, полученных в ходе исследования, формулировкой общих выводов, подведением итогов опытной работы, разработкой и внедрением методических рекомендаций в практику работы школ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Принцип народности в жизнедеятельности современной сельской школы выступает в качестве системообразующего принципа, определяющего ее основные характеристики: смысл, содержание, технологию образования и управление. Реализация принципа народности создает условия для проявления национальной самобытности и приобщения молодежи к духовным ценностям национальной культуры, родному языку, истории, географии; предполагает опору на православные традиции, православное сознание народа; защиту государством национального характера образования.
2. На уровне содержания, технологии образования принцип народности реализуется через ряд требований:
- приоритетность в образовательном процессе курсов, имеющих своим предметом родной язык, отечественную историю, народную культуру, природу, географию своей страны, края, области, региона, села;
- соответствие характера образования потребностям, духовному и физическому складу жителей конкретной местности;
- создание условий для сохранения и реализации индивидуалькультуры учителя;
- организация диалога в системах отношений (учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-родитель, ученик-родитель, учитель-учитель, учитель-жители села, родитель-родитель); диалог исторического прошлого, современной реальности и желаемого будущего; русской культуры и культуры других народов; чувственного и рационального; гуманитарного и естественно-математического знания.
3. Во взаимодействии школы и образовательной среды села принцип народности реализуется через такие требования, как:
- знание и учет общественного мнения, потребностей и особенностей окружающего социума, сельской семьи и использование их педагогических возможностей в воспитании и обучении детей;
- признание учащихся, родителей участниками педагогического процесса, активное их включение в управление школой;
- соборность, внутреннее единство всех участников педагогического процесса - жителей села;
- интеграционная функция школы во взаимодействии с семьей, окружающим социумом в процессе организации воспитания и обучения детей, подростков и молодежи, поддержания школы в режиме развития.
Научная, новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем поставлена и решена актуальная научно-практическая задача, связанная с раскрытием сущности принципа народности как теоретической основы деятельности современной сельской школы; показана специфика деятельности сельской школы в режиме развития, организованной на основе принципа народности; разработаны требования к реализации принципа народности на уровне содержания, образовательной технологии, взаимодействия школы и образовательной среды села; теоретически обоснованы и опытно-экспериментально проверены содержание и организация жизнедеятельности современной сельской школы на основе принципа народности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования используются в практической деятельности педагогов Липецкой области; ряд выводов и предложений могут быть использованы в курсе лекций и практических занятий при подготовке учительских кадров и в процессе повышения квалификации педагогов и менеджеров образования.
Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается опорой на ведущие идеи мыслителей, педагогов о воспитании и обучении, педагогическим анализом и интерпретацией источников и документов, использованием комплекса методов исследования, их адекватностью задачам исследования; объективной оценкой полученных дачных, научной экспертизой практической деятельности педагогического коллектива школы, проведенной Липецким институтом усовершенствования учителей, и творческим использованием результатов в работе различных школ области.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись через опытную работу, выступления на научно-практических конференциях областного института усовершенствования учителей, Елецкого государственного педагогического института, районных и областных конференциях учителей, на заседаниях кафедр педагогики ЛИУУ и ЕГПИ, семинарах для учителей и руководителей школ области, через публикации печатных работ, выступления по областному радио и телевидению, на Всемирном Русском Народном Соборе (Москва, 1996) , межвузовской научной конференции "Ненасилие как условие развития творческой личности" (Елец,1997).
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы
1. Программа эксперимента педагогическим коллективом школы выполнена.
2. Работа по экспериментальным программам показала, что они жизненны, достаточно эффективны и могут быть рекомендованы к распространению в школах области. В этой связи предоставляется возможным, необходимым и оправданным публикация сборника учебных программ, подготовленных и апробированных в школе. У педагогов есть твердая уверенность в прогрессивности и эффективности перехода школ на новые программы,
3. Экспериментальную работу в школе следует продолжить. Это мотивируется тем, что работа над программами русской школы стимулирует разработку философии образования, выявления места образования в культуре и культуры в образовании, роли личности в развитии культуры и роли культуры в становлении личности.
4. Необходим переход на многоуровневую структуру образования, так как только в этом случае возможно удовлетворение потребности личности в образовании и потребности русской нации в высокообразованных кадрах. Предстоит дальнейшая работа по изменению содержания и совершенствованию организации и педагогической деятельности на основе признания учащегося личностью, обладающей качествами самобытности, уникальности, богатством желаний и возмож
1 Д. w 1
5, Интегрированное обучение, начатое в школе, обнаружило много новых проблем, неясностей. Необходимо в 1996-97 учебном году продолжить поиск путей, их разрешение. Педагогический коллектив школы, уже имея опыт экспериментальной работы, располагает деловыми связями с вузами области, Волгограда, Санкт-Петербурга, может успешно работать в данном направлении.
Зав. кафедрой педагогики и психологии "Липецкого областного ИУУ, кандидат пед.наук
В.А.Станкевич
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Липецкого областного ИУУ
В, Н, Кошеле в
14. 05. 1996 года
Заключение
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Черных, Любовь Алексеевна, Елец
1. Акимова М . К. Интеллектуальные тесты .//Психология индивидуальных различий, Тесты . /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Со-манова. - М.: изд-во МГУ, 1982. - .с. 322-323.
2. Амонашвили Ш. А. Единство цели. - М., 1987. - 206 с.
3. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети ?: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1986. - с. 348 - 149.
4. Анофрикова П. Проблема народности воспитания в русской общественной мысли 30 - 40-х годов XIX века Дис. к. п. н. м. ,1952.
5. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX веков. -М.: Педагогика, 1990. -с .52-53.
6. Арсеньев А. Проблема цели в воспитании и образовании. //Философско - психологические проблемы развития образования. -М. ,1981 .-176с.
7. Афанасьев В. Г. О системном подходе к воспитанию. //Сов. педагогика, 1991, Ш, с. 79.
8. Афанасьев В. Г. Системность и общество. - М. ,1980. - с. 26.
9. Бабанский Ю. К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1988.
10. Беленький Г. И. Приобщение к искусству слова. - М. ,1990. - с. 16-17.
11. Белинский В. Г. ПСС.,Т. VII. -изд. АН СССР, 1955. - с. 342-343.
12. Белинский В. Г. ПСС.,Т. 7. - изд. АН СССР, 1954. -127,305-307
13. Белинский В.Г. Собр. соч. в 9т., Т. 9. - 1981. -с. 59. С 127, 305,307. 3 4. Белозерцев Е. П. Строить соборно, сообща. //Народное об-! - 156 -разование., 5 994, N 9-10, с. 33-36.
14. Белозерцев Е. П. Соборность как путь к новой школе. // Русская школа. -М., 3993. - с. 10-28 .
15. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы. - М., 1995. - с. 31-56.
16. Белозерцев Е.П. 0 смысле, содержании!* результатах русского образования. //Русская школа. Духовно - нравственные проблемы воспитания. -М.: Русское слово., 1996. - с. 73 - 52.
17. Беляев В. И. Традиции народности в педагогике Т. Шацкого. //Педагогика, 2994, N5. - с. 70 - 74.
18. Бестужев - Лада И. В. К школе XXI века. / Размышления со- I циолога/. -М.: Педагогика, , 1988. - с. 154 - 166.
19. Бессонов Б. Русская идея, мифы и реальность, - Т. I. - М., 1993. -с. 27.
20. Вилярский. Материалы к биографии Ломоносова, изд. ,1865.-с. 655.
21. Богуславский М. В. Диалог прошлого и настоящего. //Педагогика, 1995, N4. с. 119.
22. Богуславский М. В. Русская школа графа Игнатьева. //УГ, N17,1993.
23. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностью - ориентированного воспитания. //Педагогика, 1995, с. 29-. 36.
24. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека, культуры и нравственности: Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях.-Ростов на Дону: РГПУ, 1995. с. 32.
25. Васильцова 3. П. Мудрые заповеди народной педагогики.-Хабаровск, 1989. с. 16-20. - 157 -
26. Виноградов Г.С. Народная педагогика.-Иркутск.: Изд-во Восточно-Сибирского об-ва, 1926. -с. 58 - 59,
27. Вещгоовская Р. Б. Сорока-Росинский: проблемы русской национальной школы. //Педагогика, 1996, N3, с. те-81
28. Водовозов В. И. Проект нового устава для школ низшего и среднего возрастов. //С. -Петербургские ведомости, i860, N192.
29. Волжанин Вл., Дин В. Ф. Смирнов Д. 0 национальной школе. - СПб. ,1916 . с. 3-10. 31. Волков Г. Н. Этнопедагогические заметки. //Сов. педагогика, 1991, N9, с. 93-94.
30. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары.: Чувашское кн. изд-во. 1974. - с. 160.
31. Волков Г. Н. Педагогика жизни. - Чебоксары.: Чувашское кн. изд-во, 1989. с. 138,155.
32. Второй Всемирный Русский Собор. Второй этап. Через духовное обновление к национальному возрождению. 1-3 февраля 1995г.-М.: Роман-газета, 1395. - с. 29 - 79.
33. Ганелин Ш. И. Очерки из истории средней школы в России.-М.: Учпедгиз, 1954. - с. 29.
34. Ганичев В.Н. Наша русская школа.//Русская школа. Выпуск I.-M.: Роман-газета, 1993. с. 3-9.
35. Ганичев В. Н. Русские версты. -М.: Русский Духовный Центр. Роман-газета, 1994. - с 3-9
36. Гершунский Б. Педагогическое науковедение.//Сов. педагогика 1989, N10, с. 72-73.
37. Гершунский В.С., Пруха Я. Дидактическая прогностика и некоторые актуальные проблемы теории и практики, - Киев, Рабочая школа., 1987.-49с. - 158 -
38. Гессен И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа-Пресс, 3995 - с. 349.
39. Гогобедидзе Г. М. Этнокультурный аспект литературного образования в национальной школе/РАО. - Черкесск:Карачаево-Черкесское кн. изд-во, 1996.-146с.
40. Гончаров И. Ф., Школа отживающая и восходящая. /Народное образование 1993, N5, - с. 36-40.
41. Гончарова Т. И., Гончаров И. Ф. Да будут наши помыслы чисты//Народное образование, 1991, N9, с. 94-98.
42. Гончаров Н. К. Педагогическая система К.Д. Ушинского.-М.: Педагогика., 1974. - с. 113-133.
43. Гончаров И. Ф. Вопросы со стороны и к самому себе. //Народное образование, 1996, №6, с. 63-74.
44. Горбачевич К. Русский язык . Прошлое. Настоящее. Будущее.: Кн. для внекл. чт. (8-10кл.). -М.: Просвещение, 1984. -с. 62-67.
45. Горячев B.C. Материалы к концепции русского образования в России. -М., 1996. -с. 2-25.
46. Гришина Г. Н. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье. Автореферат дис. канд. пед. наук. -М., 3990. -с. 3.
47. Громкова М. Т. Образование - стимул саморазвития личности. //Педагогика, 1933, N3, с. 23-25.
48. Гуманизация воспитания в современных условиях /Сб. ст. под ред. 0. Газмана, И. А. Костенчука. -М. : Инноватор., 1995. -115с.
49. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. -М., 1991. -с. 81, 91.
50. Даринский А. В. Региональный компонент содержания образо- - 359 -вания. //Педагогика, 1991, с. 18-20.
51. Домков М, Д. Очерки по истории русской педагогики. -М., 1915,-с. 49
52. Десятилетие Министерства народного просвещения. 1833-1843, СПБ, 1843, с. 2-4.
53. Диагностика как фактор развития образовательной системы. /Г. А. Деминова и др. -СПб: ЛОИУУ, 1995. -80с.
54. Добролюбов для школы. Изд-во 0.Н.Поповой.-С-Петер- бург. ,1911.-682 с.
55. Добролюбов Н. 0. Избр. педагогические высказывания. ; Гос. уч. -педаг. изд-во. -М., 1936. -388с.
56. Доктрина образования в России, /авт. Е. П. Белозер- цев, В. Горячев и др. - М., 1996. -15с.
57. Западники сороковых годов.//Сост. Ф. Ф. Нелидов. -М. ,1910.-с. И, 260.
58. Зеньковский В. В. Опыт православной педагогики.-М., 1993.-240с.
59. Из истории педагогической мысли и школы. Сб. тр.-М. ,1974.-с. 161.
60. Из опыта гуманизации образования в петербургской школе.: Аналитический отчет/Сост. Алексашин И. Ю. и др. -С-Петербург. ,1993. -75с.
61. Ильин И. А. Собр. соч. в Ют. , Т. 1. -М., 1993. -с. 199-201.
62. Ильин И.А. Путь к очевидности.-М.: Республика. , 1993. -с. 228-246.
63. Ильин Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника: Кн. Для учителя. : Из опыта работы. -М. :Просвещение., 3988. -224с
64. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный - 160 -процесс). М., Педагогика, 1984. -144с. " 67. Интервью и беседы с Львом Толстым.-М., 1986. с. 313.
65. Исаев И. Ф. Школа как педагогическая система:основы управления. Учебное пособие.-Белгород: Изд-во БГУ, 1997. с. 245.
66. Казанцев Н. К. Принципы, на которых утверждалось русское просвещение и основы, на которых должно построить новую школу. -Александровск. 3910.-с. 37.
67. Кайманов 0. В. Для народного учителя. Идеалы народной школы. - М., 1905.-с. 12.
68. Каптерев П. Ф. Новая русская педагогия. - Изд. 2-е доп. - С-Петербург, Земля., 1914.-с. 32- 61.
69. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика 1982. -с. 258-259.
70. Каптерев П. Ф. Современные задачи народного образования в России. Изд-во ж.м Народный учитель".-М., 1913.-с. 32-61.
71. Каптерев П. Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. Изд-во ж. "Русская школа''. - С-Пе-тербург., 1898.-с.28
72. Калто А.Е. Управление школой: оптимальное соотношение централизации и децентрализации. //Сов. педагогика, 1989, N6, с. 42-46.
73. Качалова Е. Н. Развитие творческих способностей учащихся: Психологические основы и упражнения. - Якутск., 1995.-94с.
74. Киреевский И. В. 0 характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России .//Поли. собр. Соч. в Зт., Т. I.-M., X KJ \J х . u . fc { , & <J w.
75. Климова Т.П., Русская национальная школа в свете историка -культурного наследия мира и России.//Русская национальная школа. -Елец., 1994. с. 22.
76. Ключевский В. Два воспитания . //Соч. в 9т., Т. 9. -Материалы разных лет. / Под ред, В. Л. Янина, послесловия и комментарии Р. А. Киреевской. - М., 1990.-с. 26.
77. Ковалевский П. И. -Педагогические размышления. Национальное воспитание. Опыт православной педагогики. -М., 1993 .-192с.
78. Кобылянский В. А. Русская идея и возрождение России. Иркутск: Из - во Иркутского университета, 1997. 164с.
79. Корнилов И. П. Задачи русского просвещения в его прошлом и настоящем. - СПб. , 1902. - с .10.
80. Корнилов И. П. Очерк истории русской школы, её современное состояние и на каких незыблемых началах она должна утверждаема. - СПб., 1901. -с. 9.
81. Кривошеева Г. А. Народные праздники в детском саду/Ин - т повышения квалификации, -УЛЬЯНОВСК., 1995. - 47с.
82. Кузьмин В. Л. Системный подход в современном познании. //Вопросы философии. -М. ,1980. -с. 55-73.
83. Кузнецова Л. В. В стенах православной гимназии. //Российская газета, 1992, Ш\.
84. Куценко В. А. Образование лицом к человеку.//Сов. педагогика, 1991, Шг с. 51-56.
85. Лазарев В.С., Поташник М. М. Как разработать программу - 162 -развития школы.: Метод, пособие для руководителей образовательными учреждениями. -М.: Новая школа, 1993. -48 с.
86. Лебедев 0. Е. Теоретические основы педагогического целе- полагания в системе образования. Диссертация доктора педагогических наук. - С - Петербург. РГПУ им. А. И. Герцена., 2992. -337 с.
87. Леонтьев К. Н. Записки отшельника. -М. ,1992. -с. 360.
88. Лиймитс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения. -М.: Знание., 1982. -96с.
89. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения.: Уч. пособие по спецкурсу для студентов пед.ин-тов. -М.: Просвещение., 1982. -с. 46-47.
90. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. Спецкурс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -М.: Прометей. ,1995. -с. 63, 70, 97.
91. Лихачев Б. Т. Образование: идеология и политика. //Педагогика, 1995, N4. с. 42-43.
92. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. -М.: Прометей., 1993.
93. Лихачев Д. Книга беспокойства. -М., 1991. -с. 234.
94. Личность в воспитательной системе: общение и саморазвитие: Межв. сб. ст. /ред. Л. Н. Куликова. - Хабаровск: ХГПУ., -1995. - 171с. - 163 -
95. Ломоносов М.В. ППС., Т. 9. -М - Л.; Академия наук., 1946.-с. 481-483.
96. Ломоносов М. В. ППС., Т. 7. -М - Л.: Академия наук., 1946.-с. 58, 92.
97. Лосский Н.О. Характер русского народа. -М.: Ключ, 1990. 96с./репринтное издание 1957г.-.//
98. Мальцева В.В. В. В. Зеньковский о духовно-нравственном развитии личности.//Педагогика, 1994, N4, с.96-97.
99. Материалы для практического использования и дальнейшего сотрудничества в деле защиты образования в России. -М., 1995.-25с.
100. Материалы международной научной конференции, посвященной 850-летию г. Ельца. -Елец., 1996. -с. 190-209.
101. Менделеев Д. И. Соч.: В 25т., Т 23. - М-Л., 1952.
102. Метелягин А.С. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников сельских школ на традациях русской народной культуры. Диссертация к. п. н. -М., 1996.
103. Мещерякова М. И. Дети-душа нации//Педагогика, 1995, N5, с. 3-10.
104. Модзалевский Л.Н. 0 народности воспитания по Ушинскому. В кн. "Памяти К. Д. Ушинского". -СПб., 1896. -с.162.
105. Модзалевский Л.Н. Педагогическая автобиография. -С-Пе- тербург.: Изд-воЫ.Г. Мартынова., 1899. -46с. ИЗ. Монахов В.М. Тенденции развития содержания общего среднего образования. //Сов. Педагогика, 1990, N2, с. 20.
106. Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. -Элиста: Джангар., 1995.-155с.
107. Мусин-Пушкин А.А. 0 необходимости национального направ- - 164 -ления нашей школы, -Петроград., 1915. -с. 11.
108. Народные языки в учебных заведениях: Материалы научной конференции. //Ред. - составитель В. Ф. Гудков. -Воронеж.: Школа-Пресс., 1996.-112 с.
109. Национально-региональные особенности экологического образования и воспитания: Межрегиональная научно-практическая конференция, /ред. Тармаханов Г. Д., -Улан-Удэ: Олзон, 1995.-177 с.
110. Неверов Я. Что нужно для народного образования в России. //Русский педагогический вестник, 1851, N4, с. 16.
111. Непрерывное педагогическое образование./Министерство образования РГПУ им А. И. Герцена, 1996. -121 с.
112. Никитин А. Ф. Единство нравственного и гражданского воспитания.//Сов. Педагогика, 1990, N7, 32 с.
113. Новиков Н.И. 0 воспитании и наставлении детей. "Прибавление к Московским ведомостям" . , 1783. -с. 5, 8.
114. Образовательные технологии: Межвузовский сборник научных трудов./Редактор В. В. Кравец. -Воронеж: ВГПУ, 1995. -69 с.
115. Общее среднее образование России. Сб. нормативных документов 3992-1993 гг. -М.: Просвещение, 1993. -с. 7-12.
116. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ и0б образовании '7/УГ, 1996, N5, с. 11.
117. Орлов В. И. Процесс обучения: природа, противоречия, принципы. -М.: Б. И. 1996. -61 с. - 165 -
118. Орлов В.И. Русские просветители 1790-1800 гг. -Изд-во 1950. -с. 13.
119. Основы внутришкольного управления./Под. редакцией П. В. Худоминского. -М.: Педагогика, 1987. -90 с.
120. Павлова Г. Е., Федорова А. М.В.Ломоносов. -М., 1988.- с. 389.
121. Педагогическое наследие Л.Н.Толстого. -Тула., 1975. -с. 78.
122. Педагогика за национальное возрождение; вопросы истории, теория и практика. //Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции 27-31 мая 1991г. -Бишкек., 1991. -с. 3.
123. Педагогические традиции воспитания и обучения подрастающего поколения. -Липецк., 1996. -с. 4-60.
124. Педагогика: Уч. пособие для студентов пед. институтов. /Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин и др.; Под ред. Ю. К. Ба-банского, -2-е изд., доп. и перераб. -М.: Просвещение., 1988. -479 с.
125. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Второе изд-е./Под. ред. П. И. Пидкасистого. -М.; Российское педагогическое агенство., 1996. -с. 465-480.
126. Педагогика уч. пособие для студентов пед. уч. заведений. //В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов; Школа - Пресс, 1997. -512 с.
127. Письма Победоносцева к Александру III. В 2т., Т. 2. -М., 1926. -с. 39.
128. Платонов 0. А. Русская цивилизация. -М.: Роман - газета., 1995. -с. 8-9. 166 -
129. Победоносцев К.П. Ученье и учитель.//Сов. педагогика, 1991, N3, с. ИЗ.
130. Подласый И. П. Педагогика. -М.: Просвещение., 1996.
131. Положение о русской национальной школе.//Русская школа. Выпуск I. M. : Роман - газета, 1993. -с. 101.
132. Пономаренко В. А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания.//Педагогика, 1994, N3, с. 14-15. v, 143. Поснова Г. В. Гуманистическая направленность воспитательной деятельности в современной школе. Автореферат к. п.н. -Петрозаводск, 1996. -11 с.
133. Поташник М. М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учереждений. -М.: Новая школа, 1996. -с. 112-113.
134. Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса, -изд. Томского университета., Томск, 1986, 205с.
135. Проблемы управления учебно-воспитательным процессом./Под ред. Н. Ф. Тальуниной. -М., 1977. -237с.
136. Рехневский Ю.С. К.Д.Ушинский//Ушинский К. Д. Собрание сочинений. В 11-т. Т. 11 -М. -Л., 1949. 418.
137. Рогова P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентации личности ./РАО, Институт развития личности. -М.: Б. ,1996. -44 с.
138. Розанов В. В. Сумерки просвещения. -СПб. ,1899. -с. 190.
139. Розанов В. В. Сумерки просвещения. -М. , 1990. -с. 101,
140. Российское образование: история и современность. Коллек- 167 -тивная монография./Под ред. Ф.Егорова. -М.: ИТП и МИО РАО, 1994.-с. 164-181.
141. Руденко Ю.Д. Народная педагогика и В. А. Сухомлинс- кий. //Сов. педагогика,! 991, Ш, с. 103-106.
142. Русская душа .Тысяча лет отечественного любомудрия. /Сост. и, автор вступ. статьи В.Переверзеев. -М. : Роман-газета. , 1994. -240с.
143. Русская школа. Выпуск 1. -М.: Роман-газета.,-993. -с. 14-23,101-112.
144. Русская школа. Выпуск II. -М.: Роман-газета., 1994.-с. 38-41.
145. Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. -М. : Русское слово., 1996. -с. 73-83.
146. Русская школа. Проблемы и задачи. Всероссийская-конферен- ция по насущным вопросам русской национальной школы. Выпуск III. -М. : Роман-газета., 1994 .-с. 9 9 - Ш .
147. Садовский В. Н. Основания общей теории систем. -М., 1974. -с, 18
148. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование. //Педагогика, 1994, N5, с. 16-21.
149. Симонов О.П . Управление учебно-воспитательным процессом в средней школе на основе системного подхода. Автореферат дис. д. п.н. -М. 1991.-32с.
150. Семыкина Г. Куда идем? //Народное образование, 1994. ,N7, с. 52-59.
151. Сиповский В. Д. Образование и школа.//Антология педагогической мысли второй половины XIX начала ХХв. -М.: Педагогика, 1990. -с. 38. i Du
152. Смирнов В.3. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX века -М.: изд-воАПН РСФСР, 1954. -с. 16.
153. Содержание и технология многоуоовнего образования. Научно-практическая конференция. /Ред. В. Ф. Курилов. -Новокузнецк. :НГПИ., 1995. -211 с. (ч.П, 325с.(ч. 2).
154. Солдатенков А. Д., Лебедева 0. В. Национальная культура и подросток. /Педагогика, 1993, N1. -с. 38-39.
155. Соловьева 0. И. К. Д. Ушинский о семейном воспитании.//Дошкольное воспитание, 1945, N11-12, с. 23-27.
156. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика., 1991. -с. 62-66; 71,102, 115-117, 121.
157. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. -Свердловск.; Изд-во Уральского ун-та. ,1989. -148 с.
158. СтоюнинВ.Я. Педагогические сочинения. -С-Петер- бург. ,1892. - с. 349- 425.
159. СтоюнинВ.Я. Избр. педагог, сочинения. -М.: Педагогика. ,1991., с. -149, 312-316.
160. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. -Киев.: Радянска школа. ,1969, -с. 154-212.
161. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. -М.: Молодая гвардия., 1971. с . 108.
162. Сухомлинский В. А. 0 воспитании./Сост. Автор вступит. Очерков Соловейчик. -М.: Политиздат, 1982. -с. 220-221.
163. Сухомлинский В. А. Потребность человека в человеке. -М.: Советская Россия, 1981. -93 с.
164. Тебиев Б. К. К.П.Победоносцев легенда и реальность. //Сов. педагогика, 1991, N3, с. 106.
165. Толстой Л.Н. Круг чтения. -СПб., 1910. -с. 257. - 169 -
166. Толстой Л. Н. Пед. Соч. (Сост Н. В. Вейкман (Кудрявая). -М. : Педагогика. 1989. -с. 67, 195, 339.
167. Троицкий В. Ю. Пути русской школы. -М. : 1994. -с. 6-7, 45-69, 72-78, 93.
168. Турченко В. Н. Основы стратегии образования: Новая парадигма - императив устойчивого развития. -Новосибирск. : ИФИПР. -1995. -56с.
169. Уледов А. К. Духовное обновление общества. -М., 1990. -с.
170. Управление современной школой: пособие для директора школы. /Под редакцией М. М. Поташника. -М., Внедренческое МП "Развитие образования" при НИИ управления, экономики и развития образования, 1992. -с. 133 - 145.
171. Управление, информация, интеллект./Под ред. А. И. Берга, Б. В. Бирюкова, В. Геллера, Г. Н. Поворова. -М. : Мысль, 1976. -383 с.
172. Успенский М. Б. и др. Когда закончились уроки... Внеклассная работа по русскому языку в средних и старших классах национальной школы: Пособие для учителя. СПб.: отд-ние изд-ва: "Просвещение", 1992, 126 с.
173. Ушачев В. П. Творчество в системе образования. -М.: Прометей, 1995, 217 с.
174. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. -М., 1954. -т. 2. -с. 201.
175. Ушинский К. Д. Руководство к преподаванию по "Родному слову"., Ч. 1, издание 8-е. -СПб, 1870.
176. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6т. Т. 1.-М., 1988. -с. 206, 229, 253, 360-361. - 170 -
177. Ушинский К. Д. Сочинения, т. 2. -М.: изд. АПН РСФСР, 1948. -с. 122-161.
178. Ушинский К. Д. Собр. соч., т. З.М. :-изд. АПН РСФСР, 1948. -с. 95.
179. Ушинский и русская школа./Под редакцией Е. П. Белозерце- ва. -М.: Роман-газета, 1994. - 192 с.
180. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2т., т. 1.-М.: Педагогика., 1974. -с. 91.
181. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. В 11т., Т. 2.-М. :Изд-во АН СССР, 1940-1948. -с. 64, 167, 432.
182. Учебно-воспитательная библиотека. Т. 1. -М., 1876. -с. И5.
183. Федеральный закон РФ "0 внесении изменений и дополнений в Закон РФ об "образовании*'. -М.: Федеральное собрание РФ. Государственная Дума,: Материалы, 1996. -с. 1-3.
184. Федотова В. Г. Духовность как фактор перестройки//Вопросы философии. 1987, N3, с. 16-20.
185. Федяева О.Д. Государственная политика в области образования в России (вторая половина 80-х - начало 90-х гг.). -Омск.: Б. и., 1995. -32 с.
186. Филипова И.А. Методика социально-педагогических исследований. Учебное пособие. -Челябинск, 1989. -81 с.
187. Филлипов Л.М. Школа и общество.//Педагогика, 1991, N10, с. 20-21.
188. Философия образования.//Педагогика, 1995, N4, с. 3-27.
189. Флит Н.В. Школа в России в конце XIX - начале XX в. -Ленинград, -, 1991. -с. 3-4.
190. Фрадкин Ф. А. Школа в системе социализирующих факторов.//Педагогика, 1995, N2, с. 79-83. - 171 -' 202. Фрадкин Ф. А., Малинин Г.Н. Воспитательная система Т. Шацкого. -М. : Прометей., 3993. -176с.
191. Фридман Л. М. Школа и общество. //Педагогика, 1991, N10, с. 20-21.
192. Фомичева И. Г. Типология воспитательно-образовательных систем. -Тюмень.: ТГУ, 1995. -134с.
193. Харламов И. Ф. Педагогика. -М.: Высшая школа., 1990.
194. Хомерики 0. Г., Поташник М. М., Лоренсова А. В. Развитие школы как инновационный процесс. -М., 1994. -с.18.
195. Хомяков А. Полное собрание соч. -Т. 1. -М., 1861. -с. 92.
196. Хомяков А. Письмо А. Н. Попову.// Полное собрание соч., Т. 8. -М, 1990 -с. 231.
197. Хомяков А. Об общественном воспитании в России. //Полное собр. соч. Т. 1. -М., 1931. -с. 127.
198. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России.//До Великой Октябрьской революции. (Учебное пособие для студентов пед. инст-тов. Под ред. д. п. н., профессора Ш. И. Паникина. -М. : Просвещение., 1974. -с. 29.
199. Христова Е.Л. Народная педагогика: историографические и теоретико-методологические проблемы. Диссертация к. п. н. -М., 1987. -с. 67.
200. Черных Л. А. Ждать некогда.//Народное образование, 1995, Ш, с. 54-55.
201. Черных Л. А. Принцип народности как основа воспитания и обучения. -Елец., 1997. -61 с.
202. Черных Л. А. Принцип народности: гуманистический аспект. //Межвузовская научная конференция. Елец 13-16 мая 1997г. Тезисы докладов. Часть II. -Елец., 1997. -с.142-143.
203. Чернышев В. И. Русское народное воспитание. //Живая старина., 1906, N4, отд. IV. -с. 1.
204. Чиряев К. Тропою народной педагогики. -Якутск. : Ситим., 1995. -131 с.
205. Шадриков В. Д. Нравственно-духовные качества русского народа. -М., 1997 с. 20-21.
206. Шаповалов В. К. Этнокультурная направленность российского образования М. ,1997. -с. 176.
207. Шаталов А. А. Л. Н. Толстой и народная школа -М. ,1994-с. 55-71.
208. Шаталов А. А. Проблемы народной школы в педагогике Л.Н. Толстого. Диссертация д. п. н. - М., 1994.
209. Шацкий СТ. Педагогические сочинения. В 4т. , Т. 2. -М.: Просвещение., 1964. -с. 200, 360.
210. Шацкий СТ. Педагогические сочинения. В. 2т., Т. 1. -М.: Педагогика., 1980. С 140-150.
211. Швакова Э. В. Д.И,Менделеев - педагог и общественный деятель второй половины XIX - начала XX в. России/Автореферат диссертации к. п. н. Петрозаводск, 1997. 15с. ШРПГУНПВ Н R Иабпанные пелагпгичепкие сочинения. -М • - 173 -АПН, 5954, -с. 387-388.
212. Шрекник Е. 0. Краткий очерк истории русской школы от первого ее возникновения до эпохи петровских реформ. -СПб, 1902. -с. 78.
213. Этническая педагогика./Составитель Пятин В. А. - Астрахань. : АГПИ, 1995. -155 с.
214. Яссман Л. Воспитание через образование. //Директор школы, 1995, N5, с. 51. г